+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Катастрофа в махачкале ил 76: Столкновение самолетов в аэропорту Махачкалы: как это было

0

Не так сели – Газета Коммерсантъ № 7 (4062) от 17.01.2009

Военно-следственный отдел по Махачкалинскому гарнизону вчера возбудил уголовное дело в связи с происшедшей накануне вечером катастрофой — столкновением двух Ил-76 675-го авиаполка особого назначения внутренних войск МВД РФ. Совершая посадку, один из Ил-76 снес кабину другого, оказавшегося на его пути. Жертвами аварии стали четверо членов экипажа одного из транспортников, еще два человека получили травмы. Следствие уже объявило, что в случившемся, по предварительной версии, виноваты пилоты.

Как сообщили «Ъ» источники в главкомате внутренних войск МВД России, в минувший четверг ведомственными «Илами» осуществлялась переброска личного состава и техники в Махачкалу. По некоторым данным, бойцов оперативной дивизии особого назначения, знаменитого спецотряда «Витязь» и других подразделений отправили в Дагестан на замену военнослужащим, находившимся там в командировке.

Вечером в аэропорту Уйташ Махачкалы благополучно приземлились два Ил-76. ЧП произошло, когда на посадку зашел третий транспортник, на борту которого находились шесть членов экипажа, три десятка военнослужащих и техника.

Как установило военное следствие, в 20.40 экипаж Ил-76 N 76825, уже высадивший пассажиров и технику, запросил у диспетчера махачкалинского аэропорта разрешение на «предварительный старт» для вылета за новой партией военнослужащих. Получивший добро транспортник машина сопровождения вывела на линию предварительного старта — самый конец рулевой дорожки, примыкающий примерно к середине взлетно-посадочной полосы. Через пять минут тот же экипаж запросил разрешение на выход на исполнительный старт. Диспетчер аэропорта вначале дала согласие, затем отменила команду, переведя борт в режим ожидания. Связано это было с тем, что в зоне ответственности диспетчера появился Ил-76 N 76827.

Экипаж 76825-го принял команду, подтвердив «предварительный старт», однако при этом не сообщил диспетчеру, что его самолет уже находится за 45-50 м за желтой линией предварительного старта, то есть возле взлетно-посадочной полосы.

После чего диспетчер, получив информацию о том, что борт 76827 уже заходит на посадку, дала согласие на его приземление. В этот момент, как установило следствие, экипаж 76827-го, заходящего на посадку, зачем-то передал борту N 76825 сообщение о том, что они находятся еще далеко от аэропорта и тот успеет подняться в воздух. Пилот 76827-го буквально сказал коллеге: «Выруливай, ты успеешь». Диспетчер, сосредоточенная на приеме Ил-76, пресекла «лишние» разговоры в эфире, которые ей мешали. В 20.47 борт N 76827 совершил посадку, отклонившись при этом от центральной оси посадочной полосы примерно на 20 м влево. Проехав по бетонке около 50 м, Ил-76 съехал на грунт и продолжил движение в метрах 15-20 слева от посадочной полосы. Из-за чего транспортник сошел с полосы, еще предстоит выяснить участникам расследования. По предварительным данным, это могло произойти из-за перевода экипажем двигателей в реверсивный режим для торможения. Двигатели с правой стороны набрали обороты быстрее, поэтому самолет отклонился влево. Впрочем, информация с бортовых самописцев самолетов еще не расшифрована.

Примерно через 400 м 76827-й борт снес своим левым крылом кабину Ил-76, находившегося в режиме ожидания. Остановился он, только проехав еще 50 м. 76827-й при столкновении «потерял» только часть крыла, а подбитый им транспортник загорелся. Пассажиров в нем не было. Два члена экипажа, получившие в результате столкновения переломы конечностей, сумели самостоятельно покинуть самолет. Трупы четырех пилотов были обнаружены уже после того, как пожар потушили. Причем тело командира экипажа Максима Дубанькова в разбитом носу самолета нашли только на следующий день. До этого он считался пропавшим без вести. Уголовное дело по 351-й статье УК («Нарушение правил полетов или подготовки к ним») еще только возбудили, однако, как заявили в военно-следственном управлении следственного комитета при прокуратуре РФ, в нем уже есть подозреваемые — это прежде всего пилоты.

В сообщении пресс-службы внутренних войск отмечается, что видимость в аэропорту Махачкалы в четверг вечером была ограничена густым переохлажденным туманом. При этом представители ведомства сообщили, что во время посадки одного Ил-76 второй борт «по неизвестной причине покинул исполнительный старт и приступил к выруливанию на полосу».

В администрации махачкалинского аэропорта считают, что виновны в трагедии, видимо, оба экипажа. На условиях анонимности высокопоставленный служащий аэропорта рассказал, что, хотя 76825-й транспортник и выехал за желтую ограничительную линию, аварии могло бы и не произойти, если бы другой борт не сошел с полосы. Следует отметить, что ВПП в махачкалинском аэропорту довольно узкая — 42 м. Даже при штатной посадке крылья 50-метрового Ил-76 вылезают за полосу. При сильном же смещении в левую сторону транспортник мог сбить другой самолет, даже стоявший до линии безопасности.

После ЧП аэропорт Уйташ был закрыт для взлетов и вылетов до второй половины дня пятницы. Только после завершения работы следователей на месте аварии и буксировки поврежденных самолетов с летного поля была разрешена посадка пассажиров на рейс, вылетающий в Москву.

Пилоты военной авиации, летающие в Махачкалу, рассказали, что местный аэропорт в принципе не очень приспособлен для принятия сразу нескольких больших транспортных или пассажирских самолетов. В четверг, когда внутренние войска осуществляли переброску сил в Уйташ, стоянки были заняты самолетами местных авиалиний. В таких условиях для размещения прилетающих бортов используют рулевые дорожки. Так было, например, в 1999 году, когда после нападения боевиков на Дагестан махачкалинский аэропорт принимал по нескольку десятков самолетов в день. Примерно такая же картина наблюдалась и в минувший четверг — севшие самолеты, выгрузив людей и технику, спешили освободить места для вновь прибывающих бортов.

В смешанном авиаполку особого назначения внутренних войск МВД РФ, расположенном под Нижним Новгородом в поселке Ближнее Борисово, обсуждать причины трагедии отказались. «У нас горе, погибли хорошие летчики, у них остались жены и дети»,— сказал «Ъ» заместитель командира части по работе с личным составом Иван Низовцев, добавив, что командир авиаполка вчера отправился в Дагестан на место трагедии.

Юлия Ъ-Рыбина, Махачкала; Федор Ъ-Максимов; Роман Ъ-Кряжев, Нижний Новгород

Тема: Катастрофа Ил-76

Тема: Катастрофа Ил-76
  • Профиль

  • Избранное

  • Спецоперация России

  • Главные события

  • Стрельба в Америке

  • О ТВ и шоу-бизнесе

  • Российский Крым

  • Новые территории

  • Ситуация на Украине

  • Финансовый кризис в мире

  • Автоспорт.

    «Формула-1» и другие

  • Визит Си Цзиньпина в Москву

Весь эфир

Авто-геолокация

Республика Дагестан | Бюро архивов авиационных происшествий

Дата и время: 15 января 2009 г., 21:10 LT

Тип воздушного судна:

Ильюшин II-76

Оператор:

Регистрация:

RA-76825

Фаза полета:

Руление

Тип полета:

Военный

Выжившие:

Да

Расписание:

Махачкала — Нижний Новгород

MSN:

10034 04136

Год:

1990

Страна:

Россия

Регион:

Азия

Экипаж на борту:

7

Потери экипажа:

Пассажиры на борту:

Pax погибших:

Прочие погибшие:

Всего погибших:

4

Обстоятельства:

Самолет отправлен в Махачкалу для доставки войск, военной техники и грузов с 7 членами экипажа на борту.

Готовясь к следующему рейсу в Нижний Новгород, экипажу было разрешено выруливать в точку ожидания ВПП 14. В это время из-за ночи и тумана видимость была плохой. Еще один Ил-76МД с бортовым номером RA-76827 приближался к взлетно-посадочной полосе 14 с 25 пассажирами и экипажем из шести человек на борту. При заходе на посадку штурман сообщил экипажу, что фары должны быть включены, но никаких действий предпринято не было. При видимости ниже 800 метров самолет приземлился немного левее осевой линии взлетно-посадочной полосы. После приземления левое крыло ударилось о кабину II-76, ожидавшую в зоне ожидания. В то время как RA-76827 получил лишь незначительные повреждения и никто на борту не пострадал, все четыре члена экипажа в кабине RA-76825 погибли, а трое других пассажиров получили ранения.

Дата и время: 27 октября 1994 г., 06:52 LT

Тип самолета:

Яковлев Як-40

Оператор:

Регистрация:

RA-88254

Фаза полета:

Парковка

Выжившие:

Расписание:

Ашхабад – Махачкала – Ростов-на-Дону

MSN:

9710952

Год:

1977

Номер рейса:

156

Страна:

Россия

Регион:

Азия

Экипаж на борту:

4

Потери экипажа:

Пассажир на борту:

25

Погибшие:

Другие погибшие:

Всего погибших:

1

Обстоятельства:

25 октября после взлета из аэропорта Махачкалы по пути в Ростов угонщик проник в кабину и приказал экипажу вернуться в Махачкалу. Позже он потребовал выкуп в размере 2 миллионов долларов США и попросил, чтобы его доставили в Иран. В течение следующих двух дней все пассажиры были отпущены, а угонщик остался в самолете с обоими пилотами. Утром 27 октября, пока угонщик засыпал, оба пилота покинули самолет, и полиция штурмовала самолет. Угонщик смог привести в действие самодельное взрывное устройство в кабине и погиб. Самолет был поврежден и не подлежал ремонту.

Возможная причина:

Взрыв самодельного взрывного устройства.

Дата и время: 7 ноября 1991 г., 13:50 LT

Тип самолета:

Яковлев Як-40

Оператор:

Регистрация:

CCCP-87526

Выжившие:

Сайт:

Горы

Расписание:

Элиста — Махачкала

MSN:

9 52 08 41

Год:

1975

Номер рейса:

S-519

Страна:

Россия

Регион:

Азия

Экипаж на борту:

4

Потери экипажа:

Пассажиры на борту:

47

Погибшие:

Другие погибшие:

Всего погибших:

51

Обстоятельства:

Спуск в Махачкалу начался в плохих погодных условиях. В гористой местности экипаж не понял, что его высота недостаточна, когда на высоте 550 м и скорости 366 км/ч самолет врезался в склон горы Кукуртбаш (9высотой 80 метров), расположенный в 23 км от аэропорта. Самолет разрушился при ударе, и все 51 человек на борту погибли.

Возможная причина:

Было установлено, что воздушное судно следовало по неверному пути захода на посадку в аэропорт Махачкала-Уйташ, следуя неточным указаниям диспетчера. Ответственный УВД передал экипажу неверные инструкции, в результате чего самолет отклонился от курса и находился ниже минимальной предписанной высоты. Экипаж не мог видеть и избегать горы из-за низкой облачности в этом районе и не знал о его точном местоположении. Также сообщалось, что экипаж допустил 47 пассажиров (39взрослых и 8 детей) для посадки в Элисте, при этом на борту было 32 места. Это привело к тому, что самолет взлетел с полной массой на 260 кг выше максимальной взлетной массы.

Дата и время: 10 марта 1982 г. , 13:11 LT

Тип самолета:

ПЗЛ-Мелец АН-2

Оператор:

Регистрация:

CCCP-44952

Фаза полета:

Рейс

Тип полета:

Груз

Выжившие:

Сайт:

Горы

Расписание:

Махачкала – Дербент

MSN:

1G25-25

год:

1962

Номер рейса:

SU1525

Страна:

Россия

Регион:

Азия

Экипаж на борту:

2

Потери членов экипажа:

Пассажиры на борту:

Pax погибших:

Прочие погибшие:

Всего погибших:

2

Налет самолета:

14364

Летные циклы самолетов:

22387

Обстоятельства:

Одномоторный самолет вылетел из Махачкалы в 12:59 грузовым рейсом в Дербент с двумя пилотами на борту. При полете вдоль западного побережья Каспийского моря на высоте около 400 метров экипаж столкнулся с ограниченной видимостью из-за низкой облачности, когда самолет столкнулся со склоном горы Щерабаш (высота 521 метр), расположенной недалеко от Избербаха. Обломки были найдены на высоте 390 метров, и оба пассажира погибли.

Возможная причина:

Установлено, что авария произошла в результате решения экипажа следовать по несанкционированному маршруту в условиях ограниченной видимости из-за низкой облачности.

Дата и время: 11 июля 1978 г.

Тип самолета:

Антонов Ан-2

Оператор:

Регистрация:

CCCP-79968

Фаза полета:

Взлет (набор высоты)

Выжившие:

Да

Сайт:

Равнина, Долина

Расписание:

Голотль — Махачкала

MSN:

1 172 473 16

Год:

1962

Страна:

Россия

Регион:

Азия

Экипаж на борту:

Потери экипажа:

Пассажиры на борту:

Pax погибших:

Прочие погибшие:

Всего погибших:

Обстоятельства:

Через несколько минут после взлета из Голотля по пути в Махачкалу отказал двигатель, что вынудило пилота совершить аварийную посадку. Пострадавших при списании самолета нет.

Возможная причина:

Отказ двигателя по неустановленным причинам.

Дата и время: 31 декабря 1975 г.

Оператор:

ЦКБ по СПК

Тип полета:

Тест

МСН:

S-23

Год:

1973

Страна:

Россия

Регион:

Азия

Экипаж на борту:

Потери экипажа:

Пассажиры на борту:

Pax погибших:

Прочие погибшие:

Всего погибших:

Обстоятельства:

Разбился при невыясненных обстоятельствах в Каспийском море у Каспийска. Судьба экипажа остается неизвестной, как и точная дата катастрофы, где-то в 1975.

Дата и время: 5 февраля 1974 г.

Тип самолета:

ПЗЛ-Мелец АН-2

Оператор:

Регистрация:

CCCP-01579

Фаза полета:

Рейс

Выжившие:

Да

Сайт:

Горы

МСН:

1G81-23

Год:

1967

Страна:

Россия

Регион:

Азия

Экипаж на борту:

Потери экипажа:

Пассажиры на борту:

Погибших:

Другие погибшие:

Всего погибших:

Обстоятельства:

Экипаж выполнял задание Махачкалинского ОАО. Во время полета в метеоусловиях ниже минимума одномоторный самолет врезался в холм и разбился недалеко от Махачкалы. Пострадавших нет.

Дата и время: 29 августа 1973 г., 10:21 LT

Тип самолета:

ПЗЛ-Мелец АН-2

Оператор:

Регистрация:

CCCP-01794

Фаза полета:

Рейс

Выжившие:

Да

Сайт:

Горы

Расписание:

Хасавюрт – Ботлих – Махачкала

MSN:

1G107-41

год:

1968

Страна:

Россия

Регион:

Азия

Экипаж на борту:

2

Потери членов экипажа:

Пассажиры на борту:

12

Pax погибших:

Другие погибшие:

Всего погибших:

8

Налет самолета:

2646

Летные циклы самолетов:

4464

Обстоятельства:

Одномоторный самолет вылетел из аэропорта Хасавюрт в 09:58 по местному времени рейсом SU116 в Махачкалу с промежуточной посадкой в ​​Ботлихе. Примерно через 10 минут при полете на высоте 1300 — 1500 метров самолет влетел в облака. Несмотря на ограниченную видимость, экипаж решил продолжить полет, набрал высоту и смог различить реку Ашуу, приток реки Сулак. Тем не менее, через несколько минут при крейсерском полете на высоте 2400 м и скорости 160 — 170 км/ч самолет врезался в склон горы Салатау (высота 2713 м), расположенной в 43 км юго-восточнее Хасавюрта. Шесть пассажиров получили ранения, восемь других пассажиров погибли.

Возможная причина:

Управляемый полет на местности. Экипаж принял решение продолжать полет в режиме ПВП в облаках и не смог вернуться в аэропорт Хасавюрт.

Дата и время: 22 июня 1970 г., 09:50 LT

Тип самолета:

ПЗЛ-Мелец АН-2

Оператор:

Регистрация:

CCCP-42651

Фаза полета:

Рейс

Выжившие:

Да

Сайт:

Горы

Расписание:

Ахты – Дербент – Махачкала

MSN:

1G41-21

Год:

1963

Номер рейса:

SU124

Страна:

Россия

Регион:

Азия

Экипаж на борту:

2

Потери членов экипажа:

Пассажиры на борту:

5

Погибшие:

Другие погибшие:

Всего погибших:

2

Налет самолета:

4882

Летные циклы самолета:

8798

Обстоятельства:

Одномоторный самолет вылетел из аэропорта Ахты в 09:32 местного времени обратным рейсом в Махачкалу с промежуточной посадкой в ​​Дербенте. Во время полета на высоте 1800 метров погодные условия ухудшались, облачности становились все больше. Поскольку самолет летел в направлении горы Гестинкил (высота 2785 метров), капитан решил набрать высоту 2150 метров, когда самолет врезался в 45-градусный склон горы, расположенной в районе Магарамкент, южная часть Дагестан. Поскольку второй пилот был легко ранен, он ушел за помощью. На месте спасателям удалось эвакуировать четырех пострадавших, двое пассажиров скончались от полученных травм.

Возможная причина:

Авария стала следствием управляемого полета в столкновение с местностью, вызванного тем, что экипаж продолжал работу в режиме ПВП в условиях ограниченной видимости из-за облачности. Следователи сообщили, что администрация аэропортов в Махачкале и Ахтах не должна была разрешать экипажу взлет из-за ухудшения погодных условий, что по-прежнему способствовало этому.

Дата и время: 10 декабря 1969 г. , 18:33 LT

Тип воздушного судна:

Авиа 14

Оператор:

Регистрация:

CCCP-52010

Фаза полета:

Взлет (набор высоты)

Выжившие:

Расписание:

Махачкала — Астрахань

МСН:

023 703 101

год:

1957

Номер рейса:

SU2953

Страна:

Россия

Регион:

Азия

Экипаж на борту:

5

Потери экипажа:

Пассажиры на борту:

12

Погибших:

Другие погибшие:

Всего погибших:

17

Налет самолета:

20481

Летные циклы самолетов:

18670

Обстоятельства:

Самолет вылетел из аэропорта Махачкалы в 18:29 по местному времени и поднялся над морем. Менее чем через две минуты экипаж получил разрешение на набор высоты 2100 метров, когда пилот сообщил УВД о наличии облаков над морем, которые не были упомянуты в бюллетене погоды, переданном ему перед полетом. Внезапно самолет накренился и рухнул в море примерно в 3,5 км от берега. Обломки были найдены на глубине 10 метров, все 17 пассажиров погибли.

Возможная причина:

Установлено, что на высоте 400 метров при наборе высоты самолет столкнулся со стаей перелетных птиц, которые ударили по лобовому стеклу, которое мгновенно разбилось, в результате чего погибли оба пилота. Сообщалось, что многие птицы мигрировали в этот регион в любое время в этот период года.

Подписаться на Республику Дагестан

Ильюшин Ил-76 Видео и фотографии самолетов

Ильюшин Ил-76

Ил-76

Фото — Атлант-Союз Ил-76 в Международном аэропорту Багдада

Роль: Стратегический авиалайнер
Производитель: Ташкентское авиационное производственное объединение
Разработчик: Ильюшин
Первый полет: 25 марта 1971 г.
Введен в эксплуатацию: июнь 1974 г. Основные пользователи: ВВС России. ВВС Украины ВВС Индии Авиакомпания ТрансАВИАэкспорт
Построено: 960
Варианты: Ильюшин Ил-78 Бериев А-50 КДЖ-2000

Ильюшин Ил-76 (по классификации НАТО: Candid) — многоцелевой четырехмоторный стратегический транспортный самолет, разработанный советским конструкторским бюро Ильюшина. Впервые он планировался как коммерческий грузовой самолет в 1967 году. Задуманный как замена Ан-12, Ил-76 предназначался для доставки тяжелой техники в отдаленные малообслуживаемые районы СССР. Военные версии Ил-76 получили широкое распространение в Европе, Азии и Африке, в том числе в качестве бортового заправщика или командного центра.

Ил-76 широко используется в качестве коммерческого грузового самолета для доставки грузов с рампы, особенно негабаритных или тяжелых предметов, которые невозможно перевезти другим способом. Он использовался в качестве транспорта экстренного реагирования для эвакуации гражданского населения и для доставки гуманитарной помощи / помощи при стихийных бедствиях по всему миру, особенно в неосвоенные районы из-за его способности работать с грунтовых взлетно-посадочных полос. Водонесущая версия самолета оказалась эффективной при тушении пожаров. Существует также модель, используемая для тренировок в невесомости.

Проектирование и разработка

Фото — Ил-78 возглавляет воздушный строй во время Парада Победы над Москвой, Россия.

Самолет был впервые задуман Ильюшиным в 1967 году для удовлетворения требований к грузовому судну, способному нести полезную нагрузку 40 тонн (88 000 фунтов) на дальность 5 000 км (2700 морских миль; 3100 миль) менее чем за шесть часов. действовать с коротких и неподготовленных взлетно-посадочных полос и быть способным справиться с наихудшими погодными условиями, которые могут возникнуть в Сибири и арктических регионах Советского Союза. Он предназначался для замены Ан-12. Другой предполагаемой версией был двухэтажный авиалайнер на 250 пассажиров, но этот проект был отменен. Ил-76 впервые поднялся в воздух 25 марта 19 г.71.

Производство Ил-76 было размещено на Ташкентском авиационном производственном объединении в Ташкенте, Узбекистан (тогда республика Советского Союза). Было изготовлено около 860 базовых вариантов транспорта. В 1990-е годы разрабатывались модернизированные варианты (MF, TF) с размерами грузового отсека 20 м (длина) х 3,4 м (ширина) х 3,4 м (высота), но из-за финансовых проблем завода не выпускались в значительных количествах. крупный пользователь, ВВС России. Опытный образец более длинного варианта Ил-76МФ большей грузоподъемности впервые поднялся в воздух 1 августа 19 г.95. Производство прекратилось примерно в 1997 году, и с тех пор состояние фабрики пришло в упадок.

Некоторые гражданские самолеты были модернизированы до версии Ил-76ТД-90ВД, начиная с 2004 года, с использованием новых двигателей ПС-90 для соответствия европейским нормам шума. В 2005 году Китай заказал в России 34 новых Ил-76МД и 4 заправщика Ил-78, а завод в Ташкенте изготовил 16 некомплектных планеров. Производство Ил-476 на новой производственной линии завода «Авиастар» в Ульяновске в России в кооперации с ташкентским заводом находится на рассмотрении. На Ульяновском заводе начато строительство двух опытных самолетов Ил-476.

История эксплуатации

Фото — Ильюшин Ил-76МД Иракских авиалиний в Базеле в 1984 году

Первый самолет был поставлен ВВС СССР в июне 1974 года. Затем он стал основным советским стратегическим транспортным самолетом. С 1976 года эксплуатировался линиями Аэрофлота.

В период с 1979 по 1991 год самолеты Ил-76 ВВС СССР совершили 14 700 рейсов в Афганистан, перевезя 786 200 военнослужащих и 315 800 тонн грузов. Ил-76 перевозил 89% советских войск и 74% грузов, переброшенных по воздуху. Поскольку афганские повстанцы не могли сбить высоколетящие Ил-76, их тактика заключалась в том, чтобы попытаться повредить их при взлете или посадке. Ил-76 часто поражались запускаемыми с плеча ракетами Stinger и Strela с тепловым наведением и огнём из крупнокалиберных пулемётов, но, поскольку прочные планеры могли выдерживать значительные повреждения и оставаться в рабочем состоянии, у самолётов был удивительно низкий уровень износа. в период конфликта. Опираясь на этот опыт, основная часть техники канадских вооруженных сил в Афганистан доставляется на гражданских самолетах Ил-76. По состоянию на 2006 год в составе ВВС России было около 200 Ил-76, менее половины из которых годны к полетам. У гражданских пользователей в России 108.

Фото — Летчики ВВС США и ВВС США работают в кабине индийского Ил-76.

Ил-76, стоявшие на трапе в аэропорту Триполи, подверглись бомбардировке истребителями ВВС США F-111 во время операции «Каньон Эльдорадо» в апреле 1986 года. Ил-78, выпущено около 50), и водяной бомбардировщик. Его планер использовался в качестве базы для самолетов ДРЛО Бериев А-50 «Mainstay» (было изготовлено около 25). Еще больше применений нашли в антарктических вспомогательных полетах и ​​имитационных тренировках космонавтов в невесомости. Бериев и НПО «Алмаз» также разработали авиационную лазерную летающую лабораторию, получившую обозначение А-60, две из которых были построены, хотя о ней мало что известно, так как проект до сих пор засекречен.

Переворот на Мальдивах в 1988 году

Также известная как операция «Кактус», 3 ноября 1988 года десантники ВВС Индии были переброшены на Мальдивские острова на Ил-76МД, чтобы помешать попытке свержения правительства в Мальдивской Республике после помощь была запрошена правительством Мальдивских островов в Индию.

Ураган Катрина

Российская Федерация предложила гуманитарную помощь Соединенным Штатам после урагана Катрина, обрушившегося на Новый Орлеан. Два самолета МЧС России Ил-76 приземлились 8 сентября в районе сбора помощи при стихийных бедствиях в Литл-Роке, штат Арканзас. Россия впервые направила такую ​​миссию в Северную Америку.

Индия также использовала Ил-76 для доставки помощи 13 сентября 2005 года жертвам «Катрины».

В октябре 2009 года сообщалось, что правительство России предложило правительству Австралии использовать два водяных бомбардировщика Ил-76 для тушения лесных пожаров в Черную субботу. Однако Департамент устойчивого развития и окружающей среды Виктории (DSE) отклонил предложение из-за того, что самолет не подходил для условий Виктории, а разрешение от авиационных властей не могло быть получено вовремя.

Варианты

Прототипы и варианты развития

Фото — Ил-76ТД, один из первых вариантов, в аэропорту Цюриха.

Изделие-176 — прототип Ил-76ПП.
Изделие-576 —
Изделие-676 — Самолет-ретранслятор телеметрии и связи, для использования в ходе опытных программ (прототип).
Изделие-776 — Самолет-ретранслятор телеметрии и связи, для использования в ходе опытных программ (прототип).
ИЗделие-976 (СКИП) — Бортовой контрольно-измерительный центр управления) — платформа управления дальностью полета и сопровождения ракет на базе Ил-76/А-50. Первоначально строился для поддержки испытаний крылатых ракет «Радуга Х-55».
Изделие-1076 — Самолет специального назначения для неизвестных задач.

Фото — Пилоты ВВС Индии выходят из своего среднего грузового самолета Ил-76 после приземления на авиабазе Хикэм, Гавайи.

Изделие-1176 — Самолет радиотехнической разведки РТР, он же Ил-76-11
Ил-76ТД-90 / Ил-76МД-90 Модернизация двигателей пермских ПС-90.
Пожарный бомбардировщик Ил-76 — Пожарный самолет для сброса взрывающихся капсул, наполненных антипиреном.
Ил-76ПСД — поисково-спасательная версия Ил-76МФ
Ил-96 — Ранняя разработка конвертируемого пассажирско-грузового самолета (только проект, обозначение повторно использовано позже)
Ил-150 — предложенный Бериевым А-50 с пермскими двигателями ПС-90.
Бериев А-60 — Стенд для испытаний авиационного лазерного оружия. (Ил-76 версия 1А)

Военные варианты

Фото — Ил-76 на вооружении ВВС Индии

Транспортер хвостового оперения Ил-76-Ту160 — Разовая временная переоборудование для поддержки программы экстренной модификации Ту-160 .
Ил-76Д — («Д» от «Десантный», Десантный — «Десантно-десантный транспорт») имеет в хвостовой части турель для оборонительных целей.
Ил-76К / Ил-76МДК/Ил-76МДК-II — Тренажер космонавтов в невесомости (для подготовки космонавтов), для Центра подготовки космонавтов им. Юрия Гагарина.
Ил-76ЛЛ — Стенд для испытаний двигателей (Оуниверсальская летающая лаборатория).
Ил-76М — Военно-транспортный вариант, (модифицированный — модифицированный).
Ил-76МД — Усовершенствованный военно-транспортный вариант, (модифицированный Дальний — модифицированный, дальний).
Ил-76МД Скальпель-МТ — Мобильный госпиталь

Фото — Ил-78МКИ на вооружении ВВС Индии

Ил-76М / Ил-76МД — Построен без военного оборудования, но обозначен как Мс и МД (Гордон — «Фальшивки»).
Ил-76МД-90 — Ил-76МД с более тихими и экономичными двигателями Авиадвигатель ПС-90.
Ил-76МФ — Удлиненный военный вариант с удлиненным на 6,6 м фюзеляжем, двигателями ПС-90, максимальной взлетной массой 210 ​​т и грузоподъемностью 60 т. Первый полет совершил в 1995 году, серийно не строился.
Ил-76ПП — самолет РЭБ, большие проблемы с аппаратурой РЭБ, только Изделие-176.
Ил-76МД ПС — Самолет морской поисково-спасательный (поисково-спасательный).
Ил-76Т / Ил-76ТД — Построен как военный самолет, но получил гражданское обозначение. (Гордон — «Фальси»)
Ил-78 / Ил-78М — Самолет-заправщик.
Ил-82 — Самолет-ретранслятор ВДВ (альтернативное обозначение — Ил-76ВКП-‘версия 65С’).
Бериев А-50/Бериев А-50М/Бериев А-50И/Бериев А-50Э — Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Бериеву передан контроль над программой.
Ил-476

Гражданские варианты

Фото — Коммерческий вариант Ил-76 под погрузкой на базе Али в Ираке

Ил-76МГА — Исходный коммерческий грузовой самолет. (2 прототипа и 12 серийных)
Ил-76МД в конверсии Ил-76ТД. Полное удаление военной техники, выявленное по грубому покрытию входного отверстия OBIGGS в правом борту спонсона.
Ил-76П / Ил-76ТП / Ил-76ТДП / Ил-76МДП — Пожарный самолет. Водяной бомбардировщик Ил-76 представляет собой переоборудованный комплект для установки/демонтажа ВАП-2, рассчитанный на 1,5 часа. Ил-76 может перевозить до 13 000 галлонов США (49 000 литров) воды; В 3,5 раза больше, чем у C-130 Hercules. Поскольку этот комплект может быть установлен на любой Ил-76, обозначения Ил-76ТП, Ил-76ТДП также используются при переделке этих версий Ил-76 в водные бомбардировщики. Впервые Ил-76П был представлен в 1919 г.90.

Ил-76Т — («Т» от «Транспортный», «Транспортный») невооруженный гражданский грузовой транспортный вариант. Кодовое название НАТО Candid-A. Первый полет совершил 4 ноября 1978 года.
Ил-76ТД — Гражданский аналог Ил-76МД, первый полет состоялся в 1982 году.
Ил-76ТД-90ВД — Ил-76ТД с двигателями ПС-90 и частично остекленной кабиной. . Разработан специально для грузовой компании «Волга-Днепр». Построено уже 3 самолета
Ил-76ТД-С — Гражданский мобильный госпиталь, аналог Ил-76МД Скальпель-МТ.
Ил-76ТФ — Гражданский транспортный удлиненный вариант с двигателями ПС-90. Это гражданская версия Ил-76МФ (не производится).

Иностранные варианты

A-50 Phalcon

Для ВВС Индии. В нем установлен израильский радар Phalcon для двигателей ДРЛО и ПС-90 Авиадвигателя.

Заправщик Ил-76МД

Переоборудование заправщика ВВС Ирака.

KJ-2000

Отечественная китайская конверсия ДРЛО Ил-76, разработанная после списания А-50И и в настоящее время состоящая на вооружении вооруженных сил Китая.

Испытательный стенд двигателей CFTE

Китайское летно-испытательное учреждение (CFTE) в настоящее время эксплуатирует летающий испытательный стенд, переоборудованный из реактивного транспортного самолета Ил-76МД российского производства, который будет служить летным испытательным стендом для будущих программ разработки двигателей. Первым двигателем, который будет испытан на самолете, является турбовентиляторный двигатель WS-10A «Тайхан», который в настоящее время разрабатывается в качестве силовой установки для китайских истребителей J-10 и J-11. Ил-76МД № 76456, приобретенный AVIC 1 в России в 1990-х годах, в настоящее время базируется на летно-испытательном полигоне CFTE в Яньляне, провинция Шэньси.

Багдад-1

Иракская разработка с установленным в грузовом отсеке радаром, использовавшаяся в ирано-иракской войне.

Багдад-2

Иракская разработка (при содействии Франции) с обтекателем из армированного стекловолокном пластика над антенной обзорной РЛС Thomson-CSF Tiger G с максимальной дальностью обнаружения 350 км (189 морских миль, 217,5 миль). Один был уничтожен на земле во время войны в Персидском заливе, а два других (Аднан-1 и Аднан-2) были доставлены в Иран, где и остались. Их переименовали в Simorgh и, вероятно, модифицировали. По крайней мере, один был возвращен на вооружение IRIAF с 22 сентября 2009 г. , один из них разбился во время столкновения в воздухе с истребителем HESA Saeqeh во время ежегодного иранского военного парада в Тегеране. Другой считается негодным к полетам по состоянию на 2009 год. Его легко отличить от Бериева А-50 по наличию штурманских иллюминаторов Ил-76 в носовой части, которых нет у А-50.

Операторы

Фото — Действующие и бывшие операторы Ил-76. (Красный = только военный Зеленый = только гражданский Синий = оба)

Военные и гражданские операторы в 38 странах эксплуатировали более 850 Ил-76 в больших количествах. В то время как Россия является крупнейшим военным эксплуатантом Ил-76, за ней следуют Украина и Индия, белорусская авиакомпания «ТрансАВИАэкспорт» является крупнейшим гражданским эксплуатантом. В приведенном ниже списке известные текущие операторы выделены курсивом.

Организация Объединенных Наций

Гуманитарная авиационная служба Организации Объединенных Наций эксплуатировала несколько самолетов этого типа с начала до середины 90-х годов и по настоящее время. Большинство из них принадлежат либо бывшим «Аэрофлоту», либо тем, которые российские ВВС предоставили ООН.

Алжир

В составе ВВС Алжира 11 самолетов Ил-76, в том числе 3 Ил-76МД, 8 Ил-76ТД и 7 Ил-78 Мидас.

Ангола

ВВС Анголы эксплуатировали один Ил-76, разбившийся 27.08.09 в районе аэропорта 4 Феверейро Интернасьонал 907:02 Гира Глобо эксплуатирует 1 Ил-76.

Армения

ВВС Армении эксплуатируют 2 Ил-76.
Авиакомпания «Двин» эксплуатировала Ил-76ТД.
Ереван-Авиа эксплуатирует 1 Ил-76.

Азербайджан

В составе ВВС Азербайджана 3 самолета Ил-76.
Azal Avia Cargo эксплуатирует 1 Ил-76ТД.
Азербайджанские Авиалинии эксплуатируют 1 Ил-76М.
Silk Way Airlines эксплуатирует 7, в том числе 5 Ил-76ТД и 2 Ил-76ТД-90.

Беларусь

Белорусские ВВС получили в наследство от советских ВВС ряд самолетов Ил-76. 4 на вооружении.
Белэр эксплуатировал Ил-76 до его закрытия в 1999 году.
Авиакомпания ТрансАВИАэкспорт эксплуатирует 1, в том числе 5 Ил-76МД и 18 Ил-76ТД.
Гомельавиа эксплуатирует 5 Ил-76ТД.

Буркина-Фасо

Faso Airways эксплуатирует один Ил-76ТД.

Камбоджа

Imtrec Aviation эксплуатирует зарегистрированный в Лаосе Ил-76.

Китай

В ВВС Народно-освободительной армии Китая находится 17 самолетов Ил-76, в том числе 3 самолета ДРЛО KJ-2000 и несколько самолетов-заправщиков Ил-78, еще 30 должны быть доставлены. 907:02 China United Airlines эксплуатировала Ил-76, но не в настоящее время.

Демократическая Республика Конго

Air Congo эксплуатировала Ил-76.

Республика Конго

Республика Конго эксплуатирует Ил-76.

Экваториальная Гвинея

Экваториальная грузовая эксплуатация 1 Ил-76ТД.
Express International Cargo

Венгрия

Атлант Венгрия эксплуатировала Ил-76.
Венгерская авиакомпания Ukrainian Air Cargo эксплуатировала Ил-76

Индия

Текущий парк самолетов ВВС Индии состоит из 24 самолетов Ил-76 и более 100 самолетов Ан-32. 17 Ил-76МД, 6 самолетов Ил-78МКИ и 2 А-50 с израильскими РЛС Phalcon для ДРЛО. В основном для перевозки пайков в высокогорных районах Джамму и Кашмира и региона Сиачен.
В составе ВВС Корпуса стражей исламской революции имеется 2 Ил-76. 907:02 Atlas Air эксплуатировала не менее 8 Ил-76ТД.
Chabahar Air эксплуатировала не менее 2 Ил-76ТД.
Mahan Air эксплуатировала Ил-76.
Payam Air эксплуатировал 2 Ил-76ТД.
Qeshm Air эксплуатирует 2 Ил-76ТД.
Safiran Airlines — бывший оператор.
Yas Air эксплуатирует 2 Ил-76ТД (зарегистрированы как ЭП-ГОЛ и ЭП-ГОМ).

Ирак

ВВС Ирака эксплуатировали Ил-76, но ни один из них не остался на вооружении.
Иракские авиалинии эксплуатируют один Ил-76.

Казахстан

Правительство Казахстана эксплуатирует 1 Ил-76.
Эйр Алматы использует Ил-76ТД для лизинговых операций.
Air Kazakhstan эксплуатировала самолеты Ил-76 до своего закрытия в 2004 году.
GST Aero эксплуатирует 1 Ил-76Т.
Казахстанские авиалинии эксплуатировали Ил-76ТД до закрытия в 1997 году.
Саяхатские авиалинии ранее эксплуатировали Ил-76.

Кыргызстан

Ботир Авиа эксплуатирует 3, в том числе 1 Ил-76МД и 2 Ил-76ТД.
«Кыргызские авиалинии» эксплуатируют 1 Ил-76ТД.
Reem Air

Лаос — Лаосская Народно-Демократическая Республика

Камбоджийская авиакомпания Imtrec эксплуатирует Ил-76ТД, зарегистрированные в Лаосе.

Латвия

Инверсия эксплуатирует 3, в том числе 2 Ил-76Т и 1 Ил-76ТД.

Ливия

ВВС Ливии эксплуатировали Ил-76, хотя он может и не оставаться в строю.
Jamahiria Air Transport эксплуатирует Ил-76М, Ил-76ТД и Ил-78.
Ливийское воздушное судно, грузовое подразделение Ливийских арабских авиалиний, эксплуатирует 21 самолет, в том числе 1 Ил-76М и 15 Ил-76ТД.

Мали

Transafrica Airlines

Молдова

Аэроком эксплуатировал Ил-76МД, а также Ил-76Т вплоть до января 2005 года. в 2004 и 2005 гг.
Jet Line International эксплуатирует Ил-76
Тирамавиа

Северная Корея

Северокорейские ВВС
Air Koryo
CAAK

Россия

Большое количество самолетов, унаследованных от ВВС России Советские ВВС в 1991 и 119 в настоящее время остаются в строю.
МЧС эксплуатирует Ил-76ТД.
Абакан Авиа эксплуатирует 3 Ил-76ТД.
Аэрофлот эксплуатировал большое количество самолетов, особенно в советские годы, часто от имени советских вооруженных сил. Однако ни один из них не остается на вооружении авиакомпании.
Air STAN эксплуатировал Ил-76ТД.
‘Airlines 400 эксплуатирует 2 Ил-76ТД.
Airstars Airways эксплуатирует 4 Ил-76ТД на грузовых рейсах.
АЛАК эксплуатировал самолеты Ил-76 до его закрытия в 1999.
АЛРОСА-Авиа эксплуатирует 4 Ил-76ТД на чартерных рейсах.
Aram Air
Авиакомпания Атлант-Союз эксплуатирует 6, в том числе 2 Ил-76МД и 4 Ил-76ТД.
Авиакомпания «АТРАН Карго» эксплуатирует 5, в том числе 3 Ил-76Т и 2 Ил-76ТД. По крайней мере, один Ил-76М мог эксплуатироваться в прошлом.
Atruvera Aviation эксплуатирует 3, в том числе 1 Ил-76МД и 2 Ил-76ТД.
Авиакон Цитотранс эксплуатирует 5, в том числе 4 Ил-76ТД. Самолет эксплуатировался
Авиаэнерго, но ни один из них не остался в эксплуатации.
Авиаст эксплуатирует 4, в том числе 1 Ил-76МД и 3 Ил-76ТД.
Пограничная служба России
Continental Airways эксплуатировала Ил-76 в прошлом, но не делает этого в настоящее время.
Dacono Air эксплуатировала Ил-76.
Домодедовские авиалинии эксплуатировали Ил-76, но в настоящее время ни один из них не эксплуатируется.
Ист Лайн эксплуатирует Ил-76.
Авиакомпания Илавиа эксплуатирует 6, в том числе 2 Ил-76МД и 4 Ил-76ТД.
КрасЭйр эксплуатировал Ил-76, но в настоящее время ни один из них не находится в эксплуатации.
Авиакомпания «Крыло» эксплуатировала 2 Ил-76ТД в 2005 году.
Магадан Авиа Лизинг является лизинговым и чартерным эксплуатантом Ил-76.
Московские авиалинии эксплуатировали Ил-76ТД в начале 1990-х годов.
Новосибирское авиапредприятие эксплуатировало Ил-76, но в настоящее время ни один из них не находится в эксплуатации.
Пулковское авиапредприятие эксплуатировало Ил-76, но в настоящее время ни один из них не находится в эксплуатации.
Самарские авиалинии эксплуатируют 2 Ил-76ТД.
Авиапредприятие «Тесис» эксплуатирует 9 самолетов Ил-76ТД.
Тюменские авиалинии
Уралинтеравиа
Волга-Днепр эксплуатирует 12 Ил-76ТД и 2 Ил-76ТД-90ВД.

Сербия

Air Tomisko эксплуатирует один Ил-76ТД. 907:02 Kosmas Air эксплуатирует один Ил-76ТД.

Сьерра-Леоне

Аэролифт Сьерра-Леоне эксплуатирует самолеты Ил-76 для специальных чартерных и грузовых перевозок.

Советский Союз

Советские ВВС эксплуатировали сотни самолетов, из которых в 1987 году насчитывалось 310 самолетов. Большинство из них были рассредоточены по государствам-преемникам после распада Советского Союза.
Аэрофлот был основным гражданским пользователем самолетов в период существования Советского Союза, хотя многие из его самолетов эксплуатировались от имени военных.
Jet Air Cargo был одним из первых гражданских эксплуатантов Ил-76 в России, помимо Аэрофлота.

Судан

Air West эксплуатировала небольшое количество самолетов, хотя неясно, сколько из них остается в эксплуатации.
Azza Transport эксплуатирует 2 Ил-76ТД.
East West Cargo эксплуатировало несколько самолетов Ил-76.
Juba Cargo эксплуатирует Ил-76
Badr Airlines эксплуатирует 1 Ил-76[2]
Trans Attico
Alfa Airlines

Сирия

Сирийские ВВС эксплуатируют Ил-76. 907:02 Сирийские арабские авиалинии эксплуатируют 4, в том числе 3 Ил-76М.

Туркменистан

Туркменские авиалинии эксплуатируют 8 Ил-76ТД.

Украина

ВВС Украины унаследовали большое количество самолетов Ил-76 от советских ВВС, до 100 из которых остаются в строю.
Воздушная служба Украины эксплуатировала Ил-76МД.
Air Ukraine и Air Ukraine Cargo эксплуатировали самолеты, хотя на момент банкротства ни один из них не находился в эксплуатации.
Авиакомпания АТИ эксплуатирует несколько моделей Ил-76.
Авиакомпания «Азов Авиа» эксплуатирует 2 Ил-76МД. Авиакомпания
BSL эксплуатировала целых 6 Ил-78.
Авиакомпания «Бусол» эксплуатировала Ил-76 до закрытия в 1998 году.
Авиакомпания «Хорс» эксплуатирует 2 Ил-76МД.
Львовские авиалинии эксплуатируют 3 Ил-76МД.
South Airlines — бывший оператор.
Воздушный альянс Украины эксплуатирует 4, в том числе 1 Ил-76МД и 3 Ил-76ТД.
Украинские грузовые авиалинии эксплуатируют 21, в том числе 19 Ил-76МД.
Veteran Airlines
Volare Airlines эксплуатирует 3, в том числе 2 Ил-76МД и 1 Ил-76ТД. 907:02 Южмашавиа эксплуатирует 2 Ил-76ТД.

США

Air Support Systems, LLC эксплуатирует Ил-76/78 для пожаротушения в США.

Объединенные Арабские Эмираты

Компания Gulf Aviation Technology and Services эксплуатирует ряд самолетов Ил-76, арендуемых или арендуемых.
Phoenix Aviation эксплуатирует 2 Ил-76ТД.

Узбекистан

Авиализинг эксплуатирует Ил-76 на условиях чартера и лизинга.
Узбекские Авиалинии эксплуатируют 14 самолетов Ил-76ТД.

Йемен

В ВВС Йемена имеется 3 самолета Ил-76.
Йемения эксплуатирует 2 Ил-76ТД.

Зимбабве

Avient Aviation эксплуатирует 1 Ил-76Т в миссиях поддержки Антарктики, базирующихся в Аргентине.

Инциденты и несчастные случаи

11 декабря 1988 г. самолет Ил-76 Аэрофлота потерпел крушение на подходе к Ленинакану, Армения, погибли все 78 человек на борту. Самолет выполнял операцию по оказанию помощи после Спитакского землетрясения 1988 года.
3 августа 19 г.95 Ил-76, пилотируемый российским экипажем, был сбит истребителем талибов, что привело к инциденту в Аэростане
19 августа 1996 г. Ил-76Т авиакомпании Spair Airlines, рейс PAR-3601, разбился и взорвался при попытке приземлиться в белградском аэропорту Никола Тесла. 12 членов экипажа
12 ноября 1996 года самолет Ил-76, выполнявший рейс 1907 Казахстанских авиалиний, столкнулся в воздухе недалеко от Нью-Дели, Индия, с Боингом 747 авиакомпании Саудовской Аравии, в результате чего на борту обоих самолетов погибло 349 человек. Авария была признана ошибкой пилота, поскольку самолет Ил-76 не выполнил указания авиадиспетчера. 907:02 2 декабря 2001 г. рейс 9064 Вооруженных Сил Российской Федерации потерпел крушение в Новой Ине, Россия, в результате пожара на борту, в результате чего на борту погибло 18 человек.
19 февраля 2003 г. самолет Ильюшин Ил-76 потерпел крушение недалеко от Кермана, Иран, по неустановленным причинам (возможно, из-за погодных условий). В результате авиакатастрофы погибли 302 человека, в том числе сотни бойцов Корпуса стражей исламской революции.
8 мая 2003 года задняя погрузочная рампа Ил-76, арендованного конголезским правительством, неожиданно открылась на высоте 10 000 футов, в результате чего более 120 полицейских и их семьи были выброшены через 45 минут после взлета из столицы Киншасы. 907:02 11 ноября 2005 г. грузовой Ил-76МД Royal Airlines, серийный номер 0053464926, врезался в холм в 30 км к северо-западу от Кабула, Афганистан.
9 марта 2007 г. самолет Ил-76ТД компании «Трансавиаэкспорт» с бортовым номером 1003499991, бортовой номер EW-78826, при заходе на посадку в Могадишо, Сомали, был поражен снарядом, позднее подтвержденным белорусскими официальными лицами как РПГ. Самолет благополучно приземлился, но получил значительные повреждения.
23 марта 2007 г. самолет Ил-76 компании «Трансавиаэкспорт» был сбит зенитной ракетой при взлете из Могадишо, Сомали. 907:02 30 июня 2008 г. самолет Ильюшин Ил-76 взорвался, превратившись в огненный шар, при взлете из международного аэропорта Хартум в Судане. Все четыре экипажа погибли.
15 января 2009 года два Ил-76 столкнулись и загорелись в аэропорту Уйташ, Махачкала, Россия.
9 марта 2009 г. угандийский Ил-76 после взлета из международного аэропорта Энтеббе врезался в озеро Виктория, в результате чего погибли четыре члена экипажа и несколько представителей миротворческих сил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта