+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

1974 катастрофа ил 18 под ленинградом: Катастрофа Ил-18 под Ленинградом 27.04.1974

0

Катастрофа Ил-18 под Ленинградом 27.04.1974

версия
для печати

Главная

Мы помним…

Книга памяти рейса 75559

Катастрофа Ил-18 под Ленинградом — авиационная катастрофа самолёта Ил-18В из Ленинградского авиаотряда (Аэрофлот), произошедшая в субботу 27 апреля 1974 года в районе Ленинграда. Авиалайнер со 109 людьми на борту выполнял пассажирский рейс из Ленинграда в Запорожье, но сразу после вылета из аэропорта Пулково экипаж доложил о пожаре двигателя, в связи с чем они возвращаются в аэропорт. Однако при заходе на посадку пожар усилился, после чего машина потеряла управление и упала на поле, при этом все на борту погибли. Это крупнейшая авиакатастрофа в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на тот период.

Рейс выполнялся самолётом Ил-18В с бортовым номером CCCP-75559 (заводской — 184007703, серийный — 077-03). По некоторым данным он был выпущен заводом «Знамя Труда» (Москва) 15 октября 1964 года, а пассажировместимость его салона составляла 110 мест.

Эксплуатация машины началась 24 октября, причём, по одним данным, сразу в Министерстве гражданской авиации СССР. По другим данным, авиалайнер поначалу относился к Государственному научно-исследовательскому институту гражданской авиации.

К 10 марта 1967 года (встречаются данные, что 20 декабря 1968 года) самолёт передали Министерству гражданской авиации СССР, которое направило его в Ленинградское управление гражданской авиации. Там борт 75559 эксплуатировался в 67-м лётном отряде в составе 1-го Ленинградского объединенного авиаотряда (базировался в аэропорту Шоссейная (Пулково)). Его общая наработка составляла 18 358 часов налёта и 7501 цикл (посадку).

Экипаж был из 67-го лётного отряда (входил в 1-й Ленинградский объединенный авиаотряд) и имел следующий состав:
Командир воздушного судна — Данилов Николай Валерьянович. Родился 13 ноября 1927 года (46 лет).
Второй пилот — Егоров Евгений Степанович. Родился 15 мая 1928 года (45 лет).

Штурман — Локшин Виктор Иосифович. Родился 4 июня 1926 года (47 лет).
Бортмеханик — Макаров Александр Николаевич. Родился 8 ноября 1928 года (45 лет).
Бортрадист — Павлов Юрий Евгеньевич. Родился 9 мая 1925 года (48 лет).
Стюардесса — Мартьянова Галина Николаевна. Родилась 6 октября 1939 года (36 лет)
Стюард — Масловский Евгений Петрович. Родился 24 сентября 1944 года (29 лет).

Самолёт выполнял пассажирский рейс вне расписания (дополнительный) из Ленинграда в Краснодар с промежуточной посадкой в Запорожье. Всего на борт сели 102 пассажира: 98 взрослых и 4 ребёнка. Над Ленинградом в это время стояла хорошая погода: облачность 8 баллов, слабый северо-западный ветер (320° 7 м/с) и видимость 10 километров. По другим данным, небо было ясным, а видимость достигала 20 километров. Взлёт выполнялся с полосы 28 по магнитному курсу 279°. После получения разрешения на взлёт, в 18:00:08 экипаж начал разгон по полосе, а через минуту командир Данилов через бортрадиста доложил о выполнении взлёта. В ответ диспетчер дал условия по выходу из зоны аэропорта, на что с борта подтвердили получение информации.

Через две с половиной минуты Ил-18 выполнял первый разворот, когда Данилов неожиданно доложил на землю: Загорелось табло «пожар четвёртого [крайний правый] двигателя», опасная вибрация, разворачиваемся. Впереди по курсу и юго-западнее аэропорта Пулково находился военный аэродром Горелово. Авиадиспетчеры аэропорта Пулково связались со своими военными коллегами, после чего предложили экипажу борта 75559 выполнить посадку там. Однако на это был дан отрицательный ответ. Тогда диспетчер передал условия захода на посадку по магнитному курсу 279°, поэтому экипаж продолжил выполнять разворот, но теперь уже для полёта по «коробочке». Спустя 2 минуты 53 секунды с момента взлёта авиалайнер находился в середине второго разворота, а экипаж передал:Четвёртый двигатель во флюгере. Спустя 5 минут 12 секунд после взлёта и в начале третьего разворота с самолёта запросили, чтобы в аэропорту их встречала пожарная машина. Ещё через 43 секунды (5 минут 55 секунд после взлёта) командир экипажа передал тревожное сообщение: Двигатель четвёртый горит.

Согласно показаниям очевидцев на земле, пожар двигателя начал наблюдаться ещё между вторым и третьим разворотами при прохождении траверза полосы, при этом шлейф от огня растянулся на две длины фюзеляжа лайнера (около 70 метров).

Экипажу было предложено выполнить посадку на ещё одном военном аэродроме — Пушкине, но командир вновь ответил отказом, заявив, что будет выполнять по схеме заход на посадку в Пулкове, куда к тому моменту прибыли даже пожарные расчёты, вызванные из города. Выполнив четвёртый разворот, самолёт вошёл в глиссаду. Скорость при этом была снижена до установленной, однако это действие оказалось ошибочным, так как снизился и набегающий воздушный поток, тем самым приведя к значительному усилению пожара. Авиалайнер в посадочной конфигурации (шасси выпущены, закрылки установлены на 30°) следовал точно на глиссаде и прошёл ДПРМ на установленных высоте, скорости и курсе, когда усилившийся пожар за 5—7 секунд разрушил механизацию на правой плоскости. До полосы оставалось 2,5 километра, когда с самолёта было передано последнее сообщение: Падаем, конец.

Вращаясь вокруг поперечной оси, Ил-18 начал быстро входить в правый крен, при этом опустив нос, а в 18:07:24 в перевёрнутом положении под углом 60° и практически без крена он врезался в поле у железнодорожного полотна и взорвался. Катастрофа произошла у Лужского направления Октябрьской железной дороги (участок между платформами Аэропорт и Александровская) в 2480 метрах от торца полосы и в 242 метрах правее продолжения её оси (59°47′55″ с. ш. 30°20′29″ в. д. (G) (O)). Обломки разбросало на площади радиусом 30 метров, а все находящиеся на борту 109 человек погибли (в некоторых источниках указывается число в 118 погибших).

Апрельская трагедия. Как летчики пытались спасти ИЛ-18 под Ленинградом | Люди | ОБЩЕСТВО

Иван ЛУГОВОЙ

Примерное время чтения: 6 минут

12932

От взлета до падения Ил-18 прошло всего 7 минут. Commons.wikimedia.org

Авиакатастрофа, произошедшая с самолетом Ил-18 27 апреля 1974 года, навсегда останется одной из самых трагичных страниц в истории отечественной авиации, но далеко не единственной.

Загорелся четвертый двигатель, сразу после возникновения аварийной ситуации экипаж воздушного судна принял решение вернуться в «Пулково». Не долетая нескольких километров до взлетно-посадочной полосы, самолет рухнул на землю. Погибли 102 пассажира и 7 членов экипажа.

SPB.AIF.RU вспоминает хронику трагедии и разбирается, почему отказ одного из четырех двигателей привел к таким страшным последствиям.

Дотянуть до полосы

Это был обычный авиарейс из Ленинграда в Краснодар. По пути самолет должен был приземлиться на дозаправку в Запорожье. На борт поднялись 102 пассажира: 98 взрослых и 4 ребенка и 7 членов экипажа. Самолет не был старым, на тот момент ему было около 10 лет. Погода над Ленинградом в этот злополучный день стояла весенняя: легкая облачность и слабый ветер.

Взлет произошел в штатном режиме ровно в 18 часов, но уже через несколько минут на борту начались проблемы. Командир корабля Николай Данилов вскоре после отрыва от взлетно-посадочной полосы доложил диспетчеру о возгорании четвертого двигателя. «Пожар четвертого двигателя, опасная вибрация, разворачиваемся».

Авиадиспетчеры предложили для посадки находящийся прямо по курсу военный аэродром в Горелово, но экипаж принял решение сажать самолет в «Пулково». Аварийный борт стал заходить на посадку по так называемой «коробочке» — с четырьмя разворотами. Время шло на секунды, после второго поворота дым от горящего двигателя стал виден с земли. Экипаж постоянно передавал по рации информацию о том, что у них на борту тяжелейшие неполадки и попросили, чтобы в «Пулково» их встречали пожарные машины.

Примерно через 5 минут после взлета из диспетчерской последовало еще одно предложение — сажать аварийную машину на близком военном аэродроме города Пушкин. Но командир вновь ответил отказом, мотивируя решение тем, что в «Пулково» уже наготове были пожарные расчеты.

«Падаем, конец»

Экипаж горящего ИЛ-18 сумел провести все четыре маневра для посадки в «Пулково». Однако уже при подлете к взлетно-посадочной полосе им пришлось сбросить скорость. Из-за этого пожар в аварийном двигателе усилился. За несколько секунд механизация правого крыла, такие как закрылки, флапероны, подкрылки, спойлеры, были полностью разрушены. До полосы оставалось всего 2,5 километра, когда с самолета было передано последнее сообщение: «Падаем, конец».

Родственники погибших посадили памятную рощу на месте падения самолета. Фото: Commons.wikimedia.org

Вращаясь вокруг поперечной оси, Ил-18 начал быстро входить в правый крен, при этом опустив нос. Столкновение с землей произошло в 18.07, всего через 7 минут после взлета. Горящая машина упала рядом с железнодорожными путями Лужского направления на участке между станциями «Аэропорт» и «Александровская». Обломки авиалайнера разбросало на 30 метров, все находящиеся на борту 109 человек погибли. Долгие годы эта авиакатастрофа считалась крупнейшей трагедией в небе над Ленинградом.

Расследование авиапроисшествия показало, что экипаж корабля показал высочайший профессионализм. В экстремальных условиях летчики сохраняли спокойствие и мужество, действовали по инструкции. Исследование загоревшегося четвертого двигателя показало, что в нем отсутствует диск третьей ступени турбины. Часть этого диска обнаружили в районе первого разворота самолета. Разрушившись, обломки диска пробили корпус турбины, а также разорвали топливно-масляные трубопроводы, в результате чего начался пожар. В довершение к этим бедам, не сработала вторая очередь системы пожаротушения. Комиссия так и не смогла прийти к однозначному выводу, почему разрушился диск третьей ступени турбины… По одной из версий, деталь была изготовлена из некачественных материалов. По другой, диск работал при более высоких температурных режимах, чем положено.

Позже стало известно, что когда Ил-18 летел из Краснодара в Ленинград, летчики отметили вибрацию четвертого двигателя. Когда машина была признана годной к полету, экипаж отказался выходить на рейс, поэтому был вызван резервный экипаж Николая Данилова.

Замолчать трагедию не удалось

В те годы в Советском Союзе не рассказывали о катастрофах. О падении Ил-18 рядом с «Пулково» старательно замалчивали. Но утаить трагедию, свидетелями которой стали тысячи жителей южных пригородов Ленинграда, не удалось. Самолет с огромным дымным шлейфом пролетел над Пушкиным и Колпино. А взрыв был такой силы, что пришлось на долгое время прервать железнодорожное сообщение на ветке Ленинград-Луга.

Командир корабля Николай Данилов до последнего пытался посадить горящую машину. Фото: Commons.wikimedia.org

Через несколько лет на месте падения родственники погибших посадили памятную рощу, среди деревьев видны монументы и таблички с фотографиями погибших. Она и сегодня там, это место легко найти за промышленной зоной, где располагается завод «Кока-Кола». Под деревьями сложены сохранившиеся обломки фрагментов самолета, установлены таблички с фотографиями, на скамеечках можно посидеть и вспомнить любимых родственников и друзей. Ведь на этом самолете летело много студентов, которые на майские праздники отправились домой в Краснодар.

Члены экипажа были похоронены на кладбище 9 января, где есть целая аллея, на которой покоятся летчики и экипажи погибших самолетов.

Другие ленинградские авиакрушения

— 5 октября 1952 года в небе над Гатчинским районом столкнулись Ил-12 и ТС-62. В результате столкновения погиб 31 человек.

— 31 декабря 1970 года Ил-18 рухнул на землю через несколько секунд после взлета из «Пулково». Погибли 6 человек, 26 получили ранения.

— 7 февраля 1981 года на военном аэродроме Пушкина разбился самолет Ту-104, следующий во Владивосток. Погибли 50 человек. Среди которых было все высшее командование Тихоокеанского флота СССР. После катастрофы из эксплуатации были выведены все самолеты данного типа.

— 23 мая 1991 года при посадке в Пулково потерпел катастрофу Ту-154. Погибли 15 человек, 38 выжили.

— 26 сентября 1991 года в Финском заливе потерпел катастрофу Ан-24. Погибли 10 человек.

Подписывайтесь на наш Телеграмм-канал  – https://t.me/aifspb. Обсудить публикации можно в нашей группе ВКонтакте – https://vk. com/aif_spb.

аэропорт Пулковокрушение самолетаИл-18

Следующий материал

Также вам может быть интересно

  • В Пулково самолет остановил разгон из-за «коровы» на взлетной полосе
  • Пермяк «заминировал» самолет в Пулково
  • Выставка памяти жертв крушения А321 открылась в Петропавловской крепости
  • Спецборт МЧС доставил тяжелобольную жительницу Калининграда в Петербург

Новости smi2. ru

Крушение самолета Ил-18В в Ленинграде: 109 погибших

Дата и время: 27 апреля 1974 г., 18:07 LT

Тип самолета:

Ильюшин II-18

Оператор:

Регистрация:

CCCP-75559

Фаза полета:

Посадка (снижение или заход на посадку)

Тип полета:

Регулярный коммерческий рейс

Выжившие:

Сайт:

Аэропорт (менее 10 км от аэропорта)

Расписание:

Ленинград — Запорожье — Краснодар

МСН:

186 0077 03

Год:

1966

Расположение:

Ленинград-Пулково

Ленинградская область

Страна:

Россия

Регион:

Азия

Экипаж на борту:

7

Потери экипажа:

7

Пассажир на борту:

102

Погибшие:

102

Другие погибшие:

Всего погибших:

109

Налет самолета:

18358

Летные циклы самолетов:

7501

Обстоятельства:

Менее чем через три минуты после взлета из аэропорта Ленинград-Пулково, на начальном наборе высоты, экипаж сообщил диспетчеру об отказе двигателя №4, объявил аварийную ситуацию и получил разрешение на возвращение. Примерно через три минуты двигатель № 4 загорелся и взорвался. В финале самолет вышел из-под контроля, накренился на угол 60° и разбился в результате мощного взрыва в открытом поле, расположенном в 2480 метрах от взлетно-посадочной полосы. Самолет разрушился при ударе, и большая часть обломков была обнаружена в 242 метрах справа от удлиненной центральной линии. Ни один из 109пассажиры пережили аварию.

Возможная причина:

Было установлено, что третья ступень турбины высокого давления разрушилась через две минуты и 53 секунды после взлета. Затем через три минуты двигатель взорвался, и некоторые обломки попали в правый элерон, который заклинило в нижнем положении, а левый элерон был в верхнем положении. Эта асимметричная ситуация способствовала потере контроля в коротком финале.

Авиационных происшествий и происшествий с участием самолетов Ил-18

В перечень Авиапроисшествий и происшествий с участием Ил-18 входят Катастрофа Ил-18 Ленинградского Аэрофлота в 1974 году, рейса 5003 Аэрофлота (1977), рейса 909 Аэрофлота, рейса 2230 Аэрофлота и рейса 721 Аэрофлота. Список состоит из 22 человек.

  • 1.

    1974 Ленинград Аэрофлот Катастрофа Ил-18

    Обзор: 27 апреля 1974 года авиалайнер Аэрофлота Ил-18 потерпел крушение во время выполнения чартерного рейса из Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) в Запорожье, а затем в Краснодар, Россия. Вскоре самолет разбился…

     0 0

  • 2.

    Рейс 5003 Аэрофлота (1977)

    Обзор: Рейс 5003 Аэрофлота ( русский : Рейс 5003 Аэрофлот Рейс 5003 Аэрофлот ) был регулярным пассажирским рейсом из Ташкента в Минеральные Воды с посадкой в ​​Нукусе; Ильюшин 18В курсирует по маршруту…

     0 0

  • 3.

    Рейс 909 Аэрофлота

    Обзор: Рейс 909 Аэрофлота выполнялся регулярным внутренним рейсом в ночь с 5 на 6 марта 1976 года на самолете Ил-18Е с регистрационным номером CCCP-74508. Самолет потерял управление из-за отказа электрооборудования и разбился около …

     0 0

  • 4.

    Аэрофлот Рейс 2230

    Авиакатастрофа 1967 года

    Обзор: Рейс 2230 Аэрофлота был советским внутренним пассажирским рейсом из Екатеринбурга (тогда Свердловска) в Ташкент. 16 ноября 1967, обслуживающий рейс самолет Ильюшин Ил-18 разбился после взлета…

     0 0

  • 5.

    Аэрофлот Рейс 721

    Авиакатастрофа 1964 года

    Обзор: Рейс 721 Аэрофлота — регулярный внутренний пассажирский рейс между Москвой и Южно-Сахалинском в РСФСР. В среду, 2 сентября 1964, самолет, летевший по этому маршруту, Ил-18В…

     0 0

  • 6.

    Рейс 15 Аэрофлота

    Обзор: Рейс 15 Аэрофлота ( русский : Рейс 15 Аэрофлот Рейс 15 Аэрофлот ) был пассажирским рейсом из аэропорта Москва-Домодедово в аэропорт Петропавловск-Камчатский с посадкой в ​​аэропорту Емельяново, который . ..

     0 0

  • 7.

    Балкан Болгарские авиалинии Рейс 307

    Авиакатастрофа 1973 года в Советском Союзе

    Обзор: Рейс 307 Balkan Bulgarian Airlines был регулярным международным пассажирским рейсом из Софии, Болгария, в Москву в Советском Союзе, который потерпел крушение на последнем заходе на посадку в московском аэропорту Шереметьево…

     0 0

  • 8.

    Аэрофлот Рейс 20

    Авиакатастрофа 1965 года

    Обзор: Рейс 20 Аэрофлота ( русский : Рейс 20 Аэрофлота Рейс 20 Аэрофлот ) был регулярным внутренним пассажирским рейсом из Москвы в Алма-Ату с посадкой в ​​​​Омске, который потерпел крушение в условиях плохой видимости на …

     0 0

  • 9.

    Рейс 630 Аэрофлота

    Авиакатастрофа 1973 года в Советском Союзе

    Обзор: Рейс 630 Аэрофлота был советским внутренним пассажирским рейсом из Душанбе в Москву через Ленинабад (ныне Худжанд в Таджикистане), который потерпел крушение 24 февраля. 73, в результате чего погибли все находившиеся на борту 79 человек, включая пятерых…

     0 0

  • 10.

    Рейс 558 Аэрофлота

    Обзор: Рейс 558 Аэрофлота ( русский : Рейс 558 Аэрофлота Рейс 558 Аэрофлот ) был регулярным внутренним пассажирским рейсом из Караганды в Москву, который потерпел крушение 31 августа 19.72, прежде чем смог сделать аварийную…

     0 0

  • 11.

    ČSA Flight 523

    Авиационная катастрофа 1967 года в Ньюфаундленде и Лабрадоре, Канада

    Обзор: Рейс 523 ČSA, выполнявшийся на самолете Ильюшин Ил-18D, выполнял регулярный рейс из международного аэропорта Праги Рузине (PRG/LKPR), Чехословакия, в Гавану через аэропорт Шеннон и международный аэропорт Гандер …

     0 0

  • 12.

    CAAC Flight 2311

    Авиационная катастрофа 1982 г.

    Обзор: Рейс 2311 CAAC был регулярным пассажирским рейсом из аэропорта Чанша Датуопу в бывший международный аэропорт Гуанчжоу Байюнь. 24 декабря 1982 летал на Ил-18Б (зарегистрирован…

     0 0

  • 13.

    Рейс 1036 Аэрофлота

    Обзор: Рейс 1036 Аэрофлота ( русский : Рейс 1036 Аэрофлота Рейс 1036 Аэрофлот ) был внутренним регулярным пассажирским рейсом , выполняемым Аэрофлотом , который потерпел крушение при взлете из международного аэропорта Сочи 1 …

     0 0

  • 14.

    Рейс 25 Аэрофлота

    Обзор: Рейс 25 Аэрофлота ( русский : Рейс 25 Аэрофлот Рейс 25 Аэрофлот ) был регулярным внутренним пассажирским рейсом , который потерпел крушение 4 апреля 1963 года в районе Рыбная Слобода, Татарская АССР, РСФСР в то время . ..

     0 0

  • 15.

    Рейс Аэрофлота 6551

    Катастрофа Ил-18 Аэрофлота 1973 г.

    Обзор: Рейс 6551 Аэрофлота ( русский : Рейс 6551 Аэрофлота Рейс 6551 Аэрофлот ) был регулярным внутренним пассажирским рейсом на самолете Ильюшин Ил-18Б из Баку в Новосибирск с промежуточной посадкой в ​​Ташкенте, который потерпел крушение …

     0 0

  • 16.

    Рейс 4146 China Southwest Airlines

    Обзор: Рейс 4146 авиакомпании China Southwest Airlines представлял собой самолет Ильюшин Ил-18, который разбился недалеко от Чунцина, Китай, 18 января 1988 года, в результате чего погибли все 108 пассажиров и членов экипажа.

     0 0

  • 17.

    ČSA Flight 511 (март 1961 г.)

    Авиационная катастрофа 1961 г.

    Обзор: Рейс 511 ČSA — рейс, выполнявшийся на самолете Ильюшин Ил-18, который разбился в Грефенберге недалеко от Нюрнберга 28 марта 19 года.61 во время перелета через Западную Германию.

     0 0

  • 18.

    1969 Асуан Катастрофа Ильюшина Ил-18

    Обзор: 20 марта 1969 года самолет Ил-18 United Arab Airlines потерпел крушение при попытке приземлиться в аэропорту Асуана. 100 из 105 пассажиров и членов экипажа на борту погибли в результате крушения.

     0 0

  • 19.

    Рейс 741 EgyptAir

    Авиакатастрофа 1973 года на Кипре

    Обзор: Рейс 741 EgyptAir был рейсом между международным аэропортом Каира и ныне несуществующим международным аэропортом Никосии, который потерпел крушение 29 сентября.Январь 1973 года. Все 37 человек на борту погибли.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    2019 © Все права защищены. Карта сайта