История написания гимна дальней авиации «Дальники»
Впервые Гимн прозвучал в Москве, на праздничном концерте посвящённом 90-летию Дальней авиации, в исполнении ансамбля театра народной драмы, в концертном зале «Россия», 25 декабря 2004 г.
Автор Юрий Баранов, музыка Александра Шевцова.
Всего было написано 3 варианта текста песни. Какой из них прозвучит в Москве автор не знал до последнего момента.
Иркутский чиновник написал гимн дальней авиации России
Источник: № 50 от 17 декабря 2004 года, газета «Пятница» г. Иркутск
Так уж повелось у нас еще со времен Гоголя, что чиновник — это не столько должность, сколько типаж, лишенный всякой человечности. Мы говорим «чиновник» —подразумеваем бездушного, черствого, корыстолюбивого функционера. Не любим мы их. Хотя бывают и исключения. Наш герой Юрий Иванович Баранов, начальник контрольного отдела администрации города Иркутска, необычный чиновник: несмотря на высокую должность, он живет насыщенной творческой жизнью. В свободное от работы время Юрий Баранов сочиняет стихи, пьесы, рассказы. Одна из его песен, вернее, даже гимн, вскоре будет звучать на торжественном концерте в Москве.
Я служил великой державе
Юрий Иванович в прошлом военный летчик, офицер.
— Все мои предки были военными, — рассказывает Юрий Иванович, — отец был военным летчиком. Мама тоже служила в этом полку. А ее отец был матросом на царской яхте «Штандарт». Так что другой судьбы у меня быть не могло.
Однажды Юрий Баранов оказался по делам службы в Иркутске и был навсегда очарован этим городом.
— Как раз была зима, падал снег. Мы шли по заснеженной улице Карла Маркса, вокруг старинные дома. И мне показалось, что я попал в сказку. Возникло чувство домашнего уюта, тепла. И я сказал жене: «Давай останемся здесь».
В Иркутске Юрий Иванович служил в управлении авиации. Приходилось много летать по гарнизонам, заниматься вопросами дисциплины, в частности неуставными отношениями. И так до самого выхода в запас в 1992 году.
Из военных в вольные художники
Очень часто люди экстремальных профессий после увольнения не могут найти себе места в обычной жизни. Вот и многие летчики, привыкшие к напряженному ритму, к романтике дальних странствий, к чувству опасности, на гражданке ломаются. Спиваются. Для Баранова гражданская жизнь не стала катастрофой, наоборот, открыла новый этап в жизни. Осев в Иркутске, бывший летчик пошел в вольные художники.
Сам разработал уникальную технологию создания живописных композиций на камне. Работы с удовольствием покупали японцы, китайцы, немцы. Юрий Иванович даже заключил контракт с «Интуристом». Но к сожалению, искусство приносило нестабильный доход. Поскольку надо было думать о семье, Юрий Иванович решил устроиться на службу.
Тогда он поступил в администрацию Ленинского района на должность управляющего делами. Сначала ему, идеалисту по натуре, было очень трудно смириться с абсолютной необязательностью и непунктуальностью больших и малых руководителей. Сейчас Юрий Баранов работает начальником контрольного отдела администрации Иркутска. Каждый день на его рабочий стол ложится внушительная папка с жалобами иркутян. Основной круг его обязанностей связан с контролем за исполнением распорядительных документов мэра.
— Я — Бармалей, — говорит он о себе с улыбкой. — Все меня боятся. Я привык к военной дисциплине.
Ответственный пост не мешает творчеству
Взяться за перо его побудило знакомство с Иркутским театром народной драмы под руководством Михаила Корнева. Бывшего летчика настолько поразила искренняя игра артистов, что на следующий день он сказал себе: «Что это я себя душу? Напишу-ка я ребятам пьесу в подарок». И написал очень веселую и динамичную пьесу-сказку «Правда дороже золота». Пьеса артистам понравилась. В скором времени она, возможно, будет поставлена на сцене. Вообще, встреча с Михаилом Корневым сыграла в судьбе Юрия Ивановича особую роль, пробудила к творчеству. И он ему за это очень благодарен.
Последний год оказался для Юрия Ивановича особенно плодотворным. Среди написанных пьес особо следует выделить «Крылья дракона». В ней рассказывается о некоем городе, в котором однажды объявилась фея, раздающая людям эликсир счастья. В результате вся молодежь в городе становится зависимой от чудо-зелья.
Еще одна пьеса называется «Поэма авиадуши». Это история о летчиках дальней авиации в годы Великой Отечественной войны. Возможно, ее тоже поставят в театре Михаила Корнева. И наконец, историческая драма «Последний выстрел», посвященная декабристу Лунину. Юрий Иванович признается, что личность Лунина ему очень интересна.
— Это был человек, который ставил честь и достоинство выше чинов и званий. Теперь таких людей нет. Сейчас в цене другие качества: умение заработать любой ценой, наколоть, обмануть, кинуть.
Летчикам гимн понравился
— А как получилось, что вы написали гимн дальней авиации?
— Предложение поступило от Михаила Корнева. Дело в том, что его с артистами театра пригласили на праздничный концерт, посвященный 90-летию дальней авиации. Выбор совершенно естественный, ведь только летчик может найти самые звучные, самые запоминающиеся слова, чтобы выразить дух летчиков дальней авиации. На прослушивание были приглашены командир Иркутской авиационной части и командир полка в Белой. Один из них сказал: «Такое ощущение, будто я эту песню знал раньше». Для поэта нет похвалы выше, чем такое признание, означающее, что слова легли в душу.
Этот гимн будет исполнен ансамблем театра народной драмы в Москве в концертном зале «Россия» 25 декабря. Музыку к нему написал московский композитор Александр Шевцов. Юрий Иванович собирается поехать в столицу, чтобы лично присутствовать на премьерном исполнении своей песни. Приглашение уже получено.
ДАЛЬНИКИ
Гимн дальней авиации России
Автор Юрий Баранов
Когда взлетают наши корабли,
Дрожит земля от яростного грохота.
И кажется, святой Илья-пророк
За землю русскую встает с тяжелым рокотом.
Нам с детства снилась, снилась высота.
Раскинув руки, мы во сне летали.
И мы летим, летим за облака,
Туда, где новые нехоженые дали.
Штурвал послушен, слетан экипаж
И так привычны кожаные куртки.
А в ПВО опять ажиотаж:
Прорвались дальники неведомым маршрутом.
Дрожит штурвал в натруженных руках.
И спину холодит от злого пота.
На дозаправке мы клянем судьбу,
Но не меняем мы свою работу.
В карманах наших крошки табака
И звезды, что собрать успели ночью.
Пускай нас помнят эти облака,
Как помнят Чкалова, Жугана и Молодчего.
Припев:
Мы дальники,
Дальники,
Дальники,
И просим мы всех вас учесть,
На крыльях везде пронесем мы
Отвагу, достоинство, честь.
Елизавета Старшинина. Фото автора
P.S. Ю.И.Баранов , вспоминая историю создания песни отметил, что в статье были опубликованы слова одного из вариантов текста. В Москве же прозвучал несколько другой вариант, который и стал основным. Кроме того, по просьбе генерал-лейтенанта И. И.Хворова в тексте песни был упомянут дважды герой Советского Союза Таран.
День дальней авиации России — ДАЛЬНЯЯ АВИАЦИЯ РОССИИ
Ежегодно 23 декабря в России отмечается День дальней авиации – профессиональный праздник всех военнослужащих, имеющих непосредственное отношение к дальней авиации ВВС России. Это сравнительно молодой праздник. Он был учрежден лишь в 1999 году по приказу главнокомандующего ВВС страны Анатолия Корнукова.День дальней авиации России
Праздничная дата безусловно была выбрана неслучайно, она имеет под собой историческое обоснование. Именно 23 декабря 1913 года свой первый испытательный полет совершил четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец». Это первый в мире серийный многомоторный бомбардировщик авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского. Его по праву называют «прадедушкой» всех современных стратегических бомбардировщиков ВКС России. Лишь год спустя – 23 декабря 1914 года вышел императорский указ Николая II. В результате в России было утверждено постановление Военного совета о формировании эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец». Данное событие стало отправной точкой в истории тяжелой бомбардировочной авиации не только в нашей стране, но и во всем мире. В 2018 году дальняя авиация России отмечает уже свой 104-й день рождения.
Первая мировая
В годы Первой мировой войны экипажи эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец» совершили порядка 400 боевых вылетов. В 1917 году в составе эскадры насчитывалось 20 четырехмоторных бомбардировщиков. После Октябрьской революции в марте 1918 года началось формирование Северной группы воздушных кораблей (СГВК). Самолеты «Илья Муромец» данной группы должны были привлекаться для полярных экспедиций и разведки Северного морского пути. Однако напряженная обстановка и ожесточенные сражения на фонтах гражданской войны в России не позволили реализоваться данному проекту. В ноябре 1918 года СГВК была переименована в Авиагруппу. Авиагруппа, в свою очередь, в 1919 году получила официальное название – Дивизион воздушных кораблей.
Дальнейшее развитие дальней авиации в нашей стране было связано с принятием на вооружение в 1930-е годы тяжелого бомбардировщика ТБ-3. Он был спроектирован известным авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым. В 1936 году в части ВВС РККА начали поступать новые бомбардировщики ДБ-3, а также и ДБ-3Ф, сконструированные в КБ Сергея Ильюшина.
В 1936-1938 годах авиационные бригады и корпуса тяжелых бомбардировщиков сводятся в три отдельных воздушных армии особого назначения. Все три армии находились в непосредственном подчинении наркома обороны СССР. В 1940 году части и соединения тяжелых бомбардировщиков вошли в сформированную дальнебомбардировочную авиацию главного командования Красной Армии (ДБА ГК). К началу Великой Отечественной войны в состав ДБА ГК входило 5 авиационных корпусов, 3 отдельных авиационных дивизии и один отдельный авиаполк. По мнению специалистов, на 22 июня 1941 года ДБА насчитывала всего порядка 1500 самолетов и практически 1000 подготовленных экипажей, находящихся в полной боевой готовности.
Великая Отечественная
Первые боевые вылеты советские дальние бомбардировщики совершили уже 22 июня 1941 года. В годы войны экипажи дальней авиации приняли участие во всех крупных сражениях Красной Армии. А также выполняли специальные задания советского командования.
Уже в ходе войны в марте 1942 года дальнебомбардировочная авиация была реорганизована в авиацию дальнего действия, а в декабре 1944 года – в 18-ю воздушную армию. В 1946 году на базе этой армии была образована Дальняя авиация ВС СССР. Всего за годы Великой Отечественной войны летный состав дальних бомбардировщиков осуществил порядка 220 тысяч боевых вылетов. В результате, на позиции и объекты инфраструктуры противника сбросили более двух миллионов авиационных бомб различных калибров.
Послевоенные годы
В 1950-е годы принимается на вооружение реактивная техника. Встали в строй дальние бомбардировщики Ту-16 и стратегические бомбардировщики Ту-95 и 3М. После этого бесспорно произошел настоящий качественный скачок в развитии дальней авиации Советского Союза. В те же годы самолеты и экипажи дальней авиации приступили к освоению неба над Арктикой. За годы с 1970 по 1980-е состав дальней авиации пополнили новые авиационные комплексы. Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160 получили на вооружение крылатые ракеты авиационного базирования, обладающей большой дальностью полета.
После вынужденного затишья и простоя, который был связан с распадом Советского Союза и тяжелым экономическим состоянием страны, интенсивность полетов экипажей дальней авиации снова начала расти в 2000-е годы. Так в 2001 году российские стратегические бомбардировщики впервые после десятилетнего перерыва появились в районе над Северным полюсом. В августе 2007 года дальняя авиация России возобновила полеты в удаленных регионах планеты уже на постоянной основе. Патрулирование воздушного пространства осуществляется в регионах экономической деятельности и активного судоходства России. Полеты на воздушное патрулирование выполняются в акватории над нейтральными водами Арктики, Атлантики, Черного моря, Тихого океана как с базовых, так и с оперативных аэродромов на территории нашей страны.
После завершения Второй мировой войны самолеты дальней авиации принимали участие в боевых действиях. Например, в Афганистане в 1980-е годы и на Северном Кавказе в 1990-х годах. А также, в операции по принуждении Грузии к миру в 2008 году. 17 ноября 2015 года российские дальние и стратегические бомбардировщики взлетели с аэродромов на территории России. Они нанесли массированные удары новыми крылатыми ракетами авиационного базирования X-101 и авиационными бомбами по объектам боевиков террористической организации «Исламское государство» (запрещена в России) на территории Сирии. Эта операция стала первым боевым применением российских стратегов – Ту-160 и самолетов семейства Ту-95. Как известно, в 2015-2017 годах самолеты дальней авиации ВКС России неоднократно привлекались к нанесению авиационных ударов по позициям и объектам террористов на территории Сирийской Арабской Республики.
Наши дни
За 104 года своего существования дальняя авиация России прошла большой путь. Славный путь от первой эскадры четырехмоторных бипланов «Илья Муромец» и до своего современного облика. Сегодня на вооружении дальней авиации ВВС России состоят современные реактивные и турбовинтовые самолеты. Во-первых, это сверхзвуковые стратегические ракетоносцы с крылом изменяемой стреловидности Ту-160 и Ту-160М. Во-вторых, четырехмоторные турбовинтовые стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-95МСМ. В-третьих, это модернизированные дальние бомбардировщики Ту-22М3. А также, самолеты-заправщики Ил-78 и иные типы авиационной техники. Только в 2018 году состав дальней авиации пополнился еще четырьмя модернизированными бомбардировщиками-ракетоносцами Ту-95МС и одним бомбардировщиком-ракетоносцем Ту-160.
Основным вооружением самолетов российской дальней авиации являются авиационные крылатые ракеты большой дальности, ракеты оперативно-тактического назначения в обычном и ядерном снаряжении, а также, авиационные бомбы различного назначения и калибра.
В настоящее время в состав дальней авиации России входят:
- управление командования дальней авиации,
- две тяжелые бомбардировочные авиадивизии,
- Центр боевой подготовки и переучивания летного состава,
- а также различные воинские части связи, обеспечения и тыла.
В 2018 году экипажи самолетов российской дальней авиации успешно выполнили планы по налету, боевой подготовке и боевому применению. Общий налет составил более 20 тысяч часов. За прошедший год в стране проводилось более 40 летно-тактических учений и тактико-специальных учений. Мероприятия проводились с подразделениями и частями обеспечения под непосредственным руководством командующего дальней авиацией, а также командиров соединений и воинских частей. Самолеты дальней авиации и их экипажи принимали активное участие в мероприятиях боевой и оперативной подготовки. По плану вышестоящих органов военного управления принимали участие в масштабных маневрах «Восток-2018». Кроме того, в совместном антитеррористическом учении «Иссык-Куль-Антитеррор-2018». В совместном учении вооруженных сил стран членов ШОС «Мирная миссия-2018». А также, во многих других мероприятиях, в том числе международных.
Новые рубежи
Впервые в 2018 году сверхзвуковые стратегические бомбардировщики Ту-160 выполняли полеты на арктическом аэродроме Анадырь. По сообщению пресс-службы Минобороны России, аэродром Анадырь использовался для проведения летно-тактических учений с авиационным полком. Сложность задачи заключалась в том, что посадка осуществлялась после выполнения длительного полета в арктических широтах. И на незнакомый для экипажей стратегической авиации аэродром с неустойчивыми метеорологическими условиями. А также в 2018 году строевые экипажи российской дальней авиации выполнили практические пуски новых управляемых авиационных ракет на морском полигоне по реальной морской цели. Данные пуски были признаны штатными. Все выпущенные ракеты поразили цель, продемонстрировав безусловно высокую эффективность новых российских авиационных систем вооружений.
Как известно, в 2018 году впервые за пять лет самолеты российской дальней авиации выполнили полеты в Венесуэлу. Причем, в составе полноценной авиационной группы. Она состояла из пары стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-160 и обеспечивающих подразделений. После прилета в Венесуэлу и в результате проведения соответствующей подготовки российские экипажи выполнили специальный полет над акваторией Карибского моря со взлетом и посадкой на аэродроме Майкетия. Благодаря этому, экипажи получили ценный опыт совершения полетов в удаленных географических районах планеты, а также, в условиях южных широт.
23 декабря безусловно профессиональный праздник всех военнослужащих, имеющих отношение к отечественной дальней авиации. Не только действующих, но и бывших, а также ветеранов Великой Отечественной войны.
Памятник Дальней авиации
Девичье поле — старинный малолюдный парк в центре Москвы, недалеко от Садового кольца, между станциями метро Парк культуры и Смоленская.
Сквер, огороженный невысокой чугунной оградой и засаженный старыми деревьями, исторически был украшен двумя памятникам. Монументальным каменным — Льву Толстому, в торце сквера, выходящем в сторону кольца. И более скромным памятником врачу, детскому доктору и основателю больницы Филатову. Он располагается в противоположном торце сквера, смотрящем в сторону Новодевичьего монастыря. А также, типовой бюст военачальника Фрунзе перед фасадом выходящего на сквер здания Общевойсковой академии. В сквере имеется фонтан, к сожалению, не работающий.
К этим памятникам в 2014 году был прибавлен ещё один. Министр Обороны России Сергей Шойгу торжественно открыл памятник лётчикам Дальней авиации на центральной аллее сквера Девичьего поля. Церемония открытия состоялась 12 ноября в год столетия Дальней Авиации России. В ней приняли участие командующий Дальней авиацией генерал-лейтенант Анатолий Жихарев. А также, последний командующий Дальней авиацией СССР Герой Советского Союза генерал-полковник Василий Решетников.
Памятник, созданный скульптором Салаватом Щербаковым и архитектором Игорем Воскресенским, имеет весьма впечатляющее художественное решение. Он представляет собой три фигуры лётчиков — Российской Империи, Советского Союза и Современной России. Летчик имперского времени одет в подбитую мехом лётную куртку, шлем, краги, галифе и сапоги. На поясе у него кортик, а на груди — орден Святого Георгия. Советский лётчик — Герой Советского Союза, одетый в форму сталинского времени. Современный лётчик стоит по центру, выступая как связующее звено между другими двумя. Он твёрдо и пристально всматриваясь в небо.
Летчики стоят на фоне карты страны, окружённой лавровым венком. Вокруг венка начертан девиз Дальней авиации: «Мастерство. Отвага. Достоинство. Честь». Имперский двуглавый орёл венчает карту. Бронзовая композиция установлена на невысокий гранитный постамент.
Памятник создан по инициативе не только командования и ветеранов Дальней авиации России, но и Российского военно-исторического общества.
Гимн Дальней Авиации России
Как известно, впервые Гимн прозвучал в Москве, на праздничном концерте посвящённом 90-летию Дальней авиации, 25 декабря 2004 г. Его исполнил ансамбль театра народной драмы, в концертном зале «Россия». Автор слов Юрий Баранов, а музыку написала Александра Шевцова.
Чтобы ваш кондиционер работал без проблем, обращайтесь в официальный сервисный центр производителя.
660-мильный спасательный полет освещает уникальные проблемы Аляски (3 километра) от России, что отражает проблемы, с которыми сталкиваются пациенты в крупнейшем штате страны, где самые отдаленные районы не имеют дорог, а больницы могут находиться в сотнях миль.
Взлетно-посадочная полоса для самолетов отсутствовала, поэтому экипажи вылетели из района Анкориджа на остров в Беринговом проливе на двухмоторном боевом поисково-спасательном вертолете. Дальний поисково-спасательный самолет проводил вертолет через горные перевалы и за 5-часовой полет несколько раз дозаправлял его в воздухе.
Российские самолеты регулярно летают вблизи Берингова пролива, но майор Национальной гвардии ВВС Аляски Сара Уоррен, которая была дежурным спасателем, сказала, что они приняли все меры, чтобы избежать любого конфликта, в том числе оставались на стороне США на международной дате. линия.
«От них не было абсолютно никакой активности», — сказала она о русских.
Эти типы экстремальных спасательных операций, проводимых как охраной, так и другими агентствами, распространены в штате, который почти в 2,5 раза больше Техаса и имеет большую береговую линию, чем 48 нижних штатов вместе взятых. Агентство сообщило, что в этом году Национальная гвардия ВВС Аляски провела 14 таких спасательных операций.
«Здесь, на Аляске, все по-другому, потому что у нас нет инфраструктуры, которая есть в нижних 48», — сказал представитель Национальной гвардии Аляски Алан Браун. «Вы смотрите на гражданские агентства, (которые) обладают более надежными возможностями; их больше».
Аляска с населением всего около 730 000 человек является удаленной, рассредоточенной и часто имеет экстремальные погодные условия, заставляющие всех объединяться для выполнения миссий по спасению жизней. Всего в недавней спасательной операции на маленьком острове работал 41 человек.
«Наши ребята, к счастью, из-за характера их федеральной миссии по поиску и спасению, они должны быть способными», — сказал Браун. «Им приходится регулярно тренироваться в экстремальных погодных условиях по всему региону, и это делает их лучшими для такого рода спасательных операций».
Спасательный вызов поступил в понедельник утром, сказал Уоррен. Им сообщили о беременной женщине с сильными болями в животе в Диомиде, деревне с населением 80 человек на западной стороне острова Малый Диомид. Это традиционная деревня эскимосов Ингаликмиут, жители которой ведут натуральный образ жизни, охотясь на тюленей, белых медведей и синих крабов. На острове нет медицинских работников.
В это время года его отделяет от острова Большой Диомид, принадлежащего России, 2 мили (3 километра) замерзшего льда Берингова моря. Международная линия перемены дат проходит между двумя островами.
Спасение усугублялось не только затяжным туманом от морского льда, но и отключением электроэнергии на Диомиде, сказал Уоррен. Горожане каждый час звонили в ближайшую больницу в Номе, в 130 милях (209 км) от них, сообщая обновления, а затем отключали телефоны для экономии энергии. Затем врач в Номе передавал самую последнюю информацию на Объединенную базу Элмендорф-Ричардсон в Анкоридже.
Бригада медиков была в Номе в состоянии готовности вылететь на Диомид, когда туман рассеялся, но окно возможностей упущено, поэтому из Анкориджа вылетел самолет Национальной гвардии. Самолет должен был лететь вперед после заправки вертолета топливом для разведки погоды, уводя вертолет от шторма, через несколько перевалов Аляскинского хребта и к Диомеду. Уоррен и другие сотрудники базы следили за всем этим в режиме реального времени.
«В конце концов они вытащили ее без каких-либо инцидентов», — сказал Уоррен.0003
Женщину доставили в Ном, и она сказала, что чувствует себя хорошо.
Такая сложная миссия является второстепенной задачей Национальной гвардии ВВС Аляски по сравнению с другими штатами, где экипажи охраны могут участвовать в поисково-спасательных миссиях. В этом инциденте участвовали национальные гвардейцы ВВС Аляски из 210-й, 211-й и 212-й спасательных эскадрилий.
На Аляске гвардейцы привыкли выполнять сложные миссии, учитывать плохую погоду, решать проблемы времени и расстояния и иметь дело с пересеченной местностью, в основном потому, что они тренируются и в этих условиях.
Гвардия считает — и даже рассчитывает — такие миссии частью своей регулярной подготовки и поэтому не может предоставить смету расходов на спасение. Миссии предоставляют «исключительные возможности для обучения в реальном мире, недоступные другим способом», — сказал Браун.
«Подготовка и планирование таких миссий, полеты в сложных условиях на разнообразной местности и спасение жизней поддерживает наши навыки и прекрасно трансформируется в способность выполнять миссии для нашей национальной обороны», — добавил он.
176-е крыло гвардии провело 55 вылетов в 2022 году и 57 в 2021 году.
О последнем спасении Уоррен сказал: «Это был просто еще один понедельник».
Воздушная война России на Украине — это полный провал, показывают новые данные экспертов и новые данные, полученные исключительно от
Newsweek , что не окупилось для Москвы.
«Вы только подумайте об этой ужасной цифре: 2154 российских ракеты поразили наши города и населенные пункты чуть более чем за два месяца», — заявил на прошлой неделе президент Украины Владимир Зеленский. «Российские бомбардировки Украины не прекращаются ни днем, ни ночью».
Но кампания бомбардировок мало что сделала для победы Путина в войне, раскрывая ключевые уроки о будущем ведения войны.
Два моста рассказывают историю: один в Северном Вьетнаме 50 лет назад, а другой на прошлой неделе на украинском морском курорте Затока на побережье Черного моря.
Украинский военнослужащий осматривает фрагмент самолета Су-25 ВВС России после недавнего боя у села Колонщина, Украина, четверг, 21 апреля 2022 г. Владимир Путин на встрече лидеров Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) ) государств-членов в Кремле в Москве 16 мая 2022 года. Ефрем Лукацкий/AP / АЛЕКСАНДР НЕМЕНОВ/GettyКонтроль над небом
Сомнительный мировой рекорд России по накоплению ракетных ударов появился после того, как президент Зеленский объявил, что его страна уничтожила их 200-й российский самолет, что является постыдным результатом для военно-воздушных сил, которые в 15 раз превосходят украинские.
Глобальный комментарий к этому событию хвалил защитников Украины, отмечая при этом неспособность России воспользоваться своим подавляющим численным преимуществом, ошибку Москвы, не установившую превосходство в воздухе над Украиной, и сокращение запасов высокоточного оружия у России.
В ответ на все это Россия в воскресенье объявила, что уничтожила 165 украинских самолетов с начала «специальной военной операции». Это почти в три раза превышает количество летающих истребителей, которыми располагает Украина.
«Российские ВВС (ВКС) до сих пор не проявляют никаких признаков проведения кампании по завоеванию превосходства в воздухе, — говорит маршал британской авиации в отставке Эдвард Стрингер.
«Кампания» в этом контексте означает методическую работу по уничтожению средств ПВО Украины, в частности путей раннего предупреждения и связи, которые необходимы для обнаружения ракет класса «земля-воздух» и для того, чтобы защитники знали, когда и откуда прилетают самолеты.
Соединенные Штаты установили золотой стандарт для такой кампании в первой войне в Персидском заливе, «известный тактический процесс», говорит Стрингер, который считается важным в любой войне.
«Ослепить противника, лишить его возможности говорить, сбить его истребители, вывести из строя его аэродромы, затупить его ЗРК [ракеты класса «земля-воздух»] на земле», — говорит старший генерал ВВС США в отставке, курировавший американскую авиацию. войны в Ираке, Косово и Афганистане.
«Получите контроль над небом, чтобы защитить американских солдат от атак с воздуха», — говорит офицер. «Это одна из десяти заповедей. Но она также необходима для ослабления возможностей противника, как мы это делали в 1991 и 2003 годах»9.0003
«Да, армия забрала добычу [в Ираке]», — говорит офицер, пожелавший остаться неназванным для обсуждения оперативных вопросов. «Но он никогда не смог бы этого сделать, если бы не авиация, прокладывающая путь».
Неспособность России пойти по этому пути стала характерной чертой войны на Украине, которая сбивает с толку западных наблюдателей. После 48 часов ударов по украинским средствам ПВО в первом залпе войны Москва, похоже, отказалась от выполнения этой американской предпосылки войны. Русские атаковали аэродромы и объекты ПВО в первые два дня, но в основном не предпринимали никаких действий. Небольшие военно-воздушные силы Украины были в значительной степени остановлены, но Киеву была предоставлена возможность приспособиться, особенно в рассредоточении ракет ПВО, в частности переносных. Это создало то, что Стрингер называет «господством в воздухе бедняков».
Затем, под угрозой украинских зенитно-ракетных комплексов, Россия запускала все меньше и меньше самолетов-бомбардировщиков за линию фронта своей армии, что составляет немногим более 10 процентов от общего числа совершенных самолето-вылетов, согласно данным разведки США, изученным Newsweek . Дальние удары по так называемым «стратегическим целям» продолжались, но они наносились комбинированными ракетами воздушного, морского и наземного базирования. Атакующие истребители и бомбардировщики, дополненные наземными пусковыми установками, а также кораблями и подводными лодками, также стреляющими ракетами, доставили свое вооружение, не заходя в воздушное пространство Украины.
Другими словами, Россия приспособилась. Он нашел способ поразить цель. Или сделал?
Сказка о двух мостах
В шестидесяти километрах к югу от Одессы на берегу Черного моря раскинулся сонный пляжный курорт Затока, раскинувшийся на двух узких косах, образующих устье Днестра, третьей по протяженности реки Европы за пределами России. Мост соединяет Одессу с регионом, известным как Буджак, южной частью исторической Бессарабии, форпостом Османской империи, который был присоединен к России в 1812 году. Буджак с населением 600 000 человек является южными воротами страны в Румынию, доступными только через мост Затока. . (Второй переход в 30 милях к северу пересекает международную границу с приднестровской территорией в Молдове со всеми связанными с этим ограничениями и опасностями. )
Две косы в устье Днестровского лимана соединяет отдельный 500-футовый железнодорожно-автомобильный мост, железное чудовище с вертикальным подъемником, построенное Советским Союзом в 1955 году. разрешить речному судоходству входить и выходить из Черного моря.
Россия нанесла первый удар по мосту Затока 3 марта, на восьмой день войны, атаковав близлежащий военный объект. Это было первое задокументированное применение авиабомб в войне, и Украина сообщила, что сбила атакующий российский самолет, пилот катапультировался, чтобы спастись. 15 марта, двенадцать дней спустя, Россия вернулась в Затоку, на этот раз с боевыми кораблями, открывшими огонь корабельной артиллерии по ней и целям в трех других близлежащих прибрежных городах.
Две атаки на Затоку в 60 км к югу от Одессы, по словам многих комментаторов, предвещали возможную подготовку к высадке морского десанта. Но правда была проще: маршрут в Румынию обеспечивал транзитный коридор для грузов, которые больше не могли использовать черноморские порты, через которые когда-то проходило 70 процентов торговли Украины.
26 апреля, на 62-й день войны, русские вернулись в 12:35, на этот раз атаковав сам мост тремя крылатыми ракетами. По данным разведки США, одна ракета технически вышла из строя и упала в воду. Второй не попал в цель; третий попал в восточный край пролета, причинив незначительные повреждения. На следующее утро в 6:45 русские вернулись, снова нанеся удар крылатыми ракетами. Военный представитель Одесской области Сергей Братчук заявил, что мост разрушен. Москва заявила, что это нападение было частью другой ее «кампании», на этот раз направленной на уничтожение узких мест на железных дорогах и аэродромов, которые использовались для доставки западного оружия в Украину. На следующий день движение было восстановлено.
3 мая Россия вернулась на мостик, снова запустив три крылатые ракеты. «Мост полностью разрушен и не может эксплуатироваться», — заявил Братчук. Россия только что объявила, что стремится захватить всю южную Украину, включая Одесскую область, по-новому обосновав причину третьего прямого удара. Через неделю, 10 мая, они вернулись. «Противник продолжает атаки на уже поврежденный мост через Днестровский лиман», — сообщили в Оперативном командовании Украины «Юг».
Восемь атак России делают мост Затока одной из наиболее часто атакуемых стационарных целей. К тому времени, когда он был сокращен, первоначальная причина усилий была забыта.
16 мая еще две крылатые ракеты достигли моста Затока, третья не запустилась и упала в море, по данным разведки США. Украинские власти жаловались, что автомобильное и железнодорожное сообщение не работает более двух недель. «Мост настолько поврежден, что ремонт потребует много времени и денег», — заявили в Оперативном командовании «Юг».
Попытка русских разрушить мост Затока восходит к более ранней борьбе США за разрушение моста Тханьхоа в Северном Вьетнаме, в 70 милях к югу от Ханоя. Отремонтированный в 1964 году усиленный автомобильный и железнодорожный мост через реку Сонг Ма длиной 540 футов был объявлен Объединенным комитетом начальников штабов целевым номером 14 из-за интенсивного движения по нему. Север знал об этом, и мост защищали многочисленные подразделения противовоздушной обороны, поддерживаемые древними истребителями МиГ-17, расположенными так, чтобы отражать атакующих.
3 апреля 1965 года, в начале кампании Rolling Thunder, ВВС США совершили свой первый заход на цель, запустив в общей сложности 67 истребителей и перехватчиков. Атакующие самолеты в основном несли гравитационные («тупые») бомбы, но они также запускали управляемые ракеты «булл-пап», в общей сложности 152 снаряда. Подавляющее большинство орудий не попали в мост, а те, что попали в него, причинили незначительный ущерб. На следующий день аналогичная миссия с таким же количеством оружия была немногим более успешной: небольшое количество 750-фн. немые бомбы повредили строение. Однако мост не упал.
В течение следующих трех лет истребители ВВС и ВМФ, летевшие с авианосцев, пытались перерезать прочный мост Тханьхоа, но он устоял. Каждый раз, когда американские бомбардировщики наносили ущерб, северовьетнамцы ремонтировали мост и возвращали его в строй. Усилия были приостановлены в 1968 году, когда США объявили о прекращении бомбардировок на севере. Наконец, в мае 1972 года специально оборудованные истребители ВВС F-4 Phantom сбросили на мост 26 бомб с лазерным наведением Paveway первого поколения, выведя из строя западный пролет. 6 октября 1972 августа был нанесен последний удар — четырем самолетам ВМФ, доставившим управляемые ракеты «Уолли», наконец удалось полностью перерезать мост.
Для Соединенных Штатов сага о мосте Тан Хоа стала историей современной воздушной войны. У США не было достаточно точного оружия с достаточно большой мощностью взрывчатого вещества, чтобы поражать приоритетные цели. В результате тщетных попыток разрушить мост была разработана серия нового оружия с большим количеством взрывчатых веществ и улучшенным наведением. Новой мантрой стало «убийство одним выстрелом». Во время «Бури в пустыне» семь процентов сброшенных бомб были высокоточными (по сравнению с менее чем одним процентом во Вьетнаме). К воздушной войне над Косово в 1999, новые (и дешевые) бомбы со спутниковым наведением составляли 35 процентов использованного оружия. Ираком в 2003 году почти 70 процентов сброшенных боеприпасов были управляемыми.
Эпоха ракет
Крылатые ракеты большой дальности также разрабатывались параллельно с интеллектуальными бомбами, став современным предпочтительным оружием для чувствительных американских атак, даже несмотря на то, что стоимость (более 1 миллиона долларов за ракету) ограничила их использовать. За 32 года около 2300 «Томагавков» использовались в боевых действиях: от нападений на Саддама Хусейна до ударов по «вилянию собакой» в бывшей Югославии до нападения на сирийские объекты химического оружия в 2018 году.
Примерно столько российских ракет было использовано за 85 дней ударов (по состоянию на 23 мая успешно запущено 2275 ракет), затратная и сомнительная для Москвы затея. Является ли уязвимость России перед украинскими средствами ПВО причиной того, что Москва полагается на эти (не менее дорогие) ракеты большой дальности, или использование летающей артиллерии более свойственно российской культуре, все еще остается открытым вопросом.
Российские военно-воздушные силы в значительной степени являются дополнением к сухопутным войскам, поддерживая наземных командиров в их миссиях, а не независимым подразделением с доктриной и стратегией поддержки более крупных военных целей за пределами поля боя. У России есть бомбардировщики, которые выходят за пределы поля боя для нанесения ударов по «стратегическим» целям — штабам и военным базам, промышленным объектам, нефтяным и электрическим сетям и транспортным сетям, — но ей не удалось разработать относительно недорогое оружие. (похоже на американскую бомбу со спутниковым наведением), которую он может в изобилии использовать для точного удара по таким целям.
Хотя Россия сбросила на Украину тупые бомбы и выпустила несколько боеприпасов с лазерным наведением, большинство из того, что она выпустила за пределами поля боя, — это ракеты. Ракеты «Искандер» (630 штук) были запущены с земли в Беларуси и России — как баллистические, так и крылатые. Корабли и подводные лодки запустили крылатые ракеты «Калибр» (российский аналог «Томагавка»). Береговые противокорабельные батареи в Крыму запустили ракеты «Оникс» по нескольким целям. В воздухе тактические истребители, средние и тяжелые бомбардировщики доставили мешанину ракет класса «воздух-поверхность» — Х-22/32, Х-55/555, Х-59.и Х-101. Запущена дюжина гиперзвуковых аэробаллистических ракет «Кинжал».
Были некоторые ограничения по дальности поражения определенных западноукраинских целей, и были проблемы с запасами, которые вынуждали переходить с одного оружия на другое, но в целом самая большая проблема, с которой столкнулась Россия, заключается в том, что они не очень хорошо работают.
«Если вы посмотрите на пуски в целом, мы говорим о том, что менее половины всех российских ракет поразили точки прицеливания», — говорит высокопоставленный сотрудник разведывательного управления Министерства обороны, который занимается войной. Чиновник, которому предоставили анонимность для обсуждения конфиденциальной информации, говорит, что две-три из каждых десяти выпущенных ракет не запускаются или взрываются во время полета. Еще у двух есть технические проблемы, такие как неправильный фьюзинг, даже если они летят на заданную дальность. Еще двое-трое не попадают в точку прицеливания, даже когда достигают намеченной цели.
«Сейчас мы оцениваем успешность российских ракет чуть ниже 40%, — говорит представитель РУМО.
Украина заявляет, что сбила 110 российских крылатых ракет, почти 10 процентов от тех, что попали в воздушное пространство Украины.
«И тогда возникает вопрос, по чему они [русские] бьют, и каковы их намерения, даже когда они добиваются успеха», — добавляет представитель DIA. «На пару дней это аэродромы и ПВО. Затем акцент смещается на склады боеприпасов, затем на нефть, затем на заводы, затем на транспортную сеть. о забастовках».
Стратегическая воздушная кампания — в том виде, в каком ее представляют Соединенные Штаты — даже не предпринималась, соглашаются оба чиновника. Как и в случае с неспособностью отключить ПВО Украины, Россия не предприняла никаких попыток атаковать электроэнергетическую сеть или гражданские коммуникации.
«Закрыть Зеленского», — озадаченно говорит отставной сотрудник ВВС США. «Я понимаю, что они, возможно, не смогут отключить Интернет или коммуникационную сеть, но они даже не пытались».
После каждого удара проходило около недели, прежде чем русские снова посещали мост Затока и пытались снова: именно столько времени требовалось, чтобы оценить ущерб и спланировать новую операцию. украинское правительство«Я ничего не знаю о вашем мосту Затока, — говорит отставной офицер ВВС, — но так много целей, на которые я смотрел, маргинальны». Он говорит, что русские отстают от США на 30 лет. «Они не готовы к такому постоянному уровню операций, не осознали важность наведения на цель [в отличие от физического уничтожения], похоже, у них нет хороших BDA [оценка боевых повреждений] и уж точно не имеют никакого динамического наведения».
Вот почему после каждого удара проходило около недели, прежде чем русские снова посещали мост Затока и пытались снова: именно столько времени требовалось, чтобы оценить ущерб и спланировать новую операцию.