Девять российских авиаперевозчиков прекратили полеты в 2022 году
- Бизнес
- Сергей Мингазов Редакция Forbes
Девять авиакомпаний за 2022 год прекратили полеты в России, у четырех из них Росавиация приостановила сертификат эксплуатанта. Эксперты ожидали ухода авиакомпаний в сегментах грузовой, чартерной и деловой авиации, но положение крупных пассажирских авиакомпаний оценивают как устойчивое. В предыдущие пять лет было пять случаев прекращения полетов с отзывом сертификата
Сертификат эксплуатанта выдается Росавиацией, это основной документ авиакомпании. После аннулирования он не восстанавливается. В большинстве случаев приостановка сертификата заканчивается аннулированием. Три сертификата 2022 году были остановлены по заявлению самих авиаперевозчиков, из-за санкций. Это SkyGates, «Камчатка» и «Роствертол Авиа».
Материал по теме
Два Boeing 747 авиакомпании SkyGates (занимала третье место по объему грузоперевозок в России) теперь эксплуатируются в Азербайджане Silk Way West Airlines, сертификат приостановлен по заявлению компании в марте. О прекращении работы в мае объявила «Камчатка», ей производитель из США отказал в поставке трех самолетов Cessna Grand Caravan. Принадлежавшая до 2022 года «Вертолетам России» «Роствертол Авиа» в 2010 году получала сертификат для пассажирских и грузовых перевозок на Ми-2, но подала заявление о приостановке в прошлом году, оставшись с единственным вертолетом. По словам источника в «Ростехе», в конце 2022 года компания была продана частному собственнику.
Перевозки не смог начать петербургский «Быстролет», принадлежащий выходцу из крупной белгородской фермерской сети «Зеленая долина» Александру Евтухову. Компания под брендом FlyFast планировала летать на джетах Hawker Beechcraft, в ноябре 2022 года Росавиация приостановила сертификат из-за отсутствия самолетов. Банкротящей калининградской авиакомпании «Скол» в середине 2021 года Росавиация запретила эксплуатировать 30 вертолетов и пять легкомоторных L-410 из-за долгов перед ГТЛК.
Материал по теме
Еще три перевозчика сохраняют свои сертификаты, но остановили полеты из-за санкций: это связанная с Coral Travel чартерная авиакомпания Royal Flight, бизнес-оператор «Сириус Аэро» и два входящих в ГК «Волга-Днепр» грузовых перевозчика — «Атран» и AirBridgeCargo. Источник газеты в экспертном сообществе отметил, что российский рынок «уже достаточно уплотнен». Эксперт напомнил, что в начале «нулевых» в России насчитывалось более 300 коммерческих авиакомпаний. Сейчас в реестре их 114, а две трети пассажиропотока обеспечивает топ-5 авиаперевозчиков.
В дальнейшем, по словам собеседника, ожидается официальный уход с рынка уже остановившихся компаний и небольших региональных перевозчиков, которым «придется ликвидироваться или переходить под крыло более крупных конкурентов». Главный редактор портала frequentflyers.ru Илья Шатилин сказал, что уход игроков в грузовом и деловом сегментах авиации был ожидаем. По его оценке, Royal Flight вряд ли будет способен вернуться на рынок.
Материал по теме
Авиакомпании России
ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» — самая крупная российская авиакомпания.
Штаб-квартира Аэрофлота находится в г. Москве, а порт прописки размещается в аэропорту «Шереметьево».Подробнее…
«ТРАНСАЭРО» — авиакомпания, занимающая второе место в России по количеству перевозимых пассажиров в год и размеру флота. Порт приписки TRANSAERO — московский аэропорт «Домодедово». Подробнее…
Utair (ЮТэйр) — холдинг российских и зарубежных авиакомпаний, включающий в себя ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», ООО «ЮТэйр-Экспресс», «ЮТэйр — Карго» и «ЮТэйр — Украина». Подробнее…
S7 Airlines, известная раннее под названием «Сибирь», завершает список из трех самых крупных авиакомпании России. Порт прописки S7 — новосибирский аэропорт «Толмачево».Подробнее…
«Авиакомпания Россия» — дочернее предприятие ОАО «Аэрофлот» (принадлежит 75% акций). Деятельность компании, преимущественно, осуществляется в Северо-Западном регионе РФ. Подробнее…
«Уральские авиалинии» — авиакомпания, которая уверенно входит в 10 крупнейших а/к России. Главный офис расположен в Екатеринбурге, там же находится аэропорт приписки — «Кольцово». Подробнее…
ORENAIR, «Оренбургские авиалинии» — авиакомпания России, аэропорт прописки которой находится в городе Оренбург. Orenair является дочерней компанией «Аэрофлота», которому принадлежит 100% акций а/к.
Основным направлением деятельности компании являются регулярные и чартерные перевозки пассажиров и багажа, а так же, обслуживание собственных и транзитных самолетов. Подробнее…
Авиакомпания “Nordwind” основана в 2008 году. Порт приписки – московский аэропорт “Шереметьево”. Имеет лицензию на выполнение пассажирских перевозок, как международная чартерная авиакомпания.
Основная сфера деятельности и специализация – чартерные рейсы из Москвы и других городов России в страны Европы и на популярные мировые курорты (Египет, Тайланд, Тунис, Индия и другие). Подробнее…
Авиакомпания “ВИМ Airlines” была образована в 2002 году. Изначально VIM специализировалась на чартерных и сезонных рейсах и доля регулярных рейсов не превышала 30%.
Однако, в последнее время, вектор развития компании сместился в сторону регулярных пассажироперевозок. Подробнее…
В 2011 году компания преодолела порог в 1 миллион пассажиров в год и вошла в десятку крупнейших авиакомпаний России. Флот насчитывает около 20 самолетов. Подробнее…
Эта северная а/к России осуществляет перелеты из крупных сибирских городов Новосибирска, Норильска и Красноярска и других. Флот насчитывает 15 самолетов. Подробнее…
Российская региональная авиакомпания “Нордавиа” базируется в городе Архангельск. Сейчас 100% акций принадлежат “Норильскому Никелю”. Маршрутная сеть авиакомпании насчитывает 14 городов, которых связывает более 25 рейсов. Подробнее…
«Владивосток Авиа» — крупнейший региональный авиаперевочик Дальнего востока России. Порт приписки — аэропорт «Артем», город Владивосток. Парк самолетов насчитывает 12 воздушных судов. Подробнее…
Red Wings Airlines — российская авиакомпания, выполняющая как регулярные, так и чартерные рейсы. Порт приписки — московский аэропорт Внуково. Пассажирский флот насчитывает 7 самолетов. Подробнее…
«Донавиа» это авиакомпания, которая базируется на юге России, в городе Ростов-на-Дону. Там же находится порт приписки.
По сути, это дочерняя компания «Аэрофлота», Подробнее…
ГазпромАвия была создана в 1995 году компанией “Газпром”, для осуществления пассажирских и грузовых перевозок в рамках собственной корпорации и дочерних фирм.
Однако, авиакомпания этим не ограничилась и на данный момент выполняет регулярные и чартерные пассажирские рейсы, как внутри России, так и международные. Подробнее…
Руслайн — частная российская авиакомпания. Порт приписки — московский аэропорт Домодедово. Авиакомпания специализируется на регулярных, чартерных и VIP-перевозках. Подробнее…
Ямал это одна из крупнейших авиакомпаний в Западно-Сибирском регионе России. Порт приписки — аэропорт в городе Салехард. Самолетный парк авиакомпании располагает 25 лайнерами. Подробнее…
Авиакомпания «Когалымавиа» была образована в 1993 году, под брендом «Kolavia». В 2012 году был произведен ребрендинг и теперь самолеты осуществляют перевозки под названием MetroJet (Метроджет). Подробнее…
История авиакомпании «Саратовские авиалинии» тянется с 1931 года. До 2011 года контрольный пакет акций (51%) принадлежал «Аэрофлоту».
Сейчас перевозчик находится полностью в частных руках. Подробнее…
Ожидается, что вместимость российских авиакомпаний вырастет на
кресел на 22%
Данные Cirium прогнозируют значительное увеличение числа пассажиров, летающих российскими авиакомпаниями в течение 2023 года. По оценкам, увеличение вместимости кресел за год составит 22%. Эта оценка в значительной степени основана на увеличении международных маршрутов. Эти маршруты через различные рынки включают, среди прочего, расширение рейсов в Дубай, Стамбул, Пхукет и Анталию.
Работа над докризисными показателями
Даже с учетом данных, которые прогнозируют увеличение количества мест на 22% в 2023 году, количество мест по-прежнему прогнозируется на уровне 9 человек. % меньше, чем вместимость в 2019 году, которая была до пандемии COVID-19. Эти данные основаны на том, как росла вместимость пассажиров в течение первого квартала 2023 года, а также на графиках на второй квартал 2023 года, то есть с апреля по июнь. Это в значительной степени обусловлено значительным увеличением прогнозов международных полетов.
Фото: Винченцо Паче
После пандемии количество поездок в России последовало за остальным миром, и количество поездок значительно сократилось из-за вируса и карантина по всему миру. Мировая туристическая индустрия начала восстанавливаться в 2021 г. и в целом продолжала расти до 2022 г.
Однако из-за вторжения в Украину и начала войны на Украине в 2022 году туристическая отрасль в России снова пришла в упадок. Это было связано с ограничениями на поездки и воздушное пространство, введенными многими странами мира, которые не позволили российским авиакомпаниям летать в те страны.
Вскоре после вторжения российских войск в Украину всем российским авиаперевозчикам запретили летать над или в ЕС, США, Канаду и ряд других стран в рамках экономических санкций.
Однако несколько стран, не вводивших санкции против России, смогли воспользоваться отсутствием авиакомпаний, обеспечивающих полеты. «Турецкие авиалинии» и «Эйр Сербия» были двумя авиакомпаниями, которые смогли продолжить полеты в Россию и сразу же увидели рост цен на авиабилеты.
«Аэрофлот» надеется восстановиться
Крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот» за последний год сократила количество рейсов, в основном из-за санкций со стороны разных стран мира. В 2022 году пассажиропоток Аэрофлота сократился на 11%. Это было в значительной степени компенсировано сокращением числа международных поездок, которое сократилось более чем на 37% по сравнению с предыдущим годом. Общее количество мест в Россию и из России в целом сократилось всего на 4% в течение 2022 года9.0003
Фото: Элиягу Йосеф Парипа | Shutterstock
В начале действия ограничений на поездки российских авиакомпаний по странам мира Аэрофлот попытался восстановить утраченные рейсы. Авиакомпания расширила внутренние рейсы по России. Аэрофлот также увеличил количество международных рейсов в страны, не вводящие ограничения на поездки. Некоторые из этих направлений включали Турцию, Египет, Таиланд и Объединенные Арабские Эмираты.
Авиакомпания все еще пытается обойти многие ограничения на поездки, которые все еще действуют в России. В дополнение к действующим ограничениям на авиакомпанию все еще налагаются другие ограничения.
Недавно Турция объявила о прекращении обслуживания российских самолетов Boeing. Всем турецким аэропортам запрещено заправлять топливом и обслуживать самолеты Boeing, эксплуатируемые российскими авиакомпаниями.
Сенаторы призывают запретить авиакомпаниям летать в США через воздушное пространство России
© Ajdibilio
Ян Путцгер, американский корреспондент
Международные авиакомпании, летающие в США из стран, «которые продолжают вести бизнес с Россией», столкнулись с перспективой использования более длинных маршрутов после того, как сенаторы призвали запретить им использование российского воздушного пространства.
В редком проявлении двухпартийного сотрудничества в Вашингтоне два сенатора, демократ и республиканец, написали министру транспорта и госсекретарю письмо с просьбой о запрете.
Они утверждают, что текущая ситуация ставит американских перевозчиков в невыгодное положение, поскольку Москва запрещает им использовать воздушное пространство России, что вынуждает их выбирать более длинные маршруты в ряд международных пунктов назначения, например, в города Китая.
«Дополнительным побочным продуктом нынешней ситуации является то, что она ставит авиакомпании США в невыгодное конкурентное положение по сравнению с авиакомпаниями из других стран, желающих вести бизнес с Россией», — написали они.
В настоящее время американские перевозчики летают в Шанхай с промежуточной посадкой в Сеуле, так как более длительное расстояние полета выходит за пределы временных ограничений для летного экипажа. Как и их европейские коллеги, которым также запрещено летать в российском воздушном пространстве, им приходится бороться с ограничениями по полезной нагрузке.
Lufthansa Cargo на прошлой неделе признала, что дополнительное время полета, необходимое для обхода российского воздушного пространства, стоило ей вместимости, эквивалентной 1,6 грузовым самолетам.
В прошлом году Cathay Pacific выполнила рейс из Нью-Йорка в Гонконг через Атлантику и Европу, который занял 17 часов — на два часа больше, чем прямой «полярный маршрут» над Сибирью.
Без сомнения, китайские авианосцы являются главной целью сенаторов. Они пересекают воздушное пространство России по пути в Северную Америку, что позволяет сократить время полета и нести большую полезную нагрузку.
Россия не запретила азиатским авиакомпаниям летать в своем воздушном пространстве, но большинство из них выбрали более длинные маршруты, ссылаясь на соображения безопасности. Международные авиалинии, выполняющие рейсы через воздушное пространство России, преимущественно из Китая, Индии и Ближнего Востока. Сообщается, что Эмирейтс использует этот маршрут для своих рейсов в Нью-Йорк и на западное побережье США.
Cathay Pacific отказалась от прямого маршрута в марте прошлого года, но в октябре объявила, что возобновит полеты по первоначальному маршруту, сославшись на более короткое время в пути для пассажиров, лучшую полезную нагрузку и отсутствие необходимости смены экипажа.
Ни Cathay, ни Эмирейтс не ответили на запросы комментариев от The Loadstar.
авиакомпании США передали Loadstar компании Airlines for America, группе интересов авиакомпаний, которая представляет всех основных перевозчиков США, включая интеграторов. Он приветствовал это письмо, заявив, что оно «подчеркивает давнюю озабоченность нашей отрасли в отношении полетов над Россией, которые поставили американские авиакомпании — пассажирские и грузовые — в невыгодное положение с точки зрения конкурентоспособности».
Он поддержал призыв сенаторов запретить международным авиакомпаниям, которые летают над Россией, приземляться или вылетать из аэропортов США.
Если бы администрация США согласилась с этим предложением, предположительно, многие из пострадавших авиакомпаний выбрали бы более длинный маршрут, чтобы продолжать обслуживать рынок США, хотя напряженность в отношениях между Вашингтоном и Пекином предполагает, что китайские перевозчики могут приостановить свои рейсы в США.
Пассажирские рейсы между двумя странами в настоящее время все еще затруднены из-за ограничений на полеты, введенных во время Covid. В феврале из США в Китай было совершено 48 пассажирских рейсов по сравнению с 1255 рейсами в феврале 2019 года.. United Airlines, которая в прошлом году выполняла четыре еженедельных рейса в Китай, как сообщается, отложила запланированное увеличение количества рейсов в Китай, которое должно начаться в этом месяце, как минимум на шесть месяцев.
Новый толчок не поможет разрядить все более конфронтационный характер американо-китайских отношений. Также не будет нового правила в США, которое требует нового поля данных об импорте из Китая. С 3 марта Служба таможенного и пограничного контроля США требует указывать действительный почтовый индекс для всех товаров, происходящих из Китая, в дополнение к измененным данным об идентификационном номере производителя для импорта. Это приведет к задержанию товаров из Китая, если почтовый индекс связан с уйгурским регионом или был отправлен неверный код.