Боинг 747 400 схема салона россия 71 ряд: Схема салона Боинг 747-400, лучшие места в бизнес- и эконом-классе компаний Россия и Lufthansa
Самолет Boeing 747-400
Авиалайнер Боинг-747-400, являющийся основой дальнемагистрального флота большинства крупных авиакомпаний, начали выпускать в 1989 года. Производство этой самой популярно среди Боингов машины продолжается и в настоящее время.
От своих предшественников самолет отличается более совершенными двигателями, дополнительными топливными баками, установленными в его хвостовой части, бортовым электронным оборудованием. Есть у него и вертикальные законцовки крыльев.
Кроме базовой версии выпускаются и модификации лайнера. Так, Боинг-747-400D отличается увеличенной вместимость пассажиров, Боинг-747-400М – грузопассажирский вариант, Боинги-747-400F и 747-400SF предназначены только для перевозки грузов. С 2002 года пассажирские перевозки осуществляет Боинг-747-400ER, имеющий увеличенную дальность полета.
Боинг-747-400 прекратили выпускать в 2009 году. После передачи последнего самолета заказчику, корпорация приступили к изготовлению более экономичной и технологичной модификации Боинг-747-8.
В парке крупных российских авиакомпаний есть лайнеры Боинг-747-400. Это компании «Россия», «Ютэйр», а также «Аэрофлот». В последней такие машины появились в 2016 году. В «Аэрофлот» 747-400 были переданы из авиакомпании «Трансаэро».
Российскими авиакомпаниями пассажирам предлагаются самолеты, имеющие следующие варианты компоновки салона. Четыре самолета имеют по 522 места, два по 477, одна машина имеет 461 кресло. Число пассажирских мест определяется количеством кресел, имеющий повышенный комфорт. В таких случаях требуется больше места, чем при стандартном варианте.
Салон самолета и лучшие места
На верхней палубе находится бизнес-класс. Это ряды с первого по третий. О каких-либо значимых неудобствах здесь говорить не приходится. Кресла легко раскладываются, трансформируясь в полноценные кровати. Пассажирам выдаются подушки и пледы. Расстояние между рядами (шаг кресел) 150 сантиметров.
На этой же палубе имеется эконом-класс. Он берет свое начало с пятого ряда. В этом классе на верхней палубе места в пятом ряду признаются лучшими. Здесь достаточно много пространства для ног. Кресла хорошо раскладываются, расстояние между ними составляет 86 сантиметров. Так что в полете можно отдохнуть. Еще плюс – по проходам практически никто не перемещается. Впереди находится легкая перегородка, за которой расположен бизнес-класс.
Далее следуют ряды, места в которых относятся к стандартным. Но девятый ряд в такую категорию не попадает. Он находится рядом с туалетами. Здесь часто перемещаются пассажиры. При этом они иногда беспокоят тех, кто сидит на местах С и Н. Последние признаются наиболее неудобными из всех, имеющихся на верхней палубе. Неудобством является и близкое расположение перехода, соединяющего верхнюю и нижнюю палубы. Из-за этого перехода здесь может присутствовать некомфортная температура.
На нижней палубе места в рядах с 10 по 12 относятся к наиболее комфортном в эконом-классе. Пассажиры, сидящие в этих рядах, находятся как бы в некоторой отдаленности от остальных, находящихся в салоне. Один из плюсов – отсутствие шума, поскольку мест в этой части салона мало. Еще один плюс – практически отсутствует движения в проходах. Хотя туалеты находятся недалеко, очереди в проходах не скапливаются. Дело в том, что туалеты расположены позади этих рядов. Комфорт обеспечивается и большим пространством, и спинками кресел, опускающимися на хороший угол.
К более комфортным относятся места в средней части 18 и 19 рядов. Здесь для ног имеется довольно много места. За ними, то есть, в 20 ряду два места неудобны. Они находятся на близком расстоянии от туалета. К тому же из-за находящейся позади перегородки их спинки откидываются на слишком малую величину.
В 22 ряду кресла удобными назвать нельзя. Рядом находится туалет. К тому же места для ног, из-за близости его стенки не много. А еще минусом в этом ряду является отсутствие иллюминаторов.
У кресел 29 ряда не откидываются спинки. Это сделано из-за того, что позади находится аварийный выход. Вблизи этого ряда расположен туалет. Кресла в средней части салона здесь спинками буквально упираются в его стенку и не откидываются.
Места в 31 ряду имеют и плюсы, и минусы. Так, здесь из-за того, что перед этим рядом находится аварийный выход, имеется большое пространство для ног. Однако в таком месте запрещено ставит на полу ручную кладь. К тому же в этом ряду запрещается лететь с детьми и животными. Кроме того, здесь не могут находиться беременные женщины, дети, престарелые и иностранцы, плохо знающие английский и русский языки. Еще минус – в этом месте несколько холоднее. Особо о местах «А» и «С», рядом с первым расположен аварийный люк, которые может немного мешать пассажиру, рядом со вторым находится лестница, ведущая на верхнюю палубу.
Места с 32 по 42 ряды можно назвать стандартными. Зато в следующем, 43 ряду они имеют неудобства. Позади расположен аварийный люк. По этой причине спинки кресел не откидываются. Здесь также отмечается некоторое стеснение из-за небольшого пространства для ног. Могут также мешать и пассажиры, движущиеся по проходу в туалет.
У пассажиров в 44 ряду комфорта больше. Перед этим рядом находится аварийный люк. Это позволяет сидеть с большими удобствами, поскольку места для ног много. У аварийного выхода расположены места «А» и «L». Неудобством в этом ряду является близость туалета.
Кресла в рядах с 45 по 53 по удобствам или их отсутствию не выделяются среди категории стандартных. В 54 ряду ситуация меняется в худшую сторону. Спинки не откидываются. Самыми беспокойными местами являются «С» и «Н», находящиеся вплотную с местом, где происходит движение бортпроводников к кухне.
Места в 55 ряду отличаются комфортностью, поскольку у сидящих здесь пассажиров много свободного пространства для ног. Однако близкое расположение кухни несколько снижает удобства.
В трех рядах, 67, 68 и 69 установлено по два кресла. Здесь обстановка отличается спокойствием и тишиной. В 70 ряду кресла также установлены парами. Но спинки кресел здесь не откидываются, что делает их неудобными.
Рядом, где шума больше всего, является 71, находящийся рядом с туалетом. При этом места с самым минимальным уровнем комфортам – это «D» и «G». Именно рядом с ними почти постоянно передвигаются пассажиры.
Преимущества Боинг-747-400 перед предшественниками
Производство самолетов Боинг-747 было начато в 1970 году. Уже первые машины стали популярными, как у авиакомпаний, так и у пассажиров. Это был первый широкофюзеляжный лайнер.
Конструкторы корпорации постоянно вели работу над усовершенствованием самолета. Следует отметить появление в 1980 году Боинга-747-300, ставшего крупнейшим в то время самолетом, предназначенном для перевозки пассажиров. Но все положительное у него ограничивалось только этим. Техническое оснащение, дальность полета, технологии производства остались на прежнем уровне. К тому же лайнер был дорогим при эксплуатации, да к тому же этот показатель постепенно возрастал.
Новый Боинг-747-400 стал более совершенным. Внедрение электроники позволило отказаться от бортинженера. Экипаж сократился до двух человек. За счет дополнительного бака для топлива и экономных двигателей дальность полета лайнера возросла. Больший уровень комфорта появился у пассажиров. Для них была смонтирована развлекательная система.
Характеристики самолета
длина: 70,6 м.
Высота: 19,4 м.
Размах крыльев: 64,4 м.
Площадь крыльев: 524,9 кв. м.
Ширина фюзеляжа: 6,5 м.
Крейсерская скорость: 910 км/ч.
Дальность полета: 13570 км.
Число пассажирских мест: 416 – 524 – 660.
Экипаж: 2 ч.
Заключение
Авиалайнер Боинг-747-400, занявший свою нишу на рынке авиаперевозок, успешно конкурирует с широкофюзеляжными Аэробусами. Но созданный несколько десятилетий назад самолет, самый совершенный для того времени, при отсутствии модернизации просто устареет.
В 2005 году корпорация сообщила, что ею начата реализация программы по разработке нового лайнера 747-8. Это будет продолжением развития, начатым при производстве Боинг 737-400. Такая преемственность даст возможность использовать взаимозаменяемые детали, а также экономить на обучении персонала.
Новый самолет будет экономичнее, надежнее. Шум его двигателей станет тише. Удобства для пассажиров также улучшатся.
Схема мест боинга 747 400. Нижняя палуба: места
Весной 2016 года авиационный парк «России» пополнился двухэтажными широкофюзеляжными самолетами Boeing 747-400. Все воздушные суда этого типа были переданы в авиакомпанию из «Трансаэро».
Бортовые номера самолетов: EI-XLG, EI-XLD, EI-XLC, EI-XLF, EI-XLE, EI-XLI, EI-XLM, EI-XLH, EI-XLJ.
Подробнее о возрасте каждого борта:
Boeing 747-400 +
Рассмотрим схему салона этого воздушного судна, чтобы при вы легко сориентировались в выборе хороших и удобных мест.
Двух-классовый салон Боинга 747-400 «Россия»
Данная модель самолета, как вы знаете, имеет две палубы: верхнюю и нижнюю. Начнем с верхней.
Верхняя палуба
Ряды с 1 по 3 — это места бизнес-класса. Хороший современный бизнес. Удобные кресла, мониторы с диагональю 15’4 дюйма. Расстояние между рядами — 60 дюймов (больше 1.5 метра). Посмотреть фотографии бизнес-класса можно ниже.
5 ряд — первый ряд экономического класса. Так как перегородкой между классами служит симпатичная ширма, у вас будет много свободного места для ног. Это места повышенного комфорта. Мониторы экономического класса — 8.9′, а расстояние между рядами — около 86 см.
9 ряд — последний ряд экономического класса. Сразу за ним располагается туалет и лестница на нижнюю палубу. Это может вызывать небольшой дискомфорт во время полета. Поэтому на схеме они обозначены желтым цветом. Переходим к нижней палубе.
Нижняя палуба
Нижнюю палубу занимает единственный экономический класс, всего 470 мест. Мониторы в спинках 8.9 дюймов, а расстояние между креслами — 31 дюйм (78 см).
10, 11, 12 ряды A,B,H,K — мы говорим о рядах, в которых по два, а не по три места. Отметили их местами повышенного комфорта, так как два кресла всегда удобнее, чем три или четыре. Из минусов — в носовой части самолета располагаются крепления для детских люлек, поэтому вы рискуете оказаться в окружении пассажиров с маленькими детьми.
Места в 19 ряду — находятся близко к запасным выходам. На местах A, L, D, E спинки кресел не откидываются, на остальных — могут быть ограничены в этом.
Места D,E,G в рядах 20-22 — могут оказаться не очень спокойными, так как с двух сторон окружены туалетами. Во время длинных перелетов желающих посетить уборную предостаточно. Как следствие — постоянное движение людей, очереди и звуки спускаемого бачка, неприятные запахи. То же самое можно сказать и о местах A,B,C,H,K,L в 22 ряду . Кроме того, возможно, расстояние до стенки туалетов не очень большое.
Места в 29 ряду, A и L, не откидываются, они расположены возле аварийных выходов, а срединные кресла упираются в стенку туалета.
31 ряд, места A,B,C — Здесь есть дополнительное пространство для ног, иногда даже очень существенное.
32-34, места С — близость к лестнице может вызывать неудобство.
Кресла в рядах 43, 54, 70 и 71 , отмеченные красным цветом, не откидываются, желтые — могут иметь ограничения в этом. Причину мы назвали выше — аварийные люки.
В 44 и 55 рядах неплохие места, благодаря увеличенному пространству для ног. Однако, близость к туалетам может доставлять беспокойство.
С 67 по 70 — крайние ряды, имеют по 2 кресла. Это достаточно неплохо, особенно, если летите вдвоем. Однако, в последних рядах кресла, скорее всего, не откидываются.
71 ряд Последний ряд в самолете.
Также, не добавляет комфорта близость этих кресел к туалетам.
Альтернативная схема этого самолета
Авиакомпания «Россия» – это крупнейшая компания Российской Федерации. В ее воздушном флоте находятся современные и быстрые самолеты.
Один из них — Boeing 747-400. У авиакомпании около десяти таких лайнеров.Технические характеристики
Боинги 747-400 появились в конце прошлого века, а первый полет был совершен в 1989 году. Такие «монстры» способны перевозить более 400 человек на дальние расстояния. Лайнер развивает скорость до 900 километров в час, а максимальная дальность полета составляет 13 450 километров. Размах крыльев равен почти 65 метрам, а вес машины 184 570 килограмм. Из-за своих отличных технических характеристик, Боинги 747-400 стали популярны во многих странах.
Но главной изюминкой лайнера является то, что у него две палубы, то есть его смело можно назвать двухэтажным самолетом, такое, действительно, встретишь не часто.
В видео можно подробно ознакомиться с салоном самолета, экскурсия проходит по двум палубам лайнера с посещением кабины пилотов:
Схема салона и расположение кресел в самолете
В самолете Боинг 747-400 кресла располагаются по трем категориям. Это можно увидеть на схеме салона:
Расположение мест в самолете зависит от класса обслуживания:
- Эконом-класс. Кресла этого типа могут откидываться назад, но только на 60 градусов, расстояние между креслами составляет не более 90 сантиметров, у кресел имеется спереди откидной столик.
- Бизнес-класс. Расстояние между креслами увеличено, а сами сидения откидывают уже на 180 градусов. Плюс ко всему в сервис бизнес-класса входит особое меню, напитки и доступ к Wi-Fi.
Чаще всего у авиакомпании встречается такая схема в самолете Боинг 747-400:
Лучшие места на верхней палубе
В самолете Боинг 747-400 на верхней палубе располагаются такие комфортные места:
- С 5 по 7 ряд, когда это бизнес-класс. Кресла тут удобные, расстояние между ними около 1.5 метра, места для ног достаточно. Недалеко имеется туалет. Кресла оснащены экранами.
- 121 ряд. Это первый ряд эконом класса, поэтому тут много места для ног, ведь перед вами никто не будет сидеть. Мониторы у эконом-класса тоже имеются, но они меньше, чем у бизнеса.
- 125 ряд. Эти места могут показаться не столь удобными, ведь за ними находятся стенка и туалет, но кто-то специально выбирает последние кресла в салоне, поближе к выходу или туалету.
В зависимости от схемы конкретно в самолете, на котором вы полетите, места могут меняться. Так, на верхней палубе могут находиться только места для бизнес-класса. Поэтому схему уточняйте у авиаперевозчика.
Лучшие места на нижней палубе
Нижняя палуба представляет собой обычный салон самолета, вмещающий достаточно много людей.
Лучшие места тут:
- Ряды 21-23, но только такие места, как A,B,H,K. Дело в том, что это носовая часть самолета, кресла тут расположены парами, то есть у вас будет только один сосед вместо двух. Эти места также удобны для тех, кто путешествует с детьми, так как тут имеются крепления для люлек. А с другой стороны, для кого-то это может показаться минусом, ведь вас будут окружать маленькие дети, поэтому полет может пройти шумно и суетливо.
- 40 ряд места А, В, С имеют больше места для ног, только недалеко от них расположен туалет и аварийный выход, это может принести неудобства. Возле 40 С имеется лестница наверх, кому-то и это покажется неудобным, хотя во время полета люди редко ей пользуются.
- 64 ряд. Еще один подобный ряд. Тут недалеко есть аварийный выход, увеличено место для ног. Но здесь между левыми и правыми сидениями расположен буфет.
Хорошие места на палубах
На верхней палубе места хорошие, но с некоторыми недостатками:
- 124 ряд места А,В,С и 125 ряд. За такими местами расположен туалет и лестница вниз, поэтому спинка сидения часто не опускается до конца, так как она может мешать людям.
У нижней палубы значительно больше таких мест:
- 29 ряд В, С, Н, К места. Спинки кресел откидываются не полностью, так как, позади располагаются запасные выходы.
- 38 ряд места с D по G и 39 ряд места В, С, Н, К. Неудобство этих мест объясняется очень просто – сзади тут находится туалет, а значит, постоянно будут ходить люди, а еще к тому же спинки откидываются не полностью.
- По аналогии с 38 и 39 рядами идет 51, 52, 62, 63 ряд, тут тоже рядом имеется туалет или буфет, поэтому будет постоянное движение пассажиров.
- С 76 по 79 ряд крайние кресла расположены по двое, а не по трое, но последние ряды могут быть неудобны, ведь спинки опускаются не до конца.
Худшие места на палубах
Сразу стоит отметить, что на верхней палубе нет неудобных и плохих мест, а вот на нижней палубе стоит избегать таких кресел:
- 29 ряд места А, D, Е, L. На таких местах спинки кресел не откидываются или откидываются крайне мало. Но зато места D и Е парные и находятся посередине.
- 39 ряд места А и L — хоть эти места и у иллюминатора, считается, что они не самые комфортные, ведь они находятся прямо перед аварийным выходом, а значит, спинку откинуть будет нельзя.
- Аналогичны и боковые места в 52 ряду. Тут также расположен выход за ними, поэтому спинки не откидываются.
- В 63 и 79 ряду на местах А и L история повторяется, поэтому если вы любите поспать в самолете, откинув спинку сидения назад, то это не ваш вариант.
В целом же для дальних полетов нужно выбирать место, которое будет удобно именно для вас. Вот несколько советов:
- Если у вас будет частая надобность в туалете, тогда не стоит выбирать места в середине салона, присмотритесь к крайним рядам.
- Если желаете поспать во время пути, то не берите места на последних рядах, на рядах, за которыми имеется выход или туалет, на таких сидениях спинка кресла часто не опускается.
- В носовой части места желательно взять места тем, кто летит с маленькими детьми. А вот если не хотите лететь рядом с детьми, избегайте этих мест.
- Места посреди рядов, то есть места с D по G, особенно их боковые сидения, могут оказаться некомфортными, ведь тут часто будут проходить пассажиры и стюарды, вас могут задевать при передвижении.
Заключение
Самолеты Боинг 747-400 – это отличные машины для перевозки пассажиров на дальние расстояния. Сидения оборудованы экранами, откидными столиками, по всему салону расположены туалеты, а сам салон разбит на два яруса — верхний и нижний. Это ли не комфорт? Самолет сам по себе быстрый и удобный, поэтому полет должен пройти комфортно для каждого пассажира. Выбирая для путешествия компанию «Россия», перед покупкой билетов обязательно посмотрите схему салона самолета, чтобы выбрать себе подходящее место. Приятного полета!
Boeing 747-400 – дальнемагистральный широкофюзеляжный четырехдвигательный реактивный авиалайнер. Самая распространенная модификация . Основным отличием от других моделей 747 являются законцовки крыла. В зависимости от модификации самолёт может перевозить до 624 пассажиров и иметь дальность до 14 200 км.
Последний произведённый Boeing 747-400 был поставлен заказчику в декабре 2009 года.
История Boeing 747-400Представленный в 1970 году, Boeing 747 пользовался огромным успехом как у авиакомпаний, так и у пассажиров. Будучи первым в мире широкофюзеляжным авиалайнером, Boeing 747 произвёл революцию в авиаперевозках и позволил компании-производителю занять доминирующее положение в производстве и проектировании пассажирских авиалайнеров. В 1980 г. Boeing представил новейший Boeing 747-300, самый крупный на тот момент вариант с повышенной пассажировместимостью. Этого удалось добиться за счёт удлинённой верхней палубы, предлагавшейся по заказу для Boeing 747-200 и ставшей стандартным решением в новой модели. Верхняя палуба стала вдвое длиннее, чем на первом Boeing 747. Однако, помимо возросшей вместимости, Boeing 747-300 не стал шагом вперёд ни по дальности полёта, ни по технологическому оснащению кабины пилотов, ни по технологии производства. При этом самолёт становился всё более дорогим в эксплуатации, по большей части, из-за устаревших систем управления, экипажа из трёх человек и растущих цен на топливо.
На тот момент общее число заказов на варианты 747-100, −200 и −300 (совместно именуемые «классическими») доходило до 700 штук, однако динамика новых заказов заметно снизилась. Появление модификации 747-300 не замедлило падение интереса к этой модели. Опасаясь дальнейшего усиления конкуренции со стороны готовящихся к производству более современных самолётов конкурентов (MD-11, и A340), Boeing был вынужден начать более серьёзную модернизацию самого большого пассажирского самолёта в мире.
В начале 1984 года компания выделила пять основных направлений модернизации Boeing 747: новые технологии, улучшенный салон, увеличение дальности приблизительно на 2000 км, более экономичные двигатели и снижение эксплуатационных расходов на 10 %. В сентябре 1984 года на авиасалоне в Фарнборо Boeing объявил о начале работ над новейшей модификацией модели 747, названной «Advanced Series 300» («усовершенствованная модификация 300»).
Видео Boeing 747-400: Запись взлета Boeing 747-400 авиакомпании Трансаэро в аэропорту Домодедово
Проектирование Boeing 747-400Семь заказчиков — British Airways, Cathay Pacific, KLM, Lufthansa, Northwest, Qantas и Singapore Airlines, сформировали консультативную группу для участия в процессе проектирования нового самолёта. Несмотря на планы по внедрению новых технологий, изначально Boeing хотел ограничиться минимальными изменениями в конструкции для снижения затрат на разработку и поддержания однотипности с существующими моделями. Однако консультативная группа настаивала на более радикальных изменениях, в частности, на «стеклянной кабине» с двумя пилотами. В результате появился компромиссный вариант, сочетающий компьютерные системы и дисплеи, заимствованные из проектов 757 и 767, и системы (к примеру, автопилот), перенесённые с предыдущих модификаций.
По сравнению с 747-300, Boeing 747-400 получил удлинённое на 1,8 м крыло, винглеты и «стеклянную» кабину, которая позволила отказаться от бортинженера. 747-400, в отличие от версии −300, имеет топливный бак объёмом 12 000 л в горизонтальном стабилизаторе, более экономичные двигатели с большим запасом тяги, полностью новый интерьер, улучшенную аэродинамику фюзеляжа и крыльев и обновлённую развлекательную систему для пассажиров.
Выкатка первого Boeing 747-400 состоялась 26 января 1988 г. К тому моменту компания получила более 100 заказов на новую модель. Первый полёт новой машины состоялся 29 апреля 1988 г.
Варианты Boeing 747-400Существует несколько модификаций версии -400
- Boeing 747-400 – базовый пассажирский вариант
- 747-400F- грузовая версия. Было выпущено 126 единиц.
- 747-400М – конвертируемый самолет с большим грузовым люком в задней части фюзеляжа. Эксплуатировался авиакомпанией KLM.
- 747-400D (Domestic) – самолет с увеличенной до 568 пассажирских мест и уменьшенной дальностью полета, созданный для региональных перевозок. Эксплуатировался японскими авиалиниями.
- 747-400ER (Extended Range) – дальнемагистральный лайнера с увеличенной на 805 километров дальностью. Эксплуатируется авиакомпанией Quantas на дальних рейсах.
- 747-400ERF – дальнемагистральный грузовой вариант.
Схема Boeing 747-400
30.08.2017, 09:16
Boeing 747-400 — четырехдвигательный широкофюзеляжный, дальнемагистральный, пассажирский самолет, построенный по двухпалубной схеме компанией «Boeing Commercial Airplanes».
В отличие от ранних моделей семейства, на самолете Boeing 747-400 установлены новые двигатели, благодаря которым, уровень шума серийного Boeing 747-400, стал в два раза меньше, чем у 747-300, а топливная эффективность возросла на 25 процентов. В этой моделе самолета установлена новая цифровая авионика, состоящая из шести многофункциональных дисплея и новое бортовое оборудование, что позволило сократить экипаж до двух человек. Для повышения дальности полета на самолет был установлен дополнительный топливный бак. Верхняя палуба также была удлинена, теперь она стала в два раза длиннее, чем на первоначальных версиях авиалайнеров семейства Boeing 747.
29 апреля 1988 года, Boeing 747-400, поднялся воздух. Первый испытательный полет длился больше двух часов. А 10 января 1989 года авиалайнер получил первый летный сертификат FAA. 26 января этого же года Boeing 747-400 был передан первому заказчику в лице авиакомпании «Northwest Airlines».
Boeing 747-400, стал самым продаваемым самолетом из всего семейства «747». За период своего производства с 1988 по 2009 год, было произведено 694 единиц данной версии воздушного лайнера. Из них, базового пассажирского варианта 747-400, было произведено и поставлено 442 самолета.
Расположение и нумерация мест в салоне, схема посадочных мест в самолете Boeing 747-400. Лучшие и менее комфортные места в самолете
Количество посадочных мест в самолете Boeing 747-400 варьируется (в зависимости от модели и конфигурации) от 320 пассажиров в трех-классовой кабине и до 526 человек в двух-классовой. Так же, стоит учесть, что существуют вариации этого лайнера с одно-классовой кабиной, вмещающей до 624 пассажиров.Для того, чтобы понять какие места удобные, а какие нет, надо внимательно изучить схему салона того лайнера, в котором собираетесь лететь. Ведь расположение кресел у каждого своё.
Верхняя палуба
Верхняя палуба:
Бизнес-класс (р яды с 1 по 3) . Хороший современный бизнес. Удобные кресла, мониторы с диагональю 15. 4 дюйма. Расстояние между рядами — больше 1,5 метра.
Экономический класс (с 5 по 9 ряд).
Места 5 ряда — это места повышенного комфорта. Здесь много места для ног. Ширма отделяет пассажиров бизнес-класса. Расстояние между рядами — около 86 см. мониторы 8.9 дюйма.
9 ряд — последний ряд экономического класса. Сразу за ним располагается туалет и лестница на нижнюю палубу. Это может вызывать небольшой дискомфорт во время полета.
Нижнюю палубу занимает единственный экономический класс на 470 мест. Мониторы в спинках 8.9 дюймов, а расстояние между креслами — 78 см.
10, 11, 12 ряды A, B ,H, K. Удобные и комфортные места по два кресла. В носовой части самолета располагаются крепления для детских люлек, что очень удобно для родителей малышей. Но плач их плач может доставить дискомфорт рядом сидящих пассажирам.
Места в 19 ряду — находятся близко к запасным выходам. На местах A, L, D, E спинки кресел не откидываются, на остальных — могут быть ограничены в этом.
Места D,E,G в рядах 20-22 — с двух сторон окружены туалетами. Поэтому, во время перелетов постоянное движение людей, очереди и звуки спускаемого бачка могут доставить неудобства. То же самое можно сказать и о местах A, B, C, H, K, L в 22 ряду . Кроме того, возможно, расстояние до стенки туалетов не очень большое.
Места в 29 ряду (A и L) не откидываются, они расположены возле аварийных выходов, а средние кресла упираются в стенку туалета.
31 ряд, места A,B,C. Здесь есть дополнительное пространство для ног. Откидные столики размещены в подлокотниках. На месте 31А дверь может немного выступать, а возле 31С располагается лестница, что может доставить неудобство.
Ряды 32-34, места С — также близко расположены к лестнице. Это может вызывать неудобство.
Кресла в рядах 43, 54, 70 и 71 не откидываются (отмеченные красным цветом) или могут иметь ограничения в этом (отмечено желтым цветом).
Места 44 и 45 ряда хорошие. Здесь увеличено пространство для ног. Однако, близость к туалетам может доставлять беспокойство.
С 67 по 70 — крайние ряды , имеют по 2 кресла. Это хороший плюс, особенно, если летите вдвоем. В последних рядах кресла, скорее всего, не откидываются.
Это достаточно неплохо, особенно, если летите вдвоем. Однако, в последних рядах кресла, скорее всего, не откидываются.
71 ряд Последний ряд в самолете.
Также, не добавляет комфорта близость этих кресел к туалетам.
Верхняя палуба
- Бизнес-класс (с 1 по 27 ряд).
Места первого ряда и 4 ряда (D) — хорошие места. Перед ними нет сидений и есть дополнительное большое пространство для ног.
Места в 9 ряду. Близость туалетов может доставить беспокойство из-за суеты. Зато спереди нет сидений и достаточно места для ног.
Места в 24 и 27 ряду (обозначенные желтым). Близость лестницы, туалетов и других технических помещений могу вызывать неудобства. В 27 ряду доносится шум из эконом-класса.
Экономический класс (с 32 по 56 ряд).
Места в 32 ряду — хорошие места. Здесь есть дополнительное пространство для ног. Удобно с любого из этих мест вставать не потревожив соседей.
33A и 33K — самые лучшие места . Впереди отсутствует ряд кресел, есть иллюминатор, технические помещения расположены в отдалении.
Места в 34 ряду (желтые) не такие удобные, так как находятся сразу за стенкой туалетов. Из-за этого недостаточно свободного места для ног, сидения могут быть уменьшены, а подлокотники зафиксированы. К тому же суета около туалетов, дополнительный шум и запах могут доставить неудобство.
Спинки кресел 42 ряда не откидываются назад или имеют в этом ограничение из-за того, что за ними расположены аварийные люки и стена.
Места в 43 ряду имеют ограниченное пространство для ног.
Места в 56 ряду (в последнем) находятся возле туалетов и имеют ограничение в откидывании.
Остальные места
Сидения , которые находятся возле иллюминатора , имеют преимущество в том, что в него можно смотреть и наслаждаться полетом и видами. Никто не будет беспокоить вас, когда будет садиться или вставать со своего места. Но если будете встать с него вы сами, как бы вы не старались, соседей придется побеспокоить.
Сидения, размещенные в середине — нет прямого доступа к окну, там не будут беспокоить проходящие мимо пассажиры и бортпроводники с тележками.
У сидений, расположенных возле прохода , есть преимущество — легко покинуть свое место, например в туалет. Недостатки: нет доступа к окну, а так же могут беспокоить стюардессы с тележками и проходящие по салону люди.
У сидений, которые размещены по 4 в ряд (в середине салона), такие же преимущества и недостатки. С крайних (и слева и справа) удобно вставать, а на тех, что находятся в середине — не беспокоят снующие люди.
Летно-технические характеристики
Максимальная скорость: 939 км/чКрейсерская скорость: 907 км/ч
Дальность полета: 13430 км
Вместимость лайнера: эконом класс – 660 пассажиров, эконом/ бизнес – 524 пассажира, эконом/ бизнес/ первый – 416 пассажиров
На всех модификациях для возможной замены двигателей в удаленных аэропортах на Boeing 747-400 предусмотрена возможность доставки двигателя на внешней подвеске. Дополнительная точка крепления расположена под крылом между двигателем № 2 (ближний к фюзеляжу слева) и фюзеляжем. Таким образом, самолет может лететь с пятью закрепленными на нем двигателями (запасной двигатель при этом не работает).
Для выполнения дальнемагистральных рейсов авиакомпанией «Трансаэро» задействовано 20 широкофюзеляжных двухпалубных самолетов Боинг 747-400.
Их можно условно разделить на три группы в зависимости от конфигурации салона: 522, 461 и 447 пассажирских мест. Компоновка большинства лайнеров (13 из 20 единиц), рассчитана на 522 места. Именно поэтому мы остановимся на ней более подробно.
Рассмотрим трехклассный салон Boeing 747-400 на 522 пассажирских мест
Лайнер данной конфигурации имеет две палубы — верхнюю и нижнюю. Начнем наш обзор с верхней.
Верхняя палуба
1-3 ряды относятся к бизнес-классу. Здесь созданы самые лучшие условия для комфортного перелета. Салон обустроен по последнему слову техники. Кресла удобные, со встроенными мониторами, диагональю 15,4 дюйма.
Примерное расстояние между рядами более 1,5 м, поэтому недостатка в свободном месте для ног не будет.
С 5 ряда начинается экономический класс. Из-за того, что классы разделены только декоративной ширмой, у пассажиров первого ряда будет достаточно места для ног. Эти места считаются наиболее комфортными в «экономе». В кресла встроены мониторы диагональю 8,9 дюйма. Расстояние между рядами около 86 см. Лучшие места в самолете.
9 ряд последний ряд экономического класса. За ним размещена лестница к нижней палубе и уборная. Это может создавать некоторый дискомфорт при полете. По этой причине места 9 ряда предупреждающе отмечены желтым на схеме салона.
Итак, переходим на нижнюю палубу.
Нижняя палуба
На нижней палубе размещен только туристический класс. Всего насчитывается 470 мест. Как и в «экономе», мониторы имеют диагональ 8,9 дюйма. Расстояние между креслами 78 см (31 дюйм).
В 10, 11 и 12 рядах A, B, H, K расположены по 2 а не по 3 места. Отмечены данные места зеленым цветом, так как являются местами повышенного комфорта.
К минусам можно отнести то, что в носовой зоне авиалайнера установлены крепления для детских колясок, поэтому вы можете оказаться в среди пассажиров с маленькими детьми.
В 19 ряду из-за близкого расположения к аварийным выходам, спинки кресел могут быть зафиксированы или ограничены в откидывании.
В 20-22 рядах, места D, E и G – не очень комфортные места в самолете. С обеих сторон расположены туалеты. При длительных перелетах могут возникнуть неудобства из-за образования очередей в уборные, звуков сливаемого бачка и неприятных запахов.
Те же недостатки имеют места A, B, C, H, K, L .
В 29 ряду кресла также зафиксированы, так как находятся возле запасных выходов. А средние кресла в этом ряду не откидываются, так как упираются в стену уборной.
У мест 31 ряда A, B, C имеется дополнительное пространство для расположения ног. В подлокотниках кресел размещены откидные столики. К недостаткам 31А можно отнести то, что дверь может слегка выступать, а около 31С размещена лестница.
В 32-34 рядах места С находятся вблизи лестницы, по которой во время полета постоянно передвигается персонал и пассажиры. Это может вызвать определенный дискомфорт и неудобства.
У рядов 43, 54, 70, 71 спинки кресел зафиксированы из-за близкого размещения аварийных люков.
44 и 55 ряды отличаются значительным пространством для ног, однако неудобства может доставлять близость уборных.
В крайних 67-70 рядах расположено по 2 а не 3 кресла. Это можно назвать преимуществом, особенно если вы путешествуете парой. Однако в последних рядах спинки кресел могут не откидываться, и не стоит забывать о близости к туалетам.
Трансаэро имеет 3 конфигурации самолета данного типа — 447, 461 и 522 мест. При онлайн регистрации , мы советуем вам дополнительно уточнять расположение того или иного кресла у представителя авиакомпании!
Питание на борту Boeing 747-400 Трансаэро
На борту пассажирам бизнес-класса предлагается очень ограниченный ассортимент питания. Туристический и эконом-класс получает стандартный набор блюд. Однако, в полете всегда подается горячее. Исходя из длительности рейса, питание организовывается 1 или 2 раза.
Бортпроводники начинают раздачу еды одновременно с двух стоек. Стойки расположены рядом с 35 и 54 рядами. В первой стойке пара бортпроводников проходит с 10 ряда и «вниз», а другая пара обслуживает пассажиров, начиная с 43 ряда по направлению «вверх». Они движутся навстречу друг к другу. Во второй стойке 4 стюарта проходят от 44 и 71 ряда таким же образом.
Вначале производится раздача напитков (аперитива), после чего выдаются ланчбоксы или горячее, и в завершение – кофе и чай.
Интерьер салона Боинг 747-400
бизнес класс
экономический класс
Lufthansa идет на компромисс в вопросе модернизации Boeing 747-400
Получив разрешение регулирующих органов на установку новых кресел эконом-класса премиум-класса при обновлении старых самолетов Boeing 747-400, Lufthansa вовсю занимается переоснащением. Runway Girl Network недавно посетила D-AVBM в средней модификации, подробно изучив все детали конфигурации переоборудования и то, как она начинает собираться на борту самолета.
Первый — или, технически, выбывший — первый класс, который был полностью удален из парка 747-400, поскольку эти старые самолеты вступают в свою последнюю фазу жизни.
Сиденье и кровать обеспечивают хороший отдых в первом классе
Это прощание с уникальным продуктом первого класса Lufthansa 747-400 на верхней палубе с отдельными сиденьем и кроватью, особенно популярным сочетанием среди пассажиров с деньгами (или миль) потратить на это. Интересно, что этот салон просуществовал всего четыре года с момента ремонта старых «гофрированных» синих сидений первого класса в 2011 году.
Новое кресло бизнес-класса в Lufthansa A330 версия полностью плоского сиденья бизнес-класса Lufthansa — продукт, больше похожий на эти старые синие сиденья, чем на современный первый класс. Бизнес-класс располагается на верхней палубе, в носовой каюте и в первой каюте на главной палубе. Этот последний салон — единственный, в котором можно увидеть высмеиваемую V-образную версию сидений, высмеиваемую как «футси-класс», в которой два сиденья направлены друг к другу, встречаются в пространстве для ног и разделены лишь относительно непрочной перегородкой. перегородка сантиметровой толщины.
Кто-нибудь играл в футси?
Все остальные места бизнес-класса в самолете представлены в версии «H», где сиденья смотрят в одном направлении и каждое из них имеет свою отдельную секцию. Дополнительное преимущество: пассажирам у окна и среднего сиденья теперь значительно легче выбраться, так как между двумя сиденьями есть зазор, чтобы поставить ногу на пол, чтобы элегантно пробраться (или неуклюже) над спящим пассажиром.
А вот возврат среднего сиденья — который Runway Girl Network сообщила в октябре прошлого года, что не будет популярным ходом Lufthansa. Его конфигурация не похожа ни на одну букву (даже на русскую ж), а представляет собой комбинацию двух существующих раскладок. Эти трио мест занимают место всего двух мест в 747-8, и неясно, почему Lufthansa решила снова добавить средние места.
Сомнительной популярностью также будет комплект из четырех сидений первого ряда, который изгибается вокруг слегка выпуклой формы и выглядит так, будто четыре пары ног играют вместе.
За бизнес-классом — большую часть времени — стоит премиальный эконом-класс, который только что получил дополнительную сертификацию типа на 747-400. Действительно, D-ABVM, самолет, который мы посетили, стал вторым самолетом, на котором установлена новая кабина.
(Большая часть истории связана с тем, что Lufthansa меняет конфигурацию своих самолетов, заменяя задние ряды бизнес-класса дополнительными местами эконом-класса в соответствии со спросом. Это создало несколько проблем с логикой салона до того, как был установлен эконом-класс премиум-класса, но очевидно, что продвижение премиального эконом-класса вперед во время преобразования малоэффективно. Так что в конфигурации «низкий бизнес» основная колода идет бизнес-эконом-премиум-эконом-эконом.)
Это то же самое кресло эконом-класса ZIM премиум-класса, что и в остальном парке, с той же конфигурацией 2-4-2, что и на 747-8 и А380, хотя развлекательная система Zodiac RAVE установлена в другом месте на борту. 747-400.
RAVE IFE на эконом-кресле премиум-класса ZIM
Интересно, что, несмотря на то, что на карте мест четко видна какая-то перегородка между эконом-классом премиум-класса и эконом-классом, такого барьера не было видно, и сотрудники Lufthansa Technik сказали нам, что эта часть салона была законченный.
Как ни странно, это дает невероятное количество места для первого ряда эконом-класса за сиденьями эконом-класса премиум-класса, по-видимому, с намерением раздать их часто летающим пассажирам высшего уровня.
Следует отметить, что мониторы, прикрепленные к заднему ряду премиум-эконом-класса, не предназначены для пассажиров первого ряда эконом-класса. Скорее, это устройства RAVE с возможностью горячей замены в случае проблем с экранами эконом-класса премиум-класса, а мониторы пассажиров эконом-класса находятся в откидных кронштейнах, которые обычно можно увидеть в рядах переборок и выхода.
Разделение между эконом-классом и эконом-классом премиум-класса
В эконом-классе представлен новый вариант полнофункциональных узких сидений эконом-класса со значительно увеличенным пространством для коленей. Учитывая 31-дюймовый стандарт LH, это реальное улучшение комфорта, хотя обычная проблема клаустрофобии с откинутой спинкой на такого рода поле все еще присутствует — как четко демонстрируют автор RGN Джейсон Рабиновиц и Дэвид Паркер Браун из AirlineReporter .
В общем, ремонт — это плюс, сиденья теперь подходят для нынешнего поколения пассажирских сегментов, но всегда обидно видеть не совсем элегантные решения проблем, разработанные самой авиакомпанией. Предполагается, что ремонт уже завершен.
Jumbo: Boeing 747
Если бы вы были крутым авиаконструктором в Boeing в 1965 году, вы хотели бы работать только в одном месте. Специалисты по аэродинамике, проектировщики планера, инженеры-системотехники, специалисты по полезной нагрузке, специалисты по двигателям… Проект, которого они больше всего жаждали , был самой сексуальной вещью, которую когда-либо придумывала компания: первый американский сверхзвуковой транспорт (SST), Боинг 2707. Это был Будущее коммерческой авиации — настоящий мировой рекордсмен, который может похвастаться утроенной скоростью дозвуковых реактивных самолетов.
Однако в то же время в Боинге формировался еще один самолет. В документе, в котором излагались цели для этого самолета, описывался «высокопроизводительный коммерческий транспорт большой дальности… адаптируемый к пассажирско-грузовым или полностью грузовым конфигурациям».
Номер модели был 747. По сравнению с 2707 он казался таким скучным, что парни из SST дразнили парней из 747, что если они докажут свои способности, им может посчастливиться перейти в область сверхзвука.
Угадай, кто смеялся последним. SST от Boeing так и не материализовался, кроме полноразмерного деревянного макета. Его огромная стоимость и потребность в топливе сделали его коммерчески нежизнеспособным, и проект был отменен в 1971 году. Boeing продал макет стоимостью 12 миллионов долларов на ярмарке во Флориде за 43 000 долларов.
Боинг 747 вырос из сделки, заключенной между председателем Boeing Биллом Алленом и Хуаном Триппе, властным основателем и главой Pan American Airways. Не столько сделка, сколько рукопожатие, заключенное на яхте во время отдыха на выходных.
Трипп считал, что будущее коммерческой авиации будет сверхзвуковым, но он думал, что пройдет некоторое время, прежде чем это станет реальностью. Тем временем ему нужна была временная мера, авиалайнер, более чем в два раза превышающий размер Boeing 707, который можно было бы эксплуатировать при значительно меньших затратах. Он сказал Аллену, что, когда его время подойдет к концу, самолет снова станет грузовым, воздушным грузовиком Мака.
Теперь, спустя почти 50 лет после того, как самолет был введен в эксплуатацию, две последние авиакомпании США, которые эксплуатировали Боинг-747, сняли их с эксплуатации, и в других странах они постепенно выводятся из обслуживания пассажиров. За эти полвека ни один другой самолет не оказал такого влияния на мир. Это был первый самолет, который по-настоящему демократизировал авиаперевозки. Важно отметить, что это положило начало универсальному явлению, позволившему многим миллионам людей путешествовать по земному шару с легкостью и экономией, что было совершенно новым для человеческого опыта.
Летом 1965 года, когда Аллен назначил его главным инженером программы 747, в уме Джо Саттера не было такого видения. Саттер не попал в команду SST, потому что он исправлял ранние проблемы с Боингом 737, самолетом, который он частично создал вместе с более старшим конструктором Джеком Штайнером.
Саттер, специалист по аэродинамике, должен был собрать все свои таланты, чтобы создать авиалайнер, единственной инновацией которого был его размер. В противном случае, как гласила теория, он был бы способен безопасно летать в пределах дозвуковой оболочки, уже знакомой Boeing по опыту работы с 707. Саттер, однако, понимал, что размер будет настоящей проблемой — в овладении структурой, полезная нагрузка, управление и двигатели, первые турбины с большим байпасом, которые на тот момент еще не были испытаны.
Первый серийный 747-й затмевает 707-й на заводе Boeing в Эверетте, штат Вашингтон, в январе 1970 года. (Архив Андервуда/Getty Images)В любой программе такого размера и сложности, как Боинг 747, всегда есть критические точки, где, если будет сделан неверный вызов, весь проект может рухнуть. В случае с Боингом 747 было три судьбоносных момента, когда как инстинкт, так и наука сделали правильный выбор, и все это делали разные люди.
Первый был написан скромным инженером Роулендом «Роу» Брауном, главой группы проектирования, которого по праву следует считать настоящим отцом первого в мире широкофюзеляжного самолета.
Трипп предположил, что наиболее эффективным способом размещения 400 пассажиров будет просто поставить одну кабину с одним проходом поверх другой, создав двухэтажный салон. Первые чертежи Boeing 747 были именно такими, но Саттер инстинктивно сопротивлялся этой идее. Одной из его главных забот была эвакуация пассажиров с верхней палубы в случае чрезвычайной ситуации; другой заключался в том, что грузовой отсек был слишком мал по сравнению с размером самолета.
Одним махом Браун решил обе проблемы для Саттера. Просмотрев множество конфигураций, он поставил рядом два стандартных грузовых поддона и начертил вокруг них круг. В результате образовался кавернозный грузовой отсек и главная палуба шириной почти 20 футов. Чтобы решить проблему эвакуации, он нарисовал два прохода. Как и многие вспышки гения, широкофюзеляжная кабина Брауна выглядела совершенно правильно, как только она была задумана.
Горб верхней палубы, который стал выражением профиля Боинга 747, был создан, чтобы предвосхитить его окончательную роль грузового транспорта с носовой частью, открывающейся для погрузки, и полетной палубой наверху. В последующих моделях верхняя дека была расширена, чтобы покрыть почти половину длины нижней деки.
В 1990 году, изучая историю самолета для книги, я взял интервью у более чем десятка инженеров, руководивших программой 747. Браун был единственным из них, кто отклонил мою просьбу о разговоре. Он был, как объяснил Саттер, прирожденным закрытым человеком. Сам Саттер не был уклончивым фиалковым, но он никогда не пытался затушевать важность Брауна для команды, которую он возглавлял.
Два других последовательных решения были приняты извне.
Первым был сам Трипп. Как только он признал, что не собирается покупать двухэтажный самолет, он сказал Саттеру, что все самолеты, которые он когда-либо покупал у Boeing, оказывались слишком маленькими в своей первой итерации. Несмотря на то, что к тому времени чертежи 747-го были близки к завершению, он потребовал удлинить фюзеляж на 80 дюймов, добавив в салоне три ряда сидений. Несмотря на то, что это добавило самолету 7500 фунтов, когда вес стал критическим, Саттер согласился.
Вторым был человек, наиболее почитаемый инженерами Boeing, легендарный Эд Уэллс. Будучи юным вундеркиндом, Уэллс спроектировал B-17, а позже ему пришла в голову идея, которая сыграла решающую роль в определении формы реактивного самолета со стреловидным крылом, заключалась в том, чтобы подвешивать двигатели на пилонах под крыльями. Как и Трипп, он почувствовал, что Боинг-747 можно будет растянуть, поэтому он сказал Саттеру увеличить площадь крыла с 5200 квадратных футов до 5500 квадратных футов. Уменьшение нагрузки на крыло не только позволило растянуть его, но и сделало 747 особенно легким самолетом для посадки без ущерба для его высокой крейсерской скорости 0,855 Маха.
Первый Боинг 747 привлекает значительную толпу на объекте в Эверетте 30 сентября 1968 года. (©Boeing)Тем не менее, самая серьезная конструктивная проблема возникла в крыле. Старая поговорка в Boeing гласила: «Крыло — это то место, где вы потерпите неудачу». Это был, как сказал мне Саттер, «большой гибкий самолет», и в аэродинамической трубе крыло оказалось слишком гибким, когда на большой скорости нос внезапно задрался вверх.
Саттер позвонил У. Т. Гамильтону, старейшине Боинга по конструкции крыльев. Гамильтон подтвердил опасения Саттера о том, что единственным лекарством будет переработка крыла с уменьшением угла атаки внешней секции. Полный редизайн на этом этапе отбросил бы программу на год назад. Гамильтон придумал гораздо более простое решение: сделать едва заметный надлом передней кромки у пилона подвесного двигателя и оттуда «закрутить» крыло к законцовке. Это не было элегантным решением, но испытания в аэродинамической трубе подтвердили, что проблема решена.
Первые летные испытания выявили еще один серьезный дефект крыла: флаттер. Главный летчик-испытатель Джек Уоддел по-своему лаконично сообщил о «низком демпфировании». Крыло тряслось и не оседало. И снова решение было неизящным, но простым: 700 фунтов отработанного уранового балласта, добавленного к внешним гондолам двигателей, эффективно гасили флаттер.
Но самым неприятным нововведением в ходе разработки Боинга 747 и его первых авиаперевозок был двигатель Pratt & Whitney JT-9. General Electric впервые применила турбину с большим байпасом и ее характерным большим вентилятором, но Boeing имел долгую и счастливую историю с Pratt и пошел с ними, даже несмотря на то, что JT-9не имел за собой военного опыта, как и все реактивные двигатели, ранее выбранные для новых авиалайнеров. Первые двигатели страдали от проблем с надежностью и не достигли обещанной тяги в 40 000 фунтов. Для первого полета Боинга 747 9 февраля 1969 года компания Boeing проверила 30 двигателей, прежде чем они нашли четыре подходящих.
Неприятности продолжались. Когда начали выпускать первые серийные модели, люди шутили, что Боинг собирает парк самых больших планеров в мире, потому что многие из них были припаркованы в ожидании двигателей. Всего в летных испытаниях было задействовано 87 двигателей, из них 60 вышли из строя. Столько изменений было в JT-9спецификации, что некоторые испытательные самолеты летали в нескольких разных версиях. После непродолжительного полета корпус турбины стал овальным, что поставило под угрозу зазоры для лопаток турбины. В качестве отчаянного временного решения проблемы нехватки мощности двигатели первой партии самолетов 747, поставленных Pan Am, были оснащены системой впрыска воды для увеличения тяги на взлете.
В январе 1970 года состоялся первый полет Pan Am 747, когда Clipper Construction вылетел из нью-йоркского аэропорта Кеннеди в Лондон с 324 пассажирами… после семичасовой задержки и смены рейса из-за проблем с двигателем. (Я совершил свой первый полет на Боинге 747 авиакомпании TWA летом 1970 года из Лондона в Лос-Анджелес. Вылет был на два часа позже, и у нас была незапланированная четырехчасовая остановка в Сиэтле для обслуживания двигателя.)
Один раз эти проблемы были решены, однако Боинг 747 достиг цели Триппа, резко сократив количество мест, на которых основывался весь проект, стоимость одной доступной мили места (рассчитывается путем умножения количества доступных мест на рейсе на пройденные мили, а затем разделить эксплуатационные расходы на это число). Pan Am сообщила Boeing, что стоимость ее 747-х составляет 6,6 цента за пассажиро-милю, что составляет одну треть от стоимости 707-го.
Это было достижение, изменившее правила игры, которое впервые предсказало авиакомпаниям преобразующее экономическое влияние широкофюзеляжных самолетов. И все это было сделано в срок, который сегодня кажется экстраординарным. Программа 747 получила зеленый свет 12 апреля 1966 года, когда Pan Am подписалась на первые 25 самолетов. В сентябре того же года Саттер разослал руководителям производства подробную спецификацию. Немногим более чем за четыре года радикально новый самолет с не менее инновационными двигателями превратился из бумаги в регулярные авиалинии.
Но, по правде говоря, Boeing поставил свое будущее на создание рынка, которого раньше не существовало. И это поставило его на грань банкротства. На пике программы Саттер тратил 5 миллионов долларов в день. К Рождеству 1969 года компания была настолько убыточной, что пришлось сократить операционные расходы на 100 миллионов долларов. В течение следующих 18 месяцев было сокращено 60 000 рабочих мест. Уровень безработицы в Сиэтле подскочил до 17 процентов, что привело к появлению ставшего легендарным рекламного щита: «Выключит ли свет последний человек, покидающий Сиэтл».
И все же Боинг вышел из кризиса более компактной и разумной компанией. Он владел рынком реактивных самолетов до появления Airbus A380 в 2005 году. Когда последняя модель, 747-8, подойдет к концу своего производственного цикла (он продавался медленно), Boeing произвел более 1550 самолетов. 747, намного превосходящее то, что его создатели представляли себе возможным.
Джо Саттер, главный инженер Boeing по проекту 747, позирует со своим детищем. (Boeing)Саттеру было всего 44 года, когда он возглавил программу. Многие из его команды были как минимум на 10 лет старше. Впервые я встретил его 20 лет спустя, когда он стал, как и Эд Уэллс, уважаемым старейшиной компании, которого попросили бросить взгляд на все более поздние версии 747 и любой другой программы, которая могла бы извлечь выгоду из его мудрости. Он рассказал, что во время разработки 747-го был критический момент, когда вся его карьера висела на волоске. Корпоративные специалисты по сокращению расходов набросились на него посреди процесса проектирования и потребовали, чтобы он уволил несколько сотен инженеров из своего штата. Саттер отказался и демонстративно заявил, что ему нужно еще 800 человек. Он пошел домой и сказал жене, что на следующий день его уволят.
Он получил дополнительных инженеров. С этого момента никто не сомневался, что всем заправляет Саттер, компактный и неумолимый человек. В 2011 году, когда я снова увидел его во время визита, чтобы увидеть производство 747-8, он пошутил: «Мне было очень весело потратить все эти деньги Boeing».
Одной из характеристик Боинг-747, которую Саттер не ожидал, была его самоамортизирующая способность всплывать на взлетно-посадочную полосу в последние секунды приземления. Влияние земли с нисходящим потоком воздуха, сжатым между машиной и взлетно-посадочной полосой, было ярко выраженным и незначительным. Даже с новым крылом Боинг 747-8 ведет себя так же. «У него все еще есть свойство приземляться», — сказал Саттер. — Я не знал, что так получится.
Разработанный до того, как система управления полетом убрала висцеральный контакт из кабины, Боинг-747 всегда был самолетом для пилотов. Пилот Boeing Том Имрич, который летал на версиях 747, начиная с самого первого, испытательного самолета RA001, через серию 400, а затем в качестве второго капитана в первом полете 747-8, сказал мне: «Каждый раз, когда я возможность поднять один из них в воздух или испытать его на пределе возможностей, а часто и за его пределами, была уникальной. Он всегда будет выделяться своей грацией, красотой, ловкостью, силой, скоростью и верным откликом.
«Он превосходно выдержал самую сильную турбулентность, справился с адскими ветрами, благополучно преодолел самые сильные муссоны, границы тайфунов, метелей, обледенения, тумана и гроз. Вынужденный лететь против своей воли на очень низких скоростях, приближаясь к сваливанию, он ясно ответит вам безошибочной обратной связью, предупредив вас, чтобы вы не двигались дальше. Вынужденный летать за пределы своего числа Маха, он был устойчив, как скала».
До 400-й серии, выпущенной в 1989 году, Боинг 747 имел «заводную» аналоговую кабину с более чем 360 приборами и третьим членом летного экипажа, инженером, который сидел за боковой консолью. Модель 400 представила стеклянную кабину, двух пилотов и гораздо большую топливную экономичность. У 747-100 была дальность полета 5300 миль. Модель 400 имеет дальность 7670 миль и была самой продаваемой, с 694 доставлены до окончания производства в 2005 году.
31 марта 2014 года сотрудники All Nippon Airways держат транспарант, приветствуя последний Боинг 747, прибывший в Токио, что положило конец четырем десятилетиям эксплуатации больших реактивных самолетов японскими перевозчиками. (Kyodo News через Getty Images)На пике его использования в любой момент времени в воздухе по всему миру находилось около 350 Боингов 747, перевозивших около 150 000 пассажиров. Несмотря на то, что американские авиакомпании больше не летают на самолетах 747, около 45 пассажирских самолетов 747-8 будут летать в 2030-х годах, а British Airways не выводит из эксплуатации свои 747-400 до 2024 года9.0006
По иронии судьбы, семена морального устаревания Боинг-747 были созданы им самим. Его экономическая эффективность коренным образом изменила то, как авиакомпании оценивают количество новых самолетов. В первое десятилетие эры реактивных самолетов, после появления Боинга 707, расчет полезной нагрузки был простым. Явного скачка в скорости и острых ощущений от поездки было достаточно. Боинг, Дуглас и Локхид, основные игроки, просто разместили в салоне столько мест, сколько было удобно. Первые пассажиры, элита, были в основном состоятельными и готовыми платить за эту привилегию большие деньги.
Когда полеты стали доступны миллионам, экономическое уравнение изменилось. Он предусматривал более сложное сочетание сидений, дальности полета, грузоподъемности и топливной экономичности. Сегодня для руководителя авиакомпании управление пропускной способностью — это все. Теперь это утонченное искусство, использующее очень сложный алгоритм и включающее в себя разброс цен от первого класса до автобуса. Эти цифры фактически определяют самолет, узкофюзеляжный или широкофюзеляжный, и требуют оптимальной эффективности. В результате новый Boeing 777X, например, может перевозить 414 пассажиров, столько же, сколько 747-400, только с двумя двигателями. Он может пролететь до 7600 миль и потребляет на 12 процентов больше топлива, чем более ранние модели 777.
Но 777-й был усовершенствован до такой степени, что стал настолько эффективным, что стал болеутоляющим. У него нет характера 747-го, этого большого дружелюбного выпуклого носа, сидящего у ворот. Когда я написал свою первую книгу о Боинге 747, я понял, что пишу не просто о машине, а о биографии машины и ее создателей: машина была, по сути, продолжением этих людей и их основных представлений о самолете. дизайн. Первая страница спецификации Саттера для 747, которая стала известна в Boeing как «Библия», начиналась словами: «Безопасность является главной целью программы проектирования 747; ему должен быть отдан приоритет во всех проектных решениях. Проектировщик должен обеспечить достижение этой цели безопасности».
До сих пор, когда я сажусь в Боинг 747 и думаю обо всех его деталях, видимых и невидимых, я также слышу голоса тех, кто над ним работал, выступая под неустанным давлением и с видением того, на чем тогда стояла коммерческая авиация порог достижения.