Серебряные рубли «История русской авиации»
«Мужчины – это случайно выжившие мальчики» — есть доля истины в этой шутке. Каждый мужчина хоть ненамного, но остаётся ребёнком. Кто-то, уже даже став дедушкой, собирает солдатиков, кто-то коллекционирует танки в миниатюре, а кто-то увлекается самолётами – клеит сборные модели, читает литературу, играет в компьютерные симуляторы воздушных боёв.
В 2010 году Банк России порадовал любителей авиации, начав выпуск серии памятных серебряных монет, посвящённых легендарным самолётам Российской Империи, Советского Союза и Российской Федерации. Монеты изготовлены из серебра 925 пробы, имеют вес 8,53 г (чистого серебра — 7,78 г), диаметр 25 мм и толщину 2,2 мм. Рубчатый гурт имеет 200 насечек.
Первый выпуск состоит из двух позиций. Первая монета посвящена шокировавшему мировую общественность летательному аппарату Российской Империи, построенному в 1913 году Игорем Сикорским. Биплан «Русский витязь» стал первым за всю историю воздухоплавания самолётом, способным работать от четырёх моторов одновременно и поднимать в воздух более полутонны полезной нагрузки.
Четырёхмоторный самолёт Российской Империи «Русский витязь»
Памятная монета 2010 года с изображением самолёта «Русский витязь»
Ей в пару дали монету, где изображён первый разработанный в Российской Федерации после распада Советского Союза пассажирский самолёт – Сухой Суперджет 100, совершивший первый испытательный полёт в 2008 году.
Российский пассажирский самолёт «Сухой Суперджет 100»
Памятная монета 2010 года с изображением самолёта «Сухой Суперджет 100»
В 2011 году серию продолжили двумя памятными монетами. На первой — изображение советского пассажирского самолёта, летавшего на сверхзвуковой скорости – ТУ 144. Именно вид этого крылатого лайнера поманил Валико Мизандари в исполнении Вахтанга Кикабидзе (фильм «Мимино») уйти в большую авиацию.
Советский сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144
Памятная монета 2011 года с изображением самолёта «Ту-144»
На второй монете представлен легендарный советский «кукурузник» — У-2. Этот биплан производился более 25 лет, имел множество модификаций, послужил и в гражданской, и в военной авиации. Несмотря на архаичный внешний вид и посредственные лётные характеристики, он использовался во время Великой Отечественной Войны в качестве лёгкого бомбардировщика, разведчика и санитарного самолёта. Помните презрительную досаду героини «Небесного тихохода»? «Я думала, Вы — ас, а Вы, оказывается «удвас»…», — сказала она, разочарованно узнав, что лётчик-истребитель летает на У-2. Но чуть позже ей пришлось поменять мнение, оценив эффективность этого невзрачного на вид, устаревшего аэроплана…
Советский многоцелевой биплан «У-2»
Памятная монета 2011 года с изображением самолёта «У-2»
Очередные две памятные монеты выпущены в 2012 году. Первая позиция – это «Ишачок» советской истребительной авиации тридцатых годов – юркий, симпатичный И-16. Он совершал боевые вылеты и в Испании, и в небе Дальнего Востока, и над небом Карелии и Финляндии, и в Польше. И даже успел повоевать в Великую Отечественную войну, правда уже безнадёжно устарев к этому времени.
Советский одномоторный истребитель «И-16»
Памятная монета 2012 года с изображением самолёта «И-16»
Вторая монета выпуска покажет нам тяжёлый транспортный самолёт, который изначально использовался в вооружённых силах, а в дальнейшем стал привлекаться и к выполнению гражданских задач. Массивная, красивая, мощная машина, способная перевезти на своём борту более 60 тонн полезного груза – Ил-76.
Советский и российский тяжёлый транспортный самолёт «Ил-76»
Памятная монета 2012 года с изображением самолёта «Ил-76»
В 2013 году, Банк России поместил на памятные монеты дальнемагистральные самолёты. В первую очередь, это советский АНТ-25, поразивший в 30-е годы XX века весь мир, установив мировой рекорд по продолжительности и дальности беспосадочного перелёта.
Советский самолёт дальних перелётов «АНТ-25»
Памятная монета 2013 года с изображением самолёта «АНТ-25»
На второй монете изящно показан «Белый лебедь» советской и российской авиации. Это сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец дальнего радиуса действия с изменяемой геометрией крыла – Ту-160. С момента ввода в строй первой серийной машины (1984 год) и по сегодняшний день – это самый крупный и самый тяжёлый сверхзвуковой самолёт военной авиации в мире.
Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец «Ту-160»
Памятная монета 2013 года с изображением самолёта «Ту-160»
В следующем, 2014 году, коллекционеры монет и любители самолётов смогли порадоваться очередным двум позициям серии на тему истории авиации. Реверс первой монеты украшен советским истребителем Як-3. Эта крылатая машина появилась в воздушных сражениях последнего года Великой Отечественной войны. Далее она эксплуатировалась вплоть до 1952 года.
Советский одномоторный истребитель «Як-3»
Памятная монета 2014 года с изображением самолёта «Як-3»
На второй памятной монете изображён самолёт-амфибия российского производства – Бе-200. Уникальность этого многоцелевого самолёта в том, что он может осуществлять взлёт как с наземной взлётно-посадочной полосы, так и с водной поверхности. Вкупе с грузоподъёмными характеристиками эта возможность делает его универсальным помощником при выполнении специальных операций.
Российский самолёт-амфибия «Бе-200» (Альтаир)
Памятная монета 2014 года с изображением самолёта «Бе-200»
В 2015 году памятные монеты из серии «История русской авиации» не выпускались, а в 2016 году выпуск возобновился очередной парой монет, но уже с изменённым аверсом (Государственный герб вместо эмблемы ЦБ). Серию дополнил серебряный рубль с советским и российским штурмовиком – Су-25, имеющим прозвище «Грач». В войсках СССР и РФ он служит уже почти 40 лет.
Советский и российский штурмовик «Су-25»
Памятная монета 2016 года с изображением самолёта «Су-25»
На реверсе ещё одного серебряного рубля — легендарный истребитель периода Великой Отечественной Войны Ла-5. За весь период производства самолётов этой марки было выпущено почти 10 тысяч штук.
Советский истребитель периода Великой Отечественной войны «Ла-5»
Памятная монета 2016 года с изображением самолёта «Ла-5»
Таким образом на данный момент серия «История русской авиации» имеет в своём составе 12 памятных серебряных монет рублёвого достоинства.
Серия серебряных монет «История русской авиации»
Самолёт АН-2Термином «авиация» сначала называли любые способы перемещения в околоземном воздушном пространстве с помощью управляемых летательных аппаратов. Появление первых самолётов в начале XX века, вытеснивших к концу 30-х годов дирижабли и другие устаревшие способы полётов, придало авиации иной смысл. Теперь она охватывает лишь воздушные перемещения с помощью современных средств (самолёты, вертолёты), остальные способы называют воздухоплаванием.
Аверсы монет имеют стандартное для коллекционных выпусков оформление. До 2016 года в центральном точечном круге изображалась эмблема Банка России (двуглавый орёл без корон и регалий, под ним полукругом надпись «БАНК РОССИИ»), во внешней части вверху полукругом номинал — «ОДИН РУБЛЬ», внизу дата выпуска, обозначение пробы серебра — «Ag 925», масса монеты — «7,78» и эмблема монетного двора. С 2016 года аверс значительно изменился вместе со всеми другими российскими монетами: в центре стал помещаться Герб РФ, над ним полукругом надпись «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ», внизу надпись «БАНК РОССИИ», номинал и дата чеканки, возле лап орла обозначены: слева металл, справа масса и знак монетного двора. Диаметр всех монет — 25 мм, толщина — 2,2 мм, масса — 8,53 г (чистое серебро — 7,78 г). Тираж каждой монеты — 5 тысяч штук.
Список монет серии «История русской авиации»:
«Русский витязь» | Создан на Балтийском судоремонтном заводе в 1912-1913 годах И.И. Сикорским, является первым в мире четырёхмоторным самолётом. Мог вмещать 7 человек (3 члена экипажа и 4 пассажиров). Существовал только один экземпляр, на котором был установлен мировой рекорд по продолжительности и дальности перелёта — 170 км за 114 минут. |
«Сухой Суперджет-100» | Выпускается с 2008 года, введён в эксплуатацию в 2011. Является ближнемагистральным реактивным самолётом. Используется для междугородних перевозок дальностью до 4500 км, вмещает 98 пассажиров. |
«У-2» (По-2) | Выпускался с 1928 по 1954 год, всего было изготовлено около 33 тысячи экземпляров, что делает его одним из самых массовых самолётов в мире. Из-за небольших размеров во время войны лётчики прятали самолёты в зарослях, за что их стали называть «кукурузниками». Имеет стандартную конструкцию для бипланов (деревянный каркас, обтянутый тканью или обшитый фанерой, сдвоенное крыло). Рассчитан на одного пилота и одного пассажира (места расположены в длину). |
«Ту-144» | Одна из двух в мире разработок сверхзвуковых пассажирских самолётов, строился в КБ Туполева, произведено 16 единиц. Первый полёт состоялся в 1968 году, а в 1977-1978 годах осуществлялись регулярные пассажирские перевозки по маршруту Москва — Алма-Ата. Был способен преодолевать расстояния со скоростью более 2 тысяч километров в час, что в 2-3 раза выше скорости современных пассажирских лайнеров. Высота полёта составляла около 16000 метров. Из-за большой дистанции разгона и посадки мог эксплуатироваться только опытными лётчиками-испытателями и только на подготовленных для аэродромах, вдобавок к этому во время испытаний произошло две авиакатастрофы и несколько происшествий, что сделало его непригодным для использования. Конструкцию сверхзвуковых самолётов планировалось значительно пересмотреть, а с распадом СССР работы над ней завершились. Британско-французский брат-близнец оказался более успешной моделью, но после катастрофы 2000 года полёты прекратились. |
«И-16» | Один из самых известных самолётов первых лет Великой Отечественной войны, получил прозвище «ишак». Выпускался с 1934 по 1942 год, всего произведено более 10 тысяч штук. Кабина рассчитана на одного пилота. Самолёт отличается коротким фюзеляжем с большим отсеком для мощного 9-цилиндрового двигателя, что делает его очень манёвренным. Изготовлен с применением каркаса, обшитого фанерой для снижения массы. |
«ИЛ-76» | Тяжёлый транспортный самолёт, разработанный в начале 1970-х годов, и выпускающийся до сих пор. Способен переводить до 60 т грузов или более 200 солдат с оружием на расстояние 6-7 тысяч километров. Грузовой отсек имеет длину 24 метра, ширина и высота — около 3,5 м. |
«АНТ-25» | В 1933-1934 годах изготовлено два экземпляра, в 1989 выполнена точная копия. Военный самолёт, рассчитанный на двух пилотов. Цель проекта — достичь максимальной на тот момент дальности полёта. В 1936 году под руководством лётчика В.П. Чкалова был совершён беспосадочный перелёт из Подмосковья на остров в Охотском море (9375 км). Через год два самолёта преодолели расстояние более 10 тысяч километров из Подмосковья через Северный полюс в США (штат Калифорния) без посадки и дозаправки. |
«Ту-160» | Сверхзвуковой бомбардировщик, самый тяжёлый военный самолёт в мире. Обладает возможностью изменения геометрии крыльев, способен нести ядерные ракеты. Выпускается с 1984 года. Длина самолёта — 54 м, размах крыла — от 35 до 56 м. Способен лететь со скоростью 2200 км/ч и преодолевать до 14 тысяч км без дозаправки, максимальная высота — 16000 метров. |
«ЯК-3» | Один из самых массовых одноместных самолётов-истребителей второй половины Великой Отечественной войны. Выпускался с 1944 по 1946 год. На самолётах устанавливался пулемёт системы ШВАК. Длина самолёта — 8,5 м, азмах крыла — 9,2 м, масса — до 2, т. Развивал максимальную скорость 645 км/ч, дальность полёта — до 650 км на высоте от 10 до 11 тысяч метров. |
«БЕ-200» | Современный самолёт-амфибия, выпускается с начала 2000-х годов. Может взлетать с водной поверхности, что делает его удобным для выгрузки десанта или доставки грузов в прибрежные районы, не имеющие подходящего аэродрома. Способен перевозить до 5 тонн грузов и 12 кубометров воды для тушения пожаров, дальность полёта — 3100 км. |
«ЛА-5» (ЛаГГ-5) | Деревянный одноместный самолёт-истребитель, выпускавшийся в 1942-1944 годах под руководством С.А. Лавочкина. Изготавливался методом склеивания фанеры и деревянных реек, оснащался 14-цилиндровым двигателем мощностью до 1700 л.с. Дальность полёта достигала 1190 км при скорости 510-580 км/ч. Имел пулемёт системы ШВАК, мог также оснащаться двумя 100-кг бомбами ФАБ-100. |
«СУ-25» | Бронированный военный самолёт-истребитель, участвовавший во многих вооружённых конфликтах, выпускается с 1978 года и находится на вооружении стран постсоветского пространства до сих пор. Самолёт может запускать ракеты малой дальности и сбрасывать авиабомбы. Последние разработки оснащаются высокоточным вооружением. |
Рисунки монет взяты с официального сайта ЦБРФ.
Даты выпуска:
1 апреля 2010 | «Русский витязь» |
1 апреля 2010 | «Сухой суперджет — 100» |
3 мая 2011 | «У-2» |
3 мая 2011 | «Ту-144» |
1 марта 2012 | «И-16» |
1 марта 2012 | «ИЛ-76» |
1 марта 2013 | «АНТ-25» |
1 марта 2013 | «Ту-160» |
3 февраля 2014 | «ЯК-3» |
3 февраля 2014 | «БЕ-200» |
31 мая 2016 | «ЛА-5» |
31 мая 2016 | «СУ-25» |
*Справка:
Самолёт И-16 в Центральном Военно-Морском музееЗначительный вклад в становление русской и мировой авиации внёс И.И. Сикорский, конструктор первого в мире четырёхмоторного самолета (1913 год), бомбардировщика и других летательных аппаратов. После эмиграции в США занялся разработкой вертолётов, система которых используется до сих пор. До середины 1930-х годов почти все самолёты были бипланами: имели по два совмещённых крыла, деревянный каркас, на который натягивалась ткань. Двойное крыло повышало прочность шаткой конструкции. Нередко изготавливались трипланы, в которых было три крыла, расположенных параллельно одно над другим. Самые тяжёлые самолёты могли иметь по два-три сдвоенных или строенных крыла. Двигатели могли располагаться в любом месте, чаще всего спереди (один двигатель) или на крыльях (два и более двигателей).
К началу Второй Мировой войны бипланы и трипланы вытесняются металлическими самолётами нового типа, имеющих всего одно крыло. Однако по-прежнему использовался массивный двигатель внутреннего сгорания. С ростом мощности самолётов увеличивался и размер двигателей, которые значительно повышали массу летательного аппарата. Максимальная вместительность ограничивалась 20-30 пассажирами.
К концу 1940-х годов винтовые самолёты вытесняются еактивными, они оказались значительно легче и меньше, а мощность возросла в несколько раз. Это дало толчок к развитию гражданской авиации, начинаются регулярные пассажирские авиаперевозки. Первый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-104 вмещал уже до 100 пассажиров. В 60-70-х годах разрабатывались первые сверхзвуковые самолёты, которые могли разгоняться до 2 тысяч километров в час, но конструкция не выдерживала таких нагрузок, и от идеи в дальнейшем отказались. За последние 50 лет возрастала в основном вместимость и комфорт пассажирских самолётов.
Военные самолёты пошли по другому пути, в них основной упор делается на скорости и манёвренности, последние модели способны лететь в 3 раза быстрее скорости звука. Не менее значимой отраслью является разработка транспортных самолётов, способных перевозить большие грузы на дальние расстояния в короткий срок.
История русской авиации (монеты) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Памятные монеты Центрального банка Российской Федерации, посвященные истории развития русской авиации.
История выпуска
Выпуск памятных монет серии «История русской авиации» был начат 1 апреля 2010 года Банком России. Были выпущены в обращение две серебряные монеты номиналом 1 рубль каждая. 3 мая 2011 года состоялся выпуск в обращение продолжения серии — двух серебряных монет номиналом 1 рубль. Эти монеты посвящены истории развития русской авиации, а именно следующим известным летательным аппаратам: Русскому витязю, Суперджету-100, Ту-144, У-2. 1 марта 2012 выпущены в обращение монеты «И-16» и «Ил-76». 1 марта 2013 выпущены в обращение монеты «АНТ-25» и «ТУ-160». 3 февраля 2014 года были выпущены в обращение монеты «Як-3» и «Бе-200». Также следует отметить, что тематика серии частично перекликается с рядом монет, посвящённым Вооружённым Силам Российской Федерации.
2010
Изображение | Описание | Примечание |
---|---|---|
В центре — эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним — надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу — вверху: «ОДИН РУБЛЬ», внизу: слева — обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре — дата выпуска «2010 г.», справа — содержание химически чистого металла и товарный знак Санкт-Петербургского монетного двора (СПМД). | Единый аверс для монет данной серии, выпущенных в 2010 году. | |
Русский витязь На переднем плане расположен биплан, под ним — надпись в две строки: «РУССКИЙ ВИТЯЗЬ», вверху по окружности — надпись: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ» | Первый в мире четырёхмоторный самолёт, созданный в России в 1912—1913 гг. Его первый полёт был совершён в мае 1913 г. 2 августа 1913 г. на нём был установлен мировой рекорд продолжительности полёта — 1 час 54 мин. | |
Сухой Суперджет-100 На цветном поле диска — современный самолёт, под ним — надпись: «СУХОЙ СУПЕРДЖЕТ-100», слева — стилизованное изображение инверсионных следов в виде трёх волнистых линий, вверху по окружности — надпись: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ». | Первый российский самолёт, разработанный с использованием цифровых безбумажных технологий.[источник не указан 2043 дня] |
2011
Изображение | Описание | Примечание |
---|---|---|
В центре — эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним — надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу — вверху: «ОДИН РУБЛЬ», внизу: слева — обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре — дата выпуска «2011 г.», справа — содержание химически чистого металла и товарный знак Санкт-Петербургского монетного двора (СПМД). | Единый аверс для монет данной серии, выпущенных в 2011 году. | |
Ту-144 В центре диска — изображение летящего реактивного самолета, за ним на синем поле — четыре закругленные белые полосы, символизирующие инверсионный след, справа внизу — горизонтальная надпись: «TУ-144», справа вверху вдоль канта — надпись полукругом: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ». | Советский сверхзвуковой пассажирский самолёт. Производился в Воронеже. Являлся первым из двух сверхзвуковых авиалайнеров, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок. | |
У-2 В центре диска — изображение биплана с двумя пятиконечными звездами, на фюзеляже и на хвостовом киле, за ним на голубом фоне — пять закругленных белых полос, три слева и две справа; слева вверху, над крылом самолета — горизонтальная надпись: «У-2», слева внизу вдоль канта — надпись полукругом: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ». | Один из самых массовых самолётов в мире. Разрабатывался для первоначального обучения лётчиков и обладал хорошими пилотажными качествами. |
2012
Изображение | Описание | Примечание |
---|---|---|
В центре — эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним — надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу — вверху: «ОДИН РУБЛЬ», внизу: слева — обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре — дата выпуска «2012 г.», справа — содержание химически чистого металла и товарный знак Санкт-Петербургского монетного двора (СПМД). | Единый аверс для монет данной серии, выпущенных в 2012 году. | |
И-16 В центре диска на светлом поле — винтовой самолет-моноплан в полете с правым креном, цвет сегмента диска над ним плавно переходит от светлого в аквамариновый, под самолетом на полусегменте аквамаринового цвета, в светлом четырёхугольнике — горизонтальная надпись: «И-16», внизу вдоль канта — надписи, слева: «ИСТОРИЯ», внизу и справа на аквамариновом участке поля: «РУССКОЙ АВИАЦИИ». | Самолет-истребитель И-16, созданный под руководством Н. Н. Поликарпова в 1934 году, был одним из самых быстроходных и маневренных истребителей своего времени. Самолет применялся в войнах в Испании, на Халхин-Голе и на фронтах Великой Отечественной войны. | |
Ил-76 В центре диска на светлом поле — летящий четырёхмоторный реактивный самолет, цвет сектора диска над ним плавно переходит от светлого в синий, под самолетом слева на синем треугольнике — горизонтальная надпись: «ИЛ-76», внизу на полосе, расположенной вдоль канта, надпись — на её синем участке слева: «ИСТОРИЯ», на светлом справа: «РУССКОЙ АВИАЦИИ». | Средний военно-транспортный самолет ИЛ-76 разработан в КБ С. В. Ильюшина. Он стал первым в СССР самолетом такого предназначения с турбореактивным двигателем. Первый полет на нём совершен в 1971 году. В 1976 году ИЛ-76 принят на вооружение. В настоящее время он составляет основу самолетного парка военно-транспортной авиации России и стран СНГ. |
2013
Изображение | Описание | Примечание |
---|---|---|
В центре — эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним — надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу — вверху: «ОДИН РУБЛЬ», внизу: слева — обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре — дата выпуска «2013 г.», справа — содержание химически чистого металла и товарный знак Санкт-Петербургского монетного двора (СПМД). | Единый аверс для монет данной серии, выпущенных в 2013 году. | |
АНТ-25 В центре диска на сером матовом фоне земного шара — винтовой самолет, над ним слева — надпись: «АНТ-25», внизу на полосе вдоль канта — надпись синего цвета: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ». | ||
ТУ-160 В центре диска на сером матовом фоне земного шара — современный реактивный самолет с крылом стреловидной формы, под ним справа — надпись «ТУ-160», внизу на полосе вдоль канта — надпись синего цвета: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ». |
2014
Изображение | Описание | Примечание |
---|---|---|
В круге, обрамленном бусовым ободком, расположено рельефное изображение эмблемы Банка России — двуглавого орла с опущенными крыльями, под ним надпись полукругом «БАНК РОССИИ», а также по окружности имеются надписи, разделенные точками: номинал монет — «ОДИН РУБЛЬ» и дата — «2014 г.», между ними проставлены обозначение металла по Периодической системе элементов Д.И. Менделеева, проба сплава, товарный знак Санкт-Петербургского монетного двора и масса драгоценного металла в чистоте. | Единый аверс для монет данной серии, выпущенных в 2014 году. | |
Як-3 Рельефное изображение самолета Як-3 на фоне выполненных в цвете сегментов вверху и внизу, имеются надписи: вверху по окружности — «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ», под самолетом — «ЯК-3». | ||
Бе-200 Рельефное изображение самолета Бе-200 на фоне выполненных в цвете сегментов вверху и внизу, имеются надписи: вверху по окружности — «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ», под самолетом — «БЕ-200». |
2016
Номинал | Качество | Металл, проба | Масса общая, г | Содержание химически чистого металла не менее, г | Диаметр, мм | Толщина, мм | Тираж, шт. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 рубль | пруф | серебро 925/1000 | 8,53 (±0,09) | 7,78 | 25,00 (±0,20) | 2,20 (±0,20) | 3000 (каждой монеты) |
См. также
Ссылки
История русской авиации (монеты) — Википедия с видео // WIKI 2
Памятные монеты Центрального банка Российской Федерации, посвященные истории развития русской авиации.
Энциклопедичный YouTube
1/3
Просмотров:921
1 146
115 023
✪ Только официальные данные. Ракеты эпохи возрождения. Часть 1
✪ Отречёмся от старого мифа! Уникальные факты о царской России. Часть 4. Первая мировая война
✪ Алексей Лобин о русских рабынях
Содержание
История выпуска
Выпуск памятных монет серии «История русской авиации» был начат 1 апреля 2010 года Банком России. Были выпущены в обращение две серебряные монеты номиналом 1 рубль каждая. 3 мая 2011 года состоялся выпуск в обращение продолжения серии — двух серебряных монет номиналом 1 рубль. Эти монеты посвящены истории развития русской авиации, а именно следующим известным летательным аппаратам: Русскому витязю, Суперджету-100, Ту-144, У-2. 1 марта 2012 выпущены в обращение монеты «И-16» и «Ил-76». 1 марта 2013 выпущены в обращение монеты «АНТ-25» и «ТУ-160». 3 февраля 2014 года были выпущены в обращение монеты «Як-3» и «Бе-200». Также следует отметить, что тематика серии частично перекликается с рядом монет, посвящённым Вооружённым Силам Российской Федерации.
2010
Изображение | Описание | Примечание |
---|---|---|
В центре — эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним — надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу — вверху: «ОДИН РУБЛЬ», внизу: слева — обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре — дата выпуска «2010 г.», справа — содержание химически чистого металла и товарный знак Санкт-Петербургского монетного двора (СПМД). | Единый аверс для монет данной серии, выпущенных в 2010 году. | |
Русский витязь На переднем плане расположен биплан, под ним — надпись в две строки: «РУССКИЙ ВИТЯЗЬ», вверху по окружности — надпись: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ» | Первый в мире четырёхмоторный самолёт, созданный в России в 1912—1913 гг. Его первый полёт был совершён в мае 1913 г. 2 августа 1913 г. на нём был установлен мировой рекорд продолжительности полёта — 1 час 54 мин. | |
Сухой Суперджет-100 На цветном поле диска — современный самолёт, под ним — надпись: «СУХОЙ СУПЕРДЖЕТ-100», слева — стилизованное изображение инверсионных следов в виде трёх волнистых линий, вверху по окружности — надпись: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ». | Первый российский самолёт, разработанный с использованием цифровых безбумажных технологий.[источник не указан 2700 дней] |
2011
Изображение | Описание | Примечание |
---|---|---|
В центре — эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним — надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу — вверху: «ОДИН РУБЛЬ», внизу: слева — обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре — дата выпуска «2011 г.», справа — содержание химически чистого металла и товарный знак Санкт-Петербургского монетного двора (СПМД). | Единый аверс для монет данной серии, выпущенных в 2011 году. | |
Ту-144 В центре диска — изображение летящего реактивного самолета, за ним на синем поле — четыре закругленные белые полосы, символизирующие инверсионный след, справа внизу — горизонтальная надпись: «TУ-144», справа вверху вдоль канта — надпись полукругом: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ». | Советский сверхзвуковой пассажирский самолёт. Производился в Воронеже. Являлся первым из двух сверхзвуковых авиалайнеров, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок. | |
У-2 В центре диска — изображение биплана с двумя пятиконечными звездами, на фюзеляже и на хвостовом киле, за ним на голубом фоне — пять закругленных белых полос, три слева и две справа; слева вверху, над крылом самолета — горизонтальная надпись: «У-2», слева внизу вдоль канта — надпись полукругом: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ». | Один из самых массовых самолётов в мире. Разрабатывался для первоначального обучения лётчиков и обладал хорошими пилотажными качествами. |
2012
Изображение | Описание | Примечание |
---|---|---|
В центре — эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним — надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу — вверху: «ОДИН РУБЛЬ», внизу: слева — обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре — дата выпуска «2012 г.», справа — содержание химически чистого металла и товарный знак Санкт-Петербургского монетного двора (СПМД). | Единый аверс для монет данной серии, выпущенных в 2012 году. | |
И-16 В центре диска на светлом поле — винтовой самолет-моноплан в полете с правым креном, цвет сегмента диска над ним плавно переходит от светлого в аквамариновый, под самолетом на полусегменте аквамаринового цвета, в светлом четырёхугольнике — горизонтальная надпись: «И-16», внизу вдоль канта — надписи, слева: «ИСТОРИЯ», внизу и справа на аквамариновом участке поля: «РУССКОЙ АВИАЦИИ». | Самолет-истребитель И-16, созданный под руководством Н. Н. Поликарпова в 1934 году, был одним из самых быстроходных и маневренных истребителей своего времени. Самолет применялся в войнах в Испании, на Халхин-Голе и на фронтах Великой Отечественной войны. | |
Ил-76 В центре диска на светлом поле — летящий четырёхмоторный реактивный самолет, цвет сектора диска над ним плавно переходит от светлого в синий, под самолетом слева на синем треугольнике — горизонтальная надпись: «ИЛ-76», внизу на полосе, расположенной вдоль канта, надпись — на её синем участке слева: «ИСТОРИЯ», на светлом справа: «РУССКОЙ АВИАЦИИ». | Средний военно-транспортный самолет ИЛ-76 разработан в КБ С. В. Ильюшина. Он стал первым в СССР самолетом такого предназначения с турбореактивным двигателем. Первый полет на нём совершен в 1971 году. В 1976 году ИЛ-76 принят на вооружение. В настоящее время он составляет основу самолетного парка военно-транспортной авиации России и стран СНГ. |
2013
Изображение | Описание | Примечание |
---|---|---|
В центре — эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним — надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу — вверху: «ОДИН РУБЛЬ», внизу: слева — обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре — дата выпуска «2013 г.», справа — содержание химически чистого металла и товарный знак Санкт-Петербургского монетного двора (СПМД). | Единый аверс для монет данной серии, выпущенных в 2013 году. | |
АНТ-25 В центре диска на сером матовом фоне земного шара — винтовой самолет, над ним слева — надпись: «АНТ-25», внизу на полосе вдоль канта — надпись синего цвета: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ». | ||
ТУ-160 В центре диска на сером матовом фоне земного шара — современный реактивный самолет с крылом стреловидной формы, под ним справа — надпись «ТУ-160», внизу на полосе вдоль канта — надпись синего цвета: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ». |
2014
Изображение | Описание | Примечание |
---|---|---|
В круге, обрамленном бусовым ободком, расположено рельефное изображение эмблемы Банка России — двуглавого орла с опущенными крыльями, под ним надпись полукругом «БАНК РОССИИ», а также по окружности имеются надписи, разделенные точками: номинал монет — «ОДИН РУБЛЬ» и дата — «2014 г.», между ними проставлены обозначение металла по Периодической системе элементов Д.И. Менделеева, проба сплава, товарный знак Санкт-Петербургского монетного двора и масса драгоценного металла в чистоте. | Единый аверс для монет данной серии, выпущенных в 2014 году. | |
Як-3 Рельефное изображение самолета Як-3 на фоне выполненных в цвете сегментов вверху и внизу, имеются надписи: вверху по окружности — «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ», под самолетом — «ЯК-3». | ||
Бе-200 Рельефное изображение самолета Бе-200 на фоне выполненных в цвете сегментов вверху и внизу, имеются надписи: вверху по окружности — «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ», под самолетом — «БЕ-200». |
2016
Изображение | Описание | Примечание |
---|---|---|
В центре — эмблема Банка России (двуглавый орёл, под ним — горизонтальная надпись «БАНК РОССИИ»), надписи по кругу — вверху: «Российская Федерация», внизу: слева — обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре — дата выпуска «2016 г.», справа — содержание химически чистого металла и товарный знак Санкт-Петербургского монетного двора (СПМД). | Единый аверс для монет данной серии, выпущенных в 2016 году. | |
Су-25 Рельефное изображение самолета Су-25. | ||
Ла-5 Рельефное изображение самолета Ла-5. |
Номинал | Качество | Металл, проба | Масса общая, г | Содержание химически чистого металла не менее, г | Диаметр, мм | Толщина, мм | Тираж, шт. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 рубль | пруф | серебро 925/1000 | 8,53 (±0,09) | 7,78 | 25,00 (±0,20) | 2,20 (±0,20) | 3000 (каждой монеты) |
См. также
Ссылки
Эта страница в последний раз была отредактирована 1 декабря 2019 в 21:21.Монеты история русской авиации
Приглашаем вас на самый занятный урок истории, который можно представить. С 1 апреля 2010 года о том, как развивалась отечественная авиация, нам повествуют… монеты. Нет, это – не шутка. Именно в этот день в обращении появились две серебряные монеты из новой памятной серии от Банка России.
Монеты серии история русская авиация имеют номинальную стоимость в один рубль, но реальная ценность, конечно, выше. Аверс у всех одинаковый: на нем расположена эмблема банка, указывается номинал, проба драгоценного металла, год выпуска и товарный знак Санкт-Петербургского монетного двора. А, вот, на реверсах изображаются самые славные воздушные суда.
2010 год
Начнем наш экскурс. На первой монете серии красуется «русский витязь» — тяжелый бомбардировщик разработки И.Сикорского, дебютный полет которого состоялся в мае 1913 года. «Русский витязь» стал прототипом для многих последующих моделей, в частности, для легендарного «Ильи Муромца».
На второй памятной монете года изображен СуперДжет-100 от ОКБ Сухого. Этот самолет представляет уже гражданскую авиацию.
2011 год
Первая монета посвящена советскому сверхзвуковому пассажирскому самолету. Ту-144 был призван догнать и перегнать «Конкорд» и таки сделал это: первый рейс по маршруту Москва-Алма-Аты состоялся на на два месяца раньше коммерческого полета англо-французского суперсоника.* Ту-144 – уникальный летательный аппарат, благодаря которому страна получила множество передовых разработок, технологических и конструкторских решений. В проект были вложены колоссальные усилия.
Вторая монета выпуска переносит нас в далекий 1926. Перед конструкторами страны поставили задание создать самолет первоначального обучения. Так на свет появился У-2 (учебный-второй; первый вариант забраковали). Самолет получился многоцелевой: он использовался в аграрном секторе, для аэрофотосъемки, перевозки пассажиров; существовали санитарные и другие модификации. У-2 мог совершать взлет и посадку даже на неподготовленных площадках. Когда началась война, У-2 стали переделывать на легкие ночные бомбардировщики. В общем, не зря он заслужил прозвище «трудяга».
Монеты история русской авиации
2012 год.
На монетах запечатлены военные самолеты И-16 и Ил-76.
И-16 – советский свободнонесущий моноплан-истребитель на один мотор с убирающимся шасси. Маленький, подвижный, за что получил от испанских пилотов прозвища rata (крыса) и mosca (муха). Но на И-16 могли летать только самые опытные и бывалые летчики. Основная цель, которая стояла перед конструкторами – создать самолет с повышенной маневренностью. И-16 такой и получился, но из-за этого оказался аэродинамически не очень устойчивым. С одной стороны, прекрасная машина, с другой, если летчик не ас, на И-16 ему делать нечего.
Ил-76 – тяжелый реактивный военно-транспортный самолет на четыре мотора. Это — первый самолет такого типа, оборудованный турбореактивным двигателем. Ил-76 не только дожил до настоящего времени: это, практически, главный самолет в парке военно-транспортной авиации России и стран СНГ.
2013 год
Самолетами, которые удостоились чести в этом году, стали непревзойденный Ант-25 и гордость российских ВВС Ту-160 («Белый лебедь»).
Ант-25 – трехместный низкоплан с одним двигателем. Самолет-рекордсмен, самолет-легенда с огромными крыльями, как у стрекозы. По тактико-техническим характеристикам далеко превосходил зарубежные аналоги того времени. Ант-25 стал одним из важнейших «крылатых» достижений Советского Союза за всю историю.
Ту-160 стратегического назначения по прозвищу «Белый лебедь» — самый большой сверхзвуковой военный самолет в мире с изменяемой геометрией крыла, высокой дальностью полета, который способен нести на себе и ракеты, и авиабомбы.
2014 год
На памятных монетах в этом году изображены истребитель Як-3 и современный гидросамолет-амфибия Бе-200.
Як-3 появился ближе к концу войны, в 1944, но стал одним из самых известных самолетов Второй мировой. Он отличался высокой маневренностью и скоростью полета, простотой пилотирования и покорил сердца не только наших летчиков, но и французов.
Бе-200 предназначенный для поисково-спасательных работ, грузоперевозок и пожаротушения. Он способен перевозить на борту 12 тонн воды и садиться как на сушу, так и на воду.
_________
*суперсоник – а разговорном английском «сверхзвуковой самолет»
Avia.pro
История русской авиации (монеты) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Памятные монеты Центрального банка Российской Федерации, посвященные истории развития русской авиации.
История выпуска
Выпуск памятных монет серии «История русской авиации» был начат 1 апреля 2010 года Банком России. Были выпущены в обращение две серебряные монеты номиналом 1 рубль каждая. 3 мая 2011 года состоялся выпуск в обращение продолжения серии — двух серебряных монет номиналом 1 рубль. Эти монеты посвящены истории развития русской авиации, а именно следующим известным летательным аппаратам: Русскому витязю, Суперджету-100, Ту-144, У-2. 1 марта 2012 выпущены в обращение монеты «И-16» и «Ил-76». 1 марта 2013 выпущены в обращение монеты «АНТ-25» и «ТУ-160». 3 февраля 2014 года были выпущены в обращение монеты «Як-3» и «Бе-200». Также следует отметить, что тематика серии частично перекликается с рядом монет, посвящённым Вооружённым Силам Российской Федерации.
2010
Изображение | Описание | Примечание |
---|---|---|
В центре — эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним — надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу — вверху: «ОДИН РУБЛЬ», внизу: слева — обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре — дата выпуска «2010 г.», справа — содержание химически чистого металла и товарный знак Санкт-Петербургского монетного двора (СПМД). | Единый аверс для монет данной серии, выпущенных в 2010 году. | |
Русский витязь На переднем плане расположен биплан, под ним — надпись в две строки: «РУССКИЙ ВИТЯЗЬ», вверху по окружности — надпись: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ» | Первый в мире четырёхмоторный самолёт, созданный в России в 1912—1913 гг. Его первый полёт был совершён в мае 1913 г. 2 августа 1913 г. на нём был установлен мировой рекорд продолжительности полёта — 1 час 54 мин. | |
Сухой Суперджет-100 На цветном поле диска — современный самолёт, под ним — надпись: «СУХОЙ СУПЕРДЖЕТ-100», слева — стилизованное изображение инверсионных следов в виде трёх волнистых линий, вверху по окружности — надпись: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ». | Первый российский самолёт, разработанный с использованием цифровых безбумажных технологий.[источник не указан 2043 дня] |
2011
Изображение | Описание | Примечание |
---|---|---|
В центре — эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним — надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу — вверху: «ОДИН РУБЛЬ», внизу: слева — обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре — дата выпуска «2011 г.», справа — содержание химически чистого металла и товарный знак Санкт-Петербургского монетного двора (СПМД). | Единый аверс для монет данной серии, выпущенных в 2011 году. | |
Ту-144 В центре диска — изображение летящего реактивного самолета, за ним на синем поле — четыре закругленные белые полосы, символизирующие инверсионный след, справа внизу — горизонтальная надпись: «TУ-144», справа вверху вдоль канта — надпись полукругом: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ». | Советский сверхзвуковой пассажирский самолёт. Производился в Воронеже. Являлся первым из двух сверхзвуковых авиалайнеров, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок. | |
У-2 В центре диска — изображение биплана с двумя пятиконечными звездами, на фюзеляже и на хвостовом киле, за ним на голубом фоне — пять закругленных белых полос, три слева и две справа; слева вверху, над крылом самолета — горизонтальная надпись: «У-2», слева внизу вдоль канта — надпись полукругом: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ». | Один из самых массовых самолётов в мире. Разрабатывался для первоначального обучения лётчиков и обладал хорошими пилотажными качествами. |
2012
Изображение | Описание | Примечание |
---|---|---|
В центре — эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним — надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу — вверху: «ОДИН РУБЛЬ», внизу: слева — обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре — дата выпуска «2012 г.», справа — содержание химически чистого металла и товарный знак Санкт-Петербургского монетного двора (СПМД). | Единый аверс для монет данной серии, выпущенных в 2012 году. | |
И-16 В центре диска на светлом поле — винтовой самолет-моноплан в полете с правым креном, цвет сегмента диска над ним плавно переходит от светлого в аквамариновый, под самолетом на полусегменте аквамаринового цвета, в светлом четырёхугольнике — горизонтальная надпись: «И-16», внизу вдоль канта — надписи, слева: «ИСТОРИЯ», внизу и справа на аквамариновом участке поля: «РУССКОЙ АВИАЦИИ». | Самолет-истребитель И-16, созданный под руководством Н. Н. Поликарпова в 1934 году, был одним из самых быстроходных и маневренных истребителей своего времени. Самолет применялся в войнах в Испании, на Халхин-Голе и на фронтах Великой Отечественной войны. | |
Ил-76 В центре диска на светлом поле — летящий четырёхмоторный реактивный самолет, цвет сектора диска над ним плавно переходит от светлого в синий, под самолетом слева на синем треугольнике — горизонтальная надпись: «ИЛ-76», внизу на полосе, расположенной вдоль канта, надпись — на её синем участке слева: «ИСТОРИЯ», на светлом справа: «РУССКОЙ АВИАЦИИ». | Средний военно-транспортный самолет ИЛ-76 разработан в КБ С. В. Ильюшина. Он стал первым в СССР самолетом такого предназначения с турбореактивным двигателем. Первый полет на нём совершен в 1971 году. В 1976 году ИЛ-76 принят на вооружение. В настоящее время он составляет основу самолетного парка военно-транспортной авиации России и стран СНГ. |
2013
Изображение | Описание | Примечание |
---|---|---|
В центре — эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним — надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу — вверху: «ОДИН РУБЛЬ», внизу: слева — обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре — дата выпуска «2013 г.», справа — содержание химически чистого металла и товарный знак Санкт-Петербургского монетного двора (СПМД). | Единый аверс для монет данной серии, выпущенных в 2013 году. | |
АНТ-25 В центре диска на сером матовом фоне земного шара — винтовой самолет, над ним слева — надпись: «АНТ-25», внизу на полосе вдоль канта — надпись синего цвета: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ». | ||
ТУ-160 В центре диска на сером матовом фоне земного шара — современный реактивный самолет с крылом стреловидной формы, под ним справа — надпись «ТУ-160», внизу на полосе вдоль канта — надпись синего цвета: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ». |
2014
Изображение | Описание | Примечание |
---|---|---|
В круге, обрамленном бусовым ободком, расположено рельефное изображение эмблемы Банка России — двуглавого орла с опущенными крыльями, под ним надпись полукругом «БАНК РОССИИ», а также по окружности имеются надписи, разделенные точками: номинал монет — «ОДИН РУБЛЬ» и дата — «2014 г.», между ними проставлены обозначение металла по Периодической системе элементов Д.И. Менделеева, проба сплава, товарный знак Санкт-Петербургского монетного двора и масса драгоценного металла в чистоте. | Единый аверс для монет данной серии, выпущенных в 2014 году. | |
Як-3 Рельефное изображение самолета Як-3 на фоне выполненных в цвете сегментов вверху и внизу, имеются надписи: вверху по окружности — «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ», под самолетом — «ЯК-3». | ||
Бе-200 Рельефное изображение самолета Бе-200 на фоне выполненных в цвете сегментов вверху и внизу, имеются надписи: вверху по окружности — «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ», под самолетом — «БЕ-200». |
2016
Номинал | Качество | Металл, проба | Масса общая, г | Содержание химически чистого металла не менее, г | Диаметр, мм | Толщина, мм | Тираж, шт. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 рубль | пруф | серебро 925/1000 | 8,53 (±0,09) | 7,78 | 25,00 (±0,20) | 2,20 (±0,20) | 3000 (каждой монеты) |
См. также
Ссылки
История русской авиации (монеты) — Википедия. Что такое История русской авиации (монеты)
Материал из Википедии — свободной энциклопедииПамятные монеты Центрального банка Российской Федерации, посвященные истории развития русской авиации.
История выпуска
Выпуск памятных монет серии «История русской авиации» был начат 1 апреля 2010 года Банком России. Были выпущены в обращение две серебряные монеты номиналом 1 рубль каждая. 3 мая 2011 года состоялся выпуск в обращение продолжения серии — двух серебряных монет номиналом 1 рубль. Эти монеты посвящены истории развития русской авиации, а именно следующим известным летательным аппаратам: Русскому витязю, Суперджету-100, Ту-144, У-2. 1 марта 2012 выпущены в обращение монеты «И-16» и «Ил-76». 1 марта 2013 выпущены в обращение монеты «АНТ-25» и «ТУ-160». 3 февраля 2014 года были выпущены в обращение монеты «Як-3» и «Бе-200». Также следует отметить, что тематика серии частично перекликается с рядом монет, посвящённым Вооружённым Силам Российской Федерации.
2010
Изображение | Описание | Примечание |
---|---|---|
В центре — эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним — надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу — вверху: «ОДИН РУБЛЬ», внизу: слева — обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре — дата выпуска «2010 г.», справа — содержание химически чистого металла и товарный знак Санкт-Петербургского монетного двора (СПМД). | Единый аверс для монет данной серии, выпущенных в 2010 году. | |
Русский витязь На переднем плане расположен биплан, под ним — надпись в две строки: «РУССКИЙ ВИТЯЗЬ», вверху по окружности — надпись: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ» | Первый в мире четырёхмоторный самолёт, созданный в России в 1912—1913 гг. Его первый полёт был совершён в мае 1913 г. 2 августа 1913 г. на нём был установлен мировой рекорд продолжительности полёта — 1 час 54 мин. | |
Сухой Суперджет-100 На цветном поле диска — современный самолёт, под ним — надпись: «СУХОЙ СУПЕРДЖЕТ-100», слева — стилизованное изображение инверсионных следов в виде трёх волнистых линий, вверху по окружности — надпись: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ». | Первый российский самолёт, разработанный с использованием цифровых безбумажных технологий.[источник не указан 2110 дней] |
2011
Изображение | Описание | Примечание |
---|---|---|
В центре — эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним — надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу — вверху: «ОДИН РУБЛЬ», внизу: слева — обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре — дата выпуска «2011 г.», справа — содержание химически чистого металла и товарный знак Санкт-Петербургского монетного двора (СПМД). | Единый аверс для монет данной серии, выпущенных в 2011 году. | |
Ту-144 В центре диска — изображение летящего реактивного самолета, за ним на синем поле — четыре закругленные белые полосы, символизирующие инверсионный след, справа внизу — горизонтальная надпись: «TУ-144», справа вверху вдоль канта — надпись полукругом: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ». | Советский сверхзвуковой пассажирский самолёт. Производился в Воронеже. Являлся первым из двух сверхзвуковых авиалайнеров, которые когда-либо использовались авиакомпаниями для коммерческих перевозок. | |
У-2 В центре диска — изображение биплана с двумя пятиконечными звездами, на фюзеляже и на хвостовом киле, за ним на голубом фоне — пять закругленных белых полос, три слева и две справа; слева вверху, над крылом самолета — горизонтальная надпись: «У-2», слева внизу вдоль канта — надпись полукругом: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ». | Один из самых массовых самолётов в мире. Разрабатывался для первоначального обучения лётчиков и обладал хорошими пилотажными качествами. |
2012
Изображение | Описание | Примечание |
---|---|---|
В центре — эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним — надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу — вверху: «ОДИН РУБЛЬ», внизу: слева — обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре — дата выпуска «2012 г.», справа — содержание химически чистого металла и товарный знак Санкт-Петербургского монетного двора (СПМД). | Единый аверс для монет данной серии, выпущенных в 2012 году. | |
И-16 В центре диска на светлом поле — винтовой самолет-моноплан в полете с правым креном, цвет сегмента диска над ним плавно переходит от светлого в аквамариновый, под самолетом на полусегменте аквамаринового цвета, в светлом четырёхугольнике — горизонтальная надпись: «И-16», внизу вдоль канта — надписи, слева: «ИСТОРИЯ», внизу и справа на аквамариновом участке поля: «РУССКОЙ АВИАЦИИ». | Самолет-истребитель И-16, созданный под руководством Н. Н. Поликарпова в 1934 году, был одним из самых быстроходных и маневренных истребителей своего времени. Самолет применялся в войнах в Испании, на Халхин-Голе и на фронтах Великой Отечественной войны. | |
Ил-76 В центре диска на светлом поле — летящий четырёхмоторный реактивный самолет, цвет сектора диска над ним плавно переходит от светлого в синий, под самолетом слева на синем треугольнике — горизонтальная надпись: «ИЛ-76», внизу на полосе, расположенной вдоль канта, надпись — на её синем участке слева: «ИСТОРИЯ», на светлом справа: «РУССКОЙ АВИАЦИИ». | Средний военно-транспортный самолет ИЛ-76 разработан в КБ С. В. Ильюшина. Он стал первым в СССР самолетом такого предназначения с турбореактивным двигателем. Первый полет на нём совершен в 1971 году. В 1976 году ИЛ-76 принят на вооружение. В настоящее время он составляет основу самолетного парка военно-транспортной авиации России и стран СНГ. |
2013
Изображение | Описание | Примечание |
---|---|---|
В центре — эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним — надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу — вверху: «ОДИН РУБЛЬ», внизу: слева — обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре — дата выпуска «2013 г.», справа — содержание химически чистого металла и товарный знак Санкт-Петербургского монетного двора (СПМД). | Единый аверс для монет данной серии, выпущенных в 2013 году. | |
АНТ-25 В центре диска на сером матовом фоне земного шара — винтовой самолет, над ним слева — надпись: «АНТ-25», внизу на полосе вдоль канта — надпись синего цвета: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ». | ||
ТУ-160 В центре диска на сером матовом фоне земного шара — современный реактивный самолет с крылом стреловидной формы, под ним справа — надпись «ТУ-160», внизу на полосе вдоль канта — надпись синего цвета: «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ». |
2014
Изображение | Описание | Примечание |
---|---|---|
В круге, обрамленном бусовым ободком, расположено рельефное изображение эмблемы Банка России — двуглавого орла с опущенными крыльями, под ним надпись полукругом «БАНК РОССИИ», а также по окружности имеются надписи, разделенные точками: номинал монет — «ОДИН РУБЛЬ» и дата — «2014 г.», между ними проставлены обозначение металла по Периодической системе элементов Д.И. Менделеева, проба сплава, товарный знак Санкт-Петербургского монетного двора и масса драгоценного металла в чистоте. | Единый аверс для монет данной серии, выпущенных в 2014 году. | |
Як-3 Рельефное изображение самолета Як-3 на фоне выполненных в цвете сегментов вверху и внизу, имеются надписи: вверху по окружности — «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ», под самолетом — «ЯК-3». | ||
Бе-200 Рельефное изображение самолета Бе-200 на фоне выполненных в цвете сегментов вверху и внизу, имеются надписи: вверху по окружности — «ИСТОРИЯ РУССКОЙ АВИАЦИИ», под самолетом — «БЕ-200». |
2016
Номинал | Качество | Металл, проба | Масса общая, г | Содержание химически чистого металла не менее, г | Диаметр, мм | Толщина, мм | Тираж, шт. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 рубль | пруф | серебро 925/1000 | 8,53 (±0,09) | 7,78 | 25,00 (±0,20) | 2,20 (±0,20) | 3000 (каждой монеты) |
См. также
Ссылки
История российской авиации. Монета 1 рубль из России
СерииВыберите Памятные 2 евро монеты Австрия: Австрия в открытом море Австрия: Австрийские железные дороги Австрия: Дикая природа Австрии Австрия: Замки Австрии Австрия: Знаменитые врачи Австрии Австрия: красочные существа Австрия: Короны Габсбургов Австрия: Императрица Мария Тереза Австрия: Федеральная серебряная программа Австрии Австрия: Федеральная провинция Австрии Великие композиторыАвстрия: Ангелы-хранителиАвстрия: ЮгендстильАвстрия: Климт и его женщиныАвстрия: Сказки рыцарейАвстрия: Моцарт: Вундеркинд — Гений — ЛегендаАвстрия: Доисторическая жизньАвстрия: Достижение небаАвстрия: Рим на ДунаеАвстрия: Серебряные монеты 5 евроАвстрия: Серебряные монеты 5 евро : Сказки и легенды АвстрииАвстрия: Магия золотаАвстрия: Венские школы психотерапииБеларусь: Птица годаБеларусь: ЛошадиБеларусь: Парусные корабли Беларусь: Солнечная системаБельгия: 2.Монеты 5 евро Бельгия: Королевская династия Бельгии Бельгия: Золотые монеты 100 евро Бельгия: Золотые монеты 25 евро Бельгия: Золотые монеты 50 евро Бельгия: Королевы Бельгии Бельгия: Серебряные монеты 10 евро Бельгия: Серебряные монеты 20 евро Бельгия: Серебряные монеты 5 евро Болгария: Болгарские церкви и монастыри : Средневековые болгарские правителиБолгария: известные болгарские художникиБолгария: великие болгарские голосаБолгария: сокровища БолгарииКанада: чистые серебряные монеты за 20 долларов Издание монет Канада: инвестиционные монеты дикой природы Хорватия: памятные хорватские монеты 25 кун Кипр: памятные кипрские фунтовые монеты Кипр: золотые монеты 20 евро Кипр: серебряные монеты 5 евро Чехия: мосты в Чешской Республике Чехия: замки в Чешской Республике Чехия: памятные 20 тиражей Монеты Чешская Республика: Известные транспортные средства Чешская Республика: Золотые монеты 10000 крон Чешская Республика: Объекты промышленного наследия Чешская Республика: Муниципальные объекты наследия Чешская Республика: Серебряные монеты 200 крон Чешская Республика: Серебряные монеты 500 крон Чешская Республика: Десять веков архитектуры Дания: Полярные монеты Дания: Корабельные монеты Серия Scientist : Национальные пейзажи Финляндии Финляндия: Президенты Финляндии Финляндия: Серебряные монеты 10 евро Финляндия: Спорт Финляндия: Северная природа Франция: 7 искусств Франция: Авиация и история Франция: Герои комиксов Франция: Европа Франция: Европейская серебряная программа
.История российской авиации. Лебедь № 10
«Лебедь»! Такое «небесное» прозвище в начале века получили несколько самолетов, созданных одним из пионеров русской авиации, четвертым летчиком России В.А. Лебедев (1879-1947). Своими успехами российский летчик во многом обязан спорту. Лебедев неоднократно занимал высшие призовые места на соревнованиях мотоциклистов и велосипедистов. Владимир Александрович пришел в авиацию в 1908 году, увидев показательные полеты американца Уилбура Райта.В том же 1908 году В. А. Лебедев стал членом Всероссийского аэроклуба. Он одним из первых в Санкт-Петербурге построил планер и научился на нем летать. Тогда Лебедев организовал среди членов аэроклуба сбор средств на покупку самолета. Из фонда клуба к общей сумме добавилось 2500 рублей, и Лебедев поехал во Францию, чтобы купить самолет Ариэль. Сначала ему самому пришлось научиться летать на этом самолете, а потом научить летать других, но уже дома. Пока строился «заказанный Райт», Лебедев не терял времени и развивал новый бизнес.Владимир Александрович устроился на это предприятие авиамехаником. В испытательном полете на одной из построенных машин погиб первый ученик У. Райта Юджин Лефлер. Всероссийский аэроклуб отказался от контактов с фабрикантами Райта и поддержал В.А. Лебедева А. Фарману. Лебедев со своим товарищем по плану Генрихом Сеньо отправился в Мурмелон. 10.07.1910 / 98/1 Лебедев награжден дипломом авиатора французского аэроклуба № 31.07.1910. Вернувшись домой, Лебедев стал первым инструктором летной школы Всероссийского аэроклуба, а затем и ее главным пилотом.Стоит отметить, что диплом пилота Российского аэроклуба №4 был вручен XNUMX, XNUMX июля Генриху Сеньо, а научивший его (и многих других) летать В. Лебедев, диплом № XNUMX выдан задним числом. , да и то только по чьей-то подсказке.«Лебедь № 10» с большим крылом конструкции В. А. Лебедева. 1915 год
В 1912 году Лебедев отказывается от должности руководителя аэроклуба и начинает организовывать собственный авиазавод.
В Санкт-Петербурге открываются мастерские Лебедева.Петербург. Мастерские занимаются ремонтом и изготовлением узлов и винтов для самолетов различных типов, моторных лодок и так далее. Занимается тем, что сегодня называется обращением. Отдельная витрина ширпотреб занималась ремонтом и раздачей всяких вещей вроде горшков и зонтиков, и все это без всяких указаний сверху. Лебедев выгодно застраховал свое заведение от несчастных случаев, и в новогоднюю ночь 1913 года «Мастерские» сгорели от зависти конкурентов.Вскоре их восстановили, но и после выгодной страховки снова ужалили.
В апреле 1914 года спортсмен-предприниматель арендует возле Коломяжского ипподрома (переименован в Комендантский аэродром), строит участок и строит несколько производственных корпусов, в результате чего появляется новый завод, который называется «Акционерное общество воздухоплавания V». Лебедев ». Этот завод в 1921 году был переименован в «Авиааботник», а вскоре получил статус профсоюзного и регистрационный номер 47. На заводе строились французские «Voisenes» и «Deperdussens», а позже, после сборочных площадок. на побережье Крестовского острова, предприятия занимались серийным выпуском французских гидросамолетов типа «GVA».На основной
.История ВМФ России. Серия монет 500 рублей из России
СерииВыберите Памятные 2 евро монеты Австрия: Австрия в открытом море Австрия: Австрийские железные дороги Австрия: Дикая природа Австрии Австрия: Замки Австрии Австрия: Знаменитые врачи Австрии Австрия: красочные существа Австрия: Короны Габсбургов Австрия: Императрица Мария Тереза Австрия: Федеральная серебряная программа Австрии Австрия: Федеральная провинция Австрии Великие композиторыАвстрия: Ангелы-хранителиАвстрия: ЮгендстильАвстрия: Климт и его женщиныАвстрия: Сказки рыцарейАвстрия: Моцарт: Вундеркинд — Гений — ЛегендаАвстрия: Доисторическая жизньАвстрия: Достижение небаАвстрия: Рим на ДунаеАвстрия: Серебряные монеты 5 евроАвстрия: Серебряные монеты 5 евро : Сказки и легенды АвстрииАвстрия: Магия золотаАвстрия: Венские школы психотерапииБеларусь: Птица годаБеларусь: ЛошадиБеларусь: Парусные корабли Беларусь: Солнечная системаБельгия: 2.Монеты 5 евро Бельгия: Королевская династия Бельгии Бельгия: Золотые монеты 100 евро Бельгия: Золотые монеты 25 евро Бельгия: Золотые монеты 50 евро Бельгия: Королевы Бельгии Бельгия: Серебряные монеты 10 евро Бельгия: Серебряные монеты 20 евро Бельгия: Серебряные монеты 5 евро Болгария: Болгарские церкви и монастыри : Средневековые болгарские правителиБолгария: известные болгарские художникиБолгария: великие болгарские голосаБолгария: сокровища БолгарииКанада: чистые серебряные монеты за 20 долларов Издание монет Канада: инвестиционные монеты дикой природы Хорватия: памятные хорватские монеты 25 кун Кипр: памятные кипрские фунтовые монеты Кипр: золотые монеты 20 евро Кипр: серебряные монеты 5 евро Чехия: мосты в Чешской Республике Чехия: замки в Чешской Республике Чехия: памятные 20 тиражей Монеты Чешская Республика: Известные транспортные средства Чешская Республика: Золотые монеты 10000 крон Чешская Республика: Объекты промышленного наследия Чешская Республика: Муниципальные объекты наследия Чешская Республика: Серебряные монеты 200 крон Чешская Республика: Серебряные монеты 500 крон Чешская Республика: Десять веков архитектуры Дания: Полярные монеты Дания: Корабельные монеты Серия Scientist Series Эстония: Коллекционер монет 20 евро Эстония: Коллекционер серебряных монет евро Европейская программа серебра Еврозона: Памятные монеты 2 евро Финляндия: Биметаллические серебряно-золотые монеты евро Финляндия: Здания провинций Финляндия: Коллекционер монет 20 евро Финляндия: Памятные монеты 5 евро Финляндия: Исторические провинции Финляндии 100 евро Финляндия: Исторические провинции Финляндии : Национальные пейзажи Финляндии Финляндия: Президенты Финляндии Финляндия: Серебряные монеты 10 евро Финляндия: Спорт Финляндия: Северная природа Франция: 7 искусств Франция: Авиация и история Франция: Герои комиксов Франция: Европа Франция: Европейская серебряная программа Франция: Французское мастерство Республика, 1500 лет истории Франции, Франция: Великие капитаны промышленности, Франция: Великие причины, Франция: Великие французские корабли, Франция: Великие художники, Франция: Великие спортивные команды, Франция: Великая война, Франция: легендарные персонажи французской литературы, Франция: Марианна, Франция: шедевры французских музеев, Франция: регионы Франции, Франция: Республика Астерикс, Франция. : Летние и Зимние Олимпийские игры Франция: Сеятель Франция: Поезда Франции Франция: Сокровища Парижа Франция: Всемирное наследие ЮНЕСКО Франция: Ценности Французской Республики Франция: Зимние Олимпийские игры Франция: Женщины Франции Германия: монеты 5 евро Германия: Птицы Германия: Немецкий лес Германия: Золотые монеты 100 евро Германия: Музыкальные инструменты Германия: Серебряные монеты 10 евро Германия: Серебряные монеты 20 евро Греция: Золотые монеты евро Греция: Серебряные монеты 10 евро Греция: Серебряные монеты 6 евро Венгрия: Памятные монеты 100 форинтов Венгрия: Памятные монеты 1000 форинтов Венгрия: Памятные монеты 10000 форинтов Венгрия: Памятные монеты 2000 форинтов Венгрия: Памятные монеты 2000 евро венгрия: золотые форинты, венгрия: венгерские замки, венгрия: венгерские золотые флорины средневековья, венгрия: венгерские национальные парки, венгрия: национальные мемориалы, венгрия: серебряные форинты, Ирландия: животные ирландской чеканки, Ирландия: золотые монеты 20 евро, Ирландия: памятные монеты Ирландии, Ирландия: серебряные монеты номиналом 10 евро : Двенадцать дней Рождества Италия: Биметаллические монеты 5 евро Италия: Золотые монеты 20 евро Италия: Золотые монеты 50 евро Италия: Римские императоры Италия: Серебряные монеты 10 евро Италия: Серебряные монеты 5 евро Япония: Программа монет 47 префектур 1000 иен Япония: Программа монет 47 префектур 500 иен Япония: Проект реконструкции Великого Восточно-Японского землетрясения Казахстан: Обычаи, национальные игры Казахстана Казахстан: Красная книга Казахстана Казахстан: Космос .