Самолет як спортивный: Учебно-тренировочный спортивный самолет Як-52 | izi.TRAVEL
0
Aviatus: Як-52
ЯК-52 — двухместный учебно-тренировочный спортивный самолёт, предназначен для первоначального обучения и тренировки летчиков.
На самолёте установлен двигатель воздушного охлаждения М-14П мощностью 360 л.с. с винтом В530ТА-Д 35.
Наличие на самолёте радиостанции, переговорного устройства, комплекса пилотажно-навигационного оборудования, посадочных щитков убирающегося шасси с тормозными колесами дает возможность обучающимся получить необходимые навыки в пользовании оборудованием, присущим современным самолётам.
Большая энерговооруженность и хорошая управляемость позволяют обучать летчиков-спортсменов выполнению фигур простого, сложного и высшего пилотажа.
Сочетание простоты конструкции с высокой прочностью и надежностью делает полеты на самолёте вполне безопасными.
Центровка пустого самолета с выпущенными шасси, % САХ
19,0
18,8
ПРИМЕЧАНИЕ
Допуск: на вес пустого самолета ± 1%
Допуск: на центровку пустого самолета ± 0,5%
Выпуск шасси смещает положение центра тяжести самолета примерно на 0,5%
Выработка топлива в полете смещает положение центра тяжести самолета назад на 0,3% САХ при пилотировании двумя летчиками и вперед на 0,1% при пилотировании одним летчиком.
Основные летные характеристики самолета
Максимальная скорость горизонтального полета при весе 1 315 кг на высоте Н = 1 000 м
270 км/час
Максимальная рабочая высота
4 000 м
Время набора высоты Н = 4 000 м на I номинальном режиме работы двигателя
15 мин
Практическая дальность полета на высоте Н = 500 м при взлетном весе 1315 кг с полной заправкой топливом при крейсерской скорости V пр. = 190 км/час с 10% резервным остатком топлива
500 км
Максимально-допустимые эксплуатационные перегрузки, д.
-5, +7
Максимально-допустимая скорость пилотирования
360 км/час
Длина разбега с бетонной ВПП при взлетном весе 1315 кг и скорости отрыва V отр -= 120 км/час
180 —200 м
Длина пробега по бетонной ВПП при посадочном весе 1315 кг и скорости касания V кас = 120 км/час: посадочные щитки выпущены
260 м
Максимально-допустимая скорость боковой составляющей ветра под углом 90° к ВПП при взлете и посадке самолета
6 м/сек
Основные данные двигателя
Условное обозначение двигателя
М-14П
Систола охлаждения
воздушная
Число цилиндров и их расположение
звездообразное в один ряд
Порядок нумерации цилиндров
против часовой стрелки, верхний цилиндр № 1
Степень сжатия
6,3 +0,1
Направление вращения вала винта
(левое по направлению полета)
Винт воздушный
В 530 ТА-Д 35
Высотность двигателя
невысотный
Мощность двигателя у земли
360 — 2 л. с.
Число оборотов коленчатого вала в мин
2900+ 1%
Время непрерывной работы двигателя:
на взлетном режиме, не более
5 мин
на максимально-допустимых, не более
1 мин
на остальных
не ограничено.
Время перехода (приемистость) от 700 об/мин (малый газ) до взлетного режима на неподвижном самолете, не более
3 сек
Система запуска двигателя
(воздушная)
Сорт топлива, бензин
Б-91/115 октановое число не менее 91
Сорт масла
МС-20
Давление масла на входе в двигатель
4 — 6 кг/см/2
Минимально-допустимое давление масла
³1 кг/см2
Давление топлива перед карбюратором:
на рабочих режимах
0,2-0,5 кг/см2
на минимальном числе оборотов, не менее
0,15 кг/см2
Температура масла на входе в двигатель:
минимально-допустимая
40°С
рекомендуемая
50 — 65°С
максимальная при длительной работе двигателя, не более
75°С
максимально-допустимая в течение
не более 15 мин непрерывной работы двигателя
85°С
Температура головок цилиндров:
рекомендуемая
140°-190°С
минимально-допустимая для нормальной работы двигателя
120°С
максимальная при длительной работе двигателя
220°С
максимально-допустимая при взлете и наборе высоты не более — 15 мин и не более 5% от ресурса
50 лет назад, 25 июня 1972 года совершил первый полёт знаменитый «акробатический» самолёт Як-50, вошедший в историю благодаря установленным на нём мировым рекордам и многочисленным победам на Чемпионатах мира и Европы. Як-50 продолжил лучшие традиции яковлевской конструкторской школы в области создания лёгких, учебных и спортивно-пилотажных самолётов и стал основой для создания следующего поколения «летающих парт» для подготовки пилотов.
ОКБ им. А. С. Яковлева известно не только своими легендарными истребителями времён Великой Отечественной войны, самолётами вертикального взлёта и посадки и пассажирскими лайнерами. Особая компетенция яковлевцев – спортивные и учебно-тренировочные самолёты, которые создавались с первых дней работы КБ. Первый полёт цельнодеревянной авиетки АИР-1, состоявшийся 12 мая 1927 года, считается днём рождения прославленного КБ, создавшего впоследствии около 200 различных типов и модификаций летательных аппаратов, из которых более 100 – серийных. Среди всех отечественный авиационных КБ яковлевскую фирму отличала широчайшая тематика разработок, в числе которых особое место занимали спортивные и учебно-тренировочные машины, признанные во всём мире.
Пропаганда авиации и повсеместное развитие воздушного спорта в СССР требовали от авиационной промышленности массового производства лёгких самолётов для подготовки пилотов. В многочисленных аэроклубах воспитывалась молодёжь, легкомоторная авиация становилась школой для целого поколения советских авиаконструкторов, которые вовлекались в построение воздушной мощи страны.
В 1935 году на базе спортивного самолёта АИР-9 и его усовершенствованного варианта АИР-9бис в ОКБ Яковлева создаётся знаменитый самолёт первоначального обучения УТ-2, более десяти лет прослуживший основным учебным самолётом в СССР, на котором были подготовлены десятки тысяч лётчиков в предвоенные и военные годы. Впоследствии «летающую парту» УТ-2 сменили Як-18 и Як-11, на которых училось летать послевоенное поколение пилотов. Дальнейшим развитием линейки становятся созданные в 1970-х годах спортивный одноместный Як-50 и двухместный учебный Як-52.
Необходимость разработки одноместных спортивно-пилотажных самолётов для аэроклубов и сборной СССР по высшему пилотажу со временем возрастала. Перед конструкторами ставилась задача создать такой пилотажный самолёт, который бы не уступал существующим и потенциальным самолётам соперников. В 1972 году в ОКБ Яковлева был разработан новый одноместный спортивно-пилотажный самолёт Як-50. Сохранив аэродинамическую схему своего предшественника Як-18ПС, он получил уменьшенные размеры, цельнометаллическую конструкцию и более мощный поршневой двигатель воздушного охлаждения М-14П мощностью 360 л.с. Серийное производство Як-50 было развёрнуто в 1973 году на Арсеньевском авиазаводе.
Вскоре о новинке заговорили во всём авиационном спортивном мире. Впервые сборная СССР на Як-50 приняла участие в международных соревнованиях в 1976 году, одержав убедительную победу по всем упражнениям: из 30 призовых мест нашими спортсменами были завоёваны 23 медали, в том числе восемь золотых. С появлением Як-50 на международных состязаниях утвердился «жёсткий» стиль пилотирования, при котором фигуры выполняются на больших скоростях с большими перегрузками – Як-50 обладал высокой тяговооружённостью в результате сочетания мощного двигателя и сравнительно небольшой массы планера.
На самолёте были установлены многочисленные мировые рекорды скорости и скороподъёмности.
Як-50 поставлялся на экспорт в Австралию, Великобританию, ГДР, Данию, Чехословакию, Польшу. В ряде стран Як-50 использовался и для подготовки военных лётчиков. Всего с 1976 по 1986 год было выпущено 312 Як-50. Основным недостатком самолёта оказалась недостаточная надёжность конструкции, что было связано с характерными условиями её нагружения – частой повторяемостью положительных и отрицательных перегрузок при выполнении сложного спортивного пилотажа. После ряда аварий часть самолётов была выведена из состава аэроклубов.
Между тем преемственность разработок КБ продолжалась. Большая мощность двигателя Як-50 дала возможность конструкторам яковлевской фирмы создать двухместную модификацию – учебно-тренировочный самолёт первоначального обучения Як-52. Эта машина появилась в 1974 году. Конструкторам удалось решить весьма сложную задачу: создать машину, которая одновременно удовлетворяла как требованиям спортивно-пилотажного самолёта с минимальными запасами устойчивости, так и требованиям самолёта для первоначального обучения с повышенной устойчивостью и более «тяжёлым» управлением.
По признанию пилотов, этот самолёт уникален и не имеет аналогов в мире: он позволяет освоить как простые полёты по кругу, так и весь спектр фигур высшего пилотажа. На нём совершали свои первые полёты поколения лётчиков 1980-1990-х годов. Як-52 и сегодня остаётся «на крыле».
Традиционно важной темой разработок ОКБ Яковлева остаётся создание учебных самолётов для Военно-воздушных сил. Новейший учебный Як-130, позволяющий готовить пилотов боевых самолётов четвёртого и пятого поколения, в 2002 году на конкурсной основе был выбран в качестве базового самолёта для основной и повышенной подготовки военных лётчиков. Позже появилась соответствующая смена и для учебного самолёта первоначального обучения: поршневой Як-152, после обучения на котором курсанты лётных училищ и школ пересаживаются на учебно-боевой Як-130, стал прямым наследником Як-50 и Як-52, вобрав в себя лучшие конструкторские достижения яковлевских машин этого класса.
Сложнейший пилотаж на спортивных машинах ОКБ Яковлева – один из фирменных знаков лётной программы авиасалона МАКС, неизменно приводящий в восторг его гостей. Незабываемым событием салона 2005 года стала премьера учебно-боевого истребителя Як-130 – первого полностью нового самолёта, построенного в постсоветской России. Впоследствии Як-130 не раз украшал программу авиасалона новыми усовершенствованными версиями. Впервые сразу два новейших учебно-тренировочных Як-152 были продемонстрированы на МАКС в 2017 году. Один из них принимал участие в лётной программе салона, второй был представлен на статической стоянке. Регулярно поднимают свои машины в небе над Жуковским лётчики первой в России профессиональной пилотажной группы «Первый полёт», доставляя истинное удовольствие зрителям. Лётчики группы – победители и призёры чемпионатов России, Европы и мира – демонстрируют в квадрате 1,5 км х 1,5 км на минимальной дистанции виртуозные спортивные и художественные фигуры на шести самолётах в жёлто-красной окраске Як-52, Як-54 и Як-18Т. Уникальные акробаты-рекордсмены «Як», на протяжении многих лет остающиеся непременными участниками показательных полётов в Жуковском, популярен и у зарубежных пилотов: на МАКС-2019 на этих машинах выступила литовская пилотажная группа ANBO.
Ждём выступлений знаменитых акробатических самолётов яковлевского КБ и надеемся увидеть новые версии спортивных и учебно-тренировочных машин на МАКС-2023!
Аллея боевых птиц: Яковлев Як-52
Яковлев Як-52
( Варианты/Другие названия: Як-52ТВ)
Этот Як-52 с регистрационным номером G-CBSS и именем «Джэни» принадлежит Этьену Верхеллену.
История: Яковлев Як-52 первый полет в 1976, и до сих пор производится в Бакэу, Румыния, компанией Aerostar. Разработано
первоначально в качестве основного инструктора для студентов, которые позже перейдут на советский реактивный самолет.
самолет, способный к высшему пилотажу (+7g/-5g) Як-52 теперь часто можно увидеть в руках
любителей спортивных полетов из США в Новую Зеландию.
Потомок одноместного чемпиона по высшему пилотажу Як-50, но с трехколесным шасси
шасси, что делает его более похожим на более ранний Як-18,
двухместный цельнометаллический Як-52 оснащен звездообразным двигателем Ивченко М-14П мощностью 360 л.
перевернутая топливная система, позволяющая летать в перевернутом положении до двух минут, в то время как
забор топлива из 5-литрового резервного бака. Двигатель приводит в движение двухлопастный
вращающийся против часовой стрелки, деревянный винт переменного шага.
Легкий в управлении самолет с высокой скоростью крена, особенно в
правильно, Як-52 немного подкорректировал руление для летунов, привыкших к гидравлике,
потому что самолет использует давление воздуха для работы тормозов (а также закрылков и
шасси), а также потому, что неуправляемое переднее колесо требует дифференциала
торможение.
Воздушные магистрали к каждому цилиндру, используемые для запуска двигателя, могут быть легко перепутаны.
для устройства впрыска топлива.
При весе 2200 фунтов. пустой вес, самолет достаточно легкий и маневренный. Пока шасси
полностью убирающийся, он остается частично открытым в убранном положении, обеспечивая
мера защиты на случай, если самолет будет вынужден приземлиться «с поднятыми колесами». Способен
работая с неулучшенных взлетно-посадочных полос с травяным покрытием, самолет легко обслуживается даже «в
поле.»
Более новая версия самолета производства
Aerostar, называется Як-52ТВ ,
и имеет конфигурацию хвостового колеса. Он оснащен 400-сильной версией
Двигатель М-14.
Прозвища: Нет
Технические характеристики: Двигатель: Один радиально-поршневой двигатель ВМКБ (Веденев) М-14П мощностью 360 л.с. Вес: пустой 2238 фунтов, макс. Взлетная масса 2877 фунтов. Размах крыла: 30 футов. 6,25 дюйма Длина: 25 футов. 5 дюймов Высота: 8 футов. 10,25 дюйма Производительность: Максимальная скорость:
223 мили в час Диапазон: 310 миль Вооружение: нет
Построено: 1800+
Номер годный к полетам: 1200+
[ Отчет пилота Як-52 Бадд Дэвиссон]
Ссылки: All Red Star — Информация для операторов
самолетов Восточного блока. Масштабные модели Як-52 с индивидуальной окраской Европейский як-клуб Специальный информационный бюллетень FAA по летной годности (SAIB) для Aerostar / Як-52. GeSoCo Industries — Импортеры новых Як-52W. Фото Kiwi Aircraft: Як-52
Фотографии Орлейвис —
Литовская компания, специализирующаяся на ремонте и обслуживании Яков. Red Sky Aviation, LLC, Ливермор,
Калифорния, США Ред Стар
Ассоциация пилотов — организация-владелец/эксплуатант. SkyTrace Тип Як-52
Конверсионный курс, Великобритания «Y для Яка»
— Статья Шерри Дитмер, AvWeb. Перепись Яков — Подробный список всех известных Як-50, -52 и других. Список яков — Интернет
Дискуссионная доска, организованная Matronics Запчасти, руководства и самолеты для продажи на як Як Великобритания Фонд Яккес —
Европейская летная группа Як-52.
Безопасность: Пожалуйста, ознакомьтесь со Специальным информационным бюллетенем по летной годности (SAIB) самолетов Aerostar / Яковлев Як-52: SAIB CE-13-17 от 28 февраля 2013 г., касающийся проблем с управлением лифтом.
Гленн Фой на своем Як-52ТВ, N555GD, остается в
плотно на крыле Херба Куссона во время тренировки по формированию яков в
Рокфорд, Иллинойс, май 2008 г. Фото Бака Уиндема.
[Вернуться к главному переулку боевых птиц
Страница]
Весь текст и фотографии Copyright 2016 The
Группа Doublestar, если не указано иное. Вы можете использовать эту страницу только в личных некоммерческих справочных целях.
Большие увлечения
Вот отличный F-One-Fifty
Гусеничный автомобиль Ford F-150 Ranger XLT High Trail в масштабе 1/10