Су-24М Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок / Военные самолеты / Авиация / Вооружение / Арсенал-Инфо.рф
Су-24 советский и российский тактический фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.
Су-24М в Сирии — видео
Первоначально после принятия на вооружение истребителя Су-7Б предполагалось создание модификации всепогодного самолёта для уничтожения малоразмерных целей, но разработка на базе Су-7 с выполнением требований ТТТ была невозможна, поэтому ОКБ Сухого начало разработку самолёта под шифром С-6 — с треугольным крылом, двигателями Р21Ф-300 и тандемным расположением экипажа. В 1963 году был построен натурный образец, через год проект был изменён на шифр Т-58М — модификацию Су-15, изменилась концепция самолёта, теперь по требованию ТТТ предполагалось создание маловысотного бомбардировщика с укороченным взлётом/посадкой (требовался сверхзвуковой маловысотный полёт с преодолением ПВО). С 1965 года расположение экипажа изменилось, вместо тандема лётчики располагались рядом из-за больших объёмов РЛС «Орион», двигатели — Р-27Ф-300, для обеспечения короткого взлёта/посадки установлены дополнительные четыре РД36-35. 24 августа 1965 года самолёт получил шифр Т-6. 2 июля 1967 года лётчик-испытатель В. С. Ильюшин совершил первый полёт штурмовика. В октябре 1967 года были установлены более мощные АЛ-21Ф, это позволило избавиться от четырёх РД36-35.
Проработки варианта Т-6 с крылом изменяемой стреловидности начались в 1967 году под руководством О. С. Самойловича. На всех стадиях работы непосредственное участие в проектировании принимал П. О. Сухой. Впервые в СССР предусмотрели установку пилонов для подвески внешней нагрузки на подвижных частях крыла. Первый опытный Т-6-2И с новым крылом 17 января 1970 года поднял в воздух лётчик-испытатель B. C. Ильюшин. Т-6 получил официальное обозначение Су-24.
Принято считать, что советский Су-24 проектировался в конце 1960-х — начале 1970-х годов с большой оглядкой на американский F-111, хотя говорить о полном копировании нельзя. По свидетельству О. С. Самойловича, приведённому в его мемуарах «Рядом с Сухим», при создании Су-24 очень помогли многочисленные подетальные фотографии F-111, сделанные им лично на авиасалоне в Ле-Бурже в 1967 году.
17 января 1970 года Су-24 совершил первый полёт. Государственные испытания были проведены с января 1970 по июль 1974 года. Су-24 принят на вооружение 4 февраля 1975 года. В ходе тестовых полётов возникали «титановые» пожары самолёта, так как двигатель был сделан из сплавов титана и при возгорании лопаток в компрессоре возникало быстрое разрушение самолёта в воздухе. Когда была установлена причина титановых пожаров, КБ «Сатурн» перепроектировало компрессор. Масса и размеры двигателя несколько возросли, но его надёжность и тяга также значительно увеличились.
На базе самолёта были созданы модификации разведчика и постановщика помех. Су-24М/МР/МП/М2 оборудованы системой дозаправки в воздухе.
Испытания Су-24 проведены в более чем 2000 полётов. ГСИ Су-24М проведены с декабря 1976 по май 1981 года. Постановлением правительства от 22 июня 1983 года самолёт Су-24М был принят на вооружение. Выпускался на НАПО и КнААПО. Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 этих машин. Модернизированный Су-24М2 совершил первый полёт в 2001 году. Предварительный этап испытаний начат в 2004 году. В 2006 году модернизированный самолёт находился на завершающей стадии испытаний. В 2007 году первые два Су-24М2 были переданы в Липецкий центр боевого применения. Поставка всех заказанных Су-24М2 первой партии для ВВС России была завершена в декабре 2009 года.
Конструкция
Самолёт представляет собой двухдвигательный высокоплан с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полёта передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырёх положений: 16° — на взлёте и при посадке, 35° — в крейсерском дозвуковом полёте, 45° — при боевом маневрировании и 69° — при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. На самолёте трёхстоечное убираемое шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции, кабина двухместная. Лётчик и штурман располагаются рядом, «плечом к плечу», управление двойное. Катапультные кресла типа К-36ДМ.
Фюзеляж
Фюзеляж типа полумонокок. Силовой набор состоит из шпангоутов, лонжеронов и стрингеров. Состоит из передней части до 16 шпангоута: из радиопрозрачного обтекателя антенн прицельно-навигационной системы и отсеков оборудования, кабины экипажа, подкабинного отсека с нишей передней стойки шасси, закабинного отсека с колесной нишей, створок ниши передней опоры шасси, фонаря кабины, включающего неподвижную переднюю часть и две откидывающиеся вверх-назад створки. Под носовым радиопрозрачным обтекателем размещены антенны радиолокационной станции переднего обзора «Орион» и радиолокатора предупреждения о столкновении с естественными наземными препятствиями (РПС) «Рельеф». В носовой части обтекателя установлены антенна передней полусферы антенно-фидерной системы «Пион» из комплекта радиотехнической системы ближней навигации (РСБН), приёмник воздушного давления ПВД-18 и антенная система пассивной радиолокационной станции (ПРС) «Филин». Для доступа к антеннам обтекатель откидывается на петлях в левую сторону. Антенны установлены на поворотной раме, которая откидывается на петлях вправо, обеспечивая доступ к радиоблокам и радиоэлектронному оборудованию, установленному в глубине переднего отсека.
За носовым отсеком оборудования, ограниченным 4-м шпангоутом, размещена двухместная герметичная кабина экипажа с посадкой лётчика и штурмана рядом. Под ней расположены три подкабинных отсека: два боковых, в которых установлены блоки радиоэлектронного и самолётного оборудования, и средний отсек ниши передней стойки шасси. Замыкает головную часть фюзеляжа закабинный отсек, где размещен основной объем специального оборудования и часть агрегатов самолётных систем. Для доступа к ним справа и слева имеются легкосъемные люки, а по оси самолёта выполнен эксплуатационный колодец с люком на нижней поверхности фюзеляжа. В гаргроте на верхней поверхности фюзеляжа проложена жесткая проводка системы управления самолётом, топливные трубопроводы и коммуникации других самолётных систем. На нем установлен форкиль с воздухозаборником охлаждения генераторов (с самолёта № 15-28). На нижней поверхности средней части фюзеляжа расположены четыре точки подвески вооружения: № 3, № 4, № 7 и № 8, две последние — тандемом по оси симметрии самолёта (7-я и 8-я точки подвески устанавливались на самолёты с №№ 8-11).
Средняя часть фюзеляжа, шпангоуты с 16 по 35, состоит из трёх топливных баков-отсеков, отсеков радиоэлектронного оборудования и агрегатов самолётных систем, воздушных каналов двигателей, гаргрота, передней части двигательных отсеков, ниш основных опор шасси со створками и ниш уборки корневых частей поворотных консолей крыла с уплотнительными створками. Силовой каркас отсека состоит из 19 шпангоутов и 6 лонжеронов. Передний топливный бак-отсек (бак № 1) расположен по оси симметрии самолёта и имеет в задней части сквозной прямоугольный вырез для размещения патронного ящика встроенной пушечной установки. Топливный бак-отсек № 2 -расходный, в передней части состоит из центральной и двух боковых частей, соединяющихся в одно целое за силовым шпангоутом, к которому крепятся основные опоры шасси. Над этими баками размещены отсеки оборудования, в частности системы кондиционирования, заборник воздухо-воздушного радиатора которой вынесен на верхнюю панель гаргрота. Топливный бак-отсек № 3 состоит из двух частей: передней, ограниченной сверху цилиндрическим наклонным плато, а снизу и с боков — фрезерованными панелями, и задней, расположенной между двигателями и образованной фрезерованными панелями.
Над наклонным цилиндрическим плато бака № 3 расположены два отсека самолётного оборудования: в одном размещены гидромоторы привода поворотных консолей и системы управления механизацией крыла, во втором на съемных панелях установлены агрегаты гидросистемы. Между баками № 2 и № 3 расположена силовая балка центроплана. Ниши основных опор шасси разделены между собой в плоскости симметрии фюзеляжа вертикальной стенкой и центральной частью топливного бака № 2. Обе ниши закрываются в полёте тремя створками (боковой, центральной и задней), а также тормозным щитком. Ниши поворотных консолей крыла предназначены для уборки их корневых частей при увеличении угла стреловидности свыше 16° и размещены с обеих сторон в верхней части фюзеляжа. При стреловидности крыла 16° ниши закрыты подпружиненными изнутри створками, при увеличении стреловидности корневые части консолей, отжимая створки, заходят внутрь ниш. Передняя часть двигательных отсеков имеет люки, использующиеся при снятии и замене двигателей. На них по внешним углам установлены передние части подфюзеляжных гребней.
Центроплан служит для крепления поворотных консолей крыла, установлен вверху средней части фюзеляжа и состоит из силовой балки с подкосами и двух отсеков, являющихся неподвижными частями крыла. Верхний и нижний пояса силовой балки выполнены из стали ВНС-5 заодно с проушинами шарнира и соединены болтами со стенками, опорой шарнирного узла и подкосами. Стенки балки внутри фюзеляжа изготовлены из сплава АК4-1, а вне его — из стали 30ХГСНА и образуют вместе с поясами замкнутое коробчатое сечение. Подкосы выполнены в виде двутавровых балок из стали 30ХГСНА, имеющих вырезы для прохода винтовых домкратов поворотных консолей и размещения носков консолей в положении минимальной стреловидности. На нижней поверхности отсеков центроплана установлены пилоны для подвески держателей вооружения (1 -я и 2-я точки подвески). Хвостовые части центроплана состоят из верхней и нижней панелей, соединенных с шарнирной балкой. Законцовка верхней панели выполнена в виде поворотной створки, поджимающейся к поворотной консоли пружинным механизмом. Угол стреловидности центроплана по передней кромке составляет 69°, он имеет нулевой угол установки и отрицательное поперечное V -4°30′.
Хвостовая часть фюзеляжа (за шпангоутом № 35) состоит из задних отсеков двигателей, гаргрота и хвостовых коков. В отсеках установлены двигатели АЛ-21Ф-3, а также рулевые агрегаты управления консолями стабилизатора. К хвостовой части крепятся поворотные половины стабилизатора, киль и задние части подфюзеляжных гребней. В силовую схему хвостовой части фюзеляжа входят 11 шпангоутов. Силовой шпангоут состоит из килевой и двух боковых балок, двух полуосей стабилизатора и нижней части. Гаргрот отсека является продолжением гаргрота средней части фюзеляжа и имеет то же назначение.Начиная с самолёта №№ 15-28 устанавливается обуженная хвостовая часть фюзедяжа. Двигатели отделены друг от друга противопожарной перегородкой. Внутри мотоотсеков один из шпангоутов служит дополнительной поперечной противопожарной перегородкой, позади него каждый двигатель заключен в цилиндрический кожух.
Воздухозаборники двигателей
Воздухозаборники двигателей — боковые, плоские, с вертикальным расположением клина торможения. После ряда экспериментов на серийные самолёты (начиная с №№ 21-26) перестали устанавливать подвижные панели и другие элементы системы регулирования проходного сечения канала воздухозаборника, оставив только створки подпитки, работа которых привязана к системе выпуска/уборки закрылков. В задней части воздухозаборников между их нижней поверхностью и воздушными каналами расположены отсеки оборудования.
Крыло и оперение
Крыло состоит из центроплана и поворотных частей крыла. Силовым агрегатом поворотной консоли является кессон с силовым набором из четырёх лонжеронов и шестью нервюр. Механизация крыла включает четырехсекционные предкрылки, трехсекционные двухщелевые закрылки (на поздних сериях самолёта — двухсекционные) и интерцепторы. Система управления механизацией обеспечивает сначала выпуск предкрылков на угол 27°, а затем выпуск закрылков на угол 34°, а при уборке сначала убираются закрылки, затем — предкрылки. Привод и тех и других осуществлён общим двухканальным гидравлическим приводом РП-60-3 через раздаточный механизм.
Поворотный узел позволяет позволяет переставлять крыло на любой угол с 16 до 69 градусов, система СПК-2-3 выполнена двухканальной, привод крыла осуществляется двухканальным гидромотором (рулевым приводом РП-60-4), вращение валов которого передаётся на поворотные узлы через винтовые преобразователи ВП-4. Интерцепторы применяются для повышения эффективности поперечного управления при стреловидности крыла менее 53°, их полный угол отклонения составляет 43°. На консолях крыла снизу установлено по одному поворотному пилону подвески, которые при любом угле стреловидности всегда параллельны строительной оси самолёта.
Цельноповоротный стабилизатор служит для продольного и поперечного управления самолётом. Половины стабилизатора навешены на силовой шпангоут хвостовой части фюзеляжа и отклоняются двумя гидравлическими комбинированными агрегатами управляются на углы от +11° до -25°. Угол стреловидности по линии 3/4 хорд составляет 55°. Вертикальное оперение состоит из киля и двух подфюзеляжных гребней, стреловидность киля по линии 3/4 хорд составляет 55°. Руль направления навешен на 4-х узлах крепления, управляется гидравлическим рулевым агрегатом и может отклонятся на углы ± 24°. Весовая балансировка руля осуществлена с помощью трех грузов-балансиров, установленных в его носке.
Шасси и тормозной парашют
На самолёте смонтировано трёхстоечное шасси с передней и двумя основными стойками. На основных стойках установлено по два тормозных колеса КТ-172 с шинами 950×300 мм и нормальным зарядным давлением пневматика 12 кгс/см2 (1,2 МПа). Передняя опора оснащается парой нетормозных колес КН-21 с шинами 660×200 мм, и механизмом разворота, позволяющем осуществлять управление самолётом при движении по аэродрому. Также сверху-сзади колес передней опоры установлен грязезащитный щиток, предотвращающий попадание мусора в воздухозаборники двигателей. Уборка и выпуск шасси производится с помощью гидросистемы, в случае её неисправности шасси выпускается от аварийной пневмосистемы, при этом сначала выходит передняя опора, а затем — основные. В убранном положении стойки удерживаются механическими замками с гидравлическим управлением, в выпущенном — устройствами подкосов (раскосом и кольцевыми замками). Торможение колес производится от основной пневмосистемы самолёта, аварийное — от аварийной пневмосистемы.
Ниша передней стойки закрывается складывающейся передней и двумя боковыми створками. Ниши основных опор оснащены тремя створками и створкой-тормозным щитком. Колея шасси 3,31 м, база — 8,51 м. Парашютно-тормозная установка ПТК-6 состоит из круглого контейнера с двумя створками, двух вытяжных и двух основных крестообразных парашютов, замков выпуска и отцепки. Первоначально контейнер находился в в верхней части фюзеляжа, начиная с самолёта №№ 15-28 был перемещён под руль направления. Тормозные парашюты штатно используются при каждой посадке самолёта.
Силовая установкаНа самолёте установлены два ТРДФ АЛ-21Ф-3 (изделие «89») с тягой на форсаже (на уровне земли) 2×11200 кгс, на максимальном бесфорсажном режиме — 7800 кгс. В качестве топлива используется керосин марок ТС, Т-1 и их смеси. Особенностью самолёта являются электрические РУДы, без механической связи с двигателями.
Конструктивно двигатель состоит из:
— осевого 14-ступенчатого компрессора с поворотными лопатками направляющего аппарата;
— прямоточной трубчато-кольцевой камеры сгорания;
— трехступенчатой осевой турбины;
— прямоточной трехстабилизаторной форсажной камеры;
— регулируемого всережимного реактивного сопла с расширяющейся частью;
— турбостартера с агрегатами системы автономного запуска;
— коробки приводов агрегатов;
— системы регулирования и топливной автоматики;
— систем питания двигателя топливом и маслом, электрооборудования и противообледенения.
Топливная система
Топливная система состоит из трёх внутренних фюзеляжных баков-отсеков (второй бак — расходный) и имеет ёмкость 11 860 литров (на самолётах до №№ 8-11 — 11200 литров). Топливо находится под избыточным давлением 0,2 кгс/см3 (20 кПа), обеспечиваемым системой дренажа и наддува. Также на самолёт возможна подвеска трёх дополнительных подвесных баков — двух крыльевых ПТБ-3000 и фюзеляжного ПТБ-2000, что увеличивает емкость топливной системы ещё на 8000 литров. Для обеспечения требуемого диапазона центровок выработка топлива производится автоматически в определенной последовательности. При действии околонулевых и отрицательных перегрузок топливо к двигателям поступает из бака-аккумулятора, откуда оно выдавливается воздухом. Для контроля запаса топлива на самолёте установлена топливомерно-расходомерная аппаратура. Заправка топливных баков производится централизовано через стандартный заправочный штуцер, при отсутствии аэродромного топливозаправщика — раздаточным пистолетом через заливную горловину бака № 1 и горловины подвесных баков. На самолёте предусмотрена система аварийного слива топлива, трубопроводы слива выведены за хвостовой кок фюзеляжа.
Противопожарное оборудование
Противопожарное оборудование самолёта состоит из системы контроля и пожаротушения, а также системы нейтрального газа. Последняя предназначена для защиты топливных баков самолёта от взрыва при прострелах и повреждениях, а также для поддержания в них избыточного давления на всех режимах полёта путём наддува их газообразным азотом. Азот находится под давлением 210 кгс/см2 (21 МПа) в четырёх баллонах УБЦ-16 емкостью по 16 литров. Агрегаты системы нейтрального газа расположены в хвостовой части фюзеляжа между мотоотсеками двигателей.
Гидросистема самолёта
Для повышения надежности и живучести гидросистема состоит из трех независимых автономных гидросистем, каждая из которых имеет свои источники питания (гидронасосы НП96А-2, по одному на каждом двигателе), распределительные агрегаты и трубопроводы. Рабочей жидкостью является масло АМГ-10, общий запас которого на самолёте составляет 65 литров. Рабочее давление в гидросистеме — 210 кгс/см2. Для стабилизации давления и сглаживания пульсаций в гидросистеме предусмотрены поршневые пневмоаккумуляторы, заряжаемые азотом.
Первая гидросистема обеспечивает работу приводов управления поворотным стабилизатором, рулем направления и интерцепторами. Вторая гидросистема дублирует первую в части привода рулевых поверхностей, а также обеспечивает работу систем поворота консолей крыла, выпуска и уборки закрылков и предкрылков, шасси, открытия и закрытия створки подпитки правого канала вроздухозаборника, осуществляет питание рулевых агрегатов РМ-130. Третья гидросистема служит для приведения в действие системы поворота консолей крыла, управления механизацией, открытия и закрытия створки подпитки левого канала воздухозаборника, выпуска тормозных щитков, разворота колес на передней стойки, переключения нелинейного механизма, автоматического торможения колес при уборке шасси, управления фотоустановкой. Пневмосистема самолёта состоит из двух автономных систем, основной и аварийной, и функционально связана с гидросистемой. Воздух для обеих автономных систем содержится под давлением 180-200 кгс/см2 (18-20 МПа) в шести сферических баллонах емкостью по 6 литров (по три баллона на каждую систему). Основная пневмосистема предназначена для торможения колес, а также поддавливания гидрожидкости в баке третьей гидросистемы. Аварийная пневмосистема служит для аварийного торможения колес основных опор и аварийного выпуска шасси.
Электрооборудование
Основными источниками электроэнергии на самолёте являются два генератора переменного тока ГТ30П48Б с номинальным напряжением 200/115 В при частоте 400 Гц мощностью по 30 КвА, два генератора постоянного тока ГСР-СТ-12/40а с номинальным напряжением 28,5 В мощностью по 12 кВт каждый, и два силовых трёхфазных трансформатора на напряжение 36 В частотой 400 Гц. Резервными источниками постоянного тока являются две никель-кадмиевые аккумуляторные батареи 20НКБН-25. Аварийным источниками переменного однофазного тока напряжением 115 В служит электромашинный преобразователь тока ПО-750А, трёхфазного тока 36 В/400 Гц — ПТ-500Ц. Для подключения к бортовой сети наземных источников электроэнергии имеются стандартные штепсельные разъемы аэродромного питания ШРАП-500К и ШРАП-400.
Система управления
Система управления самолётом сдвоенная, выполнена по необратимой схеме с двухкамерными гидроусилителями, установленными непосредственно около органов управления. Каждая половина стабилизатора управляется своим электрогидравлическим приводом — комбинированным агрегатом управления КАУ-120. В систему продольного управления включены пружинные загружатели, автомат регулирования загрузки и механизм триммерного эффекта. Последовательно к системе подключен автомат регулирования управления, который изменяет передаточные числа от ручки управления к стабилизатору в зависимости от скоростного напора и высоты.
Поперечное управление осуществляется дифференциально отклоняемым стабилизатором, при этом движение от ручки жесткими тягами передается на золотник комбинированного гидроусилителя через смесительный механизм, позволяющий управлять стабилизатором как по каналу тангажа, так и по каналу крена.
Интерцепторы подключаются при стреловидности крыла менее 53°. Управление интерцепторами — дистанционное, с помощью электрогидравлических приводов РМ-120, отклоняющих каждую секцию интерцепторов и получающих электрические сигналы на перемещение от индукционного датчика, механически связанного с ручкой управления в кабине. Также в системе поперечного управления предусмотрены механизмы загрузки и триммерного эффекта.
Руль направления приводится в действие бустером БУ-190А-2, соединённый с педалями жесткой проводкой. В систему путевого управления включены демпферный рулевой агрегат, механизмы загрузки и триммерного эффекта.
Кабина Су-24М2
Кабина самолёта — герметическая, вентиляционного типа, обеспечивает нормальную работу экипажа в высотных костюмах во всем диапазоне высот полёта. Рабочие места членов экипажа с катапультируемыми креслами К-36Д (с самолёта №№ 9-11 — К-36ДМ) размещены рядом: слева место лётчика, справа штурмана. Система аварийного покидания позволяет катапультироваться как индивидуально, так и принудительно во всём эксплуатационном диапазоне высот и скоростей, а также на земле при разбеге/пробеге, со скоростью не менее 75 км/час. На приборной доске, панелях и пультах, установленных по бортам кабины, размещены приборы и аппаратура для управления и контроля работы самолётных систем, силовой установки, оборудования, вооружения, органы управления самолётом и двигателями. В распоряжении экипажа имеется 46 индикаторов, 206 сигнальных ламп и ламп-кнопок, более 20 рычагов, свыше 300 выключателей, АЗС, кнопок, переключателей и других органов управления. Внутренняя окраска кабины: на первых сериях машины кабина серая, приборная доска чёрная, в дальнейшем приборные доски и пульты стали окрашивать в сине-зелёный цвет (изумрудный). Внутрикабинное освещение выполнено заливающим красным светом. На самолётах начиная с №№ 14-11 кабина оборудуется светозащитными шторками от светового излучения ядерного взрыва (СЗ), которые также используются и для тренировочных полётов (так называемые полёты «под шторкой»).
Фонарь кабины состоит из неподвижной части и двух створок, откидывающихся назад — в стороны независимо друг от друга. Система управления створками фонаря обеспечивает эксплуатационное открытие и закрытие, а также аварийный сброс створок при катапультировании. Для защиты стекол передней части фонаря от обледенения установлена система обдува стекол горячим воздухом. Требуемые температура, давление воздуха и вентиляция в кабине обеспечиваются системой кондиционирования. Герметизация кабины по периметрам откидных частей фонаря осуществляется в помощью надуваемых воздухом шлангов герметизации, по заклёпочным швам и болтовым соединениям — нанесённым на внутреннюю поверхность кабины герметиком. Трубопроводы, тяги управления и электрожгуты выведены из кабины через герметичные выводы. Внутренняя поверхность кабины оклеена теплозвукоизоляционным покрытием.
Окраска самолёта
Практически все строевые самолёты в СССР получили светло-серую окраску сверху и с боков, нижнюю поверхность фюзеляжа и плоскостей красили в белый цвет (так называемый противоатомный, защищающий поверхность от световой вспышки). Поставляемые за рубеж по требованию заказчика могли иметь различную камуфлированную окраску. Тем не менее, особенностью всех Су-24 является хронически грязное брюхо фюзеляжа, особенно в районе двигателей. В районе левого борта кабины рисуется эмблема — логотип производителя. Также в полках, вооружённых Су-24, широкую практику получили наносимые на фюзеляж всевозможные рисунки и эмблемы, так называемая «бортовая живопись».
Электронное оборудование
Система автоматического управления полётом САУ-6.
Управление самолетом по каналам тангажа, крена и курса может осуществляться как экипажем, так и с помощью системы автоматического управления САУ-6. Данная САУ может работать в режимах стабилизации траектории, демпфирования, а также обеспечивать выполнение маловысотного полета с огибанием рельефа местности по информации РПС «Рельеф». Сигналы системы автоматического управления подаются непосредственно на вход гидроусилителей и электрогидравлических агрегатов, отклоняющих рулевые поверхности. На случай отказа САУ в режиме маловысотного полета в системе продольного и поперечного управления предусмотрены специальные рулевые агрегаты, обеспечивающие безопасный уход самолета от земли и приведение его к нулевому крену.
Прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума»
Система предназначена для решения следующих задач:
— круглосуточного всепогодного обнаружения и прицельного поражения тактических наземных целей всеми видами вооружения самолета;
— автономного и автоматического решения задач самолетовождения с программированием заданного маршрута;
— обеспечения безопасного маловысотного полета с предупреждением столкновений и облетом наземных препятствий в вертикальной плоскости;
— обеспечения прицельного поражения маломаневренных воздушных целей (транспортные, связные самолеты и т.п.) при обнаружении их визуально или с помощью теплопеленгатора.
В состав ПНС-24 «Пума» входят: радиолокатор переднего обзора (РПО) «Орион-А», радиолокатор предупреждения о столкновении с наземными естественными препятствиями (РПС) «Рельеф», пассивный радиолокационный пеленгатор (ПРП) «Филин», электронно-оптический визир «Чайка-1», теплопеленгатор ТП-23Е, система наведения ракеты Х-23 «Аркан» с радиокомандной линией «Дельта» и телевизионным пеленгатором «Таран», доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-7, радиовысотомеры малых (РВ-3МП) и больших (РВ-18А1 «Крона») высот, малогабаритная инерциальная система МИС-П, система воздушных сигналов СВС-ПН-5-3, система автоматического управления самолетом САУ-6, система индикации с прицельно-пилотажным визиром ППВ, бортовая цифровая вычислительная система на базе БЦВМ «Орбита-10» (ЦВУ-10-058), коммуникационная аппаратура и ряд других систем. Масса системы составляет 837 кг.
Радиосвязное оборудование
— командная УКВ/ДЦВ радиостанция Р-832М «Эвкалипт»
— приемопередающая коротковолновая радиостанция Р-847 «Призма» (или Р-846; на самолетах с N15-28 — Р-864)
— самолетное переговорное устройство СПУ-9
— магнитофон МС-61
Радионавигационное оборудование
— бортовая радиотехническая система ближней навигации РСБН-6с «Ромб-1К»
— бортовая радиотехническая система дальней навигации РСБН-10
— автоматический радиокомпас АРК-10 (на самолетах поздних серий — АРК-15М)
— самолетный ответчик СО-63Б,
— антенно-фидерная система (АФС) «Пион-ГТ-6», обеспечивающая работу РСБН-6с и СО-63Б
— маркерный радиоприёмник МРП-56П.
Бортовой комплекс обороны
— станция предупреждения об облучении СПО-10 «Сирена-3М», впоследствии СПО-15 «Берёза»
— станция помех «Сирень»
— теплопеленгатор «Мак-УЛ» (Су-24М)
— автомат постановки помех АПП-50 («ДО» и «ЛТЦ»)
А также:
— аппаратура государственного опознавания СРЗО-2М «Кремний-2М», впоследствии заменена на изд. 62 «Пароль»
— аппаратура объективного контроля «Тестер-У3» (до самолета N8-11 устанавливалась аппаратура САРПП)
Вооружение
— стрелково-пушечное вооружение
— неуправляемые авиационные бомбардировочные средства поражения
— неуправляемые авиационные ракеты
— управляемые авиационные ракеты классов «воздух-поверхность» и «воздух-РЛС»
— управляемые ракеты класса «воздух-воздух».
Самолёт имеет 8 точек подвески: четыре подфюзеляжных, две под центропланом, и две — под поворотными консолями крыла. Максимальная масса боевой нагрузки самолета Су-24 составляет 7000 кг. Для решения задач подготовки и выбора видов оружия, управления пуском (сбросом) авиационных средств поражения и взрывателями при различных вариантах загрузки самолета предназначена установленная на борту система управления оружием (СУО).
Стрелково-пушечное вооружение
Состоит из встроенной пушечной установки — шестиствольной пушки ГШ-6-23 или ГШ-6-23М (АО-19, изделие 9А-620 или 9А-768) калибра 23 мм, имеющей боекомплект 500 снарядов. Пушка размещена на нижней поверхности фюзеляжа на стыке с правым воздухозаборником. Скорострельность пушечной установки — до 9 тысяч выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда составляет 715 м/с, отдача — 4500 кгс (44 кН), масса пушки — 73 кг.
Помимо ВПУ, на самолёт могут подвешиваться три съемных подвижных пушечных установки СППУ-6.
Бомбардировочное вооружение
Состоит из неуправляемых авиационных бомб калибра 1500,500,250 и 100 кг, разовых бомбовых кассет (РБК-500 и РБК-250), зажигательных баков (ЗБ-500), размещаемых на внешних подвесках на балочных держателях 4-й и 3-й групп. На самолет можно подвесить 3 фугасные авиабомбы ФАБ-1500 на балочных держателях БД4-У, 8 бомб ФАБ-500М-62 на балочных держателях БДЗ-У, 16 бомб ФАБ-250М-62 или 28 ФАБ-250М-54 (вариант с максимальной бомбовой нагрузкой) на многозамковых держателях МБДЗ-У6, 38 осколочно-фугасных авиабомб ОФАБ-100-120 на держателях МБДЗ-У6.
Неуправляемое ракетное вооружение
Состоит из ракет калибра 57, 80, 240 и 266/340(420) мм с боевыми частями осколочного, осколочно-фугасного, кумулятивного и проникающего действия, а также специального назначения. Неуправляемые авиационные ракеты калибра 57 мм применяются из блоков УБ-32А-73, имеющих 32 пусковых ствола, и представлены НАР типа С-5М, С-5МО, С-5К, С-5КО(КП) с боевыми частями фугасного, осколочно-фугасного, кумулятивного и кумулятивно-осколочного типа соответственно, специализированных ракет осветительного (С-5-О) и противорадиолокационного (С-5П) назначения. Неуправляемые ракеты калибра 80 мм применяются из 20-ствольных блоков Б-8М и могут комплектоваться кумулятивно-осколочной (НАР С-8, С-8В, С-8А, С-8М) или фугасно-проникающей (С-8Б) боевыми частями, стреловидными поражающими элементами (НАР С-8ВС, С-8АС). Тяжелые неуправляемые ракеты типа С-24 (С-24Б) калибра 240 мм имеют осколочно-фугасную боевую часть и применяются с авиационных пусковых устройств АПУ-68УМ2. Неуправляемые ракеты С-25 калибра 266 мм имеют надкалиберную боевую часть осколочного (С-25-О) или осколочно-фугасного (С-25-ОФ) действия диаметром 420 и 340 мм соответственно и запускаются из одноразовых устройств 0-25. Одновременно на самолет может быть подвешено до 6 блоков УБ-32 и Б-8М, 4 ракеты С-24 или 6 устройств 0-25 с НАР С-25.
Управляемое ракетное вооружение
Включает тактические управляемые ракеты (УР) класса «воздух-поверхность» типа Х-23 и противорадиолокационные управляемые ракеты Х-28 и Х-58. УР Х-23 (изделие «68») имеет радиокомандную систему наведения с передачей команд управления по радиолинии «Дельта», аппаратура которой установлена на борту самолета-носителя и ракеты. На самолете Су-24 обеспечена возможность подвески 4 ракет Х-23 на пусковых устройствах АПУ-68УМ2. Управляемая ракета класса «воздух-РЛС» Х-28 (изделие «Д-8») имеет пассивную радиолокационную головку самонаведения. УР Х-58 (изделие «Д-7») имеет аналогичное назначение и систему наведения. На самолет можно подвесить две ракеты Х-28 (на пусковых устройствах ПУ-28) или две Х-58 (на авиационных катапультных устройствах типа АКУ-58-1).
Для самообороны на самолёт можно подвесить две ракеты класса «ВОЗДУХ-ВОЗДУХ» типа Р-55 (изделие «67») с тепловыми головками самонаведения на пусковые устройства под поворотными пилонами подвижных частей крыла.
Су-24М
Установлена прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр-НС» на базе лазерно-телевизионной прицельной станции «Кайра-24» (от МиГ-27К), с БЦВМ ЦВУ-10-058К ; бортовой комплекс обороны, более современное радионавигационное и связное оборудование, доработана система объективного контроля и регистрации параметров полета. Также незначительно доработано электрооборудование и гидросистема. Установлена выдвижная штанга дозаправки топливом в полёте с приёмником ГПТ-2. Фюзеляж удлинён за счет увеличения носового отсека оборудования. Некоторые изменения в конструкции планера — изменена форма киля, изменение формы ПВД, дополнительные эксплуатационные лючки, установка аэродинамических гребней на крыле и т. д.
Радионавигационное оборудование
— радиотехническая система ближней навигации А-321 «Клистрон» (вместо РСБН-6с «Ромб-1К»)
— радиотехническая система дальней навигации (РСДН) А-720 «Скип-2»
— автоматический радиокомпас АРК-15М «Тобол» (устанавливался и на последние серии Су-24)
— самолетный ответчик СО-69 (вместо СО-63Б)
— АФС «Пион-ГТ-6М-9» с антенными блоками РСБН «Клистрон» и СО-69.
Радиосвязное оборудование
Включает командную МВ-ДМВ радиостанцию Р-862 (вместо УКВ-радиостанции Р-832М) и коротковолновую радиостанцию Р-864Г (вместо Р-847).
Бортовой комплекс обороны (БКО) «Карпаты»
— станция радиотехнической разведки СПО-15С «Береза» (изд. Л-006С) (устанавливалась и на последних сериях Су-24)
— теплопеленгатор «Мак»
— станция активных помех радиолокационного диапазона «Гардения»
— система отстрела дипольных отражателей и ложных тепловых целей АПП-50 с двумя блоками держателей по 12 патронов калибра 50 мм, размещенными на верхней поверхности фюзеляжа с обеих сторон вертикального оперения
— вычислительно-управляющее устройство «Неон-Ф» (изд.Л-167)
Благодаря установке на самолёт нового прицельного комплекса, стало возможным штатно применять боеприпасы с лазерным, телевизионным и телевизионно-командным наведением — корректируемые бомбы и ракеты:
— 4 ракеты Х-23 (Х-23М) или Х-25МР с радиокомандной системой наведения
— 4 ракеты Х-25 или Х-25МЛ с полуактивной лазерной системой наведения
— 3 ракеты Х-29Л с полуактивной лазерной системой наведения
— 3 ракеты Х-29Т с телевизионной головкой самонаведения
— 2-3 ракеты Х-59 с телевизионно-командной системой наведения
— 6 ракет С-25Л с полуактивной лазерной системой наведения
— 2 ракеты Х-58 с пассивной радиолокационной головкой самонаведения
— корректируемые авиабомбы типа КАБ-500Л, КАБ-1500Л, КАБ-1500ТК.
Технические проблемы и особенности эксплуатации Су-24
Все самолёты типа Су-24 являются конструктивно сложными машинами и требуют высокой подготовки как лётного, так и наземного персонала, кроме того, они совершенно не терпят попустительства и разгильдяйства и не прощают ошибок. Высокая насыщенность электроникой и автоматикой провоцирует высокую отказность систем. В начальный период эксплуатации про причине отказов исправность парка самолётов была низкой, выполнялись многочисленные доработки представителями промышленности. Однако неисправности и отказы многих систем самолёта не являются критическими для безопасного завершения полёта, что изначально было предусмотрено разработчиками.
Система аварийного покидания, согласно инструкции, обеспечивает безопасное аварийное покидание самолёта в полёте, а также в процессе разбега или пробега на скорости не менее 70 км/ч, тем не менее был случай нештатного срабатывания кресла у штурмана на стоянке ( в процессе запуска двигателей и появления давления в гидросистеме отклонённая «на себя» ручка управления рывком встала в нейтральное положение и, зацепившись за держку катапульты, вызвала срабатывание кресла). Штурман, ничего не поняв, «вышел» из кабины, все системы кресла отработали штатно и приземление прошло нормально. После этого случая на всех самолётах цельноповоротный стабилизатор при стоянке самолёта стали фиксировать перекинутым через фюзеляж фалом, не допуская его перемещения — при стоянке самолёта и отсутствии давления в гидросистеме носки стабилизатора самопроизвольно стремятся к опусканию вниз, на кабрирование, было доработано катапультное кресло.
Модификации Су-24
Су-24 — базовая модификация.
Су-24М — модернизированный бомбардировщик, первый полёт совершил в 1976 году. Установлена новая прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр». Способен в автоматическом и полуавтоматическом режиме совершать полёт с огибанием рельефа местности на высоте от 50 м. Выпущено 770 шт.
Су-24М2 — вторая модернизация бомбардировщика (1999 год)
Су-24МП — постановщик помех, первый полёт совершил в декабре 1979 года. Выпущено 10 самолётов.
Су-24МР — самолёт-разведчик, первый полёт совершил в сентябре 1980 года. Выпущено 130 самолётов.
Су-24МК — экспортный вариант Су-24М, первый полёт совершил в 1987 году.
Боевое применение Су-24
Афганская война (1979—1989) — В Афганской войне (1979—1989) советские Су-24 применялись ограниченно. К боевой работе они привлекались только во время Панджшерской операции 1984 года и для прикрытия вывода советских войск в 1988—1989 годах. Су-24 никогда не базировались на территории Афганистана, действуя с советских авиабаз в Средней Азии. Боевых потерь не было.
Война в Персидском заливе — Иракские Су-24 во время войны в Персидском заливе боевых вылетов не совершали и были перегнаны в Иран, присвоивший эти самолёты после завершения войны.
Карабахская война — Самолёты, доставшиеся Азербайджану, ограниченно применялись в ходе Карабахской войны.
Гражданская война в Таджикистане — Узбекские Су-24 участвовали в гражданской войне в Таджикистане, одна машина была сбита.
Чеченский конфликт — Наиболее интенсивное боевое применение было у российских самолётов в ходе обеих Чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было сбито или разбилось три Су-24, ещё три сгорели на аэродроме при подготовке к боевому вылету.
Война в Южной Осетии (2008) — Также российские Су-24 применялись во время войны в Южной Осетии в 2008 году. В официальных российских сводках потерь Су-24 не упоминались, однако часть экспертов указывала на потерю двух самолётов этого типа. В 2012 году подполковник Владимир Богодухов, получивший за боевые вылеты в Южной Осетии звание Героя России, сообщил в интервью газете «Аргументы и факты», что в ходе войны зенитной ракетой был сбит один Су-24, экипаж самолёта катапультировался и приземлился в расположении российских войск. Погибшему в боевом вылете на Су-24 полковнику Игорю Ржавитину было посмертно присвоено звание Героя России.
Гражданская война в Ливии — Один ливийский Су-24 был сбит огнём повстанцев во время гражданской войны в Ливии 2011 года.
Вооружённый конфликт на востоке Украины — Используется украинской армией в ходе конфликта на востоке страны. По украинским данным на 4 октября 2014 года сбито огнем с земли два Су-24М, и один Су-24 потерян в результате отказа техники.
Гражданская война в Сирии — Используется сирийскими ВВС в гражданской войне. 23 сентября 2014 года ракетой Пэтриот сбит Су-24, вторгшийся на 800 метров в воздушное пространство Израиля.
Военная операция России в Сирии — 12 Су-24М с 30 сентября 2015 года задействованы российскими ВВС в Сирии для борьбы против террористической организации «Исламское государство». 24 ноября 2015 года Су-24М был сбит турецким истребителем F-16 в районе сирийско-турецкой границы. Оба пилота катапультировались, но один из них был убит во время спуска на парашюте.
Аварии и катастрофы
Су-24 считается достаточно сложной в пилотировании машиной и имеет высокий уровень аварийности. Только при проведении лётных испытаний было потеряно 14 Су-24 и Су-24М. После принятия самолёта на вооружение ежегодно происходило 5—6 аварий и катастроф. По свидетельству заместителя главнокомандующего ВВС РФ Виктора Кота, на 1998 год самолёт Су-24 был наиболее аварийным летательным аппаратом в российской военной авиации.
На вооружении
31 августа 2016 года в России завершилась эксплуатация бомбардировщиков Су-24 в исходном варианте (без литеры в индексе). Бомбардировщики были сняты с вооружения.
Состоит на вооружении
— Азербайджан — 2 Су-24M по состоянию на 2017 год
— Алжир — 33 Су-24М/Су-24МК и 4 Су-24МР, по состоянию на 2017 год
— Иран — 29 Су-24MK по состоянию на 2017 год
— Россия — 100 Су-24М/М2 и 79 Су-24МР по состоянию на 2017 год
— Сирия — 11 Су-24M/М2 по состоянию на 2017 год
— Судан — 6 Су-24M по состоянию на 2017 год
— Украина — 14 СУ-24М и 9 СУ-24МР по состоянию на 2017 год
Состоял на вооружении
— Белоруссия — 23 Су-24М и 12 Су-24МР, по состоянию на 2010 год. Сняты с вооружения в 2012 году.
— Ирак — часть уничтожена во время войны 1991 года, остальные перелетели в Иран.
— Узбекистан — 23 Су-24 и 11 Су-24МР, по состоянию на 2015 год В 2017 году не числится в строю.
— Казахстан — 25 Су-24/Су-24М по состоянию на 2015 год В 2017 году не числится в строю.
— Ливия — 6 Су-24МК, по состоянию на 2010 год. Уничтожены в ходе Гражданской войны в Ливии.
— Ангола — 1 Су-24 по состоянию на 2011 год В 2017 году не числится в строю.
Тактико-технические характеристики Су-24М
Экипаж Су-24
— 2 человека
Размеры Су-24
— Длина: 24,594 м (с ПВД)
— Размах крыла при угле стреловидности χ=16°: 17,638 м
— Размах крыла при угле стреловидности χ=69°: 10,366 м
— Высота: 6,193 м
— Площадь крыла при угле стреловидности χ=16°: 55,16 м²
— Площадь крыла при угле стреловидности χ=69°: 51 м²
— Угол стреловидности по передней кромке: 16°/ 35°/ 45°/ 69°
— Поперечное V крыла: −4,5°
— База шасси: 8,51 м
— Колея шасси: 3,31 м
Вес Су-24
— Масса пустого: 22300 кг
— Масса снаряжённого: 23700 кг
— Нормальная взлётная масса: 33500 кг
— Максимальная взлётная масса: 39700 кг
— Нормальная посадочная масса: 24500 кг
— Максимальная посадочная масса: 28000 кг
— Масса топлива во внутренних баках: 9800 кг
— Объём топливных баков: 11860 л
Двигатель Су-24
— Силовая установка: 2 × ТРДДФ АЛ-21Ф-З
— Бесфорсажная тяга: 2 × 7800 кгс (76,5 кН)
— Форсажная тяга: 2 × 11200 кгс (110 кН)
Скорость Су-24
— Максимальная скорость на высоте 200 м: 1320 км/ч (без подвесок)
— Максимальная скорость на большой высоте: 1600 км/ч (М=1,35)
— Скорость отрыва: 360—400 км/ч
— Посадочная скорость: 285—310 км/ч
Боевой радиус Су-24
— 560 км (на высоте 200 м с ПТБ и нормальной боевой нагрузкой)
Перегоночная дальность Су-24
— 2850 км (с ПТБ)
Практический потолок Су-24
— 17000 м
Длина разбега Су-24
— 1150—1250 м (при нормальной взлётной массе)
Длина пробега Су-24
— 950—1000 м (при нормальной взлётной массе и с тормозным парашютом)
Максимальная перегрузка Су-24
+6,5G
— Нагрузка на крыло: 607 кг/м² (при нормальной взлётной массе при χ=16°)
— Тяговооружённость: 0,67 / 0,56 (при нормальной/максимальной взлётной массе на форсаже)
Вооружение Су-24
— Стрелково-пушечное: 1 х шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23 с 500 сн.
— Боевая нагрузка: 7500 кг (максимальная), 8 узлов подвески вооружения
Управляемые ракеты Су-24
— ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-60 (АА-8)
— ракеты «воздух-земля»: 4 × Х-25МЛ/МР или Х-23; 3 × Х-29Л/Т или Х-59; 6 × С-25Л; 2 × Х-58
Неуправляемые ракеты Су-24
— 192 (6 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или
— 120 (6 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8М или
— 30 (6 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13Л или
— 4 × 240 мм С-24 или
— 6 × 266 мм С-25
Бомбы Су-24
— 3 × 1500 кг (ФАБ-1500, КАБ-1500Л/ТК и т. д.) или
— 7 × 500 кг (КАБ-500Л/КР, ЗБ-500) или
— 10 × 500 кг (ФАБ-500М-62, РБК-500) или
— 16 ФАБ-250М-62 «или» РБК-250 или 30 × 250 кг ФАБ-250М-54 или
— 38 × 100 кг (ОФАБ-100) или
— 7 × контейнеров КМГУ-2
— Пушечные контейнеры: 3 × СППУ-6 с 23 мм пушкой ГШ-6-23 с 400 снарядами
— Подвесной контейнер «Фантасмагория» для целеуказания ракетам Х-58.
Фото Су-24М
Фронтовой бомбардировщик Су-24М (Витебск): myauu — LiveJournal
?- catIsShown({ humanName: ‘авиация’ })» data-human-name=»авиация»> Авиация
- Армия
- Cancel
Большой самолёт Су-24М на обочине дороги Р-20 в деревне Кировская.
Доступ свободный, можно трогать, лазить. Охраны нет.
Состояние памятника — строящееся.
Дата съёмки — 03 июня 2018 года.
01.
Все фото кликабельны до 3648х2736.
02. Это сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик Су-24М.
Такие самолёты стояли на вооружении ВВС Беларуси до 2012 года.
Бывшее советское наследство.
03. Су-24 (изделие Т-6, по кодификации НАТО: Fencer — «Фехтовальщик») — советский и российский тактический фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.
04. Проектирование всепогодного самолёта для поражения малоразмерных целей началось с попытки создать соответствующую модификацию Су-7Б.
Самолёт прошёл множество изменений концепции применения, аэродинамической схемы, числа и моделей двигателей.
В 1963 году был построен первый натурный образец самолёта с треугольным крылом с индексом С-6, затем работы продолжились в направлении расширения возмоджностей Су-15 и проект переименовали в Т-58М.
В 1965 году самолёт, получивший очередной новый шифр — Т-6, совершил первый полёт.
Ещё через два года начались проработки варианта с крылом изменяемой геометрии.
05. Первый полёт Т-6-2И, получивший официальное обозначение Су-24, совершил 17 января 1970 года.
На вооружение самолёт приняли в 1975 году.
Спустя восемь лет доработок по итогам боевой службы на вооружение приняли улучшенную версию бомбардировщика — Су-24М.
06. Самолёт представляет собой двухдвигательный высокоплан с крылом изменяемой стреловидности.
В зависимости от режима полёта передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырёх положений: 16° — на взлёте и при посадке, 35° — в крейсерском дозвуковом полёте, 45° — при боевом маневрировании и 69° — при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях.
07. Фюзеляж полумонококовой конструкции, кабина двухместная.
Лётчик и штурман располагаются рядом, «плечом к плечу», управление двойное.
Катапультные кресла типа К-36ДМ.
08. Топливная система самолёта состоит из трёх внутренних фюзеляжных баков-отсеков и имеет ёмкость 11 860 литров.
При необходимости к самолёту подвешивались дополнительные топливные баки.
Под крылья — два ПТБ-3000, а под фюзеляж ПТБ-2000 общей ёмкостью 8000 литров.
Так же у Су-24М была система дозаправки в воздухе от летающих танкеров Ил-78 или других Су-24М, оборудованных специальным подвесным прибором УПАЗ-А («Сахалин»).
09. Боевой радиус самолёта с подвесными баками и при полёте на высоте 200 метров — 560 километров, перегоночная дальность 2850 километров.
Максимальная скорость самолёта без подвесок на высоте 200 метров — 1400 км/ч, на большой высоте — 1700 км/ч (число М = 1,6).
У этого экземляра подвешены два ПТБ-3000.
10. Вооружение самолёта состояло из встроенной скорострельной 23-мм пушки ГШ-6-23М с вращающимся блоком из шести стволов и 8000 килограммов боевой нагрузки на восьми узлах подвески.
В «походном» положении пушка укрыта специальным вентилируемым кожухом, который можно увидеть в виде длинного цилиндрического выступа с серым обтекателем в нижней части фюзеляжа у воздухозаборника.
11. Нижняя часть фюзеляжа.
В центре окошко лазерно-телевизионной прицельной системы «Кайра» (похожая ставилась на МиГ-27К).
В список штатного вооружения Су-24 входили различные управляемые и неуправляемые ракеты и атомные бомбы.
Кстати, именно возможность применения атомного оружия объясняет белую окраску самолёта снизу.
12. Поворотный пилон.
Уникальная вещь, разработанная конструкторами Су-24, и позволявшая подвешивать боевую нагрузку на поворотную часть крыла изменяемой стреловидности.
У Су-24 таких узлов подвески два.
13. Воздухозаборник двигателя.
14. На Су-24М устанавливались два ТРДФ АЛ-21Ф-3А, разработки и производства НПО Сатурн.
У этого памятника двигатели отсутствуют (тракт виден насквозь)
15. Особенностью самолёта была большая разница между максимальной взлетной и предельно разрешенной посадочной массами — 39700 и 24000 кг.
В случае необходимости срочной посадки приходилось сливать лишнее топливо.
В первых сериях самолёта слив осуществлялся через длинную трубу в хвостовой части самолёта.
В дальнейшем ее заменили двумя патрубками гораздо меньших размеров со специальными насадками, увеличивавшими скорость истечения горючего независимо от положения самолета и перегрузки.
16. Шарнир поворота крыла.
Поворотный узел позволяет позволяет переставлять крыло на любой угол с 16 до 69 градусов.
17. Поворотные консоли крыла.
18. Под килем расположен контейнер тормозного парашюта.
19. Носовая управляемая убирающаяся стойка шасси.
Два колеса размером 660х200, Модель 11А.
20. Основная стойка шасси.
Два колеса размером 900х300.
- Где находится:
- Wikimapia
- Точка на Yandex
- KMZ-файл
Координаты:
55°11’23.08″С
30° 6’14.20″В
- Источники:
- wikipedia;
- airwar.ru.
Tags: +К, +Л.Н., +Л.О., +Я, baltic18, Беларусь, авиа, военная техника, памятники
Subscribe
596. Санкт-Петербург-2022
Как мы опять гоняли посмотреть День Победы в другой город. На этот раз — в Санкт-Петербург. 01. Идея пришла в голову достаточно спонтанно, но…
594. Самолёт Як-40 (Волгоград)
Пассажирский самолёт Як-40 находится на территории кафе у Шлюза №1 Волго-Донского канала в городе Волгоград. Доступ ограничен (забор), но для…
590. Атомная бомба РДС-4 (Бор)
На Бору — городе-спутнике Нижнего Новгорода, рядом со станцией канатной дороги, в 2013 году была организована выставка боевой техники под открытым…
Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
Воздушные силы Украины — Су-24 из состава 7-й авиабригады.
Оригинал взят у коллеги militarizm в Воздушные силы Украины — Су-24 из состава 7-й авиабригады.
Наиболее мощным и продвинутым ударным самолетом Воздушных сил Украины является бомбардировщик Су-24М. В наследие от Советского Союза страна получила 8 авиаполков, имевших на вооружении 120 Су-24М, 90 Су-24 и 35 разведчиков Су-24МР.
На вооружении украинских Су-24М состоит широкая номенклатура средств поражения наземных целей, демонстрируемая на этом фото:
Кроме неуправляемых средств поражения вроде свободнопадающих бомб и НУРС, они могут применять противорадиолокационные ракеты Х-58У, управляемые ракеты Х-25МЛ, Х-29Т и Х-29Л, Х-59, управляемые бомбы КАБ-500/-500Кр, КАБ-1500
Отработка применения высокоточного оружия процесс в украинских ВВС достаточно редкий, но тем не менее такие случаи известны. На фотографии Су-24М с подвешенной управляемой бомбой КАБ-1500Л:
Сейчас все украинские Су-24 состоят на вооружении 7-й бригады тактической авиации в Староконстантинове, на аэродроме Булат. Согласно штату бригада состоит из двух бомбардировочных эскадрилий с 24 Су-24М и одной разведывательной на Су-24МР, однако по неподтвержденным данным в последнее время фактически на штатной технике было только по одной эскадрилье бомбардировщиков и разведчиков. Вторая же эскадрилья бомбардировщиков для поддержания летных навыков экипажей летала исключительно на учебно-боевых самолетах Л-39, которые также включены в 7-ю авиабригаду.
С развитием «крымского кризиса» и лихорадочным намерением начать войну с Россией то ли для «освобождения Крыма», то ли для обороны всего остального, в 7-й авиабригаде резко стали восстанавливать боеспособность не только самолетов, но и пилотов «забытой» эскадрильи. Результат появился сразу же – 21 марта при посадке на своем аэродроме комэск подполковник Денис Кочан разбил самолет. Сам он, как и штурман лейтенант Панас Дудник успешно катапультировались, самолет полностью сгорел.
Выяснилось, что причиной аварии стала ошибка пилота — заход на посадку был совершён на повышенной скорости, в результате чего при касании основными стойками шасси самолёт дал «козла». Лётчик резко отдал РУС от себя, чем усугубил дальнейшее прогрессирование «козла», в результате чего очередное касание ВПП произошло носовой стойкой шасси. Перегрузки при ударе превысили расчётные, в результате чего носовая стойка шасси сломалась. Началось разрушение конструкции самолёта и возгорание, в следствие чего экипаж принял решение катапультироваться.
Собственно ремонт Су-24 производится на Николаевском авиаремонтном предприятии. В связи с известными событиями этом году оно получило небывалый заказ на средний ремонт сразу 5 Су-24М и МР на сумму 53 млн. гривен (примерно 4.5 млн USD), а также на продление срока службы еще 4 таких самолетов из состава 7-й бригады. На фотографии перевозка одного из «пациентов» в ремонт
В мае это года Воздушные силы Украины провели два крупных мероприятия по боевой подготовке. Основное действо происходило в Кульбакино, но оно прошло пратически без участия Су-24, там засветился лишь разведчик Су-24МР «11 желтый». Другое, менее известное мероприятие прошло в Луцке. Туда как раз перебросили несколько бортов 7-й авиабригады – там точно учавствовали четыре Су-24М («22», «28»,«38» и «66»), а также Су-24МР «36 желтый». Экипажи Су-24М отрабатывали применение НУРС по наземным целям.
Первое достоверное упоминание о применении Су-24 в боевых действиях датируется 1 июля. Об этом сообщил пресс-офицер АТО Алексей Дмитрашковский.
«Во время полета над Донецкой областью был обстрелян самолет Су-24, было сделано 4 выстрела из ПЗРК. Одна ракета попала в самолет, загорелся двигатель. Летчик сумел выключить двигатели, погасить пламя. Ему также удалось уничтожить зенитную установку, из которой велся обстрел», — цитирует его слова Интерфакс-Украина.
По его данным, на одном двигателе самолет пролетел еще 300 км и приземлился в месте назначения. Однако во время посадки Су-24 вновь загорелся, огонь погасили пожарные. «Экипаж жив, здоров, самолет нуждается в ремонте», — сообщил пресс-офицер АТО.
Номер борта конечно неизвестен, но судя по описанию повреждения самолет выбыл из строя минимум на полгода – повреждение двигателя ракетой, пожар в полете и загорание после посадки. Как минимум поедет на средний ремонт в Николаев.
Теперь по самим самолетам. Тут я в очередной раз должен поблагодарить Антона «212-garage», который прислал свой обзор и на переработанной основе которого сделана эта часть. Начнем с бомбардировщиков Су-24М.
Су-24М «белый 22» — Самый популярный и «раскрученный» у украинских фотографов борт. Участвует, судя по фоткам, во всех учениях с применением бомбардировщиков. Видимо, призван показать «мощь» украинской бомбардировочной авиации. Выгодно отличается от остальных бортов свежей покраской в стандартных для «двадцатьчетверок» серо-белых тонах. Справа и слева на воздухозаборниках изображение символа бомбардировочной эскадрильи — «Змея-Горыныча». Участник учений в Луцке
Су-24М «белый 26» — Более-менее опрятно выглядящий борт. Достаточно редко встречается на фотках, та что есть датирована 2014 годом (без месяца) в Староконстантинове.
Су-24М «белый 27» — Непонятно, летает, ли этот борт. Крайний раз в полете он был запечатлен в 2008 году. Я уже собирался его списывать, но вдруг на фотографии за сентябрь 2013 увидел его на заднем плане, причем с приставленным аэродромным водилом. Да, и «Змея-Горыныча» я на нем не обнаружил. Будем считать его мобилизованным на войну.
Су-24М «белый 28» — Тоже достаточно свежо выглядящий борт. Тот же «Змей-Горыныч» на воздухозаборниках, только шрифт, которым нанесен номер отличается от характерного для Су-24-х ВВС Украины. Сфотографирован в мае в Луцке.
Су-24М «белый 33» — Крайняя фотография датирована 2011 в Староконстантинове, где этот борт во вполне презентабельном виде «загорает» на стоянке. Также, доподлинно неизвестно боеспособен ли этот борт, но будем считать его мобилизованным и одновременно в числе первых кандидатов на длительный вояж на Николаевский АРЗ.
Су-24М «белый 66» — Этот борт стал появляться на фотках с 2013 года. Выглядит не сильно презентабельно, но зато летает. Последняя фото — середина мая сего года на базе 7-й бригады. Да, и приз за самый агрессивный вид, также у этого борта, на фотографии за сентябрь 2013, когда он со всех сторон обвешан осколочно-фугасными бомбами ОФАБ-100-120. Участник учений в Луцке.
Су-24М «белый 83» — Крайний раз этот борт был замечен в августе 2012 года, на взлете. Будем считать мобилизованным. На фотографиях изображения «Змея-Горыныча» на этом борту нет.
Итак, суммарно на весну 2014 предполагаем боеготовыми в ВВС Украины всего лишь 6-7 бомбартировщиков Су-24М. Негусто. Из них имеет смысл вычесть два борта – разбитый 21 марта экипажем и поврежденный 1 июля ПЗРК ополчения. Таким образом сейчас их осталось в строю 4-5 штук.
Далее небольшое исследование по разведчикам Су-24МР, которое принесло достаточно неожиданный результат…
Су-24МР «желтый 11» 0415304 — один из самых популярных «разведчиков» у фотографов. Также как и у Су-24М «белого 22» масса фотографий со всевозможных учений ВВС. С недавнего времени (примерно с осени 2013) обзавелся «боевой раскраской» — нарисованные «акульи» «челюсти», «глаза» и «жабры» носу самолета. «Глазки» у данного экземпляра выполнены в черно-желтом цвете. Также на правом воздухозаборники изображение совы — видимо символ разведывательной эскадрильи, а на левом заметно бело-голубую эмблему в виде щита. В середине мая 2014 был замечен на сборе в Кульбакино.
Су-24МР «желтый 15» — Борт давно не снимали в полете, но неожиданно он попал в кадр на фотоотчете от сентября 2013. На первый взгляд — может быть боеспособен, на это указывает свежая «акулья раскраска». Приведенное фото сделано давно, но на нем он виден получше.
Су-24МР «желтый 17» — Также, скорее всего боеспособный борт. В феврале 2013 был замечен в полете, крайнее изображение этого борта — на фотоотчете от сентября прошлого года, там он стоит в одном ряду с боеспособными бортами.
Су-24МР «желтый 36» — второй самый популярный у фотографов Су-24МР. Выглядит очень даже презентабельно, свежая покраска в светло-сером и белом цветах. “Сова” — на правом воздухозаборнике. Очень часто встречается на фотках, оба борта (11 и 36) были замечены в середине мая этого года.
Су-24МР «желтый 93» — в апреле «нашелся» этот борт. Нет изображения совы на правом борту.
По разведчикам в ВВС Украины все, конечно, печально, но не до такой степени. Итого предположительно 5 боеспособных Су-24МР осталось от наследия в 35 машин.
Всего по Су-24М и Су-24МР — 10 самолетов (с учетом потерь двух бомбардировщиков весной-летом 2014), по 5 каждого типа.
Sukhoi Su 24 Stock-Fotos und Bilder
- CREATIVE
- EDITORIAL
- VIDEOS
- Beste Übereinstimmung
- Neuestes
- Ältestes
- Am beliebtesten
Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum
- Lizenzfrei
- Lizenzpflichtig
- RF und RM
Lizenzfreie Kollektionen auswählen >Editorial-Kollektionen auswählen >
Фотографии по адресу Einbetten
Durchstöbern Sie 187
sukhoi su 24 Stock-Photografie und Bilder. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken. На этой раздаточной фотографии, предоставленной ВМС США, российский штурмовик Су-24 пролетает на малой высоте мимо авианосца «Дональд Кук» 12 апреля… На этой раздаточной фотографии, предоставленной ВМС США, два российских Су-24 24 штурмовика пролетают над авианосцем «Дональд Кук» 12 апреля 2016 года в Балтийском море… Бомбардировщики Су-24 ВВС России пролетают во время военных учений на юге России 11 февраля 2015 года. Марафонские переговоры в Беларуси завершились в феврале… Летчики садятся в кабину российского всепогодного штурмовика Су-24 во время соревнований военной авиации в Краснодарском крае на… Украинские истребители Су-27 сопровождают фронтовой бомбардировщик Су-24 во время учений ВВС в Староконстантинове военная авиабаза, 12 октября 2018 г. -…На этой рекламной фотографии, предоставленной ВМС США, российский штурмовик Су-24 совершает пролет на малой высоте мимо авианосца «Дональд Кук» 12 апреля,.Сухой Су-24 «Фехтовальщик» — цена, характеристики, фото, история
Прокрутите вниз для галереи изображений
кредит: Александр Мишин
Су-24 — советский реактивный истребитель, который использовался ВВС России с 1964 по 1997 год. Он был разработан для тактических бомбардировок и штурмовиков, но также часто использовался в боях воздух-воздух. Су-24 — один из лучших истребителей 3-го поколения, когда-либо созданных в России, его служба началась в 1977. Сегодня его заменили более совершенные истребители, такие как Су-34 или Су-35С, которые лучше приспособлены к воздушному бою и имеют более высокую маневренность.
Содержание
- Технические характеристики
- Фотогалерея
- Описание
- Производитель:
- Сухой
- Страна:
- Россия
- Изготовлено:
- 1988 до: 1992
- ИКАО:
- СУ24
- Цена:
- 25 миллионов долларов США (1997)
- Производительность
- Веса
- Габаритные размеры
- Авионика:
- Лазерный целеуказатель/ТВ-квантовая система «Кайра-24», инерциально-навигационная система ПНС-24М
- Двигатель:
- 2x 2 × Сатурн/Люлька ТРД АЛ-21Ф-3А
Реактивный - Мощность:
- 24 700 фунтов силы
- Максимальная крейсерская скорость:
- 710 узлов
1315 км/ч - Скорость приближения (Vref):
- Диапазон путешествий:
- 1500 морских миль
2778 километров - Экономия топлива:
- 0,41 морской мили/галлон
0,201 км/литр - Максимальный уровень обслуживания:
- 36 000 футов
- Скорость набора высоты:
- 30000 футов в минуту
152,40 метра в секунду - Расстояние взлета:
- 1550 метров — 5085,24 фута
- Посадочная дистанция:
- 1100 метров — 3608,88 футов
- Максимальный взлетный вес:
- 43 755 кг
96 462 фунта - Максимальный посадочный вес:
- Максимальная полезная нагрузка:
- 8 000 кг
17 637 фунтов - Емкость топливного бака:
- 3 960 галлонов
14 990 литров - Объем багажа:
- Места — Эконом / Общие:
- 2 места
- мест — бизнес-класс:
- 0
- мест — Первый класс:
- 0
- Высота кабины:
- Ширина салона:
- Длина салона:
- Внешняя длина:
- 22,53 метра — 73,92 фута
- Высота хвоста:
- 6,19 метра — 20,31 фута
- Диаметр фюзеляжа:
- Размах крыла / диаметр ротора:
- 17,64 метра — 57,87 футов
- Наконечники крыльев:
- Нет винглетов
нажмите / коснитесь, чтобы открыть полноэкранную галерею
Су-24М.
кредит: Дмитрий Терехов
Су-24М .
кредит: Дмитрий Терехов
Су-24М
кредит: Роб Шлейферт
Су-24М
кредит: Роб Шлейферт0021
кредит: редакционная группа
кредит: редакционная группа
1 / 17
Упоминания в блоге
Сообщений в блоге, в которых упоминается Су-24 «Фехтовальщик»:
- Топ-11 лучших российских истребителей
Сухой Су-24М — Россия — ВМФ | Авиационная фотография № 6937951
[ Середина Большой ]
Эта фотография защищена авторским правом и не может быть использована без надлежащего разрешения.
- Добавить в альбом
- Нравиться (8)
- Выбор Фотога
- Перекрестные данные
Фотограф
Дмитрий Терехов
Авиакомпания
Россия — ВМФ
Версия
Сухой Су-24М
Общий тип
Сухой Су-24
Основной тип
Сухой Су-24
Производитель
Сухой
Рег.
РФ-12033
Код
09 БЕЛЫЙ
Местоположение
В полете
Страна
Россия
Дата фотографирования
2020
- Коррекция
[ Середина Большой ]
Исследуйте другие замечательные фотографии
- От этого фотографа
- этого самолета
- Из этого места
МЧС России МЧС России
РЕГ: РФ-32767
Бериев Бе-200ЧС
МСН: 76820002501
Рязанская область [ВНЕ АЭРОПОРТ]
Россия — август 2022 г.
МЧС России — МЧС России
РЕГ: РФ-32766
Бериев Бе-200ЧС
МСН: 76820001402
Рязанская область [ВНЕ АЭРОПОРТ]
Россия — август 2022
МЧС России МЧС России
РЕГ: РФ-31140
Бериев Бе-200ЧС
МСН: 03-05
Рязанская область [ВНЕ АЭРОПОРТ]
Россия — август 2022 г.
Россия — ВМФ
РЕГ: РФ-75320
Ильюшин Ил-38Н
МСН: 080010806
Санкт-Петербург [ВНЕ АЭРОПОРТА]
Россия — июль 2022
Россия — ВМФ
РЕГ: РФ-12006
Бериев Бе-12 Чайка
MSN: 3602901
В полете
Россия — июль 2020
Без названия
РЕГ: РА-3056Г
Aero L-29 Delfin
Калуга — Орешково (УУФО)
Россия — Сентябрь 2020
Россия — ВВС
РЕГ: 10 белых
Сухой Су-24М
В полете
Россия — апрель 2010
Россия — ВВС
РЕГ: 33 белый
Сухой Су-24М
В полете
Россия — 10 декабря 2010 г.
Россия — ВВС
РЕГ: 09 белый
Сухой Су-24М
В полете
Россия — 2009 г.
Россия — ВВС
РЕГ: 22 белый
Сухой Су-24М
В полете
Россия — 2009 г.
Россия — ВВС
РЕГ: 15 белый
Сухой Су-24М
Воронеж — Балтимор (UUOW)
Россия — 30 апреля 2003 г.
Россия — ВВС
РЕГ: 22 белый
Сухой Су-24М
В полете
Россия — май 2009 г.
Витязь-Аэро
РЕГ: RA-24216
Ми-8ТВ
МСН: 98730317
В полете
Россия — Сентябрь 2022
Витязь-Аэро
РЕГ: RA-25656
Ми-8Т
МСН: 99254295
В полете
Россия — апрель 2021
Витязь-Аэро
РЕГ: RA-22451
Ми-8АМТ
МСН: 8АМТ00643187754У
В полете
Россия — Сентябрь 2022
ЮТэйр Авиа
РЕГ: VQ-БЛЛ
ATR ATR-72-500 (ATR-72-212A)
MSN: 976
В полете
Россия — 7 марта 2018 г.
Nordwind Airlines
РЕГ: VQ-BDC
Боинг 737-8SH
MSN: 42059
В полете
Россия — 26 августа 2018 г.
Россия — ВВС
РЕГ: 04 красный
Туполев Ту-160
В полете
Россия — Май 2021
фотоальбомов с этой фотографией
Альбом
Просмотров
Лайков
Фото
Обновлено
Лучшая коллекция реактивных истребителей
Уникальная и всеобъемлющая подборка реактивных истребителей со всего мира
Views 1. 1M
лайков 3
Фотографии 36.2K
Обновлено 2 минуты назад
Военная авиация.
Самые лучшие фотографии военной авиации.
просмотров 650.1K
лайков 3
Фотографии 21,7K
Обновлено 4 минуты назад
Военная авиация
Добро пожаловать
Просмотров 297.5K
лайков 1
Фотографии 12.6K
Обновлено 20 минут назад
МОЕ ЛЮБИМОЕ
Альбом для больших фотографий.
просмотров 29K
лайков 0
Фотографии 3.