+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Катастрофа самолет конкорд: Катастрофа «Конкорда»

0

Катастрофа «Конкорда»

    Практически безаварийная служба «Конкорда» продолжалась почти до рубежа XXI века. Казалось, что «Конкорд» показал себя хоть и дорогой, но практически безопасной машиной. Однако все рано или поздно заканчивается…
    25 июля 2000 года «Конкорд» авиакомпании «Эр Франс» с серийным номером 203 и регистрационным кодом F-BTSC, построенный в 1975 году, готовился к взлету из аэропорта имени Шарля де Голля. Как обычно, на его борту находилось 100 пассажиров. 96 из них были немецкими туристами, летевшими чартерным рейсом «AF-4590» в Нью-Йорк, чтобы там сесть на борт круизного лайнера и отправиться в сказочное кругосветное путешествие.
    Самолет налетал за свою долгую жизнь 11989 часов, что эквивалентно примерно четырем тысячам трансатлантических перелетов. В его баки было заправлено 95 тонн топлива.
    Вылет Нью-Йоркского рейса задержали на час шесть минут. Самолет начал выруливать на взлет в 16.

31. Одной из причин задержки было то, что командир экипажа «Конкорда» потребовал заменить неисправный привод ковшового реверсера на двигателе номер два. Реверс был снят с резервного лайнера, его замена заняла около получаса. Другой причиной задержки вылета «Эр Франс» называет несвоевременную доставку багажа пассажиров, которые пересаживались на «Конкорд» с другого самолета. В это время рядом совершил посадку «Боинг-747» с президентом Франции Жаком Шираком, прилетевший из Токио. Пока «Боинг» заруливал на стоянку, по полосе 26R разбегался авиалайнер DC-10 американской компании «Continental Airways». На разбеге от реверсера тяги одного из его двигателей оторвалась сорокасантиметровая металлическая полоска — жертвенная деталь, призванная защитить створку реверсера от износа. Абсолютно неопасное для DC-10 повреждение оказалось фатальным для следующего самолета, взлетавшего через 4 минуты по той же полосе 26R. Этим самолетом и был «Конкорд».
..
    Двигатели СПС вышли на форсаж, и скорость начала быстро расти. «Конкорд» пробежал по полосе уже около 1200 метров, набрав скорость 280 км/ч. Скоро летчики должны были начать отрыв. В этот момент левая тележка шасси переехала железку, лежавшую на бетоне. Пневматики колес и дефлекторы воды моментально «пошли вразнос». Большой обрывок шины массой около трех килограммов отлетел вверх и с силой ударил «Конкорд» по крылу, выбив из обшивки топливного бака кусок дюраля размером примерно 30 х 30 см, позже обнаруженный на полосе. В пробоину хлынуло топливо. Летчики, видимо, что-то услышали, но сначала не поняли, что происходит. К тому же, скорость отрыва была почти достигнута и прервать взлет они уже не могли.
    Самолет промчался по полосе еще около 450 м и начал отрыв. В это время керосин, вытекавший из бака, вспыхнул от форсажной струи двигателя. На башне КДП это тут же заметили, прокричав пилотам по радио: «Вы горите!».
«Конкорд» начало заносить влево: перегрелся и отказал ближайший к месту возгорания двигатель номер два. Перед самым отрывом поврежденная тележка шасси снесла габаритный фонарь на левой кромке ВПП.
    К этому моменту опытный командир экипажа Кристиан Марти уже принял решение: разогнать самолет на трех двигателях и довернуть на полосу ближайшего аэропорта Ле Бурже. Даже с многометровым шлейфом огня «Конкорд» в принципе мог приземлиться — в этом случае у пассажиров появлялся шанс на спасение. Чтобы набрать максимально возможную скорость при неполной тяге, командир немного опустил нос «Конкорда». Скорость начала постепенно расти. Но через несколько секунд, когда в Ле Бурже стали запрашивать экстренную посадку для терпящего аварию «Конкорда», командир экипажа лайнера сообщил по рации: «Нет, не получится, — слишком поздно». Это были последние слова капитана Марти…
    Произошло непоправимое: отказал второй двигатель на поврежденном крыле. От обреченного самолета начали отваливаться куски обшивки. Теоретически «Конкорд» мог лететь и на двух двигателях, но чтобы управляться, ему нужна была скорость, а с двумя «движками» разогнаться невозможно. Кроме того, от огня стали плавиться алюминиевые соты заполнителя элевонов. Органы управления потеряли эффективность, и это вызвало опрокидывание машины…
    Охваченный пламенем самолет потерял скорость, медленно перевернулся через правое крыло и в 15.44 по местному времени врезался в ресторан небольшого отеля «Хотелиссимо», расположенного в предместье Парижа Гонесс. На трехсотметровую высоту взметнулось черное грибовидное облако дыма. В последний момент летчики все же успели отвернуть от домов Гонесса (до того, как рассказывали очевидцы, горящая машина летела прямиком к центру города), но дотянуть до безлюдного поля уже не смогли. Погибло 113 человек: все, кто был на борту — 100 пассажиров и девять членов экипажа, а также четверо постояльцев отеля.
Еще 12 человек на земле получили ранения.
    С пожаром удалось справиться лишь через полтора часа. От самолета почти ничего не осталось. Ресторан, на который упал «Конкорд», тоже выгорел полностью. Относительно малое число жертв на земле объясняется тем, что в момент катастрофы посетителей в ресторане было не много.
    По горькой иронии судьбы, «Конкорд» рухнул на землю всего в нескольких километрах от городка Кузанвиль, где 3 июня 1973 г. разбился советский СПС Ту-144, совершавший показательный полет на авиасалоне в Ле Бурже. Тогда погибло 13 человек.
    На следующий день после катастрофы все французские СПС замерли на стоянках в Париже, Нью-Йорке и Гандере. Сертификаты их летной годности были отозваны. Дело усугубилось еще и тем, что буквально за два дня до трагедии при осмотре британского СПС обнаружились сильно развившиеся усталостные трещины в крыле.
    «Бритиш Эйруэйз» все же рискнула продолжить эксплуатацию своих «Конкордов». 26 июля один из них выполнил рейс в Нью-Йорк. Но в уикэнд 29 и 30 июля на британских «Конкордах» произошло сразу три опасных инцидента, связанных с топливной системой. В последнем эпизоде, подробности которого не разглашаются, отмечалась серьезная утечка топлива, причем резкий запах керосина ощущался даже в салоне! Самолет прервал полет и совершил вынужденную посадку в Гандере.
    Отмахнуться от столь грозного предупреждения было уже невозможно. Англичане решили не искушать судьбу и 15 августа также отстранили свои «Конкорды» от полетов. К тому времени сверхзвуковые авиалайнеры успешно перевезли более 3 миллионов пассажиров.
    После парижской катастрофы многие решили, что карьера «Конкорда» окончена. Авиационные специалисты, чиновники от авиации и представители компаний в один голос заявляли, что самолеты, построенные более 20 лет назад, не могут быть абсолютно надежными в принципе. Правда, английские и французские летчики, участвовавшие в испытаниях и первых коммерческих полетах «Конкорда», в частности англичанин Брайан Трабшоу, придерживались другого мнения.
Детальное расследование причин катастрофы показало, что конструкция «Конкорда» и его двигателей не имеет никакого отношения к произошедшей трагедии *.
    В результате расследования, проведенного французским бюро по безопасности на авиационном транспорте (ВЕА), было принято решение о детальнейшем изучении технического состояния остающихся в строю самолетов, определению их остаточного ресурса и проведению различных дорогостоящих экспертиз и проверок, которые могут окончательно «приговорить» «Конкорд».
    А недавно была создана франко-британская техническая команда для разработки мер защиты пневматиков «Конкорда» от разрывов. Это условие является решающим в вопросе о возвращении «Конкорду» сертификата летной годности. В случае успеха СПС, возможно, будут эксплуатироваться до 2007-2010 г. Правда, пока остается неясным, не подорвала ли июльская катастрофа репутацию «Конкорда» среди пассажиров.
    Между тем, прокурор Парижа уже 27 июля возбудил против авиакомпании «Эр Франс» уголовное дело по статье «непредумышленное убийство». Адвокаты, представляющие интересы семей погибших в катастрофе, настаивают на том, чтобы «Конкорд» больше никогда не поднимался в воздух. И похоже, что их настойчивость дает плоды. Экипажи французских «Конкордов» уже расформированы, летчики после переквалификации переведены на другие самолеты. На трансатлантических линиях СПС заменены аэробусами А340.
    Авиакомпания «Эр Франс» сейчас находится в весьма тяжелом материальном положении. Суд постановил, что семье каждой из жертв июльской катастрофы необходимо выплатить огромную денежную компенсацию. Кроме того, расходы по сохранению «Конкордов» на консервационных стоянках также весьма высоки. Каждый день простоя увеличивает убытки.
    Для предотвращения пробоин баков, в январе 2001 г. топливные баки «Конкордов» стали оснащать кевларовой «броней» толщиной 1,5 мм. Для компенсации веса в салонах устанавливаются облегченные варианты кресел. 18 января переоборудованный сверхзвуковой лайнер компании Air France поднялся в воздух впервые со времени катастрофы. «Конкорд» перелетел из аэропорта имени Шарля де Голля на военную авиабазу, расположенную неподалеку от Марселя. Там его в течение двух недель обследовали эксперты.
    Если позволят органы, отвечающие за безопасность полетов, Air France рассчитывает, что полеты «Конкордов» могут возобновиться в сентябре 2001 года. British Airways собирается возобновить полеты Конкордов в конце весны или в начале лета.

* На этот счет есть и иная точка зрения. Ее высказал один из советских летчиков, участвовавших в испытаниях и эксплуатационных полетах на Ту-144. По его словам, еще в середине 70-х годов при взлете из берлинского аэропорта с его самолетом произошел точно такой же случай**, как и с погибшим «Конкордом»: вылетевший из-под колеса острый металлический предмет пробил обшивку крыла и керосиновый бак. Самолет начал терять топливо. Но, из-за того что двигатели на Ту-144 не разнесены по крылу, как на «Конкорде», а сосредоточены у фюзеляжа, вытекающий керосин не попал в струю раскаленных газов и пожара не возникло. Авиалайнер пролетел более часа и благополучно приземлился на территории Советского Союза. Таким образом, схема Ту-144 оказалась лучше застрахованной от подобных инцидентов, чем у «Конкорда».

** данный инцидент произошел 17 июня 1971 года. После вылета из берлинского аэропорта Шенефельд в Москву Ту-144 СССР-68001 совершил вынужденную посадку в Варшаве из-за нарушения герметичности топливной системы. (прим. =SB=)

 

  • История создания
  • Серийные Конкорды
  • Описание конструкции, ТТХ, схема
  • Фотогалерея
  • Без «Конкордов» им не жить

Источники информации:

  1. «Согласие на сверхзвук» / И.Кудишин. Авиамастер 1.2001 /
  2. CONCORDE CRASH : Paris / Concorde /
  3. Airdisaster.com

погибли 113 человек / События / Независимая газета

«Конкорд» рухнул, объятый пламенем.
Фото агентства Рейтер-ИТАР-ТАСС

ПАРИЖСКИЙ аэропорт «Шарль де Голль» в Руасси. Вторник, без четверти пять. Только что приземлился рейсовый самолет из Токио, на котором президент Ширак вернулся с саммита «большой восьмерки». Пилот начинает подруливать к терминалу, но останавливается и сообщает пассажирам, что должен пропустить «Конкорд», направляющийся на взлетную полосу. Все смотрят на стремительно разгоняющуюся машину и вдруг видят, что из реакторов вырывается густой дым, потом пламя, и «Конкорд» взмывает в воздух, как ракета.

Так, буквально на глазах у президента страны и множества людей, находившихся в Руасси, произошла самая крупная во Франции за последние 30 лет авиакатастрофа. Чартерный рейс Париж — Нью-Йорк был зафрахтован немецкой туристической фирмой «Дайлманн» и должен был доставить в США 100 участников морского круиза: 96 немцев, 2 датчан, одного американца и одного австрийца. Все они погибли, как и все девять членов французского экипажа (самолет принадлежал «Эр Франс»). Еще четыре человека нашли смерть под развалинами небольшой гостиницы «Отелиссимо», на которую «Конкорд» обрушился через две минуты после взлета.

Многочисленные свидетели этой трагедии говорят, что пилот явно стремился так направить самолет, чтобы избежать жилых зданий, и ему это почти удалось. Совсем рядом находится городок Гонесс, и если бы авария произошла над ним, жертв было бы гораздо больше.

Место катастрофы представляет собой страшное зрелище. От здания гостиницы не осталось почти ничего. Вокруг, в радиусе 200-250 метров, разбросаны обломки самолета, причем самые крупные из них — не больше полутора метров. Кукурузное поле выгорело, все засыпано искусственным снегом и пеплом. Через несколько часов в воздухе все еще чувствовался запах дыма, гари и горючего, вылившегося из баков.

Вскоре после катастрофы на место события прибыл премьер-министр Франции Лионель Жоспен. Он, как и президент Ширак, выразил свои соболезнования семьям погибших.

Хотя точные причины аварии пока неизвестны, эксперты склоняются к мысли о технических неполадках. Вплоть до выяснения всех деталей Франция и Великобритания приняли решение временно приостановить полеты всех «Конкордов». Их немного — всего по семь самолетов у каждой из двух стран. Гордость европейской технологии, сверхзвуковой «Конкорд» совершил свой первый пробный полет 2 марта 1969 года — на два месяца позже, чем Ту-144. Но советский соперник вышел из игры после того, как один из Ту разбился в 1973 году на авиасалоне в Бурже (тогда погибли 13 человек).

А «Конкорд» продолжал летать. Потребовалось семь лет, чтобы перейти от пробных полетов к коммерческим. Все технические проблемы были решены к началу 1976 года, но американцы еще полтора года не хотели давать «зеленый свет» чуду европейской техники. Ссылались, в частности, на невыносимый грохот сверхзвукового лайнера. В конце концов «Эр Франс» и «Бритиш эрвейс» все же добились своего, и трансатлантические полеты начались. Но все остальные компании-заказчики (а их было около 80) отказались от планов закупки «Конкордов».

Самолет оказался надежным (поломок было немало, что неудивительно при такой сложности, но за 25 лет — ни одной серьезной аварии). Однако эксплуатация стоила очень дорого. И все же, несмотря на высокую цену билетов (более 7 тысяч долларов), с 1976 года «Конкорды» перевезли 1 276 000 пассажиров. Деловые люди оценили возможность пересечь океан за 3 часа 45 минут.

Трудно сказать, останется ли «Конкорд» рентабельным и теперь, после трагедии в Руасси. Не отпугнет ли случившееся потенциальных пассажиров? Во всяком случае, страховым компаниям это обойдется очень дорого. Сам самолет застрахован на 30 миллионов долларов, и примерно по два с половиной миллиона получат семьи погибших.

Париж

Рейс 4590 Air France | Предыстория и факты

Рейс Air France 4590

Смотреть все СМИ

Дата:
25 июля 2000 г.
Местонахождение:
Франция
Контекст:
Континентальные авиалинии, Инк.

Просмотреть все связанные материалы →

Рейс 4590 Air France, полет сверхзвукового самолета Concorde, разбившегося в Гонесс, пригороде Парижа, 25 июля 2000 года. Самолет загорелся почти сразу после взлета, погибли все 109 человек.человек на борту и еще 4 человека на земле. Это была первая авария Конкорда со смертельным исходом за 24 года регулярных пассажирских перевозок. Считается, что это событие ускорило прекращение всех полетов Конкорда в 2003 году.

Рейс 4590 был чартерным рейсом из Парижа в Нью-Йорк. Самолет был Air France Concorde, регистрационный номер F-BTSC. Большинство пассажиров были немецкими туристами, направлявшимися на борт круизного лайнера, направлявшегося в Карибское море в Нью-Йорке. Примерно в 16:43 самолет начал взлет из аэропорта имени Шарля де Голля. Однако, когда он разгонялся по взлетно-посадочной полосе, наземные наблюдатели заметили возгорание с левой стороны, под крылом. Самолет повернул влево на взлетно-посадочной полосе, и примерно в то время, когда он оторвался от земли, один из двух левых двигателей отказал. Пилот не смог подняться выше примерно 200 футов (60 метров) и около 9Через 0 секунд после начала взлета отказал другой левый двигатель. В этот момент самолет упал с неба и врезался в небольшой отель и ресторан в пригороде Гонесса. Все находившиеся на борту — 100 пассажиров и 9 членов экипажа — погибли. Кроме того, четыре человека на земле погибли, еще шестеро получили ранения.

Air France немедленно приземлила свои оставшиеся Конкорды; British Airways, единственный другой оператор самолета, последовала их примеру в августе. Обе авиакомпании возобновили полеты в ноябре 2001 года, но менее чем через два года после этого все рейсы Concorde прекратились навсегда.

Расследование крушения французским правительством позже установило, что Конкорд наехал на полосу металла на взлетно-посадочной полосе, в результате чего лопнула шина. Затем большой осколок резины попал в топливный бак на нижней стороне крыла. (Топливо составляло более половины общего веса полностью загруженного «Конкорда».) Удар, скорее всего, привел к разрыву полностью полного бака изнутри. Пролитое топливо быстро воспламенилось, вероятно, из-за электрической дуги в проводке шасси, и пожар привел к отказу двигателей.

Металлическая полоса на взлетно-посадочной полосе оказалась частью реактивного двигателя, упавшей с Continental Airlines DC-10 во время собственного взлета, на несколько минут раньше Concorde. Деталь двигателя (износная накладка реверсора тяги) недавно была заменена при плановом техническом обслуживании. Механик, выполнявший работу, использовал полосу из сплава с 90-процентным содержанием титана, а не из нержавеющей стали, как указано производителем двигателя.

Критики официального отчета указывали на другие возможные сопутствующие факторы, которые французские исследователи в основном не учитывали. У самолета была превышена рекомендуемая взлетная масса, а в механизме шасси отсутствовала «распорка», что могло привести к заносу самолета по взлетно-посадочной полосе. Также перед взлетом произошло изменение направления ветра, что привело к нежелательному попутному ветру. Кроме того, летный экипаж мог преждевременно заглушить двигатель.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

В 2010 году французский суд постановил, что Continental Airlines (к тому времени участвовавшая в слиянии с United Airlines) и ее механик были виновны в непредумышленном убийстве, сославшись на низкое качество изготовления и использование неподходящих материалов. Суд не принял во внимание утверждения адвокатов защиты о том, что возгорание началось до того, как шина наткнулась на металлическую полосу. Два года спустя апелляционный суд отменил обвинительный приговор, но оставил в силе штраф на авиакомпанию.

Роберт Льюис

Рейс 4590 Air France стал единственной авиакатастрофой Concorde со смертельным исходом

На этой неделе отмечается печальная годовщина трагической аварии знаменитого Concorde, которая навсегда вошла в историю авиации. За почти три десятилетия эксплуатации «Конкорд» перевозил пассажиров по всему миру со скоростью, более чем в два раза превышающей скорость звука.

Многонациональное сотрудничество

Таких самолетов, как «Конкорд», еще не было. Его история, дизайн и вехи, которые, по его утверждению, делают его повествованием, которое трудно воспроизвести. Название Concorde отражало договор между правительствами Великобритании и Франции, по которому расходы и риски, связанные с производством самолета, разделялись.

Другие страны участвовали в его разработке, но эти две европейские нации были основными заинтересованными сторонами. Великобритания должна была построить 60% двигателя и 40% планера, а Франция — 40% двигателя и 60% корпуса.

В конечном счете, обе стороны недооценили сложности, связанные с этим масштабным проектом, и «Конкорд» затянулся далеко за пределы установленного срока и поглотил слишком много денег в ходе этого процесса. Тем не менее первый успешный полет самолет совершил в 1969 и совершил первый регулярный коммерческий сверхзвуковой полет в 1976 году. Хотя несколько авиакомпаний проявили первоначальный интерес к самолету, в конечном итоге он эксплуатировался только British Airways и Air France.

British Airways была лишь одним из двух операторов Concorde. Фото: Джейн Карналл через Flickr

Сверхзвуковые характеристики

Одной из главных характеристик Concorde была его средняя крейсерская скорость 2 Маха. Он также имел максимальную крейсерскую высоту 60 000 футов. Для справки: дозвуковые коммерческие самолеты обычно летают на высоте от 31 000 до 38 000 футов, что составляет почти половину высоты Concorde. О чем мы часто не слышим, так это о его управляемости.

Треугольное крыло создавало значительный эффект земли, и по мере приближения к взлетно-посадочной полосе его можно было ощущать как ощущение амортизации, пока снижение было умеренным. Высота глаз пилотов была такой же, как и у Боинг-747, что составляет около 35 футов над поверхностью взлетно-посадочной полосы при приземлении.

При постоянной скорости захода на посадку на последнем участке снижения автоматы тяги отключались на высоте около 50 футов над взлетно-посадочной полосой, а мощность плавно уменьшалась на высоте около 20 футов, при этом нос удерживался в постоянном тангаже, чтобы противодействовать опусканию носа и дифференту. сил. Любое ослабление противодавления на органах управления позволило бы самолету немедленно приземлиться… и резко.

Также нужно было соблюдать осторожность, чтобы избежать чрезмерного вращения носовой части, поскольку это могло привести к удару хвостового колеса. Если это сопровождается небольшим углом крена, это может привести к контакту лопаток реверсора тяги с взлетно-посадочной полосой, когда они раскрываются после приземления. Отсутствие большой площади борта фюзеляжа и короткий размах крыла помогли добиться очень хороших характеристик при боковом ветре с эффективным использованием входа по крену при взлете при сильном боковом ветре.

На Конкорде было мало места. Фото: Кирко через Wikimedia Commons.

Трагический день

У «Конкорда» были впечатляющие показатели безопасности до вторника, 25 июля 2000 года. Это был день, когда рейс 4590 Air France должен был вылететь из международного аэропорта имени Шарля де Голля в Париже и отправиться в международный аэропорт имени Джона Ф. Кеннеди в Нью-Йорке.

В 16:44:55 по местному времени «Конкорд» находился на взлетной полосе, когда первый офицер выкрикнул V1, или скорость принятия решения. Внезапно самолет начал отклоняться влево, и бортинженер призвал командира прервать взлет. Однако «Конкорд» уже превысил свою скорость V1, а это означало, что взлет нужно было продолжать, иначе он рисковал вылететь за пределы взлетно-посадочной полосы на очень высокой скорости.

В то же время Жиль Лонжелен (диспетчер вышки, давший разрешение на взлет) заметил пламя, исходящее из одного из двигателей самолета, и сообщил экипажу: «4590, у вас сзади пламя». В то же время Лонжелин активировал систему аварийного оповещения управления воздушным движением, когда самолет пытался набрать высоту, но его настигло пламя.

Было принято быстрое решение приземлиться в парижском аэропорту ЛеБурже, но огонь распространился слишком быстро. Попытки экипажа развернуть хромающий самолет не увенчались успехом, и он врезался в кукурузное поле в пяти километрах от взлетно-посадочной полосы и в нескольких метрах от гостиницы. Он взорвался при ударе. Весь сценарий разыгрался чуть более чем за две минуты.

На борту находились 100 пассажиров и 9 членов экипажа, но общее число жертв составило 115 человек, поскольку в результате удара и последовавшего за ним пожара погибло несколько гостей близлежащего отеля.

Самолет Air France Concorde потерпел крушение из-за разрыва топливного бака, вызванного волнами давления. Фото: Викимедиа/Александр Йонссон

Флот Concorde навсегда остановлен

Расследование авиационного происшествия показало, что правое переднее колесо левой основной стойки шасси самолета Air France 4590 было повреждено после наезда на полосу металлических обломков, сброшенных самолетом Continental Airlines DC-10-30, который вылетел на взлетно-посадочную полосу всего за пять минут до этого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта