+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Человеческий фактор в авиационных происшествиях: Человеческий Фактор в авиации — реальность и мифы

0

Влияние человеческого фактора на безопасность полета

Библиографическое описание:

Мокеева, Н. С. Влияние человеческого фактора на безопасность полета / Н. С. Мокеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 9 (299). — С. 153-156. — URL: https://moluch.ru/archive/299/67794/ (дата обращения: 03.05.2023).



В статье автор описывает влияние человеческого фактора на безопасность полета. Приведены статистические данные по состоянию безопасности полетов в Российской Федерации, так же рассмотрены причины авиационных происшествий. Разработаны рекомендации и методы по снижению влияния данного фактора.

Ключевые слова: человеческий фактор, авиационное происшествие, авиакатастрофа, IATA, МАК, кабинный экипаж, летный экипаж.

Безопасность полета — это состояние авиационной системы или организации, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящейся к эксплуатации воздушных судов или непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются.

Проблемы с безопасностью полетов (БП) существуют. В Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) считают, что общий уровень безопасности полетов продолжает расти. В период с 2009 года по 2019 год произошло свыше 420 авиационных происшествий на территории Российской Федерации. Многие из них с многочисленными жертвами и потерями.

Авиационное происшествие — это событие, связанное с лётной эксплуатацией воздушного судна (ВС), которое привело к гибели либо серьёзным травмам какого-либо лица, существенному повреждению либо утрате этого воздушного судна. Среди авиационных происшествий различают аварии и катастрофы. Авариями считаются происшествия без человеческих жертв. Катастрофами считаются происшествия с человеческими жертвами.

Согласно отчетам Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по безопасности полетов в гражданской авиации на территории Российской Федерации в 2017 году произошло 39 авиационных происшествий, в том числе 20 катастроф, 51 человек погиб.

В 2018 году произошло 42 авиационных происшествия, в том числе 22 катастрофы, погибло 128 человек. Количество авиационных происшествий в 2018 году увеличилось на 10 % по сравнению с 2017 годом. Основными причинами стали: выкатывание воздушного судна (ВС) за пределы взлетно-посадочной полосы (ВПП) при посадке, потеря управления ВС в полете или возникновение препятствия в управление ВС.

Показатели безопасности полетов ухудшились и в целом мире. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) в 2018 году в мире было зарегистрировано 62 происшествия, включая 11 авиакатастроф. Погибло 524 человека. В 2017 году произошло 47 авиационных происшествий, включая 7 авиакатастроф. В результате погибло 9 человек. Общий коэффициент аварийности в 2018 году составил 1,36 %, что соответствует 1 авиационное происшествие на 740 тысяч рейсов. Данный показатель улучшен в сравнении с общим показателем несчастных случаев на 1,78 %, но показал снижение в сравнении с показателем 2017 года.

2017 год был назван самым безопасным за всю историю гражданской авиации.

Причинами авиационного происшествия являются: погодные условия, техническое состояние воздушных судов, уровень квалификации летного персонала и сотрудники, обслуживающие воздушные судна, человеческий фактор. Согласно отчетам «О состоянии безопасности полета» Межгосударственного авиационного комитета (МАК) и отчетам Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ) частая причина авиационных происшествий — это человеческий фактор.

Человеческий фактор — это наука о людях в той обстановке, в которой они живут и трудятся, об их взаимодействии с машинами, процедурами и окружающей обстановкой, а также о взаимодействии людей между собой. В данной статье рассмотрены взаимодействия членов летного экипажа (пилотов) и членов кабинного экипажа (бортпроводников). Порядка 8 % авиационных происшествий происходят из-за неправильного взаимодействия между людьми. Примером служит катастрофа, которая произошла 17 ноября 2013 в городе Казань.

Рейс выполнялся на ВС Боинг- 737 авиакомпании «Татарстан». Причиной катастрофы стали неверные действия экипажа. И катастрофа 20 июня 2011 года. ВС принадлежало авиакомпании «РусЭйр». Происшествие произошло в городе Петрозаводск. Рейс выполнялся на ВС Ту-134. Причиной катастрофы стали неслаженные действия экипажа и сложные метеорологические условия.

В феврале 2018 года в Московской области потерпело крушение воздушное судно (ВС) АН-148. ВС принадлежало авиакомпании «Саратовские авиалинии». Рейс выполнялся по маршруту из московского аэропорта «Домодедово» в аэропорт города Орск. На борту ВС находилось 65 пассажиров и 6 членов экипажа. Все находившиеся на борту погибли. Из отчета Росавиации следует, что причиной авиакатастрофы стал отказ указательной скорости, вследствие не включения обогрева приемников полного давления (ППД) перед взлетом. Что привело к неправильным действиям экипажа, выразившимся в выполнении интенсивного снижения воздушного судна до столкновения с землей.

В августе 2018 года авиакатастрофа произошла в Красноярском крае с ВС Ми-8. ВС принадлежало авиакомпании «ЮТэйр- вертолетные услуги». Причиной стало столкновение с внешней подвеской другого воздушного судна. На борту ВС находилось 18 человек. Все находившиеся на борту ВС погибли.

В настоящее время проводятся обучения экипажей с помощью программ и тренажеров. На практике и во время обучения не используется такой ресурс, как комплектование летных экипажей (ЛЭ) и кабинных экипажей (КЭ). Не проводятся совместные обучения ЛЭ и КЭ. Отсутствует взаимодействие и усиление экипажей.

Комплектование КЭ и ЛЭ, безусловно, повысило бы уровень безопасности полетов. Ярким примером четкого взаимодействия экипажа служит рейс на «На кукурузном поле» в 2019 году. Опыт и высокий уровень подготовки командира воздушного судна помогли благополучно произвести посадку ВС вне взлетно-посадочной полосы. Благодаря правильным действиям кабинного экипажа была произведена грамотная эвакуация пассажиров. Рейс произвел аварийную посадку без жертв.

Документы, содержащие по данным вопросам информацию: «Рекомендация по комплектованию летных экипажей и обеспечению оптимального морально-психологического климата», «Рекомендация по организационным принципам и методики комплектования экипажей с учетом межличностных отношений членов экипажа» и «Требования к членам экипажей воздушных судов гражданской авиации и основные принципы комплектования и формирования экипажей».

Данные документы были опубликованы в период 70–80 гг. и морально уже устарели. Стоит вопрос в необходимости разработать более конкретные документы, регулирующие данные вопросы. Сами по себе «Рекомендации» по признанию авторов относятся к уже скомплектованным экипажам. «Руководство по психологическому обеспечению отбора, подготовки и профессиональной деятельности летного и диспетчерского состава гражданской авиации Российской Федерации» 2011 года ссылает к «Рекомендации» 1985 года в части комплектования экипажей воздушных судов. Видна необходимость в разработке новых методик и подходов в комплектовании экипажей воздушных судов с учетом опыта и межличностных отношений. Российское законодательство, регулирующие деятельность авиационного персонала, достаточно устарело. Многие документы разработаны, приняты и опубликованы в период СССР. Изменения в них вносятся, но такие документы необходимо полностью пересмотреть, так как с момента их принятия прошло уже как минимум двадцать лет.

Настоящее исследование состоит в разработке средств и методов по управлению человеческим фактором на воздушном транспорте. Комплектование членов КЭ и ЛЭ, с учетом межличностных отношений, с целью понижения отрицательного фактора, влияющего на безопасность полета. Для решения данного вопроса необходимо:

− разработать ряд документов, регламентирующих обучение членов КЭ и ЛЭ при первоначальной и ежегодной подготовках. Необходимо внести критерий для обучения летного персонала. Критерий заключается в том, чтобы аварийно-спасательная подготовка членов КЭ и ЛЭ проходили совместно. Таким образом, члены КЭ и ЛЭ будут знать и понимать действия друг друга в нештатной ситуации;

− разработать ряд документов, регламентирующих комплектование экипажей, как внутри кабин, так и между кабинами. Разделение персонала на группы, которые будут различаться опытом работы, квалификацией, характером и умением оперативно действовать в нештатной ситуации. Таким образом, экипаж в целом будет подготовлен к любой ситуации.

Комплектование экипажей было в авиакомпании «Аэрофлот» и «Пулково». Данный метод принес лишь положительный результат. В таких экипажах сохранялся: комфорт, взаимозаменяемость и главное безопасность полета.

В заключении данной работы можно отметить, что человеческий фактор — одна из главных причин всех авиационных происшествий. В данный момент многие мировые авиакомпании уделяют все больше внимания безопасности полета и уровню подготовки персонала. В Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) считают, что общий уровень безопасности авиаперевозок в мире продолжает расти, поэтому стоит уделять внимание каждому отдельному фактору и своевременно вносить корректировки в документы.

Литература:

  1. Официальный сайт. Межгосударственный авиационный комитет (МАК). https://mak-iac.org;
  2. Официальный сайт. ФАвТ. РОСАВИАЦИЯ. https://www.favt.ru;
  3. Специальная подготовка в области человеческого фактора. Методические указания по проведению психологической диагностики. / Сост.: О. В. Ариничева, А. В. Малишевский. — СПб.: ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации», 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): воздушный транспорт, происшествие, авиационное происшествие, безопасность полета, гражданская авиация, Российская Федерация, борт ВС, кабинный экипаж, комплектование экипажей, Международная ассоциация, судно.

Влияние человеческого фактора на безопасность — Detech group

Влияние человеческого фактора на безопасность — Detech group

Заказать звонок

Обеспечение производственной безопасности и достижение «цели ноль» возможно только при условии каждодневной работы всей системы охраны труда и по всем связанным направлениям.

Проблема:

По оценкам Всемирной организации здравоохранения, смертность от несчастных случаев находится в настоящее время на третьем месте после смертности от сердечно-сосудистого и онкологического заболевания.
Кроме того, нарушения требований техники безопасности приводят не только к травмам и человеческим жертвам, но и к созданию аварийных ситуаций, разрушению оборудования и нанесения других видов ущерба организации. По различным данным человеческий фактор является причиной аварийных ситуаций, происшествий, травм и т.п. в 50 — 80% случаев. В 2016 году был зафиксирован печальный рекорд – доля человеческого фактора в авиационных происшествиях составила 94%.

Решение:

Наши исследования указывают на следующие причины того, почему люди нарушают правила техники безопасности и создают аварийные и опасные ситуации:

  1. Недостаток знаний – человек совершает нарушения или попадает в опасную ситуацию потому, что просто не знает соответствующих правил или не владеет информацией об опасных факторах.
  2. Недостаток способностей – в этом случае человек даже после соответствующего обучения или инструктажа не в состоянии усвоить материал, а в реальной ситуации не может правильно оценить обстановку и применить полученные знания.
  3. Личностная предрасположенность к нарушениям – при наличии определенных личностных черт человек, даже зная правила безопасности и осознавая угрозу, все равно совершает нарушения, идет на риск, действует небезопасными способами.
  4. Давление других людей или обстоятельств – в этом случае человек может пойти на нарушения, уступая давлению товарищей по работе или руководства. Так же, часто правилами безопасности пренебрегают, когда «горит план», когда хочется сделать работу быстрее. Нередко эти вещи связаны, например, руководитель требует выполнять работу с нарушениями ради того, чтобы сократить сроки или стоимость выполнения работ.

С инструментами Detech для оценки человеческих рисков можно ознакомиться здесь.

Обеспечение производственной безопасности и достижение «цели ноль» возможно только при условии каждодневной работы всей системы охраны труда и по всем связанным направлениям. Данный подход мы назвали «пирамида безопасности»:


«Пирамида безопасности»

Среди них мы особенно отмечаем следующие:

  • Система обучения и оценки знаний в сфере ОТиПБ.
  • Формирование культуры безопасного производства (КБП).
  • Анализ коренных причин нарушений.

Статья об оценке человеческих рисков на производствах в журнале «Безопасность труда в промышленности»

Услуги по формированию культуры безопасности

Влияние человеческого фактора
на безопасность

Оценка производственного персонала

Культура безопасного производства

Система обучения
и оценки знаний
в области ОТиПБ

Анализ коренных причин нарушений

Почему именно мы?

Международная экспертиза

Более 18 лет опыта

500+
клиентов

150 000+ человек прошли оценку

Передача технологий клиентам

ИЩЕТЕ РЕШЕНИЕ?

Проведём для вас бесплатную консультацию!

ЗАКАЗАТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ

Разработка КПЭ госслужбы. Федеральный проект «Государство для людей»

ПОДРОБНЕЕ

Х5 Retail Group. Компетенции для новой компании

ПОДРОБНЕЕ

Свяжитесь с нами

Оставьте свои контакты, наши консультанты свяжутся с Вами и подберут лучшее решение.

Получить консультацию

Оставьте свои контакты, наши консультанты свяжутся с вами и подберут лучшее решение.

О КАКОЙ УСЛУГЕ ВЫ ХОТИТЕ УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ? ОСТАВЬТЕ СВОЙ ЗАПРОС, НАШ КОНСУЛЬТАНТ ОБЯЗАТЕЛЬНО СВЯЖЕТСЯ С ВАМИ!

Заказать звонок

Оставьте свои контакты, наши консультанты свяжутся с вами в ближайшее время!

Авиационные происшествия, вызванные ошибками пилотов и человеческим фактором

Общие авиационные человеческие факторы

Капитан, первый помощник, члены экипажа и диспетчерская вышка должны работать вместе для обеспечения безопасности рейса и его пассажиров. Отсутствие уважения, запугивание, отвлечение внимания, споры между пилотом и вторым пилотом и гордость могут мешают и создают серьезные проблемы, угрожающие жизни. Следующее являются примерами человеческого фактора, который способствовал некоторым из национальных самые страшные бедствия:

Человеко-машинный интерфейс: Поскольку многие самолеты становятся все более автоматизированными, безопасность авиаперелетов Улучшился. Однако с усилением автоматизации, увеличением уверенности, зависимость, да и самоуспокоенность стали слишком распространены. Человеческие факторы может способствовать аварии из-за неправильного использования или неправильного понимания технология, не говоря уже о плохо спроектированных системах кабины. При работе со сложной и часто деликатной техникой даже небольшие ошибки могут привести к разрушительным последствиям. Случайно нажимая на неправильная кнопка может стать причиной катастрофы в сложном самолете. Наша фирма представлял жертв авиакатастрофы рейса 583 China Eastern Airlines. вызвано человеческим фактором, когда член экипажа случайно наткнулся на органы управления, в результате чего самолет нырнул на 5000 футов. Этот инцидент произошел во время самолет следовал из Шанхая в Лос-Анджелес.

Потеря ситуационной осведомленности: При решении одного аварийного вопроса на борту самолета легко забывают поддерживать осведомленность о других потенциальных проблемах. Например, 1978 год. Крушение рейса 173 United Airlines в Портленде, штат Орегон, произошло, когда экипаж был так отвлечен, пытаясь диагностировать проблему с шасси, что они не поняли, что у них закончилось топливо. Этот тип ошибки пилота также присутствует во многих управляемых полетах в местности, например, 1995 Крушение рейса 965 American Airlines, где экипаж не заметил своих навигационных ошибок и забыл, что они сработали воздушные тормоза, в результате чего самолет врезался в гору в Колумбии.

Катастрофа рейса 214 Asiana Airlines в Сан-Франциско 6 июля 2013 г. яркий пример, дело, в котором мы представляем многочисленных пассажиров. В этом случае, пилоты не смогли должным образом следить за заходом на посадку, стали зациклился на приборах, не до конца понял, как работает автомат тяги работал (потенциальный конструктивный дефект) и не заметил, что автомат тяги поддерживал слишком малую воздушную скорость и опасное отклонение ниже намеченного глиссада. Экипаж не смог выглянуть в окна кабины, чтобы увидеть, что они не смогли безопасно приземлиться, что привело к катастрофическому падению на взлетно-посадочная полоса.

Координация экипажа: В авиационной отрасли эта область обычно называется ресурсами экипажа. управление или CRM. Капитаны должны уважать первого помощника и признавать ошибки или предупреждения, адресованные первым помощником (не обращая внимания на их собственная гордость). Первые помощники не должны бояться капитана и должны привлечь внимание к проблемам. При общении между летным экипажем членов ломается результаты часто разрушительны. Один случай, который примером этой человеческой ошибки является 1982 Катастрофа рейса 90 авиакомпании Air Florida, в котором второй пилот трижды пытался предупредить пилота о проблемах, касающихся лед на крыльях и низкая скорость, но его проигнорировали или сказали, что он не прав каждый раз. Самолет врезался в мост на 14-й улице через Потомак. Река, в двух милях от Белого дома.

Отсутствие надлежащей подготовки: Авиакомпании несут ответственность за обеспечение подготовки своих пилотов и членов экипажа. необходимы для правильной эксплуатации любого самолета, которым им поручено управлять. Тем не менее, многие пилоты не обязательно обучены всем аспектам конкретной самолет. Это стало еще одной проблемой человеческого фактора в крушении Asiana. Рейс 214 авиакомпании в SFO. NTSB определил вероятную причину авария произошла в значительной степени из-за человеческого фактора ошибки пилота и бесхозяйственность летного экипажа. Тренировки Азианы были обвинены в способствовавшие аварии, поскольку у авиакомпании была политика всегда использовать полную автоматизацию, препятствуя ручному управлению полетом. Это привело к пилоты рейса 214 слишком полагались на автоматизированную систему и, таким образом, не смогли правильно диагностировать или исправить проблему, когда их самолет прибыл за слишком низкую и медленную посадку. Надлежащее обучение должно прививать эффективные и безопасные принципы CRM.

Усталость: Усталость является одним из наиболее часто повторяющихся человеческих факторов в авиации. Тем не менее, с ним сложнее всего бороться, потому что решения влияют на прибыль авиакомпаний. На протяжении многих лет авиакомпании последовательно заставил пилотов и летный экипаж работать больше часов с более короткими оборотами время, часто вынуждая пилотов и экипаж иметь минимальный отдых доступных им часов между рейсами. Авиакомпании часто закрывают глаза трудности, с которыми летные экипажи сталкиваются в попытках фактически получить необходимый отдых. Хотя они знают, что члены экипажа постоянно каждый работает по необычному графику в разных городах и часовых поясах. день и иметь плотный график, предусматривающий минимум возможностей для отдыха, авиакомпании часто предпочитают просто полагать, что каждый час нерабочего времени означает адекватный отдых. Во многих авиакатастрофах официально виноваты ошибки пилотов. действительно вызвано усталостью пилота, которая привела к ошибке пилота.

Контрольные списки : Контрольные списки созданы для того, чтобы им следовать. Всякий раз, когда перед полетом и перед посадкой контрольные списки просматриваются или полностью пропускаются, чтобы наверстать время или поскольку летный экипаж считает это ненужным, риск потенциального растет аварийность. В авиакатастрофе рейса 1455 Southwest Airlines упоминается выше, вместо того, чтобы читать вслух полный контрольный список, как это требуется, первый помощник визуально ознакомился с пунктами контрольного списка.

Ошибка авиадиспетчера: Не только те, кто летает на самолете, вносят свой вклад в развитие авиации. несчастные случаи, вызванные человеческим фактором. Если авиадиспетчер отвлекся от своих обязанностей, утомлен или плохо обучен, любой из этих условия могут легко привести к аварии на взлетно-посадочной полосе аэропорта или столкновение в воздухе или неисправные услуги, предоставляемые пилотам в аварийных ситуациях с воздушным судном, которые напрасно приводит к гибели людей.

Человеческий фактор при техническом обслуживании авиации: Человеческий фактор может сыграть роль в крушении еще до того, как самолет воздух. При неправильном обслуживании самолета часть самолета может неисправность без предупреждения, вызывающая катастрофу. В крахе 2003 г. Рейс 5481 Air Midwest в международном аэропорту Шарлотта/Дуглас, неопытная и неконтролируемая бригада механиков неправильно установила лифт управление Beechcraft 1900D, тем самым не позволяя пилоту полностью возможность опускания носа при чрезмерном наборе высоты. Во время рокового взлет в полностью загруженном самолете, самолет очень круто набрал высоту, но из-за небрежного обслуживания руля высоты пилоты могли не прекратил набор высоты, и самолет заглох и разбился, убив всех пассажиров и экипажа.

Халатность экипажа: При действиях бортпроводников и других членов экипажа на борту может показаться менее важным, их основная обязанность состоит в том, чтобы держать пассажиров безопасный. Если они не закроют багажную полку должным образом, багаж может упасть. на пассажиров и ранить их в полете. В экстренной ситуации, если они не соблюдают должным образом протокол эвакуации, пассажиры могут пострадать или погибли в критические моменты после авиакатастрофы.

Свяжитесь с нами по поводу вашего дела

В Wisner Baum мы стремимся тщательно анализировать авиационные происшествия. и привлечение к полной ответственности тех, кто действовал небрежно. Если вы или близкий человек пострадал в результате крушения самолета или вертолета, вызванного человеческим фактором, пожалуйста, поговорите сегодня с заботливым юристом Wisner Baum.

*Рональд Голдман начал свою карьеру в области юриспруденции в области авиационных происшествий в 1972 году. Другое руководители фирмы начали судебные разбирательства по авиационным делам в 1985.

5 Авиационные происшествия, вызванные человеческим фактором – имитация

Человеческий фактор играет решающую роль в обеспечении безопасности в авиационном секторе. Одна небольшая ошибка, вызванная неправильными процедурами или недопониманием, может привести к катастрофическим событиям, включая гибель людей.

В этой статье мы рассмотрим 5 авиационных происшествий, произошедших в последнее время, в которых были обнаружены или считались основным фактором отказы, связанные с человеческим фактором.

Asiana Flight 214

В июле 2013 года южнокорейский авиалайнер (Боинг 777) направлялся в Сан-Франциско. Во время полета, прошедшего без происшествий, неверный заход на посадку привел к тому, что самолет задел волнолом, после чего разбился и загорелся.

К сожалению, трое погибли и почти 200 пассажиров получили ранения. Последующее расследование, проведенное Национальным советом по безопасности на транспорте, показало, что усталость пилота была одним из человеческих факторов. Авария подчеркивает риски, связанные с чрезмерным доверием к автоматизации и отсутствием летающей валюты.

В июне 2014 года в Западной Германии проходили учения с участием Learjet и Eurofighter Typhoon. После поворота налево Learjet столкнулся с одним из тайфунов, войдя в штопор. Тайфун получил повреждения в результате столкновения, но смог благополучно приземлиться.

К сожалению, на Learjet произошел взрыв в воздухе, и среди обломков было обнаружено тело, а другой человек на борту на момент написания статьи все еще числился пропавшим без вести.

Узнайте больше о том, что произошло, в отчете ниже.

Катастрофа в аэропорту Тенерифе

В марте 1977 года на Тенерифе произошла крупнейшая на сегодняшний день авиакатастрофа, когда ни один самолет не находился в воздухе. В общей сложности 583 человека в двух разных самолетах погибли без необходимости из-за сочетания плохой видимости из-за тумана и запутанной связи между авиадиспетчерской службой и двумя участвующими пилотами, что привело к потере ситуационной осведомленности.

Произошло столкновение, когда один из самолетов по ошибке решил, что ему разрешен взлет, в то время как другой все еще находился на взлетно-посадочной полосе. Пилот и второй пилот рейса KLM поняли это слишком поздно, когда они заметили место полета PanAm сквозь туман.

Посмотрите, как развивались эти трагические события, в этой видеореконструкции.

Рейс 447 Air France

В мае 2009 года рейс 447 Air France вылетел из Рио-де-Жанейро в Бразилии в Париж с 228 пассажирами на борту.

Позже было установлено, что официальной причиной аварии стало замерзание трубок Пито, что привело к отключению автопилота. Это привело к тому, что самолет переключился с обычного закона на альтернативный без защиты от сваливания на входах управления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта