+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Авиакатастрофа в перми boeing 737: Шесть загадок авиакатастрофы «Боинга-737» в Перми | ПОДРОБНОСТИ | ОБЩЕСТВО

0
«Там творился кошмар». National Geographic показал фильм о крушении «Боинга» в Перми

«14 сентября 2008 год. В России была глубокая ночь, через 45 минут «Боинг — 737″ должен был совершить посадку в аэропорту города Перми. На борту находились 82 пассажира, в основном — россияне».

Так начинается фильм-расследование «Смертельные границы», который сняли авторы сериала «Расследование авиакатастроф». 21 февраля его показали на канале National Geographic.

Официальная версия

Фильм основан на реальных событиях, которые случились в нашем городе больше 10 лет назад.

— Я встречал свою дочь Ксению в аэропорту, — вспоминает самые страшные минуты своей жизни пермяк Валерий Севастьянов. — Объявили, что самолет идет на посадку. Мы сидим, ждем, а самолет все не садится. Еле-еле мы выяснили, что «Боинг» пошел на второй круг, а потом служащие Большого Савино стали просто от нас отмахиваться: «Отстаньте, у нас проблемы, самолет упал».

Валерий Павлович сразу понял, что разбился именно тот самолет, на борту которого находилась его дочь. Ксении было всего 22…

Авиакатастрофа, напомним, произошла 14 сентября 2008 года в 5 утра на границе Свердловского и Индустриального районов Перми. Самолет, совершавший рейс Москва — Пермь, рухнул на железнодорожные пути. На борту находилось 82 пассажира (в том числе 7 детей) и 6 членов экипажа. Погибли все.

Расследование причин катастрофы продолжалось больше пяти лет. Уголовное дело закрывали и снова открывали. И так четыре раза.

Межгосударственный авиационный комитет пришел к выводу, что причиной трагедии стала потеря пространственной ориентировки экипажем. Виновным признали командира судна Родиона Медведева, в крови которого нашли алкоголь.

Следователи говорят, что по делу было проведено около 200 судебных экспертиз — медицинские, химические, молекулярно-генетические, взрыво-технические, авиационно-технические. В результате была собрана достаточная доказательная база, подтверждающая виновность Медведева.

Командир и пилот всего два раза летали вместе

— Авиалайнер, выполнявший рейс Aeroflot Nord Flight 821 из Москвы в Пермь, готовился к посадке, — говорится в анонсе канадского фильма-расследования о причинах трагедии. — Но неожиданно нос самолета резко накренился вниз, и он упал прямо на транссибирскую железнодорожную магистраль. Все, что осталось от Боинга 737, — обгоревшие обломки. Все 88 пассажиров погибли. Эксперты, которые расследовали причины авиакатастрофы, сначала предположили, что она произошла из-за дефекта в системе управления воздушным судном. Но при дальнейшем расследовании выяснилась серия шокирующих подробностей, которые заставили внести изменения во всю систему подготовки самолетов к вылету.

Командир воздушного судна 34-летний Родион Медведев и второй пилот Рустэм Алавердин, рассказывают эксперты программы, до этого полета всего два раза летали вместе. Они должны были совершить двухчасовой полет из Москвы в Пермь, а потом вернуться обратно.

«Боинг» за 16 лет эксплуатации налетал почти 45 тысяч часов. Самолет принадлежал авиакомпании Аэрофлот Норд — это региональная дочка Аэрофлота.

Эксперты фильма рассмотрели все возможные причины катастрофы.

Шел легкий дождь

В ту ночь в Перми шел легкий дождь, ветра не было, видимость — 10 километров. Более менее нормальные условия для того, чтобы посадить самолет.

Экипаж готовился к посадке, когда диспетчер попросил пилотов зайти на второй круг — пропустить борт, который только готовился к взлету.

Экипаж зашел на второй круг и начал снижение, когда второй пилот заметил, что самолет кренится влево.

— Угол крена, земля! Земля» — закричал пилот. И через несколько секунд лайнер рухнул на транссибирскую магистраль. На момент крушения в баках оставалось восемь тонн топлива, начался пожар.

Обломки самолета разлетелись в радиусе нескольких десятков метров. Однако канадские эксперты пришли к выводу, что при крушении самолет был цел. Он развалился на мелкие куски уже при ударе о землю.

Следователи круглосуточно собирали фрагменты самолета. Самописцы сильно пострадали, и их отправили на дополнительную экспертизу.

«С экипажем все в порядке?»

— Я сказал пилотам уйти на второй круг и начать снижение, — рассказывал в фильме актер, сыгравший диспетчера, который руководил посадкой. — Они подтвердили, что поняли приказ. Однако вместо этого они начали набирать высоту. Я спрашивал, все ли в порядке с экипажем? И не понимал, почему пилоты действуют не по указанию.

Мог ли борт врезаться в землю из-за обледенения руля? Такую техническую версию крушения эксперты программы выдвинули одной из первых и начали изучать рулевую систему борта.

Выяснилось, что буквально за несколько месяцев до катастрофы на этом самолете был заменен блок управления рулем. И один двигатель работал мощнее другого.

Насколько пилоты были опытными, обладали ли они достаточной подготовкой в условиях разбалансированного двигателя? — задавались вопросами эксперты.

Судя по документам о переподготовки кадров, Медведев плохо говорил по-английски. И не прошел дополнительную переподготовку для управления «Боингом 737». То есть мог забыть какие-то детали и плохо разбираться в управлении самолетом.

Второй пилот налетал почти втрое больше командира, но и его уровень профессионализма оказался слишком низким.

— Почему этих пилотов поставили в один рейс? — недоумевали эксперты фильма. — Их нельзя было ставить вместе. Неопытность и плохая подготовка экипажа — одна из причин этой трагедии.

«У них не было шансов»

Первые полтора часа полета прошли в штатном режиме. Проблемы начались именно при посадке. Борт сильно накренился вправо, и автомат не смог его выровнять.

— Второй пилот, который по сути и управлял полетом, отключил автопилот, — говорят эксперты. — Борт продолжал набирать высоту и крениться влево. Хотя должен был уходить вправо и снижаться. Такое ощущение, что командир и второй пилот просто не понимают, куда летит самолет.

— Непонятно, почему командир до последнего не хотел брать управление в свои руки, — продолжают документалисты, изучившие материалы расследования.

В фильме показали постановочные кадры, как второй пилот, который не мог справиться с разбалансированным двигателем, закричал командиру: «Возьми! Возьми!»

Но Родионов в ответ крикнул:

«Что? Я тоже не умею!»

«Мне страшно, у командира пьяный голос»

Эксперты пытались проанализировать тон голосов пилотов и пришли к выводу, что голос командира оставался напряженным на протяжении всего полета.

Известный факт: перед вылетом одна из пассажирок отправила своему другу сообщение следующего содержания: «Мне страшно, у командира пьяный голос!»

Эксперты прослушали приветственное слово командира воздушного суда и удивились ошибкам в его речи:

«Добрый вечер. Нет, доброе утро! Говорит командир, мы заходим на посадку, через 20 часов будем в Перми. Нет, через 20 минут».

— Он путается в словах, — заключили эксперты и обнародовали экспертизу мышечных тканей Родиона Медведева: уровень алкоголя был превышен.

— Там творился кошмар, — пришли к выводу авторы фильма. — Невнимательность пилотов, непрофессионализм обоих пилотов — это просто невероятно. К катастрофе привел целый ряд факторов.

В Перми разбился «Боинг». Погибли все

Читайте также:

Подробная хроника катастрофы и все последние новости (постоянно обновляются)

Лайнер компании «Аэрофлот- Норд», рейс SU-821 вылетел из «Шереметьево» в воскресенье в 1:12 по московскому времени. На борту находились 88 человек 82 пассажира, из них 7 детей, 6 членов экипажа из Архангельска и 21 иностранец. (см. полный список погибших)

Катастрофа произошла в 3.11 мск. «Боинг-737-500» заходил на посадку в Перми, на высоте 1800 метров экипаж запросил разрешение снизиться до 1200 метров и связь с экипажем оборвалась.

Жители многоэтажек пермского микрорайона Ераничи проснулись от рева низколетящего самолета. Многие слышали взрыв. Обломки лайнера рухнули в лесополосе на рельсы Транссиба между Ераничами и Крохалевом – в нескольких десятках метров от жилых домов, немного не дотянув до посадочной полосы Большое Савино. Экипаж сделал все, чтобы увести машину от многоэтажек. «Боинг» едва не упал на проходящий товарняк. Машинисту удалось затормозить и не врезаться в обломки.

— Выглянул в окно, а там все красное, огонь выше 10 этажа! — рассказывает один из очевидцев.

Лесопосадка между Ераничами и Крохалевом была вся в огне и дыму, обломки разбросало на 10 квадратных километров.

От удара и взрыва самолет разлетелся на мелкие фрагменты. Шансов выжить не было ни у кого. По предварительным данным, «Боинг» взорвался уже в воздухе.

Из Москвы в Пермь вылетел самолет МЧС России с оперативной группой и бригадой спасателей. Сегодня же в Пермь вылетают родственники погибших.

Ранее этот «Боинг» эксплуатировался китайской авиакомпанией. Регулярно проводились проверки, по данным «Аэрофлота», лайнер был технически исправен.

По поручению президента России Дмитрия Медведева создана правительственная комиссия по выяснению причин крушения самолета. Президент уже выразил соболезнование родным погибших.

Поделиться видео </>

Авиакатастрофа в Перми: у этого парня погибла вся семья — 4 человека….На площади около здания Дворца культуры Гознака в Перми, где начал работать центр реабилитации для родственников погибших, практически негде припарковать машину. Дежурят два автомобиля «Скорой помощи» с бригадой врачей. В здании ДК постепенно собираются люди, которых объединила общая беда. В воскресенье днем здесь находятся около 100 человек. Пришли сюда не только родственники погибших, но и друзья, знакомые.

Среди пассажиров был и прославленный генерал Геннадий Трошев. Ветеран чеченских войн летел на соревнования по самбо.

Невероятно повезло пятерым: двоим взрослым и троим детям. Они опоздали на самолет…Завтра в Пермском крае День траура.

Жертв могло быть намного больше. Около 40 человек, возвращавшихся с отдыха из-за заграницы, просто не успели на самолет

. Люди возмущались в аэропорту, а потом узнали, что случилось с их рейсом…

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

«Аэрофлот» открыл горячую линию для родственников погибших в катастрофе в Перми 8 (342) 294-98-48. Телефон «горячей линии» работает и в Центре экстренной психологической помощи МЧС России: 8 (495) 626-37-07.

РЕПОРТАЖ ИЗ ПЕРМИ

Встречающие узнали о трагедии из теленовостей

В «Большом Савино» с родственникам погибших работают психологи. Никаких официальных объявлений о крушении самолета в здании аэропорта не транслировалось.

— Большинство встречающих в ожидании прилета рейса SU 821 сидели в нашем кафе, — вспоминает Антон, официант. – Люди начали нервничать, когда рейс так и не зашел на посадку. В кафе был включен телевизор, спустя какое-то время после того, как должен был приземлиться самолет, а его все не было, по телевидению бегущей строкой показали слова «В Перми разбился самолет Боинг – 73, все, кто находился на борту — погибли…» Что тут началось… Кричали люди, плакали…

К психологам, которые были вызваны в аэропорт для оказания помощи родственникам погибших, на 11.00 утра местного времени обратилось около 15 семей. Одному мужчине потребовалась помощь врачей «Скорой» — ему измеряли давление, сделали кардиограмму и дали лекарства.

В самолете, следующем рейсом Москва – Пермь, летело немало иностранцев: были немцы и один гражданин Канады. Мужчина, проживший10 лет за границей, летел в Пермь к своим уже пожилым родителям. Отец и мать встречали сына в аэропорту «Большое Савино»…

Сейчас для родственников погибших начал работать центр реабилитации, где им смогут оказать помощь и психологи МЧС, он работает в ДК Гознака.

Дополнительные телефоны «Горячей линии» для родственников погибших:8 (342) 263-11-36, 294-98-91, 294-99-28, 294-99-35.

Уважаемые посетители сайта! Ищем очевидцев трагедии. Если вы видели, как погибал «Боинг», звоните по тел. в Перми: (342) 242-16-05. ICQ: 305-419-143, либо оставьте комментарий к этой статье.

Читайте также:

Подробная хроника катастрофы и все последние новости (постоянно обновляются)

Поделиться видео </>

Авиакатастрофа в Перми: разбился Боинг, все погибли.Самолет вылетел в час ночи из столичного аэропорта «Шереметьево» в штатном режиме. Ничто не предвещало трагедии. В пермском аэропорту «Большое Савино» самолет должен был приземлиться по расписанию в 5.05 (по местному времени). За несколько минут до посадки экипаж вышел на связь и попросил разрешения пойти на снижение не на высоте 1800 метров, как обычно, а на более низкой — 1200. У самолета были какие-то технические неполадки, и он не смог зайти на посадку с первого раза. Но второй круг лайнеру так и не удался. Самолет не дотянул совсем чуть-чуть, рухнув на окраине города, в нескольких километрах от аэропорта. Первое видео с места трагедии

Катастрофа пассажирского самолета Boeing 737-505 в Перми (2008) — Рамблер/новости
Катастрофа пассажирского самолета Boeing 737-505 в Перми (2008)

Фото: © РИА Новости / Виталий Белоусов

14 сентября 2008 года при заходе на посадку в Перми разбился пассажирский самолет Boeing 737-505 авиакомпании «Аэрофлот-Норд» (в настоящее время «Нордавиа»), выполнявший рейс Москва — Пермь. Все находившиеся на борту 88 человек (82 пассажира и шесть членов экипажа) погибли. Среди погибших — восемь граждан Азербайджана, пять — Украины, два — Франции, по одному — Белоруссии, Германии, Италии, Китая, Латвии, Турции и Узбекистана. В разбившемся самолете летел бывший командующий Северо-Кавказским военным округом, герой России генерал-полковник Геннадий Трошев. Он вместе с первым вице-президентом федерации самбо РФ Владимиром Погодиным направлялся в город Краснокамск (Пермский край) на открытие турнира по самбо памяти Василия Шваи. Также на борту воздушного судна находился президент федерации самбо Чувашии, депутат Госсовета республики Александр Трофимов.

Самолет заходил на посадку в условиях плохой видимости. Так называемый «нижний край» — высота облачности над землей — составлял всего 260 метров. В районе аэропорта шел дождь.

Самолет упал в нескольких десятках метров от жилых домов Индустриального района Перми. После столкновения с землей, он полностью разрушился и частично сгорел в возникшем наземном пожаре. Его обломки упали на незастроенную местность и были разбросаны на площади 10 тысяч квадратных метров. Жилые дома и окрестные строения не пострадали, был поврежден участок железнодорожного пути Пермь — Екатеринбург.

Для ликвидации последствий авиакатастрофы привлекалось более 1800 человек и 114 единиц техники.

Вечером 14 сентября было полностью восстановлено движение на аварийном участке Свердловской железной дороги Транссибирской магистрали.

15 сентября в Пермском крае был объявлен траур.

Компания «Аэрофлот» заявила о прекращении сотрудничества со своей дочерней компанией «Аэрофлот-Норд», которой принадлежал разбившийся самолет, и об отзыве торговой марки у нее. «Аэрофлот-Норду» было запрещено пользоваться брендом «Аэрофлот». С 1 декабря 2009 года авиакомпания «Аэрофлот-Норд» сменила название на «Нордавиа — региональные авиалинии». Для выяснения причин крушения воздушного судна была создана правительственная комиссия, которую возглавил министр транспорта Игорь Левитин.

Спецслужбы не обнаружили признаков теракта на месте катастрофы.

По факту падения самолета следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ возбудил уголовное дело по части 3 статьи 263 (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц) Уголовного кодекса РФ. В феврале 2009 года после многомесячного расследования Межгосавиакомитет (МАК) непосредственной причиной катастрофы Boeing 737-505 назвал потерю пространственной ориентировки экипажем, в первую очередь командиром, осуществлявшим активное пилотирование на заключительном этапе полета, что привело к перевороту самолета через левое крыло, интенсивному снижению и столкновению с землей.

Потеря пространственной ориентировки произошла при полете ночью, в облаках, с отключенными автопилотом и автоматом тяги.

Эксперты выявили алкоголь в крови командира экипажа и недостатки в техническом состоянии самолета. Перед вылетом Boeing 737-505 имел две неисправности: не функционирующий автомат управления тяги двигателей и не работала бортовая система предупреждения столкновений, что не являлось основанием прекращения полетов, а решение о вылете уполномочен был принимать командир экипажа воздушного судна.

По заключению экспертов метеоусловия позволяли благополучно посадить самолет, а командир воздушного судна к моменту трагедии неоднократно проводил аналогичные рейсы и посадки без нарушений. Незначительная недостаточность квалификации, разрешенная требованиями программы подготовки летчиков, по мнению следователей, также не могла быть признана нарушением.

По результатам расследования в марте 2010 года уголовное дело об авиакатастрофе в Перми было закрыто из-за смерти подозреваемого командира воздушного судна Родиона Медведева. Однако родственники погибших, не согласившиеся с решением следствия прекратить дело, обратились в Генпрокуратуру и к властям РФ с просьбой возбудить новое уголовное дело в отношении чиновников «Аэрофлота». В апреле 2010 года руководство Следственного комитета при прокуратуре РФ отменило постановление следствия о прекращении уголовного дела. Оно было направлено для дополнительного расследования с конкретными указаниями о проверке действий должностных лиц, на которых были возложены обязанности по обеспечению безопасности эксплуатации воздушного судна. В июле 2012 года уголовное дело было вновь прекращено. Почти два года расследования лишь позволили установить, что виновных в трагедии, кроме самого командира судна, нет.

По жалобам потерпевших в адрес руководства Следственного комитета России и Генпрокуратуры в 2013 году уголовное дело об авиакатастрофе в Перми было вновь возобновлено, была назначена дополнительная комплексная судебная авиационно-техническая экспертиза. Выводы экспертов остались неизменными. В марте 2014 года уголовное дело было прекращено в связи со смертью виновного лица — командира воздушного судна и получением у всех его близких родственников согласия об прекращении уголовного дела против него.

На месте крушения самолета в Перми 14 сентября 2010 года был открыт мемориальный комплекс.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Стали известны причины аварии «Боинга», разбившегося в сентябре 2008 года в Перми

В том «Боинге» летело 88 человек, все они погибли. С авиакатастрофами всегда так — скорбь по погибшим и боль утраты родных и близких, траур в стране, а итоги расследования катастрофы мы всегда узнаем гораздо позже, когда эмоции отступают.

И вот становится известно, что из-за потогонной системы организации полетов пилоты не отдыхают, что халатное отношение к и без того старым самолетам делает возможным вылет на неисправном лайнере, и, что самое главное, система контроля за безопасностью полетов безнадежно устарела.

Репортаж Екатерины Кибльчич.

Полгода назад эта катастрофа казалась загадочной и необъяснимой. Исправный самолет падает на железнодорожные пути возле аэропорта Перми. Единственный, кто мог ответить на вопрос, что произошло в ту ночь, был авиадиспетчер Ирек Бикбоев.

Но после единственного интервью авиадиспетчер исчез. А его слова еще больше запутали. Получается, экипажу скомандовали повернуть вправо. Командир согласился, но повернул влево, диспетчер уточнил – «Вправо! Все ли у вас в порядке?» Командир ответил ― да! Эксперты даже озвучили версию о террористе на борту. Якобы таким неадекватным поведением пилот подавал сигнал. Но оказалось, все намного проще.

Алексей Морозов, председатель Технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по расследованию причин катастрофы самолета «Боинг-737» в Перми: «Причиной авиационного происшествия явилась потеря пространственной ориентировки экипажа».

Как это выглядело? Комиссия по расследованию математически смоделировала полет рейса «Москва-Пермь». Для начинающих пилотов — это ролик-пособие: как не нужно сажать самолет. Для асов ― просто фильм ужасов.

Смирнов: «Он ищет, ищет. Не понимает, где он находится. Он опять увеличивает тангаж, абсолютно без всяких оснований!! Не нужно этого делать!!!»

Экипаж «Боинга» не понимал: где право, где лево, а где земля относительно самолета. В густых облаках корабль сделал кульбит. От переворота до встречи с землей — 6 секунд.

Магомед Толбоев, заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза: «Там происходит хаос на борту, полная паника. Вот. Вот это есть непрофессионализм летного состава во главе с командиром экипажа».

В Международной школе пилотов «Боинг» в Стамбуле ― разбор полетов после каждой крупной авиакатастрофы. Здесь готовят пилотов «Боингов» для всего мира. Но моделировать «ситуацию в Перми» как-то глупо. Таких ошибок, казалось, не должны делать даже курсанты.

Инструктор Стамбульского Международного летного центра: «Вот, видите этот прибор? Он называется «авиагоризонт». В «Боинге», да и любых современных самолетах, он выглядит так. Земля качается относительно силуэта самолета. А в старых российских кораблях, наоборот, самолет двигается, а земля неподвижна».

Командир погибшего в Перми лайнера Родион Медведев управлял «Боингом» так, как будто это старый самолет советского производства, например, «Ту-134». Именно на этом самолете Родион летал большую часть жизни, и то вторым пилотом. Командиром его сделали как раз на «Боинге».

Дженгиз Арбач, директор Стамбульского Международного летного центра: «Этот командир прошел курс пилотирования «Боингом» в международной школе, такой, как наша. Но 1000 часов налета на «Боинге», это, конечно мало для командира. Что такое авиагоризонт, пилот, думаю, знал. Но нужен опыт и концентрация, потому что любой человек в стрессовой ситуации может терять контроль.

Все российские пилоты «Боингов» обучаются за рубежом в международных летных центрах. Здесь есть разные курсы по глубине изучения, но частные авиакомпании из России обычно выбирают минимальный пакет. Чтобы сэкономить.

Изуродованные бортовые самописцы «Боинга-737» теперь лежат на столе перед журналистами. Авиакомиссия дополняет свой отчет о причинах аварии. Самолет был неисправен, а экипаж не отдыхал достаточное время перед полетом. Но сенсацией стало другое.

Алексей Морозов, председатель Технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по расследованию причин катастрофы самолета «Боинг-737» в Перми: «Судебно-медицинской экспертизой, результаты которой представлены в комиссию, установлен факт наличия этилового алкоголя в организме командира перед смертью».

Означает ли это, что экипаж был пьян? И какая связь между наличием алкоголя и тем, что командир заблудился в облаках? Об этом вскоре расскажет транспортная прокуратура. А еще недавно представители Росавиации саму версию о нетрезвом пилоте считали возмутительной. Заявление за неделю до обнародования результатов расследования, 4 февраля 2009:

Владимир Черток, заместитель главы Росавиации: «Вы прекрасно знаете, что ни один летчик не может войти на борт предполетного судна, если не прошел медосмотр. И я вам гарантию даю, что ни один летчик не является самоубийцей».

Летчиков-самоубийц в интернете можно найти десятки. То, что снимали на видео пассажиры, иногда сам экипаж. Летчиков-самоубийц видела своими глазами фельдшер аэропорта Анапы, Любовь Тютюгина. Она лично сняла с рейса двоих: командира и штурмана.

Любовь Тютюгина, фельдшер аэропорта Анапы: «Запах алкоголя был на расстоянии, они даже неадекватно вели себя».

В журнале происшествий этот случай зафиксирован полтора года назад. Экипаж был сильно пьян, но рвался в небо. По совпадению, это была авиакомпания «Аэрофлот-Норд», та же авиакомпания, чей «Боинг» разбился в Перми.

Перед камерой любой российский аэропорт покажет предполетную подготовку «на высоте». Якобы медосмотр невозможно обойти. Но случай в Шереметьево накануне нового, 2009 года показал обратное. Командир рейса Москва-Нью-Йорк Аэрофлота Александр Чеплевский с трудом выговаривал слова по радиосвязи. Телеведущая Ксения Собчак в этот момент пристегивала ремень безопасности.

Ксения Собчак, телеведущая: «Погода в Нью-Йорке нормальная, все наааармальна! После чего пассажиры стали переглядываться. И не знали, то ли смеяться, то ли плакать. Наверное, начали бы смеяться, если б до взлета не оставались считанные секунды».

Пассажиры рейса потребовали, чтобы пилот вышел в салон. Но тот отказался. Тогда все просто встали, отстегнулись от своих кресел и отказались лететь.

Ксения Собчак, телеведущая: «Абсолютно немая сцена, весь самолет стоит. Все смотрят, когда же он выйдет, и в конце он действительно выходит. И тут сомнений ни у кого не остается, потому что его шатает».

Пилота Александра Чеплевского пассажиры даже сняли на мобильный телефон. Очень коротко, потому, что представитель Аэрофлота требует удалить запись.

Милицию тогда все-таки не вызывали, а пилотов заменили. Позже компания официально заявит, что у пилота было повышено давление, а у пассажиров случился массовый психоз из-за боязни летать.

Но неофициально в аэропорту будут говорить о том, что у накануне у Александра Чеплевского был день рожденья и ему не дали отгул. А сожалеть будут лишь о том, что пьяный пилот заговорил в микрофон.

Современный лайнер можно посадить даже в условиях нулевой видимости. Автопилот не перепутает, где право, а где лево. Вот и получается, что чем лучше самолет, тем меньше ответственность пилота. Когда за командира воздушного судна все делает автомат, легко привыкнуть и расслабиться.

Авария в Перми не случилась бы, если исключить хотя бы одну из многих причин катастрофы. Например, не работавший автопилот.

Но член правления Всемирного фонда безопасности полетов Валерий Шелковников уверен, что крушение ― не случайность. Ему предшествовали множество мелких нарушений техники безопасности, которые авиакомпания не расследовала, а замалчивала.

Валерий Шелковников, член правления Всемирного фонда безопасности полетов: «Надо постоянно отслеживать цепь повторяющихся событий, внешне не связанных друг с другом. Любой руководитель обязан требовать, чтобы ему докладывали, где назревает беда».

Кого можно было бы поздравить на этой неделе, так это диспетчера аэропорта Перми, Ирека Бикбоева. Оказывается, он был ни в чем не виноват. Только вот поздравлять, похоже, некого. Где скрывается невиновный, как выяснилось, диспетчер, до сих пор неизвестно. Но соседи надеются, что скоро он вернется домой.

катастрофа «Боинга» в Перми произошла из-за ошибки экипажа

Техническая комиссия МАК завершила расследование катастрофы «Боинга», которая произошла 14 сентября 2008 в Перми. Международный авиационный комитет во вторник провел заседание, посвященное причинам авиакатастрофы.

Как заявил председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов, катастрофа произошла из-за потери пространственной ориентировки экипажа, что привело к перевороту самолета через левое крыло, снижению и столкновению с землей. Фактором, который способствовал потере пространственной ориентировки, явился недостаточный уровень профессиональной подготовки экипажа, передает телеканал «Вести».

«Потеря пространственной ориентировки произошла при полете  ночью в облаках с отключенными автопилотом и автоматом тяги.  Фактором, способствовавшим потере пространственной ориентировки  и неспособности к ее восстановлению, явился недостаточный  уровень профессиональной подготовки экипажа в части техники  пилотирования воздушного судна и приобретения навыков по выводу  из сложных пространственных положений самолета с прямой  индикацией авиагоризонтов, установленных на зарубежных и  современных отечественных воздушных судах»,- сказал Морозов. Данная индикация отличается от индикации, применяемой на  типах воздушных судов, освоенных членами экипажа ранее (Ту-134,  Ан-2).

«Эта причина была определена на основании анализа записи  бортовых и наземных средств объективного контроля, изучения  сохранившихся элементов самолета и двигателей, а также в  результате моделирования аварийного полета», — добавил Морозов.

По его словам, судмедэкспертиза установила, что в крови пилота перед смертью присутствовал алкоголь. «Режим труда и отдыха в период, предшествующий авиапроисшествию, способствовал  накоплению усталости у пилота и не соответствовал действующим нормативным документам», — отметил Морозов. Он также сообщил, что комиссия МАК не считает диспетчеров виноватыми в  катастрофе «Боинга» в Перми.

Самолет Боинг-737-500 авиакомпании «Аэрофлот-Норд»,  выполняющий рейс Москва — Пермь, потерпел крушение 14 сентября  2008 года в 03:44 по московскому времени при заходе на посадку. В авиакатастрофе  погибли все 88 человек, находившиеся на его борту, в том числе  6 членов экипажа.

Катастрофа пассажирского самолета Боинг-737-500 в Перми в 2008 году

Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ по факту падения самолета возбудил уголовное дело по части 3 статьи 263 (нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее смерть двух и более лиц) УК РФ.
По данным Межгосавиакомитета (МАК), непосредственной причиной катастрофы стала потеря пространственной ориентировки экипажем, в первую очередь командиром, осуществлявшим активное пилотирование на заключительном этапе полета, что привело к перевороту самолета через левое крыло, интенсивному снижению и столкновению с землей.

Согласно итогам расследования, эксперты выявили алкоголь в крови командира экипажа.

Авиационно-техническая судебная экспертиза выяснила, что перед вылетом «Боинг» имел две неисправности: не функционирующий автомат управления тяги двигателей, также была неисправна бортовая система предупреждения столкновений, что не являлось основанием прекращения полетов, а решение о вылете уполномочен был принимать командир экипажа воздушного судна.

Метеоусловия позволяли благополучно посадить самолет, а командир воздушного судна к моменту трагедии неоднократно проводил аналогичные рейсы и посадки без нарушений. Незначительная недостаточность квалификации, разрешенная требованиями программы подготовки летчиков, по мнению следователей, также не могла быть признана нарушением. 

В марте 2010 года дело об авиакатастрофе в Перми было закрыто из-за смерти подозреваемого, однако 14 сентября 2010 года оно было возобновлено по инициативе родственников погибших пассажиров воздушного судна, после чего вновь возбуждалось и закрывалось несколько раз. Были проведены дополнительные следственные действия, в том числе допрошены члены региональной квалификационной комиссии Архангельского УГАН и летчики, ранее пилотировавшие самолет. Еще два года расследования позволили вновь установить, что виновных в трагедии, кроме самого командира судна, нет. 11 ноября 2012 года уголовное дело о крушении «Боинга» было закрыто. 

14 сентября 2010 года в Перми был открыт мемориальный комплекс, возведенный на месте крушения самолета.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Авиакатастрофа Boeing-737 в Перми. 2008

  • Дата авиакатастрофы: 14.09.2008 г.

  • Время авиакатастрофы: 05:10

  • Страна авиакатастрофы: Россия

  • Место авиакатастрофы: Пермский край, Пермь

  • Марка самолета: Boeing 737-500

  • Регистрация воздушного судна: VPBKO

  • Название авиационной компании: Аэрофлот-Норд

  • Рейс: SU821

Хронология событий:

Диспетчер дал указание о развороте на курс 360 градусов; и снижение на высоту круга. Командир начал переговоры с диспетчером о том, возможна ли посадка без повторного захода и команду не выполнил даже после ее трех повторений. Он в это время вмешивался дважды в управление, несоразмерным движением вправо штурвала создал крен 17 градусов; и 50 градусов;. Когда вернулся в горизонтальный полет самолет снова начал набор высоты с одновременной потерей скорости. Потом стал увеличиваться левый крен, но за 25 секунд не зафиксировано никакого воздействия на органы управления, то есть по факту никто самолетом не управлял. Когда левый крен стал критически 30 градусов;, а высота полета – 1200 м, второй пилот попросил командира взять на себя управление. Командир резким движением влево штурвалаувеличил крен до критического значения 76 градусов;. Второй пилот на его действия среагировал возгласом «в другую сторону, наоборот!» и помог вывести из крена самолет. За следующие Командир 11 секунд делал штурвалом резкие движения в разные стороны и, в конце концов, отклонил резко штурвал влево, почти до упора. Самолет вошел в штопор, совершив переворот через левое крыло, и перешел в режим быстрого снижения, столкнулся на большой скорости с землей на двухпутном участке ж/д в черте города Пермь, (перегон Бахаревка-Пермь-2) с азимутом 60 градусов и был полностью разрушен. Более 100 м железнодорожных путей и подвесной контактной сети железной дороги разрушилось. Место катастрофы располагалось меж двумя крупными жилмассивами Перми на юге города.

В числе пассажиров находился генерал-полковник Трошев Геннадий, Герой России, командовавший в разные годы объединенной группировкой русских войск в Дагестане и Чечне.

Авиакатастрофа Boeing-737 в Перми. 2008

Данные о потерпевших:

  • Всего на борту было 88 человек: 6 членов экипажа и 82 пассажиров. Всего погибло 88 человек: 6 членов экипажа, 82 пассажиров.

Детали авиакатастрофы:

Данные о самолете:

  • Марка самолета: Boeing 737-500

  • ID самолета: VPBKO

  • Страна, в которой регистрировалось воздушное судно: Бермудские острова

  • Дата производства воздушного судна: 1992

  • Заводской номер самолета:: 25792/2353

  • Часы наработки воздушного судна: 44533

  • Циклы наработки воздушного судна: 35104

Данные о рейсе:

  • Рейс: SU821

  • Тип рейса: Регулярный пассажирский

  • Авиационная компания: Аэрофлот-Норд

  • Страна, в которой регистрировалась авиационная компания: Россия

  • Летел из: Москва (Шереметьево)

  • Летел в: Пермь

  • Первоначальный пункт: Москва (Шереметьево)

  • Окончательный пункт: Пермь

Дополнительные данные:

Авиакатастрофа Boeing-737 в Перми. 2008

Данные об экипаже:

  • Командир — Родион Михайлович Медведев

  • Второй пилот — Рустам Рафаилевич Аллабердин

  • бортпроводники:

украинских Boeing 737, потерпевших крушение в Иране, были «в отличном состоянии» и укомплектованы опытным экипажем — RT World News

Компания заявила, что с самолетом «Украинские международные авиалинии», который упал в Иране с 176 самолетами, все было в порядке. Это был один из лучших самолетов во флоте МАУ, который проходил техническое обслуживание всего за несколько дней до катастрофы.

Поставленный в МАУ в 2016 году, Boeing 737-800 был «в отличном состоянии» за перед последним рейсом из Тегерана в Киев, сообщил журналистам в Киеве президент компании Евгений Дыхне, также назвав этот самолет «одним из лучших.”

WATCH debris from Ukrainian Boeing 737 burn in chilling VIDEO from crash site WATCH debris from Ukrainian Boeing 737 burn in chilling VIDEO from crash site Руководитель полета

МАУ Игорь Сосновский исключил ошибку пилота, заявив, что в злополучный полет входил усиленный экипаж в составе капитана Владимира Японенко, летчика-инструктора Алексея Наумкина и первого офицера Сергея Хоменко.

«Учитывая их опыт, очень трудно сказать, что с ними что-то не так», — настаивал он . Сосновский добавил, что в самолете было шесть стюардесс, и весь экипаж достаточно отдыхал перед вылетом из тегеранского аэропорта имама Хомейни.

Авиакомпания также прошла плановое техническое обслуживание всего за два дня до крушения в среду, в результате которого погибли 167 пассажиров и девять членов экипажа.

Большинство пассажиров выполняли стыковочные рейсы через киевский аэропорт Борисполь, главный узел МАУ.Среди пострадавших были граждане Ирана, Канады, Германии, Великобритании, Швеции и Афганистана.

Авиакомпании МАУ 737-800, принадлежащей проблемной семье самолетов средней дальности с однопроходным движением Боинга, было меньше четырех лет, по данным Flightradar. Тем не менее, он широко использовался авиакомпанией, совершая до четырех рейсов в день.

Основанная в 1992 году в качестве основного перевозчика страны, МАУ связывает Украину с 38 странами Европы, Азии, Африки и Америки. Несмотря на то, что авиакомпания называет себя «оператором недорогой сети», не потеряла ни одного самолета в результате несчастных случаев или инцидентов за последние десятилетия.

Сегодняшняя трагедия в Иране, в результате которой погибло 176 человек, стала первой аварией МАУ, побившей относительно неплохие показатели безопасности.

Это также стало более плохой новостью для Boeing, который пытается восстановить свою репутацию после того, как его новейший самолет 737 MAX убил 346 человек в двух отдельных авариях в Индонезии и Эфиопии в прошлом году. Изготовителя обвиняют в том, что он не информировал пилотов и представителей отрасли о новой, потенциально опасной функции управления полетом на самолетах MAX.

После трагедии авиакомпания приостановила все полеты в Имам Хомейни и обратно. Президент Украины Владимир Зеленский поручил правительству начать расследование и «рассмотреть все возможные версии [крушения]».

Думаю, вашим друзьям будет интересно? Поделитесь этой историей!

.
Китай основал свой флот 737 MAX после того, как самолет Boeing последнего поколения потерпел 2-й крах за 5 месяцев — RT Business News

Китайским авиалиниям было приказано приземлить свои самолеты Boeing 737 MAX 8 после того, как современный самолет потерпел второе смертельное крушение всего за пять месяцев — его авиационный наблюдатель отметил тревожные сходства между инцидентами.

«Учитывая, что два несчастных случая произошли с недавно доставленными самолетами Boeing 737-8 и произошли на этапе взлета, они имеют некоторую степень сходства», — заявили в понедельник Администрация гражданской авиации Китая, подчеркивая свой принцип нулевой терпимости. на любые угрозы безопасности.

Всем китайским авиакомпаниям внутренних авиалиний было предложено приостановить эксплуатацию самолетов 737-8 к 18:00 по местному времени (10:00 утра по Гринвичу), и, согласно местным СМИ и ресурсам отслеживания рейсов, на большинстве маршрутов самолет уже был заменен на более старый. самолеты.

Также на rt.com Совершенно новый самолет Boeing 737 MAX авиакомпании Ethiopian Airlines потерпел крушение на пути в Кению, на борту которого 157 человек

Поскольку первое крушение 737 MAX в конце октября все еще расследовалось, трагедия в воскресенье, которая унесла 157 жизней, вполне могла быть совпадением, но проблемы безопасности и потенциальное заземление всего флота MAX могли бы серьезно повлиять на бизнес Boeing.Представитель Boeing отклонил запрос Reuters о комментариях.

Bloomberg со ссылкой на Caijing сообщает, что Китай попросил отечественных операторов заземлить свои самолеты 737 MAX. Хотя мы пока не можем официально подтвердить это, это число рейсов в 737 MAX над Китаем сейчас по сравнению с тем же временем на прошлой неделе. https://t.co/TE7hHmsyB3pic.twitter.com/BBjofQeXG8

— Flightradar24 (@ flightradar24) 11 марта 2019 г.

Китайские перевозчики составляют около 20 процентов продаж самолета, причем десятки самолетов Boeing 737 MAX 8 уже в продаже операция и многое другое планируется к доставке.У China Southern Airlines Co. есть самый большой парк, с 16 самолетами, в то время как Air China Ltd. в настоящее время управляет 14 самолетами. China Eastern Airlines Corp. имеет 13.

«Некоторое сходство»

В то время как американский производитель продолжает подчеркивать «непревзойденную надежность» самолета и выводить на рынок MAX 8 в качестве предпочтительного выбора клиента для «комфортный полет» опыт », , последнее поколение Boeing 737 имеет мрачный послужной список с момента его коммерческого дебюта в 2017 году, будучи вовлеченным в две катастрофические аварии за последние пять месяцев.

Также на rt.com Фатальный недостаток сделал полет Lion Air 20+ раз, прежде чем смертельный крах в Индонезии

29 октября 2018 года двухмесячный самолет , принадлежащий индонезийской бюджетной авиакомпании Lion Air , потерпел крушение в море Ява, всего в через 13 минут после взлета из Джакарты. Все 189 на борту умерли . Причина катастрофы все еще расследуется, но ранние сообщения указывают, что пилоты изо всех сил пытались контролировать подъем из-за неисправности системы автопилота, которая продолжала заставлять нос реактивного самолета погружаться.

Аналогичная участь постигла и рейс 302 Эфиопских авиалиний в воскресенье, когда его 737 MAX 8 разбился около через шесть минут после взлета из Аддис-Абебы по пути в Найроби, Кения. Самолету было всего четыре месяца года. Все 149 пассажиров и восемь членов экипажа на борту погибли .

Также на rt.com МАКСИМАЛЬНАЯ опасность: 200+ новых Боингов 737 страдают от сбоев, которые привели к катастрофе в Индонезии?

В воскресенье трагедия действительно международного масштаба убила трех русских, восьми американцев, четырех индейцев и восьми граждан Китая — в дополнение к 18 канадцам, 32 кенийцам, восьми итальянцам, девяти эфиопам, шести египтянам, трем австралийцам, четырем словакам и пяти голландцам человек.Марокко и Польша потеряли двух своих граждан. Среди пассажиров было 19 работников ООН разных национальностей.

В то время как Boeing отправил следственную группу, чтобы докопаться до сути трагедии, шведский сайт слежения за рейсами flightradar24 заявил, что во время взлета самолет показал «нестабильной вертикальной скорости» . Несмотря на озабоченность по поводу безопасности воздушного судна во всем мире, Boeing еще предстоит принять решение о том, следует ли заземлять самолеты в глобальном масштабе, ожидая расследования.В настоящее время 350 единиц 737 MAX были доставлены по всему миру. Еще 4661 запланировано для доставки.

Также на rt.com Boeing отменяет запуск самолета 777X после крушения эфиопской авиакомпании MAX 8

Думаешь, твоим друзьям будет интересно? Поделитесь этой историей!

.
189 погибших в результате первого в истории крушения Boeing 737 MAX 8 в Индонезии — RT World News

Самолет, которым управляет недорогая индонезийская авиакомпания Lion Air, потерпел крушение во время внутреннего рейса из Джакарты. Это первый сбой в истории новой модели Boeing 737 MAX 8.

«Подтверждено, что он разбился», — сказал представитель агентства спасения Индонезии Юсуф Латиф, цитируя Reuters. Самолет летел из столицы Индонезии Джакарты в город Пангкал-Пинанг на Суматре, полет длился чуть больше часа.

Латиф сказал, что самолет потерял связь с авиадиспетчером через 13 минут после полета и врезался в море.

Самолет потребовал экстренной посадки почти сразу после взлета, сказал Синду Рахаю из Генерального директората воздушного транспорта на пресс-конференции. Он добавил, что власти потеряли связь с самолетом после запроса.

Самолет был заполнен 189 пассажирами и экипажем, сообщает Индонезийское национальное агентство по поиску и спасанию. Как сообщает Reuters, на его борту находились не менее 23 правительственных чиновников.

Служба слежения за рейсами Flightradar24 сообщает, что предварительные данные о полете показывают падение высоты самолета и увеличение скорости до прекращения передачи. По данным службы, самолет упал в море недалеко от побережья Индонезии. Как сообщается, он был на высоте 3650 футов (около 1112 м), когда сигнал был потерян.

Самолет был построен недавно, около 800 летных часов, глава Индонезийского национального комитета по безопасности перевозок (KNKT), докторСоержанто Тяхджоно, сказал. Lion Air подтвердил, что самолет был годным к полетам и пилотировался опытным экипажем. Его пилот и второй пилот работали вместе за 11 000 летных часов. Общее количество летных часов для пилота в год составляет около 1000.

Власти не будут размышлять о причине трагедии до тех пор, пока не будет извлечен черный ящик, и они не получат запись с поста управления воздушным движением, сказал Тьяхжоно, как цитирует The Strait Time. Газета сообщила, что самолет мог нести около 20 сотрудников Минфина.

Слишком рано говорить о точных причинах трагедии, но фотографии обломков, кажется, показывают, что «это было довольно скоростное воздействие», сказал RT эксперт по безопасности полетов Хью Ричи. Он добавил, что модель самолета пользуется хорошей репутацией, поскольку «высоконадежны», и «востребованы большинством перевозчиков во всем мире».

Обломки самолета, включая места, были обнаружены плавающими в море Ява возле объекта, принадлежащего государственной нефтяной фирме Pertamina, сообщил агентству Reuters представитель компании.Моряки на близлежащем буксире были, как сообщается, первыми свидетелями крушения.

Начата поисково-спасательная операция, в которую водолазов направляют для поиска возможных выживших в затонувших обломках.

Выложено видео, показывающее, как многочисленные суда приближаются к месту явного крушения. На кадрах не видно выживших.

Первые изображения, якобы показывающие разбросанные по морю обломки, появились в социальных сетях. Чиновники агентства говорят, что самолет «затонул на глубине от 30 до 35 метров», добавив, что спасатели обнаружили обломки около 3.7 км к югу от того места, где был потерян контакт с самолетом.

Фотографии, распространяемые в социальных сетях, также показывают пассажирские вещи и разорванные части фюзеляжа самолета, найденные спасателями.

У самолета была «техническая проблема» на предыдущем рейсе, которая «была решена в соответствии с процедурой», сказал Эдвард Сираит, исполнительный директор Lion Air Group. Однако он отказался уточнить характер проблемы.

Рейс JT610 обслуживается Boeing-737 Max 8, способным вместить до 210 пассажиров.Это одна из новейших моделей Boeing, которая только что поступила в эксплуатацию в мае 2017 года. Flightradar24 сообщает, что самолет был доставлен в Lion Air в августе.

Понравилась эта история? Поделитесь этим с другом!

.
200+ новых Boeing 737 страдают от сбоев, которые привели к катастрофе в Индонезии? — RT World News

Техническая проблема, о которой Боинг пометил в предупреждении о безопасности после смертельного крушения 737 MAX 8 в Индонезии, может произойти с любым другим самолетом, и «не исключено», что производитель знал об этом, сообщили RT эксперты по авиации.

Ранее на этой неделе Boeing выпустил обновление безопасности для пилотов, летающих на своем новейшем авиалайнере 737 MAX, предупреждая о возможной неисправности датчика, который может отправить самолет в сильное пикирование.Этот датчик измеряет воздушный поток над крыльями самолета, но его отказ может привести к аэродинамическому сваливанию.

Подробнее

Boeing’s new 737 MAX may ‘abruptly dive’ due to errors – media Boeing’s new 737 MAX may ‘abruptly dive’ due to errors – media

Международные авиационные эксперты сообщили RT, что проблема такого рода может обречь самолет любого типа.Трагедия, произошедшая с Boeing 737 MAX Lion Air, не первая в своем роде с неисправной «трубкой Пито» — критическим датчиком скорости воздуха, который измеряет скорость потока, — объяснил Эльмар Гимулла, ведущий немецкий эксперт по воздуху и дорожное право.

«Это не так уж необычно, как это было раньше», — отметил он, отметив инцидентов, похожих на аварию Lion Air. Еще в 1996 году Boeing 757, управляемый турецкой компанией Birgenair, остановился и потерпел крушение в Карибском бассейне из-за заблокированной трубки Пито.Аналогичным образом, ошибочные показания воздушной скорости в сочетании с ошибками пилота привели к крушению Airbus Airbus A330 над Атлантикой в ​​2009 году.

Хотя проблема не совсем новая, неясно, как Boeing справился с ней, согласно Giemulla. «Это весьма вероятно» , что Боинг знал о проблеме, сказал он, предупредив, что «более 200 самолетов обеспокоены, и это может произойти завтра снова».

Опыт использования [трубок Пито] настолько большой, что меня очень удивляет, что это может произойти с недавно разработанным самолетом.

Однако эксперт выразил сомнение в том, что этот вопрос скрывался, вместо этого предположив, что была замешана «явно грубая халатность».

737 MAX 8, обслуживающий рейс 610 авиакомпании Lion Air на прошлой неделе, ворвался в воды Явского моря вскоре после взлета из Джакарты, в результате чего погибли все 189 человек на борту. Следователи говорят, что есть вероятность, что неточные показания, введенные в компьютер MAX, могли привести к внезапному снижению самолета.

Тем временем Дэвид Лирмонт, английский авиационный журналист и главный редактор Flightglobal, предположил, что авария 737 MAX в Индонезии была связана скорее с плохим техническим обслуживанием или ошибкой пилота, чем с самим оборудованием.

Он сказал RT, что датчик «угол атаки» и компьютеризированная система, которой он питается, являются «полезными, но не необходимыми для безопасного полета».

Экипажи, как правило, обучаются справляться с такой неисправностью, и Boeing «привлек к этому внимание авиакомпаний», пояснил он .

Если бы пилоты поняли, в чем проблема, они могли бы изолировать неисправную систему и безопасно управлять самолетом традиционным способом.

Компания Lion Air уже знала, что неисправный датчик нуждается в замене , «но считала, что его исправили». Лирмонт утверждал, что это не проблема с самолетом как таковым, а проблема с системой датчиков, установленных на других самолетах.

«Airbus также использует датчики угла атаки, как и Туполев и другие российские производители», — сказал он.

Думаешь, твоим друзьям будет интересно? Поделитесь этой историей!

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта