+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Кандагар ил 76 реальная история: «Для меня это незаживающая рана» 25 лет назад в Кандагаре захватили российский Ил-76. Пилот самолета рассказал историю плена и побега: Силовые структуры: Lenta.ru

0

«Для меня это незаживающая рана» 25 лет назад в Кандагаре захватили российский Ил-76. Пилот самолета рассказал историю плена и побега: Силовые структуры: Lenta.ru

25 лет назад, 3 августа 1995 года, в воздушном пространстве Афганистана истребители движения «Талибан» перехватили российский самолет Ил-76. На его борту были семь членов экипажа и груз оружия для правительственных войск. Россиян вынудили совершить посадку в захваченном талибами городе Кандагаре. Повстанцы забрали оружие, а пилоты оказались заложниками чужой гражданской войны и сложной политической обстановки. 378 дней плена, страха и неведения закончились героической историей побега на собственном самолете. Второй пилот того самого ИЛ-76, Герой России Газинур Хайруллин, ставший прототипом персонажа Владимира Машкова из фильма «Кандагар», поделился с «Лентой.ру» своими воспоминаниями.

«Нас явно ждали»

«Лента.ру»: Историю вашего пребывания в плену и побега активно вспоминали в 2010-м после выхода на экраны фильма Андрея Кавуна «Кандагар». Насколько картина близка к реальным событиям?

Газинур Хайруллин: Фильм хороший, я считаю, снят добротно, конечно, не без перегибов, но на то оно и кино, чтобы зритель смотрел. Я целиком, кстати, не видел, всегда фрагментами. Как-то, когда выступал в школе, мне тоже показывали кадры. Для меня это незаживающая рана. Я, признаться, совсем не люблю об этом говорить.

Почему вы оказались в тот день — 3 августа 1995 года — над территорией Афганистана?

Наша компания «Аэростан» регулярно совершала разные рейсы. До того мы летали из Объединенных Арабских Эмиратов, из Шарджи в Баграм, возили разные товары вроде текстиля, электроники и техники. А последние рейсы были опять же в Афганистан, но на этот раз в Кабул, куда мы летали из Албании. Мы летали в соответствии со всеми правилами. Албанцы и правительство Афганистана имели договоры о торговле. Что конкретно происходит в Афганистане, какие там политические события, мы не вникали. Наше дело маленькое — взяли груз в точке А и отвезли его в точку Б. Важно долететь в целости и сохранности. А тут летим мы в Кабул, и вдруг выходят с нами на связь. Я дословно не помню разговор, но смысл сводился к тому, что «Талибан» приказывает нам зайти на посадку в Кандагар для досмотра груза. Мы им пытались объяснить, что у нас груз для правительства Афганистана, а не для вас, но они были настойчивы. Поскольку рейс был не первый у нас, маршрут самолета знали и нас явно ждали. Разведка, наверное, хорошо отработала, знала, что на борту есть всякое-разное интересное. Хотя мы-то были уверены, что везем народно-хозяйственные грузы — аппаратуру, текстиль.

Как вас принудили к посадке?

Они подняли истребитель и опять вышли на связь. Военный самолет обозначился — дал понять, что будет сбивать. Пришлось садиться. Позже, уже в плену, мы познакомились с двумя этими летчиками-истребителями. Хорошие парни, образованные. Оба учились когда-то в Советском Союзе, в летном училище в Алма-Ате, хорошо говорили по-русски. Сочувствовали нам. Они неловко себя чувствовали во всей этой ситуации. Ну, им приказали, куда им было деваться? Они многодетные, с родственниками. Если бы не выполнили приказ, сами понимаете, что их ждало.

«Реальность оказалась хуже»

Что произошло после?

Я все в деталях не очень хочу вспоминать. В ящиках оказались патроны. Командира судна Владимира Шарпатова увели на допрос. Его там обвиняли, что мы чуть ли не вмешиваемся в дела Афганистана. А потом нас поместили под арест. Мы все надеялись, что сейчас как-то разберутся, что наша страна поможет, и через какое-то время мы полетим домой. Но реальность оказалась хуже. Мы там застряли.

Ящики с боеприпасами в грузовом отсеке российского самолета Ил-76 на аэродроме в Кандагаре, Афганистан. Фото сделано 12 августа 1995 года

Фото: Reuters

В фильме Кандагар был некий афганец, который вам активно помогал. Был ли такой в реальности?

Забавно, кино всегда, видимо, пытается все понятнее обставить. Был такой Абдулла — его к нам приставили переводчиком. Мы все шутили над ним, что он двойной агент. Он вроде как нам друг и посредник между нами и талибами. Абдулла сообщал своему командованию о наших просьбах, доставал для нас еду и лекарства. Ну и шпионил за нами потихоньку — подслушивал, о чем мы говорим, какие у нас планы, не собираемся ли бежать, а если собираемся, то как. За настроением нашим тоже следил. У нас не все шло гладко. А в фильме «Кандагар» было, что Абдулла чуть ли не идеолог побега, но это не так, с ним мы такие вещи не обсуждали.

А как к вам относились местные жители, охрана?

Когда нас встретили после задержания, толпа была вне себя — орали, размахивали руками. Не в восторге были. Абдулла пересказывал разговоры на базаре — все-таки пленение экипажа самолета с оружием было неординарное событие в тех местах, и местные, конечно, обсуждали это. Но, как и везде, люди разные. Были такие, кто нас жалел и считал, что надо забрать самолет и отпустить нас домой. Другие говорили, мол, пусть бороды отпустят и живут среди нас, а еще была немалая часть населения, которая возмущалась, что с этими «шурави» (советскими) возятся — повесить бы в назидание другим, и все дела!

378 дней в плену. Как вы коротали время, что делали?

Это вспоминать сложно и неприятно. Трудно было, дни текли медленно. Мы пытались учить английский, заниматься спортом по мере возможностей. Сделали перекладину, помню, из железок, которые нашли на этом складе, где нас держали. Старались хоть как-то отвлечься. Первые полгода мы все ждали, что, может, договорятся с нашими — отпустят. Ну, реально — мы же не на войне, мы просто перевозчики грузов. Шли переговоры властей и авиакомпании с талибами, пытались с ними договориться и обменять нас на нужную им технику, товары или просто выкупить. Но время шло, и мы понимали, что вряд ли выпустят. Уж больно удобны мы стали для талибов. С одной стороны, как прикрытие — правительственные войска не будут бомбить. А с другой — пиар, как сейчас принято говорить: после нашего пленения о них весь мир узнал! До того мало кто слышал про движение «Талибан», какое-то пусть многочисленное, но сугубо местное формирование знали только военные специалисты. А тут делегации стали приезжать со всего мира. Да что говорить, я сам про них толком ничего не знал, хотя был в Афганистане много раз. Название слышал, а не вникал, подумаешь — какие-то боевики, а чего они там хотят, какая у них идея, было неинтересно.

«Письма из дома — это самое важное в те дни»

Что самое трудное в плену?

Самое страшное в плену — это неизвестность. Тяжело психологически и морально: постоянно беспокойные мысли, пугающее неведение, что будет дальше. Такое, что спать невозможно. Ведь даже тот, кто сидит в тюрьме, знает: будет суд, отсидит срок и выйдет, и готовится к этому. А тут мы сидели и не понимали — а как завтра? Может, поменяют нас, может, увезут куда, а, может, просто расстреляют. Страшно, когда твоей жизнью распоряжаются другие люди. Полная неизвестность! Они нам говорили: вы расслабьтесь, вы наши гости. Хотя какие мы гости, когда вооруженная охрана все время рядом… Они на наши беспокойные расспросы всегда отвечали: «Иншааллах» — «На все воля Аллаха». Вот такой ответ на любой вопрос.

Пленные летчики на территории склада, где их держали талибы

Фото: Владимир Шарпатов / Русская семерка

Однажды они здорово нас напрягли. Была ночь, мы спали, и тут они зашли к нам с оружием. Приказали встать, всех вывели во двор, посадили в машины и повезли. Мы слышим — где-то стрельба вдали. В общем, напряглись сильно. Некоторые подумали, что нас сейчас расстреляют. Мы приехали на заброшенную фабрику, там нас загнали внутрь. Оказалось, что в тот вечер правительственные войска пошли в наступление, и они решили нас перепрятать на всякий случай. Но напугались мы тогда сильно.

Правда, что вас заставляли принять ислам?

Ой, вот это чушь полная! Это просто один человек из наших такое рассказал журналистам, а все и подхватили. Нас научили читать одну суру — и на этом все, собственно. Еще они нам давали книжки свои религиозные на русском языке, хочешь — читаешь, а не хочешь — не читаешь. Впрочем, других книг не давали, к сожалению. Да, я думаю, у них и не было других книг.

Была ли возможность получать письма от родных, может, прессу?

Журналы какие-то, по-моему, один раз передали, и все. А вот письма от родных мы получали. Не сразу, но через какое-то время такая возможность появилась. Мы сами им писали по мере сил. Не знаю, проверяли эти письма или нет, но, думаю, читали. Письма из дома — это самое важное в те дни, то, что помогло выжить, собраться, не упасть духом. Это наполняло нас надеждой, желанием бороться за свою жизнь. Уже, бывает, думаешь: ну все, устал! Уже разваливаешься весь под этой жарой, не можешь больше терпеть эту территорию, на которой тебя держат, этих талибов, все бесит и раздражает. А после весточки из дома понимаешь, что тебя ждут. Надо бороться, собраться. Наверное, чтобы продолжать жить в тяжелых условиях и не сдаться, надо знать, что тебя где-то ждут, любят и верят, что ты найдешь решение.

«У них глаза горели»

Как нашлось то самое решение и родилась идея побега на самолете?

У нас было полно свободного времени, пока мы находились в этой нашей резиденции. Все время обдумывали разные идеи. Большинство из них были скорее фантастическими — вроде того, чтобы разоружить охрану, взять автоматы и попробовать пешком по горам дойти до границы. Обсуждали, что отрастим бороды, и тогда получится слиться с местными. Но мы поняли потом, что не сможем этого сделать и попадемся. А если попадемся, то охрану усилят, а может, и поубивают.

Мы все время приходили к выводу, что самолет — единственный реальный инструмент для побега. В этой мысли мы укрепились после беседы с советником президента Татарстана Минтимера Шаймиева, который нас навещал. Он приехал, и мы рассказали ему, что нам как-то раз предложили перевозить топливо для талибов. Но мы же патриоты, непоколебимые, как же мы будем на нашем самолете способствовать их деятельности, тем более мы видели, что люди опасные и планы у них недобрые. В общем, отказались мы тогда категорически от этого. А советник и говорит: ну вы, ребята, и дураки! Надо было соглашаться — это же шанс! Вы же на самолете куда хочешь можете улететь. Вот как-то так потихоньку и стали мы на эту тему размышлять.

В фильме «Кандагар» есть сцена, где вас уговаривают научить летать афганцев. Было ли такое?

Да, один раз был такой разговор на самом деле. Приезжал к нам один деятель из местных, заводил такой разговор. Он хотел вывозить нас по одному, чтобы мы обучали каких-то его стажеров. А мы и говорим, что это невозможно: чтобы показывать, нужно самолет завести, а чтобы все это работало — нужен весь экипаж. Нас же не просто так семь человек на борту. Он тогда, видимо, от этой мысли отказался, но мы и ему, и другим уже начали внушать идею, что самолету, если они хотят его использовать, нужно постоянное техническое обслуживание.

Ил-76 на аэродроме в Кандагаре. 12 августа 1995 года

Фото: Reuters

Ил-76 — машина с высокой грузоподъемностью, надежная и дорогая, она стоит миллионы, по тем деньгам — миллиарды. Нужно запускать двигатели, электронику. Если этого не делать, то дорогостоящая и функциональная машина превратится в простую груду металлолома. Самим не нужна? Продайте! Исправный самолет стоит совсем других денег. А они парни неглупые — понимали это, у них глаза горели.

Как быстро вам удалось внушить им эту идею — что самолет надо обслуживать, и для этого вы все должны быть вместе на аэродроме?

Ох, это небыстро было. На Востоке вообще ничего быстро не делается. Там все не спеша и размеренно, никто никуда не торопится. Мало-помалу вели разговоры. До того самого дня они нас один раз вывозили. Мы имели представление о том, что представляет собой аэродром, видели, что там пулеметы крупнокалиберные, истребители их, вертолеты были. И прикидывали, как, если что, бежать.

«Вот тут мы и решились»

Как вы поняли, что пора, что этот день настал?

Мы далеко не сразу поняли, что этот день настал. Мы много с ними говорили, что давайте мы займемся самолетом. И 16 августа 1996 года они вдруг взяли и повезли нас. Пятница — время молитв, все в мечетях. Жарища градусов 45. Нас привезли на аэродром и сказали: занимайтесь. Мы зашли, заняли свои места. Нам разрешили запуск двигателя.

Тут мне нужно пояснить технический момент: перед тем как запустить основной двигатель ИЛ-76, запускается вспомогательная силовая установка (ВСУ). От нее запускаются основные четыре двигателя. И когда у нас начался запуск, эта самая ВСУ взяла и выключилась из-за предельной температуры. Это нормальное явление, выключение происходит автоматически, если слишком горячо. Бортинженер сказал, что надо остудить. Охрана спросила — надолго? Мы через Абдуллу пояснили, что минут на тридцать. Им тоже было жарко, они махнули рукой, оставили на борту трех своих, а сами ушли в небольшое здание аэропорта — спасаться от жары в теньке. Вот тут-то мы и решились.

Наверху в кабине остались я, радист Юрка и бортинженер Асхат. Форточки у нас были открыты. Я вижу, что наши конвоиры как в здание зашли, так там и остались. И мы решили попробовать еще раз ВСУ запустить прямо сейчас, не ожидая 30 минут. И стали запускать. Три охранника были внизу, в грузовом отсеке, и не видели, что мы тут делаем. И вот тут ВСУ включилась и заработала — удивительная техника сначала вроде как подвела нас, а потом, в нужный момент, помогла. Мы поняли, что самолет на нашей стороне.

Аэродром Кандагара

Фото: Lt. Kristine Volk / Wikimedia

Мы переглянулись, и от ВСУ запустили второй двигатель, затем и третий. И вот при запуске третьего двигателя Серега, инженер, понял, что пошло дело-то у нас, и все остальные, кто был внизу, в грузовом отсеке, тоже. Я быстро сел на место командира и стал готовить его рабочее место. Подготовил, все проверил, запустил питание. И тут ВСУ — раз, и выключилась! Мы думаем — что такое? А оказалось, что Серега начал закрывать грузовой люк, который был открыт для проветривания, и где-то скачок случился, ВСУ замолчала. Но, к счастью, у нас второй и третий двигатели уже работали, с них запустили все остальные, ну, а дальше — дело техники.

Как вам удалось добиться слаженности действий экипажа в этот момент? Тем более вы еще были в разных отсеках!

Мы не раз обсуждали побег, думали, кто где стоит, кто кого прикрывает, если что. Парни внизу все быстро поняли. Конечно, когда у нас ВСУ выключилась, пошел легкий экспромт, но все равно все быстро среагировали. Владимир — командир — сел в свое кресло, стал выруливать на взлетную полосу, тут охранники внизу зашевелились, поняли, что мы поехали. Их сначала пытались успокоить, что, мол, все нормально, расслабьтесь. Тоже повезло нам: парни не летавшие, молодые, иллюминаторов на грузовом самолете нет. Время выиграли. Но старший зашумел, на автомате затвор передернул и патрон в патронник загнал — тут уж не церемонились, оружие выбили, скрутили их всех вместе.

Как удалось взлететь в тот момент, когда на борту происходила борьба?

Но я, уж извините, подробности этой драки и кто где из нас сидел, рассказывать не буду. Есть свои причины. Не хочу! Считайте, что все было как в фильме «Кандагар». Я видел эту сцену — хорошо киношники изобразили, в общих чертах похоже. Главное, что мы вышли победителями и полетели. 35 минут мы летели на предельно малой высоте в сторону Ирана, за несколько километров до границы поднялись, пересекли ее, доложили, кто мы.

В Иране не удивились вашему появлению?

Да тут ничего удивительного. Наша авиакомпания и после нашего пленения продолжала летать в Иран, и у нас были дипломатические разрешения. Мы от нашего менеджера, когда он приезжал к нам, потребовали, чтобы он их обновил. А он еще удивлялся: зачем вам это надо? Сидите же тут и сидите! Мы ему тогда жестко сказали — давай делай, тебе сложно, что ли? Ну, он и сделал.

Оглядываясь на события 25-летней давности — что было главным фактором, который помог вам тогда сбежать?

Меня часто спрашивали: кто вам помог? Вы же не могли все сами! Где-то писали, что чуть ли не сами афганцы нас посадили на самолет за мешок денег. Неприятные такие слухи, не соответствующие действительности. Если бы все так просто было, мы бы не провели там 378 дней. Сбежать удалось, потому что все обстоятельства сложились крайне удачно. С охраной повезло, что они вышли, что всех нас вместе в тот день привезли, что пятница была и на аэродроме почти никого не было — все молились. Повезло, что самолет был заправлен на обратную дорогу, и талибы не слили топливо. Тут все вместе. Но главное — сильное и непреодолимое желание вырваться на свободу вопреки всему.

Семь российских летчиков благополучно вернулись на родину бортом МЧС России из Абу-Даби. Москва, 18 августа 1996 года

Фото: Величкин Сергей / ТАСС

***

P.S. 16 августа 1996 года самолет Ил-76ТД с бортовым номером RA-76842 через Иран прилетел в Объединенные Арабские Эмираты и приземлился в городе Шарджа. Юго-западное направление в сторону Ирана экипаж выбрал неслучайно: россияне ожидали, что в погоню за ними вышлют истребитель, который будет их искать на севере Афганистана, где страна граничит с Таджикистаном, примыкающим к России, предполагая, что летчики выберут это направление для побега на родину. Расчет беглецов оказался верным. Самолет шел на предельно малой высоте, чтобы не быть замеченным радиолокационными станциями движения «Талибан».

22 августа 1996 года был подписан указ президента России о награждении экипажа борта RA-76842. Командиру Владимиру Шарпатову и герою нашего материала — второму пилоту Газинуру Хайруллину было присвоено звание Героев России. Остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества.

В 2010 году по мотивам истории пленения экипажа ИЛ-76 была снята историческая драма украинского режиссера Андрея Кавуна «Кандагар». Газинур Хайруллин стал прототипом персонажа второго пилота Сереги, сыгранного актером Владимиром Машковым.

С 1994-го по 2008 год Газинур Хайруллин работал в гражданской авиации вторым пилотом и командиром воздушного судна. С ним продолжали летать и некоторые его товарищи по кандагарскому плену. C 2008-го по 2009 год он был генеральным директором «Авиакомпании Татарстан». С 2009 года по 2016-й Газинур Хайруллин — командир самолета Ил-76 в авиакомпании «Волга-Днепр».

В настоящее время он возглавляет общественную организацию «Герои Татарстана».

Герой России Владимир Шарпатов — о побеге экипажа Ил-76 из Кандагара — РТ на русском

25 лет назад члены экипажа российского самолёта Ил-76 совершили побег из Кандагара. Перед этим они более года находились в плену у представителей движения «Талибан»*. Пролетев через воздушное пространство Ирана, российский самолёт приземлился в Объединённых Арабских Эмиратах. За героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении, командиру самолёта Владимиру Шарпатову и второму пилоту Газинуру Хайруллину было присвоено звание Героя России. Остальные члены экипажа были удостоены ордена Мужества. В интервью RT Владимир Шарпатов рассказал, как россияне оказались в плену, что им грозило и как лётчикам удалось спастись и вернуть захваченный талибами* самолёт.

Самолёт Ил-76 (бортовой номер RA-76842) казанской авиакомпании «Аэростан», выполнявший транспортный рейс из Тираны (Албания) в Баграм (Северный Афганистан), был захвачен талибами 3 августа 1995 года. Российские пилоты доставляли боеприпасы боровшемуся с движением «Талибан» министру обороны Афганистана Ахмаду Шаху Масуду. Подняв в воздух истребитель, талибы вынудили российский транспортный самолёт сесть на контролируемой ими территории.

Экипаж пробыл в плену более года. Переговоры об освобождении россиян оказались безрезультатными. Однако 16 августа 1996 года экипаж под предлогом техобслуживания самолёта смог установить над ним контроль, обезвредить охрану и улететь в ОАЭ.

  • Ил-76ТД (борт RA-76842) за четыре месяца до захвата
  • © Wikimedia Commons

— Владимир Ильич, расскажите, пожалуйста, предысторию того, что произошло 3 августа 1995 года. Какова была миссия самолёта в Афганистане?

— Изначально я работал в компании «Тюменские авиалинии». Когда работы в Тюмени не стало, устроился в Казани инструктором по подготовке лётчиков, обучал их полётам на самолёте Ил-76. Спустя полгода мне дали экипаж и направили выполнять транспортные рейсы. Летом 1995 года я был направлен в командировку в Объединённые Арабские Эмираты. Была поставлена задача выполнять полёты в Афганистан.

О том, что происходит в этой стране, пресса тогда очень скудно сообщала, поэтому мы были сначала не в курсе того, что там продолжается гражданская война. Талибы контролировали уже более половины территории страны, их столицей был Кандагар. Им противостоял «Северный альянс» (коалиция различных этнических сил, боровшаяся с «Талибаном». — RT), контролировавший Герат, Кабул и Баграм.

Также по теме

«Проявили необычайное мужество»: как советские войска завершили миссию в Афганистане

30 лет назад завершился вывод Ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) из Афганистана. Москва свернула военную миссию в…

Первые полёты мы выполняли в Кандагар с различными товарами афганских купцов — коврами, продуктами, оборудованием. Однажды привезли в Кабул местные деньги — афгани, которые печатались по заказу афганского правительства на монетном дворе в Перми. Во время перелётов видели в селениях внизу, под нами, взрывы, боевые действия.

В процессе полётов в Кандагар мы познакомились с местными лётчиками, в том числе с тем, который впоследствии нас принудит к посадке. Однажды он рассказал, что летал на перехват какого-то самолёта, который не смог найти из-за неработающего радиоприцела. По дате его вылета я понял, что это мы летали в тот день и что он искал нас. Но всё, казалось, обошлось.

Под конец командировки мне сказали, что надо выполнить два рейса по соглашению между правительством Албании и «Северным альянсом». Грузом были ящики с патронами калибра 7,62 мм. По международным правилам полёты грузовых самолётов с патронами калибра меньше 9,1 мм считаются перевозкой амуниции и разрешены для гражданской авиации.

  • Боеприпасы на борту Ил-76ТД (RA-76842)
  • Reuters

— Как произошёл захват самолёта? Какие требования или претензии при этом выдвигались?

— В Албании нас загрузили ящиками с патронами. Второй пилот ещё спросил у меня: «Это же патроны?» Я сказал, что всё нормально. Загружали солдаты, командовали албанские офицеры. Мы выполнили первый рейс, второй. Потом мне говорят, что надо выполнить ещё один, последний рейс, что осталось ещё немного груза. Это было 34 тонны патронов.

Вдруг выходит на связь диспетчер. Говорит нам садиться в Кандагаре для досмотра груза. Мы отказались. И тут на связь выходит лётчик. Говорит: «Видишь МиГ-21? Это я. Сажай самолёт, это приказ». Я ответил, что садиться не буду — другой пункт назначения. Тут инженер кричит, что топлива на 40 минут у истребителя. Приходится выполнять виражи. Я думал, что виражи посильнее затяну, рассчитывая на плохую исправность их истребителей. После первого виража смотрю, а они второй истребитель вытаскивают. Думал, что, пока один истребитель садится, а другой взлетает, я как раз отлечу километров на 200 и они меня потеряют.

Вдруг диспетчер кричит: «Выполняй заход, последнее предупреждение!» И истребитель тут. Начинаем отговариваться, но истребитель перебивает наш ответ: «Садитесь. Последнее предупреждение. Открываю огонь». Второй пилот запаниковал, говорит, что собьют и надо садиться. Что в этой ситуации делать? Я обязан выполнять команды диспетчера. А раз военное ведомство, значит, имеет право на открытие огня. Эти аргументы вынудили меня подчиниться.

  • Аэродром Кандагара
  • © Wikimedia Commons

Приземлился, а там уже толпа ждёт. Мы потом проанализировали, что им было известно о нашем полёте заранее. О нас им сообщили. Я не могу наверняка утверждать, кто именно. Там есть несколько вариантов.

Толпа пришла к самолёту. Вытащили из самолёта один ящик, вскрыли его, патроны рассыпались. После этого меня повели на допрос.

Допрашивал меня сам мулла Омар (Мухаммед Омар, основатель движения «Талибан». — RT). Он у меня спрашивал, кто заказчик этого рейса. Я сказал, что не знаю. Тогда он спросил, где наш флайт-менеджер. Я ответил, что он остался в Эмиратах. Мулла Омар спросил, могу ли я вызывать его. Я поинтересовался, зачем им флайт-менеджер. «А мы его будем судить и казнить», — ответили мне.

Когда мы вернулись в самолёт, на второе место сел лётчик, который нас перехватывал, и надел наушники. Они все у нас учились, понимали по-русски. Я понимаю, что флайт-менеджера надо спасать. Я подумал, что этот лётчик не знает английского. Когда радист настроил станцию, я попросил флайт-менеджера и сказал ему по-английски, что его ждёт. Лётчику я сказал, что от себя привет передаю.

Они у нас под носом самолёта поставили «Урал», заставили снять аккумуляторы и погнали на ночёвку.

Утром открыли ящик, в котором обнаружились патроны калибра больше 9,1 мм. Это уже запрещённый груз для перевозки самолётами гражданской авиации.

  • Члены экипажа Ил-76ТД (борт RA-76842) в Кандагаре
  • Reuters

— Как дальше развивались события?

— На третий день меня огрели прикладом автомата, нас посадили в микроавтобус и отправили в город. Тут я вспомнил, что у меня в кармане лежит записная книжка, в которую я записывал все прошлые полёты со временем взлёта и посадки. Я вырвал этот листочек с полётами, разорвал его, хотел выбросить. Потом подумал, что они догадаются, что я что-то скрываю, склеят его и всё узнают. Тогда я сжевал обрывки и выплюнул. А ещё велел всем засветить плёнки, которые у нас были.

Привезли нас в гостиницу губернатора Кандагара, перевели в своеобразные кладовки с плоской крышей и забором. Только небо и небольшой туалет, окошко зарешеченное. Один из афганских купцов попытался нас выручить, но не смог помочь. Через какое-то время я отозвал второго пилота, сказал, что надо будет напроситься на самолёт, взлететь и вернуться в Эмираты. Через некоторое время мы установили дежурства, учили английский, строили планы на будущее.

Через полтора месяца к нам как представитель компании прилетел флайт-менеджер. Он воспользовался тем, что наша фирма продолжила полёты в Афганистан. Его довёз до Кандагара самолёт, следовавший в Джелалабад. Я напомнил ему об опасности, но он сказал, что раз организовал нам полёты, то и будет за всё отвечать. Очень рисковал. Мужественный человек. Я бы и ему звезду Героя дал. Он нам рассказал, что после нашего захвата талибы стали все самолёты, летавшие в Джелалабад, сажать на досмотр. Он прилетал раз в два-три месяца.

Также по теме

«Остаться целым и выполнить задачу»: ветеран «Альфы» — о штурме дворца Амина и войне в Афганистане

В 1979 году социалистическое правительство Афганистана было свергнуто заговорщиками, а генсек ЦК НДП Нур Мохаммад Тараки убит. Страну…

Делегация МИД тоже прилетала. Во второй их визит талибы клялись нас отпустить, но так и не отпустили. Прилетали делегации из Татарстана. Их члены пытались обменять нас на технику, но ничего не вышло. Так мы остались ждать суда шариата, под который нас обещали отдать после взятия Кабула.

Прилетевшие к нам Акулов (Тимур Акулов, помощник президента Татарстана, участвовавший в переговорах об освобождении экипажа, в дальнейшем депутат Госдумы РФ.

— RT) и флайт-менеджер рассказали следующее. Когда вопрос с нашим освобождением был практически решён и у Ирана и ОАЭ уже запросили номера разрешения для нашего перелёта, об этом узнали полевые командиры, которые прибыли в Кандагар, и они заявили, что если нас согласятся отпустить, то они самолёт взорвут, экипаж уничтожат и перейдут на сторону «Северного альянса». Но наш радист попросил, чтобы нам всё-таки передали номера разрешений для пролёта границы Ирана и ОАЭ. Они действовали до конца августа.

— Кто вам помогал, пока вы находились в плену? Как шли переговоры о вашем освобождении?

— Еду и письма нам привозил флайт-менеджер. Делегация МИД нам лекарства однажды привезла. Мы должны выразить особую благодарность Шаймиеву (Минтимер Шаймиев, в 1996 году президент Татарстана. — RT), он очень много делал, чтобы нас оттуда достать. Он талибам деньги предлагал, присылал муллу своего, чтобы их убедить отпустить нас, но они не соглашались.

  • Члены экипажа Ил-76ТД (борт RA-76842)
  • Reuters

— Вы долго готовились к побегу из плена? Были какие-то альтернативные планы, попытки?

— Талибы мне изначально предлагали учить летать их пилотов. Я отказался. Но мы увидели их интерес к самолёту. Сказали им, что если его не обслуживать, то он выйдет из строя и что надо делать прогонку двигателей. Так мы получили доступ к самолёту. С ним возникли некоторые технические проблемы, но мы смогли их устранить. Сначала талибы отпускали к самолёту только часть экипажа, удерживая остальных наших людей в заложниках. Однако после смены местного руководства талибы утратили бдительность и мы смогли отправиться к самолёту всем экипажем.

Груз талибы сняли, и нам разрешили порулить по аэродрому. Они нас, видимо, хотели проверить на вшивость и заодно посмотреть, как мы работаем с оборудованием в кабине. На место второго пилота сел их лётчик. Было очень много охраны. Мне в спину два автоматчика смотрели. Мне разрешили вырулить на взлётную полосу, но я взлетать не стал. Срулил с полосы, а в районе магистральной рулёжки стоит зенитка. Зенитчик вышел, но расчехлять оружие не стал. Рулю дальше. Истребители стоят зачехлённые, только один готов к взлёту с подвесными баками. Я потом в тюрьме подсчитал, какую скорость они смогут развить. 15 минут у нас было до их взлёта, потом им, по моим расчётам, надо было 16 минут, чтобы меня догнать. А у него топлива на 40 минут. Значит, через десять минут ему надо возвращаться обратно.

Рулю дальше, слышу хлопок. Думал, кто-то выстрелил. На стоянку зарулил, смотрю, а у нас колесо лопнуло. У нас была запаска, и появилась реальная возможность проситься на аэродром поменять колесо.

Нас вернули в тюрьму, мы всё обсудили. Было много вариантов. Был даже такой, чтобы взлететь на большую высоту, надеть кислородные маски и разгерметизировать самолёт, чтобы через 40 секунд все талибы были бы трупами. Но этим вариантом мы не воспользовались.

  • Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, премьер-министр Татарстана Фарид Мухаметшин и члены экипажа Ил-76ТД (борт RA-76842)
  • © Пресс-служба Президента РТ

— В каких условиях вы находились в плену?

— Дворик, колодец небольшой, воды зимой не было. Был небольшой туалет. Обычно на час-полтора давали воду, мы её набирали. Зимой нам привозили ёмкость, из неё стирались и мылись. Спали мы на бетонном полу. Под конец нам привезли четыре изломанные кровати, мы из них две нормальные сделали. Нам ещё прислали два тонких поролоновых матраса. Талибы нас особо не били, только когда перемещали с места на место.

Однажды нас подняли в четыре часа утра, сказали выходить. Мы отказались, меня несколько раз ударили прикладом. В итоге мы собрали вещи и поехали — куда деваться уже было. Нас посадили в два джипа, потом остановились на окраине Кандагара возле каменного забора. Мы думали, что нас расстреливать будут. Потом ещё раз остановились в пустыне. Но затем они нас дальше повезли, видимо, у них просто мотор перегрелся. В итоге привезли на разбитую ткацкую фабрику, которую немцы из ГДР построили. Нас там оставили, держали под дулами автоматов. В отличие от содержания в городе, охрана находилась рядом с нами.

Потом я узнал из радиопередачи, что правительственные войска вели наступление на Кандагар с целью освобождения российского экипажа. Видимо, поэтому талибы начали нас перепрятывать тогда. Через два-три дня нас вернули обратно.

— Афганская сторона выдвигала какие-то требования? Хотела что-то получить за ваше освобождение?

— Они за нас и так получили немало. Для начала они бесплатно захватили 34 тонны патронов. Потом, если бы нас официально забирал наш МИД, это было бы фактически признание «Талибана» на международном уровне. Правительственная авиация перестала бомбить город и аэродром Кандагара, они боялись, что нас убьют. Талибы требовали отпустить афганцев всех из российских тюрем. Говорили, что там якобы 60 тыс. человек. Но когда бросились составлять списки, то и 6 тыс. не смогли в них вписать, хотя включали даже погибших. Требовали, чтобы Россия не помогала «Северному альянсу», угрожали нас в противном случае сразу же убить.

  • Герой России Владимир Ильич Шарпатов
  • © Министерство обороны РФ

— Расскажите, пожалуйста, как произошёл сам побег? И почему именно в этот момент?

— 16 августа нас повезли на аэродром менять колесо. Мы решили улететь в середине дня, когда талибы молятся. Я велел заготовить верёвки в самолёте, распределил между экипажем обязанности, кто за чем смотрит — за зениткой, за истребителями.

Второй пилот доложил, что зенитчик сидит на своей позиции и даже не встал в туалет ни разу. Неожиданно к нам приехал талиб на велосипеде. Второй пилот попросил покататься, проехался и сказал, что зенитчик сидит. После этого я попросил покататься, набрался наглости, подъехал поближе к зенитке и увидел, что на месте зенитчика брошен брезентовый чехол, а человека нет. Когда мы сменили колесо, нас собрались вернуть в тюрьму. Но мы их убедили, что нам надо ещё двигатели опробовать. Мы решили взлетать в любом случае. Все дали согласие. Штурман сказал, что, когда нас везли, он увидел, где находится штаб талибов. Если подобьют, то мы туда спикируем.

Вспомогательная силовая установка (ВСУ) при запуске выключилась. Автоматика отрубала подачу топлива на ВСУ, так как пошёл перегрев турбины. Талибы спросили, что делать. Мы предложили подождать часик, чтобы ВСУ охладилась. Я вышел из кабины, отбросил ржавое ведро, встал под крыло, простоял минут сорок. Потом подошёл инженер и сказал: «Ушли молиться, в кабине три автоматчика».

Один двигатель мы успели запустить, от него запустили второй. Радист связался с вышкой и, чтобы усыпить бдительность талибов, попросил разрешения порулить по аэродрому. Вышка молчала, наверное, диспетчер тоже ушёл молиться. Я на двух двигателях начал выруливать, на ходу запустили мы остальные, включили оборудование. Разворачиваюсь на скоростную рулёжку с магистральной, мне докладывают, что едут «Урал» и автобус, чтобы перекрыть нам взлётную полосу. Делать нечего, я пошёл на взлёт. Опасность была в том, что колёса могли смяться, так как они были полуспущенными. Продолжаю взлёт, слева от центральной рулёжки несутся «Урал» и автобус. Они уже под крылом были, я их буквально на полсекунды опередил. У нас не хватало мощности, чтобы взлететь. Но я летал с грунтовых аэродромов до этого. На грунте надо оторваться пораньше. Поэтому я знал, что делать. Буквально с последней плиты взлетели.

  • Герой России Владимир Шарпатов
  • © kai.ru

Талибы услышали стук шасси, один из них заскочил в кабину. Бортинженер показывал жестами ему, что мы сделаем круг и сядем. Второй талиб передёрнул затвор и сказал, что будет стрелять. Я набрал высоту 50—70 метров, со скоростью разогнался, набрал высоты, потом резко от себя кидаю, создавая невесомость, ну а затем создавал отрицательную перегрузку. Талибы попадали, и члены экипажа впятером на них набросились, связали их заранее заготовленными верёвками. Один из них начал грызть верёвки, его прикладом огрели. Около границы с Ираном мы набираем высоту, связываемся с диспетчером, даём ему переданный нам пароль, и нас пропускают. Летим в ОАЭ.

Мы связались с фирмой, доложили ситуацию и время прилёта. Когда приземлились, меня полицейские за талиба приняли сначала из-за отросшей бороды, хотели огонь открыть. Когда разобрались, мы открыли двери, полиция зашла в самолёт. Мы отдали оружие, нас отвезли в офис и переодели в новую форму. После небольшого допроса нас повезли под усиленной охраной в отель «Континенталь» на берегу Персидского залива. Кроме флайт-менеджера, к нам никого не пускали и отключили телефоны. Когда пришёл флайт-менеджер, я через него договорился, чтобы мне разрешили позвонить домой. Мне запретили говорить, где приземлились и куда нас отвезли, боялись терактов. Только утром к нам приехали из посольства.

Через день нас под усиленной охраной перевезли в Абу-Даби. Российское МЧС прислало самолёт с журналистами и представителями власти. Во время полёта мне предложили посмотреть деньги, которые предлагали за наш выкуп. Идём в конец самолёта, там мешки, а в них $2 млн. По прилёте в Москву прошла пресс-конференция. Кстати, тех, кто нас упустил, талибы сразу казнили.

  • Кадр из фильма «Кандагар» (2010)
  • © Кадр из фильма «Кандагар» (2010)

— В 2010 году вышел фильм «Кандагар» о вашем подвиге. Насколько описанные в нём события соответствуют действительности? Понравилась ли вам картина?

— Андрей Кавун снял фильм по моему рассказу. Четыре месяца шли съёмки в Марокко, а в Москве на кинофабрике создали макет самолёта и пригласили меня. Я прочитал сценарий, посмотрел рабочие съёмки. У меня появились некоторые замечания. В целом всё соответствовало реальным событиям, но фильм художественный, там многое по-своему изображено, были допущены некоторые ляпы. Например, самолёт сначала выруливает на взлётную полосу, а потом только запускаются двигатели.

Мне заплатили только командировочные — и всё. Но я им благодарен за то, что они эту тему подняли. Я считаю, что про Героев России и Советского Союза нужно писать книги, снимать фильмы, статьи публиковать. Эти люди все достойны такого, так как они защищали интересы нашей страны.

 

* «Талибан» — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 14.02.2003.

Авиация Азия Ситуация в Афганистане Герой России История Наука ОАЭ Россия Самолет Талибан Незабытые истории

Безумная история дерзкого побега российского летчика из тюрьмы талибов

популярный

Блейк Стилуэлл

В августе 1995 года произошла серия событий, которые сегодня показались бы просто невероятными. Истребитель МиГ талибов перехватил российский Ил-76ТД Airstan, вынудив его приземлиться в международном аэропорту Кандагара в разгар общенациональной гражданской войны. Экипаж и его пассажиры были взяты в плен талибами. Их держали под стражей в течение года, пока российское правительство пыталось договориться об их освобождении с помощью сенатора США 9.0005

1990-е были сумасшедшим временем. Даже если наши защитные очки после 11 сентября сняты, кажется невероятным, что любое из вышеперечисленных событий может произойти — просто попробуйте представить эти безумные вещи:

  • Истребитель Талибана МиГ
  • Принуждение российского самолета к посадке
  • Российское правительство ведение переговоров
  • Сенатор США, помогающий России

Все это, конечно, правда. В 1994 году талибы вырвались из Кандагара и к моменту этого инцидента контролировали большую часть страны к югу от Кабула. Когда над ним пролетал самолет «Эйрстан», талибы все еще были в тупике против тогдашнего афганского правительства во главе с Бурхануддином Раббани.

Должно быть, это было неуклюжей просьбой для Раббани, который провел годы, сражаясь с русскими в Афганистане, только для того, чтобы попросить у них оружие, чтобы держать его подальше от других афганцев.

TFW вы теряете Афганистан и должны просить помощи у людей, у которых вы ее взяли.

Даже Jiffy Lube заставляет держать ключи на приборной панели, ребята.

Самолет Ил-76ТД «Эйрстан Ильюшин» перевозил 30 тонн оружия из Албании, направлявшегося для законного правительства Афганистана, когда его перехватил талибский МиГ-21. Это был старый истребитель, даже в 1990-х, но все же хватило, чтобы сбить Ильюшин II.

После приземления команда из семи человек была взята под стражу талибами, но на этом история не заканчивается. Когда переговоры между русскими и террористической группой начали буксуть, американский сенатор Хэнк Браун вмешался, чтобы облегчить переговоры, выиграв не только время русских, но и команду. Не повредило и то, что талибы хотели освободить часть своих людей в обмен на заключенных.

Больше года российский экипаж готовился к дерзкому побегу. Брауну удалось добиться от талибов согласия позволить экипажу российского Airstan обслуживать захваченный самолет, чтобы убедиться, что он будет в рабочем состоянии, когда, наконец, придет время взлетать. Браун посетил команду и сообщил им, что они будут обслуживать его.

Экипаж не только провел плановое техническое обслуживание, но и медленно, но верно подготовил его к вылету домой. Однажды, чуть более чем через год после захвата, они наконец получили свой большой шанс. Когда половина талибов, регулярно охранявших их, покинула группу, чтобы посетить вечернюю молитву, экипаж обманом заставил остальных оставить свое оружие за пределами самолета.

Они одолели оставшихся троих охранников и запустили двигатели.

К тому времени, когда талибы заметили, что самолет готовится к взлету, он уже рулил по взлетно-посадочной полосе. Они пытались заблокировать их взлет с помощью пожарной машины, но безрезультатно, русские поднялись в воздух задолго до позиции грузовика на взлетно-посадочной полосе. Талибы не догнали убегающих россиян всего на три-пять секунд.

Экипаж совершил невозможное, и талибы не смогли вовремя поднять перехватывающие самолеты, чтобы поймать их.


Они максимально быстро покинули воздушное пространство талибов и взяли курс на ОАЭ. К тому времени, когда они приземлились, президент России Борис Ельцин уже ждал у телефона, чтобы поздравить их. Вскоре они вернулись домой в Россию. Говорят, что экипаж празднует свой побег от ужасного события как второй день рождения. Талибы жестоко относятся к пленным, а экипаж «Аэростана Ильюшина Ил» считал всю страну пленником террористической группировки.

«Мое сердце искренне сочувствует этим людям. Я видел, какой у них нищий и жалкий уровень жизни. Они все еще воюют, потому что им больше нечего терять», — сказал Би-би-си один из членов съемочной группы.

Их дерзкий побег стал сюжетом российского фильма Кандагар, в 2010 году.

Кандагар — База данных огнестрельного оружия в Интернете

Кандагар

Постер фильма

Страна Россия
Режиссер Андрей Кавун
Дата выпуска 2010
Язык русский
украинский
пушту
дари
Студия Кинотеатр Рекун
Основное литье
Символ Актер
Владимир Карпатов Александр Балуев
Сергей Владимир Машков
Александр Здор Андрей Панин
Виктор Александр Голубев
Роман Вакуленко Богдан Бенюк

Кандагар (Российский название: КАНДАГАР ) — это русский фильм 2010). Экипаж российского грузового самолета из пяти человек захвачен талибами в Кандагаре, Афганистан, и, пробыв в плену более года, предпринимает попытку к бегству. Фильм основан на реальных событиях.

В фильме показано следующее оружие Кандагар :

Содержимое

  • 1 Пистолеты
    • 1.1 Браунинг Хай-Пауэр
    • 1,2 ЧР 52
  • 2 штурмовые винтовки
    • 2.1 АКМ
    • 2.2 Норинко Тип 56
    • 2.3 Карабин AIMS-74
    • 2,4 АК-74
  • 3 винтовки
    • 3.1 Карабин Мосина-Нагана M44
    • 3.2 Карабин Маузер
  • 4 Снайперская винтовка
    • 4.1 Снайперская винтовка PSL
  • 5 пулеметов
    • 5.1 Пулемет ПКМ
    • 5.2 Пулемет Горюнова СГМ
    • 5.3 Браунинг М2
    • Крупнокалиберный пулемет 5,4 КПВ
    • 5,5 Грязев-Шипунов ГШ-23Л
  • 6 Гранатомет
    • 6.1 РПГ-7
  • 7 гранат
    • 7. 1 Ручная граната Ф-1

Browning Hi-Power

Classic Commercial Browning Hi-Power (Belgian Mfg) — 9X19 мм

Taliban Fighter Firs стреляет в свой Browning Hi -Power

CZ 52

Чешский CZ 52 — 7,62×25 мм Tokarev

Один из Guards Holds Cz 52

AKM

AKMAKENTEL -steel WATER WATER WALIVER WATEL WATIVIVEL WOLIVIVEL WATIVIVEL WOLIVIVEL WALIVIVEL WALIFATE WALIVEL WATEL -WATIVER WALIVER -WALIVER -WALIVEL WALIVEL WALIVIT x39mm

Лидер талибов держит автомат АКМ

Лидер талибов стреляет из АКМ. Обратите внимание на размер магазина

Norinco Type 56

Norinco Type 56 (вариант с фиксированным прикладом) с откидным штыком («свинья-наклейка»), который был стандартным для НОАК Type 56s — 7,62×39мм

Один из охранников аэродрома стреляет из своего Norinco Type 56 с откидным штыком

У этого Norinco Type 56 нет откидного штыка типа «свинья-наклейка»

Карабин AIMS-74

Талибан держит AIMS- 74 (румынский клон АКС-74) с укороченным стволом, пластиковым магазином АК-74 и деревянной ложей.

АК-74

АК-74 — 5,45×39 мм

Автомат АК-74 лежит на земле

Талибан пытается перезарядить свой АК-74, но русский штурман отобрал магазин.

Карабин Мосина-Нагана M44

Карабин Мосина-Нагана M44 с присоединенным откидным штыком — 7,62×54 ммR.

Виден один из боевиков Талибана с карабином Мосина Нагана М44

Карабин Маузер

Виден один из боевиков Талибана с карабином Маузер

Тот же боец ​​навел карабин Маузер на радиста Виктора (Александр Голубев).

Снайперская винтовка PSL

PSL — 7,62×54 мм R

Справа виден один из боевиков Талибана со снайперской винтовкой PSL

Пулемет ПКМ

ПКМ с последней версией пламегасителя — 7,62×54 мм R

Пулемет ПКМ на крыше дома с пленными русскими летчиками 7,62×54 мм R.

Пулемет Горюнова СГМ на крыше дома с пленными русскими летчиками

Такой же пулемет в другом месте

Browning M2

Browning M2HB на автомобильной установке — .50 BMG

Browning M2HB на БТР VAB

Крупнокалиберный пулемет КПВ

Крупнокалиберный пулемет КПВ в сдвоенной зенитной установке ЗПУ-2 — 14,5×114 мм

Крупнокалиберный пулемет КПВ в сдвоенной зенитной установке ЗПУ-2 замечен на аэродроме

Грязев-Шипунов ГШ-23Л

Микоян-Гуревич МиГ-21У, вынуждающий грузовой Ил-76 приземлиться, вооружен автоматической пушкой Грязева-Шипунова ГШ-23Л.

Грайзев-Шипунов ГШ-23Л — 23х115мм

МиГ-21У имени Микояна-Гуревича, вынуждающий грузовой Ил-76 приземлиться, вооружен автоматической пушкой Грязева-Шипунова ГШ-23Л.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта