+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

1 комета: Крылатая ракета КС-1 «Комета» | Ракетная техника

0

Крылатая ракета КС-1 «Комета» | Ракетная техника

8 сентября 1947 г. вышло Постановление СМ СССР № 3140-1028, согласно которому предполагалось создать противокорабельные самолеты-снаряды «Комета» с дальностью стрельбы 100 км.

Специально для работы над управляемыми ракетами было создано Специальное бюро № 1 (СБ-1), подчиненное Третьему главному управлению  при Совете Министров СССР.  Директором СК-1  был назначен П. Н. Куксеенко, а главным инженером — С.Л. Берия. В августе 1951 года СБ-1 было переименовано в КБ-1 Министерства вооружения. Разработка ракетной части этого комплекса, получившей обозначение   «Комета-3» (K-III) поначалу поручалась ОКБ-155 А.И.Микояна.  В ОКБ-155 параллельно обычному самолетному направлению была открыта тематика «Б» по беспилотной технике под руководством М.И.Гуревича.  Однако, ОКБ-155 было крайне загружено основной «истребительной» тематикой и, с целью налаживания работ по самолетам-снарядам, постройки опытной серии и освоения производства, в соответствии с Постановлением СМ СССР от 1 сентября 1951 года эти задачи передавались на подмосковный завод №1 в г.

Иваньково (ныне Дубна). Приказом МАП там был организован филиал №2 ОКБ-155, руководителем которого стал Я.И.Березняк.  В связи с существенной новизной и важностью задания по системе «Комета» были развернуты беспрецедентные по объему исследования и испытания (решение, в дальнейшем немало значившее для успеха проекта, ставшего одним из наиболее удачных и надежных ракетных комплексов).  Туполевское ОКБ-156 к маю 1951 года представило доработанный под носитель Ту-4КС (самолет №224203), оснащенный РЛС «Комета-2» в опускаемом обтекателе и парой балочных держателей БД-КС под крылом.

Испытаниям самого самолета-снаряда предшествовали полеты его пилотируемого аналога — изделия «К», оборудованного  кабиной летчика-испытателя с минимумом пилотажно-навигационных приборов на месте штатной БЧ и убираемым в фюзеляж велосипедным шасси. Аналог предназначался для оценки летных качеств ракеты и доводки бортовой аппаратуры, в том числе на боевых режимах с наведением на реальную цель. Использование самолета «К» позволило существенно сократить расходы и время на отработку комплекса.

Первый полет аналога выполнил летчик-испытатель Амет-Хан Султан с аэродрома НИИ ВВС в Чкаловской 4 января 1951 года, затем испытания перенесли на крымский полигон ВВС. С мая начались воздушные старты аналога с борта Ту-4. Всего в испытаниях участвовали четыре самолета «К», на которых Амет-Хан, С.Анохин, Ф.Бурцев, В.Павлов и П.Казьмин выполнили 150 полетов. С переходом к отработке пусков по реальной цели доводилась система наведения и управления «Кометой» — аналог после сброса шел на цель, подобно боевой ракете, и лишь на конечном участке летчик отключал самонаведение, брал управление на себя и возвращался на аэродром. Все полеты прошли благополучно, хотя сами летчики считали их крайне непростыми. В одном таком полете аналог Амет-Хана сорвался с подвески с неработающим двигателем, который удалось запустить лишь у самой воды, в другом — у Бурцева не отключался автопилот и он, с трудом пересиливая рулевые машинки, едва смог отвернуть от корабля-цели. В полетах удалось выявить и другую проблему — обледенение двигателя ракеты, особенно в полетах над морем, при котором корка инея в камере сгорания делала невозможным его запуск.

Выходом стало введение электрообогрева двигателя на подвеске.

Первый пуск ракеты, выполненный над Азовским морем у Арабатской стрелки в мае 1952 года экипажем капитана В.А.Никольского, завершился неудачей — из-за ошибки с установкой рулей ракета «провалилась», миновав луч РЛС, и упала в море. В ходе дальнейших испытаний доводилась работа системы и принимались меры по улучшению стабилизации ракеты, страдавшей неустойчивостью по крену. В одном из пусков ракета после схода с подвески попала под винты носителя, повредив ему сразу два мотора и перебив тяги управления еще одним. У пилотируемого аналога такой тенденции не было, но поймать причину не удавалось. Поскольку аэродинамически ракета отличалась от аналога только отсутствием фонаря кабины, его решили восстановить, имитировав дюралевым колпаком. В таком виде «Кометы» даже пошли в серию, и лишь позднее дефект, вызванный спецификой стреловидного крыла, был окончательно устранен настройкой автопилота.

Госиспытания системы прошли с июля 1952 по январь 1953 года с положительными в целом итогами, причем ряд достигнутых результатов превосходил заданные. В их ходе из 12 запущенных ракет 8 поразили цель — бывший гвардейский крейсер «Красный Кавказ», выводившийся в море и курсировавший после снятия экипажа у Феодосии. Избегая чрезмерных повреждений цели, ракеты использовались без БЧ, однако двухтонная «Комета» при скорости, близкой к звуковой, и без заряда пробивала борт корабля, оставляя дыры в 5-10м

2. Обычно после удара в борту оставалась большая круглая пробоина от корпуса ракеты и пара небольших — от крыльевых грузов, сами же крылья срезались, словно ножницами. При одной из атак ракета прямым попаданием сбила башню крейсера, но залатанный в очередной раз корабль продолжал оставаться на плаву.

21   ноября 1952 года экипаж Никольского выполнил пуск «Кометы» со штатной БЧ. Цель, шедшая с 18-ти узловой скоростью, была обнаружена с дальности 120 км, с удаления 80 км при нахождении на траверзе Ялты  экипаж произвел пуск, прямым попаданием отправивший корабль-цель на дно.

В 1953 году  ракетная система «Комета» была принята на вооружение.  Указом от 3 февраля 1953 года ее создателей наградили Сталинской премией.

Со смертью Сталина и арестом Л.П.Берия, его сын и другие руководители КБ-1 были отстранены от дел. Ведущая роль в работе над «Кометой» постепенно перешла к подмосковному филиалу ОКБ-155 во главе с А.Я.Березняком, где развернулось серийное производство ракет. 2 июня 1953 года  завод №1 был переподчинен МАП, получив №256 (впоследствии ПО «Радуга»). К серийному производству подключился также смоленский завод №475 (согласно Приказу МАП от 25 апреля 1955 года). Казанский авиазавод №22 переоборудовал в носители несколько десятков Ту-4.

Для освоения «Кометы» в морской авиации в июне 1953 года в Крыму на аэродроме Гвардейское была сформирована специальная учебно-тренировочная часть №27 под командованием подполковника Леонова. В декабре 1953 года строевым экипажем был выполнен первый пуск ракеты «КС» по цели — транспорту «Курск». В течение двух последующих лет учебно-боевой подготовки летчики части произвели 18 пусков, поразив цели в 14 из них.

Штабом части на основе обобщенного опыта было подготовлено наставление по боевой деятельности самолетов Ту-4КС. 

Ракетное оружие давало морской авиации качественно новые возможности — инструкторы характеризовали «Комету» как «длинную дубину» нашего флота. Директивой ГШ ВМФ от 30 августа 1955 года на базе учебной части в составе авиации ЧФ был сформирован 124-й ТБАСП дальнего действия (с октября 1957 года -МТАП дд). В его составе, помимо 12 Ту-4КС и 8 Ту-4, имелись также специальные самолеты-имитаторы СДК-5 на базе МиГ-17, оснащенные аппаратурой наведения «К-1». Они использовались вместо боевых ракет для тренировок экипажей носителей. Аналогичное ракете оборудование позволяло отрабатывать атаку практически во всех режимах, включая самонаведение, что позволяло сберегать боевые «Кометы» и давало возможность анализа работы комплекса по данным бортовой КЗА самолета-имитатора. Позже появились более совершенные самолеты СДК-7 и СДК-15 того же назначения.

Дальнейшим развитием системы «Комета» стал авиационно-ракетный комплекс Ту-16КС. Для этого на Ту-16 установили аппаратуру наведения ракеты, отработанную на Ту-4КС. Доработали крыло, разместив на нем балочные держатели БД-187 и топливную систему ракеты. Поскольку места в гермокабинах самолета для  оператора наведения ракеты не нашлось, то его кабину с системой жизнеобеспечения расположили в грузовом отсеке, закрепив на бимсах. Дальность Ту-16КС с двумя ракетами при максимальном взлетном весе 72000кг не превышала 3135-3560км. Высота полета носителя и его скорость при пуске КС были первоначально в пределах 4000-4500м ( в дальнейшем до 7000м) и 370-420 км/ч. РЛС носителя обнаруживала цели на удалении 140-180км, а пуск ракеты производился на дальности 90-70км. В конце 1950-х, после доработки системы дальность пуска была доведена до 130км.

Испытания Ту-16КС начались в 1954г. В следующем году новый комплекс был принят на вооружение. Первые ТУ-16КС поступили в авиацию ВМФ в конце 1957 года, в 124-й  минно-торпедный авиаполк (МТАП) Черноморского флота. В боевом составе 124-го МТАП числилось 12 Ту-16КС, шесть заправщиков  Ту-16ЗЩ и  постановщик помех Ту-16ПС. Затем на ракетоносцы Ту-16КС перевооружился 5-й МТАП ЧФ, а в 1958 году комплексы начали поступать на Северный и Тихоокеанский флоты. К концу 1950-х на вооружении пяти МТАП состояло 90 комплексов Ту-16КС.

В 1957-58 г.г. провели ряд доработок ракетной системы. Запас топлива «КС» увеличили, повысив дальность до 130 км, добились надежного запуска до высоты 7000 м за счет поднятия давления топлива перед форсунками, причем удавалось выполнять запуск до высоты 10000 м. Анероидный высотомер дополнил более точный радиовысотомер. Для удобства хранения и транспортировки консоли крыла сделали складными. По результатам эксплуатации внедрили обогрев агрегатов и волноводов системы наведения, устранивший появление конденсата, обмерзание и сбои в работе по этой причине. Оптимизируя траекторию полета ракеты, доработали автопилот, обеспечив возможность пуска с малых высот — до 2000 м.

Была обеспечена возможность залпового пуска двух ракет одним носителем путем их последовательного ввода в луч РЛС и одновременного наведения (первый такой пуск выполнил в начале 1958 года экипаж командира 5-го МТАП В. Дубины). Наращивая число ракет в атаке, отработали наведение сразу трех ракет одним самолетом с пусками из боевого порядка «колонна» отрядом Ту-16КС. Пуски выполнялись с интервалом 15-20 сек., сходившие по команде ведущего ракеты брались его оператором на сопровождение.

Высотные пуски оказались тактически невыгодными — самолет при этом выходил из атаки слишком близко к цели, подвергаясь риску поражения ПВО. По расчету, при пуске с удаления 90 км и высоты 10000 м самолет к моменту попадания ракеты оказывался в 24 км от цели, тогда как при пуске с той же дальности, но с высоты 2000 м Ту-16 выходил из атаки в 43 км от цели. Маловысотный пуск повышал тактическую внезапность, обеспечивая скрытный выход в атаку, а вероятность поражения при пуске с 2000 м давала нормальные результаты — 2/3 ракет попадали в цель (т.е. пуск пары ракет гарантировал решение задачи).

Серьезное противодействие могли оказать средства РЭБ противника, что подтолкнуло к новым доработкам системы. С 1961 года ракеты оборудовались помехоустойчивыми блоками аппаратуры, что не только повысило их защищенность от средств РЭБ, но и снизило чувствительность к взаимным помехам РЛС своих же самолетов, срывавших синхронизацию работы К-1М. Для проверки провели 8 пусков КС-1 с самолетов, станции которых работали на одной частоте, и 6 ракет точно попали в цель. Положительные результаты были получены и при групповой атаке ракетоносцев с шести разных направлений, выпустивших ракеты менее чем за минуту. Все это позволило освоить групповое применение ракет, массируя их число и нанося «звездный удар» с разных ракурсов.

Пять ракет были собраны в комплектации с тепловой ГСН «Спутник-2», но на вооружение приняты не были — корабль, как излучающий тепло объект, был слабозаметной целью, и это направление развития не получило.

В авиации ВМФ удачный и хорошо освоенный ракетный комплекс «Комета» оставался на вооружении почти полтора десятка лет — до конца 60-х годов, когда его сменили более современные системы. Находившиеся в строю Ту-16КС переоборудовались под новые комплексы: так, начиная с 1962 года 65 машин прошли доработку под ракетную систему К-11-16.

 Ту-16КС поставлялась Индонезии, куда летом 1961 года прибыли 25 самолетов, а также Египту, где ими оснастили две эскадрильи. О каких-либо случаях боевого применения там «Комет» достоверные сведения отсутствуют, хотя появление индонезийских ракетоносцев отмечалось вблизи английской военной базы в Сингапуре.

Ту-16КС не довелось участвовать в реальных боевых действиях, но часть из них была поставлена в Индонезию и ОАР.

Состав: 

Самолет-снаряд «КС»  представлял собой цельнометаллический моноплан преимущественно клепаной конструкции ( см. компоновочную схему, проекции 1, проекции 2).  Крыло со стреловидностью 55°, имело двухлонжеронную конструкцию с обычными элеронами управления по крену. Хвостовое оперение несло рули высоты и поворота. Фюзеляж по конструктивно-силовой схеме и компоновке практически повторял МиГ-15, отличаясь наличием объемистого отсека аппаратуры управления и БЧ вместо кабины летчика. Основными материалами были дюраль Д16Т и сталь 30 ХГСД в ответственных стыковых узлах, радиопрозрачные обтекатели формовались из пенопласта.

БЧ 4Г52 фугасного действия массой 1015 кг несла полтонны тротила и оснащалась контактным взрывателем. БЧ устанавливалась на место через большой верхний люк (возможность демонтажа диктовалась предполагавшимся ядерным зарядом, съемным для проведения регламентных работ, но такая комплектация «КС» не была осуществлена).

Отсек за БЧ занимал топливный бак, вмещавший 330 л керосина. Антенные блоки системы «К-1» располагались в хвосте на верху киля (ориентированная назад штыревая антенна наведения по лучу) и в носу над воздухозаборником (параболическая антенна полуактивной ГСН с координатором цели).

Шедшие от лобового воздухозаборника каналы сходились перед двигателем РД-500К, короткоресурсным вариантом ТРД с нерегулируемой тягой. Первое время ракеты комплектовались обычными самолетными двигателями, поступавшими после израсходования ресурса и переборки. По мере наращивания выпуска ракет промышленность освоила специальное исполнение РД-500К, отличавшегося использованием более дешевых узлов и материалов, достаточных для непродолжительной работы двигателя. Упрощенный и облегченный РД-500К был однорежимным. С него сняли часть автоматики системы регулировки, запуск вместо электрического стартера обеспечивался пиротехническим агрегатом. По сравнению с исходным двигателем массу удалось снизить на 100 кг — с 581 до 481 кг. Помимо производивших РД-500 заводов №500 в Москве и №16 в Казани, специально для крылатых ракет развернули с 1958 года выпуск РД-500К на заводе №478 в Запорожье, давшем 595 двигателей.

Методика применения ракетного комплекса выглядела следующим образом (см. схему): с помощью РЛС самолет-носитель обнаруживал цель, после чего станция переводилась в режим автоматического сопровождения. С выходом на рубеж пуска с удаления 70-90 км при скорости не более 360 км/ч и высоте 3000-4000 м (по условиям запуска двигателя ракеты) производился пуск. При отходе от носителя ракета просаживалась, теряя высоту, чтобы не задеть носитель, и с разгоном уходила вперед, попадая в радиолуч, направлявший ее на цель. Высота полета при этом контролировалась барометрическим высотомером, не допуская чрезмерного снижения и задевания за препятствия.

На расстоянии 20-30 км от цели, когда отраженный от нее радиолокационный сигнал становился достаточно сильным для устойчивого захвата ГСН, на нее переключалось наведение. Самолет после пуска шел с уменьшенной до 320 км/ч скоростью, отставая от ракеты и продолжая вести подсветку цели до ее поражения. К моменту встречи ракеты с целью носитель находился на расстоянии 40-50 км и мог выйти из атаки, оставаясь далеко за пределами досягаемости зенитного огня.

Характеристики: 

Дальность стрельбы, км 80-90 (130-150)
Высота полета крейсерская, м 400
Скорость полета, км/ч 1060-1200
Габариты, м
                  длина
                  высота
                  максимальный диаметр корпуса
                  размах крыла
                  угол стреловидности крыла

8,29-8,44
2,457
1,2
4,722 (4,8-4,9)
57,5
Стартовый вес, кг 2,735-2,737 (2,750)
Двигатель ТРД РД-500К
Тяга двигателя, кг 1490-1500
Вес двигателя, кг 481
Вес топлива (керосин Т-1), кг 165
Вес масла, кг 110
Тип держателя балочный БД-КС (Ту-4КС) и БД-187 (Ту-16КС)
БЧ осколочно-фугасная, К-450 (в дальнейшем 4Г52)
Вес БЧ, кг 933-980 (1015)
Вес взрывчатого вещества, кг 500
Система управления радиокомандная с ПАРЛГСН К-IIМ
Дальность действия ГСН, км 10-20
Автопилот АПК-5В (АП-5)
Скорость носителя, км/ч 370-420
Высота пуска, км 3000-5000
Самолет-носитель Ту-4КС, Ту-16КС

история создания первой крылатой ракеты СССР — 30.

05.2022 — Статьи на РЕН ТВ

КС-1 («Комета-снаряд») – первая советская авиационная противокорабельная крылатая ракета. О ее создании заговорили в 1947 году, а уже через несколько лет комплекс поступил на вооружение. Проект КС-1 стал первой отечественной попыткой создать противокорабельную ракету для борьбы с крупными надводными целями. 

Проектирование ракеты  

О создании противокорабельных самолетов – снарядов с дальностью стрельбы 100 километров стало известно из постановления Совета Министров СССР от 8 сентября 1947 года. Предполагалось создать противокорабельные самолеты – снаряды с дальностью стрельбы 100 км, а в качестве носителя этого оружия использовать бомбардировщик Ту-4. Для работы над проектами было создано Специальное бюро № 1. Его директором был назначен Павел Куксенко, а главным инженером – Серго Берия. Проектированием ракеты занимался Михаил Гуревич. 

Фото: © Модель крылатой ракеты разработки МКБ «Радуга» КС-1 (система ракетного вооружения «Комета») на выставке ТАСС/Михаил Джапаридзе

Для отработки систем применялись самолеты-дублеры на базе серийных истребителей МиГ-9, МиГ-15 и МиГ-17. На них устанавливали другую аппаратуру и систему наведения для КС-1. Система управлялась летчиками-испытателями и имитировала полет ракеты после сброса с самолета-носителя. На первом этапе полета бортовая система управления ракеты удерживала ее внутри луча станции наведения. Высота полета составляла 400 м над поверхностью воды, а скорость – до 1200 км/ч. 

Первый полет 

Четвертого января 1951 года был выполнен первый полет пилотируемого прототипа «К», а в мае того же года – первый сброс прототипа из-под носителя Ту-4К. Всего для отработки ракеты было изготовлено четыре экземпляра прототипа – К-1, К-2, К-3 и К-4. 

В мае 1952 года было проведено 150 пилотируемых полетов, после чего были начаты беспилотные пуски. КС-1 запускался с борта бомбардировщика Ту-4К. Последний испытательный пуск был проведен в ноябре 1952 года. В качестве мишени использовался крейсер «Красный Кавказ». После того как ракета попала в него, крейсер переломился пополам и затонул. 

Как проходили испытания ракеты

В 1953 году «Комету» официально приняли на вооружение, а в 1955-м начали использовать в комплексе с Ту-16КС.  Для освоения ракеты была создана специальная учебно-тренировочная часть на аэродроме Гвардейское в Крыму, а также сформирован авиационный полк. В его составе были самолеты Ту-4КС и самолеты-имитаторы СКД-5, созданные на базе МиГ-17.

Фото: © ru.wikipedia.org/Martin Trolle Mikkelsen (CC BY-SA 2.0)

Первоначально два снаряда КС-1 подвешивались на балочные держатели БД-КС под крыльями бомбардировщика Ту-4К, который был оснащен бортовой радиолокационной станцией К-1М «Кобальт-M». Станция обнаруживала цель и переходила в режим автосопровождения. Пуск ракеты производился при подлете к цели на удалении до 90 км и скорости не более 360 км/ч. Ракета просаживалась вниз, одновременно разгоняясь и уходя вперед, а сам самолет-носитель снижал скорость до 320 км/ч и продолжал вести подсветку цели до момента ее поражения. Головка самонаведения захватывала сигнал на удалении 20–30 км от цели, и ракета переводилась на самонаведение.

Недостатки системы

Самым главным недостатком «Кометы» был устаревающий бомбардировщик Ту-4. В 1953 году началась серийная постройка реактивного Ту-16. Было решено создать на его базе ракетоносец Ту-16КС с доработанным комплексом управления и БРЛС «Кобальт-2M». Всего на Казанском заводе № 22 было построено 107 экземпляров Ту-16КС. В июне 1957 года первые ракетоносцы стали поступать в авиацию Черноморского флота. 

Фото: © Ракета КСС из экспозиции музея Черноморского флота в Севастополе. ru.wikipedia.org/Sas1975kr (CC BY-SA 3.0)

В 1958 году системы усовершенствовали. В частности, был увеличен запас топлива, повышена дальность полета, изменена высотность применения ракеты, а плоскости ракеты сделали складными. 

Позднее Ту-16КС начали переоборудовать под более совершенные ракеты. К концу 1960-х годов усовершенствованные образцы противокорабельной ракеты полностью вытеснили «Кометы». 

Характеристики ракеты:

  • длина – 8,29 м;
  • диаметр – 0,92 м;
  • высота ракеты –1,2 м;
  • размах крыла – 4,77 м;
  • стартовая масса – 2760 кг;
  • скорость полета – 0,9 числа Маха;
  • дальность стрельбы – 90 км;
  • система наведения – радиолокационная;
  • масса боевой части – до 600 кг;
  • двигатель – ТРД РД-500К;
  • топливо – керосин ТС, Т-1;
  • самолет-носитель – Ту-4К, Ту-16КС.

Модернизация ракеты 

  • КСС («Комета – самолет-снаряд») – противокорабельный ракетный комплекс с дальностью стрельбы 40 км. Им был оснащен экспериментальный крейсер «Адмирал Нахимов». На вооружение не принимался.
  • «Стрела» – комплекс наземного стационарного базирования с крылатой ракетой (с твердотопливным реактивным ускорителем СПРД-15). Разработка комплекса была начата в 1954 году.
  • С-2 «Сопка» – подвижный береговой противокорабельный ракетный комплекс наземного базирования с крылатой ракетой. Был принят на вооружение в 1958 году, а в 1973-м использовался в четвертой арабо-израильской войне.
  • ФКР-1– крылатая ракета наземного базирования, созданная ОКБ-155 на базе ракеты комплекса С-2 «Сопка». Предназначена для нанесения ударов, в том числе ядерных, по наземным целям в тактической глубине на дистанциях до 125 км. Разработка началась в 1954 году, а в 1957-м принята на вооружение ВВС. В конце 1960-х годов ракета была снята с вооружения.

СЮЖЕТ: Оружие России

Ядерные торпеды «Посейдон»: почему США считают их оружием апокалипсиса 11 апреля, вт, 17:47

«Цирконы» на борту: чем уникально боевое дежурство «Адмирала Горшкова» 24 января, вт, 11:47

Боевые роботы и «летающие танки»: как оружейные новинки помогут в СВО 11 января, ср, 16:40

Tempel 1: Биография кометы

Наука и исследования

06. 03.2005 3956 просмотра 7 лайков

Миссия НАСА Deep Impact исследует внутреннюю часть кометы Tempel 1, создав кратер с помощью «импакторного» зонда. Но природа Темпеля 1 до сих пор практически неизвестна…

Совместно с большим сообществом европейских экспертов по кометам ЕКА будет совместно наблюдать за кометой и ее столкновением с помощью своего космического корабля-охотника за кометами «Розетта», космической обсерватории XMM-Newton, наземной оптической станции на Тенерифе, Испания, и НАСА/ЕКА «Хаббл». Космический телескоп.

Открытие

Цель миссии Deep Impact, полное название Комета 9P/Tempel 1, была обнаружена 3 апреля 1867 года немцем Эрнстом Темпелем во время визуального поиска комет в Марселе, Франция.

Темпель родился 4 декабря 1821 года в Саксонии, один из 12 детей. Он начал работать литографом в Копенгагене, но заинтересовался астрономией, и его первое открытие произошло 2 апреля 1859 года, когда он обнаружил комету 1859 года. конец 1861. Позднее стал помощником итальянского астронома Джованни Скиапарелли в обсерватории Брера в Милане.

Темпель наблюдал и записал ряд туманностей и вместе с американцем Горацием Таттлом открыл родительскую комету метеоров Леонид в 1866 году (комета 55P/Темпеля-Туттля).

Среди других его открытий комет были еще три периодические кометы, 11D/Tempel-Swift в 1869 году и кометы 9P/Tempel 1 и 10P/Tempel 2 в 1873 году. Помимо открытия в общей сложности 13 комет, Темпель также открыл пять малых планет. .

Характеристики

Комета 9P/Tempel 1 глазами телескопа ESO

Tempel 1 — короткопериодическая комета, а это означает, что она движется вокруг Солнца по эллиптической орбите между планетами Марсом и Юпитером за относительно короткое время. Это была девятая периодическая комета, признанная таковой, отсюда и 9P.

Комета совершила много проходов через внутреннюю часть Солнечной системы, что делает ее хорошей целью для изучения эволюционных изменений в «мантии» или верхней коре.

Орбита Tempel 1 находится между орбитами Марса и Юпитера. Орбита кометы менялась в прошлом и изменится в будущем из-за близких сближений с планетой Юпитер. Когда его открыли, период был 5,68 года, сейчас около 5,5 лет

Ядро кометы Галлея глазами Джотто

Хотя мы можем вычислить параметры орбиты, определение размера и формы ядра было затруднено, потому что мы не можем видеть ядро. Однако, основываясь на различных наблюдениях, мы полагаем, что размер ядра составляет примерно 14,4 на 4,4 километра, то есть оно скорее вытянуто, чем шаровидно.

Наблюдения с Земли показывают, что он совершает один полный оборот вокруг своей оси каждые 41 час. Он имеет массу где-то между 10 000 и 250 000 миллионов тонн и плотность, вероятно, между 300 и 900 кг на кубический метр (от 3/10 до 9/10 плотности воды на Земле).

На самом деле, мы видели только ядра трех комет — Галлея, Боррелли и Уайлда 2. В июле 2005 года мы надеемся пополнить эту небольшую коллекцию очень подробным изображением ядра Темпеля 1!

Для получения дополнительной информации:

Герхард Швем, научный сотрудник проекта Rosetta ЕКА
Электронная почта: gerhard. schwehm @ esa.int

Спасибо за лайк

Вам уже понравилась эта страница, вы можете поставить лайк только один раз!

Комета Темпель 1

Комета Темпеля 1

(Информация адаптирована из ресурсов NASA/JPL-Caltech/UMD.)

Comet Tempel 1 Содержимое

Комета Темпеля 1

Глубокое столкновение с кометой Tempel 1

Deep Impact рассказывает историю кометы

Глубоководный космический корабль

Глубоководный ударный снаряд

НАСА публикует изображения рукотворного кратера на комете

Все изображения храма 1

Кометы

Знакомство с кометой

Историческая справка о комете

Комета Боррелли

Комета Галлея

Сапожник-Леви 9

Сапожник-Леви 9Фон

Шумейкер-Леви 9 Столкновение

Хаббл PR — Результаты столкновения

Комета ЛИНЕЙНАЯ

Комета П/Уайлд-2

Информация о комете

Хейл-Бопп не прошел испытания на выбросы, но раскрыл происхождение кометы

Объекты пояса Койпера

Кометы за пределами Нептуна

Комета Учебник

Создать ядро ​​кометы

Хронология космических исследований кометы

Изображение кометы/Галерея анимации

Дискавери
Комета 9P/Tempel 1 была открыта 3 апреля 1867 года Эрнстом Вильгельмом Леберехтом Темпелем. Марсель Франция во время визуального поиска комет. Комета была тогда 9-й величины и описанный Темпелем как имеющий видимый диаметр от 4 до 5 угловых минут в поперечнике. Более поздние расчеты показал, что комета находилась на расстоянии 0,71 а.е. от Земли и 1,64 а.е. от Солнца на то время.

Исторические моменты
Комета была очень удачно расположена для своего открытия в 1867 году благодаря максимальному сближению с Землей. (0,568 а.е.) и его перигелия (1,562 а.е.), которые произошли 15 и 24 мая соответственно. В течение следующих пяти месяцев после его первоначального обнаружения последующие наблюдения часто сделал. В последний раз комета была обнаружена 27 августа 1867 года Юлиусом Шмидтом. комета стала слишком слабой для измерения положения. В то время комета находилась на расстоянии 1,30 а.е. от Земля и 1,81 а.е. от Солнца.

Впервые комета была признана периодической в ​​мае 1867 г., когда К. Брюнс из Лейпцига определил период обращения в 5,74 года. К моменту, когда были сделаны последние наблюдения для явления 1867 года орбитальный период был пересчитан и составил 5,68 года.

Комета была обнаружена 4 апреля 1873 года Э.Дж.М. Стефан Марсельский, Франция. комета находился под наблюдением до 1 июля того же года.

Предсказания были сделаны на 1879 г.возвращение, самым амбициозным из которых является возвращение Рауля Готье. который вычислил окончательные орбиты из двух предыдущих появлений, прежде чем сделать свои прогнозы к предстоящему возвращению. Предсказания Готье позволили Темпелю обнаружить комету 25 апреля. 1879 г. За кометой наблюдали до ее последнего обнаружения 8 июля.

В 1881 году комета Tempel 1 прошла в 0,55 а.е. от Юпитера. Благодаря гравитационному взаимодействию период обращения кометы был увеличен до 6,5 лет, а расстояние перигелия было увеличено с 1,8 а.е. до 2,1 а.е., что делает комету еще более тусклым объектом. Впоследствии комета была потеряна и это не наблюдалось при его следующем ожидаемом возвращении. Фотографические попытки в течение 1898 и 1905 г. не удалось восстановить комету.

В 1963 г. Б.Г. Марсден провел расследование, почему комета Tempel 1 стала потерянный. Он обнаружил, что дальнейшие сближения с Юпитером в 1941 г. (0,41 а.е.) и 1953 г. (0,77 а.е.) уменьшил перигелийное расстояние и орбитальный период до значений, меньших, чем при комета была открыта впервые. Эти подходы перенесли Tempel 1 в его нынешнюю либрацию. вокруг резонанса 1:2 с Юпитером. Впоследствии Марсден опубликовал предсказания для 1967 и 1972 возвращается в его газете Об орбитах некоторых давно потерянных комет. (Предоставлено системой астрофизических данных НАСА)

Несмотря на неблагоприятное возвращение в 1967 году, Элизабет Ремер из обсерватории Каталина взяла несколько фотографий, сделанных в 1967 году. Ее первоначальный осмотр этих фотографий ничего не выявил. Однако в конце 1968 года она повторно исследовала фотопластинки и обнаружила, что однократная экспозиция сделанный 8 июня 1967 г. , содержал изображение диффузного объекта 18-й величины очень близко к тому месту, где Марсден предсказал появление кометы. К сожалению, одно изображение не дало окончательного доказательство восстановления кометы.

В 1972 году предсказания Марсдена позволили Ремеру и Л. М. Вону обнаружить комету на 11 января из обсерватории Стюард. Комета стала широко наблюдаться и достигла максимальная яркость 11 звездной величины в мае того же года. В последний раз комету видели в июле 10. Это видение доказало, что единственное изображение, сделанное Ремером в 1967 году, действительно было кометой. 9P/Tempel 1. С тех пор комету видели при каждом появлении.

Tempel 1 до открытия
Долгосрочные интегрирования орбиты кометы 9P/Tempel 1 позволяют предположить, что перигелийное расстояние было внутри 10 а.е. не менее 3х10 5 лет. Афелийное расстояние гораздо хуже определено далеко в прошлое. Наклонение орбиты Tempel 1 оставалось низким вплоть до прошлого века. интегрирования рассчитаны.

Темпель 1 Сегодня
В настоящее время Tempel 1 имеет период обращения 5,5 лет и перигелийное расстояние примерно 1,5 а.е. С эксцентриситетом орбиты 0,5 орбита Tempel 1 находится между орбитами Марса и Юпитера. Эти значения менялись в прошлом и изменятся в будущем из-за близких сближений с планетой Юпитер. Хотя мы можем рассчитать параметры орбиты, определить размер и форму ядра было сложно. потому что мы не можем видеть ядро. Однако, основываясь на различных наблюдениях, мы считаем, что ядро ​​имеет размер примерно 6 км. в диаметре и что он несколько более вытянут, чем сфера. На самом деле, мы видели ядра только для трех кометы — Галлея, Боррелли и Уайлда 2. В июле 2005 г. мы надеемся пополнить эту небольшую коллекцию очень подробным изображением ядра Темпеля 1!

Виды кометы Темпеля 1

Щелкните здесь, чтобы просмотреть все фотографии храма 1

Анализ кометного чиха
На этом дисплее показаны сильно обработанные изображения вспышки кометы. Tempel 1 между 22 и 23 июня 2005 г. Фотографии сделаны Deep Камера Impact со средним разрешением. Среднее изображение кометы было вычитается из каждого изображения, чтобы обеспечить улучшенное представление о вспышке. Интенсивность также была увеличена, чтобы показать самые тусклые части. Эта обработка позволяет измерять скорость истечения и детали рассеяния взрыв. Левое изображение было получено, когда комета была очень близко к ней. нормальное, не лопнувшее состояние, поэтому почти ничего не видно. (любезно предоставлено NASA/JPL-Caltech/UMD)

Это происходит в мгновение ока
На этом изображении показана вспышка, созданная в лаборатории высокоскоростным шариком. врезаться в пыль. Хотя сама вспышка не может быть разрешена, ее блестящие эффекты можно увидеть в этой трехсекундной выдержке. Ученые говорят, что столкновение между ударником Deep Impact и комета Tempel 1 может производить аналогичную вспышку.

Эта вспышка произошла, когда четвертьдюймовая сфера врезалась в порошкообразную пыль. со скоростью 6,4 километра в секунду (4 мили в секунду). Несмотря на то фактическая вспышка длилась менее 50 миллионных долей секунды, камера зафиксировали горячие обломки в воронке от удара (в центре) и полосы выброс. Этот эксперимент был проведен в Исследовательском центре Эймса НАСА. Моффет Филд, Калифорния. (любезно предоставлено НАСА/Эймс)

Комета «Чихать»
Этот фильм о комете Tempel 1 состоит из необработанных изображений, сделанных медиумом. тепловизор с разрешением на космическом корабле Deep Impact. Изображения были получены между 22 и 24 июня 2005 г. Осветление примерно в 5 раз и быстрый спад яркости до базовой линии наблюдались 22 июня. комета движется в космосе, фоновые звезды входят и выходят из поля зрения. Космические лучи, попадающие на детектор космического корабля, создают видимость мерцания. Это артефакт космических камер, который можно снять. (любезно предоставлено NASA/JPL-Caltech/UMD)

Захват комы
На этом изображении показана комета Tempel 1, видимая космическим аппаратом Deep Impact на 21 июня 2005 г. Снято с использованием прозрачного фильтра камеры космического корабля. фотокамера среднего разрешения. Космический корабль был 11 564 081,7 километров (7 185 920 миль) от кометы. Двенадцать изображений были объединены вместе, и было применено логарифмическое растяжение для увеличения кома кометы. (любезно предоставлено NASA/JPL-Caltech/UMD)

Глубокий вид на Tempel 1
Это изображение представляет собой компиляцию из 4 снимков, сделанных 13 июня. 2005 г., через прозрачный фильтр томографа среднего разрешения (МРТ) камера. Космический корабль находится на расстоянии 18 675 137,9 км (11 604 190 миль). от кометы Tempel 1, а Солнце расположено справа от изображения. (любезно предоставлено NASA/JPL-Caltech/UMD)

Глубокий вид на Tempel 1
Это изображение представляет собой компиляцию из 9 снимков, сделанных 15 июня 2005 года. через прозрачный фильтр камеры среднего разрешения (МРТ). космический корабль находится на расстоянии 16 896 900 км (10 499 250 миль) от кометы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта