+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

1 самолет: 0,1% годовых по программе «Семейная ипотека»

0

Самолет БИ-1. История первого советского ракетоплана

На заре реактивной эры

В конце 1930-х годов советский военный авиапром один за другим выпустил два новейших истребителя: Як-1 и МиГ-3. Новые боевые машины показывали практически рекордные для того времени скоростные результаты — до 650 км/ч. При этом конструкторы все чаще задумывались о том, чтобы сделать отечественные самолеты еще быстрее. По данным историков авиации, в начале 1940 года к серийному производству был готов истребитель с воздушно-реактивным двигателем И-153, стали появляться первые чертежи ракетопланов, оснащенных жидкостными ракетными двигателями.

Первым концепцию истребителя, который смог бы летать со скоростью ракеты, предложил знаменитый конструктор Сергей Королев. Он полагал, что самолет с ЖРД мог бы стать самым эффективным в мире перехватчиком ПВО, молниеносно взлетая навстречу противнику. Согласно расчетам Королева, тяга ракетного двигателя сходу обеспечивала самолету скорость в 800–850 км/ч, что почти в два раза превосходило показатели обычных поршневых машин. Обладая большим преимуществом в скороподъемности, перехватчик с ЖРД мог бы оказаться у цели за считаные секунды, атаковать и поразить ее пушечным огнем. Выполнив задание, ракетный истребитель должен был с выключенным ЖРД спланировать и совершить посадку. Трудностей в этом маневре Королев не видел, так как после выработки топлива самолет становился бы значительно легче, превращаясь на лету в обычный планер. Не нравилось Сергею Павловичу в этом проекте только одно — недостаточное время полета. Ракетного топлива хватало всего на несколько минут, однако военные специалисты, которым Королев презентовал ракетоплан, поспешили заверить конструктора в том, что новый истребитель-перехватчик будет справляться с поставленными задачами даже за такое небольшое время.        

Несколько месяцев концепция ракетоплана пролежала на полке КБ Королева, пока в начале 1941 года ею не заинтересовались два молодых конструктора — Александр Березняк и Алексей Исаев. Королев согласился отдать им свой проект, и вскоре официальная заявка на проектирование истребителя была направлена в Народный комиссариат авиационной промышленности. Долго ждать ответа не пришлось. Страна стояла на пороге Великой Отечественной войны, и предложение Березняка и Исаева создать сверхбыстрый самолет для ПВО одобрили. Правда, с одним условием — на производство опытного образца давалось всего 35 дней. Конструкторы попытались «выбить» хотя бы три месяца, но в этом им было категорически отказано. К тому моменту сирены воздушной тревоги звучали уже в Москве.  

Самолет за месяц

Работая над созданием ракетоплана, Александр Березняк и Алексей Исаев обратились в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), в котором трудился известный конструктор, специалист по ракетным двигателям Леонид Душкин. На испытательном стенде в его проектной мастерской в то время находился ЖРД под шифром Д-1-А-1100 с тягой до 1 100 кг. Душкин создавал его для реактивного истребителя, над которым тогда работал весь РНИИ. Березняк и Исаев уговорили коллегу подключиться к их проекту и немного переделать двигатель, чтобы он мог сочетаться с их ракетопланом. За разработку системы управления и электрического зажигания для этого ЖРД взялся будущий всемирно известный конструктор ракетной техники Борис Черток.   

В августе 1941-го, получив отдельное помещение, команда инженеров-конструкторов выбрала для ракетоплана официальное название — БИ-1 (Березняк — Исаев первый). В самом начале БИ-1 представлял из себя простой одноместный деревянный планер. 

Хорошо, что конструкция самолета была цельнодеревянная. Строительство началось без детальных чертежей. Основные элементы вычерчивали в натуральную величину на фанере. Это была так называемая плазово-шаблонная технология. Столяры с ближайшей фабрики работали так, словно всю жизнь строили самолеты. Им требовались пожелания конструктора, а вовсе не чертежи. Но стальные баллоны для сжатого воздуха, прочные сварные баки для азотной кислоты и керосина, приборы, электрооборудование — все это требовало других сроков конструирования и изготовления

Из воспоминаний Бориса Чертока

Самолет БИ-1

© Юрий Смитюк/ТАСС

Вскоре была готова и кабина летчика, в которую были установлены передняя бронеплита, 5-миллиметровая бронеспинка, а также бронированные стекла.

Лафет, на который в верхней части фюзеляжа были установлены две пушки калибра 20 мм с боезапасом по 45 снарядов, также был выполнен из дерева. О том, что это будет не обычный, а ракетный самолет, на первых этапах строительства можно было догадаться лишь по размещенным внутри фюзеляжа воздушным, керосиновым и азотным баллонам.   

Читайте также

Космос Бориса Чертока. К юбилею выдающегося конструктора ракетно-космической техники

Жидкостный ракетный двигатель размещался в хвосте фюзеляжа. Топливом для него служил обычный тракторный керосин в паре с окислителем — азотной кислотой. Расходовал ЖРД Леонида Душкина 6 кг смеси керосина и кислоты в секунду. Первоначально общий запас топлива самолета позволял двигателю работать не более двух минут. Расчетная взлетная масса БИ-1 составляла 1 650 кг, при том что с пустыми баками он весил всего 805 кг. 

Первый полет

В итоге на строительство БИ-1 ушло чуть больше месяца. Планер истребителя-перехватчика был построен и готов к испытаниям уже в сентябре 1941-го.

Двигатель в то время еще проходил доводку в лаборатории Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). 

После завершения испытаний в аэродинамической трубе планер впервые поднялся в небо, правда, не самостоятельно, а на буксире за бомбардировщиком ПЕ-2. По итогам 15 полетов БИ-1 показал хорошие характеристики устойчивости и управляемости, что позволило к маю 1942 года выйти на первый самостоятельный полет. ЖРД к тому времени был также многократно испытан и доработан.       

Летные испытания решено было провести на свердловском аэродроме Кольцово (в тот период КБ создателей ракетоплана в полном составе было эвакуировано из Москвы за Урал).    

15 мая на аэродроме все другие полеты были прекращены. У взлетной полосы собралась большая группа специалистов, причастных к созданию необычного самолета. Улыбающийся летчик-испытатель Григорий Бахчиванджи занял место в кабине. Самолет рванулся, побежал и вскоре отделился от земли, энергично набирая скорость и высоту.
Бегут секунды… высота около 1 тыс. м, поворот на 180° завершен. Еще несколько секунд — и от самолета отделилось небольшое рыжее облачко — топливо кончилось… Затем летчик выпустил шасси и с разворотом стал снижаться. Бахчиванджи точно выполнил заход на посадку, но в последний момент скорость снижения возросла, и при приземлении подломилась стойка шасси. Впрочем, это никого не огорчило. Летчика подхватили на руки и стали качать

Из воспоминаний члена Госкомиссии по испытаниям самолета БИ-1 профессора Владимира Пышнова

Из героев войны в испытатели

Будущий испытатель первого советского ракетоплана Григорий Бахчиванджи родился 7 февраля 1909 года в Краснодарском крае. Там Григорий окончил школу, а затем вместе с семьей перебрался в город Жданов (ныне Мариуполь).

В 1931 году Григория Бахчиванджи призвали в армию, и он попросился в авиацию. Вскоре молодого человека, который с детства мечтал стать летчиком, направили в школу техников по авиавооружению.  

Затем Григорий поступил в Оренбургскую летную школу, после которой был распределен в один из авиационных полков. Как рассказывал позднее сам летчик, военное руководство было сильно удивлено, увидев, как мастерски вчерашний курсант Бахчиванджи управлял всеми имевшимися в распоряжении подразделения типами самолетов. Кроме этого, Григорий демонстрировал блестящие знания об устройстве двигателей, бортового оборудования, тормозных систем и других авиационных механизмов. Так же он разбирался и в оружии, применявшемся на самолетах. 

Стремительная карьера в конце 1930-х привела молодого летчика в Научно-испытательный институт Военно-воздушных сил (НИИ ВВС). Там он приступил к испытаниям первых реактивных самолетов. 

В 1941-м Бахчиванджи попросился на фронт и был направлен в истребительно-авиационный корпус особого назначения. Всего за несколько месяцев Григорий уничтожил в воздушных боях десять самолетов противника и получил звание командира боевой эскадрильи. Однако в 1942-м война для Бахчиванджи закончилась. Его отозвали с фронта участвовать в испытаниях первого советского ракетоплана.   

100 секунд до вечности

К лету 1942 года в Европе также появились несколько моделей самолетов с ЖРД (Хейнкель-176, Мессершмитт-163, Глостер-40). Это были экспериментальные модели, которые летали без вооружения, и их серийное производство оставалось под большим вопросом. В СССР, напротив, специальная государственная комиссия подстегивала конструкторов к завершению испытаний БИ-1, с тем чтобы поскорее отправить первые модели в войска.  

Для продолжения летных испытаний были созданы еще два ракетоплана БИ, оборудованных лыжным шасси и бомбовой кассетной установкой, в которой размещалось до десяти 2,5-килограммовых боеприпасов. По замыслу конструкторов, ракетоплан с большой высоты мог забрасывать бомбами вражеские бомбардировщики, идущие в плотном боевом строю. Эта модификация получила шифр БИ-ВС и впоследствии должна была пройти войсковые испытания.        

Зимой и весной 1943-го первый советский ракетоплан под управлением Григория Бахчиванджи взлетал в уральское небо еще несколько раз. Он выдавал максимальную скорость до 700 км/ч, скороподъемность 82 м/с, поднимался на высоту 4 тыс. м и мог находиться в воздухе до семи минут, что вполне устраивало членов Госкомиссии. 

Завершающий этап испытаний предусматривал набор скорости до 800 км, и Бахчиванджи это удалось. Однако на 78-й секунде полета после отключения двигателя БИ вместо планирования вошел в пике и через мгновение ударился о землю. 

Позднее Григорий Бахчиванджи будет удостоен звания Героя Советского Союза посмертно. Основной причиной гибели летчика и самолета назовут потерю управления ракетопланом вследствие чрезвычайно высокой скорости полета.          

После этого случая все полеты и испытания по проекту БИ-1 прекратились. Вскоре группу конструкторов вернули в Москву. Идею строительства серийного ракетоплана пришлось оставить, однако опыт, полученный при его разработке, позволил Александру Березняку и Алексею Исаеву принять участие в создании других моделей реактивных самолетов, дошедших до серийного производства.

Василий Кучушев   

Истребитель Як-1. Любимый самолет советских асов (Сергей Кузнецов)

Читать отрывок

Купить офлайн

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

В наличии в 10 магазинах. Смотреть на карте

Цена на сайте может отличаться от цены в магазинах сети. Внешний вид книги может отличаться от изображения на сайте.

Всё об оружии: его история и виды Военная авиация

Оружием Победы в военной истории России по праву считаются самолеты-истребители периода Великой Отечественной, сконструированные в ОКБ А. С. Яковлева. И первой моделью в серии самолетов, заложивших основу истребительной авиации СССР стал Як-1. Улучшенные боевые качества принесли этому истребителю заслуженную славу в боях на советско-германском фронте, он заметно превосходил «миги» и «лаги», на которые ошибочно была сделана главная ставка, не говоря уж об устаревших «ишаках» и «чайках». В начале войны одни лишь «яки» были способны почти на равных сражаться с новейшими «мессерами», уступая им в скорости и скороподъемности, но имея преимущество в маневренности и огневой мощи, так что исход боя зависел лишь от мастерства пилотов. Недаром И. В. Сталин заявил: «Летчикам больше нравятся «яки»!» Максимально точная и достоверная история самого первого самолета, носившего на своих крыльях имя А. С. Яковлева, представляет собой лучшее на сегодняшний день, самое компетентное и полное исследование создания, совершенствования и боевого применения легендарного истребителя, ставшего одним из главных символов Победы.

Описание

Характеристики

Всё об оружии: его история и виды Военная авиация

Оружием Победы в военной истории России по праву считаются самолеты-истребители периода Великой Отечественной, сконструированные в ОКБ А. С. Яковлева. И первой моделью в серии самолетов, заложивших основу истребительной авиации СССР стал Як-1. Улучшенные боевые качества принесли этому истребителю заслуженную славу в боях на советско-германском фронте, он заметно превосходил «миги» и «лаги», на которые ошибочно была сделана главная ставка, не говоря уж об устаревших «ишаках» и «чайках».

В начале войны одни лишь «яки» были способны почти на равных сражаться с новейшими «мессерами», уступая им в скорости и скороподъемности, но имея преимущество в маневренности и огневой мощи, так что исход боя зависел лишь от мастерства пилотов. Недаром И. В. Сталин заявил: «Летчикам больше нравятся «яки»!» Максимально точная и достоверная история самого первого самолета, носившего на своих крыльях имя А. С. Яковлева, представляет собой лучшее на сегодняшний день, самое компетентное и полное исследование создания, совершенствования и боевого применения легендарного истребителя, ставшего одним из главных символов Победы.

Эксмо

На товар пока нет отзывов

Поделитесь своим мнением раньше всех

Как получить бонусы за отзыв о товаре

1

Сделайте заказ в интернет-магазине

2

Напишите развёрнутый отзыв от 300 символов только на то, что вы купили

3

Дождитесь, пока отзыв опубликуют.

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Если он окажется среди первых десяти, вы получите 30 бонусов на Карту Любимого Покупателя. Можно писать неограниченное количество отзывов к разным покупкам – мы начислим бонусы за каждый, опубликованный в первой десятке.

Правила начисления бонусов

Книга «Истребитель Як-1. Любимый самолет советских асов» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене. Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Сергей Кузнецов «Истребитель Як-1. Любимый самолет советских асов» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.

Страница не найдена | Национальный музей авиации и космонавтики

Страница не найдена | Национальный музей авиации и космонавтики

Перейти к основному содержанию

Пожертвовать сейчас

Один музей, две локации Посетите нас в Вашингтоне, округ Колумбия, и Шантильи, штат Вирджиния, чтобы исследовать сотни самых значительных объектов в мире в истории авиации и космоса. Посещать Национальный музей авиации и космонавтики в Вашингтоне Центр Удвар-Хази в Вирджинии Запланируйте экскурсию Запланируйте групповое посещение В музее и онлайн Откройте для себя наши выставки и участвуйте в программах лично или виртуально. Как дела События Выставки IMAX Погрузитесь глубоко в воздух и космос Просмотрите наши коллекции, истории, исследования и контент по запросу. Исследовать Истории Темы Коллекции По требованию Для исследователей Для учителей и родителей Подарите своим ученикам Музей авиации и космонавтики, где бы вы ни находились. Учиться Программы Образовательные ресурсы Запланируйте экскурсию Профессиональное развитие педагога Образовательная ежемесячная тема Будь искрой Ваша поддержка поможет финансировать выставки, образовательные программы и усилия по сохранению. Давать Становиться участником Стена чести Способы дать Провести мероприятие
  • О
  • отдел новостей
  • Поддерживать
  • Втягиваться
  • Контакт
  • Провести мероприятие
  • Будьте в курсе последних историй и событий с нашей рассылкой

    Национальный музей авиации и космонавтики

  • 6-я улица и проспект Независимости SW

  • Вашингтон, округ Колумбия 20560

  • 202-633-2214

  • 10:00 — 17:30

  • Требуется бесплатный вход с ограниченным временем
  • Центр Стивена Ф. Удвара-Хейзи

  • 14390 Музей авиации и космонавтики Parkway

  • Шантильи, Вирджиния 20151

  • 703-572-4118

  • 10:00 — 17:30

  • Конфиденциальность
  • Условия использования
  • Белл Х-1 | Определение, история и факты

    • Развлечения и поп-культура
    • География и путешествия
    • Здоровье и медицина
    • Образ жизни и социальные вопросы
    • Литература
    • Философия и религия
    • Политика, право и правительство
    • Наука
    • Спорт и отдых
    • Технология
    • Изобразительное искусство
    • Всемирная история
    • В этот день в истории
    • Викторины
    • Подкасты
    • Словарь
    • Биографии
    • Резюме
    • Популярные вопросы
    • Обзор недели
    • Инфографика
    • Демистификация
    • Списки
    • #WTFact
    • Товарищи
    • Галереи изображений
    • Прожектор
    • Форум
    • Один хороший факт
    • Развлечения и поп-культура
    • География и путешествия
    • Здоровье и медицина
    • Образ жизни и социальные вопросы
    • Литература
    • Философия и религия
    • Политика, право и правительство
    • Наука
    • Спорт и отдых
    • Технология
    • Изобразительное искусство
    • Всемирная история
    • Britannica объясняет
      В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
    • Britannica Classics
      Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
    • #WTFact Видео
      В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
    • На этот раз в истории
      В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
    • Demystified Videos
      В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
    • Студенческий портал
      Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
    • Портал COVID-19
      Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
    • 100 женщин
      Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    2019 © Все права защищены. Карта сайта