SR-71 «Blackbird» («Черная птица»). Спецслужбы США
SR-71 «Blackbird» («Черная птица»). Спецслужбы СШАВикиЧтение
Спецслужбы США
Пыхалов Игорь Васильевич
Содержание
SR-71 «Blackbird» («Черная птица»)
Стратегический самолет-разведчик, который, по замыслу его создателей, должен был прийти на смену U-2.
Если главной защитой U-2 от ПВО вероятного противника являлась большая высота полета, то при создании SR-71 ставка была сделана на скорость полета плюс малозаметность для радиолокаторов.
Разработка SR-71 велась все тем же конструкторским бюро «Сканк уоркс» корпорации «Локхид». Его первоначальным конструкторским обозначением было RS-71, однако благодаря президенту Джонсону, который, официально объявляя о создании самолета, перепутал порядок букв, название пришлось изменить. Непосредственным предшественником и прототипом новой машины явился А-12, о котором уже рассказано выше.
Обладая титановым корпусом, SR-71 имел необычные очертания: длинный, сужающийся фюзеляж с очень малым поперечным сечением, встроенные дельтовидные крылья с закругленными кончиками. Носовая часть фюзеляжа приплюснута и имеет острые края по бокам. Гондолы с турбореактивными двигателями встроены в крылья и на каждой установлено по низкому килю, чуть загнутому внутрь. Во время полетов на максимальной скорости благодаря нагреву обшивки фюзеляж «растягивался» почти на полметра.
Подобный самолет был сложным и чрезвычайно дорогостоящим не только в производстве, но и в эксплуатации. Для него требовалось огромное количество топлива, причем специального, запасы которого занимали почти все свободное место в фюзеляже и служили также в качестве теплопоглотителя. Кроме того, самолет мог дозаправляться в воздухе.
В отличие от U-2 и A-12, SR-71 имел экипаж из двух человек. Однако при этом он, как и его предшественники, был лишен защитного вооружения. Его главным назначением были фотосъемка и радиолокационная разведка.
SR-71 был принят на вооружение в январе 1966 года. Новые машины получил 9-й авиаполк стратегической разведки ВВС США. SR-71 действовал не только с территории Соединенных Штатов, но также с баз на Окинаве и в Великобритании.
Самолет широко применялся для облетов Китая. В 1967 году SR-71 сфотографировал испытание китайской термоядерной бомбы. В 1968 году самолет был впервые применен в небе Вьетнама. В дальнейшем он использовался для ведения разведки над территориями Кубы, Ливии, Никарагуа, на Ближнем Востоке и в Персидском заливе.
Кроме того, самолет совершал разведывательные полеты вдоль побережья Баренцева и Балтийского морей, однако без захода в советское воздушное пространство. Последнее неудивительно. Хотя американцы и хвастаются тем, что в небе Северной Кореи и Северного Вьетнама SR-71 продемонстрировал способность уходить от ракет устаревшего советского зенитно-ракетного комплекса С-75, однако с более новыми комплексами, такими, как С-200, они явно предпочитали не связываться.
В марте 1990 года полеты SR-71 были прекращены, а самолеты подверглись списанию. Причиной такого решения, в первую очередь, стала чудовищная дороговизна их эксплуатации. Примечательно, что более старый и менее «навороченный» U-2 в это время продолжал оставаться в эксплуатации. Однако пять лет спустя, в 1995 году, Конгресс США все-таки выделил средства на «реанимацию» двух SR-71.
Точное количество произведенных SR-71 является засекреченным. Предполагается, что всего было выпущено 28 машин. При этом следует иметь в виду, что из-за высоких технических требований и стоимости эксплуатации самолета, количество машин этого типа, одновременно находившихся в «рабочем состоянии», никогда не превышало 8–9. Поскольку сразу после прекращения выпуска SR-71 технологическое оборудование было уничтожено, больше этих самолетов выпустить не представляется возможным.
SR-71 является обладателем многим авиационных рекордов по скорости и высоте полета, которые до сих пор не побиты.
Птица Матерь Сва
Птица Матерь Сва Великая богиня свидетельствует: одно из ее имен — Птица Матерь Сва. Об этом я догадывался. Сванур — по-исландски лебедь. Корень «сван» входит в другие слова, которые связаны с именем белоснежной птицы. Сва — лебедушка, лебедь на древнем наречии.
2. Чем отличается птица Говорун?
2. Чем отличается птица Говорун? Манипулировать общественным мнением начали буквально с первых дней российской «независимости», выдавая за «революционную романтику» заранее задуманные и тщательно разработанные акции. Кое-кто, наверное, помнит, как в первый же
«Завораживающая птица-тройка»
«Завораживающая птица-тройка» Это – единственный обещающий нам будущее выбор. Это единственный НАШ сценарий. Правда, это сценарий добровольного смирения личных и групповых амбиций разнородных национальных и патриотических сил ради подконтрольного им будущего России.
Курица – не птица…
Курица – не птица… Любой уважающий себя житель царской России тут же дополнил бы эту поговорку традиционным окончанием: «…а Польша – не заграница». Но последние лет девяносто наш (а теперь уже почти и не наш) западный сосед отходил от СССР, а потом и РФ, все дальше и
ПТИЦА СЧАСТЬЯ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ
ПТИЦА СЧАСТЬЯ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ Вопросы, вопросы, вопросы – отнюдь не риторические. Все возжаждали перемен, всем надоело жить воспоминаниями (дореволюционными) и обещаниями птицы счастья завтрашнего дня. Не будет ровным счетом НИ-ЧЕ-ГО, все начинания так и останутся
Это такая птица
Это такая птица : 1054 Не понимаю, – сетовал великий фантомный поэт Козьма Прутков, – почему судьбу называют индейкой, а не другой, более судьбу напоминающей птицей?» Гениально. Действительно, почему «судьба-индейка»? Отчего не гусь, не курица, не ворона, не дрофа и не аист?
Птица счастья завтрашнего дня
Птица счастья завтрашнего дня Ежегодно 22 декабря, незадолго до Рождества, в Испании проходит главный розыгрыш национальной лотереи El Gordo — «Толстяк».
15.09.2005 Не та птица
15.09.2005 Не та птица На берегах речки Русской в штате Калифорния широко раскинулась «Богемская роща» — угодья закрытого клуба для американской политической, интеллектуальной и финансовой элиты. Каждый год в период летнего солнцестояния сюда съезжаются экс-президенты США,
Почему ты не птица
Почему ты не птица Психотерапевтический этюдЧтобы понять, что с тобой происходит, нужно задать себе не самый завалящий вопрос. А лучше дюжину превосходных вопросов, скопом. И на все найти один ответ.Почему я не птица или, на худой конец, не Джей Ло?Чем я хуже птицы или Джей
Как выглядит русская жар-птица?
Как выглядит русская жар-птица? Первым к образу жар-птицы из спортивных чиновников обратился по весне 2012-го тогдашний глава РФС Сергей Фурсенко. Спешно выбирал символ для российской футбольной сборной, отправляющейся на чемпионат Европы в Польшу. Конечно, все осознают,
Затравленная птица
Затравленная птица При воспоминании об этом эпизоде у Арена слезы наворачиваются на глаза…Дело было на позициях. Стояла необычная для прифронтовой зоны тишина. На засыпающие холмистые окрестности опускались сумерки. Выставив дозор, ребята легли отдохнуть.Сквозь
Птица ночного простора
«ГАРМОНИИ ПЛЕНИТЕЛЬНАЯ ПТИЦА»
«ГАРМОНИИ ПЛЕНИТЕЛЬНАЯ ПТИЦА» Страшный Сфинкс — чудовище с человеческим лицом и телом льва — был наслан богиней Герой на Фивы в наказание за тяжкий грех. Он поселился на горе Сфингионе, у самого входа в Фивы, и каждому проходившему задавал загадку. Тех, кто не мог найти
Сладкоголосая птица оперы
Сладкоголосая птица оперы Сладкоголосая птица оперы Рубен Амон. Пласидо Доминго: гений мировой сцены / Пер. с исп. А. Миролюбовой, А. Горбовой. — СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. — 352 с. + вклейка (16 с.). — 3000 экз. Тенор этого прославленного артиста называют страстным и
Ночная птица
Ночная птица Ночная птица Игорь ГАМАЮНОВ Рассказ Игорь Гамаюнов, журналист, писатель, автор романов «Майгун», «Остров гончих псов», повестей «Странники», «Ночной побег», «Окольцованные смертью», «Камни преткновения», «Однажды в России», «Мученики самообмана», «Свободная ладья»
Рекорды «Черных птиц»
SR-71А Blackbird — самый быстрый самолет (с ТРД) в мире. 28 июня 1976г. капитан Элдон Джорс на «Блэкберд» установил абсолютный
мировой рекорд скорости — 3529,56 км/ч (на базе 15-25 км) . Высота горизонтального полета составляла 26 км. А 27 июля 1976 пилот Бледсоу установил рекорд скорости по замкнутому 1000 км
маршруту — 3367,221 км/ч.
На третьем прототипе YF-12A экипаж в составе полковника Роберта Стефенса и подполковника Дэниэля Андрэ установил абсолютные рекорды скорости полета на базе 15/25 км (3 331,507 км/ч) и высоты горизонтального полета (24 462,596 м). И этот же день майоры Уолтер Дэниэль и Ноэль Уорнер пролетели 500 км по замкнутому маршруту со средней скоростью 2 644,596 км/ч. Майор Дэниэль в тот день установил и еще несколько абсолютных мировых рекордов, правда, уже на пару с капитаном Джеймсом Куни; это были рекорды скорости на замкнутом 1000-километровом маршруте с грузом массой 2000 кг, 1000 кг и без нагрузки. Майор побил все три рекорда в одном полете, промчавшись 1000 км со скоростью 2 718,006 км/ч. Рекорды высоты и скорости на 500- и 1000-км маршрутах продержались недолго: их побил А.В.Федотов на МиГ-25.
17 апреля 1967-го полковник Роберт Стивенс с подполковником Кенетом Херли совершили самый продолжительный полет со скоростью М=3, преодолев расстояние 22 400 км (14000 миль). За это достижение экипаж наградили золотой медалью ФАИ.
Перелетам из Америки в Европу и обратно предшествовал полет на установление рекорда дальности и продолжительности полета. 26 апреля 1972 г. SR-71A, пилотируемый подполковниками Томасом Истесом и Девейном Виком, пролетел 24 140 км и продержался в воздухе 10,5 часов. Правда, самолет несколько раз заправлялся в воздухе, от танкера. Маршрут перелета проходил над территорией США. За этот полет экипаж получил кубок Маккэя, присуждаемый ежегодно ВВС и Национальной аэрокосмической ассоциацией летчикам, совершившим самый знаменитый полет года.
С 1 сентября 1974 г. SR-71A (серийный номер 64-17972) впервые демонстрировался на авиационно-космическом салоне в Фарнборо. Перелет получил кодовое наименование операция «Exersice Glowing Speed». Взлетев с авиабазы Бил в Калифорнии, самолет под управлением майора Джеймса Салливана и оператора Ноэля Уиддфилда приземлился в Фарнборо через 1 час 55 минут 42 секунды после прохода контрольной точки над Нью-Йорком. Маршрут протяженностью 5617 км был пройден со средней скоростью 2924 км/ч; в полете Салливан трижды дозаправлялся от самолетов-заправщиков КС-135Q — две дозаправки до прохождения первой контрольной точки и третью дозаправку между Нью-Йорком и Лондоном. После посадки в Англии экипаж по телефону лично поздравил президент США Джеральд Форд. Если учесть время, необходимое для дозаправки в воздухе на дозвуковом режиме, крейсерская скорость полета составила 3200-3300 км/ч. Тем самым был перекрыт более чем вдвое прежний мировой рекорд скорости, установленный в мае 1969-го на этом же маршруте самолетом F-4K Phantom.
Почти через две недели, 12 сентября, на том же самом самолете капитан Гарольд Адамс и майор Унльям Мачорик предприняли неудачную попытку установить рекорд на маршруте - Лондон — Лос-Анжелос. Через 10 минут после взлета на SR упало давление масла, и экипаж повернул назад в Милденхэлл. Говорят, что 13 число - несчастливое, но только не для Адамса и Мачорика. 13 сентября рекорд был установлен: разведчик затратил на преодоление расстояния 10 454 км всего 3 ч 47 мин 35,8 с, при этом самолет почти 1 час 15 минут летел на дозвуке.
Очередная серия рекордных полетов также связана с юбилеем: на сей раз более приятным: в июле 1976 г. 9-е стратегическое разведывательное авиационное крыло праздновало полувековой юбилей. Какой же юбилей без рекорда? 27-28 июля летчики крыла установили несколько мировых рекордов. Майоры Адольфус Бледси и Джон Фуллер отобрали у Федотова рекорд скорости на замкнутом маршруте 1000 км; они «прошли» маршрут со скоростью 3 367,221 км/ч. Капитан Роберт Хилт и майор Ларри Эллиот заб рались на 25 929,031 м, установив тем самым новый абсолютный рекорд высоты горизонтального попета. Абсолютный же рекорд скорости поставили капитан Элдон Джорц и майор Джордж Морган — 3 529,56 км/ч! Все рекорды были установлены на SR-71A, принадлежащих 9-му SRW.
В 1989 г. SR-71A впервые показали на авиасалоне в Ле-Бурже.
В конце 60-х и 70-х годах все горячие точки мира находились под пристальным наблюдением SR-71. За многие годы эксплуатации SR-71 собрал миллионы данных, использованных в целях национальной безопасности США. С 1968 по 1990 г. он совершил 3551 разведывательный полет, а полные эксплуатационные расходы на SR-71А оценивались в $ 200-400 миллионов в год. К январю 1990 общий налет самолетов семейства Blackbird составил 53490 ч, из них 11675 ч со скоростью М=3 и выше.
Каждый боевой вылет SR-71A обходился американским налогоплательщикам около 8 млн. долл. В различных летных проишествиях было потеряно 11 SR-71A и 1 SR-71B, из них ни один не был сбит, и практически все экипажи успешно катапультировались.
Весной 1990-го SR-71 были выставлены в последний раз перед расформированием 9-го стратегического разведывательного авиакрыла и передачи самолетов на консервацию и в музеи. Два самолета поступили в Музей ВВС на авиационной базе Райт-Паттерсон и в Смитсоновский музей воздухоплавания в Вашингтоне. SR-71B (17956) и 2 SR-71A (971 и 980) в 1990 были переданы в NASA, получив номера 831, 832 и #844 соответственно, и используются в качестве летающих лабораторий.
; Потенциальные возможности «Черной Птицы» в области установления рекордов позволили поставить яркую точку в конце биографии самолета (это тогда так считали, что карьера SR-71 завершилась). При перелете с авиабазы Бил на аэродром Смитсоновского музея 6 марта 1990 г. самолет Келли Джонсона — опытный SR-71, впервые взлетевший 12 декабря 1966 г., доказал в очередной раз, что ему нет равных. В этом, как предполагалось последнем, полете 6 марта 1990 г. экипаж SR’a в составе подполковников Эдварда Ялдинга и Джозефа Вида установил пять рекордов, четыре из которых зафиксировали официально, в том числе — три мировых рекорда скорости полета самолет преодолел расстояние 3702 км между Лос-Анжелосом и Вашингтоном за 1ч 4 мин 5 с со скоростью 3466 км/ ч., 501 км между Сент-Луисом и Цинцинатти за 8 мин. 20 с со скоростью 3609 км/ч и 1517 км между Канзас-Сити и Вашингтоном за 25 мин 55 с со скоростью 3511 км/ч. В этом полете разведчик также установил национальный рекорд полета в пределах континента: самолет пролетел 3871 км за 1 ч 8 мин 17 с со скоростью 3400 км/ч. На участке маршрута между Сент-Луисом и Цинциннати SR-71 разогнался до скорости 3609 км/ч — был побит абсолютный мировой рекорд скорости! Однако зарегистрировать рекорд американцы не смогли, так как официально требовалось пройти мерную базу в ту и другую сторону. Последние рекорды установлены на машине, которую Салливан «гонял» по маршруту Нью-Йорк — Лондон.
- SR-71A — история создания
- SR-71B/C
- SR-71A. Конструкция. ТТХ. Схема.
- Разведчики в боевом строю
- Боевые полеты
- Good bye, SR !
Источники информации:
- «SR-71 Blackbird in action» / Drendel, Lou, 1982 /
- Тайна «Черных дроздов» / Николай Сойко /
- The online Blackbird Museum
- «Энциклопедия вооружений» / «Акелла», 1996 — CD-ROM /
- «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 — CD-ROM /
- «Летательные аппараты нетрадиционных схем» / П.Бауэрс, 1991 /
- «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
- «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
Страница не найдена | Национальный музей авиации и космонавтики
Пожертвовать сейчас
Один музей, две локации Посетите нас в Вашингтоне, округ Колумбия, и Шантильи, штат Вирджиния, чтобы исследовать сотни самых значительных объектов в мире в истории авиации и космоса. Посещать Национальный музей авиации и космонавтики в Вашингтоне Центр Удвар-Хази в Вирджинии Запланируйте экскурсию Групповые туры В музее и онлайн Откройте для себя наши выставки и участвуйте в программах лично или виртуально. Как дела События Выставки IMAX Погрузитесь глубоко в воздух и космос Просмотрите наши коллекции, истории, исследования и контент по запросу. Исследовать Истории Темы Коллекции По требованию Для исследователей Для учителей и родителей Подарите своим ученикам Музей авиации и космонавтики, где бы вы ни находились. Учиться Программы Образовательные ресурсы Запланируйте экскурсию Профессиональное развитие педагога Образовательная ежемесячная тема Будь искрой Ваша поддержка поможет финансировать выставки, образовательные программы и усилия по сохранению. Давать Становиться участником Стена чести Способы дать Провести мероприятиеНациональный музей авиации и космонавтики
6-я улица и проспект Независимости SW
Вашингтон, округ Колумбия 20560
202-633-2214
10:00 — 17:30
Центр Стивена Ф. Удвара-Хейзи
14390 Музей авиации и космонавтики, бульвар
Шантильи, Вирджиния 20151
703-572-4118
10:00 — 17:30
Как шведский истребитель Viggen поймал самолет-разведчик SR-71 Blackbird
- Рекордная скорость SR-71 и полеты на большой высоте помогли ему держать врагов в страхе.
- Только один самолет отличился достижением радиолокационного захвата легендарного самолета-разведчика.
- Вот как шведский J37 Viggen догнал Blackbird над Балтийским морем.
Спасибо за регистрацию!
Получайте доступ к своим любимым темам в персонализированной ленте, пока вы в пути.
Saab J37 вошел в историю: За почти 25 лет службы Lockheed SR-71 «Blackbird» установил множество рекордов скорости, а 28 июля 1976 года самолет разогнался до невероятной скорости 2193,167 миль в час (3529,56 км/ч). .
Летя со скоростью примерно 36,55 миль в минуту или 3216,4 фута в секунду, он был быстрее пули, выпущенной из винтовки M1 Garand времен Второй мировой войны, начальная скорость которой составляла 2800 футов в секунду.
SR-71 заслужил репутацию того, что ни один самолет не может его догнать и что он может даже обогнать ракеты. В то время как дюжина была потеряна из-за несчастных случаев, ни один Blackbird не был сбит противником. На самом деле, только один самолет удостоился радиолокационного захвата быстро летящего самолета-разведчика ВВС США.
Однако это был не советский перехватчик, такой как МиГ-25, а скорее истребитель Saab J37 Viggen шведского производства, который успешно установил ракетный захват и визуальный контакт со скоростным самолетом-шпионом.
Saab Viggen ВВС Швеции прибывает в RAF Fairford в июле 1993 года. Пол Джарретт / PA Images через Getty ImagesВ 1980-х годах миссия SR-71 включала в себя заранее определенные траектории полета на большой высоте к стратегическим целям, и среди них был «Балтийский экспресс», который требовал, чтобы самолет пролетал через небольшую брешь в международном воздушном пространстве около Швеции.
Когда SR-71 начал свои миссии в 1960-х годах, он был на вершине технологии невидимости, и немногие радарные системы могли надеяться отследить самолет. Однако к 1980-м годам новые и более совершенные наземные системы смогли обнаружить самолет.
Так было с Балтийским экспрессом. Когда SR-71 вошел в определенную точку пути недалеко от Копенгагена, он активировал шведский радар ПВО. Стокгольм придерживался строгой политики нейтралитета во время холодной войны, но ожидал, что если произойдет вторжение, то оно будет со стороны Советского Союза. Однако шведское правительство не могло позволить американским самолетам-шпионам войти в свое воздушное пространство, и, следовательно, были ожидаемые учения, включавшие запуск самолетов-перехватчиков.
Швеция ежегодно проводила сотни миссий быстрого реагирования (QRA) для перехвата любых неопознанных летательных аппаратов, приближающихся к ее воздушному пространству. Цели QRA исходили как из стран Варшавского договора, так и из стран НАТО и обычно просто летели близко к воздушному пространству Швеции над Балтийским морем или Ботническим заливом.
Когда SR-71 начал свои полеты на Балтийском экспрессе, Saab J35F Draken был задействован для перехвата быстро летящего самолета-разведчика, но он не справился с задачей.
Исторический полет шведских ВВС Viggen SE-DXO в Ирландии, июль 2018 года. Эндрю Сурма/NurPhoto через Getty ImagesПилоты ВВС США, вероятно, тоже так думали о Saab J37 Viggen. Однако он был оснащен высокотехнологичными системами наведения оружия и радиолокационными системами, которые позволяли лучше отслеживать и блокировать ракеты. SR-71 по-прежнему представлял собой огромную проблему, но казалось, что шведские пилоты просто соответствующим образом адаптировали свою тактику.
Это включало в себя подъем со своих баз, достижение высоты чуть ниже «Черного дрозда», а затем — при полете с удвоенной скоростью звука — набор высоты, чтобы лететь прямо к SR-71 в лобовом заходе на посадку.