+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Истребитель бомбардировщик 5 поколения: Сравнение самолётов 5го поколения разных стран, способных их создать.: bulochnikov — LiveJournal

0

девять новейших истребителей мира – WARHEAD.SU

Истребители пятого поколения уверенно захватывают воздушное пространство. Не так давно появились новости и от нашего Су-57 — он перешёл к опытно-боевой эксплуатации. Давайте посмотрим, с кем же ему предстоит встретиться в ближайшее время — как минимум на авиасалонах и в борьбе за экспортные заказы.

Су-57

Су-57 многие называют по заводскому индексу Т-50 или по названию программы — ПАК ФА. После прохождения первого этапа государственных испытаний его продолжат дорабатывать, одновременно начав полноценное служебное использование. Кроме того, создадут особые рекомендации для конструкторов и личного состава.

Су-57 (фото: Лебедев Сергей)

Сейчас летает десять прототипов Су-57. В планах на 2018 год — заказ первой серийной партии из дюжины машин. С 2019 года их сразу будут направлять в войска.

А как дела с новинками за рубежом?

F-22 (США)

Гордость американского авиапрома, а также кино- и игроделов.

Это единственный в мире полноценно освоенный истребитель пятого поколения, значительно превосходящий предшественников по всем характеристикам.

Повышенная крейсерская скорость и высота полёта, низкая заметность и мощный радар с комплексом пассивных средств обнаружения дают F-22 значительное превосходство в дальнем ракетном бою.

F-22A Raptor (фото: Rob Tabor)

Конечно, это не идеальный истребитель — на него до сих пор не поставили нашлемный прицел, нет оптико-локационной станции, а неглубокие отсеки вооружения ограничивают выбор оружия для «работы по земле».

Производили его до конца 2011 года. Всего выпустили 195 штук, считая прототипы. Затем разработку хотели возобновить, но сочли нецелесообразным. Экспорт запретили отдельным законом — секретность же!

F-22 единственный из упомянутых в статье истребителей участвовал в бою — последние годы эпизодически бомбил в Сирии и Афганистане.

F-35 (США)

Самое скандальное детище американского военпрома. Может похвастаться, что в рунете у него хейтеров намного больше, чем у Илона Маска — а это непросто! В целом, понятное отношение к самой дорогой в мире военной программе современности.

F-35 бросает вызов чувству прекрасного и представлению о том, каким на самом деле должен быть истребитель. Критики обвиняют его в чрезмерно высокой стоимости и бесконечных проблемах с оборудованием. Кроме того, многие из заявленных технологий ещё не вышли за границы лабораторий, в то время как сам самолёт уже вовсю производится.

F-35A Lightning II (фото: U.S. Air Force)

Выпустили его в значительно больших количествах, чем F-22. В конце прошлого года заказчикам передали уже больше 265 машин. И неплохо бы нам получить столько же Су-57 к концу следующего десятилетия!

За 2018 год планир

Многоцелевой истребитель-бомбардировщик 5го поколения Ф-35 «Молния» II / F-35 Lightning II

 F-35 — это всепогодный, многоцелевой истребитель-бомбардировщик 5го поколения с применением специальных разработок для затруднения обнаружения самолета современными средствами ПВО.

Свою историю F35 начинает в 2001 году, когда по результатам конкурса на создание «Единого ударного истребителя» (англ. Joint Strike Fighter) победил проект американской компании «Lockheed Martin». Напомним, что основная борьба на конкурсе развернулась между F35 (тогда это была модель X-35) и моделью X-32 компании «Boeing». Третья представленная модель была отвергнута практически сразу из-за сложности конструкции, меньшей надежности и дороговизны как в производстве, так и в эксплуатации.

На финальных испытаниях обе модели выглядели достойно, однако X-35 заметно опередил своего конкурента по таким показателям как необходимая длина взлетной полосы. X-35 успешно взлетел преодолев 150 метров, совершил полет на сверхзвуковой скорости и вертикально приземлился.

По итогам конкурса было принято решение развивать концепцию X-35 в будущем. Основной целью создания самолета нового поколения было заполучить для стран НАТО универсальный малозаметный истребитель-бомбардировщик для применения его как на суше, так и на море. Именно им и стал F35 в последствии.

Изначально к проекту по разработке нового самолета присоединились такие страны как: США, Великобритания, Италия, Нидерланды, Канада, Турция, Австралия, Норвегия и Дания.

С 2010 года, когда производственная база была практически создана, Австралия и Дания высказывали свои намерения отказаться от участия в программе (частично или полностью) так как посчитали, что конечная стоимость F35 завышена в 2 раза.

20 ноября 2011 года первый F35B покинул сборочный цех, а в июле 2012 года был передан ВВС Великобритании. Практически одновременно с этим событием первая группа британских пилотов начала обучение в США на пилотов F35, выпуск которой состоялся весной 2013 года.

По планам Министерства Обороны Великобритании для нужд ВВС и ВМФ будет закуплено порядка 140 машин. Первая крупная партия F35 ожидается в 2015 году.

Модификации F35

Самолеты F35 выпускаются в данный момент в 3 вариантах (A, B, C):

F35A — стандартная комплектация самолета. Будет составлять основу воздушного военного флота стран-участниц программы. Стоит отметить, что эта модель имеет разные вариации и небольшие особенности под конкретные нужды некоторых стран. Например, для северных стран — Канады и Норвегии предполагается доработка F35A до CF-35, в котором будет реализован тормозной парашют для уменьшения тормозного пути в условиях возможного обледенения посадочной полосы.

Израильская версия F35 имеем аббревиатуру F35I и будет отличаться от прототипа наличием своей собственной электроники и вооружения. Степень и глубина модификаций будет зависеть от объема закупок Израилем данных самолетов.

F35B – модель, которая имеет укороченный взлет и вертикальную посадку. Большую часть таких моделей будет закупать Великобритания для нужд своих ВМФ.

F35C – модель, разработанная для нужд ВМФ США. Эта модель имеет увеличенную площадь крыльев и дополнительные элероны для большей маневренности на малых скоростях при заходе самолета на посадку на палубу авианосца. Запуск этой модели должен происходить с катапульты, а посадка с применением посадочного крюка и аэрофинишера.

Технические характеристики

Экипаж: 1 человек
Длина: F35A, F35C 15,7 м, F35B 15,6 м
Размах крыла: F35A, F35B 10,7 м F35C: 13,1 м
Высота: F35A: 4,38 м, F35B: 4,36 м, F35C: 4,48 м
Площадь крыла: F35A, F35B: 42,7    м² , F35C: 62,1    м²
Двигатель: турбореактивный двухконтурный фирмы «Pratt & Whitney F135-100/400/600»

Максимальная скорость: до 1900 км/ч
Дальность полета: от 1650 км до 2500 км
Продолжительность полёта: 2,6 ч
Практический потолок: 18200 м

Вооружение и оборудование

1 х автоматическая пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer
На 10 точках подвески (4 внутренних и 6 внешних) могут быть установлены ракетные системы AIM-120 AMRAAM, AIM-132 ASRAAM, AIM-9X Sidewinder, IRIS-T, AGM-154 JSW, AGM-158 JASSM

Например, на истребители нового поколения будут установлены:

Электронно-оптическая система (AN/AAQ-37) с распределенной апертурой (DAS),
Всенаправленная инфракрасная CCD-TV камера высокого разрешения (AAQ-40),
Радиолокационная станция с активной фазированной антенной решёткой (AN/APG-81),
AN/ASQ-239 «Barracuda» — система создания индивидуальных помех
Нашлемная электронная система прицеливания и сопровождения целей, позволяющая получить обзор вокруг самолета.

Двигатели для самолетов разработаны фирмой «Pratt & Whitney» и имеют обозночение F135, они являются усовершенствованной моделью двигателя F119, установленного на F-22. Двигатель для британских F-35B был разработан с участием английской компании «Rolls-Royce Defence».

Испытания вертикального взлета и посадки F35

Самолет 5 поколения. Россия. США. Китай. Видео.

 

 

В середине 70-х годов ведущие авиационные державы, начали проработку концепции самолета пятого поколения. Разрабатывались основные перспективные требования к машине, проектировался внешний вид.

В то время когда машины четвертого поколения только испытывались или поступали на вооружение, основные требования истребителя будущего уже были готовы.

Что входит в понятие «самолет пятого поколения»?

Не будем перечислять все аспекты понятия «пятое поколение». На эту тему много написано и сказано. Остановимся лишь на основных требованиях.

  • Снижение заметности на всех диапазонах излучения.
  • Многофункциональность.
  • Переход на аппаратуру пассивного действия.
  • Бесфорсажный режим полета на сверхзвуке.
  • Повышенная маневренность, за счет аэродинамики и применения управляемого вектора тяги двигателей.
  • Автоматизация боевого воздействия на противника, на всех режимах полета.

Это вкратце основные современные требования к перспективным боевым комплексам.

В России и в США по-разному подходили к разработке нового поколения самолетов. Так, в России, делают основной упор на сверхманёвренности. Тогда как американцы сделали ставку на малозаметности и оснащенности самолета современными боевыми комплексами. По мнению американских экспертов, новейшие разработки вооружения позволят самолету не входить в фазу ближнего визуального маневренного боя. Выигрывать бой, благодаря более мощному радару и малозаметности на средних дистанциях.

Мировая гонка вооружения и усовершенствования как военных, так и гражданских технологий вдет весь мир к прогрессу и достижению новых целей. Так обстоит и с самолетами, они постоянно проходят модернизацию и усовершенствования, что позволят соответствовать им мировым требованиям. Проанализировав авиастроение на протяжении последних ста лет, можно сделать вывод, что за достаточно короткий исторический период времени человечеству на первых этапах удалось произвести отрыв от земли и совершить первые небольшие полеты, а на данный момент новые самолеты могут очень быстро пересекать расстояния над материками и океанами. За счет всего этого человечество и авиастроительная отрасль пришла к созданию самолетов 5-го поколения.

ПАК ФА Т-50 читать далее…

Первые машины, которые относятся к 5-му поколению, были созданы еще в 2001 году в США, а в нашем государстве в это время заканчивался летных этап тестирования самолета данной линейки. Первые разработки по созданию воздушного аппарата 5-го поколения начались еще в 70-х годах прошлого века. Причем разработка данных проектов была параллельно начата как в США, так и в СССР. Интересным фактом является то, что в это время машины 4-го поколения производили только первые полеты, а правительство и конструкторы планировали создание еще более совершенных машин. Для создания проекта и разработки качественно новых машин были собраны лучшие конструкторы с передовых ОКБ и научных центров.

F-35 читать далее…

В реальности на данный момент разработкой подобных самолетов занимается множество стран мира, наибольших достижений получили такие страны, как США своим F-35, Россия и ее ПАК ФА, Китай с двумя моделями J-31 и J-20 , а также Япония с самолетом Mitsubishi ATD-X. Что касается боевого применения, то самолеты пятого поколения приняты на вооружение только в США с 2014 года. Данный представитель имеет обозначение F-22.

 

Основные мировые требования к самолету 5-го поколения

 

Прежде всего, новые аппараты обязаны иметь значительно лучшие летные показатели и боевые характеристики. Именно по этой причине были разработаны характеристики,  которым должен отвечать новый боевой самолет.

  • Снизить к минимуму заметность самолета для радиолокационных вышек и для инфракрасных детекторов при пассивном или скрытом методе работы бортовых датчиков самолета;

  • Повышение многофункциональности, что позволяет использовать машину для более широкого спектра боевых заданий. Это должно обеспечить эффективное ведение боя как с воздушными, так и с надводными, и наземными вражескими объектами.

  • Самолет должен иметь круговую информационную систему, что позволяет контролировать все передвижение объектов вокруг самолета. Не так давно был создан шлем для данных самолетов, который позволяет пилоту смотреть сквозь самолет в любом направлении.

  • Также установлены скоростные показатели, которым должен отвечать самолет. Так, самолеты 5-го поколения должны достигать сверхзвуковых скоростей без использования режима форсажа.

  • Высокие показатели сверхманевренности аппарата.

  • Самолеты нового поколения должны быть способны производить многоканальную стрельбу ракетами с большого расстояния, а также осуществлять обстрел со всех ракурсов противников в ближнем бою.

  • Управление бортового информационного оборудования и новой системы помех должно производиться в автоматическом режиме.

  • Управление машиной должно проводиться всего одним боевым летчиком, который должен работать с индикатором тактической обстановки, на который выводится информация со всех внешних датчиков, причем данная информация предварительно обрабатывается компьютерными программами за счет сопоставления, масштабирования и наложения информации.

  • Вся конструкция и аэродинамика самолета данного типа должна обеспечивать возможность очень быстрого изменения траектории движения без запаздываний. Причем выполнение поворотов и виражей не должно требовать очень точной координации органов управления.

  • Для эффективной работы и боевого применения самолет должен прощать пилоту даже грубые погрешности управления в достаточно широком диапазоне.

  • Также автоматика самолета 5-го поколения обязана самостоятельно решать тактические задачи и иметь так называемую программу «В помощь пилоту».

J-20 читать далее…

Существуют отличия в приоритетных направлениях развития самолетостроения данного поколения в разных странах. Актуальным требованием к самолету, изготовленному в Российской Федерации, была сверхманевренность, что должно было обеспечить максимальную устойчивость аппарата на различных углах атаки. Также новый самолет обязан выдерживать высокие показатели перегрузки. Большое внимание было уделено разработке боевого вооружения, которое могло бы обеспечить максимальную эффективность боя при нахождении цели вне вектора траектории. Нужно отметить, что практически такие же требования были выдвинуты и для американских проектов 5-го поколения, но вскоре они поставили другие приоритетные цели, которым должен по максимуму отвечать самолет.

Mitsubishi ATD-X читать далее…

Итак, американские конструкторы предпочли уделить особое внимание динамике всей машины. Американцы отказались от ранее намеченного пути за счет того, что были созданы новые высокоманевренные ракеты, которые могли проводить атаку с любого угла. Новые ракеты оснащены головками с самонаведением, что позволяет проводить атаку не только с положения за задней полусферой противника. За счет всего этого планировалось проводить воздушные бои на средних дальностях, а в случаях особых ситуаций можно перейти в ближний бой. Данные самолеты и их оборудование по снижению заметности машины перевели воздушные бои в категорию «первый увидел – первый сбил». С одной стороны, логика американцев и их приоритетов понятна, но встреча двух подобных аппаратов с подобным набором оборудования приведет к возвращению более старых тактик боя, и тогда маневренность очень даже будет нелишней.

 

Разработки самолета 5-го поколения в Российской Федерации

 

Первоначальные разработки были начаты еще в начале 80-х годов прошлого века на МАПО МиГ. Данный центр готовил достаточно известный проект под обозначением «1.44». Впервые данная машина произвела отрыв от покрытия аэродрома в Жуковском в феврале 2000 года.

Т-50 видео

Первый полет прошел хорошо, машина показала отличную послушность, как и предшественники, но как отметил сам пилот В. Горбунов: «Это качественно новая машина с великолепными летными показателями». После этого машину передали на более глубокое летное тестирование, которое показало, что машину можно очень эффективно использовать в боевых действиях. В начале 90-х годов прошлого века финансирование проекта «1.44» было минимальным, это привело к тому, что все оборудование начало устаревать по сравнению с американскими аналогами, а немного позднее данная программа была полностью закрыта.

F-35 видео

В настоящее время идет разработка новой машины 5-го поколения, но этой программой уже занимается ОКБ имени Сухого. Новая модель была окрещена как ПАК ФА, что означает перспективный авиа комплекс фронтовой авиации, а платформа машины получила обозначение «Т-50». Эта машина провела первый свой вылет еще зимой 2010 года, полет проводился на территории предприятия КнААПО. Первый полет был успешен, при этом аппарат был в воздухе 47 минут. После 6 вылетов самолет был передан для дальнейшего тестирования в ЛИИ Громова. Здесь машина проходит дальнейшие летные испытания. Нужно отметить, что в начале весны 2011 года был создан еще один прототип, что значительно сокращает время на тестирование. Вторая машина поднялась в воздух с некоторыми недоработками, но уже 14.04.2011 года под управлением С. Богдана был преодолен звуковой барьер скорости аппарата. Сотый вылет самолетов типа ПАК ФА был произведен в ноябре 2011 года.

J-20 видео

Третья машина данного класса была готова к осени 2011 года, а свой первый вылет она произвела 22.11.2011 года. Все три машины на данный момент времени проходят тестирование по множеству параметров. Прежде чем приступить к серийному производству самолета 5-го поколения, конструкторы и руководство страны планирует провести не менее, чем 2 тысячи вылетов на этих самолетах. Руководством Российской Федерации было подчеркнуто, что в начале 2013 года придет первая партия нового авиационного комплекса, которым и будут комплектоваться эти самолеты, а в 2015 планируются полномасштабные закупки данных комплексов. 

 

Российские разработки

Известный в авиационных кругах проект «1. 44» начали разрабатывать в начале 80-х годов. Зимой-весной 2000 года самолет, известный также как МФИ поднимался в воздух. Истребитель показал неплохие летные данные. Но уже тогда, сказался недостаток финансирования проекта в целом. Технологии устарели и не выдерживали конкуренции с американскими аналогами. Впоследствии в силу ряда различных обстоятельств, проект закрыли.

Но РСК «МиГ», не сдает своих позиций. На прошедшем в этом году авиасалоне в Ле-Бурже, руководитель РСК Сергей Коротков, озвучил концепцию проектирования перспективного комплекса на базе самолета МиГ-35.

Более новая разработка ОКБ им. Сухого – самолет концепции ПАК ФА, получившего обозначение Т-50. В январе 2010 года он впервые полетел. Сейчас Т-50 постоянный участник всевозможных авиасалонов. В войска должен поступить в следующем году.

Т-50

На сегодня ПАК ФА единственный пока конкурент американскому F-22 Raptor.

Американские комплексы

F-22 Raptor, пока что первый и единственный принятый на вооружение авиационный комплекс пятого поколения. Разработка самолета стала очень дорогостоящей, и даже были снижены требования к самолету. Разработчикам пришлось отказаться от части оборудования, во избежание и без того раздутого бюджета. И все равно себестоимость F-22 оказалась 146,2 млн долларов.

В январе 2003 года первый серийный Raptor перелетел на авиабазу в пустыне Невады.

Еще одна разработка конструкторов фирмы Lockheed Martin F-35 Lightning II. Несомненно, столь же интересная и перспективная, как и дорогостоящая программа разработки JSF (единого истребителя). С перспективой создания унифицированного ударного комплекса для стран — членов НАТО.

Японский самолет демонстратор технологий Mitsubishi ATDX Shinshin

Да, именно так, потому что Япония не собирается производить самолет серийно. На нем будут отрабатываться современные технологии, в частности, новейшая технология самовосстановления управляемости, при повреждениях SRFCC.

Индия ведет параллельно две современные разработки. Одну совместно с Россией, в которой Индия отвечает за разработку авионики, а российская сторона за планер и двигатели. И вторую, собственную разработку, самолета пятого поколения по программе AMCA.

Китайский сюрприз

Но больше всех всполошило мировое авиационное сообщество, новость о прорыве в создании самолета пятого поколения в Китае. Сведения о самолете J-20 «Черный орел» (одно из названий в прессе) достаточно туманные и расплывчатые. Учитывая закрытость китайского ВПК, скудную информацию можно почерпнуть лишь из официальных источников, и основываясь на мнение аналитиков.

Несмотря на скептицизм, и откровенно ироническое отношение западных специалистов к новостям из Поднебесной о создании платформы для самолета отвечающего всем требованиям авиации 21 века, в СМИ появились первые фотографии самолета. Первый полет произошел в 2011 году.

J-20 «Черный орел»

По» внешнему виду «Орла», можно определить главных «доноров» для создания внешности машины. В нем угадываются очертания и Т-50, и Raptor и F-35. Но, внешний облик, похожий на самолет стелс пятого поколения, еще не предполагает, высоких соответствующих ТТД. Главное, в самолете его внутренности. Двигатель, РЛС, БРЭО, вооружение. И вот как раз с этим, по мнению экспертов, у китайского «копипрома», пока есть проблемы.

Не копия, а аналог

А как известно аналог всегда уступает оригиналу.

На самолете J-20 стоят двигатели российского производства АЛ-31 ФН. Китайский аналог этого движка, семейства WS-10, еще пока недотягивает до оригинала. Недотягивают технологии, производство специальных сплавов. Поэтому китайский авиапром предпочитает закупать для своей промышленности комплектующие (в частности, лопатки для турбин) у российских производителей.

Далеко от мирового уровня производство композитных материалов и оборудования для РЛС. Не зря китайские коллеги проявляют повышенный интерес к закупкам у нас Су-35. Эта покупка даст возможность китайской авиапромышленности совершить очередной скачок в производстве конкурентоспособных авиационных комплексов. Разработка и производство конкурентоспособных авиационных комплексов пятого поколения в Китае, приведет к значительному переделу рынка вооружений, баланса сил в Тихоокеанском регионе, и откроет Китаю двери в клуб ведущих авиационных держав.

Беспокойство военных

Вполне понятно беспокойство американских военных. Растущая мощь китайской армии, в частности, новейших самолетов, угрожает интересам США в западном районе Тихоокеанского региона. Развитие авианосного флота, может положить конец монополии ВМС США в этой части мирового океана.

Для российских производителей, Китай становится сильным конкурентом на мировом рынке вооружений. Причем интрига в том, что китайцы начинают предлагать самолеты, скопированные с российских. Модернизируя их, и устанавливая авионику согласно требованиям рынка и конкретного заказчика, китайцы предлагают более дешевые аналоги наших машин. Одновременно ведя переговоры о закупке у нас более совершенной техники и оборудования. Несколько десятков лет китайцы используют российские современные технологии и «ноу-хау».

Вероятно просто обёртка

Конечно, нельзя не учитывать способность китайского ВПК поражать весь мир очередными технологическими прорывами. Но, несмотря на все усилия китайского руководства выдать желаемое за действительное, самолеты J-20 и J-31 еще далеки от комплексов пятого поколения. По оценкам экспертов и технических специалистов, данные машины являются платформой для дальнейших разработок авиационных комплексов, конкурентоспособных с мировыми аналогами.

Основные сравнительные характеристики Т-50, американского F-22 и китайского J-20.

 

Т-50(ПАК ФА) Россия

F-22(Раптор) США

J-20(Черный орел) Китай

Максимальная взлетная масса

35480 кг

38000 кг

36000 кг

Максимальная боевая нагрузка

10000 кг

10370 кг

н/д

Тяговооруженность при нормальной взлетной массе

1,13

1,05

н/д

Максимальная скорость полета

2600 км/ч

2410 км/ч

2000 км/ч

Максимальная бесфорсажная скорость полета

2100 км/ч

1850 км/ч

н/д

Дальность без ПТБ с боевой нагрузкой

2700 км

1900 км

2000 км

Максимальная дальность полета

5500 км

3400 км

5500 км

Практический потолок

20000 м

22000 м

20000 км

Потребная длина ВПП

350 м

915 м

н/д

Максимальная дальность обнаружения ВЦ

до 400 км

181

н/д

Количество выпущенных экземпляров на 2015г.

3

181

2

 

 

 

 

 

Истребитель-бомбардировщик

Истребитель-бомбардировщик – тактический фронтовой истребитель, способный атаковать надводные и наземные цели. Летательный аппарат (ЛА), в котором соединили качества бомбардировщика и истребителя. Все основные типы могут использовать в качестве вооружения ракеты и бомбы по типу «земля-воздух». Главное отличие от штурмовика заключается в возможности применения маневрирований в наступательных воздушных боях.

Как правило, бомбардировщики и штурмовики, атакующие наземные цели, прикрываются истребителями. Истребители-бомбардировщики могут действовать без какого-либо прикрытия, потому что обладают отличной маневренностью и вооружением для подавления вражеских перехватчиков и наземных ПВО. Однако для достижения максимального эффекта уничтожения наземных или морских целей лучше всего применять соединения из штурмовиков и бомбардировщиков. В то же время массированные удары малоэффективны против одиночных мобильных целей (танки, грузовые и транспортные автомобили). С этой ролью хорошо справляется истребитель-бомбардировщик. Есть еще один минус истребителя-бомбардировщика – в отличие от обычного стандартного бомбардировщика он не может нести такое же количество боезапаса.

Поршневые истребители-бомбардировщики

Первые единицы бомбардировочных истребителей строились еще в эпоху поршневых винтовых моторов, самые известные среди которых оставили весомый след в истории развития авиации:

  1. Spitfire.
  2. Messerschmitt Bf.110 и Me.210.
  3. De Havilland Mosquito.
  4. Bristol Blenheim.

К этому списку можно было бы добавить советский Як-9, однако в основном его эксплуатировали в качестве истребителя. По начальным мыслям конструкторов поршневые истребители-бомбардировщики должны были применяться как универсальные самолеты, способные уничтожить наземного и воздушного противника. В отличие от теории практика была более плачевной. Как британские, так и германские ЛА отлично справлялись с вражескими транспортными самолетами, бомбардировщиками и мобильными наземными целями, но существенно уступали одномоторным истребителям.

Помимо этого, они проигрывали штурмовикам и бомбардировщикам в способностях уничтожения или повреждения отлично укрепленных наземных объектов – фабрики, мосты, крупные боевые и транспортные корабли. Однако истребители-бомбардировщики были отличным дополнением для бомбардировочных соединений. Их применяли в качестве эскортных истребителей.

Реактивные типы истребителей-бомбардировщиков

Первые сверхзвуковые самолеты, способные эффективно атаковать наземные цели и вести воздушный бой, считались истребителями 3-го поколения: Су-17М, МиГ-27, МиГ-23Б, МиГ-23 БН, «Мираж» Ф-1, американский Ф-4. Но задачи применения истребителей-бомбардировщиков в боевых действиях определяются поставленной доктриной в конкретных ВВС. Американские Ф-105 во времена Вьетнамской войны эксплуатировались только как атакующие наземные цели ЛА. При этом в воздушных боях, как правило, одерживали победу. Поэтому в сравнении с поршневыми типами реактивные более маневренные и нередко применяются как обычные истребители. Непосредственно истребитель-бомбардировщик может отлично выполнить задачу по перехвату и уничтожению воздушной цели (вертолет, самолет) и наземной. Кроме того, подобный тип самолета может производить точечные удары по наземным объектам или преследовать мобильные наземные войска.

Отличия от многоцелевого истребителя

До недавнего времени не было такого понятия, как «многоцелевой истребитель», но в связи с растущими возможностями новых технологий такое понятие имеет право быть. Разница между истребителем-бомбардировщиком и многоцелевым истребителем довольно-таки малая. Иногда один тип самолета могут классифицировать так или иначе.

Условные отличия следующие:

  1. Истребитель-бомбардировщик – это оптимальный вариант фронтового бомбардировщика, который при необходимости или смене военного положения может вступить в бой в качестве истребителя.
  2. Многоцелевой истребитель считается универсальным. Он предназначен для получения превосходства в воздушном пространстве, а при аналогичной смене боевого положения может наносить удары с воздуха по наземным целям.

Как правило, многоцелевыми истребителями называют самолеты ВВС 5-го поколения, что приводит к неразберихам в классификации. Примеры: Су-7Б, Су-17, МиГ-27, МиГ-15, COKO J-22 Opao, F-15E Strike Eagle, SEPECAT Jaguar, Panavia Tornado.

 

Классификация самолетов:

Российский тяжелый истребитель-бомбардировщик Су-57: действительно ли это самолет пятого поколения?

Самолет Су-57 находится в разработке с 2002 года и считается ключевым элементом российской экспортной индустрии вооружений как истребитель пятого поколения, способный конкурировать с конкурирующими системами, такими как американский самолет F-35. Самолет совершил свой первый полет примерно десять лет назад, однако широко разрекламированная система до сих пор не внедрена в вооруженные силы России или других стран, несмотря на обещания России об обратном.Недавно была проведена серия испытательных полетов самолета, включая отправку нескольких прототипов в Сирию в 2018 и 2019 годах. Судя по всему, самолеты не проводили боевых стрельб или вылетов, в то время как Кремль заявил об обратном, не представив доказательств. . Кроме того, проблемы разработки и недавние аварии продолжали задерживать начальную боевую готовность усовершенствованного истребителя-бомбардировщика (IOC) не раньше середины 2020-х годов. Глава авиакомпании Сухого, которая занимается разработкой Су-57, ушел в отставку в начале этого года из-за задержек с разработкой, в том числе из-за крушения в декабре 2019 года первого «рабочего» самолета Су-57 во время испытательного полета.

RAND Corporation, некоммерческая исследовательская организация, собрала и проанализировала информацию из открытых источников о продажах российского оружия по всему миру по запросу правительства США для поддержки обучения и повышения осведомленности об иностранной помощи. Один из неоднократных выводов анализа — это множество проблем и неудач, с которыми столкнулся российский самолет Су-57, что снизило вероятность экспорта самолетов из России до середины 2020-х годов.

Первоочередной задачей является разработка двигателя второго поколения для реактивного самолета.Несмотря на то, что они были спроектированы с использованием двигателя «Изделие 30» второго поколения, нынешние прототипы были оснащены более старым двигателем. По словам бывшего авиационного инженера Сухого, который позже стал независимым авиационным экспертом, 76 «действующих» моделей, которые, как ожидается, получат ВВС РФ в 2020-х годах, не будут иметь предполагаемого двигателя второго поколения. Пока неясно, когда будет доработан двигатель второго поколения. Помимо усовершенствованного двигателя, Су-57 рекламируется как имеющий все азимуты, а.k.a. Обнаружение на 360 градусов аналогично F-35. В конце концов, то, что делает истребитель-бомбардировщик пятого поколения, — это не только его низкая наблюдаемость (LO), но и усовершенствованный набор всех азимутальных датчиков. В настоящее время только F-35 имеет обе эти особенности и находится в серийном производстве.

Успешная разработка этой передовой авионики была и будет оставаться серьезной проблемой для российской авиационной промышленности. Отрасли A&D Российской Федерации имеют наследие безуспешных попыток в полной мере использовать плоды революции в информационных технологиях после окончания холодной войны.Ситуация усугубляется западными санкциями и разделением в этом отношении российской и украинской индустрии A&D. После Крымского кризиса, который начался зимой 2014 года, российское военно-политическое руководство говорило о ренационализации и реформе российского сектора ВВС, но результаты были в лучшем случае скромными.

Основная часть проблем связана с тем, как финансируется российский сектор A&D. Крупные конгломераты должны заимствовать средства у российского банковского сектора для финансирования разработки следующего поколения высокотехнологичных боевых машин, таких как истребитель-бомбардировщик Су-57.Эти конгломераты неоднократно влезали в долги российским банкам после того, как крупные программы разработки оружия столкнулись с трудностями. Время от времени режиму Путина приходилось «спасать» эти отрасли, особенно с учетом того, что общие расходы на оборону были привязаны к доходам, полученным от экспорта нефти и природного газа. Этот поток доходов был ограничен во время войны за долю на рынке, инициированной Саудовской Аравией в 2015 году, когда в Северной Америке была введена гидроразрывная энергетика. Восстановление после периода относительной жесткой экономии расходов на оборону было серьезно сдержано недавним спадом российской экономики, которая пострадала из-за падения цен на нефть и газ, вызванного глобальными экономическими потрясениями, вызванными возникновением пандемии COVID-19.

Неудивительно, что российское правительство решительно настроилось продать свои боевые машины текущего поколения и заручиться финансовой поддержкой через различные проекты совместной разработки передового оружия. Маркетинг и совместная разработка Су-57 были наглядным примером этого явления. Индия была единственной страной, которая ранее проявляла интерес к покупке самолета и вступила в совместную программу разработки с Россией в 2007 году. Однако к 2018 году Индия вышла из программы из-за продолжающихся задержек в разработке, в первую очередь из-за невозможности разработка двигателя второго поколения, а также разногласия по поводу передачи технологий.

Хотя Россия продолжала ухаживать за Индией, правительство Моди объявило о планах разработки собственного самолета пятого поколения, продемонстрировав, что оно не планирует покупать Су-57. Индия указала, что планирует разрабатывать свои двигатели на основе французских, британских и американских моделей, учитывая, что Россия отстает в области технологий двигателей. Это не означает, что индийский рынок современных боевых машин и оружия для россиян иссяк. Недавно россиянам удалось продать Индии относительно небольшое количество Су-30 МКИ и МиГ-29, что было вызвано ожесточенными летними столкновениями на границе между Индией и Китаем.

Россия продолжает искать другие рынки сбыта Су-57 или партнеров по совместной разработке. К ним относятся Китай, Турция, Вьетнам и Алжир. В настоящее время эти попытки не увенчались успехом. В декабре 2019 года появились различные сообщения о том, что Алжир подписал контракт на 12 самолетов Су-57, что сделает Алжир первым экспортным заказчиком. Однако несколько источников выразили скептицизм по поводу того, состоится ли сделка. Одна из причин заключается в том, что с учетом того, насколько далеко «Сухой» отстает в поставках Су-57 российским вооруженным силам, России, вероятно, будет трудно уложиться в срок до 2025 года для Алжира.Другая причина заключается в том, что закон Алжира требует, чтобы импортированные военные самолеты сначала проходили летные испытания в стране, чего, по словам Тома Купера, эксперта по российским военным самолетам, русские никогда не допустят.

Несмотря на продолжающиеся попытки России продать самолет, маловероятно, что полностью разработанный и готовый к серийному производству Су-57 появится в продаже до конца 2020-х годов. Даже полностью разработанный, Су-57, вероятно, будет иметь атрибуты другого модернизированного тяжелого истребителя-бомбардировщика четвертого поколения, F-15EX, лишенного основных черт F-35, но обладающего всеми азимутальными возможностями того боевого истребителя пятого поколения. самолет.


Райан Бауэр — аналитик по вопросам обороны, а Питер Уилсон — старший научный сотрудник некоммерческой организации RAND Corporation, занимающийся вопросами международной обороны.

Этот пост также доступен на арабском языке.

Комментарий

дает исследователям RAND платформу для передачи идей, основанных на их профессиональном опыте и часто на результатах рецензируемых исследований и анализа.

Топ-5 лучших истребителей пятого поколения в мире

Еще десять лет назад в мире было два самолета пятого поколения и два американских F-22 и F-35.Они были эквивалентом недоступной технологии для других стран.

Однако в 2020 году стало ясно, что еще как минимум шесть стран начали или начинают разработку и производство самолетов пятого поколения.

Производство истребителей пятого поколения еще пять лет назад стало напоминать производство тепловизионных прицелов — их производят все.

Давайте посмотрим на этом этапе, как мы оценили пять самых влиятельных и опасных.

Подробнее: Топ-5 лучших зенитно-ракетных комплексов в мире

# 5 — Китайский истребитель пятого поколения Shenyang FC-31

Фото: Википедия

N: 5 в нашем рейтинге у Chinse Shenyang FC-31. J-31 впервые взлетел 31 октября 2012 года, и если первый китайский истребитель-невидимка J-20 был официально принят на вооружение ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в 2017 году, то с этого периода нет информация о J-31 не появлялась.Эксперты предположили, что J-31 изначально был мертворожденным проектом, своеобразной дорогостоящей пиар-кампанией, призванной продемонстрировать научно-технический потенциал авиастроителя Shenyang Aircraft Corporation. На это указывало то, что китайское правительство не финансировало проект, Shenyang Aircraft Corporation разработала его по собственной инициативе на собственные средства.

Изначально J-31 демонстрировался очень широко. Его характеристики были анонсированы заранее, а это, в свою очередь, давало повод полагать, что самолет будет ориентирован на иностранных заказчиков, а для ВВС НОАК он не представляет интереса.Тогда зоркие блогеры заметили усиленную переднюю стойку шасси, и поэтому был сделан вывод, что J-31 разрабатывается как истребитель палубного базирования. В общем, было много разных слухов и домыслов, но начиная с 2017 года J-31, как и положено невидимке, исчез в информационном пространстве, и о нем стали постепенно забывать.

# 4 — китайский истребитель пятого поколения Chengdu J-20

Чэнду J-20 (Имейте в виду: Alert5 / Wiki)

N: 4 в нашем рейтинге за перехватчик-невидимку 5-го поколения — китайский J-20.Впервые это детище КНР взлетело 11 января 2011 года. На вооружение ВВС Китая оно поступило в январе 2017 года. Львиная доля технических параметров модели засекречена. Однако ходят слухи, что прототипом для создания самолета послужили отечественный МиГ 1.44 МФИ (российский опытный образец перехватчика 5-го поколения) и истребители 5-го поколения F-22 и F-35 из США. Китайцы создали 9 образцов и 2 опытных образца.В боях они пока себя не проявили, т.к. сейчас проходят испытания на полигонах.

Китайцы создали 9 образцов и 2 опытных образца. В боях они пока себя не проявили, т.к. сейчас проходят испытания на полигонах.

Тестирование и доводка новой машины длились более четырех лет, однако, судя по демонстрации машины широкой публике, этот этап уже находится на завершающей стадии.

Точной информации о характеристиках нового китайского истребителя очень мало, почти ничего не известно ни о составе бортового оборудования, ни о конструктивных особенностях.Эксперты должны оценить новую машину, используя лишь несколько ее фотографий. Это главный повод поставить китайский J-20 на четвертое место.

# 3 — российский истребитель пятого поколения Су-57

Фото: Национальный интерес

N: 3 в нашем рейтинге за российский истребитель Су-57 — самолет нового пятого поколения. Создан в противовес американскому F-22. Несмотря на то, что предыдущие варианты Су-30 и Су-35 были практически идеальными самолетами, они все же принадлежали к четвертому поколению.В начале 2018 года было создано 10 прототипов, на которых были испытаны практически все системы вместе с оружием.

Су-57 на данный момент могут быть оснащены одним двигателем — АЛ-41Ф1. Опытные образцы и первые серийные версии оснащались Двигатель АЛ-41Ф1. Это турбореактивные двигатели с форсажной камерой и УВТ. В силовая установка разработана моторным заводом «Сатурн» по заказу ОКБ Сухого.

Основа — пневматическая пушка 9-А1-4071К калибра 30 мм.Оружие был впервые опробован в 2014 году. Данный вариант является доработкой ГШ-30-1, который ранее устанавливался на МиГ-29 и Су-27. Су-57 будет также быть оснащены новейшими URVV и URVP.

Су-57 будет оснащен оптико-электронной системой локации для обнаружения врагов в воздухе. Полусфера ОЛС-50М имеет такое же расположение, как и на Су-27 — перед кабиной со смещением вправо за счет конструкции заправочной штанги. Еще одно нововведение — возможность вращаться в противоположном полушарии.Благодаря этому уменьшается количество прямых солнечных лучей, а также появляется свойство с уменьшенной эффективной площадью рассеивания.

# 2 — F-35 Lightning II от Lockheed Martin f Истребитель поколения if

Фото ВВС США / Летчик 1-го класса Калеб Ворпель

N: 2 в нашем рейтинге для американского истребителя-невидимки F-35. Конструкция F-35 была разработана в 2001 году в результате конкурса по программе JSF (Joint Strike Fighter — истребитель одиночного удара) между Boeing (модель X-32) и Lockheed Martin (модель X-35).

25 февраля 2011 г. в первый раз взлетел первый серийный F-35, AF-6, а 6 мая — первый серийный самолет (им оказался следующий серийный самолет — AF-7, AF -6 был передан через неделю) был передан ВВС США.

В F-35 применено множество технологических решений, разработанных на F-22. Обозначение серийных вариантов: F-35A (со штатным взлетом и посадкой), F-35B (с укороченным взлетом и вертикальной посадкой) и F-35C (взлет с палубы авианосца с помощью катапульты, и посадка на палубу — с помощью аэрофинишера).

Отличительной особенностью F-35C по сравнению с вариантами F-35A (со стандартным взлетом и посадкой) и F-35B (с укороченным взлетом и вертикальной посадкой) является то, что истребитель взлетает с помощью катапульты, и посадка на палубу авианосца — с помощью аэрофинишера. Из-за повышенных нагрузок внутренняя конструкция F-35C упрочнена. Хвостовая часть самолета содержит элементы из титана. По сравнению с другими вариантами, F-35C имеет на 30% большую площадь крыла, увеличенную площадь оперения и рулей, а также оснащен концевыми элеронами для обеспечения высокой управляемости на низких посадочных скоростях на палубе авианосца.

F-35A и F-35C оснащены двигателем Pratt & Whitney F135, который является развитием двигателя F119, установленного на F-22. Двигатель для F-35B был разработан при участии Rolls-Royce Defense. По заявлению производителя, благодаря такой установке и конструкции планера полностью вооруженный F-35A с полными топливными баками способен маневрировать с перегрузкой 9G.

В дополнение к основным требованиям Норвегия и Австралия финансируют работу по адаптации многообещающей противокорабельной ракеты Naval Strike Missile (NSM) под названием Joint Strike Missile (JSM) к F-35.

По заявлению производителя, F-35 сможет запускать ракеты и регулируемые бомбы из внутренних отсеков на максимальной сверхзвуковой скорости.

К 2017 году, по достижении уровня развития программного обеспечения и авионики блока 4, F-35 планируется оснастить тактической ядерной бомбой B61. Самолет сможет нести на внутренней подвеске два боеприпаса мощностью от 0,3 до 340 кТ в тротиловом эквиваленте. Изначально это требование предъявлялось только к F-35A, четкой информации о других модификациях по этому вопросу нет.F-35A заменит истребитель F-16 в качестве основного носителя тактического ядерного оружия НАТО.

Специально для истребителя-бомбардировщика F-35 компания General Dynamics создала 25-мм четырехствольную авиационную пушку GAU-22 / A. Пушка была разработана на основе en: GAU-12, используемой на самолетах AV-8 Harrier II. Количество стволов было уменьшено с пяти до четырех, что позволило примерно на 20 кг снизить вес, объем и увеличить точность стрельбы.

На модификации F-35A пушка устанавливалась внутри самолета, выше и немного позади левого воздухозаборника, боекомплект 180 патронов.

Для модификаций F-35B и F-35C был разработан подвесной контейнер с боекомплектом 220 снарядов, устанавливаемый под фюзеляжем в корме. При создании контейнера использовались малозаметные технологии.

Истребитель F-35A будет вооружен снарядами производства Rheinmetall — 25 × 137 mm Frangible Armor Piercing (FAP), (в ВВС США имеют маркировку PGU-48 / B). Снаряды предназначены для поражения наземных и воздушных целей, в том числе бронированных. Внутри ПГУ-48 / Б находится вольфрамовый сердечник, который, пробивая преграду, дробится на мелкие элементы, тем самым расширяя зону поражения.

№ 1 — Lockheed Martin / Boeing «Найди и убей» F-22 Raptor Истребитель пятого поколения

Фотография Национальной гвардии ВВС США сделана старшим летчиком Хайденом Джонсоном.

N: 1 в нашем рейтинге за «Найди и убей» F-22 Raptor — многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics для борьбы с самолетами противника, защиты войск и тыловых целей от Воздушные удары для противодействия воздушной разведке противника днем ​​и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.F-22 — первый истребитель пятого поколения на вооружении.

В 1981 году ВВС США сформулировали требования к новому реактивному истребителю — усовершенствованному фронтовому истребителю (ATF), который должен был заменить F-15 Eagle. В новый истребитель предлагалось заложить все новейшие разработки, включая усовершенствованную авионику, новые двигатели с цифровым управлением, а также он должен был быть незаметным для радаров и многофункциональным.

23 апреля 1991 года ВВС США объявили группу компаний Lockheed / Boeing / General Dynamics победителем конкурса истребителей пятого поколения.

Первая предсерийная машина взлетела 7 сентября 1997 года. По сравнению с прототипом F-22 был оснащен более мощными двигателями (15 876 ​​кгс против 13 900 у прототипа) с управляемым в вертикальной плоскости вектором тяги. Частично изменен планер: форма крыла, руля высоты, носового обтекателя и пилотного огня перенесена вперед.

В основу конструкции самолета положен принцип обеспечения повышенной выживаемости за счет реализации принципа «Первый взгляд — первое поражение» (первый обнаружен, первый поражен).Для этого широко используется технология уменьшения заметности («Стелс»). Важным конструктивным решением, характерным для истребителей 5-го поколения, снижающим заметность самолета, является размещение штатного вооружения во внутренних отсеках. У F-22 также есть внешние подвески, но установка на них боеприпасов ухудшает скрытность. Целью такого конструкторского решения было повышение универсальности самолета.

В конструкции планера самолета доля полимерных композиционных материалов (ПКМ) составляет не менее 40% (по другим данным 60%), из которых не менее 30% являются термопластами [источник не указан 2910 дней] армированный углеродным волокном пластмассы, радиопоглощающие материалы (РПМ) широко используются.В частности, RPM конструктивно формирует края крыла самолета. Большая часть конструкции изготовлена ​​из ПКМ на основе бисмалеимидов — класса термостойких полимеров, работающих при температурах до 230 градусов Цельсия. На втором месте по значимости полимерные композиты — это термопласты, армированные углеродным волокном, в частности, материал Avimid K-III от DuPont, к достоинствам которого, помимо прочности, ремонтопригодности и термостойкости, относятся лучшие характеристики допустимого повреждения.

F-22 оснащен двумя двухконтурными ТРДД Pratt & Whitney F119-PW-100 с форсажной камерой (ТРДДФ) тягой 15 876 ​​кгс, а также вектором тяги с регулируемым вертикальным управлением. Эти двигатели имеют тягу около 10 000 кгс и позволяют самолету летать на сверхзвуковой скорости без использования форсажной камеры, что является важным тактическим преимуществом.

F-22 оснащен РЛС AN / APG-77 с активной фазированной антенной решеткой. Антенна этого типа состоит из ~ 2000 приемо-излучающих элементов.Основное преимущество такой антенны — электронный контроль главного лепестка диаграммы направленности (аналог сканирования луча) — отсутствие необходимости в механическом сканировании, что упрощает конструкцию и повышает надежность работы. Дальность обнаружения цели при ЭПР = 1 м² — 225 км (штатный режим) и 193 км (режим LPI), крылатая ракета (0,1 м²) — 125-110 км. Инструментальная дальность действия РЛС — 525 км.

F-22 совместим с управляемыми высокоточными бомбами GBU-39 и SDB-53 / B, испытательные пуски проводились, однако на 2015 год о планах по интеграции их с F-22 не сообщалось.

Истребитель способен запускать ракеты и сбрасывать бомбы из внутренних отсеков на сверхзвуковых скоростях.

По мнению экспертов военно-аналитического журнала Armada International, истребитель F-22 несет внутри фюзеляжа очень ограниченный запас топлива (всего 8,2 тонны), что делает его критически зависимым от возможности дозаправки в воздухе.

Следите за нами везде и в любое время. BulgarianM military.com имеет адаптивный дизайн, и вы можете открыть страницу с любого компьютера, мобильные устройства или веб-браузеры.Чтобы узнать больше о последних новостях, следите за нашими страницами YouTube , Reddit , LinkedIn , Twitter и Facebook страниц. Не упустите шанс подписаться на нашу рассылку новостей . Подпишитесь и читайте наши истории в News360App в AppStore или GooglePlay или в FeedlyApp в AppStore или GooglePlay

Подписаться на Google News

>> Будьте репортером: напишите и отправьте свою статью.<<

BulgarianM Military.com
Редакция

«Сухой» поднял в воздух пятый истребитель 5-го поколения, построенный в Комсомольске —

.
Еще один опытный образец российского истребителя пятого поколения (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации, ПАК ФА) совершил первый полет в Комсомольске-на-Амуре, сообщает компания «Сухой».

«Сегодня утром пятый прототип перспективного истребителя был поднят с взлетно-посадочной полосы заводского аэродрома в воздух», — сообщил представитель компании «Интерфакс».

По его словам, во время недавнего рабочего визита в Комсомольск-на-Амуре эту машину осмотрел на предприятии премьер-министр Дмитрий Медведев.

— Медведев: «Создание авиастроительного центра в Российской Федерации — вопрос первостепенной важности»

На авиасалоне МАКС-2013 в подмосковном Жуковском, где зрители могли наблюдать за выполнением сложных фигур высшего пилотажа на новейшем истребителе. Главком ВВС России генерал-лейтенант Виктор Бондарев сообщил, что ПАК ФА будет поставляться ВВС с 2017 года.

Бондарев добавил, что в конце этого года истребитель поступит в ВВС на испытания, а все летные испытания его систем вооружения уже проведены.

Первое крушение первого прототипа истребителя пятого поколения произошло 29 января 2010 года в Комсомольске-на-Амуре. Предыдущий прототип истребителя совершил первый полет 12 декабря 2012 года.

По сравнению с истребителями предыдущих поколений, ПАК ФА обладает рядом уникальных особенностей, совмещающих в себе функции ударного самолета и истребителя.

— Су-35С: четвертое поколение в четвертом форм-факторе

Использование композитных материалов и инновационных технологий, аэродинамическая компоновка самолета, меры по снижению заметности двигателей обеспечивают беспрецедентно низкий уровень радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности . Это позволяет значительно повысить боевую эффективность при работе как по воздушным, так и по наземным целям в любое время суток, в простых и сложных метеорологических условиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта