+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Пилотажные самолеты мира: Самый востребованный пилотажный самолет: judgesuhov — LiveJournal

0

спортивный самолёт — это… Что такое спортивный самолёт?

спортивный самолёт
спорти́вный самолёт
предназначается для обучения, тренировки и соревнований лётчиков-спортсменов. Важнейшие особенности спортивных самолётов – небольшая масса, высокие аэродинамические и пилотажные качества, простота управления, возможность длительных полётов с большими перегрузками. Для чемпионатов по высшему пилотажу создают т. н. пилотажные самолёты, имеющие по сравнению с самолётами других типов большую манёвренность и прочность. Скорость полёта у спортивных самолётов 200–500 км/ч, дальность 500—1000 км, потолок 4000–6000 м. Первыми спортивными самолётами в России были одноместный моноплан АНТ-1 (1923) А. Н. Туполева и двухместный биплан АИР-1 (1927) А. С. Яковлева. Из современных спортивных самолётов наиболее известны Як-50 (конструкторское бюро А. С. Яковлева, 1972 г.), Як-55 (1981) и Су-26М (конструкторское бюро им. П. О. Сухого, 1985). Причём конструкция Су-26М впервые в мировом строительстве спортивных самолётов выполнена из стеклопластиков. За рубежом популярны спортивные бипланы «Питтс» (США), монопланы КАП (Франция), «Экстра-230» (ФРГ) и др. самолёт Як-50″>

Спортивный самолёт Як-50

Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн. 2006.

Спортивный самолет
предназначается для обучения, тренировки и соревнований лётчиков-спортсменов (см. Самолётный спорт). Важнейшие особенности С. с. — небольшой вес, высокие аэродинамические и пилотажные качества, простота управления, возможность длительного полёта с большими положительными и отрицательными перегрузками.
Первыми С. с. в СССР были одноместный моноплан АНТ-1 (см. Ту) А. Н. Туполева (1923) и двухместный биплан АИР-1 А. С. Яковлева (1927). В довоенный период для подготовки спортсменов в организациях Осоавиахима использовались АИР-4, АИР-6, АИР-14, УТ-1 Яковлева, Г-22, Г-23 В. К. Грибовского, У-2 Н. Н. Поликарпова и другие легкомоторные самолёты. В послевоенные, особенно в 60-е, годы в связи с решениями ФАИ (1960) о проведении чемпионатов мира по высшему пилотажу стали создаваться более скоростные машины, обладающие хорошими лётными качествами. На втором (1962) и третьем (1964) чемпионатах мира репутацию отличного пилотажного самолёта завоевал ЯК-18П. Его дальнейшим развитием стал Як-18ПМ, на котором на четвыртом чемпионате мира (1966) советские лётчики-спортсмены завоевали все золотые, серебряные н бронзовые медали как в мужском, так и в женском зачётах, а Як-18ПМ был признан лучшим С. с.
В связи с бурным развитием реактивной авиации были созданы С. с. с реактивными двигателями: двухместный учебный Як-30 и одноместный Як-32 — цельнометаллический моноплан с низким расположением крыла, оснащённый лёгким катапультным креслом. Эксплуатационные перегрузки от + 8 до -4. На Як-32 лётчицы Р. Шихина и Г. Корчуганова в 1965 установили два мировых рекорда скорости. С 1973 в аэроклубы страны стали поступать одноместные пилотажные машины Як-50 (с поршневым двигателем). На них на восьмом чемпионате мира (1974) советская команда завоевала 23 медали из 30. На базе Як-50 был разработан двухместный Як-52 для обучения спортсменов, но эти С. с. имели недостаточный ресурс и ограниченную прочность конструкции. В 1981 был создан более совершенный Як-55 . Для получения лучших данных при выполнении фигур обратного пилотажа профиль его крыла сделан симметричным. Близка к полной симметрии и вся аэродинамическая схема Як-55: среднепланное крыло расположено по оси вектора тяги двигателя, а горизонтальное оперение — практически в следе крыла. Компоновка машины позволила улучшить его штопорные характеристики. Перегрузки ±9. В 1984 на двенадцатом чемпионате мира X. X. Макагонова на Як-55 завоевала звание абсолютной чемпионки мира по высшему пилотажу.
В 1985 в ОКБ имени П. О. Сухого создан новый спортивный пилотажный самолёт Су-26М. (конструктор М. П. Симонов) — . Главная отличительная особенность машины — существенно меньшие по сравнению с самолетами Як размеры, что значительно улучшило манёвренность и управляемость, повысило скорость и позволило выполнять комплексы фигур высшего пилотажа более динамично и чётко. Конструкция Су-26М выполнена в основном из угле- и стеклопластиков (первый опыт в мировом строительстве С. с.), что увеличивает ресурс и прочность самолёта. Для Су-26М разрешены перегрузки от + 11 до -9.
Из современных зарубежных С. с. наиболее распространены бипланы семейства «Питтс», США , монопланы семейства КАП, Франция , Экстра-230, ФРГ , Злин-50, Чехословакия.

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.

.

  • спортивный автомобиль
  • спортивный тренажёр

Полезное


Смотреть что такое «спортивный самолёт» в других словарях:

  • Спортивный самолёт —         предназначается для участия в авиационных соревнованиях, пилотажа, тренировок, установления рекордов и т. п. Большинство С. с. составляют 1 или 2 местные Самолёты первой и второй весовых категорий (до 500 и до 1000 кг), имеющие двигатели… …   Большая советская энциклопедия

  • спортивный самолёт — Рис. 1. Як 55. спортивный самолёт — предназначается для обучения, тренировки и соревнований лётчиков спортсменов (см. Самолётный спорт). Важнейшие особенности С. с. — небольшой вес, высокие аэродинамические и пилотажные качества,… …   Энциклопедия «Авиация»

  • спортивный самолёт — Рис. 1. Як 55. спортивный самолёт — предназначается для обучения, тренировки и соревнований лётчиков спортсменов (см. Самолётный спорт). Важнейшие особенности С. с. — небольшой вес, высокие аэродинамические и пилотажные качества,… …   Энциклопедия «Авиация»

  • спортивный самолёт — Рис. 1. Як 55. спортивный самолёт — предназначается для обучения, тренировки и соревнований лётчиков спортсменов (см. Самолётный спорт). Важнейшие особенности С. с. — небольшой вес, высокие аэродинамические и пилотажные качества,… …   Энциклопедия «Авиация»

  • спортивный самолёт — Рис. 1. Як 55. спортивный самолёт — предназначается для обучения, тренировки и соревнований лётчиков спортсменов (см. Самолётный спорт). Важнейшие особенности С. с. — небольшой вес, высокие аэродинамические и пилотажные качества,… …   Энциклопедия «Авиация»

  • САМОЛЁТ

    — САМОЛЁТ, а, муж. Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъёмную силу, аэроплан. Военный с. Гражданский с. Сверхзвуковой с. Реактивный с. Спортивный с. Лететь в самолёте (на самолёте, самолётом). • Ковёр… …   Толковый словарь Ожегова

  • самолётный — САМОЛЁТ, а, м. Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъёмную силу, аэроплан. Военный с. Гражданский с. Сверхзвуковой с. Реактивный с. Спортивный с. Лететь в самолёте (на самолёте, самолётом). Толковый… …   Толковый словарь Ожегова

  • спортивный — прил., употр. сравн. часто Морфология: спортивен, спортивна, спортивно, спортивны; спортивнее; нар. по спортивному, спортивно 1. Спортивным называют то, что относится к организации занятий спортом. Спортивное мероприятие, соревнование, состязание …   Толковый словарь Дмитриева

  • Учебно-тренировочный самолёт —         самолёт, предназначающийся для обучения и тренировки лётного состава. У. т. с. первоначального обучения двухместные; имеют небольшую нагрузку на 1 м2 площади крыла – 600–700 н/м2 (60–70 кгс/м2), хорошую устойчивость и низкую посадочную… …   Большая советская энциклопедия

  • спортивный автомобиль — автомобиль для различных соревнований и установления рекордов скорости. Родиной автомобильного спорта по праву является Франция. Первые автомобильные соревнования состоялись в 1894 г. по маршруту Париж – Руан – Париж. По современной классификации …   Энциклопедия техники

10 лет «Первому полету» — AEX.RU

Основателями «Первого полета» являются два беззаветно влюбленных в небо человека, ставшие мастерами спорта международного класса по самолетному спорту, Роман Овчинников и Дмитрий Самохвалов. По словам создателей группы, это была их мечта, для осуществления которой потребовалось много времени. В начале 2000-х годов, имея возле Москвы хороший аэродром, у будущих чемпионов была возможность приехать и попробовать полетать и создать в небе что-то новое. Так сложилось, что желания Романа и Дмитрия совпали и привели к созданию пилотажной группы.

Роман Овчинников — основатель пилотажной группы, президент Федерации самолетного спорта города Москвы, мастер спорта международного класса, золотой призер чемпионата Европы в классе Advanced 2019 года, абсолютный чемпион России в классе Advanced, абсолютный чемпион Европы в классе Advanced 2017 года: «Придя в далеком 2002 году на аэродром «Мячково» в аэроклуб «Фланкер», чтобы научиться летать, я познакомился с Дмитрием Самохваловым, и мы с ним решили организовать свой клуб, свою пилотажную группу. И в 2007 году планомерно пошли к этому: приобрели два первых самолета, с которых все начиналось, это Як-52. И так уже постепенно, в 2009 году мы уже создали свой аэроклуб и начали летать групповые полеты. Но до этого, конечно, выступали на соревнованиях по России по высшему пилотажу».

Дмитрий Самохвалов — основатель пилотажной группы «Первый полет», генеральный директор Федерации самолетного спорта города Москвы, мастер спорта международного класса, многократный чемпион мира и Европы в классе ЯК-52 и Advanced, абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу в классе Advanced 2016 года: «Это был достаточно длинный путь – нашей группе десять лет, и, наверное, где-то десять лет до этого каждый месяц, каждую неделю мы делали к этому какие-то шаги. И мое личное удивление, что нам хватило терпения этим всем заниматься методично, планомерно и очень долго. Наверное, мы не такие усидчивые люди, как может показаться со стороны, но нам, действительно, это просто искренне нравится, и это приносит удовольствие. Наверное, по этой причине все у нас и получилось. И за прошедшие десять лет я понял, что не такие, как другие пилотажные группы. Это не говорит о том, что мы лучше или хуже, мы просто другие».

С течением времени, пилотажная группа росла не только в сложности показываемых элементов высшего пилотажа, но и по количеству самолетов и участников. Вслед за Романом и Дмитрием в группу «Первый полет» пришел Александр Михайлов, ставший, впоследствии, ведущим группы.

Александр Михайлов — ведущий группы «Первый полет», руководитель вертолетного поисково-спасательного отряда «Ангел», мастер спорта по автомобильному спорту: «Никогда не думал, что стану ведущим пилотажной группы, никогда не планировал этого. Знаете, как водят детей в детский сад? Вот так случайно я попал в группу. Вообще до 30 лет я думал, что летчиков делают в каких-то отдельных специальных пробирках, в отдельных роддомах, и что для простых смертных это недостижимо. И в 30 лет случайно узнал, что можно летать. Я пришел в авиацию  мастером спорта России по автомобильному спорту. И лет через пять, будучи уже опытным пилотом, имея за плечами полеты на многодвигательных самолетах, на гидросамолетах, и вообще на всяких разных самолетах, я случайно пролетал мимо аэродрома Большое Грызлово, где ребятам-спортсменам нужно было попасть в соседний город на выступление. И, пока мы летели до Ульяновска, Диме пришли в голову разные мысли о том, что мой самолет можно использовать в качестве ведущего группы. Они подлетали ко мне так близко, ставили на мне такие эксперименты, что у меня первый раз в жизни ножки поджимались».

С каждым годом количество поклонников и популярность пилотажной группы росли все сильнее. «Первый полет» стали завсегдатаями различных массовых мероприятий и авиационных фестивалей в нашей стране: Норильск, Краснодар, Ульяновск, Сургут, Геленджик, Сочи, Пущино, Иваново, Ярославль и др. Помимо России, «Первый полет» отметились выступлениями на Украине, в Китае.

В один прекрасный момент группа «Первый полет» оказалась и на самой главной авиационной площадке нашей страны – авиасалоне МАКС. Вот и 2019 год не стал исключением, и «Первый полет» с оглушительным успехом выступили на прошедшем этим летом авиасалоне в подмосковном Жуковском, на котором показала новую фигуру — «пропеллер». Это одно из главных правил группы – постоянно удивлять зрителей новыми фигурами. Все фигуры пилотажа придумываются и прорабатываются заранее еще на земле. Но бывает и так, что иногда новые фигуры пилотажа участники группы придумывают случайно.

Константин Боровик — мастер спорта, бронзовый призер чемпионата мира на ЯК-52 2017 года, серебряный призер чемпионата мира и России в классе Advanced в командных соревнованиях 2018 года. «У нас достаточно хорошая групповая слетанность, и нам достаточно всего нескольких тренировок перед самим выступлением. И дальше уже – авиашоу. Сейчас мы экспериментируем над разными фигурами, комбинациями фигур. Что будет получаться – увидим на следующих авиашоу. Я думаю, мы чем-то вас удивим. Это будет групповой пилотаж.

Несмотря на некоторую  скрытность относительно своих планов, некоторые карты участники группы, всё-таки, раскрыли. В частности специально для расширения показательной программы планируются выступления в вечернее и ночное время. Специально для этого Константин Боровик прошел обучение по работе с пиротехникой. В группе рассчитывают соединить пилотажные возможности самолета Piper и визуальные пиротехнические эффекты.

Также, помимо групповых полетов, «Первый полет» демонстрирует и сольные выступления. Одним из главных «солистов» группы является единственная в «Первом полете» представительница прекрасной половины человечества — мастер спорта по самолетному спорту Ирина Маркова.

Ирина Маркова — мастер спорта, многократный призер и победитель чемпионатов России по высшему пилотажу: «Мне очень комфортно работать в группе, с учетом того, что групповые полеты – очень сложные, поэтому самая сложная часть программы на мужских плечах, а у меня попроще программа, я солист. Чисто технически гораздо сложнее летать в группе, нежели летать одному, потому что в группе каждый пилот несет ответственность не только за себя, но и за того, кто рядом. А когда ты один в самолете – ты один на один с самолетом и с воздушным пространством, ты можешь делать все, что угодно».

В основном Ирина летает на самолете Як-54. Это достаточно серьезный самолет, который требует мужского характера и пилотирования, поэтому мужчины в «Первом полете» удивляются, как эта хрупкая девушка может делать такие фигуры. Самолет достаточно строгий, и на нем сложнее летать, чем на тех самолетах, на которых летают остальные участники группы.

Однако, несмотря на различия в самолетах, стилях пилотирования,   каждый из участников группы ставит своей целью не только развлекать зрителей, совершенствовать свое мастерство и выступать на соревнованиях, но и популяризировать самолетный спорт в нашей стране и обучать новых пилотов. Так, в следующем году исполняется 10 лет Федерации самолетного спорта Москвы. С помощью этой организации летчики получили дополнительную возможность заниматься развитием самолетного спорта и пропагандой своей авиационной философии.

«Лично мне очень хотелось бы, чтобы все к самолету относились все же как к средству передвижения, которое может перемещать тебя из одной точки в другую. А все остальное – спорт, демонстрационные полеты и какие-то дополнительные функции – это уже развитие. Но прямая обязанность нашей федерации – на территории Москвы заниматься именно подготовкой спортсменов. Одно дело, когда человек просто научился летать, но какие-то расширенные навыки по владению самолетом и технике пилотирования – это как раз уже наша история. Ежегодно у нас появляется от пяти до десяти новых спортсменов, которые пробуют себя в спорте. С каждым обратившимся к нам пилотом мы делимся всем тем опытом, который у нас есть. В целом, российская школа пилотажа, остается одной из ведущих в мире. И из поколения в поколение мы передаем свои знания. Техника пилотирования – это постоянный процесс обучения. К сожалению, этому невозможно один раз в жизни научиться и потом просто пользоваться. Навыки приходят и уходят. Я не открою секрет, но к нам приезжают даже летчики-испытатели, чтобы постоянно поддерживать свои навыки. У них есть возможность приехать к нам и даже получить ответы на какие-то вопросы», — рассказывает основатель группы, генеральный директор Федерации самолетного спорта города Москвы Дмитрий Самохвалов.

«Мы готовы делиться своим опытом и обучать людей, которые хотят научиться летать. Более того, мы планируем, наверное, набрать в группу новых молодых людей. «Первому полету»  нужен второй состав. Мы хотим привлечь молодых пилотов к показательным выступлениям, которые мы выполняем, к авиашоу, чтобы авиашоу в стране проходили чаще и в разных городах», — говорит Роман Овчинников.

«Учиться никогда не поздно. Неважно, пришли вы в двадцать, в тридцать, в пятьдесят или в шестьдесят лет. Путь и в малой авиации, и в большой во всем мире начинается с аэроклуба, с полета на первом вашем двухместном самолете», — считает Александр Михайлов.

У пилотажной группы есть опыт обучения не только российских, но и иностранных пилотов. В группе считают это направление также довольно перспективным.

«Хотелось бы, чтобы это продолжалось. Сейчас мы, к примеру, обучаем пилотированию гражданина Италии. Он увидел наши выступления на авиасалоне МАКС, вдохновился нашим уровнем и понял, что это то место, где его научат летать именно на Як-52, поскольку он приобрел такой самолет и является поклонником яковлевской техники», — рассказывает Ирина Маркова.

Самолет Як-52 считается самым массовым пилотажным самолетом в мире. Их выпущено более тысячи штук, поэтому на любом континенте можно найти этот самолет в достаточно больших количествах. И иногда это позволяет группе приехать с показом в какую-то страну и не перевозить свои самолеты. Это уникальный самолет, в мире аналогов ему нет. Он позволяет обучиться абсолютно всему – от простых полетов по кругу и маршрутных полетов, до всего спектра высшего пилотажа.

Нельзя не отметить не только успешные выступления ее участников на соревнованиях и красивые показательные полеты на авиашоу, но и использование современных технологий и программных продуктов. Результатом их симбиоза стала технология печати текста в воздухе дымами, которую назвали «авиационный принтер».

Дмитрий Самохвалов: «Действительно, у нас получился достаточно интересный эксперимент. Нас все время просили нарисовать что-то новое. Но, когда мы летаем низко, перед зрителями, дым достаточно быстро рассеивается – нужно было приподняться. Мы действительно разработали программное обеспечение, и возможности программирования безграничные. Мы будем и дальше экспериментировать в этом направлении. Возможно, когда-то мы сделаем печать текста не пятеркой самолетов, а шестеркой,  семеркой, и даже восьмеркой – чем больше самолетов, тем более детализированное изображение. То, что все видели – это только начало нашего пути.  Это в мире не ново, но в первый раз у нас в стране. И самое приятное, что и оборудование, и программное обеспечение, которое стоит очень дорого, полностью разработано нашими программистами, и сделано нашими инженерами. Все, что у нас стоит на бортах – это наш эксклюзив, отечественный, без применения каких-то «мозгов» извне».

В течение всего своего существования «Первый полет» демонстрирует зрителям не только возможности пилотирования легкомоторных самолетов, но и возможности человека, находящегося за ручкой их управления. Начав с обычных полетов и желания летать, за 10 лет пилотажная группа стала визитной карточкой российской авиации, наряду со знаменитыми «Стрижами» и «Русскими Витязями», являясь украшением не только отечественных, но и зарубежных авиасалонов.

Редакция AVIA*RU Network и Aviation EXplorer поздравляет пилотажную группу «Первый полет» с 10-летием и желает ее участникам здоровья, успехов, чистого неба, ярких выступлений и мягких посадок!

Новый абсолютный Чемпион мира по высшему пилотажу 2021