Авиакатастрофы иркутск: История авиакатастроф в Иркутской области за последние 85 лет ⋆ Тайшет24
История авиакатастроф в Иркутской области за последние 85 лет ⋆ Тайшет24
Иркутск давно и заслуженно имеет репутацию «города падающих самолётов». Как свидетельствуют исследования журналистов, наиболее трагичными в части авиакатастроф для столицы Приангарья являются июль и декабрь. Эпизод с разбившимся год назад в Качугском районе самолётом ИЛ-76 стал шестым по счёту случившимся в июле авиапроисшествием (начиная с 1963 года).
«Тайшет24» собрал из открытых источников информацию о происшествиях, случившихся с воздушными суднами в Иркутской области за всю историю местного воздухоплавания.
Датой рождения местной авиации в Иркутске считается 24 июня 1925 года. В этот день на небольшой площадке в районе посёлка Боково приземлились участники перелета Москва — Иркутск — Улан-Батор — Пекин. А первые регулярные рейсы начались в августе 1928 года на самолетах «Юнкерс-13» по маршруту Иркутск — Бодайбо. Осуществлялись они из гидропорта, находившегося у Знаменской церкви.
Первая громкая катастрофа, связанная с Иркутском, произошла в далеком 1930 году.
Тайшет24 в WhatsApp
«Юнкерс В33»Погибли известный полярный летчик Отто Кальвица и бортмеханик Франц Леонгарт и радист С. Карчевский. Кальвиц и Леонгарт похоронены на Иерусалимском кладбище Иркутска.
У входа в ЦПКиО Иркутска. Памятник на могиле лётчиков О.Кальвица и Ф.Леонгардта.Спустя десять лет, осенью 1940 года произошло сразу четыре авиакатастрофы, связанные с авиаотрядом, базировавшимся в Бурятии, на озере Иркана.
Один из бортов — авиалодка Ж-7 разбилась во время перелёта в Иркутск на берегу озера Байкал, в районе бухты Фролиха. Погибли лётчик Евгений Ефимов, пассажиры профессор Орябинский и жена начальника авиабазы Каплан с пятилетним сыном. Выжил бортмеханик Николай Филатов.
Самая загадочная катастрофа в истории города связана с вхождением Восточно-туркестанской республики в состав Китая. В 1946 году глава республики Алихан Тура был вывезен в Москву, где долгое время удерживался «в гостях». Функции руководителя революционной республики взял на себя 35-летний Ахметжан Касими. В 1949 году он с ключевыми руководителями республики вылетает на переговоры в Китай. Маршрут проходит через города Кульджа — Алма-Ата — Иркутск — Пекин. Через некоторое время приходит известие, что самолет Ил-12 потерпел крушение под Иркутском и все погибли.
Восточный Туркестан потерял независимость и вошел в состав Китая. Поскольку документальных подтверждений, что на борту находились члены правительства Восточного Туркестана нет, то бытует конспирологическая теория, что авиакатастрофы не было, а по договоренности между Китаем и СССР лидеры Восточного Туркестана были убиты.
К данному событию относят падение Ил-12 29-го авиаотряда МВС, который после дозаправки и ночевки 25 августа 1949 года вылетел из Красноярска, отказался от посадки в Иркутске, и проследовал в сторону Читы. Но, по неизвестной причине врезался в гору Кабанья в Бурятии, в 31 км от села Кабанск. Погибли все пять членов экипажа и девять пассажиров. Однако это произошло не в Иркутске и даже не на территории области, хотя во многих статьях местом гибели Касими фигурирует именно Иркутск. Это самая загадочная катастрофа в истории города падающих самолетов.
В 1949 году есть фактически подтвержденный факт гибели в Иркутской области самолёта Ил-12 в Нижнеудинском районе. Самолёт вёз почту и спецгруз. На борту было шесть членов экипажа и восемь сопровождающих. В результате авиакатастрофы выжил бортрадист-стажёр.
25 марта 1951 года самолёт ЛИ-2 выполнял рейс №451 Иркутск-Якутск. Все билеты на рейс были куплены сотрудниками 44-го отряда аэрологической партии. На борту находился также их груз весом 1 221 кг, в том числе одно место (ящик) весом 400 кг (перевозка негабаритного груза на пассажирских рейсах запрещается). Пассажиры размещались в передней части кабины. Груз – в задней части. Взлет был произведён в условиях снегопада при видимости 2 километра.
Запись переговоров с командной вышкой а/п Иркутск не производилась. По показаниям диспетчера командной вышки после взлета экипаж сообщил, что вошел в облачность на высоте 400 метров. Сразу после взлёта связь была потеряна. Самолёт обнаружили только через десять дней на склоне сопки в четырёх километрах от посёлка Искра (30 км восточнее иркутского аэропорта). Комиссия обнаружила на месте происшествия выжившего пассажира, который был тяжело ранен и находился в хвостовой части фюзеляжа. Он рассказал о том, что во время полёта была сильная болтанка. Посмотрев в окно и увидев пламя на моторе, мужчина молча встал и ушёл в хвост, где завернулся в чехлы. Сразу после этого последовал удар и он потерял сознание.
Погибли четыре члена экипажа и восемь пассажиров.
14 октября 1953 года экипаж 134 авиаотряда в аэропорту Иркутска сменил предыдущий экипаж для продолжения эстафетного рейса №9 Москва — Южно-Сахалинск. На борту находились 22 пассажира, в том числе четыре ребёнка. Погодные условия были обычными: ясно, видимость 15 километров, тёмная, безлунная ночь.
Через 50-60 секунд после взлета КВС (командир воздушного судна) встревоженным голосом передал: «Что там у вас? – вижу встречный самолет!».
Диспетчер командной вышки запросил: «Где видите встречный самолет?». Ответа не последовало и на дальнейшие вызовы экипаж не отвечал.
В действительности за встречный самолёт КВС принял огни мачт, после чего совершил резкий манёвр отворота на высоте около 100 метров. В результате самолёт потерял высоту и упал. Погибли 4 из 28 человек.
Самолёт ИЛ-1218 ноября 1956 года иркутский авиаотряд получил новенький ИЛ-14. Самолёт перегоняли из Внуково через Свердловск и Новосибирск. При посадке в Иркутске отсутствие скоординированных действий экипажа, а также грубые ошибки КВС и бортмеханика привели к тому, что самолёт произвёл первое касание земли задолго до ВПП (взлётно-посадочной полосы).
Попытки исправить положение привели к тому, что борт ещё трижды касался земли. Это и привело к разрушению стоек шасси. В итоге самолёт врезался в забор у радиопеленгатора за 1550 метров до ВВП. Второй пилот погиб, остальные четыре человека остались живы. Самолёт восстановлению не подлежал и был пущен на запасные части.
Самолёт ИЛ-14.28 ноября 1959 года военный Ан-12, приписанный к Витебскому авиаполку, после проведённого в Иркутске ремонта направлялся в часть. Сразу после взлёта с аэродрома авиазавода судно упало на землю. Погибли шесть членов экипажа и четыре техника.
Очевидцы из числа местных жителей, солдат и офицеров гарнизона Белая, находившихся в разных точках от места падения самолёта, наблюдали выход самолёта из облаков. Все они отмечали необычный вой двигателей и наблюдали за самолётом шлейф из чёрного дыма и пламени, а после удара о землю – сильный взрыв и столб пламени.
При ударе о землю самолёт полностью разрушился и сгорел. Отдельные детали самолёта силой взрыва разбросаны по линии падения самолёта на расстоянии до 600 метров. На месте падения образовалась глубокая воронка шириной 38,8 метров.
20 октября 1960 года самолёт ТУ-104А выполнял рейс Москва – Хабаровск. При подходе к Иркутску выяснилось, что погодные условия не позволяют принимать самолеты такого класса. Руководитель полётов с опозданием принял решение о перенаправлении на запасной аэродром – в Усть-Орду. Первым приземлился аналогичный самолет. Спустя 16 минут на посадку пошёл и хабаровский рейс. Однако при посадке не загорелась лампочка выхода передней стойки шасси. КВС стал подготавливаться к заходу самолета на второй круг. Бортмеханик высказал предположение о том, что лампочка просто перегорела, после чего КВС вновь понизил обороты двигателя. В итоге, когда показалась земля, мощности двигателей не хватило для набор высоты. Самолёт оборвал провода ЛЭП на высоте 52 метра и ударился с левым креном всеми тремя опорами шасси о склон холма. Продвинувшись по склону 650 метров, самолёт загорелся. После эвакуации пассажиров фюзеляж почти полностью сгорел. Штурман, бортмеханик и бортрадист погибли. 4 члена экипажа и 15 пассажиров получили ранения. Все пассажиры — 61 человек — остались живы.
Самолёт ТУ-104А.13 июля 1963 года самолёт ТУ-104Б выполнял рейс Пекин – Москва. На борту находились восемь членов экипажа и 27 пассажиров, из которых 22 человека были иностранцами (включая руководство посольства Албании в Китае; в том числе — посол с женой).
Выжили два человека. При посадке в условиях низкой облачности самолёт задел осветительную опору и упал на землю за 2,5 километра до взлётно-посадочной полосы. Первоначальные выводы о причинах катастрофы – ошибка диспетчеров, потом были отменены.
28 апреля 1969 года после грубой посадки в 600 метрах от ВПП списан Ту-104. Данных о жертвах нет.
25 июля 1971 года рейс Одесса – Владивосток выполнялся со сменой самолёта. В Новосибирске пассажиры сменили борт, пересев в ТУ-104Б. В Иркутске должна была произойти дозаправка, однако по невыясненной причине посадка оказалась чересчур жесткой. Произошло разрушение самолёта и пожар. Погибли 97 из 126 человек. Из числа погибших 36 человек умерли от отравления угарным газом.
13 ноября 1973 года грузовой самолёт ЛИ-2 Улан-Удэнского авиазавода выполнял служебный рейс Улан-Удэ – Уфа. В полёте возник пожар, ввиду чего экипаж совершил экстренную посадку у села Харат в 24 километрах от Усть-Орды. Самолёт сгорел, от отравления угарным газом скончалась одна пассажирка. Остальные – живы.
4 октября 1974 года в небе над взлётно-посадочной полосой в результате ошибки авиадиспетчера произошло столкновение АН-12Б (выполнявшего тренировочный полет) и АН-2, совершавшего рейс Иркутск – Казачинское. При наборе высоты в 200 метрах севернее ВПП АН-12 врезался в АН-2, который в результате развалился на части.
Погибли два члена экипажа и одиннадцать пассажиров АН-2. АН-12 направился на вынужденную посадку на реку Ушаковка. Приземлился в 4 километрах от ВПП в устье реки. При жёсткой посадке разрушился фюзеляж самолёта и оторвало два левых двигателя. Воздушное судно протащило 220 метров, при этом оно сбило грозоотвтодную мачту. Все пять членов экипажа остались живы.
Самолёт АН-12.9 февраля 1976 года рейс Иркутск – Новосибирск – Свердловск – Ленинград выполнялся на ТУ-104Б. Всего на борту было 114 человек, пятеро из которых летели «зайцами». Один, сын бортрадиста, находился в кабине, двое в переднем вестибюле, двое в туалете.
В результате резкого отрыва в сочетании со сносом вправо при движении по взлетной полосе самолёт, даже не набрав высоту, рухнул на взлётно-посадочную полосу в 232 метрах от точки отрыва, развалившись на три большие части.
При этом лишь грамотные действия экипажа корейского ТУ-154, заходившего в это же время на посадку, предотвратили большее количество жертв. Командир северокорейского ТУ-154, увидев заваливающийся самолёт, включил полную мощность на среднем двигателе и ушел от бокового контакта. Правда, часть обломков ТУ-104 попали в правый борт и правую плоскость. Погибли 9 из 10 членов экипажа и 15 из 104 пассажиров.
01 сентября 1978 года самолёт АН-2, выполнявший полёт Иркутск – Харанцы – Онгурен упал недалеко от пос. Харат. Причина не установлена. Предположительно, он мог попасть в атмосферный вихрь, приведший к сваливанию в спиралевидное падение. Погибли все находившиеся на борту люди — два члена экипажа и одиннадцать пассажиров. Поиски места катастрофы продолжались 7 дней.
06 августа 1986 года военный АН-12, выполнявший ночной тренировочный полёт, упал в 27 километрах от Иркутска в результате несогласованных действий экипажа. Погибли все шесть человек, находившихся на борту.
26 августа 1988 года Л-410, выполнявший перелет Батагай-Маган-Ленск-Киренск-Иркутск, разбился в 21 километре от аэропорта. Погибли два члена экипажа и два пассажира. На момент катастрофы продолжительность работы экипажа составляла 15 часов 26 минут, в том числе налет 8 часов 30 мин, что могло повлиять на безопасный исход полета из-за переутомления экипажа.
Самолёт Л-410.16 мая 1991 года военный самолет АН-8 потерпел катастрофу в аэропорту Иркутск-2 при заходе на посадку. Причинами стали ошибки в пилотировании и неполный экипаж (второй пилот после употребления алкоголя не мог находиться на рабочем месте и его работу выполнял бортмеханик). Погибли один из шести членов экипажа и один из трёх пассажиров.
14 июля 1992 года в 46 километрах от Иркутска совершил вынужденную посадку самолет АН-12Б авиакомпании «Магаданаэрогруз». Борт перевозил одиннадцать тонн рыбы и следовал для дозаправки в аэропорт Братска. Однако по метеоусловиям Братска был вынужден направиться в Иркутск. Из соображений экономии топлива экипаж отключил два двигателя. После полной выработки топлива и отказе двух оставшихся двигателей, самолет пошёл на вынужденную посадку без выпуска шасси и на пересечённой местности (на удалении 46 км от иркутского аэропорта). Пять членов экипажа и сопровождающий груз получили травмы, но остались живы.
3 января 1994 года ТУ-154 авиакомпании «Байкал», выполнявший рейс Иркутск – Москва после пяти неудачных попыток завести двигатель принял решение о взлёте. На высоте 4000 метров через 3 минуты 45 секунд после взлёта двигатель разрушился, вызвав пожар. Через считанные минуты неуправляемый самолет упал вблизи деревни Мамоны. Погибли девять членов экипажа, 115 пассажиров и один человек, находившийся на земле.
Место падения самолёта вблизи деревни Мамоны.6 декабря 1997 года самолёт АН-124 «Руслан» упал сразу после взлёта с ВВП авиазавода по причине последовательного отказа трёх двигателей. Самолет, на борту которого находилось 23 человека (8 членов экипажа и 15 пассажиров) упал на жилые дома. На земле погибло еще 45 человек. Единого мнения о причинах отказа трёх двигателей до сих пор нет. На данный момент единственной причиной называется только взлёт с превышением допустимой массы (борт вёз два самолёта СУ-27 для ВВС Вьетнама).
В декабре 1997 года «Руслан» упал на жилой дом в Иркутске-2. Жители областного центра до сих пор с содроганием вспоминают эту авиакатастрофу.26 июля 1999 года не смог взлететь грузовой самолет Ил-76ТД компании «Эльфэйр», выполнявший рейс Пекин – Иркутск – Пермь. Причина – превышение взлётной массы, что предопределило невозможность отрыва от ВПП. При заявленной массе груза 30040 кг, фактически она составляла 49750 кг. Самолёт выкатился за пределы ВПП на 1476 метров и сгорел. Все члены экипажа остались живы.
ИЛ-76 сгорел в полутора километрах от взлётно-посадочной полосы.4 июля 2001 года самолёт ТУ-154, выполнявший рейс Владивосток – Иркутск, при заходе на посадку разбился вблизи деревни Бурдаковка. Происшествие было вызвано несогласованными действиями членов экипажа. Самолёт упал на лесную поляну, разрушился и сгорел. Все 145 человек, находившихся на борту, погибли в момент столкновения.
Пассажирский ТУ-154 упал из-за несогласованных действий экипажа в 42 километрах от Иркутска.9 июля 2006 года рейс авиакомпании «Сибирь» по маршруту Москва – Иркутск выполнял аэробус А310-300. После посадки из-за ошибочных действий экипажа на скорости около 175 км/ч A310 выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, пробил бетонный забор аэропорта, врезался в гаражные боксы и полностью сгорел. Погибли 5 из 8 членов экипажа и 120 из 195 пассажиров.
Аэробус А310 выкатился за пределы ВВП, врезался в гаражи и сгорел.10 мая 2009 года во время охоты на медведей с вертолёта Bell 407 погиб в результате крушения губернатор Иркутской области Игорь Есиповский. Происшествие имело место во время попытки поднять на борт лебёдкой крупную тушу убитого медведя. Вертолёт обнаружен сгоревшим в районе урочища Малышкино в 18 километрах от находящегося на Байкале посёлка Листвянка и в 80 км от Иркутска. Также на борту потерпевшего катастрофу вертолета находились первый заместитель губернатора Михаил Штонда, пилот Виктор Кунов и охранник главы региона Александр Шостак.
26 декабря 2013 года при посадке в Иркутске-2 АН-12 1963 года выпуска, выполнявший рейс Новосибирск — Иркутск, задел верхушки нескольких берёз высотой до 20 метров и левой стойкой шасси ударился о крышу металлического ангара. Погибли все находившиеся на борту люди — шесть членов экипажа и три пассажира.
01 июля 2016 года пропал самолёт Ил-76 МЧС России, выполнявший тушение пожара в Качугском районе Иркутской области. Его обломки были обнаружены утром 3 июля в 145 километрах от Качуга.
Фото из открытых источников.
ИА «Тайшет24»
Авиакатастрофы в Иркутске. Один миг и целая вечность | ИРКИПЕДИЯ
Третьего января 1994 года вскоре после взлета у пассажирского самолета Ту-154, выполнявшего рейс 130 до Москвы, случились серьезные неполадки в двигателе. Не набрав положенной высоты, через 12 минут после взлета борт 85656 рухнул на окраине села Мамоны. Пассажиры и члены экипажа, а также работник животноводческой фермы (всего 125 человек), погибли. Тогда все силовики — пожарные, сотрудники милиции, госбезопасности, спасатели, курсанты ИВВАИУ, солдатысрочники — испытали шок. Причина одна — никто до конца не верил, что самолет может в одну секунду похоронить сотню человек, а с ними и свою репутацию одного из лучших лайнеров. Последний путь борта 85656 очень схоже рисует дорожный знак, установленный на федеральной трассе задолго до беды.
«Кажется, самолет е….»
Десять лет и шесть дней назад автор этих строк находился на дежурстве в качестве сотрудника пресс-центра областной противопожарной службы. Обычно люди, которым выпало работать в праздничные и послепраздничные дни где-то в душе надеются, что все пройдет спокойно. Говорят, иногда желания исполняются, однако третьего января 94-го случилось наоборот. Телефонистка, сидевшая за пультом 01 раз в десятый с утра подняла трубку, выслушала неизвестного респондента на том конце провода, выждала паузу, а потом произнесла: «Кажется самолет е……».
Спустя минуту-другую экипаж дежурной службы пожаротушения (ДСПТ) уже мчался в Мамоны. Увы, спасать здесь было некого. Рядом с корпусом полуразрушенной фермы дымилась ужасная смесь каких-то проводов, мельчайших кусочков алюминия и человеческой плоти. Как принято говорить, фрагменты тел пассажиров, сидевших в первом салоне были настолько малы, что опознать можно было только с помощью экспертизы ДНК. Силовики примчавшиеся на место катастрофы так оторопели, что не могли сообразить, а что же надо делать. Рядовые пожарные инстинктивно тушили небольшой очаг. Не было слез, охов. За всех подвывали ЗИЛы, монотонно подающие по стволам воду. Помнится, молоденький гаишник спросил: «А где самолет-то упал?»
Несколько человек одновременно показали в разные стороны: «Здесь — примерно первый салон. Там, на болоте, — второй и хвост. Останки людей всюду».
Пьянящий запах адской смеси: гари, нерастраченного топлива, человеческой плоти и, кажется, самой смерти, пьянил людей. Возможно, поэтому спустя какое-то время охочие до сенсаций коллеги с чьих-то слов напишут: мол, хорошо было пожарным — выпил и снова работай. Сами бойцы службы 01 только разводили руками: ну как повернулся язык такое сказать!
Военизированное и на тот момент самое боеспособное подразделение приняло на себя основной удар, ликвидируя последствия крушения.Всю ночь, а также следующий день тела погибших собирали по полю и возили в морг. От возможной эпидемии Иркутск оградил сильный мороз.
От специально созданной правительственной комиссии родственники, друзья, близкие погибших ждали серьезных выводов, сурового наказания виновных, может, быть какой-то компенсации. Хотя понятно, что никакие деньги не заменят родного человека. Ждали и по большому счету ничего не дождались. Комиссия признала, что экипаж сделал все, что мог, боролся до последних секунд. С большей долей вероятности назвали причину крушения, решили увековечить память невинно убиенных. Несколько бетонных плит назвали мемориалом. Казалось, что столица Восточной Сибири будет скорбить еще очень долго. Увы, этого не произошло. Обещанная в Мамонах часовня все еще значилась в проекте, как случилась новая беда.
Почти через три года кварталы Иркутска-2 оглушил рухнувший «Руслан». Военная техника стоимостью в сотни миллионов долларов ничто по сравнению с жизнью 72 человек, среди которых воспитанники детского дома. Людские уста еще не перестали интерпретировать жуткую информацию, как печальный рекорд поставил ТУ-154 М, разбившийся 3 июля 2001 года над Бурдаковкой. Провинциальный Иркутск прозвали городом падающих самолетов.
Разгильдяйство назовут человеческим фактором
Обычно перед специальной комиссией, расследующей причину беды, стоит непомерно тяжелая задача — найти стрелочника или бездушную железяку, погубившую машину и людей. Впрочем, со стопроцентной уверенностью причину вряд ли кто назовет. Заново составленный, насколько это возможно, из чудовищно искореженных пазлов самолет, восстановленные по миллиметрам записи разрушенных черных ящиков, архивы переговоров диспетчеров, свидетельства очевидцев все равно не дадут максимально полную картину. Поэтому обычно специалисты называют версии происшествия по степени вероятности. В небе над Иркутском пассажирскому лайнеру смертный приговор, согласно выводам комиссии, подписал крошечный кусок воздушного радиатора, отколовшийся от корпуса вследствие перепада температур. Стартер второго двигателя пошел вразнос, и у летчиков едва хватило времени отвести борт от жилых кварталов.
Возможно, задолго до падения, еще на земле кто-то из техников просмотрел неполадку, не просчитал ее, технарь чином повыше продлил моторесурс двигателю. Возможно, заводской ОТК не разглядел брачок в изделии. Все возможно.
Причиной гибели гигантского «Руслана», возможно, стало некачественное топливо, замерзшее в трубках. Махине не хватило мощи взмыть в небо. Небесный тяжеловоз мог разбежаться и взлететь в другую сторону от Иркутска, тогда жертв было бы меньше. Однако грузовой борт, набитый новенькими истребителями, получил добро на взлет над городскими кварталами…
Перегруженный китайскими шмотками ИЛ-76 в июле 99-го подвел утренний редкий воздух.Бывшие соотечественники сдуру запустили ракету в пассажирский самолет, пролетающий над Черным морем. Военные незалежной Украины долго отрицали свою причастность к крушению, пока их не ткнули носом в фрагменты фюзеляжа, продырявленные снарядом. В небе над Швейцарией два лайнера лоб в лоб свел уснувший диспетчер.Можно обобщить, что основной причиной иркутских авиакатастроф, да и не только их, стало обычное разгильдяйство, которое, как и преступность, не имеет национальности и границ. Правда, эксперты с некоторых пор стали применять удобоваримый и устраивающий абсолютное большинство термин «человеческий фактор». Понимаете, виноват не Петров, Иванов или Сидоров, а человеческий фактор. Попробуй осуди его.
Авиакатастрофы в Иркутске и Иркутской области. Читайте в Иркипедии:
- Авиакастрофа 9 февраля 1976 года под Иркутском
- Авиакастрофа 1976 года: свидетельство бортпроводницы Галины Ушаковой
- Катастрофа Ту-154 под Иркутском 3 января 1994 года
- Катастрофа Ту-154 под Иркутском: свидетельства из первых уст
- Катастрофа аэробуса А310 в Иркутске
- Катастрофа Ан-124 в Иркутске 6 декабря 1997 года
- Крушение «Руслана»: память о трагедии
- Авиакатастрофа А310 в Иркутске 9 июля 2006 года
- Катастрофа Bell 407 на Байкале 10 мая 2009 года
Смерть с небес. В Иркутске вспоминают страшную катастрофу 1997 года | ОБЩЕСТВО
Ровно 20 лет прошло со дня трагического падения самолета Ан-124 на жилой дом в Иркутске. Жители дома №45 по улице Гражданской в этот субботний день занимались своими привычными делами: кто-то смотрел телевизор, кто-то хлопотал на кухне. Родители и дети планировали выходные, а во дворе в это время гуляли ребята из стоящего по соседству детского дома №1.
Ан-124 «Руслан» – это тяжелый транспортный перевозчик грузоподъемностью 120 тонн. 6 декабря он должен был вылететь с аэродрома Иркутского авиационного завода для перевозки во Вьетнам двух истребителей Су-27, собранных на заводе.
6 декабря 1997 года в 14.42 по местному времени, «Руслан», не сумев набрать высоту, рухнул прямо на жилой район городка авиастроителей в Иркутске.
От огромного самолета осталась лишь хвостовая часть. Фото: Из личного архива/ Борис ХлебниковО событиях того дня вспоминает Игорь Петрович Уткин, подполковник внутренней службы, заместитель начальника 2-го отряда противопожарной службы г. Иркутска:
Игорь Уткин |
«В этот день я, как командир отдельного отряда МЧС, вышел на дежурство в составе группы, сопровождавшей данный рейс. Я лично был на аэродроме при взлете «Руслана». То, что с самолетом что-то не так, стало понятно сразу. Было видно, что он не может набрать высоту. Все произошло очень быстро, в считанные секунды. Когда «Руслан» начал снижаться, мы уже понимали, что местом падения станет жилой массив».
К месту катастрофы отрядам МЧС удалось добраться быстро. Глазам спасателей предстала жуткая картина: развалившийся самолет повредил сразу несколько деревянных бараков, горела часть детского дома №1, огромный хвост воздушного судна примял пятиэтажку. Но самое страшное зрелище являл собой дом №45, полностью охваченный огнем.
Ликвидация пожара. Фото: Из личного архива/ Борис Хлебников«После падения начался страшный пожар, — продолжает Игорь Уткин. – Баки «Руслана были залиты под завязку, это почти две железнодорожные цистерны. От удара авиационное топливо выплеснулось, пожар вспыхнул мгновенно с огромной силой. Люди, попавшие под огненную волну, погибли в считанные секунды».
К моменту прибытия пожарных расчетов, уцелевшие люди метались на балконах и в открытых окнах, было понятно, что паника и огонь толкает их наружу, еще несколько минут, и кто-то мог бы выпрыгнуть. Пожарным пришлось разворачивать легкие лестницы и снимать людей прямо с горящих балконов.
«Конечно ситуация была очень тяжелой психологически. В сорок пятом доме жила семья одного из наших сотрудников. В момент катастрофы в квартире находился его младший брат, который сидел за столом и делал уроки. Мы застали его в этой позе в сгоревшей квартире. Мальчик ничего не успел понять, даже вскочить», — рассказывает Игорь Уткин.
Дом №45 по улице Гражданской. Фото: Иркипедия.ру/ Борис Слепнёв«Моя семья по сей день живет в общежитии, окна которого выходят на то самое место, где рухнул самолет, — вспоминает Наталья Бочкарникова. – В тот день я, уставшая, пришла с работы. Помню, увидела в окно летящий низко самолет и даже успела крикнуть сыну, чтоб отошел от окна подальше. Затем все было как во сне… Я выскочила во двор, там было уже полно людей, сорок пятый дом был в каком-то густом тумане и огне, и оттуда к нам навстречу выбегали горящие люди. Мы их располагали в своих комнатах, приводили в чувство, оказывали медицинскую помощь. До сих пор все стоит перед глазами».
Тушение горящего топлива и завалов продолжалось больше полутора суток. Все это время пожарных поддерживали жители района. Несмотря на двойное оцепление мета катастрофы, горожане умудрялись проносить спасателям чай и бутерброды.
«Мы с друзьями хотели хоть чем-то помочь, — рассказывает иркутянин Андрей Николаев, — Тогда мы еще точно не знали, что произошло и что горит, просто шли на зарево. В итоге вышли прямо на пожар. Горели дома и припаркованные рядом машины. Спасатели несли раненых. Страшно было увидеть, как погибших людей складывали перед зданием школы, которая к месту трагедии была очень близко. Помощи от нас, конечно, не получилось, просто не пустили. На месте и без нас работало огромное количество курсантов, пожарная служба, милиция. Через оцепление обычные люди передавали чай, булочки, пирожки какие-то. Многие плакали. Поразило чувство необыкновенного единства. Беда сплотила».
Сгоревшие автомобили. Фото: Из личного архива/ Борис ХлебниковВо время катастрофы и пожара погибло 72 человека. Из них 23 члена экипажа и 49 иркутян, в том числе 14 детей. Свидетели рассказывают, что в этот день в доме №45 намечалась свадьба. С утра на двери подъезда висел разноцветный плакат «Тили-тили, тесто. Здесь живет невеста». Молодожены выехали буквально за несколько минут до падения самолета, но в квартире осталось большое количество их гостей.
«Было ощущение нереальности происходящего. Такое чувство, что ты попал в фильм ужасов, — вспоминает жительница городка авиастроителей Наталья Пушкарева. – На этом пожаре погибло несколько моих друзей. Были и такие, кто чудом избежал гибели. Просто отправился по делам за минуту до катастрофы и свернул за угол дома. Один из наших друзей погиб в своей квартире вместе с ребенком. Их нашли в кресле, сидящих в обнимку».
Пожарные работали на холоде, не замечая его. Фото: Иркипедия.ру/ Борис СлепнёвВ Детском доме №1 на момент катастрофы находилось всего несколько детей. Кто-то отправился в Дом детского творчества, кто-то в бассейн и на каток. В пятой группе осталось всего три девочки и их воспитательница, которая за 15 минут до трагедии привела в группу сына Макара. Как позже вспоминали работники учреждения, огонь буквально воровался в помещение, Макар вспыхнул как свечка, горели и другие дети.
В это самое время на детской площадке очень близко к 45-му дому играли воспитанницы детского дома Яна Потанина и Люда Шашкина. Девочек хватились лишь к вечеру, когда всех детдомовских ребят перевезли в 13-й интернат. Директор детского дома Галина Крюкова и ее сотрудники долго бродили близ оцепления, расспрашивали пожарных. Ночью женщину вызвали на опознание. Тела девочек обгорели так сильно, что уменьшились до 70-80 сантиметров.
Ровно через пять дней в иркутской больнице скончалась 15-летняя Аня Зернис, пострадавшая при пожаре в группе. Макара Милешко доставили самолетом в Москву, но спасти его жизнь не удалось, он умер в середине января 1998 года.
Сергей Шойгу на месте катастрофы. Фото: Иркипедия.ру/ Борис СлепнёвВиновные не названы
Расследование причин аварии породило множество вопросов. Однозначно ответить, почему упал «Руслан», не получилось. При пожаре почти полностью выгорели «черные ящики» и информацию переговоров экипажа восстановить не удалось. Известно, что у самолета отказали сразу три двигателя, поэтому судну не удалось подняться в воздух выше, чем на 66 метров. Некоторые специалисты считают, что это произошло из-за чрезмерной загрузки самолета. В материалах дела есть ссылка и на возможные проблемы двигателей Д-18Т, которые производила украинская компания ОАО «Мотор Сич». Эти агрегаты, по всей видимости, имели проблемы с газодинамической устойчивостью, особенно на больших углах атаки.
Вполне вероятно, что причиной падения «Руслана» мог стать и сбой бортового компьютера.
Фотохроника авиакатастрофы 6 декабря 1997 года в Иркутске | Фотогалерея
Фотохроника авиакатастрофы 6 декабря 1997 года в Иркутске | Фотогалерея
Министр МЧС Сергей Шойгу, который, кстати, лично руководил ликвидацией последствий катастрофы, выразил мнение, что экипаж не виноват в падении самолета. Пилоты были более чем опытные, командир корабля Владимир Федоров имел 2800 часов налета, 110 из них он налетал в 1997 году. Второй пилот Владимир Иванов провел в воздухе 4020 часов, из них 240 часов в 1997 году.
Некоторые из жителей поселка авиастроителей уверены, что пилоты не разогрели двигатели и топливо, именно поэтому самолет не смог набрать высоту. Многие свидетели утверждают, что жертв было бы куда больше, если бы самолет пролетел еще несколько метров и упал на более густо застроенную территорию.
Самую невероятную версию трагедии выдвинул писатель Андрей Таманцев в своем романе «Угол атаки». В основе сюжета – происки американских спецлужб, которые якобы пытались заполучить крупные контракты по поставкам боевых самолетов.
Память о трагедии
Дом №45 по улице Гражданской и четыре деревянных многоквартирных барака снесли сразу после трагедии. Почти 70 семей, оставшихся без крова, пришлось переселить. Спустя несколько месяцев на месте, где погибли люди, началось строительство церкви Рождества Христова.
Храм Рождества Христова. Фото: Из личного архива/ Роман СизыхСветлый, высокий храм открыл свои двери уже в октябре 1999 года. В фундамент храма заложили капсулу с воспоминаниями людей, которые потеряли в авиакатастрофе близких. Рядом с церковью установлен мемориал, где в камне увековечены имена всех погибших. Украшают мемориал 72 хромированных подсвечника, по числу жертв.
Мемориал погибшим в авиакатастрофе. Фото: Из личного архива/ Роман СизыхДетский дом тоже реконструировали в 1999 году. Место катастрофы стало одним из духовных центров городка авиастроителей, ежегодно в день памяти трагедии здесь проходят митинги и литургии.
Редакция выражает признательность за предоставленные фотоматериалы Борису Хлебникову и Борису Слепнёву, а также всем, кто поделился с нами своими воспоминаниями. Выражаем благодарность пресс-службе регионального МЧС за сотрудничество.
Ушли на взлете: Об авиакатастрофе 1976 года почти ничего не известно | ОБЩЕСТВО
Трагедия случилась в профессиональный праздник работников гражданской авиации. Но это не главная «злодейская шутка». «Скорая помощь», которая везла пострадавших в больницу, попала в аварию, и те, кто не погиб в самолёте, скончались на месте ДТП. О катастрофе в советской прессе не написали ни строчки, ведь тогда не придавали огласке такие вещи, лишь «Голос Америки» сообщил о трагедии через несколько дней. А потом о происшествии как-то не вспоминали. Но до сих пор не забывают об этом те, кто чудом уцелел в том 76-м.
Выжившие
Галина Ушакова |
Бортпроводница Галина Ушакова — единственный выживший член экипажа рокового рейса 3739 «Аэрофлота». 9 февраля в одну минуту она потеряла одиннадцать коллег. Они похоронены на Радищевском кладбище, на их памятниках указано: «Трагически погиб». Каждый год — все сорок лет — в свой профессиональный праздник иркутские авиаторы приносят цветы на их могилы.
Галине Алексеевне тогда исполнился 31 год, за плечами — почти 11 лет работы в авиации. Она не должна была лететь злополучным рейсом, но пришлось подменить коллегу. Говорит, что никаких предчувствий не ощущала, беды ничто не предвещало, всё шло своим чередом: бортмеханик готовил самолёт, бортпроводники загружали багаж, принимали питание, рассаживали пассажиров, которых, по словам моей собеседницы, оказалось 100 человек. 99 заняли пассажирские кресла, а одного взяли до Новосибирска, усадив на диванчик. В 8 часов 14 минут начали взлетать.
Фото: АиФ— У меня пуговичка отлетела, и я зашла в закуток, чтобы пришить, вдёрнула нитку в иголку, положила на стол, а когда пиджак снимала, смахнула. Наклонилась — и в это время грохот… Я услышала крики… и потеряла сознание, — вспоминает Галина Алексеевна. — Очнулась в обломках, увидела спасателя, попросила его помочь мне освободить застрявшую ногу и опять потеряла сознание. Второй раз очнулась, когда меня вытащили из обломков, а потом уже только в больнице пришла в себя.
Анатолий Засядко |
Галина Алексеевна помнит, что на часах было 8.17, когда всё произошло. Самолёт рухнул сразу после взлёта, но с какой высоты — точной информации об этом нет, по крайней мере — в открытых источниках. В одних указано, что лайнер упал с 30 метров, в других — с 80, в третьих — примерно с 200 метров. Пассажир того рейса Анатолий Засядко, которого нам удалось найти, вспоминает, что когда смотрел на землю из иллюминатора, деревья были размером со спичечный коробок, значит, высота, по его мнению, была уже в несколько сотен метров.
Анатолий Алексеевич, в ту пору молодой преподаватель политехнического института, а ныне профессору ИРНИТУ, летел тем рейсом в Ленинград. Ему удалось спастись одному из первых вместе с другом. Он до сих пор помнит номер ряда — 17-й, в котором сидел. Это почти в конце салона.«Когда фюзеляж разрушился, образовалось открытое пространство — выход в поле, моё сидение как раз подъехало к этому разлому, ремень отстегнулся, и силой инерции меня вытолкнуло наружу, — рассказывает Анатолий Алексеевич. — Когда выскочили, самолёт лежал, одно шасси было оторвано, крыло потеряно, фюзеляж разрушен, двигатель дымился. Страшная картина, от которой мы с другом хотели убежать быстрее и дальше».
В 2011 году, когда исполнилось 35 лет со дня катастрофы, в нашу редакцию пришло письмо от пассажира того рейса Виктора Червонина. Он писал, что в год трагедии ему было 36 лет. Считает, что его жизнь спасла бортпроводница Галина Ушакова. «Помню, я не успел пристегнуться и она, проходя из кабины пилота, сказала мне обязательно пристегнуть ремень. Возможно, это и помогло спастись, — писал Виктор Михайлович. — Ещё тогда остался в живых молодой мужчина — школьный учитель из Харика. Среди уцелевших точно была и молодая девушка, спортсменка. Она, кажется, занималась конькобежным спортом и прилетала в Иркутск на какие-то соревнования. Она получила травму позвоночника, и когда собиралась улетать домой, заходила к нам в палату попрощаться. Возможно, кроме нас был ещё кто-то спасшийся в аварии. О тех событиях до сих пор мы знаем слишком мало…»Судьба или случай?
Действительно, сведения о катастрофе весьма скудные. Расходятся данные о числе погибших — официально их значится 24, но так же есть информация, что не выжили 70 человек. Достоверно известно лишь, что едва самолёт оторвался от полосы и поднялся в воздух — его накренило. Говорят — пилоты изо всех сил рвали штурвал, чтобы выровнять судно. На вскрытии потом увидели, что у них порваны сухожилия. Известно, что упавшую машину ещё тащило по земле и что пилоты успели отключить топливную систему, иначе бы начался пожар и живых вообще могло не остаться.Анатолий Засядко считает себя материалистом и своё спасение в страшной катастрофе называет случаем. А вот Галина Ушакова, напротив, уверена, что это судьба. Для неё тот рейс стал последним в профессиональной деятельности: по состоянию здоровья её списали с лётной работы. В больнице она пролежала три месяца, в целом на лечение ушло больше трёх лет. А ведь сначала её даже считали погибшей. Дело в том, что в самолёте оказались три женщины с фамилией Ушакова, и одну из них, которая погибла, перепутали со стюардессой…
Людмила Лаврененко |
Подруга Галины Алексеевны — Людмила Лаврененко, тоже бывшая бортпроводница, вспоминает, как искала пострадавшую в клинике:
— Она была в реанимации, меня не пускали туда. А один дядечка — то ли санитар, то ли кто ещё — дал халат, я накинула его, бросила под какой-то диван свои сапожонки и босиком пробежала к ней. Вот так — по-партизански. Когда Галину увидела, мне дурно стало — вся замотана, голова перевязана, нога одна подвязана. А погибший в этой катастрофе командир экипажа Иван Свистунов был хорошим другом моего отца, я тогда впервые видела у папы слёзы на глазах.
В обществе есть мнение, что иркутский аэропорт — это некая аномальная зона, поэтому здесь так часто происходят авиационные катастрофы. Однако ни Галина Ушакова, ни Людмила Лаврененко такую точку зрения не разделяют. Они считают, что у каждой трагедии есть вполне объяснимые причины. Другое дело, что сообщают о них не всегда. Официально причинами катастрофы 1976 года объявлены несимметричная заправка самолёта топливом и ошибки экипажа при взлёте, но участники тех событий считают, что нам так и не сказали, из-за чего же на самом деле упал Ту-104. И мы можем об этом только догадываться.
Катастрофы пассажирских самолётов в Иркутске:
31 декабря 1954 года при взлёте разбился Ил-14 компании «Аэрофлот», выполнявший рейс из Пекина на Кипр. Погибли 17 человек.
13 июля 1963 года в 2 км от взлётно-посадочной полосы упал Ту-104Б «Аэрофлота». Погибли 33 человека. Сообщалось, что на борту были сотрудники посольства Албании в Китае. А 25 июля 1971 года такой же самолёт жёстко приземлился и загорелся, погибли 97 человек.
3 января 1994 года у Ту-154М авиакомпании «Байкал» после взлёта загорелся двигатель, судно потеряло управляемость и упало в посёлке Мамоны. Погибли 116 пассажиров, девять членов экипажа и один человек, который был на земле.
На месте авиакатастрофы в поселке Мамоны в 1994 году Фото: Из личного архива/ Э. Брюханенко4 июля 2001 года разбился Ту-154М авиакомпании «Владивосток-Авиа», жертвами стали 136 пассажиров и девять членов экипажа.
9 июля 2006 года аэробус А-310 авиакомпании «Сибирь» после посадки выкатился за пределы полосы, врезался в постройки и загорелся. Погибли 125 человек.
Смотрите также:
Похороны погибших в авиакатастрофе под Иркутском пройдут 31 декабря
https://ria.ru/20131228/987002417.html
Похороны погибших в авиакатастрофе под Иркутском пройдут 31 декабря
Похороны погибших в авиакатастрофе под Иркутском пройдут 31 декабря
Грузовой самолет Ан-12 Иркутского авиазавода, летевший из Новосибирска, вечером 26 декабря упал на военные склады под Иркутском. На борту лайнера находились девять человек — жителей Иркутской области, все они погибли.
2013-12-28T13:40
2013-12-28T13:40
2020-03-01T20:13
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn21.img.ria.ru/images/sharing/article/987002417.jpg?9866766921583082814
россия
сибирский фо
европа
весь мир
новосибирская область
иркутская область
новосибирск
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2013
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn24.img.ria.ru/images/_0:0:0:0_1920x0_80_0_0_b5a55258a76b40a387e46c0323fefdf4.РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
россия, иркут (корпорация), сибирский фо, европа, весь мир, новосибирская область, иркутская область, новосибирск, крушение ан-12 под иркутском, общество
13:40 28.12.2013 (обновлено: 20:13 01.03.2020)Грузовой самолет Ан-12 Иркутского авиазавода, летевший из Новосибирска, вечером 26 декабря упал на военные склады под Иркутском. На борту лайнера находились девять человек — жителей Иркутской области, все они погибли.
Три крупнейшие авиакатастрофы в новейшей истории России произошли в Иркутске
Авиакатастрофа. Фото: Пресс-служба ГУ МЧС по Иркутской области
Самые страшные крушения пришлись на июль 2001 и 2006 годов (ФОТО, ВИДЕО)
Иркутск зачастую называют городом падающих самолетов. Три самые страшные катастрофы пришлись на 1994, 2001 и 2006 годы, когда погибли 125, 144 и 124 человека соответственно. Крушения самолетов авиакомпаний «Байкал», «Сибирь» и «Владавиа» входят в число крупнейших в новейшей истории России. Хронологию трагических событий представляет ИА IrkutskMedia.
Аэропорт «Иркутск» расположен в черте города и самолеты взлетают и садятся над жилыми домами. В последние три года активно обсуждается реконструкция аэровокзала и его вынос за черту города. Не последнюю роль в этом обсуждении играет финансовый вопрос: реконструкция аэропорта обойдется дешевле, чем строительство нового комплекса. В апреле 2015 года аэропорт «Иркутск» перешел в собственность области. После этого региональные власти начали переговоры с Ростехом, Роснефтью и еще рядом крупных компаний об инвестициях в реконструкцию аэропорта. Новый губернатор Иркутской области Сергей Левченко не отказывается от планов по реконструкции авиаузла, однако настаивает на том, что аэропорт должен быть вынесен за черту города.
3 января 1994 года пассажирский самолет Ту-154М — регистрационный номер RA-85656 — российской авиакомпании «Байкал», выполнявший регулярный рейс по маршруту Иркутск — Москва, потерпел крушение через 12 минут после взлета. Как передавал ТАСС, из-за пожара во втором двигателе отказали гидросистемы, лайнер потерял управление и на скорости порядка 500 км/ч врезался в строения молочной фермы в поселке Мамоны в 11 км от ВПП аэропорта Иркутск. Погибли все 125 человек, в том числе шестеро детей на борту и один человек на земле. Причиной пожара и катастрофы стало разрушение стартера двигателя из-за попадания под заслонку постороннего предмета, предположительно, осколка кожуха газосборника. Сигнализация «Опасные обороты стартера» сработала еще на земле, но экипаж посчитал сигнал ложным и принял ошибочное решение взлетать.
26 июля 1999 года грузовой самолет Ил-76ТД авиакомпании «Эльф-эйр» выполнял взлет с иркутского аэропорта в сторону Байкала, не смог набрать высоту, врезался в служебные постройки, проехал несколько сот метров и загорелся. Благодаря оперативным действиям спасательных служб аэропорта членов экипажа удалось извлечь из горящей кабины до распространения пожара в передней части самолета. Авария произошла рядом с историко-мемориальным кладбищем жертв массовых политических репрессий.
— Самолет упал в районе мемориала. Кроме того что он был перегружен, так еще и полностью заправлен топливом на взлете. Это создало нам большие сложности. Тушение очень долго проводилось, — вспоминает врио начальника второго отряда Федеральной противопожарной службы Иркутской области Игорь Уткин.
Расследованием аварии занималась комиссия Межгосударственного авиационного комитета. Наиболее вероятной причиной крушения была перегрузка самолета, однако полностью это доказать не удалось, так как значительная часть груза сгорела, а остальное намокло при тушении пожара.
4 июля 2001 года ночью на подлете к Иркутску разбился авиалайнер Ту-154 авиакомпании «Владивосток-авиа». Рейс следовал из Екатеринбурга во Владивосток с промежуточной посадкой в Иркутске. На борту самолета находились 144 пассажира и члена экипажа. Пилоты выполняли маневр разворота и захода на посадку, когда авиалайнер неожиданно развернуло на 180 градусов, самолет начал падать. По предварительному анализу траектории падения он должен был упасть на поселок Бурдаковка в 34-х км от Иркутска. Пилотам удалось увести машину в сторону. Ту-154 рухнул на лесную поляну в нескольких км от села.
Ту-154. Фото: Максим Шутов
На место происшествия из Иркутска немедленно вылетели на вертолете спасатели МЧС, из ближайших населенных пунктов прибыли пожарные расчеты. Но спасать было уже некого. Ту-154 от удара разлетелся на множество мелких обломков, сохранилась лишь хвостовая часть лайнера. На месте катастрофы работали более 200 спасателей, 50 единиц техники.
— Самолет упал в поле. На месте работали пожарные машины, пролили все, что осталось от самолета. Эвакуировать было некого. В разборе обломков наша экстренная служба не участвовала, — рассказал Игорь Уткин.
Была создана государственная комиссия, которая занималась расследованием катастрофы. В декабре 2001 года стала известна причина — ошибочные действия экипажа. При заходе на посадку экипаж не смог выдерживать установленную высоту в 850 метров. Чтобы исправить ошибку, второй пилот потянул штурвал на себя. Неправильные действия командира корабля лишь усугубили эту ситуацию, в результате самолет полностью потерял управление и разбился. Погибло 144 человека.
9 июля 2006 года пассажирский самолет Airbus A310 авиакомпании «Сибирь» (S7) выполнял рейс №778 Москва-Иркутск. Приземлившись на взлетно-посадочной полосе иркутского аэропорта в 07.42, лайнер не остановился, съехал на поле, пробил бетонное ограждение и врезался в гаражный кооператив, которая располагался в 280-ти метрах от «взлетки».
Airbus A310 . Фото: Пресс-служба ГУ МЧС по Иркутской области
В результате столкновения произошла частичная разгерметизация топливных баков и возгорание топлива под левой плоскостью крыла и центральной частью фюзеляжа на площади около 200 кв. метров. На борту А-310 находились 203 человека. На место трагедии в экстренном порядке выехали сотрудники МЧС, скорой помощи, милиции. Благодаря мерам, принятым личным составом пожарной охраны аэропорта и подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области, удалось защитить от огня заднюю часть фюзеляжа, эвакуировать 79 человек, не допустить загорания 13-ти тонн топлива в баках самолета. Личным составом было спасено 15 человек.
— Было очень много тел погибших. Работы велись в районе двух суток. Сама спасательная операция длилась первые 30 минут. Кто-то самостоятельно эвакуировался, кто-то — с помощью первых подразделений пожарной охраны. Сначала прибыла пожарная охрана аэропорта, которая постоянно там находится и обеспечивает безопасность взлета и посадки самолетов. В каждом аэропорту есть такая служба. На первоначальном этапе тушения было тяжело. Самолет находился не на посадочной полосе. Это была пересеченная местность, забор, гаражи. Были сложности в организации эвакуации и тушения. После этого мы доставали тела, разбирали обломки, проверяли гаражи. Много прогаров было, пассажирская палуба прогорела, совместилась с грузовой, до самой земли были прогары. На той авиакатастрофе работали опытные сотрудники, имеющие высокие офицерские звания, они потушили не один пожар и были задействованы в различных специфических операциях, — вспоминает Игорь Уткин.
Для проведения работ на месте авиакатастрофы привлекались 199 человек личного состава и 16 единиц техники ГУ МЧС по Иркутской области, 68 спасателей и 11 единиц техники Аварийно-спасательной службы региона, 35 курсантов и пять офицеров ВСИ МВД России, 15 бригад скорой помощи (60 человек), две бригады медицины катастроф (восемь человек).
На место авиакатастрофы прибыл министр транспорта РФ Игорь Левитин и полномочный представитель президента в СФО Анатолий Квашнин. Игорь Левитин возглавил правительственную комиссию по расследованию катастрофы.
В числе 124-х погибших также были дочь известного писателя Валентина Распутина Мария и начальник Управления ФСБ по Иркутской области Сергей Коряков. Патриарх Всея Руси Алексий Второй выразил соболезнования родным и близким погибших и пострадавших. Патриарх сообщил, что поручил Иркутскому архиепискому «проявить заботу и пасторское попечение о тех, кто нуждается в моральной и духовной поддержке в эти дни», сообщало «РИА Новости». 10 июля было объявлено днем траура в России.
В связи с авиакатастрофой было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта лицом в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанным соблюдать эти правила, если это деяние повлекло по неосторожности смерть двух или более лиц». Рассматривались все версии произошедшего, в том числе версия о неисправности оборудования и так называемый человеческий фактор. Прокуратурой Иркутской была создана оперативно-следственная бригада. На месте происшествия находились прокурор Иркутской области Анатолий Мерзляков, зампрокурора Максим Ершов и транспортный прокурор Александр Чубыкин. Генпрокурору РФ Юрию Чайке регулярно докладывали о ходе расследования, писало «РИА Новости».
Уголовное дело . Фото: Балашов Антон, PrimaMedia
Гражданская ответственность ОАО «Авиакомпания «Сибирь» (S7) перед третьими лицами, а также самолет А310, были застрахованы в ОСАО «Ингосстрах». Лимит гражданской ответственности авиакомпании перед третьими лицами, пассажирами, за груз, багаж (в соответствии со статьями 131, 133, 134 Воздушного кодекса РФ) составляет 300 млн долларов. Самолет также был застрахован «Ингосстрахом» (добровольное имущественное страхование «каско» воздушного судна), передавало «Интерфакс».
По результатам расследования Межгосударственного авиационного комитета (МАК) причиной катастрофы стали ошибочные и бесконтрольные действия экипажа.
«После приземления самолета командир воздушного судна при управлении реверсом правого двигателя непроизвольно и бесконтрольно переместил рычаг управления тягой левого двигателя, реверс которого был деактивирован», — говорится в сообщении МАК.
При отсутствии должного контроля и информирования со стороны второго пилота за параметрами работы двигателя экипаж не принял необходимых мер по переводу левого двигателя на малый газ или выключению двигателя, говорится в документе.
В июле 2007 года прокуратура Иркутской области завершила основной объем следственных действий по делу об авиакатастрофе.
«Основной объем следственных действий к настоящему времени выполнен, собраны доказательства, проведены осмотры, допрошены необходимые лица», — цитировало «РИА Новости» представителя прокуратуры.
По делу была назначена летно-техническая экспертиза, которая должна была дать ответы, кто виноват и в чьих действиях были нарушения. В связи с этим срок следствия по делу был продлен до 9 октября 2007 года.
В итоге в соответствии с заключением повторной комплексной летно-технической судебной экспертизы было установлено, что непосредственной причиной авиакатастрофы явилась нештатная работа систем управления самолета, их конструктивные недостатки, ошибки в разработке логики бортового компьютера, снижение эффективности торможения самолета на пробеге, также передавало «РИА Новости».
9 июля 2015 года память жертв авиакатастрофы почтили в аэропорту Иркутска. Руководители ОАО «Международный Аэропорт Иркутск» и авиакомпании «Сибирь» прибыли к мемориалу, установленному на месте катастрофы – со стороны улицы Можайского. Они возложили корзину с цветами, состоялась минута молчания. С самого утра цветы к мемориалу несли родственники погибших.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Со дня крушения лайнера Airbus A310 в Иркутске прошло девять лет
причин, описание событий, затронутых
Люди всегда мечтали летать. И только после изобретения авиастроения задуманное было реализовано. Однако, как и любые объекты, созданные на земле, самолеты и авиалайнеры подвержены гравитации, что означает, что они могут упасть, унеся десятки и сотни жизней. Одной из таких катастроф стала авиакатастрофа в Иркутске в 1997 году. Она повторялась в 2001 и 2006 годах. Об этих трагических событиях и их последствиях мы расскажем в этой статье.
Хронология событий авиакатастрофы в Иркутске 1997 года
6 декабря 1997 года в Иркутске произошла трагическая авария, связанная с катастрофой транспортного самолета Ан-124. Из краткой истории падения авиатранспорта нам известно следующее:
- самолет следовал по маршруту Москва-Иркутск-Владивосток-Камрань;
- на его борту находились 15 пассажиров и 8 членов экипажа;
- целью рейса была транспортировка двух 40-тонных истребителей, созданных на Иркутском авиационном заводе, во Вьетнам;
- Примерно через 3 секунды после поднятия самолета на пятиметровую высоту произошел выброс двигателя No.3 с последующим его отключением;
- ровно через 6 секунд после дальнейшего подъема авиатранспорта на высоту 22 метра двигатель №2 остановился;
- ровно через 2 секунды после подъема на высоту 66 метров остановился третий двигатель;
- работал только на одном двигателе, самолет пошел на снижение.
Из-за указанной неисправности и произошедшей авиакатастрофы (Иркутск, 1997 г.) самолет врезался в жилые дома. В результате авиакатастрофы все члены экипажа погибли, 45 человек проживали в разрушенных домах, более 70 семей лишились жилья.
В чем причина Иркутской катастрофы 1997 года?
Трагическое событие 1997 года вызвало огромный резонанс в прессе. Об этом говорили не только в России, но и далеко за ее пределами. Причем большинство представителей СМИ описали несколько возможных версий катастрофы, одна из которых — помпаж двух двигателей, а также отказ клапана на третьем моторе. Эта причина полностью совпадает с официальной версией специальной комиссии, расследующей инцидент и составляющей итоговый отчет о происшествии.Также упоминаются ошибки обслуживания.
Авиакатастрофа (Иркутск, 2001 г.): хронология событий
4 июля 2001 г. в Иркутске произошла авария с одним авиалайнером Ту-154М, следовавшим по маршруту Екатеринбург-Иркутск-Владивосток. По мнению экспертной комиссии, взлет из Екатеринбурга и подъем лайнера на высоту 10 100 метров прошел в плановом режиме, без явных нарушений.
Проблемы с управлением самолетом возникли в связи с тем, что пассажирский Ту-154М стал выходить на посадку в Иркутске.Произошел сбой электроники, самолет начал падать, попал в штопор, произошла авиакатастрофа (Иркутск, 2001). Самолет упал на землю, начал гореть и полностью разрушился.
Каковы причины Иркутской трагедии 2001 года?
По предварительным данным, причиной катастрофы стала паника со стороны членов экипажа, не сумевших вовремя распознать и нейтрализовать «сваливание в штопор самолета при заходе на посадку».«
По оценкам экспертов, экипаж был сильно истощен, так как в день аварии налетал около 20 953 часа и совершил более 11 387 полетов из цикла« взлет-посадка ». Такая необычайная судьба ждала этот мощный Ту-154 лайнер. Иркутск (авиакатастрофа) прервала жизнь 145 человек, в том числе 9 членов экипажа и 136 простых пассажиров.
Эта страшная катастрофа в 2006 году
9 июля 2006 года произошла третья Иркутская авария. На этот раз произошла катастрофа с участием Airbus A310-324, следовавший из Москвы в Иркутск.Из данных комиссии по расследованию авиационных происшествий известно, что в результате некорректных и необоснованных действий экипажа произошел случайный вывод одного из двигателей на взлетный режим.
В результате при посадке в аэропорту Иркутска самолет выкатился за взлетно-посадочную полосу и своевременно без торможения столкнулся с гаражным комплексом. Так, произошла новая авиакатастрофа (Иркутск, 2006 г.), в которой погибли 125 человек (в том числе 8 членов экипажа и 195 пассажиров), 63 человека получили травмы и травмы различной степени тяжести.
Расследование и плановое расследование
Халатность экипажа, приведшая к трагедии, вызвала массу негатива и возмущения общественности. В поисках причин и виновников аварии родственники погибшего штурмовали представительство авиакомпании «Сибирь» и неоднократно обращались за помощью в частные следственные органы.
То же расследование по выяснению причин катастрофы длилось ровно два года и пять месяцев. Общий объем материалов судебного разбирательства составил 55 томов.За это время было выдвинуто более 10 различных версий происшествия, проведено 339 судебных, 205 медицинских и 128 генетических экспертиз.
В результате расследования было объявлено о неправомерных и неконтролируемых действиях членов экипажа, совершенных при посадке воздушного судна. Это произошло в результате авиакатастрофы 2006 года (Иркутск).
Время для подвигов: бортпроводник Андрей
Несмотря на трагедию инцидента 2006 года, не все члены экипажа растерялись и запаниковали.Некоторые, наоборот, проявили свои лучшие героические качества. Так, авиакатастрофа в Иркутске превратила в настоящего героя одного из бортпроводников — Андрея Дьяконова.
По словам очевидцев, именно Андрей не потерял путевого времени от взрыва и возгорания правого борта лайнера. Согласно инструкции, он ногой выбил заевшую входную дверь и одного за другим начал выпускать пассажиров. Таким образом бортпроводнику удалось спасти жизни 30 человек.Однако сам Андрей не успел выпрыгнуть из горящей кабины самолета. Посмертно награжден орденом Мужества.
Подвиг бортпроводника Виктории Зильберштейн
Я не допустил крушения самолета в Иркутск и стюардессы Виктории Зильберштейн. Со слов очевидцев известно, что эта отважная 22-летняя девушка не только сама выбралась из-под рухнувшего, но и сумела вытащить через найденный аварийный выход и других пассажиров. Во время спасательной операции Виктория вывела 20 человек.
Сама стюардесса выжила, хотя получила травмы и сотрясение мозга. Девушка долго приходила в себя в роддоме. Склифосовский. После выписки она снова вернулась к своей профессии.
После полного расследования авиакатастрофы в Иркутске и объявления виновных Виктория была награждена медалью «Спешите творить добро», получила значок «За отвагу» и была удостоена еще нескольких званий и наград.
Авиакатастрофа Ту-104А Иркутск.1976
Дата крушения: ноября 09.02.1976, XNUMX
Время падения: 08:15
Страна аварии: СССР
Место крушения: Аэропорт Иркутск
Самолет Марка: Ту-104А
Регистрация ВС: CCCP42327
Название авиаперевозчика: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Восточно-Сибирское ВГА г. Иркутска
Рейс: 3739
Хронология событий:
Ту-104 РД №1 переправился за хвост Ту-154Б. Корейский экипаж почувствовал удары по летевшему самолету обломков. Позже при осмотре Ту-154Б были обнаружены повреждения правого борта и правой плоскости фюзеляжа. В результате снижения местности на 4,5-5 м за РД №1 Ту-104 30 м вылетел до второго столкновения с землей на расстоянии 232 м от места первого касания. В результате удара о землю фюзеляж начал разрушаться. Самолет остановился с МК = 206 градусов на расстоянии 322 м от точки первого касания (480 м от оси полосы и 80 м до траверса выходного конца с МК = 116 градусов).Фюзеляж распался на три части: от 25 до 32 шпангоутов (наибольшие повреждения), от 1 до 25 шпангоутов, от 32 до 76 шпангоутов. Ввиду того, что экипаж заблокировал пожарные краны, пожара не было. Погибли 7 членов экипажа и 8 пассажиров, в том числе сын летчика-десантника, находившийся в кабине летчиков на месте. В больницах с 9 по 16.02. Погибли 7 пассажиров и 2 члена экипажа. Стюардесса и 77 пассажиров получили различные травмы. 12 человек не пострадали.
Данные о потерпевших:
Всего на борту было 114 человек: 10 членов экипажа и 104 пассажиров.Всего погибли 24 человека: 9 экипажей, 15 пассажиров.
Подробная информация о аварии:
Этап полета: взлет
Определите причины авиакатастрофы: неизвестная причина.
Данные о самолете:
СамолетМарка: Ту-104А
ID самолета: CCCP42327
Страна регистрации воздушного судна: СССР
Дата выпуска ЛА: 26.11.1956
Серийный номер самолета: 66600201
Часы работы самолета: 22069
Циклы использования самолета: 10308
Двигатели: A 5210229 5530048 A
Данные полета:
Рейс: 3739
Тип тура: Регулярный пассажирский
Авиационная компания Аэрофлот (СССР)
Отделение: Восточно-Сибирское ВГА г. Иркутска
Страна, в которой была зарегистрирована авиационная компания: СССР
Вылет из: Иркутск
Прилет: Новосибирск (Толмачево)
Оригинал: Иркутск
Конечная точка: Ленинград (Пулково)
Дополнительная информация:
Информация об экипаже:
KBC Иван Уистлерс (умер)
второй пилот Анатолий Ф.Графенков (умер)
штурман Юрий Краноярцев (погиб)
штурман-стажер Дубровский Владимир (умер в больнице)
Бортинженер Коньшин Николай Ефимович (погиб)
Немецкий радист Фирстов Владимирович (погиб)
Летный инструктор Шабалин Ариада Леонидовна (погибла)
бортпроводников:
Нина Аксаментова (умерла)
Александр Сурков (умер в больнице)
Галина Ушакова (травма)
Авиакатастрофа Ил-14 близ аэропорта Иркутска.1956
Дата крушения: 18.11.1956 г.
г.Время крушения: 14:42
Страна крушения: СССР
Место крушения: Иркутская область, в районе аэропорта Иркутск
Тип ВС: Ил-14
Регистрация ВС: SSSRL5658
Название авиаперевозчика Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Иркутский авиаотряд
Хронология событий: Посадка была произведена с правого берега практически одновременно по всем трем точкам, оказав сильное воздействие.КВС увеличили до полного разгона двигателей и через несколько секунд сняли его. Самолет, отделившись, через 30 м снова приземлился на три точки. После пробега 34 м он снова отделился. Третье касание — с левого берега через 935 м. Ввиду сильного удара о землю передних и левых колес разрушились стойки шасси. Самолет ударился о землю винтом правого двигателя, двигателем и левым самолетом. В 1550 м от полосы в конце разбега самолет с забором (деревянный забор высотой 1,5 м) столкнулся с радиопеленгатором, разрушив его и повернув налево на 120 градусов.Пробег 210 м. Данные о пострадавших: Всего на борту было 5 человек: 4 члена экипажа и 1 пассажиров. Всего погибло 5 человек: 4 экипажа, 1 пассажир. Подробная информация о аварии:
Данные на самолете:
- Самолет
Марка: Ил-14
Номер самолета: СССР-L5658
Страна регистрации воздушного судна: СССР
Дата выпуска ЛА: 02.10.1956
Серийный номер ВС: 146000942
Часы ВС: 29
Данные полета:
Тип тура: Паром
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Восточно-Сибирское территориальное управление ГВФ, Иркутский авиаотряд
Страна, в которой была зарегистрирована авиационная компания: СССР
Вылет из: Новосибирск (Север)
Прилет: Иркутск
Оригинал: Москва (Внуково)
Конечная точка: Иркутск
Дополнительная информация: Информация об экипаже:
KBC Филипп И.Шаров
второй пилот Виноградов Ефимов
слесарь Арахмат Момедович Кахрамон
радист Николай Петряшов
9 погибших в результате крушения российского транспортного самолета в Сибири — RT World News
Российский грузовой самолет Ан-12 разбился возле сибирского города Иркутска. По данным МЧС, ни один из девяти человек на борту не выжил.
Спасатели работали на месте крушения, восстанавливались. тела от крушения самолета, МЧС сказал официальный представитель региона.Министерство также подняло количество человек, находившихся на борту Ан-12, до девяти, Как сообщает ИТАР-ТАСС, заявив, что в сопровождении трех человек экипаж из шести человек.
Сообщается, что шесть из девяти тел жертв крушения выздоровел. Ни одного регистратора полетных данных пока не обнаружено, сообщил источник в правоохранительных органах.
Самолет перебрасывали с авиазавода в г. Новосибирск на другой такой завод под Иркутском, авиационный. сообщил источник после первых сообщений о катастрофе.
Ан-12 не перевозил пассажиров и грузы, добавил источник, заявив, что самолет использовался для «экспериментальная авиация».
«Ан-12 зашел на посадку на малой высоте и задел здания военного депо в 10 км от высадки полосу, после чего разбилась », — сообщил источник в правоохранительных органах. сказал агентству.
Пролитое топливо из самолета вызвало пожар, но пламя было незамедлительно взяты под контроль пожарными, согласно Источник РИА Новости в правоохранительных органах.
На военном складе пострадавших не было. самолет разбился.
Разбитый Ан-12 обычно использовался для перевозки запасные части самолетов между Иркутском авиаремонтом завод и Новосибирское авиационное производственное объединение (НАПО), Об этом сообщил ИТАР-ТАСС источник в НАПО. Грузовой самолет разбился при посадке на аэродроме Иркутского завода, воздушное Об этом агентству сообщил источник в ДУ.
Минпромторг России уже запустил Как сообщили «Интерфаксу» в ведомстве, расследование происшествия.
Самолет типа Антонов Ан-12 впервые поступил на вооружение в Советский Союз в 1966 году. Самолет способен перевозить до 20 человек. тонн груза и может разместить до 14 пассажиров между полетная палуба и грузовой отсек.
Производство самолета было остановлено в 1973 году после Советского Союза. произведено более 850 гражданских и военных моделей, экспортировано сотни.
Ан-12 сейчас считается устаревшим, и ВВС России ищет замену.
Место крушения самолета Ан-124 «Руслан»
Россия / Иркутск / Иркутск Мир / Россия / Иркутск / Иркутск , 3 км от центра (Иркутск) Мир / Россия / Иркутскневидимый , место крушения самолета
Ближайшие города:
Координаты: 52 ° 21’2 «N 104 ° 12’47» E
- 479 км
- 862 км
- 1613 км
- 1796 км
- 1835 км
- 2051 км
- 2121 км
- 2156 км
- 2195 км
- 2219 км
Последний раз статья была изменена 11 лет назад
.