+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Истребитель миг 21: последние модификации легендарного истребителя, характеристики (ТТХ)

0
Истребитель МиГ-21 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Краткая справка: Советский истребитель МиГ-21 — самый массовый реактивный истребитель. Характеристики, история создания и боевого применения самолета»


МиГ-21 можно встретить в расцветке и под флагами самых разных стран. Неудивительно для самого массового реактивного истребителя

 

История создания истребителя МиГ-21

9 сентября 1953 года ОКБ А.И.Микояна и П.О.Сухого, специальным постановлением, было предписано разработать новые истребители, рассчитанные на скорости далеко выходящие за пределы скорости звука. И Микоян и Сухой в итоге подготовили проекты самолетов весьма схожих по внешнему виду.

Проект Микояна был признан более оптимальным в производстве. Проектированием, постройкой, испытаниями и доводкой будущего истребителя МиГ-21 руководил А.Г. Брунов (с марта 1957 года главный конструктор самолетов-истребителей).

Первый прототип МиГ-21 (Е-1) имел стреловидное крыло и проектировался под двигатель АМ-11 конструкции А.А.Микулина. Однако сроки поджимали, АМ-11 готов не был, поэтому его пришлось заменить на АМ-9Б от МиГ-19. Получившийся прототип назвали Е-2, он поднялся в небо 14 февраля 1955 (летчик-испытатель Г.К.Мосолов).

Одновременно с этим шло проектирование ещё одного самолета (Е-5), уже с треугольным крылом, но (по тем же причинам) с тем же АМ-9Б в качестве двигателя. Эта модель (переименованная в Е-4) взлетела 9 января 1956 года (лётчик-испытатель В.А.Нефёдов).

За счет рациональной конструкции многорежимного воздухозаборника, даже с теми же двигателями, что МиГ-19, новый истребитель развил фантастическую скорость, «выжав» на 700 км/ч больше, чем предшественник. Треугольное крыло также одержало убедительную победу над стреловидным. С этого момента Е-5 стал официально называться МиГ-21, а после завершения испытаний в 1957 году, получил долгожданный двигатель АМ-11 (или Р-11Ф-300 («изделие 37Ф»)), новую модификацию прототипа (Е-6 или МиГ-21Ф), и поднялся в воздух 20 мая 1958 года (В.А.Нефёдов).

Нареканий к самолету практически не было — началась подготовка к серийному производству, которое началось в 1959 году на Горьковском авиазаводе.

Чертеж истребителя МиГ-21

Самолет получился действительно уникальным — обладая самыми передовыми характеристиками, он изначально стоил по авиационным меркам «копейки», а учитывая, что производство машины продолжалось с 1959 по 1985 год, себестоимость машин последних серий обходилась… дешевле, чем производство БМП-1! Таким результатом до сих пор не моет похвастаться ни один боевой самолет в мире. «Летающий Калашников» — эпитет наиболее полно описывающий саму суть МиГ-21. Он до сих пор состоит на вооружении различных стран, его «реплики» до сих пор находятся в производстве, обеспечивая истребителю славу самого массового послевоенного самолета.

В обширном семействе МиГ-21 насчитывается 4 поколения, и машины первых серий отличаются от последних (по меткому выражению пилота МиГ-21) также, как «Ньюпор, от Як-3«.

Всего было произведено (вместе с лицензионными): 11496 истребителей МиГ-21, в СССР производился на заводах:

  • №21 в Горьком (5278 самолетов)
  • №30 «Знамя Труда» в Москве (3203 самолетов)
  • №31 в Тбилиси (1677 самолетов).

В разные годы истребитель состоял на вооружении: Анголы, Алжира, Афганистана, Бангладеша, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Гвинеи, ГДР, Египта, Замбии, Индонезии, Йемена, Индии, Ирака, Конго, Камбоджи, Китая, КНДР, Кубы, Лаоса, Ливии, Мадагаскара, Мали, Мозамбика, Монголии, Польши, Румынии, Сербии, Сирии, Танзании, Уганды, Финляндии, Хорватии, Чехословакии, Эфиопии, Югославии. И это не считая страны входившие в состав СССР.

Конструкция истребителя МиГ-21

Истребитель МиГ-21 это одноместный однодвигательный среднеплан с треугольным крылом (стреловидность 57° по передней кромке) и цельноповоротным горизонтальным оперением. Фюзеляж типа полумонокок, в носовой части расположен многорежимный воздухозаборник с управляемым конусом посередине. Снизу фюзеляжа установлен подфюзеляжный гребень.

Шасси трёхопорное с носовой стойкой.

От модификации к модификации менялись диаметр носовой части фюзеляжа, размеры закабинного гаргрота, конструкция фонаря, размещение штанги ПВД, состав оборудования и вооружения, устанавливались различные двигатели.

Характеристики МиГ-21бис

Страна:СССР
Тип:Истребитель
Год выпуска:1958 г.
Экипаж:1 человек
Двигатель:1х Р-25-300 мощностью 4100 кгс (7100 кгс на форсаже)
Максимальная скорость:2175 км/ч
Практический потолок:17800 м
Дальность полета:1210 км
Масса пустого:5350 кг
Максимальная взлетная масса:нормальная взлетная: 8725 кг
Размах крыльев:7154 мм
Длина:14100 мм
Высота:4125 мм
Площадь крыла:22,95 кв.м.
Вооружение:1х 23-мм пушка ГШ-23Л, 2х ракеты «воздух-воздух» Р-3Р (малой дальности), 4х ракеты «воздух-воздух» Р-60М (малой дальности).

Характеристики приведены для МиГ-21бис

Модификации истребителя МиГ-21

  • Е-1 — истребитель с треугольным крылом и двигателем АМ-9Б (проект). Разработан в 1954 году.
  • Е-2 — опытный истребитель со стреловидным крылом и двигателем АМ-9Б. Вооружение состояло из 2 пушек НР-30. Первый полёт 14 февраля 1955 года (лётчик-испытатель Г.К.Мосолов).
  • Е-2А («изделие 63», МиГ-23 — первый с таким обозначением) — фронтовой истребитель с двигателем АМ-11. Изготовлена опытная партия на Горьковском авиазаводе №21.
  • Е-4 — опытный истребитель с треугольным крылом и двигателем АМ-9Е (АМ-9И). Первый полёт 16 июня 1955 года.
  • Е-5 — прототип с треугольным крылом (57° по передней кромке) и двигателем АМ-11. Первый полёт 9 января 1956 года.
  • Е-6 — прототип с двигателем Р-11Ф-300. Изготовлено 3 самолёта. Первый полёт 28 мая 1958 года (лётчик-испытатель В.А.Нефёдов).
  • Е-6В — летающая лаборатория. В 1963 году изготовлено 2 самолёта.
  • Е-6Т-3 — опытный самолёт с ПГО.
  • Е-6У-1 — прототип учебного истребителя. Отличался двухместной кабиной. Вооружение состояло из одного 12,7-мм пулемёта. Первый полёт 17 октября 1960 года (лётчик-испытатель П.М.Остапенко).
  • Е-7Н — носитель ядерного оружия. Разработан на базе МиГ-21С.
  • Е-7/8 — протоип разведчика. Разработан на базе МиГ-21ПФ.

МиГ-21 в воздухе

  • Е-8 (МиГ-23 — второй с таким обозначением) — опытный самолёт на агрегатах МиГ-21ПФ. На самолёте установлен двигатель Р-21Ф-300 конструкции Н.Мецхваришвили. Полностью переделан фюзеляж. Особенностями самолёта были ПГО и подфюзеляжный воздухозаборник. В 1962 году изготовлено 2 самолёта.
  • Е-33 — рекордный вариант МиГ-21У. Женщины-спортсменки Н.Проханова, Л.Зайцева, С.Е.Савицкая установили на нём ряд мировых рекордов.
  • Е-50 — опытный истребитель со стреловидным крылом и ракетным ускорителем С-155. Первый полёт 9 января 1956 года. Построено 3 самолёта.
  • Е-66 — рекордный. 31 октября 1959 года лётчик Г.К.Мосолов на участке 15-25 км достиг средней скорости 2388 км/ч.
  • Е-66А — доработанный рекордный. 28 апреля 1961 года Г.К.Мосолов достиг динамического потолка 34714 м.
  • Е-66Б — рекордный. Представлял собой серийный истребитель без вооружения и части оборудования. На самолёте было установлено 2 твердотопливных ускорителя. Осенью 1974 года С.Е.Савицкая установила на нём ряд мировых рекордов.
  • М-21 — радиоуправляемая мишень. Разработана совместно с ОКБ КАИ и ЛИИ. В мишени переоборудовались выработавшие ресурс самолёты. С них снимались РЛС, прицел, радиостанция, кислородное оборудование и т.д.; устанавливались автоматическая система управления с автопилотом АП-17 и рулевыми машинками, кассета с ИК-ловушками, регистрирующая ппаратура.
  • М-21М — маневрирующая радиоуправляемая мишень.
  • МиГ-21бис (Е-7бис, «изделие 75») — последняя серийная модификация истребителя. На самолёте установлен двигатель Р-25-300. Вооружён пушкой ГШ-23 и ракетами Р-60. В 1972-1974 годах на Горьковском авиазаводе изготовлено 2030 самолётов. Для стан Варшавского договора выпускалось «изделие 75А», для Ближнего Востока — «изделие 75Б», отличавшиеся составом оборудования. Поставлялся в Финляндию. Выпускался по лицензии в Индии.
  • МиГ-21И (самолёт-аналог, «изделие 21-11») — опытный с оживальным крылом. В 1967 году изготовлено 2 самолёта. Использовался при создании сверхзвукового лайнера Ту-144. Второй экземпляр в настоящее время экспонируется в музее ВВС в Монино.
  • МиГ-21И (второй с таким обозначением) — модернизированный. Разработан в 1992 году. На самолёте установлены бортовая ЦВМ, РЛПК «Копьё», некоторое оборудование самолётаМиГ-29. В состав вооружения входят ракеты Р-27Р1, Р-27Т1, Р-60М, Р-73Э.
  • МиГ-21М (Е-7М, «изделие 96») — экспортный вариант МиГ-21С. Отличался встроенной спаренной пушкой ГШ-23Л и 4 пилонами для ракет Р-3. Выпускался на московском заводе «Знамя Труда» в 1968-1971 годах. Поставлялся в страны Ближнего Востока. С 1973 года выпускался по лицензии в Индии.
  • МиГ-21МТ («изделие 96Т») — экспортный вариант МиГ-21СМТ. В 1971 году завод «Знамя Труда» выпустил небольшую партию.
  • МиГ-21П (Е-7) — перехватчик для авиации ПВО. Отличался передней частью фюзеляжа большего диаметра. На самолёте установлена РЛС РП-21. Разработан в 1958 году. Изготовлено 3 опытных образца.
  • МиГ-21ПД («23-31», «изделие 92») — опытный самолёт с дополнительным подъёмным двигателем. В 1966 году переоборудован серийный МиГ-21ПФМ (удлинён фюзеляж на 1 м и установлен двигатель РД-36-35).
  • МиГ-21ПФ (Е-7/4, «изделие 76») — модернизированный перехватчик. Отличался форсированным двигателем Р-11Ф2-300. Выпускался на авиазаводах в Горьком с 1961 года и Москве c 1962. С 1964 года выпускался его экспортный вариант для стран Варшавского договора.
  • МиГ-21ПФ-В (МиГ-21ПФЛ) — экспортный перехватчик для Вьетнама. Отличался составом оборудования.
  • МиГ-21ПФМ (Е-7М, «изделие 77») — модернизированный вариант МиГ-21ПФС. Отличался составом оборудования. Выпускался с 1963 года.
  • МиГ-21ПФМ («изделие 94») — доработанный. Установлена модернизированная РЛС РП-21М, изменён состав оборудования. Всвязи с установкой нового катапультируемого кресла изменена конструкция фонаря. Выпускался в 1964-1965 годах на Горьковском авиазаводе. Поставлялся в страны Варшавского договора.

Раскраска советских истребителей МиГ-21 состояла из отсутствия окраски. А от кого им было камуфлироваться?

  • МиГ-21ПФС (Е-7СПС) — перехватчик с системой сдува пограничного слоя. Отличался двигателем Р-11Ф2С-300.
  • МиГ-21Р (Е-7Р, «изделие 94Р») — тактический разведчик. Выпускался в 1965-1971 годах на Горьковском авиазаводе. Поставлялся в Египет.
  • МиГ-21С (Е-7С, «изделие 95») — истребитель с увеличенным запасом топлива и РЛС РП-22 «Сапфир». Выпускался в Горьком в 1965-1968 годах.
  • МиГ-21СМ («изделие 95М», «изделие 15») — модернизированный истребитель с двигателем Р-13-300. Увеличен состав вооружения. Выпускался в Горьком в 1968-1974 годах.
  • МиГ-21СМТ («изделие 50») — самолёт с увеличенным запасом топлива. Выпускался в Горьком в 1971-1972 годах.
  • МиГ-21У (Е-6У, «изделие 66») — учебный вариант МиГ-21Ф-13. В Тбилиси в 1962-1966 годах изготовлен 181 самолёт. Экспортный вариант выпускал завод «Знамя Труда» в 1964-1968 годах.
  • МиГ-21УМ (Е-6УМ, «изделие 69») — учебный вариант МиГ-21ПФМ. Выпускался в Тбилиси с 1971 года. Изготовлено 1133 самолёта. Поставлялся на экспорт.
  • МиГ-21УС (Е-6УС, «изделие 68») — учебный вариант МиГ-21С. Выпускался в Тбилиси в 1966-1971 годах. Изготовлено 347 самолётов. На экспорт выпускалось «изделие 68А» (до 1970 года).
  • МиГ-21Ф (Е-6, «изделие 72») — первый серийный вариант истребителя. Вооружён 2 пушками НР-30. В 1959-1960 годах выпущено 99 самолётов.
  • МиГ-21Ф-13 (Е-6Т, «изделие 74») — серийный истребитель, вооружённый 1 пушкой НР-30 и ракетами К-13 (Р-3С). Выпускался в 1960-1962 годах на авиазаводах №21 (606 самолётов) и «Знамя Труда», а также по лицензии в Китае и Чехословакии. Поставлялся в Польшу, ГДР и Финляндию.
  • МиГ-21ФЛ — экспортный вариант перехватчика МиГ-21ПФМ («77»). В 1966-1968 годах выпускался на заводе «Знамя Труда». Поставлялся в Индию, Ирак и другие развивающиеся страны. В 1966-1973 годах выпускался по лицензии в Индии фирмой ХАЛ.
  • МиГ-21ФМ («изделие 96Ф», «изделие 98») — экспортный вариант МиГ-21СМ. Выпускался в Москве в 1970-1975 годах и в Горьком с 1975 года. Поставлялся в страны Ближнего Востока и Финляндию.
  • МиГ-21-93 — модернизированный.
  • МиГ-21-2000 — модернизированный Румынией совместно с Израилем.
  • J-7 — китайский вариант МиГ-21Ф-13.

МиГ-21

Боевое применение истребителя МиГ-21

Первая победа на МиГ-21 была одержана 10 марта 1964 года, когда в районе Магдебурга (ГДР) был сбит американский разведчик RB-66. В дальнейшем, истребитель МиГ-21 участвовал практически во всех локальных конфликтах второй половины 20-го века. Среди них особо стоит отметить:

  • Война во Вьетнаме (1966-1968 г.г.) — МиГ-21 серьезно «попортил крови» американским пилотам. Если появление МиГ-17 во Вьетнаме привело к тому, что американские истребители-бомбардировщики F-105 «Тандерчиф» впервые с 1943 года вынуждены были «одеть» камуфляж, то МиГ-21 были таким же опасным противником для F-4 Phantom II. За два года МиГ-21 совершили около 1300 боевых вылетов, одержав 165 воздушных побед, при потере 65 самолётов. При этом стоит отметить, что американская группировка ВВС в регионе, минимум в 6 раз превосходила вьетнамскую. Во Вьетнаме же появились и первые асы МиГ-21, среди которых был и абсолютный чемпион Нгуен Ван Кок, имевший на счету от 11 до 13 сбитых самолетов противника.
  • Арабо-израильский конфликт (1966-1970 г.г.) — ввиду плохой подготовки арабских пилотов (и в целом невысокой интенсивности боев в воздухе), основную тяжесть войны приняли два полка советских истребителей МиГ-21. Тем не менее, второй наиболее результативный ас МиГ-21 появился в то же время — им стал Бассам Хамшу, сбивший 7 самолетов противника.
  • Индо-пакистанский конфликт (1971 г.) — 8 побед индийских МиГ-21 над Пакистанскими истребителями, при потере 1 своего самолета.
  • Ирано-иракская война (1980-1988 г.г.) — данные о потерях и победах одержанных на МиГ-21 сильно разнятся и колеблются от 30 до 50 машин, по обоим направлениям.

Истребитель МиГ-21 заходит на посадку

Кроме отмеченных выше войн, истребитель применялся также:

  • Египетско-ливийской войне (1979 г.)
  • Эфиопо-сомалийской войне (1977-1978 г.г.)
  • Афганской войне (1979-1989 г.г.)
  • Гражданская война в Югославии (1992-1995 г.г.)
  • Военная операция Шри-Ланка против «тамильских тигров» (1998 г.)
  • Эфиопо-эритрейская война (1998-2000 г.г.)
  • Гражданская война в Сирии (с 2014 г.)

и в многочисленных инцидентах на границах стран имеющих на вооружении МиГ-21: СССР, Китай, Куба, Ирак, Сирия и т.п.

Всего на МиГ-21 летало 16 асов с числом побед больше 5, и, что примечательно, среди них не было ни одной русской фамилии. Как известно, мы люди мирные, а официальных войн СССР ни с кем не вел, если не считать войну в Афганистане. Однако сам характер той войны и не предполагал воздушных боев. Учитывая, что в мире до сих пор насчитывается как минимум 2000 исправных самолетов этого типа или являющихся репликой МиГ-21, список асов может быть продолжен.


Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книга Современные истребители (Левин М.А., Ильин В.Е.) издательства Хоббикнига, 1994 г.

Характеристики истребителя МиГ 21 — Авиация России

Основным самолётом советской Фронтовой авиации на протяжении двух десятилетий был надёжный и прочный МиГ 21. Разрабатывая эту машину, конструкторы создали ряд опытных самолётов, на которых проверялись технические решения окончательного проекта и собрана бесценная научная информация. Результат правильных технических поисков, воплощённых в МиГ 21 доказан успешным ведением боевых действий этим самолётом в разных частях мира.

История создания

Согласно техническому заданию НИИ ВВС СССР 1953 года в ОКБ Микояна вышло предложение о разработке лёгкого сверхзвукового истребителя, необременённого БРЭО, с одним турбореактивным двигателем, обладающего небольшим запасом горючего, у которого огневая мощь и продолжительность полёта принесены в жертву его превосходным лётным качествам.

МиГ 21 и МиГ 35

МиГ 21 и МиГ 35

От нового истребителя требовалось, чтобы он успешно противостоял штатовским самолётам «сотой» серии и их реактивным бомбардировщикам.

После осмысления и переработки технического задания стало ясно, что новая машина этим параметрам не соответствует и решили создать лёгкий истребитель, вооружив его только пушками, чтобы он днём совместно с земным наведением обеспечивал местную противовоздушную оборону.

Было построено два опытных образца – один с треугольным крылом (Е 4), второй со стреловидным (Е 2). Их оснастили устаревшими двигателями, новые проходили стадию обкатки. Морозным февральским днём 1955 года совершил первый полёт Е 2, позднее 16 июня того же года оторвался от бетонной полосы и выполнил пробный полёт Е 4.

ОКБ Микояна остановилось на варианте с треугольным крылом, оснастив двигателем большей мощности Р-9И. Разработали новый опытный образец Е 5, который в январе 1956 года впервые поднялся в воздух. Была выпущена небольшая серия этих прототипов так и не переданных на испытания по причине создания к тому времени машины с двигателем Р-11Ф-300 и получившей обозначение Е 6.

В мае 1958 года этот вариант истребителя впервые попробовал воздух и был допущен к госиспытаниям. После их успешного прохождения началось производство серийных машин под индексом МиГ 21Ф. Немного позднее в 1960 году выпустили МиГ 21Ф 13, на который установили ракеты К-13.

МиГ 21 кабина

МиГ 21 кабина

Модификации МиГ 21

МиГ 21 на протяжении всех лет существования постоянно дорабатывался, МиГ 21Ф 13 сменил перехватчик МиГ 21П. Установив на машину новый радиолокационный прицел и повысив запас топлива, выпустили серию с индексом МиГ 21ПФ, а затем истребитель с усовершенствованным оборудованием и вооружением, с иным фонарём кабины получил обозначение МиГ 21ПФМ.

Постепенно обозначился отход от концепции лёгкого истребителя – вес машины возрастал, усложнялось оборудование и вооружение. Второе поколение семейства 21-х в 1964 году оборудовали новой радиолокационной станцией «Сапфир-21» и пушкой ГШ-23Л, машину обозначили как МиГ 21С. Для ВВС Советского Союза самолёт оснастили новой силовой установкой Р-13-300 и она получила название МиГ 21СМ.

МиГ 21

МиГ 21

Самая лучшая и совершенная модификация представлена третьим поколением МиГов. Этот вариант получил обозначение МиГ 21 бис и стал единственным в этом поколении. На нём стояла усовершенствованная РЛС «Сапфир-21М», доработанное прицельное оборудование, а вооружение усилили новой ракетой Р-13М. Для ВВС машины оснастили оборудованием для захода на посадку вслепую – системой «Полёт-ОИ», а самолёты противовоздушной обороны получили комплект аппаратуры наведения «Лазурь-М».

Технические характеристики МиГ 21 бис в 1972 году улучшены за счёт установки на машину нового двигателя Р-25-300. Лётные параметры истребителя стали сопоставимы с американским F 16, уступая ему в авионике и боевой нагрузке.

Миг 21

Миг 21

Модернизированный в 1993 году МиГ 21 93 разработан для размещения современного ракетного вооружения, новой электрической системы управления и бортовой мощной РЛС «Копьё». Эти машины шли на экспорт и замену старых МиГ 21, которые имелись во многих странах за рубежом.

Многие иностранные фирмы, в частности, израильские и индийские предлагали свои услуги по доработке, установке новейшего оборудования и вооружения этого легендарного самолёта.

Миг 21

Миг 21

Описание конструкции

По аэродинамической компоновке МиГ 21 – это самолёт со средним расположением крыла треугольной формы и традиционным хвостовым оперением. В носовой части машины расположен многорежимный воздухозаборник с центральным телом, внутри которого установлена бортовая радиолокационная станция. Антенна РЛС закрыта подвижным конусом с продольным ходом. Перемещается конус с помощью гидропривода и фиксируется в трёх положениях: убран (нормальное), частично выдвинут (скорость 1,5м) и полностью выдвинут (скорость более 1,9м).

На наиболее распространённой модификации МиГ 21МФ, ниже створок дополнительного забора воздуха установлены аэродинамические гребни, исключающие попадание раскалённых газов в воздухозаборники при стрельбе из пушки. Под крылом на фюзеляже находятся створки ниши основных стоек шасси с колёсами диаметром 800 мм, позволяющих эксплуатировать машину с плохо подготовленных полос.

На нижней поверхности фюзеляжа расположены три тормозных щитка, открывающихся с помощью гидроцилиндров вперёд по полёту. Выпуск щитков не сказывается на балансировке самолёта. В цилиндрическом контейнере, размещённом под основанием киля, находится тормозной парашют.

МиГ 21 компоновочная схема

МиГ 21 компоновочная схема

МиГ 21 оснащён турбореактивным двигателем ТРДДФ Р-25-300 с новым пятиступенчатым компрессором высокого давления и форсажной камерой. На расходе топлива доработка практически не сказалась, а использование титановых сплавов вместо стали,  даже снизило массу силовой установки.

В МиГ 21 кабина у более поздних модификаций стала более эргономичной, оснащена новой авионикой, пилот сидел в катапультном кресле «ноль-ноль» КМ-1. Обзор задней полусферы был улучшен с помощью нескольких зеркал заднего вида, закреплённых на арке фонаря кабины.

Радиопрозрачный обтекатель на вертикальном хвостовом оперении скрывает антенну станции предупреждения об облучении, подающую сигнал лётчику, если самолёт захвачен лучом радара противника. На вершине киля установлена антенна системы опознавания свой – чужой. Над рулём направления находится стекатель статического электричества и аэронавигационный огонь.

Миг 21

Миг 21

Характеристики МиГ 21 (общие для всех модификаций)

Маневренный самолёт МиГ 21, характеристики которого приведены ниже, выпущен в огромном количестве – 11496 единиц и принят на вооружение многими странами мира. Массовое производство значительно снизило цены на этот истребитель, например, боевая машина пехоты была дороже, чем МиГ 21МФ.

  • Размах крыла – 7,15 м
  • Площадь крыла – 22,95 м
  • Длина самолёта – 14,10 м
  • Двигатель – ТРДДФ Р-25-300
  • Тяга на форсаже – 6850 кгс
  • Тяга максимальная без форсажа – 4100 кгс
  • Вес пустого самолёта – 5460 кг
  • Максимальный взлётный вес – 10100 кг
  • Запас топлива – 2750 кг
  • Наибольшая скорость на высоте – 2230 км/ч
  • Скорость у земли – 1300 км/ч
  • Скорость крейсерского полёта – 1000 км/ч
  • Наивысшая скороподъёмность – 235 м/с
  • Практический потолок – 19000 м
  • Дальность полёта с ПТБ – 1470 км
  • Дальность полёта без ПТБ – 1225 км
  • Максимальная перегрузка – 8,5 g
  • Экипаж – 1 чел
  • Стрелковое вооружение – 23-мм пушка ГШ-23Л
  • Точки подвески – 5
  • УР «воздух-воздух» – Р-3С, Р-3Р, Р-13М, Р-13М1, Р-60, Р-60М
  • УР «воздух-поверхность» – Х 66
  • Неуправляемые ракеты – калибр 57 и 240 мм
  • Бомбы – общим весом до 1000 кг

Интересные факты

В 1966 году иракский лётчик Мунир Редфа пошёл на сговор с израильтянами и согласился угнать МиГ 21. Случай представился 15 августа 1966 года в половине восьмого утра, взлетев Мунир набрал высоту, а затем резко снизился и прижавшись к земле, промчался над Ираком и службы ПВО его не засекли. Над Израилем перебежчика ждал «Мираж» и сопроводил на аэродром посадки.

Миг 21

Миг 21

Неизвестно, как сложилась бы шестидневная арабско-израильская война, если бы не были раскрыты тайны новейшего советского истребителя и другой военной техники, поставляемой Советским Союзом в арабские страны. Эта операция носила медицинское название «Пеницеллин».

Недавний случай с поставками МиГ 21 в Хорватию с Украины. На модернизированные советские самолёты поставили старые запчасти. Украина получила за ремонт семи МиГ 21 и продажу ещё пяти 13 миллионов евро, но, как оказалось, пять самолётов не подлежат эксплуатации из-за некачественного ремонта.

После взлёта с аэродрома в провинции Хама в Сирии сбит МиГ 21 сирийских ВВС. По одним источникам пилот катапультировался и расстрелян в воздухе боевиками во время спуска на парашюте. Сирийские же источники утверждают, что самолёт упал по техническим причинам и лётчик благополучно приземлился. Во всяком случае, это первая потеря сирийских ВВС в этом году.

По данным 2004 года, индийские МиГ 21 «Бизон» сокрушили со счётом 9:1 американских асов на F 15 и F 16 в показательных боях. Наш славный ветеран МиГ 21 претерпев множество модификаций не только выигрывал показательные бои, но и принимал участие во множестве локальных войн и конфликтов, где зарекомендовал себя достойным бойцом.

Миг 21

Миг 21

Видео: взлёт МиГ 21

https://www.youtube.com/watch?v=F3VmprqrZ34

проклятие «балалайки»? Еще раз о 21-ом

На рассмотрении в Высоком суде Дели находится иск пилота ВВС страны с требованием признать самый распространенный в мире истребитель МиГ-21 объектом, нарушающим право человека на жизнь.
Причем речь идет не о жизни тех, против кого можно применять этот самолет — иск в суд подал пилот ВВС Индии, командир авиакрыла Санджит Сингх Кайла, который утверждает, что самолет не только нарушает его право на жизнь, но также не обеспечивает право на безопасные условия труда, которое гарантирует конституция страны.

Исковое заявление в суд он подал 17 июля, спустя 48 часов после катастрофы МиГ-21 неподалеку от авиабазы «Нал» в Раджистане, в которой погиб молодой индийский летчик.

МиГ-21 в Индии: проклятие "балалайки"? Еще раз о 21-ом

Суд принял заявление и отложил заседание до 10 октября, чтобы изучить список катастроф с участием этих самолетов.

Открытые данные, которые попали в прессу, говорят, что из более чем 900 МиГ-21, которые были получены ВВС Индии, разбились более 400 самолетов.

При этом погибло более 130 пилотов. (Если учесть сколько им лет… да и вопросы по эксплуатации, мое прим.)

За последние три года в ВВС Индии произошло 29 аварий. 12 из них — с участием МиГ-21. В Индии этот самолет, бывший в течение десятилетий основой истребительного парка, прозвали «летающим гробом».

Правда, точно такое же прозвище получил среди своих пилотов и противник МиГа по индо-пакистанской войне — американский истребитель F-104.

МиГ-21 в Индии: проклятие "балалайки"? Еще раз о 21-ом

F-104 starfighter

«Балалайка»

МиГ-21 появился в ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов. Это было второе поколение истребителей.

Новый МиГ по всем показателям оказался на порядок более сложной и технологичной машиной, чем его предшественник МиГ-19. В советских ВВС его за характерную форму треугольных крыльев тут же прозвали «балалайкой».

Он прекрасно зарекомендовал себя во многих военных конфликтах и в результате стал самым массовым самолетом в истории авиации — всего было построено около 11,5 тыс. самолетов.

Это число учитывает истребители, выпущенные в Индии, Чехословакии и Советском Союзе, но не учитывает китайские копии — истребители J7 (то есть, по сути, их было произведено еще больше).

Индия решила приобрести МиГ-21 в 1961 году. Поставки начались в 1963-м, и через несколько лет МиГ вместе с другим тяжелым истребителем Су-7 принял участие в войне с Пакистаном.

Этот самолет изменил ситуацию в индийских ВВС, поднял их на качественно новый уровень.

«Прекрасная леди»

В ходе индо-пакистанского конфликта он сыграл важную роль в воздушных боях, и во многом именно тогда зародилось особое к нему отношение у индийских пилотов.

Среди них многие, если не большинство, отнюдь не разделяют мнение Санджита Сингха Кайла, который подал заявление в суд.

«Это был лучший истребитель своего времени. Сколько он у нас летает, 40 лет? И все еще на службе. Это просто прекрасный самолет», — сказал Русской службе Би-би-си генерал-полковник ВВС Индии в отставке Йоги Рай.

Другой генерал ВВС Индии — Анил Типнис — опубликовал на индийском военно-аналитическом сайте Bharat Rakshak статью под название «Моя прекрасная леди — Ода МиГ-21».

«За четыре десятка лет МиГ-21 стал основой противовоздушной обороны Индии как в мирное, так и в военное время. Он бдительно защищал страну днем и ночью», — писал в своей заметке генерал.

МиГ ошибок не прощает

МиГ-21 стал рекордсменом мира по числу выпущенных единиц. Им были вооружены многие союзники СССР.

Однако число аварий и катастроф — неоспоримый факт. Количество МиГ-21, уничтоженных в результате аварий, число пилотов, погибших в этих авариях, — больше, чем число убитых врагом летчиков.

Генерал-полковник ВВС Индии в отставке Йоги Рай объяснил это просто: «Количество МиГ-21 в Индийских ВВС велико, их активно используют, соответственно число аварий тоже велико». Однако есть и другие версии.

Прежде всего, как рассказал Би-би-си выпускник Борисоглебского высшего военного авиационного училища Владимир В., сам учившийся летать на МиГ-21, этот самолет вследствие своих летных характеристик сложен в управлении — он не прощал ошибок малоопытному пилоту.

С очень небольшой площадью крыла он был рассчитан на высокую скорость полета, но для того чтобы посадить самолет, требовалось очень большое умение.

«Про 21-й шутили: «Зачем ему крылья? — Чтобы курсанты летать не боялись». Там очень строго по оборотам было. Если не выдержал мощность, убрал, то все — провалился, вертикальная скорость большая, и все», — рассказал пилот.

При этом из-за этой же особенности конструкции самолет не мог планировать — если он начинал падать, то можно было только катапультироваться.

Правда, этой же самой болезнью страдали и другие истребители этого поколения — в СССР самым аварийным считался Су-7, в ВВС западных стран ходили легенды о катастрофах противника МиГ-21 — американского истребителя F-104, чья аварийность соответствовала уровням индийских МиГ-21.

Последний, будучи концептуально близок к МиГ-21, точно также страдал от того, что его готовили к полетам на большой скорости, а не к удобной посадке.

«Запчасти»

МиГ-21, разбившийся неподалеку от авиабазы «Нал» в Раджистане, упал во время захода на посадку. Официальных сообщений о причинах его падения нет, но известно, что его пилотировал малоопытный лётчик.

В Индии, как отмечают многие эксперты, существует проблема освоения скоростных самолетов курсантами — они не успевают набрать опыт при пересаживании с учебных на скоростные самолеты.

Другая проблема — запчасти. Как рассказал в интервью Би-би-си один из ведущих индийских военных экспертов Удай Баскар, у военных есть немало претензий к российским предприятиям по качеству авиационных запчастей.

«За последние 10-15 лет, насколько мне известно, после того, как Советский Союз стал Россией, поступающие запчасти необходимо… проверять», — сказал он, подчеркнув, что это не официальная позиция индийских ВВС, а его личное мнение.

Проблема запчастей для МиГов действительно существует. Возможно, по причинам, которые осторожно отметил индийский аналитик, а, возможно, по иным причинам, Индия закупает запчасти для истребителей не только в России, но и в других странах.

В мае 2012 года российский посол в Индии Александр Кадакин заявил, что индийские Миги разбиваются из-за контрафактных запчастей, посоветовав закупать их только в России.

Диверсификация поставок

Сейчас на вооружении ВВС Индии остается около сотни истребителей МиГ-21. Они будут окончательно выведены из состава по мере поступления новых машин — недавно в Индии был завершен конкурс на поставку 126 истребителей на сумму более 10 млрд долларов.

В тендере участвовал и российский истребитель МиГ-35, который в результате проиграл французскому Rafale.

Помимо этого, Россия проиграла и в конкурсах на поставку Индии военно-транспортных и ударных вертолетов.

В каждом конкретном случае эксперты отмечают, что проигрыш можно объяснить несоответствием российских аппаратов техническим условиям.

Однако есть и общая тенденция — Индия, в течение десятилетий зависевшая от поставок оружия из СССР, теперь хочет попробовать и западные вооружения.

И значит МиГ-21, четыре десятилетия охранявший индийское небо, скоро останется только в памяти индийцев — как надежный защитник и не очень надежный летательный аппарат.

Советский «МиГ-21» против американского «Фантома»

Советский «МиГ-21» против американского «Фантома»
Малоизвестные факты о самом массовом реактивном самолете в мире

В ноябре 1958 года состоялся первый полет легендарного самолета МиГ-21. Во вьетнамской войне советские сверхзвуковые «МиГи» нагнали страху на американских пилотов «Фантомов», которые до появления наших безраздельно господствовали в небе маленькой страны.

Гроссмейстер пошел Е2 – Е4

После Великой Отечественной войны Советский Союз довольно быстро заменил в военной авиации обычные истребители на реактивные. В 50-е годы возникла новая задача: самолеты стали настолько быстры, что опережали подчас выпускаемые снаряды, потребовалось оснастить истребители управляемыми ракетами.
В 1953 году в ОКБ Микояна приступили к работе по созданию принципиально нового перехватчика. В 1955 году был явлен миру самолет Е-2, развивавший скорость до 1920 км/ч, через год в небо поднялся Е-4 с треугольным крылом. 22 ноября 1958 года состоялся первый полёт истребителя Е-6, который был принят на вооружение под индексом МиГ-21.

В основном, самолет был сделан из алюминиевых сплавов. В хвосте разместили контейнер для тормозного парашюта. От пуль и осколков летчика защищал тройной бронеэкран. Самолет мог поднять в небо более двух тонн топлива.

Первые самолеты для переобучения летного состава были получены в 1959 году. Их привезли в Воронеж, где истребители за внешнее сходство прозвали «балалайками».

В дальнейшем было выпущено множество модификаций самолета. При необходимости МиГ-21 превращался в разведчика. Когда китайцы заполучили в свое распоряжение две управляемые ракеты «Сайдуиндер» и передали нашей стороне, в ОКБ-134 спроектировали по их мотивам Р-3С, которые отличались от трофейных образцов увеличенной массой.

В свое время встал вопрос о возможности ведения самолетом боевых действий в любое время суток, для чего самолеты оснастили бортовой РЛС, которые обнаруживали цели при любой погоде.

В дальнейшем МиГи стали собирать в Индии, куда поначалу они поступали в разобранном виде. Китайцы собирали МиГ-21 по лицензии, их самолеты называли J-7. Некоторые из них до сих пор состоят на вооружении.

Первый сверхзвуковой истребитель МиГ-21 бис был создан в 1971 году и по многим показателям превзошел американские истребители F-15 и F-16.

Советский «МиГ-21» против американского «Фантома»

На снимке: американский F-4 («Фантом»)/ Фото: wikimedia

Превосходство в небе

Во вьетнамской войне довольно долго хозяевами неба оставались американские «Фантомы». Дело в том, что поначалу вьетнамцы располагали лишь дозвуковыми истребителями J-5 (МиГ-17Ф производства Китая) и несколькими советскими МиГ-15бис. Этого было явно не достаточно, чтобы конкурировать со штатовскими F-4. Хотя после разработки особой тактики ведения воздушного боя, когда вьетнамские летчики атаковали «Фантомы» с малых высот, самолеты противника удавалось сбивать и такими силами. Подчас американцы просто не успевали вступить в бой. И всё же перевес до поры до времени оставался за ними.

Всё изменилось, когда во Вьетнам поступили зенитные ракетные комплексы С-75 и новые МиГи. Это были сверхзвуковые МиГ-21Ф-13 и МиГ-21ПФ-В. В одном только 1966 году США потеряли в боях 47 самолетов, тогда как вьетнамские авиационные силы не досчитались лишь 12 истребителей. Американцы были вынуждены признать превосходство советских самолетов по многим показателям, таким, например, как угловая скорость разворота, а также эксплуатационная перегрузка. В целом управляемость у Миг-21 оказалась лучше. К тому же выяснилось, что «Фантомы» склонны попадать в плоский штопор, выйти из которого было практически невозможно. Только из-за этого к 1971 году американцы потеряли порядка 80 «Фантомов».

Есть данные, что с 1965 по 1968 годы в 268 воздушных боях над Вьетнамом было сбито 244 американских и 85 вьетнамских самолетов. В дальнейшем воздушные дуэли продолжались, но уже не так интенсивно. США возобновили массированные налеты в 1971 году, когда бои шли с переменным успехом.
В 1972 году в двухстах боях перевес снова остался за МиГами. Американцы потеряли 90 машин, вьетнамцы – 54. В целом «Фантомы» схватку с советскими истребителями проиграли, теряя машины в соотношении 2 к 1.

Советский «МиГ-21» против американского «Фантома»

На снимке: использовавшиеся Вьетнамом МиГ-21/ Фото: wikimedia

Основные модификации МиГ-21

Всего было создано около пятидесяти серийных и опытных модификаций самолета МиГ-21. Выпущено более десяти тысяч самолетов всех модификаций, в том числе в Китае, Индии и Чехословакии.

МиГ-21Ф – базовая модель с оптическим прицелом АСП-СДН, радиодальномером СРД-5 и двумя пушками HP-30.

МиГ-21Ф-13 – истребитель с управляемыми ракетами ТГС К-13. Усовершенствованы оптический прицел и радиодальномер. Самолет шел, в том числе и на экспорт.

МиГ-21ПФ – самолет из разряда всепогодных. По сравнению с прежними моделями истребитель имел лучшие разгонные характеристики.

МиГ-21ПФМ – серийный самолет с радиоприцелом РП-21 М, имел двухствольную пушку ПШ-23, две управляемых ракеты класса «воздух-воздух» и систему обнаружения радиолокационного облучения «Сирена-ЗМ».

МиГ-21ФЛ – модификация с увеличенными топливными баками. Поставлялся преимущественно на экспорт.

МиГ-21С – истребитель с ракетным вооружением УР Р-ЗР, радиоприцелом РП-22С, коллиматорным прицелом ПКИ, автопилотом АП-155.

МиГ-21СМ – самолет обладал встроенной пушкой ГШ-23Л (боекомплект – 200 патронов), управляемыми ракетами с радиолокационным наведением К-13Р (Р-ЗР) и УР с ТГС К-13Т (Р-Зс).

МиГ-21МФ – еще один вариант истребителя МиГ-21 СМ. Вооружение дополнено УР ближнего боя Р-60 (до 6 единиц). Самолет выпускался в Индии по лицензии.
МиГ-21бис – истребитель с улучшенными маневренными и разгонными характеристиками. По маневренности близок к западным истребителям четвертого поколения. На этой модели установили дополнительные топливные баки. Был вооружен шестью УР Р-55 и Р-60М с ТКС. Имел катапультное кресло КМ-1 или КМ-1М.

МиГ-21И – продолжение модели МиГ-21бис. Истребитель оснащен импульсно-доплеровской РЛС «Копье», ракетами средней дальности Р-27-Р1 и Р-27-К 1, а также УР малой дальности Р-739и ракетами ближнего боя Р-60М.

МиГ-21Р – самолет-разведчик, оснащенный телевизионными средствами ведения воздушной разведки и автопилотами КАП-1, КАП-2 и АП-155.

Тактико-технические данные самолета МиГ-21

Длина – 14,10 м

Размах крыла – 7,15 м.

Высота – 4,80 м.

Максимальная скорость – 2175 км/ч:

Экипаж: 1 человек

Нормальная взлётная масса – 7100 кг

Силовая установка: 1 × Туманский Р11Ф-300

Вооружение: 1×30 мм НР-30 пушка, 2x 500 кг бомб, 2x УР K-13.

Фронтовой истребитель МиГ-21СМТ. — Российская авиация

Фронтовой истребитель МиГ-21СМТ.

Разработчик: ОКБ Микояна и Гуревича
Страна: СССР
Первый полет: 1971 г.

Этот истребитель (МиГ-21СМТ (тип 50)), отличался от предшественника большим накладным топливным баком, появился он в начале 1971 года. Благодаря этому запас топлива был увеличен до 3250 л.

На МиГ-21СМТ в начале устанавливался накладной топливный бак емкостью (900л). Бак разделен гермоперегородкой на два отсека: передней вместимостью 650л и задней вместимостью 250л. Задний отсек вырабатывается одновременно с крыльевыми баками-отсеками. На самолетах МиГ-21СМТ с серийного номера 50-ММ07 устанавливался накладной топливный бак вместимостью 530л. Конструкция которого, аналогична подобному баку на самолетах типов «50 бис» и «75».

Для компенсации возросшего веса установили двигатель Р-13Ф-300 с чрезвычайным режимом. Это позволило в полете у земли со скоростью звука увеличить тягу на 1900 кгс по сравнению с первым форсажным режимом двигателя Р-13-300.

Вооружение состояло из одной встроенной пушки ГШ-23Л, ракет класса «воздух-воздух» К-13 или Р-60 и Р-60М для ведения ближнего боя и/или блоков НУРС УБ-16 и УБ-32, неуправляемых ракет класса «воздух-земля» С-24, бомб.

В 1971 году Горьковский авиационный завод выпустил первые 116 серийных машин (тип «50»). Но надежды, возлагавшиеся на нее военными, не оправдались. Тяжелый, с заметно ухудшившейся маневренностью истребитель был выпущен в количестве 281 штуки и не оставил заметного следа в авиации.

ЛТХ:

Модификация МиГ-21СМТ
Размах крыла, м 7,15
Длина, м 14,90
Высота, м 4,71
Площадь крыла, м2 23,00
-пустого самолета
-нормальная взлетная 8900
-топлива 2450
Тип двигателя 1 х ТРДФ Р-13Ф-300
Тяга, кгс 1 х 6490
Максимальная скорость, км/ч
-на высоте 2175
-у земли 1300
Практическая дальность, км
-с ПТБ 1670
-без ПТБ 1300
Максимальная скороподъемность, м/мин 12240
Практический потолок, м 17300
Макс. эксплуатационная перегрузка 8,5
Экипаж 1
Вооружение: Встроенная 23-мм пушка ГШ-23Л (200 снарядов).
Макс. боевая нагрузка — до 1300 кг на 4 узлах подвески: до 4 х УР «воздух-воздух» К-13М, К-13А, К-13Р, Р-60, Р-60М, а также НАР в блоках УБ-16 или УБ-32 свободнопадающие бомбы различных типов калибром до 100 кг, зажигательные баки.

Серийный МиГ-21СМТ.

Серийный МиГ-21СМТ.

Серийный МиГ-21СМТ.

Серийный МиГ-21СМТ.

Истребители МиГ-21СМТ на стоянках.

Истребители МиГ-21СМТ на стоянках.

МиГ-21СМТ — самый тяжелый истребитель в своем семействе.

МиГ-21СМТ ВВС СССР. Рисунок.

Схема подвески вооружения МиГ-21СМТ.

.

.

Список источников:
Николай Якубович. Истребитель МиГ-21. Последние модификации.
Крылья России. История и самолеты ОКБ «МиГ».
Крылья Родины. Ефим Гордон. Рождение долгожителя.
Ефим Гордон, Владимир Климов. МиГ-21.
Крылья Родины. Э.Эгенбург. Сверхзвуковой реактивный «МиГ».
История конструкций самолетов в СССР 1951-1965гг.

МиГ-21. Смерть «Фантомам»!


В крупнейшем в мире авиакосмическом музее — Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне — есть примечательный уголок экспозиции. Бок о бок, чуть повернувшись носовыми воздухозаборниками друг к другу, стоят два непримиримых противника: американский «Фантом» F-4 и советский МиГ-21. Вечные соперники, давние враги, впервые столкнувшиеся друг с другом на войне во Вьетнаме — и продолжавшие противостояние два с лишним десятилетия.
Здесь и далее — цитаты из статьи “Крылатая легенда: «летающий Калашников»”, опубликованной на прошлой неделе в Интернете.

В Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне нет ни “Фантома”, ни МиГ-21.

И далее — по списку. В Вашингтоне нет “крупнейшего в мире авиакосмического музея”. И никаких “вечных соперников и давних врагов” тоже нет. Советский МиГ-21 и американский “Фантом” практически никогда не встречались друг с другом.

Категорическое “никогда” — вполне уместное в данном контексте. Несколько десятков эпизодов за два с лишним десятилетий непрерывных войн. Теперь любят поспорить о результатах тех воздушных битв. Мы их, или они нас? Да, какая разница, итог наверняка был с равным счетом, при том не имел никакого значения на фоне общей ситуации в небе. Все эти бои “МиГ-21 vs Фантом” — статистическая погрешность, обусловленная теорией вероятностей и случайным совпадением событий.

Во Вьетнаме причиной 3/4 боевых потерь самолетов была ствольная артиллерия. В районе Ханоя была организована беспрецедентная по плотности система ПВО за всю историю мировых войн: свыше 7000 зенитных орудий калибром свыше 37 мм! На эту стену огня и нарывались американцы, неся колоссальные потери.

На малых высотах — огненный шторм. На больших — ад и погибель. Союз поставил Вьетнаму 60 дивизионов ЗРК С-75 “Двина” и к ним 7500 могучих зенитных ракет.

Что же тогда осталось на долю МиГов?

Отвечал мне тот раскосый, что командовал допросом:
«Сбил тебя зенитчик Ли Си Цын».

Стоит отметить, что официальные потери американской авиатехники (ВВС, флот, морпехи) за все годы войны составили 3374 самолета. Три тысячи триста! Из которых лишь четверть пришлась на знаменитые “Фантомы”. А остальные три четверти? “Скайхоки”, “Скайредеры”, “СуперСейбры”, “Тандерчифы”… Практически всегда подбитые огнем с земли.

Ввиду своей малочисленности и слабого оснащения, ВВС ДРВ не значили ничего. Как правило, вьетнамцы действовали из засад, с замаскированных аэродромов подскока, изредка нападая на ударные группы противника.

Вместо стремительного МиГ-21 основным типом истребителя ВВС Северного Вьетнама был устаревший МиГ-17. Именно эта верткая дозвуковая машина, с мощнейшим пушечным вооружением и минимальной нагрузкой на крыло была главной (хотя и очень редкой) неприятностью в воздухе. Вторым по численности в ВВС ДРА был J-6 (китайская копия МиГ-19).

МиГ-21. Смерть «Фантомам»!

Нечто подобное наблюдалось у противника. “Фантом” стал основным типом боевого самолета лишь к концу войны. В первые годы, главной силой ВВС США считались истребители-бомбардировщики F-105 “Тандерчиф” (382 не вернувшихся борта).

Возможность встречи с вьетнамской авиацией, несомненно, добавляла адреналина пилотам “Фантомов”. Но, если говорить честно, шанс встречи “Фантома” с МиГом, да еще и редкой модели “21”, был на два порядка ниже, чем шанс получить в гидросистему осколок 85 мм снаряда.

Все эти разговоры “Фантом vs МиГ” не стоят свеч. Первые, груженые бомбами, метались между небом и землей, выбирая из двух зол (зенитки или ЗРК). Вторые — зачастую не имели возможности оторваться от земли.

Ближний Восток

Я бегу ко взлетке по песку,
Гермошлем застегнут на ходу,
Мой Мираж с звездой Давида —
Мощь и гордость Хель Авира,
С ревом набирает высоту…

Непримиримым соперником МиГ-21 на Ближнем Востоке традиционно был французский “Мираж”.

МиГ-21. Смерть «Фантомам»!

Мираж IIIS военно-воздушных сил Швейцарии

Он сочетал в себе лучшее от истребителей своего поколения. Высочайшая маневренность. Отличная РЛС Томпсон Сирано с инструментальной дальностью 50 км, способная оповещать пилота о препятствиях, превышающих заданную высоту, и находить радиоконтрастные объекты на земле. Индикатор на лобовом стекле (первый в мире ИЛС CSF97), позволивший уменьшить информационную нагрузку на пилота и упростить прицеливание в воздушном бою. Две “обычные” ракеты с ИК ГСН и одна дальнобойная Matra R.530 с радиолокационной головкой наведения и боевой частью массой 30 кг. Впрочем, пилоты Хэль Аавир больше полагались на проверенные пушки “Миражей”, способные за долю секунды “раскромсать” противника (две DEFA калибра 30 мм). Еще был дополнительный ЖРД — 80 секунд сплошного огня — с помощью него “Мираж” мог стрелой выйти из боя и взмыть ввысь на 29 километров.

В общем, у Dassault Mirage III имелось слишком много преимуществ, заставлявших считаться с этой машиной. К “Фантому” советские и арабские летчики относились с некоторым пренебрежением, считая его менее опасным чем, французская “бесхвостка”.

МиГ-21. Смерть «Фантомам»!

Да и слишком поздно появился этот “Фантом”! Шестидневная война прошла без него. Первые F-4 появились на Ближнем Востоке лишь в сентябре 1969 г.

До сих пор остается тайной, зачем израильтяне купили эти машины. С “Миражам” возникли проблемы, в связи с французским оружейным эмбарго (1967 год). В условиях ближневосточного ТВД, лучшей заменой мог стать F-5 “Тайгер”. Близость аэродромов к линии фронта и маневренные пушечные бои — именно те условия, под которые создавался этот истребитель.

Выбор в пользу тяжелого “Фантома” был обусловлен двумя обстоятельствами.

Его боевым радиусом, в результате чего F-4 приобретал свойства регионального “стратегического” бомбардировщика, способного достать цели в глубине Египта.

И наличием этих машин в составе ВВС США, благодаря чему упрощалось восполнение боевых потерь, без привлечения лишнего внимания со стороны европейских стран.

В целом, “Фантомас” был полным бревном, чьи характеристики с трудом компенсировались высокой подготовкой летчиков Хэль Аавир. В воздушных боях F-4 предпочитали держаться поодаль, пуская ракеты по зазевавшимся МиГам. Всю основную работу продолжали выполнять “Миражи”.

Экипаж — 2 человека. Нормальная взлетная масса — 18 тонн. Тяжелый перехватчик с ракетным оружием (4 “Сайдуиндера” с тепловым наведением + 4 дальнобойных “Сперроу” с РЛГСН) и “современным” БРЭО, собранным из чудовищных микросхем 1960-х годов.

Как показала практика, янки излишне поторопились. Эра ракет “воздух-воздух” наступит чуть позднее, с развитием электроники.

А “Фантом” так и остался бренчать своими бесполезными ракетами.

Ничем не лучше был его “вечный соперник” МиГ-21. Только вместо многофункциональной РЛС “Вестингауз”, способной наводить УРы, и инфракрасной прицельной системы для наземных целей, у МиГа был лишь радиоприцел РП-21.

А вместо восьми ракет — две (К-13, копия “Сайдуиндера” с тепловым наведением).

Слабое вооружение отчасти компенсировалось резвостью самолета — по воспоминаниям летчиков, “21-й” на скорости под 900 км/ч мог выполнить бочку за секунду.

Будучи пустым, МиГ-21 был в 2,5 раза легче “Фантома”. Нормальная взлетная масса — 8 тонн.

Как и на “Фантоме”, пушка на МиГе поначалу напрочь отсутствовала. Возможность подвески контейнера с ГШ-23 появилась только в 1964 г. Встроенные пушки начали ставить, начиная с модификации МиГ-21М (1968 год).

Возможно у кого-то вызовет шок, но у “Фантома” встроенная пушка появилась гораздо раньше (F-4E, самая многочисленная серия, 1965 год). Да и сама пушка была поприличнее — шестиствольный Вулкан с боезапасом 640 снарядов (против 200 у ГШ-23Л).

Так что еще надо посмотреть, как “МиГи гоняли из пушек вооруженные ракетами Фантомы”. Если бы, конечно, они вообще встречались в воздухе…

Что касается Ближнего Востока, то Шестидневную войну, как и большую часть войны на истощение, МиГ-21 провел в небе без «Фантома».

Единственная возможность встречи — война Судного дня (1973 год). Потери авиации Израиля разнятся от 109 (Хэль Аавир) до 262 (данные советской стороны) самолетов и вертолетов всех типов. Как всегда, абсолютное большинство авиатехники было сбито огнем с земли.

Тогда сколько ЛА было потеряно в воздушных боях? И сколько среди них было именно “Фантомов”?

Ответ слишком очевиден. Весьма немного. Настолько немного, что этого никто не заметил.

МиГ-21 исключительно редко встречался со своим “заклятым врагом”, а от результатов этих встреч не зависело ничего.

Время шло. К концу 70-х основным противником МиГов в небе Палестины стали F-15 и F-16. А сам МиГ-21 уже ушел на второй план, уступив место более современному МиГ-23.

Как часто воевали МиГ-21 и “Фантом”?

Друг с другом — почти никогда.

Против других — сколько угодно. Вьетнам — “Фантом” жжет напалмом джунгли. Индо-пакистанский конфликт — МиГи громят пакистанские “Старфайтеры”. Вьетнам — “Фантом” продолжает жечь напалмом; Египетско-ливийское побоище (1977) — “МиГи” дерутся с “Миражами” Эфиопо-сомалийская война (1978) — “МиГи” дерутся с себе подобными, а также с F-5 “Тайгер”. Афганская война — “МиГи” громят моджахедов. Ирано-иракская война — зафиксировано несколько встреч “21-ых” с “Фантомами”. Тем не менее, основным противником МиГов в этой войне был F-5 “Тайгер”, что подтверждено статистикой побед и поражений.

Все это лишний раз указывает на то, что, даже будучи ровесниками, оба супергероя не успевали попасть на один и тот же театр военных действий. Помимо стрельбы друг в друга, они имели множество других, гораздо более серьезных противников. А быстрый прогресс в авиации окончательно исключил возможность появления какой-либо “давней вражды”.

Эволюция

Как и большинство образцов боевой техники, МиГ и “Фантом” прошли несколько циклов модернизации. Последний представитель семейства (МиГ-21-93) полностью изменил концепции МиГ-21. Оснащенный нашлемной системой целеуказания и РЛС “Копье”, он приобрел возможность применения УР средней дальности. Иными словами, вышел за рамки легкого фронтового истребителя, предназначенного для маневренных боев на малой дистанции.

Тем не менее, к началу 90-х модернизационный потенциал конструкции был полностью исчерпан. К началу нового века МиГ-21 безнадежно устарел. Также, как устарел и его “вечный соперник” — “Фантом.”

Миниатюрные размеры и компоновка МиГ-21 препятствовали увеличению боевой нагрузки и установке нового БРЭО (каков макс. диаметр антенны РЛС, установленный в носовом конусе этой “летающей трубы”?). Ничем не лучше “Фантом”: с его удельной тягой и высокой нагрузкой на крыло нечего даже мечтать о сражениях с современным истребителям.

Его главный соперник — «Фантом» — дослуживает сейчас только в авиации Ирана, где в строю остается 225 машин.

Помимо Ирана, около 70 “Фантомов” все еще находятся на вооружении ВВС Японии.

47 “Фантомов” на вооружении ВВС Турции. 40 у Южной Кореи. 50 у Греции. Германия списала свой последний F-4F в июне 2013 года.

МиГ-21. Смерть «Фантомам»!

“Фантом” Люфтваффе взлетает с а/б Шауляй (Литва, 2011 г.)

Нельзя сказать, что кому-то нравится летать на устаревшем хламе. Особенно, когда в небе парят истребители поколения “5”. Но делать нечего — деньги на покупку новой авиатехники выделяются долго и неохотно. “Какие летние ботинки? Ты коньки не сносил”.

За плечами фронтового истребителя МиГ-21 — служба в военно-воздушных силах 48 стран мира, что представляет собой абсолютный рекорд для боевых реактивных самолетов.

Нет предела широте русской души. Как и F-5 “Фридом Файтер”, МиГ отдавали в каждые добрые (и недобрые) руки. Отдавали всегда бесплатно, путем всевозможных программ “военной помощи” — в обмен на лояльность стран-сателлитов к своему сюзерену.

В результате “Фридом Файтер” (Тайгер) лишь немногим отстал от МиГа, поступив на вооружение 35 стран мира. По состоянию на 2015 год в мире все еще летает около 500 истребителей этого типа.

А вот “Фантом” раздавался плохо. Все-таки машина дорогая, специфическая. Отдавать задаром всем подряд было бы неразумно. В результате, американцам удалось пристроить “Фантом” лишь в ВВС 11 стран.

Любопытно, что наиболее удачный истребитель той эпохи, несмотря на оглушительно успешное боевое применение, особого распространения не получил. Французы не верили в дружбу и требовали платить валютой, в результате “Мираж III” поступил на вооружение менее чем 10 стран. Зато каких! Израиль, Австралия, Швейцария…

Французы проявили трогательную заботу и о “братьях наших меньших”. Для самых неадекватных покупателей была построена упрощенная версия (“Мираж 5”) — вообще без радара, с трудоемкостью обслуживания 15 чел.-ч. на 1 час полета. Под стать были и покупатели — Заир, Колумбия, Габон… Впрочем, простой истребитель-бомбардировщик для действий в светлое время суток пришелся по душе тому же Израилю (нелицензионная копия, “Нешер”).

В настоящее время “Миражи” продолжают оставаться на вооружении. В военно-воздушных силах Египта “Мираж 5” служит бок о бок со своим старым знакомым, МиГ-21.

Эпилог

Цель этой сатирической статьи — разоблачение мифов холодной войны. Реальное применение авиации выглядело иначе, чем на постановочных картинках “летчики подняты по тревоге”, “МиГ атакует Фантом”.

По факту это были жуткие боевые машины, пролившие реки человеческой крови.

…А в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне МиГ-21 оказался не случайно.

МиГ-21. Смерть «Фантомам»!

В некоторых авиакосмических музеях США действительно присутствует экспозиция “МиГ vs Фантом”. Данное фото скорее всего из Вирджинии.

Зачем американцы поставили рядом с Фантомом МиГ? Иначе как они объяснят детям, с кем сражались их отцы. Не ставить же рядом макет хижины и фигурки вьетнамских партизан…

Правильная экспозиция выглядела бы следующим образом: F-4E Phantom II с восемью 500 фунтовыми бомбами упирается носом в ствол ржавой зенитки КС-18 (калибр 85 мм).

МиГ-21 тоже молодец, не подвел.

9 января прикрывали очередную колонну из Термеза на Файзабад. Шел мотострелковый полк, с грузовиками и техникой, с головы и хвоста прикрытый «броней». Колонна прошла Талукан и направлялись в сторону Кишима. Растянувшись, колонна образовала зазор в километр, где не было ни «брони», ни огневых средств. Туда и ударили мятежники.

Из нашего чирчикского полка первыми подняли пару командира звена капитана Александра Мухина, находившегося в готовности № 1 у своего самолета. За ним вылетела группа руководства. Азарт был велик, всем хотелось повоевать, отметиться в деле. Возвратившись, командиры сразу меняли самолет, пересаживаясь в ожидавшие подготовленные истребители. Остальным приходилось довольствоваться тем, что сидели в кабинах в готовности, ожидая очереди. Летчики прилетали возбужденные, рассказывали прямо как в кино про Чапаева: стреляли НУРСами из блоков УБ-32 по толпе кавалерии и пеших душманов, практически на открытой местности. Нарубили они тогда порядочно…

МиГ-21. Смерть «Фантомам»!

МиГ-29 — Википедия

  Первый прототип «9-01».

Работы по созданию лёгкого фронтового истребителя нового поколения в СССР развернули в конце 1960-х годов. Непосредственным поводом для их начала стала поступающая информация о ведущейся в США разработке истребителей McDonnell Douglas F-15 Eagle и Northrop P-530 Cobra (предшественника YF-17). На первом этапе для самолёта, получившего название МиГ-29, рассматривалась традиционная аэродинамическая схема по типу МиГ-25 и система управления вооружением (СУВ), являвшаяся развитием СУВ истребителя МиГ-23. Она включала в себя модернизированную РЛС «Сапфир-23М», ракеты средней дальности К-23 или К-25 (отечественный аналог американской ракеты AIM-7 «Спэрроу») и ракеты малой дальности К-13М и К-60. Аванпроект такого варианта был разработан и представлен заказчику в первой половине 1972 года.

Практически параллельно в ОКБ велась проработка принципиально нового варианта истребителя – среднеплана интегральной схемы с трапециевидным крылом с развитым наплывом, двухкилевым оперением и двумя двигателями в гондолах под фюзеляжем. В августе 1972 года заказчику была предъявлена вторая редакция аванпроекта МиГ-29, выполненного по новой компоновке. На самолёте предусматривалось применение ракет класса «воздух-воздух» нового поколения – УР средней дальности К-27 и УР ближнего боя К-14 и К-73, обеспечивающих поражение воздушных целей, маневрирующих с большими перегрузками, на значительно больших дальностях, по сравнению с ракетами К-23, К-13М и К-60. Совершенно новой должна была стать и система управления вооружением истребителя, в которую предлагалось включить многофункциональный радиолокатор, оптико-электронную прицельную систему и систему электронной индикации.

Выполненными в 1972-1973 годах научно-исследовательскими институтами Министерства обороны и МАП исследованиями была обоснована целесообразность построения перспективного парка истребительной авиации страны в 1980-х годах на основе двух типов самолётов – тяжёлого и лёгкого в соотношении 1:3. Лёгкий истребитель должен был обладать превосходством в воздушных боях над американскими истребителями 4-го поколения YF-16 и YF-17 и любым истребителем предшествующего поколения и вести на равных бой с тяжёлым истребителем 4-го поколения F-15, обеспечивать перехват широкого круга воздушных целей, а также поражение наземных целей неуправляемым оружием. В соответствии с этой концепцией были уточнены тактико-технические характеристики (ТТХ) к самолёту МиГ-29, который стал рассматриваться в качестве основного перспективного лёгкого фронтового истребителя (ЛФИ) ВВС СССР на период 1980-х годов. В дальнейшем предусматривалась также возможность поставки таких самолётов на экспорт. Взлётная масса истребителя, несмотря на применение на нём двух двигателей, оценивалась всего в 12 тонн.

Для ускорения создания самолёта в условиях объективных трудностей разработки перспективной СУВ работы решили проводить в два этапа. На первом этапе предстояло построить и испытать вариант МиГ-29А с упрощённой СУВ на базе радиолокационной станции «Сапфир-23МЛ» и оптико-электронного прицельно-навигационного комплекса ОЭПрНК-29А с квантовой оптико-локационной станцией (КОЛС) и ракетами К-24 (К-23М) и К-60 (К-60М). На втором этапе самолёт МиГ-29 планировалось оснастить перспективной СУВ в составе новой РЛС «Рубин» и ОЭПрНК-29, а также управляемыми ракетами К-27 и К-73 (или К-14). Компоновка, конструкция и состав остального оборудования МиГ-29А и МиГ-29 были практически идентичными.

Помимо управляемого ракетного вооружения, на обоих вариантах предусматривалось применение встроенной двухствольной 30-мм пушки АО-17А, а для действий по наземным целям – неуправляемых ракет и авиабомб общей массой 2000 кг. Откорректированными по результатам проведённых работ ТТТ допускалось увеличение взлётной массы истребителя до 13,5 тонн. На стадии эскизного проекта (1974-1976 годы) двухствольную пушку заменили более лёгкой одноствольной ГШ-301. Также было принято решение об установке на самолёте унифицированного катапультного кресла К-36ДМ. Кроме этого, успехи в разработке нового радиолокатора «Рубин» и стендовая отработка систем позволили в 1976 году отказаться от создания варианта МиГ-29А с упрощённой системой вооружения и сосредоточить основные усилия на МиГ-29 с перспективной СУВ, в состав которой также вошла нашлемная система целеуказания «Щель», и ракетным оружием нового поколения.

К постройке опытных экземпляров истребителя МиГ-29 приступили в 1975 году. В следующем году успешно прошла защита эскизного проекта, и на рассмотрение заказчику был предъявлен макет самолёта. Сборку первого опытного экземпляра завершили в августе.

Всего в лётных испытаниях МиГ-29 приняли участие 6 опытных экземпляров и 8 самолётов установочной партии, построенных в 1977-1982 годах в опытном производстве ММЗ им. А.И. Микояна и на МАПО им. П.В. Дементьева, где планировалось развернуть выпуск новых истребителей. Последний самолёт установочной партии стал эталоном для серийного производства, которое началось в 1982 году.

По результатам лётных испытаний, успешно завершившихся в октябре 1983 года, не потребовалось проводить существенных изменений в аэродинамической схеме и конструкции самолёта. Постановлением Совета Министров СССР от 11 июня 1987 года самолёт МиГ-29 был принят на вооружение ВВС Советского Союза. К этому времени истребитель был уже хорошо освоен в строевых частях: первые машины данного типа поступили в войска ещё летом 1983 года.

Первый истребитель МиГ-29 в июле 1983 года получил 91-й истребительный инструкторский авиационный полк 4-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава в г. Липецке 30 июня 1983 года[5]. Первыми строевыми полками, на вооружение которых поступили МиГ-29, стали 234-й гиап (Кубинка), 968-й иап (Россь) и 145-й иап (Ивано-Франковск).

За счёт своих выдающихся качеств МиГ-29 с 1986 года активно поставлялся на экспорт во множество стран. Для поставок за рубеж были созданы два варианта: вариант «А» – для стран Варшавского Договора, с минимальными доработками оборудования (с РЛС Н019ЭА, ОЭПрНК-29Э), и вариант «Б» – для развивающихся стран (с РЛС Н019ЭБ и ОЭПрНК-29Э2 и изменённой системой госопознавания). Серийное производство МиГ-29 в варианте «А» осуществлялось в 1988-1991 годах. Эти самолёты поставлялись в Болгарию, Венгрию, ГДР, Польшу и Чехословакию. МиГ-29 в варианте «Б», выпускаемые с 1986 года, экспортировались в Индию, Ирак, Сирию, Югославию и другие страны. Экспортные самолёты, в зависимости от сроков и страны поставки, могли иметь различные комплектации оборудования и вооружения.

Первый показ МиГ-29 за рубежом состоялся в 1986 году во время визита в период с 30 июня по 3 июля шести советских самолётов из состава 234-го гиап в Финляндию 2—8 сентября 1988 года. МиГ-29 и МиГ-29УБ были представлены мировой общественности на ежегодной международной выставке вооружения и военной техники Фарнборо[6].

26 апреля 1995 года истребитель МиГ-29 установил свой первый мировой авиационный рекорд в классе реактивных самолётов с взлётной массой от 12 до 16 тонн. Лётчик-испытатель Р.П. Таскаев достиг на нём высоты полёта 27460 м. Вскоре, 5 июля того же года, лётчик-испытатель О.В. Антонович на МиГ-29 установил ещё два мировых рекорда: высоты полёта с грузом в 1 тонну и максимального груза, поднятого на высоту 15000 м.

К 2020 году АО «РСК «МиГ» произвело свыше 1400 истребителей МиГ-29. Кроме того, почти 300 учебно-боевых самолётов МиГ-29УБ было изготовлено авиазаводом в Нижнем Новгороде[7] — филиалом АО «РСК «МиГ».

МиГ-29 выполнен по нормальной аэродинамической схеме и имеет интегральную компоновку. Планер самолёта состоит из развитого по длине и размаху профилированного несущего фюзеляжа, плавно сочленённого через зону наплыва с трапециевидным крылом, цельноповоротного дифференциально отклоняемого стабилизатора и двухкилевого вертикального оперения. Два двигателя установлены в изолированных мотогондолах в хвостовой части фюзеляжа; основные воздухозаборники двигателей размещены под центропланом, дополнительные – на верхней поверхности наплывов крыла.

Планер выполнен в основном из алюминиевых сплавов и стали, также применяется титан и композитные материалы. Угол стреловидности крыла по передней кромке составляет 42 град., на крыле имеются щелевые закрылки, элероны и отклоняемые носки. Кили имеют обшивку из углепластика и внешний «развал» в 6 град. Шасси трёхопорное, с одноколёсными основными и двухколёсной передней стойками. Катапультное кресло — К-36ДМ.

Силовая установка состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей РД-33 с форсажными камерами, коробки приводов самолётных агрегатов КСА-2 (КСА-3) и турбокомпрессорного стартера-энергоузла ГТДЭ-117. Регулируемые воздухозаборники на взлёте и посадке закрываются защитными панелями, при этом забор воздуха производится через пятисекционные верхние входы. Топливная система состоит из пяти фюзеляжных и двух крыльевых баков общей ёмкостью 4300 л. Возможна подвеска фюзеляжного ПТБ на 1500 л.

Управление самолётом осуществляется в ручном и автоматическом режимах. В автоматическом режиме управление производится по сигналам системы САУ-451. Для предотвращения выхода на режим сваливания и обеспечения лётчика информацией о текущих и предельно допустимых углах атаки и вертикальных перегрузках, а также для расширения эксплуатационного диапазона углов атаки за счёт автоматического управления носками крыла, на самолёте имеется система ограничительных сигналов СОС-3М.

Система управления вооружением СУВ-29 состоит из двух комплексов: радиолокационного прицельного комплекса средней дальности РЛПК-29 и оптико-электронного прицельно-навигационного комплекса малой дальности ОЭПрНК-29. РЛПК-29 (Н019) включает импульсно-доплеровскую РЛС, цифровой вычислитель серии Ц-100, устройство ввода-вывода и блоки преобразования информации. В состав ОЭПрНК-29 входят оптико-электронная прицельная система ОЭПС-29, система навигации СН-29, система управления оружием СУО-29М, цифровой вычислитель Ц-100, система единой индикации СЕИ-31, фотоконтрольный прибор ФКП-ЕУ и многофункциональные пульты управления. В состав ОЭПС-29 входит квантовая оптико-локационная станция КОЛС, состоящая из теплопеленгатора и лазерного дальномера, и нашлемная система целеуказания «Щель-3УМ». Оптико-локационная станция обеспечивает более точное, чем РЛС, измерение угловых координат воздушной цели и определение дальности до неё.

МиГ-29 оснащён комплексом обороны, предназначенным для своевременного предупреждения лётчика об угрозе нападения, информирования о направлении возможной атаки, а также постановки помех системам наведения ракет противника. На самолёте устанавливается станция предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15ЛМ «Береза». Для защиты от средств поражения, имеющих тепловое наведение, имеется система создания пассивных помех, осуществляемых путём выброса ложных тепловых целей в виде отстреливаемых патронов. 60 таких патронов размещаются в двух блоках выброса помех БВП-30-26М, установленных перед наплывами килей.

90000 MiG-21PF «Fishbed-D» — Supersonic Jet Fighter 90001 90002 Product Description 90003 90004 90005 About the MiG-21PF «Fishbed-D» — Supersonic Jet Fighter: 90006 90007 90004 The MiG-21 Soviet jet fighter performed in such an effective and deadly manner during the early part of the Vietnam War that the U.S. Navy was compelled to establish the Navy Fighters Weapons School or «Top Gun» at Naval Air Station Miramar in San Diego, CA. The MiG-21PF variant featured better radar and improved range over its predecessor, and it carried air-to-air missiles instead of guns and was far more agile than its main American opponent, the F-4 Phantom.90007 90004 90005 Specifications: 90006 90007 90014 90015 Maximum speed: 2,177 km / h (1,300 mph) 90016 90015 Armament: 2x K-5 «Alkali» radar-guided or K-13 «Atoll» heat-seeking missiles 90016 90015 Range: 1,400 km (870 mi) 90016 90015 Ceiling: 18,989 m (62,000 ft.) 90016 90023 90004 90025 90007 90004 90005 Additional information about this Brickmania® custom building kit: 90006 90007 90004 Expertly designed to capture the unique front and overall shape of the MiG-21, this model includes the standard Brickmania model features such as retractable landing gear, a detailed cockpit and posable flight stabilizers.Also featured are a pair of air-to-air missiles and brick-built avionics on the front and top of the model. 90007 90004 90005 Model Statistics: 90006 90007 90014 90015 Designed by Cody Osell 90016 90015 534 LEGO® elements 90016 90015 Custom MiG Pilot minifig 90016 90015 High-quality sticker sheet 90016 90015 Full-color printed building instructions 90016 90015 Additional printed elements 90016 90015 1 / 35th scale to match other Brickmania kits 90016 90015 Intermediate Skill Level (4-6 year building experience recommended) 90016 90023 90004 All Brickmania® model kits are made of new-condition LEGO® bricks.This model comes disassembled and includes complete printed building instructions and comes packaged in a sealed box. This is a limited edition kit and production may be discontinued at any time. 90007 90057 90002 Preview: 90003 90004 90061 90062 90007 90002 Custom Field 90003 90004 Designer Cody Osell 90007 90004 Piece Count 534 90007 90004 Minifigs 1 90007 90004 Skill Level Intermediate (3 of 5) 90007 .

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
2019 © Все права защищены. Карта сайта