+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Состояние и тенденции развития рынка авиаперевозок в россии: 2022: тенденции авиатранспортного рынка России

0

2022: тенденции авиатранспортного рынка России

ATO.ru — «Авиакомпании РФ по итогам 2021 года перевезли около 112 млн пассажиров», — отрапортовал министр транспорта Виталий Савельев президенту России Владимиру Путину в начале января. Это всего на 12,5% меньше показателей допандемийного и к тому же рекордного (в новейшей российской истории) 2019 года. При этом внутренние перевозки достигли 89 млн пассажиров, превысив докризисные показатели на 22%.

По объемным показателям российские авиакомпании, особенно на фоне европейских коллег, выглядят настоящими передовиками. Какие же факторы будут влиять на состояние рынка воздушного транспорта в 2022 году (если не брать в расчет форс-мажорные геополитические риски, о которых даже не хочется думать)?

По-прежнему самым непредсказуемым из них является пандемия COVID-19. Совершенно очевидно, что вызванных пандемией глобальных ограничений на авиапутешествия не избежать и в этом году. Некоторые надежды на возрождение международного трафика можно возлагать на расширение масштабов вакцинирования населения, разработку новых, «быстрых» тестов или на всеобщую отмену ограничений на международные поездки в силу их неэффективности, как недавно предложила ВОЗ. Однако самым реальным и ожидаемым всеми участниками рынка событием может стать взаимное признание странами вакцин и паспортов путешественника.

Действия отечественных госрегуляторов относятся к сильным факторам влияния на рынок авиаперевозок. Здесь, как всегда, можно ожидать сюрпризов с любой стороны, но можно определить три направления, решение по которым находится в повестке работы регуляторов и способно оказать серьезное влияние на отдельные компании и отрасль в целом.

Это восстановление предсказуемости и прозрачности принятия решений по выдаче разрешений для выполнения международных регулярных и чартерных пассажирских рейсов, завершение подготовительных мероприятий для перевода воздушных судов иностранного производства в российский реестр и финализация затянувшейся истории с ресертификацией самолета Boeing 737MAX.

Но в конечном итоге ландшафт рынка будет определяться планами и действиями самих авиаперевозчиков. Российские авиакомпании, опираясь на значительный потенциал внутреннего рынка, продолжают наращивать объемы перевозок и наперегонки друг с другом увеличивают и обновляют свой флот. При этом сами участники отмечают избыток на рынке провозных мощностей и как следствие — заметное падение тарифов по сравнению с предкризисным 2019 годом.

Не в обиду другим участникам рынка, в наступившем году за несколькими компаниями стоит понаблюдать повнимательнее.

Группа «Аэрофлот», крупнейшее авиатранспортное формирование страны с долей в объемах российского рынка авиаперевозок порядка 40%, очевидно, имеет ключевое влияние на весь рынок. Заметно, что авиакомпании, входящие в группу, действуют в строгом соответствии с откорректированной стратегией развития на период до 2028 года. Головная авиакомпания «Аэрофлот российские авиалинии» продолжит оптимизацию флота за счет получения эффективной западной техники, сокращения типов воздушных судов и их общего количества. Ведется работа по повышению уровня сервиса. Если международное сообщение будет восстанавливаться так же медленно, как и в предыдущем году, участники внутреннего рынка продолжат ощущать повышенное давление со стороны флагмана на ВВЛ. Интересно посмотреть, какое дальнейшее развитие получит первый региональный хаб (точнее, пока только узловой аэропорт) авиакомпании в Красноярске.

Еще одна сетевая авиакомпания группы — «Россия», которая с недавнего времени уже располагает вторым по численности флотом в стране, до конца августа заберет у «Аэрофлота» все оставшиеся Superjet 100, и к концу года количество российских региональных джетов достигнет 87, а общее количество ВС приблизится к 150. Значимым для страны должна стать поставка в авиакомпанию во втором полугодии первых четырех среднемагистральных самолетов нового поколения МС-21, что подтверждает ее заявленный статус центра компетенций по эффективной эксплуатации отечественных воздушных судов.

Находящаяся в коммерческом управлении «Аэрофлота» и располагающая таким значительным парком «Россия» — все более серьезный игрок как в региональном, так и в туристическом сегменте.

Но наибольшее влияние на рынок в целом продолжит оказывать «Победа» — стратегический драйвер роста объема перевозок группы. Этот единственный на данный момент в стране лоукостер может войти в летнюю навигацию второй по объемам перевозок авиакомпанией страны, а к концу года приблизиться к первому месту. В этом году дискаунтер планирует увеличить флот на 45% за счет перевода из «Аэрофлота» 20 узкофюзеляжных Boeing 737-800, доведя численность парка до 64 единиц.

Радикальное воздействие «Победы» может ощутить рынок перевозок из Санкт-Петербурга. Именно здесь, по имеющейся информации, «Победа» может забазировать не менее 10 самолетов.

Всегда любопытно и полезно следить за крупнейшей частной авиакомпанией страны S7 Airlines / группой S7, где произошла смена управленческой команды и все большее влияние на ее стратегию оказывает молодой руководитель. В авиакомпании идет активное обновление флота за счет новейших узкофюзеляжных самолетов семейства Airbus A320neo, число которых в конце прошлого года достигло 38 — больше, чем у всех остальных, вместе взятых, операторов в России. В прошлом году началось выполнение грузовых авиаперевозок на конвертированных узкофюзеляжных Boeing 737-800BCF. В целом взвешенная и продуманная стратегия этой компании не предусматривает сколь-либо стремительного количественного развития.

Но в этом году наибольший интерес привлекает проект запуска группой S7 нового лоукостера — авиакомпании Citrus, о которой известно пока немногое. Объявлены лишь первые города ее базирования (Казань и Омск), планируемая дата запуска (июль) и тип самолетов (A320neo), численность которых в ее парке к концу года может достичь восьми.

Частная авиакомпания Smartavia, которая базируется в Архангельске (где она зарегистрирована), Санкт-Петербурге и Москве, нацелена на стремительный рост. Согласно новой стратегии смарт-лоукостер, как он себя позиционирует, к 2025 году должен войти в пятерку крупнейших авиаперевозчиков РФ, нарастив пассажиропоток до 16 млн чел. в год. Для этого авиакомпания, являющаяся в данный момент одной из самых быстрорастущих на рынке, планирует взять в лизинг 40 новых самолетов Airbus A320neo, причем семь лайнеров поступят уже в этом году. Компания впервые получает новые самолеты. Еще из примечательного: Smartavia в этом году переходит на базирование в Шереметьево и будет интересно посмотреть, какие она выберет направления.

Базирующаяся в Ростове-на-Дону, Краснодаре и Минеральных Водах авиакомпания «Азимут» стала первой в стране, целиком построившей свой бизнес на эксплуатации российских региональных реактивных самолетов Superjet 100. Однако в прошлом году ее руководство приняло решение приобрести шесть более вместительных и «дальнобойных» Airbus A220-300 и стать первым оператором этого нового типа воздушных судов в России. Ожидаем начала поставок в этом году. У авиакомпании появится возможность развивать не только внутреннюю маршрутную сеть, в том числе направления в Сибирь, но также международные направления в страны СНГ, Европы и Ближнего Востока. «Азимут» при этом не отказывается от дальнейшего получения SSJ 100. Кроме того, в планах предприятия ввести в эксплуатацию ангар для техобслуживания воздушных судов в своем основном базовом аэропорту Платов в 2022 году.

Внимание привлекают два аспекта деятельности принадлежащей ГМК «Норильский никель» авиакомпании NordStar. На фоне стремительного роста бизнеса электронной коммерции норильское авиапредприятие развивает новое направление — грузовые авиаперевозки. В ближайшее время NodrStar ожидает получения в лизинг двух узкофюзеляжных конвертированных фрейтеров Boeing 737-800BCF для выполнения полетов по России и в Китай.

Любопытна также программа модернизации флота и стратегия компании: в прошлом году она подписала соглашение о создании консорциума с региональной «КрасАвиа» и передала ей все свои турбовинтовые самолеты ATR 42. Таким образом, частная NordStar сосредоточилась на выполнении среднемагистральных перевозок на Boeing 737, а региональные рейсы обеспечиваются принадлежащей Красноярскому краю «КрасАвиа». Дальнейшее обновление ее флота зависит от ресертификации самолета Boeing 737MAX российским авиарегулятором.

Главный некоммерческий авиаперевозчик — созданная по поручению президента страны единая дальневосточная авиакомпания «Аврора» — будет находиться под пристальным вниманием чиновников разных ведомств и, вероятно, получит приоритетное финансирование.

Эта авиакомпания, запущенная в 2021 году, планирует перевезти более 200 тыс. пасс. на 30 социально значимых рейсах. В текущем году компания приступит к модернизации флота.

Таков далеко не исчерпывающий список примечательных событий и тенденций на рынке воздушного транспорта страны, привлекших наше внимание. Хотите узнать больше, поделиться своим мнением, познакомиться с интересными людьми? Воспользуйтесь возможностью приобщиться к обсуждению актуальных проблем и перспектив отрасли, посещая мероприятия, проводимые профессионалами, и читая ATO.ru.

Блог Алексея Комарова

Ведущий блога — председатель редакционного совета Алексей Комаров.

Состояние, проблемы и тенденции развития рынка авиаперевозок в России

Автор: Лебедев Филипп Л.

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 07.07.2016 2016-07-07

Статья просмотрена: 6934 раза

Скачать электронную версию

Скачать Спецвыпуск IV региональная научно-практическая конференция «Приоритетные задачи охраны репродуктивного здоровья и пути их решения» (pdf)

Библиографическое описание:

Лебедев, Филипп Л. Состояние, проблемы и тенденции развития рынка авиаперевозок в России / Филипп Л Лебедев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.1 (117.1). — С. 63-66. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32175/ (дата обращения: 25.03.2023).



Статья написана в рамках постоянно действующего семинара «Основы научных исследований в логистике» и соответствует плану научных работ кафедры логистики ГУУ. Основные направления исследований соответствуют ключевым вопросам функциональных подсистем логистики, фундаментальное изложение которых приведено в трудах [2,3].

Цель работы – проанализировать состояние авиаперевозок, выявить проблемы, влияющие на рост количества авиаперевозок.

Состояние авиаперевозок в России

Российский рынок авиаперевозок находится в процессе развития. Он прямо зависит от уровня экономики и уровня жизни в России. Большинство авиакомпаний маленькие и находятся на грани вывода с рынка.

Если сравнивать количество авиаперевозок с 2000 по 2014 гг., то можно сделать вывод о том, что объемы перевозок выросли.

В диаграмме 1 и диаграмме 2 приведены данные Росстата, которые иллюстрируют реальное состояние авиаперевозок в России.

Диаграмма 1 – Перевозки пассажиров воздушным транспортом общего пользования (млн. чел.)


Диаграмма 2 – Перевозки грузов воздушным транспортом общего пользования (млн. тонн)

С 2000 по 2014 г. объем перевозок пассажиров увеличился в 4 раза, а перевозки грузов — в 1,6 раз. Небольшой спад перевозок наблюдается в 2009 году в основном в связи с острой фазой мирового финансового кризиса, которая привела к увеличению цен на билеты. Однако на следующий год количество авиаперевозок стабилизировалось и увеличилось на 23%. В 2014 году объем пассажирских авиаперевозок составил 95 млн. человек, а объем грузовых перевозок составил 1,3 млн. т. [1,4,5,11]. Однако отечественный рынок авиаперевозок еще не поднялся до уровня 90-х гг.

Плавный, но продолжительный спад авиаперевозок с начала 90-х до 2000-х связан с тем, что в после распада СССР Россия перешла к рыночной форме экономики. Этот переход привел к усилению западного влияния на Российскую экономику на фоне упадка работы промышленности в стране. Отечественные самолеты отстают в технологическом развитии по сравнению с западными [1,10].

Проблемы развития грузовых и пассажирских авиаперевозок в России

С 2000-х годов идет маленький, но стабильный рост авиаперевозок, однако есть факторы, которые препятствуют быстрому развитию.

Негативные факторы, препятствующие развитию грузовых перевозок:
1) Нехватка Основных логистических операторов,
2) проблемы в инфраструктуре аэропорта предназначенной для обслуживания перевозок.
3) Нерациональная политика цен Российских аэропортов.

Негативные факторы, препятствующие развитию пассажирских перевозок:

1) Ограничения пропускной способности аэропортов

2) Ослабление конкуренции на Воздушных Линиях

3) Развитие Скоростного железнодорожного транспорта

4) использование иностранного парка самолетов вместо отечественного [6,7,12]
Тенденции развития российских авиаперевозок

Отечественная авиация поддерживает рост количества авиаперевозок в стране, которые опережают темпы экономического роста экономики и темпы роста объемов перевозок авиации в мире. В диаграмме 5 и диаграмме 6 представлены прогнозы роста пассажирооборота и грузооборота в России.

Диаграмма 5

Диаграмма 6

Данные прогнозы показывают, что к 2030-му году будет утроен объем грузовых и пассажирских авиаперевозок. Также рост обусловлен тем что устаревшие самолеты будут сняты с рынка российских авиаперевозок, а вместо них будет поставлено около 2500 единиц новых.

Пассажирооборот в России в 2030 г. может составить около 630 млрд. пкм. Это может быть связано с тем, что российские авиакомпании будут производить больше перевозок, из-за спроса на авиацию.

Грузооборот увеличится, когда российские авиакомпании выйдут в мировой рынок. Для увеличения спроса на грузовые авиаперевозки, необходимо развивать российскую экономику. [8,9,12]

Вывод

Воздушный транспорт имеет огромное значение в перевозке грузов и пассажиров. С 2000-2014 гг. Количество перевозок пассажиров увеличилось в 4 раза, а перевозки грузов — в 1.6 раз. Однако отечественный рынок авиаперевозок еще не поднялся до того уровня, который был в 1990-х года. Отечественная авиация поддерживает рост объемов авиаперевозок в стране. Предполагается, что рост авиаперевозок с 2015-2030 будет составлять 6-8% за год.

Литература:

  1. Авиаперевозки в России [Электронный ресурс] // транспортный портал режим доступа: http://Urfotrans.ru/
  2. АникинБ.А., ВайнВ.М., ВодяноваВ.В., ВороновВ.И., ГапоноваМ.А., ЕрмаковИ.А., ЕфимоваВ.В., ЗаичкинН.И., КравченкоМ.В., ПузановаИ.А., РодкинаТ.А., СероваС.Ю., СерышевР.В., ФедоровЛ.С. Логистика: тренингипрактикум. Учебное пособие / Москва, 2014.
  3. Аникин Б.А.; Родкина Т.А.; Волочиенко В.А.; Заичкин Н.И.; Межевов А.Д.; Федоров Л.С.; Вайн В.М.; Воронов В.И.; Водянова В.В.; Гапонова М.А.; Ермаков И.А.; Ефимова В.В.; Кравченко М.В.; Серова С.Ю.; Серышев Р.В.; Филиппов Е.Е.; Пузанова И.А.; Учирова М.Ю.; Рудая И.Л. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Учебное пособие / Москва, 2014.
  4. Букалова М. В. состояние рынка пассажирских авиаперевозок в РФ [Электронный ресурс] // Транспортная клиринговая компания. Режим доступа: http://media.rspp.ru/document/1/a/a/aa5d9436d83f17ed06a49e4dcce531c6. pdf
  5. Комаристый, Е. Н. Информационно-модельный комплекс для исследования рынка граждан- ских авиаперевозок/ Отв. ред. М. В. Лычагин. ⎯ Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2006. — 144 c.
  6. Окулов В. М. Политика России в сфере грузовых авиаперевозок: Развитие мультимодальной логистики / В. М. Окулов // Конференция «Грузовые авиаперевозки – главный тренд глобальной логистики» МАТФ-2012
  7. Серёмина Р. Н. Особенности формирования российского рынка авиаперевозок [Текст] / Р. Н. Серёмина // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 219-221.
  8. Состояние и перспективы развития гражданской авиации России [Электронный ресурс] // ГосНИИ ГА 2013 режим доступа: http://www.atminst.ru/up_files/doklad_1_29-01-2013.pdf
  9. Стратегические аспекты развития региональных авиаперевозок в Российской Федерации [электронный ресурс] // Наука и транспорт. Гражданская авиация 2013 режим доступа: http://www. rostransport.com/science_transport/pdf/7/6-9.pdf
  10. Фейгенбаум Ю.М. / Почему в российском небе все меньше российских пассажирских самолетов // конференция «Влияние случайных эксплуатационных повреждений на прочность и ресурсы авиационных конструкций» ФГУП ГосНИИ ГА-2013г
  11. Центральная база статистических данных [электронный ресурс]Режим доступа: http://cbsd.gks.ru/
  12. Шапкин В. С. Состояние и перспективы развития гражданской авиации России // “Аэромеханика, прочность, поддержание летной годности ВС” МГТУГА 2013

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, перевозка грузов, авиаперевозка, воздушный транспорт, диаграмма, перевозка пассажиров, общее пользование, отечественная авиация, отечественный рынок авиаперевозок, российская экономика.

Похожие статьи

Особенности формирования

российского рынка авиаперевозок

Россия, рынок авиаперевозок, линия, региональная авиация, воздушный транспорт, Российская

Федерация, Дальний Восток, Западная Европа, авиационная сфера, дальнее Зарубежье.

Развитие гражданского

авиационного транспорта РФ в условиях…

Транспортировка пассажиров и грузов по морским акваториям. Авиационный. Пассажирские перевозки.

Основные термины (генерируются автоматически): транспортный комплекс, РФ, перевозка, воздушный транспорт, авиационная отрасль, компания, гражданская авиация

Исследование тарифной политики авиакомпании на

рынке

В связи с проведенным исследованием можно сделать вывод, основной целью изучения

рынка воздушных перевозок, как и целью всех конъюнктурных исследований авиакомпаний, является анализ особенностей, связанных с прогнозированием пассажирских авиаперевозок при. ..

Системный анализ основных проблем и тенденций

грузовых

авиакомпания, авиаперевозка, груз, проблема, перевозка, Российская Федерация, международный рынок, логистическая цепь, Россия, логистическая система.

Международные

грузовые авиаперевозки в транспортной

Воздушные перевозки авиационным транспортом в международной логистике являются в настоящее время особой специфической отраслью перемещения товарных грузов и пассажиров по всему миру…

Маркетинговый анализ

рынка авиатранспортных услуг…

Анализ рынка авиаперевозок строится на общих подходах к исследованию рынка товаров и услуг.

Далее проанализированы движущие факторы, которые влияют на спрос на воздушные перевозки в Калининграде.

Пассажирские авиаперевозки на Дальнем Востоке

Пассажирооборот транспорта общего пользования в 2014 году составил 554 млрд. пассажиро-километров, из них на воздушный транспорт пришлось 44

Для примера взята компания Хабаровские авиалинии, осуществляющая постоянные перевозки пассажиров внутри региона.

Перспективы развития различных видов

транспорта

Общий грузооборот транспорта. 412,4.

И сложившиеся в России порядки слегка отпугивают западных инвесторов, которые смогли бы вложить довольно крупные денежные средства для того, чтобы рынок грузовых авиаперевозок в России шагал в ногу со временем.

Сравнительный анализ деятельности международных аэропортов…

Рынок международных авиаперевозок динамично развивается, благодаря тому, что транспортировка при помощи самолетов

Воздушные суда компании качественно выполняют авиаперевозки пассажиров в России и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Особенности формирования

российского рынка авиаперевозок

Россия, рынок авиаперевозок, линия, региональная авиация, воздушный транспорт, Российская Федерация, Дальний Восток, Западная Европа, авиационная сфера, дальнее Зарубежье.

Развитие гражданского

авиационного транспорта РФ в условиях. ..

Транспортировка пассажиров и грузов по морским акваториям. Авиационный. Пассажирские перевозки.

Основные термины (генерируются автоматически): транспортный комплекс, РФ, перевозка, воздушный транспорт, авиационная отрасль, компания, гражданская авиация

Исследование тарифной политики авиакомпании на

рынке

В связи с проведенным исследованием можно сделать вывод, основной целью изучения рынка воздушных перевозок, как и целью всех конъюнктурных исследований авиакомпаний, является анализ особенностей, связанных с прогнозированием пассажирских авиаперевозок при…

Системный анализ основных проблем и тенденций

грузовых. ..

авиакомпания, авиаперевозка, груз, проблема, перевозка, Российская Федерация, международный рынок, логистическая цепь, Россия, логистическая система.

Международные

грузовые авиаперевозки в транспортной

Воздушные перевозки авиационным транспортом в международной логистике являются в настоящее время особой специфической отраслью перемещения товарных грузов и пассажиров по всему миру…

Маркетинговый анализ

рынка авиатранспортных услуг…

Анализ рынка авиаперевозок строится на общих подходах к исследованию рынка товаров и услуг.

Далее проанализированы движущие факторы, которые влияют на спрос на воздушные перевозки в Калининграде.

Пассажирские авиаперевозки на Дальнем Востоке

Пассажирооборот транспорта общего пользования в 2014 году составил 554 млрд. пассажиро-километров, из них на воздушный транспорт пришлось 44

Для примера взята компания Хабаровские авиалинии, осуществляющая постоянные перевозки пассажиров внутри региона.

Перспективы развития различных видов

транспорта

Общий грузооборот транспорта. 412,4.

И сложившиеся в России порядки слегка отпугивают западных инвесторов, которые смогли бы вложить довольно крупные денежные средства для того, чтобы рынок грузовых авиаперевозок в России шагал в ногу со временем.

Сравнительный анализ деятельности международных аэропортов…

Рынок международных авиаперевозок динамично развивается, благодаря тому, что транспортировка при помощи самолетов

Воздушные суда компании качественно выполняют авиаперевозки пассажиров в России и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Похожие статьи

Особенности формирования

российского рынка авиаперевозок

Россия, рынок авиаперевозок, линия, региональная авиация, воздушный транспорт, Российская Федерация, Дальний Восток, Западная Европа, авиационная сфера, дальнее Зарубежье.

Развитие гражданского

авиационного транспорта РФ в условиях. ..

Транспортировка пассажиров и грузов по морским акваториям. Авиационный. Пассажирские перевозки.

Основные термины (генерируются автоматически): транспортный комплекс, РФ, перевозка, воздушный транспорт, авиационная отрасль, компания, гражданская авиация

Исследование тарифной политики авиакомпании на

рынке

В связи с проведенным исследованием можно сделать вывод, основной целью изучения рынка воздушных перевозок, как и целью всех конъюнктурных исследований авиакомпаний, является анализ особенностей, связанных с прогнозированием пассажирских авиаперевозок при…

Системный анализ основных проблем и тенденций

грузовых. ..

авиакомпания, авиаперевозка, груз, проблема, перевозка, Российская Федерация, международный рынок, логистическая цепь, Россия, логистическая система.

Международные

грузовые авиаперевозки в транспортной

Воздушные перевозки авиационным транспортом в международной логистике являются в настоящее время особой специфической отраслью перемещения товарных грузов и пассажиров по всему миру…

Маркетинговый анализ

рынка авиатранспортных услуг…

Анализ рынка авиаперевозок строится на общих подходах к исследованию рынка товаров и услуг.

Далее проанализированы движущие факторы, которые влияют на спрос на воздушные перевозки в Калининграде.

Пассажирские авиаперевозки на Дальнем Востоке

Пассажирооборот транспорта общего пользования в 2014 году составил 554 млрд. пассажиро-километров, из них на воздушный транспорт пришлось 44

Для примера взята компания Хабаровские авиалинии, осуществляющая постоянные перевозки пассажиров внутри региона.

Перспективы развития различных видов

транспорта

Общий грузооборот транспорта. 412,4.

И сложившиеся в России порядки слегка отпугивают западных инвесторов, которые смогли бы вложить довольно крупные денежные средства для того, чтобы рынок грузовых авиаперевозок в России шагал в ногу со временем.

Сравнительный анализ деятельности международных аэропортов…

Рынок международных авиаперевозок динамично развивается, благодаря тому, что транспортировка при помощи самолетов

Воздушные суда компании качественно выполняют авиаперевозки пассажиров в России и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Особенности формирования

российского рынка авиаперевозок

Россия, рынок авиаперевозок, линия, региональная авиация, воздушный транспорт, Российская Федерация, Дальний Восток, Западная Европа, авиационная сфера, дальнее Зарубежье.

Развитие гражданского

авиационного транспорта РФ в условиях. ..

Транспортировка пассажиров и грузов по морским акваториям. Авиационный. Пассажирские перевозки.

Основные термины (генерируются автоматически): транспортный комплекс, РФ, перевозка, воздушный транспорт, авиационная отрасль, компания, гражданская авиация

Исследование тарифной политики авиакомпании на

рынке

В связи с проведенным исследованием можно сделать вывод, основной целью изучения рынка воздушных перевозок, как и целью всех конъюнктурных исследований авиакомпаний, является анализ особенностей, связанных с прогнозированием пассажирских авиаперевозок при…

Системный анализ основных проблем и тенденций

грузовых. ..

авиакомпания, авиаперевозка, груз, проблема, перевозка, Российская Федерация, международный рынок, логистическая цепь, Россия, логистическая система.

Международные

грузовые авиаперевозки в транспортной

Воздушные перевозки авиационным транспортом в международной логистике являются в настоящее время особой специфической отраслью перемещения товарных грузов и пассажиров по всему миру…

Маркетинговый анализ

рынка авиатранспортных услуг…

Анализ рынка авиаперевозок строится на общих подходах к исследованию рынка товаров и услуг.

Далее проанализированы движущие факторы, которые влияют на спрос на воздушные перевозки в Калининграде.

Пассажирские авиаперевозки на Дальнем Востоке

Пассажирооборот транспорта общего пользования в 2014 году составил 554 млрд. пассажиро-километров, из них на воздушный транспорт пришлось 44

Для примера взята компания Хабаровские авиалинии, осуществляющая постоянные перевозки пассажиров внутри региона.

Перспективы развития различных видов

транспорта

Общий грузооборот транспорта. 412,4.

И сложившиеся в России порядки слегка отпугивают западных инвесторов, которые смогли бы вложить довольно крупные денежные средства для того, чтобы рынок грузовых авиаперевозок в России шагал в ногу со временем.

Сравнительный анализ деятельности международных аэропортов…

Рынок международных авиаперевозок динамично развивается, благодаря тому, что транспортировка при помощи самолетов

Воздушные суда компании качественно выполняют авиаперевозки пассажиров в России и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Влияние пандемии 2020 года на авиацию России

В начале 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила о вспышке новой коронавирусной инфекции, которая к марту переросла в пандемию COVID-19, охватившую практически весь мир .

Правительства принимают меры для предотвращения распространения вируса. Среди них были закрытие границ, ограничение передвижения людей, отмена массовых мероприятий и закрытие курортов. Помимо пользы для здоровья населения, эти меры имели серьезные экономические последствия с точки зрения услуг, развлечений, промышленности и воздушного транспорта, что имеет большое стратегическое значение в России и других развитых странах. В нашем анализе кризиса мы сосредоточимся на крупнейшем секторе: коммерческих авиакомпаниях и производителях самолетов.

ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Влияние пандемии COVID-19 было различным в разных странах. Меры, необходимые для поддержки экономики, зависят от эпидемиологических условий и экономического контекста в каждом конкретном случае. Правительства Европы, Азии и Северной Америки предприняли беспрецедентные шаги для улучшения экономической ситуации, предоставив щедрую финансовую поддержку отдельным лицам и предприятиям. Тем не менее, Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует, что, если распространение вируса будет успешно сдерживаться в третьем квартале 2020 года и продолжится адекватная поддержка бизнеса, мировой ВВП в 2020 году будет на 3,0% меньше, чем в 2019 году.и вырастет всего на 5,8% в 2021 г. [1]. МВФ прогнозирует более серьезный спад, чем кризис 2008 года.

ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ ON AVIATION

Большинство компаний и международных организаций ожидают от пандемии гораздо большего глобального экономического спада, чем в предыдущие кризисы. Консалтинговая фирма Archery считает экономический кризис 2020 года самым серьезным за последние десятилетия, превосходящим кризис, связанный с эпидемиями MERS и SARS, экономическим пузырем 2008 года, терактами 11 сентября, извержением вулкана в Исландии и терактами 19 сентября.90–1991 Война в Персидском заливе. Арчери отмечает, что нынешний кризис окажет самое глубокое и продолжительное воздействие на авиацию.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) уже сообщила о 70-процентном падении мировых пассажирских рейсов во втором квартале 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и ожидает снижения доходов авиакомпаний примерно на 60 миллиардов долларов [2].

Правительственные распоряжения почти полностью остановили пассажирские рейсы между многими странами и регионами. Масштабы запрета беспрецедентны. Ученые и историки отмечают, что даже во время Второй мировой войны ограничения были менее жесткими.

Аналогичная ситуация и в России. На конец апреля 2020 года общая пассажиропоток упала в 20 раз. Границы были закрыты для пассажирских рейсов, за исключением особых обстоятельств.

РЫНОЧНЫЕ ПРОГНОЗЫ

Прогнозы общего экономического развития и будущего авиации начали появляться в первом квартале 2020 года. Наиболее авторитетными являются публикации Международной организации гражданской авиации (ИКАО) [3] и ИАТА [2], при этом ежемесячные обновления и краткосрочные и долгосрочные (пятилетние) прогнозы.

Согласно прогнозу на май 2020 г. возможны два сценария восстановления авиации: V-образный тренд, при котором восстановление происходит почти так же быстро, как и начальный спад; и U-образный тренд с большей задержкой перед началом подъема. Прогнозы также предполагают разные темпы роста международных рейсов, которые больше всего пострадали от кризиса, чем внутренних рейсов.

ИАТА также предоставила информацию о государственной поддержке экономики [2]. Правительства предоставили различные субсидии частным лицам и предприятиям, а также гранты и кредиты на развитие; ввели кредит в бизнес; и облегчили налоговое бремя. Такие вливания капитала в Германии и Италии составили около 35% ВВП; в других странах Европы и США этот показатель составлял 10–20% ВВП. В России эта поддержка составляет не более 2% ВВП, хотя влияние вируса было не меньше.

Прогнозы для коммерческих авиакомпаний и производителей самолетов были сделаны различными организациями, включая Ascend by Cirium [4], Eurocontrol [5], Oliver Wyman [6] и Teal Group [7].

ТЕНДЕНЦИИ, ВЛИЯЮЩИЕ КОММЕРЧЕСКИЕ АВИАЛИНИИ И ПРОИЗВОДИТЕЛИ АВИАЦИОННЫХ СУДОВ

Для полного понимания развития рынка авиаперевозок нам необходимо изучить участников рынка, их взаимоотношения и их положение в мире и в России в свете пандемии коронавируса.

С этой целью рассмотрим каждую группу участников по очереди.

(1) Авиакомпании. Резкое падение пассажиропотока привело к значительному снижению доходов при некотором снижении переменных затрат на топливо, персонал и техническое обслуживание. Стоимость владения автопарком остается прежней. В мире в лизинг сдается около 40 % самолетов против примерно 70–80 % в России [8]. Поскольку большую часть самолетов предоставляют иностранные лизинговые компании, поддержка российского правительства в связи с пандемией будет заключаться в сохранении этих платежей [9].]. Увеличение удельных затрат, связанное с социальным дистанцированием и другими мерами, приведет к росту цен на билеты и будет препятствовать восстановлению объема трафика.

(2) Аэропорты. Как и авиакомпании, аэропорты будут нести дополнительные расходы из-за социального дистанцирования. При значительном снижении пассажиропотоков заметно упадут и их доходы. В первую очередь это коснется крупных международных аэропортов.

(3) Центры технического обслуживания. Доходы сервисных центров будут падать пропорционально объемам трафика. Платежи авиакомпаний также могут быть задержаны. Закрытие также даст возможность самолетам избавиться от старых самолетов, которые требуют более высоких затрат на техническое обслуживание, чем новые самолеты.

(4) Производители пассажирских самолетов. Падение трафика сильно повлияет на производителей. Ожидается, что пассажиропоток не восстановится до 2022 года, поэтому авиакомпаниям не нужно будет приобретать новые самолеты в течение нескольких лет. Если авиакомпании объявят о банкротстве, их самолеты будут выпущены на рынок перепродажи, что еще больше снизит продажи новых самолетов. Это приведет к сокращению производственных мощностей, увольнениям, закрытию некоторых авиационных заводов и удушению научно-исследовательских проектов. Например, Airbus и Boeing уже сообщали о сокращении штатов и сокращении объемов производства. Одним из спасательных путей для производителей может быть концентрация ресурсов на многообещающих долгосрочных проектах, требующих небольших затрат в ближайшем будущем. Без государственной поддержки финансовые результаты за 2020 и 2021 годы будут катастрофическими.

В России проекты развития SSJ100 и МС21 уже терпят убытки и нуждаются в господдержке в кризис. Одним из ярких моментов является то, что это узкофюзеляжные самолеты, предназначенные для региональных маршрутов, а не широкофюзеляжные самолеты для дальних маршрутов, восстановление которых не ожидается в течение некоторого времени.

(5) Поставщики двигателей. Эти компании во многом зависят от производителей самолетов и поэтому сталкиваются с теми же проблемами.

(6) Поставщики компонентов самолетов, узлов и запасных частей. Как и поставщики двигателей, они зависят от производителей самолетов. Скорее всего, они будут сокращать выпуск, диверсифицировать свою продукцию, искать новые рынки и консолидироваться.

(7) Лизинговые компании и банки. Как правило, такие предприятия готовятся ко всем возможным рыночным кризисам и минимизируют свои риски, которые полностью ложатся на арендатора и авиастроителей. Однако банки и лизинговые компании, которые владеют крупными портфелями заказов и владеют акциями самолетов, понесут убытки, если авиакомпании объявят о банкротстве или окажутся временно неплатежеспособными.

(8) Пассажирские. Многие пассажиры, планировавшие поездки на второй квартал 2020 года, были вынуждены их отменить. Некоторые авиакомпании возместили стоимость билетов. Другие держали деньги, обещая завершить полет в неустановленное время. Перспективы возмещения или возможного путешествия будут зависеть от экономических условий и состояния конкретной авиакомпании. Вероятность очень низкая после банкротства небольшого перевозчика.

(9) Правительство. Являясь основным регулятором авиарынка, правительство может определять, кто несет риски и несет убытки, определяя политику и оказывая поддержку во время кризиса. Отметим, что в настоящее время государственная политика и субсидии в России сосредоточены на многих секторах экономики помимо коммерческих авиакомпаний и производителей самолетов.

В условиях текущего кризиса зависимость компаний от государственных решений дает возможность изменять конъюнктуру рынка, поддерживать российских авиапроизводителей и разрабатывать долгосрочные стратегии, как это делают сегодня многие страны. Меры, принятые в других странах, включают краткосрочную и среднесрочную финансовую поддержку, налоговые льготы и участие в акционерном капитале.

Государственные субсидии, налоговые льготы и тарифы для поддержки отечественных производителей иногда вызывают протесты со стороны конкурентов, других стран и членов международных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ВТО). Однако в нынешнем контексте их можно рассматривать как разумную реакцию на кризис с точки зрения экономического развития и общественного порядка.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА АВИАЦИЮ

Как мы видели, существуют авторитетные прогнозы относительно экономических последствий пандемии коронавируса. Они несколько различаются в количественном отношении, но общие выводы схожи, поскольку все исследования рынка основаны на схожих факторах, подходах и статистической информации.

Нас больше всего интересуют следующие факторы, влияющие на воздушный транспорт.

(1) Национальные экономические показатели.

(1.1) Развитие отдельных секторов и их вклад в ВВП. Пандемия по-разному влияет на отдельные отрасли.

(1.2) Инфляция.

(1.3) Уровень развития транспорта, в том числе авиационного; и экономическое состояние авиакомпаний аэропортов.

(1.4) Вклад экспорта нефти и других углеводородных топлив в ВВП. Цены на нефть упали во время пандемии.

(1.5) Развитие сферы услуг.

(1.6) Развитие медицины и доступность медицинских услуг (платных и бесплатных).

(1.7) Демографические данные, данные о здравоохранении, материальном достатке, сбережениях населения.

(2) Государственные меры общественного здравоохранения.

(2.1) Карантин, изоляция и т. д.

(2.2) Тестирование на COVID.

(2.3) Медицинская помощь и гуманитарная помощь (финансовая помощь и налоговые льготы).

(3) Поддержка бизнеса.

(3.1) Финансовая поддержка и налоговые льготы.

(3.2) Валютное регулирование.

(3.3) Кредитное смягчение.

(3.4) Целевая поддержка ключевых секторов, особенно коммерческих авиакомпаний и производителей самолетов.

(4) Характеристика населения.

(4.1) Мобильность, включая частоту авиаперелетов.

(4.2) Доверие населения к правительству в период кризиса.

(4.3) Обучение и информирование населения и соблюдение санитарных норм.

ВЫВОДЫ

Анализ имеющихся прогнозов позволяет выявить основные факторы, влияющие на экономическую ситуацию во время пандемии коронавируса и вероятные экономические показатели коммерческих авиакомпаний и производителей самолетов. Соответствующие соображения заключаются в следующем.

(1) Точное экономическое прогнозирование затруднено, так как основные игроки рынка будут корректировать свое поведение, соответственно изменятся и прогнозы.

(2) Распространение вируса неравномерно. Ожидаются новые волны заражения.

(3) Учитывая серьезность экономического кризиса, ресурсы различных секторов должны быть направлены на отслеживание и прогнозирование его развития, чтобы обеспечить всестороннюю и системную оценку.

(4) В авиации наиболее вероятным сценарием является то, что восстановление начнется во втором или третьем квартале 2020 года, а экономика вернется к уровню 2019 года в период между 2022 и 2024 годами.

(5) Ожидается рынок авиаперевозок значительно уменьшиться. Консолидация и банкротство сократят количество участников рынка. Риски наиболее высоки для международных и дальнемагистральных перевозчиков и широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов.

(6) Специалисты прогнозируют избыточные мощности, вывод из эксплуатации старых самолетов и доступность многих самолетов на вторичных рынках по низким ценам.

(7) Риску и убыткам подвержены все участники рынка, включая пассажиров. Роль государства заключается в регулировании распределения убытков между участниками.

(8) В ближайшие месяцы многое будет зависеть от уверенности пассажиров в своем здоровье и экономической состоятельности.

(9) Правительство будет играть важную роль в кризисе, принимая эффективные эпидемиологические и экономические меры (политика общественного здравоохранения, субсидии, налоговые льготы и т. д.).

(10) Правительство России имеет возможность поддерживать ключевые отрасли и правильно распределять помощь между участниками рынка. В частности, он может сместить акцент коммерческой авиации на эксплуатацию российских самолетов, тем самым прекратив отток ресурсов в зарубежные лизинговые компании и укрепив российских производителей и экономику в целом.

(11) Таким образом, экономический кризис, связанный с пандемией коронавируса 2020 года, будет более серьезным, чем предыдущие кризисы. Несмотря на серьезность ситуации, у правительств и экономистов есть реальная возможность исправить ее последствия, укрепить ключевые отрасли экономики, усовершенствовать механизмы экономического прогнозирования и управления.

В настоящей работе мы дали рекомендации относительно развития экономики России, надлежащего использования экономического прогнозирования и управления, а также лучших практик антикризисного управления.

ССЫЛКИ

  1. Великий карантин: худший экономический спад со времен Великой депрессии, МВФ, 2020 г. https://blogs.imf. org/2020/04/14/the-great-lockdown-худший-экономический-спад-после-великой-депрессии/.

  2. COVID-19: перспективы авиаперевозок на ближайшие 5 лет, IATA, 2020 г., https://www.iata.org/en/iata-repository/publications/economic-reports/covid-19-перспективы-воздушных-путешествий-в-следующие-5-лет/.

  3. Воздействие нового коронавируса (COVID-19) на гражданскую авиацию: анализ экономического воздействия, ИКАО, 2020 г. https://www.icao.int/sustainability/Documents/COVID-19/ICAO_Coronavirus_Econ_Impact.pdf.

  4. Воздействие COVID-19 (коронавируса) на авиацию, CIRIUM. https://www.cirium.com/thoughtcloud/visualization-impact-coronavirus-aviation/.

  5. Влияние COVID-19 на европейскую сеть воздушного движения, Евроконтроль, 2020 г. https://www.eurocontrol.int/covid19/.

  6. Вайман, О., Переворот в отрасли, 2020 г. https://www.oliverwyman.com/our-expertise/insights/2020/mar/COVID-19-Impact-On-Commercial-Aviation-Maintenance. HTML.

  7. COVID-19 и рынки гражданской авиации, Teal Group Corporation, 2020 г. http://tealgroup.com/images/TGCTOC/Covid_Civil_050420.pdf.

  8. Калугина Г.А. Изучение особенностей приобретения гражданских самолетов российскими авиакомпаниями, Amazonia Invest . , 2020, т. 1, с. 10, нет. 25, стр. 443–446. https://amazoniainvestiga.info/index.php/amazonia/article/view/1093/1001.

  9. Пантелеев О.К. Побеждает тот, кто нарушает правила игры, Как спасти авиацию в кризис. https://www.aviaport.ru/digest/2020/04/01/633091.html.

Скачать ссылки

Состояние мирового и российского рынков международных авиаперевозок

Автор

Включен:

  • Холопов Константин Владимирович

    (Российская академия внешней торговли, Москва, Россия)

  • Соколова Ольга Владимировна

    (Российская академия внешней торговли, Москва, Россия)

  • Мария Олеговна Ахтанина

    (АО «Шнейдер Электрик», Москва, Россия)

Зарегистрирован:

    Реферат

    Авторы оценивают значение и роль грузовых авиаперевозок в мировой экономике и международной торговле, определяют основные виды перевозимых грузов, анализируют объемные и стоимостные показатели мирового рынка грузовых авиаперевозок. за последнее десятилетие и выявить основные тенденции на рынке международных грузовых авиаперевозок. Выявлены изменения на российском рынке международных авиаперевозок за последнее десятилетие с основными российскими аэропортами, принимающими, отправляющими и обрабатывающими международные грузовые перевозки. Определены тенденции рынка грузовых авиаперевозок в странах ЕАЭС и выявлены показатели деятельности российских авиакомпаний — лидеров российского рынка международных грузовых авиаперевозок.

    Предлагаемое цитирование

  • Холопов Константин Владимирович, Соколова Ольга Владимировна, Ахтанина Мария Олеговна, 2019. « Состояние мирового и российского рынков международных грузовых авиаперевозок «, Российский внешнеэкономический журнал, Российская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, выпуск 8, стр. 64-76, август.
  • Обработчик: RePEc:alq:rufejo:rfej_2019_08_64-76

    как

    HTMLHTML с абстракциейпростой текстпростой текст с абстракциейBibTeXRIS (EndNote, RefMan, ProCite)ReDIFJSON

    Скачать полный текст от издателя

    URL файла: http://repec. vavt.ru/RePEc/alq/rufejo/rfej_2019_08_64-76.pdf
    Ограничение на скачивание: no
    —>

    Подробнее об этом материале

    Ключевые слова

    Мировая экономика ; Международная торговля; международные грузовые авиаперевозки; мировой рынок грузовых авиаперевозок; рынок грузовых авиаперевозок стран ЕАЭС; Российский и международный рынок авиаперевозок; международные аэропорты России; организационная структура; ведущие российские авиакомпании.;
    Все эти ключевые слова.

    Статистика

    Доступ и статистика загрузки

    Исправления

    Все материалы на этом сайте предоставлены соответствующими издателями и авторами. Вы можете помочь исправить ошибки и упущения. При запросе исправления укажите дескриптор этого элемента: RePEc:alq:rufejo:rfej_2019_08_64-76 . См. общую информацию о том, как исправить материал в RePEc.

    По техническим вопросам, касающимся этого элемента, или для исправления его авторов, названия, реферата, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь: .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта