+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Ми 28 вооружение: Вооружение Ми-28

0

Ми-28НМ: «Ночной суперохотник» для армии

Фото: Евгений Баранов

28 октября в России отмечается День армейской авиации. Главным средством этого рода войск являются вертолеты различного назначения, в том числе боевые, или, как их еще называют, ударные. Вертолеты Ми-28 с 2013 года находятся на вооружении Минобороны России. В 1982 году впервые взлетел боевой Ми-28, а спустя 14 лет был разработан модифицированный Ми-28Н «Ночной охотник». Вертолет продолжает совершенствоваться, и на смену Ми-28Н приходят обновленные с учетом боевого опыта в Сирии машины Ми-28НМ. За свои высокие летные характеристики и надежность новый вертолет получил от пилотов уважительное прозвище «Николай Михайлович».

Усиленная бронезащита, повышенная боевая живучесть, современный высокоточный комплекс вооружения и другие преимущества нового «Ночного охотника» – в нашем материале. 


Наш ответ «Апачу» 

Концепция поддержки сухопутных войск с воздуха хорошо вооруженными «летающими танками» − боевыми вертолетами – появилась в конце 1950-х годов. Взлетевший в 1969 году Ми-24 «Крокодил» гениального конструктора Михаила Миля стал первым в СССР и вторым в мире специализированным боевым вертолетом. 

Его последователь Ми-28 был создан в результате соперничества ОКБ Миля и ОКБ Камова за право создания нового ударного вертолета, способного противостоять американскому ударнику «Апач» и заменить устаревшие Ми-24. Долгое время Ми-28 и камовский Ка-50 шли в испытаниях примерно на равных, но в итоге военные отдали предпочтение «воздушному танку» Миля. В 1982 году Ми-28 впервые поднялся в воздух. 


Первый полет Ми-28, 10 ноября 1982 г.

Задачами нового летательного аппарата стали поддержка сухопутных войск и десанта, уничтожение живой силы, наземной бронетехники и малоскоростных воздушных целей. На испытаниях вертолет отлично показал себя и подтвердил летные и технические характеристики, поставленные в задании Минобороны. 

Спустя 14 лет был разработан модифицированный Ми-28Н, который первым из «двадцать восьмых» пошел в серию. Эта модель создавалась милевцами специально для армейской авиации в то время, когда вертолеты массово переводились из ВВС в сухопутные войска. Новая машина должна была сохранить все качества Ми-28 и вдобавок соответствовать специфике сухопутных войск: работать не только днем, но и ночью, а также в любую погоду, иметь высокий уровень автономности и быть достаточно простой в эксплуатации и ремонте. 


Ми-28Н. Фото: Евгений Волков / wikimedia.org

Для реализации ночного режима боя ставка была сделана на глубокую интеграцию всего бортового оборудования. Усовершенствованное БРЭО позволило эффективно использовать мощь вертолета в темное время суток, за что Ми-28Н получил название «Ночной охотник». 

Ми-28Н подвластны такие «самолетные» фигуры высшего пилотажа, как «бочка», «горка», «мертвая петля», а еще он может делать специфическую «воронку на хвост», летать задом и боком. Именно эти машины использует в своих выступлениях российская пилотажная группа «Беркуты». Высокая маневренность Ми-28Н вместе с допустимой нормальной перегрузкой 2,5 единицы позволяет применять воздушные пируэты не только для украшения авиационных праздников, но и в качестве реальных боевых маневров, от которых зависит выживание боевой машины.     
 

«Николай Михайлович» выходит на охоту 

Ми-28НМ (ночной модернизированный) – это новейшая модификация «Ночного охотника», разработка которой началась в 2009 году. В ней учтены все замечания, которые получил Ми-28Н во время государственных испытаний. Еще одной задачей модернизации стала замена иностранных комплектующих на отечественные. Военные пилоты очень рады новому вертолету, который за свои качества уже получил от них уважительное прозвище «Николай Михайлович». 

Разработчики сделали многое, чтобы экипажу «Ночного охотника» было удобнее работать, особенно в темноте. Информация о работе систем и ходе полета стала более обширной и наглядной. У вертолета появилась новая прицельно-поисковая система.


Ми-28НМ

Бронированная кабина защищает экипаж от бронебойных пуль и снарядов калибра до 20 мм. В штурманской кабине создана полноценная система управления машиной, так что даже в случае прямого попадания в кабину летчика штурман сможет продолжить полет. Подобная схема уже была реализована в учебно-боевой версии Ми-28УБ. По отзывам летчиков-испытателей кабина Ми-28НМ по размерам и шумоизоляции стала напоминать салон пассажирского самолета. 

Ключевым новшеством Ми-28НМ стал двигатель. Серийные Ми-28 оснащались силовыми установками ТВ3-117, основное производство которых осталось на Украине. В рамках импортозамещения в «ОДК-Климов» был разработан двигатель ВК-2500, собирающийся полностью из российских комплектующих. Его последняя модификация ВК-2500П и устанавливается на Ми-28НМ. 


Новый двигатель отличается от базового модернизированной системой автоматического управления типа FADEC и противопожарной защитой, которые обеспечивают безопасность полетов, упрощают обслуживание и улучшают технические характеристики силовой установки в целом. Мощность двигателя значительно увеличилась, а ресурс до первого капитального ремонта вырос с 2000 до 3000 час/циклов. Кроме того, новый двигатель делает возможным применение «Ночного охотника» в широком диапазоне температур. 

В Ми-28НМ используется конструкция предшественника, а самым заметным внешним отличием стала надвтулочная радиолокационная станция Н025. Этот шар, расположившийся над основным винтом вертолета, помогает экипажу находить цели даже вне зоны видимости. Прежде подобное оборудование устанавливалось только на экспортные модели. Лопасти несущего винта выполнены из композитных материалов, что позволяет завершить полет даже при попадании в винт снарядов калибра 20-30 мм. 

Концепция «воздушного танка» подразумевает возможность использования на вертолете широкой номенклатуры вооружения. По-прежнему в арсенал Ми-28НМ входят различные типы управляемых и неуправляемых ракет. Также в 2019 году представители КБ Миля рассказали, что новый вертолет получит первую в стране многофункциональную вертолетную ракету класса «воздух-воздух»/«воздух-поверхность» с головкой самонаведения.

Ракета отличается повышенной дальностью, что позволяет экипажу уничтожать цели, не заходя в опасную зону. 


Фото: «Вертолеты России»

Для собственной защиты «Ночной суперохотник» оснащается лазерной станцией подавления, разработанной холдингом КРЭТ. Ее работа заключается в создании фантомных целей для ракет противника, наводящихся на вертолет с помощью лазера. Также в новой машине заложена очень перспективная функция взаимодействия с беспилотниками. При этом есть несколько сценариев работы – когда дрон выполняет функции целеуказания для Ми-28НМ или когда он управляется штурманом непосредственно с борта вертолета. 

Ми-28НМ, как и предыдущие модели, выпускается на ростовском заводе «Роствертол» холдинга «Вертолеты России». О боевых испытаниях опытного образца нового «Ночного охотника» в 2019 году рассказал Сергей Шойгу. По словам министра обороны, Ми-28НМ принял участие в боевых действиях в Сирии, то есть машина успешно прошла проверку в условиях жаркого климата и пустыни.

В том же году Министерство обороны заключило с холдингом «Вертолеты России» контракт на поставку 98 вертолетов Ми-28НМ до конца 2027 года. «Ночной суперохотник» продолжает проходить испытания, одновременно с которыми в сентябре текущего года запущено серийное производство, и совсем скоро Ми-28НМ пополнит армейскую авиацию.

Ми-28Н — Helicopter.su

О вертолете


Ми-28Н «Ночной охотник». Боевой ударный вертолет круглосуточного действия

Серийное производство

Учитывая положительные результаты ССГИ первого опытного образца, Правительство РФ 14 декабря 1987 г.выпустило постановление о завершении работ по Ми-28 и начале серийного производства на Ростовском вертолетном заводе. Однако из-за тяжелого экономического положения в стране завершить постройку первого предсерийного вертолета ростовчанам удалось только в марте 2004 г., уже в варианте модификации Ми-28Н «Ночной охотник». Выданное 4 марта 2006 г. государственной комиссией заключение о выпуске установочной партии Ми-28Н явилось официальным разрешением ОАО «Роствертол» начать серийный выпуск вертолетов Ми-28Н, а для подразделений заказчика — осуществлять их эксплуатацию. В том же году первые серийные «ночные охотники» начали поступать в состав ВВС РФ. Ежегодно запланировано поставлять Вооруженным Силам России по десять Ми-28Н.

Модификации вертолета Ми-28

Ми-28 — исходная опытно-экспериментальная модификация вертолета, предназначенного для применения в дневных и ограниченно-сложных метеоусловиях. Выпущена в двух экземплярах, проходивших испытания с 1982 по 1987 г.

Ми-28А— модернизированный, модификация Ми-28 создана в 1985-1987 гг. В конструкции учтены все замечания и изменения, вносимые в опытно-экспериментальные образцы по мере их доводки. Отличалась модернизированными высотными двигателями ТВЗ-117ВМА мощностью 2200 л.с. каждый, улучшенным приборным оборудованием, измененной конструкцией эжекторных выхлопных устройств и модифицированным главным редуктором. На концах крыльев установлены контейнеры с кассетами инфракрасных и радиолокационных пассивных помех. Выпущена в двух опытных экземплярах.

Ми-28Н «Ночной охотник» — созданная в 1997 г. новейшая глубоко модернизированная модификация с интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного и приборного оборудования и вооружения, обеспечивающим круглосуточное боевое применение в сложных метеоусловиях и на предельно малых высотах (5 — 15 м) с автоматическим огибанием рельефа местности и облетом (обходом) препятствий с использованием картографической информации и трехмерного синтезирования изображения местности. С 2006 г. находится в серийном производстве на ОАО «Роствертол».

Ми-28НЭ — экспортный вариант Ми-28Н. Специалисты ОАО «МВЗ им. М.Л.Миля» продолжают работы по совершенствованию Ми-28Н «Ночной охотник», внедряя в конструкцию его агрегатов и систем новейшие достижения отечественной и мировой вертолетной науки и техники. Готовится ряд новых модификаций вертолета для ВВС РФ и экспортных поставок, в том числе варианты с агрегатами и системами иностранного производства.

История


К углубленной проектной разработке боевого вертолета Ми-28 сотрудники «МВЗ им. М.Л. Миля» под руководством главного конструктора М.Н. Тищенко приступили в 1972 г. 16 декабря 1976 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о разработке боевого вертолета Ми-28. Все работы возглавил заместитель главного конструктора А.Н. Иванов, ответственным ведущим конструктором был назначен М.В. Вайн-берг. Поиск наиболее рационального внешнего облика и работа по улучшению технических и летных показателей вертолета проводились в сотрудничестве со специализированными научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими и летно-испытательными организациями.

К концу 1977 г. конструкторы МВЗ им. М.Л. Миля закончили эскизный проект, а в 1979 г. ОКБ приступило к рабочему проектированию винтокрылой машины и испытаниям первых экспериментальных образцов агрегатов и систем. В августе 1980 г. правительственная Комиссия по военно-промышленным вопросам, ознакомившись с ходом разработки перспективного боевого вертолета Ми-28, приняла решение о строительстве опытно-экспериментальных образцов, не дожидаясь официального утверждения окончательного макета. Поэтому первый образец Ми-28, собранный в июле 1982 г., дорабатывался до требуемого уровня в процессе доводки и летных испытаний.

10 ноября 1982 г. экипаж в составе ведущего летчика-испытателя завода Г.Р. Карапетяна и штурмана-испытателя В.В. Цыганкова впервые оторвал новый вертолет от земли, а 19 декабря того же года — осуществил первый полет по кругу. Вертолет поступил на совместные сравнительные государственные испытания, В сентябре 1983 г. опытное производство МВЗ завершило сборку второго летного экземпляра. Он использовался для испытания вооружения.

В 1986 г. Ми-28 успешно прошел основную часть программы госиспытаний, и в следующем году последовало правительственное постановление о запуске вертолета в серийное производство. Тогда же МВЗ им. М.Л. Миля завершил постройку предсерийного прототипа, названного Ми-28А. Вертолет получил высокую оценку как отечественных, так и зарубежных специалистов. Он полностью соответствовал своему назначению и превосходил по многим показателям все вертолеты аналогичного класса. Пилотажные и маневренные характеристики уникальны и гарантируют высокую степень выживаемости в воздушном бою. 6 мая 1993 г. летчик-испытатель Карапетян впервые выполнил на Ми-28 «петлю Нестерова», а спустя несколько дней — «бочку».

В 1993 г., после окончания первого этапа государственных испытаний Ми-28А было получено предварительное заключение о выпуске установочной партии вертолетов, которые оснащены комплексом оборудования и вооружения для применения в дневных и ограниченно-сложных метеоусловиях. Однако М.В. Вайн-берг, ставший к тому времени генеральным конструктором МВЗ, принял решение прекратить разработку Ми-28А на заключительном этапе государственных испытаний и сосредоточить все силы и финансовые возможности на разработке боевого вертолета Ми-28Н («Н» — ночной) -круглосуточного и всепогодного, с принципиально новым интегрированным комплексом бортового оборудования пятого поколения.

Первый опытный вертолет Ми-28Н был построен в августе 1996 г. и совершил первый полет 14 ноября 1997 г. (летчик-испытатель В.В. Юдин и штурман СВ. Никулин), а с 30 апреля 1997 г. начал проходить заводские летные испытания. Через четыре года Ми-28Н поступил на государственные испытания. Учитывая большую потребность в военных машинах подобного типа, командование ВВС РФ в 2002 г. приняло Ми-28Н как основной перспективный боевой вертолет будущего, не дожидаясь завершения испытаний. Летом следующего года последовало распоряжение Президента России В.В. Путина о принятии Ми-28Н на вооружение в качестве основного ударного вертолета. 4 марта 2006 г. государственная комиссия под председательством главнокомандующего ВВС Российской Федерации генерала армии В.С.Михайлова выдала заключение о выпуске установочной партии Ми-28Н. Всего до 2010 г. в Вооруженные Силы России планируют поставить 50 таких машин. Всего же отечественные ВВС собираются закупить 300 «ночных охотников». Заинтересованность в приобретении «ночных охотников» выразили военные министерства ряда стран дальнего зарубежья.

Динамическая система Ми-28Н послужила основной для разработки на МВЗ им. М.Л. Миля проектов новых вертолетов: воздушной боевой машины пехоты Ми-40 и транспортно-пассажирского вертолета Ми-58.

Характеристики


Экипаж, чел.2
Двигатели 2 ГТДТВЗ-117ВМА
взлетная мощность, кВт/л.с.2 х 2200/2×1615
Размеры, м: 
диаметр несущего винта17,2
длина вертолета16,98
высота вертолета3,83
Массы и нагрузки, кг:  
масса пустого вертолета8600
взлетная масса максимальная12100
взлетная масса нормальная11000
масса груза максимальная1000
боевая нагрузка2300
Летные данные:  
максимальная скорость, км/ч320
вбок100
хвостом вперед100
крейсерская скорость, км/ч270
статический потолок, м3600
практический потолок, м5700
скороподъемность у земли, м/с13,6
практическая дальность полета, км
450-500
перегоночная дальность полета, км1100

Конструкция


Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, двумя ГТД, трехопорным шасси и вспомогательным крылом.

Фюзеляж цельнометаллический, полумонококовой конструкции, включает в себя носовую и центральную части, а также хвостовую и килевую балки. В носовой части находятся два раздельных бронированных отсека кабины экипажа, в которой размещены спереди кресло штурмана-оператора, а сзади и выше кресло пилота. Для повышения боевой живучести вертолета и выживаемости экипажа имеется бронезащита кабины, в которую входит набор керамических плиток, наклеенных на каркас носовой части фюзеляжа. Ми-28Н — единственный в мире вертолет, оснащенный боковыми бронестеклами. Летчик и штурман разделены бронеперегородкой. Дверь штурмана находится на левом борту, а летчика — на правом. Двери и стекла оборудованы механизмами аварийного сброса. При аварийном покидании кабин под дверями надуваются специальные трапы, предохраняющие экипаж от удара о шасси. Спереди внизу к носовой части крепится на стабилизированной платформе обзорно-прицельная станция и рама пушечной установки. Под полом летчика размещены блоки электрооборудования и прицельно-пилотажно-навигационного комплекса.

Задний отсек радиооборудования имеет достаточно вместительные свободные объемы, позволяющие использовать его в качестве грузового (для перевозки аэродромного оснащения при передислокации вертолета либо эвакуации экипажа другого вертолета). Нижнее расположение хвостовой балки исключило возможность задевания за нее лопастью несущего винта при резком маневре. Задняя часть килевой балки выполнена в виде фиксированного руля. В верхней части килевой балки крепится стабилизатор. Под ее нижней частью находится хвостовая опора шасси.

Система пассивной защиты вертолета обеспечивает безопасность членов экипажа при аварийной посадке с вертикальной скоростью до 12 м/с. При этом величины перегрузок снижаются до уровня физиологически переносимых. Механизмы, приводившие в действие систему защиты, установлены на цилиндрах амортизаторов основных опор шасси. С их помощью осуществляется просадка энергопоглощающих кресел экипажа и отклонение вперед ручки продольно-поперечного управления, что исключает возможность травмирования летчика. Энергогасящие кресла, опускающиеся на 30 см, защищают экипаж от перегрузок, возникающих при аварийной посадке. В аварийной ситуации также обеспечивается принудительное травмобезопасное притягивание летчиков к спинке кресла привязной системой.

Крыло свободнонесущее с четырьмя пилонами, предназначенными для подвески ракетного, стрелково-пушечного, бомбового вооружения и дополнительных топливных баков. По концам крыла в обтекателях располагаются устройства для отстрела помеховых патронов. В аварийной ситуации крыло может сбрасываться. Управление стабилизатором соединено с ручкой общего шага несущего винта.

Несущий винт пятилопастный. Лопасти имеют прямоугольную форму в плане. Лонжерон лопасти — из полимерных композиционных материалов образует носовую часть по форме профиля. К нему крепятся хвостовые отсеки, выполненные в виде обшивки из полимерных композиционных материалов с полимер-сотопластовым заполнителем. Втулка несущего винта представляет собой титановый корпус с пятью вынесенными сферическими эластомерными шарнирами. В подвижных соединениях втулки используются металлофторопластовые и тканевые подшипники.

Хвостовой винт четырехлопастной. Для снижения шума и повышения эффективности спроектирован по Х-образной схеме. Его втулка состоит их двух модулей, установленных один над другим на шлицах ступицы. Каждый модуль представляет собой сочленение двух рукавов лопастей. Лопасть состоит из стеклопла-стикового лонжерона и хвостовой части из сотового блока и стеклопластиковой обшивки. Лопасти несущего и рулевого винтов оснащаются электротепловой противообледенительной системой.

Силовая установка включает два турбовальных двигателя ТВЗ-117ВМ мощностью 2200 л.с. каждый, независимая работа которых обеспечивает возможность выполнения полета с одним работающим двигателем. На входах двигателей стоят грибовидные пылезащитные установки. Двигатели оборудованы эк-ранно-выхлопными устройствами, снижающими тепловую заметность вертолета. Система впрыска воды обеспечивает беспомпажную работу двигателей при пусках неуправляемых ракет. В качестве вспомогательной силовой установки использован двигатель АИ-9В, который также обеспечивает привод систем при проверках на земле и подачу теплого воздуха для обогрева кабин. В подкапотном пространстве редукторного отсека, над потолочной панелью центральной части фюзеляжа, располагаются вентилятор и мас-лорадиатор.

Шасси трехопорное с хвостовым колесом. В конструкцию опор основного шасси включены гидропневматические амортизаторы с дополнительным аварийным ходом. Устройство основных опор рычажного типа позволяет изменять клиренс вертолета. Топливная система выполнена в виде двух самостоятельных симметричных систем питания каждого двигателя с автоматическим перекрестным питанием и перекачкой. Она состоит из трех баков (двух расходных на каждый двигатель и одного общего), находящихся в контейнере топливных баков, стенки которого протестированы пенорезиной. Сами топливные баки заполняются предохраняющим от взрыва пенополиуретаном.

Трансмиссия состоит из многопоточного главного редуктора ВР-29, двух угловых редукторов УР-28, служащих для передачи крутящего момента от двигателей к главному редуктору, промежуточного редуктора, редуктора рулевого винта и трансмиссионных валов привода.

Система управления — бустерная, состоит из четырех установленных на главном редукторе комбинированных рулевых приводов, которые выполняют функции гидроусилителей и рулевых машин автопилота. Управление вертолетом максимально скомплексировано: в кабине летчика размещены органы управления полетом, в кабине штурмана-оператора — управление вооружением.

Гидравлическая система состоит из двух независимых систем для питания комбинированных рулевых приводов и гидродемпферов. Электрическая система переменного тока питается от двух генераторов с приводом от главного редуктора. Гидравлическая система состоит из двух независимых систем, служащих для питания комбинированных рулевых приводов систем управления и гидродемпфера в системе путевого управления.

Система жизнеобеспечения включает систему кондиционирования воздуха и кислородное оборудование.

Вооружение состоит из несъемной подвижной пушечной установки НППУ-28 с мощной пушкой 2А42 калибра 30 мм и системы съемного вооружения, подвешиваемого на балочных держателях пилонов крыла. Диапазон отклонения НППУ-28 составляет: по азимуту ±110°; по углу места +13…-40′. Боезапас пушки в 250 снарядов располагается в двух ящиках с селективной двухсторонней подачей на поворотной части турели. На внешних балочных держателях может осуществляться подвеска до 16 противотанковых управляемых сверхзвуковых ракет 9М120 комплекса «Атака-В» или 9М114 комплекса «Штурм-В» (с радиокомандными системами наведения). Кроме того, на Ми-28Н предусмотрена установка ракет типа «Игла» класса «воздух-воздух» с ИК-головкой самонаведения. На внутренних держателях крепятся блоки неуправляемых ракет Б-5В35, Б-8В20 или Б-13Л1, унифицированные вертолетные гондолы ГУВ в пулеметном и гранатометном вариантах, контейнеры мелких грузов КМГУ-2 с минами и авиабомбами малого калибра. На держателях также можно перевозить авиационные бомбы калибра 250 и 500 кг или дополнительные топливные баки. Арсенал вертолета также включает тяжелые неуправляемые ракеты С-24Б, пушечные контейнеры УПК-23-250 и зажигательные баки ЗБ-500. Для защиты от средств ПВО на вертолете установлены: аппаратура «для постановки помех радиолокационным станциям и управляемым ракетам с инфракрасными и радиолокационными головками самонаведения; аппаратура предупреждения об облучении вертолета радиолокационными станциями и лазерными целеуказателями противника; устройство отстрела помеховых патронов УВ-26 для защиты от ракет с тепловыми головками самонаведения.

Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования состоит из: навигационной системы, пилотажного комплекса, бортовой вычислительной системы, информационно-управляющей системы; многофункциональной системы отображения информации, системы управления оружием, обзорно-прицельной станции оператора, тепловизионной станции летчика, бортовой радиолокационной станции кругового обзора, системы управления ракетным вооружением, нашлемной системы целеуказания и индикации, очков ночного видения, комплекса средств связи, системы предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении и радиоаппаратуры опознавания.

Обзорно-прицельная станция с гироста-билизированными полями зрения имеет оптический, низкоуровневый телевизионный и тепловизионный каналы наблюдения. Со станцией конструктивно совмещены лазерный определитель дальности и система управления ракетным оружием. Расположенная в шарообразном обтекателе на втулке несущего винта бортовая радиолокационная станция работает в режимах поиска и обнаружения малоразмерных наземных и воздушных целей. Ми-28Н может производить поиск целей, укрываясь в складках местности или за деревьями, выставив из-за укрытия только свою «макушку». Станция также выдает информацию о впереди лежащих препятствиях, делая возможным круглосуточный полет на предельно малой высоте 5-15 метров даже в сложных метеоусловиях. Пилотажная теплови-зионная станция летчика также оборудована лазерным дальномером. Вся обобщенная информация поступает на многофункциональные жидкокристалические индикаторы — три в кабине летчика и два в кабине штурмана-оператора. На Ми-28Н освоена единая вычислительная среда в составе трех центральных БЦВМ и целого ряда перефирийных вычислителей, существенно упростившая бортовое программное обеспечение. На вертолете внедрена разветвленная система внутреннего контроля.

Вооружение


Вооружение состоит из несъемной подвижной пушечной установки НППУ-28 с мощной пушкой 2А42 калибра 30 мм и системы съемного вооружения, подвешиваемого на балочных держателях пилонов крыла. Диапазон отклонения НППУ-28 составляет: по азимуту ±110°; по углу места +13…-40′. Боезапас пушки в 250 снарядов располагается в двух ящиках с селективной двухсторонней подачей на поворотной части турели. На внешних балочных держателях может осуществляться подвеска до 16 противотанковых управляемых сверхзвуковых ракет 9М120 комплекса «Атака-В» или 9М114 комплекса «Штурм-В» (с радиокомандными системами наведения). Кроме того, на Ми-28Н предусмотрена установка ракет типа «Игла» класса «воздух-воздух» с ИК-головкой самонаведения. На внутренних держателях крепятся блоки неуправляемых ракет Б-5В35, Б-8В20 или Б-13Л1, унифицированные вертолетные гондолы ГУВ в пулеметном и гранатометном вариантах, контейнеры мелких грузов КМГУ-2 с минами и авиабомбами малого калибра. На держателях также можно перевозить авиационные бомбы калибра 250 и 500 кг или дополнительные топливные баки. Арсенал вертолета также включает тяжелые неуправляемые ракеты С-24Б, пушечные контейнеры УПК-23-250 и зажигательные баки ЗБ-500. Для защиты от средств ПВО на вертолете установлены: аппаратура «для постановки помех радиолокационным станциям и управляемым ракетам с инфракрасными и радиолокационными головками самонаведения; аппаратура предупреждения об облучении вертолета радиолокационными станциями и лазерными целеуказателями противника; устройство отстрела помеховых патронов УВ-26 для защиты от ракет с тепловыми головками самонаведения.

Ударный вертолет Ми-28Н: попробуйте покритиковать

Источник: сайт «Военное обозрение»

Автор: Роман Скоморохов
Опубликовано: 23.03.2022, 18:59

Действительно, сегодня если о чем и говорить, то о вертолетах. Просто потому, что проводимая спецоперация стала именно проверкой на выживаемость в боевых условиях для этого класса машин.

Почему именно для вертолетов? Все просто: самолетам практически раздолье, потому что ВВС и ПВО Украины понесли очень тяжелые потери и практически не могут оказывать мало-мальски вменяемое воздействие на ситуацию.

А вот для вертолетов, у которых главные враги все-таки ПЗРК и МЗА, и которые не летают на таких высотах, как самолеты, все только продолжается. И сегодня мы поговорим о том, насколько стар и непригоден для боевых действий Ми-28Н.

Если посмотреть на цифры — да, новым Ми-28Н не назовешь

Работы по вертолету Ми-28 были начаты еще в 70-х годах прошлого века, а сам Ми-28Н как модель существует с 2007 года. Но воюют не цифры, а машины, и за цифрами иной раз скрывается достаточно много, чего не принимают обычно во внимание.

А во внимание стоит принимать не только ТТХ и ЛТХ вертолета, но брать все в комплексе: возможности вертолета, подготовку экипажа, особенно умение действовать в сложной обстановке, взаимодействие с различными наземными структурами.

В качестве отрицательного примера стоит вспомнить операцию по освобождению сотрудников американского посольства в Тегеране в 1996 году, когда в ходе так обзываемой операции «Орлиный коготь» США потеряли самолет-заправщик и два вертолета в катастрофах (один упал в море после взлета с палубы авианосца, а второй вертолет протаранил самолет-заправщик), а пять вертолетов просто бросили.

Можно вспомнить и операцию «Буря в пустыне», когда в 1990-91 годах только из-за ошибок пилотирования в ночных условиях были потеряны ПЯТЬ вертолетов «Апач». Это при том, что все они были оборудованы системами для ночных полетов.

Наши «успехи» в Первой Чеченской тоже были более чем скромные, авиация действовала исключительно в дневное время и в благоприятных метеоусловиях.

Между тем, кто сказал, что война должна вестись исключительно с 9 до 18 с перерывом на обед?

Практика применения вертолетов армейской авиацией и ВКС показывает, что ночные действия вертолетов очень и очень полезны. Да, за ночь несколько танков и БТР, грузовики, позиции артиллерии — оно вроде бы в цифрах не так много, но на солдат противника это оказывает очень серьезное воздействие.

Беспокоящий артиллерийский обстрел — вещь неприятная. Но эффективность его не так велика, как у пары вертолетов с тепловизорами, способных отправить ракету на остаточное тепло танкового двигателя.

Итак, сегодня, спустя четверть века после первого полета, Ми-28Н в строю и применяется по назначению, причем, не только ночью, но и днем.

Для вертолета, который был создан не в рамках программы вооружений, а как инициатива сотрудников КБ имени Миля — просто волшебно.

Многие считают вертолет уникальным

Что ж, можно согласиться, но уникальным можно было бы назвать вертолет, который сконструировали бы на АвтоВАЗе. А у КБ имени Миля получился очень хороший и грамотно задуманный вертолет с большим модернизационным потенциалом. Так часто случается, когда работают профессионалы. Потому Ми-28Н — это очень хорошая машина, сделанная грамотными руками и умами.

Простой в эксплуатации, способный действовать днем и ночью, в условиях удаления от аэродромов и баз, используя совместимые ГСМ и боеприпасы — вот секрет уникальности Ми-28Н. Вообще был очень удачный вертолет Ми-28, на его базе создали еще более совершенную модель Ми-28Н.

А в чем разница? И тут целое поле, в котором можно увязнуть. Уже к 90-м годам стало понятно, что все модули, которые так «успешно» применяли американцы на своих машинах (очки ночного видения, тепловизоры, ночные камеры, локаторы для маловысотного полета) реально прошлый день. Тем более, что количество машин, которое потеряли США в мирных ситуациях, не в боевых, не идет ни в какое сравнение с боевыми потерями.

И тут просто необходимо вспомнить человека, без которого такой машины бы у нас просто не было.

К огромному сожалению, Гиви Ивлианович Джанджгава, генеральный конструктор Раменского приборостроительного конструкторского бюро, умер в октябре прошлого года. Но разработанные им и под его руководством навигационные и прицельные комплексы для российских самолетов и вертолетов будут еще долго служить на страх врагам.

В стенах Раменского ПКБ под руководством Джанджгавы была разработана единая управляющая система для вертолета, объединившая в себе контроль за всеми системами машины, начиная от подготовки к взлету и заканчивая пуском ракет и стрельбой из пушки.

Три бортовых центральных компьютера и семь периферийных вычислительных машин с открытой архитектурой, позволяющей наращивать и модернизировать функции управления и контроля в зависимости от изменяющейся обстановки и требований момента.

То есть, используя современные мультиплексные каналы обмена информацией, система позволяет подключать к себе любое оборудование в любом сочетании. Это тот самый модернизационный потенциал, о котором говорилось выше, но не в плане форсирования двигателя, а в плане совершенствования всех электронных систем вертолета.

Пример: на Ми-28Н стоит вполне современная инерциальная система, которая способна определять координаты машины при любых эволюциях. Добавляем к ИСК оптические камеры, инфракрасные тепловизионные датчики и камеру, надвтулочный бортовой локатор и банк данных с картами местности и получаем на выходе после обработки трехмерную карту района на одном из дисплеев вертолета.

То, чего так не хватало пилотам «Апачей», втыкавшим свои машины в барханы.

Учитывая, что над втулками несущего винта разместили БРЛС «Арбалет» (она же потом перекочевала и на Ка-52), которая работая в составе комплекса бортового оборудования позволяет обеспечить пилотирование с огибанием рельефа в ручном и автоматическом режимах, выдавая информацию о препятствиях на дисплеи пилоту — более чем хорошо.

«Арбалет» может «разглядеть» отдельно стоящие деревья, столбы линий электропередач и даже провода. А если к РЛС прибавить информацию от ИК-станции, то становится понятно, что экипаж вертолета ночью может чувствовать себя даже в большей безопасности, чем днем.

Ну а банк с картами — это весьма и весьма полезное дело, поскольку данные о рельефе незнакомой местности в распоряжении пилота могут обеспечить как безопасность полета, так и успешное выполнение поставленной задачи.

Сейчас, когда экипажи работают именно в совершенно незнакомой обстановке, это особенно актуально. Не менее, чем спутниковая поддержка для навигационной системы вертолета.

В целом, все электронное оборудование вертолета способствует одной цели: максимально упростить и обезопасить полеты на малых и сверхмалых высотах, в условиях ограниченной видимости и ночью.

Обзорно-прицельная станция «Ротор» вместе с БЦВМ обеспечивает синтез картографической, тепловизионной и радиолокационной информации с выводом на дисплей трехмерного изображения местности и директорией информации в удобном для летчика виде. Плюс поиск и распознавание целей с выдачей информации на рабочее место штурмана, который и принимает окончательное решение об атаке цели.

Заканчивая обзор электроники, стоит отметить, что надвтулочная РЛС «Арбалет» очень неплохо работает и с небольших высот, что позволяет Ми-28Н «сесть в окоп», спрятавшись за лесополосой, холмом, строением. Буквально выставив над укрытием винт и расположенную под ним РЛС, оператор получает информацию о целях и обрабатывает ее. Затем вертолет делает прыжок, выпускает ракеты и снова уходит за укрытие. Очень неплохой прием, позволяющий минимизировать возможности поражения вертолета.

О возможном поражении

Вообще о системах безопасности вертолетов обычно говорится мало или очень мало. В основном говорят о ЛТХ и количестве вооружения, которое вертолет способен взять на борт. Но когда речь заходит о том, что машина будет работать в реальных боевых условиях, то здесь живучести вертолета и выживаемости экипажа надо уделять большое внимание.

Ведь чем больше вертолет находится в зоне боевых действий, тем больше шанс того, что в него «прилетит». Это закон боя.

Над Ми-28Н поработали очень плотно.

Двигатели разнесли по бортам, меж ними расположили главный редуктор, тем самым практически исключив поражение обеих моторов одним выстрелом/ракетой. Огрех Ми-24 исправлен. Кроме того, вертолет сможет лететь на одном двигателе. В случае поражения или отказа любого из двигателей, второй автоматически будет выведен на максимальный режим работы.

В конструкции вертолета максимально широко использовали пневматические системы, заменяя ими гидравлику где только было возможно. Этим самым был уменьшен риск пожара на борту при отказе или выходе систем из строя.

Электросеть и кабели систем управления дублированы и разнесены по бортам.

Бронирование. Бронекабина выполнена по принципу «ванны» из листов алюминия общей толщиной 10 мм. На алюминиевые листы наклеивается 16-мм бронеплитки из керамики, очень легкие и очень прочные. Двери кабины выполнены из двух 10-мм слоев алюминия с полиуретановой прокладкой между слоями.

Лобовые стекла в кабинах представляют собой прозрачные блоки толщиной 42 мм, боковые стекла и стекла в дверях имеют толщину 22 мм. Кабины экипажа разделены бронеплитой из алюминия толщиной 10 мм, что исключает поражение обеих летчиков одним выстрелом МЗА.

Лобовое стекло уверенно держит удар пули калибром 12,7-мм, боковые стекла не пробивают пули 7,62-мм, борта кабины экипажа выдерживают попадание 20-мм снарядов.

Но если снаряды и ракеты все-таки пробили?

Когда велись работы над Ми-28, видимо, наши конструкторы катапультной техники были не готовы сделать предложение, которое реализовали впоследствии в ОКБ Камова на Ка-50. КАС К-37-800 разработки НПП «Звезда» появилась в 2007 году, фактически вместе с Ми-28Н. Так что на вертолете применили систему спасения экипажа не опираясь на катапультируемые кресла. Хотя пироболты на лопасти устанавливаются.

Система спасения Ми-28Н работает по можно сказать, классическому принципу.

Если высота, на которой произошло ЧП, более 100 метров:

Честно говоря — система старовата. Был лично свидетелем падения Ми-28Н пилотажной группы «Беркуты» в Дубровичах 2 августа 2015 года. Падение было с небольшой высоты, опытнейший экипаж пытался спасти машину, но в итоге пилот Игорь Бутенко погиб, а его штурман-оператор выжил. Были еще случаи падения Ми-28Н в Краснодарском крае в 2011 и 2019 годах, унесшие жизни трех летчиков.

Катапультируемые кресла здесь пришлись бы весьма кстати.

Но это когда вертолет падает вследствие отказа каких-то частей и механизмов. Когда речь идет о боевом применении, то здесь дело совсем другое. Зачастую в распоряжении экипажа одна-две секунды, а иногда и тех нет.

В качестве иллюстрации я приведу видео, когда в вертолет буквально в упор (по воздушным меркам) запустили ракету из ПЗРК. Шансов не то что не было мизерных на спасение, о них вообще говорить не приходится. Секунда — и все. Злейший враг вертолета — ПЗРК, как я уже говорил.

Вот при таком раскладе, конечно, шансов на спасение нет. Но при обычной ситуации, пусть и боевой — есть.

«Ночной охотник» имеет средства борьбы с ракетами противника на борту. В комплекс противоракетной борьбы входят:

  • аппаратура предупреждения об облучении вертолета радиолокационными станциями и лазерными целеуказателями противника, которая информирует об этом экипаж;
  • аппаратура для постановки помех радиолокационным станциям;
  • система постановки помех ракетам с инфракрасной системой наведения;
  • устройство отстрела патронов УВ-26 для защиты от ракет с тепловым наведением.

Много это или мало — мы поговорим в самом конце.

А теперь, естественно, вооружение

То, ради чего Ми-28Н вообще отрывается от земли и летит в сторону противника.

В общем, схема похожа на дневной вариант Ми-28А. Тот же набор стрелкового, управляемого и неуправляемого вооружения.

Стрелковое, оно же пушечное, представлено подвижной установкой пушки 2А42 калибром 30-мм. Пушка имеет угол вращения в горизонтальной плоскости на 220 градусов и от +13 до -40 градусов в вертикальной плоскости.

Вести огонь из пушки могут оба члена экипажа, летчик для этого будет использовать нашлемный прицел. Привод электрический, питание снарядами ленточное селективное, то есть, можно выбрать тип снаряда, осколочно-фугасный или бронебойный. Ящики с лентами находятся на пушечной турели, что повышает надежность системы, так как отсутствуют гибкие рукава подачи снарядов, ящики вращаются вместе с пушкой. Боекомплект 250 снарядов.

Опыт боевого применения других машин показал, что вращающаяся пушка намного более эффективнее неподвижной, так как на поворот ствола уходит намного меньше времени, чем на поворот в сторону противника всей машины.

Управляемое ракетное вооружение состоит из двух видов. Противотанковый «Атака-В» с ракетой 9М120В управляемой по радиоканалу, что намного эффективнее лазерного наведения, и противовоздушный «Стрелец» с ракетой 9М39 от ПЗРК «Игла». Хотя «Атака-В» может тоже вполне нормально применяться по воздушным целям.

Так как управляемое вооружение завязано через систему управления на РЛС «Арбалет», то ракеты могут применяться по принципу «выстрелил — забыл» днем и ночью. Все управляемое ракетное вооружение может применяться на дистанции до 6 км.

В настоящее время Ми-28Н ждет обновление в виде новых ПТУР 9М120Д «Атака-Д», у которых дальность действия будет увеличена до 8 км.

Неуправляемое вооружение. Классические НАРы С-57 (калибр 57-мм), С-80 (калибр 80-мм), С-13 (калибр 122-мм). А точках подвески Ми-28Н можно разместить 128 штук С-57, 80 штук С-80 и 20 штук С-13.

Есть еще вариант подвески двух пушечных контейнеров с пушкой ГШ-23 и 250 снарядами каждый. Пушки, правда, будут неподвижны.

Если кто-то сочтет НАР устаревшим вооружением, то тут можно сказать в ответ только одно: как и по кому применять. На самом деле, если группа вертолетов, скажем, из 4 единиц, выпустит по объекту типа «позиции артполка» полтысячи С-57, то что после этого останется от позиций? Или пройтись НАРами по ангарам и складам авиабазы. Цель найти всегда можно. И сегодня применение Ми-28Н на Украине это подтверждает.

И последнее. Снова об электронике. Боевое применение Ми-28Н в составе группы позволяет обмениваться информацией об обнаруженных целях и проводить распределение целей между машинами в группе. Это весьма важный момент, поскольку позволяет более эффективно использовать ударные возможности группы.

Ну и наконец тактика

«Ночной охотник» он и хорош тем, что его можно применять ночью. День — очень неприятное время для вертолета и его экипажа. Вертолет видно, а потому оператор ПЗРК может поймать его в прицел своего оружия и произвести пуск ракеты.

Ночью вертолет не виден. Да, его, конечно, слышно, но ПЗРК пока не умеют работать на звук. Им все-таки надо поймать тепло двигателя, а для этого, как ни крутись, но нужен визуальный контакт.

Уничтоженный ночью танк ничуть не менее ценен, чем днем. Так что пусть «Охотники» делают свою работу круглосуточно, тем более, что для этого у них есть все.

Ми-28Н сегодня абсолютно не устарел. Наоборот, применение вертолета в условиях Украины показало его сильные стороны. Возможность производить подготовку к вылету, послеполетное обслуживание и поиск отказавшей системы без применения специальной контрольно-поверочной аппаратуры, которая обычно есть только на аэродромах базирования. У «Охотника» прекрасное ночное зрение, хорошее оружие, он неприхотлив в полевых условиях.

Есть и другие компоненты боевого успеха, но о них мы поговорим в ближайшее время, поскольку есть смысл сравнить некоторые вещи, которые проявились в последнее время.

Дайджест прессы за 23 марта 2022 года | Дайджест публикаций за 23 марта 2022 года

Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

миль Ми-28 | Weaponsystems.net


NATO: Havoc


Обзор


Ми-28Н

Боевой вертолет Ми-28Н на выставке в 2007 г.

Источник: Олег В. 9015 — © GNU Attribution Share Alike лицензия

Происхождение

Советский Союз
Россия

Тип

Вертолет ударный

Вступил в строй

2009

Статус

В строю

Разработка

1980 г. — проект 19
ноябрь 1982 г. (первый полет)
1988 — 1993 (разработка Ми-28А)
1995 — 2004 (разработка Ми-28Н)

Разработчик

Советский Союз — Миль

Производство

2006 – настоящее время
Серийное производство

Производители

Россия — Роствертол

Стоимость единицы

Более 15 миллионов долларов в 2002 году

Произведено

Более 120, производство продолжается
Ирак
Алжир

Детали


Факты Ми-28Н

General

Origin

Russia

Type

Attack helicopter

Crew

2 (pilot + weapons operator)

Dimensions

Length

17. 91 m

Height

3.82 m

Масса пустого

7,89 т

Полная масса

10,5 т

Максимальная взлетная масса

11,7 т

Силовая установка

3 Силовая установка

3

2

Производительность

скорость

324 км/ч макс.

потолок

5,0 км потолка обслуживания

3,6 км потолка на колебаниях

Скорость подъема

13,6 м/с

Armament

Hardpoints

4 Pylons, два Stub Wing Wing King King King.0012

Фиксированный пистолет

1x 30 мм 2A42 Автопанка в SPPU -30 подбородка


30-мм 2А42

Ми-28 вооружен носовой автоматической пушкой 2А42. Это один из самых крупных и мощных типов автопушек, устанавливаемых на вертолет.

Чтение подробнее о 30мм Шипунов 2А42

9М120 «Атака»

9М120 «Атака» — основная противотанковая управляемая ракета, используемая на Ми-28.

Чтение подробнее о 9М120 Атака

80-мм С-8

На Ми-28 часто устанавливаются ракетные блоки Б-8В20А с 20 авиационными ракетами С-8 в каждой.

Чтение подробнее о 80-мм С-8

УПК-23

Хотя на Ми-28 это нечасто используется, каждая точка подвески может быть оснащена гондолой УПК-23 с 23-мм двухствольной автоматической пушкой ГШ-23Л.

Чтение подробнее об УПК-23

Боевой вертолет Ми-28А/Н Havoc — Армейские технологии

11 июня 2000 г.

Principal Dimensions

16.85m x 4.81m

Main Rotor Diameter

17.2m

Height

3.82m

Length with Revolving Rotors

21.16m

Principal Dimensions

16.85m x 4.81m

Main Rotor Diameter

17,2 м

Height

3. 82m

Length with Revolving Rotors

21.16m

Normal Take-Off Weight

10,400kg

Maximum Take-Off Weight

11,500kg

Weight of Normal Consumable Combat Load

638kg

Максимальная масса расходуемой боевой нагрузки

1 605 кг

Масса пустого

7 890 кг

Нормальная взлетная масса

10 400 кг

Максимальная взлетная масса0228

11,500kg

Weight of Normal Consumable Combat Load

638kg

Maximum Weight of Consumable Combat Load

1,605kg

Empty Weight

7,890kg

Missiles

Anti-Tank Guided Missiles

Maximum Flight Speed

282 км/ч

Радиоуправляемый, дальность пуска

8 км

Крейсерская скорость

260 км/ч

Потолок зависания

7 M2 Gunable
28

30 мм

Потолок обслуживания

5,750M

130 мм

Дальность перегонки с подвесными баками

1105 км

Силовая установка

2 ТВ3-117ВМА мощностью 2200 л. с.0228

260 км/ч

Потолочный потолок

3,450M

Потолок обслуживания

5,750M

Диапазон полета при нормном взлетном весе

460KM

7.

2 x ТВ3-117ВМА, каждая мощностью 2200 л.с.0011 30mm

Air-Launched Rockets, Quantity 80

Calibre 80mm

Air-Launched Rockets, Quantity 20

Calibre 130mm

Take-Off Weight

10,500kg

Maximum Take-Off Weight

11,500kg

Hover потолок вне земли

3700M

Потолок обслуживания

5,700M

Скорость круиза

265 км/ч

Максимум.0228

435 км

Вес взлета

10 500 кг

Максимальный вес взлета

11 500 кг

Hover Tielling Of-Ground Effect

3700M

777 Service CELILIN

5700 м

Максимальная скорость полета

324 км/ч

Дальность полета с 10% запасом топлива

435 км

Расширять

Боевой вертолет Ми-28 известен под кодовым названием НАТО Havoc.

Боевой вертолет Ми-28 известен под кодовым названием НАТО Havoc.

Задачей является уничтожение бронированной и небронированной боевой техники, низколетящих и тихоходных транспортных средств и других целей.

Задача — уничтожать бронированную и небронированную боевую технику, низколетящие и тихоходные летательные аппараты и другие цели.

Ми-28Н может быть вооружен ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-земля», реактивными снарядами и артиллерийскими установками.

Ми-28Н может быть вооружен ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-земля», реактивными снарядами и артиллерийскими установками.

Демонстрируется вертолет Ми-28Н с установленными системами и датчиками.

Демонстрируется вертолет Ми-28Н с установленными системами и датчиками.

Ми-28 оснащен турельной 30-мм пушкой 2А42.

Ми-28 оснащен турельной 30-мм пушкой 2А42.

Перегрузка Ми-28Н превышает 3g.

Перегрузка Ми-28Н превышает 3g.

Наведение ракет обеспечивает РЛС миллиметрового диапазона «Альбалет».

Наведение ракет обеспечивает РЛС миллиметрового диапазона «Альбалет».

Российский ударный вертолет Ми-28 Havoc.


Боевой вертолет Ми-28 разработан Московским вертолетным заводом имени Миля и известен под кодовым названием НАТО Havoc. 19 августа96 Миля выкатил прототип дневного и ночного варианта Ми-28Н «Ночной разгром». Первый серийный Ми-28Н совершил первый полет в апреле 2004 г., а летные испытания в ВВС России начались в июне 2005 г. Охотник.

«Ми-28 может быть вооружен ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-земля», неуправляемыми ракетами и артиллерийскими установками».

Три заказаны в 2005 г. и еще 16 в 2006 г. 2008 г. Первый серийный самолет был доставлен в мае 2006 г., а формальные приемочные испытания начались в сентябре 2006 г. В испытаниях участвуют пять самолетов, которые планируется завершить в начале 2008 г.

Ми-28 может летать с максимальной скоростью 300 км/ч, может летать назад и вбок со скоростью до 100 км/ч и способен выполнять зависание со скоростью 45° в секунду.

Конструкция ударного вертолета Ми-28 Havoc

Конструкция вертолета основана на обычной конфигурации гондолы и стрелы с рулевым винтом. Головка несущего винта имеет эластомерные подшипники, а лопасти несущего винта изготовлены из композитных материалов. Хвостовой винт выполнен по бипланной схеме с независимо управляемыми Х-образными лопастями. На вертолете Ми-28Н «Ночной разгром» установлена ​​новая конструкция всех пластиковых лопастей несущего винта, способных выдержать попадание 30-мм снарядов.

Вертолет имеет неубирающееся трехопорное шасси с хвостовым колесом. Энергопоглощающее шасси и сиденья защищают экипаж при аварийной посадке или вертикальном падении с малой высоты. Экипаж способен пережить вертикальное падение со скоростью до 12 м/с. Ми-28 имеет полностью бронированную кабину, включая лобовое стекло, выдерживающее попадание пуль калибра 7,62 и 12,7 мм, а также осколков 20-мм снарядов.

Вооружение Ми-28

Ми-28А имеет малые стреловидные среднерасположенные короткие крылья с четырьмя узлами подвески. Блоки противодействия установлены на законцовках крыла. Вертолет может быть вооружен ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-земля», неуправляемыми ракетами и артиллерийскими установками.

Ми-28 и Ми-28Н «Ночной разгром» вооружены противотанковыми ракетами «Штурм» и «Атака», поставленными Конструкторским бюро «Колумна» (КБМ). На вертолет можно установить до 16 противотанковых ракет. «Штурм» — ракета малой дальности с радиоуправлением. Наведение ракеты «Атака» осуществляется узким радиолокационным лучом, а максимальная дальность полета ракеты составляет 8 км. Ракета имеет тандемную кумулятивную боевую часть для пробития брони толщиной от 950 до 1000 мм.

«Ми-28 имеет полностью бронированную кабину, включая лобовое стекло.»

Вертолет также может нести четыре контейнера, каждый с 20 80-мм неуправляемыми ракетами или пятью 122-мм ракетами. В качестве альтернативы вертолет может нести контейнеры с гранатометами, 23-мм орудиями, 12,7-мм и 7,62-мм пулеметами, авиабомбами и зажигательными баками.

Вертолет оснащен турельной 30-мм пушкой 2А42, стабилизированной по двум осям, с начальной скоростью 1000 м/с.

Управление огнем и наблюдение

Летчик использует нашлемный целеуказатель, который выделяет цель в систему наблюдения и управления огнем штурмана. Затем штурман / офицер по вооружению может использовать управляемое оружие или орудия против цели. Система наведения следует за направлением взгляда пилота.

Комплексная система наблюдения и управления огнем имеет два оптических канала, обеспечивающих широкое и узкое поля зрения, узкозонный оптический телевизионный канал и лазерный дальномер. Система может перемещаться в пределах 110° по азимуту и ​​от +13° до -40° по углу места.

Турбовальные двигатели ТВ3-117ВМА

Вертолет Ми-28А оснащен двумя турбовальными двигателями ТВ3-117ВМА, установленными по бокам фюзеляжа. Он оснащен вспомогательной силовой установкой для автономной работы. Тепловая сигнатура вертолета снижена в 2,5 раза по сравнению с его предшественником Ми-24.

«Вертолет Ми-28А оснащен двумя турбовальными двигателями ТВ3-117ВМА.»

Ми-28Н «Ночной разгром»

Вертолет «Ночной развал» сохраняет большую часть конструкции Ми-28. Основное отличие заключается в установке интегрированной электронной боевой системы. Среди других модификаций: новый главный редуктор для передачи большей мощности на ротор; новые высокоэффективные лезвия со стреловидными концами; и система управления впрыском топлива в двигатель.

Основными датчиками комплексной радиоэлектронной боевой системы являются антенна микроволнового радара, установленная над головкой несущего винта, и инфракрасная система переднего обзора (FLIR). Система отображает местоположение вертолета на индикаторе движущейся карты, а информацию о полете, системах и целях — на жидкокристаллических дисплеях. Экипаж оснащен очками ночного видения.

Связанные проекты

Темы в этой статье :

Ми-28 HAVOC (MIL)

Ми-28НМ — модернизированная версия боевого вертолета Ми-28Н «Ночной охотник» (по классификации НАТО: Havoc). Модернизация вертолетов началась в 2009 году. Ожидается, что новая модель будет существенно отличаться от базовой версии. В частности, сообщается, что Ми-28НМ получит принципиально новую мачтовую РЛС для обеспечения панорамного обзора вертолетов, новую систему управления и другое оборудование. Вертолет сможет применять высокоточное оружие.

Ми-28НМ примерно аналогичен американскому AH-64D Longbow Apache и представляет собой переработанную и модернизированную версию ударного вертолета AH-64A Apache. Основными модификациями AH-64D Longbow Apache являются добавление системы обнаружения целей радара управления огнем миллиметрового диапазона (FCR) и ракеты класса «воздух-земля» Longbow Hellfire по принципу «выстрелил-забыл». Компания Boeing поставила первый модернизированный Longbow Apache в марте 1997 года, а два десятилетия спустя Россия последовала за ним, хотя подробные подробности отсутствуют.

Вертолет оснащен усовершенствованной РЛС над втулочным узлом несущего винта, обладающей расширенными возможностями по применению высокоточного оружия, в том числе самонаводящихся ракет, что позволяет значительно сократить время нахождения в потенциально опасных ситуациях. Вертолет оснащен 360-градусным радаром и усовершенствованной системой наведения вооружения, которые обеспечивают более быстрое обнаружение целей за счет модернизации системы управления огнем Ми-26НМ. В отличие от своего предшественника, Ми-28НМ может пилотироваться стрелком и лучше приспособлен для применения высокоточного оружия. Его модернизировали, чтобы командир и летчик-испытатель могли получать больше информации об окружающей обстановке и всех системах вертолета в более доступном формате, что повысит ситуационную осведомленность экипажа, облегчит взаимодействие и повысит скорость принятия решений в сложных боевых ситуациях .

Ми-28НМ создан с учетом ранее накопленного сирийского боевого опыта и отличается усовершенствованными двигателями, системами управления и ПВО, фюзеляжем, навигационным и связным оборудованием, а также специально созданными шлемами с функцией дополненной реальности для проецирования карты, разведки. и информация о состоянии вертолета в поле зрения пилота и второго пилота. Утверждается, что противотанковый вертолет способен координировать свои действия с автономными беспилотниками и может быть вооружен новой управляемой ракетой с дальностью действия более 25 км.

Модернизированная версия будет существенно отличаться от базовой машины. В частности, Ми-28НМ получит принципиально новую РЛС, обеспечивающую вертолетный круговой обзор, а также новую систему управления. Новая лопасть повысит скорость вертолета — теперь «Ночной охотник» может разогнаться до 340 км/ч, а модификация улучшит этот показатель на 10%.

Российское информационное агентство ТАСС сообщило, что Ми-28НМ будет вооружен новой управляемой ракетой, получившей название «Изделие 305». . Неясно, будут ли новые ракеты также испытываться в Сирии.

Опытный образец модернизированного боевого вертолета Ми-28НМ уже изготовлен, государственные испытания новой модели планировалось завершить в 2016 году, сообщил 24 августа 2015 года заместитель генерального директора по производству и инновациям холдинга «Вертолеты России» Андрей Шибитов.

«Сейчас этот вертолет находится на стадии государственных испытаний. Все идет по графику. Изготовлен первый опытный образец. Учитывая, что опытный образец был изготовлен на серийном заводе, мы фактически подготовили серийное производство вертолетов Ми-28НМ. Ожидается, что в 2016 году завершатся госиспытания, после чего последуют поставки», — сказал он. В «Рособоронэкспорте» сообщили, что поставки этих модернизированных вертолетов планируются и для Вооруженных сил России. «Госпрограмма вооружений предусматривает плановые поставки», — сказал он.

Масса комплекса БРЭО боевого вертолета Ми-28НМ — модернизированного варианта Ми-28Н «Ночной охотник» — будет меньше, чем у предшественника. Об этом сообщил 17 ноября 2015 года журналистам генеральный директор разработавшего оборудование Раменского проектного бюро (РПК, входит в состав концерна КРЭТ) Даниил Бренерман. «Мы уменьшили массогабаритные характеристики авионики, а также добавили в комплекс нашлемную систему наведения», — сказал он. Ми-28НМ разрабатывается с 2009 г. Ожидается, что госиспытания новой модификации «Ночного охотника» завершатся в 2016 г.

CBSI является ведущим разработчиком авионики в составе группы КРЭТ и поставляет БРЭО практически на все самолеты и вертолеты, боевые самолеты. В 2015 году компания рассчитывала получить выручку в размере 12,5 млрд рублей, около 60% продукции приходится на гособоронзаказ.

В марте 2019 года сообщалось, что опытный образец Ми-28НМ был переброшен на авиабазу Хмеймим в сирийской провинции Латакия для проведения полевых испытаний в условиях высокой температуры и пустыни, а также для отработки нового мобильного радиолокационного комплекса. В сети появилось видео, якобы показывающее боевой вертолет Ми-28НМ, действующий в тандеме с российским военным Ми-24 в сирийской провинции Хама 22 марта 2019 г. .

На кадрах, которые еще предстоит проверить или прокомментировать Минобороны России, новый вертолет, отличающийся уникальным шарообразным радаром, установленным над его несущим винтом, неоднократно совершает пролет над местным населенным пунктом, где, как предполагается, находится Нусра. — связанные боевики.

В мае 2019 года президент России Владимир Путин заявил, что до 2028 года в вооруженные силы России должны быть поставлены 100 модернизированных Ми-28НМ. базовая версия. Кроме того, на Ми-28НМ установлена ​​новая оптико-локационная система, бортовой компьютер в десятки раз мощнее установленного на Ми-28Н. Еще одно принципиальное новшество — возможность «подсветить» цель, чтобы по ней сработала артиллерия.

25 июня в подмосковном Конгрессно-выставочном центре «Патриот» открылся форум «Армия-2019». Холдинг «Вертолеты России», входящий в Ростех, впервые представил новейшие боевой вертолет Ми-28НМ («Ночной охотник») и разведывательно-боевой вертолет Ка-52. Ми-28НМ — первый серийный «Ночной охотник». Боевой вертолет Ми-28НМ предназначен для поиска и поражения малоскоростных воздушных целей, танков, бронированной и небронированной техники, а также живой силы противника днем ​​и ночью, в любых метеоусловиях.

Минобороны России до конца 2027 года получит 98 новейших ударных вертолетов Ми-28НМ. Военное ведомство подписало контракт с холдингом «Вертолеты России», входящим в Госкорпорацию Ростех. Контракт заключен 27 июня 2019 года на международном военно-техническом форуме «Армия-2019». В пресс-службе Ростеха сообщили, что в следующем году Ростовский вертолетный завод поставит Минобороны России первые шесть самолетов. Генеральный директор Госкорпорации Сергей Чемезов прокомментировал, что это весомый вклад в переоснащение российской армии по последнему слову техники.

Минобороны России приняло решение отказаться от серийной закупки новых ударных вертолетов Ми-28НМ из-за цены, сообщили 21 февраля 2019 «Интерфаксу» несколько военных источников. «Несмотря на неоднократные попытки военных снизить цену на серийную машину, холдинг «Вертолеты России» отказался принять условия Минобороны», — сказал один из собеседников агентства. По его словам, Минобороны РФ более трех месяцев готовилось к заключению госконтракта с холдингом «Вертолеты России» на поставку в войска серийной партии ударных вертолетов Ми-28НМ, но в В последний момент стороны не могли договориться о цене контракта.

В свою очередь источник в ВКС России сообщил «Интерфаксу», что отказ от закупки Ми-28НМ не повлияет на боеспособность армии. «В настоящий момент успешно завершаются опытно-конструкторские работы по модернизации ранее поставленных вертолетов Ми-28», — сказал он. «Вместо затратных закупок новых вертолетов у холдинга «Вертолеты России» возможна модернизация имеющихся «Ночных охотников» для доведения их основных характеристик до уровня Ми-28НМ или проработка вопроса соответствующего увеличения закупок Ка -52 вертолета», — сказал источник агентства.

Введение элементов катапультирования экипажа ранее считалось нецелесообразным, так как значительная часть полетов выполнялась на малых высотах, поэтому был использован ряд решений, позволяющих выжить экипажу, не выходя из вертолета, при аварийной посадке на скоростях и перегрузках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2019 © Все права защищены. Карта сайта