Впервые сбит ударный самолет Стелс в Югославии
6
На третий день боевых действий авиации США, в ходе военной операции Международных сил НАТО в Югославии, 27 марта 1999 года зенитный расчет югославских ПВО сбил американский ударный самолет F-117, созданный с применением «стелс»-технологии. Самолет упал близ сербской деревни Буджановцы недалеко от города Рума, в 40 километрах к западу от Белграда.
Американский штурмовик F-117A «Найтхок», которым управлял подполковник Дейл Зелко, был сбит ракетой 5В27Д из зенитно-ракетного комплекса С-125 «Нева». ЗРК С-125 находился в распоряжении 3-й батареи 250-й ракетной бригады ВВС и ПВО Вооруженных сил Союзной Республики Югославии, батареей командовал полковник Золтан Дани.
Это первая и единственная официально подтвержденная потеря самолета F-117 американскими войсками за время войны против Югославии. Бомбардировщик F-117 был принят на вооружение в октябре 1983 года, однако впервые его существование было официально признано 10 ноября 1988 года в пресс-релизе Пентагона.
Первый публичный показ двух F-117 состоялся 21 апреля 1990 года. Самолеты типа F-117 использовались ранее во время вторжения в Панаму, войны в Персидском заливе и операции «Лис пустыни». В годы войны в Персидском заливе 40 самолетов произвели 1 270 вылетов и выпустили 30% от всех высокоточных ракет, использованных США в годы войны.
По заявлениям командования вооруженных сил США, эти самолеты нельзя было обнаружить каким-либо радаром, однако существует несколько неподтвержденных свидетельств того, что иракские радары все-таки обнаруживали эти малозаметные машины.
Вооруженные силы Югославии для обнаружения сил противника были оснащены американскими дециметровыми и сантиметровыми радарами, а также британскими C-600. На вооружении у югославов состояли и советские радары, которые работали на более длинных волнах, но обнаруживали самолеты с пониженной заметностью: это были радары П-12 «Енисей» и П-18 «Терек». Именно они были способны обнаруживать «самолеты-невидимки».
Вместе с тем переговоры по радиостанциям были довольно рискованными, поскольку американская система HARM с легкостью перехватывала радиосообщения и засекала любые радиопереговоры. Ввиду подобного факта в войсках соблюдалось полное радиомолчание: радары включались ненадолго и немедленно меняли свои позиции вместе с пусковыми установками, а все сообщения и приказы передавались только при помощи курьеров.
Отчет об уничтожении самолета составил заместитель командира 3-й батареи 250-й ракетной бригады ПВО подполковник Джордже Аничич. По данным расчета, самолет был уничтожен в 20:55 по местному времени. Цель была поражена двумя ракетами: первая оторвала крыло, а вторая попала в сам самолет, через 17 секунд после команды «огонь». Пилот благополучно катапультировался и был эвакуирован поисково-спасательной группой.
Связанные статьи
Связанные новости и события
-
24.03.1999
Авиация НАТО начала бомбардировку Югославии
Военная операция НАТО против Союзной Республики Югославии началась 24 марта 1999 года. Главной причиной воздушно-наступательной операции «Союзная сила» руководство НАТО назвало «предотвращение геноцида албанского населения в Косово».
По данным сайта НАТО, за время операции, продолжавшейся 78 дней, авиация стран альянса совершила 38 тысяч боевых вылетов, целью свыше 10 тысяч из них было нанесение бомбовых ударов.
Читать дальше
6
Дата события: 27 марта 1999 года (24 года назад)
Буджановцы
Категории Армия, Авиация, История, Оборона, Политика, Война, Общество
Регионы Югославия, Страны Мира, США
Теги #самолет
справочная информация
ЗАКРЫТЬ X
-
Дата события: 27 марта 1999 года (24 года назад)
-
Буджановцы
-
Категории Армия, Авиация, История, Оборона, Политика, Война, Общество
Регионы Югославия, Страны Мира, США
Теги #самолет
Истребитель-бомбардировщик F-117 «Стелс» ― 72-35.

+7 (931) 256-72-35
Санкт-Петербург
Моя корзина (0)
Авиация Вертолеты Военная авиация Гражданская авиация Техника Фигуры Модели кораблей и подлодок Космос Здания, наборы для диорам Дополнения Краски и инструменты
По техническим причинам заказы временно не принимаются и не обрабатываются.
Магазин на Дачном пр. 17/4 работает.
О товаре
Детали
Стапель авиационный под модели самолётов (монопланы)
Самолет-невидимка F-117А «Стелс»
Истребитель Spitfire Mk.
IXc поздний ProfiPACK
Подбор моделей по масштабу и производителю
Кабинет Моделиста
Подбор по параметрам ↓↓↓ Свернуть ↓↓↓ | Кабинет Моделиста Х | |||||
|
Забыли пароль? Регистрация |
F-117 Найтхок | Локхид Мартин
Что такое операция «Высадка ночного ястреба»?
Operation Nighthawk Landing — это проект Президентского фонда и института Рональда Рейгана и Lockheed Martin Skunk Works® по постоянной установке F-117 Nighthawk для всеобщего обозрения в библиотеке Рональда Рейгана в Сими-Вэлли, Калифорния. Проект был завершен 7 декабря 2019 года и стал возможен благодаря тому, что Национальный музей ВВС США предоставил на постоянной основе F-117 № 803 по прозвищу «Неожиданный гость» Фонду Рейгана.
О F-117 Nighthawk ___
Первый в мире действующий самолет-невидимка
F-117 Nighthawk был разработан в ответ на острую потребность страны в реактивном истребителе, который мог бы действовать совершенно незаметно для противника. В истинном стиле Skunk Works он был разработан быстро и в полной секретности.
Несмотря на то, что F-117 был далек от традиционных, гладких самолетов, предпочитаемых основателем Skunk Works Келли Джонсон, уникальная конструкция F-117 позволяла ему отражать радиолокационные волны. Благодаря своим угловатым панелям, усиленным внешним покрытием из радиопоглощающего материала, самолет был почти невидим для радаров.
Летом 1975 года Агентство перспективных оборонных исследовательских проектов (DARPA) провело соревнование «на полюс». Дизайн Skunk Work продемонстрировал непревзойденную низкую заметность и выиграл у Lockheed Martin Skunk Works контракт на Have Blue, демонстратор-невидимку, который привел к созданию F-117 Nighthawk.
DARPA заключило со Skunk Works контракт на создание Nighthawk менее чем через год после успешного первого полета Have Blue в 1977 году, а легендарное партнерство между командой Skunk Works и ВВС США быстро сделало производство F-117 реальностью. Первый полет состоялся в 1981 всего через 31 месяц после заключения контракта, а поставки начались в следующем году.
Самолет был готов к эксплуатации в 1983 году, но многие годы хранился в строжайшем секрете. Только в 1988 году программа получила публичное признание, и только в 1990 году она впервые официально появилась на публике. К этому времени самолет находился в эксплуатации уже семь лет.
Первый публичный показ самолета на базе ВВС Неллис посетили тысячи людей, жаждущих увидеть нечто большее, чем нечеткое низкокачественное изображение F-117, представленное 19 мая. 89 обложка журнала Aviation Week & Space Technology.
Несмотря на то, что F-117 был списан ВВС США в 2008 году, он продолжает очаровывать и вдохновлять. Это проложило путь к будущему стелс-технологии и заставляет задуматься, насколько еще мы можем продолжать раздвигать границы возможного.
F-117 Media Kit ___
Operation Nighthawk Landing Media Kit ___
Lockheed Martin Skunk Works® восстановил F-117 Nighthawk #803, позывной «Неожиданный гость», в сотрудничестве с Президентской библиотекой Рональда Рейгана в Сими-Вэлли, Калифорния, для постоянное отображение.
- Фотографии проекта
- Реставрация и исторический ролик B-Roll F-117
F-117 Nighthawk засняли на потрясающих снимках, летящих над каньоном десятилетие или около того. Авиационный фотограф под ником @stinkjet в Instagram был достаточно любезен, чтобы поделиться с нами фотографиями двух таких самолетов, недавно замеченных на очень малой высоте над Калифорнией.

«Я сделал снимки с вершины холма вдоль тренировочного маршрута Sidewinder Low Level в южной Калифорнии в пятницу, 21 апреля», — сообщил @stinkjet The War Zone . «Маршрут используется многими военными самолетами для тренировок на низком уровне, и мне посчастливилось быть там, когда пролетали два F-117».
Изображения предоставлены авиационным фотографом @stinkjet в Instagram. Вплоть до смертельной аварии Super Hornet в 2019 году., в том числе военный самолет пролетел через каньон Звездных войн, также известный как Радужный каньон. Это было до того, как после инцидента был ограничен доступ военных самолетов к расщелине. Тем не менее гражданские самолеты время от времени совершают этот знаменитый рейс. Как бы то ни было, это всего лишь часть маршрута, и, как показывают изображения F-117, в других местах на этом пути есть большие возможности.@stinkjet также удалось снять видео F-117, которое можно увидеть в твите ниже.
F-117 были очень активны в последние годы в этом же районе, хотя застать их на малой высоте довольно редко. Тем более фотографировать их, летящих глубоко через крутые каньоны. Часть работы, которую выполняют эти самолеты, заключается в том, чтобы действовать как «малозаметные» управляющие переменные для тестирования новых датчиков, и эта область предлагает идеальные условия, особенно для маневров на малых высотах. На самом деле, недалеко отсюда программа F-117 вышла из темноты, предоставив фотографам невероятную серию встреч, прежде чем значительно расширить масштабы и профиль операций. Это также то, как прозвище Темных рыцарей попало в центр внимания.
F-117 на этих недавних снимках не имеют каких-либо необычных или новых особенностей, по крайней мере, из того, что можно увидеть. При этом общий вид Nighthawk остается таким же характерным, как и прежде.
ВВС официально вывели из эксплуатации оставшиеся F-117 в 2008 году, после 25 лет службы, включая участие в многочисленных боевых операциях. Уцелевшие самолеты впоследствии были помещены на хранение в секретный аэропорт испытательного полигона Тонопа в Неваде.
По состоянию на январь, ВВС сообщили Зона боевых действий , что у них по-прежнему имеется 45 F-117, хотя неясно, сколько из них можно было летать тогда или еще можно. Служба также подтвердила в то время, что она рассчитывает продолжить эксплуатацию по крайней мере части этого флота до 2034 года. Ее план по-прежнему состоит в том, чтобы в конечном итоге избавиться от всех оставшихся Nighthawk, но, похоже, для этого нет фиксированных сроков. еще.
Как минимум 10 оставшихся F-117 были или должны быть выставлены на всеобщее обозрение, сообщили нам в январе ВВС. Для этого требуется длительный специализированный процесс демилитаризации для удаления из самолета все еще засекреченных или иным образом чувствительных компонентов, а также токсичных материалов, как мы подробно исследовали ранее.