Приземлился на красной площади руст: 35 лет назад на Красной площади приземлился спортивный самолет Матиаса Руста
35 лет назад на Красной площади приземлился спортивный самолет Матиаса Руста
Город
, Люди
,
3 мин. на чтение35 лет назад на Красной площади приземлился спортивный самолет Матиаса Руста
Ольга Андреева
С некоторой натяжкой 19-летнего сына гамбургского электрика Матиаса Руста можно было бы назвать политическим романтиком, если бы не его врожденный авантюризм.
Живя в уютном и душноватом городке, он придумал идеальную страну Лагонию, где коммунисты и капиталисты живут в мире без железного занавеса. Идея слетать в Москву у него была давно, но Руст страшно трусил.
13 мая 1987 года он вылетел с аэродрома под Гамбургом в сторону Англии. За несколько месяцев до этого он получил лицензию пилота и в воздухе чувствовал себя неуверенно.
Утром 28 мая на аэродроме Хельсинки он сообщил диспетчеру, что летит в Стокгольм. В 13.21 (мск) он поднялся в воздух, но через 20 минут выключил все средства связи, снизился до 200 метров и резко сменил курс. Теперь он летел вдоль берега Балтики. В эстонском Кохтла-Ярве он пересек границу СССР и на низкой высоте полетел по оживленной трассе Хельсинки — Москва. К этому времени его потеряли все радары. Диспетчеры начали поиск и вскоре обнаружили загадочное масляное пятно неподалеку от Финского залива.
Пока Хельсинки искали погибшего Руста, в 14.10 его засекла наша ПВО. Его «Сессна» получила имя «цель 8255» и до Пскова сопровождалась «МиГами»: после того как пять лет назад был сбит южнокорейский «Боинг», у ПВО был приказ гражданские самолеты не сбивать, а просто вести.
К 19.00 Руст подлетел к Красной площади, понаблюдал за светофором и сел прямо среди автомобилей на Большой Москворецкий мост. Он доехал до Василия Блаженного и в 19.10 вышел из кабины. День был солнечный и теплый, а Руст — приветлив и открыт. Толпы туристов кинулись брать автографы у «голубя мира». Примерно через час «голубя» арестовали. Как назло 28 мая — это День пограничника. Для Вооруженных сил СССР пролет Руста по самым укрепленным территориям страны стал катастрофой. Газеты буквально растерзали Минобороны и службу ПВО.
Не боится сила злая
Никого и ничего.
Где ж ты, Троица Святая?
Где родное ПВО?
В итоге почти все руководство МО было заменено. Аналитики сравнивали последствия прилета Руста в Москву со сталинской чисткой 1937 года. В МО СССР упорно ходили слухи, что Горбачев использовал момент, чтобы избавиться от особенно преданных родине военных. В этой истории было много странного. Потом генералы говорили, что баки «Сессны» на Красной площади были полны — Руст дозаправился в Старой Руссе.
Так или иначе, но Руст отделался легким испугом и 15 месяцами советской тюрьмы. Потом его отпустили по амнистии и выдворили в ФРГ. Его последующая жизнь была полна приключений. В 1991 году он сел за то, что ударил ножом девушку, отказавшуюся пойти с ним на свидание. Торговал обувью, преподавал йогу, играл в покер, оказывал финансовые услуги. Его несколько раз обвиняли в мошенничестве и даже краже свитера из магазина. Он принял индуизм и женился на богатой наследнице из Бомбея, но брак вскоре распался. У него до сих пор берут интервью. Бесплатно Руст с журналистами не говорит.
В этот деньМатиас Руст на Красной площади
- Подписаться:
Пилот Матиас Руст: снова сесть на Красную площадь я бы уже не смог
Сегодня 53-летний Матиас Руст живет в окрестностях Гамбурга. В коротком интервью корреспонденту ТАСС накануне 35-й годовщины своего полета он рассказал, что в 1988-м после его возвращения из СССР немецкие власти отобрали у него лицензию пилота. Восстановить ее удалось лишь спустя несколько лет. Сейчас Руст уже не летает, говорит, что это стало для него слишком дорогим удовольствием. Однако тяга к адреналиновым приключениям никуда не делась — самолеты Матиасу заменил гоночный мотоцикл. На нем он путешествует по скоростным автобанам.
По словам Руста, о событиях, произошедших в мае 1987-го, в последние годы ему напоминала лишь его колли, которою он назвал Ваней (нем. Wanja) — в честь соседа по камере в изоляторе «Лефортово», где пилот-любитель провел несколько месяцев в ожидании суда.
С некоторых пор я не даю больших интервью и предпочитаю не распространяться о моей частной жизни. Скажу только, что всегда буду благодарен России, потому что со мной тогда обошлись весьма гуманно. Никто ничего от меня не утаивал и не старался упечь в тюрьму на долгие годы как опасного преступника. Следствие шло достаточно открыто. И это несмотря на то, что мой полет в Москву и посадка недалеко от Красной площади нанесли серьезное оскорбление репутации бывшего СССР и выставили советские силы обороны не в лучшем свете
Матиас Руст
А еще Матиас признался, что никогда не повторил бы свой полет. «Это как перерезанная пуповина. Некоторые вещи невозможно сделать дважды. Cнова сесть на Красную площадь я бы уже не смог, хотя бы потому, что современная российская ПВО этого уже точно не позволит», — заключил Руст.
Детство с видом на аэродром
Матиас Руст родился 1 июня 1968 года в немецком городке Ведель в 20 км от Гамбурга. Отец будущего пилота Карл-Хайнц Руст работал инженером-электриком на одном из крупных немецких заводов, а в середине 80-х открыл собственную фирму по продаже легкомоторных самолетов Cessna. По воспоминаниям Матиаса, мечтать о небе он начал еще в младшей школе. Рядом с домом Рустов находился небольшой аэродром, куда они часто ходили всей семьей на авиашоу. Несмотря на близорукость, Матиас подростком записался в местный аэроклуб, где на собственное 18-летие получил свой главный подарок — лицензию пилота. С тех пор у юноши появилась новая мечта — облететь на четырехместной «Цессне» весь мир.
Матиас Руст, 1987 год
© Peter Timm\ullstein bild via Getty Images
Первый длительный перелет Матиас Руст совершил 13 мая 1987 года. На арендованном Cessna-P172 Skyhawk он вылетел из аэропорта немецкого города Ютерзен и через пять часов приземлился в одном из аэропортов Шетландских островов (архипелаг на северо-востоке Шотландии).
Следуя мечте летать больше и дальше, молодой пилот собственноручно переоборудовал салон самолета: демонтировал пассажирские сидения, чтобы внутрь могло поместиться больше провизии и туристического снаряжения — на случай, если там, где он приземлится, вдруг не окажется гостиницы. В некоторых СМИ уже после полета Руста в Москву сообщалось, что пилот установил в салоне и несколько баков с горючим. Позже выяснилось, что Cessna Руста действительно была «дальнобойной», но дополнительные топливные резервуары находились не внутри самолета, а в его крыльях и были установлены производителем. Дальность полета P172 — около 1 500 км, что на 400 км превышает аналогичный показатель стандартной версии самолета.
Одновременно во Франкфурте-на-Майне в фирме «Айзеншмид» он заказал самые свежие навигационные карты. Позднее о всех подробностях подготовки к полету Руст рассказывал следователям Главной военной прокуратуры СССР.
Это были карты материковой части Северной Европы с прилегающими островами и западной части СССР, исполненные в масштабе 1:1000000.Они были выпущены командованием ВВС США и создавались с помощью американских разведывательных спутников. Карты содержали подробнейшую информацию о военной инфраструктуре и дислокации военных объектов Советского Союза, в том числе и частей противовоздушной обороны. На полях карт были нанесены предупреждения: «Самолет будет сбит без предупреждения, если станет двигаться вне разрешенного пространства»
Из воспоминаний Владимира Первакова, следователя по особо важным делам Главной военной прокуратуры СССР
Следующий перелет Матиаса состоялся 22 мая по маршруту Гамбург — Берген (Норвегия) — Хельсинки — Гамбург. Пролетев в этот раз около 2 600 миль, Матиас Руст поставил перед собой следующую цель — слетать из Германии в Москву.
Курс на Москву
Утром 28 мая 1987 года Матиас Руст сказал родителям, что отправляется в Стокгольм, и поехал на местный аэродром, где его уже ждала под завязку заправленная Cessna. В полдень Руст приземлился в финском местечке Малми, дозаправился, а затем взлетел вновь и взял курс на Стокгольм.
Первые 20 минут полет небольшого частного самолета проходил в штатном режиме, но затем Руст выключил радиостанцию, бортовые сигнальные огни, снизился до 200 м и резко сменил курс, направив свою Cessna в сторону СССР. Позднее Матиас рассказывал, что такой маневр обеспечивал ему выход из-под наблюдения диспетчеров и позволял скрыть истинное направление полета. В материалах уголовного дела Руста также была заметка о том, что во время полета на нем был обычный мотоциклетный шлем. Так юный пилот рассчитывал обезопасить себя от пуль, если на чужбине по нему вдруг решат открыть огонь.
Согласно отчетам Европейского агентства по авиационной безопасности, узнав об исчезновении Руста, диспетчер объявил о возможной авиакатастрофе. В район Финского залива, над которым пролегал маршрут немецкого пилота, была отправлена поисковая группа, которая обнаружила на поверхности воды масляное пятно. На месте была развернута спасательная операция, которая длилась несколько часов с привлечением водолазов и специальной техники. За эту ложную тревогу Русту впоследствии предъявили счет на $100 тыс.
Далее Матиас Руст, согласно его показаниям в советском суде, следовал по наземным ориентирам, заранее отмеченным на карте. Увидев дым из труб завода в эстонском городе Кохтла-Ярве, Руст понял, что летит в правильном направлении, и пересек границу с СССР.
Череда везений и случайностей
28 мая в 14.30 мск Матиас Руст уже летел над территорией Эстонии в сторону Чудского озера.
К этому моменту самолет Матиаса Руста уже высветился на радарах советской ПВО. Цели был присвоен код «8255», на нее были наведены сразу три зенитных ракетных дивизиона. Кроме этого, по тревоге в воздух были подняты несколько перехватчиков МИГ-21 и МИГ-23. Однако вскоре, так и не получив команду на уничтожение или принудительную посадку «Цессны», пилоты реактивных МИГов вернулись на свои аэродромы. Позднее Матиас Руст рассказывал иностранным журналистам, что советские военные самолеты одним своим видом едва не заставили его развернуться.
Я летел в облаках, практически ничего не видел под собой, когда впереди, на расстоянии нескольких километров, появился серебристый, быстро передвигающийся, нацелившийся на меня объект. Это был «МиГ» — самолет ПВО, наводящей страх советской системы противовоздушной обороны. Было очень сложно держать нервы под контролем. Это длилось всего несколько минут, ужасных минут
Из интервью Матиаса Руста итальянской газете La Repubblica
Страх перед советскими перехватчиками возник у Руста не случайно. Немецкий пилот-любитель вспомнил об инциденте со сбитым в 1983 году южнокорейским пассажирским лайнером. Но тем не менее продолжил полет. В три часа дня он оказался в районе Пскова, где в тот момент шли учения авиационного полка. По неизвестным до сих пор причинам дежурная смена ПВО присвоила «Цессне» в системе распознавания «cвой — чужой» код «свой», и Руст свободно продолжил путь к Москве.
Вскоре Матиасу Русту вновь крупно повезло. Когда он вошел в воздушное пространство Московского округа, то попал в холодный фронт с очень плотными облаками. Сначала, как установило следствие, его Cessna приняли за летящий без заявки советский легкомоторный самолет, а затем и вовсе за стаю птиц. По другой версии, незаметно подобраться к Москве Русту помогло отключение автоматизированной системы управления ПВО, на которой в тот день начались плановые регламентные работы.
© AP Photo
К шести вечера Руст был уже на подлете к Красной площади. Сделав над ней несколько кругов, он снизился в районе Большой Ордынки и приземлился в нескольких метрах от храма Василия Блаженного. По воспоминаниям очевидцев, Руст вылез из кабины, поставил под колеса колодки и принялся раздавать автографы. Через полчаса к его «Цессне» подъехала черная «Волга».
Приехала легковушка, потом грузовик с милицией: сотрудники установили заграждение, отогнали толпу, хотя люди не хотели от меня отходить. «Молодой человек, извините, но вам придется следовать за нами, — сказали мне вежливо.— Садитесь, прошу вас. В отделении выясним вашу историю с визой». Я сел в «Волгу», мы приехали в ближайшее отделение милиции
Из интервью Матиаса Руста итальянской газете La Repubblica
Суд и возвращение в Германию
В начале сентября 1987 года Матиас Руст предстал перед судом. Свой рискованный поступок он назвал «призывом к миру». Так он якобы хотел создать символический мост между Востоком и Западом. По воспоминаниям следователя Владимира Первакова, «Руст с юношества увлекался политикой и вопросами военных конфликтов, но этого особо не афишировал. Был очень огорчен тем, что встреча Горбачева и Рейгана в Рейкьявике в 1986 году не принесла ощутимых результатов. По его мнению, тем самым был упущен исторический шанс. Он полностью одобрял инициативы СССР и лично Горбачева в области разоружения. Будучи, как утверждал, искренним приверженцем мира, он решил привлечь внимание мирового сообщества к актуальности советских инициатив в области разоружения и движения за мир во всем мире», — писал в своих мемуарах Перваков.
Однако избежать наказания немецкому пилоту не удалось. Руста обвинили в хулиганстве, незаконном пересечении советской границы и приговорили к четырем годам лишения свободы.
Матиас Руст в суде, 1987 год
© Николай Малышев/ТАСС
Правда, отсидел Матиас в советской тюрьме всего чуть больше года. В 1988-м председатель президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко подписал указ об амнистии, под которую попал и Матиас Руст.
В 1989-м Матиас отправился на альтернативную военную службу в госпиталь города Риссен, где вновь умудрился попасть под статью. На этот раз, как писали немецкие СМИ, он ударил ножом медсестру за отказ пойти с ним на свидание. В 1991 немецкий суд приговорил его к пяти годам заключения, однако и в этот раз судьба была к нему благосклонна — через 15 месяцев Руста выпустили из тюрьмы за хорошее поведение.
Удар по военной верхушке
В прессе конца 1980-х этот инцидент назвали провалом всей ПВО страны. На это профессионалы из числа военных заявляли, что советская система противовоздушной обороны была создана для перехвата целей, способных нести угрозу для государства. Отлов хулиганов на легкомоторных самолетах, летящих к тому же на малой высоте, в ее задачи попросту не входил.
Тем не менее тогдашнее руководство страны во главе с Михаилом Горбачевым свои выводы сделало. Своих должностей лишились министр обороны Сергей Соколов, командующий ПВО Александр Колдунов и еще несколько высокопоставленных офицеров.
При этом споры о том, как 18-летнему пилоту-новичку удалось преодолеть, казалось бы, несокрушимую западную воздушную границу Советского Союза, не утихали еще долго. Периодически звучали предположения об участии в подготовке полета Матиаса Руста стран НАТО.
Нет никаких сомнений, что полет Руста был тщательно спланированной провокацией западных спецслужб. И что самое важное — проведена она с согласия и с ведома отдельных лиц из тогдашнего руководства Советского Союза
Из воспоминаний Петра Дейнекина, генерала армии, в 1985–1988 гг. командующего 37-й воздушной армией ВВС СССР
Однако, по словам военного следователя Владимира Первакова, Руст все же действовал в одиночку. Его посадка на Красной площади стала возможной лишь благодаря удивительному везению и сбоях в работе советской системы ПВО.
Справедливыми были и ссылки на большое количество ложных целей. Обыватель вряд ли понимает, какую сумятицу вносят в службу дежурных расчетов задержки и переносы рейсов воздушных судов, недисциплинированность экипажей малой авиации, учебных самолетов спортивных обществ и других организаций. Иногда думается: может, хорошо, что Руста не пытались здесь принудить к посадке? Правильные ли указания он мог получить от упомянутых командных пунктов? А как бы повели себя Руст и его самолетик с дополнительными топливными баками в крыльях?
Из воспоминаний Владимира Первакова, следователя по особо важным делам Главной военной прокуратуры СССР
В 1997 году Матиас Руст увлекся йогой и индуизмом, женился на девушке по имени Гита, по некоторым данным, дочери богатого торговца чаем из Бомбея.
Сегодня Руст работает финансовым аналитиком в одном из швейцарских банков. Любит путешествовать. Его Cessna после событий 1987 года тоже вернулась в Германию. Некоторое время, по данным немецкой прессы, ей владел некий японский бизнесмен, который хранил ее в ангаре в надежде со временем продать подороже. В 2008 году легкомоторный самолет выкупил Немецкий технический музей, и сегодня Cessna Матиаса Руста установлена в его фойе.
Василий Кучушев
В статье использованы фрагменты из книги Владимира Первакова «Полет Матиаса Руста в Москву. Мифы и реальность»
Приземление на Красной площади: дерзкий полет Матиаса Руста
Жолобов Вадим, Shutterstock.com В этот день 35 лет назад западногерманский летчик-подросток по имени Матиас Руст на взятом напрокат легком самолете Cessna 172 направился в самое сердце Советского Союза. 18-летнему парню удалось уклониться от самой сложной в мире системы противовоздушной обороны, прежде чем приземлиться в центре Москвы, всего в двух шагах от Кремля.
Полет Руста начался в Гамбурге, Германия, 13 мая 19 года.87. Имея на тот момент всего 50 часов налета, Раст прилетел в Исландию через Фарерские острова, прежде чем отправиться в Берген, Норвегия.
Cessna 172 была модифицирована для увеличения продолжительности полета за счет удаления сидений и добавления дополнительных топливных баков.
28 мая Руст прибыл в Хельсинки, заправился топливом и сообщил авиадиспетчеру, что вылетает в Стокгольм. Поднявшись в воздух, Раст замолчал по радио, выключил свое радиооборудование и исчез с радаров.
В 14:29 Раст и его самолет были замечены военными радарами, что побудило реактивные перехватчики МиГ-23 подняться в воздух. Истребители заметили небольшой белый самолет, но им было отказано в разрешении на бой. Они потеряли связь до того, как немецкий подросток исчез с радаров.
К 19:00, миновав советскую ПВО, Руст был над Москвой. Первоначально он намеревался приземлиться в Кремле, но решил приземлиться на Красной площади, чтобы добиться максимальной огласки. Руст пролетел над городом на высоте 30 футов над землей и из-за толпы на Красной площади приземлился на мосту, примыкающем к собору Василия Блаженного.
Когда солнце садилось, подросток вырулил на Cessna на Красную площадь, где вокруг легкого самолета собралась толпа и попросила автографы у Руста, который удивил зрителей, заявив, что он из Западной Германии.
В течение двух часов Раст был арестован. В сентябре 1987 года он был приговорен к четырем годам лагерей. Несмотря на приговор, Руст так и не попал в лагерь, а вместо этого был помещен в следственный изолятор строгого режима в Москве.
В следующем году, 19 августа88, отсидев 14 месяцев, Раст был освобожден Советским Союзом в качестве жеста доброй воли по отношению к Западу после ядерного договора, подписанного Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым.
Значение нарушения границы Советского Союза усиливается в случае рейса 007 Korean Air Lines, который всего четыре года назад был перехвачен и сбит истребителем Су-15, отклонившимся от траектории полета в советское воздушное пространство.
При крушении самолета Боинг 747 в 1983 году погибли все 269 человек.человек на борту и побудил Соединенные Штаты разрешить доступ во всем мире к своей глобальной системе позиционирования (GPS).
История Раста — это история храбрости и удачи. Сам Раст сказал о полете, что он должен был рассматриваться как мост, соединяющий Запад и Восток.
Cessna 172, зарегистрированная как D-ECJB, с 2008 года экспонируется в Немецком техническом музее в Берлине, Германия.
- История авиации
Подпишитесь на наши информационные бюллетени
Получать уведомления о самых горячих новостяхУстановив этот флажок, вы подтверждаете, что прочитали и согласны с нашей Политикой конфиденциальности и Условиями использования
Похожие сообщения
Подробнее
10 июня 1990 года пассажиры садятся на рейс British Airways 5390 из Бирмингема в Малагу никогда не мог себе представить…
byRosita Mickeviciute
Подробнее
Завод, на котором братья Райт начали производство самолетов в начале 20-го века, был сильно поврежден…
byRytis Beresnevicius
Подробнее
В этот день, 46 лет назад, днем 27 марта 1977 года, группа террористов взорвала…
byAlec Wignall
Подробнее
Вечером 21 декабря 1988 года рейс 103 авиакомпании Pan Am летел на высоте 31 000 футов над…
by Alec Wignall
Как пилот-подросток посадил Cessna на московский мост в 1987 году
Это история о том, как 18-летнему немецкому пилоту-любителю удалось вторгнуться в советское воздушное пространство и посадить свой арендованный Reims Cessna F172P на мост возле Красной площади. 13 мая 1987-го Матиас Руст вылетел с аэродрома Ютерсен недалеко от Гамбурга, планируя провести следующие две недели в полетах по Северной Европе.
Убрав сиденья и добавив дополнительные топливные баки, Руст направился сначала на Фарерские острова, а затем в Исландию. Раст остановился в Бергене, Норвегия, на обратном пути домой, а затем снова в аэропорту Хельсинки-Малми (HEM) для дозаправки. Заполняя свой план полета в Финляндии, Руст сообщил службе управления воздушным движением (УВД), что летит в Стокгольм, Швеция.
Руст отключил все средства связи
Руст вылетел из Хельсинки в 12:21 по местному времени и после последней связи с УВД развернул свой самолет на восток в районе города Нуммела. Финский УВД пытался связаться с Рустом, но он отключил все свое оборудование связи.
План полета Раста. Изображение: Akeosnhaoe через Wikimedia Commons.
Руст пролетел через Балтику и в Советский Союз над Эстонией и сразу повернул в сторону Москвы. Вскоре Руст был обнаружен советскими средствами ПВО и отслежен несколькими батальонами 54-го корпуса ПВО. В ожидании разрешения на запуск ракет класса «земля-воздух» для расследования были отправлены два МиГ-23.
В 14:48 МИГи заметили нечто, похожее на спортивный самолет Як-12, и попросили разрешения на бой. Это было опровергнуто, и пилоты МИГа потеряли Cessna из виду в районе города Гдов. Когда Руст вел медленно летящий самолет в сторону Москвы, недопонимание между подразделениями обороны привело к путанице. Поскольку местный авиаполк под Псковом находился на маневрах, диспетчеры предположили, что все самолеты в этом районе дружественные.
Изначально Руст хотел приземлиться в Кремле
Около 19:00 Руст появился над Москвой и намеревался посадить самолет за стенами Кремля. Затем он решил, что если он это сделает, КГБ может арестовать его и отрицать факт инцидента.
Он изменил план, чтобы посадить самолет на Красной площади, но огромное количество людей на площади сделало это невозможным. Покружив несколько минут, 18-летний парень решил, что лучший вариант для него — приземлиться на Большом Москворецком мосту у собора Василия Блаженного.
Раст успешно приземлился, и его приветствовали прохожие, которые попросили у него автограф. Когда его спросили, откуда он, он сказал «Германия», что, по мнению всех в толпе, было Восточной Германией, дружественным соседом Советского Союза. Вскоре прибыла полиция и арестовала молодого немецкого летчика.
Руст был приговорен к четырем годам исправительно-трудового лагеря
2 сентября 1987 года на суде над Рустом немец был признан виновным в хулиганстве, нарушении границ СССР и нарушении авиационных законов. За преступления он был приговорен к четырем годам ИТЛ, но вместо этого отбывал срок в следственном изоляторе строгого режима в Москве.
Через два месяца после суда президент США Рональд Рейган встретился с Михаилом Горбачевым, чтобы подписать договор о запрещении ядерного оружия средней дальности в Европе. В знак благосклонности к Западу Верховный Совет приказал выпустить «Руст» в августе 1988 года.
Арендованная «Сессна», использовавшаяся для D-ECJB в Немецком техническом музее в Берлине.