+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Фото 62 ил: Ил-62 МК (IL-62 MK) авиакомпания Россия. Фото и описание самолета

0

Самолет Ил-62: фото, технические характеристики

Самолет Ил-62 был сконструирован в Советской России на замену Ту-114 и считается первым реактивным пассажирским судном высокой дальности. Всего за историю его эксплуатации было произведено около 300 машин этой модели, многие из которых экспортировались за рубеж, в частности, в страны социалистической направленности. Помимо этого, качество и мощь машин оценили и крупные Европейские авиакомпании. По инновационности, в свое время, самолет легко конкурировал с признанными гигантами авиарынка, такими как Vickers. На сегодняшний день модель используется только в рамках ВВС и особом летном отряде «Россия».

Этапы проектирования Ил-62

Ключевым отличием Ил-62 от его предшественника стали реактивные двигатели, пришедшие на замену турбовинтовым прототипам.

Необходимость внедрения инноваций в конструкцию новой модели самолетов была продиктована тем фактом, что в зарубежной авиации уже эксплуатировались двигатели реактивного типа. Это послужило толчком для создания Ил-62 — последнего творения инженера-конструктора Ильюшина.

Самолет должен был соответствовать ряду характеристик:

  • высокая скорость;
  • дальность пути;
  • надежность;
  • экономичность;
  • удобство для пассажиров;
  • способность выдерживать турбулентность и отказ двигателей.

Кроме этих условий, необходимым критерием был облегченный вес машины. Одним из решений этой задачи стал переход электрообеспечения с постоянного на переменный ток. Такой простой способ, тем не менее, снизил массу судна на 600 килограммов.

В 1960-х годах начались работы по созданию нового вида авиасудна.

Одним из критериев было повышение дальности полетов для выполнения рейсов на длительные расстояния.

В последующие годы велись испытания конфигураций двигателей самолета с целью найти оптимальный вариант. В рамках испытаний самолет поднимали в воздух, и в 1967 году финальная версия Ил-62 была выпущена в эксплуатацию.

На этом деятельность конструкторов не остановилась: через два года они приступили к созданию улучшенной модификации самолета.

В ней была усовершенствована масса деталей корпуса, систем управления и навигации. Был добавлен еще один бак для топлива, в результате чего масса судна увеличилась на более чем 4 тонны. Эта разновидность Ил-62, с кодовым названием Ил-62М, была предназначена для более длительных полетов в сложных климатических условиях.

Все разновидности Ил-62 были долго и тщательно испытаны в различных условиях, что позволило наиболее точно создать конструкцию, сочетавшую в себе удобство, безопасность и улучшенные технические характеристики. В конце 1970-х годов был создан еще один вариант — Ил-62МК, который отличался усиленной конструкцией крыльев и способностью перевозить до 167 пассажиров. Огромное количество тщательных испытаний всех характеристик судно не помешало быстрому вводу Ил-62 в эксплуатацию.

Ил-62 стал первым в своем роде самолетом в СССР, способным соединять континенты, преодолевая расстояние между ними. Во время пробной демонстрации готовой модели руководящим чинам Советского Союза того периода, в том числе самому Никите Хрущеву, последний выразил бурный восторг конструкцией самолета.

Самолет Ил-62М — видео

Наиболее подходящей оказалась схема самолета с расположением двигателей в кормовой части фюзеляжа. Такая схема имеет ряд существенных преимуществ, но и ряд недостатков, главные из которых — увеличение массы конструкции, смещение назад центра масс пустого самолета, невозможность применения реверса на внутренних двигателях. Результаты анализа преимуществ и недостатков, а также продувок моделей в аэродинамической трубе ЦАГИ показали преимущество этой схемы.

Было рассмотрено большое количество компоновок крыльев, оперения, гондол двигателей и их взаимных расположений. Только на отработку «клюва» (наплыва) на крыле затрачены многие сотни часов испытаний в аэродинамических трубах. Чтобы улучшить поперечную управляемость на стреловидном крыле, на передней кромке установили наплыв в виде «клюва». Это дало возможность добиться хороших характеристик по всему диапазону углов атаки, не исключая и закритические. Он начинает действовать лишь на тех углах атаки, которые превышают свою величину, генерируя мощный вихрь, как бы выполняя функции аэродинамической перегородки.

Расположение двигателей в хвостовой части фюзеляжа Ил-62 вынудило конструкторов установить основные опоры шасси впереди центра масс пустого самолета. Это намного уменьшило вынос основных опор по отношению к центру масс загруженного самолета. Чтобы пустой самолет не опрокинулся на хвост, в хвостовой части установлена хвостовая опора, убирающаяся после загрузки. Это решение позволило уменьшить площадь рулей и обойтись без бустеров в управлении. Ил-62 — единственный тяжелый реактивный самолет в мире, на котором ручное безбустерное управление.

На Ил-62 впервые в нашей стране применили систему реверсирования тяги двигателей. Известен случай, произошедший в аэропорту «Кеннеди» в США, когда тягач из-за несоответствия буксировочного устройства нашему самолету не смог отбуксировать его на взлетную полосу. Командир экипажа попросил отогнать тягач в сторону, запустил двигатели, включил реверс и дал «задний ход», так и дорулил до взлетной полосы. При отказе одного или даже двух двигателей в полете возможен безопасный полет до ближайшего запасного аэродрома.

Топливо в самолете Ил-62 (вместимость 100600 л) расположено в крыле, в семи баках-отсеках, каждый двигатель имеет свой расходный отсек. Варианты компоновки на самолете различаются числом мест — 186, 168 и 138. В фюзеляже кроме кабины экипажа расположены буфет-кухня, гардероб, пять туалетных комнат, передний и задний служебные отсеки.

В сентябре 1962 г. первый опытный самолет выкатили на поле. Из-за отсутствия двигателей НК-8 на нем установили двигатели АЛ-7ПБ. Первый полет самолет совершил 3 января 1963 г. с экипажем во главе с летчиком-испытателем В.К. Коккинаки.

В апреле 1964 г. состоялся первый полет второго опытного самолета с двигателями НК-8-2. Спустя два года, 25 февраля 1965 г., первый прототип потерпел катастрофу (погибли девять человек и командир экипажа А. С. Липко). Всего были построены 250 самолетов. Первый полет с пассажирами на борту самолет совершил по маршруту Москва — Алма-Ата 8 сентября 1967 г. За создание самолета Ил-62 ведущим специалистам ОКБ была присуждена Ленинская премия за 1970 г.

Модификации

Ил-62 с двигателями АЛ-7ПБ — Первый опытный реактивный пассажирский самолёт Ил-62. Первый полёт состоялся 2 января 1963 года под управлением летчиков-испытателей В. К. Коккинаки и Э. И. Кузнецова. Ведущим инженером на испытаниях был П. В. Казаков. Самолёт погиб 25 февраля 1965 года. В этот день экипаж летчика-испытателя А. С. Липко должен был выполнить 127-й полет с максимальной взлетной массой. Самолет отделился от земли на большом угле атаки и с недостаточной скоростью (как предполагалось впоследствии, из-за помпажа и потери тяги одним из двигателей), задел опору ограждения аэродрома и упал. В катастрофе погибли десять испытателей.

Ил-62 с двигателями НК-8-2 — Второй опытный самолёт Ил-62 с двигателями НК-8-2 с взлетной тягой по 9500 кгс. Первый полёт состоялся 24 апреля 1964 года, под управлением лётчика-испытателя Э. И. Кузнецов. От первой машины и последующих самолетов Ил-62 он отличался более редким размещением окон в пассажирских салонах, шаг установки которых был увеличен вдвое, кроме того были установлены новые элероны, улучшающие поперечную управляемость самолета. Также двигателями НК-8-2 оснащались первые серийные машины.

Ил-62 с двигателями НК-8-4 — На 13 серийной машине были установлены двигатели НК-8-4 с взлетной тягой по 10 500 кгс, двигатели размещались в гондолах с уменьшенным на 1,4 м2 миделем. Кроме того, на новых машинах были внедрены следующие новинки: установлена системы электроснабжения с переменным током; изменены законцовки крыльев — вместо концевых веретенообразных обтекателей установили обычные плоские законцовки со скругленными передними кромками; новой стала форма характерного выступа на передней кромке крыла; размеры входных дверей и аварийных люков сделали в соответствии с международными нормами; обеспечено соответствие характеристик самого самолёта и его оборудования требованиям ИКАО. Первый полёт: 31 мая 1968 г. Последующие серийные самолёты Ил-62 выпускались с изменениями, реализованными на 13-й серийной машине.

Ил-62Гр — Значительное увеличение доли грузовых воздушных перевозок в России в первой половине 1990-х гг. определило потребность некоторых авиакомпаний, на которые распался «Аэрофлот», в грузовых самолётах Ил-62М, переоборудованных из пассажирских машин. В связи с этим в конструкторском бюро была разработана техническая документация на такое переоборудование. В носовой части фюзеляжа грузового самолёта на левом борту устанавливалась большая грузовая дверь размером 3,5×2,0 м. Пол грузовой кабины оборудовался напольной механизацией, включающей в себя шариковые панели, расположенные в зоне грузовой двери, и накладные роликовые дорожки с направляющими и замками, размещенные вдоль кабины. Шариковые панели и роликовые дорожки устанавливались на рельсы крепления пассажирских кресел. Максимальная масса перевозимой коммерческой нагрузки, размещаемой на жестких поддонах, составляла 22 300 кг. Трудное экономическое состояние авиакомпаний не позволило реализовать этот вариант самолёта.

Ил-62Д — Первые полёты Ил-62 по дальним маршрутам определили появление требований об увеличении практической дальности полёта самолётов Ил-62. В 1965 году был проработан вариант самолёта под обозначением Ил-62Д, который должен был обеспечивать перевозку 70 пассажиров из Москвы в Гавану через Мурманск. Однако с двигателями НК-8-4 эта задача в то время решалась только за счет размещения баков с дополнительным топливом общей емкостью 30 000 л в задней части пассажирской кабины. Были приняты меры по обеспечению взрывопожаробезопасности баков, но С. В. Ильюшин посчитал недопустимым такое решение проблемы увеличения дальности полёта, и проект Ил-62Д не получил развития.

Ил-62М с двигателями Д-30КУ — 13 октября 1967 года было принято постановление правительства о проведении работ по модификации самолёта Ил-62 путем применения двигателей Д-30КУ. Двигатели Д-30КУ установили на 13-м серийном самолёте, в конструкцию которого были внесены изменения, улучшающие его лётно-технические характеристики и условия работы экипажа. Доработанный самолёт получил обозначение Ил-62М. Работы по созданию Ил-62М велись под руководством Г. В. Новожилова. На Ил-62М в киле устанавливался топливный бак-отсек емкостью 5000 л. Новый обтекатель стыка киля с горизонтальным оперением расширил диапазон углов отклонения стабилизатора от 0 до −11, интерцепторы на крыле стали работать в элеронном режиме. Самолёт имел модифицированный турбоагрегат ТА-6А с генератором переменного тока; оборудовался контейнерной системой перевозки багажа, которая, однако, в эксплуатации не получила применения. В кабине экипажа установили новую приборную доску, ступенчатый штурвал управления самолетом и новую систему освещения кабины с заменой красного света на белый. Более совершенный пилотажно-навигационный комплекс и система автоматического управления открывали перед Ил-62М возможность выполнять заход на посадку в условиях метеоминимума по II категории ИКАО. Первый полёт: 13 марта 1969 года.

Ил-62М-200 (Ил-62МА) — Разработку этого варианта самолёта определил рост объёма пассажирских перевозок на магистральных воздушных трассах СССР. Работы велись в соответствии с решением Комиссии Президиума Совета Министров СССР от 8 сентября 1969 года об увеличении пассажировместимости Ил-62М. Для Ил-62М-200 были разработаны варианты компоновки на 198 мест в экономическом классе, 186 — в туристском и 161 место в смешанном классе. Пассажировместимость самолёта была увеличена за счет снятия гардероба и перекомпоновки служебных отсеков в хвостовой части фюзеляжа. В оформлении интерьера пассажирских салонов Ил-62М-200 были впервые применены принципы «широкофюзеляжного» интерьера и новые более прогрессивные материалы. Самолёт Ил-62М-200 создавался на базе опытного самолета Ил-62М в варианте компоновки на 198 пассажирских мест с новым интерьером. В 1971 году он демонстрировался на 26-м Международном авиационном салоне в Париже. Самолёт долго проходил совместные испытания; и в конечном итоге Министерство гражданской авиации посчитало, что компоновка на 198 мест не может быть принята. Опыт по увеличению пассажировместимости и разработке нового интерьера Ил-62М-200 был использован при создании «широкофюзеляжного» интерьера для серийных самолетов Ил-62М с меньшей пассажировместимостью.

Ил-62М-250 — Постановлением правительства от 13 октября 1967 года конструкторскому бюро было предложено провести исследования по пассажирскому самолёту на 250 мест. В соответствии с этим был разработан проект самолета Ил-62М-250 для эксплуатации на авиалиниях средней протяженности. Большая пассажировместимость этой модификации по сравнению с базовым самолётом Ил-62М достигалась увеличением длины фюзеляжа Ил-62М на 6,8 м. Благодаря большой коммерческой нагрузке (25 000…30 000 кг), должна была возрасти и экономическая эффективность такого самолета. Однако самолёт Ил-62М-250 с «узким» фюзеляжем обычного типа не позволял решить многие проблемы, связанные с его эксплуатацией, и работы по нему были прекращены.

Ил-62МГр — Грузовой самолёт на базе серийного пассажирского авиалайнера Ил-62М. Самолет оснащен большой грузовой дверью по левому борту и специальным усиленным полом с роликовыми дорожками. Максимальная взлетная масса грузового самолёта составляет 170 тонн, максимальная посадочная масса — 118 тонн. Общий объём грузовой кабины и багажника — около 200 кубических метров. Коммерческая нагрузка составляет 40 тонн. Дальность полета с максимальной загрузкой — около 6 тыс. км. Стоимость работ по конвертации — около 43 млн руб (в ценах 2007 года). Для грузового самолёта возможно индивидуальное продление ресурса до 30 лет, 50 тыс. ч и 9,5 тыс. циклов. Известны машины со следующими бортовыми номерами: RA-86126, RA-86576, RA-86945. Самолёт планировался к демонстрации на МАКС-2007, но на время проведения салона все три машины авиа оказались слишком загружены работой, поэтому в авиасалоне принять участия не смогли. Ил-62МГр первый грузовой самолёт, произведённый на КАПО им С. П. Горбунова.

Ил-62МК — Вариант с увеличенной пассажировместимостью (до 195 человек). Имеет дополнительную усиленную конструкцию крыла (для повышения ресурса самолёта) и улучшенный интерьер пассажирской кабины. (1978 год)

Характеристики Ил-62

Технические характеристики Ил-62 и его модификаций выглядят следующим образом:

На фото Ил-62 можно увидеть его ключевое отличие от самолетов-предшественников. Это крылья стреловидной формы, расположенные довольно низко относительно всего корпуса. Сзади, в верхней части киля прикреплен стабилизатор. Форма и место крепления крыльев является важным критерием, позволившим качественно улучшить аэродинамические свойства машины, увеличить скорость и плавность полета.

С другой стороны, форма крыльев мешала его маневренности в некоторых условиях и затрудняла управление на больших углах. Для решения этой задачи на передней поверхности ребра крыльев были смонтированы наплывы в форме треугольника. Это внедрение устранило проблему сложной управляемости.

О модификациях

На базе Ил-62М созданы следующие образцы авиалайнеров:

  • Ил-62М-200 (МА). От своего аналога данный самолет отличается более удлиненным фюзеляжем и увеличенной пассажировместимостью. Начало работ по данной модели было обусловлено бурным развитием авиаперевозок в СССР. Тем не менее серийное производство самолета налажено не было. Модель так и осталась на стадии проектирования.
  • Ил-62М-250. Задачи данного образца те же, что и в предыдущем аэроплане. Конструкторские работы по данному самолету также были прекращены.
  • Ил-62МГр – представляет собой грузовую авиационную модель.

Ил-62МК. Данный пассажирский аэроплан отличается значительно улучшенным интерьером салона. Кроме того, в этой модели изменения коснулись и конструкции крыльев.

Особенности конструкции Ил-62

Двигатели прикреплены к корме фюзеляжа с помощью специальных пилонов.

Подобное расположение значительно снижает уровень шума внутри салона. Кроме этого, расположение двигателей сзади снижает риск их повреждений при аварийной посадке. Однако, это конструкторское решение повлекло за собой необходимость утяжеления передней части самолета для удержания равновесия. Сами двигатели довольно легкие в силу использования в их изготовлении сплавов из титана, которые отличаются повышенной прочностью и легкостью.

Самолет рассчитан на экипаж, состоящий из пяти человек. Салон Ил-62 может вмещать 138, 168 и 186 пассажиров в зависимости от модификации судна.


Салон Ил-62

Конструкторы позаботились и о комфортных условиях для работы экипажа. Пилоты, штурман, бортмеханик и радист с легкостью располагались в просторном помещении, где приборы были размещены таким образом, чтобы пользование ими не вызывало неудобств, а все внимание находящихся внутри было приковано к полетному процессу. Такой подход позволяет свести к минимуму перенапряжение пилотов и совершение ими ошибок в управлении самолетом, а значит, уменьшить число аварий и возможных жертв.

Особый комплекс «Полет 1», предназначенный для совмещения ручного и автоматического управления, позволял осуществлять посадку высокой точности в самых разных условиях видимости и облегчал работу по пилотированию самолета.

Самолет оборудован особой системой для защиты от обледенения, что снижает риск происшествий и дает возможность совершить посадку в сложных погодных условиях. Воздух высокой температуры для обогрева корпуса и защиты его от холода поставляется из двигателей. Неоднократные испытания подтвердили эффективность данного решения.

Шасси машины состоит из трех опор в центре корпуса и дополнительной четвертой опоры в хвосте самолета. В каждой из них присутствует по четыре колеса. Имеется система экстренного торможения в случае аварийной посадки.

Система пилотирования судна механическая, что отличает Ил-62 от его возможных аналогов.

В самолетах данной марки был претворен в жизнь уникальный и до гениального простой метод ручного управления штурвалом, при котором пилот при помощи усилий, прикладываемых к рулю, задавал курс и направление судну.

Качество воздуха внутри салона обеспечивается особой системой кондиционирования и очистки, а также поддержания оптимальной температуры. До высоты более 7000 метров давление в самолете соответствует земному.

В целях безопасности судно оснащено автоматической системой тушения пожаров, а также ручными средствами для борьбы с огнем в случае возгорания.

Самолет Ил-62 неоднократно побил мировой рекорд по скорости и расстоянию перелета.

Тактико-технические характеристики Ил-62М

— Первый полёт: 2 января 1963 года — Начало эксплуатации: 1967 год — Единиц произведено: 289

Экипаж Ил-62М

— 5 человек

Вместимость Ил-62М

— 186 пассажиров

Двигатели Ил-62М

— Тип двигателя: 4 ТВД Авиадвигатель (Соловьев) Д-30КУ — Тяга, кН: 4 х 107.87

Габаритные размеры Ил-62М

— Размах крыла, м: 43,2 — Площадь крыла, м²: 279,55 — Длина самолёта наибольшая, м: 53,12 — Длина фюзеляжа, м: 49,00 — Высота стояночная, м: 12,35 — Угол стреловидности крыла, град.: 32,5° (линия 25 % хорд) — База шасси, м: 24,48 — Колея шасси, м: 6,8

Дальность полёта Ил-62М

— 11 050 км максимальная

Вес Ил-62М

— Масса пустого самолета: 71600 кг — Масса максимальная взлетная: 165000 кг — Внутренне топливо, л: 105000 л

Скорость Ил-62М

— Крейсерская скорость: 790-850 км/ч — Максимальная скорость: 870 км/ч

Практический потолок Ил-62М

— 12 200 м

Грузоподъемность Ил-62М

— 23 000 кг максимальная коммерческая загрузка

Схема салона Ил-62

Независимо от пассажировместимости салон Ил-62 подразделяется на 3 класса:

  1. Первый класс: ряды 1—3;
  2. Бизнес-класс: ряды 7—9;
  3. Экономкласс: ряды 10—27.

Всего в самолете 5 туалетов. Два из них располагаются в хвосте, один у начала экономкласса напротив мест 11 D, E, F, и оставшиеся два находятся в голове самолета.

По левому борту Ил-62 располагаются две двери для входа и выхода пассажиров. Дверь спереди выполняет запасную функцию и, в основном, не эксплуатируется. Всего внутри имеется 4 аварийных выхода: по два на каждую сторону самолета. Для попадания в багажное отделения и отделение с оборудованием для кухни предусмотрено 4 люка. Между бизнес и экономклассом имеется кухня-буфет.


Расположение сидений в самолете

Ссылки

Il-62 Classic transport aircraft

Ил-62 – пассажирский самолет для авиалиний большой протяженности. Первый полет Ил-62 состоялся 3 января 1963 г. Летные испытания были завершены в середине 1967 г., и в сентябре начались регулярные перевозки. Вариант Ил-62М совершил первый полет в 1971 г. и поступил в эксплуатацию в январе 1974 г. Построено более 250 самолетов всех модификаций, включая около 75 на экспорт. Самолеты Ил-62М используются на наиболее протяженных маршрутах. В 1975 г. на нем был выполнен перелет из Москвы в Сиэтл через Северный полюс.

Для самолета Ил-62 была выбрана схема с низкорасположенным стреловидным крылом, Т-образным оперением и расположенными в хвостовой части фюзеляжа четырьмя ТРД. Впервые в СССР на двигателях было применено реверсивное устройство. Аэродинамическая компоновка стреловидного крыла с необычной ступенчатой формой передней кромки позволила получить высокие характеристики устойчивости во всём диапазоне углов атаки до закритических включительно.

Использование Ил-62 для пассажирских и грузовых перевозок

Передовая конструкция Ил-62 позволила ему массово выпускаться вплоть до конца 1990-х годов. Его облик был увековечен в виде памятника, который установлен в аэропорту Шереметьево. Судно упоминалось в песнях, использовалось для съемок видеоклипов и полнометражных фильмов. Долгое время на Ил-62 совершали рейсы высшие лица государства. Число проведенных в полете часов для этой модели быстро составило 2000-3000.

Работники авиации характеризовали самолет как надежный, удобный и простой в управлении лайнер. По итогам проделанной работы ведущие специалисты, участвовавшие в создании Ил-62, были удостоены Ленинской премии.

Пассажиры, которым доводилось совершать перелеты на борту этого судна, восторженно отзывались о комфорте нахождения в самолете. Производимые единицы техники использовались не только в пределах СССР и России, но и успешно продавались за рубежом.

В основном, экспорт предназначался для государств социалистического строя. Кроме того, для долгосрочного использования самолеты Ил-62 были приобретены авиакомпаниями Франции, Нидерландов и Японии.


Фото Ил-62

Достоинства и недостатки Ил-62

Главным достоинством Ил-62 является то, что данный самолёт стал первым реактивным межконтинентальным пассажирским лайнером, разработанным и серийно производившимся в СССР. При его проектировании был использован ряд конструкторских решений, которые были использованы при разработке других пассажирских самолётов. Двигатели Ил-62 могут работать на реверсной тяге, что позволило самолёту садиться на более коротких полосах. Также усиленная конструкция фюзеляжа лайнера значительно повлияла на его надёжность.

Основным недостатком Ил-62 является его весьма специфичная центровка, благодаря которой его центр тяжести находится позади основных стоек шасси. В этой связи взлёт, а также посадка самолёта требуют от пилотов специальной подготовки, а также физических данных, ведь система управления им не имеет бустеров.

Ещё одним важным недостатком Ил-62, вскрывшимся уже в 90-е годы, стала его невысокая эксплуатационная экономичность. Именно эта особенность самолёта, а также его моральное устаревание, и повлияла его постепенный вывод из эксплуатации в период с 1995 по 2009 год.

Тем не менее, для своего времени Ил-62 был весьма хорош и продержался в эксплуатации более сорока лет. Что касается его надёжности и безопасности, то из 289 самолётов было потеряно 23, при этом произошло 12 авиационных катастроф, в которых погибли люди. Таким образом, общий процент потерянных самолётов Ил-62 в происшествиях и катастрофах составляет около восьми процентов от общего их количества.

Ил-62 — пассажирский самолет, фото, двигатели, скорость, салон, первый полет, СССР, характеристики, аварии

Содержание

  • История разработки и создания Ил-62
  • Технические характеристики и особенности конструкции
  • Эксплуатация
  • Рекорды
  • Авиационные происшествия
  • Модификации модели
  • Прекращение выпуска Ил-62
  • Значение модели
  • Интересные факты

Ил-62 попал в ряд наилучших по конструкции гражданских авиалайнеров времен СССР. Модель выгодно отличалась от большинства предшественников и современников летными характеристиками и уровнем удобства для пассажиров, поэтому самолет и сегодня поднимается в воздух.

История разработки и создания Ил-62

Под конец 1950-х в СССР главным пассажирским авиалайнером был Ту-114. До поры он справлялся с нагрузками, с его помощью авиакомпании выдерживали необходимый темп перевозок на дальние расстояния. Но вскоре начали стремительно возрастать требования к вместимости салонов — теперь этого самолета стало не хватать. Оценив ситуацию, правительство решило, что настало время обзавестись новым авиалайнером для полетов на большие дистанции.

Первоначально собирались поручить разработку конструкторскому бюро Туполева, но из-за загруженности работой над иными проектами времени у инженеров не хватало. Тогда задачу передали организации Сергея Ильюшина.

Под руководством этого советского авиаконструктора впоследствии и разработали Ил-62, кстати, последний самолет Ильюшина. Еще в процессе работы над машиной Сергей Владимирович отправился по состоянию здоровья на пенсию, так что завершал проект и руководил испытательными полетами Генрих Новожилов.

Модель разрабатывали в ускоренном темпе, стараясь соблюсти правительственные задачи. Требовалось, чтобы внутрь помещалось 165 человек, а машина с двигателями НК-8 могла перевозить пассажиров на межконтинентальные дистанции. «Аэрофлот» называл конкретные беспосадочные маршруты, которые должны были стать доступными новому самолету, например, из Москвы через Хабаровск в Гавану.

С учетом этих и иных требований инженеры-конструкторы преследовали цель обеспечить на Ил-62 безопасные полеты при максимально доступном комфорте для пассажиров, вместе с тем следили за соблюдением экономической эффективности аппарата. В нем предусматривалась спецтехника, призванная обеспечивать безопасность при выходе из строя двигателей или при попадании самолета в зону турбулентности.

В 1962-м собрали тестовую машину для испытаний. Вместо запланированных двигателей НК-8 на лайнер поставили агрегаты АЛ-7. В начале следующего года состоялся первый полет самолета, завершившийся успешно. Вслед за этим построили еще несколько опытных образцов, на которые уже установили моторы НК-8. В течение следующих 4 лет шли испытания, пока в 1967 году не состоялся перелет с пассажирами — из Москвы в Алма-Ату.

Самолет Ил-62 / Фото: wikimedia.org

Технические характеристики и особенности конструкции

На этапе проектирования рассматривали десятки вариантов компоновки будущего летательного аппарата. В итоге сошлись на 4-моторном моноплане, при этом двигатели решили ставить не на плоскости, а на кормовые пилоны. Получился лайнер с выдающимися для своего времени техническими характеристиками.

Основные параметры

По размерам самолет вышел типичным для тех лет. Длина составляла 53,12 м, а высота — 12,35 м. Каждый из двигателей обладал тягой 10 500 кгс. Размах крыльев — 43,2 м при площади 279,55 м². Плоскости стреловидной формы получили 3-лонжеронное нижнее расположение. Их основные элементы оснастили защитой от обледенения.

Внутри крыльев разместили 7 топливных баков. Из них 3 емкости работали как дополнительные для перекачки горючего к силовой установке. Общий объем составил 100 тыс. л.

Шасси Ил-62 — это 3 опоры, одна размещается спереди, пара других под крыльями. Переднее шасси состоит из 2 колес, управляется пилотами и оборудовано тормозами. На каждой из задних опор установлено по 4 колеса с дисковыми тормозами и дополнительной аварийной тормозной системой.

Центровка у лайнера получилась нестандартной — центр тяжести оказался за стойками шасси. Из-за этого пилоты отмечали, что при взлете или посадке возникали дополнительные трудности с управлением и контролем машины.

Летные характеристики

Ил-62 способен разгоняться до 870 км/ч, но крейсерская скорость составляет 850 км/ч. С максимально допустимой весовой нагрузкой самолет может преодолевать до 7,5 тыс. м. Если нагрузка умеренная, дальность полета достигает 9,2 тыс. м. Потолок высоты не превышает 12 тыс. м.

Чтобы разогнаться и оторваться от земли, машине требуется полоса чуть меньше 3 тыс. м, а при посадке хватает пробега в 1 тыс. м. При нормальном взлетном весе в 161 т максимальная коммерческая нагрузка достигает 23 т.

Салон и кабина

В зависимости от модификации и компоновки вместимость салона Ил-62 меняется — внутри ставили от 168 до 195 кресел. Так или иначе, пассажиры отмечали комфортную систему кондиционирования, минимальный уровень шума, приятное давление воздуха.

Схематически салон лайнера делится на 3 класса, размещенные в разных частях машины:

  • 1-й класс — отсек, отличающийся повышенной степенью комфорта, кресла стоят в 3 ряда по 4 места;
  • бизнес-класс — среднее отделение, где предусмотрено 3 ряда сидений по 6 штук в каждом;
  • эконом-класс — конечная зона из 17 рядов кресел по 6 мест в каждом.

Помимо этого, в самолете оборудовали гардеробное помещение, кухню, 5 санузлов и 2 служебных отделения.

Кабина рассчитана на 5 членов экипажа — 2 сиденья для пилотов и 3 для радиста, штурмана и бортинженера. Разработчики выбрали стандартную компоновку этого пространства, но позаботились об остеклении. Фонарь сконструирован так, чтобы обзор получился хорошим — это заметно на фото ниже.

Уникальность модели

Ил-62 обладал рядом достоинств, коими не способны похвастаться иные летательные аппараты той поры. Еще до момента запуска в эксплуатацию отмечали класс самолета. Это первый в СССР реактивный лайнер межконтинентального типа.

Другая особенность — двигатели с возможностью работы в реверсном режиме. За счет этой функции машина умела садиться на укороченные полосы.

Наконец, авиалайнер быстро доказал свой высокий уровень надежности — ни один советский или иностранный аппарат конкурировать по этому параметру не мог.

Носовая часть и кабина Ил-62 / Фото: hobby-luftfahrt.de

Эксплуатация

Во время первых же рейсов стало понятно, что самолет управляется хорошо, при этом остается неприхотливым и надежным. Вероятно, как раз на фоне таких выводов конструкторы сразу занялись разработкой новых модификаций. Ил-62 в различных версиях оставался в эксплуатации до конца 1990-х.

Помимо использования в СССР, машину продавали за границу. Лайнером обзаводились такие страны, как Куба, Польша, Германия и пр. За рубеж отправился 51 аппарат.

Среди прочего лайнер использовали первые лица государства. Специально для этой цели разработали Ил-62М «Салон». На борту № 1 летали руководители СССР, пользуясь особым интерьером: внутри модели размещался зал для совещаний, комнаты отдыха, иные помещения. Все это дополняло передовое оборудование. После распада Советского Союза самолетом еще до 1996 года пользовалось российское правительство.

Рекорды

На самолетах Ил-62 установили десятки рекордов по дальности полета и скорости. Например, в 1975 году на модификации Ил-62М летчики преодолели расстояние от Москвы до Сиэтла, причем летели через Северный полюс — так доказали надежность и безопасность модели.

Однажды на советском лайнере совершили удивительное приземление немцы. Пилоты посадили аппарат на грунтовый, покрытый травой, аэродром. При этом траектория получилась весьма крутой, к тому же требовалось филигранно провести машину, чтобы не задеть колесами деревья. Любопытно, что это было запланированное событие, а не аварийная посадка. Мероприятие организовали в качестве поклона самолету, который после этого перестали использовать. После трюка машину собирались поставить в качестве памятника на том месте, где погиб пионер авиации из Германии Отто Лилиенталь.

Зафиксирована череда достижений мирового уровня, которые совершили на Ил-62 женские экипажи, в их числе ряд рекордов по скорости на замкнутой траектории, а также по дальности полета.

Читайте такжеМиГ-29 — легенда четвертого поколения: факты о знаменитом истребителе

Авиационные происшествия

Самолет конструкторского бюро Ильюшина справедливо считают лицом «Аэрофлота». Но и с ним случались авиакатастрофы.

В 1972 году самолет, принадлежавший авиакомпании из ГДР, разбился сразу после взлета. На первых минутах командир судна выявил неисправность в руле высоты и решил вернуться в аэропорт Берлина. Но в задней части фюзеляжа начался пожар, что привело к отрыву хвоста. Случилась авария, в которой погибло 148 пассажиров и 8 членов экипажа.

В том же году случилась авария в Шереметьево. Ил-62, летевший в Москву из Ленинграда, не мог приземлиться из-за ненастной погоды. При третьем заходе машина зацепила маяк аэропорта. В результате авиационного происшествия погибли 164 пассажира и весь экипаж.

В 1980 году произошла катастрофа в Варшаве, когда разбился лайнер польской авиакомпании, летевший из США. При посадке у машины заклинило шасси, поэтому пилоты решили уйти на вираж и попробовать сесть еще раз. Но после того, как включили полную тягу, один двигатель разрушился, что повлекло повреждение еще двух. Наконец, вышли из строя рули высоты и поворота. Аппарат рухнул, не дотянув 500 м до взлетно-посадочной полосы. Среди погибших 77 пассажиров числится певица из Польши Анна Янтар, а также сборная США по боксу.

1982 год вошел в историю аварий с Ил-62 событием у поселка Менделеево — катастрофа под Москвой случилась через 2,5 минуты после отрыва от земли. Падение унесло жизни 10 членов экипажа и 80 пассажиров.

Еще одна авария того же года произошла в Люксембурге. Лайнер столкнулся с постройкой аэропорта. Предположительно, причиной стали отказавшие реверсные системы в двигателе. Из 77 находившихся на борту погибло 14 человек.

Летом 1990 года случилась авария в Якутске. На этот раз обошлось без гибели. Из-за ошибки в действиях пилотов у Ил-62М сломались все 3 стойки шасси, а фюзеляж разломился в нескольких местах. 6 человек получили ранения.

Ил-62 в воздухе / Фото: wikimedia.org

Модификации модели

Не считая базовой модели, все машины до 12-й по счету строили с расчетом на 186 пассажиров. На них стояли двигатели НК-8-2. Дальше стали выпускать аппараты с улучшенными агрегатами НК-8-4.

В 1970-м появилась улучшенная версия — Ил-62М. После испытаний судно эксплуатировалось с 1973 года, превратившись в популярнейший самолет на маршрутах увеличенной протяженности. Главное отличие модели от базовой разработки заключалось в оснащении новыми моторами Д-30КУ. С их помощью удалось улучшить технические характеристики машины без вмешательства в конструкцию фюзеляжа и плоскостей. Лайнер летал быстрее, при этом возросла дальность, сократился разбег.

На базе пассажирских самолетов выпускали грузовые модификации. Сначала появился Ил-62Гр, затем создали Ил-62МГр с повышенной нагрузкой.

Часть разработок остались на бумаге. К примеру, предлагали Ил-62М-250 с расширенной пассажировместимостью, но проект закрыли, так и не запустив в серию. Та же участь постигла разработку Ил-62М-200.

Прекращение выпуска Ил-62

Вместе с десятками достоинств за Ил-62 замечали и серьезный недостаток — неудовлетворительную эксплуатационную экономичность. Для обслуживания машины требовались высокие денежные затраты. В итоге авиаперевозчики стали постепенно отказываться от применения модели в пользу более дешевых.

Под конец 1990-х аппарат уже морально устарел, его практически везде убрали из эксплуатации. Последние коммерческие рейсы в России Ил-62 совершил в 2009 году. Впрочем, в некоммерческих целях лайнер используют и сегодня — преимущественно речь идет о тех или иных государственных ведомствах. Причем такая картина наблюдается и за пределами РФ: в КНДР, странах Африки и пр.

Когда выпуск самолета прекратили, он еще некоторое время летал на средние дистанции и до сих пор не полностью исчез из авиапарков, только специализация сузилась. На смену детищу бюро Ильюшина пришли новые, более совершенные, воздушные суда.

Значение модели

Ил-62 стал в ряд наиболее удачных и грамотно сконструированных гражданских летательных аппаратов в СССР. У инженеров вышла благородная на вид машина, но главное — мощная, надежная и долговечная. Для страны самолет десятилетиями оставался флагманом «Аэрофлота».

С 2012 года в Шереметьево красуется памятник самолету, который установили на месте прежнего Ил-18. Модель выпустили в 1981 году, после снятия с регулярных рейсов она применялась для тренировочных вылетов, а теперь встала на вечный прикол.

Авиалайнер мелькал в ряде советских кинокартин. Например, ее видно в комедии «Джентльмены удачи». А еще на этом самолете в финальной сцене улетают главные герои фильма «Невероятные приключения итальянцев в России».

Лайнер Ил-62 / Фото: wikimedia.org

Интересные факты

Ил-62 стал первым реактивным пассажирским лайнером в стране. До него в качестве таких машин использовали перестроенные бомбардировщики Ту-104. А для дальних перелетов эксплуатировали турбовинтовой Ту-114.

В числе первых людей, вступивших на борт самолета, был Никита Хрущев. Ему захотелось лично ознакомиться с новшеством, выставленным на аэродроме в 1962 году. Считается, что генсек любил летать, во всяком случае, пользовался авиаперевозками регулярно, чем отличался от предшественника, предпочитавшего поезда.

Читайте такжеВАЗ-2101 в фактах: история легендарной советской «копейки»

До 1990-х Ил-62 оставался единственной крылатой машиной, которую «Аэрофлот» отправлял на дальнемагистральные рейсы. Только с его помощью удавалось сохранять сообщение между континентами.

Ил-62 — это выдающийся проект советских инженеров-конструкторов, который с первых же дней испытаний продемонстрировал отменные технические характеристики. Всего построили 250 машин, большинство из которых — модификация Ил-62М. Свыше 30 лет аппарат бесперебойно перевозил пассажиров, что говорит о его надежности и успешности лучше любых слов.

Подержанный Cadillac Series 62 1955 года выпуска на продажу (с фото)

  • Поиск Используется
  • Поиск Новый
  • На машине
  • По типу кузова
  • По цене

Все моделиВсе модели

Почтовый индекс

Найдите рядом со мной Cadillac Series 62 1955 года выпуска

Сначала лучшие предложения

Кадиллак серии 62 1956 года выпуска

16 995 долларов США

Год:
1956
Марка:
Кадиллак
Модель:
Серия 62
Внешний цвет:
Красный
Пробег:
82 526
Общий рейтинг безопасности NHTSA:
Без рейтинга
Инвентарный номер:
XTI-1615
ВИН:
00000005662043402

Кадиллак серии 62 1955 года выпуска

$98999

Год:
1955
Марка:
Кадиллак
Модель:
Серия 62
Внешний цвет:
Красный
Цвет салона:
Красный/Белый
Трансмиссия:
Автоматический
Пробег:
996
Общий рейтинг безопасности NHTSA:
Без рейтинга
Инвентарный номер:
СК-22113277
ВИН:
556299017

Кадиллак серии 62 1956 года выпуска

89 995 долларов США

Год:
1956
Марка:
Кадиллак
Модель:
Серия 62
Внешний цвет:
Черный
Цвет салона:
Красный
Трансмиссия:
Автоматический
Пробег:
60 272
Общий рейтинг безопасности NHTSA:
Без рейтинга
Инвентарный номер:
2CM087P
ВИН:
5662076877

1955 Кадиллак серии 62

59 900 долларов США

Год:
1955
Марка:
Кадиллак
Модель:
Серия 62
Внешний цвет:
НЕИЗВЕСТНО
Трансмиссия:
Автоматический
Пробег:
49 989
Общий рейтинг безопасности NHTSA:
Без рейтинга
Инвентарный номер:
2184
ВИН:
556282606

летная палуба Ил-62, Фотография, картинки и изображения с низким бюджетом.

Рис. ESY-030293401

Купите это изображение по цене от

10 €

Всего за 0,27 € при максимальном разрешении с easySUBSCRIPTION

См. наши планы подписки

Лицензия без лицензионных отчислений

Выберите разрешение, которое лучше всего подходит0017

С 1 МБ А8
726 х 482 пикселей 25,6 х 17 см
72 €10,00
М 6 МБ А6 1777 х 1180 пикселей 15 х 10 см 300 €20,00

Эти цены действительны для покупок в Интернете

Купить сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения: ESY-030293401 Фотограф: Коллекция: Фотопоиск ЛБРФ Пользовательская лицензия: Низкий бюджет без лицензионных отчислений Наличие высокого разрешения: до М 6 МБ А6 (1777 х 1180 пикселей — 15 х 10 см — 300 точек на дюйм)

Специальная коллекция: Маленький бюджет

Доступно для всех разрешенных видов использования в соответствии с нашими Условиями лицензирования бесплатного визуального контента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта