Як-130: универсальный солдат
Российский Як-130 – первый в мире учебно-боевой самолет, аэродинамическая компоновка и летно-технические характеристики которого позволяют готовить пилотов боевых машин четвертого и пятого поколения. Впервые демонстратор технологий Як-130Д поднялся в воздух 25 апреля 1996 года.
Сформировав в своем классе новый мировой стандарт, Як-130 продолжает совершенствоваться. Про историю создания, особенности и перспективы уникального учебно-боевого самолета – в нашем материале.
История создания: Як-130 и его итальянский близнец
В начале 1990-х годов Государственная военно-промышленная комиссия и Военно-технический совет ВВС задали конкурсную разработку проектов учебно-тренировочного комплекса для обучения летчиков фронтовой авиации. Перспективная машина должна была заменить чешские Aero L-39 Albatros. На этом надежном и простом в пилотировании учебно-тренировочном самолете прошло обучение большинство пилотов Советского Союза и ряда других государств. Но с появлением истребителей четвертого поколения, таких как МиГ-29 и Су-27, стало понятно, что «Альбатросы» устаревают и не полностью соответствуют требованиям к самолету для подготовки летчиков-истребителей.
Так с 1992 года ОКБ им. Яковлева начало работы по новому самолету – Як-130. Демонстрационный образец получил название Як-130Д. Его планер был готов к концу 1994 году, а уже в июне следующего года самолет дебютировал на статической стоянке авиасалона в Ле Бурже. Машина еще не летала, поэтому ее доставили в Париж на борту транспортного самолета.
Впервые Як-130Д поднял в воздух 25 апреля 1996 года летчик-испытатель Андрей Синицин. Уже в августе 1997 года новый «Як» успешно выступил в летной программе Московского авиасалона.
В 1990-е годы финансирование ОКР по линии Минобороны практически прекратилось.
Для поддержки программы Як-130 было решено на одном из этапов разработки объединить усилия с итальянской фирмой Aermacchi (в настоящее время является структурным подразделением корпорации Leonardo). Это позволило создать первый после 1991 года отечественный самолет практически без государственного финансирования.
Однако к концу 1990-х годов пути российских и итальянских конструкторов разошлись. Обе стороны получили право использовать базовую версию конструкторской документации, на основе которой каждый сможет создать свой национальный вариант. В итоге Aermacchi построили самолет M-346, а ОКБ им. Яковлева – Як-130.
Важнейшим отличием двух машин стало их назначение. M-346 проектировался как учебно-тренировочный самолет. Як-130 – как учебно-боевой. Дело в том, что к началу 2000-х годов ВВС России пересмотрели свои взгляды на новую машину и потребовали, чтобы она смогла решать боевые задачи. Заложенный в Як-130Д потенциал позволял быстро доработать проект в направлении расширения боевых возможностей, благодаря чему самолет Як-130 победил в 2001 году в конкурсе ВВС России.
Так на мировом рынке появились два внешне похожих самолета, с замечательным планером разработки ОКБ им. Яковлева. Это двухдвигательный среднеплан с крыльевыми наплывами, размещенными под ними воздухозаборниками, с трехстоечным шасси. Особенности компоновки позволяют машине выполнять маневры на больших углах атаки.
Имитация любого истребителя
Итальянский М-346 оснащен западной авионикой и двигателями, российский Як-130 – современным отечественным бортовым оборудованием. На серийных Як-130 впервые в России реализован полностью цифровой борт без аналоговых приборов, или «стеклянная кабина». В кабинах пилота – жидкокристаллические цифровые индикаторы (по три на каждого пилота), в передней кабине есть коллиматорный индикатор на фоне лобового стекла.
Одно из основных преимуществ самолета – комплексная цифровая электродистанционная система управления разработки КРЭТ, которая позволяет выполнять фигуры высшего пилотажа и обучать летчиков управлению истребителями различных классов. При обучении сложному пилотажу и отработке воздушного боя система позволяет приблизить динамические характеристики Як-130 к моделируемым самолетам. Так, за штурвалом можно отработать воздушный бой, ракетно-бомбовые удары по наземным целям, в том числе с имитацией ПВО противника.
При этом «умный» Як-130 готов простить будущим пилотам многие ошибки. Благодаря новейшей электронике самолет мгновенно реагирует на команды пилота-инструктора. Если обучаемый пилот не справляется с управлением, а инструктор в кабине по какой-то причине потерял дееспособность, Як-130 можно посадить по радиосигналу с земли.
В самолете также хорошо проработана система катапультирования пилотов. Одно из ключевых преимуществ – возможность успешного катапультирования при нулевой скорости, а также на малой высоте через специально разрушаемое остекление фонаря.
Боевые возможности: учебный самолет и легкий штурмовик
Як-130 может не только обучить летному мастерству, но и участвовать в настоящем бою.
«Некоторые из самолетов, на которых я летал, являются хорошими учебно-тренировочными самолетами, некоторые из них являются хорошими легкими штурмовиками. Но Як-130 в полном объеме выполняет обе эти функции, демонстрируя изысканность конструктивных решений в сочетании с надежностью, послушность в управлении в сочетании с мощью», – так прокомментировал свой полет на российской машине известный летчик и журналист Питер Коллинз, пишет британский журнал Flight International.
При необходимости самолет Як-130 способен выполнять задачи легкого штурмовика – уничтожать отдельные наземные объекты, малоскоростные воздушные цели. При решении задач поражения наземных целей радиус его боевого применения достигает 680 км.
Восемь узлов подвески под крылом и один под фюзеляжем позволяют Як-130 нести до 3000 кг боевой нагрузки. Это широкий спектр авиационных средств поражения, в том числе ракеты класса «воздух-воздух» Р-73 с инфракрасными головками самонаведения, высокоточные авиационные бомбы KAБ-500Кр, авиабомбы калибра от 50 до 500 кг, неуправляемые авиационные ракеты С-8, С-13, С-25, подвесной контейнер с пушкой ГШ-23Л.
При этом Як-130 может набрать высоту всего за пару минут. По скороподъемности на различные высоты в своем классе он – мировой рекордсмен. Так, рекорд скороподъемности до высоты 6 км был установлен за 1 минуту 42 секунды, а скороподъемность до высоты 9 км с полезной нагрузкой 2000 кг – за 4 минуты 43 секунды.
Экспортный потенциал и малайзийские планы
Самолеты Як-130 эксплуатируются ВВС России с февраля 2010 года, а с 2011 года они поставляются на экспорт. Универсальные летно-технические характеристики делают эту машину привлекательной для иностранных заказчиков. На сегодняшний день за рубежом в эксплуатации находятся более 160 таких самолетов, законтрактовано порядка 100 машин.
В марте этого года Як-130 стал главной изюминкой российской выставочной программы на LIMA 2019. Здесь, в Малайзии, может быть открыт региональный сервисный центр по обслуживанию Як-130. Кроме того, обсуждается возможность локализовать производство этого самолета.
Как стало известно в ходе презентации самолета на авиасалоне LIMA 2019, Россия примет участие в тендере на поставку легких боевых/учебно-тренировочных самолетов в Малайзию и предложит Як-130. Официально тендер еще не объявлен, но уже сейчас можно отметить, что российский Як-130 весьма близок к требованиям малайзийской стороны. Кстати, в борьбе за малайзийский тендер, по-видимому, примет участие и Италия с М-346.
Но уже сегодня можно выделить одно из существенных отличий Як-130 от будущих конкурентов по малайзийскому тендеру – отечественная машина хорошо приспособлена для эксплуатации с аэродромов не самого высокого качества.
«Еще одно его важное качество – самолет неприхотлив: он способен садиться и взлетать с неподготовленных полос. Особенность Малайзии в том, что там сотни небольших грунтовых аэродромов, и такие самолеты, как Су-30, нуждаются в длинных подготовленных взлетно-посадочных полосах. А Як-130 они не нужны, и это расширяет его возможности базирования и применения, причем многократно», – прокомментировал директор по международному сотрудничеству и региональной политике Ростеха Виктор Кладов в интервью РИА Новости.
Работы по совершенствованию Як-130 не останавливаются. Проходит испытания самолет, модернизированный для установки лазерного дальномера. В перспективе предполагается интеграция оптико-локационной прицельной системы, установка бортового комплекса обороны и радиолокационной станции, которая позволит превратить Як-130 в многофункциональный боевой комплекс, способный бороться с любыми целями.
Технические характеристики учебно-боевого и тренировочного самолета Як-130
Як-130 (по классификации НАТО: Mitten – «Рукавица») – учебно-боевой самолет, созданный в ОКБ имени А.С. Яковлева.
Як-130 стал первым самолетом, который был полностью новой разработкой (а не модернизацией существующих машин), созданной в России после распада СССР.
В начале 1990 года главнокомандующий ВВС СССР маршал авиации Александр Ефимов поставил специалистам задание создать новый учебно-тренировочный самолет. В начале 1991 года был объявлен конкурс, в нем участвовали основные конструкторские бюро Советского Союза. Из всех предложенных проектов были выбраны учебные комплексы, разработанные в КБ имени Яковлева и в ОКБ имени Микояна.
После распада СССР средств на разработку проекта не имели ни конструкторские бюро, ни министерство обороны РФ. Поэтому российские конструкторы работали совместно с зарубежными партнерами: самолет Як-130 создавался вместе с итальянской компанией Alenia Aermacchi, а ОКБ имени Микояна работало в кооперации с французскими компаниями. Через некоторое время итальянская компания вышла из проекта, забрав свою часть технической документации.
В 1996 году Як-130 совершил свой первый полет, в этом же году поднялся в воздух и МиГ-АТ, созданный конструкторами ОКБ имени Микояна. В 2001 году государственная комиссия признала самолет Як-130 победителем конкурса, а в 2004 году в воздух поднялся первый серийный самолет.
Самолет Як-130 представляет собой моноплан классической схемы со среднерасположенным стреловидным крылом и двухместной кабиной типа «тандем».
Оснащен двумя ТРДД (двухконтурными турбореактивными двигателями) с тягой по 2500 кг.
На Як-130 впервые в России реализовано полностью цифровое бортовое радиоэлектронное оборудование, которое представляет собой новейшие разработки отечественной промышленности.
Як-130 оснащен комплексной цифровой электродистанционной системой управления, позволяющей в учебных целях изменять характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолета (истребителя, штурмовика, бомбардировщика).
Развитые наплывы перед крылом и компоновка воздухозаборников обеспечивают возможность устойчивого управляемого полета на углах атаки до 40°.
Большая тяговооруженность обеспечивает самолету высокие установившиеся маневренные перегрузки, взлетные характеристики и скороподъемность.
Конструкция воздухозаборников, шасси и взлетно-посадочные характеристики позволяют эксплуатировать самолет на небольших грунтовых аэродромах.
Самолет оснащен электродистанционной комплексной системой управления, выполняющей функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полета и позволяющей, в учебных целях, репрограммировать характеристики устойчивости и управляемости в зависимости от типа имитируемого самолета.
Бортовая система имитации режимов боевого применения обеспечивает:
— имитацию воздушного боя с поиском, обнаружением, опознаванием, захватом и сопровождением воздушных целей, пуском ракет «воздух-воздух» с тепловыми и радиолокационными головками самонаведения, пуском ракет и постановкой помех противником, с применением средств бортового комплекса обороны;
— взаимодействие с другими самолетами в группе и наземными и воздушными пунктами управления;
— имитацию атак наземных целей с пуском ракет «воздух-поверхность» с радиолокационными, телевизионными, тепловыми и лазерными головками самонаведения, неуправляемых ракет, сбросом бомб, стрельбой из пушек, пуском зенитных ракет и постановкой помех противником, применением средств бортового комплекса обороны.
Простота конструкции, высокая надежность планера, силовой установки и самолетных систем, большой ресурс, автономность базирования самолета, а также высокая эксплуатационная технологичность в сочетании с низкой стоимостью жизненного цикла и высокими летно-техническими характеристиками дают возможность проводить высококачественную подготовку летного состава в короткие сроки и эффективно решать боевые задачи.
Технические характеристики Як-130:
Масса:
взлетная максимальная — 9000 кг
взлетная нормальная — 5700 кг
топлива, максимальная:
во внутренних баках — 1750 кг
в подвесных баках – 2х450 кг
максимальной боевой нагрузки — 3000 кг
Силовая установка — 2 ТРДД
Взлетная тяга (МСА) — 2х2500 кг
Скорость:
максимальная горизонтального полета — 1050 км/ч
взлетная (с полным запасом топлива) — 200 км/ч
посадочная — 195 км/ч
Максимальная высота полета — 12500 м
Полетные углы атаки —
Практическая дальность полета при максимальной внутренней заправке — 2000 км
Длина полосы на аэродромах базирования — 1000 м
Ресурс — 10 000 л. ч.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Яковлев Як-130 | Weaponsystems.net
НАТО: Варежки
Обзор
Як-130
Як-130 ВВС России, вооруженный авиационными ракетами С-8 и ракетами класса «воздух-воздух» Р-73.
Источник: www.mil.ru — © GNU Attribution Share Alike license
Происхождение
Россия
Тип
Учебно-тренировочный самолет
Легкий ударный самолет
Вступил в строй
2010
Статус
В строю
Разработка
1991 — 2000 гг.
апрель 1996 г.
Первый полет
Разработчик
Россия
—
Яковлев
Италия
—
Аэромакки
Производство
2009 – настоящее время
Серийное производство
Производитель
Россия — Корпорация «Иркут»
Количество произведено
Поставлено более 140 самолетов, производство продолжается.
Обозначения
Рукавица (название в отчетности НАТО)
Як-УТС (раннее название проекта)
Детали
Факты Як-130
Генерал
Происхождение
Россия
Тип
Тренер и световой воздушный самолет. Высота
4,76 м
Площадь крыла
23,5 м²
Вес пустого
4,6 т
Полная масса
7,29 т Макс.0012
10,3 T
Продукция
Настройка двигателя
2x турбовинный двигатель
Power Power
IVCHENKO-Progress AI-222-25
Power
24.5. Топливо
1.700 кг внутренний
2x 450 кг во внешних баках
Летные характеристики
Скорость
1. 060 км/ч максимальная
880 км/ч 1 крейсерская
160 — 180 км/ч Скорость стойла
. м/с
Нагрузка на крыло
276,4 кг/см²
Разбег
550 м при 209 км/ч без магазинов
750 м пробег при 191 км/ч
Тяговооружённость0,70 при массе брутто
G limits
-3 to +8 or 9
Armament
Hardpoints
6x under both wings
1x fuselage
2x wingtips
Capacity
3.0 t combined
Armament
Yak -130
Як-130 на авиашоу в 2012 г. Обратите внимание на ракетные блоки B-13L и ракеты Р-73 воздух-воздух.
Источник: Konflikty.pl — © GNU Attribution Share Alike лицензия
Перечень наиболее распространенных вариантов вооружения Як-130
Блок СНПУ-130
1 блок СНПУ-130 с двухствольной 23-мм автоматической пушкой ГШ-23Л и боезапасом 120 снарядов. Консоль разработана специально для Як-130 и может устанавливаться на центральные точки подвески.
Р-73
2-4 ракеты Р-73 или Р-73Э воздух-воздух могут быть установлены на двух внешних пилонах. Еще две ракеты могут быть установлены на законцовках крыла вместо контейнеров с РЭБ и мякиной.
80-мм ракета С-8
2-4 обтекаемых контейнера Б-8М1 для 20 ракет С-8 каждая могут быть установлены на двух самых внутренних пилонах на каждом крыле.
122-мм реактивный снаряд С-13
2-4 контейнера Б-13Л с 5 ракетами С-13 в каждом могут быть установлены на двух внутренних пилонах.
Ракета С-25
На самые внутренние пилоны можно установить 2-4 блока ракет О-25 с одной ракетой С-25.
КАБ-500Кр
Возможна установка 2 управляемых авиабомб КАБ-500Кр с ТВ-наведением.
ФАБ-М62
2-4 обычных свободнопадающих фугасных бомбы ФАБ-250 М62 или ФАБ-500 М62.
ZB-500
2-4 зажигательные свободнопадающие бомбы ZB-500. Также могут быть установлены различные другие типы специализированных бомб свободного падения.
ПТБ-450
2 ПТБ-450 могут быть установлены на самых внутренних (мокрых) пилонах. Их часто устанавливают для увеличения эффективной дальности и времени полета во время тренировок.
Яковлев Як-130 Базовый и продвинутый тренажер
|
Як-130 был разработан, чтобы соответствовать тем же учебным требованиям ВВС России системное требование тренера МиГ АТ. Это определило самолет с тренажерами и наземные средства обучения, такие как ВМС США Система Т-45ТС. Як-130 имеет менее обычную компоновку. чем его конкурент МиГ, отличающийся стреловидным крылом с винглетами. На взлет, двигатели питаются воздухом от вспомогательного надкрыльевого воздуха водозаборники и главные водозаборники, которые имеют поворотно-откидной водозабор двери, очень похожие на те, что устанавливаются на МиГ-29и Су-27.
В 1992 г. Яковлев объединился с Aermacchi для разработки Як-130. Как МиГ В, он оснащен перепрограммируемой системой управления полетом, которую можно используется для имитации обращения с различными типами передовой. первоначальная экспортная версия Як / АЭМ-130 включала авионику и системы. получено от BAE Systems и Honeywell.
Первый из в 1996 г. совершили первый полет три демонстрационных самолета Як-130Д. как сообщается, последовала еще одна предсерийная партия из семи для оценки. Предполагаемая производственная конфигурация Як-130 отличается важными аспектами, в частности, более коротким и мелким фюзеляж с более опущенной носовой частью и клыком на хвостовом оперении передняя кромка для повышения эффективности на больших углах атаки.