Российская стратегическая авиация приступила к первому боевому дежурству после пятнадцатилетнего перерыва. О возобновлении на постоянной основе ее полетов, прерванных после распада СССР, заявил по итогам учений ШОС «Мирная миссия-2007» президент РФ Владимир Путин. В Белом доме возвращение России к практике времен противостояния двух сверхдержав назвали «внутренним решением русских». Западные эксперты сочли его новым жестом Москвы, призванным продемонстрировать ее растущую военную мощь и готовность к адекватным ответам Западу в духе холодной войны. Боевое дежурство, которое будет осуществляться на регулярной основе и носить стратегический характер, во взаимодействии с военно-морским флотом РФ будут осуществлять 20 стратегических ракетоносцев. Всего на вооружении дальней авиации сегодня имеется 64 стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и 15 — Ту-160. 11 июля 1951 года вышло постановление правительства СССР, поручавшее ОКБ А.Н.Туполева и В.М.Мясищева создать стратегические бомбардировщики, способные нести ядерное орудие. ОКБ А.Н.Туполева, проведя огромный объём научно-исследовательских работ, пришло к выводу, что для самолёта большой дальности больше подходит турбовинтовой двигатель. Уже в сентябре 1951 года было готово два варианта эскизных проектов самолёта «95»: с 4 двигателями 2-ТВ-2Ф (спаренными ТВ-2Ф по 6250 л.с.) и с 4 ТВ-12 (12000 л.с.) (оба конструкции Н.Д.Кузнецова), а 31 октября госкомиссией был утверждён полноразмерный макет. Ведущим конструктором машины был назначен Н.И.Базенков. Первый опытный «95-1» с двигателями 2-ТВ-2Ф был построен на заводе №156 в 1952 году. 12 ноября 1952 года экипаж во главе с лётчиком-испытателем А.Д.Перелётом впервые поднял его в небо. В 1954 году был готов второй прототип «92-2» (уже с двигателями ТВ-12). 16 февраля 1955 года «95-2» совершил первый полёт (лётчик-испытатель М.А.Нюхтиков). Лётно-технические характеристики
Ту-95 представляет собой среднеплан со стреловидным крылом (35° по линии четверти хорд) большого удлинения (8,8). 4 ТВД ТВ-12 (НК-12) расположены на крыле в далеко выступающих вперёд мотогондолах. Двигатели снабжены соосными четырёхлопастными винтами противоположного вращения АВ-60 (диаметр — 5,6 м), разработанными в ОКБ К.И.Жданова. Планер изготовлен из специально разработанного алюминиевого сплава В-95. Длинный и относительно тонкий фюзеляж (диаметр — 2,9 м) придаёт машине стремительный облик. Герметичный и термостабилизированный бомбовый отсек расположен в центре масс самолёта (при сбросе бомб центровка не изменяется). Крыло снабжено трёхсекционными элеронами и двухсекционными закрылками. Крыло и оперение оборудовано антиоблединительной системой. Шасси трёхопорное с передней стойкой. Основные стойки убираются в обтекатели, являющиеся продолжением мотогондол. В хвостовой части фюзеляжа имеется предохранительная пята. С 1961 года на самолёт устанавливается система дозаправки топливом в полёте методом «шланг-конус». Экипаж размещается в двух герметичных кабинах. Кабины (кроме Ту-95МС) соединены тоннелем с тележкой, на которой могут перемещаться члены экипажа (при этом требуется разгерметизация). На борту самолёта имеется камбуз с плитой и химический туалет. Для покидания самолёта в воздухе используется транспортёр с подвижной лентой, выбрасывающий членов экипажа через люк в нишу передней стойки шасси. Оборонительное вооружение состоит из трёх спаренных установок с 23-мм пушками АМ-23. До появления баллистических ракет Ту-95 был единственным стратегическим средством доставки ядерного оружия. Существовало множество модификаций самолёта, отличавшихся составом оборудования и вооружением. Чисто бомбардировочные модификации (Ту-95, Ту-95М) выпускались до 1959 года. Все последующие были носителями ракетного оружия. Серийное производство Ту-95МС продолжалось до 1992 года. На основе Ту-95 в конце 50-х годов был создан дальнемагистральный пассажирский самолёт Ту-114, долгое время бывший флагманом Аэрофлота. Ту-95 применялся в качестве носителей различных летательных аппаратов и летающих лабораторий (высота стоек шасси позволяет подвесить под фюзеляжем любой двигатель и даже фюзеляж небольшого самолёта). В 1989 году на серийных Ту-95МС установлено 60 мировых рекордов скорости и высоты полёта с грузом. В мае 1990 года установлено ещё 3 рекорда скороподъёмности и высоты горизонтального полёта. В общей сложности изготовлен 261 самолёт. За границу Ту-95 не поставлялся. В настоящее время в России в строю находится несколько десятков Ту-95К-22 и Ту-95МС. 18 самолётов досталось Украине (находились на консервации в Узине). В 1999 году 3 Ту-95МС в счёт долга за энергоносители были переданы России, остальные утилизируются. Модификации самолёта:
Литература
Использованы материалы порталов: http://aviaros.narod.ru http://www.tupolev.ru http://www.brazd.ru |
У рухнувшего в Хабаровском крае стратегического бомбардировщика Ту-95 МС вырубились сразу три двигателя
У рухнувшего в Хабаровском крае стратегического бомбардировщика Ту-95 МС вырубились сразу три двигателяФото: РИА НовостиВ Хабаровском крае разбился стратегический бомбардировщик Ту-95МС.
Перед крушением экипаж успел сообщить на землю, что отказали три из четырех двигателей. Руководитель полетов приказал летчикам покинуть машину. Пилот одного из самолетов, находившегося в том же районе, якобы видел купола раскрывшихся парашютов. Самолет и вертолет поисково-спасательной службы уже вскоре обнаружили место крушения бомбардировщика. Один из трех летчиков, которых удалось обнаружить, найден погибшим. Поиски остальных членов экипажа продолжаются.
МЕЖДУ ПРОЧИМ…
Это не первое происшествие с самолетом данного типа за последнее время. 9 июня этого года стратегический бомбардировщик выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в Приамурье в ходе плановых учебно-тренировочных полетов на аэродроме «Украинка». Тогда погиб один человек.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Ту-95МС «Медведь» — стратегический бомбардировщик-ракетоносец
Предназначен для поражения крылатыми ракетами и бомбовым вооружением важных стационарных объектов днем и ночью, в любых метеоусловиях и в любой точке земного шара.
Тактико-технические характеристики
Экипаж 7 человек (командир корабля, его помощник, штурман, второй штурман, бортинженер, оператор бортовых систем связи и кормовой стрелок).
Двигатели — 4 (НК-12МП)
Размах крыла, м — 50
Длина самолета, м — 49
Высота самолета, м — 13,3
Масса (максимальная взлетная), кг — 182 500
Полезная нагрузка, кг — 20 000
Максимальная скорость на высоте (и у земли, км/ч) — 830/550
Практический потолок, м — 12 000
Максимальная дальность, км — 10 500
Вооружение: крылатые ракеты РКВ-500А (Х-55). Модернизированный самолет сможет нести на внутренних и внешних узлах подвески восемь стратегических или 14 тактических ракет нового типа.
Ракетоносцы также могут брать на подфюзеляжную подвеску 2 контейнера для бомб малого калибра. Оборонительное вооружение — 2 спаренных 23-мм двухствольных пушки ГШ-23Л.
КАК ЭКИПАЖ ПОКИДАЛ САМОЛЕТ
Аварийное покидание самолёта осуществляется при помощи подвижного пола (транспортера с подвижной лентой) через люки в обеих кабинах.
ИЗ БИОГРАФИИ «МЕДВЕДЯ»
Работы по созданию скоростного стратегического бомбардировщика с межконтинентальной дальностью полета (т е. способного, взлетев с советских аэродромов, достигнуть территории США и вернуться обратно) самолета — носителя ядерного оружия, получившего заводской шифр «95» (самолет «В»), начались в ОКБ А.Н.Туполева весной 1950 года. Самолет предполагалось оснастить системой крыльевой дозаправки топливом в воздухе (дальность полета с одной дозаправкой предполагалось довести до 18.400 км, а максимальную дальность с несколькими дозаправками — 32.000 км.) В 1956 г. Ту-95 был принят на вооружение частей дальней авиации.
Различные модификации базовой машины Ту-95 базировались, помимо СССР, на авиабазах Кубы, Гвинеи, Анголы, Сомали и Вьетнама. Это давало возможность стратегическому командованию СССР эффективно контролировать практически любую точку земного шара. К началу 1990-х гг. все самолеты с зарубежных баз были выведены. Было создано более 10 модификаций этого самолета. В общей сложности было выпущено более 500 самолетов Ту-95 различных модификаций.
В отличие от своих предшественников, модернизированная машина Ту-95МС имеет новое крыло с более скоростным профилем. Установлен новый стабилизатор, теперь он может автоматически, в зависимости от изменения центровки, связанной с выработкой горючего, менять угол установки. Полностью заменено бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО). В состав последнего включены две бортовые ЭВМ, бортовой радиоэлектронный оборонительный комплекс Метеор-НМ и др.. Модернизируются бортовые средства РЭБ.
СТАТИСТИКА
Сегодня в ВВС РФ — 63 Ту-95МС. Более 30 из них — боеготовы.
С 1955 по 1992 гг было произведено более 280 самолетов этого типа.
Потеряно в катастрофах 30 машин. Погибло около 200 пилотов.
ДЛЯ СРАВНЕНИЯ
В США с начала 50 годов было построено более 650 стратегических бомбардировщиков B-52. В различных летных происшествиях было потеряно более 75 самолётов. Погибло более 400 пилотов.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Поисково-спасательные группы обнаружили пять членов экипажа самолета Ту-95МС, потерпевшего аварию в Хабаровском крае, их состояние здоровья удовлетворительное, информирует Минобороны РФ. Продолжается поиск мест приземления еще двух членов экипажа бомбардировщика (хотя ранее сообщалось, что один из них найден мертвым).
Летчики были подняты на борт вертолета поисково-спасательной службы, который направился на ближайший аэродром. Откуда они будут доставлены в госпиталь для проведения медицинского обследования.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
В Минобороны РФ назвали вероятные причины крушения Ту-95 МС
Вечером 14 июля в сложных погодных условиях во время проведения учебно-тренировочных полетов в Хабаровском крае разбился стратегический бомбардировщик Ту-95МС («Медведь» по классификации НАТО), все семеро членов экипажа смогли покинуть падающий самолет, — сообщил «Комсомольской правде» информированный источник в силовых структурах.
Подразделение, к которому принадлежит аварийный борт находится в непосредственном подчинении Минобороны РФ и отношения к частям Восточного военного округа не имеет. Возможно, упавший «стратег» базировался на авиабазе Украинка в Амурской области (подробности)
Названа предварительная причина аварии бомбардировщика Ту-95 под Хабаровском
Названа предварительная причина аварии бомбардировщика Ту-95 под Хабаровском — отказ техники
По предварительным данным, причиной аварии Ту-95МС в Хабаровском крае стал отказ техники.
Стратегический бомбардировщик Ту-95 во вторник потерпел крушение в Хабаровском крае. Семеро членов экипажа самолета покинули борт воздушного судна до падения. Об этом сообщает Минобороны РФ.
«14 июля 2015 года в 09.50 часов (мск) при выполнении планового учебно-тренировочного полета в 80 километрах от Хабаровска потерпел аварию самолет Ту-95 МС. Экипаж покинул самолет. Полет выполнялся без боекомплекта», — говорится в сообщении управления пресс-службы и информации Минобороны России.
В результате падения бомбардировщика разрушений на земле нет, никто не пострадал. В настоящее время армейская авиация ведет поиск пилотов, которые на связь пока не выходили. Место падения самолета уже обнаружено.
Ту-95 (изделие «В», по кодификации НАТО: Bear — «Медведь») — советский/российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, один из самых быстрых винтовых самолётов, ставший одним из символов холодной войны.
Последний в мире принятый на вооружение и серийно производившийся турбовинтовой бомбардировщик. Имел множество модификаций, в соответствии с текущими задачами. Последняя модификация предназначена для поражения крылатыми ракетами важных объектов в тылу противника в любое время суток и при любых погодных условиях.
Наряду с американским стратегическим бомбардировщиком B-52, Ту-95 — один из немногих военных самолётов, находящихся на службе непрерывно более полувека.
30 июля 2010 года установлен мировой рекорд беспосадочного полёта для серийных самолётов — за 43 часа бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе.
Ту-95МС к ответному удару готов / / Независимая газета
Капитальный ремонт и модернизация позволят русскому «Медведю» летать до середины XXI века
Очередной прошедший капремонт Ту-95МС передан Дальней авиации. Фото ТАНТК им. Г.М. Бериева
Сегодня, как никогда раньше, возросла роль Дальней авиации ВКС России в качестве «длинной руки» государства, способной быстро отреагировать на любую кризисную ситуацию. Это делает жизненно необходимым поддержание российских «дальников» на уровне, не уступающем их заокеанским аналогам. При этом основой авиационного парка Дальней авиации и основной стратегической силой ВКС России до сих пор являются достаточно старые самолеты Ту-95МС. Впрочем, основная машина стратегической авиации США – еще более «пожилые» «стратосферные крепости» B-52H.
Ту-95МС представляет собой дозвуковой стратегический самолет-носитель крылатых ракет с четырьмя турбовинтовыми двигателями НК-12МП. Его серийное производство осуществлялось на таганрогском заводе «ТАВИА» (ныне – Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г.М. Бериева) и на самарском заводе «Авиакор». Всего было выпущено более 90 самолетов, последний – в 1992 году.
Самолеты этого типа вполне отвечают современным требованиям, но для сохранения этой техники и продления сроков ее эксплуатации необходимо регулярно проводить ремонт машин, в том числе с установкой того или иного нового оборудования. Все это позволяет сохранять технику в строю, а также повышать ее тактико-технические характеристики.
В наши дни Ту-95МС регулярно проходят капитально-восстановительный ремонт на ТАНТК, входящем в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Более того, проведение капитального ремонта и модернизации самолетов Ту-95МС Дальней авиации российских ВКС, а также самолетов Ту-142 различных модификаций авиации ВМФ России является важной составляющей в производственной деятельности ТАНТК. Очередной Ту-95МС с бортовым номером «54» был передан экипажу Дальней авиации после проведения капитального ремонта в Таганроге 11 сентября этого года.
Однако новый век и изменившаяся геополитическая обстановка поставили перед Дальней авиацией новые задачи, что потребовало проведения не только капитального ремонта, но и модернизации данного авиационного комплекса, и работа в этом направлении уже ведется.
Как сообщил журналистам генеральный директор ПАО «Туполев» (также входит в состав ОАК) Александр Конюхов, работы по созданию опытного образца глубоко модернизированного стратегического ракетоносца Ту-95МСМ уже начались. «К работам по созданию опытного образца глубоко модернизированного Ту-95МСМ в Таганроге приступили в 2018 году. К концу 2019 года по плану состоится первый полет этого самолета», – подчеркнул Александр Конюхов. По его мнению, испытания Ту-95МС в новом облике займут от полутора до двух лет. «Модернизация самолетов строя начнется в 2021 году», – добавил глава «Туполева».
В рамках глубокой модернизации самолетов Ту-95МС предусмотрено оснащение этих машин двигателями и воздушными винтами с улучшенными характеристиками, новым комплексом бортового радиоэлектронного оборудования и системой управления вооружением «с расширенной номенклатурой применяемых средств поражения».
Модернизация бортовой радиоэлектроники позволит Ту-95МСМ применять новые высокоточные крылатые ракеты воздушного базирования типа Х-555, Х-101 и Х-102. Самолет может нести восемь ракет типа Х-101 или Х-102 на четырех балочных держателях под крылом. При этом остается возможность применения и старых ракет Х-55, Х-55СМ, а также новых Х-555 – эти крылатые ракеты подвешиваются на пусковое устройство в фюзеляжном отсеке вооружения.
Напомним, что самолеты Ту-160 и Ту-95МС были задействованы в сирийской операции, это стало их первым боевым применением. По словам министра обороны Сергея Шойгу, во время операции в Сирии российские «стратеги» Ту-160 и Ту-95МС нанесли 66 ударов крылатыми ракетами по объектам террористов, поразив все назначенные им цели.
Президент ОАК Юрий Слюсарь так определил цели глубокой модернизации самолетов Ту-95МС в модификацию Ту-95МСМ: «Модернизация позволит существенно увеличить точность навигации и показатели надежности, расширить возможности по ведению попутной оптической и радиоразведки, продлить срок эксплуатации авиационного комплекса, улучшить взлетно-посадочные характеристики самолета».
Кроме того, в настоящее время ведутся государственные испытания ракетоносца Ту-95МС с модернизированным двигателем НК-12МПМ – они завершатся до конца 2018 года. «Испытания идут успешно, государственные совместные испытания – мы завершим уже к концу этого года», – заявил Александр Конюхов. Он отметил, что в ходе испытаний стратегический ракетоносец Ту-95МС с модернизированными двигателями подтверждает заявленные конструкторами характеристики.
Важность поддержания ресурса, срока службы и модернизации ветеранов российских ВКС, заключается в том, что на сегодняшний день заменить Ту-95МС в боевом строю пока нечем. Проект ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации) только начал разрабатываться, и до того момента, когда новый авиационный комплекс пойдет в серию, пройдет минимум десятилетие, а что касается Ту-160М2, то восстановление производства новой модификации «Белого лебедя» также потребует много времени и немалых ресурсов.
Прошедший же модернизацию и оснащенный перспективными системами оружия, включая высокоточные крылатые ракеты различных типов, Ту-95МСМ является мощным ударным авиационным комплексом, способным эффективно действовать вплоть до середины XXI века.
B-52 против Ту-95: лучший старый бомбардировщик
Разработанные примерно в одно и то же время для одной и той же цели странами, противостоящими друг другу в холодной войне, и B-52 Stratofortress, и Ту-95 Bear являются одними из старейших самолетов, которые все еще используются с их первоначальными операторами.
И в то время как другие самолеты приходили и уходили из эксплуатации ВВС США и ВВС СССР (позже ВКС России), универсальность этих двух самолетов позволила им продолжать использоваться, даже несмотря на то, что характер их ролей изменился. значительно изменился.
Так какой же из этих старых бомбардировщиков лучший?
Б-52 против Ту-95: Основы
Прежде чем мы сможем начать сравнивать два бомбардировщика друг с другом, мы должны сначала понять предысторию, которая привела к их разработке, и основные цели двух самолетов.
Боинг B-52 Стратофортресс
Туполев Ту-95 «Медведь»
Б-52 против Ту-95: Модернизация
Боинг B-52 Стратофортресс
Туполев Ту-95 «Медведь»
Б-52 против Ту-95: боевая служба
Боинг B-52 Стратофортресс
Туполев Ту-95 «Медведь»
Б-52 против Ту-95: характеристики
Технические характеристики | Boeing B-52H | Туполев Ту-95МС | |
---|---|---|---|
Длина | 159 футов 4 дюйма (48.5 м) | 151 футов 7 дюймов (46,2 м) | |
Wingspan | 185 футов (56,4 м) | 164 FT 4 в (50,1 м) | |
Высота | 9004 3 4044 40039|||
высот | 9004 3 4044 40039|||
. ) | 39 футов 9 дюймов (12,12 м) | ||
Экипаж | 5 | 6-7 | |
Круиз Скорость | 819 км/ч (509 миль. 440 миль / ч; 380 кН) | ||
Диапазон | 16327 км (10145 миль; 8816 NMI) | 15000 км (9300 миль; 8100 NMI) | |
потолок | 50000 футов (15000 м) | 45000 футов (13 716 м) | |
MTOW | 488 000 фунтов (219 600 кг) | 414,469 фунт (188 000 кг) | |
Вооружение | –21010. 0.787 дюймов) M61 Vulcan (ранее; удален в 1991 г.) | – 2 × 23 мм (0,906 дюйма) Грязева-Шипунова автопушки ГШ-23 – 8 × крылатых ракет Х-101/102 на подкрыльевых пилонах | B |