Почему и как летает планер без мотора?
Полет в воздухе возможен двумя способами. Во-первых, в воздух могут подниматься аэростаты, т.е. – воздушные суда, которые легче воздуха, такие как воздушные шары и дирижабли. Сама конструкция воздушного шара может быть достаточно тяжелой, но внутри находится несколько тысяч кубических метров газа, более легкого чем воздух.
Типичный современный планерОдин кубометр воздуха весит примерно один килограмм, поэтому при его замещении внутри аэростата легким газом вся конструкция уносится в верх и может поднять несколько тонн груза. Достаточно, чтобы только на один килограмм заполненная конструкция оказалась легче воздуха. Подобным образом пустой футбольный мяч тонет в воде, но стоит добавить в него немного воздуха, как он поднимается вверх.
Второй способ воздухоплавания заключается в перемещении воздуха вниз. По этому принципу, динамично отталкиваясь от воздуха передвигаются в нем птицы, планеры, самолеты, парапланы, вертолеты, автожиры, листья клена и другие подобные воздушные суда. Хотя каждое из них делает это по своему, но принцип у всех одинаков – отталкиваться от воздуха, устремляясь в высь. При этом они все обладают крылом (подвижным или неподвижным), которое перемещается относительно воздушной массы.
Есть еще третий способ, менее популярный, который используют суда на воздушной подушке и экранопланы. С их помощью можно перемещаться над самой землей, на не толстой подушке из сжатого воздуха. Правда, этот эффект не позволяет подниматься высоко.
Чтобы лететь стабильно, не допускания снижения в направлении земли, крыло должно создавать такую подъемную силу, которая сможет уравновесить силу притяжения земли. Планеры передвигаются в воздухе без силовой установки, которая сообщала бы им поступательную скорость, поэтому они всегда скользят вниз относительно поднимающейся вверх воздушной массы, но удерживаются состояние равновесия между силой тяжести и подъемной силой.
Для снижения затрат энергии, то есть в данном случае – высоты, они конструируются таким образом, чтобы создавать наименьшее сопротивление и завихрения в воздухе. Спортивные планеры имеют тщательно «зализанные», плавные обводы и форма, а также длинные и узкие крылья. Они позволяют двигаться с большой скоростью, отталкивая воздух вниз, при этом не создавая больших завихрений. Такое аэродинамическое совершенство позволяет планер, весящий в пол тонны, тянуть и удерживать за буксирный трос одной рукой, либо приводить в движение и летать с помощью двигателя в несколько лошадиных сил, т.е. не более мощным, чем у газонокосилки.
Иначе ведет себя в воздухе, например, вертолет, крылья которого (т.е. лопасти ротора), тоже постоянно перемещаются в воздухе, но вокруг своей оси, поэтому делают возможным полет с очень малой скоростью, либо даже зависать на одном месте. Однако это создает огромные завихрения и требует огромной мощности получаемой за счет сжигания сотен литров топлива.
Благодаря своему аэродинамическому совершенству планеры опускаются очень медленно относительно масс воздуха – всего несколько десятков сантиметров в секунду, при этом достигая скорости около 100 км/ч. Скользя под небольшим углом он меняет высоту на большое расстояние. Современные планеры имеют аэродинамическое качество, достигающее более 1:60, это означает, что на один километр потери высоты он может спланировать на расстояние 60 км, в идеальных и неизменных атмосферных условиях. В реальности полет планера представляет собой циклический набор высоты на восходящих потоках и затем плавное снижение.
Самостоятельный (без буксировки или применения автономной силовой установки) набор высоты и продолжительные полеты происходят благодаря тому, что атмосфера не является неподвижной и в ней происходят постоянные перемещения воздушных масс. Воздух все время перемещается из-за энергии, отдаваемой ему солнцем, тёплым морем или нагретой землей и даже вращением самой Земли. Происходят горизонтальные ветры и вертикальные потоки, которые позволяют планеристам и птицам набирать высоту и перелетать на сотни и даже тысячи километров. Самые подходящие условия для полетов создаются над мощными горными цепями или на выжженных солнцем необжитых территориях. Поэтому планеризм часто практикуется там, где трудно встретить даже самых выносливых туристов.
Таким образом планер без использования и грамма топлива, пользуясь только энергией, которую солнце передало Земле, может абсолютно чисто и бесшумно преодолевать тысячи километров исследуя нашу планету.
На планерах уже состоялись полеты в стратосферу на высоту 16 500 м, где требуется использовать скафандр как у космонавтов, чтобы выжить в разреженном воздухе и сильном морозе. Планер в течение одного дня может пролететь расстояние более 3000 км, а рекордная средняя скорость полета на дистанцию 500 км превысила 300 км/ч. И все это без двигателя, при помощи сил природы, знаний и умения пилота.
В атмосфере происходит множество явлений, вызывающих вертикальное движение воздуха, которые используются для полета планеров. Чаче всего планеристы используют термальные восходящие потоки. В солнечный день Земля поглощает энергию с нашей ближайшей звезды и нагревает слой прилегающего к ней воздуха. Немного по-другому прогревается голая скала, темные песочные поверхности, и совсем иначе – мокрый луг или лес. Возникает разница температур. Воздух является хорошим теплоизолятором, поэтому не сразу передает свое тепло верхним слоям, а вместо этого поднимется в верх точно также, как шар братьев Монгольфьер подогреваемый снизу горящим костром.
Когда разница температур велика и объем нагретого воздуха достаточно большой, образуются мощные восходящие потоки, называемые планеристами термиком. Вместо уходящего воздуха приходят более холодные массы, и поэтому в хороший солнечный день образуются порывы ветра. Иногда мы наблюдаем вихри, уносящие листья, пыль или мусор. Гигантские виды таких явлений вызывают бури и ураганы.
В европейском климате восходящие термальные потоки обычно поднимаются со скоростью 3-5 м/с, т.е в несколько раз быстрее, чем опускается свободно парящий планер. Поэтому достаточно кружиться в данном термике, чтобы подняться на большую высоту – к основанию или даже вглубь тучи, возникающей на вершине восходящего потока. Подобным образом летают большие птицы. Аисты в при подходящих условиях перемещаются на сотни километров практические не взмахивая крыльями, а хищные птицы таким образом могут часами планировать, высматривая неосторожного кролика. Аисты хорошо знакомы с аэродинамикой, поэтому для снижения сопротивления воздуха впереди, складывают ноги вдоль тела.
Другим явлением, используемым для поднятия в воздух с самого начала авиации, являются динамические потоки или потоки обтекания. Ветер, дующий в склон горы обтекает его, чтобы миновать препятствие. Таким образом он начинает дуть вверх. Достаточно, чтобы такая скорость была равно или превышала скорость снижения планера (парапланера, дельтаплана, парашюта и т.п. примитивных летательных аппаратов), чтобы он начал подниматься в верх и летать над наветренным склоне горы до тех пор, пока ветер не стихнет. Пока планеристы не научились использовать термические потоки, это был основной способ полетов.
Достаточно было сделать несколько шагов вниз по склону, чтобы найти возносящийся поток и оторваться от земли, и даже набрать высоту. Поэтому первые полеты на безмоторных летательных аппаратах происходили в горах. Изначально планерные центры возникали в таких местах, где были горные цепи, создающие препятствие для ветра. Они оказывались и наиболее зрелищными. К сожалению полеты на динамических потоках зависят от формы местности и полет пожен закончится, как только пилот отдалится от склона.
Если ветер сильный, то массы воздуха поднимаются высоко вверх. Над цепями гор образуются тонкие облака, сформированные ветром и напоминающие форму стоящих на одном месте линз. Это признак образования волнового потока. Ветер, который вызывает это явление иногда достигает скорости, превышающей 100 км/ч и представляет опасность для неопытных пилотов. К счастью, это происходит достаточно высоко и не создает больших трудностей.
Серфинг на таких волнах позволяет планеристам достигать большой высоты и преодолевать огромные расстояния. Во всем мире есть несколько таких мест, где волновые потоки образуются достаточно часто, благодаря форме местности. В Новой Зеландии это – Скалистые горы, в Южной Америке – цепь Анд, в Турции – Таврские горы.
Но именно в Андах в настоящее время совершаются самые рекордные полеты на планерах. Огромный потенциал с этой точки зрения есть в Гималаях, однако из-за политически проблем он пока полностью не используется.
Планеризм прошел путь от примитивных конструкций типа этажерок до современных, тщательно проработанных аппаратов из композитных материалов, которые летают куда быстрее, чем их предшественники на рубеже 19-го и 20-го веков. По мере развития тяжелых планеров их уже нельзя было взвалить просто на спину и перенести на нужное место, как это делали пионеры планеризма. Тогда было достаточно стартовать «с ног» по склону горы или сообщить планеру горизонтальное ускорение при помощи резинового троса по принципу рогатки. Современному планеру для взлета уже нужна скорость не менее 100 км/ч. Поэтому применяются другие способы поднять его в воздух.
Такая потребность возникла именно тогда, когда стали совершаться полеты на восходящих термических потоках над равнинами. В этом случае планер нужно каким-то образом поднять на начальную высоту. Для этой цели использовались автомобили, тянущие планер тросом. Потом появились специальные лебедки, которые могли тянуть трос с большой скоростью. Но наибольшее распространение получило буксирование самолетом. Это позволяет поднять планер на большую высоту и с меньшим расстоянием пробега.
В свою очередь мотопланеры оснащены небольшим двигателем, который позволяет взлететь, а затем, выключив его, планировать в свободном полете. На большинстве таких конструкций двигатель с пропеллером убирается внутрь фюзеляжа после взлета для снижения аэродинамического сопротивления. Обычно двигатель можно запустить при потере высоты, чтобы можно было вернуться на исходную взлетно-посадочную полосу. На мотопланерах используются как двигатели внутреннего сгорания, так и электрические и даже реактивные от летающих моделей.
Андрей Бочкарев
Как устроены планеры: тест-драйв машины без мотора
Через прозрачный фонарь вверху видно ясное небо с редкими облачками, в километре внизу – акватория Истринского водохранилища с отдыхающими на берегу и моторками, бороздящими водную гладь. Вокруг царят тишина и спокойствие, и единственная проблема, которая волнует меня в этот момент, – отсутствие у летательного аппарата, в котором я нахожусь, мотора…
«Мотор? Кому нужен мотор?» — смеется сидящий сзади инструктор, мастер спорта по планеризму и президент Федерации планерного спорта России Сергей Рябчинский. Его совершенно не беспокоит, что после отцепки от буксира стрелка вариометра, показывающая вертикальную скорость, отклоняется вниз. Впрочем, скорость снижения — чуть больше 1 м/с, так что времени у нас еще много. Мы ищем термик — восходящий поток, который позволит планеру набрать высоту и дольше продержаться в воздухе. Но похоже, что в этот раз нам не повезло — пару раз стрелка вариометра дергается, застывая около нуля, но потоки оказываются слишком слабыми, чтобы удержать планер. И минут через пятнадцать, совершив эффектный проход над площадкой, Сергей заходит на посадку.
Оседлав поток
Согласно определению, планер, или планёр (фр.planeur, от лат. planum — плоскость) — безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха, поддерживаемый в полете за счет аэродинамической подъемной силы, создаваемой на крыле набегающим потоком воздуха. Но сухое определение не отражает всех достоинств планера. «Если судить с точки зрения аэродинамики, это самые совершенные летательные аппараты, которые были когда-либо созданы, — объясняет Сергей Рябчинский.- Существует такой показатель, как аэродинамическое качество, — это отношение расстояния, которое может пролететь ЛА с выключенным двигателем с некоторой высоты, к потере этой высоты. У легких самолетов он обычно составляет 10−15, а у планеров от 25−30 только начинается, то есть с высоты 1 км такой планер может пролететь по горизонтали 30 км. И это если только планировать и не использовать восходящие потоки».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
На самом деле планеры летают намного дальше, если пилоту удается «оседлать» восходящий поток. Например, термик — термический поток в местах нагрева земной поверхности солнечным излучением. Обычно такие потоки образуются над пашнями, дорогами и местами городской застройки. Часто из-за конденсации паров воды в восходящем теплом потоке при попадании в более холодные вышележащие слои атмосферы термики «выдают себя» кучевыми облаками. Попав в такой восходящий поток, имеющий скорость несколько метров в секунду, планер может по винтовой линии снижаться относительно потока, но при этом подниматься относительно земли. Термики могут подниматься до 3000 м и дают возможность набрать высоту, необходимую для длительного планирования — до следующего восходящего потока. В средних широтах солнце прогревает воздух только с поздней весны до начала осени, так что планеризм здесь — спорт сезонный. Впрочем, термики не единственный вид восходящих потоков. При взаимодействии воздушных масс с элементами рельефа (холмы, крутые берега) возникают потоки обтекания, взбирающиеся на высоту в несколько сотен метров. А в горах можно встретить постоянные волновые потоки — одну из разновидностей стоячих волн (волн Ли) в атмосфере, которые образуются при обтекании воздушными потоками горных хребтов.
Волновые потоки взбираются до высот в 10−15 км и поэтому используются планеристами для установления мировых рекордов высоты и дальности полета.Оторваться от земли
Но для полета планеру нужно набрать первоначальную высоту. Классические безмоторные планеры самостоятельно сделать этого не могут, и для взлета используется буксировочная лебедка или буксировка за самолетом. Роль буксировщика, как правило, выполняет польский легкий самолет «Вильга-35А» (PZL-104 Wilga), оснащенный специальным замком для буксировочного троса. Замок есть и у планера, и при штатной буксировке именно планер, набрав высоту, «отпускает» свой конец троса. А вот в случае возникновения нештатной ситуации это может сделать и пилот буксировщика. «В моей практике были такие случаи, — рассказал «ПМ» замначальника взлетно-посадочной площадки «Шевлино» по летной подготовке и руководитель полетов Леонид Домбровский. — Например, один из планеристов при взлете слишком резко потянул за ручку управления и начал уходить вверх- возник риск того, что самолет «клюнет» при рывке троса. Одна из обязанностей летчика при буксировке планера — следить за вот такими ситуациями, и как только я заметил это, сразу же сбросил трос. Особенности пилотирования при буксировке? Не сложнее, чем буксировать автомобиль на земле — нужно просто учитывать наличие планера, выдерживать оптимальную скорость (скажем, для учебного чешского планера L-13 BlanТk это 115 км/ч) и не совершать резких маневров».
Некоторые современные планеры оснащаются собственными двигателями — такие аппараты называют мотопланерами. Отдельные модели способны взлететь и набрать высоту самостоятельно, после чего двигатель выключается, пропеллер складывается (для улучшения аэродинамики), а аппарат продолжает полет как обычный классический планер. Впрочем, для этого нужен достаточно мощный (а значит — тяжелый) двигатель. Поэтому чаще всего мотопланеры имеют маломощный маршевый движок, недостаточный для взлета, но способный предотвратить вынужденную посадку на неподготовленную площадку — если пилот не найдет восходящих потоков или, скажем, резко изменится погода. Такая посадка грозит как минимум серьезными неудобствами — в самом лучшем случае придется вызывать самолет-буксировщик (если площадка позволяет взлететь) или вовсе вывозить планер в разобранном виде (не говоря уже о более жестких вариантах посадки). Впрочем, есть и обратная сторона медали — мотопланеры имеют большую массу, и для парения им требуются более сильные восходящие потоки.
Лететь впереди планера
Соревнования по планерному спорту для парителей предусматривают набор различных упражнений, среди которых — полеты по заданному маршруту (в том числе через назначенные области). При этом оценивается точность следования, средняя скорость, время прохождения маршрута. «Длительность маршрутов составляет обычно сотни километров, и все это без единой капли топлива! — говорит Сергей Рябчинский. — Мастерство пилота-планериста состоит не только и не столько в управлении планером — это как раз самая простая часть, она мало отличается от управления легким самолетом. Но в отличие от пилота самолета, у которого есть мотор, планерист должен быть стратегом — условно говоря, он должен лететь впереди планера, предусматривая различные альтернативные варианты маршрутов. Ведь полеты длятся по несколько часов, за это время погода может измениться. Поэтому перед стартом планеристы тщательнейшим образом изучают прогноз погоды по маршруту полета, предоставленный метеорологами аэродрома. А серьезные и достаточно богатые команды даже могут позволить себе собственного метеоролога».
Романтики неба
Спортивные планеры классифицируются по размаху крыла и максимальной взлетной массе: 15-метровый (525 кг), 18-метровый (600 кг), 20-метровый (750 кг). Существует также стандартный класс — это 15-метровые планеры с максимальной разрешенной взлетной массой 525 кг, в крыльевые отсеки которых разрешено заливать водяной балласт (до 250 л). Такое утяжеление повышает нагрузку на крыло и тем самым увеличивает горизонтальную скорость. А если восходящие потоки оказываются недостаточно сильными или погода меняется — воду можно слить, облегчив планер и уменьшив скорость снижения.
Но настоящей элитой планерного спорта является открытый класс, в котором ограничена лишь взлетная масса (не более 850 кг), а на размах крыла никаких ограничений не накладывается. Такой планер — настоящее произведение инженерного искусства, в его конструкции используются самые современные сверхлегкие и сверхпрочные материалы. «У современных планеров открытого класса с размахом крыла более 25 м аэродинамическое качество может достигать 60 и выше! И стоимость соответствующая, они гораздо дороже легких самолетов, — говорит Сергей Рябчинский. — Правда, и управлять таким летательным аппаратом может только очень опытный пилот-планерист: чем больше размах крыла, тем меньше ошибок прощает ЛА».
Именно на планерах этого класса некогда установлены абсолютные мировые рекорды высоты (29 августа 2006 года Стив Фоссетт и Эйнар Эневольдсон на планере Glaser-Dirks DG-505 с крылом в 22 м и установленным на месте двигателя кислородным оборудованием достигли высоты 15 460 м над Аргентиной) и дальности полета (21 января 2003 года Клаус Ольманн на планере Schempp-Hirth Nimbus 4 DM с размахом крыла 26,5 м пролетел 3009 км над аргентинскими Андами). «Да, более трех тысяч километров, — подтверждает Сергей, когда я переспрашиваю его, чтобы убедиться, что не ослышался. — Да, без единой капли топлива, только с использованием волновых восходящих потоков в горах. Планеры — как парусные яхты, ведь не зря же в английском языке их называют sailplanes — парусные самолеты. Наверное, пилоты планеров — это последние настоящие романтики неба».
P. S. Стоит заметить, что рекорд Фосетта и Эневольсона пал совсем недавно, 5 сентября 2017 года. Пилоты Джим Пейн и Морган Сендеркок на планере Airbus Perlan 2 достигли высоты 15902 метра, к слову, там же, над аргентинской Патагонией. А вот рекорд дальности с 2003 год так и не побит.
сил на планере
сил на планереПланер — это особый вид летательного аппарата, у которого нет двигателя. Бумажные самолетики — самый очевидный пример, но и планеры встречаются довольно часто. ассортимент размеров. Игрушечные планеры, сделанные из пробкового дерева или пенопласта, являются отличным способ для учащихся изучить основы аэродинамика. Братья Райт усовершенствовали конструкцию первого самолета и получил опыт пилотирования через серию полеты на планерах.
По сравнению с самолетом с двигателем мы видим что на планер действуют только три основные силы: поднимать, перетащите, и масса. Как и прежде, мы собрали все составные силы вместе и представляют их одиночными силами, действующими через центр гравитация или центр давления. Потому что планеры не несут топлива или двигатели, они обычно легче и проще, чем моторизованные самолет.
Чтобы планер мог летать, он должен создавать подъемную силу. противостоять его весу. Генерировать подъемной силы, планер должен двигаться по воздуху. Но движение г. планер по воздуху создает сопротивление. В летательных аппаратах с двигателем тяга двигателя противостоит сопротивлению. Планер, однако, не имеет двигатель для создания тяги. С перетаскиванием не встречая сопротивления, планер быстро замедляется до тех пор, пока больше не может создать достаточную подъемную силу, чтобы противостоять весу.
Так как же планер развивает скорость, необходимую для полета?
полет?
Простой ответ заключается в том, что планер обменивает высоту на скорость. Это
обменивает разницу потенциальной энергии с большей высоты на
меньшая высота для производства кинетической энергии, что означает скорость.
Планеры всегда снижаются относительно воздуха в
котором они летят.
Как планеры остаются в воздухе часами, если они постоянно
спуститься?
Ответ заключается в том, что они предназначены для очень
эффективный, спускаться очень медленно. Если пилот сможет обнаружить
воздушный карман, который поднимается быстрее, чем снижается планер,
планер реально может набирать высоту, увеличивая свой потенциал
энергия. Карманы восходящего воздуха называются восходящих потоков . Восходящие потоки обнаруживаются, когда ветер дует с холма или
гора должна подняться, чтобы перелезть через нее. (Но будьте осторожны! Может быть
нисходящий поток с другой стороны!) Восходящие потоки также можно найти в темное время суток.
массивы суши, которые поглощают больше солнечного тепла, чем легкая земля
массы. Тепло от земли нагревает окружающий воздух, который
заставляет воздух подниматься. Поднимающиеся карманы горячего воздуха называются термики . Крупные планирующие птицы, такие как совы и ястребы,
часто можно увидеть кружащим внутри термика, чтобы набрать высоту без
взмахивая крыльями. Планеры могут делать то же самое.
Экскурсии с гидом
- сил на планере:
- Планирующий полет:
Наверх
Перейти к. ..
- Домашняя страница руководства для начинающих
от Тома
Бенсон
Пребывание в воздухе: как работают планеры
Крылья планера должны создавать достаточную подъемную силу, чтобы сбалансировать вес планера. Чем быстрее летит планер, тем большую подъемную силу создают крылья. Если планер летит достаточно быстро, крылья будут создавать достаточную подъемную силу, чтобы удерживать его в воздухе. Но крылья и корпус планера также создают сопротивление, и чем быстрее летит планер, тем больше сопротивление. Поскольку на планере нет двигателя для создания тяги, планер должен создавать скорость каким-то другим способом. Наклон планера вниз, обмен высоты на скорость, позволяет планеру лететь достаточно быстро, чтобы создать подъемную силу, необходимую для поддержки его веса.
Эффективность планера можно измерить по его аэродинамическому качеству. Это соотношение говорит вам, какое горизонтальное расстояние может преодолеть планер по сравнению с высотой, которую он должен сбросить. Современные планеры могут иметь передаточное число лучше 60:1. Это означает, что они могут пролететь 60 миль, если стартуют на высоте в одну милю. Для сравнения, у коммерческого авиалайнера коэффициент планирования может быть где-то около 17:1.
Реклама
Если бы качество планирования было единственным фактором, планеры не смогли бы оставаться в воздухе так долго, как они это делают. Так как они это делают?
Ключ к тому, чтобы оставаться в воздухе в течение более длительного периода времени, заключается в том, чтобы по возможности получать помощь от Матери-природы. В то время как планер будет медленно снижаться по отношению к окружающему его воздуху, что, если воздух вокруг него движется вверх быстрее, чем снижается планер? Это похоже на попытку плыть на каяке вверх по течению; даже если вы плывете по воде в приличном темпе, на самом деле вы не продвигаетесь по берегу реки.
Существует три основных типа восходящего воздуха, используемых пилотами планеров для увеличения времени полета:
- Термики
- Подъем хребта
- Подъем волн
Термики
Термики представляют собой столбы восходящего воздуха, создаваемые нагревом Земли. поверхность. Поскольку воздух у земли нагревается солнцем, он расширяется и поднимается вверх. Пилоты внимательно следят за местностью, которая поглощает утреннее солнце быстрее, чем прилегающие районы. Такие участки, как асфальтированные автостоянки, темные пашни и каменистая местность, — отличный способ найти термальные столбы. Пилоты также обращают внимание на вновь формирующиеся кучевые облака или даже на крупных птиц, парящих в воздухе, не взмахивая крыльями, что также может быть признаком термической активности.
Как только термик будет обнаружен, пилоты повернутся назад и будут кружить внутри колонны, пока не достигнут желаемой высоты, после чего они выйдут и возобновят полет. Чтобы избежать путаницы, все планеры вращаются в одном направлении внутри термиков. Первый планер в термике определяет направление — все остальные планеры, которые присоединяются к термику, должны двигаться в этом направлении.
Подъем хребта
Подъем хребта создается ветрами, дующими в горы, холмы или другие хребты. Когда воздух достигает горы, он перенаправляется вверх и образует полосу подъемной силы вдоль наветренной стороны склона. Подъем хребта обычно достигает высоты не более нескольких сотен футов над местностью, которая его создает. Однако недостаток высоты гребневого подъемника компенсируется длиной; Известно, что планеры пролетают тысячи миль вдоль горных цепей, используя в основном гребневую и волновую подъемную силу.
Волновой подъем
Волновой подъем похож на гребневой подъем тем, что создается, когда ветер встречается с горой. Волновой подъем, однако, создается на подветренной стороне пика ветрами, проходящими над горой, а не вверх по одной стороне. Волновой подъем можно определить по уникальным облачным образованиям. Волновой подъем может достигать тысячи футов в высоту, а планеры могут достигать высоты более 35 000 футов.
Обнаружение подъемной силы
Столбы и полосы поднимающегося воздуха, очевидно, приносят пользу любому пилоту планера, но как узнать, летишь ли ты на нем? Ответ Вариометр , устройство, измеряющее скорость набора высоты или спуска. Вариометр использует статическое давление для обнаружения изменений высоты. Если планер поднимается, то статическое давление падает (поскольку чем выше вы поднимаетесь, тем меньше давление воздуха). Если планер тонет, то статическое давление возрастает. Стрелка вариометра показывает скорость изменения высоты на основе скорости изменения статического давления. При полете через восходящую массу воздуха (например, термик) стрелка вариометра подпрыгивает (и обычно издает звуковой сигнал, чтобы уведомить пилота) еще до того, как какое-либо изменение на альтиметре станет заметным.