Прямых рейсов из Литвы становится все меньше: поможет ли создание национальных авиалиний решить вопрос?
Предприниматели считают, что страна теряет миллионы из-за отсутствия рейсов и их неудобства. Только в прошлом году два крупных иностранных предприятия не стали инвестировать в Литву из-за этого, говорит адвокат Роландас Валюнас.
В ноябре Литву потрясла новость о том, что авиакомпания Brussels Airlines отменила рейсы из Литвы в Брюссель, где находятся важнейшие институты Европейского союза (ЕС). В пятницу жителей Литвы потрясла еще одна печальная новость: Raynair, бюджетный перевозчик, занимающий около 50% рынка в Литве, решил сократить маршруты, возмущенный повышением цен.
Согласно рейтингу IATA Air Connectivity Score, Литва занимает лишь 95-е место по уровню авиасообщения. Мы опережаем Эстонию (105-е место), но отстаем от Латвии (85-е место).
Аэропорт в Вильнюсе / D. Umbraso/LRT nuotr.
Литва теряет миллионы
Роландас Валюнас, юрист и председатель правления Форума инвесторов, считает, что нынешние рейсы из Литвы в другие зарубежные страны не только неудобны, но иногда их вообще нет в желаемых направлениях.
«Летать не только неудобно, но иногда и невозможно. Для местных предпринимателей это может быть вопросом неудобства, но когда мы говорим об иностранных предпринимателях и инвесторах, это означает потерянные инвестиции, потерянные налоги, потерянные возможности повысить зарплату учителям, медикам и другим работникам государственного сектора», — говорит Валюнас.
Он говорит, что только в прошлом году ему известно по крайней мере два случая, когда иностранные инвесторы отказались от идеи начать бизнес в Литве из-за неудобных перелетов.
Он отмечает, что для бизнеса важно не только количество пунктов назначения, но и время полетов.
«Есть рейс из Литвы в Цюрих, но не каждый день. Бизнесмен рассчитывает, что утром он сможет вылететь в нужную страну, а вечером вернуться к своей семье. Например, из Риги есть много удобных рейсов с 7 до 9 утра, а из Вильнюса — только 2. Они не удобны для деловых людей», — говорит адвокат.
Говоря о конкретных городах, куда нужны удобные рейсы из Литвы, Р. Валюнас упоминает Таллинн (рейсы есть, но поздно вечером), Хельсинки, Стокгольм, Копенгаген, Осло, Брюссель, Париж, Амстердам, Рим, Вена, Лондон.
«Более того, если мы посмотрим на важные немецкие города — Берлин, Гамбург, Франкфурт, Дюссельдорф — в некоторые дни есть рейсы из Вильнюса, а в некоторые дни их нет вообще. (…) Было бы здорово иметь прямые рейсы в Нью-Йорк и Вашингтон, но это почти нереально», — говорит Р. Валюнас.
Вида Стасконене, директор Департамента инвестиционного развития Invest Lithuania, отмечает, что привлекательность Литвы для иностранных инвестиций основывается на многих факторах, в том числе на доступности.
Аэропорт в Вильнюсе / E.Blaževič/LRT nuotr.
«Удобный перелет в Литву может стать началом успешного делового визита и побудить международные компании чаще и серьезнее рассматривать Литву как потенциальное место для расширения бизнеса. Доступность сама по себе редко является решающим аргументом, но когда мы конкурируем с местами, которые предлагают схожие условия ведения бизнеса или являются гораздо более развитыми, мы должны приложить все усилия, чтобы не иметь очевидных слабостей, которые ограничивают шансы Литвы успешно конкурировать за приход глобальных бизнес-игроков», — говорит Стасконене.
Собственные авиалинии — дорогое удовольствие
Один из способов сделать перелеты более удобными — создать национальные авиалинии. Литва пробовала этот путь по крайней мере 2 раза, но оба раза не очень успешно. Сторонники национальных авиакомпаний указывают пальцем на Латвию, где больше пунктов назначения и более удобное время. Этому способствует государственный авиаперевозчик airBaltic.
Но иметь собственный парк самолетов — недешевое удовольствие для страны. Только во время пандемии Латвия выделила около 250 млн евро авиакомпании airBaltic, Польша — 650 млн евро авиакомпании LOT, Германия — более 6 млрд евро авиакомпании Lufthansa, а Франция и Нидерланды — 3,4 млрд евро авиакомпании AirFrance-KLM.
Талис Линкайтс, бывший министр транспорта Латвии, сказал LRT.lt, что решение Латвии иметь собственную авиакомпанию дорого, но необходимо.
AirBaltic / D. Umbraso/LRT nuotr.
«Цель Латвии — стать авиационным центром региона, и национальные авиакомпании вносят в это весомый вклад. Я горжусь работой AirBaltic, ее текущими и будущими планами, и считаю, что Латвия находится на правильном пути, имея и поддерживая собственного авиаперевозчика», — сказал бывший министр.
Однако он отмечает, что невыгодно иметь национальную авиакомпанию, которая обслуживает только потребности конкретной страны. Именно поэтому у AirBaltic есть базы в Таллинне, Вильнюсе и недавно открытая база в Тампере, а также чартерные и ACMI операции», — объясняет Линкайтс.
Он отмечает, что хотя национальный перевозчик помогает обеспечить более удобные рейсы из аэропорта «Рига», в Латвии постоянно ведутся политические дебаты о том, не является ли национальный перевозчик слишком дорогим решением для обеспечения большего количества рейсов.
Литовские аэропорты отмечают, что, хотя Литва является одним из лидеров по росту авиации в регионе, действительно может ощущаться нехватка удобных рейсов для бизнеса.
«Несмотря на то, что к 2022 году количество пунктов назначения составит почти 100, мы также понимаем, что существующих мер по привлечению новых авиакомпаний или пунктов назначения на стратегически важные для бизнеса маршруты не всегда достаточно.
Поэтому новая модель продвижения полетов, которая сейчас готовится, будет направлена на повышение доступности в целом и развитие новых и существующих направлений полетов, которые особенно важны для деловых путешественников», — говорит Ауримас Стиклюнас, генеральный директор Литовских аэропортов.Аэропорт в Каунасе / D. Umbraso/LRT nuotr.
Он отмечает, что бизнес-перелеты — это очень специфическая часть рынка, поэтому необходимо инвестировать в дополнительные программы стимулирования авиакомпаний и направить эти инвестиции на направления, которые являются приоритетными для государства, но которые в настоящее время еще не пользуются достаточно высоким спросом, чтобы авиакомпании могли выполнять их без стимулов.
Однако, несмотря на то, что Литва выбрала стратегию открытия новых маршрутов в сотрудничестве с авиакомпаниями, в бюджете этого года она выделила только 2 млн евро вместо запрошенных 5,9 млн евро.
Литовские авиалинии — не самое лучшее решение
Стиклюнас считает, что еще одна попытка создания национальных авиакомпаний была бы не самым эффективным решением, или даже шагом назад в контексте тенденций развития авиации общего назначения.
Руководитель литовских аэропортов утверждает, что такой вывод можно сделать не только на основании выводов экспертов, проанализировавших потенциал Литвы для продвижения конкретных маршрутов полетов, но и на основании опыта авиации в регионе и даже в Европе. Последнее показывает, что национальный перевозчик обходится странам в десятки и даже сотни миллионов ежегодно, в то время как риск нежизнеспособной бизнес-модели все еще очень высок.
Он отмечает, что сейчас на авиационном рынке все чаще говорят о модели разделения рисков, которая означает, что государство и авиакомпания, согласившаяся выполнять определенные рейсы, делят риск и делают инвестиции с обеих сторон проекта, снижая риск для обеих сторон, при этом размер инвестиций также значительно ниже.
«Это также стратегия, которую выбрала наша страна», — говорит Стиклюнас.
Ryanair / D. Umbraso/LRT nuotr.
Министр транспорта и коммуникаций Марюс Скуодис сказал, что Литва может пересмотреть идею создания национальной авиакомпании только в том случае, если бизнес внесет не менее 50% от общих расходов на авиакомпанию.
В то же время Р. Валюнас убежден, что решением для Литвы является создание базового носителя. Это частный перевозчик, базирующийся в определенном аэропорту и управляющий оттуда большей частью флота, при этом государство вносит свой вклад в планирование определенных рейсов и приобретает долю в частном перевозчике.
Рейс в Лондон создает 2000 рабочих мест
Что касается количества рейсов из Литвы, то авиационный эксперт Симонас Барткус говорит, что их столько, на сколько есть спрос.
«Часто наличие предложения стимулирует спрос. Поэтому всегда возникает вопрос, приведет ли увеличение количества рейсов к увеличению количества пассажиров, или же есть потребность в пассажирах, и тогда будет больше рейсов», — сказал Барткус.
Он сказал, что пример Латвии показывает, что иметь собственные авиалинии очень дорого, поэтому для Литвы это не будет лучшим решением. Гораздо лучше было бы искать возможности внести свой вклад в финансирование определенных рейсов.
Аэропорт в Вильнюсе / I. Gelūno/BNS nuotr.
Лучшим примером этого являются спонсируемые государством рейсы в Литву и из Литвы в аэропорт Лондон-Сити с 2019 года. По словам Каролиса Жемайтиса, заместителя министра экономики и инноваций, с 2019 года Литва потратила на этот маршрут 10 млн евро, но польза от него во много раз больше.
«По данным Invest Lithuania, инвесторы, которых этот рейс побудил выбрать Литву, уже создали около 2 000 хорошо оплачиваемых рабочих мест, и эта цифра может удвоиться, если планы инвесторов осуществятся в полном объеме. Большинство из них — это компании, предоставляющие бизнес-услуги», — сообщило Министерство экономики и инноваций.
Дорожная карта литовской авиации ставит задачей обеспечить к 2030 году не менее 150 прямых рейсов в Литву (сейчас это число составляет 98).
# Литва# ЛРТ рекомендует
Авиаперевозки по Литва / Travel.Ru / Страны / Литва
- org/ListItem»>
Travel.ru
- Страны
- Литва
- Транспорт
- Авиаперевозки
Внутреннего авиасообщения в Литве нет из-за небольших размеров страны. Рейсы в аэропорты близлежащих государств (Латвия, Польша, Беларусь, Эстония) выполняются авиакомпанией Air Baltic транзитом через Ригу. Международные рейсы выполняются из аэропортов Вильнюса, Каунаса и Паланги, причем два последних используются бюджетными авиакомпаниями.
Аэропорт Ниды функционировал в советское время для местных перелетов из Вильнюса, затем была попытка «оживить» его в конце 1990-х, но в итоге из-за нерентабельности аэропорт перешел в пользование аэроклубов.
Рассказать о личном опыте (Ваш текст появится на сайте после проверки редактором)
Прибалтийская трилогия
Итак, 2010 год мы с супругой встречали в Риге. 2011 год мы встречали в Таллинне. Какой же город напрашивается на этот раз? Совершенно верно — Вильнюс! Рождество там встретили! Читать дальше →
Gatto | 2009-2011
Самые выгодные предложения авиабилетов в Европу на майские праздники
Самые привлекательные авиарейсы в майские праздники из Москвы
С приближением Нового года билеты в Европу дорожают
Литовские авиалинии увеличат число рейсов в Москву.
Аэрофлот помогает соблюдать Конституцию.
SAS отказалась от покупки «Литовских авиалиний».
Литва решила не закрывать свое небо для «Калининградавиа».
Для «Калининградавиа» небо Литвы закрыто.
SAS намерена купить «Литовские авиалинии».
Литва пригрозила Калининграду воздушной блокадой.
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США — так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах
Air Lituanica
Первоначально идея создать авиакомпанию, полностью принадлежащую Вильнюсскому городскому самоуправлению, принадлежала мэру Артурасу Зуокасу. Это было вызвано мыслью, что для туристической отрасли будет хорошо, если в Вильнюс будут прямые рейсы.
Эта идея породила Air Lituanica . В мае 2012 года Air Lituanica была зарегистрирована как юридическое лицо, принадлежащее Air Vilnius Group. Эта компания находится в собственности Šiaurės miestelis , дочернее предприятие Вильнюсского городского самоуправления. Авиакомпания была названа в честь Lituanica , названия самолета, на котором летали литовские пилоты Стасис Гиренас и Стпонас Дарюс, совершившие на нем трансатлантический перелет в 1933 году.
Первоначальные инвестиции в размере 0,5 млн литов (LTL) были предоставлены Air Vilnius Group. Затем от других инвесторов будет получено примерно 43,5 млн литов. Правда, добрый мэр долго искал возможных инвесторов, и почти 17% акций авиакомпании принадлежало группе частных инвесторов. Они назвали себя клубом Air Lituanica.
Первый пункт назначения авиакомпании был из Вильнюса в Брюссель. Об этом было объявлено в мае 2013 года, но полеты начнутся только 30 июня 2013 года. Первоначальная продажа билетов началась в начале июня 2013 года. Для продажи билетов будут использоваться каналы бронирования Estonia Air.
Air Lituanica с 27 первоначальными сотрудниками заключила договор аренды Embraer E-170, любезно предоставленный Estonia Air. Эта аренда будет действовать с июня 2013 г. по 2015 г. и будет использоваться для маршрута Вильнюс-Брюссель. 26 июня 2017 года Air Lituanica получил сертификат эксплуатанта как раз к первому рейсу 30 июня 2013 года.
В июле 2013 года, через год после начала работы авиакомпании, она арендовала самолет Embraer E-175 лизинговой компании ECC. Планируется 86-местный перевозчик, который в том же месяце использовался для второго маршрута авиакомпании Вильнюс-Амстердам-Вильнюс.
5 августа к маршрутной сети добавился Берлин, 20 сентября – Прага, 21 сентября – Мюнхен.0005 Эйр Литуаника .
В течение первой половины 2014 года планировалось арендовать еще два самолета E-jet. Однако планы сорвались, когда поползли обвинения в невыплаченных долгах с обеих сторон. Тот же самый разлад вынудил Air Lituanica отменить аренду E-170, что привело к отмене рейсов в Амстердам и Берлин.
В 2015 году, после тщательной проверки деятельности авиакомпании, Нериюс Юкна, директор Air Lituanica , заявил, что авиакомпания немедленно начнет процедуру банкротства. Все рейсы будут отменены с 22 мая, а пассажиры, забронировавшие рейсы с 22 мая по 5 июня, будут обслуживаться Air Baltic. Всем пассажирам, которые забронировали рейсы вне этого расписания, рекомендуется запросить возврат средств.
Air Lituanica объявила своим сотрудникам, что 28 мая они не будут выполнять свои обязанности. После этого объявления администрация авиакомпании сразу же приступила к рассмотрению жалоб клиентов и выделению оставшихся ресурсов.
Официально Air Lituanica прекратила свою деятельность 22 мая 2015 г., а 8 июня 2015 г. объявила о банкротстве.
Индия как место для азартных игр – хороший ли это выбор?
В качестве места отдыха Индия может многое предложить, особенно тем, кто путешествует из Европы или США и хочет познакомиться с разными культурами и узнать о разных образах жизни. Экзотическая страна, окутанная мистикой, Индия
год. Прочитайте статью полностьюСтанет ли Япония новым направлением для азартных игр после запуска IR?
После десятилетий размышлений Япония, наконец, решила дать зеленый свет интегрированным казино-курортам в стране. Последний законопроект об азартных играх позволит для начала открыть в стране несколько площадок для живых казино. Для
Прочтите статью полностьюТоп-5 аэропортов, в которых можно сыграть в азартные игры по номеру
Аэропорты — это места, которые ассоциируются с эмоциональными прощаниями. Путешественники, уезжающие или прибывающие и выразительно обнимающие своих близких, — обычное дело в аэропорту. Это, наряду с шумом и суетой этих всегда многолюдных мест, это то, что мы
Читать статью полностьюЗахватывающая Клайпеда
Клайпеда попала в список обязательных к посещению мест в Литве просто потому, что ей есть что предложить всем, и молодым, и пожилым, независимо от ваших интересов, в Клайпеде есть то, что вы обязательно захотите чтобы увидеть. Портовый город Литвы
Читать статью полностьюГора Крестов, Шяуляй – символ свободы и преданности
Литва с ее богатой историей и культурой – рай для туристов. Помимо посещения Вильнюса, еще одно место, которое вы не должны пропустить, — это Шяуляй. Хотя Шяуляй наиболее популярен, потому что здесь находится Гора Крестов, здесь так много
Читать статью полностьюЗнакомство с очарованием Вильнюса
В списке обязательных к посещению мест при посещении Литвы обязательно стоит посетить Вильнюс. Столица Литвы, Вильнюс, является домом для лучше всего сохранившегося европейского средневекового центра города – Старого города Вильнюса
Читать статью полностьюКазино и азартные игры в Литве
При посещении Литвы советуем заглянуть в одно из известных казино. Азартные игры как профессиональный бизнес появились в Литовской Республике относительно недавно, но с 2001 года, когда олимпийским казино была выдана первая лицензия, номер
Читать статью полностью
Почему в Литве нет флагманской авиакомпании?
Литовская авиационная промышленность состоит в основном из чартерных, исполнительных и ACMI авиакомпаний. Но в отличие от Латвии, у которой есть национальная авиакомпания airBaltic, и Эстонии, которой принадлежит Nordica, Литва не имеет своей национальной авиакомпании и пока не рассматривает возможность ее создания. Давайте выясним, почему.
Эпоха банкротства
Возможно, об этом забыли, но Литва трижды пыталась создать успешную национальную авиакомпанию.
Первая попытка была предпринята при создании Литовских авиалиний в сентябре 1991 года, вскоре после обретения страной независимости от Советского Союза. Авиакомпания унаследовала самолеты несуществующего вильнюсского филиала Аэрофлота и выполняла регулярные внутренние и международные регулярные рейсы со своей основной базы в Вильнюсском международном аэропорту (ВНО).
Фото: Aero Icarus | Flickr
Однако после более чем десятилетия финансовых трудностей «Литовские авиалинии» начали реструктуризацию. В 2005 году авиакомпания была продана частной компании LAL Investment Management и переименована в flyLAL-Lithuanian Airlines. Однако спасти авиакомпанию не удалось без помощи правительства, жесткой конкуренции со стороны авиакомпаний-соседей и снижения спроса на поездки из-за мирового экономического кризиса.
В 2009 году компания flyLAL объявила о банкротстве и прекратила полеты с последним рейсом между Амстердамом и Вильнюсом в январе, что значительно сократило количество прямых рейсов из Вильнюса.
Провалившуюся flyLAL-Lithuanian Airlines пытались заменить основанной в 2009 году литовской бюджетной авиакомпанией Star1 Airlines. Однако менее чем через год после начала деятельности компания столкнулась с финансовыми трудностями и объявила о банкротстве.
Позже Вильнюсская городская управа заявила, что Литве по-прежнему нужна национальная авиакомпания, чтобы привлечь больше деловых путешественников, которые тратят больше денег и не путешествуют лоукостерами. Следовательно, в 2011 году была создана Air Lituanica. Но снова авиакомпания не смогла удержаться на плаву и была вынуждена объявить о банкротстве в 2015 году из-за финансовых трудностей.
Фото: Александр Маркин | Wikimedia Commons
Конец мечты?
После неудачных попыток все еще была мечта возродить в Литве идею национальной авиакомпании, так как флагманские авиаперевозчики по-прежнему имеют определенное значение в авиационной отрасли.
В разгар пандемии COVID-19 в 2020 году Министерство транспорта Литвы предложило создать национальную авиакомпанию, которая не будет владеть самолетами, а будет покупать летные часы и услуги у других авиакомпаний. В министерстве заявили, что авиакомпания будет финансироваться государством и сделает Литву «независимой от постоянно меняющихся стратегий иностранных авиакомпаний».
Однако мечта о флагманском авиаперевозчике была оставлена вместе со сменой правительства и последней авиационной стратегией Литвы на следующие 30 лет.
В новом плане, который не обновлялся с 2006 года, не упоминалась потребность в национальном перевозчике. Вместо этого он указал на важные проблемы, такие как небольшое количество прямых рейсов, отсутствие конкурентоспособности и доступности.
Несмотря на то, что национальная авиакомпания могла бы улучшить связь и развитие сети прямых маршрутов, считается, что создание национальной авиакомпании — не единственный способ добиться этого, по данным Литовской национальной авиационной ассоциации (LAVIA). .
Председатель правления LAVIA Йорис Гинтилас заявил, что концепция национальной авиакомпании является устаревшей и ложится тяжелым финансовым бременем на страну. Поэтому, по его словам, есть и другие способы достижения лучших целей доступности.
Гинтилас сказал,
«В настоящее время наблюдается растущая тенденция к улучшению доступности путем поощрения создания и расширения базовых перевозчиков вместо создания национальных авиакомпаний. Необходимо четко определить, какие выгоды Литва ожидает от прямых рейсов».
«Если бы в центре внимания были потребности делового и въездного туризма, нам нужны были бы бизнес-благоприятные направления, богатые туристы, дорогие конференции, потребление и налоги для государственного бюджета. Если бы в центре внимания был абстрактный показатель доступности страны (количество пунктов назначения), то национальная авиакомпания является подходящим инструментом, но с оговоркой, что активность лоукостеров на местном рынке невелика».
По словам Гинтиласа, с точки зрения частного сектора гораздо быстрее и устойчивее было бы создать базового перевозчика с финансовым вкладом государства, совместно финансируя несколько стратегических направлений и проводя открытые торги по отдельным направлениям.
Фото: Алек Уилсон | Викисклад
«Это позволит более эффективно и прозрачно использовать государственные средства и будет способствовать конкуренции в интересах местных потребителей».
Кроме того, председатель правления LAVIA считает, что, в отличие от создания национального перевозчика, наличие базового перевозчика будет способствовать здоровой конкуренции. Он также добавил, что Литва даже без национального перевозчика хорошо конкурирует в регионе по количеству перевезенных пассажиров.
«Авиационный сектор в Литве генерирует 580 миллионов евро, в нем работает почти 5000 человек (больше, чем в Латвии). Поэтому «виртуальная платформа перевозчика» позволит не только прозрачно поддерживать литовский авиационный бизнес, борющийся с текущими проблемами, без какой-либо государственной помощи. но и помочь Литве обеспечить долгосрочное стратегическое преимущество в нашем регионе в перспективе следующих 2-3 лет».
Литва боится стать забытым уголком Европы
В настоящее время в Литве работают восемь перевозчиков (AvionExpress, GetJet, DAT LT, KlasJet, Charter Jets, Transavibaltika, Classic Jet, Heston Airlines), но ни один из них не является национальным или базовым перевозчиком. Это означает, что доступность страны и зависимость от иностранных коммерческих авиакомпаний остаются проблемой.
В ноябре 2022 года Литва стала одной из очень немногих стран Европы, не имеющих прямого авиасообщения с Брюсселем, Бельгия, где находятся все основные учреждения Европейского Союза.