характеристики, скорость, цена, боевое применение на Украине, истребители пятого поколения
Карта боевых действий на Украине
В конце июля стало известно, что в ходе СВО на Украине ликвидирован начальник разведки 299-й бригады тактической авиации Украины майор Александр Кукурба. После первых ударов крылатыми ракетами по аэродромам Украины бригада была эвакуирована под Николаев, а боевые вылеты украинских Су-25 осуществлялись в сопровождении истребителей МиГ-29. Советские истребители 4-го поколения составляли костяк украинских ВВС. Всего до 24 февраля на Украине базировалось около 30 самолётов МиГ-29, однако в первые 48 часов «Операции Z» количество исправных машин сократилось на 10 единиц.
При этом значительное количество машин было потеряно в первые три недели «Операции Z». Опасаясь крупномасштабного наступления на Киев, ВСУ перебросили в центральный регион практически все исправные истребители Су-27 и МиГ-29. Из-за высокой плотности авиации Незалежной в небе украинские расчёты ПВО минимум 12 раз ошибались в выборе целей и сбивали собственные самолёты, упрощая задачу российским лётчикам.
Карта боевых действий на Украине
Через пять месяцев после начала СВО потери МиГ-29 ВВС Украины оказались настолько высоки, что зарубежные государства, предоставляющие военную помощь этой стране, несколько раз совещались на тему передачи истребителей, оставшихся в Европе после распада СССР и Организации Варшавского договора. Первоначальная позиция стран Европы была простой: тяжёлое вооружение вроде истребителей Украине передавать не будут, чтобы не провоцировать Россию на более жёсткие действия. Однако от планов поставить на Украину хотя бы какое-то количество самолётов Польша, Чехия, Словакия и ряд других государств, видимо, не отказались.
Удар «Криптоном»: Почему ПВО Украины оказалась бессильна перед ракетами Х-31
МиГ-29: характеристики и боевое применение
Советский истребитель четвёртого поколения — единственная машина (не считая Су-27), которую ВВС Украины могут использовать в боевых целях без значительных задержек. Машины изначально проектировались под советские аэродромы, топливо и систему обслуживания. ВСУ не меняли стандарты обслуживания и использования этой техники со времён распада СССР, отчасти именно поэтому модернизацией самолётов практически не занимались.
По поводу пользы от МиГ-29 в современных боевых действиях звучат разные доводы. На Западе считают, что машины откровенно устарели и непригодны для интенсивных боёв. Бывший пилот МиГ-29 ВВС Украины, а ныне пилот американской компании по бизнес-авиации Роман Бобур отметил, что соревноваться с зарубежными истребителями украинские истребители могли примерно 20 лет назад, а сейчас время этих машин безвозвратно ушло.
Авионика старая, ресурс двигателей постоянно продлевается, о капитальном ремонте агрегатов я не слышал. Бортовое вооружение я бы отнёс к прошлому веку, потому что даже в России ракеты регулярно модернизируются, украинские самолёты современным оружием давно не оснащаются. Большая сложность у МиГ-29 была с системами опознавания
Роман Бобур
Бывший пилот МиГ-29 ВВС Украины
Постепенно МиГ-29 выводится из состава военно-воздушных сил бывших стран соцлагеря. В конце июня в Польше было зафиксировано сразу два лётных происшествия с участием МиГ-29, в результате чего польские военные ускорили переход на южнокорейские истребители FA-50. Эти машины значительно уступают в боевой эффективности современным российским Су-30, а также целому ряду других зарубежных истребителей. ВВС Польши получат версию FA-50PL с цифровой РЛС и подвесным электронно-оптическим контейнером Sniper, а также ракеты класса «воздух – воздух» AIM-9X Sidewinder.
Судьба двадцати двух истребителей МиГ-29А и шести МиГ-29УБ, которые польские военные много лет назад прозвали «заведомо проигравшими», пока не известна, но специалисты не исключают, что эти машины отправятся на Украину.
Скрытая угроза: Почему Армия России не спешит с захватом Краматорска и Славянска
Потери Украины в 2022 году
27 июля в Министерстве обороны Чехии заявили, что ВВС страны защитят воздушное пространство Словакии, если страна примет решение об отказе от советских МиГ-29 и начнёт переход на авиацию стандартов НАТО. Словакия заказала у Соединённых Штатов 14 истребителей F-16 четыре года назад, однако машины до сих пор не получены из-за споров относительно программы перевооружения турецкой армии. На вооружении страны находились 10 МиГ-29АС и два МиГ-29УБС. Последние несколько лет машины практически не летали — их износ был минимальным, и эти истребители называют наиболее вероятной заменой украинским МиГ-29, сбитым или потерянным после 24 февраля.
Помимо Словакии МиГ-29 находятся на вооружении Польши (26 МиГ-29А и шесть МиГ-29УБ), Болгарии (12 МиГ-29А и четыре МиГ-29УБ), Румынии (18 Миг-29 (такая же версия 9-12А, как на Украине) и четыре МиГ-29УБ). Любопытно, что не менее 30 истребителей МиГ-29 в разное время были куплены в США. Значительная часть машин до сих пор исправна и участвует как в тренировочных полётах палубной авиации ВМС США, так и в испытаниях новейшего вооружения. Также не менее 40 самолётов в разной степени исправности может находиться в Ираке, однако рискнёт ли страна передавать эти машины Украине, большой вопрос.
Бывший пилот F/A-18 палубной авиации ВМС США Джеймс Гринджер пояснил Лайфу, что полностью заместить потери истребителей МиГ-29 ВВС Украины можно лишь передачей всех имеющихся самолётов «всеми странами мира».
Многие из тех, кто не критикует Россию, также имеют в своём распоряжении МиГ-29. Их много в Венгрии и странах Африки. Исправность машин из Чехии и Словакии вызывает вопросы, поскольку переданный Словакией С-300 был уничтожен спустя сутки после пересечения границы. К тому же российские истребители Су-30 и Су-35 могут обнаружить МиГ-29 в воздухе с приличного расстояния и применят вооружение с безопасной дистанции
Джеймс Гринджер
Бывший пилот F/A-18 палубной авиации ВМС США
Гринджер отметил, что МиГ-29 непригоден для современной войны по целому ряду причин. Главная из них — высокий ЭПР (коэффициент эффективной площади рассеяния). У самолётов, построенных по технологии «стелс», этот показатель всегда ниже единицы. ЭПР советских Су-27 составляет примерно 10 единиц, в то время как МиГ-29 имеет 15 единиц. С такими показателями Су-30 и Су-35 ВКС России смогут обнаруживать эти самолёты на дальности в 350 километров и поражать с расстояния примерно в 150–250 километров.
Также отставной пилот ВМС отмечает, что в случае передачи десятка-двух истребителей МиГ-29 на Украину в зоне проведения СВО могут появиться комплексы С-400 и тогда любые полёты украинской авиации вплоть до западных границ могут прекратиться насовсем. РЛС комплекса С-400 может брать на автоматическое сопровождение любые воздушные цели с ЭПР 0,4, что соответствует параметрам самой маленькой и скоростной воздушной цели. С учётом того что дальность поражения целей в случае с С-400 составляет 250 километров, появление МиГ-29 из других стран в составе ВВС Украины отодвинет линию фронта ещё дальше и лишит ВСУ любой возможности летать в собственном воздушном пространстве.
Опасная грань: Почему Россия приберегла самое опасное оружие на потом и не применяет его на Украине
Фото © Shutterstock
Получит ли Украина истребители МиГ-29 из Европы и США?
Получит
Не получит
Свой вариант в комментарии
Сергей Андреев
- Статьи
- Военная техника
- Наука и Технологии
Комментариев: 0
Для комментирования авторизуйтесь!
Фотограф Александр Джус мечтал о карьере летчика.
Небо и самолеты на его снимкахСвежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
12.08.2020 12:55
«Родина»
Текст:
Александр Джус
Родина — Федеральный выпуск: №8(820)
Монолог фотохудожника, создающего портреты самолетов
Александр Джус с детства мечтал о карьере летчика, но судьба распорядилась иначе. В итоге он получил даже больше: и небо, и самолеты, и возможность все это запечатлеть. Фотография стала способом выразить свою любовь и восхищение авиацией.
Александр — великолепный мастер воздушной съемки, автор многих книг и фотоальбомов, среди которых есть и те, в которых главными героями выступают крылатые красавцы. Да, именно так, ведь у каждого самолета свой характер, свое выражение «лица», считает Александр, только нужно время, чтобы он раскрылся. Так создалась серия «Портрет самолета анфас», увидев которую, редакция и предложила ему выступить в нашей рубрике «Вернисаж».
Фото: Александр Джус
МиГ-29. Звезда
На этом многоцелевом истребителе летчики аэродрома Кубинка брали меня и на пилотаж, и на пуски ракет, и на воздушные бои, выделяя нелучшее место в самолете — кабину инструктора. Этот истребитель исключительно популярен в мире — стоит на вооружении 25 стран — за счет отличных характеристик и большой надежности. Настоящая звезда!
Давайте сделаем для него исключение: снимок, который мне очень дорог, сделан снизу. Но поверьте: МиГ-29 анфас еще прекраснее.
Фото: Александр Джус
МиГ-25. Боец
Мне очень повезло: первый вылет в учебно-боевом самолете совершил именно на сверхзвуковом высотном истребителе МиГ-25. Это о нем советский лозунг, который я слышал в детстве: «Летать выше всех, дальше всех и быстрее всех!»
В конце 1950-х годов ОКБ конструкторское бюро А. Микояна получило заказ на создание истребителя, способного развивать трехкратную скорость звука и поражать цели на высотах от 0 до 25 000 метров. Заказ был выполнен, после чего истребитель установил 38 мировых рекордов по скорости, скороподъемности, высоте. Азартный…
Да вы только посмотрите на него!
Фото: Александр Джус
Ил-96 и Ил-103 Фото: Александр Джус
Ил-96. Надёга
А это лицо Ил-96, первого советского пассажирского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. Лучшая характеристика для него: за время эксплуатации не случалось катастроф и аварий, повлекших гибель людей. Именно два самолета этой модели выбраны для обслуживания Президента России.
Согласитесь, его портрет излучает надежность.
Фото: Александр Джус
Ту-144. Журавлик
Самые передовые технологии были использованы при разработке и выпуске сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144. Меня в этом самолете восхищает многое. Но прежде всего — журавлиная кабина.
Когда стоишь перед ней, полное впечатление: журавлик внимательно наблюдает за тобой.
Фото: Александр Джус
Ми-28Н. Пуговка
Этот вертолет поразил меня своей маневренностью. На одном из показов я видел, как пилоты выполнили на нем петлю Нестерова. Наблюдал и то, как Ми28-Н с большой скоростью летает боком. Он незаменим в бою, особенно ночном. Потому и зовут его «Ночной охотник».
А мне он кажется очень симпатичным. Словно пуговочка на кепке.
Ан-2. Работяга
Он трудится в небе России с 1948 года и занесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолет, который выпускается более 70 лет. Я летал на «Аннушке» в Ханты-Мансийском округе. Именно на Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке она снискала себе славу незаменимой машины, способной выполнить любую задачу и сесть в любую погоду и на любом пятачке.
Взгляните на физиономию «кукурузника»: усталая, но довольная.
Ли-2. Фронтовик
Я успел полетать на этих самолетах по северным маршрутам в европейской части страны и в Забайкалье. Самолет был очень надежным и имел добрую славу у летчиков. В годы Великой Отечественной войны он широко использовался для транспортно-пассажирских перевозок по стране, для полетов за линию фронта к партизанам и диверсионным группам, для выброски парашютных десантов в тылу противника.
В портрете Ли-2 — непоказная и строгая красота фронтовика.
Фото: Александр Джус
Су-25. Грач
Главным конструктором этого штурмовика стал бывший командир танка Т-34, потому, наверное, и называли эту машину в народе летающим танком. А прозвище «Грач» к самолету приклеилось со времен войны в Афганистане — из-за горбинки на «холке» за кабиной пилота, придававшей штурмовику сходство с птицей.
А ведь похож!
Ан-124. Дальнобойщик
Он же «Руслан» — основной транспортный самолет Вооруженных сил страны, на нем было установлено 7 мировых рекордов в кругосветном перелете по маршруту Австралия — Южный полюс — Северный полюс — Австралия, с промежуточными посадками в Бразилии, Марокко и СССР. Перелет протяженностью 50005 км был осуществлен за 72 часа 16 минут летного времени.
И он даже не запыхался.
Ту-160. Гигант
Это самый большой и мощный в истории военной авиации самолет, на котором установлено 46 мировых рекордов. И какой же при этом хитрый взгляд!
Буран.
ОдиночкаПервый полет «Бурана» в 1988 году в автоматическом режиме и без экипажа на борту так и остался единственным. Да, многие технические наработки в дальнейшем были использованы нашими и зарубежными ракетостроителями. Но как же жалко, что проект закрыли.
Грустно смотрит черноглазый одиночка в объектив…
Всмотритесь еще раз в их лица.
Сейчас самолеты отдохнут, наберутся сил, заботливые руки проверят их здоровье, заправят топливом и — в небо!
Редакция поздравляет всех авиаторов с Днем Военно-Воздушных сил.
ТелеграмВКонтактеТемы дня:
Автор «Родины» расшифровал заочный диалог мореплавателей Крузенштерна и Головнина на полях книги, случайно взятой в библиотеке
19 февраля 1943 года Гитлер чудом спасся от пленения танковым десантом в Запорожье
Тараканьи бега по Освенциму. Размышления библиографа из Иркутска, ужаснувшейся прочитанному роману
Яков Миркин: За счет чего стремительно поднялась послевоенная экономика Советского Союза
Василий Авченко рассказывает, почему его героем стал ученый, писатель, исследователь Дальнего Востока Владимир Арсеньев
снимков крупным планом истребителей МиГ-29 без опознавательных знаков на российской авиабазе в Сирии
Зона боевых действийбыла первой, кто подтвердил, что эти самолеты прибыли на эту сирийскую базу, прежде чем они направились в Ливию, тайные перемещения, о которых Африканское командование США на этой неделе опубликовало дополнительную информацию. Эти самолеты, а также другие боевые самолеты теперь могут поддерживать силы, связанные с мошенническим ливийским генералом Халифой Хафтаром, который годами сражается против правительства страны, признанного ООН.
На снимках четко виден один безымянный Fulcrum, а на заднем плане виден хвост второго. Участки их хвоста, где на МиГ-29 обычно наносятся национальные знаки различия, такие как красная звезда ВВС России, явно закрашены. На струях также отсутствуют какие-либо другие заметные маркировки.
Реактивный самолет, который находится в центре внимания на фотографиях, похоже, является вариантом МиГ-29С, который обычно можно идентифицировать по вытянутым полосам, ведущим вперед от каждого из двух хвостовых оперений. В остальном неясно, может ли это быть модернизированный вариант в этой серии, такой как МиГ-29.СМ. МиГ также создал ряд индивидуальных конфигураций на базе МиГ-29С. Тем не менее, в сирийском примере заметно отсутствует удлиненный горб на спине, который можно найти на усовершенствованном варианте МиГ-29СМТ.
МиГ-29 без опознавательных знаков на авиабазе Хмеймим в Сирии., via @200_zoka Крупный план носовой части МиГ-29. Справа виден хвост второго безымянного Fulcrum., via @200_zokaСнимки тоже определенно из Хмеймима, но точная дата их съемки не подтверждена. В сообщениях в соцсетях, которые впервые начали появляться вчера поздно вечером, говорится, что фотографии датированы 20 мая. Первые свидетельства МиГ-29s на авиабазе Аль-Джуфра в Ливии был взят со спутникового снимка, сделанного 19 мая. нескольких дней. На спутниковых снимках, полученных The War Zone , видно, что МиГ-29 прибыли в Хмеймим к 18 мая, а все эти самолеты улетели к 25 мая. конфигурация с двумя подвесными баками и без других магазинов. Это, а также другие особенности самолета, которые мы видим, совпадают с изображениями, показанными ниже, на которых военный самолет США захватил МиГ-29 без опознавательных знаков.направляется в Ливию, о чем на этой неделе сообщило Африканское командование США (AFRICOM).
AFRICOM AFRICOM В различных сообщениях в социальных сетях, содержащих фотографии из Хмеймима, также утверждалось, что некоторое количество российских МиГ-29 также было передано ВВС Сирии. Нет никаких доказательств, подтверждающих это, но вполне логично, что режим в Дамаске будет стремиться получить новые Fulcrums, чтобы дополнить или заменить существующие образцы. Министерство обороны Сирии недавно опубликовало видеоролики, в которых подробно рассматриваются некоторые из имеющихся у них МиГ-29.s, состояние которых было крайне плохим, как ранее сообщал
Россия не предоставила никаких объяснений движения самих МиГ-29. «Если военные самолеты находятся в Ливии, то они советские, а не российские», — Виктор Бондарев, который возглавляет комитет по обороне в верхней палате российской Думы или парламента, а также был командующим Воздушно-космическими силами России в период с 2015 по 2017 год.