76МД | это… Что такое Ил-76МД?
Ил-76 | |
---|---|
Назначение: | военно-транспортный самолёт |
Первый полёт: | 25 марта 1971 |
Принят на вооружение: | 1974 |
Производитель: | КБ С.В. Ильюшина |
Характеристики | |
Экипаж: | 7 чел |
Крейсерская скорость: | 850 км/ч |
Дальность полёта: | 6700 км |
Практический потолок: | 14 500 м |
Размеры | |
Длина: | 46,6 м |
Высота: | 14,76 м |
Размах крыла: | 50,5 м |
Площадь крыла: | 300 м² |
Угол стреловидности крыла по линии ¼ хорд: | 25 ° |
Масса | |
Пустой: | 40000 кг |
Макс. взлётная: | 172000 кг |
Силовая установка | |
Двигатели: | 4 х Д-30КП 1 x вспомогательный |
Тяга (мощность): | 4 x 12000 кгс |
Вооружение | |
Стрелково-пушечное вооружение: | Спаренная кормовая пушечная установка ГШ-23Л калибра 2х23 мм |
Кол-во точек подвески: | 4 |
Внутренняя бомбовая нагрузка: | до 10 ФАБ-500 кг |
Ил-76 (по кодификации НАТО: Candid — «Искренний») — советский средний военно-транспортный самолёт, разработанный ОКБ Ильюшина.
Содержание
|
Описание и лётно-технические характеристики
Военно-транспортный самолёт Ил-76 предназначен для транспортировки и десантирования личного состава, техники и грузов различного назначения. Является первым в истории СССР военно-транспортным самолётом с турбореактивными двигателями. Самолёт предназначен для эксплуатации с бетонированных и грунтовых аэродромов с прочностными характеристиками не ниже 0,6 МПа и способен доставлять грузы максимальной массой 28-60 тонн на расстояние 3600-4200 км с крейсерской скоростью 770—800 км/ч (максимальная масса перевозимого груза и дальность полёта зависит от модификации). Все кабины Ил-76 герметизированы, что даёт возможность перевозить 167 (245 — в двухпалубном варианте) солдат с личным оружием или обеспечить выброс 126 человек десантной группы. Самолёт может транспортировать всю номенклатуру боевой техники воздушно-десантных подразделений и большую часть техники мотострелковых дивизий.
Грузовая кабина имеет 24,5 метра в длину (из которых 4,5 приходятся на рампу), 3,45 метра в ширину и 3,4 метра в высоту. Самолёт способен брать на борт до 109500 литров топлива и преодолевать расстояние до 6700 км со средним расходом топлива 9 тонн в час. Длина разбега на взлёте составляет 1700(1500 на практике)-1800(2000 при полной нагрузке и температуре воздуха от +25) метров, а пробег при посадке 930—1000 метров.Ориентировочная стоимость самолёта — 27 млн долларов США.
Совершил первый полёт 25 марта 1971 года. Испытания самолёт проходил в гарнизоне Кречевицы (Великий Новгород) и там же впервые встал на вооружение ВВС СССР. Хорошо зарекомендовал себя на учениях «Щит-76» и «Щит-78». Показал себя с лучшей стороны в Афганистане.
Конструкция
Самолёт построен по традиционной для тяжёлых транспортных самолётов схеме однофюзеляжного высокоплана со стреловидным крылом и однокилевым оперением. Крыло самолёта трапециевидное с переломом по задней кромке. Стреловидность крыла по передней кромке 25 °.
Круглый в сечении фюзеляж разделён на несколько герметичных кабин, как то кабина пилотов (в верху носовой части фюзеляжа), кабина штурмана (под кабиной пилотов), грузовая кабина и кабина стрелка кормовой пушечной установки. В передней части фюзеляжа расположены два люка. В корме расположен трёхстворчатый задний грузовой люк. Десантирование личного состава возможно в четыре потока (два через грузовой люк). Грузовая кабина оборудована двумя грузовыми лебёдками установленными возле передней переборки, четырьмя электротельферами грузоподъёмностью по 2,5 тонны и четырьмя подтрапниками, ширину расположения которых можно менять. Для удобства погрузки и разгрузки, задние тельферы могут выдвигаться за порог рампы на пять метров. Пол грузовой кабины оборудован рольганговыми дорожками, что даёт возможность погрузки, разгрузки и десантирования несамоходных моногрузов.
Двигательная система представлена четырьмя турбореактивными двигателями подвешенными на пилонах под крылом. На первых серийных модификациях устанавливались двигатели Д-30КП тягой 12 000 кгс. Данные двигатели позволяют самолёту лететь в диапазоне скоростей 260—850 км/ч, что с одной стороны обеспечивает удобные условия воздушного десантирования, а с другой стороны высокую скорость крейсерского полёта. В последних модификациях самолётов двигатели Д-30КП заменены на ПС-90А-76 тягой 16 000 кгс.
Применение
Страны, эксплуатирующие Ил-76. Красным помечены государства, в которых Ил-76 состоит на вооружении, зелёным — владеющие только гражданскими модификациями, синим- владеющие и военными и гражданскими модификациями
Модификации Ил-76 являются основными самолётами военно-транспортной авиации России и Украины. Состоят также на вооружении ВВС стран СНГ, Алжира, Индии, Иордании, Ирана, Ирака, Китая, Ливии, Северной Кореи и Сирии.
Самолёты Ил-76 принимали активное участие в войне в Афганистане и показали там свою высокую эффективность. За время боевых действий было потеряно две машины.
Многочисленные коммерческие компании по всему миру используют гражданские модификации Ил-76 для осуществления транспортных перевозок.
Модификации
Ил-76МД индийских ВВС на базе ВВС США на Гавайях.
Ил-76ТД в небе над Франкфуртом.
Ил-76ЛЛ
Ил-76МФ
- Ил-76 (Candid по классификации НАТО), первая серийная модификация. Первый полёт прототипа 25.03.1971 под командованием Э. И. Кузнецова. Первый полёт серийной машины 5.05.1973.
- Ил-76М (модифицированный), с усиленным фюзеляжем. Грузоподъемность повышена до 42 тонн. Первый полёт 24.03.1978.
- Ил-76Т (транспортный, Candid-А по классификации НАТО) — гражданская модификация Ил-76М. На самолёте демонтирована кормовая пушечная установка, автомат выброса дипольных отражателей, десантное оборудование и электронные устройства военного назначения. Первый полёт 4.11.1978.
- Ил-76МД (модифицированный дальний, Candid-B по классификации НАТО) — модифицированная версия Ил-76М. Усилена конструкция планера и шасси. Грузоподъемность повышена до 48 тонн. Максимальная взлётная масса увеличена до 190 тонн. Дальность полёта с загрузкой в 40 тонн увеличена до 4200 км. Для повышения взлётно-посадочных характеристик на грунтовых аэродромах тележки основного шасси расположены поперёк корпуса. Время автономной эксплуатации увеличено до двух месяцев. Обеспечена возможность установки четырёх дополнительных пилонов для подвешивания авиабомб и радиомаяков. Первый полёт 6.03.1981.
- А-50 (Mainstay по классификации НАТО) — Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Первый полёт 1978.
- А-60 — Самолет носитель лазерного оружия. Построен ОКБ Бериева на базе Ил-76МД. Первый полёт 19.08.1981
- Ил-76К — Самолёт для тренировки космонавтов в условиях имитации невесомости. Построен в единственном экземпляре. Первый полёт 2.08.1981.
- Ил-76ТД (транспортный дальний) — модернизация с целью увеличения массы коммерческого груза и дальности полёта. Усилению подверглись конструкции фюзеляжа, шасси и крыльев. Демонтировано оборудование военного назначения. Грузоподъемность машины составила 50 тонн. Максимальная взлётная масса 190 тонн. Дальность полёта с максимальной загрузкой 3600 км. Первый полёт 5.05.1982.
- Ил-78 (Midas по классификации НАТО) — Самолёт-заправщик на базе Ил-76МД. Первый полёт 26.06.1983.
- Ил-76МД «Скальпель» — Версия Ил-76МД, переоборудованная в самолёт-госпиталь. На борту находятся три медицинских модуля, выполняющие функции предоперационной, операционной и палаты интенсивной терапии. Первый полёт 23.07.1983. По сообщениям СМИ в июле 2008, военно-медицинский самолёт «Скальпель» находится в эксплуатации.[1]
- Ил-76ПС (Поисково-спасательный). Первый полёт 18.12.1984.
- Ил-76ТД «Антарктида» — Модифицированный вариант самолёта Ил-76ТД. Первый полёт 17.11.1985.
- Ил-78М — (Ил-78 Модифицированный). Первый полёт 7.03.1987.
- Ил-76ПП (постановщик помех) — Модифицированный вариант самолёта Ил-76МД. Создан в единственном экземпляре. Первый полёт 29.04.1987.
- Ил-76МДК «Космос» — Самолёт Ил-76МД, переоборудованный для тренировок космонавтов в условиях искусственной невесомости МД [2][3]. У самолёта усилены крылья и фюзеляж, установлены специальные аккумуляторы в топливной и гидравлической системе для обеспечения бесперебойной работы этих систем в условиях невесомости. Стены и потолок грузовой кабины отделаны мягким материалом, на полу закреплены спортивные маты. Первый полёт 6.08.1988. Создано три таких самолёта, все они базируются на подмосковном аэродроме «Чкаловский».
- Ил-76П — Самолёт для тушения пожаров. Способен брать на борт 32 тонны огнегасящей жидкости. Первый полёт 22.09.1989.
- Ил-76ЛЛ (летающая лаборатория) — Самолёт для отработки и испытания авиационных двигателей. Первый полёт в 1991 году. На самолёте изменена конфигурация электронного оборудования и радиолокационных станций. Для проведения испытания исследуемый двигатель подвешивается на пилон вместо одного из штатных.
- Ил-76МД пожарный вариант — Модифицированный вариант самолёта Ил-76МД для тушения пожаров. Способен брать на борт 42 тонны огнегасящей жидкости. Первый полёт 28.01.1993.
- Ил-76МФ — модификация самолёта Ил-76МД. По сравнению с базовой моделью длина фюзеляжа увеличена на 6,6 метра благодаря вставке дополнительных секций по 3,3 метра за и перед крылом. Таким образом, длина грузового пола у Ил-76МФ составила 31,14 м по сравнению с 24,5 м у Ил-76МД. Модернизация коснулась также и бортового радиоэлектронного оборудования. В приборное оборудование включены два экранных индикатора, добавлен блок спутниковой навигации. Благодаря более современному оборудованию удалось исключить из экипажа бортрадиста — то есть экипаж уменьшен до пяти человек. Использование более мощных и более экономичных двигателей ПС-90А-76 позволили увеличить дальность полёта. Дальность полёта Ил-76МФ с нагрузкой 40 тонн составляет 5800 км по сравнению с 4700 км у Ил-76МД. Грузоподъемность увеличена до 60 тонн. Максимальная взлётная масса увеличена до 210 тонн. Первый полёт совершён 1 августа 1995. Государственные совместные испытания планируется завершить в 2009 году, а с 2010 года — поставлять ВВС России. Первый серийный самолёт должен быть построен в 2010 году на авиастроительном заводе «Авиастар-СП».[4]
- Ил-76ТФ. В настоящее время создаётся гражданская модификация Ил-76МФ с более экономичными двигателями ПС-90А-76. На нём планируется уменьшение экипажа до 3-4 человек.
Катастрофы
По данным на 15 января 2009 года в результате катастроф и серьезных аварий было потеряно 58 самолетов типа Ил-76, причем 11 машин — в результате боевых действий.[5]
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы | Жертвы | Описание |
---|---|---|---|---|
н.д. | 86742 | н.д. | н.д. | Подробности неизвестны |
н.д. | 86711 | Рига | н.д. | При движении по рулежным дорожкам врезался в здание |
н. д. | 86834 | Новокузнецк | 0/н.д. | Грубая посадка |
23.11.79 | 86714 | у Витебска | н.д. | Разбился при заходе на посадку ночью |
25.12.79 | 86036 | Кабул | 44/44 | Врезался в гору при заходе на посадку |
23.09.80 | YI-AIO | Багдад | н.д. | Сбит иранскими истребителями в ходе ирано-иракской войны |
05.06.83 | 86718? | Джелалабад | н.д. | Подробности неизвестны (российскими источниками потеря не подтверждается) |
27.10.84 | 86739 | Кабул | 11/11 | Сбит душманами |
1985 | 5A-DKK | Себха | н.д. | Грубая посадка |
15.04.1986 | 5A-DNF | Триполи | 0/0 | Уничтожен в ходе американского авиаудара по аэропорту Триполи |
15.04.1986 | 5A-DNL | Триполи | 0/0 | Уничтожен в ходе американского авиаудара по аэропорту Триполи |
15. 04.1986 | 5A-DLL | Триполи | 0/0 | Уничтожен в ходе американского авиаудара по аэропорту Триполи |
02.04.87 | 76679 | Сиваш | 8/8 | Столкнулся в воздухе с другим Ил-76 в ходе ночного учебного полета |
02.04.87 | 76685 | Сиваш | 8/8 | Столкнулся в воздухе с другим Ил-76 в ходе ночного учебного полета |
11.12.88 | 86732 | у Ленинакана | 78/78 | Участвовал в спасательной операции после Спитакского землетрясения |
19.12.88 | 78771 | Новая Земля | 0/н.д. | Разбился при посадке |
18.10.89 | 76569 | Каспий | 57/57 | Пожар первого двигателя, упал в море |
20.10.89 | 76466 | у Ленинакана | 25/25 | Разбился при снижении, экипаж ошибочно запрограммировал альтиметр |
01.02.90 | 86021 | у Паневежиса | 7/7 | После ухода на 2-й круг и входа в облака на высоте 70 м Ил-76 внезапно потерял управление и плашмя упал в лес в 3 700 м от ВПП |
27. 03.90 | 78781 | Кабул | 11/11 | Разбился при снижении |
12.06.90 | 86905 | Кабул | 0/10 | Сбит душманами |
24.05.91 | LZ-INK | у Бахтарана | 4/10 | Аварийная посадка после исчерпания топлива, три раза заходил на посадку |
28.08.92 | 78780 | Кабул | 0/0 | Прилетел эвакуировать российскую дипмиссию. В стоящий самолет попала ракета душманов. |
08.07.93 | 86039 | Псков | 11/11 | Пожар на борту |
19.07.94 | н.д. | Луанда? | 0/0 | Уничтожен при артобстреле |
31.12.94 | 76836 | Сараево | 0/н. д. | Вылетел за пределы залитой водой ВПП |
05.04.96 | 76752 | Камчатка | 19/19 | Врезался в гору |
06.06.96 | 76539 | Киншаса | 10/10 | Разбился при взлете |
19. 08.96 | 76513 | Белград | 12/12 | Аварийная посадка, проблемы с бортовой электроникой |
12.11.96 | 76435 | Индия | 37/37 | Столкнулся в воздухе с B-747. На Ил-76 был неисправен высотомер |
27.11.96 | 78804 | около Абакана | 23/23 | Разбился вскоре после взлета, был перегружен |
25.01.97 | 76834 | Анадырь | 0/26 | Разбился при взлете, экипаж выполнял взлет с нарушением инструкций |
13.07.98 | 76424 | Рас-эль-Хайма | 8/8 | Перегруженный самолет разбился вскоре после взлета |
17.07.98 | UR-UCI | Асмера | 10/10 | Разбился при снижении |
26.07.99 | 76819 | Иркутск | 0/7 | Разбился при взлете |
20.06.00 | 76723 | Астрахань | 0/228 | Аварийная посадка из-за проблем с гидравликой |
18. 04.01 | 78821 | Остенде | 0/8 | Прервал взлет из-за пожара двигателя |
14.07.01 | 76588 | Чкаловский | 10/10 | Разбился при взлете из-за перегруза |
02.12.01 | 76839 | Магаданская область | 18/18 | Пожар на борту |
24.02.02 | н.д. | Мешхед | 0/230 | Возврат в аэропорт, пожар на борту |
27.07.02 | 76717 | Львов | 0/0 | Был поврежден на стоянке во время катастрофы Су-27 |
08.12.02 | 76758 | Гуам | 0/0 | Поврежден тайфуном |
31.01.03 | RDPL-34141 | Восточный Тимор | 6/6 | Разбился при снижении из-за ошибочных действий экипажа |
19.02.03 | 15-22.. | около Кермана | 275/275 | Разбился в горах |
04.04.03 | н.д. | аль-Такадум | 0/0 | Уничтожен ракетами на авиабазе в ходе войны в Ираке |
04. 03.04 | UR-ZVA | Баку | 3/7 | Разбился при взлете из-за грубых ошибок бортинженера |
18.05.04 | 4K-AZ27 | Урумчи | 7/7 | Разбился вскоре после взлета |
30.12.04 | ER-IBM | Кабул | 0/8 | Потерял одну из стоек шасси при посадке, снова поднялся в воздух и совершил аварийную посадку |
03.02.05 | ST-EWB | Хартум | 7/7 | Упал с эшелона, проблемы с топливной системой |
23.03.05 | ER-IBR | Мванза | 8/8 | Разбился при взлете, экипаж не своевременно понял, что самолет уже оторвался от ВПП |
11.11.05 | 4L-ZIL | Афганистан | 8/8 | Врезался в гору |
09.03.07 | 78826 | Могадишо | 0/15 | Сбит исламистами |
23.03.07 | 78849 | Могадишо | 11/11 | Сбит исламистами, летел за деталями предыдущего сбитого Ил-76 |
10. 05.07 | EX-093 | Пойнте Нуар | 0/0 | Загорелся при погрузке |
14.02.08 | UN-76020 | Кандагар | 0/н.д. | Загорелся двигатель |
14.06.08 | ST-WTB | Хартум | 4/4 | Взорвался при взлете |
15.01.09 | 76825 | Махачкала | 4/7 | Ожидал взлета, другой Ил-76 при пробеге после посадки ударил его крылом по кабине. |
09.03.09 | S9-SAB | озеро Виктория | 11/11 | Пожар на борту, упал в озеро вскоре после взлета. |
Места дислокации
Россия
- Смоленск (аэродром Северный)
- Великий Новгород (аэродром Кречевицы)
- Тверь (аэродром Мигалово)
- Псков (аэродром Кресты)
- Таганрог (аэродром Центральный)
- Оренбург-2 (аэродром)
- Нижний Новгород (аэропорт Стригино)
- Калужская обл (аэропорт Ермолино)
Украина
- Мелитополь (Запорожская обл. ) — 1 бригада военно-транспортной авиации Украины (54 самолёта).
Беларусь
- Минск-Мачулищи (аэродром)
Примечания
- ↑ Для помощи пострадавшим при взрыве военным направлен самолет «Скальпель»
- ↑ Между небом и землей
- ↑ Полет без крыльев в… невесомости
- ↑ Поставка модернизированных самолетов Ил-76 в ВВС России начнется с 2010 года
- ↑ http://aviation-safety.net/database/dblist.php?field=typecode&var=314%&cat=%1&sorteer=datekey&page=1
См. также
- А-50
- Ил-78
- McDonnell Douglas C-17 Globemaster III
Ссылки
- ОАО Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина
- Список потерянных самолетов Ил-76
- Оперативно-тактический военно-транспортный самолет Ил-76
Самолёты ОКБ им. Ильюшина
Самолёты военного и транспортного назначения
ДБ-3 | Ил-2 | Ил-4 | Ил-6 | Ил-10 | Ил-20(1946) | Ил-20 | Ил-22 | Ил-24 | Ил-28 | Ил-30 | Ил-32 | Ил-38 | Ил-40 | Ил-46 | Ил-54 | Ил-76 | А-50 | Ил-102 | Ил-112 | Ил-214
Пассажирские самолёты
Ил-12 | Ил-14 | Ил-18(1946) | Ил-18 | Ил-62 | Ил-86 | Ил-96 | Ил-103 | Ил-114
Главный конструктор рассказал об улучшенных характеристиках нового Ил-76МД-90А
Грузоподъемность нового военно-транспортного самолета Ил-76МД-90 увеличена с 48 до 60 тонн. При этом дальность полета увеличилась на 18 процентов, а расход топлива снижен на 12-15 процентов. Об этом рассказал главный конструктор Ил-76, Ил-78 Андрей Юрасов в программе «Военная приемка» на телеканале «Звезда».
Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной версией самолета Ил-76. Разработчик самолета: ПАО «Ил» — головное предприятие дивизиона транспортной авиации ПАО «ОАК» (в составе Госкорпорации Ростех), в контур которого входит АО «Авиастар-СП», где осуществляется серийное производство самолета.
Модернизированная версия Ил-76МД-90А принципиально отличается от своего предшественника Ил-76МД, несмотря на внешнее сходство.
Самолет Ил-76МД-90А позволяет решать большинство задач военно-транспортной авиации на качественно новом техническом уровне. Это обеспечено применением на самолете ряда современных конструктивных решений, соответствующим текущим и перспективным требованиям эксплуатации.
На самолете установлены новые, более мощные двигатели ПС-90А-76, которые обеспечивают повышенные взлетно-посадочные и крейсерские характеристики, увеличенную грузоподъемность, большую дальность полета, повышенную экономичность за счет снижения расхода топлива и высокие экологические требования по шуму на местности и эмиссии вредных веществ.
На новом Ил-76МД-90А усовершенствованы системы и агрегаты.
«На Ил-76МД-90А модернизированы практически все самолетные системы: усилены крыло и шасси, что позволило повысить грузоподъемность и эффективность эксплуатации воздушного судна. На прежней модификации Ил-76 панели крыла изготавливались из 2 частей. У Ил-76МД-90А панели крыла изготавливаются цельными, 25 метров в длину. Это уменьшило вес крыла и увеличило ресурс, а также позволило упростить технологию изготовления», — рассказал главный конструктор Ил-76, Ил-78 ПАО «Ил» Андрей Юрасов.
Шасси модернизированы и рассчитаны на взлетную массу 210 тонн (в т.ч. 60 тонн нагрузки), а также спроектированы с учетом высокого запаса прочности. Благодаря этому транспортник может эксплуатироваться на оборудованных и необорудованных аэродромах, на бетонных и грунтовых взлетно-посадочных полосах. Применены новые колеса КТ-199М повышенной энергоемкости, что позволит эксплуатировать самолет в самых жестких климатических условиях при экстремально низких и высоких температурных режимах. Система шасси модернизирована в части улучшения контроля, индикации и управления на земле и в полете.
Воздушное судно создано полностью из отечественных комплектующих, оснащено отечественными системами и оборудованием.
Объединенная авиастроительная корпорация (ПАО «ОАК», входит в состав Госкорпорации «Ростех») создана в 2006 году с целью консолидации активов крупнейших авиапредприятий России. Входящие в корпорацию предприятия выпускают самолеты таких всемирно известных брендов как «Су», «МиГ», «Ил», «Ту», «Як», «Бериев», а также новые – Superjet 100 и МС-21. Предприятия OAK выполняют полный цикл работ от проектирования до послепродажного обслуживания и утилизации авиационной техники. Генеральный директор ПАО «ОАК» — вице-президент ОООР «СоюзМаш России» Юрий Борисович Слюсарь.
Госкорпорация Ростех – одна из крупнейших промышленных компаний России. Объединяет более 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности – авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологии, инновационные материалы и др. В портфель корпорации входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, ОАК, «Вертолеты России», ОДК, Уралвагонзавод, «Швабе», Концерн Калашников и др. Ростех активно участвует в реализации всех 12 национальных проектов. Компания является ключевым поставщиком технологий «Умного города», занимается цифровизацией государственного управления, промышленности, социальных отраслей, разрабатывает планы развития технологий беспроводной связи 5G, промышленного интернета вещей, больших данных и блокчейн-систем. Ростех выступает партнером ведущих мировых производителей, таких как Boeing, Airbus, Daimler, Pirelli, Renault и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.
Пресс-служба ПАО «ОАК»
ОПИСАНИЕ: Ил-76 задумывался как дальнемагистральный тяжелый транспорт взамен более старого Ан-12. Из-за обширного размеров Советского Союза, этот тип должен был работать в условиях, варьирующихся от суровых холодов Сибири до жаркие пустыни Ближнего Востока. Окончательный проект, построенный как для военного, так и для гражданского грузового транспорта, имеет традиционную компоновку с высокорасположенным крылом, Т-образным хвостовым оперением и задней грузовой дверью. Кроме того, Ил-76 имеет прочное шасси, позволяющее летать с неровных неподготовленных взлетно-посадочных полос. Первоначальная серийная модель Ил-76Т строилась в основном для гражданских заказчиков. Было около 50 моделей. построено для Аэрофлота и еще 100 для экспортных операторов. Окончательные военные модели, Ил-76М и Ил-76МД также производились в больших количествах для советских / российских военных, а также для экспортных заказчиков. по всей Европе и Азии. Более поздние варианты включают самолет-заправщик Ил-78 и самолет-заправщик. Платформа дальнего радиолокационного обнаружения А-50. Другие уникальные приложения Семейство Ил-76 включает в себя специальную модель для поддержки антарктических исследовательских станций и еще одну модель, имитирующую невесомости для подготовки космонавтов. Серия Ил-76 оказалась довольно популярной, и к 2008 году было построено около 960 самолетов. производство еще продолжается. Данные ниже для Ил-76Т «Кандид-А» | |
ИСТОРИЯ: | |
Первый полет | 25 марта 1971 |
Сервисный ввод | 1978 г. |
ЭКИПАЖ: | семь: пилот, второй пилот, пять членов экипажа |
ПАССАЖИРЫ: | 140 военнослужащих или 125 десантников |
РАСЧЕТНАЯ СТОИМОСТЬ: | неизвестный |
ПРОФИЛЬНЫЕ СЕКЦИИ: | |
Корень крыла | ЦАГИ П-151 (13%) |
Кончик крыла | ЦАГИ П-151 (10%) |
РАЗМЕРЫ: | |
Длина | 152,85 футов (46,59 м) |
Размах крыла | 165,68 футов (50,50 м) |
Высота | 48,43 фута (14,76 м) |
Зона крыла | 3229,28 футов (300,00 м) |
Район Утка | непригодный |
ВЕС: | |
Пустой | 165 350 фунтов (75 000 кг) |
Нормальный взлет | неизвестный |
Максимальный взлет | 374 785 фунтов (170 000 кг) |
Запас топлива | (Ил-78) 198 410 фунтов (90 000 кг) |
Максимальная полезная нагрузка | 114 640 фунтов (52 000 кг) |
ПРИВОД: | |
Силовая установка | четыре ТРДД Soloview Д-30КП |
Тяга | 105 820 фунтов (470,4 кН) |
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ: | |
Максимальная скорость уровня | на высоте: 530 миль/ч (850 км/ч) на высоте 36 090 футов (11 000 м) на уровне моря: неизвестно 0 м) |
Начальная скорость набора высоты | неизвестный |
Сервисный потолок | 50 850 футов (15 500 м) |
Диапазон | 2700 морских миль (5000 км) |
g-Пределы | неизвестный |
ВООРУЖЕНИЕ: | |
Пистолет | установка двух 23-мм пушек в хвостовой турели |
станций | никто |
Ракета класса «воздух-воздух» | никто |
Ракета класса «воздух-поверхность» | никто |
Бомба | никто |
Другое | никто |
ИЗВЕСТНЫЕ ВАРИАНТЫ: | |
Ил-76 ‘Кандид-А’ | Прототип и опытный образец грузового транспорта |
Ил-76Т ‘Кандид-А’ | Первая серийная модель с увеличенным запасом топлива, построенная в первую очередь для отечественных и зарубежных гражданских операторы |
Ил-76ТД ‘Кандид-А’ | Аналогичен Ил-76Т, но оснащен форсированными двигателями для улучшения взлетных характеристик на большей высоте. и температуры места |
Ил-76ТД-90 | Предложение по модернизации моделей Ил-76ТД ТРДД ПС-90А12 |
Ил-76М ‘Кандид-Б’ | Военно-транспортная модель, способная перевозить гусеничные и колесные машины, грузовые контейнеры или вооруженные войска. |
Ил-76МД «Кандид-Б» | Усовершенствованный военный транспорт с форсированными двигателями для улучшения взлетных характеристик на больших высотах и места температуры |
Ил-76МФ | Усовершенствованный военный транспорт с удлиненным фюзеляжем для увеличения грузоподъемности и повышения эффективности. двигатели для увеличения дальности полета на 25% |
Ил-76ЦФМ | Предложение по переоснащению старых моделей ТРДД CFM56-5C2 для увеличения дальности полета. |
Ил-76МФ-100 | Вариант Ил-76МФ с ТРДД CFM56-5C2. |
Галарадж | Индийское обозначение Ил-76МД. |
Ил-76ДМП, Ил-76П или Ил-76ТП | Пожарная модель, способная перевозить более 40 тонн воды или антипирена. |
Ил-76К/МДК/МДК-2 | Планеры Ил-76М доработаны для подготовки космонавтов в условиях невесомости. |
Ил-76ЛЛ | Испытательный самолет, используемый для оценки новых двигателей; 6 преобразовано |
Ил-76МА | Модели Ил-76М, перестроенные для различных целей испытаний |
Ил-76ПП | Модель радиоэлектронной борьбы, оснащенная оборудованием для радиоэлектронной борьбы и помех, для сопровождения А-50. |
Ил-76ПС или Ил-84 | Поисково-спасательная модель; 1 построен, но отменен в 1989 г. |
Ил-76ПСД | Предложение по усовершенствованной поисково-спасательной модели |
Ил-76 Скальпель-МТ | Медицинская версия, оснащенная тремя модулями, в которых находится хирургическая и реанимационная палаты для бригады из 12 человек. медицинский персонал, используемый в качестве десантного госпиталя скорой помощи для эвакуации раненых военнослужащих из Афганистана; 2 построен |
Ил-76ТД-С | Гражданская версия Ил-76 Скальпель-МТ |
Ил-76СК | Командный пункт, используемый для слежения за бортом во время летных испытаний |
Ил-76ВПК или Ил-82 | Бывшие самолеты Аэрофлота, переоборудованные под воздушные командные пункты со средствами спутниковой связи, а также различные обтекатели, полосы и антенны; 2 преобразованы |
Ил-78 «Мидас» | Топливозаправщик в полете на базе Ил-76М с заправочным тормозом на левом борту. задняя часть фюзеляжа |
Ил-78М | Усовершенствованная версия Ил-78 с двумя дополнительными заправщиками, расположенными по одному под каждым крылом. |
Ил-78МК | Экспортный вариант Ил-78М |
Ил-78В | Модель Ил-78 с доработанными блоками дозаправки. |
Ил-476 | Разрабатывается новая серийная модель с полностью цифровой системой управления полетом, улучшенными двигателями и стеклянные дисплеи в кабине |
А-50 «Опора» | Модель дальнего радиолокационного обнаружения на базе Ил-76 с вращающимся обтекателем, установленным на корме. фюзеляж и удлиненная носовая часть, построенная Ильюшиным и Бериевым |
ИЗВЕСТНЫЙ БОЕВОЙ ЗАПИСЬ: | Война в Афганистане (СССР, 1979-1989 гг. ) |
ИЗВЕСТНЫЕ ОПЕРАТОРЫ: | |
Гражданский | Абабиэль Абакан Авиа Аэроком Аэрофлот Эйр Алматы Эйр Конго Эйр Казахстан Эйр Корё Аэролифт Сьерра-Леоне Авиатранспорт Авиалинии 400 Эйр Сервис Украина Воздух СТАН Эйрстарс Эйрвэйз Системы воздушной поддержки Эйр Томиско Эйр Украина Эйр Украина Карго Эйр Вест АЛАК Алроса-Авиа Арам Эйр Авиакомпания АТИ Атлант Венгрия Авиакомпания Атлант-Союз Атлас Эйр Авиакомпания АТРАН Карго Атрувера Авиация Авиакон Цитотранс Авиаэнерго Авиация Авиация Авиализинг Авиаст Азал Авиа Карго Азербайджанские Авиалинии Авиакомпания Азов Авиа Азза Транспорт Бадр Эйрлайнз Белэр Ботир Авиа Бурак Эйр Бусол Эйрлайнз БСЛ Эйрлайн СААК Сентрэфрикэн Эйрлайнз Чабахар Эйр Китайские авиалинии Континентальные авиалинии Кубана Даконо Эйр Авиакомпания Добролет Домедовские авиалинии Двин Эйрлайнз Восточная линия Восток Запад Карго Экваториальный грузовой Международный экспресс-груз Фасо Эйруэйз Галакси Эйр Гира Глобо Гомельавиа ГСТ Аэро Gulf Aviation Technology and Services Венгерско-Украинский авиагруз Авиакомпания Илавиа Имтрек Авиация Инверсия Иракские авиалинии Джамахирия Эйр Транспорт Реактивный воздушный груз Джет Лайн Интернэшнл Джуба Карго Казахстанские авиалинии Авиакомпания Хорс Космас Эйр Крас Эйр Крыло Эйрлайнз Кыргызстан Эйрлайнз Ливийский Эйр Карго Ливийские арабские авиалинии Львовские авиалинии Магадан Авиа Лизинг Махан Эйр Московские авиалинии Новосибирское авиапредприятие Паям Эйр Феникс Авиация Пулковское авиапредприятие Кешм Эйр Рим Эйр Сафиран Эйрлайнз Самарские авиалинии Саяхат Эйрлайнз Авиакомпания «Шелковый путь» СкайЛинк Авиация Сирийские арабские авиалинии (Syrianair) Авиапредприятие Тесис Тирамавиа Тобрук Эйр Трансафрика Эйрлайнз Транс Аттико Авиакомпания Трансавиаэкспорт Туркменские авиалинии Тюменские авиалинии Украина Air Alliance Украинские грузовые авиалинии Уралинтеравиа Узбекские авиалинии Ветеран Эйрлайнз Воларе Эйрлайнз Волга-Днепр Йемения Ереван-Авиа Южмашавиа |
Правительство/военные | Алжир, Al Quwwat al Jawwawiya al Jaza’eriya (ВВС Алжира) Армения (ВВС Армении) Азербайджан (ВВС Азербайджана) Беларусь, Военно-Воздушные Силы (ВВС Беларуси) Китай, Чжункуо Шенмин Тайфан Цунпутай (ВВС Народно-освободительной армии) Конго, Force Arienne du Congo (Конголезские ВВС) Куба, Defensa Antiaerea y Fuerza Area Revolucionaria (противовоздушная оборона и революционная авиация) Индия, Бхаратия Ваю Сена (ВВС Индии) Иран (ВВС Исламской Республики Иран) Иран (ВВС Корпуса стражей исламской революции) Ирак, Аль-Кувват Аль-Джаввия аль-Иракия (ВВС Ирака) Иордания, Аль-Кувват аль-Джаввия аль-Малакия аль-Урдуния (Королевские ВВС Иордании) Казахстан (ВВС Казахстана) Ливия, Аль-Кувват-аль-Джаввия-аль-Джамахирия-аль-Арабия-аль-Ливия (ВВС Ливии) Северная Корея (ВВС Корейской народной армии) Россия, Военно-Воздушные Силы (ВВС России) Сирия, Аль-Кувват аль-Джаввия аль-Арабия ас-Сурия (Сирийские ВВС) Украина, Военно-Воздушные Силы (ВВС Украины) Организация Объединенных Наций, Гуманитарная воздушная служба ООН Союз Советских Социалистических Республик, Военно-Воздушные Силы (ВВС СССР) Йемен (Объединенные ВВС Йемена) |
3-ВИДОВАЯ СХЕМА: | |
ИСТОЧНИКИ:
|
52 года назад Ил-76 совершил первый полет
Автор Марк Финлей
Советский Союз построил Ил-76 как тяжелый грузовой самолет для замены Ан-12
Фото: Виталий В. Кузьмин через Wikimedia Commons.Ровно 52 года назад, 25 марта 1971 года, самолет Ильюшин Ил-76 взлетел с летно-испытательного центра в Зуховском, в 25 милях к юго-востоку от Москвы. Самолет пилотировал Герой Советского Союза Эдуард Кузнецов, который прославил самолет после часового испытательного полета.
В 1966 году Сергею Ильюшину и его группе инженеров под руководством Генриха Васильевича Новожилова была поставлена задача построить для Советского Союза самолет, аналогичный американскому Lockheed C-141A Starlifter. В то время основным стратегическим грузовым самолетом в ВВС Советского Союза был четырехмоторный турбовинтовой Ан-12, военно-транспортный самолет, созданный на основе пассажирского Ан-10. По мощности и стилю он был похож на американский Lockheed C-130 Hercules.
Ильюшин Ил-76 был представлен на Парижском авиасалоне 1971 года
Требования заключались в том, что самолет должен был иметь возможность выполнять полеты с грунтовых аэродромов в Арктике и Восточной Сибири. Он должен был иметь дальность полета не менее 3100 миль и быть способным нести до 72 753 фунтов. После серии успешных испытательных полетов 25 мая 1971 года Ильюшин Ил-76 был доставлен в аэропорт Париж-Ле Бурже (LGB). Самолет был представлен прессе на Парижском авиасалоне тем летом и получил позывной НАТО. ОТКРЫТНО».
Фото: Павел Аджигильдаев через Викисклад.
Строительство Ил-76 было поручено Ташкентскому авиационному производственному объединению в Узбекистане, которое в то время было республикой в Советском Союзе. Ил-76 впервые поступил на вооружение советских ВВС в 1974 году и с тех пор стал основным грузовым самолетом советской, а теперь и российской армии.
Во время советского вторжения в Афганистан (1979-1989 гг.) самолеты сыграли ключевую роль в совершении более 14 000 рейсов из Афганистана. За время конфликта Ил-76 перевез 89% всех войск и 74% всех авиаперевозок. Из-за его полетов на большой высоте у талибов был единственный шанс сбить его во время взлета и посадки.
Варианты Ил-76
С годами Ил-76 модифицировался и оснащался новейшими технологиями и двигателями. Варианты самолета включают следующие:
- Ил-76Д: Десантно-транспортный самолет с хвостовой турелью.
- Ил-76К/Ил-76МДК/Ил-76МДК-II: Подготовка космонавта
- Ил-76ЛЛ: Самолет для испытаний двигателей
- Ил-76М: Военно-десантный
- Ил-76МД: Усовершенствованный дальнемагистральный военно-транспортный.
- Ил-76МД Скальпель-МТ: Мобильный военный госпиталь
- Ил-76МД-90: Версия с более тихими и экономичными ТРДД.
- Ил-76МФ: Удлиненная военная версия с повышенной грузоподъемностью.
- Ил-76МД-М: Модернизированная версия самолета, созданная специально для ВВС России.
- Ил-76МД-90А: Модернизированный вариант со стеклянной кабиной, новой авионикой и крыльями из углеродного волокна.
- Ильюшин Ил-78/Ил-78М/Ил-78МД-90А: Самолет-заправщик
- Ил-78 МКИ: Индивидуальная версия, построенная для ВВС Индии.
- Ил-82: Бортовой самолет управления .
- Ил-84: Морской поисково-спасательный самолет.
- Бериев А-50/Бериев А-50М/Бериев А-50И/Бериев А-50Э: Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления.
Гражданские варианты
- Ил-76МГА: Грузовой грузовой
- Ил-76П / Ил-76ТП / Ил-76ТДП / Ил-76МДП: Водный бомбардировщик пожарный самолет.
- Ил-76Т: Гражданский грузовой транспорт.
- Ил-76ТД: Гражданский транспорт с ТРДД Соловьев Д-30
- Ил-76ТД-90: Ил-76ТД с двигателями ПС-90 и частично остекленной кабиной.
- Ил-76ТД-90ВД: То же, что и вышеуказанный самолет, но разработанный специально для Волга-Днепр.
- Ил-76ТД-С: Гражданский передвижной госпиталь скорой помощи.
Технические характеристики и общая характеристика Ил-76ТД
- Экипаж: Пять
- Вместимость: Ил-76М 92 594 фунта Ил-76МД 132 277 фунтов
- Длина: 152 фута 10 дюймов
- Размах крыла: 165 футов 8 дюймов
- Высота: 48 футов 5 дюймов
- Площадь крыла: 3200 квадратных футов
- Масса пустого: 203 928 фунтов
- Максимальный взлетный вес: 418 878 фунтов 906 92
- Силовая установка: 4 × ТРДД Соловьев Д-30КП
Производительность
- Максимальная скорость: 560 миль/ч
- Максимальная скорость: Маха 0. 82
- Диапазон: 2700 миль
- Практический потолок: 43000 футов
Изображение: Каболди через Викисклад.