Тяжёлый транспортный вертолёт Sikorsky CH-54 Tarhe (США) | Dogswar.ru
Идея специализированного вертолета-крана была реализована Сикорским в 1959 году на базе вертолета Sikorsky S-56, но использование поршневых двигателей ограничивало грузоподъемность и не отвечало основному направлению технического прогресса винтокрылых аппаратов — использованию ГТД. Появление в Советском Союзе вертолета-крана Ми-10 (1961 г.) с ГТД стимулировало ускорение работ в США. В армии США вертолет Sikorsky S-64 получил обозначение Sikorsky CH-54 Tarhe. Первое летное испытание выполнено 9 мая 1962 года. Следует отметить, что на Sikorsky S-64 широко были использованы элементы S-56, такие, как несущий винт, трансмиссия, шасси.
В вертолете Sikorsky S-64 отсутствует фюзеляж, имеется только балка для поддержки двигателей, несущий винт, трансмиссии ХВ. Два летчика управляют вертолетом, а сидящий вперед спиной оператор наблюдает за грузом. Роль оператора может выполнять второй летчик. На варианте Sikorsky CH-54B была увеличена мощность каждого двигателя до 3580,8 кВт, что привело к необходимости усилить трансмиссию, установить новые лопасти несущего винта, спаренные колеса на основных стойках шасси. Грузоподъемность увеличилась до 12,5 т, однако уступала вертолету Ми-10 КБ Миля на 2,5 т. Гражданский вариант S-64E в 1969 году получил сертификат летной годности на перевозку грузов массой до 10160 кг.
Вертолет Sikorsky CH-54 Tarhe — одновинтовой схемы, с рулевым винтом, двумя ГТД и трехопорным шасси. Конструкция вертолета усилена. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, выполнен в виде балки коробчатого сечения, имеющей четыре узла крепления контейнеров или грузовых платформ, рассчитанные на усилия до 4540кг. Кабина экипажа трехместная/ с двумя расположенными рядом сиденьями летчиков и креслом с обзором задней полусферы для оператора, управляющего вертолетом при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Для удобства все управление вывели на единую рукоятку на подлокотнике. У пилота, сидящего на месте оператора, был прекрасный обзор, и он мог эффективно управлять вертолетом и манипулировать грузом.
В конструкции несущего винта S-64 использовали много элементов от S-56. Диаметр несущего винта остался прежним — 22 м, правда, теперь он стал шестилопастным. Шарнирная втулка изготавливалась из стальных и алюминиевых сплавов. Цельнометаллические лопасти из алюминиевого сплава имели прямоугольную форму. Четырехлопастный рулевой винт остался по-прежнему с шарнирным креплением цельнометаллических лопастей. С другой стороны от рулевого винта на концевой балке крепился жестко зафиксированный стабилизатор. Рулевой винт диаметром 4.88м, четырехлопастный, с шарнирным креплением лопастей, имеет цельнометаллические лопасти прямоугольной формы в плане. Шасси трехопорное, с носовой опорой, давление в пневматике носового колеса 0.67 МПа, в пневматиках главных колес 0.63 МПа. Главные опоры вертолета СН-54В имеют сдвоенные колеса с давлением в пневматиках 0.67 МПа. Предусмотрено регулирование высоты фюзеляжа над землей в пределах 0.2м путем изменения хода стоек главных опор шасси. Колея шасси 6.02 м, база — 7.44 м.
Силовая установка состояла из двух газотурбинных двигателей «Pratt-Whitney» JFTD 12A-4A мощностью по 4500 л.с. Они размещались спереди от главного редуктора, уравновешивая хвостовую балку. В силовую установку входил и вспомогательный двигатель-турбостартер Solar Т-62-16А мощностью 55 кВт, от которого через главный редуктор осуществляется привод электро- и гидросистем при стоянке вертолета. Спереди и сзади главного редуктора располагались два топливных бака емкостью по 1664 л каждый. Еще два дополнительных бака могли подвешиваться под стойками главного шасси. Топливная система включает два топливных бака емкостью по 1664 л, расположенные в фюзеляже перед и за главным редуктором. Предусмотрена установка дополнительного бака емкостью 1664 л. Трансмиссия включает главный и промежуточный редукторы и соединительные валы, незакрытые обтекателями, и редуктор привода рулевого винта. Главный редуктор вертолета СН-54А рассчитан на передачу мощности 4850 кВт, вертолета СН-54В — 5800 кВт. Передаточное отношение от двигателя к несущему винту 49.6:1, к рулевому винту 10.6:1. Ресурс трансмиссии 500 ч. Система управления дублированная, гидравлическая, включает систему автоматической стабилизации.
Вертолет Sikorsky CH-54 Tarhe имел трехстоечное шасси с передней опорой. Под фюзеляж свободно мог подъехать тягач с прицепом. Увеличенный разнос главных стоек и их большая длина расширили диапазон перевозимых грузов. Особая конструкция амортизационных стоек позволяла «присесть» вертолету на 20 см и оказаться верхом на грузе, чтобы потом подцепить его. Для защиты рулевого винта на хвостовой балке имелась выдвижная механическая опора. В погрузочное оборудование вертолета входили гидравлическая лебедка, рассчитанная на усилие до 11340 кг, трос с крюком, система стабилизации подвешенного груза, четыре боковые лебедки для подвески грузов до 4540 кг, и целый ряд узлов крепления контейнеров под фюзеляжем.
На Sikorsky CH-54 Tarhe принято интересное решение, связанное с перевозкой десантников. В специальном контейнере-вагоне (8,36 х 2,69 х 1,98 м), закрепленном под несущей балкой, размещалось обычно 45 десантников (на испытаниях 87) или 24 раненых на носилках. Изготовлено 22 контейнера. Широкое производство вертолета-крана совпало с началом боевых действий США во Вьетнаме. За время войны было перевезено более 380 поврежденных самолетов и вертолетов. В гражданской сфере использовались модификации Sikorsky S-64E и S-53F, близкие по параметрам к Sikorsky CH-54B. Вертолеты применялись для перевозки и установки нефтедобывающего оборудования, разгрузки кораблей, монтаже вышек и других крупногабаритных элементов.
После войны потребность в вертолетах-кранах начала медленно спадать, главным образом из-за сравнительно малой скорости полета и наличия конкурентов в лице Boeing CH-47 Chinook (грузоподъемностью 12т) и S-65 (вариант CH-53E Sea Stallion грузоподъемностью 13,6 т). Тем не менее еще в середине восьмидесятых годов можно было встретить S-64, но уже только в национальной гвардии США. Производство завершено во второй половине 80-х годов, выпущено порядка 100 вертолетов. В начале 70-х годов на вертолете Sikorsky CH-54B установлено 10 мировых рекордов для своего класса по подъему груза на высоту и по скороподъемности. Например, подъем массы 10 т на высоту 3307 м, 10 т на 5246 м и 5 т на 7778 м. В октябре 1970 года проведен интересный эксперимент. Два Sikorsky CH-54B на совместной внешней подвеске подняли груз массой 18488 кг.
Лётно-технические характеристики Sikorsky CH-54 Tarhe
Экипаж, чел 2
Диаметр главного винта, м 21.95
Диаметр хвостового винта, м 4.88
Длина,м 21.46
Высота ,м 5.67
Масса, кг
— пустого 7820
— нормальная взлетная 17237
— максимальная взлетная 19051
Внутренние топливо, л 3331 + опционально 1666
Тип двигателя 2 ГТД Pratt Whitney T73-P-1 (JFTD12A-4A)
Мощность, кВт
— при взлете 2 х 3355
— при полете 2 х 2982
Максимальная скорость, км/ч 203
Крейсерская скорость, км/ч 169
Дальность действия, км 370
Скороподъемность, м/мин 405
Практический потолок, м 4745
Статический потолок, м 3230
Полезная нагрузка: до 9072 кг груза
Вертолет Sikorsky S-64 / CH-54 «Tarhe»
Поскольку созданный в 1958 году вертолет S-60 не удовлетворял требованиям армии США в части грузоподъемности, в 1960 году начинается разработка нового вертолета-летающего крана S-64, на котором был использован новый шестилопастный несущий винт такого же диаметра, как у S-60, но с очень большим для того времени заполнением, апробированным на экспериментальном вертолете-летающем кране Westland «Westminster» (Великобритания). На вертолете S-64 были использованы два ГТД Pratt & Whitney мощностью по 2980кВт, (почти в два раза больше, чем у S-60), обеспечивающие увеличение максимальной перевозимой нагрузки до 9т и возможность эксплуатации при повышенной температуре воздуха и с высоко расположенных площадок. Первый опытный вертолет, имевший обозначение S-64, совершил первый полет 9 мая 1962 года. Поставки армии США серийных вертолетов-летающих кранов под обозначением CH-54A начались в 1964г. и вскоре они стали широко использоваться во время войны во Вьетнаме для перевозки техники: например, с их помощью было вывезено 380 поврежденных самолетов. Производство военных вертолетов прекращено в 1973г. после поставок 92 вертолетов СН-54А и СН-54В. В 1974 году поставлено 8 гражданских вертолетов S-64Е. Модификации:
КОНСТРУКЦИЯ. Вертолет одновинтовой схемы, с рулевым винтом, двумя ГТД и трехопорным шасси. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, выполнен в виде балки коробчатого сечения, имеющей четыре узла крепления контейнеров или грузовых платформ, рассчитанные на усилия до 4540кг. Кабина экипажа трехместная/ с двумя расположенными рядом сиденьями летчиков и креслом с обзором задней полусферы для оператора, управляющего вертолетом при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Конструкция вертолета СН-54В усилена. Возможна перевозка 45 пассажиров в универсальном контейнере под фюзеляжем или 24 раненых на носилках в санитарном варианте. Шасси трехопорное, с носовой опорой, давление в пневматике носового колеса 0.67МПа, в пневматиках главных колес 0.63МПа. Главные опоры вертолета СН-54В имеют сдвоенные колеса с давлением в пневматиках 0.67МПа. Предусмотрено регулирование высоты фюзеляжа над землей в пределах 0.2м путем изменения хода стоек главных опор шасси. Колея шасси 6.02м, база — 7. 44м.Несущий винт шестилопастный, с шарнирным креплением лопастей. Втулка изготовлена из стальных и алюминиевых сплавов. Лопасти прямоугольной формы в плане, с линейной геометрической круткой, изготовлены из алюминиевого сплава. Ось несущего винта отклонена от вертикальной оси вертолета вперед и вбок на 3°. Хорда лопастей несущего винта вертолета СН—54А 0.61м, СН-54В увеличена до 0.674м. Профиль лопасти NACA 0012, окружная скорость концов лопастей 212м/с. Рулевой винт диаметром 4.88м, четырехлопастный, с шарнирным креплением лопастей, имеет цельнометаллические лопасти прямоугольной формы в плане. Силовая установка состоит из двух двигателей, размещенных рядом сверху фюзеляжа без обтекателей. Вспомогательная силовая установка ГТД Solar Т-62-16А мощностью 55кВт, от которого через главный редуктор осуществляется привод электро- и гидросистем при стоянке вертолета. Трансмиссия включает главный и промежуточный редукторы и соединительные валы, незакрытые обтекателями, и редуктор привода рулевого винта. Главный редуктор вертолета СН-54А рассчитан на передачу мощности 4850кВт, вертолета СН-54В — 5800кВт. Передаточное отношение от двигателя к несущему винту 49.6 :1, к рулевому винту 10.6 :1. Ресурс трансмиссии 500ч. Топливная система включает два топливных бака емкостью по 1664л, расположенные в фюзеляже перед и за главным редуктором. Предусмотрена установка дополнительного бака емкостью 1664л. Система управления дублированная, гидравлическая, включает систему автоматической стабилизации. Дополнительное оборудование состоит из гидравлической лебедки, рассчитанной на усилие 11340кг, троса с крюком, системы стабилизации подвесного груза и узлов крепления контейнеров к фюзеляжу и стойкам шасси.Разработаны универсальные контейнеры для перевозки грузов и солдат, снабженные связным оборудованием, системой вентиляции и освещения и имеющие две боковые двери и грузовой люк, расположенный в задней части контейнера. Внутренние размеры контейнера 8.36 х 2.69 х 1.98м; армии поставлено 22 контейнера. |
Летающий кран Sikorsky CH-54 Tarhe
|
СН-54 Tarhe, также называемый Skycrane или летающее насекомое, был изготовлен Сикорский. Прозвище Skycrane происходит от его тяжелого груза. подъемная миссия. А насекомое — это прозвище, данное летчиками за его необычный дизайн. Во время войны во Вьетнаме этот универсальный вертолет использовался для различных целей. миссии, включая восстановление, спасение, транспортировку пехоты, медицинские снабжения и даже операций по транспортировке бронетехники.
Вертолет CH-54 оснащен краном в центре. фюзеляжа, которым управляет второй пилот или инженер из задняя часть кабины пилотов. Машинист крана имеет хороший обзор того, что происходит внизу. Тархе продемонстрировал самые лучшие возможности в бою, набор высоты с максимальной скоростью 100 км/ч даже при перегрузке. Во время войны во Вьетнаме CH-54 Tarhe был одним из самых безопасных вертолетов армии США. В сравнении с в AH-1 Кобра и UH-1 Ирокез потери вертолетов СН-54 были минимальными. Также он был уникален тем, что обладающий огромной подъемной силой. Во время войны во Вьетнаме у Skycrane было чтобы справиться с такими нагрузками, как поврежденные воздушные и наземные транспортные средства.
CH-54 имеет максимальную внешнюю грузоподъемность 12 тонн. Его уникальная форма позволяла выдерживать любые нагрузки. Два двигатели расположены в верхней части фюзеляжа, а задняя стойка шасси расположен широко. Это позволяет перевозить различные виды контейнеры. Этот вертолет также совместим с универсальная военная грузовая капсула.
CH-54 снят с вооружения США. службе в 1991 году. Однако из-за своей универсальности он до сих пор используется некоторые государственные и гражданские операторы. Вертолет CH-54 используется для гражданские цели, такие как строительство и пожаротушение. НАСА является одним из наиболее важные операторы этого воздушного транспортного средства.
В 1992 году Erickson Air-Crane приобрела права на производство Sikorsky S-64, гражданская версия CH-54. Этот вертолет все еще в производстве.
Статья ZAAL TCHKUASELI Хотеть публиковать собственные статьи? Посетите наш рекомендации для получения дополнительной информации. |
Sikorsky CH-54A Tarhe (Skycrane)
РЕГИОНАЛЬНЫЙ АЭРОПОРТ ТОПИКА @ FORBES ФИЛД, ТОПИКА, КАНЗАС | ||||||||||
Сикорский CH-54A Tarhe Skycrane (Армия США 67-18424) Виртуальный тур по кабине | ||||||||||
Это вертолет взят взаймы у танково-автомобильной и вооруженной сил США Command, Уоррен, Мичиган
|