Дело о крушении малайзийского Boeing на востоке Украины в 2014 году
Дело о крушении малайзийского Boeing на востоке Украины в 2014 году — РИА Новости, 17.11.2022
Дело о крушении малайзийского Boeing на востоке Украины в 2014 году
Пассажирский самолет Boeing-777 компании Malaysia Airlines, летевший рейсом Mh27 из Амстердама (Нидерланды) в Куала-Лумпур (Малайзия), потерпел крушение 17 июля РИА Новости, 17.11.2022
Пассажирский самолет Boeing-777 компании Malaysia Airlines, летевший рейсом Mh27 из Амстердама (Нидерланды) в Куала-Лумпур (Малайзия), потерпел крушение 17 июля 2014 года на востоке Украины. При трагедии погибли все 298 человек, которые находились на борту воздушного судна. Они являлись гражданами 10 стран, в том числе 193 подданных Нидерландов и 43 – Малайзии, 27 – Австралии. Курс лайнера пролегал над регионом, где власти Украины с апреля 2014 года проводили силовую операцию, направленную против недовольных февральским госпереворотом жителей Донбасса. Обломки самолета были обнаружены в районе населенного пункта Грабово Донецкой области Украины (ныне Донецкая Народная Республика Российской Федерации). Эта территория контролировалась ополчением самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР). Украинские власти сразу обвинили в случившемся ополченцев, которые, в свою очередь, отмечали, что не имеют средств, способных сбить лайнер на такой высоте. Версию Киева поддержала Австралия, заявившая, что самолет был сбит поставленной из России ракетой «земля-воздух» с территории, контролируемой ополченцами. По данным РФ, самолет был сбит украинской ракетой. Украина обратилась к ряду иностранных государств с просьбой провести международное расследование катастрофы. Нидерланды, потерявшие в ней наибольшее количество своих граждан, согласились с предложением Киева взять на себя ведущую роль в расследовании. Голландия обязалась проводить его в тесном сотрудничестве с заинтересованными странами, ООН и ICAO (Международная организация гражданской авиации). 28 июля Украина и Нидерланды заключили соглашение о международной миссии защиты расследования крушения малайзийского авиалайнера в Донецкой области, созданной для содействия сбору останков и проведению расследования на месте авиакатастрофы самолета и состоявшей из экспертов и представителей полиции Нидерландов, Австралии и других стран, граждане которых находились в разбившемся самолете. В конце июля международная миссия авиационных экспертов и полицейских прибыла на Украину для работы на месте падения авиалайнера. Эксперты приступили к работе после того, как получили гарантии от обеих сторон противостояния о прекращения огня. Они закончили сбор обломков авиалайнера к концу апреля 2015 года.Для расследования обстоятельств крушения малайзийского Boeing на Украине 7 августа 2014 года была создана международная следственная группа (Совместная следственная группа, Joint Investigation Team, JIT), в которую сначала вошли представители Австралии, Нидерландов, Бельгии и Украины. 4 декабря 2014 года в ее состав были включены представители Малайзии.Полевой штаб следственной группы начал свою работу в помещении Генеральной прокуратуры Нидерландов 1 сентября 2014 года.Для выяснения обстоятельств катастрофы проводилось два расследования – техническое (установление причин крушения самолета) и уголовное (привлечение к ответственности виновных).Расследованием причин катастрофы занималась Совместная следственная группа и Совет безопасности Нидерландов (Dutch Safety Board, DSB).9 сентября 2014 года Нидерланды выпустили предварительный отчет, согласно которому малайзийский лайнер развалился в воздухе из-за «структурных повреждений, вызванных внешним воздействием многочисленных высокоэнергетических объектов». Однако источник этих объектов установлен не был. «Наиболее вероятно, что самолет был сбит с земли», – сообщил представитель следствия.13 октября 2015 года Совет безопасности Нидерландов закончил свое расследование обстоятельств авиакатастрофы и представил отчет. В докладе отмечалось, что авиалайнер потерпел крушение в результате взрыва ракеты серии 9М38, произошедшего снаружи самолета слева от кабины пилотов, а ракета была выпущена из зенитно-ракетного комплекса «Бук» с территории площадью 320 квадратных километров на востоке Украины. Она приблизилась к лайнеру почти встречным курсом. Однако документ не приводил данных о том, с какой территории было сбито воздушное судно и кто виноват. Председатель Совета безопасности Нидерландов сообщил, что для установления точного места пуска ракеты по малайзийскому лайнеру потребуется дополнительное расследование.Совместная следственная группа, проводящая уголовное расследование, 28 сентября 2016 года представила предварительное заключение. В нем утверждалось, что самолет был сбит из района населенного пункта Первомайское, к югу от населенного пункта Снежное, которые в день трагедии находились под контролем ополченцев. Из отчета также следует, что сбивший лайнер зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) «Бук», якобы прибывший из России на территорию Украины, вернулся в РФ утром 18 июля 2014 года.24 мая 2018 года Совместная следственная группа обнародовала промежуточные результаты расследования причин трагедии, где утверждалось, что сбивший самолет ЗРК «Бук» принадлежал 53-й зенитно-ракетной бригаде Вооруженных сил России, дислоцированной в Курске. В качестве доказательства была предъявлена обшивка двигателя ракеты. Кроме того, стало известно, что круг подозреваемых по делу о крушении самолета сужен до нескольких десятков человек.19 июня 2019 года Совместная следственная группа по разбившемуся рейсу Mh27 объявила имена четырех подозреваемых. Согласно заявлению, среди подозреваемых – россияне Игорь Гиркин, Сергей Дубинский и Олег Пулатов, а также украинец Леонид Харченко. Следствие считает их причастными и к доставке ЗРК «Бук» на позицию в Донбассе, и к удару по малайзийскому лайнеру. При этом в качестве доказательств использовалась информация из сомнительных источников (например, фотографии из соцсетей, новости из интернета).14 ноября 2019 года Совместная следственная группа опубликовала новые данные по крушению самолета и причастности к этому России. Следователи выложили сообщения о якобы перехваченных переговорах между представителями Донбасса и российскими чиновниками. В пресс-релизе следственной группы было сказано, что она собирает сведения о тех, кто отдал приказы в военной и административной иерархической структуре, в результате которых стало возможным сбить авиалайнер. В феврале 2020 года стало известно, что Национальная прокуратура Нидерландов предъявила обвинения и вызвала четырех подозреваемых по делу о крушении малайзийского рейса МН17 в суд. Судебный процесс по делу о крушении рейса Mh27 начался 9 марта 2020 года в особо охраняемом судебном комплексе Схипхол под Амстердамом (Нидерланды). По делу проходят четыре фигуранта – россияне Игорь Гиркин, Сергей Дубинский, Олег Пулатов и украинец Леонид Харченко. Пулатова на суде представляет международная группа, состоящая из двух голландских и одного российского адвоката. Остальных подозреваемых судят заочно. С 8 июня 2021 года идет рассмотрение дела по существу. В декабре 2021 года прокуратура Нидерландов выступила с обвинительным актом, потребовав приговорить всех четырех обвиняемых к пожизненному заключению «за уничтожение самолета в составе организованной группы, которое привело к гибели 298 человек, и убийство пассажиров, находившихся на борту». Линия гособвинения строится на показаниях исключительно анонимных свидетелей. Защита обвиняемого по делу россиянина Пулатова заявляла, что это мешает оценить достоверность их показаний, однако прокуратура Нидерландов настаивает на том, что анонимность необходима в целях безопасности. Голландские адвокаты, защищающие в суде россиянина Олега Пулатова, считают, что обвинение только притворяется, что знает, будто рейс МН17 был сбит ополченцами ракетой «Бук», у них нет ответов на многие вопросы. По мнению защиты, прокуратура не знает, кто нажал на кнопку, кто отдал приказ и почему нажали кнопку, а также какой именно «Бук» использовался. МИД РФ заявлял, что обвинения в причастности к крушению самолета России, которой было отказано в праве стать участницей международной следственной группы, голословны и вызывают сожаление, а расследование предвзятое и однобокое. По словам главы ведомства Сергея Лаврова, оно переполнено двойными стандартами. Лавров отмечает, что в ходе рассмотрения дела был проигнорирован натурный эксперимент концерна «Алмаз-Антей», никто не просит Украину раскрыть данные с радаров, предоставить записи переговоров диспетчеров с Mh27, а также США показать данные со спутников, которые, как они заявили, неопровержимо доказывают правоту следствия (якобы на них виден момент запуска ракеты). Российская сторона, по словам заместителя генпрокурора России Николая Винниченко, передала Нидерландам не только данные российских радаров, но и документацию, свидетельствующую, что ракета ЗРК «Бук», поразившая Boeing, принадлежала Украине, а пущена она была с подконтрольной Киеву территории, однако эту информацию следователи проигнорировали. При этом в первый день заседания суда обвинение признало, что получило и изучает данные российской прокуратуры. Российская сторона обращала внимание, что следственная группа по МН17 полагается на непроверенные источники, игнорируя неопровержимые доказательства, предоставленные РФ. Так судья Дагмар Костер заявлял, что выводы следствия о том, что ЗРК «Бук» был доставлен из России и затем перевезен обратно, основаны на украинских фото- и видеоматериалах. Он также сообщал, что следствие просмотрело более 500 видео и фото «Бука», «найденные в интернете». При этом в министерстве обороны РФ указывали на фальсификации в видеозаписях. Как заявляли в оборонном ведомстве в 2018 году, следствие делает выводы на основании изображений из соцсетей, «подвергнутых искусной обработке компьютерными средствами графического редактирования». Так, например, видео о передвижении якобы российского «Бука», которым был сбит лайнер, по территории Украины – это анимация, сделанная на основе одиночной фотографии. При этом фото или видеоматериалами предполагаемого пуска ракеты следствие не располагает. Кроме того, по сообщению Минобороны РФ, все ракеты, двигатель от которой продемонстрировала голландская комиссия по расследованию крушения Mh27, были утилизированы после 2011 года. Окружной суд Гааги (Нидерланды) 17 ноября 2022 года вынесет вердикт по делу о крушении в 2014 году малайзийского Boeing (рейс Mh27) на востоке Украины. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
справки, международная организация гражданской авиации, malaysia airlines, оон, нидерланды, украина, россия, сергей лавров, николай винниченко, boeing-777, крушение малайзийского boeing под донецком, авиакатастрофа boeing 777 под донецком (2014)
Справки, Международная организация гражданской авиации, Malaysia Airlines, ООН, Нидерланды, Украина, Россия, Сергей Лавров, Николай Винниченко, Boeing-777, Крушение малайзийского Boeing под Донецком, Авиакатастрофа Boeing 777 под Донецком (2014)
Пассажирский самолет Boeing-777 компании Malaysia Airlines, летевший рейсом Mh27 из Амстердама (Нидерланды) в Куала-Лумпур (Малайзия), потерпел крушение 17 июля 2014 года на востоке Украины. При трагедии погибли все 298 человек, которые находились на борту воздушного судна. Они являлись гражданами 10 стран, в том числе 193 подданных Нидерландов и 43 – Малайзии, 27 – Австралии.
Курс лайнера пролегал над регионом, где власти Украины с апреля 2014 года проводили силовую операцию, направленную против недовольных февральским госпереворотом жителей Донбасса. Обломки самолета были обнаружены в районе населенного пункта Грабово Донецкой области Украины (ныне Донецкая Народная Республика Российской Федерации). Эта территория контролировалась ополчением самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР).
Украинские власти сразу обвинили в случившемся ополченцев, которые, в свою очередь, отмечали, что не имеют средств, способных сбить лайнер на такой высоте. Версию Киева поддержала Австралия, заявившая, что самолет был сбит поставленной из России ракетой «земля-воздух» с территории, контролируемой ополченцами. По данным РФ, самолет был сбит украинской ракетой.
Украина обратилась к ряду иностранных государств с просьбой провести международное расследование катастрофы. Нидерланды, потерявшие в ней наибольшее количество своих граждан, согласились с предложением Киева взять на себя ведущую роль в расследовании. Голландия обязалась проводить его в тесном сотрудничестве с заинтересованными странами, ООН и ICAO (Международная организация гражданской авиации).
28 июля Украина и Нидерланды заключили соглашение о международной миссии защиты расследования крушения малайзийского авиалайнера в Донецкой области, созданной для содействия сбору останков и проведению расследования на месте авиакатастрофы самолета и состоявшей из экспертов и представителей полиции Нидерландов, Австралии и других стран, граждане которых находились в разбившемся самолете. В конце июля международная миссия авиационных экспертов и полицейских прибыла на Украину для работы на месте падения авиалайнера. Эксперты приступили к работе после того, как получили гарантии от обеих сторон противостояния о прекращения огня. Они закончили сбор обломков авиалайнера к концу апреля 2015 года.
Для расследования обстоятельств крушения малайзийского Boeing на Украине 7 августа 2014 года была создана международная следственная группа (Совместная следственная группа, Joint Investigation Team, JIT), в которую сначала вошли представители Австралии, Нидерландов, Бельгии и Украины. 4 декабря 2014 года в ее состав были включены представители Малайзии.
Полевой штаб следственной группы начал свою работу в помещении Генеральной прокуратуры Нидерландов 1 сентября 2014 года.
Для выяснения обстоятельств катастрофы проводилось два расследования – техническое (установление причин крушения самолета) и уголовное (привлечение к ответственности виновных).
Расследованием причин катастрофы занималась Совместная следственная группа и Совет безопасности Нидерландов (Dutch Safety Board, DSB).
9 сентября 2014 года Нидерланды выпустили предварительный отчет, согласно которому малайзийский лайнер развалился в воздухе из-за «структурных повреждений, вызванных внешним воздействием многочисленных высокоэнергетических объектов». Однако источник этих объектов установлен не был. «Наиболее вероятно, что самолет был сбит с земли», – сообщил представитель следствия.
13 октября 2015 года Совет безопасности Нидерландов закончил свое расследование обстоятельств авиакатастрофы и представил отчет. В докладе отмечалось, что авиалайнер потерпел крушение в результате взрыва ракеты серии 9М38, произошедшего снаружи самолета слева от кабины пилотов, а ракета была выпущена из зенитно-ракетного комплекса «Бук» с территории площадью 320 квадратных километров на востоке Украины. Она приблизилась к лайнеру почти встречным курсом. Однако документ не приводил данных о том, с какой территории было сбито воздушное судно и кто виноват. Председатель Совета безопасности Нидерландов сообщил, что для установления точного места пуска ракеты по малайзийскому лайнеру потребуется дополнительное расследование.
Совместная следственная группа, проводящая уголовное расследование, 28 сентября 2016 года представила предварительное заключение. В нем утверждалось, что самолет был сбит из района населенного пункта Первомайское, к югу от населенного пункта Снежное, которые в день трагедии находились под контролем ополченцев. Из отчета также следует, что сбивший лайнер зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) «Бук», якобы прибывший из России на территорию Украины, вернулся в РФ утром 18 июля 2014 года.
24 мая 2018 года Совместная следственная группа обнародовала промежуточные результаты расследования причин трагедии, где утверждалось, что сбивший самолет ЗРК «Бук» принадлежал 53-й зенитно-ракетной бригаде Вооруженных сил России, дислоцированной в Курске. В качестве доказательства была предъявлена обшивка двигателя ракеты. Кроме того, стало известно, что круг подозреваемых по делу о крушении самолета сужен до нескольких десятков человек.
19 июня 2019 года Совместная следственная группа по разбившемуся рейсу Mh27 объявила имена четырех подозреваемых. Согласно заявлению, среди подозреваемых – россияне Игорь Гиркин, Сергей Дубинский и Олег Пулатов, а также украинец Леонид Харченко. Следствие считает их причастными и к доставке ЗРК «Бук» на позицию в Донбассе, и к удару по малайзийскому лайнеру. При этом в качестве доказательств использовалась информация из сомнительных источников (например, фотографии из соцсетей, новости из интернета).
14 ноября 2019 года Совместная следственная группа опубликовала новые данные по крушению самолета и причастности к этому России. Следователи выложили сообщения о якобы перехваченных переговорах между представителями Донбасса и российскими чиновниками. В пресс-релизе следственной группы было сказано, что она собирает сведения о тех, кто отдал приказы в военной и административной иерархической структуре, в результате которых стало возможным сбить авиалайнер.
В феврале 2020 года стало известно, что Национальная прокуратура Нидерландов предъявила обвинения и вызвала четырех подозреваемых по делу о крушении малайзийского рейса МН17 в суд.
Судебный процесс по делу о крушении рейса Mh27 начался 9 марта 2020 года в особо охраняемом судебном комплексе Схипхол под Амстердамом (Нидерланды). По делу проходят четыре фигуранта – россияне Игорь Гиркин, Сергей Дубинский, Олег Пулатов и украинец Леонид Харченко. Пулатова на суде представляет международная группа, состоящая из двух голландских и одного российского адвоката. Остальных подозреваемых судят заочно. С 8 июня 2021 года идет рассмотрение дела по существу.
В декабре 2021 года прокуратура Нидерландов выступила с обвинительным актом, потребовав приговорить всех четырех обвиняемых к пожизненному заключению «за уничтожение самолета в составе организованной группы, которое привело к гибели 298 человек, и убийство пассажиров, находившихся на борту».
Линия гособвинения строится на показаниях исключительно анонимных свидетелей. Защита обвиняемого по делу россиянина Пулатова заявляла, что это мешает оценить достоверность их показаний, однако прокуратура Нидерландов настаивает на том, что анонимность необходима в целях безопасности.
Голландские адвокаты, защищающие в суде россиянина Олега Пулатова, считают, что обвинение только притворяется, что знает, будто рейс МН17 был сбит ополченцами ракетой «Бук», у них нет ответов на многие вопросы. По мнению защиты, прокуратура не знает, кто нажал на кнопку, кто отдал приказ и почему нажали кнопку, а также какой именно «Бук» использовался.
МИД РФ заявлял, что обвинения в причастности к крушению самолета России, которой было отказано в праве стать участницей международной следственной группы, голословны и вызывают сожаление, а расследование предвзятое и однобокое. По словам главы ведомства Сергея Лаврова, оно переполнено двойными стандартами. Лавров отмечает, что в ходе рассмотрения дела был проигнорирован натурный эксперимент концерна «Алмаз-Антей», никто не просит Украину раскрыть данные с радаров, предоставить записи переговоров диспетчеров с Mh27, а также США показать данные со спутников, которые, как они заявили, неопровержимо доказывают правоту следствия (якобы на них виден момент запуска ракеты).
Российская сторона, по словам заместителя генпрокурора России Николая Винниченко, передала Нидерландам не только данные российских радаров, но и документацию, свидетельствующую, что ракета ЗРК «Бук», поразившая Boeing, принадлежала Украине, а пущена она была с подконтрольной Киеву территории, однако эту информацию следователи проигнорировали. При этом в первый день заседания суда обвинение признало, что получило и изучает данные российской прокуратуры.
Российская сторона обращала внимание, что следственная группа по МН17 полагается на непроверенные источники, игнорируя неопровержимые доказательства, предоставленные РФ. Так судья Дагмар Костер заявлял, что выводы следствия о том, что ЗРК «Бук» был доставлен из России и затем перевезен обратно, основаны на украинских фото- и видеоматериалах. Он также сообщал, что следствие просмотрело более 500 видео и фото «Бука», «найденные в интернете». При этом в министерстве обороны РФ указывали на фальсификации в видеозаписях. Как заявляли в оборонном ведомстве в 2018 году, следствие делает выводы на основании изображений из соцсетей, «подвергнутых искусной обработке компьютерными средствами графического редактирования». Так, например, видео о передвижении якобы российского «Бука», которым был сбит лайнер, по территории Украины – это анимация, сделанная на основе одиночной фотографии. При этом фото или видеоматериалами предполагаемого пуска ракеты следствие не располагает.
Кроме того, по сообщению Минобороны РФ, все ракеты, двигатель от которой продемонстрировала голландская комиссия по расследованию крушения Mh27, были утилизированы после 2011 года.
Окружной суд Гааги (Нидерланды) 17 ноября 2022 года вынесет вердикт по делу о крушении в 2014 году малайзийского Boeing (рейс Mh27) на востоке Украины.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Следователи рейса Mh27 обнаружили «убедительные признаки» того, что Путин одобрил ракеты : NPR
Следователи рейса Mh27 обнаружили «убедительные признаки» того, что Путин одобрил ракеты сепаратистов, сбивших рейс Mh27 в 2014 году российской ракетой.
Мир
8 февраля 2023 г. , 11:05 по восточному времени
По номеру
Ассошиэйтед Пресс
Люди идут среди обломков на месте крушения рейса Mh27 Malaysia Airlines возле села Грабово, Украина, 17 июля 2014 года. Все 298 человек на борту погибли. Дмитрий Ловецкий/AP скрыть заголовок
переключить заголовок
Дмитрий Ловецкий/AP
Люди идут среди обломков на месте крушения самолета рейса Mh27 Malaysia Airlines возле поселка Грабово, Украина, 17 июля 2014 года. Все 298 человек на борту погибли.
Дмитрий Ловецкий/AP
ГААГА, Нидерланды. В среду международная группа следователей заявила, что обнаружила «убедительные доказательства» того, что президент России Владимир Путин одобрил поставку тяжелых зенитных вооружений украинским сепаратистам, сбившим рейс Mh27 Malaysia Airlines в 2014 году российской ракетой. .
Однако члены Объединенной следственной группы заявили, что у них недостаточно доказательств для судебного преследования Путина или любых других подозреваемых, и они приостановили свое 8,5-летнее расследование сбития, в результате которого погибли все 298 человек на борту Боинга 777, летевшего из Амстердама в Куала-Лумпур. .
Россия всегда отрицала свою причастность к крушению самолета над востоком Украины 17 июля 2014 года и отказывалась сотрудничать с международным расследованием.
Прокуратура Нидерландов заявила, что «есть веские основания полагать, что российский президент принял решение о поставке» украинским сепаратистам ракетной системы «Бук», которая сбила Mh27.
«Хотя мы говорим о веских доказательствах, высокая планка полных и убедительных доказательств не достигнута», — заявил прокурор Нидерландов Дигна ван Бетцелар, добавив, что без сотрудничества с Россией «расследование достигло своего предела. Все версии исчерпаны. .»
Она также сказала, что как глава государства Путин будет иметь иммунитет от судебного преследования в Нидерландах.
Команда воспроизвела запись перехваченного телефонного разговора, в котором, по их словам, было слышно, как Путин обсуждает конфликт на востоке Украины.
«Мы разочарованы? Нет, потому что мы думаем, что продвинулись дальше, чем когда-либо думали в 2014 году. Хотели бы мы пойти дальше? Конечно, да», — сказал Энди Крааг из голландской полиции.
Команда проинформировала родственников погибших при крушении Mh27 о своих выводах, прежде чем обнародовать их.
«Было разочарование, потому что… они хотели знать, почему был сбит Mh27», — сказал Крааг. «Нам действительно ясно, что произошло, но ответ на вопрос, почему был сбит Mh27, все еще остается в России».
Ван Боцелаер сказал, что, пока расследование приостановлено, телефонные линии останутся открытыми для возможных свидетелей, которые все еще могут захотеть дать показания. Если это произойдет, расследование может быть возобновлено.
Российские официальные лица заявляют, что решение об оказании военной поддержки повстанцам летом 2014 года было в руках Путина.
Решение о поставке оружия было даже отложено на неделю «поскольку решение принимает только один (…), человек, который сейчас находится на саммите во Франции», — сообщили в следственной группе со ссылкой на телефонный разговор имел в виду Путина.
Прокуроры заявили, что в это время Путин находился на праздновании Дня Д во Франции.
Заявление следственной группы было сделано спустя почти три месяца после того, как голландский суд осудил двух россиян и украинского повстанца за участие в сбитии самолета. Один россиянин был оправдан судом.
Ни один из подозреваемых не явился на суд, и было неясно, будут ли когда-либо отбывать наказание трое, признанные виновными в множественных убийствах.
Обвинительные приговоры и вывод суда о том, что зенитно-ракетный комплекс «Бук» был выпущен с российской военной базы, были расценены как явное указание на причастность Москвы к трагедии. Россия всегда отрицала свою причастность. В ноябре МИД России обвинил суд в том, что он поддался давлению со стороны голландских политиков, прокуратуры и средств массовой информации.
Но ноябрьские приговоры показали, что в 2014 году Москва полностью контролировала самопровозглашенную Донецкую Народную Республику, сепаратистскую территорию на востоке Украины, где была запущена ракета. Ракетный комплекс «Бук» поступил из 53-й зенитно-ракетной бригады российских вооруженных сил, дислоцированной в Курске.
Совместная следственная группа состоит из экспертов из Нидерландов, Австралии, Малайзии, Бельгии и Украины. Большинство жертв были голландцами. Он продолжил расследование в отношении экипажа ракетной системы, сбившей самолет, и тех, кто отдал приказ о ее развертывании в Украине.
Помимо уголовного процесса, состоявшегося в Нидерландах, правительства Нидерландов и Украины предъявляют иски против России в Европейском суде по правам человека в связи с ее предполагаемой ролью в крушении Mh27.
Выводы, опубликованные в среду, скорее всего, укрепят позицию в суде по правам человека, а также могут быть использованы прокурорами Международного уголовного суда, которые расследуют возможные военные преступления в Украине, относящиеся к началу сепаратистского конфликта.
Сообщение спонсора
Стать спонсором NPR
MH27: Три виновных в качестве суда считают, что контролируемая Россией группа сбила авиалайнер
Судьям показали реконструкцию обломков Mh27 в рамках судебного процесса по делу об убийстве
Анна Холлиган и Кейт Ванди
BBC News
Голландский суд признал троих мужчин виновными в убийстве за то, что в 2014 году над восточной Украиной был сбит пассажирский самолет, в результате чего погибли 298 человек.
Суд установил, что рейс Mh27 был сбит ракетой российского производства, поставленной из России и выпущенной вооруженной группой, находящейся под контролем России.
Мужчин — двух россиян и одного украинца — заочно признали виновными и приговорили к пожизненному заключению. Третий россиянин был оправдан.
Ракетный обстрел был одним из самых громких военных преступлений в Украине до того, как обвинения в зверствах стали почти ежедневной реальностью.
Многие родственники погибших считают, что если бы восемь лет назад мир отреагировал по-другому и занял бы более жесткую позицию в отношении России, вторжения в Украину и последовавшей за этим геополитической нестабильности можно было бы избежать.
Судьи постановили, что сбить самолет было преднамеренным действием, хотя трое признанных виновными намеревались сбить военный, а не гражданский самолет.
Игорь Гиркин, военачальник так называемой Донецкой Народной Республики, был осужден за развертывание ракеты и обращение за помощью к России
Было установлено, что Сергей Дубинский отдал приказ и руководил транспортировкой установки «Бук».
Олег Пулатов был единственным из четырех обвиняемых, кто имел защитника на суде. Судьи оправдали его, хотя и сочли, что он знал о ракете.
17 июля 2014 года 298 человек, в том числе 80 детей и 15 членов экипажа, сели на рейс 17 Malaysia Airlines в Куала-Лумпур в амстердамском аэропорту Схипхол.
Самолет летел на высоте 33 000 футов над Украиной. Это были первые дни попыток России контролировать часть страны.
В то время это была зона конфликта на относительно низком уровне, но недавно боевые действия перекинулись в воздух. В предыдущие месяцы было сбито несколько военных самолетов.
В ответ Украина закрыла воздушное пространство на меньших высотах — до 32 000 футов. Но самолеты продолжали летать по стране.
Боинг 777 Malaysia Airlines летел на высоте 1000 футов над ограниченным воздушным пространством.
В 13:20 по Гринвичу он потерял связь с авиадиспетчерской службой.
Из 298 человек на борту из 17 стран 196 были из Нидерландов, 43 из Малайзии, 38 из Австралии и 10 из Великобритании. Они собрались для отпуска мечты, конференции по СПИДу, семейных торжеств и многого другого. В мгновение ока все планы на будущее рухнули.
«Я до сих пор по ним скучаю», — говорит Силен Фредрикс, стены ее украшены снимками сына Брайса и его подруги Дейзи. Молодая пара направлялась на Бали, чтобы получить удовольствие после трудного года.
Впереди 2022 год, и вторжение Москвы в Украину в феврале открыло едва зажившие раны.
Image caption,
Силене Фредрикс потеряла своего 23-летнего сына, когда Mh27 был сбит над Украиной. Она убеждена, что нынешнего конфликта можно было бы избежать, если бы в 2014 году мир занял более жесткую позицию.
«Путина никогда не останавливали и до сих пор не останавливают. И он не остановится, пока его не остановят», — сказала Силен. Я надеюсь, что мир сейчас проснется, потому что мы знали это уже восемь лет назад».0007
Россия всегда отрицала свою причастность и вместо этого выдвигала ряд альтернативных теорий, предполагая, что ракету выпустил украинский истребитель, или что украинские правительственные силы несут ответственность, а в некоторых случаях сфабриковали доказательства в поддержку своих утверждений.
Они, в свою очередь, были тщательно разоблачены с помощью материалов, собранных группой международных следователей, и были отклонены голландским судом.
Команда обнаружила, что разрушение самолета в воздухе было вызвано детонацией 9-го российского производства.Боевая часть типа Н314М установлена на ракете 9М38М1, запущенной с востока Украины с помощью ракетного комплекса «Бук».
Элиот Хиггинс, основатель исследовательской платформы Bellingcat, изучил улики из открытых источников. Его команда установила связи с российской 53-й зенитно-ракетной бригадой и просмотрела сообщения 200 солдат в социальных сетях, чтобы подтвердить личность и роль многих членов подразделения, базирующегося в российской военной казарме в Курске. Bellingcat поделился своими выводами с голландской прокуратурой. Он считает, что суд выявил неоспоримые доказательства причастности России.
«Я думаю, что на данный момент, и особенно с обвинительным вердиктом, — сказал нам Элиот, — любой, кто будет утверждать, что Россия не была причастна к этому сбитию, действительно нелепый человек».
Источник изображения, Силен Фредрикс
Подпись к изображению,
Дейзи и Брайс сидели в ряду 17, когда самолет был сбит
Основываясь на своих выводах, Элиот Хиггинс считает, что события 2014 и 2022 годов неразрывно связаны.
«Люди просто закрывали на это глаза, политикам просто было неудобно призывать Россию так, как они действительно должны были это делать. И они не реагировали так, чтобы предотвратить вторжение в 2022 году. Я думаю, что Украине нужно было больше военной поддержки, должно было быть больше санкций, должен был быть более сильный ответ, чем мы видели в то время. Могли быть превентивные меры, которые спасли бы много жизней».
Суд дал возможность опровергнуть российскую дезинформацию. Судьи отклонили альтернативную версию событий, выдвинутую производителем ракет «Бук» «Алмаз-Антей», как сфальсифицированную и не получившую независимой оценки.
«Была сама катастрофа. Но следующей катастрофой, я бы сказал, было то, что Россия никогда не сотрудничала. И это причиняло дополнительную боль всем нам. И зачем это было нужно? Просто извините», — говорит нам Ханс де Борст. , когда он показывает нам праздничные фотографии своей 17-летней дочери Эльсемиек.
Источник изображения, Ханс де Борст
Подпись к изображению,
Единственный ребенок Ханса де Борста, Эльсемиек, был на борту рейса Mh27.
Семьи, оказавшиеся в эпицентре катастрофы Mh27, доверились расследованию под руководством Нидерландов.
«Для меня это чрезвычайно важно, — стоически говорит он, — потому что именно это чувство справедливости необходимо свершить в мире, убивающем людей, которые просто отправляются в отпуск. Если правосудие не вершится, тогда все ваше чувство хорошего мира больше не существует. Так что справедливость, принесенная вам таким количеством людей, вызывает хорошее чувство, и я надеюсь, что это немного успокоит вас».
Сопоставив воедино улики, в том числе перехваченные телефонные разговоры, показания очевидцев и даже металлические осколки, найденные в телах экипажа, следователи смогли установить тип оружия, отследить его путь — от казармы в России, через границу до на востоке Украины, контролируемом пророссийскими сепаратистами, и выявить основных подозреваемых.
Это трое россиян и один украинец. Наиболее известным из них является Игорь Гиркин, который, по словам прокуратуры, является бывшим полковником российской разведки ФСБ.
Кремль прекратил судебное разбирательство, и все подозреваемые отказались явиться в суд. Только один, Олег Пулатов, нанял команду голландских юристов для защиты в суде.
Маловероятно, что решение суда приведет к тому, что кто-то будет отбывать срок в тюрьме за это массовое убийство, но расследование создало неопровержимые исторические записи и принесло семьям некоторое спокойствие.
«Мы никогда не вернем наших детей, — соглашается Силен Фредрикс, — но… нам нужна правда. И нам нужна справедливость. Это малая часть нашей справедливости».
Image caption,
«Если правосудие не вершится, то ваше представление о хорошем мире больше не существует», — говорит Ханс де Борст.
Mh27: В поисках истины их стремление к справедливости.
Доступно на iPlayer с 20:00 по Гринвичу (только для Великобритании).