МиГ-31 – это всепогодный истребитель-перехватчик, который способен выполнять свои функции в любое время суток и при любой погоде.
МиГ-31МиГ-31 был первым советским боевым самолётом четвёртого поколения. Разработанный в 1970-ых годах прошлого века, этот истребитель-перехватчик всё ещё стоит на вооружении России и достойно выполняет свои функции.
МиГ-31В НАТО его назвали Foxhound — то есть лисья гончая, так как его предназначение — догонять и сбивать самолёты вероятного врага.
МиГ-31При разработке новой боевой машины планировалось, что МиГ-31 будет перехватывать ракеты и спутники на низких орбитах. Но с развитием возможностей авиации стран НАТО в задачи МиГ-31 добавился перехват всех типов воздушных целей.
МиГ-31Группа из четырёх перехватчиков МиГ-31 может контролировать воздушное пространство фронта протяжённостью немного более 1000 км.
Работы по созданию МиГ-31 начались в 1968 году, а первый полёт был в 1975.
МиГ-31В основу МиГ-31 была взята схема истребителя МиГ-25, но экипаж МиГ-31 состоял из двух человек — лётчика и штурмана-оператора, размещавшихся один за другим.
МиГ-3122 апреля 1976 года в СССР начались государственные испытания новой машины. Первый этап продлился примерно два года и закончились в декабре 1978 года. Второй этап государственных испытаний МиГ-31 был в период с 1979 по 1980 год.
МиГ-316 мая 1981 года власти СССР официально приняли МиГ-31 на вооружение, хотя серийное производство новой машины шло с 1979 года.
МиГ-31: дозаправка в воздухе.МиГ-31 заменил в войсках устаревший к тому времени перехватчик Ту-128.
Фото МиГ-31МиГ-31 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высоко расположенным крылом трапециевидной формы, что делает его сильно похожим на МиГ-25. также он имеет двухкилевое вертикальное оперение и цельноповоротное горизонтальное оперение.
Фото МиГ-31 в полётеВ 1997 году уже в России начались работы по модернизации имеющихся на вооружении истребителей-перехватчиков МиГ-31Б в многоцелевую модификацию МиГ-31БМ.
Фото МиГ-31МиГ-31БМ оснащён бортовым радиолокационным комплексом, способным обнаружить 24 воздушные цели. 8 из них могут быть атакованы ракетами Р-33С. Также улучшены некоторые другие другие характеристики комплекса.
Фото МиГ-31Модернизированные МиГ-31 могут оснащаться противорадиолокационными ракетами (ракетами, предназначенными для обнаружения и поражения источников радиоизлучения) Х-31П, Х-25МП или X-25МПУ (до 6 ракет), а также противокорабельными ракетами УР X-31А (до шести единиц). МиГ-31 может поражать наземные цели, для этого он может вооружится ракетами класса воздух-поверхность Х-29Т и Х-59 (не более трёх ракет) или более мощными ракетами X-59М (не более двух ракет) или до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми более лёгких авиабомб КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. В сумме модернизированный до уровня БМ МиГ-31 способен нести 9000 килограмм боевой нагрузки.
Срок службы истребителя МиГ-31 после капитального ремонта и модернизации до уровня БМ составляет не менее 15 лет.
МиГ-31На экспорт МиГ-31 поставляют в варианте МиГ-31ФЭ, тут могут быть установлены системы вооружения и другого авиационного оборудования иностранного производства, которые будут интегрированы с элементами российского производства.
Также смотрите заметку с фото: кабина МиГ-31.
Шесть на стоянках, седьмой на рулении. Всего в этот день в воздух поднималось 7 бортов.
Несколько стоянок не оборудованы генераторами, поэтому здесь работают АПА (аэродромные пусковые агрегаты)
Очень интересная конструкция основных стоек шасси и тележек —
один пневматик внутри, один снаружи.
На левом пневматике в районе оси прямоугольный девайс с шестью
болтами — датчик юза. От него трубки идут к аппарату торможения.
Ну что-то вроде ABS на автомобиле.
Красная табличка — памятка свидетельствует о том, что в кабине на органах управления и поручнях катапультирования установлены предохранители
Фюзеляж изобилует подписями-информаторами, что где находится, и чего делать не надо.
Штурману, либо пилоту-инструктору иногда нужно посмотреть, что происходит впереди. Из кабины то обзора вперед фактически нет. Тогда поднимается вот такой перископ.
Генератор подключен
Штанга дозаправки в воздухе
Ну и как же по такому случаю не подняться в кабину? Смотрим!
Из того, что сам знаю: на центральной панели слева традиционно в
белой рамке — основные навигационно-пилотажные приборы. Правее —
высотомер и часы. Большой черный блок сверху — ИЛС — индикатор на
лобовом стекле, тот самый, так знакомый многим по авиасимулятором
разного рода; под ним — блок световой сигнализации. Под правую
руку — управление электроснабжением, питанием модулей,
радиостанция, автопилот.
Компас «бычий глаз» — аттрибут приборной панели любого отечественного летательного аппарата, пожалуй
А это наш куратор, заместитель командира части по воспитательной
работе, и просто замечательный человек — Валерий. Во многом
именно благодаря ему у нас получился отличный съемочный день.
Валерий отвечал на наши глупые порой вопросы и со снисхождением
относился к безудержному желанию везде залезть.
Спасибо Вам!
Впереди еще два разлета.
Звучит команда на встречу экипажей, и стоянки вновь оживают
Предполетный брифинг завершен, карты в планшетах, задания
получены, где-то далеко (хотя есть ли «далеко» для таких
самолетов), с аэродрома Шагол стартуют самолеты «условного
противника».
И снова быстрый разлет, полчаса — и стоянки опустели.
Техники ждут…
Закат
Условия для съемки ухудшались, смеркалось.
Было решено дождаться бортов с вылета, посмотреть посадки, хоть и
снимать их по темноте было уже бессмысленно. Но очень уж не
хотелось уезжать 🙂
Тем временем еще потемнело…
И еще потемнело
И вот уже и ночь
В темное время суток полосу на посадках подсвечивают четыре подвижных прожектора, установленных в ряд у торца
Леха вытанцовывает со штативом в свете фар рулящего МиГа %)
Ну и на последок. Кабина любого летательного аппарата очень
красива в темное время суток, с подстветкой.
Всегда хотел увидеть своими глазами, как выглядит ночью кабина
боевого самолета.
Вот, пожалуйста.
Кровавая, но удивительно уютная красная подсветка.
Когда мы собирались в обратную дорогу, самолеты снова
запускались, готовился вылет.
Полетели!
Вот такой вот получился репортаж.
Что ж, с уверенностью могу сказать, что программа-минимум
выполнена! Пора домой.
Очень хотелось бы больше рассказать о работе технического
состава, жизни аэродрома, заглянуть в пункт управления, посидеть
тихонько на предполетном брифинге..но в рамках одного дня это
вряд ли осуществимо. Надеюсь в обозримом будущем нам удастся
исправить это упущение и рассказать более полно о трудовых буднях
аэродрома Канск, и, главное, о людях, благодаря которым он живет.
Выражаю большую признательность:
Пресс-службе центрального военного округа — за помощь в
организации и проведении фотосъемки,
Заместителю командира части по воспитательной работе Валерию — за
всестороннее содействие,
Споттерам Сергею gisman и Алексею alexei_astr — за отличную
компанию.
Летчикам, штурманам и техническому составу аэродрома — за чистое небо!
Благодарю за внимание.
МиГ-31: взгляд из Великобритании
В майском номере специализированного военного авиационного ежемесячного британского журнала Air Forces Monthly вышла статья под названием «One of a Kind» (единственный в своем роде), посвященная российскому тяжелому истребителю-перехватчику МиГ-31, обладающему максимальной скоростью полета 2,8 Маха. Журнал Air Forces Monthly регулярно издается в Великобритании с 1988 года, редакция журнала базируется в Стамфорде. Интерес британских журналистов к истребителю-перехватчику МиГ-31 вполне объясним, их заинтересовала новая жизнь самолета, который снова вернулся на полосы новостных изданий уже как носитель нового «супероружия» России – гиперзвуковой ракеты «Кинжал».Историческая справка
Еще в конце 1960-х годов ОКБ «МиГ» приступило к созданию первого своего (и первого в стране) истребителя 4-го поколения, которым в итоге стал двухместный истребитель-перехватчик Е-155МП, принятый на вооружение под обозначением МиГ-31. Работы по проектированию нового самолета проводились в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 24 мая 1968 года. С начала разработки и вплоть до 1976 года главным конструктором проекта был Г. Е. Лозино-Лозинский. С 1976 по 1985 год данный проект возглавлял К. К. Васильченко, после него А. А. Белосвет, Э. К. Кострубский, А. Б. Аносович, Б. С. Лосев.
Изначально к будущему перехватчику предъявлялись требования по поражению достаточно широкой номенклатуры воздушных целей, летящих на малых и больших высотах, в том числе на фоне земли в простых и сложных метеорологических условиях, а также при применении противником маневрирования и активного противодействия. Боевые возможности нового истребителя-перехватчика планировалось значительным образом расширить за счет использования новейшего электронного оборудования, в том числе РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР). Внедрение РЛС с ФАР на истребителе-перехватчике МиГ-31 стало большим достижением для всего ОКБ и мирового авиастроения. МиГ-31 стал первым в мире серийным истребителем, который получил бортовую РЛС с ФАР. Установленное на самолете бортовое радиоэлектронное оборудование и вооружение позволяли МиГ-31 успешно перехватывать воздушные цели любых типов во всем доступном для аэродинамических летательных аппаратов диапазоне скоростей и высот (в том числе крылатых ракет, выполняющих полет в режиме огибания рельефа местности), с возможностью обстрела одновременно 4-х целей ракетами большой дальности.

Е-155МП строился по той же схеме, что и МиГ-25П, однако его экипаж состоял уже из двух человек – летчика и штурмана-оператора, их рабочие места располагались в кабине по схеме «тандем». Серийный выпуск нового перехватчика был налажен в Горьком (сегодня Нижний Новгород). На вооружение истребительной авиации войск ПВО страны новый истребитель под обозначением МиГ-31 был принят в составе комплекса перехвата С-155М, это произошло 6 мая 1981 года.
В период разработки в конце 1960-х годов от нового истребителя-перехватчика требовалось лишь одно – защитить Советский Союз от ударов крылатыми ракетами с подводных лодок и стратегических бомбардировщиков со стороны необъятных просторов Крайнего Севера и Дальнего Востока. В майском номере журнала Air Forces Monthly перечислены следующие характеристики российского тяжелого истребителя-перехватчика МиГ-31. Самолет обладает максимальной скоростью 2,8 Маха, а дальность полета на сверхзвуковой скорости составляет 702 мили, на дозвуковой скорости – 1620 миль. Уникальной особенностью истребителя называется комплект его вооружения – ракеты класса «воздух-воздух» с дальностью 108 миль. При этом МиГ-31 можно было применять с использованием наземной станции наведения или в автономном режиме.
Ключевым и очень важным элементом истребителя МиГ-31 выступает система управления огнем РП-31 («Заслон», С-800), которая включала в свой состав РЛС 8БВ (Н007) – первую в мире бортовую РЛС, оснащенную пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР), а также систему обмена данными АПД-518, теплопеленгатор 8ТК и систему приема команд с земли 5У15К («Радуга-Борт-МБ»). Установленная на самолете система управления огнем позволяла летчикам одновременно отслеживать до 10 воздушных целей и одновременно атаковать до 4-х из них, вне зависимости от их месторасположения. Одна из целей могла лететь у земли, другая в стратосфере и ракеты можно было навести на обе цели. В состав экипажа был включен штурман-оператор вооружения, который сидел за пилотом и работал с вооружением и РЛС перехватчика. Для самолета была разработана ракета Р-33 с дальностью стрельбы 65 миль, модификация данной ракеты Р-33С («изделие 520») оснащалась ядерной боевой частью. При этом ракета Р-33 специально создавалась для перехватчика МиГ-31, никакой другой истребитель не мог применять данную ракету.

Модернизация МиГ-31БМ
В первой половине 2000-х годов ВВС России совместно с РСК «МиГ» провели модернизацию перехватчика, который получил обозначение МиГ-31БМ и получил улучшенные ракеты и РЛС. Первый модернизированный МиГ-31БМ (бортовой номер «58») совершил свой первый полет в сентябре 2005 года, после чего в декабре того же года был отправлен для прохождения дальнейших испытаний в Ахтубинск. За ним последовали второй (бортовой номер «59») и третий (бортовой номер «60») самолеты, в конструкцию которых вносились некоторые доработки.
Первый этап государственных испытаний модернизированного перехватчика завершился в ноябре 2007 года, после чего было получено разрешение на проведение серийной модернизации самолетов. Первыми модернизировали наиболее свежие МиГ-31Б, за которыми последовали более старые МиГ-31БС, которые после модернизации стали называть МиГ-31БСМ. В свою очередь МиГ-31БС сами были модернизированным вариантом МиГ-31 или МиГ-31Д3, которые находились в эксплуатации одновременно с более поздними самолетами МиГ-31Б.
Первый контракт на модернизацию предположительно 8 истребителей-перехватчиков МиГ-31 Минобороны России разместило 1 апреля 2006 года. 20 марта следующего года в Нижнем Новгороде на заводе «Сокол» подготовили два самолета МиГ-31БМ, которые были переданы ВВС и использовались для переучивания летчиков в Саваслейке. По-настоящему крупный контракт на проведение модернизации 60 перехватчиков МиГ-31Б в вариант МиГ-31БМ был подписан с нижегородским заводом «Сокол» 1 августа 2011 года.

А уже 21 ноября 2014 года ОАК подписала второй контракт на модернизацию еще 51 истребителя-перехватчика МиГ-31. Данный контракт в период 2015-2018 годов выполнялся совместно «Соколом» и 514-м авиаремонтным заводом в Ржеве. При этом предприятие из Ржева отвечало лишь за небольшую часть контракта. К примеру, в 2014 году здесь прошли доработку 5 самолетов, в 2015 году – еще две машины. На сегодняшний день модернизацию уже прошли практически все исправные истребители МиГ-31, оставшиеся должны быть доработаны до варианта МиГ-31БМ до конца 2018 года.
РЛС
Основной целью модернизации истребителей-перехватчиков было повышение их эффективности за счет использования доработанной РЛС (новые режимы и увеличение дальности работы) и применения новых ракет. Модернизированная система управления огнем «Заслон-АМ» (С-800АМ) включает модернизированную РЛС 8БМ с новым процессором «Багет-55-06», заменившим старый «Аргон-15А», она сохранила пассивную фазированную антенную решетку, при этом теплопеленгатор 8ТК остался неизменным. Заявляется, что дальность обнаружения целей типа «истребитель» обновленной РЛС составляет 130 миль, что в два раза превышает возможности предшественницы. Помимо этого РЛС теперь можно сопровождать 24 воздушных цели, а истребитель получил возможность обстреливать одновременно 6 воздушных целей. Доработкой РЛС занимается компания-производитель станции.
Изменения коснулись и кабины экипажа. Так в кабине пилота (передней) появились 127х127 мм мониторы, которые заменили собой аналоговые приборы, размещенные на передней панели. Задняя кабина получила 152х203 мм мониторы вместо экранов на электронно-лучевых трубках. Помимо этого истребитель-перехватчик МиГ-31БМ был оснащен модернизированной радиостанцией Р800Л и улучшенной навигационной системой, включающей в свой состав приемник спутниковой навигации А737.
В ходе модернизации планер и двигатели самолета изменений не претерпели, однако ресурс планера продляется до 30 лет или 3500 летных часов. Нельзя исключать того, что в ходе проведения дальнейших плановых ремонтов ресурс будет еще продляться. Внешне модернизированные МиГ-35БМ можно отличить от более старых вариантов перехватчика по отсутствию центрального пилона, который ранее предназначался для подвески ракеты Р-40ТД. Он был заменен на более компактный пилон для подвески ракет Р-77-1 и Р-73. Данные ракеты также могут применяться со второго подкрыльевого пилона, который ранее можно было использовать лишь для подвески подвесного топливного бака. Другим отличием модернизированной версии стало появление перископа над головой пилота. Максимальный взлетный вес МиГ-31БМ составляет 46 835 кг, дальность полета – 1242 мили, но условия достижения такой дальности не раскрываются.

Модернизированный истребитель-перехватчик МиГ-31БМ (бортовой номер «67 синий»), фото: апрель 2017 года (с) Kirill M/russianplanes.net
Новые ракеты
Вооружение истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ было дополнено четырьмя ракетами Р-37М с дальностью стрельбы 108 миль. Опытный образец ракеты Р-37М (изделие 610М) впервые был запущен с борта истребителя еще в 2011 году, государственные испытания данной ракеты были завершены в 2014 году. Серийным производством ракет занимается АО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение», данное предприятие находится в Королеве. Ракеты оснащены головкой самонаведения МФБУ-610ШМ. Помимо них МиГ-31БМ может нести также четыре ракеты малой дальности Р-73, которые пришли на замену сильно устаревшим ракетам Р-60 и ракетам средней дальности Р-40ТД.
Ожидается, что в будущем на очередном этапе модернизации самолета он получит ракеты средней дальности Р-77-1 и К-77М. Истребитель-перехватчик сможет нести четыре таких ракеты на подкрыльевых пилонах. А в отдаленной перспективе самолет может получить УР, известные пока как «изделие 810», которые разрабатываются для истребителя пятого поколения Су-57. Потом будет обновлен софт РЛС «Заслон», помимо этого рассматривается возможность установки на самолет нового теплопеленгатора. Наконец, ведутся работы по созданию новой системы управления полетом КСУ-31.
Где имеются истребители-перехватчики МиГ-31?
После первого полета прототипа, который состоялся 16 сентября 1975 года, завод «Сокол» успел выпустить 519 самолетов в 1976-1994 годах. В это число вошли 349 ранних МиГ-31, 101 МиГ-31Д3 и 69 МиГ-31Б. Крупносерийное производство истребителей продолжалось до 1990 года, после чего оно затормозилось и окончательно прекратилось в 1994 году. Последний перехватчик покинул цеха завода в апреле 1994 года. Первой боевой частью, получившей новый самолет на вооружение, был 786-й истребительный полк, который базировался в Правдинске (Горьковская область). Он был объявлен полностью боеготовым в 1983 году.

Ракета Р-37М (изделие 610М) — РВВ-БД
В настоящее время на вооружении ВКС России находится порядка 130 самолетов МиГ-31, еще около 130 остаются на хранении, из них примерно 65 находятся на территории 514-го АРЗ в Ржеве. МиГ-31 состоит на вооружении полков, расположенных в Канске, Большом Савино, Хотилово, Мончегорске, Елизово, Центральном Угловом и Саваслейке. Помимо этого еще порядка 10 истребителей находятся в составе 929-го Государственного летно-испытательного центра Минобороны России в Ахтубинске.
Единственным эксплуатантом истребителей-перехватчиков МиГ-31 за пределами России является сегодня Казахстан, которому после развала СССР отошли 43 истребителя в Жана-Семее под Семипалатинском. В настоящее время Силы Воздушной обороны Казахстана располагают двумя эскадрильями данных перехватчиков по 12 самолетов в каждой, они входят в состав 610-й авиационной базы в Караганде. В начале 1990-х годов Российская Федерация рассчитывала на продажу самолетов в Китай, а на заводе даже приступили к производству самолета в экспортном варианте МиГ-31Э. Но в Пекине решили закупить в России истребители Су-27, после чего МиГ-31Э безуспешно предлагались Сирии и Ливии.
Наличие на хранении еще порядка 130 самолетов МиГ-31 позволяет расширить в будущем количество авиационных частей, вооруженных данным перехватчиком, но лишь при наличии соответствующего финансирования. На Дальнем Востоке России планируется восстановление 530-го истребительного авиаполка в Чугуевке. С 1975 года данный полк летал на самолетах МиГ-25, а с 1988 года – на МиГ-31. Полк был ликвидирован в 2009 году, а эскадрилья исправных МиГ-31 была передислоцирована на аэродром Центральная Угловая, она была включена в состав базирующейся там части. При этом периодически аэродром Чугуевка по-прежнему используется военными. К примеру, спутниковые снимки июня 2016 года зафиксировали на нем 11 истребителей МиГ-31, скорее всего, они были переброшены сюда с аэродрома Центральная Угловая во время проведения учений. Также в рамках военного присутствия в Арктике Россия занимается созданием аэродромов для истребителей-перехватчиков МиГ-31, в том числе в Анадыре и Тикси.
Будущие предложения
Несколько источников говорят о том, что сегодня РСК «МиГ» ведет работы над новыми модификациями удачного истребителя-перехватчика МиГ-31 под завуалированными обозначениями «изделие 06» и «изделие 08». Возможно, один из этих вариантов связан с системой «Кинжал». Другой может быть новой модификацией или истребителем совершенно нового назначения, к примеру, спутниковым перехватчиком. В этой связи можно напомнить, что еще 30 лет назад – в январе 1987 года МиГ-31Д (изделие 07) совершил свой первый полет. Самолет представлял собой носитель противоспутниковой ракеты 79М6. Вместе они образовывали противоспутниковый комплекс 30П6 «Контакт». Всего было выпущено два прототипа истребителя МиГ-31Д. В 1991 году работы над проектом и его дальнейшим развитием МиГ-31ДМ с ракетой 95М6 были прекращены. После развала Советского Союза оба прототипа нового противоспутникового истребителя оказались в Сары-Шагане в Казахстане, где были обследованы.

Истребитель МиГ-31 (бортовой номер «93 красный») с ракетой комплекса «Кинжал» (с) кадр из видео Министерства обороны России
На этом материал в Air Forces Monthly заканчивается. Стоит отметить, что интерес иностранных военных изданий к МиГ-31 вполне оправдан. Машина была действительно уникальной для своего времени. Учитывая, что это был первый в нашей стране боевой самолет 4-го поколения и первый серийный истребитель в мире, получивший РЛС с фазированной антенной решеткой. Боевой потенциал модернизированных самолетов позволяет эффективно решать возложенные на них задачи и в XXI веке.
Отдельно можно выделить и испытания ракеты «Кинжал», для которой истребитель-перехватчик МиГ-31 стал, по сути, штатным носителем. Запад интересуется новым российским вооружением, а значит и истребителем МиГ-31БМ. Ранее 11 марта 2018 года Минобороны России сообщило об успешном учебно-боевом пуске гиперзвуковой аэробаллистической ракеты комплекса «Кинжал» с борта истребителя-перехватчика МиГ-31БМ ВКС России. Выпущенная ракета успешно поразила цель на полигоне. В Минобороны отметили, что МиГ-31 взлетел с аэродрома на территории Южного военного округа в рамках несения опытно-боевого дежурства (речь идет о 929-м Государственном летно-испытательном центре Минобороны России в Ахтубинске).
По данным Минобороны России, экипажи авиационного комплекса «Кинжал», в состав которого входят истребитель-перехватчик МиГ-31 и новейшая гиперзвуковая ракета, с начала 2018 года выполнили уже 250 полетов. Личный состав готов к использованию данных ракет в различных метеоусловиях и днем, и ночью, отметили представители ведомства. Возможность использования подобных ракет существенным образом расширяет возможности истребителя МиГ-31, продлевая его авиационную жизнь.
Источники:
https://bmpd.livejournal.com/3206861.html
http://www.migavia.ru/index.php/ru/istoriya-rsk-mig/chetvertoe-pokolenie
http://tass.ru/armiya-i-opk/5020414
Материалы из открытых источников
26.09.2019


Перехватчик МиГ-31 выполняет взлёт
Первым в СССР истребителем четвертого поколения стал не МиГ-29 и не Су-27, а скоростной перехватчик МиГ-31. Этот самолет, получивший по классификации НАТО обозначение Foxhound, стал одним из самых необычных образцов современного авиационного вооружения. Ему не пришлось принимать участия в активных боевых действиях, однако, сам факт существования такой машины уже был способен остудить пыл любого агрессора. Достаточно сказать, что применение МиГ-31 может практически полностью нейтрализовать массированные удары крылатыми ракетами, которые так любят наносить США и их союзники по блоку НАТО. Кроме того, этот перехватчик представляет собой огромную опасность для любого современного военного самолёта, оказавшегося в зоне досягаемости, а она весьма обширна.
История создания истребителя-перехватчика МиГ-31
В начале 60-х годов американские стратегические бомбардировщики B-52 оснастили стратегическими крылатыми ракетами AGM-28 Hound Dog. Несмотря на то, что это оружие было очень неточным (круговое вероятное отклонение составляло более трёх километров), оно представляло для СССР значительную угрозу. Наибольшее беспокойство у советских военных вызывали сообщения о скором создании особой модификации AGM-28, способной лететь к цели на сверхмалой высоте с огибанием рельефа местности.
Не только сбить, но даже просто обнаружить такую ракету в то время было почти невозможно, особенно в северо-восточной части СССР, где не было еще ни сплошного радарного поля, ни сети аэродромов ПВО. Возникла необходимость в создании нового перехватчика, способного самостоятельно, без помощи с земли, выявлять на фоне подстилающей поверхности маловысотные объекты, и уничтожать их как можно более оперативно.


Стратегическая крылатая ракета AGM-28. В 70-е годы снята с вооружения, но на смену ей пришла хорошо известная ракета «Томагавк»
В те годы ОКБ Микояна занималось «доводкой» сверхскоростного истребителя МиГ-25, который обладал многими достоинствами, но для борьбы с крылатыми ракетами всё же не годился. Тем не менее его можно было использовать в качестве базы для нового перехватчика. Работы в этом направлении начались в 1968 году, после того как советское правительство выпустило постановление о создании самолёта Е-155. Конструкторы должны были подготовить предварительные проекты трёх разных модификаций этой машины: перехватчика Е-155МП, разведчика Е-155МР и фронтового бомбардировщика Е-155МРБ.
На протяжении нескольких последующих лет рассматривались различные варианты компоновки будущего самолета. Наиболее перспективным оказался проект «518-22», переделанный впоследствии в «518-55». На его базе в 1972 году началось уже не предварительное, а полномасштабное проектирование перехватчика Е-155МП, который после перехода к серийному производству должен был получить название МиГ-25МП.
Следует отметить, что в действительности новый самолет в значительной степени отличался от MiG 25. Он создавался под другие двигатели, в состав экипажа вошёл штурман, но самым главным было новое бортовое оборудование – радиолокационная станция «Заслон», обладавшая небывалыми для 70-х годов возможностями.


Е-155М, прототип самолета МиГ-31
16 сентября 1975 года состоялся первый полет прототипа Е-155М. Через два года в Горьком (Нижний Новгород) были изготовлены 11 перехватчиков, уже получивших обозначение МиГ-31. Начались лётно-конструкторские испытания, продолжавшиеся вплоть до конца 1978 года. В ходе одного из полётов новый самолет успешно атаковал маловысотную цель. Кроме того, была опробована РЛС, которая смогла засечь и устойчиво сопровождать сразу десять самолетов.
В 1981 году МиГ-31 был принят на вооружение истребительной авиации ПВО, и с этого момента началась его эксплуатация. В то же время испытательные полёты продолжались, поскольку уже шла работа над новыми модификациями перехватчика. Впоследствии появились многоцелевые варианты МиГ-31, а в 2020 году стало известно о том, что самолет стал носителем противокорабельной аэробаллистической ракеты «Кинжал».
Особенности конструкции перехватчика
Внешне истребитель МиГ 31 очень похож на своего «предшественника», знаменитый самолет МиГ-25, однако, было бы ошибочно считать, что эти машины отличаются между собой только электронным оборудованием. Компоновочная схема действительно почти идентична, но вот её элементы существенно изменены.
Крыло и оперение
Высокорасположенное трапециевидное крыло самолёта несколько усилено, каркас включает в себя уже не два, а три лонжерона. Еще одно отличие – корневой наплыв, стреловидность которого составляет 70 градусов. Эта деталь позволяет перехватчику поддерживать устойчивость при полете на больших углах атаки. Основная часть крыла имеет стреловидность 41 градус. Во внутреннем кессоне размещаются 4 топливных бака.


Фото передней проекции МиГ-31. Хорошо видны огромные воздухозаборники и своеобразное расположение колёс на основных стойках шасси
Задняя кромка снабжена элеронами и закрылками по всей её длине. Механизация дополнена отклоняемыми носками крыла (могут поворачиваться на угол до 13 градусов). Имеются аэродинамические гребни, расположенные на верхней поверхности консолей.
Вертикальное оперение состоит из двух килей. Каждый из них оснащен рулем направления. Угол развала килей составляет 8 градусов. Горизонтальное оперение цельноповоротное, его поверхности могут быть использованы в качестве рулей высоты, а также для придания самолету крена, дополняя тем самым элероны. Внутри килей размещены два бака для горючего.
Силовая установка
Самолёт МиГ 31 оснащается двумя двухконтурными турбореактивными двигателями Д-30Ф6, на поздних модификациях устанавливались Д-30Ф6М. Разработка этого мотора велась с 1972 по 1979 год. Конструирование осуществлялось не с нуля, а на базе двигателя Д-30 (тяга – 6 800 кгс), который использовался авиалайнерами Ту-134. Благодаря ряду усовершенствований и после установки форсажной камеры, тягу удалось увеличить до 15 500 кгс (впоследствии и до 16 500 кгс).
Воздухозаборники пришлось расширить, поскольку новый двигатель отличается повышенным расходом воздуха во время работы.
Фюзеляж
Главным силовым элементом планера является средняя часть фюзеляжа самолёта, внутри которой размещены семь баков для топлива. Корпус в этой части машины – сварной. Конструкция в целом совпадает с МиГ-25.


Частью фюзеляжа является гаргрот, начинающийся сразу за кабиной. Внутри грагрота размещены тяги управления, а на поздних модификациях – топливный бак
Создатели перехватчика учли, что максимальная скорость МиГ 31 несколько уменьшилась и снизились требования к жаростойкости материала, что позволило существенно снизить долю нержавеющей стали в составе фюзеляжа – с 80 до 50%. Увеличено с 8 до 16% содержание титана. Доля сплавов алюминия составляет 33%. Оставшийся один процент – это композитные материалы.
На некоторых режимах полёта примерно одна четверть общей подъёмной силы создаётся фюзеляжем, который является одной из несущих частей конструкции самолёта. В его хвостовой части размещены два аэродинамических гребня. Развал между ними составляет 12 градусов.
Шасси
В целях улучшения проходимости на грунтовых аэродромах, основные стойки шасси перехватчика Миг-31 сделаны в особой конфигурации. Заднее колесо на каждой из тележек несколько смещено «наружу», а переднее – «вовнутрь». Благодаря этому снижается риск увязания в углубляющейся колее.
Основные опоры шасси убираются вперед, в ниши, находящиеся под каналами воздухозаборников. Закрывающие их створки могут быть использованы в качестве тормозных щитков. Передняя опора убирается назад.
Кабина истребителя
Лётчик и штурман-оператор размещены в двух герметичных кабинах, расположенных в носовой части фюзеляжа. Фонари открываются вверх и назад. Кабины разделены плексигласовой перегородкой, толщина которой составляет один сантиметр. Кресла обоих членов экипажа катапультируемые, модель – К-36ДМ. Сзади за кабинами находится отсек оборудования, впереди – радиолокационная станция.


Многофункциональные индикаторы в кабине МиГ-31БМ
Система управления самолетом
В отличие от других истребителей четвертого поколения, МиГ-31 имеет не электродистанционное, а более старое механическое управление. Работа его обеспечивается специальными тягами и тросами. Они протянуты от кабины к рулевым поверхностям и механизмам крыла через фюзеляж и прикрыты сверху гаргротом.
Истребитель-перехватчик оснащается навигационным комплексом КН-25, включающим в себя радиотехнические системы ближней и дальней навигации, аппаратуру глобальной навигации и две инерциальные системы. Перехватчик, кроме того, может управляться автопилотом САУ-155МП.
Система управления вооружением
Сверхзвуковой истребитель МиГ-31 оборудован импульсно-допплеровской радиолокационной станцией РП-31 Р007 «Заслон». Именно она является главной частью системы управления вооружением самолёта. Основная особенность этой РЛС – наличие пассивной фазированной антенной решетки. Примечательно, что до МиГ-31 подобные радиолокационные станции на серийные истребители не устанавливались даже в ВВС США.
РЛС «Заслон» способна обнаруживать такую цель, как американский истребитель F-16 на дистанции до 120 километров. Бомбардировщики или транспортные самолеты детектируются на расстоянии до 200 километров. Одновременно происходит определение государственной принадлежности. Автоматическое сопровождение обеспечивается на дистанции в 120 километров.


МиГ-31 со снятым носовым обтекателем и открытой антенной РЛС «Заслон»
РЛС одновременно может обнаружить до 24 разных целей, на 8 из которых могут быть наведены ракеты. Электроника сама определяет четыре наиболее приоритетных по степени опасности или важности объекта, по которым следует нанести удар в первую очередь.
«Заслон» может получать данные от других перехватчиков или от самолёта ДРЛО А-50 — связь сделана автоматической. Благодаря этому обеспечивается защита от активных помех – все «кусочки» информации собираются воедино, что позволяет обнаруживать скрытые цели и наводить на них ракеты. Кроме того, данные целеуказания могут быть переданы другому истребителю или наземному комплексу ПВО, после чего противник получит удар с совершенно неожиданного для него направления.
В целом бортовое оборудование позволяет применять МиГ-31 в качестве самолёта-лидера, управляющего целой авиационной группой, перекрывающей обширное воздушное пространство.
Более поздняя модификация РЛС, «Заслон-М», обнаруживает цели на дистанции до 320 километров. Обеспечивается одновременное сопровождение двадцати четырех из них. По восьми целям может быть нанесен одновременный удар. Оборудование дополнено теплопеленгатором, работающим в пассивном режиме и способным обнаруживать цели на расстоянии до 56 километров без включения РЛС.
«Главным калибром» первых модификаций МиГ-31 была ракета Р-33, поражающая самолеты противника на дистанции до 120 километров. На современных вариантах перехватчика устанавливаются Р-37, дальность действия которых — 300 км. В комплект вооружения перехватчика, кроме того, входят ракеты Р-77 и РВВ-БД, обеспечивающие уничтожение целей на средней и ближней дистанции.


Ракета «воздух-воздух» сверхбольшой дальности Р-37, установленная на МиГ-31
В ближнем бою МиГ-31 может применять скорострельную шестиствольную пушку ГШ-23-6 (на некоторых модификациях демонтировалась).
Технические характеристики
Существует немало модификаций истребителя МиГ-31, между которыми имеются иногда значительные различия. Тем не менее основные эксплуатационные характеристики довольно близки, поскольку изменялось в основном бортовое оборудование.
Параметры исходного перехватчика выглядят следующим образом:
Взлётный вес (максимальный) | 46,75 тонны |
Вес самолета без топлива и вооружения | 21,82 тонны |
Вес горючего во внутренних баках | 17,73 тонны |
Размах крыльев | 13,46 м |
Длина самолёта | 22,69 м |
Вес боевой нагрузки | 5 тонн |
Мощность двигателей | В обычном режиме 9500 кгс, на форсаже до 15 500 кгс |
Максимальная эксплуатационная перегрузка | 5G |
У многоцелевых модификаций боевая нагрузка может составлять до девяти тонн при незначительном увеличении взлётного веса машины.
Летные характеристики
МиГ-31 совершает как короткие вылеты на перехват конкретных целей, так и длительное барражирование в воздухе в режиме дежурства.
Дальность полета на скорости 0,8 М, высота 10 000 м | 1450 км, с подвесными баками – до 3000 км, с дозаправкой – до 5400 км |
Дальность полета на скорости 2,35М, высота 18 000 м | 720 км |
Практический потолок | 21 500 м |
Динамический потолок | До 30 000 м |
Тяговооруженность при полной заправке | От 0,66 до 0,79 |
Максимальная скорость | 3000 км/ч (2,83М) на большой высоте, 1500 км/ч у земли |
Крейсерская сверхзвуковая скорость | 2 500 км/ч (2,35М) |
Крейсерская дозвуковая скорость | 950 км/ч (0,9М) |
Во время взлета МиГ-31 длина разбега составляет от 950 до 1200 метров, пробег на посадке – 800 метров.


МиГ-31 ВВС Казахстана использует тормозной парашют для сокращения пробега на посадке
Достоинства и недостатки МиГ-31
Главным преимуществом перехватчика, безусловно, являются прекрасные характеристики его системы управления оружием.
Есть у этого самолёта и другие плюсы:
- Высокая скорость на форсаже позволяет перехватывать самые быстрые цели, включая американские разведчики SR-71;
- Отличная скороподъемность. Самолет способен «прыгнуть» на высоту в 30 километров;
- Взаимодействие с зенитно-ракетными комплексами, другими самолетами и наземными командными пунктами, что расширяет возможности МиГ-31. Небольшое подразделение таких самолетов способно полностью контролировать воздушное пространство над страной средних размеров;
- Бортовое вооружение позволяет поражать как крупные малоподвижные самолеты, так и высокоманевренные цели. При стрельбе по крылатым ракетам точность попадания приближается к 100%;
- Последние модификации МиГ-31 способны наносить удары по наземным целям — самолет стал многоцелевым. Кроме того, он стал хорошей пусковой платформой для гиперзвуковой противокорабельной ракеты «Кинжал».
Из недостатков в первую очередь следует выделить низкую маневренность. В ближнем бою этот самолет значительно уступает любым другим современным истребителям. Правда, для Миг 31 характеристики маневренности изначально не рассматривались как приоритетные. Кроме того, тросовая система управления давно устарела, она усложняет пилотирование и не позволяет реализовать в полной мере возможности автоматики.


МиГ-31К, вооруженный аэробаллистической гиперзвуковой ракетой «Кинжал»
Модификации МиГ-31
Поначалу истребитель был «чистым» перехватчиком. Первые попытки модернизации МиГ-31 предполагали развитие по этому же направлению. Затем появились и многоцелевые варианты самолёта. Предназначались в основном для вооружения российской армии, хотя существовали и экспортные модели.
Миг-31М
Эта модификация машины совершила первый полет еще в 1985 году. Внесены изменения в планер, в частности, на крыле имеются более крупные и округлые по форме корневые наплывы, внутри гаргрота размещен дополнительный топливный бак. На передней кабине установлен монолитный козырек, а фонарь штурмана-оператора уменьшился. Это было сделано для того, чтобы улучшить считываемость индикаторов тактической обстановки. Количество фюзеляжных гнёзд для размещения ракет дальнего действия доведено до шести. В то же время пушка демонтирована.
Кроме того, увеличен разнос двигателей относительно продольной оси истребителя. На килях установлены более крупные по площади рули. Мощность силовой установки увеличена примерно на 2000 кгс.
Главные же отличия от базовой модели – это установка обновленной радиолокационной станции «Заслон-М» и усовершенствованного бортового оборудования, в состав которого впервые вошли многофункциональные индикаторы. Теплопеленгатор заменен на оптоэлектронную систему. Перехватчик получил возможность применять ракету Р-37, во время испытаний которой цель была уничтожена с дистанции в 300 км.
Серийно этот вариант не строился, поскольку он был закончен лишь в 90-е годы, когда в российской промышленности царил полный развал.


МиГ-31М на стоянке. Серийно этот самолет не строился
МиГ-31Б
На этот вариант самолета была установлена выдвижная штанга для дозаправки в воздухе, что позволило заметно увеличить боевой радиус. Модернизированный истребитель получил РЛС «Заслон-А» и несколько улучшенную систему управления вооружения в целом. Такая замена, помимо прочего, позволила компенсировать ущерб, нанесенный в результате утечки секретных сведений о самолете МиГ-31 за пределы СССР, выявленной в 1985 году. Кроме того, в состав комплекта вооружения впервые вошли ракеты средней дальности Р-40ТД.
МиГ-31БМ
Разработка этой модификации началась в 1997 году и осуществлялась сразу по двум направлениям. Во-первых, ТТХ бортовой РЛС и комплекса управления вооружением довели до параметров, достигнутых ранее на самолете МиГ-31М, а во-вторых, перехватчик превратили в многоцелевой истребитель.
Масса боевой загрузки увеличилась и составляет для этой модификации 9 тонн. Самолет способен применять корректируемые авиабомбы КАБ-500 (до восьми штук) и КАБ-1500 (до шести единиц). В состав комплекса вооружения вошли также ракеты Х-31 в противокорабельном и противорадарном вариантах, ракеты «воздух-поверхность» Х-59М и Х-29Т, а также противорадиолокационные Х-25МП (или МПУ).
Все сохранившиеся российские МиГ-31, за исключением носителей комплекса «Кинжал», будут переделаны именно в МиГ-31БМ. Кроме того, этот вариант предлагался и на экспорт.
МиГ-31Д
Несерийная экспериментальная модификация, вооруженная ракетой «Контакт» (79М6). С помощью этого оружия предполагалось уничтожать орбитальные необитаемые аппараты.
МиГ-31И


МиГ-31И «Ишим»
Этот вариант перехватчика представляет собой воздушную платформу для системы запуска спутников, вес которых может составлять от 120 до 160 килограммов. Этому способствует как высокая скорость, так и немалый практический потолок самолета. Обеспечивается выведение на орбиту высотой до 600 километров.
МиГ-31ЛЛ
Самолёт является летающей лабораторией. Базировался МиГ-31ЛЛ на аэродроме в Жуковском.
МиГ-31Ф
Эта модификация, показанная в 1995 году на авиасалоне в Ле-Бурже, представляет собой результат первой попытки превратить двухместный перехватчик в многоцелевой самолет. Как и на варианте МиГ-31БМ, вес боевой нагрузки увеличен до 9 тонн. Комплект средств поражения наземных целей тоже в основном совпадает. При этом на МиГ-31Ф установлена исходная модификация РЛС «Заслон», возможности которой не так велики, как у бортового оборудования МиГ-31БМ.
Боевое применение истребителя
Перехватчик МиГ-31 никогда еще не применял своих ракет против реальных, а не учебных целей. Тем не менее нельзя сказать, что боевого применения у него не было. К примеру, именно этот самолет положил конец явно чрезмерной активности американских разведчиков SR-71 возле восточных и северо-западных границ СССР.


Авиатехники обслуживают один из самолетов МиГ-31 на сирийском аэродроме Хмеймим
В начале 80-х «Черные дрозды» регулярно провоцировали советскую систему ПВО, вынуждая её использовать секретные боевые режимы работы. Перехватчики МиГ-31 буквально «оттеснили» американцев от границы. Советские самолеты летали группами по 8-10 машин, поочередно передавая друг другу сопровождение SR-71. Это давало американскому пилоту понять, что даже при самом кратковременном и случайном пересечении границы он будет немедленно уничтожен. В итоге разведывательные полеты прекратились, а сам «Черный дрозд» со временем был списан.
В 2016 году несколько истребителей МиГ-31БМ были направлены в Сирию. Основное предназначение этих перехватчиков – контроль воздушного пространства и координация усилий остальной авиации. В этом отношении МиГи смогли отчасти заменить самолеты А-50, эксплуатация которых обходится дороже.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
С друзьями поделились:
МиГ-31 – лучший истребитель-перехватчик мира
МиГ-31 (Е-155МП, по классификации НАТО Foxhound – лисья гончая) советский/российский всепогодный двухместный сверхзвуковой истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Истребитель был разработан в ОКБ-155 (теперь ОАО «РСК «МиГ»). Является первым советским самолетом, относящимся к 4-му поколению. Истребитель-перехватчик МиГ-31 предназначен для перехвата и последующего уничтожения воздушных целей во всем диапазоне высот в любой время суток в простых и сложных метеорологических условиях. Самолет может эффективно использоваться в условиях активного противодействия со стороны противника: применения активных и пассивных радиолокационных помех, а также запуска ложных тепловых целей. Группа, состоящая из 4 истребителей-перехватчиков МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство общей протяженностью по фронту в 800-900 км.По состоянию на 2011 год, по словам бывшего командующего ВВС Александра Зелина, в составе ВВС России находилось 252 истребителя МиГ-31. До 2020 года планируется провести модернизацию более 60 истребителей-перехватчиков до версии МиГ-31БМ. В настоящее время истребители базируются на 7 авиабазах. Истребитель-перехватчик МиГ-31БМ – это модернизация самолета 1998 года для нужд ВВС России. В 2008 году был окончен первый этап государственных испытаний, продолжается второй этап. Модернизированная версия перехватчика получит новую БРЛС и систему управления вооружением, что позволит обеспечить обнаружение воздушных целей на удалении до 320 км., а также позволит одновременно сопровождать до 10 воздушных целей.
История создания
Работы над истребителем-перехватчиком МиГ-31 задумывались как модернизация уже существующего перехватчика МиГ-25П, который успешно преодолел государственные совместные (ГСИ) и войсковые испытания, проводимые в 1971-1972 годах, и сумел зарекомендовать себя в качестве эффективного и скоростного истребителя-перехватчика системы ПВО. При этом создание перспективного авиационного комплекса перехвата (АКП) нового поколения, который получил обозначение С-155МП, было поручено ММЗ «Зенит» им. А. И. Микояна. Работы по данному проекту были начаты в соответствии с постановлением правительства СССР от 24 мая 1968 года.

При разработке нового комплекса решения ВПК и постановления правительства СССР значительно дополняли тактико-технические требования к новинке в области расширения боевых возможностей, идеологии его боевого использования и т.д. Это требовало внесения в конструкцию машины существенных корректив, а также в проведение заводских и летных испытаний, оценку боевых возможностей истребителя-перехватчика. Принципиальным вопросом было встраивание нового комплекса в систему ПВО СССР с учетом всех перспективных систем – создания воздушных средств управления и наведения, авиационной системы дальнего перехвата, связи с наземными средствами.
Перед главным управлением вооружений и соответствующими частями ВВС страны была поставлена масштабная задача разработки АКП С-155МП. Требовалось создать абсолютно новую концепцию развития истребителя-перехватчика дальнего радиуса действия. Многие новые решения в данном комплексе воспринимались советской промышленностью с большим сопротивлением, особенно это было заметно на этапе строительства опытного образца, когда необходимо было подтвердить концепцию истребителя. С некоторой опаской к новшествам относилось и командование войск ПВО, в интересах которого и создавался самолет.
Разработке опытного образца истребителя и его испытаниям уделялось очень большое внимание как со стороны Министерств авиационной (МАП) и радиопромышленности (МРП), так и со стороны главкомата ПВО. Несмотря на это процесс шел достаточно сложно, особенно в части разработки системы управления вооружением (СУВ) «Заслон» и бортовой радиолокационной станции (БРЛС) «Заслон». Первый раз в истории мирового авиастроения в качестве антенны РЛС на истребителе-перехватчике было решено использовать фазированную антенную решетку (ФАР). Данное решение таило в себе массу проблем, неожиданностей, техническое решение которых в условиях размещения на самолете было достаточно проблематичным.

Исходя из возможностей самолета, боекомплект которого ограничивался 4 ракетами большой дальности с полуактивным радиолокационным самонаведением, было важно реализовать возможность одновременного ведения огня по 4 целям (еще 2 ракеты Р-40Т(Д) представляли собой дополнительное вооружение). Так как для атаки необходимо было выбирать самые опасные, «приоритетные» цели, необходимо было добиться того, чтобы количество одновременно обнаруживаемых целей превышало 4. Верхний предел в 10 целей был определен суммой временных интервалов, необходимых на их сопровождение и продолжительностью обзора зоны.
Величина зоны обзора истребителя-перехватчика должна была обеспечить просмотр пространства на 200 км. по горизонту. В таком случае 4 истребителей было бы достаточно для прикрытия фронта шириной в 800 км. Согласно требованиям военных дальность обнаружения целей с ЭПР – эффективной поверхностью рассеивания 19 квадратных метров (было аналогично наиболее сложной цели для ПВО – высотному разведчику SR-71) составляла 180-200 км., что было в несколько раз больше, чем у любого другого советского истребителя-перехватчика тех лет.
В 1969 году, подвергнув анализу все имеющиеся возможности, руководители НИИ приборостроения им. Тихомирова приняли достаточно смелое решение, которое было революционным для того времени – разработать антенну с электронным сканированием. При этом для воплощения революционной идеи по введению в систему «Заслон» электронного сканирования необходимо было разработать ФАР – антенну принципиально нового класса. Требования к новой РЛС не допускали каких-либо компромиссов между ее параметрами: все они были предельно высокими. При минимальном энергопотреблении и массе ФАР должна была обеспечить высокий коэффициент использования поверхности, обладать высоким быстродействием и низким уровнем фонового излучения.

В те годы многим идея с установкой ФАР на истребитель-перехватчик казалась авантюрной. Но маршал Савицкий, который был ответственен за испытания и разработку комплекса решился на этот шаг. Впервые электронное управление лучом было осуществлено на полномасштабном макете ФАР под индексом АР-2 в 1970 году, после чего последовало создание документации на опытный образец РЛС. Испытания РЛС «Заслон» начались в 1975 году первоначально на летающей лаборатории, а в 1976 году первый МиГ-31, который был оснащен ФАР Б1.01 и СУВ «Заслон», был направлен в испытательный центр ВВС в городе Ахтубинске для проведения комплекса летных испытаний.
В декабре 1979 года государственные испытания комплекса С-155МП, которые проходили на базе ГНИКИ ВВС им. Чкалова, подошли к концу. Система СУВ «Заслон» в составе комплекса была принята на вооружение ВВС СССР 6 мая 1981 года, в тот же день, когда успехом закончились испытания ракеты Р-33 – основного вооружения истребителя-перехватчика МиГ-31. Работы над созданием ракеты проводились параллельно с разработкой СУВ и БРЛС «Заслон».
Импульсно-доплеровская БРЛС с фазированной пассивной антенной решеткой (ФАР), которая вошла в состав СУВ «Заслон» и на сегодняшний день обладает рядом уникальных характеристик. В составе «Заслона» впервые в мире применительно к авиационным БРЛС дальнего действия была на практике реализована трехканальная (канал подсвета, радиолокационный канал, система определения госпринадлежности) антенная система в виде моноблочной ФАР с быстрой перестройкой положения луча в пространстве, а также цифровое устройство с доплеровской узкополосной фильтрацией. Помимо этого впервые на борту советского истребителя в состав СУВ вошли дискретно-непрерывный подсвет, импульсно-доплеровская обработка сигналов, индикатор тактической обстановки, а также специальная вычислительная система с бортовой цифровой вычислительной машиной А-15А.

Описание конструкции
Истребитель МиГ-31 был близок к своему предшественнику МиГ-25 и спроектирован по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным высоко расположенным крылом, двухкилевым оперением, цельноповоротным стабилизатором. В планере самолета широко использовались алюминиевые и титановые сплавы. Планер истребителя-перехватчика МиГ-31 был на 50% выполнен из специальной нержавеющей стали, на 33% из алюминиевых сплавов, на 16% из титана, еще 1% приходился на другие конструкционные материалы. На самолете МиГ-25 планер на 80% состоял из нержавеющей стали. Используемые на МиГ-31 алюминиевые сплавы обладают рабочей температурой до 150 градусов, а зоны с высоким кинетическим нагревом при полете на больших сверхзвуковых скоростях выполнены с использованием титана. Применение в большом объеме титана и алюминия позволило снизить массу планера истребителя.
Воздухозаборники двигателей – боковые, прямоугольного сечения, регулируются при помощи подвижных горизонтальных панелей. Топливо размещается в 7 фюзеляжных, 4 крыльевых и 2 килевых баках – общая масса 17 330 кг. Дополнительно к этому на внешние подкрыльевые узлы могут подвешиваться еще 2 подвесных бака на 2 500 литров каждый. Истребителе-перехватчики более поздних моделей выпуска, а также модели МиГ-31Б и все последующие модификации дополнительно оснащаются системой дозаправки топливом в воздухе от самолетов-танкеров Су-24Т или Ил-78. Истребители оснащаются Г-образной выдвижной штангой топливоприёмника.

На МиГ-31 были установлены два новейших на тот момент двухконтурных ТРДДФ Д-30Ф6 со смещением внутреннего и наружного контуров за турбиной, регулируемым всережимным соплом створчатой конструкции и форсажной камерой. Двигатели развивали бесфорсажную тягу на уровне 9 270 кГс (91 кН) и форсажную тягу в 15 510 кГс (152 кН). Разработка данных двигателей была начата в 1972 году и велась под руководством П. А. Соловьева. Благодаря использованию данных двигателей самолет мог развивать максимальную скорость на уровне 3 000 км/ч.
Вооружение истребителя-перехватчика состоит из УР большой дальности полета Р-33 (120 км), которые размещены конформно парами одна за другой на 4-х полуутопленных узлах внешней подвески под фюзеляжем истребителя, а также УР средней дальности с ИК системой наведения на цель Р-40Т и УР малой дальности Р-60, Р-60М и Р-73 на 4-х подкрыльевых узлах подвески. Под фюзеляжем МиГ-31 была смонтирована шестиствольная 23-мм пушка ГШ-23-6 (боекомплект 260 снарядов). Скорострельность данной установки составляет 8 000 выстр./минуту. Амбразура артиллерийской установки в нерабочем положении закрывается специальной створкой, которая снижает ЭПР самолёта и улучшает его аэродинамические характеристики.
Тактико-технические характеристики МиГ-31:
Размеры: размах крыла – 13,46 м., длина – 22,69 м., 5,15 м.
Площадь крыла – 61,6 кв. м.
Масса истребителя: нормальная взлетная – 41 000 кг., максимальная взлетная – 46 200 кг.
Тип силовой установки – 2 ТРДДФ Д-30Ф-6, тягой 15 500 кгс на форсаже (каждый)
Максимальная скорость полета – 3 000 км/ч (на высоте 17 500 метров).
Практическая дальность полета – 2 150 км (без ПТБ), 3300 км (с ПТБ).
Практический потолок – 20 600 м.
Вооружение: 23-мм шестиствольная пушка ГШ-6-23(260 патронов), 4 УР дальнего радиуса действия Р-33, 2 УР среднего радиуса действия Р-40Т и 4 УР малого радиуса действия Р-60, Р-60М и Р-73.
Экипаж – 2 человека.
Источники информации:
-http://vpk-news.ru/articles/12777
-http://vpk-news.ru/articles/12691
-http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig31.html
-http://www.airbase.ru/sb/russia/mikoyan/mig/31
-http://ru.wikipedia.org
МиГ-31 — это сверхзвуковой перехватчик-истребитель четвертого поколения. В НАТО его назвали “Foxhound” — “лисья гончая”. Самолет разработали в ОКБ МиГ в 1970х годах. Его предназначение — уничтожение целей в воздухе на разных высотах и в любых погодных условиях. Четыре МиГ-31 могут брать под контроль пространство шириной 1100 км.
Это первый в мире истребитель с радиолокационной станцией, который производился серийно. Он пришел на смену устаревшему Ту-128. МиГ-31 все еще сохраняет пальму первенства и по скорости, и по высоте полета. Всего было изготовлено около 500 моделей. О технических характеристиках самолета МиГ-31 будет рассказано ниже.
Историческая справка
В 60х годах было принято решение и проектировании истребителя нового поколения, который пришел бы на смену перехватчику Ту-128. В начале 70х годов был выбран проект, представленный ОКБ МиГ, с системой “Заслон”. Производство было начато почти сразу после утверждения проекта. Первая испытательная модель была представлена в 1975 году.
За основу для разработки МиГ-31 был взят другой истребитель — МиГ-25. Отличие состояло в том, что экипаж на первом состоял из двух человек — пилота и штурмана.


МиГ-31.
К концу 80х годов испытания самолета были полностью закончены и очень успешно. Истребители начали выпускать серийно для строевых частей авиации войск ПВО. Год спустя стали поступать модели с системой “Заслон”. Уже в 1983 году истребители поступили в распоряжение войск на Дальнем Востоке.
Сейчас самолеты МиГ-31 используются армиями России и Казахстана.
Характеристики и особенности
Планер этого военного самолета был выполнен по типу МиГ-25. Крыло — в форме трапеции и расположено высоко. Оперение — двухкилевое вертикальное и горизонтальное цельноповоротное. В середине фюзеляжа установлено семь топливных баков. Около крыльев и киля есть еще шесть дополнительных баков для топлива. Самолет может брать на борт топлива до 17 330 кг.
Носовая часть выполнена из алюминиевых сплавов. Остальной корпус сделан из титана и стали. Если вы посмотрите на фото кабины МиГ-31, то заметите, что она разделена на две части. Впереди садится пилот, а сзади — штурман-оператор. Обе — герметичные. Для обеспечения безопасности летчиков установлены катапультируемые кресла.


Фото кабины Миг-31.
Максимальная скорость МиГ-31 на малой высоте — 1500 км/ч, а на большой — 3000 км/ч. Дозвуковая крейсерская скорость составляет 950 км/ч, а сверхзвуковая — 2500 км/ч. Что касается прочих характеристик МиГ-31, то его габариты следующие: длина — 22,69 м., размах крыла — 13,46 м., а высота — 6,15 м. Масса пустого самолета — 21 820 кг.


Схема МиГ-31.
Истребитель перехватчик МиГ-31 может летать на расстояние — до 5400 км всего с одной дозаправкой. В воздухе может находиться 3,3 часа.
Рекорд высоты МиГ-31 — 20 600 м., а динамический потолок высоты полета МиГ-31 составляет 30 000 км. Это означает, что самолет может подниматься на уровень стратосферы, откуда хорошо видна круглая планета Земля.
Для того, чтобы подняться на такую высоту, летчики надевают специальные гермошлемы и высококомпенсирующие костюмы. Это защищает их от нехватки кислорода. Видео полета МиГ-31 в стратосферу вы можете посмотреть чуть ниже.
Схема управления истребителя — механическая. Он оснащен двумя турбореактивными двигателями Д-30Ф6.
На вооружение МиГ-31 может брать бомбы и ракеты общей боевой нагрузкой до 3000 кг.
Заключение
МиГ-31 — это истребитель четвертого поколения, который может подниматься даже в стратосферу. Он был разработан в 70х годах прошлого века и пришел на смену устаревшему перехватчику Ту-128. Его цель — уничтожение воздушных целей на разных высотах, в любых условиях. Производство было остановлено, но истребители все еще используются в ВВС России и Казахстана.
МиГ-31, Конструкция, ТТХ, схема

Компоновка и конструкция. По компоновочной схеме МиГ-31 близок к самолету МиГ-25П и представляет собой выполненный по нормальной аэродинамической схеме цельнометаллический высокоплан, с трапециевидным крылом, двухкилевым вертикальным и цельноповоротным горизонтальным оперением, двумя двигателями в хвостовой части фюзеляжа и трехопорным убираемым шасси.
Планер МиГ-31 изготовлен из алюминиевых сплавов с рабочей температурой до
150º, а зоны высокого кинетического нагрева при больших сверхзвуковых скоростях выполнены из титана и нержавеющих сталей. За счет этого была снижена масса планера
Сталь | Титановые сплавы | Алюминиевые сплавы | |
---|---|---|---|
МиГ-25 | 80% | 8% | 11% |
МиГ-31 | 50% | 16% | 33% |
Максимальная эксплуатационная перегрузка — 5g.
В носовой части фюзеляжа расположен отсек радиолокационной станции. Экипаж — летчик и оператор системы вооружения — размещаются в двухместной герметичной кабине на катапультных креслах К-36ДМ по схеме тандем. Фонарь кабины экипажа имеет две откидывающимися вверх-назад створки. На самолетах
МиГ-31Б слева перед кабиной размещена выпускаемая топливозаправочная штанга. На нижней поверхности фюзеляжа перед нишами основных опор шасси имеются тормозные щитки, выполняющие одновременно
функции створок шасси. Они могут быть выпущены даже на сверхзвуковых скоростях.
Трехлонжеронное крыло малого удлинения имеет угол стреловидности по передней кромке
41º. На верхней поверхности каждой консоли крыла установлен аэродинамический гребень. Задняя кромка крыла оснащена щелевыми закрылками и элеронами, передняя кромка — отклоняемым 4-секционным носком. Консоли цельноповоротного горизонтального оперения могут отклоняться как синхронно (для управления по тангажу), так и дифференциально (для управления по крену). Двухкилевое вертикальное оперение, установленное с углом развала
8º, оснащено рулями направления. Под хвостовой частью фюзеляжа с развалом
12º установлены дополнительные аэродинамические гребни. Система управления МиГ-31 механическая, с гидроусилителями во всех каналах.
Основные опоры шасси самолета имеют оригинальную конструкцию. Вместо одного колеса диаметром 1300 мм, применявшегося на МиГ-25, они оснащаются тележкой с двумя колесами размерами 950х300 мм, при этом заднее колесо размещено не в следе переднего, а несколько сдвинуто наружу. Такое шасси значительно снижает давление на грунт, что позволяет эксплуатировать МиГ-31 с грунтовых и ледовых аэродромов. Передняя опора шасси снабжена спаркой колес размерами 660х200 мм с грязезащитными щитками.
Силовая установка включает 2 двухконтурных турбореактивных двигателя Д-30Ф-6 (первоначально Д-30Ф) со смешением потоков наружнего и внутреннего контуров за турбиной, с форсажной камерой и регулируемым всережимным соплом створчатой конструкции. Тяга 9500 кгс на максимальном режиме и 15500 кгс на режиме полного форсажа. Воздухозаборники двигателей прямоугольного сечения боковые, регулируемые с помощью подвижных горизонтальных панелей. Внутренний запас топлива, размещаемого в 7 фюзеляжных, 4 крыльевых и 2 килевых баках, составляет 19500 л (16350 кг). На внешние подкрыльевые узлы могут дополнительно подвешиваться два топливных бака на 2500 л топлива каждый. Заправка — централизованная. Самолеты МиГ-31 более позднего выпуска, а также МиГ-31Б (БС) оборудуются системой дозаправки топливом в полете.
Оборудование. Основу системы управления вооружением самолета составляет радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой РП-31 Н007 «Заслон», имеющая дальность обнаружения воздушных целей типа «истребитель» (ЭПР порядка 5 м2) до 180 км. Дальность автоматического сопровождения — 120 км. Зона одновременного сопровождения и обстрела целей +70º по горизонтали и +70/-60º по вертикали. На индикаторе РЛС в кабине оператора отображается большое число обнаруженных целей, из которых 10 принимаются на автоматическое сопровождение. Бортовой вычислитель «Аргон-К» выбирает из них 4 наиболее важные, на которые наводятся 4 ракеты «воздух-воздух» Р-33.
Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТК, размещенный под носовой частью фюзеляжа (дальность обнаружения — до 50 км, горизонтальный сектор обзора — +60º, вертикальный — +6/ -13º. В полетном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж, а в рабочем — выпускается в поток. Теплопеленгатор сопряжен с РЛС и предназначен для скрытного (пассивного) обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам Р-40ТД и Р-60 с тепловыми головками самонаведения. В кабине летчика установлен прицельно-пилотажный индикатор ППИ-70В.
Наибольшая боевая эффективность достигается групповыми действиями четырех МиГ-31, связанных между собой информационным взаимодействием через АСУ с автоматическим обменом информацией. Автоматический обмен тактической информацией между самолетами группы производится с помощью аппаратуры передачи данных АПД-518 на расстоянии до 200 км. Такой вариант боевого применения позволяет группе МиГ-31 из 4-х самолетов контролировать воздушное пространство шириной до 1000 км. Возможность ведения информационного обмена позволяют применять МиГ-31 для дальнего радиолокационного обнаружения, наведения на цель самолетов типа Су-27, МиГ-29. Целераспределение, а также назначение целей на атаку осуществляет ведущий группы по информации, отображаемой на индикаторе тактической обстановки с последующей автоматической передачей на борт ведомых перехватчиков.
Передача команд наведения на борт перехватчика с наземных командных пунктов осуществляется с помощью бортовой аппаратуры командной радиолинии управления 5У15К-11.
Пилотажно-навигационное оборудование самолета включает систему автоматического управления САУ-155МП с системой ограничительной сигнализации СОС-3М-2 и комплекс навигации КН-25 с двумя инерциальными системами ИС-1-72А с цифровым вычислителем «Маневр», радиотехнической системой ближней навигации, посадки и определения взаимных координат «Радикал-НП» (А-312), радиовысотомером А-031, автоматическим радиокомпасом АРК-19, маркерным радиоприемником А-611, радиотехнической системой дальней навигации А-723 «Квиток-2» (на самолете МиГ-31Б). Дальняя радионавигация осуществляется в рамках двух систем: «Тропик» (аналогична западной системе «Лоран») с дальностью действия до 2000 км и точностью определения координат 130…1300 м и «Маршрут» (аналогична системе «Омега») с дальностью действия от 2 до 10 тыс.км и точностью определения координат 1800…3600 м. В состав радиосвязного оборудования входят УКВ радиостанции Р-800ЛГ и Р-862 и КВ радиостанция Р-864. На самолете имеется аппаратура предупреждения об облучении СПО-15 ЛМ «Береза» и устройство сброса пассивных помех УВ-3А.
Вооружение самолета МиГ-31 состоит из ракет «воздух-воздух» и встроенной пушечной установки. Основным вариантом вооружения самолета являются 4 ракеты большой дальности
Р-33, размещаемые парами одна за другой под фюзеляжем на авиационных катапультных устройствах АКУ-410. Кроме того, на внутренних подкрыльевых точках подвески могут размещаться две ракеты средней дальности Р-40ТД или четыре ракеты ближнего боя Р-60М с тепловыми головками самонаведения. Пушечная установка с 6-ствольной пушкой ГШ-6-23М калибра 23 мм с боекомплектом 260 патронов размещена в обтекателе на правом борту фюзеляжа.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | ОКБ им.А.И.Микояна | |
Обозначение | МиГ-31 | |
Кодовое наименование НАТО | Foxhound (гончая) | |
Тип | Дальний сверхзвуковой перехватчик | |
Год принятия на вооружение | 1981 | |
Экипаж, чел | 2 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 22,688 | |
Высота самолета, м | 6,15 | |
Размах крыла, м | 13,464 | |
Площадь крыла, м2 | 61,6 | |
База шасси, м | 7,113 | |
Колея шасси, м | 3,638 | |
Максимальная взлетная масса (2 ПТБ), кг | 46200 | |
Нормальная взлетная масса, кг | 41000 | |
Масса снаряженного самолета, кг | 21825 | |
Масса топлива во внутренних баках, кг | 16350 | |
Полезная нагрузка, кг | 4000 (3000) | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 2 | |
Двигатель | ДТРДФ Д-30Ф6 | |
Тяга двигателя, кгс (кН) | максимал | 9500 (91) |
на форсаже | 15510 (152) | |
Летные данные | ||
Боевой радиус, км | при М=2,35 | 720 |
с подвесными баками | 1400 | |
Дальность полета, км | практическая | 2150 |
перегоночная | 3300 | |
Максимальная скорость полета, км/ч | на уровне моря | 1500 |
на высоте 17500 м | 3000 (2,83) | |
Крейсерская скорость, (М=) | 2500 (2,35) | |
Практический потолок, м | 20600 | |
Длина разбега, м | 950-1200 | |
Длина пробега, м | 800 | |
Вооружение | ||
Пушка | шестиствольная 23-мм ГШ-23-6 | |
УР «воздух-воздух» | Р-33 | 4 |
Р-60М | 4 |
Источники информации:
- История и самолеты ОКБ МиГ / ООО «Крылья России», АНПК «МиГ», 1999, CD-ROM /
- Авиация и космонавтика №8. 1999
- Чемодан из Гастронома Mig-31 / А.Ларионов; Мир Авиации №3-99 /
- «Энциклопедия вооружений» / «Акелла», 1996 — CD-ROM /;
- «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 — CD-ROM /;
- «Истребители» /В.Ильин, М.Левин, 1997 /
- «Вестник авиации и космонавтики» 4’99
Стивен Майкл
ХЬЮСТОН, Техас — Поговорите с космонавтом об их подготовке к полету в космосе, и вскоре у них появится упоминание «Здание 9». Это обычный способ обращения к конкретной структуре космического центра имени Джонсона в Хьюстоне, в котором находится SVMF, или «Макет космического корабля», который, без сомнения, является одним из самых крутых мест на Земле для космического гика. посетить.
Это было в моем списке мест, которые можно увидеть в течение многих лет, и Арсу был предоставлен доступ незадолго до того, как были сняты последние основные части учебного оборудования для космического корабля. Под руководством бывшего астронавта Майка Блумфилда мы ползали и лазали по всему экипажу с отсеками для экипажей II, макету в натуральную величину переднего отсека космического челнока. Мы взяли лот фотографий.
SVMF
Объект расположен внутри огромного склада в кампусе АО.Главная особенность Т-образной конструкции — это высокий залив SVMF, который ориентирован на северо-запад-юго-восток и перекрыт на юго-восточном конце огромной парой раздвижных дверей (используемых для установки или удаления макетов). Внутри верхнего этажа на потолочных рельсах постоянно установлена пара огромных мостовых кранов для перемещения оборудования.
Конфигурация макетов в SVMF меняется с некоторой регулярностью для различных тренировочных задач. Макеты, размещенные в SVMF, обычно «высокого качества», что означает, что они очень похожи на фактические транспортные средства и компоненты, которые будут запущены в космос.Тренер экипажа экипажа II, который мы совершили поездку, был такой макет. Он имел точную внутреннюю планировку реального космического челнока, но органы управления были инертными и не функционировали (за некоторыми исключениями, такими как переключатели для освещения кабины).
Во время нашего тура SVMF демонстрировал высококачественный макет Международной космической станции и корабля «Союз». Несколько секций здания были посвящены конкретным учебным задачам — например, был макет SSRMS в натуральную величину (система дистанционного манипулятора космического шаттла — «рука» шаттла), а также ряд других тренировочных установок.
Взгляните на тренерский отсек экипажа 2 в здании 9 в Макет космического корабля в Космическом центре Джонсона. Или, в НАСА, говорят, CCT2 в SVMF в АО.
Стивен Майкл
«Никаких туров за пределами этой точки» — Ха! Арс смеется над такими знаками.
Стивен Майкл
Взгляд через SVMF к тренеру дистанционного манипулятора космического челнока (SSRMS).Это в натуральную величину!
Стивен Майкл
- Глядя в юго-восточный угол главного высокого залива в сторону макета Международной космической станции.На переднем плане макет модуля «Звезда».
Стивен Майкл
Глядя на северо-запад с другой точки зрения.Челнок CCT2 как раз виден справа, заглядывая через Звезду.
Стивен Майкл
Юго-восток от предыдущей фотографии, вид на залив.
Стивен Майкл
- Детальное изображение макета модуля МКС «Заря».
Стивен Майкл
Временно неиспользуемые испытательные станции, где происходит наука.
Стивен Майкл
Это статья по обучению люков МКС.
Стивен Майкл
Стивен Майкл
Стивен Майкл
На табличке не было записи, но мы все равно вставили нашу камеру.
Осмотреть кабину Чака Йегера | Статьи
O
утром 14 октября 1947 года капитан ВВС США Чарльз Е. «Чак» Йегер совершил первый сверхзвуковой полет человечества на самолете Bell X-1 в форме пули, который он прозвал Glamorous Glennis в честь своей жены.
Этот самолет в настоящее время висит в зале Боинг Вехи полета в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне, D.C.
Этот 360-градусный вид VR является частью серии кабины самолета, сфотографированной для музея Денисом Биелой из LightSpeed Media. Нажмите и перетащите в любое место внутри рамки, чтобы «осмотреться» внутри кабины. Чтобы увидеть его в полноэкранном режиме, нажмите на символ в правом нижнем углу рамки.
На что обратить внимание при изучении кабины X-1:
- Отличное Н-образное ярмо определяло как крен, так и шаг.Скорость полета контролировалась числом ракетных камер — до четырех — с помощью серебряного переключателя большого пальца слева от ярма; Дросселя не было.
- Показатель Маха выше переходит к Маха 1,5; скорее всего, он был установлен после первого трансзвукового полета Йегера. Он в окружении обычного высотомера и указателя воздушной скорости. Самый быстрый Glamorous Glennis , который когда-либо летал, был Маха 1.45.
- Йегер неоднократно подписывал свое имя в кабине Glamorous Glennis много раз за десятилетия.(Он пилотировал 33 из 78 испытательных полетов самолета, включая его последний, 12 мая 1950 года.) Можете ли вы найти все его подписи?