как развивается программа США по созданию истребителей пятого поколения — РТ на русском
13 декабря 2011 года сборочный цех американской корпорации Lockheed Martin покинул последний серийный истребитель F-22 Raptor. Этот самолёт — первый в мире истребитель пятого поколения. В Пентагоне рассчитывали, что он будет массово поступать в ВВС, но общий объём производства пришлось сократить в пять раз из-за чрезмерной дороговизны машины и множества технических дефектов. Вашингтон решил сделать ставку на проект F-35, также относившийся к пятому поколению. Однако и здесь американским специалистам не удалось справиться с рядом технических трудностей. При этом, как полагают эксперты, опыт конструкторов США был проанализирован российскими инженерами, что позволило им избежать ошибок при разработке перспективных отечественных боевых самолётов, таких как Су-57.
Десять лет назад был собран последний образец первого в мире боевого истребителя пятого поколения F-22 Raptor. Церемония выхода этого американского самолёта из сборочного цеха прошла на авиабазе Доббинс, которая расположена рядом с заводом корпорации Lockheed Martin в городе Мариетта (штат Джорджия).
Сошедшая с конвейера одноместная машина была 187-м истребителем для Военно-воздушных сил США и 195-м изделием в общем списке выпущенных. Войскам этот экземпляр Raptor был передан 2 мая 2012 года.
Как сообщал в то время телеканал Fox News, производство F-22 было прекращено по причинам высокой стоимости самолёта ($153 млн за единицу) и обилия интегрированных в машину высокотехнологичных решений.
Причём и без того высокая цена на Raptor всё равно не окупала затраты на разработку и исправление технических недостатков, выявленных в процессе испытаний и эксплуатации. Утверждалось, что реальная стоимость этого самолёта должна быть существенно выше той суммы, что платил Пентагон.
Так, 14 декабря 2011 года американское издание The Wired сообщило, что совокупные расходы на создание Raptor могут достигать $74 млрд. Как подсчитали журналисты, чтобы окупить всю программу F-22, цена одной единицы (с учётом количества сошедших с конвейера машин) должна составлять порядка $377 млн.
Также по теме
Требуется дозаправка: почему в Вашингтоне заговорили об устаревании воздушных танкеров ВВС США
Американский флот воздушных танкеров утрачивает способность помогать ВВС в проецировании силы за рубежом. Такой вывод содержится в…
Также в статье приводилась прогнозная выкладка Счётной палаты США, согласно которой ремонт и эксплуатация парка F-22 на протяжении всего срока службы обойдутся казне в $59 млрд.
Перед завершением производства Raptor критики проекта подчёркивали, что у США нет необходимости в таком самолёте с учётом окончания холодной войны. Они выражали недоумение тем, что ни один истребитель пятого поколения не участвовал в боевых действиях в Афганистане и Ираке, где американские войска находились с 2001 и 2003 годов соответственно.
От закрытия программу производства и модернизации Raptor гипотетически мог спасти экспорт. Как сообщали американские СМИ, самолётом интересовались зарубежные государства, однако конгресс США запретил продажу истребителя за границу из-за опасений утечки технологий.
Как пояснил в комментарии RT главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, F-22 создавался исключительно под нужды американских военно-воздушных сил и не предназначался для продажи за рубеж, в том числе даже ближайшим союзникам США.
«Хищный» истребительИстория Raptor началась ещё до окончания холодной войны. В 1981 году Пентагон подготовил техническое задание по самолёту пятого поколения и объявил конкурс на его разработку. Проект получил название Advanced Tactical Fighter («Усовершенствованный тактический истребитель»).
В финал соревнования вышли два конгломерата ведущих американских оборонных компаний. Northrop (сейчас — Northrop Grumman) и McDonnell Douglas представили прототип YF-23, а Lockheed (сейчас — Lockheed Martin), Boeing и General Dynamics выкатили YF-22 с двухконтурными двигателями Pratt & Whitney F119.
- Сборка F-22 Raptor
- © Lockheed Martin
Испытания машин стартовали в 1990 году. Спустя год победу одержал прототип Raptor, хотя он имел более низкую крейсерскую скорость и меньшую радиолокационную заметность. Военные отдали предпочтение YF-22 из-за преимуществ в манёвренности.
После победы в конкурсе работа над первым самолётом пятого поколения заняла ещё шесть лет. Истребитель получил «хищное» наименование Raptor и в 1997 году впервые поднялся в воздух.
К достоинствам своего детища разработчики относят так называемую открытую архитектуру, позволяющую устанавливать на машину различное бортовое оборудование, широкую интеграцию цифровых технологий, улучшенную ситуационную осведомлённость лётчика, ремонтопригодность.
Также по теме
Утрата военного преимущества: в Счётной палате США заявили о снижении боевой готовности ВС
Аналитики Счётной палаты США заявили о снижении готовности вооружённых сил страны. Из опубликованного ведомством документа, с текстом.. .
Длина F-22 составила 18,9 м, высота — 5,08 м, размах крыльев — 13,56 м, максимальная взлётная масса — 38 т, крейсерская скорость — 1963 км/ч, тяга двигателей — 15 876 кг, боевой радиус — 759 км. Raptor получил 20-мм пушку М61А2 Vulcan. Все ракеты и бомбы помещались в трёх внутренних отсеках, но при необходимости могли подвешиваться на четырёх внешних узлах.
Как отметили опрошенные RT эксперты, Пентагон и ведущие американские корпорации скрупулёзно подошли к разработке первенца в классе самолётов пятого поколения.
По их мнению, инженеры США смогли добиться серьёзных успехов в сфере автоматизации процессов управления, снижения радиолокационной заметности, повышения дальности и точности применяемого вооружения. Однако в процессе испытаний у F-22 выявилось значительное количество дефектов.
В результате к эксплуатации в Военно-воздушных силах США Raptor был допущен только в 2005 году, то есть спустя восемь лет после первого полёта, а с момента опубликования Пентагоном техзадания на истребитель пятого поколения минула почти четверть века.
- Звено F-22 Raptor
- © Lockheed Martin
Помимо этого, Минобороны Соединённых Штатов в пять раз сократило объём закупок F-22. Первоначально планировалось ввести в строй около 1 тыс. самолётов, в 1991 году военные сократили эту цифру до 750 единиц, в 1993-м — до 648, в 1994-м — до 442, в 1997-м — до 339. В итоге же, как уже отмечалось выше, было изготовлено 195 истребителей.
В боевых действиях F-22 дебютировал только осенью 2014 года, когда американские войска наносили удары по позициям ИГ* в Сирии. В 2015 году четыре машины Raptor впервые были переброшены в Европу для проведения тренировочных полётов с экипажами европейских ВВС.
Также по теме
«Истории перетягивают на себя много внимания»: зачем Пентагон создаёт новую группу для наблюдения за НЛО
В Минобороны США реорганизуют структуру по отслеживанию НЛО. Теперь обнаружением неопознанных явлений в небе будет заниматься Группа…
До этого F-22 потерпел несколько аварий. В 1992 году на авиабазе Эдвардс (Калифорния) неудачно приземлился прототип YF-22, в 2004 году при взлёте произошло крушение истребителя в Неваде. Оба ЧП обошлись без жертв. Однако в последующих инцидентах, которые произошли в 2009 и 2010 годах, погибли лётчики Дэвид Кули и Джеффри Хэни.
Аварии продолжали сопровождать Raptor и после прекращения производства. Последнее на сегодняшний день происшествие с истребителем зафиксировано в мае 2020 года. F-22 упал во Флориде в ходе отработки элементов воздушного боя, пилот успел катапультироваться.
По словам экспертов, череда ЧП с Raptor была вызвана главным образом сбоями в синхронизации работы элементов сложного бортового радиоэлектронного оборудования, проблемами с двигателями и программным обеспечением.
«Сырой» самолёт
В беседе с RT военный эксперт Владислав Шурыгин отметил, что на программу производства Raptor негативно повлияла комбинация разных факторов, главным из которых стала финансовая сторона. В проект F-22 были вложены десятки миллиардов долларов, что представлялось чрезмерным, учитывая отсутствие на тот момент конфронтации с Россией и Китаем.
«F-22 стал дорогостоящим «молотком», которым нечего было «забивать». После серии консультаций конгрессмены посчитали, что такой самолёт, имевший к тому же технические проблемы, является избыточным. Ставка была сделана на более лёгкий F-35 Lightning II, который к тому же проектировался и под поставки на экспорт», — пояснил Шурыгин.
Также по теме
МИД: Россия задействует все средства для устранения угроз опасной активности США и НАТО
Россия оставляет за собой право реагировать на опасную активность США и стран — членов НАТО по периметру российских границ, в том…
В кооперацию по производству F-35 были вовлечены более десяти зарубежных государств — Великобритания, Италия, Нидерланды, Канада, Австралия, Дания, Норвегия, Бельгия, Польша, Израиль, Япония, Южная Корея и Сингапур, а до недавнего времени — Турция (Вашингтон исключил Анкару по причине покупки у РФ зенитных систем С-400. — RT).
Однако второй по счёту самолёт пятого поколения оказался наполненным как «детскими болезнями», так и «родовыми травмами», отметил Шурыгин. Комплекс проблем затронул интегрированную логистическую поддержку (ИЛП) ALIS (Autonomic Logistics Information System), аварийную систему, топливную систему, систему охлаждения топливных баков и другие элементы истребителя.
«Те технологии, которые были заявлены, в F-35 не были нормально воплощены. Это дефекты в бортовой электронике, в вооружении, недостаточная радиолокационная малозаметность. Многие проблемы так и не удалось решить, и по факту F-35 остался «сырым» самолётом, хотя по идее должен был компенсировать все неудачи, с которыми столкнулись США ещё при создании F-22», — рассуждает Шурыгин.
Как рассказал эксперт, нерешённые технические проблемы вынудили Пентагон кратно сократить заказ на производство F-35. Кроме того, некоторые партнёры США отказались от покупки этого самолёта либо сократили планировавшийся ранее объём импорта.
- Второй американский самолёт пятого поколения F-35
- © Lockheed Martin
Шурыгин уверен, что в России тщательно проанализировали ситуацию в программе США по созданию самолётов пятого поколения, чтобы не повторять ошибок американских конструкторов. В результате Воздушно-космические силы России получили многофункциональный Су-57, по ряду характеристик превосходящий F-35.
Кроме того, в 2023 году в воздух должен подняться однодвигательный лёгкий самолёт пятого поколения Checkmate (Су-75). Машина в большей степени предназначена для экспорта, и её стоимость будет значительно ниже американского конкурента F-35.
Игорь Коротченко полагает, что РФ создала достойный технологический задел по пятому поколению. В то же время он обратил внимание на тот факт, что и российская промышленность сталкивается с объективными техническими трудностями. По словам эксперта, для абсолютного успеха необходимо завершить разработку нового двигателя для Су-57 и продемонстрировать реализуемость обещанных технических решений по Checkmate.
«Уже сейчас на примере Су-57 можно сказать, что отечественным специалистам удалось создать лучшую аэродинамическую схему, более эффективные управляемые бомбы и ракеты, бортовую радиолокационную станцию. Тем не менее F-35 остаётся серьёзным конкурентом, и впереди у России ещё много работы», — подытожил Коротченко.
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.
Авиаудары Авиация Высокие технологии Завод Инновации Минобороны Новые технологии Пентагон Предприятие Промышленность США Самолет Авария Вооруженный конфликт Модернизация Ракета
Истребитель пятого поколения Су-57 похож на легенду / Реалии / Независимая газета
Газета Реалии Интернет-версия
31. 01.2020 00:01:00
Почему генеральный директор компании «Сухой» Игорь Озар покидает свой пост
Александр Шарковский
Обозреватель
Тэги: су57, путин, шойгу, армия2019, ал41ф1, кнааз, наз, су34, су35
По сути, cамолета пятого поколения у России пока нет Фото с сайта www.sukhoi.org
Заявлено, что Россия стала третьей страной, создавшей многофункциональную авиационную боевую платформу пятого поколения. Но на данный момент известно о наличии только опытных образцов с двигателем первого этапа и нет информации о создании хотя бы одного серийного экземпляра Су-57. Напомним, что контракт на производство 76 серийных «сушек» пятого поколения был подписан по личному распоряжению президента страны Владимира Путина в ходе международного военно-технического форума «Армия-2019», в конце июня прошлого года. А как дела обстоят у конкурентов? Известно, что в США выпущено 195 истребителей-невидимок пятого поколения F-22 и еще в 2018 году сообщалось о сходе с конвейера 197 самолетов F-35A, 75 истребителей F-35B и 28 машин F-35C. А к 2023 году корпорация Lockheed Martin планирует выпускать в год до 160 самолетов семейства F-35. Пекин заявил еще в прошлом году о том, что китайские Вооруженные силы укомплектовали как минимум одну эскадрилью истребителями пятого поколения Chengdu J-20 и эти машины уже приступили к боевому дежурству.
Что же происходит с российским самолетом пятого поколения? Еще в августе 2018 года был заключен контракт на поставку двух машин в течение 2019 и 2020 годов. Как видим 2019-й уже миновал, а новостей нет никаких. Отчасти это можно объяснить тем, что родной двигатель второго этапа для Су-57, известный под наименованием «изделие 129», еще только проходит испытания, которые должны завершиться в 2022 году (если повезет, в 2021 году). То есть первые два серийных экземпляра изначально планировалось произвести с двигателем от Су-35 (поколение 4++) АЛ-41Ф1 (изделие 117), по сути, эти машины не дотягивают до заданных характеристик авиационной боевой платформы пятого поколения. А это означает, что истребителя пятого поколения как такового у России пока нет. В соответствии с планами сейчас речь идет о том, что Су-57 промышленность начнет поставлять Вооруженным силам не раньше 2022 года. Ожидается, что объем производства не превысит 15 экземпляров в год. И таким образом до 2028 года Минобороны РФ планирует закупить 76 боевых машин пятого поколения. Ну что же, пока у компании «Сухой» есть фора по времени на выполнение своих обязательств.
Но сообщение о том, что гендиректор «Сухого» Игорь Озар вынужден покинуть свой пост, звучит не оптимистично. Как сообщает издание «Ведомости», «в ОАК и аппарате вице-премьера Юрия Борисова, курирующего оборонную промышленность, от комментариев воздержались». В состав компании «Сухой» входят ОКБ, Новосибирский авиационный завод (НАЗ) и Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (КнААЗ). НАЗ занимается производством фронтовых бомбардировщиков Су-34, а КнААЗ специализируется на изготовлении Су-35 и Су-57. Есть мнение, что уход Игоря Озара связан с задержками в разработке машин пятого поколения. Первый серийный самолет Су-57, который планировалось передать Минобороны в прошлом году, потерпел крушение. Впрочем, он был собран с двигателем первого этапа и потому не соответствовал техническому уровню пятого поколения. Уход гендиректора скорее всего не связан именно с этой катастрофой, причины кроятся значительно глубже. Возможно, первый серийный Су-57 появится несколько позже уточненных из-за крушения сроков. Есть подозрения, что доработка двигателя второго этапа будет произведена с задержкой во времени, а это ставит под угрозу выполнение распоряжения Владимира Путина – произвести 76 боевых машин пятого поколения. Но есть надежда, что долгий путь в создании С-57 не превратит этот самолет в легенду. Напоминаем, что первый его полет был совершен еще в январе 2010 года.
Комментарии отключены — материал старше 3 дней
Путин обновил Конституцию своим указом
Иван Родин
На новых территориях пока ничего не меняется, кроме ситуации на фронтах
Доза смертельной гуманности
Милена Фаустова
Режиссер Годар возродил споры об эвтаназии
О реакции общества на частичную мобилизацию
Социальную тревогу сложно конвертировать в политическое поведение
Уйти по собственному желанию.

Кирилл Привалов
Другие новости
Истребитель 5-го поколения Су-57 обзавелся новейшей «умной» кабиной пилота | Эксперт.ру (10 февраля 2021)
При создании кабины многофункционального истребителя 5-го поколения Су-57, серийный выпуск которого начат Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК), российские конструкторы обеспечили летчику оптимальные условия для работы. Речь в том числе идёт о применении возможностей искусственного интеллекта.
Как рассказал в интервью корпоративному журналу ОАК «Горизонты» начальник отдела кабин ОКБ Сухого компании «Сухой» Никита Дорофеев, На Су-57 достигнута максимальная автоматизация рутинных процессов пилотирования и боевого применения. Благодаря этому удалось создать многофункциональный истребитель в одноместном варианте.
«Теоретически, летчик на Су-57 после выполнения взлета и до момента захода на посадку может вообще не заниматься пилотированием, а осуществлять поиск и атаку целей. Причем и этот процесс также в достаточной степени автоматизирован», – сказал Дорофеев и подчеркнул, что автоматизация, и интеллектуальная поддержка являются определяющими требованиями к эргономике кабины современного истребителя. А комплексирование информации, поступающей от разных источников, позволяет существенно повысить качество представления данных о тактической обстановке.
На Су-57 установлены многофункциональные индикаторы, обладающие возможностью предъявлять лётчику в удобной форме огромный объем информации – как о тактической обстановке, так и о работе систем самолета. По данным ОАК, технология интеллектуальной поддержки обеспечивает пилоту помощь в решении задач с учётом текущей обстановки и прогноза ее развития. То есть, по сути, в кабине истребителя пятого поколения работает мощный аналитический центр.
Важно, отметил Никита Дорофеев, соблюсти баланс: с одной стороны, обеспечить высокий уровень автоматизации, позволяющий системе «человек – машина» успешно решать поставленные задачи, а с другой – дать летчику возможность контролировать процесс, понимать, какой режим выполняется, как работают системы и что будет происходить дальше.
Минусы – это часть плюсов
В военном авиастроении достижение высоких результатов невозможно без внедрения новых технологий, главная задача которых — освободить экипаж от трудозатрат в воздухе в условиях острого дефицита времени, пояснил «Эксперту Online» источник в авиационной промышленности. Иными словами, лётчика необходимо максимально разгрузить. Это, собственно, и составляет суть системы «человек – самолет».
Фото предоставлено пресс-службой ОАК
Говоря техническим языком, речь идёт о программно-аппаратном комплексе интеллектуальной поддержки, который, будучи математическим инструментом, позволяет решать множество расчётно-оптимизационных задач. Лётчик, оставаясь активным участником процесса, может в любой момент включить либо отключить автоматическое управление бортом. Вместе с тем большинство систем контролируется компьютером, который отслеживает отклонения в их работе. В случае серьезных, а тем более критических отклонений компьютер сигнализирует о них пилоту. Однако прежде система перепроверит сигнал (возможно ложный) и попытается исправить ошибку, чтобы не отвлекать пилота от его основных функций.
Информационный комплекс Су-57 не только вобрал в себя все лучшее, что было создано отечественной промышленностью и воплощено при разработке его предшественника Су-35, но и шагнул еще дальше, считает доцент кафедры экономической безопасности Факультета национальной безопасности Института права и национальной безопасности (ИПиНБ) РАНХиГС Павел Грибов.
Между тем, развитие и усложнение бортовых информационных систем не только открывает перед лётчиками новые возможности, но и порождает ряд проблем. Дело в том, что из-за роста объемов вычислительной техники в истребителях пятого поколения существенно возрастает информационная нагрузка на пилота. Лётчику становится физически сложно уследить за ключевыми индикаторами и оперативной обстановкой даже в небоевых условиях, указывает действительный член Академии военных наук и завкафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин. Именно эту проблему решает разработанная для Су-57 система интеллектуальной поддержки летчика.
«Пока речь идет только о максимальной автоматизации рутинных процессов пилотирования и частично – боевого применения самолета. В основном это функции взлета и посадки, поиска целей, их селекция, слежение, наведение оружия», — отмечает Кошкин. Фактически, это развитие идеи автопилота, доведенное до стадии, когда компьютер может если и не сыграть полностью роль первого летчика, то взять на себя практически весь функционал, который выполняют вторые пилоты двухместных СУ-30 и МиГ-35 поколения 4++.
Что же касается полностью автоматизированных полётных систем, то до промышленно значимых разработок в этой области разработчикам всего мира пока далеко, хотя экспериментальные работы, конечно, ведутся. В обозримом будущем мы, скорее всего, увидим только относительно привычные полеты самолетов и дронов, управляемых с земли, либо действия пилотируемых машин совместно с боевыми беспилотниками. Последняя модель взаимодействия, кстати, выглядит интересной и перспективной в приложении к связке СУ-57 и БПЛА С-70 «Охотник». Высокая маневренность первого и его возможности ведения воздушного боя способны нейтрализовать авиацию противника, в то время как арсенал второго может быть использован для превентивных атак на наземные системы ПВО, полагает Андрей Кошкин.
С кем делим рынок
Сегодня военная авиация немыслима без разработок в области искусственного интеллекта. Истребители ведущих стран-производителей военной авиационной техники получают все более совершенные вычислительные мощности, средства связи и возможности передачи данных. И Россия в этой области занимает одно из лидирующих положений – в том числе сохраняя паритет с американской военной промышленностью, считают авиаэксперты.
Фото предоставлено пресс-службой ОАК
Из открытых источников известно, что бортовое оборудование Су-57 позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и внутри авиационной группы, а также выполнять задачи автономно. Самолет имеет широкую номенклатуру вооружения классов «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», обеспечивающего решение истребительных и ударных задач. Вместе с тем он обладает возможностью осуществления скрытых действий, благодаря низкому уровню заметности в радиолокационном, инфракрасном и видимом диапазонах. Что же касается аэродинамических характеристик, то истребители Сухого всегда были по этому показателю лучшими в своём классе.
Прямые конкуренты Су-57 — американские F-22 Raptor и F-35 Lightning II. Однако F-22 долгое время был запрещен к экспорту – только в прошлом году Штаты впервые одобрили продажу 50 истребителей Израилю. Что же касается более современного, менее дорогостоящего и коммерчески более перспективного F-35, то по словам пилотов, мнение которых приводят специализированные мировые СМИ, истребитель никак не может избавиться от болезней роста (например, проблем с сенсорными дисплеями и голосовым управлением), что затрудняет реализацию в строевых частях целого ряда заявленных производителем возможностей. Кроме того, стоимость эксплуатации «Лайтнинга», по некоторым данным, вчетверо превосходит затраты на содержание истребителей 4-го поколения.
Китайские истребители J-20 и J-31 хотя и позиционируются разработчиками как представители 5-го поколения, рассматривать их в качестве таковых пока сложно – самолеты выглядят эклектично, сведений об их летно-технических характеристиках в открытых источниках практически нет, зато известны проблемы с разработкой соответствующих задачам двигателей.
В результате J-31 за почти 8 лет со дня первого полета так и не «встал на крыло», а серийные J-20 с российскими АЛ-31ФН и J-20B с китайскими WS-10 задач полноценного истребителя 5-го поколения не решают.
Всё это дает серьезные основания полагать, что у Су-57 есть все основания продолжить традицию семейства Су-27 и его модификаций – Су-30 и Су-35, – удерживающих уже на протяжении десятилетий одну из лидирующих позиций на рынке истребителей.
Российский истребитель-невидимка 5-го поколения Су-75 «Шах и мат» приступит к летным испытаниям к 2024 году; Надеется конкурировать с Gripen, F-35A
Планируя начать летные испытания уже в 2024 г., Россия заявила о намерении построить четыре прототипа ультрасовременного одноместного Су-75 Checkmate. -двигатель, истребитель пятого поколения, сообщают российские государственные СМИ.
Колоссальные 200 маневров по дозаправке в воздухе — вот что нужно Германии для дебюта на австралийских учениях «Черная дыра»
Американская гигантская ракетная программа стоимостью 13 миллиардов долларов снова в центре внимания, поскольку США испытывают свою межконтинентальную баллистическую ракету Minuteman-III 1960-х годов
Компания «Сухой» — подразделение Объединенной авиастроительной корпорации — представила новейший отечественный одномоторный истребитель «Шахмат» на международном авиасалоне «МАКС-2021», который прошел в подмосковном городе Жуковский.
16 августа генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации, входящей в госкорпорацию Ростех, рассказал ТАСС о своих планах на международном военно-техническом форуме «Армия-2022».
Минобороны России с 15 по 21 августа проводит Международный военно-технический форум «Армия-2022» в подмосковном парке «Патриот», на полигоне Алабино и аэродроме Кубинка, а также во всех военных округах России, в Северный флот и более чем в 30 регионах России.
Китай разрабатывает «анти-невидимый радар», настолько маленький, что его можно установить где угодно, в том числе на крышах – ученые
После Tejas & Arjun Нью-Дели увеличивает свою огневую мощь с помощью усовершенствованных дальнобойных гаубиц «Сделано в Индии»
Генеральный директор Юрий Слюсарь рассказал о стратегии компании, сообщив, что в проекте Checkmate используются передовые суперкомпьютерные технологии. За счет этого компания может значительно сократить сроки постройки прототипа и начать летные испытания уже в 2024 году.
«Сейчас начата подготовка к производству двух прототипов. Всего мы планируем построить четыре прототипа», — сказал гендиректор. Международный дебют истребителя состоялся на авиасалоне Dubai Airshow 2021 в Объединенных Арабских Эмиратах. Самолет является ответвлением истребителя пятого поколения Су-57.
По словам Слюсаря, иностранные заказчики уточняли свои потребности в истребителе Су-75 «Шахмат», после чего велись работы по оптимизации самолета. С момента презентации проекта на авиасалоне МАКС-2021 велась работа по сбору отзывов от потенциальных заказчиков.
Изображение файла: Су-57-& Су-75 (Шах и мат)Генеральный директор отметил, что помимо различных требований заказчиков также была проведена работа по снижению затрат, анализу технических вариантов и значительному повышению конкурентных преимуществ. и коммерческая привлекательность отечественного одномоторного реактивного самолета.
Проект «Шахмат» претерпел изменения, изменилась дата первого полета истребителя. Он сообщил, что Объединенная авиастроительная корпорация планирует провести испытания истребителя в 2024 году.
Су-75 преимущественно разрабатывается как экспортная модель. Генеральный директор пояснил, что модульная конструкция самолета и несколько дополнительных функций позволяют использовать лучшие технологии 5-го поколения.
Российская «атомная» крылатая ракета, получившая название «летающий Чернобыль», может быть готова к развертыванию к 2025 году — отчеты
Генеральный директор также раскрыл информацию о беспилотном варианте Checkmate. По словам Слюсаря, разработка базового одноместного истребителя будет идти параллельно с разработкой беспилотного Checkmate.
Он отметил, что «работа над беспилотной версией Checkmate ведется с первых стадий проектирования. Вместе с одноместным самолетом может быть создана и беспилотная версия.
В рамках опережающей работы над пилотируемой версией будет развиваться потенциал летных испытаний беспилотного самолета».
Генеральный директор сообщил, что даже базовый одноместный самолет включает в себя технические новшества, которые ускорят разработку беспилотной версии. Этот одноместный истребитель будет вооружен «внутренним отсеком для бортового вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
Истребитель будет иметь грузоподъемность более семи тонн и сможет одновременно атаковать до шести целей. Истребитель Checkmate будет иметь дальность полета 3000 км и сможет летать со скоростью 1,8 Маха (в 1,8 раза больше скорости звука). Самолет будет оснащен очень эффективным двигателем.
Су-75 «Шахмат» (изображение Ростеха)В мае 2022 года генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов сообщил, что Москва начнет серийное производство боевых истребителей пятого поколения «Шахмат» в 2027 году.
Дмитрий Шугаев, директор Федеральной службы по военным делам России — Техническое сотрудничество, ранее говорилось, что российский Checkmate может быть продан на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Юго-Восточной Азии, что потенциально увеличит доходы России перед лицом строгих западных санкций.
Низкая стоимость нового боевого самолета даст ему конкурентное преимущество перед другими одномоторными истребителями. Одномоторные истребители более доступны по цене и лучше подходят для задач легкой истребительной авиации.
Ожидается, что новейший истребитель-невидимка из России будет конкурировать с американским F-35A Lightning II и шведским JAS-39 Gripen. Checkmate включает в себя передовые технологии, такие как конфигурация открытой архитектуры для удовлетворения потребностей клиента и специальные методы искусственного интеллекта.
- Свяжитесь с автором по адресу [email protected]
- Следите за EurAsian Times в новостях Google
Сколько Су-57 у России?
Су-57 Felon, последний и единственный действующий истребитель пятого поколения в распоряжении России, стал еще более заметным после начала полномасштабного вторжения страны в Украину в феврале 2022 года.
Хотя первоначальные сообщения о его использовании в кампании были сомнительны, российские государственные СМИ позже заявили, что самолет выпустил по крайней мере несколько дистанционных боеприпасов по украинским целям.
В то же время «Фелон» получил дополнительную популярность после того, как был изображен в бешено популярном боевике «Лучший стрелок: Маверик», в то время как ВВС России продолжали получать новые самолеты этого типа и говорить о расширении его производства.
Между тем, сведения о том, сколько самолетов этой модели в настоящее время находится в распоряжении России, существенно различаются. Одни утверждали, что три или менее Су-57 действительно находятся в боевой готовности, в то время как другие утверждали, что их число составляет немногим более дюжины.
Но какая цифра ближе к истине? А сколько у России боеспособных Су-57? Проверим имеющиеся факты.
Проблемы с серийным производством
Хотя есть несколько способов узнать ответ, ни один из них не является стопроцентно достоверным, и, как и ожидалось, разработка первоклассного реактивного самолета в стране является довольно секретной.
Единственное, что мы можем утверждать с высокой степенью уверенности, это то, что количество серийно выпускаемых Су-57, находящихся в настоящее время на вооружении ВКС России, исчисляется однозначными числами.
Хотя первоначальные планы предусматривали ввод самолета в эксплуатацию в 2017 году, к 2019 году с конвейера сошел только один серийный Су-57. Во время испытаний самолет разбился в декабре 2019 года, еще не дойдя до ВВС.
Только в декабре 2022 года ВКС России смогли заполучить свой первый Felon. В январе 2022 года поставлена вторая партия Су-57, состоящая из еще двух самолетов. Затем, в мае 2022 года, еще двоих заметили на авиабазе под Новосибирском. В некоторых сообщениях утверждается, что самолеты позже были доставлены ВВС, что составляет третью партию поставок. Однако официального заявления по этому поводу не поступало.
Таким образом, общее количество серийно построенных Су-57, стоящих на вооружении ВКС России, достигает трех или пяти, в зависимости от того, была ли поставлена последняя пара истребителей или они все еще проходят испытания.
Однако есть противоречивая информация об этих поставках.
Прототипы
В середине августа 2022 года генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь предложил еще одну цифру для Су-57.
«По госконтракту с Минобороны России на серийное производство Су-57 на сегодняшний день построено четыре самолета», — цитирует Слюсаря ТАСС.
Но откуда взялась эта цифра from?
Ну, эту цифру можно интерпретировать двумя способами: один состоит в том, что Слюсарь учитывал только первые две партии Су-57, включая разбившийся самолет, а третью партию не учитывал, так как она не была доставлена.
Другой способ — исключить серийно выпускаемые уголовники, которые могли быть отремонтированными прототипами. С 2004 г. до начала серийного производства в 2019 г. Россия построила еще 13 Су-57. Самолеты были прототипами. Три предназначались для статических испытаний, а 10 летных.
Первая партия летающих прототипов с номерами от Т-50-1 до Т-50-6 обнаружила множество проблем с планером и двигателем. По крайней мере, один из самолетов, Т-50-2, позже был превращен в летающую лабораторию для испытаний «Изделия-30» — нового двигателя, предназначенного для оснащения всех Су-57 к концу десятилетия.
Еще два, Т-50-5 и Т-50-6, загорелись, но были повторно собраны, чтобы снова сделать их годными к полетам. Они стали первыми так называемыми прототипами второго этапа с усиленным планером и другими улучшениями. Еще четыре прототипа второго этапа, пронумерованные от Т-50-8 до Т-50-11, были изготовлены с нуля.
Либо два, либо четыре прототипа второй ступени были отправлены в Сирию в 2018 году и продемонстрировали хоть какую-то боеспособность.
Это означает, что у России есть как минимум еще шесть исправных Су-57. Некоторые прототипы первой очереди также находятся в эксплуатации, хотя их точное количество неясно, а их боевой потенциал является спорным.
Теоретически это может довести количество боеспособных Су-57 до 11 и более. Однако есть сообщения о том, что некоторые из серийно выпускаемых Felon являются прототипами второго этапа, доведенными до стандарта серийного производства. В частности, один из Су-57, замеченный в мае 2022 года в составе третьей партии серийных поставок, идентифицирован как перекрашенный Т-50-11, 10-й летный прототип.
Это могло бы объяснить замечание Слюсаря. Из шести серийно выпускаемых Су-57 два могли быть модифицированными прототипами, и только четыре были построены ОАК с нуля.
Приговор
Итак, сколько на самом деле боеспособных Су-57 у России? Короткий ответ — от трех до пятнадцати, в зависимости от того, как мы считаем.
Три серийных экземпляра поставлены в ВВС России. Были изготовлены еще два самолета, но по состоянию на конец августа 2022 года они, возможно, еще не были доставлены. Кроме того, есть 10 летающих прототипов. Из шести станций первой очереди, скорее всего, будет работать только одна. Еще два были перестроены в прототипы второго этапа. Были изготовлены еще четыре прототипа второго этапа, в результате чего вероятное количество боеспособных прототипов достигло шести.
Однако возможно, что до двух из этих прототипов были дополнительно модифицированы и поставлены как серийные Felons, в результате чего общее количество боеспособных прототипов сократилось до четырех, а общее количество Су-57, находящихся в распоряжении ВВС России Сила до девяти.
От всех этих цифр голова идет кругом? Вот удобный визуал для организации этих уголовников.
Несмотря на провал 5-го поколения, Россия рекламирует планы по созданию истребителя 6-го поколения
Хотя становится все более очевидным, что набег России на мир истребителей пятого поколения Су-57, скорее всего, никогда не будет развернут в количестве, достаточном для того, чтобы представлять реальную стратегическую ценность, Москва уже ищет замену «невидимому» истребителю .
Су-57, широко рекламируемый в российских СМИ как аналог американских F-22 Raptor и F-35 Joint Strike Fighter, изначально задумывался как совместное предприятие России и Индии. Однако Индия отказалась от участия в программе после неподтвержденных сообщений о том, что построенный в России истребитель не смог выполнить многие из обещанных Москвой возможностей.
Теперь, когда в обозримом будущем планируется поставить всего дюжину или около того Су-57 и только один полностью оборудованный планер , российский «истребитель будущего» уже выглядит так, как будто он увидит больше действий в музее, чем он когда-либо увидит в бою. Эта неудача, однако, не помешала России искать концепции для включения в то, что, как она утверждает, будет истребителем «шестого поколения» — фраза, обычно используемая рядом национальных правительств и средств массовой информации, несмотря на отсутствие реального консенсуса по этому вопросу. что на самом деле означает «шестое поколение».
Российский Су-57, предоставлено Дмитрием Тереховым на Flickr.
Главными среди планируемых Россией технологий для истребителей следующего поколения являются лазерное и гиперзвуковое оружие, а также радиофотонный радар, который, по всей видимости, разрабатывается специально для обнаружения самолетов-невидимок, таких как американские истребители пятого поколения B-2 Spirit. бомбардировщик и готовящийся к выпуску B-21 Raider.
«По нашим оценкам, радиофотонный радар сможет видеть дальше, чем существующие радары. А так как мы облучаем противника в беспрецедентно широком диапазоне частот, то с высочайшей точностью будем знать его положение и после обработки получим его почти фотографическое изображение — радиовидение», — рассказал Владимир Михеев, работающий в должности советника первого заместителя генерального директора Группы радиоэлектронных технологий (КРЭТ).
Сообщается, что радиофотонный радар будет работать в гораздо более широком диапазоне, чем традиционные радарные массивы, что сделает его более устойчивым к помехам, а также обеспечит достаточно четкое изображение для бортовых систем, чтобы анализировать и оценивать самолеты, которые он обнаруживает.
«Это важно для определения типа [самолета]: компьютер самолета сразу и автоматически идентифицирует летающий объект, например, F-18 с конкретными типами ракетного вооружения», — сказал Михеев.
Американский истребитель F-35 Joint Strike Fighter использует Joint Reprogramming Enterprise, или JRE, для аналогичных целей. Сетевая система предоставляет постоянно обновляемую библиотеку систем вооружения и возможностей противника, призванную помочь лучше информировать пилотов F-35, когда они направляются в бой, отображая соответствующие данные на экране дополненной реальности пилота, обеспечиваемом усовершенствованной (и чрезвычайно дорогие) каски.
Российский радиофотонный радар, как сообщается, уже существует в виде серии прототипов, что делает его логическим технологическим шагом в их следующем истребителе, в то время как некоторые из других обсуждаемых концепций могут быть немного недоступны для России. Одним из таких примеров является концепция разработки беспилотных летательных аппаратов для новых истребителей, похожая на проект Boeing Loyal Wingman. Россия столкнется с рядом проблем при развитии этого потенциала, не последней из которых является разработка боеспособных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Российский БПЛА «Охотник» недавно был замечен на взлетно-посадочной полосе с чем-то, что выглядело как совершенно незаметная силовая установка четвертого поколения, и до сих пор его никогда не видели в воздухе.
Тем не менее, у Михеева есть несколько громких заявлений о беспилотных летательных аппаратах, которые Россия выставит на вооружение вместе со своим следующим истребителем.
«Один беспилотник в строевом звене будет нести СВЧ-вооружение, в том числе управляемые электронные боеприпасы, еще один — средства радиоэлектронного подавления и поражения, а третий БПЛА будет вооружен комплектом штатного вооружения», — сказал Михеев.
Правда в том, что Россия просто идет в ногу с заявлениями таких стран, как Китай и Соединенные Штаты, которые уже разрабатывают свой следующий истребитель для завоевания превосходства в воздухе, который в настоящее время называется программой Penetrating Counter Air (PCA). Если бы у Москвы были деньги, чтобы действительно финансировать и развивать технологии, которые российские государственные СМИ утверждают о новом истребителе, они, вероятно, действительно заказали бы некоторые из своих старых «новых» истребителей, Су-57.
Но, несмотря на бюджетные проблемы Кремля, у России есть длинная и легендарная история разработки чрезвычайно мощных истребителей, включая усовершенствованный планер четвертого поколения Су-35. У Москвы может не быть денег, чтобы соответствовать американским технологиям истребителей, но никогда не следует полностью сбрасывать их со счетов, когда речь идет о разработке боеспособных самолетов. Способны они или нет, но Россия, скорее всего, вообще не выставит новые истребители до тех пор, пока Соединенные Штаты не наладят производство на своей собственной новой платформе.