Почем нынче самолеты? | Авиатранспортное обозрение
Борис Бычков, сюрвейер, Airclaims CIS
В процессе подготовки к заключению договоров авиастрахования неизбежно встает вопрос об определении рыночной стоимости воздушного судна. Если в условиях развитой рыночной инфраструктуры эта задача не вызывает особых трудностей, то закрытость большей части сделок на отечественном рынке приводит к отсутствию сколько-нибудь видимых ценовых ориентиров.
Около 10 лет наша компания оказывает в России и странах СНГ консультационные услуги по урегулированию страховых претензий и других хозяйственных споров в аэрокосмической области, а также выполняет работы по оценке стоимости как отечественных, так и зарубежных ВС. Позиция независимого (не участвующего в сделках) эксперта, которой мы строго придерживаемся, и практика работы позволили нам сформировать собственное мнение о состоянии рыка — его мы и представляем на суд читателей АТО.
Обзор рынка магистральных самолетов, приведенный ниже, отражает независимое мнение наших экспертов, основанное на собственных расчетах, изучении и анализе всей доступной нам информации и известных нам мнениях заслуживающих доверия источников в авиационных кругах.
Разумеется, мы не претендуем на абсолютную истину, даже в предпоследней инстанции. Мало того, мы были бы благодарны читателям за отклики и комментарии, которые, безусловно, будут способствовать дальнейшему формированию цивилизованного рынка воздушных судов в РФ.
Ближнемагистральные самолеты
Самолеты Ту-134А (табл. 1) имеют значительный физический, функциональный и экономический износ. Однако мы полагаем, что в условиях низких текущих цен на запчасти и техническое обслуживание при умелой коммерческой эксплуатации самолеты Ту-134А могут относительно эффективно использоваться на регулярных внутренних авиалиниях и при полетах в страны СНГ до выработки назначенных ресурсов планера и двигателей. Это предположение действительно в том случае, если не будут приняты нормы (например, по ограничению шума на местности или иных параметров), ограничивающие применение самолетов Ту-134 на территории РФ.
Тип ВС | Вариант | В эксплуатации | На хранении | Всего | Средний возраст | Количество эксплуатантов |
---|---|---|---|---|---|---|
Ту-134 | 2 | 1 | 3 | 29 | 3 | |
Ту-134 | A | 345 | 33 | 378 | 25 | 115 |
Ту-134 | Б | 22 | 7 | 29 | 22 | 17 |
Всего | 369 | 41 | 410 | 24 | 125 |
Вторичный рынок самолетов Ту-134А характеризуется неравновесностью с превышением спроса над предложением. Несмотря на невысокие по нынешним временам технические характеристики, самолет пользуется спросом у авиакомпаний, выполняющих регулярные внутренние и международные полеты, на которых им заменяют более тяжелые отечественные самолеты, например Як-42, летающие на некоторых направлениях с низкой загрузкой.
Наша оценка рыночных стоимостей Ту-134 находится в диапазоне от 150 тыс. долл. за самолет в летном состоянии, но близкий к исчерпанию назначенного ресурса, до 1,2 млн долл. за самолет в линейной пассажирской конфигурации, с полным запасом межремонтного ресурса, оборудованный в соответствии с требованиями развитых стран (салонные варианты не рассматриваются).
Представляется весьма вероятным, что с появлением на рынке самолетов Ту-334 или их западных аналогов спрос, а соответственно и рыночные цены, на Ту-134 могут значительно снизиться относительно сегодняшних величин.
Самолеты Як-42 (табл. 2) обладают основными летно-техническими характеристиками, позволяющими им «перехватить» пассажиропотоки самолетов Ту-134, жизненный цикл которых заканчивается в связи с ожидаемым введением ограничений по шуму на местности и отработке ресурсов. Неплохие экономические показатели Як-42, располагаемые ресурсы парка и перспектива их продления до 30 тыс. летных часов позволяют прогнозировать использование этих самолетов преимущественно российскими эксплуатантами в течение ближайших 10 лет.
Тип | Вариант | В эксплу- атации | На хранении | Всего | Зака- зано | Всего с заказан- ными | Протоколы о намерениях | Средний возраст | Кол-во эксплу- атантов |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Як-42 |
| 37 | 4 | 41 | — | 41 | — | 18 | 19 |
Як-42 | Д | 94 | 9 | 103 | 10 | 113 | 7 | 12 | 43 |
Як-42 | Д-100 | 1 | — | 1 | — | 1 | — | 10 | 1 |
Як-42 | Ф | — | 1 | 1 | — | 1 | — | 14 | 1 |
Всего |
| 132 | 14 | 146 | 10 | 156 | 7 | 14 | 48 |
По нашему мнению, текущие рыночные стоимости самолетов Як-42 в летном состоянии, с наработкой после ТО 10000 около 5 тыс. летных часов, с комплектом исправных двигателей и оборудованные для полетов по МВЛ, находящиеся в среднем по парку состоянии располагаются в диапазоне 2,4-3,3 млн долл.
Разумеется, этот диапазон стоимостей не может отражать всего многообразия возможных вариантов ресурсного состояния и комплектации самолетов, но, как нам кажется, может использоваться в качестве первичного ориентира на рыночную цену исправного эксплуатируемого самолета. Цена самолета в состоянии «после ремонта», оборудованного ЗПК (звукопоглощающие конструкции) существенно выше.
В среднесрочной перспективе, с уменьшением провозных мощностей парка Ту-134 мы ожидаем конъюнктурного роста цен на модификацию Як-42Д.
Тип ВС | Год ввода в экспл. | Кол-во пасс. (max) | Min рыночн. стоимость (млн долл.) | Max рыночн. стоимость (млн долл.) | В эксплуатации | На хранении |
---|---|---|---|---|---|---|
Boeing 737-200 | 1972 | 128 | 0,3 | 2,5 | 642 | 218 |
Boeing 737-500 | 1990 | 120 | 10 | 21 | 375 | 11 |
Boeing 737-600 | 1996 | 120 | 18 | 27,25 | 49 | 1 |
Boeing 717 | 1999 | 117 | 13 | 21 | 111 | 10 |
BAE-146-100 | 1982 | 84 | 1,8 | 4,7 | 24 | 8 |
BAE-146-200 | 1983 | 100 | 3 | 7,7 | 99 | 12 |
BAE-146-300 | 1988 | 110 | 7 | 11,05 | 51 | 18 |
RJ-100 | 1994 | 100 | 10 | 20 | 66 | 2 |
Источник: Данные Airclaims LTD на сентябрь 2003 г.
Среднемагистральные самолеты
Самолет Ту-154Б
Самолет не соответствует нормам Главы III ICAO по шуму на местности. В стандартной комплектации он оснащен устаревшим аэронавигационным и радиосвязным оборудованием. Доработка самолетов Ту-154Б (табл. 4) до уровня современных требований, по нашему мнению, экономически нецелесообразна.
Тип ВС | Вариант | В эксплуатации | На хранении | Всего | Средний возраст | Количество эксплуатантов |
---|---|---|---|---|---|---|
Ту-154 |
| 3 | — | 3 | 29 | 3 |
Ту-154 | (Ту-155 эксперим. ) | — | 1 | 1 | 30 | 1 |
Ту-154 | Б | 201 | 59 | 260 | 23 | 73 |
Ту-154 | M | 255 | 38 | 293 | 12 | 76 |
Всего |
| 459 | 98 | 557 | 17 | 110 |
Насколько нам известно, самолет Ту-154Б, имеющий полный запас межремонтного ресурса планера и двигателей, может быть продан на открытом рынке за 1-1,2 млн долл.
По-видимому, летающие сегодня самолеты отработают назначенный ресурс, после чего жизненный цикл Ту-154Б подойдет к концу. Скорее всего это произойдет в ближайшие 3-5 лет. В среднесрочной перспективе цены на самолеты этого типа будут падать, а парк будет быстро уменьшаться по мере списания изношенных машин и вытеснения их с рынка современными самолетами, в том числе в связи с ограничениями по шуму на местности в РФ.
Самолет Ту-154М
При условии установки ЗПК самолет соответствует требования Главы III по шуму. Текущее техническое состояние парка позволяет прогнозировать эксплуатацию Ту-154М в долгосрочной перспективе. Возможно, в связи с введением в большинстве развитых стран требований Главы IV по шуму самолеты будут использоваться в основном на внутренних линиях. В стандартной комплектации самолет оснащен устаревшим аэронавигационным и радиосвязным оборудованием, не соответствующим современным нормам ICAO. Временной мерой для удовлетворения европейских требований является оборудование самолетов современным навигационным оборудованием.
При всех своих недостатках (функциональное устаревание) Ту-154М продолжает оставаться популярным магистральным авиалайнером, на котором выполняется до 25% всех пассажирских перевозок в РФ. С учетом массовости его применения Ту-154М является одним из наиболее ликвидных пассажирских самолетов на отечественном рынке.
После введения в 2002 г. европейскими государствами новых требований по шуму на местности Ту-154М (оснащенный ЗПК) стал одним из немногих отечественных магистральных самолетов, способных выполнять полеты в страны Западной Европы и Средиземноморья. В связи с этим на Ту-154М наблюдается конъюнктурный рост рыночных цен.
По нашему мнению, в среднесрочной перспективе стоимость исправного, полностью оборудованного для полетов в Европу самолета с запасом межремонтного ресурса более 50% будет колебаться в диапазоне 3,6-4,6 млн долл. США. Стоимости самолетов, нуждающихся в ремонте и требующих установки дополнительного оборудования, будут составлять 1-3 млн долл.
Самолет обладает хорошими летно-техническими характеристиками. Опыт эксплуатации первых машин показал наличие технических проблем, связанных с поддержанием исправности двигателей и комплектующих. Не всем эксплуатантам удается достигнуть необходимого для окупаемости налета часов.
Самолеты всех модификаций нуждаются в доработке до уровня современных требований (Глава IV по шуму, авионика, пассажирский салон). При условии доработки и обеспечения соответствующего уровня эксплуатационной технологичности, потребность отечественных авиакомпаний в самолетах семейства Ту-204 (Ту-204-100, Ту-214, Ту-204-300) можно оценить в 100-150 единиц (табл. 5). Есть сведения об экспортных заказах на грузовые и пассажирские модификации, оснащенные западной авионикой и двигателями Rolls-Royce RB211.
Тип | Вариант | В эксплуатации | На хранении | Всего | Заказано | Всего с заказанными | Протоколы о намерениях | Опционы по протоколам о намерениях | Средний возраст | Количество эксплуатантов |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Ту-204 |
| 2 | — | 2 | — | 2 | — | — | 12 | 1 |
Ту-204 | 100 | 6 | 4 | 10 | 4 | 14 | — | — | 8 | 7 |
Ту-204 | 100C | 1 | 5 | 6 | 10 | 16 | 4 | — | 10 | 5 |
Ту-204 | 120 (RR) | 3 | 1 | 4 | 10 | 14 | — | 2 | 6 | 4 |
Ту-204 | 120F (RR) | 2 | — | 2 | 15 | 17 | — | — | 3 | 4 |
Ту-204 | 5 | — | 5 | 14 | 19 | 5 | — | 3 | 6 | |
Ту-204 | C | 1 | — | 1 | — | 1 | — | — | 10 | 1 |
Ту-204 | 300 (Ту-234) | 2 |
| 2 | 5 | 7 |
|
|
| 2 |
Ту-204 | Нет данных | — | 2 | 2 | — | 2 | — | — | 10 | 1 |
Всего |
| 22 | 12 | 34 | 58 | 92 | 9 | 2 | 7 | 23 |
После распродажи имеющихся в заводском «заделе» самолетов отпускная цена Ту-204 всех модификаций будет расти. Это связано с необходимостью запуска в производство с нулевого цикла новых самолетов, с ростом цен на покупные комплектующие изделия, ростом общезаводских расходов, заработной платы, необходимостью совершенствования самолета в соответствии с требованиями рынка и сертификации изделия в развитых странах.
По нашей оценке, во второй половине текущего года спрос на новые самолеты, заложенные с нулевого производственного цикла, сравнялся с предложением и продолжает расти. Это вызвано намечающимися проблемами с эксплуатацией Ту-154М на европейских направлениях после планируемого введения требований Главы IV по шуму.
Наша оценка рыночной стоимости самолетов, находящихся на хранении (при условии их «доведения до типа» и укомплектования), — 14-18 млн долл.
Насколько мы можем судить, в 2003 г. диапазон цен вторичного рынка на исправные самолеты Ту-204-100 находится в пределах 5-20 млн долл. в зависимости от состояния самолета. Цены первичного рынка модификаций Ту-204, оснащенных двигателями ПС-90А, лежат, по нашей оценке, в пределах 25-28 млн долл. Для самолетов, оснащенных двигателями RB211, диапазон цен первичного рынка может находиться в пределах 33-35 млн долл. В среднесрочной перспективе суммы сделок на первичном рынке будут иметь тенденцию к увеличению, уровень сумм сделок вторичного рынка, как нам представляется, останется неизменным.
Следует отметить, что в случае приобретения самолета через лизинговые схемы, при современном уровне стоимости банковских услуг в России, указанные выше суммы могут увеличиться почти вдвое.
Широкофюзеляжный самолет Ил-86 (табл. 6) отличается высоким удельным расходом топлива, недостаточной дальностью полета и неудовлетворительными экологическими характеристиками. В стандартной комплектации самолет оснащен устаревшим аэронавигационным и радиосвязным оборудованием, не соответствующим современным требованиям. Ил-86 не отвечает нормам главы III стандартов ICAO по шуму. По нашему мнению, доработка самолетов этого типа до уровня соответствия современным требованиям по шуму маловероятна в силу экономической нецелесообразности.
Тип ВС | Вариант | В эксплуатации | На хранении | Всего | Средний возраст | Количество эксплуатантов |
---|---|---|---|---|---|---|
Ил-86 |
| 49 | 35 | 84 | 16 | 16 |
Ил-80 | Il-87 Maxdome (по классификации НАТО) | 1 | 3 | 4 | 18 | 1 |
Всего |
| 50 | 38 | 88 | 16 (для магистральных) | 17 |
Кризис мировой авиатранспортной отрасли 2001 г. в наибольшей степени коснулся широкофюзеляжных самолетов. «Классические» широкофюзеляжные самолеты пользуются ограниченным спросом на вторичном рынке авиатехники в России и за рубежом.
По нашим оценкам, в 2003 г. рыночные цены исправных Ил-86 сравнялись с ценами близких по износу самолетов Ту-154М. Самолеты Ил-86 обеспечивают достаточную доходность в расчете на год, но срок их экономической жизни, на наш взгляд, ограничен 2-3 годами. Наши оценки стоимостей самолетов в летном состоянии с комплектом средних по цене двигателей на 2003 г. находятся в диапазоне от 1,3 до 3,5 млн долл.
Тип ВС | Год ввода в экспл. | Кол-во пасс. (max) | Min рыночн. стоимость (млн долл.) | Max рыночн. стоимость (млн долл.) | В эксплуатации | На хранении |
---|---|---|---|---|---|---|
Boeing 727-200Adv | 1972 | 189 | 0,3 | 3,9 | 130 | 58 |
Boeing 757-200 | 1982 | 239 | 3,5 | 40 | 978 | 48 |
А-321-200 | 1996 | 200 | 27 | 43 | 191 | 6 |
Источник: Данные Airclaims LTD на сентябрь 2003 г.
Дальнемагистральные самолеты
Самолет Ил-62 (табл. 8) относится ко второму поколению советских реактивных гражданских самолетов, являясь советским аналогом Вoeing 707, DC-8, VC-10. В стандартной комплектации самолет оснащен устаревшим аэронавигационным и радиосвязным оборудованием, не соответствующим современным требованиям. Ил-62/62М не отвечает нормам главы III стандартов ICAO по шуму. На самолете разработаны мероприятия по снижению шума за счет установки ЗПК и уменьшения тяги двигателей на режиме взлета с соответствующим снижением взлетного веса. Доработка позволила Ил-62М вписаться в требования Главы III. Бо’ льшая часть парка имеет значительные запасы технических ресурсов. Конструкция самолета отличается высокой надежностью.
Тип ВС | Вариант | В эксплуатации | На хранении | Всего | Средний возраст | Количество эксплуатантов |
---|---|---|---|---|---|---|
Ил-62 |
| 5 | 1 | 6 | 28 | 5 |
Ил-62 | M | 86 | 17 | 103 | 17 | 31 |
Всего |
| 91 | 18 | 109 | 18 | 33 |
В последнее время Ил-62М успешно переориентируют на перевозки грузов. Но ограничение взлетной массы, связанное с удовлетворением требований по шуму, не позволяет полностью использовать допустимую коммерческую загрузку самолета и снижает доходность его применения.
Как нам представляется, в ближайшие 3-5 лет судьба бо’ льшей части исправных Ил-62М будет решена либо переоборудованием самолетов в грузовой вариант (если это окажется целесообразным), либо их списанием по экономическим соображениям. Наша оценка диапазона рыночных стоимостей самолетов в летном состоянии с комплектом средних по цене двигателей на 2003 г. — от 0,8 до 1,5 млн долл.
Самолет Ил-96-300
Самолет соответствует требованиям Главы III, возможна доработка до уровня Главы IV по шуму и современных требований по точности навигации. За 10 лет эксплуатации самолет показал возможность достижения годовых наработок порядка 4000 летных часов и более, что сравнимо с наработками его западных аналогов. При этом расходы на топливо Ил-96-300 превосходят расходы аналогов, что снижает его рыночную стоимость. Кроме того, имеется проблема с назначенным ресурсом компонентов двигателя ПС-90А.
Насколько мы можем судить, емкость российского рынка пассажирских самолетов этого типа составляет около 20 единиц. Поставки на экспорт маловероятны. Наша оценка диапазона рыночных стоимостей исправных самолетов, изготовленных около 10 лет назад, с комплектом средних по цене двигателей составляет 13-17 млн долл.
Тип ВС | Год ввода в экспл. | Кол-во пасс. (max) | Min рыночн. стоимость (млн долл.) | Max рыночн. стоимость (млн долл.) | В эксплуатации | На хранении |
---|---|---|---|---|---|---|
Boeing 707-320В | 1962 | 219 | 0,09 | 0,6 | 7 | 2 |
DC-8-62 | 1967 | 189 | 0,17 | 0,75 | 24 | 13 |
Boeing 767-300ER | 1986 | 290 | 15 | 50 | 542 | 21 |
Boeing 747-400 | 1988 | 660 | 28 | 94 | 392 | 36 |
А-330-200 | 1998 | 256 | 55 | 75 | 34 | 4 |
Источник: Данные Airclaims LTD на сентябрь 2003 г.
В российских авиакомпаниях не осталось гражданских Ту-154
Последний использовавшийся в России для пассажирских перевозок Ту-154 выведен из эксплуатации. Свой заключительный полет он совершил из Мирного в Новосибирск. Дальнейшую судьбу машины определят позднее. Российские авиакомпании начали отказываться от Ту-154 еще в 2000-х годах по причине экономической нецелесообразности и запрета на полеты этого самолета в Европе.
Единственный из оставшихся в российской гражданской авиации самолетов Ту-154М совершил свой последний полет, сообщает РИА «Новости». Последние семь лет этот борт входил в авиапарк якутской компании «Алроса». Заключительный рейс в своей истории он совершил из Мирного в Новосибирск, доставив 140 пассажиров. Как уточнил авиаперевозчик, за последние 18 лет воздушное судно налетало почти 27,5 тыс. часов. В период службы в «Алросе» Ту-154М выполнил 737 рейсов в обе стороны, перевез более 160 тыс. пассажиров, 1224 т груза и 52 т почты. Гендиректор компании Андрей Гулов отметил, что у самолета заканчивается действие сертификата летной годности.
После вывода из эксплуатации он останется в новосибирском аэропорту Толмачево, пока в «Алросе» не примут решение о его дальнейшей судьбе.
«Ту-154, как и любой другой самолет, имеет календарный срок, сколько лет он может эксплуатироваться, а также срок по налету. У Ту-154 это 30 лет и 35 тысяч летных часов», — рассказывал «РГ» в 2016 году известный летчик-испытатель, Герой России Рубен Есаян.
Военные и ведомственные Ту-154 свою службу пока продолжат.
Перевозчики отказывались от использования Ту-154 на протяжении многих лет. Так, в 2011 году прекратили эксплуатацию своих машин «Уральские авиалинии». В официальном релизе авиакомпания подчеркнула тогда, что за годы полетов не было зафиксировано ни одного серьезного происшествия в воздухе. Причиной отказа называлась экономическая неэффективность: на рабочей высоте Ту-154Б расходует на три тонны керосина в час больше, чем европейские А320 и А321, а Ту-154М – на две тонны больше. Кроме того, нормальной эксплуатации Ту-154 российскими перевозчиками в XXI веке мешал введенный в 2002 году запрет на полеты машин в страны Евросоюза без дополнительных шумопоглощающих панелей. С 2006-го Европа и вовсе перестала принимать эти авиалайнеры, за исключением модификации Ту-154М.
В 2008 году от Ту-154 отказалась авиакомпания S7, в 2009-м – «Россия» и «Аэрофлот». Списанные борты разрезали на металлолом или продавали в страны третьего мира.
Разработка Ту-154 начались в 1963 году. Реализацию проекта взяли на себя специалисты КБ Туполева. Новый самолет предназначался для замены в гражданской авиации СССР уже успевших состариться и технически, и морально Ту-104, Ил-18 и Ан-10. Планировалось использовать максимальное число инноваций и при этом не уступать по параметрам создававшемуся в США самолету того же класса Boeing 727.
Опытный образец впервые поднялся в воздух 4 октября 1968 года, а его эксплуатация началась в 1972-м.
Салон был оборудован удобными креслами с откидывающимися спинками, на внешней стороне которых хранился съемный полированный столик. Его можно было достать из кармана и установить на подлокотниках. Кроме того, каждый пассажир Ту-154 имел над своим местом индивидуальную вентиляцию, лампочку для личного пользования и кнопку вызова бортпроводника.
Ту-154 выгодно отличался от всех своих предшественников не только повышенным комфортом, но и техническими характеристиками: он имел дальность полета 2650 км со скоростью 950 км/ч. Пассажирский салон был рассчитан на 180 человек, а максимальная коммерческая загрузка в варианте транспортного самолета составляла 20 т. В период серийного производства с 1970 по 1998 год было построено около 1 тыс. машин Ту-154 различных модификаций. Он стал самым массовым советским реактивным пассажирским самолетом.
«Ту-154 был изящной машиной. Его предшественник Ту-104 – он же из бомбардировщика переделан. Тяжелый в пилотировании был, как утюг. Крен дашь на нем на посадке и сразу обратно отрабатываешь, потому что он по инерции еще в ту сторону идет. А тут оборудование более современное, АБСУ (автопилот) хорошая, система захода на посадку новая, метеоминимум лучше. Топлива хоть залейся. На Ту-104 до Москвы в обрез хватало. А тут дальность больше – мы стали уверенней в полетах. И пассажиров 150 человек вместо 100», – вспоминал пилот первого класса, бывший командир Ту-154 Виталий Клоков.
Значительная часть фюзеляжа имела цилиндрическую форму с почти круглым сечением.
Его герметичная область была разделена плоскостью пола на верхнюю и нижнюю части. В верхней размещались пассажирские салоны, кабина экипажа, рассчитанная на четырех членов, а также санитарно-бытовые помещения. Нижнюю часть занимали в основном багажные отделения.
«Большинство из нас в свое время пришло на Ту-154 после хорошего лайнера Ил-18, отличавшегося изумительной прочностью шасси, простотой управления и тем, что он прощал довольно грубые ошибки на посадке. Как тогда говаривали летчики: «Ильюшин сделал машину «на дурака», а Туполев — на острие прогресса», — отмечал пилот гражданской авиации, писатель Василий Ершов. — Пока осваивался новый самолет, слабые летчики отсеялись: кого сняли и перевели во вторые пилоты, кого «ушли» на пенсию, кто сам ушел на другой тип, полегче. И постепенно на Ту-154 остался профессиональный контингент, умеющий работать над собой и тонко чувствующий технику».
За годы эксплуатации Ту-154 зафиксированы более 50 инцидентов. Однако из всех случаев на территории нашей страны лишь ЧП 1986 года в Красноярске, когда двигатель самолета загорелся через 20 секунд после взлета из-за разрушения лопаток среднего двигателя, произошло из-за производственного дефекта. Тем не менее, Ту-154 ассоциируется с рядом резонансных трагедий. Так, авиакатастрофа в Алма-Ате 8 июля 1980 года (163 погибших) является крупнейшей на территории Казахстана, а крушение Ту-154 под Учкудуком 10 июля 1985-го (200 жертв) – в истории СССР. В 1993 году принадлежавший компании Iran Air борт столкнулся с истребителем в небе Ирана, а в 1994-м крупная катастрофа произошла в Китае (160). 1995 год ознаменовался сразу двумя трагедиями с Ту-154 в России: 29 августа – на архипелаге Шпицберген, 7 декабря – недалеко от Хабаровска.
Одним из слабых мест Ту-154 называли баки с жидкостью гидросистемы, не защищенные огнеупорной перегородкой.
Самый известный инцидент с пассажирским Ту-154, продемонстрировавший надежность самолета, произошел 7 сентября 2010 года в Ижме (Коми), когда у летевшего в Москву авиалайнера отказало электроснабжение и навигация. Прорвав облачность, пилоты высмотрели полузаброшенную взлетную полосу затерянного в тайге аэропорта, которую много лет приводил в порядок единственный оставшийся работник Сергей Сотников.
На эту полосу длиной 1 300 м и совершили посадку пилоты Евгений Новоселов и Андрей Ламанов. Самолет выкатился за торец на 160 метров, но никто из пассажиров не пострадал.
В Новосибирске приземлился последний пассажирский рейс Ту-154 — Российская газета
В среду в аэропорту Толмачево встал на прикол последний пассажирский Ту-154. Долгие годы на огромной территории нашей страны этот самолет был настоящим «русским связным». Он был одним из мощных кровеносных сосудов столь же мощного организма — отечественной гражданской авиации. Он был в парке практически любой крупной российской авиакомпании. Он летал везде и всюду, связывая страну воедино.
Вспомним: в сентябре авиационный мир попрощался с главным конструктором этой легендарной «тушки» — Александром Шенгардтом. Последним из когорты тех, кто создавал не просто замечательные крылатые машины, кто ковал нашу авиационную мощь. Совпадение? Мистика?.. С уходом Ту-154 и его создателя завершается целая эпоха отечественного гражданского самолетостроения.
Говорят, летают только красивые самолеты. Ту-154 был красивый, но что еще важнее — надежный. Он обладал отменной «живучестью». Авиакомпании полюбили машину, несмотря на споры из-за новинок в конструкции. А новинок действительно хватало. Так, здесь впервые в гражданской авиации была применена гидравлическая система управления. Тогда многие отнеслись к этому с недоверием, а теперь так управляются все самолеты. Главным плюсом машины была и аэродинамика, из-за чего она оказалась очень экономичной по топливу для своего времени. Впрочем, тогда на это не очень-то обращали внимание.
Регулярные полеты на Ту-154 открылись 9 февраля 1972 года рейсом Москва — Минеральные Воды. Это стало началом целой эпохи в развитии пассажирских авиаперевозок. Самолет выпускался на авиазаводе в Куйбышеве (Самаре) более сорока лет: свыше тысячи машин почти десяти модификаций! Есть цифра: в 1980 годах в эксплуатации постоянно находились 400-450 «сто пятьдесят четвертых». На них держалась практически половина объема гражданских воздушных перевозок. Выдающиеся по тому времени характеристики: скорость — до 950 км/ч, пассажировместимость — 150-180 человек, всепогодность и другие — надолго сделали машину главной воздушной «рабочей лошадкой».
Что теперь? По словам главы отраслевого портала «Авиа.ру» Романа Гусарова, Ту-154 — это среднемагистральный самолет такого же класса и размерности, что и самые популярные на сегодня самолеты, на которых мы летаем — Airbus A320 и Boeing 737. «Но советский самолет оказался настолько хорош и удачен по своей конструкции и по своим характеристикам, что западные самолеты аналогичного поколения давно ушли с рынка, а Ту-154 многие десятилетия возил пассажиров», — замечает эксперт.
Понятно, что у любого самолета-старожила когда-нибудь заканчивается срок летной службы. И на смену должен был прийти «молодой», и, как шутят авиаторы, «такой же красивый». Надеялись на Ту-204, который был создан в 1990-е годы. Самолет был очень хорош, когда задумывался: имел хорошие показатели по дальности и до определенной степени считался аналогом «Боинг-757». Должен был быть частью унифицированной системы, включающей средне- и дальнемагистральный самолет. Увы, этому лайнеру очень не повезло — он взлетел в тот момент, когда экономика России рухнула, и следом обвалились авиаперевозки.
1 января 1988 г. На аэродроме Центра гражданской авиации СЭВ в Ульяновске к очередному полету готовится один из экипажей самолета Ту-154. Фото: Юрий Белозеров / Фотохроника ТАСС
Серийность, поддержка эксплуатации, выпуск запчастей, логистика — все так осталось только на бумаге. «Вплоть до середины 2000-х, — говорит Роман Гусаров, — новые самолеты никто не покупал. — Потенциал Ту-204 не был реализован».
Создатель Ту-154 Александр Шенгардт был не только блестящим авиаконструктором. Был настоящим патриотом.
Он остро переживал за судьбу отечественной авиации, самолетостроения. Переживал за то, что наши гражданские самолеты могут быть вытеснены из мирового воздушного океана «боингами» и «эрбасами». Опасения оправдались: воздушные иномарки прочно прописались в российском небе.
Теперь российской заменой Ту-154 должен стать новый среднемагистральник МС-21. С ним российские авиаторы связывают огромные надежды. Внедрение инновационных решений должно обеспечить новейшему пассажирскому самолету наилучшие летно-технические характеристики среди собратьев своего класса. Сейчас Объединенная авиастроительная корпорация наращивает программу испытательных полетов новейшего пассажирского МС-21: участвуют уже четыре экспериментальных самолета. Два из них оборудованы пассажирскими кабинами на 163 и 211 мест соответственно.
Как рассказали в ОАК, испытательные полеты проводят как пилоты корпорации Иркут, так и совместные экипажи из пилотов ОАК и представителей центра сертификации. По мере отработки систем самолета, отказов выявляется все меньше и меньше. Надо сказать, что начиная с какого-то этапа, согласно программе испытаний, специально вводятся неисправности для оценки функционирования дублирующих систем.
Российской заменой Ту‐154 должен стать новый среднемагистральник МС‐21. С ним авиаторы связывают огромные надежды
По оценкам экспертов, в ближайшие два десятилетия авиакомпаниям России потребуется от 800 до 1000 самолетов в этом сегменте, в мире — порядка 30 тысяч новых самолетов такого типа. МС-21 успешно проходит летные сертификационные испытания по российским и европейским нормам.
Как не раз сообщалось, в 2021 году с конвейера должны сойти шесть МС-21-300. В 2022 году планируется поставить 12 машин, в 2023 году — 25, в 2025 году — уже 75.
Ну а в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации остаются еще несколько десятков Ту-154. Но они уже не пассажирские, принадлежат другим ведомствам.
Комментарий
Александр Явкин, заместитель генконструктора ТАНТК имени Г.М. Бериева (1990-2016 гг.), в прошлом главный конструктор Бе-200:
— Главная причина того, что российское гражданское авиастроение по занимаемой доле рынка сместилось на шестое место в мире после США, ЕС, Бразилии, Канады, КНР, записано в Протоколе заседания Совета по авиастроению коллегии ВПК от 19 февраля 2020 г. Суть: отставание России от других авиационных держав в темпах и качестве работ по совершенствованию нормативной правовой базы в области создания и сертификации гражданской авиатехники, в том числе в части ее гармонизации с действующими иностранными аналогами, препятствует эффективной разработке, изготовлению, сертификационным испытаниям и внедрению.
По каким документам создается и сертифицируется тот же наш новый самолет? Союз авиапроизводителей, запросивший компании, какими зарубежными нормативными документами они вынуждены пользоваться ввиду отсутствия отечественных, получил список почти в 500 документов. Все проблемы проектирования самолета проявляются на этапе летных испытаний, завершающихся получением сертификата типа. Первый полет самолета МС-21 состоялся 28 мая 2017 года. Летные испытания продолжаются уже более трех лет. Для сравнения: первый А320 сошел с конвейера окончательной сборки 14 февраля 1987 г. и совершил свой первый полет 22 февраля. Программа летных испытаний заняла 1200 часов на 530 полетах. Сертификат совместных авиационных властей Европы был выдан 26 февраля 1988 г., а первый А320 был доставлен Air France 28 марта 1988 г.
А350-900 выполнил первый полет 13 сентября 2013 года. Программа летных испытаний и сертификации, продолжавшаяся чуть более 14 месяцев и являющаяся рекордным показателем отрасли, включала в себя парк из пяти самолетов, налетавших более 2600 часов — с сертификатом типа, полученным от EASA и FAA в сентябре и ноябре 2014 года соответственно. Есть о чем задуматься.
Олег Смирнов, заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по вопросам гражданской авиации Общественного совета при Ространснадзоре:
— Это последний Ту-154, который выполнял регулярные пассажирские рейсы. Он остановлен в Новосибирске для принятия дальнейшего решения. Варианты какие? Например, продлить ему летный ресурс: может, его передадут в другое ведомство, где не придется возить пассажиров. Поэтому он ждет сейчас своего часа. Всего было построено почти тысяча самолетов Ту-154. Только вдумайтесь! И помимо нашей страны он летал еще в сорока странах мира. Ни один самолет в таком количестве и так долго не будет выпускаться просто так: это показатель его качества, удобства и безопасности.
Прощай, друг! Пилот Александр Лешкевич отлетал на Ту‐154 около 13 тысяч часов. И тоже уходит на пенсию. Фото: Сергей Долгодворов
Самый последний гражданский
Борт Ту-154 RA-85757 — «последний из могикан» — был выпущен в 1992 году, эксплуатировался авиакомпанией «АЛРОСА», на балансе которой стоял с 2002 года. Завершающим рейсом Ту-154 из города Мирный прилетел 141 пассажир.
Управляли Ту-154 пилоты 1-го класса Александр Лешкевич и Николай Ворошилов: на двоих — больше 28 тысяч часов налета. Опытнейшие профессионалы признают, Ту-154 — самолет уникальный, не капризный и очень надежный.
— Он очень легко управляется, — отмечает Александр Лешкевич. — Например, буквально одной ручкой, одним пальцем можно снимать нагрузку. Ему не нужна такая жесткость полосы, как большинству других самолетов. Он может сесть фактически на любую полосу. Из 18 тысяч часов налета на этом самолете я выполнил около 13 тысяч часов. Теперь тоже ухожу на пенсию, это был крайний мой полет. Какое-то время буду, конечно, грустить.
Бортпроводница Ирина Басева сопровождает полеты с 2008 года, и еще несколько лет назад на Ту-154 приходилось летать регулярно через каждые два-три дня. Но в последнее время самолет поднимался в воздух не чаще раза в неделю.
Этот самолет за 18 лет работы в Мирном выполнил 737 рейсов и перевез больше 160 тысяч пассажиров. Первоначально же он и вовсе летал в Иране. Затем несколько лет бороздил воздушное пространство Белоруссии. В нем 142 кресла экономкласса, но есть и восемь мест для пассажиров посолиднее, летающих в «бизнесе».
Не исключено, что он встанет на «вечный прикол» в местном Музее истории авиации. Там уже находится Ту-134, точно так же завершивший «гражданскую карьеру» в прошлом году.
Есть в музее и знаменитый Ту-154 «Ижма», получивший имя собственное после аварийной посадки на неработающей полосе в городке Республики Коми. Тогда, в 2010 году, командир экипажа Евгений Новоселов и пилот Андрей Ламанов спасли жизни 72 пассажиров, за что получили звание Героев России (эта история легла в сюжет одной из новелл фильма «Елки»). «Ижма» под управлением того же экипажа прибыла в Новосибирск в сентябре 2018 года, это был ее последний рейс, и встречать его собрались десятки горожан, без конца фотографировавшихся с героями.
Мнение
Валерий Кузнецов, эксперт по сертификации самолетов, экс-штурман Ту-154:
— Сегодня нишу среднемагистральных гражданских перелетов в стране почти полностью заняли Boeing и Airbus. И хотя российские авиакомпании закупают чаще всего уже «бывшие в употреблении» зарубежные самолеты, они все равно очень дороги в обслуживании. Ведь все ремонтные работы проводят только за рубежом, у нас в стране таких центров нет. Да и летный состав для иномарок тоже приходится готовить за границей.
Из отечественных самолетов на замену «тушки» пока пришел только Сухой Суперджет-100. Но у него дальность полетов и пассажировместимость несколько меньше. Поэтому все надежды отечественной гражданской авиации теперь связаны с новым российским среднемагистральным самолетом МС-21, разработанным в Иркутске. Сейчас его дорабатывают с тем, чтобы уйти от импортных комплектующих и все детали, включая и двигатель, производить в России.
Подготовила Татьяна Кузнецова
Видео: RT
Полет на авиатренажере ТУ-154 и заезды на гоночном автотренажере нового поколения
Попробуйте себя в управлении авиалайнером, прикоснитесь ко всем загадочным кнопкам и рычагам настоящей кабины самолета, познакомьтесь с легендарными пилотами или вдавите педаль в пол на автотренажере и станьте первым на гоночном треке! Отправьтесь в адреналиновое путешествие в полной безопасности!
Полет на авиатренажере
Тренажер спроектирован и построен с использованием настоящей кабины ТУ-154. Донором стал самолет, который выполнял регулярные пассажирские перевозки.
Авиатренажер уникален. Это единственный в мире комплексный тренажер самолета ТУ-154 на подвижной платформе с 6 степенями свободы.
Внутри сохранены оригинальная система органов управления, панели приборов бортинженера и пилотов, реализован алгоритм работы всех система самолета.
Благодаря сферическому проекционному экрану участник полностью погружается в полет и ощущает его реалистичность на 100%.
Полетать на тренажере самолета могут дети с 10 лет (до 14 лет в сопровождении родителей). Кабина вмещает 2 пассажиров и 1 пилота.
На автотренажер допустят с 5 лет.
Гоночный автотренажер
Это больше, чем просто интересное развлечение — профессиональный гоночный тренажер подходит для отработки навыков скоростного вождения. Реалистичная графика создается мощным оборудованием, новейшим программным обеспечением и 3 большими экранами. Руль, педали и КПП разработаны с полной передачей реальных гоночных авто. Трекшн заднего колеса с потерей сцепления передает поведение машины. Ощутите динамику авто, все неровности трассы и поведении болида с неисправными агрегатами после аварии.
Кому дарить?
Полет на авиасимуляторе — уникальный опыт сесть за штурвал самолета в полной безопасности. Дарите в подарок, влюбленным в небо, устраивайте сюрприз на день рождения или необычное свидание. Такой отдых наполнит новыми впечатлениями и воспоминаниями.
Гоночный автотренажер поможет отработать навыки, если вы начинающий гонщик или профессиональный спортсмен, попробовать себя в роли пилота болида, если любите скорость драйв и устроить дружеские соревнования!
Услугу предоставляет
ЛЕГЕНДА Аэро
Отправьтесь в полет за штурвалом авиалайнера или устройте заезд по легендарной гоночной трассе, — адреналиновые приключения для взрослых и детей ждут всех обладателей сертификата!
Полетать или покататься на тренажерах в Москве
Ту-154 совершил последний в России гражданский полет
https://ria. ru/20201028/tu-154-1581865614.html
Ту-154 совершил последний в России гражданский полет
Ту-154 совершил последний в России гражданский полет — РИА Новости, 28.10.2020
Ту-154 совершил последний в России гражданский полет
Единственный из оставшихся в российской гражданской авиации Ту-154 совершил последний полет. РИА Новости, 28.10.2020
2020-10-28T08:08
2020-10-28T08:08
2020-10-28T18:20
общество
новосибирск
ту-154
алроса
ту-134
толмачево (аэропорт)
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0a/1c/1581873134_0:0:640:360_1920x0_80_0_0_79ee36d152c3376c3246ae8105c04a01.jpg
ЯКУТСК, 28 окт — РИА Новости. Единственный из оставшихся в российской гражданской авиации Ту-154 совершил последний полет.Борт компании «Алроса» доставил 140 пассажиров из якутского города Мирный в Новосибирск. В 2002 году этот лайнер принадлежал Мирнинскому авиапредприятию, а в 2013-м пополнил авиапарк «Алросы». По словам гендиректора компании Андрея Гулова, у воздушного судна заканчивается действие сертификата летной годности. После вывода из эксплуатации самолет останется в новосибирском аэропорту Толмачево, пока не будет принято решение о его дальнейшей судьбе. Ту-154 разработали в конструкторском бюро Туполева. Первый полет состоялся 3 октября 1968 года, а эксплуатация началась 9 февраля 1972-го. Это самый массовый советский реактивный среднемагистральный пассажирский самолет.»Алроса» — единственная компания, которая выполняла в последние годы регулярные авиаперевозки на Ty-154М и Ту-134. В мае прошлого года свой последний рейс совершил Ту-134 (RA-65693), после чего его передали в Музей истории авиации «Толмачево». В сентябре 2018-го в новосибирском аэропорту состоялась торжественная церемония встречи знаменитого Ту-154М «Ижма», который авиакомпания «Алроса» также передала на хранение в музей.
https://radiosputnik.ria.ru/20200907/tu-154-1576582900.html
новосибирск
РИА Новости
internet-group@rian. ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Последний в России гражданский перелет Ту-154
Самолет Ту-154 авиакомпании «Алроса» совершил последний в РФ гражданский перелет, выполнив рейс из Якутии в Новосибирск, сообщает пресс-служба авиаперевозчика. «В среду, 28 октября 2020 года, единственный из оставшихся в гражданской авиации России самолет Ту-154 выполнил свой заключительный рейс. Воздушное судно (бортовой номер RA-85757), принадлежащее авиакомпании «Алроса», совершило двухчасовой перелет из столицы алмазного края, города Мирного, в аэропорт Толмачёво (Новосибирск), куда доставило 140 пассажиров», — рассказали в пресс-службе.
2020-10-28T08:08
true
PT0M25S
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0a/1c/1581873134_122:0:602:360_1920x0_80_0_0_a8f7759eec64eddc5fabf5497db476f8.jpgРИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, новосибирск, ту-154, алроса, ту-134, толмачево (аэропорт)
В гибели российского Ту-154 10 лет назад Украина виновной себя не считает — ИноТВ
Через 10 лет после того, как над Черным морем украинской ракетой был сбит российский самолет, Украина окончательно не признает своей вины.
10 лет назад над Черным морем был сбит российский Ту-154. На борту находились 51 гражданин Израиля и 9 членов экипажа*. Межгосударственная следственная комиссия обвинила в трагедии Украину, ведь именно в это время в Крыму проходили военные учения. Наша страна выплатила семьям пострадавших компенсации, но своей вины так и не признала. Далее – Александр Романюк.
4 октября 2001 года. Российский Ту-154 теряет связь с диспетчерами.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ АВИАКОМПАНИИ: Авиакомпания «Сибирь» с сожалением подтверждает, что самолет авиакомпании пропал с радаров авиадиспетчеров.
66 человек вместе с членами экипажа* так и не долетели из Тель-Авива в Новосибирск. Российский самолет над Черным морем сбила ракета. По самой первой и, как потом выяснилось, основной версии — украинская. Из системы ПВО С-200, которую использовали на учениях на полигоне «Опук» в Крыму.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ИЗРАИЛЯ: Это страшный день. Мы вместе с российскими коллегами будем расследовать это дело.
Уже на следующий день межгосударственная комиссия начала свою работу.
ВЛАДИМИР ПУТИН, Президент России (2001 год): Они должны сделать окончательные выводы о причинах трагедии.
Виновной, вспоминает тогдашний министр обороны Александр Кузьмук, Украину признали в рекордно короткие сроки.
АЛЕКСАНДР КУЗЬМУК, бывший министр обороны Украины: Но я хотел бы сказать, что это было достойное поведение Украины.
Семьям погибших Украина добровольно выплатила по 200 тысяч долларов компенсации. Сам Кузьмук позже ушел в отставку.
АЛЕКСАНДР КУЗЬМУК, бывший министр обороны Украины: Прошу прощения и спасибо.
Использование всех зенитных комплексов С-200 запретили до их полной проверки, а тогдашний президент принес извинения в прямом эфире.
ЛЕОНИД КУЧМА, Президент Украины: Авиакатастрофа произошла по трагическому, фатальному стечению обстоятельств.
За это же, вспоминает бывший министр обороны Гриценко, ему пришлось извиняться и в 2005 году.
АНАТОЛИЙ ГРИЦЕНКО, министр обороны Украины 2005-2007 годов: Я донес это до президента Израиля, премьер-министра и министра обороны.
Однако с выводами межгосударственной комиссии, то есть фактически со своей виной, Украина все-таки не согласилась. Главным аргументом была экспертиза украинских ученых. Там шла речь о том, что ракета со своей траекторией не могла попасть в хвост самолета.
В течение 10 лет в судах было три громких дела, связанных с трагедией.
АЛЕКСАНДР КУЗЬМУК, министр обороны Украины 1996-2001 годов: Это уголовное дело по факту трагедии, которое проводилось дважды, открывалось, закрывалось. Но они были закрыты в связи с отсутствием каких-либо доказательств причастности Украины к этой трагедии.
Второе дело, по иску родственников погибших, было закрыто в 2007 году. Хозяйственный процесс по иску авиакомпании, которая требовала денег за самолет, тоже окончился победой Украины, однако в то же время, отмечают эксперты, остается непонятным, что же все-таки стало причиной трагедии.
СЕРГЕЙ ЗГУРЕЦ, военный эксперт: Если есть факторы, которые стали известны в ходе расследования катастрофы, которые не связаны с техническим состоянием ракет, а связаны с внешним влиянием других стран или других систем, то это также должно быть учтено, принимая во внимание, что эти системы и дальше находятся на вооружении украинской армии.
Александр Романюк, Дмитрий Орлов, ТСН, 1+1.
Дата выхода в эфир 04 октября 2011 года.
* Так сказано в оригинале (прим. RT).
Туполев Ту-154 — цена, характеристики, фото галерея
Самый успешный российский пассажирский самолет Туполев Ту-154
- Производитель:
- Туполев
- Страна:
- Россия
- Изготовлено:
- 1968 к: 2013
- ИКАО:
- Т154
- Цена:
- 45 миллионов долларов США (2008)
- Авионика:
- Двигатель:
- 3х Авиадвигатель (Соловьев) Д-30КВ-154
ТРДД - Мощность:
- 23149 фунт-сила
- Максимальная крейсерская скорость:
- 513 узлов
950 км / ч - Скорость подхода (Vref):
- 130 узлов
- Дальность путешествия:
- 3600 морских миль
6667 километров - Экономия топлива:
- 0. 26 морская миля / галлон
0,127 км / литр - Практический потолок:
- 39700 футов
- Скороподъёмность:
- 3000 футов в минуту
15,24 метра в секунду - Взлетная дистанция:
- 2300 метров — 7 545,84 футов
- Посадочная дистанция:
- 2100 метров — 6889.68 футов
- Макс.взлетная масса:
- 102000 кг
224869 фунтов - Макс.посадочная масса:
- 80,000 кг
176,368 фунтов - Максимальная полезная нагрузка:
- 18000 кг
39683 фунтов - Емкость топливного бака:
- 13100 галлонов
49589 литров - Объем багажа:
- 38 м3 / 1342 фут3
- мест — Эконом / общие:
- 180 мест
- мест — Бизнес-класс:
- 114 мест
- мест — Первый класс:
- 0
- Высота салона:
- 2. 02 метра — 6,63 фута
- Ширина салона:
- 3,58 метра — 11,75 футов
- Длина салона:
- 27,45 метра — 90,06 футов
- Наружная длина:
- 48 метров — 157,48 футов
- Высота хвоста:
- 11,4 метра — 37,40 футов
- Диаметр фюзеляжа:
- 3.8 метров — 12,47 футов
- Размах крыла / диаметр ротора:
- 37,55 метра — 123,19 футов
- Наконечники крыла:
- Нет крылышек
щелкните / коснитесь, чтобы открыть полноэкранную галерею
Туполев Ту-154-Фелис-Ту154
Версия 2.06 (12.10.2020)
Фиксированная анимация шестеренки при воспроизведении
Радио совместимо с 8. 33 кГц стандарт
Изменена логика управления осью носового тормоза
Носовым колесом можно управлять с помощью носового румпеля. установлен на панели GND
Добавлена улучшенная совместимость с отталкиванием
изменен порог дроссельной заслонки для звукового сигнала «развертывание шасси»
шасси будет выдвинуто после аварии
сигнал DH теперь выключен, когда радиоальтиметр выключен
иглы датчика RMI останутся в последнем положении, если источник ADF или NAV выключен
Курсы на HSI правильно сохраняются между рейсами
Настройка широты системы компаса теперь сохраняется между рейсами
Отказы APU добавлены на вкладку отказов и могут быть там исправлены
Двигатели будут работать выкл, если нет наддува топлива выше 9500м
Версия 2.05 (1 июля 2020 г.)
— кнопка RESET сбрасывает режим TOGA
— исправлена проблема с миганием огней низкого напряжения батареи
— огни кабины имеют теплый цвет
— настроены закрылки для уменьшения влияния земли при посадке
— немного сдвинут CG, чтобы включить лифт позиция более подходящая
— нет известных проблем с X-Plane 1150
Версия 2. 03 (19 июля 2019 г.)
Версия 2.02 (18 июня 2018 г.)
Добавлены пользовательские сбои со специальной панелью обслуживания для их устранения на земле.
Добавлена возможность использовать GNS430 по умолчанию или RealityXP GNS430 вместо KLN90B
Добавлены виртуальные места внутри кабины для совместимости с VR
Изменена логика некоторых режимов автопилота
Добавлены дополнительные параметры для сохранения между рейсами
Фиксированная голосовая логика экипажа
Версия 1.1.8 (21 декабря 2017 г.)
— Сбои
— Добавлена сервисная панель для исправления сбоев
— Текущее состояние самолета сохраняется для следующего полета
— Настроен режим TOGA
— Узлы на основном индикаторе IAS в английской версии
— Autothrottle теперь отключается после перемещения двух или трех дросселей.Вы можете свободно перемещать один.
— исправлена система наддува в XP11
— исправлен запуск двигателей в XP11
Версия 1. 1.7 (4 августа 2017 г.)
Основные изменения:
Добавлены голоса экипажа
Добавлен автоматический контрольный список с голосовым чтением и ответами
Исправлена совместимость с XP11: двигатели, шасси, 3D фары и т. Д.
Настроена динамика полета для имитации сваливания и вращения
Добавлена анимация медленной загрузки
Незначительные изменения:
Исправлен автоматический режим топливной системы
Изменена логика механизма ограничения полета.Теперь вы по-прежнему можете полностью перемещать руль направления и руль высоты на полном диапазоне, но медленно
Переменная состояния фиксированной ручки переключения передач для сторонних плагинов
Исправлена ошибка с исчезновением датчиков APU
Исправлена ошибка TKS при полете над долготой 180 градусов
Tupolev Tu- 154 | Общая информация | Характеристики
Общая информация
Производитель: Туполев
Роль: Узкофюзеляжный реактивный авиалайнер
Первый полет: 4 октября 1968 г.
Основные авиакомпании: Аэрофлот Российские авиалинии, Эйр Корио, Авиакомпания АЛРОСА , «Азербайджанские авиалинии», ВВС России, «Узбекистон хаво йуллари»
Пассажирские кресла: 114-180
Модели: Ту-154, Ту-155, Ту-324, Ту-334
Характеристики
- Кузнестов Н.К. Вентилятор с турбонаддувом 82У и двухвальный турбонагнетатель Д-30КУ-154 с малым байпасом
- Максимальная дальность полета 2500 морских миль
- Возможен запуск с аэродромов до 8 530 футов (2600 м) при максимальной взлетной массе.
Интересные факты
- В 1921 году Туполев стал первым самолетом советской постройки.
- С момента основания авиакомпании в 1923 году Ту-154 перевозил половину всех пассажиров Аэрофлота.
- Ту-144 Charger был первым в мире коммерческим сверхзвуковым транспортным самолетом (ССТ).
- В 1971 году Ту-154 в начальной версии доставлял почту.
- Ту-154 имел один из самых продолжительных серийных серий в истории авиалайнера с 1968 по 2013 год.
- Обладая крейсерской скоростью 530 миль в час (850 км / ч), Ту-154 является одним из самых быстрых гражданских самолетов в использовании и имеет дальность полета. дальность полета 3280 миль (5280 км)
Типовой рейтинг
Пилоты должны получить свой типовой рейтинг на Туполев Ту-154, чтобы иметь право управлять этим самолетом.В большинстве случаев авиакомпания, которой вы летите, выставит вам типовой рейтинг.
Готовы ли вы научиться пилотировать Ту-154?
Вы всегда хотели стать коммерческим пилотом и летать за авиалинии? Мы обучили тысячи пилотов коммерческих авиакомпаний, которые теперь летают на авиалинии по всему миру, и можем обучить вас! Пилотная жизнь полна духа товарищества и приключений, да и за это хорошо платят. Если вы хотите узнать, имеете ли вы право поступать в летную школу, , мы будем рады услышать от вас и помочь вам осуществить вашу мечту стать пилотом!
Болгария В продаже еще собственный президентский самолет Ту-154 — Новините.
com Самолет Ту-154, известный в Болгарии как «Президентский самолет», выставлен на аукционе болгарским кабинетом ГЕРБ. Фото Фотоагентства СофияПравительство Болгарии пытается продать на открытом аукционе собственный самолет страны Ту-154 , аналогичный тому, который разбился в России в субботу с президентом Польши Лехом Качиньским на борту.
В феврале Минтранс начал процедуру продажи Ту-154 , входящего в состав государственного «Авиаотряда 28».«
Самолет, известный как «Президентский самолет», за годы службы был вовлечен в несколько инцидентов; последний — 30 января 2008 года, когда президент Георгий Пырванов вернулся из заграничной поездки, не достигнув пункта назначения после того, как самолет совершил вынужденную посадку на Азорских островах.
Корабль все еще выставлен на аукцион. Он стал устаревшим после того, как президент, премьер-министр и спикер парламента начали использовать самолет Airbus A 319 , арендованный у Balkan Holidays Airlines.
Кабинет министров хотел вернуть второй Airbus обратно лизинговой компании, но результат остается неясным, и в настоящее время Совет министров рассматривает возможность оставить его для служебного пользования.
Два аэробуса обошлись государству в 190 млн. Евро. Часть средств была внесена авансом бывшим кабинетом трехсторонней коалиции во главе с премьер-министром-социалистом Сергеем Станишевым.
Президент Польши Лех Качиньский , который должен был посетить Смоленск , чтобы отметить 70-ю годовщину резни Катынь , в ходе которой советские войска убили тысячи поляков, погиб в субботу, когда разбился правительственный самолет Ту-154 рядом с аэропортом российского города.
По последним данным, все 96 пассажиров и экипаж также погибли. В состав делегации входили высокопоставленные политики, священнослужители и военные, в том числе председатель Центрального банка Польши, начальник штаба армии, бывшие министры, члены парламента, заместители министров, родственники погибших в Катыни 1940 , представители интеллигенции.
Туполев Ту-134/154, литой самолет и коллекционный Туполев Ту-134/154
Самолет Выберите самолет Ту-134 (2) Ту-154 (10)
Авиакомпания Выберите авиакомпаниюАэрофлот (1) Алроса Мирный (1) Белавиа (1) Кубана (1) Люфтваффе (1) Россия (1) Сибирь (1) ЮТэйр (2) Внуково (2)
Производитель Выберите производителя Herpa 200 (5) Herpa 500 (7)
Шкала Выберите масштаб 1: 200 (5) 1: 500 (7)
Продукты 1-12 из 12
Сортировать по…БрендНазвание продуктаНовейшие продуктыПо цене от низкой до высокойЦена от высокой до низкойРейтинг от низкой до высокойОценка от высокой до низкойВсего отзывовЛидеры продаж
Показать 48 на страницу 96 на страницу 144 на страницу 192 на страницу 240 на страницу
Быстрый просмотрЦена со скидкой: Цена со скидкой: $ 37.95
Наличие: В наличии
Вид Добавить в корзинуДоступность: В наличии
Литые авиалайнеры Herpa в масштабе 1: 500 Номер позиции: HE529938 —Аэрофлот Ту-134A Bluebird CCCP-65667 (1: 500) От Herpa литые авиалайнеры масштаба 1: 500 Номер позиции: HE529938 Об Аэрофлоте Ту-134A Bluebird CCCP-65667 (1: 500) Аэрофлот Ту-134A Bluebird CCCP-65667 (1 : 500), литые под давлением авиалайнеры Herpa 1: 500 Номер позиции HE529938 О литых авиалайнерах Herpa 1: 500 Тесно работая с производителями в автомобильной, авиационной и транспортной отраслях, Herpa Miniaturmodelle GmbH производит высокодетализированные, качественные автомобили, грузовики и миниатюрные модели самолетов. ….
Быстрый просмотрПредзаказ
Цена со скидкой: Цена со скидкой: $ 118.95
Доступность: предзаказ, ожидается в июле
Вид Добавить в корзинуДоступность: предзаказ, ожидается в июле
Литые авиалайнеры Herpa в масштабе 1: 200 Номер товара: HE571388 —АЛРОСА Туполев Ту-154М Последний коммерческий полет Ту-154, 28 октября 2020 г. RA-85757 (1: 200) От Herpa Литые авиалайнеры масштаба 1: 200 Номер позиции: HE571388 О АЛРОСА Туполев Ту-154М Последний коммерческий полет Ту-154, 28 октября 2020 года RA-85757 (1: 200) Эпоха в авиации закончилась 28 октября 2020 года: российская авиакомпания Алроса выполнила последний в мире коммерческий рейс Ту-154.После того, как было построено более 1020 единиц, Туполев прекратил производство чрезвычайно надежного трехреактивного двигателя, популярного у …
Быстрый просмотрПредзаказ
Цена со скидкой: Цена со скидкой: $ 44.95
Доступность: предзаказ, ожидается в ноябре
Вид Добавить в корзинуДоступность: предзаказ, ожидается в ноябре
Литые авиалайнеры Herpa в масштабе 1: 500 Номер товара: HE535106 —Балканские Болгарские Авиалинии Туполев Ту-154М LZ-BTX (1: 500) От Herpa Лайнер с литьем под давлением 1: 500 Номер позиции: HE535106 О Балканских Болгарских Авиалиниях Туполев Ту-154М LZ-BTX (1: 500) Когда первый Туполев тройной- Эмитент прибыл в столицу Болгарии Софию в 1972 году, это был первый Ту-154, который был доставлен в страну за пределами Советского Союза.До 21 экземпляра использовались одновременно и обслуживали дальние маршруты в Азию и Северную Америку. О литых авиалайнерах Herpa масштаба 1: 500 от …
Быстрый просмотрЦена со скидкой: Цена со скидкой: $ 42.95
Наличие: В наличии
Вид Добавить в корзинуДоступность: В наличии
Литые авиалайнеры Herpa в масштабе 1: 500 Номер товара: HE530071 —Белавиа Ту-154М EW-85749 (1: 500) От Herpa Литые авиалайнеры масштаба 1: 500 Артикул: HE530071 Информация о Белавиа Ту-154М EW-85749 (1: 500) Белавиа Ту-154М EW-85749 (1: 500) , Herpa литые авиалайнеры масштаба 1: 500 Артикул HE530071 О Herpa литые авиалайнеры масштаба 1: 500 Работая в тесном сотрудничестве с производителями в автомобильной, авиационной и транспортной отраслях, Herpa Miniaturmodelle GmbH производит высокодетализированные, качественные автомобили, грузовики и миниатюрные модели самолетов.Производство как металла под давлением, так и …
Быстрый просмотрЦена со скидкой: Цена со скидкой: $ 36.95
Наличие: В наличии
Вид Добавить в корзинуДоступность: В наличии
Литые авиалайнеры Herpa в масштабе 1: 500 Номер товара: HE532945 —CSA — Чехословацкие авиалинии Туполев TU-134A «1992 Цвета» (1: 500) От Herpa Литые авиалайнеры масштаба 1: 500 Номер позиции: HE532945 О CSA — Чехословацкие авиалинии Туполев TU-134A «1992 Цвета» (1: 500) CSA — Чехословацкие авиалинии Tupolev TU-134A «1992 Colours» (1: 500), литые под давлением авиалайнеры Herpa в масштабе 1: 500, номер позиции HE532945 О литых авиалайнерах Herpa в масштабе 1: 500 Тесно сотрудничая с производителями автомобилей, авиации и транспорта, Herpa Miniaturmodelle GmbH производит…
Быстрый просмотрНаличие: Есть в наличии
Литые авиалайнеры Herpa в масштабе 1: 200 Номер позиции: HE556460 —Люфтваффе TU154M (1: 200) Flubereitsc от Herpa Литые авиалайнеры масштаба 1: 200 Номер позиции: HE556460 Информация о Люфтваффе TU154M (1: 200) Flubereitsc Люфтваффе TU154M 1/200 Flubereitsc (**) от Herpa Model Aircraft Номер позиции: HE556460 О Herpa Литые под давлением авиалайнеры в масштабе 1: 200 Работая в тесном сотрудничестве с производителями автомобильной, авиационной и транспортной отраслей, Herpa Miniaturmodelle GmbH производит высокодетализированные, качественные автомобили, грузовики и миниатюрные модели самолетов.Производство как металла под давлением, так и …
Быстрый просмотрПредзаказ
Цена со скидкой: Цена со скидкой: $ 44.95
Доступность: предзаказ, ожидается в ноябре
Вид Добавить в корзинуДоступность: предзаказ, ожидается в ноябре
Литые авиалайнеры Herpa в масштабе 1: 500 Номер товара: HE535151 —Россия Туполев Ту-154М — RA-85843 Отряд специального полета (1: 500) От Herpa Литые авиалайнеры масштаба 1: 500 Номер позиции: HE535151 О России Туполев Ту-154М — Отряд специального полета RA-85843 (1: 500) О Herpa Литые под давлением авиалайнеры в масштабе 1: 500 Работая в тесном сотрудничестве с производителями автомобильной, авиационной и транспортной отраслей, Herpa Miniaturmodelle GmbH производит высокодетализированные, качественные автомобили, грузовики и миниатюрные модели самолетов.Производя как модели из металла, так и пластмассы, Herpa …
Быстрый просмотрПредзаказ
Цена со скидкой: Цена со скидкой: $ 110.95
Наличие: В наличии
Вид Добавить в корзинуДоступность: В наличии
Литые авиалайнеры Herpa в масштабе 1: 200 Номер позиции: HE571036 —Авиакомпания «Сибирь» Ту-154М RA-85619 «Юлия Фомина» (1: 200) От Herpa Литые авиалайнеры масштаба 1: 200 Номер позиции: HE571036 О авиакомпании «Сибирь» Ту-154М RA-85619 «Юлия Фомина» (1: 200) Настоящий ТУ -154 авиакомпании «Сибирь», сегодня S7 Airlines, предстает в яркой классической ливрее.RA-85619 носит имя бортпроводника Юлии Фомина, которая была убита при угоне этой же машины террористами 15 мая 2001 года. О литых авиалайнерах Herpa масштаба 1: 200 Тесно сотрудничая с …
Быстрый просмотрЦена со скидкой: Продажная цена: $ 100.95
Наличие: В наличии
Вид Добавить в корзинуНаличие: Есть в наличии
Литые авиалайнеры Herpa в масштабе 1: 200 Номер позиции: HE555838 —UT Air Ту-154М (1: 200) от Herpa Литьевые авиалайнеры масштаба 1: 200 Номер позиции: HE555838 О компании UT Air Ту-154М (1: 200) UT Air Ту-154М (1: 200) от Herpa Номер позиции: HE555838 ЮТэйр поддерживает плотную сеть внутри России, а также несколько международных рейсов, включая пункты назначения в Израиле и Германии.К концу этого года последний из отличительных самолетов Ту-154 будет списан. Также доступны: Ми-8, арт. 555227. О литых авиалайнерах Herpa в масштабе 1: 200 В тесном сотрудничестве …
Быстрый просмотрЦена со скидкой: Продажная цена: $ 42.95
Наличие: В наличии
Вид Добавить в корзинуДоступность: В наличии
Литые авиалайнеры Herpa в масштабе 1: 500 Номер товара: HE531146 —ЮТэйр Туполев Ту-154М RA-85018 (1: 500) От Herpa Литые авиалайнеры масштаба 1: 500 Артикул: HE531146 О компании ЮТэйр Туполев Ту-154М RA-85018 (1: 500) ЮТэйр Туполев Ту-154М RA-85018 (1 : 500), литые под давлением авиалайнеры Herpa 1: 500 Номер позиции HE531146 О Herpa литые авиалайнеры масштаба 1: 500 Работая в тесном сотрудничестве с производителями в автомобильной, авиационной и транспортной отраслях, Herpa Miniaturmodelle GmbH производит высокодетализированные, качественные автомобили, грузовики и миниатюрные модели самолетов. .Производство обоих …
Быстрый просмотрПредзаказ
Цена со скидкой: Цена со скидкой: $ 42.95
Доступность: предзаказ, ожидается в ноябре
Вид Добавить в корзинуДоступность: предзаказ, ожидается в ноябре
Литые авиалайнеры Herpa в масштабе 1: 500 Номер товара: HE534918 —Внуковские авиалинии Туполев Ту-154М RA-85673 (1: 500) От Herpa Литые авиалайнеры масштаба 1: 500 Номер позиции: HE534918 О авиакомпании «Внуковские авиалинии» Туполев Ту-154М RA-85673 (1: 500) Расположен в одноименном аэропорту. На юго-западе Москвы с 1994 года авиакомпания «Внуковские авиалинии» обслужила более 100 направлений на самолетах Ил-86 Ил-86 и Туполев Ту-154.В 2001 году он объединился с авиакомпанией «Сибирь», ныне известной как S7 Airlines. Авиакомпания по-прежнему пользуется большой популярностью у любителей авиации, что, безусловно, связано с …
Быстрый просмотрЦена со скидкой: Цена со скидкой: $ 98.95
Наличие: В наличии
Вид Добавить в корзинуДоступность: В наличии
Литые авиалайнеры Herpa в масштабе 1: 200 Номер товара: HE556484 —Внуково Ту-154М (1: 200) от Herpa Литьевые авиалайнеры масштаба 1: 200 Номер позиции: HE556484 О Внуково Ту-154М (1: 200) Внуково Ту-154М 1/200 от Herpa Модель самолета Номер позиции: HE556484 О Herpa 1: 200 Масштабные литые авиалайнеры Тесно сотрудничая с производителями автомобильной, авиационной и транспортной отраслей, Herpa Miniaturmodelle GmbH производит высокодетализированные, качественные автомобили, грузовики и миниатюрные модели самолетов.Производя как модели из металла, так и пластмассы, отлитые под давлением, Herpa выпускает широкий ассортимент …
Ту-154, анонсированный весной 1966 года, предназначался для замены Ту-104, Ил-18 и Ан-10 на средних / длинных самолетах. протяженность сцены до 6000 км. Может работать с аэродромов с классом B. поверхность, в том числе утрамбованная земля и гравий.Нормальный полет может сохраняться после выключения любого из двигателей. Одномоторный полет возможен на меньшей высоте. Первый из шести опытных и опытных образцов совершил первый полет 4 октября 1968 года. седьмой Ту-154 был доставлен Аэрофлоту для первоначального прохождения маршрута и обучения экипажа в начале 1971 года. грузовые рейсы начались в мае. Первые пассажирские перевозки осуществлялись в течение нескольких дней в начале лета 1971 года между Москвой и Тбилиси.Регулярные рейсы начались 9 февраля 1972 года на участке протяженностью 1300 км между Москвой и Минеральными Водами на Северном Кавказе. Международные услуги начались с Испытательный рейс между Москвой и Прагой 1 августа 1972 года.
| КОМПАНИЯ ПРОФИЛЬ |
Чистый водород манит авиационных инженеров
Под руководством Mr.По указанию Хокинса, Lockheed десять лет назад предложила создать экспериментальный парк грузовых самолетов L-1011, работающих на водороде. Проекту потребовалась бы серьезная финансовая поддержка со стороны федерального правительства. Несмотря на интерес Канады, Великобритании, Западной Германии и Саудовской Аравии к участию в предприятии стоимостью 1,2 миллиарда долларов, из этого ничего не вышло.
«Идея заключалась в том, чтобы управлять этими самолетами из аэропортов, где водород можно было бы легко получить в необходимом количестве», — сказал г-н Хокинс.» Мы спроектировали легкие баки с жидким водородом для установки в центроплане и хвосте L-1011, а также разработали необходимую систему распределения топлива. Но когда закончился дефицит нефти и упали цены на нефть, исчез и водородный проект ».
« Демократия — величайшая политическая система в мире, — продолжил он, — но она, безусловно, может затруднить долгосрочное планирование. .
Обычный реактивный двигатель практически не требует модификации для работы на водороде, — сказал г-н Хокинс.
«Реактивные двигатели любят водород, потому что он воспламеняется намного легче, чем реактивное топливо, — сказал он, — и он горит равномерно в камере сгорания, не создавая горячих точек. Более того, в пересчете на фунт за фунт жидкий водород содержит почти в три раза больше энергии, чем керосин. По его словам, водородное топливо было бы идеальным для военных миссий на большие расстояния, в том числе для полетов по сбору разведывательных данных.- сказал Хокинс. Его компания однажды предложила перевести несколько противолодочных самолетов P-3 ВМФ на водородную энергию, но эта идея также не реализовалась.
Водородная энергия для самолетов была впервые применена в США. С 1956 по 1959 год Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства экспериментировало с двухмоторным реактивным бомбардировщиком B-57 с одним двигателем, модифицированным для полета на жидком водороде, подаваемом из бака на законцовке крыла. В ходе серии летных испытаний двигатель Curtiss-Wright J-65 успешно приводил самолет в действие, используя как водород, так и обычное реактивное топливо, плавно переключаясь с одного топлива на другое, без остановок и сбоев.
Основным недостатком жидкого водородного топлива является его стоимость.