+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Кандагар история: Командир Ил-76, захваченного талибами — о судьбе экипажа и фильме «Кандагар»

0

Летчика, ставшего прототипом героя «Кандагара», не позвали на премьеру

ТЮМЕНЬ, 4 фев — РИА Новости, Александр Пересторонин. Прототип главного героя фильма «Кандагар» Владимир Шарпатов не был приглашен даже на премьеру кинокартины, которая состоялась 1 февраля в московском кинотеатре «Октябрь». Сегодня картина, основанная на реальных событиях пятнадцатилетней давности, рассказывает о судьбе российских летчиков, оказавшихся в плену в Афганистане, выходит в широкий прокат.

«Я две недели был консультантом этого фильма. Ко мне в Тюмень приехал режиссер Андрей Кавун, ему я рассказал, как попал в плен, как мы спаслись. Передал ему ксерокопии дневников, которые вел в Афганистане в плену», — рассказал РИА Новости Владимир Шарпатов.

Шарпатов Владимир Ильич — пилот самолета Ил-76 акционерной авиационной компании «Аэростан» Республики Татарстан, командир экипажа.

«В Москве Кавун писал сценарий, добыл денег и стал снимать фильм. Фильм снимался в Марокко, меня туда не приглашали. Был в Москве, где делали кадры в кабине самолета. Они сделали макет кабины самолета, а я объяснял им техническую сторону дела. В основном консультировал по вопросам управления системами самолета, какие команды даются, как должен себя вести экипаж. С ними жил две недели», — отметил собеседник агентства.

«Меня обещали пригласить на премьеру в Москву, но почему-то забыли. Это дело их совести», — сказал пилот. Сам он пойдет смотреть фильм в субботу, состоится и встреча со зрителями.

Плен

Самолет Ил-76 (бортовой номер RA-76842) акционерной авиационной компании «Аэростан» 2 августа 1995 года выполнял транспортный рейс из Арабских Эмиратов в Баграм (Северный Афганистан). Во время пролета над территорий Афганистана, контролируемой исламским движением «Талибан», самолет под угрозой открытия огня был посажен на аэродроме в Кандагаре. Летчики провели в плену у «талибов» больше года — 378 дней.

«Кормили нас «погано». К нам никого не пускали, приходили к нам муллы, говорили, чтобы мы приняли ислам. Мы отказались, но выучили несколько молитв», — рассказал Шарпатов.

«Мы не знали, что будет завтра, жили неизвестностью. Самый страшный день в плену, это когда однажды ночью охранники разбудили нас и посадили в автобус. Я уже решил, что нас везут на расстрел. Оказалось, что нас хотели перепрятать, так как в российских СМИ появилась информация, что военные готовят операцию по нашему освобождению», — сказал собеседник агентства.

По словам пилота, Татарстан их не бросил. «Шаймиев (президент Татарстана Минтимер Шаймиев) присылал к нам своего представителя Тимура Акулова, который пытался уговорить их, соблазнить на запчасти к вертолетам, но они отказывались нас отпускать. Тимур привозил нам письма и газеты, и мы, соответственно, своим родственникам отправляли письма», — сказал командир экипажа.

Усилия дипломатов и посредников по освобождению российского экипажа успехов не имели. Удалось добиться только разрешения на переписку и отдельных встреч с летчиками, в ходе которых удалось спланировать и подготовить побег.

«Каждый день я думал о побеге и буквально через десять дней плена предложил экипажу сбежать. Несколько членов экипажа сначала приняли мое предложение в штыки, но затем меня все поддержали и мы совершили побег», — сказал Шарпатов.

Побег

Пилотам пришлось убедить талибов, что самолет требует технического обслуживания.

«Мы увидели их интерес к самолету, стали убеждать, что надо делать техническое обслуживание самолету, иначе летать не будет. Со временем талибам разъяснили, какова ценность захваченного ими «Ила». Что он требует регулярного технического обслуживания. Силами экипажа. В полном составе», — рассказал собеседник агентства.

По его словам, первый раз — 10 июля 1996 года — побег не удался. «А 16 августа мы воспользовались моментом, когда они почти все ушли молиться, оставив трех автоматчиков. Вот тогда мы и рванули», — сказал Шарпатов.

16 августа 1996 года во время очередной профилактики самолета, простоявшего почти год без техобслуживания, экипаж совершил дерзкий побег.

Командир корабля Шарпатов, прогревая поочередно двигатели, вывел их на взлетный режим и под огнем охраны поднял самолет в воздух. Чтобы обмануть преследователей, пилот направил машину не на север, в сторону России, а на запад. По согласованному с Ираном воздушному коридору Ил-76 совершил полуторачасовой перелет в Арабские Эмираты. В Шардже отважный экипаж уже встречали представители российского посольства.

Награда

Указом Президента Российской Федерации № 1225 от 22 августа 1996 года за героизм, мужество и стойкость, проявленные при освобождении из вынужденного пребывания на территории Афганистана Владимиру Ильичу Шарпатову присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда». Звезду Героя России пилоту вручил в Кремле премьер-министр Виктор Черномырдин.

Этим же указам высокое звание было присвоено второму пилоту Газинуру Хайруллину. Остальные члены экипажа: штурман Александр Здора, бортинженер Асхат Аббязов, ведущие инженеры Сергей Бутузов, Виктор Рязанов, бортрадист Юрий Вшивцев, награждены орденом Мужества.

Жизнь продолжается

После возвращения из плена Шарпатов некоторое время продолжал работать в компании «Аэростан», но 1 декабря 1998 года был уволен «по сокращению штатов». Ему тогда было 58 лет, это не предельный возраст для летчика. Не добившись, даже через суд, восстановления на работе, он уехал в Тюмень.

По распоряжению губернатора Тюменской области Герою России выделили большую квартиру в центре города. В местной авиакомпании «Тюменьавиа» герой-летчик вновь сел за штурвал Ил-76. Были полеты в Турцию, Эмираты. Только в 62 года он ушел с летной работы. В настоящее время Шарпатов на пенсии. Ведет активную политическую жизнь.

Шарпатов — единственный Герой России, проживающий на территории Тюменской области.

«С тех пор прошло много времени, но по-прежнему мне снятся тревожные сны. Иногда мне снится, что я опять в плену…», — признался Шарпатов.

Побег из Кандагара: Как это было?

Ровно 26 лет назад российские пилоты попали в мировую историю. Утром 3 августа 1995 года они еще не знали, что будут захвачены ныне запрещенным в РФ движением «Талибан», пробудут год и две недели в плену, а затем сумеют спасти себя сами и улететь на своем же самолете из вооруженного до зубов аэропорта Кандагара. Сейчас, когда в Афганистане идет война и талибы близки к господству, история российских пилотов как никогда актуальна.

Итак, 3 августа 1995 года. Был погожий летний денек. Семь членов экипажа грузового лайнера Ил-76 выполняли очередной коммерческий рейс в Афганистан. На борту везли какие-то ящики. Гуманитарную помощь. Она предназначалась силам «Северного альянса», воевавшим против радикалов «Талибана». К тому времени талибы контролировали большую часть страны и готовились захватить Кабул и другие города – практически как сегодня, с той лишь разницей, что от талибов защищалось не проамериканское правительство, а моджахеды, еще вчера боровшиеся с СССР. Талибам не нравилось, что иностранные игроки помогают их врагам. Они просчитали маршруты полета Ил-76 и при очередном рейсе из Албании в Кабул подняли в воздух свои истребители.

Чтобы понять контекст, нужно говорить не только об Афганистане, но и о тогдашней России. Только что развалился СССР. Москва вела Первую чеченскую войну. Экономика была слабой. И россияне зарабатывали, как умели. Возможно, члены экипажа могли догадываться, что в ящиках может быть оружие, но все же пошли на риск. Перед взлетом командир корабля Владимир Шарпатов предлагал отложить рейс. Надо было поменять протертые шасси, лететь в Казань. Но все начали жаловаться, что срочно нужны деньги. У кого-то больной ребенок, кто-то дочку в институт должен пристроить. Решили лететь. Дальше уже спасения не было. При пересечении границы Афганистана самолет перехватили. Пилот МиГ-21 на свободном русском языке дал команду садиться в Кандагаре. Для досмотра груза.

Со своей позиции талибы, может быть, были правы. Какой-то иностранный самолет везет груз в поддержку тех, кто с ними воюет. Однако с точки зрения международного права истина была на стороне экипажа Ил-76. Правительство Северного альянса во главе с Ахмад Шахом Масудом международным сообществом признавалось, а талибы – нет. Конечно, во всех этих дебрях политики команда Шарпатова разбираться не хотела. Они просто делали свою работу. Поначалу Шарпатов сажать лайнер не собирался. Он пытался объяснить талибам, что баки с горючим полные и нужно выработать топливо. Но когда из  истребителя пригрозили открыть огонь на поражение, Ил-76 совершил вынужденную посадку. После приземления российских пилотов окружили бандиты с оружием в руках, загрузили их в машину и отвезли в заброшенный дом, окруженный четырехметровой стеной. Из грузового отсека самолета вытащили ящики, а в них обнаружили патроны для автоматов. Для талибов это было как красная тряпка для быка. Командира Шарпатова лично допрашивал «талиб №1» – Мулла Омар, одноглазый лидер боевиков, на которого США объявили охоту после вторжения в Афганистан (и смогли ликвидировать его лишь спустя 12 лет).

По словам Шарпатова, после общения с Муллой Омаром он понял, что его команда застряла в Кандагаре надолго. Жизнь в тюрьме стала настоящей пыткой для россиян. Невыносимая жара под 45 градусов. Вечно караулящие автоматчики на стенах. Никакой связи с внешним миром. Как говорил второй пилот Газинур Хайруллин, там было хуже, чем в тюрьме. На зоне хотя бы знаешь, когда выйдешь, а «тут мы сидели и не понимали — а что будет завтра?» Вдруг все-таки повесят или расстреляют?

Для талибов удержание пилотов было важно с точки зрения пиара. Раньше о них мало кто знал, но когда к пилотам начали приезжать журналисты и дипломаты, предлагавшие выкуп, слухи о боевиках облетели мировые СМИ. Российский МИД не раз пытался договориться с талибами. Предлагали им военную технику. Один раз даже удалось согласовать возврат пилотов в обмен на $2 млн, но в последний момент талибы остановились, наверно, из-за того, что не смогли поделить шкуру неубитого медведя. Именно это и заставило экипаж взять свою судьбу в собственные руки. Они решили, что в любом случае надо бежать. Первоначальный план был – отращивать бороды, вырваться ночью или боем из тюрьмы и скрыться в горах, а там добраться до иранской границы. Но план был рискованным, ибо маскироваться под местных они не смогли бы, и их сразу выдали бы полиции.

Оставался лишь один вариант – на самолете. Прологом к такому сценарию стала одна гениальная мысль – пилоты внушили талибам, что самолет нуждается в техническом обслуживании. Без движения масло в двигателях загустеет, смазка обтечет, а приборы перестанут работать. Талибы явно не хотели, чтобы многомиллионный Ил-76 превратился в кучу металлолома. Периодически российских пилотов пускали к самолету, но не всех одновременно, чтобы кто-то оставался в заложниках. В очередной раз, когда у талибов сменился глава авиации, экипаж решил всем составом сесть в автобус и отправиться на аэродром под предлогом того, что нужно поменять шасси…

Подробности побега в общем и целом довольно точно переданы в знаменитом отечественном фильме «Кандагар», и пересказывать каждую мелочь не требуется. Но одно можно заметить, что если 50% успеха –  это сообразительность пилотов, то остальные 50% – чистое везение.

Например, ВСУ, от которого запускаются двигатели, несколько раз глохло, но в нужный момент заработало. На месте зенитчика, который охранял аэропорт, сидел не живой человек, а муляж, следовательно, во время взлета никто расстрелять самолет не мог. И самое главное – когда команда проверяла самолет, боевики и пилоты истребителей пошли на молитву, оставив в грузовом отсеке лишь трех охранников, и даже не назначив из них кого-то за главного. Хайруллин вспоминал, что, когда они были в тюрьме, талибы на все вопросы отвечали одинаково «На все воля Аллаха» («ИншАллах»). На этот раз воля Всевышнего оказалась на стороне россиян, и он усыпил бдительность боевиков.

Конечно, все эти счастливые случайности не умаляют героизм экипажа. Если бы они не сумели убедить талибов, что самолет нуждается в техобслуживании, не взяли бы на прокат велосипед у талибов, чтобы проверить «зенитчика», и если бы не смогли взлететь с половины полосы, то финал у этой драмы оказался бы плачевным.. Не говоря уже о том, что безоружные россияне смогли справиться с тремя остававшимися на борту террористами с АК-47.

Поэтому вполне заслуженно два пилота носят звание Героя России, а остальные члены экипажа награждены Орденом Мужества.

После «валидольного» вылета из аэропорта Кандагара Ил-76 удерживался на высоте нескольких сотен метров, чтобы его не засекли РЛС талибов. Но, несмотря на угрозу бурь, которые временами случаются в пустынях юго-западного Афганистана, экипаж благополучно долетел до иранской границы, а оттуда в ОАЭ. Можно, наверно, долго рассуждать о том, чему учит эта история, и у каждого наверняка будет свой ответ на него. Один из ответов – когда мы говорим об Афганистане и о талибах, мы должны понимать, с кем и с чем имеем дело. Это страна, которую никто не смог завоевать, а талибы являются бескомпромиссными боевиками, готовыми на все что угодно ради власти. Некоторые эксперты говорят, что талибы изменились и больше не казнят людей на стадионах и площадях. Но сообщения СМИ свидетельствуют об обратном.

Поэтому в следующий раз, предпринимая какую-либо операцию, военную или гуманитарную, надо десять раз подумать, прежде чем рисковать жизнями своих граждан. При этом забота государства не снимает ответственности и с тех, кто рвется в зоны боевых действий ради наживы.

Читайте нас в

Дзен Новости Google News

Кандагар | Афганистан, история и талибы

Кандагар , также пишется Кандагар , город на юге центральной части Афганистана. Он расположен на равнине рядом с рекой Тарнак, на высоте около 3300 футов (1000 метров). Это главный торговый центр Южного Афганистана, расположенный на пересечении автомагистралей из Кабула, Герата и Кветты (Пакистан). В Кандагаре есть международный аэропорт, хотя он традиционно использовался для внутренних рейсов.

Стратегическое и коммерческое значение этого места на основных путях через Герат в Среднюю Азию, Кабул и Индию объясняет его долгую историю завоеваний и частых повторных оснований. Город был включен в состав Ахеменидской империи Дарием I, взят Александром Македонским в 329 г. до н. э., Селевк I (Никатор) сдал Чандрагупте в 305 г. до н. э. и отмечен наскальной надписью на греческом и арамейском языках его внуком Ашокой. и впоследствии последовательно удерживался греко-бактрийцами, парфянами, шаками, кушанами и сасанидами. В исламский период Кандагаром владела череда различных арабских, персидских, тюркских и монгольских правителей. Он попал под власть арабов в 7 веке н.э., под властью династии Шаффаридов в 9 веке.го, а при династии Газневидов в 10 в. Кандагар был разрушен монгольским захватчиком Чингисханом, а затем тюркским завоевателем Тимуром (Тамерланом), после чего им владела династия Великих Моголов (16 век) и персы (17 век). В 1747 году он стал первой столицей объединенного Афганистана. С 1839 г. британцы стремились установить контроль над территорией, но окончательно потеряли ее в сентябре 1880 г. во время Второй англо-афганской войны (1878–1880 гг.). Последующая история Кандагара была не менее насыщена событиями; в 19В 80-е годы, во время афганской войны, Кандагар был ареной периодических ожесточенных боев между афганскими повстанцами-моджахедами и советскими войсками вторжения.

С середины 1990-х годов и до своего свержения в 2001 году там находилась штаб-квартира талибов, исламской фундаменталистской группировки, контролировавшей большую часть Афганистана. Впоследствии, во время войны в Афганистане (2001–2014 гг.), он был плацдармом для военных ударов США по талибам и другим исламским боевикам. В 2021 году американские войска покинули аэродром Кандагар, передав его под контроль афганскому правительству.

Тест «Британника»

Где это находится?

Жители современного города Кандагар, как и окрестных деревень, в основном пуштуны (патаны) из племени дуррани, с некоторым гильзайским и какарским и персоязычным населением. Вместе с Пешаваром в Пакистане Кандагар является одним из двух великих городов пуштунов и центром мягкоголосой формы их языка, называемого пушту, в отличие от более жесткого пахту Пешавара.

Центр современного города находится к западу от многолюдного старого города, построенного коренным афганским правителем Ахмад Шахом Дуррани (1722?–1772 гг. ) в качестве своей столицы. Хотя сохранились лишь несколько участков великой глинобитной стены, которая раньше окружала этот старый город, ее геометрический план и прямоугольная форма — 6000 на 1800 футов (1800 на 550 метров) — все еще можно различить. В северо-восточном углу возвышается доминирующий мавзолей Ахмад Шаха Дуррани, единственная попытка монументальной архитектуры в городе. С его красивым позолоченным куполом и 12 второстепенными гробницами детей Ахмад Шаха Дуррани, сгруппированными вокруг, он содержит хорошую резьбу и инкрустированные надписи. Рядом с ним находится мечеть «Хирка», в которой, как говорят, хранится плащ Пророка Мухаммеда. Примерно в 4 милях (6,5 км) к западу от нынешнего города, простираясь вдоль склонов скалистого хребта и на равнину у его подножия, находятся руины старого Кандагара, более раннего города, который был разграблен иранским завоевателем Надир-шахом. в 1738 году. С вершины хребта на полузасыпанные руины возвышается небольшая цитадель. В его стенах находится сад Бабы Вали и знаменитая святыня, до сих пор привлекающая паломников. На крутом северо-восточном склоне холма 40 гигантских ступеней, вырубленных из твердого известняка, ведут вверх к небольшой нише с купольной крышей, в которой есть надписи императора Великих Моголов Бабура, который построил ступени, записывая подробности своей империи и завоеваний. Его внук император Акбар также добавил надпись.

Территория, окружающая город Кандагар, представляет собой орошаемые сельскохозяйственные угодья, а пищевая промышленность является важной отраслью города, в котором также есть текстильные фабрики, в частности, по производству шерсти. Традиционно основным экспортным товаром были фрукты, которыми славится регион Кандагар, особенно виноград, дыни и гранаты. Другие экспортные товары включают хлопок, марену, семена тмина и асафетиду. Поп. (оценка 2006 г.) 324 800; (оценка 2020 г.) 523 300.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Адамом Зейданом.

Старый Кандагар: Археологическая переоценка

ГЛАВНАЯ / СПОНСОРСКИЕ ПРОЕКТЫ /

Впечатляющие руины Старого Кандагара на юге Афганистана лежат немного западнее современного одноименного города. Массивная глиняная цитадель окружена большим ограждением из разрушающихся укреплений из сырцового кирпича, проходящих через сельскохозяйственную равнину, вверх по склонам и вдоль острого серого хребта хребта Кайтул. В течение короткого периода мира в 19 в.В 70-х годах на этом месте проводились обширные раскопки британской группы, спонсируемой Обществом афганских исследований (тогда Общество южноазиатских исследований, а теперь объединенное с BASAS). Основанный, вероятно, в железном веке, город имел богатую и бурную историю, которая закончилась только в 1738 году, когда город был разграблен армией Надир-шаха. Затем Старый город был заброшен, и новый современный город начал развиваться на восток.

История Кандагара — это история приливов и отливов империй в Средней Азии. Впервые расцветая во времена империи Ахеменидов, она была оккупирована Александром как часть плодов его завоеваний на Востоке. Селевкиды уступили контроль над городом империи Маурьев из Индии, но Кандагар сохранил свой греческий характер, который немного позже вновь проявился, примерно в 29 г. 0029-й -й век до н.э. под контролем индо-греков. Затем с севера прибыли сакские всадники, вытесненные движением юэчжи, когда они начали селиться и формировать связующее звено Кушанской империи. В течение многих лет город затем находился под властью индо-скифов и индо-парфян, и примерно к 39029– векам н.э. город номинально вернулся под власть персов и сасанидов. Затем возникает пробел в оккупации, который можно отнести к вторжениям гуннских племен на север. Вероятно, именно в это время высоко на отроге хребта Кайтул с видом на город был построен буддийский комплекс. Старый Кандагар был снова заселен в раннеисламский период, но постепенно приходил в упадок, пока окончательно не был заброшен в 1899 году.0029-й век. Новый город Кандагар пережил свою бурную историю вплоть до наших дней.

При поддержке Программы археологических публикаций Уайт-Леви будет тщательно проанализирован старый Кандагар, древняя столица Арахозии и ключевой участок индо-иранского пограничья, и дана переоценка его древней истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта