+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Б 52 бомбардировщик характеристики: описание, технические характеристики, вооружение :: SYL.ru

0

описание, технические характеристики, вооружение :: SYL.ru

Созданный корпорацией Boeing ещё во время Холодной войны, самолёт Б-52 — бомбардировщик дальний, стратегический, он способен не только авиабомбы, но и ядерное оружие нести на борту. Буквально сразу эта машина стала одним из символов сверхдержавы и уже шестьдесят пять лет остаётся основой стратегической авиации Соединённых Штатов Америки.

Краткие общие сведения

Модернизация этих самолётов будет продолжаться, на что заложено более двенадцати миллиардов долларов. Б-52 — бомбардировщик долгоживущий, до 2030 года менять эту машину на новую Пентагон не планирует. Эксперты утверждают, что летать каждая такая машина может не менее восьмидесяти трёх лет, и срок этот заканчивается в 2040 году.

При конструировании ставилась задача «Стратофортессу» только одна — доставка двух термоядерных бомб самой большой мощности в любую точку СССР. Всего было выпущено на аэродромы семьсот сорок четыре Б-52. Бомбардировщик последних модификаций 1998 года стоит пятьдесят три с половиной миллиона долларов. Модернизации он подвергался несколько десятков раз, поэтому модификаций много. С момента создания почти во всех конфликтах, где участвовали ВВС США, был задействован и Б-52. Бомбардировщик этого типа показывает самые высокие результаты по дальности полёта, практически чемпион.

В самом конце войны было создано атомное оружие, и это целиком и полностью поменяло все приоритеты в мире. Однако наличие его не стало фактором решающим, поскольку ядерную бомбу нужно было к цели каким-то образом доставить. Ракетные технологии только начинали своё развитие, и две супердержавы все свои силы бросили на средства доставки, коими явились: у США Б-52 — бомбардировщик, характеристики которого на тот момент не оставляли желать лучшего, а у СССР — Ту-95, бомбардировщик межконтинентальный, находящийся на вооружении до сих пор (кстати, именно этот самолёт в 2010 году сделал беспосадочный перелёт, ставший мировым рекордом, до сих пор не покорённым, тридцать тысяч километров над тремя океанами — такова дальность полёта).

Однако в послевоенной авиации самым важным моментом явился тот, который показал несостоятельность поршневого типа двигателей. Было понятно, что необходима реактивная авиация, за нею будущее. И здесь американцам удалось получить фору: именно им достались немецкие разработки в реактивной области, а немцы занимались ракетами давно и очень упорно, то есть были и уже почти готовые проекты, во всяком случае — разработки продвинутые. Так и появился Б-52, бомбардировщик, характеристики которого аналогов в мире не имели.

Начало и развитие

Задание проектировщики получили в 1946 году, когда ещё не был испытан Б-36. Американские военные понимали, что срочно нужна другая модель, гораздо более дальняя, коим и явился бомбардировщик второго поколения, имеющий радиус действия более восьми тысяч километров и способный нести до тридцати тонн бомб. Скорость полёта, конечно, тоже требовалась гораздо большая. За проект Boeing B-52 Stratofortress немедленно взялась компания «Боинг», конкурс был ею выигран и получены средства для продолжения проекта.

Победа этой авиастроительной фирмы была вполне закономерной, она за многие десятилетия успела сработаться в плотном сотрудничестве с ВВС США. Первые самолёты были ею изготовлены в далёком 1917 году, после чего создавались истребители для авиации Соединённых Штатов — Р-26, Р-12, МВ-3. По окончании этой работы «Боинг» занимался разработкой бомбардировщиков, однако такое детище, как Boeing B-52 Stratofortress, проектировать пока не приходилось никому в мире.

К 1948 году окончательный проект этого самолёта был готов. Правда, радиус действия его был не восемь, а неполных пять тысяч километров, и скорость — девятьсот десять километров в час. Он мог брать на борт заказанное количество бомб — двадцать четыре с половиной тонны, и имел взлётную массу порядка ста пятидесяти тонн. На бомбардировщик B-52 Stratofortress планировалась установка четырёх турбореактивных двигателей.

Вскоре началась война в Корее, где США хотели как можно более действенно поучаствовать, и это сильно ускорило ход работ над новым самолётом. Первый опытный экземпляр был готов в 1951 году, но требовал множества доработок, а потому испытания смогли начаться только к концу 1952-го. Первая предсерийная партия B-52 Stratofortress была выпущена в 1954-м, а всерьёз эксплуатировать новую машину американцы смогли в 1955-м. И уже в 1956-м, тихим майским утром стратегический бомбардировщик Б-52 сбросил первую водородную бомбу и тогда же начались длительные беспосадочные перелёты.

Холодная война

В 1957-м тройка самолётов «Боинг» B-52 «Стратофортресс» беспосадочно облетели Землю. Это не было пределом возможностей. Американский бомбардировщик Б-52 установил рекорд в 1962 году. Полёт длился двадцать два часа и девять минут, что позволило преодолеть расстояние, неподвластное никакому другому самолёту. Перелёт, который совершил бомбардировщик Б-52, дальность полета показал на тот момент просто небывалую: расстояние составило двадцать тысяч сто шестьдесят восемь километров. После этого поистине великого свершения США почувствовали себя значительно увереннее среди остального мира. Все годы Холодной войны каждая её минута могла принести смерть и разрушения в любой точке планеты. Во многих местах и приносила.

Бомбардировщики в полном снаряжении ядерным оружием круглосуточно дежурили на аэродромах. Чтобы уменьшить вероятность поражения всех и сразу, аэродромов с дежурными Б-52 было тридцать шесть, то есть самолёты рассредоточили. Пока часть их ожидала приказа на лётном поле, десять таких монстров, как бомбардировщик Б-52, США держали в воздухе, на боевом дежурстве, и это началось уже с шестидесятых. Они были готовы нанести удар в любой момент. А в конце восьмидесятых боевое дежурство несли уже сорок таких машин. Лишь в 1991-м в воздухе держать самолёты перестали — США выиграли у СССР Холодную войну. За все эти годы по разным причинам семьдесят один такой сверхдальний стратегический бомбардировщик был утерян, по большей части они были сбиты или потеряны из-за неполадок и ошибок пилотов в военных действиях, несмотря все прекрасные показатели данного самолёта.

Лётные качества

До появления Б-52 лучшим и наиболее устрашающим бомбардировщиком Соединённых Штатов была «Суперкрепость» — Б-29. Это, безусловно, выдающийся тяжёлый бомбардировщик Второй мировой войны, наибольшую роль сыгравший в войне с Японией (Хиросима и Нагасаки именно от них пострадали).

Однако это не заслоняет превосходных качеств — первый серийный самолёт, оснащённый оружием с дистанционным управлением, и множество других невиданных вещей было внедрено в его производство: кабины с полной герметизацией, централизованное управление огнём, например. Но это всё ни в какое сравнение не идёт с теми новыми технологиями, которые применялись при оснащении B-52. Летные характеристики отличаются буквально во всём. Летает Б-52 на треть больше по высоте, чем поршневой Б-29, а скорость нового самолёта более чем вдвое превышает скорость «Суперкрепости». Если бы высота полёта могла гарантировать безопасность… Американцы радовались недолго.

Примерно в середине пятидесятых годов зенитные ракеты Советского Союза могли поражать цель на высоте двадцать пять километров и больше. А в шестидесятом году советской противовоздушной обороной был сбит высотный разведчик США — U-2. Тогда и в ВВС США поняли, что ракета — гораздо более надёжное средство доставки их ядерного оружия, поскольку высота полёта защитой для бомбардировщика уже не является. И с 1972 года B-52 вооружение получает иное. Оснащением ему стали аэробаллистические ракеты, поражающие неподвижные цели в пределах ста шестидесяти километров. Всего ракет SRAM с ядерной боеголовкой на борту Б-52 было до восьми штук.

В восьмидесятых годах это уже крылатые ракеты ALCM, которые наносили удар без вынужденного посещения бомбардировщиком зоны действия ПВО. В шестидесятых годах авиация США имела более шестисот Б-52, но впоследствии старые модификации начали постепенно снимать с вооружения, поскольку на смену им пришёл бомбардировщик-ракетоносец. В 1993 году утилизировали сразу триста пятьдесят самолётов. Сейчас в составе американских ВВС девяносто пять B-52H.

Конструкция B-52: технические характеристики

Конструирование бомбардировщика шло согласно нормальной аэродинамической схеме, расположение крыльев, соответственно, высокое. Оснастили самолёт восемью двигателями, которые расположились в спаренных мотогондолах. Крыло кессонное цельнометаллическое на два лонжерона, с углом установки в восемь градусов и со стреловидностью по передней кромке в тридцать семь градусов. Механизировано оно двумя щелевыми закрылками Фаулера, а на других модификациях (до B-52F) есть интерцепторы и элероны. В корневой части В-52G имеются наплывы, что является отличительной чертой данной модификации. Длина самолёта без малого пятьдесят метров, а размах крыла — целых пятьдесят шесть. Высотой Б-52 тоже не обидели — он возвышается на двенадцать с половиной метров. Максимальная масса в полёте — 256 735 килограммов. Тип фюзеляжа — полумонокок с плоскими боками и овальным сечением, в передней части — кабина для шести человек экипажа, состоящая из двух палуб.

Впервые в мире на этом бомбардировщике появилась абсолютно герметичная кабина. Верхняя кабина невысока, там сидят командир, второй пилот и оператор радиоэлектронной борьбы. Катапультируются они вверх.

В нижней кабине сидят бомбардир и штурман, они катапультируются вниз, если высота полёта не менее семидесяти шести метров. Впереди и внизу фюзеляжа находится вход к пилотам. Ранее во всех модификациях вплоть до B-52F сзади в хвостовом отсеке был стрелок-наблюдатель, который опознавал вражеские и свои самолёты, оповещал командира о зенитных ракетах, если они приближаются, о неполадках в двигателях или топливной течи. В более поздних модификациях Б-52 место стрелка было определено в основной кабине, поскольку добраться к остальному коллективу стрелок мог по узкому лазу, а саму кабину пришлось бы разгерметизировать.

Горизонтальное оперение: стабилизатор стреловидностью в сорок два градуса и киль с рулём направления в сорок градусов. Киль может складываться, чтобы самолёт беспрепятственно размещался в ангаре. Шасси стратегический бомбардировщик Б-52 имеет велосипедной схемы: четыре основные двухколёсные стойки и две опорные стойки на концах крыльев. Шасси убираются, поворачиваясь почти на девяносто градусов, в ниши, которые расположены впереди и позади отсека для вооружения. На максимальной скорости и на больших высотах Б-52 способен двигаться со скоростью девятьсот пятьдесят семь километров в час, а крейсерская его скорость — «всего» восемьсот девятнадцать. Боевой радиус этого бомбардировщика — семь тысяч двести десять, а перегоночная дальность — семнадцать тысяч километров.

Двигатели и навигация

В силовой установке Б-52 восемь двигателей, которые расположены на подкрыльных пилонах в сдвоенных гондолах. Двигатели на этих самолётах разных модификаций, в зависимости от серии, но это всегда один и тот же производитель — ТРДД Pratt & Whitney J57. Двигатель двухвальный с семиступенчатым компрессором ВД — высокого давления, девятиступенчатым компрессором НД — низкого давления, двухступенчатой турбиной НД, одноступенчатой турбиной ВД и камерой сгорания — трубчато-кольцевой. Два подвесных бака для топлива и десять мягких баков фюзеляжа, которые размещены в кессоне крыла. Кроме того, есть и приёмник, чтобы дозаправлять Б-52 в воздухе, он находится прямо за кабиной пилотов.

Навигационные и бомбардировочные системы этого самолёта — по аналогии с предшественниками. Первые модификации имели дальномер, РЛС APS-23, оптический прицел для бомбардировок (впоследствии его сняли за ненадобностью). На более поздних модификациях Б-52 установлена система оптической электроники для обзора — AN/ASQ-151, с её помощью самолёт мог огибать все препятствия на малой высоте.

Кроме того, есть такая полезная вещь, как ИК-система для обзора передней полусферы. Периметральная ИК-система — это приёмник и передатчик оптического излучения, и если лучи прерываются, пилоты предупреждаются извещателем о том, что возможно повреждение самолёта.

Также Б-52 имеет камеру для низкого уровня освещения. Boeing B-52 Stratofortress действительно соответствует своему имени: это летающая в стратосфере крепость, оснащённая одной из самых мощных видов системы радиоэлектронной борьбы. Здесь и аппаратура постановочная — для дезинформации, для шумовых помех, а также дипольные отражатели и тепловые ловушки. Бомбардировщики В-52G и В-52H имеют и системы РЭП (радиоэлектронное подавление) AN/ ALQ-122, которые могут бороться с радиолокацией противника. Оснащены эти самолёты и передатчиками помех, стоит на них специальная аппаратура, предупреждающая о радиолокационном облучении. Импульсно-доплеровская станция защиты хвоста — AN/ALQ-153, а передатчики помех — AN/ALT-28. Весь этот полезный арсенал весит около трёх тонн — только аппаратура для радиоэлектронной борьбы.

Вооружение

Для несения боеприпасов в бомбардировщике предусмотрены пилоны под крыльями и отсек вооружения. Пилоны в зависимости от модификации могли нести до пятидесяти одной бомбы, иногда меньше. Пилоны HSAB (Heavy Stores Adaptor Beam) дают место только для девяти бомб каждый, значит, всего сорок пять, а пилоны AGM-28 — пятьдесят одну. Помимо пилонов, есть отсек вооружения, куда наступательного вооружения помещается значительно больше. Нужно помнить, что создавался самолёт сугубо для несения ядерного оружия. Первые его модификации вооружались свободно падающими бомбами самых разных типов, размещёнными в отсеке вооружения. Максимально отсек загружался на 22 680 килограммов, а вместе с пилонами бомбовая нагрузка составляла тридцать одну с половиной тонну.

Начиная с 1961 года и по 1976-й бомбардировщики Б-52 вооружались управляемыми ракетами с ядерной боевой частью AGM-28. Это давало самолёту возможность не входить в зону поражения вражеской противовоздушной обороны и доставать даже очень хорошо защищённые цели. Середина восьмидесятых принесла бомбардировщику новую модернизацию, целью которой было приспособление самолёта для несения двенадцати крылатых ракет AGM-86B. Тогда же барбардировщики B-52G в количестве шестидесяти девяти штук были переоборудованы под неядерное оружие. Семь из них оснастили противокорабельными ракетами Harpoon, другие — высокоточными управляемыми ракетами разработки израильских конструкторов — AGM-142 (Raptor). До 1994 года в хвосте бомбардировщика стояла ещё и шестиствольная двадцатимиллиметровая пушка М61 (Vulcan), в модификациях последующих лет она уже отсутствовала, а со старых бомбардировщиков пушки были демонтированы.

Модификации В-52

Прототипами Б-52 явились YB-52 и XB-52, которые были построены ещё до серийного производства самолёта, но всё-таки первой машиной был бомбардировщик B-52A из уже производственной серии, хотя и сделано было всего три таких самолёта. На его хвосте была башня для четырёхствольного пулемёта. Кабина пилота тоже отличалась изменениями от всех предыдущих образцов. NB-52A из бомбардировщика превратился в исследовательскую машину, запустившую ракетоплан в 1950 году. А вот о B-52B можно уже говорить подробно. Принят на вооружение в 1955-м, и ВВС США отметили отличную усовершенствованную силовую установку, очень качественное и современное навигационное оборудование.

Было изготовлено пятьдесят таких самолётов, с вооружения они были сняты только в 1966 году. Разведывательный самолёт RB-52B отличался тем, что в отсек вооружения вместо бомб устанавливалось оборудование для разведки — разнообразные детекторы радиоизлучений и фотокамеры. Здесь экипаж был расширен до восьми человек.

NB-52B — в единственном числе, служил самолётом-ракетоносителем North American X-15 с 1967 года. B-52C — модель ходовая, выпускалась в 1955 и 1956 годах. Двигатели были значительно мощнее всех предыдущих — J57-PW-19W, им понадобились и баки под горючее побольше. Таких самолётов построили тридцать пять. B-52D почти такой же, двигатели те же, разведывательной аппаратуры на этом бомбардировщике не стояло. B-52E выпускались до конца 1958 года, также с новыми двигателями, но навигационное оборудование было значительно улучшено, как и прицельное. У них уже была функция дозаправки в воздухе. Эти бомбардировщики могли носить ракетное вооружение AGM-28 Hound Dog.

Бомбардировщик второго поколения

В 1958 и 1959 годах было выпущено восемьдесят девять самолётов B-52F, которые принимали активное участие в течение Вьетнамской войны. Их двигатели J57-PW-43WA имели улучшенную систему вбрызга топлива и новейшие генераторы. Но самой массовой модификацией считается всё-таки B-52G, их сделали в количестве ста девяноста трёх экземпляров. Эту модель отличает уменьшённый киль и изменённая конструкция крыла. Кабина тоже стала выглядеть иначе. Командир, второй пилот и операторы по бомбометанию теперь сидели лицом по движению полёта, а оператор РЭБ и стрелок — смотрели назад. В семидесятих годах B-52G получил ещё и систему оптической электроники AN\ASQ-151 и новое оснащение ракетами AGM-69 SRAM. А в восьмидесятых вооружение дополнилось и крылатыми ракетами марки AGM-86B.

Следующая модификация не прибавила конструкционных изменений, но оснащена была двигателями, отличавшимися особой экономичностью — TF33-P-3. Кроме того, бортовое оборудование и система РЭБ были усовершенствованы и установлена другая система управления вооружением. В 1996 году началось внедрение проекта переоснащения Б-52. На этой модификации чуть было не появились четыре английских двигателя RB211 534Е-4 (Rolls Royce), имеющие тягу 19400 кгс. Не получилось.

Но в 2007-м на этих единственных бомбардировщиках серии, остающихся на вооружении военно-воздушных сил США, установили подвесной контейнер тепловизионной системы для лазерного наведения марки Lightening. Двигатели TF33-PW-3/103 получила модификация B-52H, таких самолётов было изготовлено сто два. И последний бомбардировщик этой серии покинул заводские цеха в 1960 году.

Боевое применение

Боевое крещение бомбардировщики Б-52 получили во Вьетнаме, где их участие не прекращалось на всём протяжении этой войны — от 1965 года до 1973-го. В ходе Arc Light (так назывались все боевые операции, в которых участвовали Б-52 на территориях Юго-Восточной Азии) было совершено сто двадцать шесть вылетов. Здесь нужно отметить, что один вылет обходился бюджету США в сорок тысяч долларов. Была и операция Linebacker II в 1972 году, когда массированные бомбардировки проводились безостановочно в течение двенадцати дней.

Было совершено семьсот двадцать девять боевых вылетов и сброшено почти шестнадцать тысяч тонн бомб по Хайфону и Ханою. Но иногда вьетнамцы американских бомбардировщиков всё-таки доставали на их почти недосягаемой высоте. Особенно отличился Северный Вьетнам. Пятнадцать Б-52 зенитные батареи сбили только в ходе этой операции. По американским данным, погибло всего тридцать таких самолётов за всю войну, из этих потерь большая часть — не боевые.

Наши дни

В 1991 году началась война в Персидском заливе, где поучаствовали семьдесят бомбардировщиков, которые сделали более полутора тысяч вылетов, но потеряли лишь один, а шесть были повреждены. В 1996 году Б-52 бомбили Багдад — его электростанции в основном. В 1998-м — летали «открывать двери» в Ирак в компании с Англией. В 1999-м Б-52 бомбили государство в самом центре Европы — Югославию — в течение двух с половиной месяцев, где погибло порядка 1700 человек, а более десяти тысяч были ранены. Почти пятьсот детей «поймали» эти «подарки» с неба — все насмерть.

В 2001 году началась и никак не может закончиться Афганская война. Основную роль в ней сыграли бомбардировщики B-52 Stratofortress, которые использовали спутниковое и лазерное наведение, но мирное население всё равно гибло немеряно. Странно, если было бы иначе: там применялись авиационные бомбы BLU-82/B, прозванные с юмором «косильщиками маргариток». На самом деле это сверхтяжёлая бомба, самое мощное оружие на сегодняшний день, если не считать ядерного.

самолёт boeing stratofortress, стратегический бомбардировщик Б-52, технические характеристики (ТТХ)

Бомбардировщик B-52 Stratofortress, разработанный в начале 50-х годов прошлого столетия, представляет собой второе поколение ракетоносцев Boeing. Основной целью самолета была территория СССР, машина могла вместо ракет доставить пару термоядерных бомб до любой точки. Несмотря на развитие ракетного вооружения и появление новых стратегических бомбардировщиков, ветеран продолжает оставаться в строю американских ВВС и сегодня.

За годы службы машины B-52 прошли несколько программ усиления конструкции, которые позволили сохранить прочность планера на требуемом уровне. Менялся состав вооружения, прицельное и радиолокационное оборудование.

История создания

Компания Boeing начала работу над перспективным стратегическим бомбардировщиком в начале 1946 года. Полученное задание предусматривало создание машины с боевым радиусом до 8000 км и максимальной скоростью не менее 724 км/ч. В качестве начального варианта силовой установки рассматривались турбовинтовые двигатели, установленные на крыло с прямолинейной передней кромкой.

Машина под обозначением Model 462 имела внешний облик, сходный с поршневыми самолетами B-50. Из-за неудовлетворительной дальности полета идею отклонили. Не получили дальнейшего развития варианты Model 462-16/17с уменьшенным взлетным весом.

В конце лета 1947 года появилась концепция стреловидного крыла с установкой турбовинтовых двигателей.

Проект получил обозначение Model 462-29 и практически полностью соответствовал требованиям заказчика, и в конце года они были скорректированы. Продолжение финансирования проекта позволило создать очередную версию Model 462-35 с соосными винтами. Параллельно был разработан самолет Model 462-40, имевший восемь турбореактивных двигателей. Оба варианта бомбардировщика заказчик забраковал.

Компания Boeing, затратившая много сил и средств на создание проектов, не сдавалась. На основе Model 462-40 ударными темпами была создана Model 462-49. Особенностью проекта была двухэтажная кабина и отдельный отсек для бортового стрелка, расположенный в хвостовой части машины.

Проект был одобрен заказчиком, но с замечаниями, которые устранялись до начала 1950 года. В результате родился очередной вариант Model 462-67, которому и суждено было стать будущим B-52. Два опытных самолета под обозначением XB-52 и YB-52 собрали в 1951-52 гг.

Серийные модификации

Первая партия из трех предсерийных машин B-52A (Model 462-201) была построена в 1954 году. Самолеты несколько отличались от прототипов компоновкой кабины пилотов, которые сидели рядом друг с другом. Дополнительное радиоэлектронное оборудование привело к росту длины носовой части.

Для защиты задней полусферы использована установка с четырьмя 12,7 мм пулеметами Browning M2.

Один из самолетов был переделан в носитель перспективного ракетоплана Х-15, разработанного компанией North American.

На основе B-52A была построена небольшая серия разведывательных самолетов RB-52B. Оборудование располагалось в быстросъемном контейнере в бомбоотсеке. После его удаления самолет мог использоваться как бомбардировщик.

ВВС США заказали 13 самолетов в варианте разведчика и параллельно 10 машин в виде бомбардировщика (под обозначением B-52B). Часть машин оснащалась пулеметной кормовой установкой, на части применили пушечную турель, включавшую в себя две 20 мм пушки. RB-52B и B-52B прослужили недолго – всего до 1965-66 гг.

Следующей версией стал B-52С, созданный с учетом опыта постройки предыдущей серии. На машинах применялась пулеметная стрелковая установка и подвесные баки с увеличенной вместимостью. Дальнейшая модернизация привела к постройке серии B-52D, приспособленной к выполнению полетов на малой высоте. Машины продержались в строю до 1983 года, пережив несколько программ модернизации и усиления конструкции.

Модификация самолета B-52E могла нести ракетное вооружение, вариант B-52F отличался улучшенной силовой установкой. Версия B-52G получила уменьшенную высоту киля и переработанную конструкцию крыльев, что позволило увеличить запас топлива. Стрелок, ранее находившийся в индивидуальной герметичной кабине в хвостовой части, переместился в общую кабину экипажа.

Последней модификацией стал B-52H, оснащенный пушечной кормовой установкой.

Изменена система привода тормозных щитков, что улучшило управляемость самолета во время дозаправок в воздухе. Ранее этот процесс был очень утомительным. Силовая установка оснащена новыми турбинами, со сниженной шумностью и дымностью выхлопа.

Кроме перечисленных серийных версий существовал ряд экспериментальных самолетов, построенных в единичных экземплярах. Машины применялись для отработки новых типов вооружения и оборудования.

Описание конструкции

Фюзеляж самолета B-52 имеет полностью металлическую конструкцию с алюминиевой обшивкой. Носовая часть машины закрыта обтекателем, прозрачным для радиоволн. Под обтекателем установлены антенны бортовой радиостанции, радара и систем навигации.

За приборным отсеком установлена двухъярусная герметичная кабина пилотов, под которой расположены ниши передних стоек шасси. По верхней части фюзеляжа проходят топливные баки. В хвостовой части фюзеляжа расположено дополнительное оборудование, тормозной парашют и единственная стрелковая точка.

Стреловидное крыло самолета B-52 с большой степенью удлинения установлено на верхней части фюзеляжа. В хвостовой части установлено одноклилевое оперение. Аэродинамика машины оптимизирована для выполнения полетов на скоростях, близких к звуковой. Механизация крыла включает в себя тормозные щитки с гидроприводом.

Особенностью схемы самолета поздних выпусков является отсутствие элеронов.

На задней кромке крыла установлены закрылки, управляемые электроприводом. У закрылков имеется два фиксированных положения, соответствующих взлету и посадке машины. На верхней плоскости крыла B-52 выполнены специальные гребни, стабилизирующие поток воздуха.

В состав силовой установки входят восемь турбовентиляторных двигателей. В зависимости от модификации самолета тяга каждого составляет от 5080 до 7710 кг. Двигатели размещены попарно на пилонах, установленных под крылом машины. Конструктивно все двигатели на самолете разные, что значительно усложняет ремонт и техническое обслуживание. Каждый двигатель имеет индивидуальный канал для подачи воздуха в компрессор.

На каждом двигателе самолета B-52 установлен генератор (который способен работать в режиме стартера), питающий бортовую электрическую сеть. Часть двигателей оснащена насосами, обеспечивающими работу гидравлики (под давлением до 215 атм.). Гидравлическая система на B-52 разведена на левую и правую ветви. От гидравлики работает хвостовой стабилизатор, стойки шасси, тормоза (механические и аэродинамические), створки бомбоотсека и хвостовая турель.

На бомбардировщике B-52 использовано шасси велосипедной схемы. Четыре основные стойки, расположенные на фюзеляже по торцам бомбоотсека, имеют спаренные колеса. На концах крыла имеются дополнительные опоры, предотвращающие касание взлетной полосы плоскостями. При движении самолета по взлетно-посадочной полосе дополнительные колеса не касаются поверхности земли.

Управление стойками в штатном режиме гидравлическое, в аварийных ситуациях – пневматическое. Для облегчения процедуры посадки при порывах ветра колеса основных стоек могут поворачиваться в сторону относительно оси машины. Остановка самолета B-52 выполняется гидравлическими дисковыми тормозами, установленными на колесах основных стоек.

Экипаж самолета состоит из пяти человек, сидящих в одной кабине.

На ранних B-52 в состав команды входил бортстрелок, дистанционно управлявший стрелковой установкой. Для аварийного покидания бомбардировщика используются катапультируемые кресла, причем направление выброса зависит от номера палубы. Герметизация кабины и поддержание микроклимата выполняется сжатым воздухом, забираемым из компрессоров двигателей.

На борту самолета B-52 последних модификаций установлены две навигационные системы, дополненные высокоточными средствами измерения скорости, высоты полета и сноса машины. Кроме того, в состав комплекса входит радионавигационный прибор. Впоследствии в состав оборудования ввели оборудование навигации GPS. Навигационная система сопряжена с прицелом и комплексом запуска ракет.

В носовой части машины установлена радиолокационная станция, предназначенная для прицельного сброса бомб и полета в режиме огибания рельефа местности. Бортовой электронно-оптический комплекс позволяет экипажу следить за местностью при любой освещенности. Информация выводится на дисплеи, установленные перед членами экипажа самолета.

Запас топлива на борту B-52 находится в фюзеляжных и кессонных крыльевых баках. Ранние самолеты имели резиновые крыльевые баки. На нижней поверхности крыльев имеются две точки для подвеса дополнительных емкостей. Особенностью последних модификаций является использование подвесных емкостей в качестве средства для борьбы с флаттером. После опустошения баки не сбрасываются.

Баки B-52 объединены в единую систему, обеспечивающую равномерное расходование топлива и изменение центровки. Для снижения концентрации паров в баках установлена система наддува инертным газом. Суммарная вместимость составляет 186905 л, заправка выполняется централизовано. Для увеличения радиуса действия используется система дозаправки машины в воздухе, горловина топливоприемника расположена над фонарями кабины экипажа.

В состав бортового стрелкового вооружения на B-52 входит хвостовая установка, включающая в себя 4-ре пулемета М2 или 20 мм шестиствольную пушку М61 «Вулкан».

На некоторых машинах использована модернизированная установка с пушкой Т171, обеспечивающей повышенную скорострельность. В начале 90-х годов стрелковые точки демонтировали как не имеющие боевой ценности.

В состав бомбовой нагрузки B-52 входят фугасные или ядерные бомбы различного веса и мощности. Количество бомб на борту зависит от массы и типа подвесов. Для стандартных и ядерных бомб применяются пилоны различной конструкции. В максимальном варианте нагрузка включает в себя 51 бомбу Mk.82 (весом по 227 кг каждая). Бомбовый отсек имеет длину 8660 мм, ширину – 1850 мм и глубину 2350 мм. Внутри установлена револьверная пусковая установка, предназначенная для подвески ракет.

Ниже приведено наглядное сравнение основных технических характеристик B-52 последней модификации с еще одним долгожителем стратегической авиации – советским Ту-95. При близких габаритах американская машина имеет большую боевую нагрузку и большую скорость полета.

ПараметрB-52HТу-95МС
Длина, мм4905049090
Размах крыла, мм5639050040
Максимальный вес, кг229065185000
Боевая нагрузка, кг3150020800
Скорость полета, км/ч957830
Радиус действия, км7210не менее 6340
Потолок, м1676510500

Также обращает внимание малая высота полета у отечественной машины. К плюсам Ту-95 следует отнести усиленное бронирование кабин и мощное стрелковое вооружение.

Применение самолетов

В ходе Вьетнамской войны применялись машины B-52D, специальным образом модернизированные для доставки к месту сброса 84 бомб весом по 227 кг. Программа доводки машин получила обозначение «Большой живот». По официальным данным во время боевых действий было потеряно 30 самолетов.

Следующим театром военных действий для B-52 стал Ирак. В ходе войны 1991 года машины применялись для бомбардировок промышленных и гражданских объектов и укрепленных районов. Американские машины базировались в Европе, Индийском океане и Саудовской Аравии. Был сбит всего один самолет, еще одна машина разбилась в результате боевых повреждений вне зоны боевых действий.

Бомбардировщики использовались в Персидском заливе и позднее. Так, в 1996 году, пара машин нанесла ракетный удар по объектам энергообеспечения и узлам связи в столице Ирака. Самолеты находились в воздухе более 34 часов. Отмечены случаи применения B-52 в Югославии и Афганистане. В 2016-18 гг. единичные самолеты применялись в боях на территории Сирии.

Из-за специфики применения самолетов B-52 в начале 60-х годов полеты совершались с ядерным оружием на борту.

Целью полетов было постоянное патрулирование воздушного пространства, экипажи были готовы нанести удары по целям, располагавшимся на территории СССР. Первые инциденты произошли в 1961 году, когда упавшие самолеты растеряли термоядерные бомбы. Оружие было оперативно найдено поисковыми группами.

В 1966 году в аналогичной ситуации поиск одной бомбы занял несколько месяцев. Самый громкий скандал разразился в 1968 году, когда одну из бомб обнаружить не удалось. Катастрофа произошла над Гренландией и привела к обострению взаимоотношений между США и Данией.

Последний самолет B-52H покинул сборочные цеха осенью 1962 года. Многие машины выводились из активной эксплуатации и ставились на базы хранения. В 1993 году началось массовое уничтожение самолетов, работы велись в соответствии с договором СНВ. Остававшиеся в строю бомбардировщики постепенно списывались.

На сегодняшний день в пригодном к полетам состоянии находится не менее 53 экземпляров, часть из которых стоит в резерве. Существующая программа модернизации предусматривает сохранение имеющегося парка машин до 2040 года. Дальнейшее поддержание бомбардировщика в летном состоянии невозможно.

Видео

52″ — бомбардировщик США. История создания

«Б-52» – бомбардировщик, выпущенный американской корпорацией Boeing в 50-х годах прошлого столетия. Изначально он разрабатывался для доставки двух термоядерных бомб в любую точку Советского Союза. По сей день остается основным самолетом в арсенале дальней авиации военно-воздушных сил Америки.

История создания

B-52 Stratofortress – военное детище одной из самых крупных авиастроительных корпораций в мире – американской Boeing Company. На русский язык его полное название переводится как «воздушная крепость». К его разработке приступили в 1950-х годах, когда компания занялась производством второго поколения военных самолетов, а именно бомбардировщиков. Самолет призван был заменить две устаревшие модели: В-36 и В-47. Автором первой модели была фирма Convair, второй – Boeing.

Американские власти решили заменить поршневые бомбардировщики и объявили конкурс среди конструкторских бюро на создание реактивного стратегического самолета. Конкурс был объявлен после окончания Второй мировой войны, в 1946 году. В состязании приняли участие три компании – к уже названным присоединилась Douglas. Стоит отметить, что в то время никто из высшего военного руководства не верил в возможность появления тяжелого самолета реактивного, да еще и с дальностью полета, превышающей 13 тыс. километров. Тем не менее, ученые, конструкторы и бизнесмены принялись с энтузиазмом опровергать эти предубеждения. Их задачей было создать не просто бомбардировщик, а стратегический и сверхдальний ракетоносец.

Приступая к задаче, все понимали, каким должен стать «Б-52» (бомбардировщик). Как создавался этот совершенно новый для своего времени самолет, чем руководствовались изобретатели? Компания Convair, взяв за основу свой поршневой В-36, полагала достичь задачи за счет установки реактивных двигателей и крыла в виде стрелы. Второй участник, Douglas, проектировал принципиально новую машину, особенностью которой должны были стать турбовинтовые двигатели. Boeing решил поработать с созданным им средним бомбардировщиком В-47 и улучшить его показатели до стратегического уровня.

Конструирование компании Boeing

В группу, которая занялась разработкой проекта под рабочим названием «Модель 464», вошли шесть ведущих специалистов, которые практически в том же составе работали над В-47. Группа начала предварительную разработку самолета «Б-52». Бомбардировщик, характеристики которого значительно превышали те, что имелись в самолетах, созданных компанией ранее, требовал новых подходов и решений. В частности, было ясно, что требуемый километраж полета, а также предполагаемый вес вооружения в 4,5 тонны повлекут увеличение взлетного веса машины до 150 тонн. Это вдвое превышает показатель самолета предыдущего поколения. Кроме того, скорость, согласно техническому заданию, должна достигать 960 км/ч.

Для решения поставленных задач в компании стали использовать турбореактивные двигатели J-57. Их тяга составляла 3,4 тонны. Решено было установить восемь таких двигателей. Объединенные в четыре комплекса, они были установлены на крылья самолета с помощью огромных пилонов, выступавших перед крыльями. Одновременно для максимальной продольной устойчивости киль самолета сконструировали достаточно высоким. Для топлива, объем которого должен был быть достаточным для межконтинентального полета, внутри крыла увеличили пространство до площади в 371,6 кв. м.

Властей США удовлетворил разработанный корпорацией «Боинг» «Б-52». Американский бомбардировщик был одобрен в 1947 году, и компания получила госзаказ, заключив контракт на два опытных образца.

Испытания

Первый опытный образец, которому военные дали обозначение «ХВ-52», был готов в конце ноября 1951 года. Однако пока машину готовили к первым испытаниям, ее умудрились повредить. Чтобы не нанести ущерб репутации компании, решили не называть истинных причин возвращения самолета на завод. Приостановку испытаний объяснили необходимостью установить дополнительное оборудование. В результате право первого полета перешло ко второй машине, обозначенной военными как «YB-52». Она был закончена в середине марта 1952 года.

В середине апреля начались летные испытания «Б-52». Бомбардировщик был оснащен шасси так называемого велосипедного типа, что представляет довольно любопытную конструкцию. Шасси являли собой четыре двухколесные стойки (в фюзеляже самолета установлены отдельные ниши для каждой из них), были оснащены гидравлическим управлением и автоматами торможения. Кроме того, конструкторы сняли зависимость машины от погодных условий при взлете и посадке тем, что конструкция колес шасси позволяла устанавливать их под углом к центровой оси корпуса самолета. Таким образом, получив информацию о скорости и направлении ветра, пилоты, используя таблицу расчетов, могли расположить колеса так, чтобы самолет двигался боком при пробеге по полосе. Именно эта техническая особенность привлекла внимание публики во время официального перфоманса спустя два года.

Когда испытания закончились, машина официально получила наименование «B-52 Stratofortress», что означало «воздушная крепость». Однако впечатления летчиков-испытателей особенным энтузиазмом не отличались. Много хлопот во время полета доставляли топливные баки в полостях крыльев – они постоянно протекали. Приходилось исхитряться, чтобы устранять течь во время полетов.

Немало вопросов вызывала система катапультирования экипажа: безопасно покинуть самолет путем катапульты можно было только с высоты трехсот метров. Стрелок располагался в хвостовой части, в его кабине были установлены туалет и электропечка. Во время полета стрелок был фактически изолирован от экипажа и держал с ним только радиосвязь. Соответственно, если она отказывала, специалист не имел представления о том, что происходит с самолетом. Однажды это стало причиной казуса с «Б-52». Бомбардировщик во время полета в грозу оказался в потоке нисходящего воздуха. Стрелок, решив, что самолет падает, катапультировался, при этом был вынужден скинуть пулеметную установку. Его отсутствие пилоты обнаружили уже на земле.

Серийные модификации

«Б-52», бомбардировщик Stratofortress, встал на конвейер в 1955 году. Первая выпущенная серией модификация – «Б-52А» – поступил в стратегическую авиацию в июне. Самолеты использовались для переподготовки экипажей, а также для отработки процесса заправки воздушных судов в воздухе. Спустя непродолжительное время вышел «Б-52В». Всего выпустили пятьдесят самолетов этой модификации. Машины этой серии были полностью готовы для боевых вылетов с обычным и ядерным оружием на борту. Для этого их укомплектовали более совершенными двигателями с тягой 4,62 тыс. тонн и прицельно-навигационной системой. Для демонстрации мощи B-52 (бомбардировщик) отправился в беспосадочный кругосветный полет, сымитировав по пути следования прицельный ядерный удар.

В демонстрационном рейде участвовали шесть самолетов, которые поднялись в небо с аэродрома военной базы Кастл (штат Калифорния) в час дня 16 января 1957 года. Во время перелета общей протяженностью 39,2 тыс. километра «Б-52» стратегический бомбардировщик должен был пройти процедуру дозаправки (в августе), причем четыре раза. Однако не всем самолетам удалось проделать путь. Уже через несколько часов один ракетоносец совершил вынужденную посадку в Англии. Неожиданный отказ двигателя стал причиной выхода из строя еще одного самолета, который аварийно приземлился в Лабрадоре. Оставшиеся три машины спустя неполные двое суток приземлились на авиабазе недалеко от Лос-Анджелеса. Из-за непогоды в пункт назначения они прибыли на полчаса позже.

Маршрут, включавший перелет над Ньюфаундлендом, Марокко, Саудовской Аравией, Цейлоном, Малайзией (здесь располагалась условная боевая цель), Филиппинами, островом Гуам и базой Кастл, занял 45 часов 19 минут. Перелет проходил на переменной высоте 10,7-15,2 тыс. метров со скоростью 865 км/ч. При подлете к условной боевой цели скорость была увеличена до 965 км/ч. Дозаправку осуществляли самолеты при перелете над Атлантическим океаном, Средиземным морем, Саудовской Аравией и Филиппинами. Для усиления эффекта дозаправка проходила как днем, так и ночью, и при любой погоде. Перед началом процесса ракетоносцы снижали высоту, скорость при этом составляла 400-480 км/ч.

Стоит отметить, что первый кругосветный полет был совершен самолетом «В-50» в 1949 году и занял 94 часа.

На самолетах третьей серии – «Б-52С» – поставили двигатели еще большей тяги – 5,4 тонн. Всего было выпущено 35 машин в 1956 году. Благодаря замене пневматических стартеров на пороховые удалось в пять раз сократить период завода всех двигателей – с получаса до шести минут. Кроме того, были расширены возможности использования оружия. На «Б-52» (бомбардировщик, ракетоносец) установили новые крылатые ракеты стратегического назначения под кодовым названием «гончая собака» (hound dog). При вылете по боевой тревоге для сокращения длины разбега пилоты могли использовать в качестве ускорителя турбореактивные двигатели ракет. Затем в полете ракеты дозаправлялись из баков.

Потери

В начале 1960-х годов была начато использование самолетов по целевому назначению. «Б-52» – бомбардировщик, сверхальный ракетоносец – предназначался для доставки ядерного вооружения в любую точку Советского Союза. Начались первые пробные разведывательные полеты вдоль государственных границ СССР. Следует понимать, что авария такого самолета, начиненного ядерными боеголовками, могла запросто устроить еще одну Хиросиму. Между тем аварийные ситуации с «Б-52» случались с завидной регулярностью. Аварии с участием ядерного оружия носят кодовое название «сломанная стрела». Большая часть происшествий с данными самолетами происходила над территорией США, а также в небе дружественных стран.

Так, в 1958 году случилась первая авария на территории штата Северная Каролина, когда пилот по ошибке скинул бомбу на кровлю жилого дома. В результате осколками были ранены шесть человек. В 1961 году в том же штате упал уже сам самолет, от удара бомба разрушилась. Спустя год в этом же штате в городе Голдсборо упал бомбардировщик с двумя ракетами типа «гончая собака».

Первая трагедия за пределами США произошла в 1966 году, когда патрульный ракетоносец столкнулся с «КС-135» в небе над Испанией. Одна ракета рухнула в Средиземное море, еще три упали на поселок Паломарес. Из-за сработавшего детонатора весь населенный пункт был заражен плутонием. Последняя официально обнародованная авария произошла у берегов Гренландии в 1968 году, когда горящий самолет не дотянул до аэродрома и рухнул на дно залива. В результате зараженной оказалась территория площадью шесть квадратных километров.

Последние модификации

С 1956-го по 1983 год создали еще пять модификаций. Серия «Б-52D» была выпущена в количестве 101 самолета. В этой серии укоротили киль, а также усовершенствовали прицельную систему. В следующей модификации – Е – выпустили всего сто самолетов. Было усилено крыло. Кроме того, конструкторы установили оборудование, позволяющее совершать полеты на низких высотах. Более экономичные двигатели были установлены на серии F, которая включала в себя 89 самолетов. У одного из них оказалась трагичная судьба. В 1961 году во время учений прорабатывалась условная атака истребителя самолета серии «Б-52F». Пилот истребителя по ошибке выпустил ракету и сбил бомбардировщик. Все три члена экипажа погибли. После этого эпизода самолеты сняли с подобных учений.

Самое большое количество ракетоносцев вышло в следующей серии «Б-52». Бомбардировщики модификации G выпустили в количестве 193 штук в течение четырех лет с 1958 года. Тяга двигателей была увеличена до 6,34 тонн, были добавлены более вместительные баки авиационного топлива. Последняя серия – Н – выпускалась до 1962 года, всего вышло 102 самолета. Тяга двигателей составляла уже 7,71 тонн. Экономичность расхода топлива позволила увеличить дистанцию полета на 2,7 тыс. километра – до 16,7 тыс. километра. На этом самолете поставили мировой рекорд по количеству часов полета без дозаправки: 20,17 тыс. километра было преодолено за 22 часа и 9 минут. А в 2006 году ракетоносец этой модификации пролетел семь часов на синтетическом топливе.

С 1965-го по 1984 год самолеты серий В/С/D/F «Б-52» были сняты с вооружения американской армии. С окончанием холодной войны, ставшим следствием развала Советского Союза, они были убраны с боевого дежурства. Таким образом, к 1992 году в действующей армии осталось 159 ракетоносцев модификаций G и Н. Договоренности в области вооружений с Россией повлекли за собой тотальное сокращение этих бомбардировщиков. В 2008 году оставшиеся машины серии Н также начали сокращать. На данный момент в армии остались 68 ракетоносцев, которые будут в строю до 2040 года. Может статься, что эти самолеты станут рекордсменами по длительности использования. Бомбардировщики участвовали практически во всех военных столкновениях США.

Характеристики

«Б-52» – это реактивный стратегический ракетоносец, оснащенный восемью двигателями. Он пилотируется шестью членами экипажа. Среди основных технических характеристик можно назвать размах крыльев, который составляет 56,39 метра, длина корпуса – 49,05 метра, высота – 12,4 метра. При последней модификации была достигнута взлетная масса до 221,5 тонны. Тяга каждого двигателя составляет 7,71 тонны. Дистанция разгона самолета равняется 2,9 тыс. метра. Максимальная скорость, которую развивает бомбардировщик, составляет 1013 км/ч. Он обладает радиусом боевого действия в 7730 километров.

На борту ракетоносца установлена шестиствольная 20-мм пушка, которая располагается в хвосте самолета. «Воздушная крепость» рассчитана на боевую нагрузку в виде бомб до 31,5 тонны. Кроме того, ракетоносец оснащен самым современным оборудованием для успешного ведения радиоэлектронной борьбы. В частности, на нем установлена аппаратура шумовых и дезинформирующих помех, дипольные отражатели и аппаратура инфракрасных ловушек.

В начале текущего года представители США распространили информацию о новых модификациях «Б-52». Бомбардировщик, система сброса которого характеризовалась точечным метанием только на внешней подвеске снарядов, теперь оснащался более «умной» системой. Как следует из официального сообщения, высокоточные боеприпасы теперь будут размещаться и в бомбоотсеках. Установка новой системы позволит увеличить вместимость самолета как минимум на 50%. Кроме того, это позволит убрать «умные» бомбы с внешних подвесок, что уменьшит расход топлива на 15%, а также поможет сохранять в тайне от противника информацию о том, какое именно оружие несет бомбардировщик.

Контракт стоимостью 24,6 миллиона долларов компания Boeing получила в начале прошлого года. Планируется, что новая система будет принята на вооружение уже в 2016 году. Также в планах военных приспособить «Б-52» под беспилотники.

Авиационные «деды»

Американский «B-52» – бомбардировщик, который с первого дня существования беспрестанно сопоставляли с советским стратегическим самолетом аналогичного класса Ту-95. Эксперты военной авиационной отрасли оба самолета окрестили «дедушками дальней авиации». Обе машины состоят в ВВС обеих стран более 60 лет, претерпевая лишь регулярную модернизацию. Российского соперника американские военные называют, как это ни банально, медведем. Споры о том, чья машина лучше и по каким показателям, продолжаются по сей день. Военные эксперты отмечают, что оба самолета прошли эволюционный путь от простого бомбардировщика до стратегического ракетоносца. Машины схожи и по ряду других характеристик, к примеру, у обеих дальность полета превышает десять тысяч километров. Более того, территория противника достигается обеими машинами в любом варианте, даже не по прямой линии движения. В то же время большую скорость развивает американский «Б-52». Бомбардировщик в сравнении с Ту-95 разгоняется до 1 тыс. км/ч, максимальная скорость «тушки» достигает 850 км/ч.

Однако есть ряд характеристик, по которым отечественная машина значительно превосходит своего заокеанского соперника. К таким показателям, в частности, относится повышенная экономичность двигателей – как минимум вдвое. По словам специалистов, при дальности полета на 10-12 тыс. км американский бомбардировщик «Б-52» затрачивает 160-170 тонн авиационного топлива, в то время как у российского самолета на это же расстояние уйдет лишь 80 тонн.

Отечественные эксперты военного дела нелестно отзываются и о двигателях. По их словам, преимущество Ту-95 состоит в том, что все четыре двигателя оснащены винтами противоположного вращения. Таким образом, своей надежностью они обеспечивают отечественному ракетоносцу превосходство над «Б-52». Бомбардировщик США оснащен восемью двигателями, однако проблем они доставляют немало и обладают достаточно слабыми характеристиками. По словам экспертов, об этом свидетельствуют потери заокеанских военно-воздушных подразделений. Так, известно, что из 740 выпущенных и поставленных в армию машин они умудрились потерять 120 самолетов. Более того, именно американский бомбардировщик «Б-52» стал причиной утраты нескольких термоядерных бомб, которые по сей день не найдены. Некоторые утверждают, что бомбы были потеряны на территории Гренландии и побережья Португалии.

Тонкости ракетного оснащения

Вооруженные силы всех стран, а тем более ведущих держав, таких, как Россия и США, которые являются крупнейшими производителями вооружения, участвуют в негласных, а порой и в открытых соревнованиях. Авиация – это одна из областей постоянного соперничества. Быть королем неба – что может быть престижнее для военного поприща? Российский и американский бомбардировщики сравнивают непрестанно. К примеру, американцы неоднократно приводили данные, подтверждающие превосходство их машины над отечественной по ракетно-бомбовой нагрузке чуть ли не в несколько раз.

Российские эксперты склонны относиться к подобным заявлениям с изрядной долей скептицизма. Военные специалисты не видят причин безоговорочно доверять противной стороне, поскольку именно эти данные используются в качестве орудия манипуляций. Если говорить по справедливости, только командир экипажа имеет полное представление о количестве орудий у него на борту. Стоит отметить, что крупнейший в мире термоядерный боеприпас был скинут именно российским самолетом. Мощность сброшенной бомбы равнялась 50 млн. тонн тротила, взрывная волна во время опыта трижды обогнула Землю. Заряды были скинуты на территории Новой Земли.

Восставший из пепла

«Б-52» – бомбардировщик (фото см. в статье) вернется в ряды ВВС Америки. Новость об этом распространили в начале марта 2015 года. В боевые ряды вернулся «Б-52Н», носивший имя «Призрачный всадник» (Ghost Rider), который списали семь лет назад. Он был выпущен в 1962 году и завершил свою летную карьеру в 2008-м. С тех пор находился в Тусоне (штат Аризона) на так называемом кладбище самолетов. Он призван заменить поврежденную аналогичную машину. Ремонт самолета занял несколько месяцев. Он успешно прошел летное испытание, в ходе которого преодолел более 1,6 тыс. километра. После этого его дислоцировали на авиабазу в Луизиану. Здесь завершатся ремонтные работы и конечные испытания.

Стоит отметить, что в военной истории США это первый случай, когда списанный «Б-52» возвращают в действующий боевой строй. Как объяснили представители ВВС, он заменит аналогичный самолет, который сгорел на базе, его ремонт обошелся бы значительно дороже.

БАСТИОН, BASTION. ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК. ИСТОРИЯ ОРУЖИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА. MILITARY-TECHNICAL COLLECTION. HISTORY OF WEAPONS, MILITARY EQUIPMENT


СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК
BOEING B-52 STRATOFORTRESS (США)
STRATEGIC BOMBER BOEING B-52 STRATOFORTRESS (USA)

17.01.2020

Директор проекта ядерной информации при Федерации американских ученых Ханс Кристенсен сообщил, что ВВС США снимают ядерные бомбы B61-7 и B83-1 с вооружения бомбардировщиков B-52H. Далее в документе уточняется, что КР AGM-86B с боеголовкой W80-1 остался единственным типом ядерного оружия B-52H. Эти КР могут запускаться за пределами действия ПВО противника, в скором времени в арсенал В-52 поступят новые стелс-КР LRSO (Long Range Standoff Missile).
Военный паритет

23.11.2020

21 ноября 2020 года США перебросили на Ближний Восток стратегические бомбардировщики B-52H. Об этом говорится в сообщении, размещенном на сайте Центрального командования Вооруженных сил Соединенных Штатов (СЕНТКОМ), сообщает ТАСС.
«Экипажи B-52H Stratofortress из состава пятой эскадрильи, дислоцированной на военно-воздушной базе Майно в штате Северная Дакота, оперативно совершили дальний полет на Ближний Восток 21 ноября с целью сдерживания агрессии и подтверждения поддержки партнеров и союзников США», — отмечается в заявлении СЕНТКОМ. По данным командования, полет был беспосадочным и был призван «продемонстрировать способность американских ВВС оперативно перебрасывать свои силы в любую точку мира и интегрировать их в ход операций» СЕНТКОМ.
Экипажи во время выполнения задания взаимодействовали с американскими истребителями и самолетами-заправщиками. Как уточняет СЕНТКОМ, в последний раз дальний полет стратегического бомбардировщика на Ближний Восток совершался в начале текущего года. Число бомбардировщиков, переброшенных в регион, не уточняется.
К настоящему времени крылатые ракеты (КР) AGM-86B с боеголовкой W80-1 остался единственным типом ядерного оружия B-52H. Бомбардировщик может быть оснащен 20 ракетами этого типа — по шесть на двух внешних пилонах и восемь во внутреннем отсеке вооружения (револьверная ПУ). Эти КР могут запускаться за пределами действия ПВО противника. В скором времени в арсенал В-52 поступят новые стелс-КР LRSO (Long Range Standoff Missile). Командование ВВС намерено предоставить компании Boeing до 250 млн долл для интеграции КР LRSO на 76 самолетах B-52H в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2023 года, напоминает ВТС «Бастион».
Высшие должностные лица ВВС заявили, что B-52H, вероятно, останется в эксплуатации и после 2050 года, и может быть достигнут даже 100-летний юбилей нахождения в составе ВВС США в 2055 году (В-52 на вооружении находится с 1955 года).
ВТС «Бастион»


СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК
BOEING B-52 STRATOFORTRESS


Первый из трех предсерийных самолетов B-52A, предназначенных для эксплуатационных испытаний, совершил полет 5 августа 1954 г. B-52 создавался как высотный бомбардировщик для атак с использованием свободнопадающих ядерных бомб. В силу большой мощности ядерных зарядов высокая прицельность не имела решающего значения, но самолет все же был оснащен оптическим прицелом.
Рабочая высота полета B-52 была на треть, а крейсерская скорость примерно вдвое выше, чем у поршневого B-29. Это существенно повышало выживаемость самолета. С этой же целью он был снабжен ракетами – ложными целями ADM-20 «Куэйл» и вооружен УР Норт Америкен AGM-28 «Хаунд Дог», предназначенными для огневого подавления ЗРК с последующим поражением стратегических целей ядерными бомбами.
Всего в 1952-1963 гг. было построено 744 самолета «Стратофортресс» различных модификаций, включая 193 В-52G и 102 В-52Н — первых действительно межконтинентальных модификаций, специально создававшихся как носители ракетного оружия — УР Норт Америкен AGM-28 «Хаунд Дог». В начале 1960-х годов самолеты В-52Н предполагалось оснастить аэробаллистическими ракетами GAM-87 «Скайболт», однако эта программа в 1961 г. была прекращена.
B-52 — бомбардировщик нормальной схемы с высокорасположенным крылом, 8 двигателями в спаренных гондолах и велосипедным шасси. Назначенный ресурс планера вариантов B-52D и F – 6000 ч, B-52 G/H -12500 ч. Крыло имеет угол установки 8°, угол поперечного V равен 2°, угол стреловидности по передней кромке 37°. Крыло цельнометаллической конструкции кессонное с двумя балочными лонжеронами. Фюзеляж – типа полумонокок, имеет овальное поперечное сечение с плоскими боковыми стенками. В передней части расположена герметическая двухпалубная кабина экипажа, состоящего из 6 человек. Она невысока и нс позволяет встать в полный рост. Фюзеляж B-52G/H усилен за счет установки новой перегородки между хвостовой и центральной секциями, новой обшивки хвостовой секции и модифицированной центральной секции.


В конструкцию модели B-52G были внесены существенные изменения — дополнительные топливные баки в крыльях, более мощные реактивные двигатели J-57-43W (как и в моделях Е и F), укороченная хорда вертикального оперения и хвостовая турель с дистанционным управлением. Также самолет оснащен усовершенствованным навигационным и прицельным оборудованием, системой радиоэлектронного подавления Kwail. Первый полет прототипа состоялся в октябре 1958 года, а в феврале следующего года эту модель начали поставляться Стратегическому Командованию ВВС США.
Первая водородная бомба была сброшена с B-52 21 мая 1956 г. Самолет продемонстрировал высокие характеристики в ряде рекордных полетов. Были выполнены беспосадочные полеты вокруг североамериканского континента и через северный полюс дальностью 27000 км. 18 января 1957 г. три бомбардировщика B-52 совершили кругосветный полет, преодолев расстояние в 39750 км за 45 ч 19 мин при средней скорости 850 км/ч.
В 1972 г. началось оснащение самолетов B-52G и В-52Н аэробаллистическими ракетами Боинг SRAM, оснащенными ядерной БЧ W-69 (100 Кт) и способными поражать стационарные цели с заранее известными координатами на дальности до 160 км. Каждый самолет брал на борт восемь АБР, подвешиваемых на многопозиционных барабанных АКУ, размещенных в грузоотсеке. Кроме того, 12 АБР могли подвешиваться на подкрыльевых узлах. Ракеты предназначались для «расчистки» системы ПВО противника и обеспечения проникновения бомбардировщиков в район цели.
Несколько самолетов были переоборудованы в варианты GB-52G, GB-52D и GB-52F для использования при наземной подготовке экипажей. Один из бомбардировщиков был переоборудован в вариант NB-52, использовавшийся в качестве носителя экспериментального гиперзвукового самолета Норт Америкен Х-15 (первое отделение от носителя осуществлено 8 июня 1959 г.).
Часть самолетов B-52 много лет несла постоянное дежурство на аэродромах в состоянии готовности к взлету с ядерным оружием на борту. К 1988 году число авиабаз с бомбардировщиками B-52 уменьшилось до 12.
К началу 1990-х годов на постоянном боевом дежурстве находилось 40 стратегических бомбардировщиков B-52 и B-1.
В сентябре 1991 г. президент США Дж. Буш объявил об их снятии с дежурства в состоянии готовности к ядерному удару.
Весной 1992 г. с американской авиабазы Барксдейл (штат Луизиана) взлетели два самолета B-52G, взявшие курс на Россию. Через 12 часов, пройдя Атлантический океан и дозаправившись топливом в воздухе над Англией, они появились над Рязанью. Так спустя 40 лет после создания стратегический бомбардировщик B-52 впервые осуществил перелет, для которого и предназначался. Это был дружественный визит в связи с 50-летием дальней авиации России. Вряд ли конструкторы фирмы Боинг, разрабатывавшие этот знаменитый тяжелый самолет, который долгое время олицетворял военную мощь США, могли предположить, что их «детище» будет встречено в российском небе столь гостеприимно.
К началу 1992 года на вооружении ВВС США оставалось 254 самолета B-52, потом 200, 100, 95. В августе 1993 г. на авиабазе Дэвис-Монтан (штат Аризона) началось уничтожение 350 машин согласно Договору по СНВ, подписанному с СССР. Специальная «гильотина» разрезает самолет на 5 частей.
ВВС США проводят модернизацию своих B-52, усиливая их оснащение обычным вооружением Это позволит самолету-ветерану сохранить свою эффективность дальнего бомбардировщика двойного назначения в следующем столетии. Программа модернизации B-52, СЕМ (conventional enhancement modification), охватывает более половины из 94 стоящих на вооружении самолетов этого типа. В результате модернизации самолет сможет нести ракеты «Гарпун» AGM-84 класса «воздух-поверхность», управление подвесками будет осуществляться с помощью интегрированной системы ISMS, а бомбовый отсек будет оснащен универсальным бомбодержателем. Навигационная система самолета будет оснащена средствами спутниковой навигации GPS. Кроме того, 10 самолетов будут приспособлены для подвески ракет «Рэптор» AGM-142 класса «воздух-земля» с оптической системой наведения.
В конце 1980-х гг. B-52G в результате проведенной модернизации были оборудованы мощными внешними держателями и системами, позволяющими подвешивать ракеты типа «Хэв Нэп» и «Гарпун». Эти самолеты были оснащены навигационной системой GPS. В результате снятия с вооружения B-52G в 1993-1994гг. ВВС США остались без бомбардировщиков, способных нести ракеты AGM 142 «Хэв Нэп», «Рэптор» и «Гарпун». SPO и фирма «Боинг» сформулировали новый план модернизации B-52H как носителя обычного вооружения. План, работы по которому уже развернуты, позволит сократить время модернизации на один год и сэкономить свыше 100 млн долл. При затратах приблизительно 2,25 млн долл. на один самолет к концу 1996г. удастся завершить модернизацию 47 B-52H. «Но мы рассматриваем возможность охватить еще 19 самолетов», – говорит г-н Троуготт. Еще 19 машин будут готовы в конце 1999 г. Из 47 самолетов первой партии 36 модернизируются на заводе фирмы «Боинг» в Уичите, а модернизация остальных будет приурочена к проведению регламентных работ в Центре OALC.
Вооружение включает до двадцати крылатых ракет AGM-86B ALCM (AGM-86C CALCM) или до шестнадцати КР AGM-129A ACM, ядерные бомбы B53, B61 и B83, обычные свободнопадающие бомбы Mk82, Mk83, Mk84, Mk117, разовые бомбовые кассеты CBU-87, CBU-89, CBU-97, морские мины Mk36, Mk55, Mk56, Mk62, Mk63 и Mk64. Часть бомбардировщиков модернизированы для обеспечения возможности применения противокорабельных ракет AGM-84 Harpoon, управляемых ракет класса «воздух-земля» AGM-142A Raptor, AGM-158 JASSM, корректируемых авиационных бомб JDAM, AGM-154A JSOW и WCMS.
В 1963 г. вариант B-52D стал исследоваться на предмет использования ядерных бомбардировщиков в качестве носителей обычных бомб, и с 1964 г. началось переоборудование самолетов B-52D в носителей 105 обычных авиабомб весом по 374 кг. Это позволило примененить ядерные бомбардировщики с обычным вооружением в войне во Вьетнаме уже в 1965 г. Они использовались с авиабазы на острове Гуам в Тихом океане для нанесения «ковровых» ударов с больших высот по подозрительным зонам в Южном Вьетнаме и путям снабжения из Северного Вьетнама.
Каждый боевой выпет продолжался около 10-12 часов с дозаправкой в воздухе, но после перебазирования в Таиланд время боевого вылета резко сократилось. На B-52, применяемых во Вьетнаме, нижняя часть корпуса была перекрашена в черный цвет для уменьшения вероятности визуального обнаружения. Тем не менее в ходе бомбардировок территории Северного Вьетнама американцы потеряли 15 самолетов B-52. Аналогичным образом B-52 оперировапи в зоне Персидского залива в 1991 г. и в Югославии в 1999 г.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Модификация B-52G
Размах крыла, м 56.39
Длина самолета, м 48.03
Высота самолета, м 12.40
Площадь крыла, м2 371.60
Масса , кг
пустого самолета 76405
нормальная взлетная 137272
максимальная взлетная 221352
Тип двигателя 8 ТРД Pratt & Whitney J57-P-43WВ
Тяга нефорсированная, кгс
номинальная 8 x 5080
с впрыском водной смеси 8 х 6240
Максимальная скорость, км/ч 1024
Крейсерская скорость, км/ч 842
Перегоночная дальность, км 12836
Боевой радиус действия, км 6600
Макс. скороподъемность, м/мин 1661
Практический потолок, м 14326
Экипаж, чел 6

ВООРУЖЕНИЕ

четыре 12.7-мм пулемета М3
Бомбовая нагрузка до 22680 кг

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Год принятия на вооружение B-52Н 1961
Год принятия на вооружение B-52 первой модификации 1954
Размах крыла 56,39 м
Длина самолета 49,05 м
Высота самолета 12,40 м
Площадь крыла 371,60 кв.м
Масса пустого самолета 78600 кг
Масса топлива 135820 кг
Взлетная масса 221500 кг
Тип двигателя ТРДД Пратт-Уитни TF33-P-3
Максимальная тяга 8 х 7710 кгс
Максимальная скорость 1013 км/ч
Крейсерская скорость 819 км/ч
Практический потолок 16765 м
Практическая дальность 16765 км
Боевой радиус действия 7730 км
Длина разбега 2900 м
Длина пробега 1433-2500 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка 2,0
Экипаж 6 чел

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК BOEING B-52 STRATOFORTRESS. НОВОСТИ 2017 -2019
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК BOEING B-52 STRATOFORTRESS. НОВОСТИ 2015 -2016
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК BOEING B-52 STRATOFORTRESS. НОВОСТИ 2008 -2014
КОНТРАКТ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ СИСТЕМ ВООРУЖЕНИЯ АМЕРИКАНСКИХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ В-1В И В-52Н
В-1 И В-52 СНОВА УВЕЛИЧАТ СВОИ БОЕВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК BOEING B-52 STRATOFORTRESS НА МАКС-2011
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК BOEING B-52 STRATOFORTRESS НА МАКС-2003
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЯДЕРНЫЕ СИЛЫ США
БОМБАРДИРОВЩИКИ США
БОМБАРДИРОВЩИКИ
АВИАЦИЯ, АВИАЦИОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Бомбардировщики B-52 впервые облетели Украину. Что это значит для Крыма и РФ