Не так сели – Газета Коммерсантъ № 7 (4062) от 17.01.2009
Военно-следственный отдел по Махачкалинскому гарнизону вчера возбудил уголовное дело в связи с происшедшей накануне вечером катастрофой — столкновением двух Ил-76 675-го авиаполка особого назначения внутренних войск МВД РФ. Совершая посадку, один из Ил-76 снес кабину другого, оказавшегося на его пути. Жертвами аварии стали четверо членов экипажа одного из транспортников, еще два человека получили травмы. Следствие уже объявило, что в случившемся, по предварительной версии, виноваты пилоты.
Как сообщили «Ъ» источники в главкомате внутренних войск МВД России, в минувший четверг ведомственными «Илами» осуществлялась переброска личного состава и техники в Махачкалу. По некоторым данным, бойцов оперативной дивизии особого назначения, знаменитого спецотряда «Витязь» и других подразделений отправили в Дагестан на замену военнослужащим, находившимся там в командировке.
Вечером в аэропорту Уйташ Махачкалы благополучно приземлились два Ил-76. ЧП произошло, когда на посадку зашел третий транспортник, на борту которого находились шесть членов экипажа, три десятка военнослужащих и техника.
Как установило военное следствие, в 20.40 экипаж Ил-76 N 76825, уже высадивший пассажиров и технику, запросил у диспетчера махачкалинского аэропорта разрешение на «предварительный старт» для вылета за новой партией военнослужащих. Получивший добро транспортник машина сопровождения вывела на линию предварительного старта — самый конец рулевой дорожки, примыкающий примерно к середине взлетно-посадочной полосы. Через пять минут тот же экипаж запросил разрешение на выход на исполнительный старт. Диспетчер аэропорта вначале дала согласие, затем отменила команду, переведя борт в режим ожидания. Связано это было с тем, что в зоне ответственности диспетчера появился Ил-76 N 76827.
Экипаж 76825-го принял команду, подтвердив «предварительный старт», однако при этом не сообщил диспетчеру, что его самолет уже находится за 45-50 м за желтой линией предварительного старта, то есть возле взлетно-посадочной полосы.
После чего диспетчер, получив информацию о том, что борт 76827 уже заходит на посадку, дала согласие на его приземление. В этот момент, как установило следствие, экипаж 76827-го, заходящего на посадку, зачем-то передал борту N 76825 сообщение о том, что они находятся еще далеко от аэропорта и тот успеет подняться в воздух. Пилот 76827-го буквально сказал коллеге: «Выруливай, ты успеешь». Диспетчер, сосредоточенная на приеме Ил-76, пресекла «лишние» разговоры в эфире, которые ей мешали. В 20.47 борт N 76827 совершил посадку, отклонившись при этом от центральной оси посадочной полосы примерно на 20 м влево. Проехав по бетонке около 50 м, Ил-76 съехал на грунт и продолжил движение в метрах 15-20 слева от посадочной полосы. Из-за чего транспортник сошел с полосы, еще предстоит выяснить участникам расследования. По предварительным данным, это могло произойти из-за перевода экипажем двигателей в реверсивный режим для торможения. Двигатели с правой стороны набрали обороты быстрее, поэтому самолет отклонился влево. Впрочем, информация с бортовых самописцев самолетов еще не расшифрована.
Примерно через 400 м 76827-й борт снес своим левым крылом кабину Ил-76, находившегося в режиме ожидания. Остановился он, только проехав еще 50 м. 76827-й при столкновении «потерял» только часть крыла, а подбитый им транспортник загорелся. Пассажиров в нем не было. Два члена экипажа, получившие в результате столкновения переломы конечностей, сумели самостоятельно покинуть самолет. Трупы четырех пилотов были обнаружены уже после того, как пожар потушили. Причем тело командира экипажа Максима Дубанькова в разбитом носу самолета нашли только на следующий день. До этого он считался пропавшим без вести. Уголовное дело по 351-й статье УК («Нарушение правил полетов или подготовки к ним») еще только возбудили, однако, как заявили в военно-следственном управлении следственного комитета при прокуратуре РФ, в нем уже есть подозреваемые — это прежде всего пилоты.
В сообщении пресс-службы внутренних войск отмечается, что видимость в аэропорту Махачкалы в четверг вечером была ограничена густым переохлажденным туманом. При этом представители ведомства сообщили, что во время посадки одного Ил-76 второй борт «по неизвестной причине покинул исполнительный старт и приступил к выруливанию на полосу».
В администрации махачкалинского аэропорта считают, что виновны в трагедии, видимо, оба экипажа. На условиях анонимности высокопоставленный служащий аэропорта рассказал, что, хотя 76825-й транспортник и выехал за желтую ограничительную линию, аварии могло бы и не произойти, если бы другой борт не сошел с полосы. Следует отметить, что ВПП в махачкалинском аэропорту довольно узкая — 42 м. Даже при штатной посадке крылья 50-метрового Ил-76 вылезают за полосу. При сильном же смещении в левую сторону транспортник мог сбить другой самолет, даже стоявший до линии безопасности.
После ЧП аэропорт Уйташ был закрыт для взлетов и вылетов до второй половины дня пятницы. Только после завершения работы следователей на месте аварии и буксировки поврежденных самолетов с летного поля была разрешена посадка пассажиров на рейс, вылетающий в Москву.
Пилоты военной авиации, летающие в Махачкалу, рассказали, что местный аэропорт в принципе не очень приспособлен для принятия сразу нескольких больших транспортных или пассажирских самолетов. В четверг, когда внутренние войска осуществляли переброску сил в Уйташ, стоянки были заняты самолетами местных авиалиний. В таких условиях для размещения прилетающих бортов используют рулевые дорожки. Так было, например, в 1999 году, когда после нападения боевиков на Дагестан махачкалинский аэропорт принимал по нескольку десятков самолетов в день. Примерно такая же картина наблюдалась и в минувший четверг — севшие самолеты, выгрузив людей и технику, спешили освободить места для вновь прибывающих бортов.
В смешанном авиаполку особого назначения внутренних войск МВД РФ, расположенном под Нижним Новгородом в поселке Ближнее Борисово, обсуждать причины трагедии отказались. «У нас горе, погибли хорошие летчики, у них остались жены и дети»,— сказал «Ъ» заместитель командира части по работе с личным составом Иван Низовцев, добавив, что командир авиаполка вчера отправился в Дагестан на место трагедии.
Юлия Ъ-Рыбина, Махачкала; Федор Ъ-Максимов; Роман Ъ-Кряжев, Нижний Новгород
Тема: Катастрофа Ил-76
Тема: Катастрофа Ил-76Профиль
Избранное
Спецоперация России
Главные события
Стрельба в Америке
О ТВ и шоу-бизнесе
-
Российский Крым
Новые территории
Ситуация на Украине
Финансовый кризис в мире
Автоспорт.
«Формула-1» и другие
Визит Си Цзиньпина в Москву
Весь эфир
Авто-геолокация
Республика Дагестан | Бюро архивов авиационных происшествий
Дата и время: 15 января 2009 г., 21:10 LT
Тип воздушного судна:
Ильюшин II-76
Оператор:
Регистрация:
RA-76825
Фаза полета:
Руление
Тип полета:
Военный
Выжившие:
Да
Махачкала — Нижний Новгород
MSN:
10034 04136
Год:
1990
Страна:
Россия
Регион:
Азия
Экипаж на борту:
7
Потери экипажа:
Пассажиры на борту:
Pax погибших:
Прочие погибшие:
Всего погибших:
4
Обстоятельства:
Самолет отправлен в Махачкалу для доставки войск, военной техники и грузов с 7 членами экипажа на борту.
Дата и время: 27 октября 1994 г., 06:52 LT
Яковлев Як-40
Оператор:
Регистрация:
RA-88254
Фаза полета:
Парковка
Выжившие:
№
Расписание:
Ашхабад – Махачкала – Ростов-на-Дону
MSN:
9710952
Год:
1977
Номер рейса:
156
Страна:
Россия
Регион:
АзияЭкипаж на борту:
4
Потери экипажа:
Пассажир на борту:
25
Погибшие:
Другие погибшие:
Всего погибших:
1
Обстоятельства:
25 октября после взлета из аэропорта Махачкалы по пути в Ростов угонщик проник в кабину и приказал экипажу вернуться в Махачкалу. Позже он потребовал выкуп в размере 2 миллионов долларов США и попросил, чтобы его доставили в Иран. В течение следующих двух дней все пассажиры были отпущены, а угонщик остался в самолете с обоими пилотами. Утром 27 октября, пока угонщик засыпал, оба пилота покинули самолет, и полиция штурмовала самолет. Угонщик смог привести в действие самодельное взрывное устройство в кабине и погиб. Самолет был поврежден и не подлежал ремонту.
Возможная причина:
Взрыв самодельного взрывного устройства.
Дата и время: 7 ноября 1991 г., 13:50 LT
Тип самолета:
Яковлев Як-40
Оператор:
Регистрация:
CCCP-87526
Выжившие:
№
Сайт:
Горы
Расписание:
Элиста — Махачкала
MSN:
9 52 08 41
Год:1975
Номер рейса:
S-519
Страна:
Россия
Регион:
Азия
Экипаж на борту:
4
Потери экипажа:
Пассажиры на борту:
47
Погибшие:
Другие погибшие:
Всего погибших:
51
Обстоятельства:
Спуск в Махачкалу начался в плохих погодных условиях. В гористой местности экипаж не понял, что его высота недостаточна, когда на высоте 550 м и скорости 366 км/ч самолет врезался в склон горы Кукуртбаш (9высотой 80 метров), расположенный в 23 км от аэропорта. Самолет разрушился при ударе, и все 51 человек на борту погибли.
Возможная причина:
Было установлено, что воздушное судно следовало по неверному пути захода на посадку в аэропорт Махачкала-Уйташ, следуя неточным указаниям диспетчера. Ответственный УВД передал экипажу неверные инструкции, в результате чего самолет отклонился от курса и находился ниже минимальной предписанной высоты. Экипаж не мог видеть и избегать горы из-за низкой облачности в этом районе и не знал о его точном местоположении. Также сообщалось, что экипаж допустил 47 пассажиров (39взрослых и 8 детей) для посадки в Элисте, при этом на борту было 32 места. Это привело к тому, что самолет взлетел с полной массой на 260 кг выше максимальной взлетной массы.
Дата и время:
10 марта 1982 г. , 13:11 LT
Тип самолета:
ПЗЛ-Мелец АН-2
Оператор:
Регистрация:
CCCP-44952
Фаза полета:
Рейс
Тип полета:
Груз
Выжившие:
№
Сайт:
Горы
Расписание:
Махачкала – Дербент
MSN:
1G25-25
год:
1962
Номер рейса:
SU1525
Страна:
Россия
Регион:
Азия
Экипаж на борту:
2
Потери членов экипажа:
Пассажиры на борту:
Pax погибших:
Прочие погибшие:
Всего погибших:
2
Налет самолета:
14364
Летные циклы самолетов:
22387
Обстоятельства:
Одномоторный самолет вылетел из Махачкалы в 12:59 грузовым рейсом в Дербент с двумя пилотами на борту. При полете вдоль западного побережья Каспийского моря на высоте около 400 метров экипаж столкнулся с ограниченной видимостью из-за низкой облачности, когда самолет столкнулся со склоном горы Щерабаш (высота 521 метр), расположенной недалеко от Избербаха. Обломки были найдены на высоте 390 метров, и оба пассажира погибли.
Возможная причина:
Установлено, что авария произошла в результате решения экипажа следовать по несанкционированному маршруту в условиях ограниченной видимости из-за низкой облачности.
Дата и время: 11 июля 1978 г.
Тип самолета:
Антонов Ан-2
Оператор:
Регистрация:
CCCP-79968
Фаза полета:
Взлет (набор высоты)
Выжившие:
Да
Сайт:
Равнина, Долина
Расписание:
Голотль — Махачкала
MSN:
1 172 473 16
Год:
1962
Страна:
Россия
Регион:
Азия
Экипаж на борту:
Потери экипажа:
Пассажиры на борту:
Pax погибших:
Прочие погибшие:
Всего погибших:
Обстоятельства:
Через несколько минут после взлета из Голотля по пути в Махачкалу отказал двигатель, что вынудило пилота совершить аварийную посадку. Пострадавших при списании самолета нет.
Возможная причина:
Отказ двигателя по неустановленным причинам.
Дата и время: 31 декабря 1975 г.
Оператор:
ЦКБ по СПК
Тип полета:
Тест
МСН:
S-23
Год:
1973
Страна:
Россия
Регион:
Азия
Экипаж на борту:
Потери экипажа:
Пассажиры на борту:
Pax погибших:
Прочие погибшие:
Всего погибших:
Обстоятельства:
Разбился при невыясненных обстоятельствах в Каспийском море у Каспийска. Судьба экипажа остается неизвестной, как и точная дата катастрофы, где-то в 1975.
Дата и время: 5 февраля 1974 г.
Тип самолета:
ПЗЛ-Мелец АН-2
Оператор:
Регистрация:
CCCP-01579
Фаза полета:
Рейс
Выжившие:
Да
Сайт:
Горы
МСН:
1G81-23
Год:
1967
Страна:
Россия
Регион:
Азия
Экипаж на борту:
Потери экипажа:
Пассажиры на борту:
Погибших:
Другие погибшие:
Всего погибших:
Обстоятельства:
Экипаж выполнял задание Махачкалинского ОАО. Во время полета в метеоусловиях ниже минимума одномоторный самолет врезался в холм и разбился недалеко от Махачкалы. Пострадавших нет.
Дата и время: 29 августа 1973 г., 10:21 LT
Тип самолета:
ПЗЛ-Мелец АН-2
Оператор:
Регистрация:
CCCP-01794
Фаза полета:
Рейс
Выжившие:
Да
Сайт:
Горы
Расписание:
Хасавюрт – Ботлих – Махачкала
MSN:
1G107-41
год:
1968
Страна:
Россия
Регион:
Азия
Экипаж на борту:
2
Потери членов экипажа:
Пассажиры на борту:
12
Pax погибших:
Другие погибшие:
Всего погибших:
8
Налет самолета:
2646
Летные циклы самолетов:
4464
Обстоятельства:
Одномоторный самолет вылетел из аэропорта Хасавюрт в 09:58 по местному времени рейсом SU116 в Махачкалу с промежуточной посадкой в Ботлихе. Примерно через 10 минут при полете на высоте 1300 — 1500 метров самолет влетел в облака. Несмотря на ограниченную видимость, экипаж решил продолжить полет, набрал высоту и смог различить реку Ашуу, приток реки Сулак. Тем не менее, через несколько минут при крейсерском полете на высоте 2400 м и скорости 160 — 170 км/ч самолет врезался в склон горы Салатау (высота 2713 м), расположенной в 43 км юго-восточнее Хасавюрта. Шесть пассажиров получили ранения, восемь других пассажиров погибли.
Возможная причина:
Управляемый полет на местности. Экипаж принял решение продолжать полет в режиме ПВП в облаках и не смог вернуться в аэропорт Хасавюрт.
Дата и время: 22 июня 1970 г., 09:50 LT
Тип самолета:
ПЗЛ-Мелец АН-2
Оператор:
Регистрация:
CCCP-42651
Фаза полета:
Рейс
Выжившие:
Да
Сайт:
Горы
Расписание:
Ахты – Дербент – Махачкала
MSN:
1G41-21
Год:
1963
Номер рейса:
SU124
Страна:
Россия
Регион:
Азия
Экипаж на борту:
2
Потери членов экипажа:
Пассажиры на борту:
5
Погибшие:
Другие погибшие:
Всего погибших:
2
Налет самолета:
4882
Летные циклы самолета:
8798
Обстоятельства:
Одномоторный самолет вылетел из аэропорта Ахты в 09:32 местного времени обратным рейсом в Махачкалу с промежуточной посадкой в Дербенте. Во время полета на высоте 1800 метров погодные условия ухудшались, облачности становились все больше. Поскольку самолет летел в направлении горы Гестинкил (высота 2785 метров), капитан решил набрать высоту 2150 метров, когда самолет врезался в 45-градусный склон горы, расположенной в районе Магарамкент, южная часть Дагестан. Поскольку второй пилот был легко ранен, он ушел за помощью. На месте спасателям удалось эвакуировать четырех пострадавших, двое пассажиров скончались от полученных травм.
Возможная причина:
Авария стала следствием управляемого полета в столкновение с местностью, вызванного тем, что экипаж продолжал работу в режиме ПВП в условиях ограниченной видимости из-за облачности. Следователи сообщили, что администрация аэропортов в Махачкале и Ахтах не должна была разрешать экипажу взлет из-за ухудшения погодных условий, что по-прежнему способствовало этому.
Дата и время:
10 декабря 1969 г. , 18:33 LT
Тип воздушного судна:
Авиа 14
Оператор:
Регистрация:
CCCP-52010
Фаза полета:
Взлет (набор высоты)
Выжившие:
№
Расписание:
Махачкала — Астрахань
МСН:
023 703 101
год:
1957
Номер рейса:
SU2953
Страна:
Россия
Регион:
Азия
Экипаж на борту:
5
Потери экипажа:
Пассажиры на борту:
12
Погибших:
Другие погибшие:
Всего погибших:
17
Налет самолета:
20481
Летные циклы самолетов:
18670
Обстоятельства:
Самолет вылетел из аэропорта Махачкалы в 18:29 по местному времени и поднялся над морем. Менее чем через две минуты экипаж получил разрешение на набор высоты 2100 метров, когда пилот сообщил УВД о наличии облаков над морем, которые не были упомянуты в бюллетене погоды, переданном ему перед полетом. Внезапно самолет накренился и рухнул в море примерно в 3,5 км от берега. Обломки были найдены на глубине 10 метров, все 17 пассажиров погибли.
Возможная причина:
Установлено, что на высоте 400 метров при наборе высоты самолет столкнулся со стаей перелетных птиц, которые ударили по лобовому стеклу, которое мгновенно разбилось, в результате чего погибли оба пилота. Сообщалось, что многие птицы мигрировали в этот регион в любое время в этот период года.
Подписаться на Республику Дагестан
Ильюшин Ил-76 Видео и фотографии самолетов
Ильюшин Ил-76
Ил-76
Фото — Атлант-Союз Ил-76 в Международном аэропорту Багдада
Роль: Стратегический авиалайнер
Производитель: Ташкентское авиационное производственное объединение
Разработчик: Ильюшин
Первый полет: 25 марта 1971 г.
Введен в эксплуатацию: июнь 1974 г. Основные пользователи: ВВС России.
ВВС Украины
ВВС Индии
Авиакомпания ТрансАВИАэкспорт
Построено: 960
Варианты: Ильюшин Ил-78
Бериев А-50
КДЖ-2000
Ильюшин Ил-76 (по классификации НАТО: Candid) — многоцелевой четырехмоторный стратегический транспортный самолет, разработанный советским конструкторским бюро Ильюшина. Впервые он планировался как коммерческий грузовой самолет в 1967 году. Задуманный как замена Ан-12, Ил-76 предназначался для доставки тяжелой техники в отдаленные малообслуживаемые районы СССР. Военные версии Ил-76 получили широкое распространение в Европе, Азии и Африке, в том числе в качестве бортового заправщика или командного центра.
Ил-76 широко используется в качестве коммерческого грузового самолета для доставки грузов с рампы, особенно негабаритных или тяжелых предметов, которые невозможно перевезти другим способом. Он использовался в качестве транспорта экстренного реагирования для эвакуации гражданского населения и для доставки гуманитарной помощи / помощи при стихийных бедствиях по всему миру, особенно в неосвоенные районы из-за его способности работать с грунтовых взлетно-посадочных полос. Водонесущая версия самолета оказалась эффективной при тушении пожаров. Существует также модель, используемая для тренировок в невесомости.
Проектирование и разработка
Фото — Ил-78 возглавляет воздушный строй во время Парада Победы над Москвой, Россия.
Самолет был впервые задуман Ильюшиным в 1967 году для удовлетворения требований к грузовому судну, способному нести полезную нагрузку 40 тонн (88 000 фунтов) на дальность 5 000 км (2700 морских миль; 3100 миль) менее чем за шесть часов. действовать с коротких и неподготовленных взлетно-посадочных полос и быть способным справиться с наихудшими погодными условиями, которые могут возникнуть в Сибири и арктических регионах Советского Союза. Он предназначался для замены Ан-12. Другой предполагаемой версией был двухэтажный авиалайнер на 250 пассажиров, но этот проект был отменен. Ил-76 впервые поднялся в воздух 25 марта 19 г.71.
Производство Ил-76 было размещено на Ташкентском авиационном производственном объединении в Ташкенте, Узбекистан (тогда республика Советского Союза). Было изготовлено около 860 базовых вариантов транспорта. В 1990-е годы разрабатывались модернизированные варианты (MF, TF) с размерами грузового отсека 20 м (длина) х 3,4 м (ширина) х 3,4 м (высота), но из-за финансовых проблем завода не выпускались в значительных количествах. крупный пользователь, ВВС России. Опытный образец более длинного варианта Ил-76МФ большей грузоподъемности впервые поднялся в воздух 1 августа 19 г.95. Производство прекратилось примерно в 1997 году, и с тех пор состояние фабрики пришло в упадок.
Некоторые гражданские самолеты были модернизированы до версии Ил-76ТД-90ВД, начиная с 2004 года, с использованием новых двигателей ПС-90 для соответствия европейским нормам шума. В 2005 году Китай заказал в России 34 новых Ил-76МД и 4 заправщика Ил-78, а завод в Ташкенте изготовил 16 некомплектных планеров. Производство Ил-476 на новой производственной линии завода «Авиастар» в Ульяновске в России в кооперации с ташкентским заводом находится на рассмотрении. На Ульяновском заводе начато строительство двух опытных самолетов Ил-476.
История эксплуатации
Фото — Ильюшин Ил-76МД Иракских авиалиний в Базеле в 1984 году
Первый самолет был поставлен ВВС СССР в июне 1974 года. Затем он стал основным советским стратегическим транспортным самолетом. С 1976 года эксплуатировался линиями Аэрофлота.
В период с 1979 по 1991 год самолеты Ил-76 ВВС СССР совершили 14 700 рейсов в Афганистан, перевезя 786 200 военнослужащих и 315 800 тонн грузов. Ил-76 перевозил 89% советских войск и 74% грузов, переброшенных по воздуху. Поскольку афганские повстанцы не могли сбить высоколетящие Ил-76, их тактика заключалась в том, чтобы попытаться повредить их при взлете или посадке. Ил-76 часто поражались запускаемыми с плеча ракетами Stinger и Strela с тепловым наведением и огнём из крупнокалиберных пулемётов, но, поскольку прочные планеры могли выдерживать значительные повреждения и оставаться в рабочем состоянии, у самолётов был удивительно низкий уровень износа. в период конфликта. Опираясь на этот опыт, основная часть техники канадских вооруженных сил в Афганистан доставляется на гражданских самолетах Ил-76. По состоянию на 2006 год в составе ВВС России было около 200 Ил-76, менее половины из которых годны к полетам. У гражданских пользователей в России 108.
Фото — Летчики ВВС США и ВВС США работают в кабине индийского Ил-76.
Ил-76, стоявшие на трапе в аэропорту Триполи, подверглись бомбардировке истребителями ВВС США F-111 во время операции «Каньон Эльдорадо» в апреле 1986 года. Ил-78, выпущено около 50), и водяной бомбардировщик. Его планер использовался в качестве базы для самолетов ДРЛО Бериев А-50 «Mainstay» (было изготовлено около 25). Еще больше применений нашли в антарктических вспомогательных полетах и имитационных тренировках космонавтов в невесомости. Бериев и НПО «Алмаз» также разработали авиационную лазерную летающую лабораторию, получившую обозначение А-60, две из которых были построены, хотя о ней мало что известно, так как проект до сих пор засекречен.
Переворот на Мальдивах в 1988 году
Также известная как операция «Кактус», 3 ноября 1988 года десантники ВВС Индии были переброшены на Мальдивские острова на Ил-76МД, чтобы помешать попытке свержения правительства в Мальдивской Республике после помощь была запрошена правительством Мальдивских островов в Индию.
Ураган Катрина
Российская Федерация предложила гуманитарную помощь Соединенным Штатам после урагана Катрина, обрушившегося на Новый Орлеан. Два самолета МЧС России Ил-76 приземлились 8 сентября в районе сбора помощи при стихийных бедствиях в Литл-Роке, штат Арканзас. Россия впервые направила такую миссию в Северную Америку.
Индия также использовала Ил-76 для доставки помощи 13 сентября 2005 года жертвам «Катрины».
В октябре 2009 года сообщалось, что правительство России предложило правительству Австралии использовать два водяных бомбардировщика Ил-76 для тушения лесных пожаров в Черную субботу. Однако Департамент устойчивого развития и окружающей среды Виктории (DSE) отклонил предложение из-за того, что самолет не подходил для условий Виктории, а разрешение от авиационных властей не могло быть получено вовремя.
Варианты
Прототипы и варианты развития
Фото — Ил-76ТД, один из первых вариантов, в аэропорту Цюриха.
Изделие-176 — прототип Ил-76ПП.
Изделие-576 —
Изделие-676 — Самолет-ретранслятор телеметрии и связи, для использования в ходе опытных программ (прототип).
Изделие-776 — Самолет-ретранслятор телеметрии и связи, для использования в ходе опытных программ (прототип).
ИЗделие-976 (СКИП) — Бортовой контрольно-измерительный центр управления) — платформа управления дальностью полета и сопровождения ракет на базе Ил-76/А-50. Первоначально строился для поддержки испытаний крылатых ракет «Радуга Х-55».
Изделие-1076 — Самолет специального назначения для неизвестных задач.
Фото — Пилоты ВВС Индии выходят из своего среднего грузового самолета Ил-76 после приземления на авиабазе Хикэм, Гавайи.
Изделие-1176 — Самолет радиотехнической разведки РТР, он же Ил-76-11
Ил-76ТД-90 / Ил-76МД-90 Модернизация двигателей пермских ПС-90.
Пожарный бомбардировщик Ил-76 — Пожарный самолет для сброса взрывающихся капсул, наполненных антипиреном.
Ил-76ПСД — поисково-спасательная версия Ил-76МФ
Ил-96 — Ранняя разработка конвертируемого пассажирско-грузового самолета (только проект, обозначение повторно использовано позже)
Ил-150 — предложенный Бериевым А-50 с пермскими двигателями ПС-90.
Бериев А-60 — Стенд для испытаний авиационного лазерного оружия. (Ил-76 версия 1А)
Военные варианты
Фото — Ил-76 на вооружении ВВС Индии
Транспортер хвостового оперения Ил-76-Ту160 — Разовая временная переоборудование для поддержки программы экстренной модификации Ту-160 .
Ил-76Д — («Д» от «Десантный», Десантный — «Десантно-десантный транспорт») имеет в хвостовой части турель для оборонительных целей.
Ил-76К / Ил-76МДК/Ил-76МДК-II — Тренажер космонавтов в невесомости (для подготовки космонавтов), для Центра подготовки космонавтов им. Юрия Гагарина.
Ил-76ЛЛ — Стенд для испытаний двигателей (Оуниверсальская летающая лаборатория).
Ил-76М — Военно-транспортный вариант, (модифицированный — модифицированный).
Ил-76МД — Усовершенствованный военно-транспортный вариант, (модифицированный Дальний — модифицированный, дальний).
Ил-76МД Скальпель-МТ — Мобильный госпиталь
Фото — Ил-78МКИ на вооружении ВВС Индии
Ил-76М / Ил-76МД — Построен без военного оборудования, но обозначен как Мс и МД (Гордон — «Фальшивки»).
Ил-76МД-90 — Ил-76МД с более тихими и экономичными двигателями Авиадвигатель ПС-90.
Ил-76МФ — Удлиненный военный вариант с удлиненным на 6,6 м фюзеляжем, двигателями ПС-90, максимальной взлетной массой 210 т и грузоподъемностью 60 т. Первый полет совершил в 1995 году, серийно не строился.
Ил-76ПП — самолет РЭБ, большие проблемы с аппаратурой РЭБ, только Изделие-176.
Ил-76МД ПС — Самолет морской поисково-спасательный (поисково-спасательный).
Ил-76Т / Ил-76ТД — Построен как военный самолет, но получил гражданское обозначение. (Гордон — «Фальси»)
Ил-78 / Ил-78М — Самолет-заправщик.
Ил-82 — Самолет-ретранслятор ВДВ (альтернативное обозначение — Ил-76ВКП-‘версия 65С’).
Бериев А-50/Бериев А-50М/Бериев А-50И/Бериев А-50Э — Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Бериеву передан контроль над программой.
Ил-476
Гражданские варианты
Фото — Коммерческий вариант Ил-76 под погрузкой на базе Али в Ираке
Ил-76МГА — Исходный коммерческий грузовой самолет. (2 прототипа и 12 серийных)
Ил-76МД в конверсии Ил-76ТД. Полное удаление военной техники, выявленное по грубому покрытию входного отверстия OBIGGS в правом борту спонсона.
Ил-76П / Ил-76ТП / Ил-76ТДП / Ил-76МДП — Пожарный самолет. Водяной бомбардировщик Ил-76 представляет собой переоборудованный комплект для установки/демонтажа ВАП-2, рассчитанный на 1,5 часа. Ил-76 может перевозить до 13 000 галлонов США (49 000 литров) воды; В 3,5 раза больше, чем у C-130 Hercules. Поскольку этот комплект может быть установлен на любой Ил-76, обозначения Ил-76ТП, Ил-76ТДП также используются при переделке этих версий Ил-76 в водные бомбардировщики. Впервые Ил-76П был представлен в 1919 г.90.
Ил-76Т — («Т» от «Транспортный», «Транспортный») невооруженный гражданский грузовой транспортный вариант. Кодовое название НАТО Candid-A. Первый полет совершил 4 ноября 1978 года.
Ил-76ТД — Гражданский аналог Ил-76МД, первый полет состоялся в 1982 году.
Ил-76ТД-90ВД — Ил-76ТД с двигателями ПС-90 и частично остекленной кабиной. . Разработан специально для грузовой компании «Волга-Днепр». Построено уже 3 самолета
Ил-76ТД-С — Гражданский мобильный госпиталь, аналог Ил-76МД Скальпель-МТ.
Ил-76ТФ — Гражданский транспортный удлиненный вариант с двигателями ПС-90. Это гражданская версия Ил-76МФ (не производится).
Иностранные варианты
A-50 Phalcon
Для ВВС Индии. В нем установлен израильский радар Phalcon для двигателей ДРЛО и ПС-90 Авиадвигателя.
Заправщик Ил-76МД
Переоборудование заправщика ВВС Ирака.
KJ-2000
Отечественная китайская конверсия ДРЛО Ил-76, разработанная после списания А-50И и в настоящее время состоящая на вооружении вооруженных сил Китая.
Испытательный стенд двигателей CFTE
Китайское летно-испытательное учреждение (CFTE) в настоящее время эксплуатирует летающий испытательный стенд, переоборудованный из реактивного транспортного самолета Ил-76МД российского производства, который будет служить летным испытательным стендом для будущих программ разработки двигателей. Первым двигателем, который будет испытан на самолете, является турбовентиляторный двигатель WS-10A «Тайхан», который в настоящее время разрабатывается в качестве силовой установки для китайских истребителей J-10 и J-11. Ил-76МД № 76456, приобретенный AVIC 1 в России в 1990-х годах, в настоящее время базируется на летно-испытательном полигоне CFTE в Яньляне, провинция Шэньси.
Багдад-1
Иракская разработка с установленным в грузовом отсеке радаром, использовавшаяся в ирано-иракской войне.
Багдад-2
Иракская разработка (при содействии Франции) с обтекателем из армированного стекловолокном пластика над антенной обзорной РЛС Thomson-CSF Tiger G с максимальной дальностью обнаружения 350 км (189 морских миль, 217,5 миль). Один был уничтожен на земле во время войны в Персидском заливе, а два других (Аднан-1 и Аднан-2) были доставлены в Иран, где и остались. Их переименовали в Simorgh и, вероятно, модифицировали. По крайней мере, один был возвращен на вооружение IRIAF с 22 сентября 2009 г. , один из них разбился во время столкновения в воздухе с истребителем HESA Saeqeh во время ежегодного иранского военного парада в Тегеране. Другой считается негодным к полетам по состоянию на 2009 год. Его легко отличить от Бериева А-50 по наличию штурманских иллюминаторов Ил-76 в носовой части, которых нет у А-50.
Операторы
Фото — Действующие и бывшие операторы Ил-76. (Красный = только военный Зеленый = только гражданский Синий = оба)
Военные и гражданские операторы в 38 странах эксплуатировали более 850 Ил-76 в больших количествах. В то время как Россия является крупнейшим военным эксплуатантом Ил-76, за ней следуют Украина и Индия, белорусская авиакомпания «ТрансАВИАэкспорт» является крупнейшим гражданским эксплуатантом. В приведенном ниже списке известные текущие операторы выделены курсивом.
Организация Объединенных Наций
Гуманитарная авиационная служба Организации Объединенных Наций эксплуатировала несколько самолетов этого типа с начала до середины 90-х годов и по настоящее время. Большинство из них принадлежат либо бывшим «Аэрофлоту», либо тем, которые российские ВВС предоставили ООН.
Алжир
В составе ВВС Алжира 11 самолетов Ил-76, в том числе 3 Ил-76МД, 8 Ил-76ТД и 7 Ил-78 Мидас.
Ангола
ВВС Анголы эксплуатировали один Ил-76, разбившийся 27.08.09 в районе аэропорта 4 Феверейро Интернасьонал 907:02 Гира Глобо эксплуатирует 1 Ил-76.
Армения
ВВС Армении эксплуатируют 2 Ил-76.
Авиакомпания «Двин» эксплуатировала Ил-76ТД.
Ереван-Авиа эксплуатирует 1 Ил-76.
Азербайджан
В составе ВВС Азербайджана 3 самолета Ил-76.
Azal Avia Cargo эксплуатирует 1 Ил-76ТД.
Азербайджанские Авиалинии эксплуатируют 1 Ил-76М.
Silk Way Airlines эксплуатирует 7, в том числе 5 Ил-76ТД и 2 Ил-76ТД-90.
Беларусь
Белорусские ВВС получили в наследство от советских ВВС ряд самолетов Ил-76. 4 на вооружении.
Белэр эксплуатировал Ил-76 до его закрытия в 1999 году.
Авиакомпания ТрансАВИАэкспорт эксплуатирует 1, в том числе 5 Ил-76МД и 18 Ил-76ТД.
Гомельавиа эксплуатирует 5 Ил-76ТД.
Буркина-Фасо
Faso Airways эксплуатирует один Ил-76ТД.
Камбоджа
Imtrec Aviation эксплуатирует зарегистрированный в Лаосе Ил-76.
Китай
В ВВС Народно-освободительной армии Китая находится 17 самолетов Ил-76, в том числе 3 самолета ДРЛО KJ-2000 и несколько самолетов-заправщиков Ил-78, еще 30 должны быть доставлены. 907:02 China United Airlines эксплуатировала Ил-76, но не в настоящее время.
Демократическая Республика Конго
Air Congo эксплуатировала Ил-76.
Республика Конго
Республика Конго эксплуатирует Ил-76.
Экваториальная Гвинея
Экваториальная грузовая эксплуатация 1 Ил-76ТД.
Express International Cargo
Венгрия
Атлант Венгрия эксплуатировала Ил-76.
Венгерская авиакомпания Ukrainian Air Cargo эксплуатировала Ил-76
Индия
Текущий парк самолетов ВВС Индии состоит из 24 самолетов Ил-76 и более 100 самолетов Ан-32. 17 Ил-76МД, 6 самолетов Ил-78МКИ и 2 А-50 с израильскими РЛС Phalcon для ДРЛО. В основном для перевозки пайков в высокогорных районах Джамму и Кашмира и региона Сиачен.
В составе ВВС Корпуса стражей исламской революции имеется 2 Ил-76. 907:02 Atlas Air эксплуатировала не менее 8 Ил-76ТД.
Chabahar Air эксплуатировала не менее 2 Ил-76ТД.
Mahan Air эксплуатировала Ил-76.
Payam Air эксплуатировал 2 Ил-76ТД.
Qeshm Air эксплуатирует 2 Ил-76ТД.
Safiran Airlines — бывший оператор.
Yas Air эксплуатирует 2 Ил-76ТД (зарегистрированы как ЭП-ГОЛ и ЭП-ГОМ).
Ирак
ВВС Ирака эксплуатировали Ил-76, но ни один из них не остался на вооружении.
Иракские авиалинии эксплуатируют один Ил-76.
Казахстан
Правительство Казахстана эксплуатирует 1 Ил-76.
Эйр Алматы использует Ил-76ТД для лизинговых операций.
Air Kazakhstan эксплуатировала самолеты Ил-76 до своего закрытия в 2004 году.
GST Aero эксплуатирует 1 Ил-76Т.
Казахстанские авиалинии эксплуатировали Ил-76ТД до закрытия в 1997 году.
Саяхатские авиалинии ранее эксплуатировали Ил-76.
Кыргызстан
Ботир Авиа эксплуатирует 3, в том числе 1 Ил-76МД и 2 Ил-76ТД.
«Кыргызские авиалинии» эксплуатируют 1 Ил-76ТД.
Reem Air
Лаос — Лаосская Народно-Демократическая Республика
Камбоджийская авиакомпания Imtrec эксплуатирует Ил-76ТД, зарегистрированные в Лаосе.
Латвия
Инверсия эксплуатирует 3, в том числе 2 Ил-76Т и 1 Ил-76ТД.
Ливия
ВВС Ливии эксплуатировали Ил-76, хотя он может и не оставаться в строю.
Jamahiria Air Transport эксплуатирует Ил-76М, Ил-76ТД и Ил-78.
Ливийское воздушное судно, грузовое подразделение Ливийских арабских авиалиний, эксплуатирует 21 самолет, в том числе 1 Ил-76М и 15 Ил-76ТД.
Мали
Transafrica Airlines
Молдова
Аэроком эксплуатировал Ил-76МД, а также Ил-76Т вплоть до января 2005 года. в 2004 и 2005 гг.
Jet Line International эксплуатирует Ил-76
Тирамавиа
Северная Корея
Северокорейские ВВС
Air Koryo
CAAK
Россия
Большое количество самолетов, унаследованных от ВВС России Советские ВВС в 1991 и 119 в настоящее время остаются в строю.
МЧС эксплуатирует Ил-76ТД.
Абакан Авиа эксплуатирует 3 Ил-76ТД.
Аэрофлот эксплуатировал большое количество самолетов, особенно в советские годы, часто от имени советских вооруженных сил. Однако ни один из них не остается на вооружении авиакомпании.
Air STAN эксплуатировал Ил-76ТД.
‘Airlines 400 эксплуатирует 2 Ил-76ТД.
Airstars Airways эксплуатирует 4 Ил-76ТД на грузовых рейсах.
АЛАК эксплуатировал самолеты Ил-76 до его закрытия в 1999.
АЛРОСА-Авиа эксплуатирует 4 Ил-76ТД на чартерных рейсах.
Aram Air
Авиакомпания Атлант-Союз эксплуатирует 6, в том числе 2 Ил-76МД и 4 Ил-76ТД.
Авиакомпания «АТРАН Карго» эксплуатирует 5, в том числе 3 Ил-76Т и 2 Ил-76ТД. По крайней мере, один Ил-76М мог эксплуатироваться в прошлом.
Atruvera Aviation эксплуатирует 3, в том числе 1 Ил-76МД и 2 Ил-76ТД.
Авиакон Цитотранс эксплуатирует 5, в том числе 4 Ил-76ТД. Самолет эксплуатировался
Авиаэнерго, но ни один из них не остался в эксплуатации.
Авиаст эксплуатирует 4, в том числе 1 Ил-76МД и 3 Ил-76ТД.
Пограничная служба России
Continental Airways эксплуатировала Ил-76 в прошлом, но не делает этого в настоящее время.
Dacono Air эксплуатировала Ил-76.
Домодедовские авиалинии эксплуатировали Ил-76, но в настоящее время ни один из них не эксплуатируется.
Ист Лайн эксплуатирует Ил-76.
Авиакомпания Илавиа эксплуатирует 6, в том числе 2 Ил-76МД и 4 Ил-76ТД.
КрасЭйр эксплуатировал Ил-76, но в настоящее время ни один из них не находится в эксплуатации.
Авиакомпания «Крыло» эксплуатировала 2 Ил-76ТД в 2005 году.
Магадан Авиа Лизинг является лизинговым и чартерным эксплуатантом Ил-76.
Московские авиалинии эксплуатировали Ил-76ТД в начале 1990-х годов.
Новосибирское авиапредприятие эксплуатировало Ил-76, но в настоящее время ни один из них не находится в эксплуатации.
Пулковское авиапредприятие эксплуатировало Ил-76, но в настоящее время ни один из них не находится в эксплуатации.
Самарские авиалинии эксплуатируют 2 Ил-76ТД.
Авиапредприятие «Тесис» эксплуатирует 9 самолетов Ил-76ТД.
Тюменские авиалинии
Уралинтеравиа
Волга-Днепр эксплуатирует 12 Ил-76ТД и 2 Ил-76ТД-90ВД.
Сербия
Air Tomisko эксплуатирует один Ил-76ТД. 907:02 Kosmas Air эксплуатирует один Ил-76ТД.
Сьерра-Леоне
Аэролифт Сьерра-Леоне эксплуатирует самолеты Ил-76 для специальных чартерных и грузовых перевозок.
Советский Союз
Советские ВВС эксплуатировали сотни самолетов, из которых в 1987 году насчитывалось 310 самолетов. Большинство из них были рассредоточены по государствам-преемникам после распада Советского Союза.
Аэрофлот был основным гражданским пользователем самолетов в период существования Советского Союза, хотя многие из его самолетов эксплуатировались от имени военных.
Jet Air Cargo был одним из первых гражданских эксплуатантов Ил-76 в России, помимо Аэрофлота.
Судан
Air West эксплуатировала небольшое количество самолетов, хотя неясно, сколько из них остается в эксплуатации.
Azza Transport эксплуатирует 2 Ил-76ТД.
East West Cargo эксплуатировало несколько самолетов Ил-76.
Juba Cargo эксплуатирует Ил-76
Badr Airlines эксплуатирует 1 Ил-76[2]
Trans Attico
Alfa Airlines
Сирия
Сирийские ВВС эксплуатируют Ил-76. 907:02 Сирийские арабские авиалинии эксплуатируют 4, в том числе 3 Ил-76М.
Туркменистан
Туркменские авиалинии эксплуатируют 8 Ил-76ТД.
Украина
ВВС Украины унаследовали большое количество самолетов Ил-76 от советских ВВС, до 100 из которых остаются в строю.
Воздушная служба Украины эксплуатировала Ил-76МД.
Air Ukraine и Air Ukraine Cargo эксплуатировали самолеты, хотя на момент банкротства ни один из них не находился в эксплуатации.
Авиакомпания АТИ эксплуатирует несколько моделей Ил-76.
Авиакомпания «Азов Авиа» эксплуатирует 2 Ил-76МД. Авиакомпания
BSL эксплуатировала целых 6 Ил-78.
Авиакомпания «Бусол» эксплуатировала Ил-76 до закрытия в 1998 году.
Авиакомпания «Хорс» эксплуатирует 2 Ил-76МД.
Львовские авиалинии эксплуатируют 3 Ил-76МД.
South Airlines — бывший оператор.
Воздушный альянс Украины эксплуатирует 4, в том числе 1 Ил-76МД и 3 Ил-76ТД.
Украинские грузовые авиалинии эксплуатируют 21, в том числе 19 Ил-76МД.
Veteran Airlines
Volare Airlines эксплуатирует 3, в том числе 2 Ил-76МД и 1 Ил-76ТД. 907:02 Южмашавиа эксплуатирует 2 Ил-76ТД.
США
Air Support Systems, LLC эксплуатирует Ил-76/78 для пожаротушения в США.
Объединенные Арабские Эмираты
Компания Gulf Aviation Technology and Services эксплуатирует ряд самолетов Ил-76, арендуемых или арендуемых.
Phoenix Aviation эксплуатирует 2 Ил-76ТД.
Узбекистан
Авиализинг эксплуатирует Ил-76 на условиях чартера и лизинга.
Узбекские Авиалинии эксплуатируют 14 самолетов Ил-76ТД.
Йемен
В ВВС Йемена имеется 3 самолета Ил-76.
Йемения эксплуатирует 2 Ил-76ТД.
Зимбабве
Avient Aviation эксплуатирует 1 Ил-76Т в миссиях поддержки Антарктики, базирующихся в Аргентине.
Инциденты и несчастные случаи
11 декабря 1988 г. самолет Ил-76 Аэрофлота потерпел крушение на подходе к Ленинакану, Армения, погибли все 78 человек на борту. Самолет выполнял операцию по оказанию помощи после Спитакского землетрясения 1988 года.
3 августа 19 г.95 Ил-76, пилотируемый российским экипажем, был сбит истребителем талибов, что привело к инциденту в Аэростане
19 августа 1996 г. Ил-76Т авиакомпании Spair Airlines, рейс PAR-3601, разбился и взорвался при попытке приземлиться в белградском аэропорту Никола Тесла. 12 членов экипажа
12 ноября 1996 года самолет Ил-76, выполнявший рейс 1907 Казахстанских авиалиний, столкнулся в воздухе недалеко от Нью-Дели, Индия, с Боингом 747 авиакомпании Саудовской Аравии, в результате чего на борту обоих самолетов погибло 349 человек. Авария была признана ошибкой пилота, поскольку самолет Ил-76 не выполнил указания авиадиспетчера. 907:02 2 декабря 2001 г. рейс 9064 Вооруженных Сил Российской Федерации потерпел крушение в Новой Ине, Россия, в результате пожара на борту, в результате чего на борту погибло 18 человек.
19 февраля 2003 г. самолет Ильюшин Ил-76 потерпел крушение недалеко от Кермана, Иран, по неустановленным причинам (возможно, из-за погодных условий). В результате авиакатастрофы погибли 302 человека, в том числе сотни бойцов Корпуса стражей исламской революции.
8 мая 2003 года задняя погрузочная рампа Ил-76, арендованного конголезским правительством, неожиданно открылась на высоте 10 000 футов, в результате чего более 120 полицейских и их семьи были выброшены через 45 минут после взлета из столицы Киншасы. 907:02 11 ноября 2005 г. грузовой Ил-76МД Royal Airlines, серийный номер 0053464926, врезался в холм в 30 км к северо-западу от Кабула, Афганистан.
9 марта 2007 г. самолет Ил-76ТД компании «Трансавиаэкспорт» с бортовым номером 1003499991, бортовой номер EW-78826, при заходе на посадку в Могадишо, Сомали, был поражен снарядом, позднее подтвержденным белорусскими официальными лицами как РПГ. Самолет благополучно приземлился, но получил значительные повреждения.
23 марта 2007 г. самолет Ил-76 компании «Трансавиаэкспорт» был сбит зенитной ракетой при взлете из Могадишо, Сомали. 907:02 30 июня 2008 г. самолет Ильюшин Ил-76 взорвался, превратившись в огненный шар, при взлете из международного аэропорта Хартум в Судане. Все четыре экипажа погибли.
15 января 2009 года два Ил-76 столкнулись и загорелись в аэропорту Уйташ, Махачкала, Россия.
9 марта 2009 г. угандийский Ил-76 после взлета из международного аэропорта Энтеббе врезался в озеро Виктория, в результате чего погибли четыре члена экипажа и несколько представителей миротворческих сил.