Аэропорт в Иркутске. История | ИРКИПЕДИЯ
Конец 20-х годов прошлого века. Иркутские летчики уже летают до Москвы (это почтовый рейс) и в Монголию. Но их главное направление — Север: Витим, Бодайбо, Якутск, Алдан. Почему туда — понятно: государству необходимы золото и пушнина. В обмен на них капиталисты охотно присылают нам станки, оборудование, материалы. Одна беда: каждый рейс на Север — огромный риск. Снабженные поплавками, самолеты вынуждены подниматься с Ангары и лететь вдоль Лены — нет по пути аэродромов, даже пригодных площадок нет. Единственная сухопутная аэростанция под Иркутском — в Боково — на зиму закрывается, самолеты и бензин вывозят, охрану снимают. Но правительство требует немедленно начать разведку новых авиалиний.
Зачем Иркутску аэродром?
Понятно, что и поплавки, и лыжи не решали стратегической задачи. И в Иркутске уже назрела насущная необходимость аэропорта — круглогодичного функционирования, с настоящей взлетно-посадочной полосой, с ангарами для самолетов, с мастерскими, складом ГСМ и всеми необходимыми службами, а главное — с пассажирским аэровокзалом.
И вот в марте 1929 года прораб Ленский набрал первых 20 человек, которые и понятия не имели о будущем объекте с непривычным названием «аэродром». Под него отведена земля на Архиерейской горе — в районе Красных казарм.
Начали строить. В архиве сохранились «амбарные книги» — приказы по стройконторе. Эта своеобразная летопись дает представление о масштабах работы: сколько грабарей (так называли копателей с лопатами) и телег с возчиками и лошадьми ежедневно нужно на котловане. Люди недоедают, мерзнут в бараках, бегут со стройки, а по деревням рыщут вербовщики живой силы.
Декабрьский съезд ударников выдвигает лозунг «Пятилетку — в четыре года!». При этом И.В.Сталин говорит: «Задержать темпы — это значит отстать. А отсталых бьют. Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут!»
В эти годы по Сибири и Алтаю полыхают крестьянские восстания, которые жестоко подавляются регулярными войсками. Голод захлестывает Украину, Кубань и Поволжье. С сельских улиц исчезают собаки, не летают птицы. Люди едят древесную кору, кожаные ремни, обувь. Официально зафиксировано более 2000 случаев людоедства. В 1932—1933 годах от голода умерло около 7 миллионов человек…
История в приказах
Из приказа по конторе от 7 марта:
«Лошадь конного обоза под кличкой Пост, бирка ь 59, имеющая, по заключению ветврача, перелом ноги, исключается из конского обоза с 2 марта как убитая на мясо. Основание — акт ветврача Кузнецова».
Жаль лошадь Пост. Сколько она вывезла на себе грунта, можно только догадываться. И съели ее не от хорошей жизни.
Из приказа по конторе от 29 мая:
«Уборщице т. Диденовой для поездки за обедами был дан плащ, каковой должен был храниться в кухне или конторе. А т. Диденова указанный плащ оставила в столовой аэрофлота, откуда он в период с 23 по 25 мая был кем-то похищен, а поэтому за утерю плаща бухгалтерии удержать с т. Диденовой стоимость такового в тройном размере».
И через день:
«Уборщица т. Диденова увольняется с работы с 2 июня сего года с передачей дела товарищескому суду — за хищение ею обедов, возимых для работников конторы. Основание — протокол митинга рабочих и служащих конторы от 29 мая».
Можно представить себе митинг, на котором рабочие и служащие конторы гневно осудили поведение уборщицы Диденовой. Но никто не знает, какова была семья этой несчастной женщины. Может быть, она из последних сил хотела накормить своих детей. Напомню: в то время неплохо жили те работники (в том числе и стройконторы), чей труд приравнивался к военнослужащим. У них паек был богаче.
18 августа 1933 года в стране впервые празднуется День Воздушного Флота СССР. Из приказа по конторе:
«Личному составу «Граждавиастроя» и иркутской стройки для участия в параде явиться в 8 часов утра к зданию ВСУ ВЛ — угол 2-й Красноармейской и Коммунаров. Все имеющие суконное форменное обмундирование должны явиться одетыми по форме: китель, брюки, фуражка.
Не имеющие форменного обмундирования от явки на парад не освобождаются.
В ознаменование всесоюзного праздника «День авиации» за подлинно большевистскую ударную работу на производстве, за достижение лучших количественных и качественных показателей, за образцовую дисциплинированность и преданность делу премирую:
каменщика т. Штырева — кожаными сапогами,
счетовода т. Харташкина — форменным костюмом,
землекопа т. Андронова — парой белья и отрезом сукна на костюм,
конюха т. Отмахова — парой катанок и суконными брюками,
шофера т. Кондратьева — хромовыми ботинками,
бухгалтера т. Шерстова — полумесячным окладом содержания».
На секретной трассе
В 1934 году заработала грунтовая взлетно-посадочная полоса направлением север — юг (приблизительно от Красных казарм в сторону нынешней стоянки ледокола «Ангара»). А в 36-м ввели в строй 3-этажное здание аэровокзала с типовой диспетчерской вышкой (с некоторыми переделками здание функционирует и поныне).
Едва выпрямились и зажили сытно — грянула война.
Сталин с Рузвельтом договорились: Америка поставляет нам самолеты, но гнать их с Аляски должны советские летчики. Однако для этого нужно быстро-быстро построить цепочку аэродромов: от Красноярска — Киренск, Сеймчан, Уэлькаль, и запасные — Канск, Нижнеилимск, Олекминск, Хандыга, Оймякон, Берелех, Омолон, Марково, Анадырь. Строительный опыт таких объектов есть только у иркутян — они и разъехались по точкам.
Зимой 1943 года в Нижнеилимск приехали военные и объявили: к лету надо построить аэродром. Место приглядели быстро — просторная луговина, земля колхозов «Советы» и «Красный Октябрь». Оперативный штаб возглавил секретарь райкома партии Янович. За мобилизацию рабочей силы отвечала председатель райисполкома Романова, а за организацию соцсоревнования — редактор газеты «Илимский партизан» Норкин.
Снабжение горючим (а его для дозаправки самолетов требовалось много) возложили на начальника участка Якуттранса Юмашева. Из иркутской стройконторы прибыл инженер Подашев — он стал руководить строительством и позже был назначен начальником аэропорта.
Железногорцу Илье Григорьевичу Ступину тогда было 14. Говорит, что в его жизни не было ничего важнее того аэродрома. Мальчишки тогда подсчитали: от деревни до кромки аэродрома 780 шагов. У въезда на стройку стоял большой щит. Нарисованы: черепаха, пешеход, лошадь, мотоцикл, машина, поезд и самолет. Утром на щите отмечали, какой колхоз на чем едет. Председатель чешет затылок:
— Ребятки, вы чего на «лошадку»-то пересели? Что, на «самолет» не хотите? Давайте-ка нажмем, чтобы к вечеру картина поменялась.
Они нажимали, «меняли картину». Ближе к полуночи возвращались в село, в дом, где их определили на постой. Что люди, если даже лошади уставали так, что тащились еле-еле, а корм жевали будто через силу. В шесть утра подъем — и к 8 часам снова на стройку.
— Почему-то хорошо помнится, что всегда хотелось есть, — подхватывает Владимир Борисович Лыков. — На работу выезжали к семи утра, из дома с собой и брать-то нечего. Ну, кто хлеба ломоть, кто пару огурцов. На всю бригаду колхоз давал ведро муки.
Эти пацаны построили аэродром досрочно — на 40 дней.
Стратегический объект
Многослойный бутерброд — так называют современную взлетно-посадочную полосу. В Иркутске после грунтовки она была кирпичной, а с 1952 года начали проектировать совершенно новую. С вводом этого уникального армобетонного объекта (длина 2500 метров, ширина 80 метров, плюс рулежные дорожки и места самолетных стоянок) началась новая эпоха — и для Иркутска, и для государства в целом: пассажиры пересели на реактивные самолеты Ту-104.
После полоса не раз реконструировалась. Все эти работы выполняло одно предприятие. Сначала это была просто строительная контора, с приказами которой читатель уже имел возможность ознакомиться выше. А потом она стала называться СМУ-11. Лет 20 назад это было мощнейшее строительно-монтажное управления в структуре Министерства гражданской авиации СССР. Сейчас это предприятие называется «Сибавиастрой». Оно знакомо большинству иркутян уже по жилищному строительству, и немногие помнят, что его история начиналась в далеких 20-х годах, с возведением первого в Иркутске аэропорта.
Авиация в Иркутской области. Читайте в Иркипедии:
- Авиационный транспорт в Сибири
- Зарождение гражданской авиации в Иркутской области
- Гражданская авиация в Иркутской области: история
- Иркутское отделение всероссийского аэроклуба
- Первый иркутский аэродром
- Иркутский гидропорт
- Первый полет над Усть-Ордой
- Кальвиц, Отто Артурович — пионер авиации Приангарья
- С камерой в историю. Аэродром // Берестенёв Р.
Г. Фотообразы времени
- Баранов, Юрий Иванович — автор гимна дальней авиации
- Иркутский военный авиационный инженерный институт
- Авиаремонтный завод 403 гражданской авиации
- Аэропорт Иркутск: главные сведения
- Иркутск-Восточный (аэродром)
- Иркутск-Новый (аэропорт)
РИА Новости — события в Москве, России и мире сегодня: темы дня, фото, видео, инфографика, радио
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Политика
В мире
Экономика
Общество
Происшествия
Армия
Наука
Спорт
Культура
Религия
Туризм
Парламент Грузии проголосовал против законопроекта об иноагентах, вызвавшего протесты
Популярное
Год «адских санкций»: Россия стала жить лучше, чем Британия
Виктория Никифорова
Россия нашла новое мощное оружие в земле
Кирилл Стрельников
Китай начинает издеваться над Америкой
Дмитрий Косырев
Специальный репортаж
Аналитика
Фото
Видео
Инфографика
Тесты
Опросы
Подкасты
Специальная военная операция на Украине
«Все, кто рядом, — двухсотые». Что происходит под Марьинкой
Хорошие новости
Больше не марионетка. Чем Зеленский напугал Запад
Рекомендуемое
Туризм
Тайное убежище Паустовского. Курорт для «своих» в Рязанской области
Культура
Тайные посылы и наркотики: к каким купюрам нужно присмотреться
Идут на обострение. США и Япония создали новую угрозу Китаю
«Не могли поймать 40 лет». Что успел совершить «якутский Чикатило»
Наука
Следы ведут в Россию: кто придумал технологию, которая изменила мир
Культура
Убежали и растворились: как живут российские актеры за границей
Туризм
Секретный район Дагестана: где найти красивые места без толп туристов
Грузия решила взять под контроль иноагентов и оказалась на грани катастрофы
Давид Нармания
Украинцы выкопали Черное море и взорвали газопровод в Балтийском
Владимир Корнилов
Китай убедился в неизбежности конфликта с США
Петр Акопов
Хоккей
Малкин установил необычный рекорд в истории «Питтсбурга»
Баскетбол
«Голден Стэйт» потерпел разгромное поражение в НБА
Хоккей
«Лос-Анджелес» победил «Колорадо» в матче НХЛ, Гавриков отметился передачей
Хоккей
Три очка Кучерова не спасли «Тампу» от поражения в матче против «Вегаса»
Футбол
Турецкий «Бурсаспор» наказали после беспорядков
Вход на сайт
Почта
Пароль
Восстановить пароль
Зарегистрироваться
Срок действия ссылки истек
Назад
Регистрация на сайте
Почта
Пароль
Я принимаю условия соглашенияВойти с логином и паролем
Ваши данные
Восстановление пароля
Почта
Назад
Восстановление пароля
Ссылка для восстановления пароля отправлена на адрес
Восстановление пароля
Новый пароль
Подтвердите пароль
Написать автору
Тема
Сообщение
Почта
ФИО
Нажимая на кнопку «Отправить», Вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности
Задать вопрос
Ваше имя
Ваш город
Ваш E-mail
Ваше сообщение
Сообщение отправлено!
Спасибо!
Произошла ошибка!
Попробуйте еще раз!
Обратная связь
Чем помочь?
Если ни один из вариантов не подходит,
нажмите здесь для связи с нами
Обратная связь
Чтобы воспользоваться формой обратной связи,
Вы должны войти на сайт.
Разблокировать аккаунт
Вы были заблокированы за нарушение
правил комментирования материалов
Срок блокировки — от 12 до 48 часов, либо навсегда.
Если Вы не согласны c блокировкой, заполните форму.
Назад
Разблокировать аккаунт
Имя в чате
Дата сообщения
Время отправки сообщения
Блокировался ваш аккаунт ранее?
ДаНет
Сколько раз?
Удалили мое сообщение
Ваше сообщение было удалено за нарушение
правил комментирования материалов
Если Вы не согласны c блокировкой, заполните форму.
Назад
Удалили мое сообщение
Чтобы связаться с нами, заполните форму ниже:
Ваше сообщение
Перетащите, или выберите скриншот
Связаться с нами
Если вы хотите пожаловаться на ошибку в материале, заполните форму ниже:
Ссылка на материал
Опишите проблему
Перетащите,
или выберите скриншот
Связаться с нами
Чтобы связаться с нами, заполните форму ниже:
Ваше сообщение
Перетащите,
или выберите скриншот
Показать
Ошибка 404
Наш веб-сайт использует несколько типов файлов cookie. Некоторые из них строго необходимы для работы нашего сайта. Другие могут быть установлены в соответствии с вашими предпочтениями.
Вы можете изменить свой выбор и отозвать свое согласие на этой странице в любое время.
Дополнительную информацию см. в нашей политике использования файлов cookie.
- Разрешенные типы файлов cookie
- Отменить выбор необязательных файлов cookie
Основной
Функциональный
аналитический
Реклама
Что будет сохранено:
- Основные файлы cookie (требуются всегда)
Эти файлы cookie необходимы для работы многих наших сервисов.
Некоторые из этих файлов cookie также необходимы для обеспечения безопасности нашего веб-сайта, например, для борьбы с мошенничеством.
Эти необходимые файлы cookie размещаются, как только вы заходите на сайт, поскольку они необходимы для навигации.
- Функциональные файлы cookie
Эти файлы cookie собирают информацию о ваших предпочтениях и предпочтениях при просмотре и поиске, чтобы сделать ваш просмотр более приятным и персонализированным.
Вы можете отказаться от использования этих файлов cookie. - Аналитические файлы cookie
Эти файлы cookie используются для сбора информации об использовании вами сайта, чтобы улучшить его содержание, сделать его более соответствующим вашим потребностям и повысить удобство использования.
Они также позволяют нам оценивать эффективность наших маркетинговых кампаний.
Вы можете отказаться от файлов cookie, если хотите просматривать наш веб-сайт. - Рекламные файлы cookie
Эти файлы cookie используются в маркетинговых целях для отображения целевой рекламы на страницах нашего веб-сайта и на веб-сайтах, которые вы посещаете в следующий раз.
Отказ от этих файлов cookie не повлияет на использование вами нашего веб-сайта, но не остановит рекламу на наших страницах. Это приведет только к показу рекламы, которая не отражает ваши предпочтения и интересы.
Что не будет сохранено:
Аэропорт Иркутск Зима Картинка и HD Фото
Применимые группы | Для личного пользования | Группа запуска | Микропредприятие | Среднее предприятие |
Срок авторизации | Постоянный | Постоянный | Постоянный | Постоянный |
Портрет Авторизация | Постоянный | Постоянный | Постоянный | |
Авторизованное соглашение | Персональная авторизация | Авторизация предприятия | Авторизация предприятия | Авторизация предприятия |
Онлайн-счет | ||||
Маркетинг в социальных сетях (Facebook, Twitter, Instagram и т. | Личное Коммерческое использование (Ограничение 20 000 показов) | |||
Маркетинг цифровых медиа (SMS, электронная почта, интернет-реклама, электронные книги и т. д.) | Личное Коммерческое использование (Ограничение 20 000 показов) | |||
Интернет, мобильные устройства, дизайн страницы программного обеспечения Веб-дизайн и дизайн приложений, программное обеспечение и игровая оболочка, H5, электронная коммерция и продукты и т. д. | Личное Коммерческое использование (Ограничение 20 000 показов) | |||
Физические печатные изделия Упаковка продукции, книги и журналы, газеты, открытки, плакаты, брошюры, купоны и т. | Личное Коммерческое использование (лимит печати 200 копий) | Ограничение 5000 Количество копий Печать | Ограничение 20000 Количество копий Печать | Не ограничено Копий Печать |
Отчет о маркетинге продукции и бизнес-плане Предложение по сетевому дизайну, дизайну VI, маркетинговому планированию, PPT (без перепродажи) и т. д. | Личное Коммерческое использование | |||
Маркетинг и показ наружной рекламы Наружные рекламные щиты, реклама в автобусах, витрины, офисные здания, гостиницы, магазины, другие общественные места и т. д. | Личное Коммерческое использование (лимит печати 200 копий) | |||
Массовые цифровые СМИ (CD, DVD, фильм, ТВ, видео и т. 2019 © Все права защищены. Карта сайта |