+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Бомбардировщик м 4 м: М-4 — самолёт, который создали за 22 месяца » Авиация России

0

Советский бомбардировщик М-4 – ответ на ядерную бомбу


Проект с нуля

Советский М-4 совершил свой первый полет более 60 лет назад, а предпосылкой его создания, как и других машин подобного класса, стало появление атомного оружия. Атомная бомба дала старт новой эпохе не только в области вооружений, но и военной летающей техники. Простого наличия атомного оружия в арсенале было недостаточно, необходим был мощный транспорт для его доставки до нужной локации. И у Советского Союза, и у стран НАТО на тот момент не было подобных самолетов-бомбардировщиков, способных выдержать перелет за океан с серьезным грузом на борту. Все разработки велись с нуля.

В итоге бомбардировщик М-4 получил серьезную боевую массу нагрузку, на что изначально и рассчитывали военные. В норме она составляла 9 тонн, а максимум доходил до 24 тонн, что с излишком перекрывало ожидания конструкторов и заказчиков. Оборонительным вооружением 2М стали три двуствольные пушечные установки. Самолет достигал максимальной скорости 947 км/ч, взлетая на максимальные 11 000 метров. Практическая дальность полета составила 8100 км.

Разработка бомбардировщика велась в одно и то же время с другой советской знаменитостью – Ту-95. В сравнении двух машин Ту-95 проигрывал в скорости и массе нагрузки, но отличался большим радиусом действия, поскольку двигатель М-4 тратил больше топлива. С целью уменьшения веса в М-4 использовалась крупнопанельная сборка, что во многом усложнило весь производственный процесс.

Мясищев «3М / М4», Бомбардировщик

В 1951 г. В ОКБ В. М. Мясищева начались работы по созданию межконтинентального бомбардировщика в противовес американскому В-52 “Стратофортресс”. Первый полет бомбардировщика состоялся в 1953 г. Машину оснастили четырьмя ТРД АМ-3Д. По расчетам, бомбардировщик, получивший обозначение М-4, должен был иметь максимальную дальность полета 12 тысяч км при крейсерской скорости 800 км/ч. Однако на практике максимальная дальность оказалась в два раза меньше и была выпущена лишь небольшая партия этих самолетов, приступивших к боевому дежурству вблизи Москвы в 1954 г. После проведения глубокой модернизации ОКБ Мясищева удалось улучшить характеристики машины. Новый бомбардировщик оснастили значительно более мощными ТРД Д-15. Кроме того была улучшена геометрия крыла и хвостового оперения. Новый бомбардировщик показал прекрасные характеристики и установил 15 мировых рекордов. В 1955 г. новый бомбардировщик, получивший обозначение 3М был принят на вооружение частей стратегической авиации. 3М представляет собой моноплан со стреловидным крылом большого удлинения. Помимо основного шасси две вспомогательные стойки с колесами малого диаметра размещались на концах крыльях в небольших обтекателях. В носовой части самолета находится неубираемая штанга для дозаправки в воздухе. В 1964 г. на вооружение морской авиации поступила модификация самолета 3М-4, использовавшаяся в качестве разведчика. Всего было выпущено 85 самолетов всех модификаций (включая М-4). 45 бомбардировщиков М-6 было переделано в воздушные топливозаправщики 3МН2 для дозаправки стратегических бомбардировщиков 3М и Ту-95. В начале 1975 г. рассматривался вопрос о переделке всех бомбардировщиков 3М в топливозаправщики, но для этих целей решено было использовать Ил-78. Большинство бомбардировщиков 3М уже снято с вооружения. Часть самолетов используется в вариантах танкеров 3МС2 и 3МН2. Последняя модификация самолета, получившая название ВМ-Т “Атлант” использовалась для транспортировки космического корабля многоразового использования “Буран” и может нести груз массой до 40 тонн.

Модификации : – (проект “28”). Высотный вариант М-4. На нем предполагалось установить четыре ТРД ВД-5 на разнесенных пилонах под крылом. Проектирование этого самолета было прекращено, так как те же расчетные характеристики удалось получить на бомбардировщике 3М. – модификация М-4 с увеличенной дальностью полета. Первоначальное название М-6 (изделие “201”). M-29 – в 1956 году на базе бомбардировщика 3М разрабатывался проект пассажирского самолета М-29 (другое название М-6П) на 200-250 мест (реализован не был). 3МР – дальний морской разведчик. Поступил на вооружение авиации ВМФ в 1964 году. 3МС – вариант бомбардировщика 3М с двигателями РД-3М-500А. Из-за малого ресурса двигателей ВД-7, было решено вернуться к тем же двигателям, которые устанавливались на М-4. Характеристики относительно 3М ухудшились, но были все же лучше, чем у М-4. В частности, дальность полета без дозаправки в воздухе составляла 9400 км. 3МН – модификация 3М с двигателями ВД-7Б. Ценой повышения ресурса двигателей ВД-7 явилось снижение тяги до 9500 кгс. При общем ухудшении характеристик самолета, дальность полета благодаря экономичности двигателей была на 15% больше, чем у 3МС. 3МД – в 1960 году в строевых частях ВВС появился новый бомбардировщик 3МД с двигателями ВД-7Б. На этой модификации 3М установили более совершенное оборудование, улучшили аэродинамику самолета. Внешне он отличался удлиненной, заостренной НЧФ со штангой топливоприемника на конце. При неизменном размахе несколько увеличили площадь крыла. Впервые этот самолет продемонстрировали в июле 1967 года на выставке авиационной техники в Домодедове. Кодовое обозначение НАТО – Bison-C. 3МЕ – высотный бомбардировщик с двигателями ВД-7П (РД-7П). Их взлетную тягу увеличили до уровня базового ВД-7. Она составляла 11300 кгс и в условиях высотного полета возрастала на 28% по сравнению с ВД-7Б. Дальше летных испытаний в 1963 году опытного образца дело не пошло из-за смены приоритетов у руководства страны в сторону развития ракетной техники. ВМ-Т / (3М-Т) – транспортная модификация самолета 3МС-2 / 3МН-2 – до начала 80-х годов бомбардировщики 3МС и 3МН переоборудовались в топливозаправщики. Они пришли на смену М-4-2 в связи с международными договорами о сокращении численности стратегических бомбардировщиков и долгое время являлись основным средством дозаправки в полете машин стратегической авиации, оборудованных системой “Конус”. Максимальное количество отдаваемого в полете топлива достигало 40000 кг, производительность агрегата заправки – 2250 л/мин. В начале 1975 года рассматривался вопрос о переделке всех бомбардировщиков 3М в воздушные танкеры для дозаправки сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22М. Но самолет-заправщик Ил-78, созданный в ОКБ Ильюшина, оказался более предпочтительным для этих целей. 3М-5 – носитель ракет КСР-5. Отличался составом БРЭО. Разработан в 1973 году. М-4 – первая модификация М-4А – опытный самолет. От М-4 отличался установленной системой дозаправки в воздухе, разработанной в ОКБ С.Алексеева. В НЧФ над кабиной штурмана была установлена “штанга” приема топлива. М-4-2 – топливозаправщик на базе М-4. В бомбовом отсеке размещен дополнительный бак, оборудование для перекачки топлива и лебедка для выпуска системы “Конус”.

Модификация3МН
Размах крыла, м53.14
Длина самолета, м48.76
Высота, м14.10
Площадь крыла, м2351.78
Масса, кг
пустого75740
нормальная взлетная140000
максимальная взлетная193000
Двигатели4 ТРД ВД-7Б
Тяга, кгс4 х 9500
Максимальная скорость, км/ч925
Перегоночная дальность, км15400
Практическая дальность, км11800
Практический потолок, м12500
Экипаж, чел8
Вооружение:шесть 23-мм пушек АМ-23 боевая нагрузка – 9000 кг нормальная, 18000 кг максимальная. 4 ракеты большой дальности, бомбы (обычные, ядерные)

Проблемы с управлением

Во время эксплуатации самолет Мясищева М-4 заставил экипажи понервничать, и в то же время доказывать весь класс летного мастерства. Бомбардировщик выпускался ограниченным числом, при этом каждая отдельная машина обладала только ей присущими индивидуальными особенностями. И это стало одной из сложностей в обучении экипажей. Задачей, требующей исключительного внимания, стала настройка стабильной работы всех элементов управления, которые необходимо отрегулировать. Их число доходило до нескольких сотен. Кроме того, на каждого члена экипажа приходилось слишком много операционных действий при подготовке машины к предстоящему взлету.

М-4 преподнес ряд сюрпризов в управлении для пилотов, привыкших к иным алгоритмам, особенно при взлете и посадке. Летчики долго не могли смириться с тем, что реактивный мощный бомбардировщик отрывается от земли с помощью автоматического механизма. В этот момент требовалось лишь удерживать машину на прямой и периодически избавляться от крена, однако многие пилоты пытались помочь самолету, потянув на себя штурвал, что нередко приводило к неприятным последствиям. Еще одной проблемой для экипажа стали шасси велосипедного типа, которые затрудняли уже процесс посадки.

В какой-то момент практическую эксплуатацию всех бомбардировщиков 2М притормозили. Причиной стали множество аварий и большое число отказов. Период простоя для проведения модернизации длился более года. За это время М-4 переквалифицировался в самолет-заправщик, его система управления и ряд деталей, включая шасси, подверглись серьезной доработке. Всего в строю оставили более 20 единиц, из которых сформировались две эскадрильи самолетов-танкеров.

Несмотря на все недоработки, самолет М-4 стал первой машиной подобного класса, и практический опыт его эксплуатации не прошел бесследно. Бомбардировщик стал не только тренажером для оттачивания летного мастерства, но и опытной моделью для конструкторов, которые на его основе и с учетом всех проявленных недочетов создали следующую модификацию стратега – знаменитый «ЗМ», исправно служивший до середины 90-х и заканчивающий свою службу, как и предыдущий стратег, самолетом-танкером.

Стратегический бомбардировщик М-4

Первым серийным межконтинентальным носителем ядерного оружия среди реактивных самолетов стал советский тяжелый бомбардировщик М-4 конструкции В. М. Мясищева, опередивший B-52, несмотря на то, что американцы приступили к созданию своей машины намного раньше. В. Мясищев, будучи профессором в Московском авиационном институте, подал в правительство предложение о создании стратегического самолета с дальностью полета 11-12 тыс. км. И.В. Сталин принял решение поручить В. Мясищеву разработку самолета, но ограничил эти работы очень жесткими сроками. 24 марта 1951 года постановлением Совета Министров СССР вновь воссоздается ОКБ-23, закрытое ранее, главным конструктором которого назначают В. Мясищева. Ему и поручается создание нового бомбардировщика. В июне главком ВВС утвердил тактико-технические требования, которые определяли следующие основные характеристики самолета «М»: максимальная дальность полета с бомбовой нагрузкой в 5 т должна составлять не менее 11-12 тыс. км, а скорость на высоте 9000 м — 900 км/ч. В короткий срок был подготовлен и утвержден эскизный проект. Параллельно с ним прорабатывалась технология производства, ведь до этого самолеты таких габаритов и веса в Советском Союзе не создавались.

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным стреловидным крылом и стреловидным оперением. В период проектирования в аэродинамической трубе ЦАГИ было продуто большое число моделей. В результате удалось создать относительно легкое крыло большого удлинения кессонной конструкции, хорошо противостоящее влиянию флаттера. В его корневой части крыла разместили два двигателя, каждый из которых имел свой воздухозаборник, исключавший взаимное влияние при работе на различных режимах. Сопла двигателей были развернуты в горизонтальной и вертикальной плоскостях, что было необходимо для исключения воздействия горячих газов на фюзеляж и хвостовое оперение. Силовая установка самолета состояла из четырех ТРД АМ-3А конструкции А. А. Микулина с тягой по 8700 кгс. При проектировании шасси конструкторы решили использовать велосипедную схему. В результате проработки различных вариантов был выбран вариант с передней «вздыбливающейся» тележкой и боковыми поддерживающими стойками на концах крыла. Практический опыт показал правильность принятого решения. В конце разбега нос машины приподнимался, и угол атаки увеличивался. Взлет происходил практически без вмешательства пилота. Тяжелый самолет хорошо держался на взлетно-посадочной полосе и довольно легко управлялся. Максимальная бомбовая нагрузка составила 24 т. Для сброса бомб применялся радиолокационный прицел РПБ-4. Для самообороны самолет оснащался шестью спаренными 23 мм автоматическими пушками АМ-23. Экипаж бомбардировщика, состоящий из восьми человек, размещался в двух гермокабинах и имел катапультируемые кресла. Следует отметить, что примененный способ катапультирования вниз был неудобен и не обеспечивал спасение экипажа на малых высотах. К концу 1952 года была закончена постройка первого опытного экземпляра. 20 января следующего года экипаж во главе с летчиком-испытателем Ф.Ф. Опадчим совершил на нем первый полет. Начавшиеся летные испытания затянулись до апреля 1954 года. Максимальный полетная масса самолета составила 181,5 т, скорость полета на высоте 6700 м достигала 947 км/ч. В 1953 году к испытаниям был подключен второй опытный экземпляр, отличавшийся от первого уменьшенной на один метр длиной фюзеляжа, измененной конструкцией закрылков и передней стойки шасси. В результате внесения всех изменений масса планера уменьшилась на 850 кг. Одновременно развернулась подготовка к серийному производству. К этому времени бомбардировщик получил официальное обозначение М-4.

Для ускорения испытаний руководители ВВС и министерства авиационной промышленности приняли решение проводить совместные государственные испытания, для чего подключили летчиков-испытателей из НИИ ВВС. 1 мая 1954 года опытная машина в сопровождении истребителей МиГ-17 приняла участие в воздушном параде над Красной площадью. Ее фотографии быстро появились в ведущих мировых изданиях. Это событие не на шутку встревожило американское руководство, которому стало ясно, в Советском Союзе создан межконтинентальный бомбардировщик, способный достичь территории США. Испытания шли не совсем гладко. Если по всем основным характеристикам самолет удовлетворял предъявленным техническим требованиям, то по дальности полета с 5 т бомб нет, что крайне озаботило руководителей государства. И все-таки после ряда доработок решено было принять М-4 на вооружение. Однако командование ВВС требовало улучшить его характеристики. В 1955-1957 годах на самолет установили более мощные и экономичные двигатели РД-3М, а затем РД-3М-500А, созданные в ОКБ под руководством П.Ф. Зубца. Их тяга на максимальном режиме была доведена до 9500 кгс. С новой силовой установкой дальность полета бомбардировщика составила 12500 км. Вскоре началась отработка системы дозаправки самолета в воздухе. В носовой части фюзеляжа над кабиной штурмана установили «штангу» приема топлива. Был разработан и самолет-заправщик с необходимым оборудованием.

Тем временем конструкторский коллектив создал новую модификацию самолета, получившую обозначение «3М». 3М был принят на вооружение и запущен в серийное производство вместо бомбардировщика М-4. В 1959 году экипажи Н. Горяйнова и Б. Степанова установили на нем 12 мировых рекордов высоты полета и грузоподъемности, в том числе подъема с 10 т груза на высоту 15317 м. С поступлением на вооружение новых стратегических бомбардировщиков, выпущенные ранее М-4 переделали в самолеты-заправщики (получили обозначение М-4-2).

Всего было построено 93 самолета М-4 и 3М всех модификаций. В Советском Союзе решено было основные усилия сосредоточить на производстве межконтинентальных баллистических ракет. В связи с сокращением числа стратегических межконтинентальных бомбардировщиков часть машин была переоборудована в летающие танкеры для дозаправки топливом в воздухе остающихся на вооружении ударных самолетов 3М и Ту-95. Они получили обозначение 3МС-2 и 2МН-2 и отличались друг от друга в основном двигателями. На первом стояли ТРД РД-3М-500А, а на втором — ВД-7Б.

К середине 80-х годов все ударные бомбардировщики конструкции В.М. Мясищева были сняты с вооружения и выведены в резерв, а потом ликвидированы на авиабазе в г. Энгельс. Самолеты-заправщики находились на вооружении до конца 1993 года.

Уважаемые посетители форума AVIA.RU ! Предлагаю создать ветку, которая уточнит информацию по катастрофам 3M и М4 и будет памятью о погибших авиаторах. Подобные ветки на форуме есть — «Последний бой Ту-16», «Аварии и катастрофы в ВТА СССР», «Аварии и катастрофы Ту-22М» и другие. Самолёты Мясищева 3M и М4 эксплуатировались в частях дальней авиации более 30 лет. Тысячи людей связали свою судьбу с этими самолетами. Кому-то они нравились, кому-то нет, но эти самолеты оставили яркую страницу в истории нашей авиации. Из построенных 125-ти, по-моему, сейчас их осталось всего три экземпляра 3М (из 90): в музеях авиации в Монино, в Энгельсе и как памятник в Украинке Амурской области. Единственный М4 (из 35) находился в Сызранском вертолетном училище, его купил ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и собирается установить тоже как памятник в Москве в Филях. Остальные самолеты были уничтожены по договору ОСВ-1 и погибли в авариях и катастрофах: Дата=Самолет №=Командир=Место в/ч=Погибло=Обстоятельства [источник] (= разделитель) 21.03.55=M-4M №5300609 ===8=Катастрофа при перегонке в строевую часть из-за попадания в грозу.[2][5] 15.06.55=M-4M №5301013 ===8=Катастрофа во время приемо-сдаточных испытаний из-за пожара, возникшего в результате разрушения прослабленного топливопровода, с которого в борьбе за уменьшение веса сняли ‘лишние’ узлы крепления.[2][5] 22.08.55=М-4=П-к Пронин И.П.=Энгельс 1096 ТБАП=7=При облете заводским экипажем с-т после отрыва на высоте 25-40м и угле крена 60-80град. скользнул на крыло и, ударившись о землю, взорвался. Экипаж: КК Пронин И.П., Коккинаки В.К., ШК Васильев В.В., бортинженер Ковальский Д.Ф., радист Петухов К.И., операторы Зайцев А.И., Леонтьев С.И. — погибли.[3][5] 26.06.56=M-4M №5300912 =П-к Вербицкий А.В.=Энгельс 1096 ТБАП=6=Экипаж Героя Советского Союза командира полка п-ка Вербицкого А. В. выполнял взлет. С-т после отрыва от ВПП с высоты 20м с прогрессирующим креном упал на землю. Экипаж: КК п-к Вербицкий А.В., м-р Горчаков Н.П., п/п-к Спицын И.Л., м-р Елпатов В.К., к-н Лежнев Л.И., ст.л-т Глебов И.Н. — погибли.[2][3] 17.08.57=M-4M №5301417 ===6=Катастрофа.[2] 23.08.57=M-4M № 5302023 ===6=Катастрофа.[2] 22.11.57=3М==ВВС ДА=7=Экипаж взлетел с застопоренными рулями. Все погибли.[3] ??.??.58=М-4===7=Катастрофа.[4] 18.03.58=M-4M №6303235 =Машковский С.Ф.==6=Катастрофа при испытаниях с отключенными бустерами. Экипаж 6 человек погиб, похоронен в Жуковском[2] 12.07.61=3М=М-р Морозов П.Н=Энгельс=7=Погиб экипаж м-ра Морозова П.Н.: к-н Рыбаков Б.М., п/п-к Орлов Б.Л., к-н Скуратов М.М., ст.л-т Черных А.П., л-т Рыбалко Н.И., сер-т Моряков Н.В.[1] 25.12.61=М-4=М-р Чувашов=40 ТБАП=6=Экипаж комотряда выполнял взлет с максимальной массой. В процессе разбега у самолета появился прогрессирующий крен до 10град., что привело к касанию ВПП левой консолью крыла. Через 200м отломилась левая часть крыла. При дальнейшем движении самолет развернулся влево и столкнулся с находящимся на стоянке другим самолетом. С-т сгорел, погибли шесть членов экипажа, кроме КОУ.[3] ??.??.62=ЗМД №1801===7=Катастрофа из-за пожара на борту, весь экипаж погиб.[5] 08.03.63=3М=П-к Середа И.Н.=40 ТБАП=4=Экипажи комэски п/п-ка Середы И.Н. и комотряда м-ра Гильмитдинова Н.Г. выполняли полет ночью на дальность в плотных боевых порядках на ЛТУ полка. Экипаж м-ра Гильмитдинова опасно сблизился с ведомым самолетом, и при переходе с левой на правую сторону произошло столкновение самолетов, которые затем разрушились и сгорели. Десять членов экипажей, включая обоих командиров, погибли, шесть членов экипажей катапультировались и приземлились на парашютах.[3][5] 08.03.63=3М=м-р Гильмитдинов Н.Г=40 ТБАП=4=То же, см. выше.[3][5] 04.05.65=ЗМД №1301 =П-к Болдинский В.И.=79 ТБАП=8=Экипаж комдива выполнял полет над Охотским морем на высоте 600м. В процессе полета уклонился от маршрута в сторону береговой черты. Самолет столкнулся с сопкой, взорвался и сгорел. Экипаж погиб.[3][5] 25.01.71 =М-4 =М-р Бондаренко В.Я. =Энгельс 1230 ТБАП=7=Экипаж командира отряда выполнял перелет с тундрового аэродрома Воркута (Советский) на аэродром Энгельс. Взлет выполнялся с максимальной взлетной массой 180 т Отрыв произошел на удалении 2800 м от начала ВПП без крена. На высоте 5-8 м образовался небольшой левый крен, в последующем крен начал энергично увеличиваться и самолет стал разворачиваться влево с набором высоты. С креном 60-65 самолет левой консолью крыла задел за снежный бруствер, перевернулся и в перевернутом положении «вверх колесами» ударился о землю на расстоянии 85 м левее полосы и 720 м от места отрыва. Самолет разрушился и частично сгорел. Причина: выход самолета на закритические углы атаки из-за совпадения процесса «вздыбливания» с продольной раскачкой самолета. Из восьми членов экипажа семь человек погибли: м-р Бондаренко В.П., к-н Шаров И.И., к-н ДемченкоН.С., ст.л-т Седов А.С., к-н Нурмыев М.Н., ст-на Щербаков В.В., ст.с-т Сигарев В.А.[1] [3] ??. ??.71=3М==201 ТБАД =7=В ходе ЛТУ танкеры 201-й ТБАД обслуживали ракетоносцы Ту-95КД из 106-й дивизии. После расцепки заправщик остался с малым запасом топлива, не позволявшим долететь до ближайшего ‘внеклассного’ аэродрома Большой Земли, и КК запросил РП разрешения садиться в Оленьей. При заходе, пытаясь уйти от столкновения с застрявшим посреди ВПП Ту-95, ‘эмка’ сошла с ВПП и вспыхнула. Из ее экипажа не выжил никто. [5] 15.04.71=3МС-2 =М-р Лыбин Г.А= Энгельс 1096 ТБАП=7=Экипаж командира корабля, выполнял перелет ночью с аэродрома Энгельс на аэродром Оленья. Пришлось садиться на покрытую мокрым снегом ВПП при сильном боковом ветре и погасшими ограничительными огнями торца полосы. ‘Эмка’ приземлилась с перелетом в 1000 м, на повышенной скорости и на переднюю опору шасси. На пробеге произошло несколько отделений самолета от ВПП. Четвертое приземление произошло с большим углом тангажа и левым креном на удалении 1693 м от начала и в 30 м левее оси ВПП с ударом левой плоскостью о грунт и кормовой кабины о ВПП, которые при этом начали разрушаться, затем основные колеса отделились от земли и самолет, пролетев 130 м, ударился основными стойками о грунт, разрушился, взорвался и сгорел. Экипаж погиб в составе: м-р Лыбин Г.А., к-н Давыденко Ю.С., к-н Кашкарев Е.М., ст.л-т Хмелинин Г.Н., к-н Кариканов М.С., к-н Плешачков А.Д., мл.с-т Бурыкин Л.П. [1][3][5] 17.09.74=M-4-II=М-р Станиславский Л.Н.=40 ТБАП=2=После взлета в наборе высоты 4500 м при затормаживании колес шасси уже в нише лопнула камера правого заднего колеса. Гидросмесь вылилась на горячие барабаны, воспламенилась, а от нее загорелись пневматики. Через 9 минут это привело к взрыву расположенных рядом топливных баков, тем не менее, объятый пламенем танкер продолжал лететь. Через 2 мин. 15 сек. С начала развития аварийной ситуации КК дал команду: ‘Экипаж покинуть самолет’. В дальнейшем пожар, охвативший с-т, привел к взрыву и разрушению его в воздухе. Шесть членов экипажа катапультировались и благополучно приземлились. КК катапультировался, но сгорел в воздухе. Воздушный стрелок катапультироваться не смог и погиб.[3][5] 13.05.75=3М=М-р Крылов С.А. =Энгельс 1230 ТБАП=6=Экипаж с инструктором п-ком Блинковым выполнял полет по маршруту днем в составе пары самолетов. После взлета на 10-й минуте полета при наборе высоты 5000м старший бортовой техник доложил командиру корабля о повышении температуры до 100 С на левом борту грузолюка. Экипаж проверил включение противообледенительной системы, но температура продолжала расти. На 13 минуте отказала УКВ-радиосвязь. Установить связь с РП на резервной КВ-радиостанции экипаж не смог. Летчик-инструктор на 17-й минуте полета принял решение прекратить выполнение задания и произвести посадку на аэродроме взлета. Однако из-за обильного поступления дыма в переднюю кабину, а затем в заднюю и докладов членов экипажа о пожаре инструктор принял решение покинуть самолет. Были выключены все электропотребители, система наддува и дана команда: «Приготовиться к катапультированию». На 20-й минуте покинул самолет КОУ, на 23-й минуте отказало СПУ и еще через 2 мин 7 сек произошло разрушение самолета в воздухе. : 6 членов экипажа погибли из-за взрыва самолета в воздухе: п-к Блинков В.И., м-р Крылов С.А., к-н Фирулев В.К., л-т Черноусов Б. М., к-н Серов Е.И., пр-к Тараповский В.Г. [1] 08.06.78=3М=М-р Усов В.В.=40 ТБАП=2=Экипаж с инструктором м-ром Смирновым В.М. выполнял полет по кругу при минимуме погоды ночью. После ухода на второй круг при выполнении первого разворота отказал второй двигатель и возник пожар. Летчики покинули с-т, не обеспечив покидания его всеми членами экипажа (не сбросили давление воздуха из камер герметизации люков). По этой причине СВСР и СБТ не смогли сбросить крышки люков и катапультироваться, что привело к их гибели. Остальные члены экипажа покинули с-т. При ударе о землю с-т разрушился и сгорел. [3] 08.08.84=3М=П-к Тухватулин В. Р.= Энгельс 1096 ТБАП=5=Экипаж зам.начальника ОБП 37 ВА ВГК выполнял взлет для полета по маршруту. В режиме набора высоты загорелся двигатель. В процессе пожара с-т потерял поперечную устойчивость и возник крен 60-70град. С-т потерял высоту и столкнулся с землей. ВШК и КОУ катапультировались. Погибли: п-к Тухватулин В. Р., м-р Козионов В. А., к-н Миронов К. К., к-н Шаврин Н. В., пр-к Воротников А.В.[1] [3] 16.05.92=3М==Энгельс=6=Столкновение в воздухе 2-х с-тов 3М, погибли: м-р Сироткин В.В, м-р Саюк А.М. м-р Киселев И.С., ст.л-т Лицов В.И., к-н Добряков И.Д., пр-к Василенко Л.И., пр-к Шернич В.А., к-н Мостовский А.О., к-н Архипенко Г.В., пр-к Федотов Ю.В., пр-к Ежов В.А. [1] 16.05.92=3М==Энгельс=5= Тоже же см. выше. [1] Всего: 24 самолета, погибло 144 человека.

Источники: [1] Мемориал Энгельс https://mmb-avia.narod.ru/index.html [2] Scramble Stoffer & Blik Database https://www.scramble.nl/ [3] Рощин Г.П. История дальней авиации, часть II, 1946-2000 г. М.2003. 224 с. тираж 300 экз., ссылка на издателя https://www.airforce.ru/announc … [4] Мороз С. Мясищев М-4/3М Архив-Пресс 2000 тираж 900 экз. ‘За период с 1956 по 1958 годы с самолетами М-4 произошло 6 (по другим данным — 7) катастроф’. [5] М-4 3-М https://www.airwar.ru/craft.html «За первые три года эксплуатации в дивизии (201ТБАД) произошло множество аварий и не менее шести катастроф».

Приведенная выше информация взята из открытых источников. Возможно, подобная ветка и была на форуме, извините. Некоторые события, может быть, относятся к одному происшествию, многие требуют дополнения и уточнения. Надеюсь на Вашу поддержку.

М-4 (самолёт) | это… Что такое М-4 (самолёт)?

У этого термина существуют и другие значения, см. М-4.

М-4 (по кодификации НАТО: Bison — «Бизон») — советский реактивный стратегический бомбардировщик, первый в мире, поступивший в войска[1]. Создавался одновременно с Ту-95, отличаясь от него большей скоростью, но меньшим радиусом действия.

Содержание

  • 1 История создания
  • 2 Конструкция
  • 3 Эксплуатация
  • 4 Тактико-технические характеристики
  • 5 См. также
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки
  • 8 Примечания

История создания

{{}план}

Конструкция

С целью уменьшения веса использовалась крупнопанельная сборка, что сильно усложняло производство самолёта. Также особенностью было т. н. «аэродинамически-чистое» крыло (отсутствие гондол для шасси и двигателей на крыле) и как следствие — «велосипедное» шасси, которое делало необыкновенно трудной посадку самолёта и практически невозможной модернизацию бомбоотсеков и использование внешней подвески. Например заряд «царь-бомбы» был сброшен с Ту-95 из-за невозможности его доставить на М-4.

Эксплуатация

М-4 поступил на вооружение на несколько месяцев раньше американского B-52 [1].

Дальность его полета была недостаточной для полета до США и обратно[1].

В дальнейшем были переоборудованы в самолёты-заправщики M-4-II.

Тактико-технические характеристики

Приведённые данные соответствуют серийному М-4 1954 года выпуска.

Источник данных: Мороз С. «Мясищев М-4/3М»

Технические характеристики

  • Длина: 47,665 м (без штанги дозаправки)
  • Размах крыла: 50,526 м (по гондолам шасси)
  • Высота: 14,1 м
  • Площадь крыла: 326,35 м²
  • Масса пустого:
    79 700 кг
  • Нормальная взлётная масса: 138 500 кг
  • Максимальная взлётная масса: 181 500 кг
  • Силовая установка: 4 × ТРД АМ-3
  • Тяга: 4 × 8 750 кгс


Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 947 км/ч
  • Практическая дальность: 8 100 км
  • Практический потолок: 11 000 м
  • Нагрузка на крыло: 565 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,19
  • Аэродинамическое качество: 17,45[2]
  • Длина разбега: 1 470 м
  • Длина пробега: 2 610 м

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 3 × 2×23 мм пушки АМ-23 в верхней, нижней и кормовой установках
  • Боевая нагрузка:  
    • нормальная: 5 000 кг
    • максимальная: 24 000 кг

См.

также
Родственные разработки
  • ВМ-Т
  • Ту-95
  • B-52
  • Список самолётов

Литература

  • Сергей Мороз Мясищев М-4/3М. — 2-ое, переработанное. — М: «Архив-пресс», 2000. — 52 с. — 900 экз.
  • Арсеньев Е. В. Глава 6. Самолёты и ракеты ОКБ В. М. Мясищева // История конструкций самолётов в СССР 1951 — 1965 гг. — М: Машиностроение, 2000.

Ссылки

  • Описание на сайте Российской военной техники
  • М-4 стратегический бомбардировщик
  • Стратегический бомбардировщик М-4 не мог вернуться на аэродром…

Примечания

  1. 1 2 3 М-4 «Уголок неба»
  2. Арсеньев Е. В., 2000.

Мясищев М-4 | Советский бомбардировщик

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полёта на Луну до управления космосом — мы исследуем широкий спектр тем, которые подпитывают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Факты и сопутствующий контент

Мясищев М-4/3М — бомбардировщик, разведчик

Владимир М. Мясищев участвовал в разработке ряда советских самолетов с 1924 года, но наиболее известен Мясищев М-4, который был первым в стране четырехмоторным турбореактивным стратегическим бомбардировщиком, введенным в эксплуатацию. После своего первого полета в конце 1953, этот тип впервые был показан в пролете над Москвой 1 мая 1954 года. Среднерасположенный свободнонесущий моноплан со стреловидным крылом глубокого сечения, М-4 имеет хвостовое оперение со сплошными стреловидными поверхностями и убирающееся шасси. состоящий из двух основных блоков, расположенных тандемно на центральной линии фюзеляжа, каждый с четырехколесной тележкой, а также двухколесных балансировочных блоков с выносными опорами, которые убираются в законцовки крыла. Фюзеляж круглого сечения включает в себя герметичный носовой отсек и хвостовую турель для экипажа, а также большой внутренний отсек вооружения в нижней части фюзеляжа между основными стойками шасси. Силовая установка состоит из четырех турбореактивных двигателей, расположенных в корнях крыла, первоначально это были Микулинские АМ-3Д с тягой по 8700 кг каждый.

Разработанный для переноски термоядерного оружия на межконтинентальные расстояния, первоначальный вариант бомбардировщика, носивший кодовое название НАТО «Бизон-А», как полагают, был принят на вооружение в начале 1919 г.56, а производство, вероятно, составило около 200 самолетов. Последующие модифицированные версии включали морской разведчик «Бизон-Б», впервые идентифицированный в 1964 году, имевший обтекатель в сплошной носовой части, заменявший застекленный нос «Бизон-А», и даже более поздний «Бизон-С», который был также для морской разведки и представили более крупную радиолокационную установку в удлиненной носовой части. Несколько бомбардировщиков «Бизон-А» были оборудованы для использования в качестве заправщиков в полете с установкой шлангового барабана в бомбоотсеке. Известен еще один вариант — стендовый самолет с четырьмя ТРД Д-15 тягой по 13000 кгс каждый, получивший обозначение 201-М. Он использовался 19 сентября.59, чтобы установить ряд рекордов отношения полезной нагрузки к высоте.
По оценкам, в 1992 году на вооружении осталось около 40 заправочных / транспортных версий М-4. Они должны быть заменены заправщиками II-78 «Мидас».

Specification
&nbsp
 MODEL 3M
 CREW 8
 ENGINE 4 x VD-7, 107.8kN
 WEIGHTS
  Take-off weight 202000 kg 445336 lb
  Empty weight 74430 kg 164091 lb
 DIMENSIONS
  Wingspan 50.53 m 166 футов 9 в
Длина 51,70 М 170 футов 7 в
Область крыла 340,0 M22222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222н.
0,73 кв. фута
 ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ
  Макс. speed 940 km/h 584 mph
  Ceiling 12150 m 39850 ft
  Range 11850 km 7363 miles
 ARMAMENT 6 x 23mm cannons, 24000kg бомб и ракет
3 вида
Чертеж с тремя видами (1000 x 626)
Комментарии
Timothy Potter , E-Mail , 23. 03.2018 13:46 9024.

ответить

бомбардировщик , e-mail , 24.05.2011 13:30

Крылья самолета созданы на базе Юнкерса EF132

ответить

бомбардировщик , электронная почта , 24.05.2011 13:08

Хороший бомбардировщик, но в случае войны он будет уничтожен американской авиацией. Некоторые американские перехватчики были оснащены ядерными ракетами. Не думаю, что он выжил бы при атаке таким оружием

ответить

Klaatu , e-mail , 12.04.2011 19:27

Самолет симпатичный, но все-таки советский Air Форсировать аккаунты, что-то вроде собаки, по разным причинам. Именно поэтому их в конечном итоге переоборудовали в воздушные заправщики. Далеко не так успешно, как турбовинтовой Ту-9.5 «Медведь», который давно пережил эти чисто реактивные самолеты в роли стратегического бомбардировщика

ответ

Сергей , е-мейл , производство , 23. 11.2014 пробег 09:11004 :
М-4 (Бизон-А) — 2 прототипа + 32 серийных
3М (Бизон-Б) — 74

Последние заправщики (все бомбардировщики были переделаны таким образом) сняты с заряда в 1994 году

Такие же или очень такая же судьба как у Валианта и Виктора… и очень похожая схема крыла/двигателей

ответить

Nikos J. Farsaris , e-mail , 27.12.2008 19:46

Правда в том, что ранним образцам не хватало межконтинентальной дальности и ракетного оборудования Ту-95. Конечно, это была не копия западного или нацистского плана, а скорее исконно русский план. Мясищев ведь был тогда очень опытным конструктором.

ответить

Alex , e-mail , 17.07.2008 03:22

Доктор Ник Стейдж-PHD, нет доступной информации о конструкции TA-468A Курта Танка. Я думаю, вы просто «придумываете» этот проект, чтобы доказать, что эти глупые русские никогда не смогут придумать хороший самолет.
Удачи в научно-исторической работе 🙂

ответить

Максим , 17.12.2007 20:37

Прямая копия предложения, скорее всего набросок не могу найти даже на Luft’46 звучит интересно 😉

Кстати, а вы знаете, что Б-2 не что иное, как прямая копия летающего крыла Хортенов? 😉

ответить

Доктор Ник Стейдж-PHD. , e-mail , 17.12.2007 03:17

Самым большим недостатком этого самолета было то, что четыре двигателя
были пожирателями бензина, и даже если бы он мог атаковать
континентальную часть США, F-84 ВВС США, F- 86 и
F-89 уничтожили бы эту атакующую группировку бомбардировщиков.
Наилучшая устойчивая скорость составляла от 445 до 470 миль в час, а не
«рекламируемых» 584 миль в час. F-86C Сейбр Джет
Истребитель ВВС США мог поддерживать скорость выше 620 миль в час.

Управление самолетом требовало советских «качков»
для работы с авионикой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта