+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Гибель юрия гагарина: Космонавты-призраки и Гагарин, погибший на Луне. Легенды о советском космосе

0

Космонавты-призраки и Гагарин, погибший на Луне. Легенды о советском космосе

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин, совершив виток вокруг Земли на космическом корабле «Восток», открыл новую эру в истории человечества. Человек проложил дорогу в космос. Это было главным поводом для гордости в советской стране. При этом советскую космическую программу всегда сопровождала строжайшая секретность. В последние годы докосмической эры и первые годы космической не было в стране большего государственного секрета, чем всё, что было связано с космической программой. Такая секретность порой приводила к появлению самых невероятных легенд и мифов, муссировавшихся в западной прессе и подхватываемых конспирологами. Лайф вспомнил самые невероятные мифы и легенды о советской космической программе.

Нулевые космонавты

Так называемые нулевые космонавты — это люди, якобы отправленные СССР в космос ещё до полёта Гагарина. Однако эти запуски закончились неудачно, поэтому советское руководство из соображений престижа якобы строжайше засекретило не только факт запусков, но и личности «нулевых космонавтов».

О них ничего неизвестно, поэтому их ещё иногда называют космонавтами-призраками, поскольку ни в одном архиве нет даже упоминаний о них.

Сенсацию об этих космонавтах запустило в 1959 году итальянское информационное агентство Continentale. Источником информации послужил некий неназываемый чехословацкий коммунист, который по большому секрету поведал корреспонденту страшную тайну — на самом деле СССР уже несколько раз запускал человека в космос, но каждый запуск заканчивался катастрофой, поэтому в Кремле было принято решение строго засекретить эти запуски.

Издание тем временем сообщало всё новые подробности. Стали известны имена погибших космонавтов и даже обстоятельства их гибели. Первый — Алексей Ледовский погиб во время запуска пилотируемой баллистической ракеты с полигона Капустин Яр 1 ноября 1957 года. 1 февраля 1958 года погиб Сергей Шиборин. 1 января 1959 года — Андрей Митков. Все они якобы погибли при попытке совершить пилотируемый суборбитальный полёт. Четвёртой погибшей стала Мария Громова, якобы разбившаяся при запуске орбитального самолёта с ракетным двигателем.

Возможно, в тех условиях информация итальянцев, переданная через «чешского коммуниста», выглядела вполне правдоподобно. Однако сейчас можно уверенно сказать, что это утка. СССР действительно осуществлял суборбитальные полёты с начала 50-х годов, правда непилотируемые. Пассажирами этих ракет были собаки. 

Вероятно, какие-то сведениях о советских запусках до западных разведчиков и аналитиков доходили, хотя и в искажённом виде. Так, все названные итальянцами даты не совпадают с реальными датами запусков ракет с Капустина Яра.

Проект суборбитального пилотируемого полёта в космос действительно существовал (проект ВР-190) и собак запускали как раз в рамках подготовки к нему. Однако после запуска спутника в космос Королёв потерял интерес к «ненастоящим» суборбитальным полётам и загорелся идеей осуществить настоящий полёт с выходом на орбиту и витком вокруг Земли. И с начала 1959 года вся советская космическая программа переключилась на подготовку первого пилотируемого полёта в космос.

Несколько сомнительно, что Королёв, совершив несколько неудачных суборбитальных запусков и не совершив ни одного удачного пилотируемого, вдруг переключился бы на полноценный космический полёт, осуществить который было на порядок сложнее.

В конце концов, в архивах нет вообще никаких упоминаний об этих людях. Они не упоминаются ни как летчики, ни как космонавты. Нет ни единого их следа. О них никто не упоминает в мемуарах. Даже с наступлением гласности и раскрытием архивов никто не обмолвился об этих людях, хотя ещё были живы многие имевшие отношение к советской космической программе.

Конспирологи могут сказать, что эти люди просто чрезвычайно засекречены, но добиться такой секретности очень сложно и, главное, незачем. Но СССР было очень важно первенство именно с имиджевой точки зрения. Важен был сам факт осуществления полёта. Известно, что перед полётом Гагарина заранее было заготовлено три шаблона: первый извещал весь мир о первом полёте человека в космос, второй был обращением ко всем государствам с просьбой оказать помощь в поисках космонавта (на случай его приземления в непредусмотренном месте), третий извещал о гибели первого космонавта в истории человечества. То есть подготовка к полёту была тщательно засекречена, но сам полёт делать секретом никто не планировал даже в случае его неудачи. Поэтому не очень понятно, что могло бы заставить советское руководство так тщательно скрывать пилотируемые суборбитальные полёты, ведь они были бы в любом случае первыми.

В российских СМИ к 40-летней годовщине гагаринского полёта появилась сенсационная информация. Некий Михаил Руденко из ОКБ-46 подтвердил факт трёх суборбитальных полётов, завершившихся неудачно. Однако в его заявлении настораживает несколько моментов. Во-первых, он не сообщает никаких подробностей свыше тех, что упоминались в жёлтой прессе. Во-вторых, не существует ни одного интервью Руденко, за исключением этого невероятно короткого, состоявшего буквально из двух-трёх предложений. Хотя, несомненно, человек, действительно что-то знавший, выступал бы в СМИ значительно чаще. В-третьих, в разных источниках путается его должность. Одни называют его инженером-экспериментатором, другие — старшим инженером, третьи — главным инженером.

По всей видимости, «заявление Руденко» было либо чьей-то шуткой, либо мистификацией какого-то журналиста. Поскольку Владимир Молодцов, один из создателей корабля «Восток», позднее утверждал, что никакого Руденко в ОКБ-46 он никогда не видел, а кроме того, оспорил и пилотируемые суборбитальные запуски, заявив, что присутствовал почти на всех таких запусках лично и ни разу в них не принимали участие пилоты.

Точку в истории с космонавтами-призраками поставил знаменитый американский историк космоса Джеймс Оберг, который в своё время подробно изучал легенду о нулевых космонавтах и ещё в 80-е годы пришёл к выводу, что истории о советских суборбитальных космонавтах являются не более чем легендами.

Другие потерянные космонавты

Тем не менее потерянные космонавты появлялись и позднее. На этот раз, правда, их гибель увязывалась с неудачными запусками советских кораблей и спутников, которые действительно имели место. На роль погибших космонавтов также назначались реально существовавшие люди.

В мае 1960 года СССР произвёл запуск прототипа «Востока». Полёт был экспериментальным, в качестве пассажира был отправлен «Иван Иванович» — манекен человека, необходимый для отработки системы жизнеобеспечения. Однако корабль отклонился от курса и в результате его обломки упали не в СССР, а в Америке. Сохранить это в тайне, разумеется, было невозможно.

Вновь отличились итальянцы из того же самого агентства, сообщавшего о погибших космонавтах. На этот раз они уверенно сообщили о том, что при запуске корабля погиб советский космонавт Геннадий Завадовский.

Осенью 1960 года сенсационные известия сообщила уже американская пресса. СССР совершил сразу два неудачных запуска человека в космос: в сентябре взорвался на старте корабль с космонавтом Иваном Качуром, а в октябре на орбите взорвался космический корабль, на борту которого находился космонавт Пётр Долгов.

Чуть позже на арену вышли итальянские братья Юдика-Кордилья. Эти двое радиолюбителей якобы слышали и даже записывали на определённых радиочастотах переговоры советских космонавтов с центром управления.

И каждый раз, когда братья их слушали, происходило что-нибудь страшное. То космонавт сообщал, что его корабль уходит в открытый космос, то задыхался, то извещал о пожаре. В феврале 1960 корабль Геннадия Михайлова унесло в открытый космос. В ноябре того же года аналогичная судьба постигла и корабль Алексея Грачёва, потерявшегося в космических дебрях после ухода с орбиты. Также сообщалось о гибели некой женщины-космонавта Людмилы и ещё трёх космонавтов во главе с Алексеем Белоконевым, задохнувшихся из-за разгерметизации корабля.

Стоит отметить, что поначалу подробно сообщались имена погибших космонавтов, а в последних случаях их имена уже не сообщались. Всё дело в том, что за советских космонавтов приняли совсем не тех людей. В конце 50-х в «Огоньке» опубликовали фотографии техников-испытателей Института авиационной и космической медицины. Кое-какое отношение к космосу они имели, но вот в космос не летали. В отличие от первого отряда космонавтов, строго засекреченного, их имена не были секретными.

Их звали: Алексей Белоконов, Геннадий Завадовский, Иван Качур, Пётр Долгов, Алексей Грачёв и Геннадий Михайлов. Кто-то из заграничных аналитиков увидел их фотографии в журнале и пришёл к выводу, что это и есть первые советские космонавты, готовящиеся к полёту. Эта информация была подхвачена заграничными СМИ, которые в дальнейшем и «запускали» их в космос, а их полёты, как правило, приурочивались к реальным запускам.

Так, утверждалось, что Иван Качур погиб при взрыве во время запуска в сентябре 1960 года. В действительности в сентябре была запущена ракета Р-2 с собаками по кличке Малёк и Пальма. Запуск был успешным. А вот Долгова «похоронили» в связи с неудачным запуском космического аппарата к Марсу. Михайлов стал «жертвой» неудачного запуска станции к Венере.

На самом деле все эти люди были живы и вполне здоровы и продолжали работать в Институте авиации. Сын Белоконова уже после распада СССР с большим удивлением рассказывал о том, что, будучи подростком, услышал по заграничному радио, вещавшему на территории СССР, информацию о том, что его отец задохнулся на орбите. И это в то время, когда он мирно спал в соседней комнате.

Пётр Долгов действительно погиб, но через два года после его мнимой гибели. В отличие от остальных техников, он был парашютистом-испытателем и погиб при прыжке со стратостата с высоты 28 километров (из-за треснувшего гермошлема).

Итальянские братья Юдика-Кордилья в первой половине 60-х стали настоящими звёздами итальянских СМИ, однако через несколько лет, по мере снижения уровня секретности советской программы, их записи стали подвергаться всё большей критике. Указывалось, что космонавты в них разговаривают на русском языке, грамматически неверно строя предложения, что просто невозможно для людей, чей русский язык является родным с рождения.

По мере развития космической техники стало ясно, что в то время было просто невозможно попасть в открытый космос, ибо двигатели первых кораблей не имели достаточной мощности, чтобы уйти с орбиты. Для выхода в межпланетное пространство корабль должен был достигнуть как минимум второй космической скорости, а для ухода из сферы притяжения Солнца и выхода в межзвёздное пространство — третьей космической скорости. Поэтому «потеряться» в межпланетном пространстве для нулевых космонавтов было очень проблематично.

После серии критических отзывов итальянские братья перестали «слышать» советских космонавтов и сейчас их фамилия упоминается только в разного рода конспирологических исследованиях.

Первый советский космонавт в плену у китайцев

В апреле 1961 года английское издание Daily worker сообщило сенсационное известие: СССР запустил человека в космос, им стал Владимир Ильюшин — сын знаменитого советского авиаконструктора, создавшего самолёты Ил. СССР сразу же выступил с опровержением этой информации, но со временем она была подхвачена конспирологами и обросла самыми невероятными деталями.

Оказывается, Ильюшин совершил первый полёт на «Востоке» ещё в апреле 1960 года, но траектория его приземления была рассчитана неверно — и он упал на территории Китая. Космонавт сильно пострадал  при приземлении и был захвачен в плен китайцами, которые приняли его за шпиона и арестовали. Советскому руководству только через несколько месяцев удалось добиться от китайцев возвращения космонавта, но история приняла такой оборот, что Ильюшина решили засекретить, а космонавтом назначить Юрия Гагарина, в действительности не бывавшего в космосе. Гагарин якобы очень тяготился этим и хотел рассказать миру правду, но его убили, подстроив авиакатастрофу.

В качестве подтверждения своей версии авторы указывали на тот факт, что Ильюшин на костылях был принят в Кремле и награждён звездой Героя Советского Союза.

История, бесспорно, получилась интересной и захватывающей. В жизни всё было куда прозаичнее. Лётчик-испытатель ОКБ Сухого Владимир Ильюшин в 1960 году действительно был награждён званием Героя Союза, действительно передвигался при помощи костылей и действительно некоторое время провёл в Китае.

Однако награждён он был за работу лётчика-испытателя, награду он принимал после тяжёлой автокатастрофы, в которой получил травму обеих ног и после лечения в Москве действительно провёл некоторое время в Китае, где проходил реабилитацию. Он никогда не входил в состав отряда космонавтов, хотя в настоящее время известны все его члены, включая тех, кто по различным причинам не побывал в космосе.

Гагарин погиб на Луне

Это значительно более поздняя и откровенно маргинальная теория, строящаяся на огромном числе умозрительных предположений. Она заключается в следующем. СССР стремился во что бы то ни стало взять верх и в лунной гонке, для чего в спешке отрабатывалась лунная программа. Хорошо известно, что Гагарин очень хотел снова побывать в космосе и уговорил руководство позволить ему принять участие в лунной программе.

Однако программа была ещё не обкатана, поскольку готовилась поспешно. Тем не менее желание обогнать американцев было столь велико, что было решено пойти на риск и отправить Гагарина на Луну в начале марта 1968 года на аппарате «Зонд-4».

2 марта состоялся старт аппарата под управлением Гагарина, однако из-за сбоя в системе навигации корабль полетел не к Луне, а в другую сторону. При возвращении на Землю корабль также сбился с пути и совершил неудачное приземление в Гвинейском заливе. Гагарин погиб 9 марта. Все люди, которые видели его в промежутке между 9 марта и 27 марта, на самом деле видели специально подобранного двойника, чтобы скрыть неудачный полёт на Луну. А чтобы обман не был раскрыт, 27 марта была инсценирована гибель Гагарина в авиакатастрофе.

Легенда базируется на откровенно слабых аргументах: Гагарин хотел лететь в космос, Гагарин был на космодроме в день запуска «Зонда-4», Гагарин был капитаном отряда советских космонавтов. Всё остальное — домыслы и вымыслы.

Гагарин действительно хотел отправиться в космос ещё раз и даже уговорил руководство назначить его на программу «Союз». Он готовился к полёту и был назначен дублёром космонавта Комарова. Однако «Союз» ещё был сырым и недоработанным, произошла катастрофа, Комаров погиб. После этого руководство и слышать не хотело о полётах Гагарина, боясь потерять живой символ советской космической победы. Гагарин был на космодроме, как и другие космонавты, наблюдавшие за запусками аппаратов.

СССР действительно запускал к Луне беспилотные аппараты «Зонд» для отработки лунного полёта. Была даже назначена предварительная дата первого полёта человека к Луне — 8 декабря 1968 года. Однако полёт так и не состоялся в связи с ненадёжностью техники. Начиная с 1964 года СССР совершил 18 запусков «Зонда» — и почти все они оказались неудачными. Были серьёзные проблемы как с ракетой-носителем, грешившей неполадками, так и с системой навигации. 

Из-за неудачных запусков пилотируемый полёт был перенесён из-за практически гарантированной гибели космонавта. Первый удачный запуск был осуществлён лишь в августе 1969 года, через две недели после высадки американцев на спутник Земли.

Кроме того, стоит отметить, что Гагарин не входил в число космонавтов лунного отряда. Первыми должны были лететь Быковский и Рукавишников, которые не совершали бы высадку на Луне, а просто облетели её и вернулись. Высадиться должен был Леонов, летевший в паре с Макаровым. Но ни один советский космонавт к Луне не отправился. После высадки американцев лунная гонка была проиграна и больше не было целесообразности в подготовке рискованного полёта.

Тайна гибели Юрия Гагарина: Мифы, факты, версии | Новости

Гагарин, следуя инструкции, запросил аэродром:

«Разрешите выход на точку».
«Разрешаю», — последовал незамедлительный ответ.
«Вас понял», — это были последние слова, произнесенные космонавтом № 1.

Шестьдесят секунд спустя самолет врезался в землю. С этого момента началась история, полная мифов и легенд, связанных с гибелью Юрия Алексеевича. Что же на самом деле произошло в тот злополучный день? Как два опытнейших летчика могли потерять управление крылатой машиной? Или им помогли? До сих пор в архивах спецслужб хранятся засекреченные отчеты того мартовского происшествия — далекого 68-го года. Истинные причины гибели Юрия Гагарина и спустя 50 лет после авиакатастрофы до конца неизвестны. Зато полно версий. 

Фото: tassphoto.com

Версия № 1: Официальная

Госкомиссия по расследованию катастрофы через 6 месяцев после трагедии представила отчеты по изучению обстоятельств дела. Так, согласно документу, экипаж совершил резкий маневр, вероятнее всего из-за изменившейся воздушной обстановки. Самолет сорвался в штопор, выйти из которого летчики не смогли. Далее приводятся доказательства, подтверждающие, что в кабине находились командир полка, летчик-испытатель первого класса Владимир Серегин и космонавт № 1 Юрий Гагарин. Также значится, что самолет был исправен — двигатель работал до самого столкновения с землей, электрика была под током, а кислородная система в норме. Позы обоих летчиков были рабочими до самого конца. Однако после этого заявления, которое должно было расставить все точки над i, вопросов стало только больше. Задание предполагало нахождение в небе как минимум в течении 20 минут, вместо этого экипаж уже на первых виражах запросил приземление. И больше летчиков уже никто не слышал.

Фото: tassphoto.com

Версия № 2: Ошибка пилота

Причиной катастрофы могла стать разгерметизация кабины. Изучив обстоятельства дела, специалисты от авиации пришли к выводу, что Гагарин мог не до конца закрыть кран вентиляции. Все дело в том, что отпечаток стрелки измерителя перепада давлений находился в зоне отрицательных значений, а такое может быть только, если кабина не была герметична. Верную смерть обеспечило пикирование. Давление резко возросло, летчики получили так называемый аэродинамический удар. На доли секунды они потеряли сознание. Погибнуть они могли уже в небе, до столкновения с землей.

Фото: tassphoto.com

Версия № 3: Владимиру Серегину стало плохо

У Героя Советского союза, летчика штурмовой авиации Владимира Серегина в тот день болело сердце. Но, как это часто бывает, командиры на особом положении — медкомиссия смотрела сквозь пальцы на его недомогание. Перед вылетом Гагарину пришлось какое-то время прождать напарника в кабине. Серегин говорил по телефону с московским начальством. Разговор проходил на повышенных тонах. Почти сразу после взлета, Серегину стало хуже, на вираже он потерял сознание. И именно поэтому, считают сторонники подобной версии, Гагарин и запросил приземление раньше времени. Юрий попытался привести Серегина в чувство, однако тот навалился телом на ручку управления. Катапультироваться было уже поздно.

Фото: tassphoto.com

Версия № 4: Гагарина забрали инопланетяне

В 79-м году на прием к знаменитой предсказательнице Ванге пришли двое. Актер из Советского Союза и его друг. Уже с порога прорицательница спросила у гостя, почему тот не исполнил просьбу Юрия Гагарина. И пересказала разговор, который между ними состоялся накануне гибели космонавта. Актер подтвердил, что так все и было. Повергло в шок и заявление Ванги о том, что на самом деле Гагарин не погиб, а похищен инопланетянами и сейчас он на другой планете. По некоторым данным, перед тем роковым тренировочным полетом сам Юрий Алексеевич тайно приезжал к монахине Макарии — известной старице, живущей под Гжатском. Женщина обладала даром предвидения. Якобы она отговаривала его от полетов, но тщетно. Даже штатный астролог, который был принят в Звездный городок в качестве консультанта по распоряжению самого Никиты Хрущева, составил в тот день неблагоприятный гороскоп летчику. Астролог отыскал Гагарина и предупредил об опасности. Но Гагарин ответил:

«Я человек военный, отказаться не могу. Да и полет несложный…»

Фото: tassphoto.com

Версия № 5: Обидел генсека

Эта версия появилась в журнале «Свет». Некто Волков предположил, что между Гагариным и Брежневым произошел конфликт. Якобы космонавт оскорбил его на очередном правительственном банкете. Тут же было принято решение наказать заносчивого космонавта, а именно — упрятать его в психушку. Автор статьи продолжал:

«У Гагарина стерли из мозга всю информацию, а вместо него запустили двойника. Он знал все семейные тайны и поэтому даже родные его приняли. А настоящий Гагарин скончался в 1990 году».

Такие версии, при всём желании «воскресить» великого космонавта или найти менее обидную причину катастрофы, чем случайность, попахивают бредом. Но многие принимали и продолжают принимать их за чистую монету. Ведь стране нужен был герой, вечно молодой и первый, у которого просто не могло быть жизни «после». Он должен был остаться в памяти красивым, спортивным, с лучезарной улыбкой, а не дряхлым стариком. Именно поэтому в «неслучайную гибель» героя верят и сейчас.

Фото: tassphoto.com

Вместо эпилога

Юрий Алексеевич не мог знать чем закончится его полет в космос. Незадолго до старта он написал письмо своей семье. Его передали вдове в марте 68-го. Судьба распорядилась так, что Валентине Гагариной все-таки пришлось его прочитать. Вот небольшой фрагмент того письма.

«…Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы. Но…
Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им и не положено было знать. Ну вот, кажется, и все. До свидания, мои родные.
Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом ваш папа и Юра.
10.04.61».

Наталья Бандурина

Отец корреспондента «Правды.Ру» захоронил окровавленные обломки самолета Гагарина. Он уверен, что «МиГ-15» был сбит

«Гагарин разбился, как писали в газетах, в поселке Новоселово, а на самом деле это произошло ближе к нашей деревне, которое называется Старое Село», — рассказывает Александр Артемович Сытник, 85-летний пенсионер, который весной 1968 года оказался в четырех километрах от места катастрофы.

Над их селом самолеты не летали, уверяет он, рядом стояла ракетная часть и эта зона была запретной для полетов. Обломки самолета Гагарина и Серегина местные жители находили и много месяцев спустя – настолько разворочен был самолет.

Сегодня Россия отмечает скорбную дату. 40 лет назад, в ходе выполнения учебного полета на самолете МиГ-15, погиб Юрий Алексеевич Гагарин. Обстоятельства смерти первого космонавта Земли до сих пор вызывают множество вопросов, а единственным общедоступным документом об авиапросшествии 27 марта 1968 года близ деревни Новоселово Киржачского района Владимирской области, остается официальный некролог о гибели Юрия Гагарина и второго пилота «МиГа» Владимира Серегина.

Результаты работы правительственной комиссии по расследованию крушения самолета остаются засекреченными, официально озвученная причина аварии – «отказ техники». Однако свидетельства, полученные «Правдой.Ру», позволяют усомниться в этой версии.

Александр Артемович Сытник, в недавнем прошлом преподаватель Московского энергетического института, а ныне пенсионер, поделился  воспоминаниями с нашим изданием лишь по той причине, что в «Правде.Ру» работает его дочь.

Смотрите также: Фоторепортаж «Таким он парнем был…»

Вот что рассказал  москвич, Александр Артемович:

— Мы с супругой работали преподавателями, я — в институте, она — в школе, а летние каникулы начинались у нас в одно время. На лето мы ездили к бабушке в деревню, там у нас было общее пристанище.

Гагарин разбился, как писали в газетах, в поселке Новоселово, а на самом деле это произошло ближе к нашей деревне, которое называется Старое Село. В 4-х километрах это было. В общем, недалеко.

Приехав, первым делом мы решили сходить на то место, где он разбился. Нам соседи рассказали, где это все случилось: мы это место хорошо знали, я — закоренелый грибник, хорошо знал всю округу. На самом деле гибель произошла в районе между селами  — Новоселовым и Старым Селом. Есть там по сей день  местечко  – сельский погост,  церковь и сельское кладбище. Самолет разбился метрах в ста от этого места.  Запущенное место, лес, болото. Мало кто туда ходил. Но нашли место гибели быстро.

Рядом проходила ЛЭП — линия высоковольтной электропередачи, вот именно на нее самолет  и упал, словно по трагической символике: рядом с кладбищем.

На месте гибели уже находилась охрана: стояли две палатки, солдаты сделали барьер из кольев. Но к месту ЧП нас не пустили, завернули обратно. Мы прошли несколько шагов, смотрю: под кустами что-то блестит. Поднял, а это — кусок дюралевой трубки, да еще пахнет керосином.

Я работал в Московском энергетическом институте преподавателем начертательной геометрии. Взял этот кусок трубы и понес с капитану Скобельцыну. Помните, такой был председатель по присуждению Ленинских премий? Так вот у него был племянник, этот мой знакомый. Он ко мне часто обращался за помощью, обыкновенно просил, чтоб я  благосклонно отнесся на экзаменах к студенткам. Мы с ним дружили. Он  был преподавателем на военной кафедреа, а заведовал  кафедрой генерал-майор Грендаль, он еще в Первую мировую и гражданскую войну летал на «этажерках».

Я показал ему дюралевую трубку и сказал: «Знаешь, откуда это?». Он повертел ее в руках и  говорит: «Керосином пахнет, значит из какого-то самолета». Тогда я рассказал, где я ее нашел. Он и говорит: «Дай я покажу ее ребятам», я отдал и больше этой трубки никогда не видел. А там по связям пошло. И  дошло до генералов, а потом попало в Органы. Сами знаете, какие… 

Меня попросили написать рапорт, где и когда я это нашел: я нарисовал схему,  отдал. Через некоторое время поинтересовался, мол,  как дела. Генерал ответил, что моя находка, дескать,   никакого отношения к самолету Гагарина не имеет: мол, там летел какой-то самолет,  он «уронил» эту деталь. Генерал даже не знал, что у нас рядом — запретная зона, там находился ракетный защитный пояс Москвы. С востока на запад по этой бетонке проходила защитная полоса, за которую от Москвы и до Владимира строго запрещалось летать самолетам. Все местные об этом знали. А он не знал, потому и сказал, что это с «какого-то самолета».

— Как вы думаете, почему самолет Гагарина и Сергеева залетел в эту зону?

— Все версии, о которых напечатали и о которых говорили по телевидению, — все это ерунда. На самом деле, считаю, что Гагарина сами запустили, сами и сбили. Внутри этого защитного пояса находились радарные станции, ракетные установки, проводились учебные стрельбы и прочее. Так что самолеты в этом районе, где Гагарин с Серёгиным оказались, никогда не летали.

У города Киржач был аэродром, где готовили десантников. И Гагарин с Серегиным летели из этого города по направлению к Москве вдоль высоковольтной линии. Непонятно, как они попали на эту большую радарную станцию около города Кольчугино.

Существовал известный закон: когда самолет летит, радарная станция запрашивает специальным кодом: дескать, свой или чужой? Если самолет не отвечает, то нажимают кнопку — и самолет сбивают.

Здесь, видимо, так и получилось. Они, скорее всего, без разрешения полетели. Почему я так думаю? Потому что был у меня тогда сосед в Старом Селе. Вот он мне и рассказывал, что дело-то было ранним утром, сидел он на завалинке, курил и вдруг услышал «бум!». Это значит, ракету запустили. Когда ракету запускают, она преодолевает звуковой барьер. Скорость превышает скорость звука, происходит хлопок, вроде взрыва. И ракета улетает. А тут, говорит, раздался «бум!», а после — такой мощный взрыв прогремел, что сосед мой подумал, что у него в избе стекла сейчас  вылетят.

— Что-то он видел?

— Никто ничего не видел: это за лесом случилось. Погода ясная была: самолет упал прямо под березу. Я видел после, как он верхушки посшибал у деревьев. Почти отвесно упал: если провести вертикаль, отклонение от нее было небольшое6 градусов 10-15. Словно  камнем падал, рухнул  вертикально. Почему и связь с ним прервалась сразу…А вертолетам сразу место нашли для посадки, потому что точно знали, где разбился. Вертолеты приземлились четко у того места!

— Почему они летели таким маршрутом, почему не ответили на запрос?

 — У них была учебная спарка, по-моему, они самовольно летели, почему-то  не было черного ящика, где записаны все переговоры с самолетом, и который всегда ищут после аварии самолета.  Все лето до самой глубокой осени вокруг ходили крепкого телосложения люди и все чего-то искали. Оказывается, искали черный ящик. А он упал  километрах в  10-15-ти, в другом месте.

А когда мы пошли туда еще раз, уже  осенью, то моя племянница Ксенька, ей было лет 10-12, такая востроглазая, снова  нашла деталь от разбившегося самолета. Тогда уже охрану сняли, которая все лето там следила за местом гибели. А самолет-то взрывом разбросало на мелкие   части. Она нашла коробок металлический. Мы посмотрели: а там — дырка, и в ней виднелись не то мозги, не то кровь.

Наш родственник, связанный с авиацией, привел к нам товарища. Мы ему-то и  показали эту деталь. Он ответил, что эта часть принадлежит фонарю — от кабины самолета: коробочка-то  оказалась знаменательной — деталью от механизма, который закрывает и открывает фонарь кабины.

Но я уже не стал никому ничего ни говорить, ни показывать. Обломок закопали, поставили сверху камень-отметину. Через несколько лет, когда пришли, это место я уже, к сожалению,  не нашел.

Потом на место гибели Гагарина дорогу провели асфальтовую, пост ГАИ сделали, только немного отступили, стеллу поставили, но не в самой воронке. Раньше там была воронка, ее елочками засадили — метров 20 в диаметре, а потом сделали местом для посещений. Покрыли асфальтом, от большака сделали асфальтированное ответвление. Рядом со здешним  постом ГАИ  построили для приезжающих высоких особ гостиницу. Срубили избу двухэтажную, одну половину занимал сторож Александр Сергеевич, вторая – для гостей.

Больше всего сюда приезжали космонавты:  со всего Союза, с Дальнего Востока, приезжали «нашему Юрке» поклониться. ..

***
Сейчас мы особенно остро понимаем важность этого человека для России и мира. Это – эпоха, это одно из самых важных достижений ХХ века: появление человека в космосе буквально перевернуло мир. Все смеялись и плакали! Ликования были сравнимы разве что с Днем победы.

А про вот гибель как-то умолчали. Гибель не была героической, не имела воспитательных последствий для общества, более того, она была опасной и приоткрывала тайну, о чем большинству не полагалось знать. И вдруг «оказалось», что КГБ не знает трагических причин гибели летчиков, а вся деревня — Старое Село! — знает. Обычная такая ситуация для военных тайн Советского Союза.

 Александр Артемович не забыл сказать и о том, что памятник на месте гибели Ю. Гагарина и В. Серегина находится в ужасном состоянии.

дата и причина смерти, краткая биография

Юрий Алексеевич Гагарин погиб во время тренировочного полёта вместе со своим инструктором Владимиром Серёгиным. Трагедия случилась 27 марта 1968 года. В результате резкого манёвра самолёт ушёл в штопор и разбился. Основными причинами аварии называют неблагоприятную погоду и нарушение лётной дисциплины, но есть и другие версии.

Результаты работы Государственной комиссии, призванной выяснить обстоятельства гибели двух пилотов, В. Серёгина и Ю. Гагарина, были засекречены в течение 43 лет. Официальные сообщения умалчивали о причинах катастрофы, поэтому родилось множество версий, как экспертных, так и спекулятивных, последних минут жизни первого космонавта на Земле.

Дата гибели

Юрий Гагарин выполнил свой последний в жизни учебный вылет 27 марта 1968 года. Полёт на МиГ-15 УТИ № 612739 начался в 10:18. Он предполагал выполнение нескольких простых фигур пилотажа из курса учебно-боевой подготовки в течение примерно двадцати минут. Однако запрос на возвращение поступил от Гагарина уже в 10:31, когда самолёт был на высоте 4200 м.

По официальным данным, это было последнее сообщение пилота, после которого связь прервалась. Наиболее реалистичные модели катастрофы показали, что удар о землю произошёл менее чем через минуту.

По мнению члена лётной подкомиссии А. Д. Миронова и согласно его записям, из официальной расшифровки записи переговоров пилотов и наземных служб исключили фразу, произнесённую взволнованным звонким голосом и без позывного: «Высота — две тысячи». Он считает, что её произнёс Гагарин за секунды до смерти.

Прощание и похороны Юрия Гагарина

Оба лётчика были кремированы. Урны с прахом героев захоронены в Кремлёвской стене.

Похороны космонавта Юрия Алексеевича Гагарина, всенародного героя, проходили в обстановке искренней скорби. Не было давки, волнений. Только один человек крикнул с интонацией отчаяния: «Почему первый космонавт погиб, как допустили?» – выражая немой вопрос многих. Ответ на него вызывает горечь до сих пор, особенно теперь, когда мы можем сравнить секретные выводы комиссии — не только факты, но и то, как они были собраны, обработаны и изложены — с выводами экспертов, непосредственных очевидцев тех событий.

Последний полёт

Этот рабочий день начинался крайне неудачно. Лётчика-инструктора этой «спарки», командира полка, Героя Советского Союза Владимира Серёгина вызвал «на ковёр» генерал Н. Ф. Кузнецов, что недопустимо — перед полётом всякая нервозность должна быть исключена. Инструктор опоздал из-за этого на полчаса, и режим всех вылетов в тот день был нарушен. Началась спешка, экипажи не были проинформированы о метеорологической обстановке.

Одним из факторов, приведших к катастрофе, впоследствии будет названа погода, не подходящая для выполнения задания: необычно низкая слоистая облачность. Она могла помешать лётчикам при быстром снижении заметить возможное препятствие, которое фигурирует в разных версиях катастрофы.

Официальные выводы комиссии не уточняли подробностей изменившейся воздушной обстановки, из-за которой экипаж вынужден был совершить резкий манёвр, приведший к сваливанию в штопор. Однако в архиве президента хранится конверт с секретными выводами комиссии, который был вскрыт в дату 50-летнего юбилея полёта Гагарина в космос. В нём более определённо говорится, что объектом, от столкновения с которым уклонялся самолёт, мог быть шар-зонд.

А. Д. Миронов считает крайне странным тот факт, что ни время запуска, ни модель того конкретного зонда, ни его траекторию никто не пытался выяснить, хотя запуски беспилотных аэростатов хорошо документировались, и найти эти данные не составляло труда.

Место катастрофы

В районе огромной воронки от удара самолёта о землю, в перелесках под Киржачом во Владимирской области, было найдено больше десяти старых беспилотных аэростатов, запущенных, очевидно, до катастрофы. Но никаких документальных следов того, что комиссия искала зонд, на который указывала, как на вероятную причину падения самолёта, в архивах нет.

Поиски в районе деревни Новосёлово начались в тот же день, в час, когда стало ясно, что топливо в баке уже должно было закончиться, а пилоты так и не вышли на связь. Через три часа место падения было обнаружено с одного из вертолётов. На следующий день на этом месте приступила к работе комиссия, которая нашла обломки самолёта, фрагменты тел пилотов и их личные вещи.

В 1975 году на том месте, где погибли В. С. Серёгин и Ю. А. Гагарин, был открыт мемориал. Стела из красного гранита с портретами лётчиков напоминает своей формой крыло. Также на территории мемориала установлена точная копия самолёта МиГ-15.

Возможные причины падения

Итак, официальный вывод Государственной комиссии, из рассекреченных документов: «Исходя из анализа обстоятельств лётного происшествия и материалов расследования, наиболее вероятная причина катастрофы – выполнение резкого манёвра для отворота от шара-зонда. Или, что менее вероятно, – для предотвращения входа в верхний край первого слоя облачности».

Также из анализа 95% собранных фрагментов самолёта известно, что все бортовые системы и приборы были исправны. Анализ останков пилотов не выявил посторонних веществ в организме. Оба умерли мгновенно в момент удара о землю.

Однако, этот ответ не все считают удовлетворительным. А. Д. Миронов, член лётной подкомиссии, принимавший с самого начала участие в её работе, полагает, что перед комиссией ставилась задача не найти истину, а представить удобную версию. Ведь были выявлены серьёзные нарушения, допущенные 27 марта в полку, где занимались космонавты:

  1. Изменение таблицы полётов. Например, самолёт Андреева взлетел не через 30, а через 3 минуты после Гагарина и Серёгина.
  2. Лётчики не получили информацию от метеорологов. В тот день была такая облачность, что даже визуально можно было оценить погоду, как не подходящую для выполнения упражнений.
  3. В полётном листе Серёгина и Гагарина было прямо указано, что выполнять задание следует «вне облаков или за облаками». Это требование было нарушено.
  4. Не работали приборы наземной службы: как минимум, радиолокационный высотомер и фоторегистратор над экраном локатора.
  5. Среди обломков самолёта были найдены остатки бароспидометра, но бумага в него заряжена не была.

В общем, А. Д. Миронов характеризует обстановку, как низкий уровень лётной дисциплины. Он полагает, что на последнем этапе полёта, при развороте и снижении для возвращения на аэродром, Гагарин из-за плохой организации радиолокационного слежения за полётами вошёл в соседнюю зону и увидел близко самолёт Андреева. Попытка уклонения от него и привела к катастрофе.

Распространение получила также версия, поддерживаемая космонавтом А. А. Леоновым и доктором технических наук, генерал-лейтенантом С. М. Белоцерковским. Эта версия тоже включает перечисленные нарушения, как факторы трагедии, но главной причиной гибели называет воздействие спутного следа от другого самолёта. Впрочем, документальных подтверждений у этой версии нет.

Письмо Гагарина родным

Только после гибели первого космонавта его жена, Валентина Ивановна, прочитала письмо, которое он написал ей и дочерям перед своим историческим полётом в космос. Написал искреннее и трогательное послание о том, что любит их и счастлив выполнить возложенную на него задачу, хотя может и не вернуться на Землю. «Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы». Именно это письмо стало прощальным для его родных.

Краткая биография

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9.03.1934 в деревне Клушино, относящейся сегодня к Гагаринскому району Смоленской области. Лётчик-космонавт СССР, Герой СССР, первый человек, совершивший полёт в космическое пространство находился там (внутри космического корабля «Восход») 108 минут.

Детство и юность, учёба

Родился в семье плотника и работницы молочной фермы. Был третьим по старшинству, кроме него родители воспитывали ещё двоих сыновей и дочь. В сентябре 1941 г. пошёл в начальную школу, 12 октября деревня оккупирована фашистскими войсками, обучение прервалось. Мало того, в их доме была организована немецкая мастерская.

Отец, которого не призвали в ряды Красной Армии по состоянию здоровья, вырыл в огороде землянку и прожил в ней вместе с детьми и женой более трёх лет, до прихода русских.

Как рассказывает Сергей Березовский и Ольга Рякина (авторы книги «Из воспоминаний Гагарина»), незадолго до отступления фашисты забрали старшего брата Валентина и сестру Зою в Германию.

В мае 1945 г. семья Гагариных переехала в Гжатск (город Гагарин), где мальчик завершил школьное обучение, которое возобновил сразу после изгнания немцев. Получив шестилетнее образование, Юрий планировал продолжить учиться в одном из ремесленных московских училищ. Но пока семья готовилась к отъезду, набор учеников закончился.

В конце сентября благодаря помощи родственников ему удалось зачислиться в Люберецкое ремесленное училище № 10 (сегодня Люберецкий техникум имени Гагарина). Одновременно он начинает заниматься в седьмом классе вечерней школы.

В 1951 г. оканчивает школу, получает квалификацию формовщика-литейщика. В августе этого же года поступает в литейную группу Саратовского индустриального техникума (сегодня профессионально-педагогический колледж СГТУ имени Гагарина). В 1954 г. начинает заниматься в Саратовском аэроклубе ДОСААФ СССР.

Популярность

Всемирная слава к Гагарину пришла после того, как 12 апреля 1961 г. внутри космического корабля «Восток» он совершил полёт в космос. Позже выяснилась, что всё организовывалось в спешке (из-за гонки с американцами), поэтому оказался непродуманным целый ряд важных условий. Из-за этого произошли некоторые непредвиденные события, которые, к счастью, не стали причиной гибели лётчика.

Корабль поднялся на 100 км выше, чем это планировалось. При наличии сбоя в работе тормозной системы на возвращение потребовался бы месяц, а запас воды и пищи был всего на 10 суток.

Несмотря на многочисленные недочёты, Гагарин благополучно вернулся на Землю. Он приземлился не в 100 км от Сталинграда (Волгограда), как это планировалось, а севернее, в Саратовской области.

Командование и ЦК сомневались в благополучном исходе до последнего момента. Поэтому полёт происходил в полной секретности. Лишь после того, как стало известно о том, что Гагарин вернулся на Землю живым, о нём было рассказано общественности.

С этого момента Юрий Гагарин стал известным во всём мире, а день его возвращения (12 апреля) отмечается, как Всемирный день авиации и космонавтики.

Друзья, знакомые

После полёта в космос Юрий Гагарин стал важнейшей исторической личностью не только Советского Союза, но и всего мира. Уже через месяц после возвращения на Землю он отправился в свою первую зарубежную поездку получившую название «Миссия мира». Первый космонавт планеты посетил около 30-ти стран, в каждой из которых его встречали, как близкого друга и героя.

Однако на родине, в СССР у него остались друзья, отношения с которыми продолжались на протяжении всей жизни:

  • Лётчики и космонавты (А. Леонов, В. Горбатко, П. Попович, В. Терешкова, В. Комаров, Г. Титов, Г. Нелюбов, А. Николаев, В. Быковский).
  • Люди, дружба с которыми завязалась после легендарного полёта (секретарь ЦК ВЛКСМ Везиров Абдул-Рахман Халил оглы, Главный конструктор не менее легендарный С. П. Королёв, первый секретарь ЦК Н. С. Хрущёв, позже Л. И. Брежнев, английская королева Елизавета II, президент Египта Гамаль Абдель Насер и другие не менее значимые политические деятели).
  • Сохранились дружеские отношения и с людьми, с которыми он познакомился ещё в детстве. Одними из них стали Александр Бувин и Тимофей Чугунов, знавший Гагарина с 15-летнего возраста.

«После полёта в космос, как известно, Юрий Гагарин себе уже не принадлежал. И всё же такие встречи были. Со мной – в январе 1965 г. в Саратове, Гагарин был уже полковником. Когда сели за стол, я был рядом, мне, как другу юности, дали слово. Начал: «Юрий Алексеевич…», – чувствую удар по ноге под столом, и тихий голос: «Какой я тебе Юрий Алексеевич…», – делился воспоминаниями Тимофей Андреевич с корреспондентом «МК», готовящем репортаж ко Дню Космонавтики.

Личная жизнь

Жена – Валентина Ивановна Гагарина, работала сотрудницей Медуправления Центра управления полётов. Поженились они в Оренбурге, на родине невесты. После гибели мужа в квартире, где жила её семья, открылся музей школы-интерната. С 2001 г. и по сегодняшний день функционирует, как филиал Музея истории Оренбурга под именем Музея-квартиры Юрия и Валентины Гагариных.

В браке родилось 2 дочери:

  • Елена (17.04.1959 г. р.).
  • Галина (7.03.1961 г. р.).

Чем занимаются близкие родственники

  • Вдова Юрия Гагарина Валентина – пенсионерка. Проживает в Звёздном городке Щёлковского района МО. Всю жизнь проработала в должности медсестры и лаборанта-биохимика. После смерти супруга замуж не выходила, с прессой практически не общается. Иногда принимает участие в мероприятиях, посвящённых Юрию Алексеевичу. Написала и опубликовала биографическую книгу о муже «108 минут и вся жизнь», несколько раз издавала личные воспоминания.
  • Старшая дочь Елена (родилась в Мурманске) работает Генеральным директором историко-культурного музея заповедника «Московский Кремль». Заслуженный работник культуры РФ, почётный член Российской академии художеств. Была замужем за кинооператором Э. К. Караваевым. Вырастила дочь, которая вышла замуж за дипломата и проживает в Лондоне.
  • Младшая дочь Галина (родилась в Москве) – доктор экономических наук, профессор, работает в должности заведующей кафедры национальной и региональной экономики Российского экономического университета имени Плеханова в Москве. Замужем за К. Л. Кондратчиком, заведующим отделением онкологии и гематологии ГБУЗ «Морозовская ДГКБ ДЗМ». Воспитала сына Юрия Кондратчика (1989 г. р.).

Передачи, фильмы, книги о герое

В память о Гагарине названо более 70 учреждений современной России. Среди них есть школы, лицеи, аэрокружки, музеи, дома культуры, городские парки. Улица, носящая его имя есть практически в каждом субъекте страны.

В память о легендарном полёте человека в космос снято множество фильмов документального и художественного жанра:

  • «Гагарин – я вас любила» (1991).
  • «Наш Гагарин» (1971).
  • «Первая орбита» (2011).
  • «Первый рейс к звёздам» (1961).
  • «Рассказ о моём друге» (1971).
  • «Юрий Гагарин» (1969).
  • «Взлёт. Гагарин» (1980).
  • «Юрий Гагарин. Последние 24 часа» (2005).
  • «Три дня Юрия Гагарина» (2011).
  • «Гибель Гагарина. Возвращение истины» (2012).
  • Художественная картина «Гагарин. Первый в космосе» (2013).

Примечание. Это не полный список фильмов, а всего лишь его небольшая часть.

Среди множества книг, стихов и публикаций, затрагивающих личность Ю. А. Гагарина, можно выделить документальное произведение, написанное вдовой Героя Валентиной Ивановной. К 20-летнему юбилею с даты полёта она издала произведение с личными воспоминаниями «108 минут и вся жизнь».

Первый космонавт планеты был сильно огорчён, что после гибели его друга Владимира Комарова, с дублёром которого он был в период испытания «Союза 1», получил запрет летать на самолётах. Хотя он и занимал должность начальника ЦПК по лётной подготовке, для Москвы и всего мира его жизнь была очень важна (по аналогичной причине его больше не отпускали в космос).

Жена полностью осознавала его чувства, отмечая это таким строками книги, – «Самолёты Юра очень любил… Только упоминание о предстоящем полёте приводило его в состояние возбуждения… Беречься, щадить себя для него значило не жить. Небом он «болел» неизлечимо…».

Гагарин добился своей цели – снова сел за штурвал. А потом случился март 1968 года…

Смерть Гагарина: очевидная тайна

Сорок пять лет назад, 27 марта 1968 года, во время тренировочного полета на стандартном истребителе погиб Юрий Гагарин, первый человек в истории, совершивший полет в космос. Вроде бы официальные результаты расследования гибели космонавта были оглашены давно, но различные (порой весьма сомнительные) версии трагического события продолжают возникать.

Полет

Гагарина стал прорывом советской науки и техники.Это был триумф Советского Союза. 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовала ракета «Восток» с космическим кораблем «Восток-1», на борту которого находился Юрий Гагарин. Он отправился в космос, сделав круг вокруг планеты. На орбите космонавт провел простой эксперимент: пил, ел, делал пометки карандашом. Он заметил, что карандаш летел в невесомости, и позже посоветовал своим коллегам привязать некоторые необходимые предметы.

Между прочим, даже в его успешном космическом полете было кое-что, что волновало людей.Из-за отказа тормозной системы спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированном районе в 110 километрах от Сталинграда, а в Саратовской области, в районе села Энгельс в Смеловке. Первыми космонавта встретили после полета жена местного лесничего и ее шестилетняя внучка.

Вскоре к месту происшествия прибыли военные из батальона ПВО, заметившие посадочный модуль, за ними последовали местные фермеры. Одна группа военнослужащих взяла под стражу спускаемый аппарат, другая отвезла Гагарина к месту дислокации батальона.Оттуда Гагарин доложил по телефону командиру дивизии: «Прошу доложить командующему ВВС: задание выполнено, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ранений и повреждений нет».

Как гласит история, прямо на месте приземления Гагарин был награжден своим первым призом за полет в космос — медалью «За освоение целинных земель». Позже такая же медаль была вручена на месте приземления многим другим космонавтам. Сразу после полета Гагарин был произведен из лейтенанта в майора, минуя звание капитана.Позднее Гагарин был назначен старшим инструктором-космонавтом, а затем командиром отряда космонавтов. Пионер космоса активно участвовал в политической жизни страны.

Его смерть стала трагедией для всего мира. Я помню свое первое ясное детское воспоминание. Мы, дети, были в детском саду, и все плакали: учителя, медсестры, даже обычно строгий принцип. Мы, дети, даже не зная, что это было, громко вопили. Дома отец, пилот дальнего полета, объяснил, что разбился «Гагарин».

В Советском Союзе был объявлен национальный день траура в связи со смертью Юрия Гагарина. Согласно первичным историческим источникам, это был первый случай в истории СССР, когда день траура был объявлен в память о человеке, не являвшемся главой государства. Раньше национальный траур объявлялся только в связи со смертью руководителей правительства — Ленина и Сталина.

27 марта -го года 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиакатастрофе, выполняя тренировочный полет на МиГ-15УТИ с опытным инструктором Владимиром Серегиным в районе села Новоселово Владимирской области. Споры о причинах и обстоятельствах крушения продолжаются по сей день.

Гагарину на момент смерти было всего 34 года, и он был наиболее вероятным кандидатом на то, чтобы возглавить советскую экспедицию по высадке на Луну (американцы сделали это раньше СССР в 1969 году).

В официальном заключении Госкомиссии указано, что экипаж совершил резкий маневр и попал в штопор из-за изменившейся обстановки в полете (подробности не уточняются). Пытаясь вывести самолет в горизонтальное положение, летчики разбились и погибли.Никаких отказов оборудования или неисправности выявлено не было. Химический анализ останков и крови пилотов не обнаружил посторонних веществ. Комиссия КГБ выявила многочисленные нарушения со стороны наземного персонала аэропорта. Были и другие выводы, опубликованные после распада Советского Союза.

По заключениям некоторых экспертов, самолет находился на траектории пикирования, и пилоты, похоже, не справились с управлением. Тогдашний глава страны Леонид Брежнев якобы запретил публикацию результатов, а 30-томный отчет отправил в архив. Во всяком случае, эти данные содержатся в нескольких версиях трагедии. Следователям якобы запретили публиковать свои выводы под предлогом того, что это «расстроит» страну. Вскоре об этом вообще забыли, так как советские танки ворвались в Чехословакию — это было время «Пражской весны».

Что на самом деле произошло с Гагариным, по мнению некоторых историков, его семье даже не рассказали. Спустя много лет его мать спросила, был ли он убит брежневским режимом.Эта теория, когда-то подпитываемая «молчанием» властей, до сих пор жива, и об этом время от времени всплывает в различных СМИ. С годами теории заговора множились.

Начали появляться и другие теории, иногда самые абсурдные. Была теория, что два пилота были пьяны и потеряли управление самолетом. Ходили слухи, что после триумфального возвращения на Землю Гагарину было сложно привыкнуть к славе, и он якобы начал пить. Говорили даже, что он был похищен инопланетянами или что он выжил в авиакатастрофе и умер в советской психиатрической больнице в 1990 году. Была версия, что Серегин убил их обоих, потому что завидовал Гагарину. По другой версии, Гагарин инсценировал собственную смерть и сделал пластическую операцию, а также то, что его ударило ЦРУ. Исследователи также предположили, что самолет столкнулся с инородным предметом или стаей птиц, но не нашли никаких следов на фюзеляже, подтверждающих эту теорию. Они не нашли неисправностей ни в двигателях, ни в системе управления.

Между прочим, никто не мог понять, почему из самолета не катапультировались два опытных пилота.В то время российские СМИ сообщали, что Гагарин героически оставался за штурвалом, чтобы не дать самолету врезаться в соседнюю школу, но никаких доказательств этой теории представлено не было. Согласно веб-источнику, расследование, проведенное в 1986 году, показало, что «МиГ-15» Гагарина сбил с курса турбулентность, вызванную находившимся в этом районе сверхзвуковым самолетом.

Во всяком случае, легион преданных поклонников первого космонавта Юрия Гагарина до сих пор считает, что эти теории заговора распространяются российскими недоброжелателями и историками, которые хотят дискредитировать одну из великих исторических фигур России.

Андрей Михайлов

Правда.Ру

Читать оригинал на русском языке

Пятьдесят лет спустя смерть Юрия Гагарина все еще окутана тайной

Подробности гибели Юрия Гагарина — первого человека в космосе — в авиакатастрофе 50 лет назад остаются тайной.

Юрий Гагарин, известный как советский национальный герой за то, что был первым человеком, побывавшим в космосе, погиб в авиакатастрофе 50 лет назад, но подробности его смерти остаются тайной.

27 марта 1968 года в 10:18 Гагарин готовился к тренировочному полету на своем самолете МиГ-15 на подмосковном аэродроме Чкаловский, вспоминает его бывший коллега-космонавт Владимир Аксенов.

«Юрий и я консультировались у одних и тех же врачей и слушали одни и те же прогнозы погоды, мой взлет должен был быть через час после его», — сказал 84-летний мужчина AFP.

Но рейс Аксёнова отменили. В 10:30, когда он вернулся на свою базу, Гагарин и его второй пилот Владимир Серегин перестали отвечать на радиовызовы.

В 14:50 экипажи вертолетов, искавшие самолет, заявили, что нашли части обломков в 65 километрах (40 милях) от аэродрома.

Тело Гагарина нашли на следующий день. Ему было 34 года.

«Гагарин мертв!»

74-летний Сергей Кравчинский вспоминает, как узнал о смерти Гагарина, когда он был молодым космическим инженером и только что закончил уроки гимнастики.

«В коридоре раздался крик:« Ребята, Гагарин мертв! »»

«Это был шок, все женщины плакали», — вспоминает он.

Впервые в советской истории день национального траура был объявлен по человеку, не являвшемуся главой государства.

Инженеры знали, что Гагарин тренировался на МиГе и что у него уже были проблемы с посадкой. Когда они услышали выводы следственной комиссии, они были озадачены.

По официальной версии, экипаж самолета вынужден был совершить резкий маневр из-за «изменения обстановки в воздухе», который привел к катастрофе.

«Отчет официальной комиссии, состоящий из 29 томов, так и не был опубликован», — сказал AFP Александр Глушко, историк, изучающий советскую космическую промышленность.

«Это подтолкнуло коллег и экспертов к проведению собственных исследований».

Слухи

В то время по Советскому Союзу ходили дикие слухи о смерти Гагарина: что он был убит Кремлем, пьян в кабине или похищен инопланетянами — это были лишь некоторые популярные теории.

В 2011 году, к 50-летию исторического полета Гагарина в космос в 1961 году, Кремль опубликовал свежую информацию о его смерти.

В недавно рассекреченных документах говорилось, что «одной из вероятных причин» крушения был резкий маневр, сделанный для уклонения от метеозонда, после которого Гагарин и Серегин потеряли управление самолетом.

«Одна из вероятных причин! Эта формулировка ни о чем не говорит. Ни один из документов из 29 томов расследования не был опубликован полностью », — сказал историк Глушко.

Он считает, что тайна смерти Гагарина была сохранена, чтобы скрыть «недостатки в организации и функционировании советского космического сектора», символа могущества СССР.

«Ввиду отсутствия правды, слухи множатся и продолжают распространяться по сей день», — добавил он.

Теория второго плана

«Мои родители всегда уверяли меня, что Гагарин умер из-за того, что был пьян, — говорит Александр Володько, милиционер из сибирского города Новокузнецка, во время недавнего посещения Московского музея космонавтики.

Володько сказал AFP, что хотел бы, чтобы «правда наконец открылась».

Он сказал, что лично верит в версию, выдвинутую легендарным космонавтом Алексеем Леоновым — первым в истории выходом в открытый космос — после распада Советского Союза в 1991 году.

По словам Леонова, который был членом комиссии по расследованию 1968 года, самолет Сухого приблизился к запланированному маршруту Гагарина, пролетев менее 20 метров от его самолета. Это привело бы к вращению и падению самолета Гагарина.

В июне прошлого года 83-летний Леонов повторил эту версию: «Я видел рассекреченный документ расследования, который подтвердил (это)», — сказал он государственному информационному агентству РИА Новости.

Леонов считает, что комиссия скрыла правду, чтобы защитить пилота самолета Сухого, имя которого он отказывается раскрывать, но называет «довольно известным», а в настоящее время «старым и больным».

«Это уже не секрет: речь идет о халатности и нарушении авиационных правил», — настаивает он.

Но пока официальные документы следствия не будут обнародованы, сказал историк Глушко, «это утверждение является лишь гипотезой».


Пионер космонавтики Юрий Гагарин погиб в авиакатастрофе 50 лет назад

© AFP, 2018

Цитата : Пятьдесят лет спустя смерть Юрия Гагарина все еще окутана тайной (2018, 27 марта) получено 23 января 2021 г. с https: // физ.org / news / 2018-03-пятьдесят-лет-юрий-гагарин-death.html

Этот документ защищен авторским правом. За исключением честных сделок с целью частного изучения или исследования, нет часть может быть воспроизведена без письменного разрешения. Контент предоставляется только в информационных целях.

Таинственный самолет, Погодная аномалия… Кто или что убило Юрия Гагарина?

В 50-ю годовщину смерти советского пионера космонавтики Юрия Гагарина Sputnik рассматривает несколько теорий, связанных с его авиакатастрофой, некоторые из них правдоподобны, некоторые возможны, а некоторые просто абсурдны.

27 марта 1968 года учебно-тренировочный самолет МиГ-15 УТИ, пилотируемый Гагариным и летным инструктором Владимиром Серегиным, разбился под Москвой, в результате чего оба человека погибли. Официальное расследование предоставило все подробности, приведшие к катастрофе, но не могло окончательно объяснить, почему самолет совершил резкий маневр, в результате которого он совершил крутое пикирование, после которого космонавт не смог оправиться.

Неисправностей в оборудовании МиГ-15 следователи не обнаружили. В токсикологических отчетах не было обнаружено никаких следов посторонних веществ в крови пилотов. До крушения Гагарин не подал виду, что что-то пошло не так, и говорил спокойно и размеренно.

Спустя пятьдесят лет загадка последних секунд космонавта породила множество теорий о том, что на самом деле произошло в то роковое утро в конце марта.

© Sputnik / Stringer

Самолет МиГ-15УТИ, на котором тренировался Юрий Гагарин, в Научно-исследовательском и испытательном центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина

Другой самолет: теория космонавта Леонова

Алексей Леонов, первый человек, совершивший выход в открытый космос, считает, что роковой маневр Гагарина был результатом несанкционированного полета другого самолета в этом районе. «В заключении официального расследования говорилось, что его самолет совершил резкий маневр срыва, вошел в штопор и столкнулся с землей… Это ерунда!» — сказал он в интервью РИА Новости.

По словам Леонова, «27 марта 1968 года во время [полета Гагарина и Серёгина] в том же районе остановился другой несанкционированный самолет. Это был Су-15, вылетавший с аэродрома Жуковский. Его пилот нарушил правила, снизившись до высота 450 м. После разговоров со свидетелями я знаю, что после включения форсажа этот самолет прошел в 10-15 метрах от Гагарина, перевернув самолет последнего и отправив его в штопор, а точнее в глубокое пикирование на скорости 750 км в час.Самолет совершил полтора оборота и при корректировке от штопора ударился о землю », — сказал космонавт.

Документы подтверждают его версию событий, сказал Леонов. «Мои доводы подтверждаются вскрытием рассекреченного конверта с выводами следственной комиссии. Никакой загадки здесь нет — только разгильдяйство и нарушение режима полета. Что меня разочаровывает, так это то, что люди, работающие в комиссии, в том числе [ветеран Тренер космонавтов Николай Каманин знал правду, но сделал вид, что не знает.Я хочу, чтобы семья Гагарина знала правду о его смерти ».

Леонов говорит, что знает личность заблудшего пилота Су-15, которому сейчас более 80 лет и который имеет слабое здоровье, но пообещал не раскрывать его.

© Sputnik / Александр Моклецов

Космонавты Юрий Гагарин и Алексей Леонов на аэродроме

Плохая погода: теория космонавта Владимира Аксенова

Ветеран-космонавт, дважды Герой Советского Союза Владимир Аксенов, прошедший вместе с Гагариным предполетный медицинский осмотр в тот роковой день марта 1968 года, говорит, что виной всему сложная метеорологическая ситуация и ошибка пилота, а не самовольное самолет в районе.

27 марта 1968 года, напомнил Аксенов, небо было закрыто плотным облачным покровом на высоте 600 метров над землей. Здесь, как он утверждал, «неверная оценка пилота, в первую очередь Владимира Серёгина, о сложности метеорологической ситуации» привела к тому, что МиГ-15 на большой скорости вошел в облака, что сделало невозможным стабильное пилотирование с использованием бортовой сети самолета. инструменты.

По словам космонавта, наиболее вероятным исходом входа самолета в плотный облачный покров на большой скорости без специальных систем измерения высоты (в первую очередь, указателя высоты) является то, что самолет втянулся по крутой нисходящей спирали, что привело к авария.

© Sputnik / Валерий Шустов

Место захоронения Героев Советского Союза, летчика-космонавта СССР Юрия Гагарина и летчика-испытателя Владимира Серёгина у Кремлевской стены

Официальное расследование пришло к выводу, что самолет Гагарина покинул облачный покров в почти вертикальном положении со скоростью почти 700 км в час, пролетев 600 метров всего за три секунды, прежде чем упасть на землю.

«Отсутствие попыток катапультирования ни Гагариным, ни Серегиным, ни попыток связи с базой можно объяснить тем, что вход в облачный покров стал для них неожиданностью и после этого они оба пытались найти выход из ситуации. , — отметил Аксенов.«Если бы авария была связана с внешней причиной, пилоты немедленно сообщили бы об этом по радио», — добавил он.

Теории заговора: от убийства КГБ до смены личности

Сразу после смерти Гагарина, на фоне скрупулезного изучения правительственной комиссией каждой детали обстоятельств аварии, ходили слухи, что он и Серегин перед полетом выпили по рюмке водки, а их пьяное состояние способствовало авиакатастрофе.Этот слух был решительно опровергнут комиссией, которая не обнаружила алкоголя в крови ни одного из пилотов. Аксенов и другие летчики также опровергли этот слух как «смехотворный».

Примерно два десятилетия спустя, в разгар перестройки, когда многие герои Советского Союза стали предметом критического переосмысления, имя Гагарина также стало объектом заговоров, каждый более абсурдный, чем предыдущий. По одной из версий, космонавт вступил в конфликт с руководством СССР и КГБ устроило его убийство.Другой вариант этой версии — это фальсификация авиакатастрофы и фактического задержания Гагарина, его заставили сделать пластическую операцию и поместили в психиатрическую больницу, где он и скончался.

Стелла на месте гибели Ю. Гагарина и В. Серегина

Другие «следователи» утверждали, что Гагарин инсценировал свою смерть, после чего сменил имя и переехал в село в Оренбургской области, скончавшись в преклонном возрасте в результате несчастного случая на охоте. Еще одна теория заключается в том, что Гагарин был убит во время испытательного полета секретного космического корабля для советской миссии на Луну, а затем падение МиГ-15 было сфальсифицировано.

«Я мог бы летать в космосе вечно». — Юрий Гагарин

В конце концов, пока тайна того, что именно произошло с Гагариным и Серегиным в их последние минуты жизни, будет жить, останется и наследие космического пионера как первого человека, который выскользнул из угрюмых узы Земли и танцевал в небе от смеха. посеребренные крылья, перефразируя Джона Гиллеспи Маги младшего

Юрий Гагарин | Биография и факты

Юрий Гагарин , полностью Юрий Алексеевич Гагарин , (родился 9 марта 1934 года, близ Гжатска, Россия, Ю.S.S.R. [ныне Гагарин, Россия] — умер 27 марта 1968 года под Москвой), советский космонавт, который в 1961 году стал первым человеком, побывавшим в космосе.

Британская викторина

Исследование космоса

От искусственных спутников до первой женщины в космосе — отправляйтесь в полет в этой викторине об астронавтах и ​​исследованиях космоса.

Сын плотника в колхозе, Гагарин в 1951 году окончил подмосковное ремесленное училище по специальности формовщик. Продолжил учебу в Саратовском индустриальном техникуме, параллельно изучая курс авиации. По окончании курса поступил в курсантское училище ВВС СССР в Оренбурге, которое окончил в 1957 году.

Гагаринский 4 3 / 4 -тонный космический корабль Восток-1 был запущен в 9:07 по московскому времени в апреле. 12 декабря 1961 года совершил облет Земли один раз за 1 час 29 минут на максимальной высоте 187 миль (301 км) и приземлился в 10:55 в Советском Союзе.Его космический полет сразу принес ему всемирную известность. Награжден орденом Ленина, присвоены звания Героя Советского Союза, летчика-космонавта Советского Союза. Ему поставили памятники, и в его честь переименовали улицы по всему Советскому Союзу.

Гагарин больше не выходил в космос, но принимал активное участие в тренировках других космонавтов. После своего исторического полета он совершил несколько поездок в другие страны, а с 1962 года он был депутатом Верховного Совета.Гагарин погиб вместе с другим пилотом в результате крушения двухместного реактивного самолета во время обычного тренировочного полета. Его прах был помещен в нишу в Кремлевской стене. После его смерти в 1968 году город Гжатск был переименован в Гагарин.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Юрий Гагарин — Биография ВОЗ, ВОЗ

Юрий Алексеевич Гагарин wurde am 9. März 1934 in dem russischen Dorf Kluschino bei Smolensk geboren.Sein Vater war как Zimmermann tätig.

Die Schulzeit erlebte der junge Gagarin in seinem Heimatdorf zum Teil unter dem Eindruck der deutschen Besatzung und des Zweiten Weltkriegs. Nach Kriegsende zog die Familie nach Gschatsk, wo Gagarin die Mittelschule besuchte. In den Jahren 1949 — 1951 absolvierte Gagarin eine Ausbildung zum Gießer. Daran schloss sich ein Fachstudium am Industrietechnikum в Саратове, das er mit dem Diplom в Gießereitechnik abschloss. В Saratow erfüllte sich Gagarin einen Jugendtraum, indem er dem dortigen Aeroklub beitrat und das Fliegen erlernte.Gagarin absolvierte eine weitere Fliegerschule und trat um 1957 in die sowjetische Luftwaffe ein, wo er zum Leutnant befördert wurde. In den Jahren 1957–1959, война Гагарин mit seinem Geschwader am Polarkreis eingesetzt.

Начдем Гагарин в войне КПДСУ, бывшей в 1960 году в Космонавт-дер-УССР, сичем цу-дженер-цейт-мит-ден США в собственном союзе с Веттлауфом и передвижением в районе Раумфарта. Gagarin sollte der Sowjetunion den Vorrang sichern, den ersten Menschen in den Raum geschickt zu haben.Начальный интенсив Ausbildung unternahm Gagarin am 12. Апрель 1961 г., в районе Raumkapsel «Wostok 1», в сейне спектаклей Raumflug um die Erde. Es handelte sich um den ersten bemannten Raumflug in der Geschichte der Luft- und Raumfahrt. Für diese Leistung wurde Gagarin zum «Helden der Sowjetunion» erhoben und mit dem Leninorden ausgezeichnet. Auf internationalen Reisen ließ er sich als erster Mensch im All feiern und warb er für das politische System der UdSSR. Im Anschluss an dieses Unternehmen erhob man Gagarin zum Kommandeur der sowjetischen Kosmonauten.Diese Funktion nahm er bis 1963 wahr. Данн начал заниматься в Zweitstudium an der Schukowsky-Akademie.

Юрий Гагарин starb am 27. März 1968 bei Nowosolowo auf einem Übungsflug durch Absturz seiner «МиГ-15». In der sowjetischen Raumfahrtgeschichte wurde Gagarin zum Helden und zur Legende aufgebaut, die bis heute fortlebt. Die Stadt Gschatsk wurde noch im Jahr seines Todes nach ihm umbenannt.

Pioniere der Luft- und Raumfahrt

Юрий Гагарин на Coub

Юрий Гагарин на Coub
  • Главная
  • Горячей
  • Случайный
  • Подробнее…

    Показать меньше

  • Мне нравится
  • Закладки
  • Сообщества
  • Животные и домашние животные

  • Мэшап

  • Аниме

  • Фильмы и сериалы

  • Игры

  • Мультфильмы

  • Искусство и дизайн

  • Музыка

  • Новости и политика

  • Спорт

  • Наука и технологии

  • Знаменитости

  • Природа и путешествия

  • Мода и красота

  • танец

  • Авто и техника

  • NSFW

  • Рекомендуемые

  • Коуб дня

  • Темная тема

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта