Опасна ли турбулентность для жизни?
Когда лайнер попадает в зону турбулентности, то есть в область завихрения воздуха, то и начинается всем известная болтанка, от которой у многих авиапассажиров от страха бледнеют лица.
Насколько опасна турбулентность для самолета на самом деле?
Содержание статьи
Что такое турбулентность?
Чтобы понять, насколько опасна турбулентность для лайнеров, для начала разберемся, что она из себя представляет. Сделать это проще всего на примере жидкости. Представим идеальную реку — в ней вода течет ровными слоями в одном направлении. Слои воды при этом не перемешиваются и имеют одну скорость. Такое движение называется ламинарным.
Если же эти слои начнут перемешиваться из-за столкновения с препятствием или действием какой-либо внешней силы, произойдет то же самое, что наблюдается при турбулентности в самолете — слои воды (в случае самолета — воздуха) будут перемешиваться и создавать хаотичные потоки. Самолет обычно движется вдоль ламинарных потоков — они помогают ему лететь. Поэтому при попадании в турбулентность лайнер начинает так трясти из-за смешивающихся слоев воздуха.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Турбулентность: опасна или нет?
Есть ли повод опасаться за свою жизнь при турбулентности? Опыт говорит, что особых поводов нет. Планеры современных лайнеров способны выдержать очень сильные нагрузки. Единственная катастрофа большого пассажирского самолета, которая однозначно связывается с турбулентностью природного характера, произошла больше полувека назад — тогда Boeing 707, облетая священную японскую гору Фудзи, попал в так называемую турбулентность ясного неба и потерпел крушение. Поэтому если задаваться вопросом опасна ли сильная турбулентность, то тут ответ будет скорее да, чем нет. Сразу успокоим: в настолько сильные турбулентные потоки самолеты практически не попадают.
С другой стороны, беспечность в отношении турбулентности может стоить дорого. В результате резкого изменения свойств воздушной среды самолет может, например, провалиться в воздушную яму, и не пристегнутые к креслам пассажиры имеют шанс получить серьезную травму, ударившись о потолок салона. Так что, хоть это явление и не несет угрозы для самолета, турбулентность в самолете опасна прежде всего для пассажиров. Нередко люди ломают конечности и получают другие серьезные травмы при попадании в такие зоны. Например, в 2019 году рейс компании Air Canada попал в так называемую «турбулентность ясного неба» — когда изменения направления потоков воздуха нельзя увидеть напрямую, так как в небе нет облаков и других знаков, указывающих на такую зону. Но даже при таком инциденте самолет не пострадал, хоть множество пассажиров и получили травмы.
Самолет во время турбулентности
Во время турбулентности в самолете начинается болтанка — вещи падают со своих мест, ящики с ручной кладью открываются, а конструкционные материалы лайнера испытывают огромные напряжения.
youtube
Нажми и смотри
✈ Опасна ли турбулентность для пассажиров и самолета
Пассажиров зачастую пугает, когда самолет начинает потряхивать, из стороны в сторону или подбрасывать то вверх, то вниз, при этом тревожно «машет крыльями». На языке пилотов — это «болтанка», на более научном языке — турбулентность. Что же это такое? Опасна ли она? Как вести себя во время турбулентности? Давайте попробуем разобраться.
Что такое турбулентность
В атмосфере постоянно происходят изменения давления, температуры, направления и скорости ветра. По этой причине воздушные массы по составу и плотности становятся неоднородными.
Когда самолет проходит через них на большой скорости, возникает вызывающая неприятные ощущения вибрация. Это можно сравнить с автомобилем едущем по ухабистой дороге.Иногда такое явление возникает при ясном небе или же небольшом количестве облаков верхнего яруса, его называют — турбулентностью ясного неба. Отличительная характеристика заключается в отсутствии явных признаков турбулентности. По этой причине ее непросто обнаружить заранее не только визуально, а и даже с применением радара.
Но чаще всего турбулентность возникает в условиях облачности, во время движения самолета через море и горы. И ее легко спрогнозировать. Пилоты заранее предупреждают о предстоящих вибрациях, советуя пассажирам занять свои места и пристегнуть ремни безопасности. Необходимо четко следовать всем указаниям, так как во время сильной тряски можно получить серьезные травмы.
Чем отличается воздушная яма от турбулентности?
Для пассажиров, если трясет самолет, значит это турбулентность, но для пилотов есть разные понятия: воздушная яма и турбулентность. В чем же их отличие? Турбулентность возникает при увеличении скорости течения газа и волн, которые самопроизвольно образовываются. Воздушными ямами принято считать перепады давления, при которых самолет попадает в нисходящий поток воздуха, заставляющий его снизить вертикальную скорость подъема. При этом за нисходящим следует восходящий поток воздуха и все повторяется. О том, насколько глубоко на самолете можно провалиться в воздушную яму, читайте здесь.
Турбулентность — частое явление?
Постоянное. Но, как правило, турбулентность такая слабая, что пассажиры ее особенно не замечают. Сильная турбулентность возникает намного реже.
А самолет может разрушится и упасть из-за турбулентности?
Конструкция современных самолетов может выдержать даже самые сильные порывы ветра. При этом корпус и все части летательного аппарата останутся целыми.
Хотя, теоретически, такая опасность и может быть, так как каждая конструкция имеет свой предел мощности, а сильнейший ветер во время посадки и взлета способен ударить самолет об землю. Разработаны специальные нормативы, по которым пилот должен будет уйти на запасной аэродром, чтобы не подвергать риску пассажиров.
Как турбулентность влияет на пассажиров?
Явление турбулентность безопасно для пассажиров, хотя и неприятное, т.е оно влияет только на комфорт. Однако, чтобы не получить травмы, при прогнозе зоны турбулентности
Можно ли сократить риск травмы из-за турбулентности?
Да можно. Для этого:
- Пристегните ремни безопасности.
- Оставайтесь пристегнутыми во время всего полета.
- Разместите ручную кладь на специальной багажной полке и закройте ее. В противном случае, выпавший чемодан может ударить кого-нибудь.
- Ни в коем случае не держите детей на коленях — удержать ребенка при резком рывке будет невозможно.
- Внимательно слушайте предупреждения и инструктаж экипажа.
Как вести себя при турбулентности?
При турбулентности важно: находиться на своем месте, не паниковать и слушать рекомендации экипажа. Выше перечисленным советам следует придерживаться.
Как не бояться турбулентности?
Бывает так, что боязнь турбулентности в самолете становится причиной отказа от авиапутешествия. Однако прежде чем идти на поводу у своей фобии, возможно, лучшим решением будет от нее избавиться и в будущем наслаждаться перелетами. Всем, кто бояться зоны турбулентности, психологи рекомендуют:
- Для себя выяснить, что такое турбулентность и насколько она опасна для самолета.
- Узнать, как нужно себя вести, если самолет оказался в зоне турбулентности.
- Общаться со знакомыми, родственниками или авиапутешественниками на форумах, которым приходилось попадать в зону турбулентности.
- При необходимости найти для себя способ, который придаст уверенности во время вибраций самолета. Это может быть песня, мелодия, воспоминание, молитва.
- Осуществлять первые перелеты с близкими или родственниками. Отличным вариантом будет лететь с человеком, который часто путешествует самолетом.
- При сильной боязни перелетов заранее проконсультироваться с опытным психотерапевтом.
Что такое зона турбулентности в самолете и опасна ли она
Ваша корзина пуста
Основной
Статьи
Что такое зона турбулентности в самолете и чем она опасна
«Уважаемые пассажиры, наш самолет входит в зону турбулентности…» эти слова портят настроение даже бывалым авиапутешественникам.
Турбулентность – главная помеха во время полетов, которая является причиной большей части беспокойства и беспокойства; потому что, когда вы находитесь в нескольких тысячах футов над землей, каждое беспокойство воспринимается гораздо более болезненно. Но так ли опасна турбулентность?Что такое турбулентность и где ее встретить?
Пилоты, как и многие пассажиры, называют это «тряской». Проще говоря, это тряска в салоне, иногда довольно сильная, ощущения можно сравнить с поездкой на машине по ухабистой дороге. Во всяком случае, эти ощущения не очень приятны для и без того встревоженных пассажиров, которые изо всех сил стараются отбросить мысль о том, что эти неровности — предзнаменование грядущей катастрофы.
Причиной турбулентности являются сильные ветровые потоки и воздушные потоки, встречающиеся на пути самолета. Когда попадаешь в такой поток, кажется, что самолет падает (это иллюзия, вызванная скоростью, на самом деле изменение высоты едва достигает нескольких метров) или подпрыгивает на очень крутой кочке.
- Турбулентность часто возникает при прохождении через облака, которые создают закрученные потоки, ударяющие о крылья.
- Эти потоки гораздо сильнее на грозовых фронтах, поэтому самолеты никогда не пролетают сквозь них, а обходят их стороной. Хотя по краям фронтов возникают завихрения, которые воздействуют на облетающий самолет и заставляют его трястись. К сожалению, на локаторах эти завихрения не видны, а значит, нельзя заранее определить границы зоны турбулентности и скорректировать маршрут до взлета, чтобы уверенно обходить препятствие на значительном расстоянии и не зацепиться даже за его край.
- Иногда при ясном небе бывает «болтанка». Увы, это тоже невозможно прогнозировать.
- Турбулентность часто возникает при посадке, когда самолет встречает сильные встречные и боковые порывы ветра.
- «Бурбанистость» ощущается сильнее на малых высотах, где восходящие потоки воздуха с земли мешают сцене, и слабее на больших высотах. Чем больше авиалайнер, тем менее заметна турбулентность, поскольку его размер и массу гораздо труднее раскачивать воздушному потоку.
Так или иначе, это явление достаточно распространено и в обязательном порядке учитывается при предполетной подготовке: опытные пассажиры должны помнить о тех предупреждениях о возможной турбулентности, которые объявляются перед стартом.
На самом деле пилоты получают метеосводку перед взлетом, чтобы заранее принять меры; а маршрут полета проложен на земле с учетом фронтов. Также во время полета мониторинг погоды не прекращается ни на секунду, чтобы обеспечить моментальную реакцию на непредвиденные зоны турбулентности, возникающие в пути — это тоже возможно, особенно при дальних перелетах.
Представляет ли турбулентность опасность для самолета или пассажиров?
Нет, это не так. Прохождение зон турбулентности — обычная рутина; не попадание хотя бы раз в нестабильную зону за время полета скорее исключение, чем правило. Поэтому влияние турбулентности учитывается еще на этапе проектирования самолета, наряду со многими другими факторами, влияющими на безопасность полета. Прочность самолета предназначена для того, чтобы выдерживать значительно более серьезные удары, чем самая сильная турбулентность, которую когда-либо видели.
Опасна ли турбулентность для пассажиров? Возможно, только косвенно — возрастает риск потерять равновесие и даже получить травму при ходьбе по салону. Именно поэтому очень важно выполнять указания бортпроводников, ведь их работа заключается в обеспечении безопасности и комфорта пассажиров во время полета. Вместе с объявлением о входе в зону турбулентности пассажиров всегда просят вернуться на свои места и пристегнуться, а бортпроводники дополнительно проверяют полку для ручной клади, чтобы она не выпала из плохо запертого ящика на крутой воздушный удар.
Другими словами, турбулентность во время полета — это неудобство, а не угроза. Все, что нужно пассажиру, это сесть, пристегнуться и просто ждать, пока самолет пройдет эту зону.
Однако, что делать, если вы все еще напуганы? Во-первых, боязнь летать — вещь естественная. Авиаперелеты — повседневная реальность нашего времени, принесшая много пользы — скорость, удобство, безопасность. Невозможно представить ни работу, ни отдых без авиаперелетов. Однако преодолеть подсознательную установку, вызревавшую десятки тысяч лет эволюции человека, не так просто.
Отсутствие надежной опоры под ногами, нахождение в замкнутом пространстве, потеря контроля над ситуацией на большой высоте — этих факторов более чем достаточно для стресса, а обычной реакцией человека на стресс является страх, который трудно снять с помощью взывая к логике и аутогенной тренировке. Однако боязнь летать иррациональна и бесполезна. Вместо поставленной эволюцией задачи предупредить об опасности и мобилизовать силы вашего организма он только увеличивает дискомфорт, поэтому с этим страхом можно и нужно бороться и побеждать его с помощью профессионалов.
Как приучить себя не бояться летать на самолетах?
Страх перед полетом преследует людей с тех самых времен, когда пассажирские авиаперевозки стали обыденностью и десятки тысяч людей ежедневно испытывали потребность подниматься на борт самолета и преодолевать расстояния по воздуху. Как показывает статистика, более половины всех пассажиров боятся летать и причины этого самые разные, как и сами люди. Мы в центре «Полеты без страха» разработали методы борьбы со страхом перед полетом — разнообразные программы с участием профессиональных авиасимуляторов, позволяющие испытать все виды полетных ощущений на земле и отработать любую ситуацию. Каждый клиент уникален, и мы подберем для вас правильный курс, который поможет навсегда избавиться от страха перед полетами.
Избавьтесь от страха перед полетом! Пройдите тест и получите персональные рекомендации, как побороть боязнь полетов в вашем конкретном случае.
Оценочный тест
Опасна ли зона турбулентности? AirAdvisor развеивает мифы
16.06.2022
Известно, что небольшая встряска полезна для организма. Может и правда, если только вы не в самолете.
Многим людям тяжело, когда во время полета возникает турбулентность. Тем не менее, это вполне нормальная часть путешествия, и это не должно мешать вам сесть на самолет, чтобы открыть для себя новые и захватывающие уголки мира.
Турбулентность знакома всем путешественникам. По большей части это не самый приятный опыт. Эта зона вызывает в воображении пассажира ужасные образы, а также волну ужаса, а иногда и ощущение дрожи. Однако стоит ли об этом беспокоиться? Опасна ли турбулентность и в каких областях? Ответы будут в этом посте.
На плотность атмосферы влияют закономерные колебания воздушных потоков, температуры, давления, скорости и направления ветра. Самолет начинает трястись в местах, где это происходит больше всего.
Это может быть легкое качание или сильное сотрясение. Причинами их возникновения являются:
- пересечение потоков разной плотности
- закрутка с концов крыльев летящих вперед
- частичный нагрев земной поверхности
Турбулентность, по некоторым данным, возникает при пролете самолета сквозь облака. Это не так. Грозовые и кучевые облака — единственные облака, которые могут увеличивать вес самолета, вызывая его раскачивание. Однако, поскольку они хорошо видны на локаторе, пилоты предпочитают их игнорировать. Пилот прокладывает маршрут перед полетом на основе данных прогноза погоды. Вы с меньшей вероятностью столкнетесь с турбулентностью на коротких рейсах, потому что маршрут более предсказуем и виден, поэтому легче избежать больших облаков, которые могут вызвать тряску самолета.
Ошибки возникают только при дальних перелетах. Насколько сильно будет ощущаться тряска, зависит от самолета: маленькие и легкие раскачиваются больше, огромные и тяжелые лайнеры более устойчивы.
Человеческий фактор
Страх пассажиров является фундаментальной причиной того, что зона турбулентности может быть вредной. Страх приходит, когда человек не понимает, что с ним происходит или что заставляет самолет трястись.
Кроме того, вестибулярный аппарат испытывает нагрузку. Небольшое снижение высоты некоторые люди начинают воспринимать как падение, а даже малейший наклон — как вращение машины вокруг своей оси.
В большинстве случаев прохождение такой зоны можно очень легко предсказать. В результате бортпроводники заранее сообщают пассажирам, что они должны занять свои места и пристегнуть ремни безопасности. Так вы обезопасите не только себя, но и других пассажиров. Зачастую столько стресса и беспокойства вызывает не сама турбулентность, а ожидание ее и отсутствие информации о ее причинах. Возможно, планирование вашего путешествия и использование приведенных ниже советов помогут вам чувствовать себя немного лучше и меньше беспокоиться о предстоящем полете.
Полезные советы
AirAdvisor делится методиками, которые помогут обеспечить полет с максимальным комфортом:
- Для облегчения полета вы можете начать на этапе регистрации, выберите место возле кабины, ближе к середине . В этой части струи турбулентность будет ощущаться чуть меньше.
- Если вы склонны к укачиванию, вы можете заранее принять специальные таблетки, приобрести пакеты от рвоты (они вам скорее всего не понадобятся, но с ними вы будете чувствовать себя спокойнее).
- Глубоко вдохните и постарайтесь расслабить мышцы. Попробуйте обмануть свое тело, имитируя полное расслабление.
- Если сон в самолете помогает вам расслабиться и стать немного менее чувствительным к внезапным возникновениям турбулентности, убедитесь, что у вас есть все необходимое для комфортного сна в самолете. Попросите у экипажа дополнительное одеяло, если оно вам нужно, не забудьте взять с собой маску для сна и беруши и выбрать самую удобную подушку. Мы предоставляем полный список лучших подушек для путешествий, проверьте и посмотрите, какая из них подходит именно вам.
В среднем около 90% рейсов проходят через зону сотрясения. Однако аварии на воздушном транспорте из-за турбулентности были редкостью в течение первых 120 лет существования авиации. Испытание турбулентности — очень распространенная часть путешествия на самолете, и это процесс, который хорошо изучен и хорошо подготовлен, поэтому помнить об этой идее может быть полезно для уменьшения вашего беспокойства в следующий раз, когда вы путешествуете.