Договор перевозки пассажиров | Аэрофлот
билет – настоящий пассажирский билет и багажная квитанция, или настоящая маршрут/квитанция, если применимо, в случае электронного билета, частью которых являются настоящие условия и уведомления;
перевозка – равнозначна термину «транспортировка»;
перевозчик – все авиаперевозчики, которые перевозят или обязуются перевезти пассажира или его багаж по настоящему договору или осуществляют любое другое обслуживание, связанное с данной авиаперевозкой;
электронный билет – маршрут/квитанция, выпущенная перевозчиком или от имени перевозчика, электронные купоны и, если применимо, посадочный документ;
Конвенция – один или несколько документов, в зависимости от того, под действие какого из документов подпадает воздушная перевозка, а именно:
Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (подписана в Монреале 28 мая 1999 г.


Срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках. Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев. Основание: ст. 126, 127 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Порядок выдачи, хранения и розыска зарегистрированного багажа установлен главами 12, 13 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», установленных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82.
Авиабилет, в т.ч. электронный, является свидетельством заключения договора между пассажиром и перевозчиком. Приобретая билет, пассажир подтверждает свое согласие с условиями этого договора. Если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки, то он должен сообщить перевозчику об изменении условий договора и своих намерениях продолжить перевозку на последующих участках маршрута не позднее 30 минут после времени отправления рейса, указанного в авиабилете.

Расписание движения воздушных судов может быть изменено, при этом перевозчик обязуется принять все зависящие от него меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки, любым доступным способом.
Перевозчик не несет ответственности за неуведомление пассажира об изменении в расписании рейсов, изменении аэропорта вылета/прилета, отмене рейса или изменениях любых иных параметров рейса в случае, если при бронировании воздушной перевозки пассажир не предоставил свои контактные данные (номер телефона, адрес электронной почты и т.п.) либо перевозчик не смог связаться с пассажиром по указанным контактным данным, обратившись хотя бы один раз по каждому из указанных телефонных номеров (адресов и пр.), в том числе в результате предоставления пассажиром некорректных контактных данных. В указанных случаях перевозчик не возмещает пассажиру убытки, причиненные таким неуведомлением.
Перевозчик не несет ответственности за обеспечение стыковок рейсов, если перевозка была оформлена отдельными билетами.
Стороны соглашаются, что состоянием здоровья пассажира, угрожающим безопасности самого пассажира или других лиц, создающим беспорядок или неустранимые неудобства для других пассажиров, считается нахождение пассажира в состоянии среднего или сильного опьянения, крайне пониженного или повышенного давления.
В случае если у представителя авиакомпании имеются основания считать, что пассажир находится в одном из указанных выше состояний, перевозчик вправе потребовать от пассажира пройти освидетельствование.
При превышении нормы бесплатного провоза багажа пассажир обязан оплатить сверхнормативный багаж. При превышении бесплатной нормы провоза ручной клади (её несоответствия по каким-либо установленным ПАО «Аэрофлот» параметрам) пассажир обязан сдать ее в качестве зарегистрированного багажа в порядке и на условиях, предусмотренных правилами применения тарифа, Правилами воздушных перевозок пассажиров и багажа ПАО «Аэрофлот». Если в результате регистрации ручной клади в качестве отдельного места багажа будет превышена бесплатная норма багажа, предусмотренная правилами применения тарифа, по которому оформлен авиабилет пассажира, он обязан оплатить такой сверхнормативный багаж.
Перевозчик имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира в случае отказа пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа (в том числе ручной клади, подлежащей сдаче в багаж) в размере и на условиях, которые предусмотрены договором воздушной перевозки пассажира, а также в случае отказа пассажира выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами.
Пассажир несет ответственность перед другими пассажирами, третьими лицами в случае причинения вреда их имуществу, жизни и здоровью по причине действий пассажира, связанных с ненадлежащей перевозкой ручной клади, дополнительно перевозимых в салоне воздушного судна вещей.
Пассажир несет гражданско-правовую ответственность перед ПАО «Аэрофлот» в случае причинения вреда имуществу перевозчика по причине действий пассажира, связанных с ненадлежащей перевозкой ручной клади, дополнительно перевозимых в салоне воздушного судна вещей.

1) для перевозок, оформленных в офисах собственных продаж, филиалах, представительствах ПАО «Аэрофлот» на территории России и за рубежом: личное обращение пассажира или его уполномоченного лица по месту приобретения перевозки, при предъявлении оригиналов документов, удостоверяющих личность и полномочия представителя на осуществление действия от имени пассажира с одновременным осуществлением процедуры возврата денежных средств. В случае, если возврат денежных средств не производится, заполняется заявление установленного образца для последующего обращения в течение срока действия авиабилета и осуществления процедуры возврата; личное обращение пассажира или его уполномоченного лица в офис собственных продаж, филиал или представительство ПАО «Аэрофлот» при предъявлении оригиналов документов, удостоверяющих личность и полномочия представителя на осуществление действий от имени пассажира, с оформлением заявления установленного образца, для последующего обращения в течение срока действия авиабилета и осуществления процедуры возврата денежных средств по месту оформления перевозки; обращение пассажира в контакт-центр ПАО «Аэрофлот» для аннуляции бронирования с последующим обращением в течение срока действия авиабилета по месту оплаты перевозки и осуществлением процедуры возврата денежных средств;
2) для перевозок, оформленных на интернет-сайте ПАО «Аэрофлот» или через контакт-центр ПАО «Аэрофлот»: самостоятельное проведение пассажиром процедуры возврата авиабилета на интернет-сайте ПАО «Аэрофлот»; обращение пассажира в контакт-центр ПАО «Аэрофлот» для аннуляции бронирования и последующего осуществления процедуры возврата денежных средств; личное обращение пассажира или его уполномоченного лица в офис собственных продаж, филиал, представительство ПАО «Аэрофлот» при предъявлении документов, удостоверяющих личность и полномочия представителя на осуществление действия от имени пассажира с одновременным осуществлением процедуры возврата денежных средств;
3) для перевозок, оформленных через агентскую сеть: обращение пассажира или его уполномоченного лица по месту оплаты перевозки для аннуляции бронирования и последующего осуществления процедуры возврата в течение срока действия авиабилета; личное обращение пассажира или его уполномоченного лица в офис собственных продаж, филиал, представительство ПАО «Аэрофлот» при предъявлении оригиналов документов, удостоверяющих личность и полномочия представителя на осуществление действий от имени пассажира, с оформлением заявления установленного образца, для последующего обращения в течение срока действия авиабилета и осуществления процедуры возврата по месту оплаты перевозки; в случае, если до отправления рейса остаётся менее 24 часов, обращение пассажира в контакт-центр ПАО «Аэрофлот» для аннуляции бронирования с последующим обращением в течение срока действия авиабилета и осуществления процедуры возврата по месту оплаты перевозки;
4) письменное уведомление от пассажира или его доверенного лица по почте, направленное в адрес ПАО «Аэрофлот» заказным письмом, с приложением заполненного заявления установленного образца с нотариальным удостоверением подлинности подписи пассажира (доверенного лица), а также приложением копий документов, удостоверяющих личность, при этом временем заявления отказа от перевозки является дата и время получения полного комплекта документов ПАО «Аэрофлот». Полученный комплект документов передается в соответствующее подразделение департамента продаж для последующей аннуляции бронирования, подготовки и отправки указания в агентство, офис собственных продаж, филиал или представительство о возврате положенной денежной суммы за неиспользованную перевозку пассажиру или его уполномоченному лицу по месту оплаты перевозки.
Для авиаперевозок, оплата за которые произведена юридическим лицом независимо от канала продажи, помимо отказа пассажира от перевозки необходимо также представить оригинал доверенности на получение денежных средств, заверенной подписью руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами, печатью юридического лица (при наличии). Возврат денежных средств производится лицу, оплатившему перевозку.
В случае невозможности обращения пассажира (уполномоченного лица) для получения возврата сумм за неиспользованную перевозку по месту ее оплаты вопрос о возврате сумм рассматривается ПАО «Аэрофлот» в претензионном порядке.
Aeroflot
Владимир Путин
Президент Российской Федерации
Михаил Мишустин
Председатель Правительства Российской Федерации
Уважаемый Сергей Владимирович! Уважаемые друзья! Искренне поздравляю вас со знаменательным юбилеем.
100 лет назад для организации почтово-пассажирских и грузовых линий, решения экономических задач в нашей стране было основано Российское акционерное общество Добровольного воздушного флота. Это событие вошло в историю гражданской авиации, положило начало вашего большого профессионального пути — от «Добролета» до легендарной авиакомпании.
Все эти годы «Аэрофлот» развивается вместе со страной, приумножает свои традиции, которые создавались многими поколениями авиаторов. Благодаря их самоотверженному труду прокладывались новые маршруты, открывались пассажирские авиалинии, осваивались современные технологии, новые самолеты. В Великую Отечественную летчики героически сражались на фронтах, осуществляли перевозку солдат и офицеров, эвакуацию раненых, доставляли продовольствие и вооружение. После окончания войны принимали активное участие в восстановлении отечественного народного хозяйства.
Меняются времена, но неизменным остается популярность знаменитой авиакомпании у пассажиров. Сегодня «Аэрофлот» — крупнейший холдинг, главный национальный перевозчик, лидер отечественного и глобального рынка. Как прежде его отличает надежность, безопасность, пунктуальность, качественный сервис и услуги. И потому он является первым в стране по объемам пассажирских и грузовых перевозок.
Дорогие друзья! Достижения «Аэрофлота» — это огромный труд большого коллектива, который выполняет свою работу, без преувеличения, на высоте, профессионально, четко и слаженно.
В этот праздничный день хочу поблагодарить вас за преданность делу и интересам страны. Выразить особые слова признательности ветеранам, стоявшим у истоков создания Компании. Желаю всем вам удачи, крепкого здоровья, благополучия. И, конечно, чистого неба над головой.
Вячеслав Володин
Председатель Государственной Думы
Андрей Белоусов
Первый заместитель Председателя Правительства РФ
Денис Мантуров
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр промышленности и торговли Российской Федерации
Виталий Савельев
Министр Транспорта Российской Федерации
Уважаемые коллеги!
В 2023 году мы празднуем вековой юбилей гражданской авиации России. 17 марта 1923 года появился «Добролет» — первое добровольное воздушное общество, развивавшееся за счет взносов граждан. Таким образом, российская авиация родилась благодаря поддержке народа, который, несмотря на трудности того времени, объединился ради общей цели — создания столь необходимой стране отрасли.
Одновременно с этим мы празднуем столетие преемника «Добролета» — «Аэрофлота», чье имя в дальнейшем объединило всю зарождающуюся авиаотрасль и определило значение «Аэрофлота» для страны. Имя «Аэрофлот» стало синонимом всей гражданской авиации России.
«Аэрофлот» работал на благо страны как в самые сложные периоды истории, так и в период экономического подъема и индустриализации. Работники гражданского воздушного флота внесли неоценимый вклад в Великую Победу. Отдельно хочу отметить, что в годы Великой Отечественной войны 15-ти летчикам «Аэрофлота» присвоены звания Героя Советского Союза. После войны «Аэрофлот» помогал восстановлению страны, способствовал ее экономическому процветанию, ставил на крыло лучшие образцы отечественной авиатехники, служил символом прогресса и передовых позиций советского государства.
На протяжении столетия компании неоднократно удавалось побить мировые отраслевые рекорды. В 1976 году «Аэрофлот» впервые перевез более 100 млн пассажиров, а в 1990-м году, с результатом 139 млн перевезенных пассажиров, попал в Книгу рекордов Гиннеса как крупнейшая в мире авиакомпания.
«Аэрофлот» достойно перенес все исторические вызовы и сохранил ключевые ценности: надежность и безопасность, верность интересам государства и общества. За вековой период работы авиакомпания достигла очень многого. В наши дни «Аэрофлот» — сильнейший авиационный бренд в мире. Компания вошла в первую тройку самых пунктуальных перевозчиков мира и стала самой пунктуальной полносервисной авиакомпанией Европы, а также была признана самым привлекательным российским работодателем в категории «Транспорт». И это далеко не полный список достижений «Аэрофлота».
Сегодня невозможно представить себе нашу жизнь без авиации, а авиацию — без «Аэрофлота». Компания была и остается не только локомотивом отрасли, но и главным авиаперевозчиком страны. Я имел честь более 11 лет руководить «Аэрофлотом», где получил бесценный опыт и познакомился с преданными делу профессионалами. Благодарю моих коллег за добросовестный труд и достижения!
Ольга Любимова
Министр культуры Российской Федерации
Максут Шадаев
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации»
Андрей Воробьев
Губернатор Московской области
Александр Усс
Губернатор Красноярского края
Сергей Аксенов
Глава Республики Крым
Михаил Дегтярёв
Губернатор Хабаровского края
Олег Кожемяко
Губернатор Приморского края
Валерий Лимаренко
Губернатор Сахалинской области
Сергей Носов
Губернатор Магаданской области
Александр Рольбинов
Заместитель Председателя Правительства Калининградской области
Антон Кобяков
Советник Президента Российской Федерации
Андрей Кутепов
Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике
Сергей Чемезов
Генеральный директор, Государственная корпораация «Ростех»
Олег Белозёров
Генеральный директор РЖД
Герман Греф
Президент, председатель правления ПАО «Сбербанк»
Андрей Костин
Президент — Председатель Правления ПАО «Банк-ВТБ»
Уважаемый Сергей Владимирович!
От имени Правления, коллектива Банка ВТБ и меня лично примите теплые поздравления по случаю 100-летия ПАО «Аэрофлот».
История главной и старейшей авиакомпании России неразрывно связана со становлением и развитием отечественного авиастроения, легендарных конструкторских и инженерных школ, тесно переплетена со всей нашей историей, ее знаковыми событиями и победами.
Флагман советского и российского гражданского воздушного флота, компания всегда имела особое значение. На протяжении десятилетий «Аэрофлот» с честью представляет Россию на глобальном рынке, эффективно упрочивает ее статус ведущей мировой авиационной державы и остается наиболее узнаваемым национальным брендом. Участие компании сделало возможным успешное решение важнейших государственных задач, включая индустриализацию, укрепление территориальной связанности, надежное обеспечение фронта.
Все эти годы «Аэрофлот» совершенствовал технологии, оттачивал мастерство специалистов, осваивал новые маршруты и устанавливал рекорды по объемам пассажирских перевозок. Сегодня это — динамичная компания, которая по праву гордится своими достижениями и качеством обслуживания.
В современных геополитических реалиях, когда перед Россией стоят масштабные задачи по выстраиванию сильной, самодостаточной экономики, значимость и роль «Аэрофлота» в содействии продвижению национальных целей развития, хозяйственных связей и долгосрочной конкурентоспособности высокотехнологичных секторов промышленности еще более возросла. Уверен, что на пороге следующего века своей истории национальный перевозчик откроет для себя новые перспективные горизонты.
ВТБ как крупный инвестор в стратегическую транспортную инфраструктуру дорожит продуктивными партнерскими отношениями с ПАО «Аэрофлот». Нацелены на дальнейшее расширение взаимовыгодного сотрудничества, в том числе в сфере повышения стандартов и качества финансовых сервисов для предприятия и его сотрудников.
Игорь Шувалов
Председатель ВЭБ.РФ
Владимир Верхошинский
Главный управляющий директор Альфа-Банка
Максим Шепелев
Генеральный директор ПАО СК «РОСГОССТРАХ»
Юрий Слюсарь
Генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации
Олег Сторчевой
Председатель Межгосударственного авиационного комитета
Артем Манукян
Вице-президент Русского географического общества, исполнительный директор
Михаил Василенко
Генеральный директор АО «Международный аэропорт Шереметьево»
Леонид Сергеев
Генеральный директор компании «Воздушные Ворота Северной Столицы», управляющей аэропортом Пулково
Алексей Старостин
Генеральный директор ООО «Аэродинамика»
ООО «Аэродинамика», управляющая аэропортами Сочи, Краснодара, Анапа, поздравляет коллектив авиакомпании ПАО «Аэрофлот» с юбилеем!
Название авиакомпании ассоциируется со стабильностью и надёжностью. Динамичные темпы развития, амбициозные планы, самые современные воздушные суда и профессиональная команда — залог лидерских позиций авиакомпании на рынке воздушных перевозок. Даже сейчас, вопреки всем трудностям и кризисам, «Аэрофлот» по-прежнему остаётся одним из мощнейших и самых узнаваемых авиационных брендов в мире. Надёжность, высочайшее качество обслуживания и широкая маршрутная сеть делают его безоговорочным лидером в стране.
Авиакомпанию всегда отличала высокая пунктуальность, непревзойдённое качество работы и передовые идеи. Совместными усилиями «Аэрофлота» и «Аэродинамики» на базе аэропорта Сочи было реализовано сразу несколько уникальных проектов, значительно повысивших не только комфорт пассажиров, но и доступность путешествий на юг России и по международным направлениям.
Инфраструктура аэропорта Сочи позволила ГК Аэрофлот в 2022 году сформировать модель регионального международного хаба, открыв полёты в 7 иностранных государств, и обеспечив удобные стыковки и трансфер для пассажиров. Это решение стало импульсом к развитию международных перевозок из Сочи. Благодаря эффективной стратегии авиакомпании по формированию региональных хабов и развитию маршрутной сети, удалось на год раньше выполнить поручение Президента по повышению доли региональных рейсов в обход Москвы выше 50%.
В августе 2022 при участии ФПК был запущена программа мультимодальных перевозок. Благодаря продажам единого билета с пересадкой на ж/д транспорт, а также инфраструктуре сочинского аэропорта, пассажиры получили возможность удобно добираться до тех пунктов, до которых на сегодняшний день нельзя напрямую долететь воздушным транспортом.
Для всего коллектива группы компаний «Аэродинамика» огромная честь и удовольствие работать с профессиональной командой авиакомпании, воплощать в жизнь масштабные проекты и строить новую историю авиации. С надежным партнёром под силу решить любую задачу.
Евгений Чудновский
Генеральный директор УК «Аэропорты регионов»
Юрий Скрипин
Генеральный директор АО «Комиавиатранс»
Авиакомпания «Россия»
Авиакомпания «Победа»
Белавиа
Аэропорт Архангельск
Международный аэропорт Астрахань
Международный аэропорт Бегишево
Международный аэропорт Владивосток
Международный аэропорт Владикавказ
Аэропорт Горно-Алтайск
Международный аэропорт Казань
Международный аэропорт Красноярск
Международный аэропорт Красноярск
Международный аэропорт Курчатов
Аэропорт Магас
Международный аэропорт Магнитогорск
Международный аэропорт Новокузнецк
Международный аэропорт Орск
Аэропорт города Пензы
Уважаемые коллеги!
Дорогие ветераны Аэрофлота! От имени коллектива аэропорта Пенза и от себя лично примите самые искренние и сердечные поздравления
Пензенские авиаторы имеют свою славную историю рождения и развития. В 1928 г., в Пензе открылась первая в СССР летная школа гражданского воздушного флота. В 1930 г. ее окончила первая советская летчица В. С. Гризодубова.
Через г. Пензу проходила внутрисоюзная авиалиния в составе международного воздушного коридора Берлин — Кабул. В 1930 г. акционерное общество «Добролет» открыла регулярные почтово-пассажирские, перевозки на самолетах К-4 по маршруту: Москва — Пенза — Самара — Оренбург — Актюбинск — Челкар — Казалинск — Кызылорда — Ташкент.
Во время Великой Отечественной войны на аэродроме в Пензе был. учебно- тренировочный центр истребительной авиации ПВО, летно-испытательная станция, аэропорт ГВФ отправлял на фронт срочные грузы, с фронта встречал раненых.
В 1960 году был создан Пензенский объединенный авиаотряд ПТУ ГВФ, построен новый аэровокзал, бетонная ВПП, рулежки, перрон, обновлено связное, радиолокационное, радионавигационное, светосигнальное оборудование, система захода на посадку в сложных метеоусловиях. Аэропорт начал принимать почти все типы самолетов от Ан-2 до Ил-76. Регулярное авиасообщение из Пензы было налажено с 61 населенным пунктом Советского Союза, в 27 пунктов летали пензенские экипажи — от Архангельска до Баку, от Львова до Новосибирска.
Работников Аэрофлота, как и всей гражданской авиации в целом, отличает профессионализм и верность выбранной профессии. В авиации работают люди ответственные, надежные и самоотверженные. И благодаря такому отношению к работе, гражданская авиация остается гордостью страны.
Международный аэропорт Рощино
Аэропорт Сургут
Международный Аэропорт Уфа
Международный аэропорт Хабаровск
Аэропорт Южно-Сахалинск
Национальный аэропорт Минск
Дмитрий Киселёв
Генеральный директор МИА «Россия сегодня»
Михаил Швыдкой
Спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству, художественный руководитель Московского театра мюзикла
Владимир Спиваков
Президент Международного благотворительного фонда, президент Московского международного Дома музыки
Вадим Дуда
Генеральный директор Российской государственной библиотеки
Игорь Бутман
Cаксофонист, народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, художественный руководитель ГБУК г. Москвы «Московский джазовый оркестр п/у Игоря Бутмана»
Галина Маяровская
Президент Ассоциации музыкальных образовательных учреждений, заслуженный деятель искусств РФ, профессор
Антон Варенцов
Исполнительный директор Ассоциации музыкальных образовательных учреждений
Александр Рыжинский
Ректор Российской академии музыки имени Гнесиных, доктор искусствоведения, профессор
Владимир Урин
Генеральный директор Государственного академического Большого театра России
Юрий Куклачев
Художественный руководитель Театра кошек, народный артист СССР
Николай Лебедев
Кинорежиссёр, сценарист, президент Гильдии кинорежиссёров России, лауреат двух Государственных премий РФ
Лев Лещенко
Певец, продюсер, народный артист РСФСР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством»
Константин Хабенский
Актер, основатель благотворительного фонда, помогающего детям и молодым взрослым с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями головного мозга
Всероссийская федерация танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла
ПФК ЦСКА
Профессиональный Баскетбольный Клуб ЦСКА
Российский Аэрофлот оценивает Airbus и Boeing для заказа узкофюзеляжных самолетов Семейство AIR.

Логотип флагманской российской авиакомпании «Аэрофлот» на самолете Airbus A320 в Коломье недалеко от Тулузы, Франция, 26 сентября 2017 г. REUTERS/Regis Duvignau
Крупнейшая авиакомпания страны еще не заказала топливосберегающее воздушное судно следующего поколения для замены своего парка из 146 самолетов семейства A320 и 54 самолетов 737-800 по состоянию на 30 июня. Заместитель генерального директора «Аэрофлота» по стратегии и альянсам Джорджио Каллегари сообщил Reuters о потенциальном заказе в кулуарах CAPA Asia Summit 2017.
«Возможно, в следующем году мы хотя бы будем знать направление. Это будет значительный заказ», — сказал он, отказавшись назвать примерные цифры.
Каллегари сказал, что Аэрофлот хотел сохранить в своем парке узкофюзеляжные самолеты как Airbus, так и Boeing, потому что он использовал их в разных конфигурациях сидений и не хотел полагаться на одного производителя.
Аэрофлот, средний возраст парка которого составляет всего 4,1 года, увеличил пропускную способность своих премиальных и бюджетных перевозчиков на 16,2% за девять месяцев, закончившихся 30 сентября, и по-прежнему заполнил более высокий процент своих мест, чем в предыдущем году. .
Ожидается, что темпы роста немного замедлятся в четвертом квартале, а годовой прогноз мощности составит 12-14 процентов, сказал Каллегари.
Ситуация на рынке авиаперевозок в России была особенно сложной в 2015 и 2016 годах, после того как санкции США и Европы, а также низкие цены на нефть ударили по российской экономике и рублю, убив потребительский спрос.
Спрос начал восстанавливаться вместе с экономикой, и «Аэрофлот» выиграл от его масштаба и банкротства российских перевозчиков «Трансаэро» в 2015 году и «ВИМ-Авиа» в этом году.
«Рынок доказывает нашу правоту и предлагает нам возможность роста», — сказал Каллегари. «Другие, кажется, не имеют такого успешного подхода. Это делает некоторые сегменты рынка более доступными, потому что они перестают работать».
Однако Аэрофлот сообщил о 40-процентном падении своей неконсолидированной чистой прибыли по РСБУ за девять месяцев, закончившихся 30 сентября, до 25,5 млрд рублей (330,1 млн фунтов стерлингов). курсовая прибыль по сравнению с прошлым годом.
Аэрофлот является членом альянса SkyTeam вместе с такими перевозчиками, как Delta Air Lines DAL.N, Air France KLM SA AIRF.PA и China Eastern Airlines Corp Ltd 600115.SS.
У него есть соглашения о совместном использовании кодов с другими авиакомпаниями, но ему еще предстоит договориться о совместном предприятии, позволяющем координировать расписание и цены.
«Мы ведем конструктивные переговоры с рядом сторон, но ни одно совместное предприятие еще не завершено», — сказал Каллегари, добавив, что в центре переговоров находятся авиакомпании в Европе и Азии.
Репортаж Джейми Фрида; дополнительный репортаж Джека Стаббса в Москве; Под редакцией Гопакумара Уорриера
Авиационная стратегия — Аэрофлот: преимущества и недостатки государственного контроля
Из всех крупных европейских авиакомпаний Аэрофлот, пожалуй, меньше всего пострадал от рецессии последних двух лет, и вскоре прибыль за 2011 год. Но может ли российский флагманский авиаперевозчик действовать настолько коммерчески, насколько он хочет, учитывая сохранение государственного контроля как с точки зрения акционерного капитала, так и с точки зрения заявлений российского премьер-министра о том, что должен делать Аэрофлот?
Московский «Аэрофлот» выполняет полеты примерно по 100 направлениям в 50 странах мира и, как видно из графиков (см. стр. 16), в 2000-е годы демонстрировал устойчивый рост выручки и прибыли, и даже когда грянула рецессия, авиакомпания продолжала зафиксировать значительную операционную прибыль и сохранить свои чистые показатели в плюсе.
В конце марта генеральный директор Аэрофлота Виталий Савельев (занимает этот пост с апреля 2009 г.) заявил на заседании правительства, что Аэрофлот сообщит о существенном улучшении финансовых результатов за 2010 г.: выручка вырастет на 14% до 3,8 млрд долл., а чистая прибыль достигнет 280 миллионов долларов по сравнению с 86 миллионами долларов в 2009 году. (все показатели по МСФО), благодаря сокращению затрат, росту выручки и более стабильным ценам на нефть.
Российский банк «Открытие» считает эти предварительные цифры «нейтральными», поскольку общая выручка меньше, чем предыдущий консенсус-прогноз Bloomberg в 4,1 млрд долларов, но чистая цифра выше консенсус-прогноза Bloomberg в 203 млн долларов. «Открытие» отмечает, что «достоверность публикуемых данных пока не может быть проверена», тем более что прогнозные цифры на 2010 год практически не отличаются от фактических результатов Аэрофлота за первые девять месяцев 2010 года, когда его чистая прибыль составляла 281 млн долларов. Фактические результаты за 2010 год будут опубликованы в мае.
Тем не менее, известные цифры за первые девять месяцев 2010 года впечатляют, и цифра чистой прибыли в $281 млн была бы намного выше, если бы не убытки в отдельных подразделениях группы «Аэрофлот». В частности, в то время как магистральные и грузовые перевозки принесли чистую прибыль в размере 350 млн долларов за первые девять месяцев 2010 г. (при этом «Аэрофлот-Карго» сократила свои убытки за первые девять месяцев 2010 г. до 7 млн долларов по сравнению с 42 млн долларов в январе-сентябре 2009 г.) , дочерняя компания ОАО «Терминал» (которая управляет Терминалом 3 в Шереметьево) получила чистый убыток в размере 56 млн долларов.
Стратегическое обновление
На фоне стабильных финансовых показателей в конце 2010 года Аэрофлот обнародовал новый стратегический план на следующие 15 лет, в котором четко поставлена цель увеличить свою долю на российском рынке внутренних и международных авиаперевозок до 2025 года. авиационного узла в марте, Савельев говорит, что авиакомпания планирует перевезти от 70 до 74 миллионов пассажиров в 2025 году, а текущие доходы компании вырастут в четыре раза по сравнению с сегодняшним днем. Он добавил, что цель «Аэрофлота» — к 2025 году занять 40% на международном рынке в/из России и 60% на внутреннем рынке.
Это амбициозные цели. В 2010 году Аэрофлот перевез 11,3 млн пассажиров, из них 4,2 млн внутренних пассажиров и 7,1 млн международных.
Несмотря на то, что общий объем внутренних рейсов вырос на 25% по сравнению с 2009 годом, Аэрофлот стремится снова занять гораздо большую долю на большом внутреннем рынке, как с точки зрения того, что он сам по себе является крупным источником дохода, так и с точки зрения обслуживания большего количества пассажиров. на международные услуги. Или, как выразился Савельев: «Мы считаем, что Аэрофлот может стать мировым победителем только после того, как станет национальным чемпионом».0003
За первые девять месяцев 2010 г. 92 % выручки Аэрофлота приходилось на регулярных пассажиров, из них 40 % этой выручки приходилось на внутренних пассажиров, 34 % — на европейских пассажирских перевозках, 18 % — на Азии, 4 % — на Северной Америке и 4% из других регионов. Это разделение должно существенно измениться, поскольку акцент будет делаться на внутренней экспансии, а не на международной прямой.
В настоящее время «Аэрофлот» явно лидирует на международном рынке, где его основным конкурентом является московская компания «Трансаэро», эксплуатирующая 58 самолетов (все, кроме двух, модели Boeing) на более чем 100 маршрутах в России, Европе, Азии, Африке. и Северной Америке.
«Аэрофлот» также только что восстановил лидирующие позиции на внутреннем рынке, опередив группу S7 из Домодедово, у которой 32 самолета (все западные модели) и 37 в заказе. Однако рыночная доля Аэрофлота значительно увеличится после того, как будут реализованы планы консолидации на внутреннем рынке, обнародованные российским правительством в феврале прошлого года.
Речь идет о присоединении к Аэрофлоту шести авиакомпаний, подконтрольных государственной корпорации «Ростехнологии», а именно: «Кавминводыавиа» (КМВ), «Оренэйр», «Авиакомпания Россия», «Сахалинские авиатрассы» (САТ), «Саравиа» и «Владивосток Авиа». Это должно быть сделано в два этапа: пять самых маленьких авиакомпаний сначала объединяются в «Россию», а затем «Россия» впоследствии сливается с «Аэрофлотом». Ожидается, что оба этапа будут завершены в конце этого года.
До поглощения других авиакомпаний, Санкт-Петербургская авиакомпания «Россия» имеет парк из 30 самолетов, из которых 15 самолетов семейства A320 и девять самолетов Boeing, и в прошлом году перевезла 3 млн пассажиров. Вместе с ними остальные пять авиакомпаний пополнят парк группы «Аэрофлот» 83 самолетами, из которых только 15 — западные модели.
Это событие имело непосредственные последствия в других местах, поскольку Аэрофлот только что продал свою дочернюю компанию на севере России под названием Нордавиа. Ранее назывался «Архангельские авиалинии» и относился к 19В 60-х годах Аэрофлот приобрел 51% акций в 2004 году и переименовал его в Аэрофлот-Норд, а в декабре 2009 года еще раз сменил бренд на Нордавиа. В настоящее время Нордавиа эксплуатирует парк из 21 самолета, большинство из которых — более старые модели 737, и в 2010 году на них было перевезено 1,4 миллиона пассажиров.
Аэрофлот приобрел оставшиеся 49% авиакомпании (принадлежавшей контролируемому государством Авиаинвесту) в третьем квартале 2010 года, и сообщалось, что Аэрофлот на короткое время рассматривал возможность слияния Нордавиа с Россией, но за последние несколько лет Аэрофлот приложил значительные усилия для отделить операции своих двух основных фидерных авиакомпаний (одна обслуживает север России, а другая — юг) от основных операций. Хотя это позволило двум авиакомпаниям разработать отдельные бренды и стратегии (по-прежнему используя код-шеринг с Аэрофлотом), это также дало Аэрофлоту возможность избавиться от них в случае необходимости.
Этот вариант был выбран Нордавиа, который не только понес чистые убытки в размере 9 млн долларов за первые девять месяцев 2010 г., но и, что более важно, имеет долг в размере 200 млн долларов (включая долгосрочный долг и все будущие арендные платежи). на самолетах), который неудобно сидит на балансе группы «Аэрофлот». Удобно, что сделка с Россией дала Аэрофлоту повод избавиться от Нордавиа, поскольку две авиакомпании конкурируют друг с другом на северо-западе России, и поэтому в марте Аэрофлот договорился о продаже Нордавиа российскому горнодобывающему конгломерату «Норильский никель».
Хотя Norlisk, как сообщается, был единственным претендентом на Nordavia, он уже владеет небольшой авиакомпанией NordStar, которая эксплуатирует шесть самолетов 737–800 внутри страны, но только что получила разрешение на выполнение международных рейсов в Китай, Азербайджан и Таджикистан.
Планируется, что «Нордавиа» объединится с «Нордстар», в результате чего объединенный перевозчик войдет в десятку крупнейших российских авиакомпаний, а затем запустит множество новых внутренних рейсов из Норильска. Неудивительно, что горнодобывающая компания платит за «Нордавиа» всего 7 миллионов долларов, учитывая долг в размере 200 миллионов долларов, который теперь исчезнет из бухгалтерских книг Аэрофлота.
На данный момент Аэрофлот, похоже, больше привержен другой своей крупной дочерней компании, Донавиа, базирующейся в Ростове-на-Дону на юге России. История Donavia восходит к 1925 году, но в 1993 году она была передана Аэрофлоту под названием Donavia Airlines, а в 2000 году стала называться Аэрофлот-Дон, когда Аэрофлот приобрел 100% ее акций.
Однако после крушения самолета «Аэрофлот-Дон» в Перми в 2008 году «Аэрофлот» выделил авиакомпанию, и в 2008 году название было изменено на «Донавиа». В настоящее время она управляет смешанным флотом из 16 самолетов в Европе, Африке и на Ближнем Востоке, а также внутри страны.
В зимнем расписании 2010/2011 «Донавиа» открыла рейсы в Стамбул из четырех городов России, и авиакомпания стремится открыть новые международные маршруты, в то время как внутри страны «Донавиа» постепенно отказывается от регулярных маршрутов в Москву и теперь полностью сосредоточена на юге России. рынок.
В первой половине 2010 г. «Донавиа» вышла на чистый уровень безубыточности по сравнению с чистым убытком в размере 3,2 млн долл. США в январе–июне 2009 г., исходя из выручки в размере 106 млн долл. США за первые шесть месяцев 2010 г. свою финансовую зависимость от Аэрофлота в положение, при котором он может сам заказывать новые самолеты. В настоящее время он эксплуатирует шесть российских самолетов, семь арендованных самолетов 737–500 и три 737–400, но хотел бы постепенно отказаться от российских моделей; Текущий план состоит в том, чтобы к 2013 году передать компании «Донавиа» несколько Боингов 737 из невыполненных заказов основной линии9.0003
В настоящее время «Донавиа» ведет переговоры о стратегическом альянсе с KMV, одной из региональных авиакомпаний, которую «Аэрофлот» поглощает в этом году. Между двумя авиакомпаниями ведутся переговоры, и, по всей видимости, рассматривается вопрос о слиянии.
Будущее
В то время как новый акцент на внутреннем рынке и новые долгосрочные стратегические цели являются положительными признаками для Аэрофлота, в то же время он сталкивается с рядом проблем. Хотя в относительном выражении Аэрофлот неплохо справился с рецессией за последние пару лет, его продолжающейся слабостью была доходность, которая оставалась хрупкой перед лицом опасений, что повышение тарифов задушит относительно устойчивый спрос, на котором держался Аэрофлот ( коэффициент загрузки магистрали подскочил на 7,7 процентных пункта в 2010 году см. график выше). Действительно, выручка от пассажирских перевозок на пассажиро-километр упала с 8,6 центов США на магистральных линиях за первые девять месяцев 2009 г.до 8,4 центов США в январе-сентябре 2010 г., в то время как на уровне группы доходность оставалась неизменной по сравнению с прошлым годом и составляла 8,6 центов США.
Тем не менее, Fitch Ratings полагает, что в 2010 г. доходность достигла своего нижнего предела, и прогнозирует, что в этом году тарифы будут расти по мере того, как деловое и потребительское доверие вернется на российский внутренний и международный рынки. Fitch также оптимистично оценивает возможность дальнейшего снижения затрат Аэрофлота в этом году, что потребуется для компенсации роста стоимости топлива, наблюдавшегося до сих пор в 2011 г. Аэрофлот добился существенного улучшения производительности за последние несколько лет (см. диаграмму ниже). ), но необходимо поддерживать давление в этой области.
Уровнями долга также необходимо тщательно управлять. По состоянию на конец сентября 2010 г. группа «Аэрофлот» имела долгосрочный долг в размере 2,2 млрд долл. США, что значительно превышает долгосрочный долг в размере 1,9 млрд долл. США на конец 2009 г. трехлетние облигации с годовой процентной ставкой 7,75%.
Аэрофлот также сталкивается с операционными проблемами; например, в декабре прошлого года «Аэрофлот» быстро уволил своего заместителя Владимира Смирнова после «ошибок, приведших к срыву» рейсов «Аэрофлота» из его московской базы в Шереметьево из-за плохой погоды, когда две трети его рейсов были задержаны из-за через несколько дней после Рождества. Еще одной проблемой является нехватка пилотов, что вынудило «Аэрофлот» открыть в этом году собственную школу подготовки пилотов, которая, как надеется авиакомпания, будет выпускать до 200 новых пилотов в год (хотя первая будет выпущена не раньше 2012 г. 9).0003
Тогда есть проблемы с инфраструктурой.
Аэрофлот хотел бы, чтобы в аэропорту Домодедово была построена третья взлетно-посадочная полоса, что потенциально могло бы убедить авиакомпанию перенести туда операции в 2020 году из Шереметьево. Нынешняя московская база имеет ряд ограничений, в том числе невозможность базирования восьми заказанных Аэрофлотом 777-х. По данным Аэрофлота, Шереметьево также нуждается в третьей взлетно-посадочной полосе и, кроме того, имеет плохую железнодорожную и автомобильную инфраструктуру.
Последняя директива премьер-министра Путина по аэропорту касается создания совместной аэропортовой компании, включающей Шереметьево и московский бюджетный аэропорт Внуково.
Аэрофлот и государство Государству по-прежнему принадлежит 51,2% акций Аэрофлота, госбанку России — еще 12%, а в марте этого года ВТБ Капитал, принадлежащий госбанку ВТБ, купил 5,9% акций Аэрофлота.
Интересно, что в том же месяце «Аэрофлот Финанс» (финансовое подразделение Аэрофлота) увеличило свою долю в группе «Аэрофлот» с 7,2% до 10,4% в рамках сделки по обратному выкупу акций, которая была фактически навязана Аэрофлоту благодаря тому, что «крупный акционер продал крупный пакет акции и озвучив намерение продолжить продажу. Этой компанией была Национальная резервная корпорация (НРК), которая приобрела 30% акций «Аэрофлота» и контролируется олигархом/предпринимателем Александром Лебедевым. Он сказал, что продаст акции «Аэрофлота», чтобы купить 44 самолета Ту-44 для своей авиакомпании Red Wings, которую NRC купила в 2007 году. В настоящее время чартерный перевозчик выполняет рейсы из московского аэропорта Внуково в пункты назначения в Европе и на Ближнем Востоке с парком самолетов. из девяти стареющих российских моделей. NRC также владеет 44% акций Ильюшина, который сейчас входит в Объединенную авиастроительную корпорацию и производит Ту-44 и все другие российские гражданские самолеты.
Действительно, с середины декабря прошлого года по 3 января 2011 года цена акций упала на 8%, после чего «Аэрофлот» решил поддержать цену, выкупив акции. Однако российский инвестиционный дом «Атон» оценивает это событие как «нейтральное или негативное для Аэрофлота», поскольку «мы полагаем, что недавняя низкая динамика акций является реакцией рынка на рост цен на топливо и возможное снижение объемов перевозок, связанное с политической нестабильностью в Африке и Ближний Восток иными словами, результат фундаментальных факторов.
Мы считаем, что выкуп не полностью оправдан с экономической точки зрения, и считаем, что Аэрофлот должен сосредоточиться на операционной деятельности, а не на рыночных интервенциях.
Это логичный аргумент, и возникает вопрос: почему Аэрофлот слишком обеспокоен относительно небольшим падением цены своих акций, учитывая, что акции росли с марта по декабрь 2010 г., завершив 2010 г. ростом примерно на 47%?
Ответ может быть связан с давлением, оказываемым на Аэрофлот российским государством, не только через его прямое владение акциями, но и все чаще через публичное «руководство» со стороны высокопоставленных государственных чиновников, и в особенности премьер-министра Владимира Путина.
Например, после резкой критики со стороны Путина в начале 2010 г. за нежелание «покупать российские», в июле «Аэрофлот» объявил о обещании закупить до 2020 г. более 120 новых самолетов российского производства, будь то Sukhoi Superjet 100, Антонов Ан-140, Ан 148 или МС-21 многие из них предназначены для шести российских авиакомпаний, которые государство вынуждает Аэрофлот приобрести в конце этого года.
Аэрофлот в настоящее время имеет устаревающий парк из 98 самолетов (почти все сданы в лизинг) его шесть Ил-96 имеют средний возраст, близкий к 20 годам, трем MD–11F — 18 лет, а 10 767 имеют средний возраст более 13,5 лет. Только модели Airbus имеют средний возраст менее пяти лет.
Весной этого года Аэрофлот должен был получить первые два самолета Sukhoi Superjet 100 из существующего заказа на 30 самолетов этого типа, которые должны быть введены в эксплуатацию на внутренних линиях в середине мая, сначала Москва-Нижний Новгород (в центральной части России), а затем введены на маршрутах из столицы в Санкт-Петербург, Омск и Казань.
Суперджеты могут перевозить до 98 пассажиров и имеют максимальную дальность полета 4400 км, и первоначально предполагалось, что они будут доставлены в 2008 году, пока не возникли технические проблемы, которые, как сообщается, были связаны с большим весом, чем ожидалось (по сравнению с проектной спецификацией), и которые привели к к повышенному расходу топлива и более высоким требованиям к тяге двигателя.
У «Аэрофлота» также есть опционы еще на 15 «Суперджетов», а также твердый заказ на шесть Ил-96-300, но остальная часть его портфеля заказов — около 125 самолетов — относится к западным типам, что так сильно злит Путина.
В прошлом году в Фарнборо Аэрофлот заказал еще 11 самолетов А330–300, которые начнут прибывать в этом году и завершат поставки в 2013 году. А350с. 22 самолета 787 находятся в заказе, поставка начнется в 2016 году, хотя Аэрофлот ведет переговоры с Boeing о получении двух самолетов 787 в качестве «разового» в 2014 году к зимним Олимпийским играм, которые пройдут в Сочи в феврале того же года. Аэрофлот является официальным перевозчиком этого мероприятия, и поставка двух Боингов 787 будет рассматриваться как признание заслуг Аэрофлота и, конечно же, российского государства.
В конце 2010 г. «Ростехнологии» подтвердили заказ на 50 самолетов 737 в вариантах -700, -800 и –900ER, все из которых должны быть поставлены Аэрофлоту в период с 2013 по 2017 год. Стоимость самолетов составляет 3,7 млрд фунтов стерлингов по прейскурантным ценам. и будет закреплен за шестью региональными перевозчиками, которые Аэрофлот приобретет в этом году.
А до 2016 года будет поставлено шесть 777–300ER и два 777-200ER, хотя потенциально это число может возрасти до 16.
Этот заказ на 777-й был согласован в марте этого года, и Аэрофлот утверждает, что платит всего 1,2 миллиарда долларов за восемь самолетов, что почти вдвое меньше официальной прейскурантной цены в 2,2 миллиарда долларов. По сути, это проблема, с которой сталкивается Аэрофлот на сегодняшнем рынке Аэробус и Боинг предлагают самолеты с очень большими скидками, но российское государство хочет, чтобы Аэрофлот покупал больше российских самолетов, хотя с коммерческой точки зрения они не были бы разумным выбором для авиакомпания свободна от политического вмешательства.