+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Характеристики як 130: Як-130: универсальный солдат

0

Як-130: универсальный солдат

Российский Як-130 – первый в мире учебно-боевой самолет, аэродинамическая компоновка и летно-технические характеристики которого позволяют готовить пилотов боевых машин четвертого и пятого поколения. Впервые демонстратор технологий Як-130Д поднялся в воздух 25 апреля 1996 года.

Сформировав в своем классе новый мировой стандарт, Як-130 продолжает совершенствоваться. Про историю создания, особенности и перспективы уникального учебно-боевого самолета – в нашем материале.

История создания: Як-130 и его итальянский близнец

В начале 1990-х годов Государственная военно-промышленная комиссия и Военно-технический совет ВВС задали конкурсную разработку проектов учебно-тренировочного комплекса для обучения летчиков фронтовой авиации. Перспективная машина должна была заменить чешские Aero L-39 Albatros. На этом надежном и простом в пилотировании учебно-тренировочном самолете прошло обучение большинство пилотов Советского Союза и ряда других государств. Но с появлением истребителей четвертого поколения, таких как МиГ-29 и Су-27, стало понятно, что «Альбатросы» устаревают и не полностью соответствуют требованиям к самолету для подготовки летчиков-истребителей.

Так с 1992 года ОКБ им. Яковлева начало работы по новому самолету – Як-130. Демонстрационный образец получил название Як-130Д. Его планер был готов к концу 1994 году, а уже в июне следующего года самолет дебютировал на статической стоянке авиасалона в Ле Бурже. Машина еще не летала, поэтому ее доставили в Париж на борту транспортного самолета.

Впервые Як-130Д поднял в воздух 25 апреля 1996 года летчик-испытатель Андрей Синицин. Уже в августе 1997 года новый «Як» успешно выступил в летной программе Московского авиасалона. 

В 1990-е годы финансирование ОКР по линии Минобороны практически прекратилось.

Для поддержки программы Як-130 было решено на одном из этапов разработки объединить усилия с итальянской фирмой Aermacchi (в настоящее время является структурным подразделением корпорации Leonardo). Это позволило создать первый после 1991 года отечественный самолет практически без государственного финансирования.


Однако к концу 1990-х годов пути российских и итальянских конструкторов разошлись. Обе стороны получили право использовать базовую версию конструкторской документации, на основе которой каждый сможет создать свой национальный вариант. В итоге Aermacchi построили самолет M-346, а ОКБ им. Яковлева – Як-130.

Важнейшим отличием двух машин стало их назначение. M-346 проектировался как учебно-тренировочный самолет. Як-130 – как учебно-боевой. Дело в том, что к началу 2000-х годов ВВС России пересмотрели свои взгляды на новую машину и потребовали, чтобы она смогла решать боевые задачи. Заложенный в Як-130Д потенциал позволял быстро доработать проект в направлении расширения боевых возможностей, благодаря чему самолет Як-130 победил в 2001 году в конкурсе ВВС России.


Так на мировом рынке появились два внешне похожих самолета, с замечательным планером разработки ОКБ им. Яковлева. Это двухдвигательный среднеплан с крыльевыми наплывами, размещенными под ними воздухозаборниками, с трехстоечным шасси. Особенности компоновки позволяют машине выполнять маневры на больших углах атаки. 

Имитация любого истребителя

Итальянский М-346 оснащен западной авионикой и двигателями, российский Як-130 – современным отечественным бортовым оборудованием. На серийных Як-130 впервые в России реализован полностью цифровой борт без аналоговых приборов, или «стеклянная кабина». В кабинах пилота – жидкокристаллические цифровые индикаторы (по три на каждого пилота), в передней кабине есть коллиматорный индикатор на фоне лобового стекла.


Одно из основных преимуществ самолета – комплексная цифровая электродистанционная система управления разработки КРЭТ, которая позволяет выполнять фигуры высшего пилотажа и обучать летчиков управлению истребителями различных классов. При обучении сложному пилотажу и отработке воздушного боя система позволяет приблизить динамические характеристики Як-130 к моделируемым самолетам. Так, за штурвалом можно отработать воздушный бой, ракетно-бомбовые удары по наземным целям, в том числе с имитацией ПВО противника.

При этом «умный» Як-130 готов простить будущим пилотам многие ошибки. Благодаря новейшей электронике самолет мгновенно реагирует на команды пилота-инструктора. Если обучаемый пилот не справляется с управлением, а инструктор в кабине по какой-то причине потерял дееспособность, Як-130 можно посадить по радиосигналу с земли.

В самолете также хорошо проработана система катапультирования пилотов. Одно из ключевых преимуществ – возможность успешного катапультирования при нулевой скорости, а также на малой высоте через специально разрушаемое остекление фонаря.

Боевые возможности: учебный самолет и легкий штурмовик

Як-130 может не только обучить летному мастерству, но и участвовать в настоящем бою.

«Некоторые из самолетов, на которых я летал, являются хорошими учебно-тренировочными самолетами, некоторые из них являются хорошими легкими штурмовиками. Но Як-130 в полном объеме выполняет обе эти функции, демонстрируя изысканность конструктивных решений в сочетании с надежностью, послушность в управлении в сочетании с мощью», – так прокомментировал свой полет на российской машине известный летчик и журналист Питер Коллинз, пишет британский журнал Flight International.

При необходимости самолет Як-130 способен выполнять задачи легкого штурмовика – уничтожать отдельные наземные объекты, малоскоростные воздушные цели. При решении задач поражения наземных целей радиус его боевого применения достигает 680 км.


Восемь узлов подвески под крылом и один под фюзеляжем позволяют Як-130 нести до 3000 кг боевой нагрузки. Это широкий спектр авиационных средств поражения, в том числе ракеты класса «воздух-воздух» Р-73 с инфракрасными головками самонаведения, высокоточные авиационные бомбы KAБ-500Кр, авиабомбы калибра от 50 до 500 кг, неуправляемые авиационные ракеты С-8, С-13, С-25, подвесной контейнер с пушкой ГШ-23Л.

При этом Як-130 может набрать высоту всего за пару минут. По скороподъемности на различные высоты в своем классе он – мировой рекордсмен. Так, рекорд скороподъемности до высоты 6 км был установлен за 1 минуту 42 секунды, а скороподъемность до высоты 9 км с полезной нагрузкой 2000 кг – за 4 минуты 43 секунды.

Экспортный потенциал и малайзийские планы

Самолеты Як-130 эксплуатируются ВВС России с февраля 2010 года, а с 2011 года они поставляются на экспорт. Универсальные летно-технические характеристики делают эту машину привлекательной для иностранных заказчиков. На сегодняшний день за рубежом в эксплуатации находятся более 160 таких самолетов, законтрактовано порядка 100 машин.

В марте этого года Як-130 стал главной изюминкой российской выставочной программы на LIMA 2019. Здесь, в Малайзии, может быть открыт региональный сервисный центр по обслуживанию Як-130. Кроме того, обсуждается возможность локализовать производство этого самолета.


Как стало известно в ходе презентации самолета на авиасалоне LIMA 2019, Россия примет участие в тендере на поставку легких боевых/учебно-тренировочных самолетов в Малайзию и предложит Як-130. Официально тендер еще не объявлен, но уже сейчас можно отметить, что российский Як-130 весьма близок к требованиям малайзийской стороны. Кстати, в борьбе за малайзийский тендер, по-видимому, примет участие и Италия с М-346.

Но уже сегодня можно выделить одно из существенных отличий Як-130 от будущих конкурентов по малайзийскому тендеру – отечественная машина хорошо приспособлена для эксплуатации с аэродромов не самого высокого качества.

«Еще одно его важное качество – самолет неприхотлив: он способен садиться и взлетать с неподготовленных полос. Особенность Малайзии в том, что там сотни небольших грунтовых аэродромов, и такие самолеты, как Су-30, нуждаются в длинных подготовленных взлетно-посадочных полосах. А Як-130 они не нужны, и это расширяет его возможности базирования и применения, причем многократно», – прокомментировал директор по международному сотрудничеству и региональной политике Ростеха Виктор Кладов в интервью РИА Новости.

Работы по совершенствованию Як-130 не останавливаются. Проходит испытания самолет, модернизированный для установки лазерного дальномера. В перспективе предполагается интеграция оптико-локационной прицельной системы, установка бортового комплекса обороны и радиолокационной станции, которая позволит превратить Як-130 в многофункциональный боевой комплекс, способный бороться с любыми целями.

Технические характеристики учебно-боевого и тренировочного самолета Як-130

Як-130 (по классификации НАТО: Mitten – «Рукавица») – учебно-боевой самолет, созданный в ОКБ имени А.С. Яковлева.

Як-130 стал первым самолетом, который был полностью новой разработкой (а не модернизацией существующих машин), созданной в России после распада СССР.

В начале 1990 года главнокомандующий ВВС СССР маршал авиации Александр Ефимов поставил специалистам задание создать новый учебно-тренировочный самолет. В начале 1991 года был объявлен конкурс, в нем участвовали основные конструкторские бюро Советского Союза. Из всех предложенных проектов были выбраны учебные комплексы, разработанные в КБ имени Яковлева и в ОКБ имени Микояна.

После распада СССР средств на разработку проекта не имели ни конструкторские бюро, ни министерство обороны РФ. Поэтому российские конструкторы работали совместно с зарубежными партнерами: самолет Як-130 создавался вместе с итальянской компанией Alenia Aermacchi, а ОКБ имени Микояна работало в кооперации с французскими компаниями. Через некоторое время итальянская компания вышла из проекта, забрав свою часть технической документации.

В 1996 году Як-130 совершил свой первый полет, в этом же году поднялся в воздух и МиГ-АТ, созданный конструкторами ОКБ имени Микояна. В 2001 году государственная комиссия признала самолет Як-130 победителем конкурса, а в 2004 году в воздух поднялся первый серийный самолет.

Самолет Як-130 представляет собой моноплан классической схемы со среднерасположенным стреловидным крылом и двухместной кабиной типа «тандем».

Оснащен двумя ТРДД (двухконтурными турбореактивными двигателями) с тягой по 2500 кг.

На Як-130 впервые в России реализовано полностью цифровое бортовое радиоэлектронное оборудование, которое представляет собой новейшие разработки отечественной промышленности.

Як-130 оснащен комплексной цифровой электродистанционной системой управления, позволяющей в учебных целях изменять характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолета (истребителя, штурмовика, бомбардировщика).

Развитые наплывы перед крылом и компоновка воздухозаборников обеспечивают возможность устойчивого управляемого полета на углах атаки до 40°.

Большая тяговооруженность обеспечивает самолету высокие установившиеся маневренные перегрузки, взлетные характеристики и скороподъемность.

Конструкция воздухозаборников, шасси и взлетно-посадочные характеристики позволяют эксплуатировать самолет на небольших грунтовых аэродромах.

Самолет оснащен электродистанционной комплексной системой управления, выполняющей функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полета и позволяющей, в учебных целях, репрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолета.

Бортовая система имитации режимов боевого применения обеспечивает:

— имитацию воздушного боя с поиском, обнаружением, опознаванием, захватом и сопровождением воздушных целей, пуском ракет «воздух-воздух» с тепловыми и радиолокационными головками самонаведения, пуском ракет и постановкой помех противником, с применением средств бортового комплекса обороны;

— взаимодействие с другими самолетами в группе и наземными и воздушными пунктами управления;

— имитацию атак наземных целей с пуском ракет «воздух-поверхность» с радиолокационными, телевизионными, тепловыми и лазерными головками самонаведения, неуправляемых ракет, сбросом бомб, стрельбой из пушек, пуском зенитных ракет и постановкой помех противником, применением средств бортового комплекса обороны.

Простота конструкции, высокая надежность планера, силовой установки и самолетных систем, большой ресурс, автономность базирования самолета, а также высокая эксплуатационная технологичность в сочетании с низкой стоимостью жизненного цикла и высокими летно-техническими характеристиками дают возможность проводить высококачественную подготовку летного состава в короткие сроки и эффективно решать боевые задачи.

Технические характеристики Як-130:

Масса:

взлетная максимальная — 9000 кг

взлетная нормальная — 5700 кг

топлива, максимальная:

во внутренних баках — 1750 кг

в подвесных баках – 2х450 кг

максимальной боевой нагрузки — 3000 кг

Силовая установка — 2 ТРДД

Взлетная тяга (МСА) — 2х2500 кг

Скорость:

максимальная горизонтального полета — 1050 км/ч

взлетная (с полным запасом топлива) — 200 км/ч

посадочная — 195 км/ч

Максимальная высота полета — 12500 м

Полетные углы атаки —

Практическая дальность полета при максимальной внутренней заправке — 2000 км

Длина полосы на аэродромах базирования — 1000 м

Ресурс — 10 000 л. ч.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников  

Яковлев Як-130 | Weaponsystems.net


НАТО: Варежки


Обзор


Як-130

Як-130 ВВС России, вооруженный авиационными ракетами С-8 и ракетами класса «воздух-воздух» Р-73.

Источник: www.mil.ru — © GNU Attribution Share Alike license

Происхождение

Россия

Тип

Учебно-тренировочный самолет
Легкий ударный самолет

Вступил в строй

2010

Статус

В строю

Разработка

1991 — 2000 гг.

Дизайн-проект
апрель 1996 г.
Первый полет

Разработчик

Россия — Яковлев
Италия — Аэромакки

Производство

2009 – настоящее время
Серийное производство

Производитель

Россия — Корпорация «Иркут»

Количество произведено

Поставлено более 140 самолетов, производство продолжается.

Обозначения

Рукавица (название в отчетности НАТО)
Як-УТС (раннее название проекта)

Детали


Факты Як-130

Генерал

Происхождение

Россия

Тип

Тренер и световой воздушный самолет. Высота

4,76 м

Площадь крыла

23,5 м²

Вес пустого

4,6 т

Полная масса

7,29 т Макс.0012

10,3 T

Продукция

Настройка двигателя

2x турбовинный двигатель

Power Power

IVCHENKO-Progress AI-222-25

Power

24.5. Топливо

1.700 кг внутренний

2x 450 кг во внешних баках

Летные характеристики

Скорость

1. 060 км/ч максимальная

880 км/ч 1 крейсерская

160 — 180 км/ч Скорость стойла

. м/с

Нагрузка на крыло

276,4 кг/см²

Разбег

550 м при 209 км/ч без магазинов

750 м пробег при 191 км/ч

Тяговооружённость

0,70 при массе брутто

G limits

-3 to +8 or 9

Armament

Hardpoints

6x under both wings

1x fuselage

2x wingtips

Capacity

3.0 t combined

Armament


Yak -130

Як-130 на авиашоу в 2012 г. Обратите внимание на ракетные блоки B-13L и ракеты Р-73 воздух-воздух.

Источник: Konflikty.pl — © GNU Attribution Share Alike лицензия

Перечень наиболее распространенных вариантов вооружения Як-130

Блок СНПУ-130

1 блок СНПУ-130 с двухствольной 23-мм автоматической пушкой ГШ-23Л и боезапасом 120 снарядов. Консоль разработана специально для Як-130 и может устанавливаться на центральные точки подвески.

Р-73

2-4 ракеты Р-73 или Р-73Э воздух-воздух могут быть установлены на двух внешних пилонах. Еще две ракеты могут быть установлены на законцовках крыла вместо контейнеров с РЭБ и мякиной.

80-мм ракета С-8

2-4 обтекаемых контейнера Б-8М1 для 20 ракет С-8 каждая могут быть установлены на двух самых внутренних пилонах на каждом крыле.

122-мм реактивный снаряд С-13

2-4 контейнера Б-13Л с 5 ракетами С-13 в каждом могут быть установлены на двух внутренних пилонах.

Ракета С-25

На самые внутренние пилоны можно установить 2-4 блока ракет О-25 с одной ракетой С-25.

КАБ-500Кр

Возможна установка 2 управляемых авиабомб КАБ-500Кр с ТВ-наведением.

ФАБ-М62

2-4 обычных свободнопадающих фугасных бомбы ФАБ-250 М62 или ФАБ-500 М62.

ZB-500

2-4 зажигательные свободнопадающие бомбы ZB-500. Также могут быть установлены различные другие типы специализированных бомб свободного падения.

ПТБ-450

2 ПТБ-450 могут быть установлены на самых внутренних (мокрых) пилонах. Их часто устанавливают для увеличения эффективной дальности и времени полета во время тренировок.

Яковлев Як-130 Базовый и продвинутый тренажер

Страна происхождения Россия
Поступил на службу 2009
Экипаж 2 мужчины
Размеры и вес
Длина 11,49 м
Размах крыла 9,72 м
Высота 4,76 м
Вес (пустой) 4,6 т
Масса (максимальная взлетная) 9 т
Двигатели и характеристики
Двигатели 2 x ТРДД Повазске Строярне ЗМК ДВ-2С
Тяга 2 х 21,58 кН
Максимальная скорость 1 037 км/ч
Сервисный потолок 12,5 км
Диапазон 2 000 км
Боевой радиус 555 км
Вооружение
Ракеты AGM-65 Maverick или Х-25МЛ и АСМ-1 ракеты класса «воздух-поверхность», AIM-9L, Magic 2 или Р-73 (AA-11 «Арчер») класса «воздух-воздух» ракеты

 

Як-130 был разработан, чтобы соответствовать тем же учебным требованиям ВВС России системное требование тренера МиГ АТ. Это определило самолет с тренажерами и наземные средства обучения, такие как ВМС США Система Т-45ТС. Як-130 имеет менее обычную компоновку. чем его конкурент МиГ, отличающийся стреловидным крылом с винглетами. На взлет, двигатели питаются воздухом от вспомогательного надкрыльевого воздуха водозаборники и главные водозаборники, которые имеют поворотно-откидной водозабор двери, очень похожие на те, что устанавливаются на МиГ-29и Су-27.

В 1992 г. Яковлев объединился с Aermacchi для разработки Як-130. Как МиГ В, он оснащен перепрограммируемой системой управления полетом, которую можно используется для имитации обращения с различными типами передовой. первоначальная экспортная версия Як / АЭМ-130 включала авионику и системы. получено от BAE Systems и Honeywell.

Первый из в 1996 г. совершили первый полет три демонстрационных самолета Як-130Д. как сообщается, последовала еще одна предсерийная партия из семи для оценки. Предполагаемая производственная конфигурация Як-130 отличается важными аспектами, в частности, более коротким и мелким фюзеляж с более опущенной носовой частью и клыком на хвостовом оперении передняя кромка для повышения эффективности на больших углах атаки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта