Характеристики су 24м: Бомбардировщик Су-24 🔥 конструкция, технические характеристики, модификации
Бомбардировщик Су-24 🔥 конструкция, технические характеристики, модификации
Фронтовой бомбардировщик Су-24 уже более 40 лет верой и правдой служит нашей Родине. Так как самолет может наносить ядерный удар, в НАТО его прозвали ядерным «фехтовальщиком».
Сложности в процессе создания, испытаний и эксплуатации не помешали ему стать самым массовым самолетом и гордостью России. А отзыв английской газеты «Air international», назвавшей бомбардировщик «наибольшей угрозой», является лучшей рекомендацией этой боевой машины.
Рассмотрим более подробно особенности фронтового бомбардировщика Су-24, что он представляет собой, какие летно-технические характеристики имеет, модификации и вооружение.
Содержание
- История создания Су-24
- Конструктивные особенности Су-24
- Электронное оборудование Су-24М
- Летно-технические характеристики
- Вооружение Су-24
- Модификации Су-24
- Боевое применение
История создания Су-24
После того как на вооружение поступил истребитель Су-7Б, был разработан проект по созданию на его базе самолета, способного поражать малоразмерные цели в любых метеорологических условиях. К сожалению, Су-7 не отвечал тактико-техническим требованиям, поэтому конструкторам ОКБ Сухого пришлось разрабатывать абсолютно новую машину. Новому самолету дали шифр С-6. В конструкции он имел треугольное крыло, двигатели Р21Ф-300 и тандемное расположение экипажа.
Первый образец в натуральную величину построен в 1963 году. Данный экземпляр получил шифр Т-58М и по сути был модификацией Су-15. Изменился и подход к предназначению фронтового самолета: теперь планировалось получить низковысотный бомбардировщик с укороченным взлетом/посадкой (требовалось достижение и преодоление сверхзвуковой скорости).
С 1965 года кресла пилотов разместили рядом из-за больших габаритов радиолокационной станции «Орион». К стандартным двигателям Р-27Ф-300 ради достижения короткого взлета/посадки добавили дополнительные 4 РД36-35.
С августа 1965 года бомбардировщик получил название Т-6.
Первый полет на Т-6 был совершен 2.07.1967. За штурвалом в этот день находился заслуженный летчик В. С. Ильюшин.
Осенью 1967 года Т-6 оснастили более мощными двигателями АЛ-21Ф, и потребности в применении 4 РД36-35 больше не было.
Замену конструкции крыла в Т-6 на крыло меняющейся стреловидности впервые провели в 1967 году. Руководил этой частью работы авиаконструктор О. С. Самойлович. Сам основатель бюро П.О. Сухой непосредственно принимал участие на всех этапах разработки. Данный самолет стал первым в СССР, размещение пилонов на котором выполнили на подвижных элементах крыльев.
Доработанную версию, которая получила название Т-6-2И, как и первый опытный экземпляр, поднял в воздух испытатель В.С. Ильюшин 17.01.1970. Т-6 получил официальное название Су-24.
Полученная модель истребителя очень напоминает американский вариант F-111, созданный в конце 60-х, но утверждать, что Су-24 является его копией, нельзя.
Первый полет Су-24 состоялся 17.01.1970. Программа государственных испытаний длилась с 1970 по 1974 годы. На вооружение Су-24 приняли 4.02.1975. Тестовые вылеты иногда сопровождались неприятностями и аварийными ситуациями. В частности выявлен недостаток в конструкции двигателя. Из-за того что его корпус сделан из титана, наблюдалось такое явление, как «титановые» пожары: возгорались лопатки компрессора, что приводило к быстрому разрушению штурмовика в воздухе.
Су-24 послужил базовой моделью для создания модификаций постановщика помех и разведчика. Последующие модификации стали оборудоваться комплексами дозаправки в воздухе.
В ходе госиспытаний насчитывается свыше 2000 полетов. На Су-24М ГСИ проводились с 1976 по 1981 годы. 22.06.1983 руководством СССР Су-24М был поставлен на вооружение. Серийно производился в г. Новосибирск на авиазаводе им. Чкалова и в г. Комсомольск-на-Амуре на заводе им. Ю. Гагарина. В 1993 году серийное изготовление Су-24 и всех его модификаций прекратили. До этого времени успели выпустить около 1200 бомбардировщиков.
Модернизированный вариант самолета Су-24М-2 впервые подняли в воздух в 2001 году. Первый этап государственных испытаний этой модели самолета начали в 2004 году. В 2006-м успешно завершили конечный этап испытаний. В 2007 году 2 экземпляра Су-24М2 передали в г. Липецк на прохождение там боевых испытаний фронтового самолета. Первая партия серийных Су-24М2 поступила на вооружение ВВС России в конце 2009 года.
Конструктивные особенности Су-24
У высокоплана с двумя двигателями, коим является Су-24, при полете передняя часть крыльев может иметь четыре положения. Этим достигается:
- уменьшение протяженности разбега и пробега на 45% и 40% соответственно;
- увеличение дальности полета на 38%;
- уменьшение допустимых скоростей взлета и посадки на 26%;
- снижение действий перегрузки на 30%.
Носовой обтекатель свободно пропускает радиоволны и закрывает антенны:
- Радиолокационной станции переднего обзора «Орион».
- Радиолокатора предупреждения о столкновении с препятствиями (РПС) «Рельеф».
- Передней полусферы антенно-фидерной системы «Пион».
- Радиолокационной станции (ПРС) «Филин» и приемник воздушного давления ПВД-18.
Следом за обтекателем находится полностью герметически закрывающаяся кабина с двумя креслами для катапультирования К-36Д или К-36ДМ. Кресло пилота расположено слева, а штурмана справа.
Конструкцию кресел разработала команда специалистов под началом Г. И. Северина. Катапультирование применялось для спасения экипажа при аварии или поражении огнем противника.
Для возможности управления самолетом и контроля над работой приборов в поле зрения пилотов расположено 252 сигнальных и индикаторных лампочки, свыше 20 рычагов, более 300 переключателей.
В случае ядерного взрыва от светового излучения экипаж должны защитить специальные шторки.
Для тренировки в условиях ограниченной видимости используют так называемый «полет под шторками»
За поддержание комфортной температуры в кабине отвечает штатный кондиционер. Органы управления дублированы, т.е. при невозможности пилоту управлять машиной, это слегка ограниченно сможет делать штурман.
Под кабиной расположены три отсека со спрятанными в них блоками радиоэлектроники и стойкой переднего шасси. В отсеке позади кабины размещается большая часть спецоборудования.
Приборы радиоэлектронного и специального назначения, топливные емкости в количестве трех штук и углубление для убирающихся шасси располагаются в среднем отделе фюзеляжа.
В первом из баков предусмотрен вырез под снарядный ящик для шестиствольной пушки. Вместимость ящика 500 снарядов.
Хвостовая часть отдана под два разделенных противопожарной перегородкой отсека с движками АЛ-21Ф-3 в них. Снаружи по бокам фюзеляжа закреплены воздухозаборники с вертикальным клином торможения. В обоих воздухозаборниках имеются отделения для установки контрольной аппаратуры и датчиков.
Выпуск и уборка шасси осуществляется гидравлически, а выпуск дублируется аварийной пневматической системой. Переднее шасси сделано поворотным и не тормозным.
Сзади колеса шасси прикрыты щитком, который защищает воздухозаборники от грязи и мусора летящих из-под колес.
Парашютно-тормозная установка ПТК-6 имеет два крестообразных тормозных парашюта, в обычном состоянии расположенных в контейнере закрытом шторками.
Применение парашютов обусловлено высокой посадочной скоростью и призвано сократить длину пробега самолета по ВПП, при посадке. Стоит отметить наличие системы дозаправки в воздухе, по ряду сведений впервые серийно примененным именно на бомбардировщике Су-24.
Для бесперебойной работы всех частей, приборов и механизмов существует топливное, гидравлическое, пневматическое, электронное и противопожарное оборудование.
Электронное оборудование Су-24М
К электронному оборудованию относятся:
- Автопилот САУ-6.
- Прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума».
- Приборы радиосвязи и радионавигации.
- Бортовой комплекс обороны БКО-2М.
- Аппаратура опознавания СРЗО-2М «Кремний-2М или изделие 62 «Пароль».
Система автоматического управления полетом САУ-6 использует сигналы РПС «Рельеф» для движения на сверхмалых и малых высотах с огибанием наземных препятствий. При возникших неисправностях САУ-6 специальные рулевые устройства позволяют самолету уйти от столкновения с землей.
Навигационная система ПНС-24 «Пума» позволяет:
- Круглосуточно и при любой погоде гарантированно поражать любые цели.
- Выполнять задания по программированию маршрута и автоматического ведения самолета.
- Обеспечивать полеты на небольшой высоте с предупреждением соударений с препятствиями.
- Прицельно поражать не скоростные воздушные суда.
В ПНС-24 входят:
- Радиолокатор переднего обзора (РПО) «Орион-А».
- Радиолокатор (РПС) «Рельеф».
- Пассивный радиолокационный пеленгатор (ПРП) «Филин».
- Электронно-оптический визир «Чайка-1».
- Теплопеленгатор ТП-23Е.
- Система наведения ракеты Х-23 «Аркан» с радиокомандной линией «Дельта» и телевизионным пеленгатором «Таран».
- Доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-7.
- Радиовысотомер малых высот (РВ-3МП).
- Радиовысотомер больших высот (РВ-18А1 «Крона»).
- Прицельно-пилотажный визир ППВ.
- Цифровая вычислительная система на базе БЦВМ «Орбита-10» (ЦВУ-10-058).
Весит «Пума» 837 кг.
К приборам связи относятся:
- УКВ/ДЦВ радиостанция Р-832М «Эвкалипт»;
- коротковолновая радиостанция Р-847 «Призма» или Р-846;
- переговорное устройство СПУ-9;
- магнитофон МС-61.
Радионавигационное оборудование состоит из:
- радиотехническая система ближней навигации РСБН-6с «Ромб-1К»;
- радиотехническая система дальней навигации РСДН-10;
- радиокомпас АРК-10 или АРК-15М;
- самолетный ответчик СО-63Б;
- антенно-фидерная система (АФС) «Пион-ГТ-6»;
- маркерный радиоприемник МРП-56П.
В бортовом комплексе обороны БКО-2М имеются:
- станция предупреждения об облучении СПО-10 «Сирена-3М» или СПО-15 «Береза»;
- станция помех «Сирень-Ф», новые «Герань» или «Гардения»;
- теплопеленгатор «Мак-УЛ»;
- автомат постановки помех АПП-50;
- аппаратура государственного опознавания СРЗО-2М «Кремний-2М» заменена на изделие 62 «Пароль»;
- аппаратура объективного контроля «Тестер-У3».
Самым ярким проявлением возможностей средств РЭБ у Су-24М стала демонстрация атаки на эсминец ФМФ США «Дональд Кук». Была полностью выведена из строя новейшая электроника, в том числе средства РЭБ и радиосвязи, что вызвало законную гордость за отечественную оборонную промышленность, ну и как дополнение, международный скандал.
Летно-технические характеристики
Технические характеристики СУ-24:
- Экипаж самолета: 2 человека.
- Длина самолета: 24,594 м.
- Размах крыла самолета: 10,366-17,638 м.
- Высота самолета: 6,193 м.
- Масса пустого самолета: 22300 кг.
- Масса снаряженного самолета: 23700 кг.
- Объем топливных баков самолета: 11860 л.
- Силовая установка самолета: 2 × ТРДДФ АЛ-21Ф-З.
- Бесфорсажная тяга самолета: 2 × 7800 кгс (76,5 кН).
- Форсажная тяга самолета: 2 × 11200 кгс (110 кН).
Летные характеристики СУ-24:
- Максимальная скорость самолета: 1700 км/ч.
- Скорость взлета: 400 км/ч.
- Скорость посадки: 310 км/ч.
- Боевой радиус: 560 км.
- Перегоночная дальность: 2850 км.
- Практический потолок высоты: 11500 м.
- Длина разбега при взлете: 1250 м.
- Максимальная перегрузка: +6,5G
Вооружение Су-24
шестиствольная 23 мм пушка ГШ-6-23 | Боекомплект 500 снарядов |
подвеска | 8 точек |
боевая нагрузка | 7500 кг |
управляемые ракеты | |
Воздух-воздух» | 2 × Р-60 (АА-8) |
«Воздух-земля» | 4 × Х-25МЛ/МР или Х-23 3 × Х-29Л/Т или Х-59 6 × С-25Л 2 × Х-58; |
неуправляемые ракеты | 192 (6 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 120 (6 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8М 30 (6 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13Л 4 × 240 мм С-24 6 × 266 мм С-25 |
бомбы (все виды) | 3 × 1 500 кг (ФАБ-1500, КАБ-1500Л/ТК и др. 7 × 500 кг (КАБ-500Л/КР, ЗБ-500) 10 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500) 30 или 16 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250) 38 × 100 кг (ОФАБ-100) 7 контейнеров КМГУ-2 |
контейнеры | Пушечный 3 × СППУ-6 с 23 мм пушкой ГШ-6-23 и боекомплектом 400 снарядов |
подвесной «Фантасмагория» для целеуказания ракетам х-58 |
Х-58 или изделие Д-7 разработало МКБ «Радуга» в Дубне. Пришла на смену устаревшим Х-28. На вооружении стоит с 1978 года, а в 1992 прошла модернизацию.
Создана для уничтожения радиолокационных станций с дальностей, не контролируемых средствами ПВО. Наводится на РЛС с работой в импульсном режиме и режиме постоянной смены частоты.
Сейчас в ВКС РФ и морской авиации ВМФ РФ находится примерно 120 Су-24М разных модификаций.
Несмотря на оставшийся им малый срок службы (Принято решение до 2020 года заменить их на новейшие Су-34), эти фронтовые бомбардировщики достойно представляют нашу страну при оказании военной помощи Сирийской арабской республике в войне с террористическим Исламским государством, уверенно наносят точечные удары по складам боеприпасов, командным пунктам, колоннам наливников и скоплениям боевиков.
Модификации Су-24
За свою долгую службу фронтовой бомбардировщик Су-24 претерпел ряд модификаций. После установки ПНС-24М «Тигр» (прицельно-навигационная установка) в 1976 году к названию самолета добавили букву М (изделие 44). С тех пор штурмовик стал способен на высотах до 50 м без участия человека огибать препятствия.
После успешных испытаний в 1979 году постановщика помех на базе Су-24 было решено построить десять Су-24МП. Самолет-разведчик Су-24МР прошел испытания в 1980 году. В войска отправили 130 таких разведчиков.
Для продажи на экспорт создали вариант с названием Су-24МК. Испытан в 1987 году.
В 2017 году Су-24 в разных модификациях имеют:
- Украинские ВВС: 14шт — Су-24М и 9шт — Су-24МР.
- Алжирские ВВС: 11шт – Су-24, 22шт – Су-24МК и 4шт – Су-24МР.
- Иранские ВВС: 29шт – Су-24МК.
- Суданские ВВС: 6шт – Су-24М.
- Азербайджанские ВВС: 2шт – Су-24М.
- Сирийские ВВС: 11шт – Су-24М.
Боевое применение
Боевые задания Су-24 впервые получили во время войны в Афганистане. Штурмовики участвовали в ряде операций. Помогали полуторатонными бомбами выкуривать моджахедов Ахмад-Шaxа Масуда из пещер Панджерского ущелья, во время проводимых ОКСВА действий по вытеснению оттуда противника и прикрывали вывод наших частей из сопредельного государства.
Базирование бомбардировщиков на территории Афганистана не предусматривалось изначально. С боевых вылетов вернулись все.
Война в Персидском заливе вынудила иракских пилотов просто перегнать Су-24 в Иран и не участвовать в боях, это решение было вызвано нежеланием командования ВВС использовать боевые самолеты в неравных боях с ВВС НАТО.
Азербайджан несколько раз применял Су-24 в Карабахском конфликте. Узбекистан использовал бомбардировщики в гражданской войне в Таджикистане. Потери составили один самолет.
Важное участие в бомбардировках Су-24 приняли в двух Чеченских войнах.
Именно на этих машинах наши летчики уничтожили всю военную и гражданскую авиацию чеченцев и даже личный лайнер Дудаева.
При плохой погоде, которая беспрерывно менялась в горных условиях, только самолеты Сухого могли оказывать круглосуточную поддержку нашим войскам. За обе компании вследствие разных причин разбились три машины.
Следующим местом боевых вылетов оказалась война в Южной Осетии 2012 года. В неофициальной версии говорится о двух подбитых Су-24, по другим данным зенитной ракетой уничтожили только один бомбардировщик.
В гражданских войнах Сирия (2008) и Ливия (2011) в результате действий наземных средств ПВО потеряли по одному самолету. В вооруженном противостоянии на Востоке Украины(2014) сбили два Су-24 Украинских ВВС и один разбился из-за неисправности.
За время войны с ИГИЛ в Сирии Россия потеряла два Су-24М.
Первого подло сбил турецкий истребитель, причем одного из пилотов расстреляли в воздухе. Вторая машина при взлете выкатилась за пределы ВПП и сгорела.
Причиной признали отказ техники. Экипаж погиб. Кроме того в настоящее время имеется информация о повреждении Су-24М б/н «29 белы» в ходе обстрела авиабазы Хмейним.
Бомбардировщик Су-24 🔥 конструкция, технические характеристики, модификации
Фронтовой бомбардировщик Су-24 уже более 40 лет верой и правдой служит нашей Родине. Так как самолет может наносить ядерный удар, в НАТО его прозвали ядерным «фехтовальщиком».
Сложности в процессе создания, испытаний и эксплуатации не помешали ему стать самым массовым самолетом и гордостью России. А отзыв английской газеты «Air international», назвавшей бомбардировщик «наибольшей угрозой», является лучшей рекомендацией этой боевой машины.
Рассмотрим более подробно особенности фронтового бомбардировщика Су-24, что он представляет собой, какие летно-технические характеристики имеет, модификации и вооружение.
Содержание
- История создания Су-24
- Конструктивные особенности Су-24
- Электронное оборудование Су-24М
- Летно-технические характеристики
- Вооружение Су-24
- Модификации Су-24
- Боевое применение
История создания Су-24
После того как на вооружение поступил истребитель Су-7Б, был разработан проект по созданию на его базе самолета, способного поражать малоразмерные цели в любых метеорологических условиях. К сожалению, Су-7 не отвечал тактико-техническим требованиям, поэтому конструкторам ОКБ Сухого пришлось разрабатывать абсолютно новую машину. Новому самолету дали шифр С-6. В конструкции он имел треугольное крыло, двигатели Р21Ф-300 и тандемное расположение экипажа.
Первый образец в натуральную величину построен в 1963 году. Данный экземпляр получил шифр Т-58М и по сути был модификацией Су-15. Изменился и подход к предназначению фронтового самолета: теперь планировалось получить низковысотный бомбардировщик с укороченным взлетом/посадкой (требовалось достижение и преодоление сверхзвуковой скорости).
С 1965 года кресла пилотов разместили рядом из-за больших габаритов радиолокационной станции «Орион». К стандартным двигателям Р-27Ф-300 ради достижения короткого взлета/посадки добавили дополнительные 4 РД36-35.
С августа 1965 года бомбардировщик получил название Т-6.
Первый полет на Т-6 был совершен 2.07.1967. За штурвалом в этот день находился заслуженный летчик В. С. Ильюшин.
Осенью 1967 года Т-6 оснастили более мощными двигателями АЛ-21Ф, и потребности в применении 4 РД36-35 больше не было.
Замену конструкции крыла в Т-6 на крыло меняющейся стреловидности впервые провели в 1967 году. Руководил этой частью работы авиаконструктор О. С. Самойлович. Сам основатель бюро П.О. Сухой непосредственно принимал участие на всех этапах разработки. Данный самолет стал первым в СССР, размещение пилонов на котором выполнили на подвижных элементах крыльев.
Доработанную версию, которая получила название Т-6-2И, как и первый опытный экземпляр, поднял в воздух испытатель В.С. Ильюшин 17.01.1970. Т-6 получил официальное название Су-24.
Полученная модель истребителя очень напоминает американский вариант F-111, созданный в конце 60-х, но утверждать, что Су-24 является его копией, нельзя.
Первый полет Су-24 состоялся 17.01.1970. Программа государственных испытаний длилась с 1970 по 1974 годы. На вооружение Су-24 приняли 4.02.1975. Тестовые вылеты иногда сопровождались неприятностями и аварийными ситуациями. В частности выявлен недостаток в конструкции двигателя. Из-за того что его корпус сделан из титана, наблюдалось такое явление, как «титановые» пожары: возгорались лопатки компрессора, что приводило к быстрому разрушению штурмовика в воздухе.
Су-24 послужил базовой моделью для создания модификаций постановщика помех и разведчика. Последующие модификации стали оборудоваться комплексами дозаправки в воздухе.
В ходе госиспытаний насчитывается свыше 2000 полетов. На Су-24М ГСИ проводились с 1976 по 1981 годы. 22.06.1983 руководством СССР Су-24М был поставлен на вооружение. Серийно производился в г. Новосибирск на авиазаводе им. Чкалова и в г. Комсомольск-на-Амуре на заводе им. Ю. Гагарина. В 1993 году серийное изготовление Су-24 и всех его модификаций прекратили. До этого времени успели выпустить около 1200 бомбардировщиков.
Модернизированный вариант самолета Су-24М-2 впервые подняли в воздух в 2001 году. Первый этап государственных испытаний этой модели самолета начали в 2004 году. В 2006-м успешно завершили конечный этап испытаний. В 2007 году 2 экземпляра Су-24М2 передали в г. Липецк на прохождение там боевых испытаний фронтового самолета. Первая партия серийных Су-24М2 поступила на вооружение ВВС России в конце 2009 года.
Конструктивные особенности Су-24
У высокоплана с двумя двигателями, коим является Су-24, при полете передняя часть крыльев может иметь четыре положения. Этим достигается:
- уменьшение протяженности разбега и пробега на 45% и 40% соответственно;
- увеличение дальности полета на 38%;
- уменьшение допустимых скоростей взлета и посадки на 26%;
- снижение действий перегрузки на 30%.
Носовой обтекатель свободно пропускает радиоволны и закрывает антенны:
- Радиолокационной станции переднего обзора «Орион».
- Радиолокатора предупреждения о столкновении с препятствиями (РПС) «Рельеф».
- Передней полусферы антенно-фидерной системы «Пион».
- Радиолокационной станции (ПРС) «Филин» и приемник воздушного давления ПВД-18.
Следом за обтекателем находится полностью герметически закрывающаяся кабина с двумя креслами для катапультирования К-36Д или К-36ДМ. Кресло пилота расположено слева, а штурмана справа.
Конструкцию кресел разработала команда специалистов под началом Г. И. Северина. Катапультирование применялось для спасения экипажа при аварии или поражении огнем противника.
Для возможности управления самолетом и контроля над работой приборов в поле зрения пилотов расположено 252 сигнальных и индикаторных лампочки, свыше 20 рычагов, более 300 переключателей.
В случае ядерного взрыва от светового излучения экипаж должны защитить специальные шторки.
Для тренировки в условиях ограниченной видимости используют так называемый «полет под шторками»
За поддержание комфортной температуры в кабине отвечает штатный кондиционер. Органы управления дублированы, т.е. при невозможности пилоту управлять машиной, это слегка ограниченно сможет делать штурман.
Под кабиной расположены три отсека со спрятанными в них блоками радиоэлектроники и стойкой переднего шасси. В отсеке позади кабины размещается большая часть спецоборудования.
Приборы радиоэлектронного и специального назначения, топливные емкости в количестве трех штук и углубление для убирающихся шасси располагаются в среднем отделе фюзеляжа.
В первом из баков предусмотрен вырез под снарядный ящик для шестиствольной пушки. Вместимость ящика 500 снарядов.
Хвостовая часть отдана под два разделенных противопожарной перегородкой отсека с движками АЛ-21Ф-3 в них. Снаружи по бокам фюзеляжа закреплены воздухозаборники с вертикальным клином торможения. В обоих воздухозаборниках имеются отделения для установки контрольной аппаратуры и датчиков.
Выпуск и уборка шасси осуществляется гидравлически, а выпуск дублируется аварийной пневматической системой. Переднее шасси сделано поворотным и не тормозным.
Сзади колеса шасси прикрыты щитком, который защищает воздухозаборники от грязи и мусора летящих из-под колес.
Парашютно-тормозная установка ПТК-6 имеет два крестообразных тормозных парашюта, в обычном состоянии расположенных в контейнере закрытом шторками.
Применение парашютов обусловлено высокой посадочной скоростью и призвано сократить длину пробега самолета по ВПП, при посадке. Стоит отметить наличие системы дозаправки в воздухе, по ряду сведений впервые серийно примененным именно на бомбардировщике Су-24.
Для бесперебойной работы всех частей, приборов и механизмов существует топливное, гидравлическое, пневматическое, электронное и противопожарное оборудование.
Электронное оборудование Су-24М
К электронному оборудованию относятся:
- Автопилот САУ-6.
- Прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума».
- Приборы радиосвязи и радионавигации.
- Бортовой комплекс обороны БКО-2М.
- Аппаратура опознавания СРЗО-2М «Кремний-2М или изделие 62 «Пароль».
Система автоматического управления полетом САУ-6 использует сигналы РПС «Рельеф» для движения на сверхмалых и малых высотах с огибанием наземных препятствий. При возникших неисправностях САУ-6 специальные рулевые устройства позволяют самолету уйти от столкновения с землей.
Навигационная система ПНС-24 «Пума» позволяет:
- Круглосуточно и при любой погоде гарантированно поражать любые цели.
- Выполнять задания по программированию маршрута и автоматического ведения самолета.
- Обеспечивать полеты на небольшой высоте с предупреждением соударений с препятствиями.
- Прицельно поражать не скоростные воздушные суда.
В ПНС-24 входят:
- Радиолокатор переднего обзора (РПО) «Орион-А».
- Радиолокатор (РПС) «Рельеф».
- Пассивный радиолокационный пеленгатор (ПРП) «Филин».
- Электронно-оптический визир «Чайка-1».
- Теплопеленгатор ТП-23Е.
- Система наведения ракеты Х-23 «Аркан» с радиокомандной линией «Дельта» и телевизионным пеленгатором «Таран».
- Доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-7.
- Радиовысотомер малых высот (РВ-3МП).
- Радиовысотомер больших высот (РВ-18А1 «Крона»).
- Прицельно-пилотажный визир ППВ.
- Цифровая вычислительная система на базе БЦВМ «Орбита-10» (ЦВУ-10-058).
Весит «Пума» 837 кг.
К приборам связи относятся:
- УКВ/ДЦВ радиостанция Р-832М «Эвкалипт»;
- коротковолновая радиостанция Р-847 «Призма» или Р-846;
- переговорное устройство СПУ-9;
- магнитофон МС-61.
Радионавигационное оборудование состоит из:
- радиотехническая система ближней навигации РСБН-6с «Ромб-1К»;
- радиотехническая система дальней навигации РСДН-10;
- радиокомпас АРК-10 или АРК-15М;
- самолетный ответчик СО-63Б;
- антенно-фидерная система (АФС) «Пион-ГТ-6»;
- маркерный радиоприемник МРП-56П.
В бортовом комплексе обороны БКО-2М имеются:
- станция предупреждения об облучении СПО-10 «Сирена-3М» или СПО-15 «Береза»;
- станция помех «Сирень-Ф», новые «Герань» или «Гардения»;
- теплопеленгатор «Мак-УЛ»;
- автомат постановки помех АПП-50;
- аппаратура государственного опознавания СРЗО-2М «Кремний-2М» заменена на изделие 62 «Пароль»;
- аппаратура объективного контроля «Тестер-У3».
Самым ярким проявлением возможностей средств РЭБ у Су-24М стала демонстрация атаки на эсминец ФМФ США «Дональд Кук». Была полностью выведена из строя новейшая электроника, в том числе средства РЭБ и радиосвязи, что вызвало законную гордость за отечественную оборонную промышленность, ну и как дополнение, международный скандал.
Летно-технические характеристики
Технические характеристики СУ-24:
- Экипаж самолета: 2 человека.
- Длина самолета: 24,594 м.
- Размах крыла самолета: 10,366-17,638 м.
- Высота самолета: 6,193 м.
- Масса пустого самолета: 22300 кг.
- Масса снаряженного самолета: 23700 кг.
- Объем топливных баков самолета: 11860 л.
- Силовая установка самолета: 2 × ТРДДФ АЛ-21Ф-З.
- Бесфорсажная тяга самолета: 2 × 7800 кгс (76,5 кН).
- Форсажная тяга самолета: 2 × 11200 кгс (110 кН).
Летные характеристики СУ-24:
- Максимальная скорость самолета: 1700 км/ч.
- Скорость взлета: 400 км/ч.
- Скорость посадки: 310 км/ч.
- Боевой радиус: 560 км.
- Перегоночная дальность: 2850 км.
- Практический потолок высоты: 11500 м.
- Длина разбега при взлете: 1250 м.
- Максимальная перегрузка: +6,5G
Вооружение Су-24
шестиствольная 23 мм пушка ГШ-6-23 | Боекомплект 500 снарядов |
подвеска | 8 точек |
боевая нагрузка | 7500 кг |
управляемые ракеты | |
Воздух-воздух» | 2 × Р-60 (АА-8) |
«Воздух-земля» | 4 × Х-25МЛ/МР или Х-23 3 × Х-29Л/Т или Х-59 6 × С-25Л 2 × Х-58; |
неуправляемые ракеты | 192 (6 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 120 (6 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8М 30 (6 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13Л 4 × 240 мм С-24 6 × 266 мм С-25 |
бомбы (все виды) | 3 × 1 500 кг (ФАБ-1500, КАБ-1500Л/ТК и др. ) 7 × 500 кг (КАБ-500Л/КР, ЗБ-500) 10 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500) 30 или 16 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250) 38 × 100 кг (ОФАБ-100) 7 контейнеров КМГУ-2 |
контейнеры | Пушечный 3 × СППУ-6 с 23 мм пушкой ГШ-6-23 и боекомплектом 400 снарядов |
подвесной «Фантасмагория» для целеуказания ракетам х-58 |
Х-58 или изделие Д-7 разработало МКБ «Радуга» в Дубне. Пришла на смену устаревшим Х-28. На вооружении стоит с 1978 года, а в 1992 прошла модернизацию.
Создана для уничтожения радиолокационных станций с дальностей, не контролируемых средствами ПВО. Наводится на РЛС с работой в импульсном режиме и режиме постоянной смены частоты.
Сейчас в ВКС РФ и морской авиации ВМФ РФ находится примерно 120 Су-24М разных модификаций.
Несмотря на оставшийся им малый срок службы (Принято решение до 2020 года заменить их на новейшие Су-34), эти фронтовые бомбардировщики достойно представляют нашу страну при оказании военной помощи Сирийской арабской республике в войне с террористическим Исламским государством, уверенно наносят точечные удары по складам боеприпасов, командным пунктам, колоннам наливников и скоплениям боевиков.
Модификации Су-24
За свою долгую службу фронтовой бомбардировщик Су-24 претерпел ряд модификаций. После установки ПНС-24М «Тигр» (прицельно-навигационная установка) в 1976 году к названию самолета добавили букву М (изделие 44). С тех пор штурмовик стал способен на высотах до 50 м без участия человека огибать препятствия.
После успешных испытаний в 1979 году постановщика помех на базе Су-24 было решено построить десять Су-24МП. Самолет-разведчик Су-24МР прошел испытания в 1980 году. В войска отправили 130 таких разведчиков.
Для продажи на экспорт создали вариант с названием Су-24МК. Испытан в 1987 году.
В 2017 году Су-24 в разных модификациях имеют:
- Украинские ВВС: 14шт — Су-24М и 9шт — Су-24МР.
- Алжирские ВВС: 11шт – Су-24, 22шт – Су-24МК и 4шт – Су-24МР.
- Иранские ВВС: 29шт – Су-24МК.
- Суданские ВВС: 6шт – Су-24М.
- Азербайджанские ВВС: 2шт – Су-24М.
- Сирийские ВВС: 11шт – Су-24М.
Боевое применение
Боевые задания Су-24 впервые получили во время войны в Афганистане. Штурмовики участвовали в ряде операций. Помогали полуторатонными бомбами выкуривать моджахедов Ахмад-Шaxа Масуда из пещер Панджерского ущелья, во время проводимых ОКСВА действий по вытеснению оттуда противника и прикрывали вывод наших частей из сопредельного государства.
Базирование бомбардировщиков на территории Афганистана не предусматривалось изначально. С боевых вылетов вернулись все.
Война в Персидском заливе вынудила иракских пилотов просто перегнать Су-24 в Иран и не участвовать в боях, это решение было вызвано нежеланием командования ВВС использовать боевые самолеты в неравных боях с ВВС НАТО.
Азербайджан несколько раз применял Су-24 в Карабахском конфликте. Узбекистан использовал бомбардировщики в гражданской войне в Таджикистане. Потери составили один самолет.
Важное участие в бомбардировках Су-24 приняли в двух Чеченских войнах.
Именно на этих машинах наши летчики уничтожили всю военную и гражданскую авиацию чеченцев и даже личный лайнер Дудаева.
При плохой погоде, которая беспрерывно менялась в горных условиях, только самолеты Сухого могли оказывать круглосуточную поддержку нашим войскам. За обе компании вследствие разных причин разбились три машины.
Следующим местом боевых вылетов оказалась война в Южной Осетии 2012 года. В неофициальной версии говорится о двух подбитых Су-24, по другим данным зенитной ракетой уничтожили только один бомбардировщик.
В гражданских войнах Сирия (2008) и Ливия (2011) в результате действий наземных средств ПВО потеряли по одному самолету. В вооруженном противостоянии на Востоке Украины(2014) сбили два Су-24 Украинских ВВС и один разбился из-за неисправности.
За время войны с ИГИЛ в Сирии Россия потеряла два Су-24М.
Первого подло сбил турецкий истребитель, причем одного из пилотов расстреляли в воздухе. Вторая машина при взлете выкатилась за пределы ВПП и сгорела.
Причиной признали отказ техники. Экипаж погиб. Кроме того в настоящее время имеется информация о повреждении Су-24М б/н «29 белы» в ходе обстрела авиабазы Хмейним.
Су-24 FENCER (SUKHOI)
Практически сразу после принятия на вооружение Су-24 в ОКБ уже в начале 1970-х годов были начаты опытно-конструкторские работы по модернизации базового самолета с пилотным проектом по его дооснащению возможность дозаправки в воздухе была разработана еще в 1971 году. В дальнейшем усилия по модернизации были сосредоточены на повышении боевых возможностей за счет установки нового ударного оборудования и расширения комплекса вооружения за счет добавления оружия с лазерным и телевизионным наведением: управляемых ракет (Х-25, Х-29).Л/Т, Х-58 и Р-60) и 500 и 1500 кг управляемых бомб. ОКБ в 1973 г. разработало эскизный проект оснащения Т-6 ТВ-оптической квантовой системой «Кайра» и системой слежения и поиска «Текон» (в контейнере) для ракет Х-59/Х-59М с телевизионными ГСН.
Параллельно с совершенствованием серийных машин ОКБ вело проектирование новой модификации бомбардировщика Т6-М. В качестве прототипа выбрали восьмой прототип самолета, который после доработок стал называться Т6-8М. Доработки в первую очередь были связаны с установкой усовершенствованного прицельно-навигационного комплекса ПНС-24М. Для размещения нового оборудования — носовую часть фюзеляжа удлинили на 750 мм за счет вставки между кабиной пилота и носовым обтекателем. Передняя антенна станции предупреждения располагалась в небольшом прямоугольном плавно провисающем в центроплан, а не в отдельных радиотреугольных обтекателях, как на предыдущих машинах.
Модернизация машины была обусловлена как созданием новых систем ПВО в США и НАТО, так и появлением в СССР новой авионики и вооружения для Су-24. В апреле 1975 года было принято решение о разработке Су-24М. Опыты с машиной Т6-8М, переоборудованной из опытного самолета Т6-8, впервые поднялись в воздух 24 июня 1977 года, а серийное производство новой модификации развернулось в Новосибирске в 1978 году. Новая версия отличалась от первоначальной конструкции удлиненной носовой частью фюзеляжа. ОКБ присвоило работе условное наименование Т-6М. На платформе Су-24 было построено несколько опытных самолетов для отработки конструкции отдельных элементов оборудования.
Опытный ТБ-8М имел ряд отличий от Су-24 последних серий. Аэродинамический прототип Т6М-8 совершил первый полет 29 июня 1977 г. Первый полет модернизированного бомбардировщика состоялся 24 июля 1977 г. Еще до окончания летных испытаний было принято решение о его серийном производстве под обозначением Су-24М. Первый из двух предсерийных самолетов совершил первый полет на заводе в Новосибирске 17 декабря 1977 года в составе заводской испытательной бригады летчика В.Т. Выломов и штурман А.Н. Косарев за штурвалом.
В процессе производства на верхней поверхности центроплана появились аэродинамические гребни, совпадающие с пилонами подвески рычагов. Первые гребни имели скругленные углы и аэродинамическую функцию выполняли только перегородки, но опыт войны в Афганистане их модифицировал: учитывая прямоугольные гребни, на них монтировали устройства для отстрела инфракрасных ловушек, защищающих самолеты от ракет с тепловым самонаведением. Однако на предназначенных для советских ВВС Су-24М поздних серий аэродинамические гребни отсутствовали, сохранившись только в экспортном варианте самолета.
Официальные испытания новой модификации проходили с декабря 1976 г. по май 1981 г. Постановлением правительства от 22 июня 1983 г. самолет принят на вооружение под наименованием Су-24М. По оценкам специалистов, боевая эффективность Су-24М была в 1,5-2 раза выше, чем у Су-24.
Первый серийный Су-24М прошел летные испытания 20 июня 1979 года заводским летчиком-испытателем В.Т. Выломов и штурман-испытатель Г.В. Гридусов. Производство Су-24М было налажено в Новосибирске с тем же разделением задач, что и раньше с заводом в Комсомольске-на-Амуре. В дальнейшем, в связи с большой загруженностью Гагаринского завода, связанной с налаживанием производства Су-27, приказом министерства он был освобожден от обязанности по поставке агрегатов для Су-24 с 1919 г.80. С этого момента производство всех рассматриваемых агрегатов было налажено в Новосибирске. Первые серийные Су-24М были переданы ВВС СССР в июне 1981 года, первыми на них поднялись летчики 4-го ЦИК (Воронеж). Служебные испытания самолета проводились в 1985-86 гг. Су-24М производился до 1993 года.
Основным отличием Су-24М от Су-24 была замена «Пумы» на усовершенствованный и надежный ПНС-24 — ПНС-24М ПрНК «Тигр», значительно повысивший точность стрельбы и бомбометания с самолетов, и обеспечивший применение новых высокоточных боеприпасов (в частности — авиабомб). В составе «Тигра» сохранена поисковая РЛС «Орион-А» и РЛС слежения за местностью «Рельеф». В состав «Тигра» входят 13 подсистем, в том числе импульсно-доплеровская РЛС «Орион-А», РЛС слежения за местностью «Рельеф», оптико-электронная (лазерная ТВ) система прицеливания, лазерно-телевизионная система (ЛТПС) «Кайра-24». с блоком лазерного дальномера и целеуказателя-телеобзора, блоком управления противорадиолокационными ракетами Х-58 для атаки радиолокационных станций «Фантасмогория».
Кроме того, самолет получил инерциальную навигационную систему, вместо «Чайки» установили лазерный телевизионный прицельный комплекс (ЛТПС) «Кайра-24» с лазерным дальномером, целеуказателем и блоком телевизионного наблюдения (эта система позволяет экипажу использовать корректируемые боеприпасов не только в пикировании, но и в горизонтальном полете). На подфюзеляжном пилоне предусмотрена возможность подвески контейнера разведки и целеуказания для противорадиолокационных ракет «Фантасмагория», замененных «Филин».
Навигационное оборудование Су-24М обеспечивает выход в район цели в режиме автономной навигационной маршрутизации и после выполнения задания автоматический возврат на аэродром и заход на посадку в плохую погоду на высоту 40-50 метров. Имеется воздушно-десантная оборона (ГЭР) «Карпаты», противодействующая ПВО и включающая в себя места обитания, предупреждающие радиолокационные засветы, теплопеленгатор, оповещающий экипаж о приближающихся авиационных ракетах противника, постановщик помех и устройства выброса ложных целей.
Имеющаяся система управления вооружением СУО-1-6М сопряжена с бортовой цифровой вычислительной машиной Ц8У-10-058К. Самолеты также оснащены средствами бортовой защиты «Карпаты», в том числе станцией предупреждения об радиолокационном освещении СПО-15, теплопеленгатором ЛО-82, станцией постановки помех СПС-161, блоком управления АПП-50.
Самолет несет бомбометание, управляемые и неуправляемые ракеты и пушки. Су-24 имеет встроенную шестиствольную 30-миллиметровую (ГШ-30-6) или 23-миллиметровую (ГШ-6-23) пушку с боекомплектом 500 выстрелов (в зависимости от модификации), расположенную у левого воздухозаборника.
Вооружение размещается на восьми внешних узлах подвески, четырех подкрыльевых (в том числе двух поворотных и двух закрепленных под центропланом) и четырех подфюзеляжных. Все узлы Су-24 могут нести гравитационные бомбы калибром от 100 до 1500 кг, одиночные бомбовые кассеты и малогабаритные грузовые контейнеры КМГУ-2.
Неуправляемое ракетное вооружение включает блоки неуправляемых ракет калибром от 57 до 370 миллиметров. Су-24М может нести корректируемые бомбы: до четырех КАБ-500Кр с ТВ-наведением или КАБ-500Л с лазерным наведением, две СС-1500Л с лазерным наведением. В состав управляемых ракет Су-24 входят управляемые ракеты (УР) Х-23 противорадиолокационного и радиокомандного наведения УР Х-28 и Х-58.
Су-24М может нести широкий спектр управляемых ракет класса «воздух-поверхность» с неядерной боевой частью, включая различные варианты ракет с активным и пассивным радиоуправлением, лазерным и телевизионным наведением Х-25, Х-29., Х-58 и Х-59.
Вместо «капризной» Х-28 самолет Су-24М может нести менее сложные пороховые противорадиолокационные ракеты Х-58. Кроме того, недавно достроили его бронескоростную противорадиолокационную Х УР-31П, способную бороться с ЗРК типа «Патриот» и не имеющими в настоящее время аналогов в мире.
Для поражения сильных наземных целей на удалении до 40 километров Су-24М может нести два Х УР-59, управляемых оператором с самолета по телевизионному каналу. Усовершенствованная модификация ракеты — Х-59.М оснащен ТРД и имеет дальность полета более 100 километров (его аналогом в США являются УР AGM-142 «КЭВ НЭП», которым оснащаются бомбардировщики В-52, а также SLAM, с 1991 г. поступившие на вооружение штурмовиков палубные самолеты А-6 «Интрудер» и F/A-18D «Хорнет»). Кроме того, ракетный арсенал Су-24М включает УР ближнего действия с радиокомандным, лазерным или телевизионным наведением Х-25 и Х-29 различных модификаций (американскими аналогами этих ракет является эмейство ракет AGM-65 «Маверик»). . На внешних подкрыльевых пилонах подвешивались четыре управляемые ракеты В-П-60М, служащие для самообороны. Самолет может нести корректируемые бомбы: до четырех КАБ-500Кр с ТВ или КАБ-500Л с лазерным наведением, две КАБ-1500 с ТВ или ТВ, а также широкий спектр бомб, контейнеров и НАР.
В обтекателе под средней частью фюзеляжа по правому борту установлена шестиствольная пушка ГШ-6-23М. На внешних площадках предусмотрена подвеска до трех подвижных артиллерийских комплексов СППУ-6 ГШ-6-23М. В качестве оружия самообороны могут использоваться самолеты УР класса «воздух-воздух» с тепловым самонаведением (ТГС) Р-60 (Р-60М).
Су-24М стал первым советским тактическим самолетом, оснащенным системой дозаправки топливом в полете (выдвижной топливный ресивер раазмещен до фонаря пилотов). В качестве заправщиков использовались Су-24М с подвесными агрегатами ОРМ-А или специализированные заправщики Ил-78.
Обычная последовательность атаки Су-24 Fencer начинается с того, что экипаж летит к известной цели, используя бортовые навигационные системы. Затем офицер по системам вооружения уточняет местоположение цели с помощью радиолокационных или инфракрасных (ИК) датчиков. Эти датчики не могут обнаруживать цели, скрытые за тенями, вызванными пересечением местности или препятствий. Небольшие точечные цели или точки прицеливания в сложных городских условиях особенно трудно обнаружить.
Если цель не идентифицируется на датчике, пилот может сбросить бомбу по координатам. Компьютер постоянно обновляет точку сброса, исходя из баллистических характеристик оружия и летных данных самолетов. Однако без обновлений бортовых навигационных систем системами глобального позиционирования (GPS) этот метод может привести к значительному отклонению от заданного расстояния.
Это может объяснить сообщения о российских ковровых бомбардировках. Порывистый ветер и выбросы на большой высоте, типичные для горной местности, еще больше снижают точность доставки системы. После того, как пилот дает согласие, нажав кнопку маринования, бортовой компьютер самолета выпускает оружие.
Профессиональные летные экипажи фехтовальщиков, использующие компьютерную доставку, обычно должны размещать бомбы в пределах 200 футов от цели в любую погоду. Чтобы повысить шансы на уничтожение цели, экипаж может выпустить несколько орудий, по отдельности или парами, последовательно, чтобы сформировать цепочку бомб. В идеале этот шаблон должен пересечь цель, и одно или несколько орудий позволят достичь желаемых результатов. Оставшееся оружие, поражающее не по цели, может нанести серьезный побочный ущерб.
НОВОСТИ ПИСЬМО |
Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org |
Введите свой адрес электронной почты |
«Нелепо чистый» фланкер Су-24 с пятнами темно-серого покрытия; Военные наблюдатели объясняют украинскую схему окраски
Штаб-сержант 59-й отдельной мотострелковой бригады поделился на своей странице в Facebook фотографиями украинских солдат, когда российские войска были разгромлены в Херсонской области. Больше всего внимания привлекла фотография Су-24М «Фланкер».
10 ноября старший сержант Виктор Залевский опубликовал фотографии украинских танков, РСЗО «Град», вертолета и бомбардировщика. Однако военные наблюдатели обратили внимание на бомбардировщик Су-24М, летевший в необычном сером камуфляже.
Самолет сфотографировали в Херсонской области в разгар боя, сообщает украиноязычное издание.
Твиттер-аккаунт Caliber Obscura отметил, что темный камуфляж может указывать на то, что Су-24М снят с хранения и принят на вооружение.
До смешного чистый украинский Су-24М в чёрно-тёмно-серой окраске; очевидно, единица вернулась в строй с хранения. pic.twitter.com/4WhuGo6KAo
— Cᴀʟɪʙʀᴇ Oʙsᴄᴜʀᴀ (@CalibreObscura) 13 ноября 2022 г.
По данным украинских СМИ, ВВС Украины перекрашивают борта в серый пиксельный камуфляж при модернизации самолета.
EurAsian Times не смогло независимо подтвердить эти утверждения, но цветовой код украинского фехтовальщика на последнем снимке действительно выглядел темным оттенком серого или черного, как видно на изображении.
Уместно отметить, что после распада бывшего Советского Союза Украине удалось сохранить некоторые современные истребители того времени, в том числе Су-24 «Фехтовальщик».
Хотя большинство конструкторских бюро, специализирующихся на боевых самолетах, остались за пределами Украины, в ней по-прежнему имелось несколько очень квалифицированных ремонтных предприятий, которые могли обновлять унаследованный инвентарь.
После некоторых модернизаций учебно-тренировочные МиГ-29МУ1, Су-25М1 (и двухместный Су-25УБМ1), Су-24М, Су-24МР и Л-39М1 постепенно возвращаются в строй с 2010 года. некоторые, которые были капитально отремонтированы, а не модернизированы, замаскированы характерным рисунком серых пикселей.
Несмотря на то, что Су-24 является устаревшим истребителем советских времен, он широко использовался обоими воюющими сторонами. В то время как у России есть несколько других передовых истребителей, ВВС Украины удерживают оборону, используя свои самолеты Су-24, Су-25, Су-27 и МиГ-29 даже после девяти месяцев конфликта.
Устаревшие бомбардировщики Су-24 ВВС Украины продолжают бросать вызов всему. Ограниченное количество двухместных бомбардировщиков ВВС с поворотным крылом оказало поддержку украинским сухопутным войскам, несмотря на значительные потери в начале конфликта.
В конце октября МиГ-31, оснащенный комбинацией ракет РВВ-БД и РВВ-СД, сбил один из таких Су-24.
Су-24 — сверхзвуковой всепогодный штурмовик с двумя двигателями, крылом изменяемой стреловидности и бок о бок для двух членов экипажа. Это был первый самолет из СССР, оснащенный компьютеризированной комплексной навигационно-штурмовой системой.
В первые месяцы конфликта русские сбили 11 из примерно 12 бомбардировщиков 19-й70-х, служивших в ВВС Украины.
Часть Су-24, находящихся на длительном хранении, восстановлена и обслуживается Киевом. По состоянию на 2015 год в резерве находилось до 47 неповрежденных самолетов Су-24, в основном в Белой Церкви, городе в центральной части Украины к югу от Киева, как ранее отмечал Дэвид Экс в статье для Forbes.
В конце октября четыре поворотных бомбардировщика Су-24 «Фехтовальщик» пролетели строем над Украиной, как известно, впервые за несколько лет. В первые месяцы вторжения украинские ВВС потеряли дюжину из них в результате российских атак. 900:03 90:002 Только одна бригада тактической авиации, базирующаяся в Староконстантинове, летала на «Фехтовальщиках» — Су-24М для удара и Су-24МР для разведки.
Однако, по некоторым данным, на вооружении ВВС Украины останется не менее 50 Фланкеров. Поэтому вполне возможно, что ВВС, которые сейчас активизировали свои контрудары по России, будут возвращать «Фехтовальщики» из складов или ремонтных мастерских туда, где им и место — в воздух!
Су-24М ВВС Украины в Староконстантинове: Wikimedia Commons 900:02 Поворотные крылья, которые Россия также использует в конфликте, обеспечивают Украине доступ к быстродействующим точным ударным возможностям, которых, как считается, явно не хватает истребителям МиГ-29 Fulcrum и Су-27 Fencer, которые в огромном количестве используются ВВС Украины.