5 секретных технологий ракетоносца Ту-160, которые не могут скопировать США
Технология № 1 — реактивные двигатели
12 января с аэродрома Казанского авиационного завода впервые взлетел новый стратегический ракетоносец Ту-160М. Эта машина стала первым ракетоносцем, построенным с нуля, — до того как начать производство уникальных машин, технология производства считалась частично утраченной по нескольким причинам. Одной из главных трудностей было возобновление производства реактивных двигателей. Точнее, производство новых агрегатов, которые помогли Ту-160 заслужить звание «средства для прорыва любой ПВО».
Первый новый самолёт поднялся в небо с двигателями НК-32-02 производства самарского завода «Кузнецов». Эти двигатели начали серийно производить только в 2020 году — отличительной особенностью новых агрегатов для Ту-160М стала серия конструктивных решений: более производительные топливные магистрали, более эффективные камеры сгорания и защитное покрытие лопаток, благодаря чему не только снижается расход топлива, но и уменьшается заметность самолёта — выбрасываемые отходы горения гораздо «холоднее», что затрудняет наведение ракет с тепловой головкой самонаведения. В том же году американские власти попытались сорвать производство двигателей — ввели санкции против «Объединённой двигателестроительной корпорации».
Сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160. Фото © Shutterstock
Снижение расхода топлива привело к тому, что дальность полёта нового ракетоносца оказалась больше, чем у самолётов прошлых версий, — 13 350 километров без дозаправки. При этом на 200 километров возросла максимальная скорость машины — теперь на форсаже она составляет 2400 километров в час. Следующая модификация этих двигателей, вероятно, будет использована на перспективном комплексе дальней авиации ПАК ДА.
Самый современный бомбардировщик ВВС США B2 Spirit не разгоняется больше одной тысячи километров в час, а дальность полёта машины составляет 11 тысяч километров.
Шторм в «Океане любви»: Почему российский «Лошарик» подозревают в краже секретного кабеля НАТО со дна моря
Технология № 2 — новая система управления
Экипаж одного из стратегических ракетоносцев Ту-160. Фото © ТАСС / Минобороны РФ
Ту-160 во многом стал прорывным самолётом благодаря технологии пилотирования. «Белый лебедь» — первый советский серийный тяжёлый самолёт, на котором применили электродистанционную систему управления (ЭДСУ). Собеседники Лайфа, близкие к военной авиации, отмечают, что на новой машине технологию усовершенствовали — все параметры полёта анализирует специальный бортовой компьютер. Малейшее отклонение в заданном режиме полёта нивелируется вмешательством электроники. Благодаря такой технологии самолёт невероятно устойчив даже во время выполнения сложных манёвров, которые предшествуют применению вооружения. При обнаружении угрозы встроенная система защиты даёт сигнал компьютеру, и он выдаёт экипажу «рекомендацию к действию», подсказывая нужный и самый безопасный порядок действий в зависимости от ситуации. Нечто подобное, по слухам, будет установлено в новейший американский стратегический самолёт В-21 Raider, однако эта машина будет летать на более низких скоростях и не сможет активно маневрировать.
Технология № 3 — виртуальная мишень
Особая гордость разработчиков машины — встроенный комплекс бортовой обороны. Помимо датчиков обнаружения пусков ракет новые Ту-160 получат специальную станцию постановки помех. Она будет включаться автоматически — всякий раз, когда «стратег» будет облучаться радарами самолётов вероятного противника, вокруг самолёта будет «рисоваться» десяток виртуальных целей. Собеседники Лайфа, близкие к оборонно-промышленному комплексу, отмечают, что эту разработку внедрили после изучения отечественного и зарубежного опыта проектирования систем ПРО. Так же как и у боевых блоков ракет, у Ту-160 появилась система постановки ложных целей, однако как именно работает комплекс, — государственная тайна.
Сезон охоты: Для чего ВМФ России собирает «звериную стаю» из «убийц» авианосцев
Технология № 4 — титановый скелет
Производство модернизированных Ту-160 на Казанском авиационном заводе. Фото © ТАСС / Егор Алеев
В 2017 году произошло историческое событие: на заводе удалось сварить первый лонжерон центроплана. Важность этого события трудно переоценить: главные силовые элементы планера Ту-160 выполнены из титана, а скреплять детали на открытом воздухе обычными электродами невозможно. Для этого используется специальная установка для электронно-лучевой сварки. В 1994 году серийное производство Ту-160 было остановлено, однако теперь технология восстановлена. Титан позволяет Ту-160 легче переносить серьёзные нагрузки как во время обычного полёта, так и во время маневрирования. Частично прочность силовых элементов обеспечивают и уникальные высокопрочные соединения — их, как и многое другое, восстановили с учётом изначальных заводских значений.
Эту технологию, по некоторым данным, в начале и середине 90-х пытались купить «посредники» частных и государственных западных структур. Интерес иностранных спецслужб был вполне понятен: дешёвое и качественное производство могло помочь США в разработке собственных стратегических ракетоносцев.
Технология № 5 — ассистент для «ударного» режима
Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 во время пуска ракеты после вылета с авиабазы. Фото © ТАСС / Минобороны РФ
Отличительной чертой новых Ту-160 станет более продвинутая система управления вооружением. В отличие от комплексов предыдущих поколений, новый бортовой компьютер будет самостоятельно рассчитывать параметры полёта сразу после загрузки навигационных данных. Если говорить простым языком, то ещё на аэродроме после вскрытия пакета с инструкциями и координатами цели экипаж вводит данные в бортовую систему, а на подходе к цели компьютер предложит взять управление на себя до выхода в точку нанесения удара. Это роднит новый Ту-160 с подводными лодками, внутри которых находится ядерное оружие, — когда параметры «боевого режима» введены, человеку остаётся лишь нажать кнопку.
Позднее прибытие: Почему МС-21 может проиграть битву «Боингу» и «Эйрбасу»
Сергей Андреев
- Статьи
- крылатыеракеты
- Ту-160 (стратегический бомбардировщик)
- Авиаперелеты
- Военная техника
- Наука и Технологии
Комментариев: 4
Для комментирования авторизуйтесь!
Ту-160
Ту-160Стратегический ракетоносец-бомбардировщик
информация
О САМОЛЕТЕ
Ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 (кодификация НАТО: Blackjack)
предназначен для поражения объектов в удаленных географических районах
и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. Является
самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолетом и
самолетом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжелым боевым
самолетом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков
максимальную взлетную массу. За мощь и грацию получил неофициальное
название «Белый лебедь».
Особенности конструкции
Самолет Ту-160 выполнен по схеме интегрального низкоплана с крылом
изменяемой стреловидности, трехопорным шасси, цельноповоротным
стабилизатором и килем. Механизация крыла включает предкрылки,
двухщелевые закрылки, для управления по крену применяются
интерцепторы и флапероны. Четыре двигателя установлены попарно в
мотогондолах, в нижней части фюзеляжа.
Два отсека размещения полезной нагрузки расположены тандемом (друг за
другом). Основные материалы планера – титан, алюминиевые
термообработанные сплавы, стальные сплавы и композиционные материалы.
Ту-160 оснащен приемным устройством дозаправочной системы типа
«шланг-конус».
История создания
Работы по теме межконтинентального стратегического многорежимного
самолета-ракетоносца, вооруженного крылатыми ракетами большой
Первый полет опытного самолета осуществил 18 декабря 1981 года летчик-испытатель Б.И. Веремей. В октябре 1984 года начались испытания первой серийной машины.
В апреле 1987 года начались поставки Ту-160 в строевую часть Дальней авиации на Украине. До 2000 года было выпущено 36 Ту-160.
В 2015 году было принято решение о воспроизводстве стратегических ракетоносцев Ту-160 на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова. В 2017 году был построен новый стратегический ракетоносец Ту-160. Первый полет он совершил 25 января 2018 года.
Мы используем файлы cookie, чтобы собирать данные о трафике, анализировать их, подбирать для вас подходящий контент и рекламу, а также дать вам возможность делиться информацией в социальных сетях.
OK
Спустя десятилетия новый «Белый лебедь» впервые покидает гнездо
Первый российский стратегический бомбардировщик Ту-160М (по прозвищу «Белый лебедь»), построенный с нуля, совершил свой первый полет с аэродрома Авиационного завода имени Туполева в Казани.
Как сообщает Ростех, новый Ту-160М поднялся в воздух на высоту 600 метров (1968,5 фута) и находился в полете около 30 минут. Экипаж летчика-испытателя Туполева выполнил маневры для проверки устойчивости и управляемости самолета в воздухе.
Президент России Владимир Путин дал старт программе нового производства стратегического ракетоносца Ту-160 в его модернизированном варианте Ту-160М.
— Реклама —
Для того, чтобы вернуть в серию много лет не выпускавшийся самолет, Туполеву и российской аэрокосмической промышленности пришлось восстановить несколько возможностей и провести модернизацию:
- Конструкторская документация Ту-160М была полностью оцифрована в короткое время
- Восстановлена технология вакуумной пайки изделий из титана
- Возобновлено производство узлов планера самолета Ту-160
- Сформирована новая производственная кооперация ведущих предприятий в области металлургии, авиастроения, машиностроения и приборостроения, многие из которых входят в структуру Госкорпорации Ростех.
Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров подчеркнул: «Мы восстановили полный цикл производства Ту-160, но уже в варианте «М», с использованием модернизированных двигателей, модернизированных систем управления, новой навигации. системы и системы управления вооружением. Важную роль в восстановлении производства этих уникальных самолетов сыграла модернизация Казанского авиационного завода: обновлено оборудование цеха, обновлена летно-испытательная база, введена в эксплуатацию крупнейшая в мире установка электронно-лучевой сварки и вакуумного отжига титана.
Самолет сохраняет свой первоначальный вид, но создан на совершенно новой технологической основе, с использованием цифровых технологий.
«Ту-160 — один из самых крупных и высокотехнологичных проектов в авиационной отрасли. Реализация этой программы потребовала не только обновления производственных помещений, но и создания принципиально новой цифровой среды для работы над проектом. К подготовке цифровой документации для программы привлекались несколько авиационных конструкторских бюро. Принципиальное значение сегодняшнего мероприятия в том, что новая машина построена полностью с нуля», — сказал генеральный директор ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация) Юрий Слюсарь. «Системы и оборудование нового самолета обновлены и модернизированы на 80 процентов».
Реализация программы модернизации и производства стратегических ракетоносцев Ту-160 потребовала существенного обновления авиационно-космической производственной базы.
«В рамках программы на Казанском авиационном заводе обновлено и модернизировано более 40 процентов оборудования цеха, значительная часть коллектива прошла дополнительное обучение. Для Туполева возвращение к производству Ту-160 — крупный проект, который означает не только обновление материально-технической базы и восстановление ключевых компетенций, но и выход на новый уровень возможностей конструкции…», — прокомментировал управляющий директор «Туполев». Вадим Королёв.
Ту-160 «Белый лебедь» (код НАТО: Blackjack) — сверхзвуковой бомбардировщик с крылом изменяемой геометрии, изначально разработанный в советское время и способный наносить ядерные удары большой дальности с помощью крылатых ракет. В настоящее время в составе ВВС России имеется 16 таких самолетов, и вместе с бомбардировщиками Ту-95МС (также проходящим модернизацию) они составляют наступательную основу стратегической авиации ВКС России.
Учитывая их важность для российской стратегии ядерного сдерживания, Кремль решил провести масштабную программу модернизации своих Ту-160 с новой электроникой и модернизированными двигателями НК-32 02, первый прототип которых был запущен в начале 2020 года9.0003 Первый полет модернизированного Ту-160 с новыми двигателями НК-32 02.
Но поскольку 16 самолетов недостаточно для нужд России (например, ВВС США ремоторизируют свои 76 бомбардировщиков B-52 «Stratofortress», чтобы они могли летать и после 2050 года), было также заказано строительство 40 дополнительных бомбардировщиков, из обновленный вариант Ту-160М.Благодаря работам по модернизации существующих планеров и новых Ту-160М сказочный «Белый лебедь» останется самым большим (и одним из самых красивых) боевых самолетов в мире на многие десятилетия вперед.
Последние новости
— Реклама —
Белый лебедь Для Индии? Экс-главнокомандующий ВВС США намекает на возможное приобретение российских бомбардировщиков Ту-160, чтобы противостоять растущей мощи Китая Однако вскоре это может измениться, поскольку ходят слухи, что Индия хочет купить стратегический бомбардировщик у своего давнего друга России.

Ястребиный взгляд на Китай! 7 американских самолетов-шпионов замечены в полете вблизи Тайваня, поскольку Пентагон усиливает операции разведки и разведки — отчеты
В том, что может быть скрытым намеком, бывший командующий ВВС, главный маршал авиации Аруп Раха мимоходом упомянул о планах Индии приобрести стратегический бомбардировщик. Он выступал на первом выпуске «Диалогов Чанакья», организованных Фондом Чанакья в Нью-Дели.
Во время расследования Бхарата Карнада, старшего научного сотрудника по исследованиям в области национальной безопасности в Центре политических исследований, бывший главнокомандующий ВВС сообщил, что Индия очень внимательно относится к включению российского Туполева Ту-160. Россия широко использовала эти стратегические бомбардировщики в войне против Украины.
Любопытно, что бывший начальник авиации также мимоходом упомянул о возможности разработки в ближайшее время варианта гиперзвуковой планирующей ракеты с ядерной боеголовкой.
EurAsian Times недавно сообщило, что гиперзвуковая версия индийской крылатой ракеты BrahMos, BrahMos-II, вероятно, будет иметь те же характеристики, что и российская ракета «Циркон».
Крупнейшие мировые державы, прежде всего США и Россия (бывший СССР), владеют стратегическими бомбардировщиками со времен Второй мировой войны. Стратегические бомбардировщики сегодня используются тремя наиболее значительными военно-воздушными силами мира — США, России и Китая. Напротив, Индия, четвертая по величине военно-воздушная сила, имеет только истребители-бомбардировщики.
Изображение файла: ТУ-160МСтратегический бомбардировщик — это самолет средней и большой дальности, предназначенный в первую очередь для сброса зенитных орудий на удаленные цели, чтобы помешать противнику вести войну.
Стратегические бомбардировщики, в отличие от тактических бомбардировщиков, истребителей-бомбардировщиков и штурмовиков, предназначены для глубокого проникновения на вражескую территорию и уничтожения стратегических объектов, таких как основные объекты инфраструктуры, материально-технические объекты, военные объекты и заводы. Они используются в операциях по воздушному перехвату для нападения на комбатантов и военную технику противника.
В ноябре 2021 года в СМИ появились сообщения о том, что ВВС Китая развернули как минимум один дальний бомбардировщик H-6K вблизи спорной границы с Индией. 11 ноября, в 72-й день НОАК, государственная телекомпания Китая показала кадры полета бомбардировщика над горным хребтом, подразумевая, что он был отправлен в Гималаи.
В связи с провокациями китайских ВВС НОАК ВВС Индии могли ощутить потребность в приобретении стратегических бомбардировщиков — символа сдерживания, который мог пригодиться против обоих ядерных соседей — Китая и Пакистана.
Нужны ли Индии стратегические бомбардировщики?Аэродинамическая труба Модель индийского двухмоторного истребителя-невидимки 5-го поколения AMCA раскрывает захватывающие детали
Среди аналитиков ведутся серьезные дебаты относительно того, должна ли Индия предоставлять своим военно-воздушным силам этот новейший инструмент военно-воздушных сил. Индийские ВВС впервые отказались от бомбардировщика Ту-22 Backfire, предложенного министром обороны СССР Сергеем Горшковым в начале 1970-х годов.
Стратегические бомбардировщики могут нести ядерное оружие и преодолевать противовоздушную оборону. Государства, которым они принадлежат, имеют возможность нанести удар «в любое время и в любом месте» благодаря их дальнобойным возможностям и большой ударной силе, несмотря на большой груз вооружений, которые они несут.
В то время как стратегический бомбардировщик не нужен на пакистанском фронте, Китай становится головной болью, поскольку он готовится ввести в строй свой новейший и самый мощный бомбардировщик H-20.
СМИ описывают бомбардировщик как большой малозаметный самолет, способный пересечь Тихий океан с 45-тонным вооружением. Источники в Китае сообщили, что дальность полета бомбардировщика составит не менее 12 000 километров.
Изображение файла: бомбардировщик-невидимка H-20 При этом несколько голосов в Индии выступают против приобретения стратегического бомбардировщика. EurAsian Times связалась с маршалом авиации П.К. Барборой (в отставке) по поводу некоторых перспектив.
«Роль стратегических бомбардировщиков со времен Второй мировой и холодной войн заключалась в том, чтобы пересекать континенты и океаны. Индия как страна не имеет таких амбиций. Имеющихся у нас тактических бомбардировщиков и самолетов достаточно, чтобы поражать цели на территории противника с дозаправкой в воздухе в случае необходимости.
Конечно, стратегические бомбардировщики — хорошая демонстрация силы, но у нас уже есть ракеты очень большой дальности, чтобы поражать цели глубоко внутри враждебных соседей. В условиях финансового кризиса нам нужны средства повышения боеспособности, и, на мой взгляд, эти стратегические бомбардировщики — не то, что нам может понадобиться».
Из-за своего размера бомбардировщики имеют большую площадь радиолокационного поля (ЭПР), что делает их уязвимыми для воздушных и наземных средств ПВО. Кроме того, они дороги в покупке и обслуживании. Хотя у них есть возможности большей дальности полета, они должны летать с глубоких аэродромов. Они, несомненно, могут перевозить средства радиоэлектронной борьбы, чтобы помочь в попытках глубокого проникновения.
По данным Air Power Asia: «За исключением Пакистана и Китая, которые являются соседями Индии, любая удаленная цель для бомбардировщиков, базирующихся в Индии, должна будет пролететь над враждебным воздушным пространством над этими странами, поэтому эту идею можно отбросить как бесперспективную. ».
Например, индийским бомбардировщикам придется лететь над территорией, контролируемой Китаем, на расстояние 2500 километров до цели и обратно, что подвергает их опасности быть сбитыми еще до того, как они достигнут своих целей.
Кроме того, цена разработки стратегического бомбардировщика астрономическая даже по американским меркам. Одной из причин, по которой только небольшое число стран эксплуатирует и производит их, является предполагаемая общая стоимость производства в размере 100 миллиардов долларов, связанная с созданием новейшего бомбардировщика США.
Хотя эти аргументы выдерживают критику, призывы к стратегическому бомбардировщику звучат все громче по двум причинам: для создания сдерживающего фактора в отношениях с Китаем и мощной ядерной триады для усиления общей защиты.
Будет ли Индия покупать у России бомбардировщики Ту-160?«Подделка» американского B-2 Spirit? Первый в России дизайн бомбардировщика-невидимки появился в сети; Эксперты расшифровывают Туполев ПАК ДА
Сообщается, что переговоры об аренде у России шести или одной трети эскадрильи четырехместных сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков Ту-160 с экипажем близятся к завершению. Поскольку всего построено 35 «Белых лебедей», с линии фронта российского флота уйдет 29 машин.этих самолетов, по словам Бхарата Карнада.
Ту-160 «Белый лебедь», российский аналог американского стратегического бомбардировщика В-1, имеет максимальную скорость 2200 км/ч, крейсерскую скорость 960 км/ч, дальность полета без дозаправки 12300 км, боевой радиус 7300 км.