Красивые фотографии самолетов в полете
Компания «Иркут» пригласила меня поучаствовать в воздушной фотосессии двух самолетов, готовящихся выступить на авиасалоне — Як-130 в новой красной ретро-ливрее и Су-30СМ — модернизированной Сушки для ВВС РФ. Рассказ про то, как мы с оператором Павлом Новиковым снимали их с рампы самолета Ан-12.
Фотографии Марины Лысцевой
Рампа в авиации — это устройство, предназначенное для загрузки и разгрузки самолёта. Представляет собой механизированный люк в носовой либо хвостовой части фюзеляжа, способный опускаться на поверхность перрона:
Кто никогда не видел военно-транспортный Ан-12, показываю. Красным выделена рампа, которая открывается для десантирования или как в нашем случае, для фотосъемки следом летящего самолета:
Чтобы получить доступ к съемке с борта транспортного самолета, нужно пройти врачебную летно-экспертную комиссию (ВЛЭК) и иметь полис страхования жизни. Для видеооператора требования не такие жесткие, как, например, для стюардессы или бортинженера. Не говоря уже о пилотах.
Просто так стоять у открытой рампы никто не позволит. По ее периметру была туго натянута сетка и ремни, а к полу намертво прикручен брус для упора ногами. На операторе надето специальное альпинистское снаряжение, к которому цепляется страховка, ввинченная в пол. Причем размер страховки рассчитывается строго на такое расстояние, чтобы не выпадать за пределы сетки:
Свои два фотоаппарата (второй и третий Марки) с объективами 24-70/2,8 и 70-200/2.8 с длинными ремешками я набрасываю через шею. Практика показала, что чаще всего использовался 70-200. Идеальным тут был бы один объектив 28-300, но у меня его нет.
Пашка в предвкушении. Кстати, одеваться нужно тепло. На высоте 100-1500 метров температура на десяток градусов ниже, чем на земле. Например кожаная куртка летчика из толстой кожи отлично подойдет! Шапочку десантника где-то тоже лично раздобыл:
После набора нужно высоты нам дают знак, что пора и мы бежим пристегиваться к закрытой пока рампе. На операторе гарнитура для переговоров с летчиками Ан-12, но при шуме двигателей она почти бесполезна.
И вот, когда мы стоим пристегнутые с камерами наперевес, рампу открывают! Летит немного пыли, я ожидала большего мусора и ветра. Через минуту-другую появляется первый участник фотосессии Як-130:
Управляют самолетом заслуженный лётчик-испытатель РФ, Герой РФ Роман Таскаев и штурман-испытатель 1-го класса Сергей Кудряшов:
На земле на предполетном брифинге перед съемкой мы обсуждали её условия. Высота, скорость, расстояние «модели» до операторов, маневрирование и фигуры пилотажа, которые должны быть запечатлены. Высота — 1000-1500 метров, ближайшее расстояние приближения объекта съемки к рампе — 25 м, на принижении 10-15 м.
А выше и не нужно, потому что объект будет попадать в спутную струю от двигателей Ан-12, а при таком режиме пилотировать нельзя, да и картинка размоется.
Выбора времени съемки у нас не было, а в идеале «воздух-воздух» надо проводить на рассвете и закате и желательно где-нибудь в районе гор.
Маршрут пролегал от Жуковского до Егорьевска и обратно.
А это еще над какими-то там озерами (ищу, ищу на карте, не могу найти) У меня вообще любимое занятие разглядывать и узнавать места, снятые с самолета. Но здесь трек прописан не был.
Первые несколько минут Як-130 шел ровно, а потом пошла движуха. Для динамичности картинки Пашка попросил пилотов покачаться и сделать несколько бочек и уходов в разные стороны.
Самолет после маневра прямо под нами быстро уходит из кадра:
«Бочка». И ррраз!
И два!
И три! 22-минутная съемка Як-130 закончена.
Як-130 отснят, рампа закрывается и можно вздремнуть в ожидании следующей «модели», которая в эти минуты стартует с аэродрома Раменское. По связи передали, что Су-30СМ появится через несколько минут.
Поначалу сливающийся с местностью Су-30СМ не удавалось разглядеть, но когда мы его заметили. Аверьянов Вячеслав Юрьевич — лётчик-испытатель лётно-испытательной и доводочной базы «ОКБ Сухого». Второй пилот его сын Евгений:
Общий вид с рампы Ан-12:
Самолет так близко, что можно встретиться взглядом с летчиками. Мы на рампе за сеткой никак не подсвечены и они нас не видят. Для пущего эффекта выпускается тормозной щиток:
Многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-30СМ является дальнейшим развитием семейства боевых самолетов типа Су-30МКИ:
В том, что самолет сверхманевренный, мы убедились лично 😉
Фото без кадрирования. Canon EOS 5D Mark III, объектив 70-200/2,8LII, фокусное расстояние 110 мм, ISO 320, выдержка 1 250, диафрагма 7.1:
Всё, ушел красавчик. Съемка длилась 8 минут и, по-моему, удалась. А вы как думаете?
А бекстейдж со мной никто не сделал. Приходится снимать автопортрет:
Теги: самолеты, съемки
«Снимать сложнее, чем управлять истребителем». Как делается воздушная съемка
«Хорошо летать могут только красивые самолеты», — говорил известный авиаконструктор Андрей Туполев. Хотя бы раз в жизни каждый из нас видел фотографии, когда «стальная птица» делает фигуру пилотажа в воздухе, находясь на огромной высоте от земли, но при этом на ней с легкостью можно разглядеть все детали, словно фотограф парит в небе рядом. Мало кто задумывался, как в реальности происходят такие съемки и что стоит за этими самыми красочными кадрами, от которых по-настоящему захватывает дух.
«Авиация — это красиво! Наши самолеты снимать очень интересно, потому что они не только хорошо летают, но и красиво выглядят. И все-все в мире это признают», — рассказал журналисту ТАСС известный фотограф Министерства обороны РФ Вадим Савицкий, при этом отметив, что в некоторых случаях фотография имеет не только эстетический, но и прикладной смысл.
«Цена ошибки здесь высока»
Один из самых сложных видов воздушной съемки — это съемка из кабины истребителя во время пилотажа в составе группы. При этом видео делать сложнее, чем фото. «Это физически тяжелее — обеспечить непрерывный фрагмент без каких-либо сильных колебаний, ведь это сложно даже на земле делать без штатива. А в кабине мотает и швыряет — тут все против оператора», — говорит Артур Саркисян.
Артур Саркисян
© Личный архив Артура Саркисяна
В прошлом — летчик-истребитель, сегодня он — признанный мастер в мире авиационной видео- и фотосъемки. У него есть кадры, которые не повторил никто до сих пор. А начинал он снимать еще из кабины истребителя МиГ-23 в 1988 году во время службы в Германии.
Сложность этой съемки в том, что я сам управляю самолетом и мне нужно держать строй, причем я нахожусь внутри строя. Цена ошибки здесь высока. И в те годы, и сейчас это называется хулиганством. Ведь это нарушение, потому что посторонних предметов в кабине не должно быть, тем более в одноместном управлении. Ведь это не кабина большого самолета, где можно положить фуражку, сумку и другие вещи. Там сам еле-еле помещаешься…
Артур Саркисян
Он показывает одну из своих первых работ — кадры, снятые на пленочный фотоаппарат «Зенит-TTL». «Здесь нужно было и управлять в ручном режиме, и снимать в ручном режиме. Я очень долго тренировался на земле, проходил все тренажеры. Отрабатывал многие действия и по управлению машиной, и какие действия совершаю в кабине с фотоаппаратом», — говорит Саркисян.
© Артур Саркисян
Тогда ему удалось на полигоне снять сход бомбы у ведущего, доприцеливаться на свои цели, попасть и все это сфотографировать. «Это был высший предел! Один раз я это сделал, и это было очень напряженно. На четверку я сделал бомбометание и сфотографировал сход бомбы у ведущего, — рассказывает летчик. — То есть у меня на прицеливание остается 4–5 секунд после этого хулиганства, и я еще должен доприцеливаться на свою соседнюю цель, сбросить и вывести из пикирования вовремя самолет».
Однажды был случай, когда при посадке в кабине истребителя Саркисян не рассчитал, что у него на груди висит широкопленочный фотоаппарат Pentacon с большим объективом, в который в последний момент уперлась ручка самолета. Но быстро сообразил, левой рукой скинул аппарат и добрал.
© Артур Саркисян
«Я тогда ведь действительно был сумасшедшим. Сейчас бы я так не полез бы туда», — смеется Саркисян, отмечая, что именно с этих кадров началась его воздушная съемка. Примечательно и то, что в те годы не было фотоаппаратов, способных, как сейчас, делать серийную съемку, а было всего 36 кадров.
В 1990-х Саркисян ушел на гражданку, работал в Московском авиационно-производственном объединении «МиГ» (ныне — РСК «МиГ», в составе Объединенной авиастроительной корпорации). Получил допуск, сдал все зачеты по авиационной части, безопасности и катапультированию. Несколько лет работал штатным фотографом и видеооператором групп высшего пилотажа «Русские витязи» и «Стрижи». Кроме него летные допуски получили фотокорреспонденты Сергей Пашковский (фотограф ОКБ «Сухой») и Сергей Скрынников (входил в десятку лучших фотожурналистов мира). Но в 1990-х годах Саркисян был единственным, кто делал и видео, и фото, да еще и с такой летной биографией.
© Артур Саркисян
Не секрет, когда я в воздухе во время пилотажа перехватывал фотоаппарат, у меня ощущение было, что это я делаю передышку. Меня спасало то, что я находился в привычной среде. Поэтому факторы полета сильно на меня не влияли. Даже если взять самого лучшего наземного оператора, не факт, что получится из него сделать воздушного
Артур Саркисян
«Но сейчас такого нет. Это, можно сказать, вымирающая профессия для России, но на Западе так летают», — говорит летчик, отмечая, что примерно после 2006 года в ВВС РФ появился запрет полетов для гражданских лиц в кабине с военными экипажами.
Потом Саркисян сам делал подвесные системы, наружные камеры, ставил крепления на истребители МиГ-29 и МиГ-31 для стратосферных полетов. «У меня принцип этих наружных креплений такой, что нет вмешательства в конструкцию летательного аппарата, — рассказывает он. — Я ничего не сверлю, ничего не меняю, а приспосабливаюсь к самой конструкции самолета, где есть болты или различные системы зацепа».
© Artur Sarkisyan/YouTube
Например, одна из уникальных систем крепления у Саркисяна держится на одном штырьке. Все это было подогнано, зажато и летало много раз на максимальной скорости до 1250 км/ч. Есть крепления, рассчитанные на еще большие скорости.
Снимать сложнее, чем управлять самолетом. И при этом физически тяжелее, особенно если съемка видео, то находишься в неудобной позе, так как идет пилотаж, но при этом нужно держать камеру, да еще и при перегрузках
Артур Саркисян
© Артур Саркисян
Саркисян снимал в условиях перегрузки до 7g, но однажды было и 8g. «Я специально попросил, чтобы проверить лентопротяжный механизм пленочной камеры. Это было на МиГ-29 во время испытательных полетов в конце 1990-х годов», — признался он. Саркисян придумал и разработал свою методику креплений, чтобы все это можно было эксплуатировать без помощников. Иногда он ставит на самолет шесть камер, при этом снимает еще с рук и дроном за один полет.
«Как солдатики в воздухе»
После Саркисяна на предприятие «МиГ» пришел Павел Новиков, также увлекшийся воздушными съемками. Первый полет был на МиГ-29MRCA, с годами список увеличился: МиГ-25, МиГ-29, Су-27, Як-130, L-39 — порядка семи типов самолетов. Были у него и полеты со знаменитыми «Русскими витязями» в Геленджике в 2006 году, где пришлось немного понервничать.
Павел Новиков
© Личный архив Павла Новикова
«Тогда у меня была еще пленочная камера, не было никаких экранов, куда можно было смотреть. Соответственно, ты не можешь быть пристегнут жестко к креслу, — рассказывает Павел. — Дело в том, что у любого катапультного кресла есть два режима: или отпущены плечевые ремни, когда ты можешь свободно отклониться, или зафиксированное положение. Вот в таком зафиксированном и вертикальном положении ты можешь легко переносить перегрузки. Собственно говоря, так и пилотируют летчики. Позвоночник, мышцы позволяют относительно легче переносить перегрузки».
Но на тот момент летного опыта было мало. «И вот на выходе из петли группы я начинаю чувствовать перегрузку. В это время отклонен вместе со своей камерой, смотрю в видоискатель, снимаю самолеты, которые летят рядом, и меня начинает тянуть на ручку управления самолетом. И, соответственно, как «в рапиде», понимаешь, что если сейчас я ложусь на ручку, то я толкаю ее вперед, а под нами вода», — вспоминает он.
© Павел Новиков
У нас выход из петли, и, если я не даю летчику комфортно управлять самолетом, ложусь своим весом под перегрузкой еще на эту ручку, я буду ее отталкивать от себя, и это неизбежно приведет к чему-то нехорошему…
Павел Новиков
Читайте также
Истребитель МиГ-35. Высший пилотаж снова в моде
По его словам, все происходит мгновенно, не больше четырех секунд, «просчет последствий интуитивный, опыта-то нет, как и испуга тоже — просто понимаешь, что вот ручка под животом оказалась и ложиться на нее не надо. ..» И вот тогда усилием всех мышц Павел отвел свое тело к спинке кресла.
Во время этих полетов с «Русскими витязями» Новиков сделал одну из интереснейших и достаточно сложных воздушных съемок — вертикальную. «Это можно снимать только с истребителя или с каких-нибудь спортивных самолетов, когда они летят вертикально вверх или вертикально вниз. Эти кадры у меня одни из самых эффектных», — признается Павел. Недавно он видел фото у одной зарубежной пилотажной группы, когда от группы из четырех самолетов один «отваливается» при том, что все они выстроены в воздухе в ряд по горизонтали. «Стоят на фоне горизонта ровненько рядом друг с другом, как солдаты», — добавляет он, отмечая особую сложность такой съемки — «необходимо контролировать приборы, свое положение в пространстве и контролировать расстояние до двух рядом находящихся самолетов».
© Павел Новиков
Есть в его биографии и съемка подъема обновленного корабельного МиГ-29К. «Она была абсолютно технической — нельзя было выключать камеру ни на секунду, самолет должен был быть всегда в кадре. Мы его облизывали с разных сторон, осматривали снаружи, как он себя ведет. И это оказалось нужным: съемка помогла разобраться, что происходило с самолетом в его первый подъем», — говорит Новиков.
«Танцы» вокруг самолета
Следующей по сложности можно считать съемку на спарке в горизонтальном полете. Саркисян делал видео первого полета нового пассажирского лайнера МС-21, сопровождая его с летчиками-испытателями корпорации «Иркут» на учебно-боевом истребителе Як-130.
МС-21 300 и Як-130
© Артур Саркисян
Это был скучный полет, без уборки шасси. МС-21 взлетел и через какое-то время пошел на посадку. И чтоб съемки были не скучными, а динамичными, нужно было вокруг него «танцевать». Постоянно какое-то движение должно быть, угловая скорость, превышение и принижение, отставать и обгонять
Артур Саркисян
Подготовка к этому полету была очень строгой: зачетные тренажи, медкомиссия. Необходимо было четко оговаривать, с какой камеры будет вестись съемка, помещается ли она при катапультировании на правом борту. Затем все испытательные полеты снимал Павел Новиков.
© Павел Новиков
Одной из самых неприятных проблем съемки из кабины истребителя является искривление стекла, из-за которого оператор постоянно ищет ровные места. При этом есть еще одна проблема — это отражение всей кабины. «Ты видишь отражение приборной доски, и тогда мы зачернили всю кабину полностью, взяв киношный материал синефоль (черная алюминиевая фольга, очень плотная и поддается формированию). И всю кабину изнутри проклеили синефолем, оставили мне только слева окошко для съемки», — рассказывает Павел, добавляя, что еще заклеивал различные красные и белые кнопки на приборной панели черной изолентой, чтобы они, если загорятся, не отражались в стекле.
Выход «Медведя» из облаков
Достаточно сложна также съемка с открытой двери или иллюминатора летательного аппарата. При этом стоит выделить еще один сложнейший и опасный вид съемки — с рампы самолетов военно-транспортной авиации. Примерно десять лет назад подобные мероприятия организовать было очень сложно.
© Вадим Савицкий/Минобороны РФ
Весь основной труд — это подготовка. В самолете-лидере сидят фотограф и оператор, и участники съемки. «Чтоб поднять в воздух самолеты, решение принимает только главком ВКС, подписывая документ на разрешение проведения именно такого типа съемки. А уже потом начинается рутинная работа», — рассказал Вадим Савицкий, который с начала 2010-х годов отснял на рампе практически все военные самолеты нашей армии. «Следующая, так скажем, моя задумка, мечта — поработать и отснять всю морскую авиацию России», — добавляет он.
После разрешения начинается процесс подготовки непосредственно на аэродроме. Специфика движения самолетов за рампой зависит еще и от самого самолета-лидера — Ил-76, Ан-12, Ан-26. У каждого самолета своя особенность — с какой скоростью они могут идти.
© Вадим Савицкий/Минобороны РФ
Так, во время работы на канале «Звезда» Новиков вместе с режиссером телеканала Сергеем Мерзляковым c разрешения Савицкого снимали с рампы Ил-76 нашу дальнюю авиацию — Ту-160, Ту-22 и Ту-95. «Специфика была в том, что Ту-22 не любит низких скоростей, а Ил-76, когда у него открыта рампа, не может идти быстрее 400 км/ч. А для Ту-22, можно сказать, это критическая скорость, на которой он может маневрировать. А ему бы еще, как мы просим, чуть-чуть поманеврировать для красоты кадра», — говорит Новиков.
© Телеканал «Звезда»/YouTube
Ил-76 есть в двух вариантах — десантные и транспортные, и это тоже очень важно для съемок, ведь у первого по бокам ставятся шторки, когда открывается рампа. У другого — нет, поэтому скоростной поток попадает на рампу и обдувает нас со страшной силой, плюс сильные вибрации, что сказывается на работе операторов и фотографов. Одним словом, может просто сдуть с рампы. Поэтому во время этих съемок пришлось каждую ногу крепить отдельной веревкой. В сравнении с Ан-12 болтанка на Ил-76 больше. «На нем есть щели между корпусом и рампой, и они очень сильно добавляют вибрацию хвосту. А у Ан-12 все очень просто — рампа убирается, и он летит», — рассказывает Павел.
Специфика заключается в расстоянии и дистанции самолетов, в том, какие маневры они смогут выполнять. Влияет и след от самолета — идущий от двигателей тепловой и возмущенный поток, от разных самолетов разный.
© Вадим Савицкий/Минобороны РФ
От Ил-76 этот поток не слишком сильный, но марево присутствует, то есть при самолете от рампы чуть-чуть влево — чуть-чуть вправо уже получается кадр нерезкий. Самолет замыленный из-за того, что идет горячий воздух от двигателей. Мало того, у Ан-12 еще идет темный след от работы его турбовинтового двигателя
Вадим Савицкий
При подготовке самолетов к вылету необходимо договариваться с техниками, чтобы самолет помыли. В строевых частях «стальные птицы», надо сказать, не такие красивые, как на авиасалоне МАКС или выставках.
При открытой рампе все фотографы должны быть пристегнуты. В определенных случаях даже натягивается транспортная сетка для фиксирования. Все участники съемки проверяются на отсутствие незакрепленных предметов в руках, чтобы не было никаких мелких вещей. Все карманы застегнуты, никаких шарфиков, все это должно быть спрятано. Головные уборы должны быть застегнуты, чтобы их не сорвало во время полета.
© Личный архив Павла Новикова
В съемке различных самолетов есть свои особенности. Объект с турбовинтовыми двигателями, где вращаются лопасти винтов, необходимо снять так, чтоб был эффект движения. Соответственно, чтобы получить его, надо удлинять выдержку, а на рампе есть вибрации — получаются конфликтующие задачи, надо их решать.
© Минобороны России
Очень сильно сказываются погодные условия, а также то, над какой поверхностью происходит полет: воздушные потоки ведут себя по-разному. «Гораздо быстрее нагревается открытая земля, и от нее воздушный поток идет теплее, быстрее вверх, чем от леса. И над разными участками все это очень сильно сказывается», — объясняет Савицкий.
На авиационном ресурсе Russianplanes самый популярный кадр — фотография, которую сделал Савицкий во время съемки самолетов дальней авиации в 2013 году. «Перед полетом я попросил экипажи, если будут облака, пройти по их верхней кромке. Вот так придумали этот знаменитый кадр с Ту-95, проходящим по верхней кромке», — рассказал Новиков историю того снимка.
© Вадим Савицкий/Минобороны РФ
Ту-95 оставляет очень крупный след от четырех огромных двигателей. Обратили внимание, что там на выходе он очень сильно закрутил, и попросили его опуститься чуть ниже уровня верхнего среза. Было видно, как он все это резал и потом по команде просто вынырнул из облаков
Вадим Савицкий
Многие летчики, видевшие этот кадр, говорят, что он наглядно показывает, насколько длинный у самолета остается след. В свое время выяснили, что некоторые катастрофы в аэропортах случались именно из-за этого фактора — от оставшегося следа первого взлетевшего со взлетной полосы большого самолета. «Следующий за ним самолет попадает в этот след, и его начинает «колбасить». Маленький самолет может опрокинуться после взлета больших лайнеров. Вот как раз этот снимок и видео показывают, на какое расстояние может доходить этот след, если самолет уже в нескольких километрах от места», — рассказывает Савицкий. Поэтому фотография имеет не только эстетический, но и прикладной смысл.
Увидеть невидимку
Известный на весь мир японский авиафотограф Кацухико Токунага, специализирующийся на воздушных сьемках и имеющий доступ к полетам, снимал огромное количество пилотажных групп, в том числе летал и на нескольких российских самолетах. Совместный полет с пилотажной группой «Русь», уступив свое место в кабине, один раз организовывал ему Саркисян.
Отвечая на вопрос журналиста ТАСС, какой истребитель из России вызывает лично у него особый интерес и какие «стальные птицы», по его мнению, самые красивые с точки зрения фотосъемки, он отметил, что все самолеты — как российские, так и западные — имеют свою особую красоту. «Мне все нравится, но тем не менее одним из фаворитов является истребитель пятого поколения Су-57. Он имеет уникальную форму, и, глядя на него, вы можете почувствовать российские передовые технологии и будущее», — сказал Токунага.
© Вадим Савицкий/Минобороны РФ
Впервые съемку Су-57 с рампы осуществили Новиков и Савицкий. Они отметили интересную деталь. «Он вроде как невидимка, но — радиолокационная невидимка, но на нашей съемке Су-57 подкрался к нам так, что мы глазами его разглядели уже чуть ли не в последний момент, когда он приблизился», — рассказывает Павел.
У других истребителей геометрия такая, что она распознается издалека как крестик, мы можем ее разглядеть, а тут Су-57… причем они ведь парой подходили, мы всматриваемся в горизонт, под рампу, и глазам своим не поверили, когда увидели их уже у рампы. Все-таки невидимка не только радиолокационная, но еще и оптическая
Павел Новиков
Необходимо отметить, что кадры, полученные тогда в ходе съемки истребителя Су-57, были тщательно просмотрены специальной комиссией Минобороны и представителями ОПК. Около 60% съемки было засекречено, остальная часть разрешена для публикации в СМИ.
© Павел Новиков
Очень важный момент в воздушной съемке — еще на земле продумать, куда будет проецироваться самолет. Потом уже с летчиками оговаривается, как будет проходить полет в зоне «так, чтобы самолет, который снимаем, спроецировать примерно на нужный объект на земле — озеро, берег, реку, горизонт с солнцем», уточняет Павел. По его словам, уложить самолет на площадь реки сложно, но можно — нужно учесть ширину реки и размер самолета. Исходя из этого расчитать высоту полета самолета в кадре и самолета, с которого ведется съемка, их взаимное расположение — чтобы река не потерялась, «не стала ниточкой, а была широкой зеркальной дорогой, а иногда и ниточка реки красиво смотрится с большой высоты, если в ней блестит закатное солнце», объясняет Павел.
Большинство операторов не задумываются, куда будет проецироваться самолет. Они в воздухе — и этого уже, казалось бы, достаточно
Павел Новиков
Самое красивое время суток по свету и колористике кадра — перед закатом солнца, утверждает Новиков. Однако организовать такую съемку боевой авиации можно не всегда, потому что большинство военных аэродромов как раз к закату уже закрываются для проведения полетов.
© Артур Саркисян
А не так давно Новиков разработал собственное крепление, с помощью которого можно будет снимать с воздуха. «У него внутри находятся две видеокамеры на 3D-головах. В фас самолет можно снять только с рампы. Вперед вообще нет никаких вариантов снимать, кроме как на отдельной подвеске, — рассказывает Павел. — А эта система даст возможность использовать легкий самолет типа L-29 или Як-130. Блок вешается на место крепления бомб, который есть у любого учебно-тренировочного и боевого истребителя, и мы с него снимаем все ракурсы — и задние, и передние, и боковые».
«Ноздри на рампе»
Интересные кадры получаются, когда истребители подходят друг к другу вплотную, однако это небезопасно. Во время съемок для компании «Сухой» с рампы самолета Ан-12 истребители Як-130 и Су-30СМ, судя по некоторым кадрам, сходились метров на 10–15. «Они подходили прямо вплотную, чуть ли не ноздри клали на рампу. Но по опыту я никогда не прошу подходить близко, потому что самолет просто не вмещается в кадр, широкоугольная оптика поможет, но тогда влезут элементы рампы и не будет передана перспектива, что не всегда выгодно. Да и самолету сложнее маневрировать в такой близости», — говорит Павел.
Так могут позволить себе подходить летчики очень высокого класса. Когда мы фотографировали заслуженного военного летчика РФ Александра Харчевского, то он мог, так скажем, положить носовой обтекатель нам на рампу. Реально было. Мы его просто отгоняли — немножко страшновато самим было. Строевые летчики, конечно, так не делают. С одной стороны, это баловство, с другой — для каких-то кадров есть всякие моменты интересные. Поэтому ни одна съемка не похожа на предыдущую
Вадим Савицкий
© Марина Лысцева
«У меня есть один кадр, сделанный на объектив 70 мм. Там примерно на метров 10–15 подходил самолет Су-30СМ. Он чуть ли не нос засовывал в рампу», — поделилась с ТАСС впечатлениями о рамповой съемке Марина Лысцева, одна из самых известных в России авиационных фотографов. За ее плечами — съемки в воздухе пассажирского самолета Falcon, старого американского самолета Douglas DC-3, а также российских истребителей Су-30СМ и Як-130, самолетов-амфибий Бе-200 и Бе-103, ближнемагистрального пассажирского Ил-14.
Марина Лысцева
© Личный архив Марины Лысцевой
Марина отмечает, что одна из главных сложностей воздушных съемок — их организация, а что касается ощущений, то тут все просто: «Конечно же, захотелось еще не раз так полетать, ведь такие возможности очень редко предоставляются». «Перед полетом проходит разговор с летчиками, кто и какие маневры должен сделать. И что не нужно просто так висеть перед рампой, а необходимо покрутиться, чтобы самолет был снят с различных ракурсов», — рассказывает Марина.
Конечно, съемки с рампы очень крутые, но именно в техническом плане достаточно простая была для меня. Мы ведь стояли не на открытой рампе, а были за сеткой. Улетели, ушли в зону ожидания, открыли рампу, покрутился Як-130 минут 30, потом Су-30 еще полчаса. В общей сложности не более двух часов
Марина Лысцева
Як-130
© Марина Лысцева
Что касается тряски, то тут проще: «Она была не большая, но так как самолет не турбовинтовой и не нужно было размазывать винты, я делала приоритет выдержки примерно 1500–2000, и все отфиксировалось четко и резко». Лысцева не скрывает, что интерес к рампе есть, ведь она «еще не наснималась с нее». Но с земли тоже интересно.
Лови момент!
Именно съемки с земли, с вертолетов и спортивных самолетов завершают, если можно так сказать, рейтинг сложности авиационных съемок. Казалось бы, на земле, когда ничего не мешает, — только лови момент, однако и тут бывают свои трудности. Так, Лысцева одной из своих самых сложных работ называет не воздушную съемку, а когда пришлось выставить свет ночью в ангаре. Это было в Комсомольске-на-Амуре в 2013 году, где она снимала Sukhoi Superjet 100. «У меня не было помощников. Нужно было подсветить кучу самолетов. Пришлось изрядно побегать, чтоб выключить общий свет, а оставить определенные, чтобы самолеты светились как бы изнутри. Часа два беготни — и в итоге два хороших кадра», — вспоминает она.
© Марина Лысцева
Сложной по исполнению была и съемка дальнего бомбардировщика Ту-95, сделанная из кабины стрелка самолета Ил-78, летевшего перед ним. Из-за огромной тесноты — член экипажа и два фотографа — половина кадров была снята практически вслепую. «Мне в свое время стало интересно снимать «в контре» на солнце, когда при влажном воздухе можно поймать много интересных спецэффектов», — говорит Марина.
Я пока не очень наснималась Су-57, ведь он показывается редко — только на авиасалонах в России, поэтому и привлекает особое внимание. Мне очень нравится, как летает Су-34 — это очень фотогеничный самолет, очень узнаваемый и внешне похож на утенка
Марина Лысцева
© Вадим Савицкий/Минобороны РФ
Что касается съемки вертолетов, то их, как рассказывает Марина, интересней снимать с незастывшими винтами (не на короткой выдержке, а на длинной), то есть «размазать винты, чтобы было ощущение движения». А это длинная выдержка в 1,15 секунды, и снять это с рук при движущемся вертолете очень сложно. «У меня таких хороших картинок за всю жизнь только с десяток наберется», — добавляет она.
Читайте также
Истребитель Су-57: секреты самолета-«невидимки»
Иностранным фотографам очень интересны гражданские самолеты Туполева. «У меня есть пара знакомых французов, которые фанатеют от самолетов Сухого — Су-35, Су-30, Су-27. И очень фанатеют от старых советских самолетов. По всему миру охотятся за самолетами «Мрия», «Руслан» и Ил-76, — рассказывает Лысцева. — Самолеты Ту-95, Ту-160, Ту-22 тоже в почете, ведь на Западе эти машины никогда не показывались. Иностранцы были бы счастливы, если, например, Ту-95 прилетел бы на какую-нибудь их выставку, но, боюсь, этого не случится».
По мнению Савицкого, с точки зрения фото очень интересно получается истребитель Су-30СМ. «Почему? Не знаю, своей эстетикой. Вообще, вся линейка Су-27 — самая красивая. Это признано не только нами, но и за рубежом», — утверждает Савицкий. Еще в 1990-х годах проходил конкурс, и Су-27 был признан самым красивым летательным аппаратом.
Су-30СМ
© Вадим Савицкий/Минобороны РФ
Саркисян, Савицкий, Новиков, Лысцева, а также многие другие, о ком не удалось рассказать в этом материале, — настоящие асы в своем деле. Мы видим военную и гражданскую авиацию России глазами этих людей и никогда не перестанем восхищаться их работой, ведь сделанные ими уникальные фотографии и видеокадры покорили весь мир.
Роман Азанов
Теги:
ЯпонияРоссияМАКС-2019
131 Бесплатный самолет CC0 Стоковые Фото
Просмотрите красивые бесплатные изображения самолета с высоким разрешением. Эти бесплатные фотографии имеют лицензию CC0, поэтому вы можете использовать их как в личных, так и в коммерческих проектах без указания авторства.
Премиум-предложение
Получите 10 бесплатных изображений от
Мы заключили партнерское соглашение с Shutterstock, чтобы предоставить вам бесплатную 30-дневную пробную версию. Попробуйте бесплатно прямо сейчас.
пилотный самолет
старыйсамолетпропеллер
пилотный самолет
вид из окна самолета
самолеттеневой самолет
самолеткокпитсамолет
самолеткокпитсамолет
транспортпропеллерпутешествие
самолеткокпитсамолет
вид из окна самолета
самолет путешествие приключение
пилотпутевой экипаж
вид из окна самолета
сиденьесамолет проход
пилотпутевой экипаж
вид из окна самолета
пилотпутевой экипаж
вид из окна самолета
военныйсамолет
плоскошовский
самолетлетающийнебо
реактивныйсамолетнебо
взлетно-посадочная полоса
терминал аэропортаокно
самолетпосадканебо
аэропортокносамолет
ботшарборуотер
самолетлетающийполет
винтажный автомобиль
самолеттрейлоблака
низколетящий самолет
самолетокнокартина
винтажный самолет летающий
исландияобломки самолета
smallplaneclouds
винтажная фотография
рукиподсолнечное поле
самолет, летящий над головой
самолетпропеллеркрупный план
Мы сотрудничали с Shutterstock, чтобы предоставить вам бесплатную 30-дневную пробную версию .
Загрузите 10 БЕСПЛАТНЫХ изображений сегодняПолучайте наши лучшие фотографии еженедельно
Введите адрес электронной почты, и мы будем присылать вам наши самые популярные фотографии каждую неделю прямо на ваш почтовый ящик.
Спасибо за подписку!
327,692 реактивный самолет Стоковые фото, картинки и изображения
Крупный план реактивного двигателя самолета в оживленном аэропорту. подготовка аэропанелей перед ночным полетом.PREMIUM
Вид частей коммерческого самолета, изолированных на фоне солнцаPREMIUM
Военный истребитель в небе, силуэт. векторная иллюстрацияPREMIUM
Черный реактивный векторный логотипPREMIUM
Вид на закат и красивые облака с самолета.PREMIUM
Истребитель F-16 Fighting Falcon (модель) на фоне впечатляющих облаков. ПРЕМИУМ
Вид на взлетно-посадочную полосу одного из крупнейших развивающихся аэропортов Великобритании. пассажирская авиакомпания взлетает к камере. PREMIUM
Вид сзади женщины, машущей рукой на посадку коммерческого самолета в аэропорту вечером. образ жизни и концепция путешествий.PREMIUM
Влюбленный молодой человек делает предложение своей девушке на аэродромеPREMIUM
Самолет над облаками в небе на рассветеPREMIUM
3d рендеринг каркаса цифровой техно неоновый светящийся символ самолета сверху с блестящими точками на черном фоне с размытым отражением на полуPREMIUM
Военные истребители с конденсационными следами в небе векторная иллюстрация. воздух, самолет, военный, шоу, полет, след, небо, представление, самолет армия, истребитель на авиасалонеPREMIUM
Голубое небо с облаками и самолет, летящий над голубым морем или океаном. авиалайнер над островом с пальмами. векторПРЕМИУМ
Авиакатастрофа. горящий падающий самолет. самолет рухнул на землю. украшен игрушкой на фоне темного огня. концепция авиакатастрофы. выборочный фокусPREMIUM
Пассажирский самолет взлетает с взлетно-посадочной полосы в аэропорту города – векторная иллюстрацияPREMIUM
Самолет взлетает над взлетно-посадочной полосой в аэропорту.
Самолет взлетает с взлетно-посадочной полосы аэропортаPREMIUM
Самолет приземляется в аэропорту.PREMIUM
Бизнес-джет взлетает с взлетно-посадочной полосы аэропорта на фоне багрового заката. PREMIUM
Роскошный частный самолет хранится в ангаре. естественный черно-белый высокий контраст. PREMIUM
Очень крупный план самолета, видимого снизу во время посадки на малой высоте. вид спереди широкофюзеляжного самолета с черно-белым фильтром. действительно близкая перспектива дальнемагистрального самолета с опущенным шассиPREMIUM
Горизонтальный пейзаж с современным зданием аэропорта, трансферными автобусами, специальным транспортом и взлетающим самолетом в небе. цветная плоская мультяшная векторная иллюстрация аэродрома, взлетно-посадочной полосы и самолетаПРЕМИУМ
Турбореактивный двигатель самолета, крупный планPREMIUM
Озеро в форме самолета посреди нетронутой природы — концепция, иллюстрирующая экологию воздушного транспорта, путешествий и экотуризма. 3d rendering.PREMIUM
Посадка пассажирского самолета на шоссе.PREMIUM
Бортпроводник-мужчина, стоящий в пассажирском салоне самолета.
Самолет над мостом с эффектом движущегося света во время вечернего закатаPREMIUM
Eurofighter Typhoon — самый совершенный в мире боевой самолет с поворотной ролью, обеспечивающий возможность одновременного развертывания в режимах «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».PREMIUM
Самолет взлет с взлетно-посадочной полосы аэропортаPREMIUM
Персонал самолета встречает VIP-пассажира на лестницеPREMIUM
Пассажирский самолет поднимается над облакамиPREMIUM
Стая птиц перед самолетом в аэропорту, концептуальная картина об опасных ситуациях для самолетовPREMIUM
Оранжевый пассажирский самолет в полете. самолет взлетает с взлетно-посадочной полосы аэропорта во время заката. вид спереди.PREMIUM
Реактивный истребитель Eagle взлетает во время ученийPREMIUM
Абстрактный полигональный самолет на черном фоне. ai и концепция совместной работы. 3D визуализацияPREMIUM
Пассажирский самолет на стоянке, парковка в аэропорту, пассажирский самолет в аэропорту. обслуживание самолетовPREMIUM
Самолет летит над низкими облаками летомPREMIUM
Реактивный лайнер коммерческого самолета летит над впечатляющими облаками.PREMIUM
Пляж наблюдает за низколетящими самолетами, приземляющимися возле пляжа Махо.PREMIUM
Маршрут самолета. пунктирный маршрут самолета, путь назначения самолета, путь назначения путешествия самолета, векторная иллюстрация карты путешествия самолета . Точки местоположения с пунктирным маршрутомPREMIUM
В кабине коммерческого самолета при приближении к взлетно-посадочной полосе. за окном виден красивый свет из аэропорта, а внутри кабины видны пилоты летающих самолетов. современная авиационная концепция.PREMIUM
Самолет взлетает из аэропорта.PREMIUM
Удар молнии во время грозы возле самолета.PREMIUM
Самолет в ремонте в аэрокосмическом ангаре на фоне ворот и яркого солнечного светаPREMIUM
Многие далекие пассажирские реактивные самолеты летят на высоте высота на ясном голубом небе, оставляющая за собой след белого дыма. занятая концепция воздушного транспортаPREMIUM
Набор значков вида сверху самолета. набор черных силуэтов самолетов, самолетов, авиалайнеров и иконок ретро-самолетов. изолированные векторные логотипы шаблон на белом фоне.ПРЕМИУМ
3d самолет взлетает с взлетно-посадочной полосы. 3d-рендерингPREMIUM
Темный блестящий силуэт самолета, приземляющегося на рассвете и в утреннем тумане. ВВС F-35 Joint Strike Fighter (Lightning II) jetPREMIUM
Самолет взлетает из аэропорта.PREMIUM
Летающий и стоящий самолет, реактивный самолет или авиалайнер, вид сбоку. подробный пассажирский самолет на белом фоне. ПРЕМИУМ
Милый кот в самолете. путешествие с домашним животнымPREMIUM
Бизнес, технологии, Интернет и концепция сети. транспортная концепция путешествия с самолетами. ПРЕМИУМ
Иллюстрация самолета, который разбивается с горящим двигателем. ПРЕМИУМ
Тайфун Eurofighter является самым передовым в мире боевым самолетом с поворотной ролью, обеспечивающим одновременное развертывание в воздухе и на поверхности. ПРЕМИУМ
Посадочный мостик на летном поле аэропорта. реактивный самолет пришвартовался у ворот. подготовка самолета перед полетом. реактивный мост и пандусы на перроне.PREMIUM
Молодой человек стоит на пустом борту коммерческого самолетаPREMIUM
Счастливая семья с детьми в аэропорту. отец и его дети смотрят в окно на самолет.PREMIUM
Векторный винтажный пассажирский самолет, векторное искусство, монограмма, изолированный, ручной рисунок. . сельскохозяйственный пропеллерный самолет, векторная иллюстрацияPREMIUM
Вертикальный фон природы с самолетами и реактивным дымом в закатном небе. самолет и конденсационный след. туманный след самолета и самолета в небе восхода солнца с облаками. путешествие по миру conceptPREMIUM
Самолет летит в воздухе с сценой голубого небаPREMIUM
Женщина с маской на рту защищает от вируса. грустно смотрит на самолет, припаркованный в аэропорту. отмененные рейсы из-за коронавирусаPREMIUM
Дымовой след. следы конденсации самолета изолированы на прозрачном фоне. белые туманные авиационные дымовые облака. ракетный старт след дымчатыйPREMIUM
Самолет летит в плохую погоду и шторм с молниейPREMIUM
Нью-Виндзор, штат Нью-Йорк — 2 августа 2019 года: Lockheed Martin F-35 Lightning II из международного аэропорта Стюарт во время авиашоу в Нью-Йорке. облака во время заката. ПРЕМИУМ
Бизнес-реактивный самолет припаркован снаружи и ждет VIP-персон. концепция роскошного туризма и деловых поездок. вспышки. 3d rendering.PREMIUM
Пассажирский самолет летит над облаками на закате. пейзаж с белым самолетом, низкими облаками, морским побережьем, оранжевым небом в сумерках. самолет взлетает. командировка. коммерческий самолет. путешествовать. вид сверхуPREMIUM
Малозаметный многофункциональный истребитель-бомбардировщик пятого поколения. современный истребитель в ангаре. 3d rendering.PREMIUM
Самолет взлетает из аэропорта. PREMIUM
Коммерческий самолет летит над облаками в драматическом свете заката. концепция быстрого путешествия и перевозки, пассажирский самолет. ПРЕМИУМ
Самолет взлетает из аэропорта осаки, осака, япония, это изображение можно использовать для перевозки, путешествия, полета и концепции самолета. ПРЕМИУМ
Самолет взлетает из аэропорта.
Значок вектора траектории полета самолета. маршрут полета самолета с начальной точкой и пунктирной линией. vector illustration.PREMIUM
Набор силуэтов самолетов или различных черных силуэтов самолетов. EPS 10 вектор, легко модифицируемыйPREMIUM
Крупный план шассиPREMIUM
Деловой частный реактивный самолет припаркован снаружи и ждет VIP-персон. концепция роскошного туризма и деловых поездок. 3D-рендеринг. ПРЕМИУМ
Нью-Виндзор, Нью-Йорк — 2 августа 2019 г.: Lockheed Martin F-35 Lightning II из международного аэропорта Стюарт во время авиашоу в Нью-Йорке.PREMIUM
Два счастливых улыбающихся мужчины в униформе, держащие руки скрещенными.PREMIUM
Самолет авиалайнера припаркован у терминала.
Вид из иллюминатора самолета во время ночного полета над океаном. выборочный фокус на реактивном двигателе. PREMIUM
Бизнес-реактивный самолет припаркован снаружи и ждет VIP-персон. концепция роскошного туризма и деловых поездок. вспышки. 3D визуализация.ПРЕМИУМ
Самолет взлетает из аэропорта. ПРЕМИУМ
Мобильная вышка сотовой связи с 5G на частотах диапазона c, самолет заходит на посадку. авиакомпании обеспокоены вмешательством в работу альтиметра самолета. ПРЕМИУМ
Пайерн, Швейцария — 31 августа 2014 г.: ВВС Польши (силы поветрзне) МиГ-29А истребитель. ПРЕМИУМ
Вид из окна самолета на крыло и турбину на восход солнца на фоне облачного небаPREMIUM
Частный самолет на перроне в аэропортуPREMIUM
Авиакатастрофа, самолет горит и дымит. страх перед воздушным путешествием conceptPREMIUM
Коммерческий самолет летит над облаками, концепция путешествия. PREMIUM
Самолет взлетает из аэропорта, вид спереди. PREMIUM
Идеальная векторная иллюстрация на тему путешествия на самолете, частных авиакомпаний, транспорта.