+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

P 51 мустанг: North American P-51D Mustang

0

Истребитель P-51 «Мустанг» | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Краткая справка: Американский истребитель P-51 «Мустанг» был первым во многом, в частности, именно этому самолету принадлежит до сих пор не побитый рекорд скорости для поршневых самолетов. Характеристики, модификации, боевое применение »


Истребитель P-51 «Мустанг» в полете

 

Содержание

  • 1 Создание истребителя P-51 «Мустанг»
  • 2 Конструкция истребителя P-51 «Мустанг»
  • 3 Модификации истребителя P-51 «Мустанг»
  • 4 Характеристики P-51
  • 5 Эксплуатация и боевое применение истребителя «Спитфайр»

Создание истребителя P-51 «Мустанг»

Американский истребитель P-51 «Мустанг» первоначально был разработан фирмой «Норт Америкэн» по заказу Великобритании для Королевских ВВС, и с 1941 года состоял у них на вооружении. Более того, несмотря на выдающиеся летные характеристики, американские ВВС заинтересовались самолетом только когда «Мустанги» уже вовсю воевали по ту сторону Атлантики. Только в феврале 1943 года P-51 «Мустанг» был принят на вооружение в США.

Между тем, машина действительно заслуживала внимания — совершенство её аэродинамических форм, ламинарное (впервые в истории самолетостроения!) крыло, радиатор с уменьшенным аэродинамическим сопротивлением — все это, даже учитывая не такой уж и мощный 1100-сильный мотор, позволяло разгонять самолет до немыслимых 702 км/ч на высоте. Это в то время, когда скорость 600 км/ч все ещё казалась вполне приемлемой для истребителя.

P-51 Мустанг не сразу стал таким красавцем, как мы привыкли его видеть

Истребитель P-51 «Мустанг» отличался замечательными высокими лётными характеристиками и хорошей управляемостью. Англичане признали его лучшим американским истребителем, в самих США к концу войны «Мустанг» стал основным истребителем ВВС. Всего изготовлено 15019 самолётов всех модификаций. В 1945 году небольшие партии самолётов поставлены в Австралию, Китай и Францию.
Уже после войны «Мустанги» стали продаваться в другие страны: Гаити, Гватемалу, Гондурас, Индонезию, Кубу, Сальвадор, Тайвань, Уругвай, Швецию, Швейцарию.

30 июля 1983 года на усовершенствованном «Мустанге» лётчик Ф.Тейлор установил мировой рекорд скорости для поршневых самолётов — 832,12 км/ч. Этот рекорд не побит до сих пор.

Конструкция истребителя P-51 «Мустанг»

Истребитель P-51 «Мустанг» построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана, и в полном смысле являлся цельнометаллическим, из металла были даже все поверхности управления — от руля до закрылок. Крыло прямое, трёхлонжеронное, трапецевидное в плане, образовано ламинарным профилем NACA. Механизация крыла состояла из 2 элеронов и 2 закрылков, все поверхности управления оснащались триммерами.

Американский истребитель второй мировой войны P-51 Мустанг

Шасси убирающееся, трёхопорное с управляемым хвостовым колесом. Силовая установка состояла из поршневого V-образного 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения Аллисон V-1710 с трехлопастным винтом, позже стали ставить Паккард V-1653 (лицензионный Роллс-Ройс «Мерлин» Mk.XX), c четырёхлопастным винтом Гамильтон-Стандарт диаметром 3,4 м.

Радиатор устанавливался в туннеле под фюзеляжем. Запас топлива размещался в 2 крыльевых и 1 фюзеляжном баках. Кабина пилота закрытая. Начиная с модификации P-51D устанавливался каплевидный беспереплётный фонарь. Бронирование включало переднюю бронеплиту толщиной 6,3 мм, бронестекло (38 мм), противопожарную перегородку (6,3 мм), заднюю бронеплиту (8 мм) и бронезаголовник (11,1 мм).

Состав вооружения менялся в зависимости от модификации и включал 7,62-мм пулемёты Браунинг M-40, 12,7-мм пулемёты Браунинг M-53 (M-53.2), 20-мм пушки, свободнопадающие бомбы, неуправляемые 127-мм ракеты HVAR.

Модификации истребителя P-51 «Мустанг»

  • NA-73X — первый прототип, без вооружения. Первый полёт 26 октября 1940 года.
  • XP-51 «Апач» — предсерийный. В 1940 году изготовлено 2 самолёта.
  • XP-51B (NA-101, XP-78) — опытный с двигателем Паккард V-1653-3 мощностью на боевом режиме 1620 л.с. В 1942 году изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 30 ноября 1942 года (лётчик-испытатель Б.Чилтон).
  • XP-51F — облегчённый (опытный) с двигателем Паккард V-1650-7 мощностью 1750 л.с. В 1944 году изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 14 февраля 1944 года.
  • XP-5F — вариант XP-51F с двигателем Аллисон V-1710-119 мощностью 1500 л.с. Первый полёт 23 апреля 1945 года.
  • XP-51G — опытный с двигателем Роллс-Ройс «Мерлин» Mk.145 мощностью 1675 л.с. с четырёхлопастным винтом фирмы «Ротол». В 1944 году изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 10 августа 1944 года.
  • XP-82 «Твин Мустанг» — с двумя удлинёнными на 1,45 м фюзеляжами от P-51H с двигателями V-1650-23 (V-1650-25), горизонтальным оперением между фюзеляжами. Вооружение состояло из 6 пулемётов M-53.2 в центральной секции крыла. Весной 1945 года в Инглвуде изготовлено 2 самолёта. Первый полёт 15 апреля 1945 года.
  • «Мустанг» Mk.I (NA-83) — первый серийный вариант. Отличался конструкцией радиатора, лобовым бронестеклом. Вооружение состояло из 4 пулемётов M-53 и 4 пулемётов M-40. Изготовлено 620 самолётов.
  • «Мустанг» Mk.X — опытный с двигателем Роллс-Ройс «Мерлин» Mk.65 мощностью 1705 л.с. с небольшим форкилем и четырёхлопастным винтом. Фирмой «Роллс-Ройс» переоборудовано 5 самолётов «Мустанг» Mk.I. Первый полёт 13 октября 1942 года.

Чертеж истребителя P-51 «Мустанг»

  • A-36A «Инвейдер» — пикирующий бомбардировщик с двигателем Аллисон V-1710-87 мощностью 1325 л.с., наличием воздушных тормозов на верхней и нижней поверхностях крыла. Вооружение состояло из 6 пулемётов M-53, 2 бомб по 227 кг. Первый полёт 21 сентября 1942 года.
  • P-51A («Мустанг» Mk.II) — с двигателем Аллисон V-1710-81 мощностью 1200 л.с. Отличался возможностью подвески 2 ПТБ под крылом. Вооружение состояло из 4 пулемётов M-53, 2 бомб по 227 кг. Изготовлено 310 самолётов. Из них 50 поставлены в Великобританию.
  • P-51B («Мустанг» Mk.III) — с двигателем Паккард V-1653-3 и усиленными крыльевыми узлами подвески бомб. Выпускался на заводе «Норт Америкэн» Инглвуде. Первый полёт 5 мая 1943 года. Изготовлено 1988 самолётов.
    • P-51B-1 — с дополнительным топливным баком на 322 л в фюзеляже.
    • P-51B-5 — с двигателем Паккард V-1650-7.
  • P-51C — вариант P-51B, выпускавшийся в Далласе.Первый полёт 5 августа 1943 года. Изготовлено 1710 самолётов.
    • P-51C-3 — с дополнительным топливным баком в фюзеляже.
    • P-51C-5 — с двигателем Паккард V-1650-7.
  • P-51D (F-51D, «Мустанг» Mk.IV) — с каплевидным фонарём и пониженным гаргротом. Оснащался двигателем Паккард V-1650-7. Вооружение состояло из 6 пулемётов M-53. Изготовлено 8266 самолётов. Из них 271 поставлен в Великобританию.
    • P-51D-25 — с 10 неуправляемыми ракетами HVAR.
    • TP-51D — учебный, с двухместной кабиной. Переоборудовано 10 самолётов.
  • P-51H — облегчённый вариант P-51D с двигателем Паккард V-1650-9 мощностью на чрезвычайно режиме 2218 л.с., четырёхлопасным винтом «Аэропродакт», площадью вертикального оперения, дополнительным фюзеляжным топливным баком ёмкостью 189 л. Вооружение аналогично P-51D-25. Мог нести 2 ПТБ под крылом. Первый полёт 3 февраля 1945 года. В Инглвуде изготовлено 555 самолётов.
  • P-51K — вариант P-51D с винтом фирмы «Аэропродакт» диаметром 3,35 м. Часть самолётов оснащалась небольшим форкилем. В Далласе изготовлено 1337 самолётов. Из них 594 поставлены в Великобританию.
  • P-51L — вариант P-51H с двигателем V-1628-11 с непосредственным впрыском топлива (проект).
  • P-51М — облегчённый с двигателем V-1628-9A. В 1945 году в Далласе изготовлено несколько самолётов.
  • P-82 «Твин Мустанг» — с двумя фюзеляжами. В 1945 году изготовлено 20 самолётов.
    • P-82B — опытный для отработки систем вооружения.
    • P-82С — опытный с РЛС SRS-720.
    • P-82D — опытный с РЛС AN/APS-4.
  • P-82E (F-82E) — эскортный истребитель с двигателями Аллисон V-1710. Вооружение состояло из 6 пулемётов M-53.2. Имелась возможность установки ещё 8 пулемётов, 5 НАР HVAR или 4 бомб калибром 454 кг. В 1948 году изготовлено 100 самолётов.
  • P-82F (F-82F) — ночной истребитель с РЛС AN/APG-28G в контейнере под центральной секцией крыла. Вооружение состояло из 6 пулемётов и 20 НАР. В 1948-1949 годах изготовлен 91 самолёт.
  • P-82H (F-82H) — ночной с РЛС SRC-720C. В 1948 году изготовлено 14 самолётов.
  • F-6A (P-51-1, «Мустанг» Mk.IA) — модернизированный. Вооружен 4х 20-мм пушками, фотокамерой F.24 в фонаре за сиденьем пилота. Переоборудовано 150 самолётов «Мустанг» Mk.I. 93 из них поставлены в Великобританию.
  • F-6B — разведчик на базе P-51A с фотокамерой F.24.
  • F-6С
    — разведчик на базе P-51B (P-51C). Изготовлен 91 самолёт.
  • F-6D — разведчик на базе P-51D.
  • F-6K — разведчик на базе P-51K.
  • CA-17 «Мустанг» Mk.XX — австралийский вариант P-51D с двигателем V-1650-3. Первый полёт 29 апреля 1945 года. На заводе в Коммонвиле изготовлено 180 самолётов.
  • CA-18 «Мустанг» Mk.XXI — с двигателем V-1650-7. Изготовлено 40 самолётов.
  • «Мустанг» Mk.XXII — разведчик с фотокамерой F.24. Изготовлено 14 самолётов. Ещё 14 переоборудовано из Mk.XXI.
  • «Мустанг» Mk.XXIII — с двигателем «Мерлин» Mk.66 (Mk.70). Изготовлено 66 самолётов.
  • «Турбо Мустанг» III — штурмовик с двухместной кабиной, ТВД Роллс-Ройс «Дарт» Mk.510. Разработан фирмой «Кавальер» в середине 60-х годов.
  • PA-48 «Энфорсер» — лёгкий штурмовик с ТВД Лайкоминг T55-L-9, удлинённым фюзеляжем, конструкцией крыла и хвостовой части фюзеляжа, килем и стабилизатором увеличенной площади. Вооружение состояло из 2 30-мм пушек GE-430, УР AGN-65 «Мейврик» и AIM-9 «Сайдуиндер», свободнопадающих бомб. Разработан фирмой «Пайпер». В 1983 году изготовлено 2 самолёта.

Характеристики P-51

Страна:США
Тип:Истребитель
Год выпуска:1941 г.
Экипаж:1 человек
Двигатель:V-1650-7 мощностью 1150 л.с.
Максимальная скорость:703 км/ч
Практический потолок:12750 м
Дальность полета:1520 км
Масса пустого:3466 кг
Максимальная взлетная масса:5493 кг
Размах крыльев:11,27 м
Длина:9,83 м
Высота:4,16 м
Площадь крыла:21,83 кв. м.
Вооружение:6х 12,7-мм пулемета, 6x 127-мм НУРС, 2x 454 кг. бомбы.

Характеристики приведены для модели P-51D

Эксплуатация и боевое применение истребителя «Спитфайр»

Первый боевой вылет P-51 «Мустанг» состоялся состоялся 5 мая 1942 года. С этого времени применялся англичанами и американцами на всех фронтах Второй мировой войны. Двухместным P-51D пользовался как персональным генерал Д.Эйзенхауэр во время высадки в Нормандии.

С 1946 года американские самолёты стали передаваться из ВВС в Национальную Гвардию, где они эксплуатировались до января 1957 года. В 1950 году часть P-51D Национальной Гвардии США была передана Южной Корее, которая применяла их в корейской войне до июня 1951 года. Там же воевали и английские и южноафриканские «Мустанги». В 1956 году израильтяне применяли «Мустанги» в войне против Египта.

В Великобритании «Мустанг» снят с вооружения в мае 1951 года, в Новой Зеландии — в 1955, в Канаде — в 1956. В 1952-1954 годах Швеция продала свои «Мустанги» в Доминиканскую республику (летали до начала 70-х годов), Никарагуа (находились в строю до 1965 года) и Израиль. Французы тоже продали свои F-6D в Израиль и Сомали. Израильские «Мустанги» сняты с вооружения в 1956 году, а в учебных подразделениях эксплуатировались до 1958 года. В 1958 году Уругвай продал 6 оставшихся своих самолётов Боливии, где они эксплуатировались до 1977 года. В Индонезии P-51 также служили до конца 70-х годов.

По ленд-лизу в СССР «Мустанг» не поставлялся. В первой половине 1942 года англичане передали 10 самолётов «Мустанг» Mk.II в СССР, однако в ходе испытаний НИИ ВВС истребители показали худшие лётные характеристики, чем Як-7Б и Me-109G.


Источник: компиляция на основе открытых источников сети интернет, а также «Истребители Второй мировой войны 1939-1945», АВИАМ, 1994.

Североамериканский P-51D Mustang «Джени» 680мм 4-канальный Масштаб истребитель

JavaScript seems to be disabled in your browser.
You must have JavaScript enabled in your browser to utilize the functionality of this website.

Proceed to Checkout

    Итоговая цена

    0,00 A$

    Корзина 0

    {{/findAutocomplete}}

    {{/isPromoted}} {{/isFlashDealEnabled}} {{#isPromoted}} {{/isPromoted}}

    SKU: {{sku}} {{#isFreeshipppingEnabled}} Бесплатная доставка подходящих заказов {{/isFreeshipppingEnabled}}

    {{#rating_summary}}

    {{/rating_summary}}

    {{#isDiscountFlag1Enabled}}

    {{/isDiscountFlag1Enabled}} {{#isDiscountFlag2Enabled}}

    {{/isDiscountFlag2Enabled}} {{#isDiscountFlag3Enabled}}

    {{/isDiscountFlag3Enabled}} {{#isDiscountFlag4Enabled}}

    {{/isDiscountFlag4Enabled}} {{#isDiscountFlag5Enabled}}

    {{/isDiscountFlag5Enabled}} {{#isDiscountFlag6Enabled}}

    {{/isDiscountFlag6Enabled}} {{#isDiscountFlag7Enabled}}

    {{/isDiscountFlag7Enabled}} {{#isDiscountFlag8Enabled}}

    {{/isDiscountFlag8Enabled}} {{#isDiscountFlag9Enabled}}

    {{/isDiscountFlag9Enabled}} {{#list_image_url}}{{/list_image_url}} {{^list_image_url}}{{/list_image_url}}

    {{#isFreeshipppingEnabled}}

    Бесплатная доставка подходящих заказов

    {{/isFreeshipppingEnabled}} {{#isAddToCartEnabled}} {{#isWarehouseAddToCartEnabled}} {{^is_combo_product}}

    Количество: {{#isAgerestrictionEnabled}} {{/isAgerestrictionEnabled}} {{^isAgerestrictionEnabled}} {{/isAgerestrictionEnabled}}

    {{/is_combo_product}} {{/isWarehouseAddToCartEnabled}} {{/isAddToCartEnabled}} {{#availableInOtherWarehouses}} {{{availableInOtherWarehouses}}} {{/availableInOtherWarehouses}} {{#is_combo_product}} {{^isProhibited}} Подробнее {{/isProhibited}} {{/is_combo_product}} {{#isProhibited}}

    ​We are sorry, this product is not available in your country

    {{/isProhibited}}

    {{#hbk_price. stock_2_group_0_original_formated}} {{hbk_price.stock_2_group_0_original_formated_label}} {{hbk_price.stock_2_group_0_original_formated}} {{/hbk_price.stock_2_group_0_original_formated}} {{#is_combo_product}} {{hbk_price.stock_2_group_0_combo_price_label}} {{/is_combo_product}} {{hbk_price.stock_2_group_0_formated}} {{#hbk_price.stock_2_group_0_original_formated}} {{hbk_price.stock_2_group_0_you_save_formated_label}} {{hbk_price.stock_2_group_0_you_save_formated}} {{/hbk_price.stock_2_group_0_original_formated}}

    {{/hits}}

    P-47 «Мустанг» (Mustang)


    P-51 P-47 >>

    Построенный американской фирмой Норт Америкэн (North American) по заказу Великобритании, Р-51 «Мустанг» (Mustang) был, пожалуй, самым известным из американских истребителей Второй мировой войны. Серьезность военной ситуации в Европе диктовала и главное условие выполнения контракта, его оперативность. Проектирование самолета и постройка опытного образца были выполнены фирмой в рекордно короткие, всего за 4 месяца, сроки, и опытный образец NA-73X поступил на летные испытания в октябре 1940 г. Несмотря на столь короткие сроки самолет прошел испытания без особых трудностей, и в ноябре 1941 г. уже первая партия серийных машин отправилась в Великобританию, где самолет получил название «Мустанг». После вступления в декабре 1941 г. США в войну истребитель «Мустанг» под обозначением Р-51 был принят на вооружение американских ВВС. В дальнейшем английское и американское обозначения объединяли — истребители первых серий Р-51 назывались — «Мустанг» I.

    По констркуции «Мустанг» представлял собой цельнометаллический низкоплан с мотором жидкостного охлаждения. Первоначально на него устанавливался двигатель Аллисон V-1710-39. Вооружение составляло восемь пулеметов, четыре из которых крупнокалиберные. Особое внимание Раймонд Райе и Эдгар Шмюд, конструкторы Р-51, уделили достижению высоких аэродинамических свойств самолета. Впервые в мировой практике самолетостроения на боевой машине применили ламинарное крыло, что стало основной отличительной особенностью самолета. Ламинарные профили крыла «Мустанга» были разработаны специалистами NACA перед самой войной. Истребитель имел очень чистые аэродинамические формы, система охлаждения создавала незначительное лобовое сопротивление. Следует отметить, что конструкторы достигли своей цели — коэффициент аэродинамического сопротивления при малых углах атаки, соответствующих режиму полета на максимальной скорости, оказался очень низким. Он боказался меньшим, чем у любого серийного истребителя того времени, и лишь позже, у истребителя Р-63 «Кингкобра», крыло которого было построено по тем же принципам, этот коэффициент оказался меньшим.

    Английские и американские истребители времен Второй мировой, кроме Р-39 и Р-63, имевших пушку, стреляющую через вал воздушного винта, имели характерную общую черту — несинхронное вооружение, расположенное в крыле. «Мустанг» в начале своего развития оказался одним из немногих исключений — два крупнокалиберных пулемета были синхронизированы для стрельбы через воздушный винт, остальные шесть монтировались в крыле вне плоскости его ометания.

    Специалисты королевских ВВС, ознакомившись с «Мустангом», сочли его лучшим из американских истребителей. Правда Аллисон V-1710-39 оказаля недостаточно мощным и высотным для этого самолета. Однако такие его качества, как высокая скорость и сравнительно неплохая маневренность при полетах небольших высотах, достаточная практическая дальность и хорошее вооружение, вес секундного залпа составлял 3,42кгс/сек, позволяли эффективно использовать «Мустанг» в качестве разведчика и штурмовика при атаках по наземным целям.

    Здесь необходимо сказать о том, что американцы и англичане очень широко использовали истребительную авиацию для штурмовки наземных объектов. В частности, это объяснялось отсутствием у них специализированных бронированных штурмовиков, иногда несколько иным характером военных действий и тактикой применения самолетов. Иногда истребители специально приспосабливали для борьбы с бомбардировщиками и для атак по наземным целям. Такие задачи выполняли английские истребители «Тайфун», «Темпест», американские Р-39, Р-40 и другие. В Советском Союзе подобный характер действий считали далеко не главным для истребителя. Это не являлось следствием какой-то тактической доктрины, к такому выводу подвела сама жизнь. В начале войны советские ВВС нуждались, в первую очередь, в истребителях воздушного боя, способных уничтожать истребители противника. Поэтому, когда в первой половине 1942 г. один из Р-51 поступил из Великобритании в СССР, отношение к нему советских авиационных специалистов оказалось весьма прохладным. Испытания «Мустанга» в НИИ ВВС закончились в июле 1942 г. Основные их результаты приведены в табл. 1 и на рис, 1.

    Таблица 1

    «Мустанг» P-51 «Тандерболт» P-47D-10RE
    Дата испытаний в НИИ ВВС июнь 1942 апрель-июль 1942
    Силовая установка
    Мотор
    Взлетная мощность, л. с.
    Аллисон V-1710-39
    1150
    Пратт-Уитни R-2800-63
    2000
    Геометрия
    Площадь крыла, м² 21,98 27,87
    Массы, кгс
    Взлетный вес нормальный 3880 6000
    максимальный 6780
    Лётные данные
    Максимальная скорость, км/ч у земли 459 483ф 462 510б.р. 535ч.р.
    на высоте 557 587ф 624 648б.р. 661ч.р.
    м 4400 4600 10500 9250 8500
    Время набора высоты 5 км, мин 10,5 9,0ф 11,0 7,6б. р. 6,4ч.р.
    Время виража на высоте 1 км, с 23 26
    Максимальная дальность полета, км в нормальном варианте 1620 1550
    при макс. запасе топлива 2300*
    Практический потолок, м 8400 11800б.р.
    Вооружение
    Вооружение (пулеметы):
    число стволов х калибр
    4 х 7,62
    4 х 12,7
    6(8) х 12,7

    ф форсаж (5 мин), б.р. — боевой режим (15 мин), ч.р. — чрезвычайный режим (5 мин).

    * — С подвесным баком (по фирменным данным).

    Рис 1. Высотно-скоростные характеристики американских истребителей P-51 и P-47D10 в сравнении с типичными советскими и немецкими истребителями (по испытаниям в НИИ ВВС).

    Отдавая должное высоким летным качествам этого самолета, советские военные специалисты отмечали, что по таким важным для истребителя показателям, как скорость (на номинальном режиме) и, в особенности, скороподъемность и маневренность, «Мустанг» уступает советским и новым немецким истребителям. Так, советский Як-7Б с двигателем М-105ПФ набирал высоту 5000 м за 5,8 — 6,0 мин, немецкий Me-109F — за 4,8 — 5,4 мин, а американский «Мустанг» — за 9 мин, да и то с использованием пятиминутного форсажа! Набор высоты за боевой разворот в 550 м у «Мустанга» был почти в два раза меньшим, чем у Як-1, Як-7Б, Ла-5 и Me-109F и G. Конечно, при таких характеристиках P-51 не мог на равных сражаться с немецкими истребителями и, более того, скорее всего стал бы их легкой добычей. Однако не стоит забывать, что в Советский Союз попала самая первая, далеко не лучшая модификация этой машины. Тем временем уже разрабатывался новый вариант этого самолета, предназначенный для атак по наземным целям — А-36А, за ним шел Р-51А (1943 г.). Эти машины оснащались более мощными вариантами мотора Аллисон. Летные данные Р-51А «Мустанг» II стали лучше, чем у Р-51, однако не настолько, чтобы его можно было использовать в воздушных боях против немецких Фокке-Вульфов и Мессеров. В основном «Мустанг» с мотором Аллисон по-прежнему использовался в качестве разведчика и штурмовика.

    Дело коренным образом изменилось, когда англичане в опытном порядке поставили на P-51 более мощный и высотный мотор «Мерлин». Целесообразность подобной замены не вызывали сомнения. Фирма Норт-Америкэн оперативно провела модификацию конструкции самолета под установку нового двигателя, а фирма Паккард наладила серийный выпуск мотора серии «Мерлин», который в Америке получил обозначение V-1650-3.

    Замена двигателя позводила существенно увеличить летные данные самолета. Опытный экземпляр нового «Мустанга» под обозначением ХР-51В показал на испытаниях в сентябре 1942 года скорость 710 км/ч на высоте 9100 м. Если для набора высоты 6100 м Р-51А требовалось 9,1 мин, то ХР-51В набирал ее уже за 5,9 мин (с использованием ч.р. работы мотора). Летом 1943 года начался серийный выпуск новых истребителей Р-51 В и С, по существу идентичных, которые в Великобритании получили название «Мустанг» III. Основным предназначением для этих самолетов стало сопровождение американских бомбардировщиков В-17 и В-24, наносивших массированные бомбовые удары по территории Германии, где требовалась большая дальность полета. Использовались новые «Мустанги» III и на Тихоокеанском театре военных действий.

    В 1944 г. начались челночные операции американской бомбардировочной авиации. При этом В-17 и В-24 стартовали с аэродромов Великобритании и сопровождаемые «Мустангами» бомбили Германию. Затем они совершали посадку на территории Советского Союза в районе Полтавы, где их заправляли и загружали бомбами для боевого вылета в обратном направлении. Случалось, что американские самолеты из-за повреждений, поломок или технических неполадок оставались на советской территории. Один из «Мустангов», имевший незначительные повреждения, был восстановлен советскими специалистами. Летчики-испытатели ЛИИ летали на этой машине для ознакомления и изучения, при этом полные летные испытания не проводились.

    Оценка лучшего американского истребителя советскими летчиками конечно представляет. ПО воспоминаниям заслуженного летчика-испытателя СССР М. Л. Галлай: «…Самолет Р-51 «Мустанг» оказался прост в пилотировании. Не требовал от летчика ни высокой квалификации, ни повышенного внимания. Длительный полет на нем был неутомителен как в силу присущей ему хорошей устойчивости, так и благодаря наличию триммеров на всех трех плоскостях управления. Все эти положительные свойства легко обнаруживались в испытательных полетах, которые мне пришлось выполнять на «Мустанге». Однако нет сомнения, что в боевой обстановке проявились бы присущие этой машине существенные слабости, в частности, только пулеметное вооружение. Главным же недостатком являлось то, что, обладая существенно большей нагрузкой на единицу мощности мотора, чем Як~9, Ла-7, Ме-109, ФВ-190 и особенно Як-3, «Мустанг» заметно уступал им в маневренности, а также в разгонных характеристиках по горизонтали и в наборе высоты. Правда, сочетание относительной большой (для одноместного истребителя) массы и малого коэффициента аэродинамического сопротивления сх обеспечивало этому самолету хорошие разгонные характеристики на пикировании» .

    Здесь стоит пояснить, что в приведенной цитате сопоставлены нагрузки на мощность для малых и средних высот, на которых и проходили бои на Восточном фронте. На больших же высотах, на которых и осуществлялось сопровождение бомбардировщиков, становится очевидной преимущество «Мустанга», поскольку мотор V-1650-3 обладал большей высотностью, чем, например, АШ-82ФН и тем более ВК-105ПФ2.

    Сравнительные характеристики советских и иностранных истребителей

    Отчасти этим и объясняется отмечаемое в иностранной печати превосходство «Мустанга» над всеми немецкими самолетами с поршневыми двигателями в скорости и маневренности на высотах более 6000 м.

    Боевая практика применения «Мустанга» вскрыла и его основные недостатки. Одновременно выявились и главные направления развития этого самолета. Одним из слабых мест первых «Мустангов» оказался ограниченный обзор из-за гаргрота фюзеляжа. На новых «Мустангах» была изменена хвостовая часть фюзеляжа и установлен фонарь каплевидного типа, обеспечивающий летчику прекрасный обзор для всей верхней полусферы. Помимо этого усилили вооружение: вместо четырех крупнокалиберных крыльевых пулеметов, как на Р-51 В и С, поставили шесть. Установили также менее высотный вариант мотора — V-1650-7, что должно было улучшить летные данные истребителя на средних высотах. Такие двигатели уже ставились на последние серии Р-51 В и С, так как опыт боевых действий указывал на желательность подобной замены. Так появилась самая известная и распространенная модификация истребителя — P-51D — «Мустанг» IV. Некоторые летные характеристики опытных образцов Р-51 В и D приведены на рис. 3 и 4. Именно эта модификация «Мустанга» в составе американских ВВС широко применялись на Тихоокеанском ТВД и в Европе. По-прежнему, основной их боевой задачей оставалось высотное сопровождение американских бомбардировщиков и бой с истребителями-перехватчиками противника.

    «Мустанг» стал и самых многочисленным американским истребителем. Всего до окончания Второй мировой войны было выпущено 14 501 «Мустангов» различных модификаций.

    • «Самолетостроение в СССР (1917-1945)» /ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского/

    | >>

    Североамериканский P-51 Мустанг | Национальный музей Второй мировой войны

    Павильон свободы США: Боинг-центр

    Контроль над воздухом оказался ключом к контролю над землей. Дальний истребитель P-51 Mustang сыграл неоценимую роль в победе союзников, позволив возобновить стратегические бомбардировки после тяжелых потерь, понесенных несопровождаемыми бомбардировщиками в 1943 году. Разработанные для экспорта в Великобританию модели, модифицированные британцами для использования двигателей Rolls-Royce Merlin, стали Самые боеспособные истребители Америки военного времени.

    P-51 Mustang 332-й истребительной группы

    Сочетание легендарного двигателя Merlin и P-51 Mustang в конечном итоге привело к созданию P-51D, который обеспечил ВВС США высокопроизводительным высотным самолетом. , дальний истребитель, который мог сопровождать группы тяжелых бомбардировщиков на всем пути до Берлина и обратно. Изменения значительно снизили неприемлемые потери экипажей бомбардировщиков с начала кампании дневных бомбардировок летом 1942 года.

    Между 1941 и 1946 года около 1000 афроамериканских пилотов прошли обучение на отдельной авиабазе в Таскиги, штат Алабама. Самыми известными летчиками Таскиги были 332-я истребительная группа, также известная как «Красные хвосты» за отличительные опознавательные знаки своих самолетов. Отличилась в боях и 99-я эскадрилья преследования, позже переименованная в 99-ю истребительную эскадрилью. Вместе они совершили более 15 000 боевых вылетов и потеряли при исполнении служебных обязанностей 66 человек. Этот самолет окрашен в опознавательные знаки одного из самолетов, которые, как известно, летали в этой эскадрилье.

    Это стало возможным благодаря подарку семьи Рикеттс

    Статистика

    Тип: Fighter

    Производство

    Дата введена: 1944
    Производитель: Североамериканский
    . : 437 миль в час
    Крейсерская скорость: 275 миль в час
    Максимальная дальность полета: 1000 миль
    Двигатель: Packard Rolls Royce Merlin V-1650-7 (1,695 л.с.)
    Максимальная нагрузка: 2000 фунтов бомб или десять 5-дюймовых ракет
    Вооружение: Шесть пулеметов калибра .50


    Подполковник Томас Дж. Хичкок-младший, Чемпион P-51 Mustang

    Пожалуй, ни один человек не оказал большего влияния на разработку и адаптацию P-51 Mustang, чем дальновидный подполковник Томас Дж. Хичкок-младший. В 17 лет Хичкок начал свою военную карьеру во время Первой мировой войны во французском летном корпусе Лафайет после того, как армия США отвергла его из-за того, что он был слишком молод. Заработав свое крыло с французами, Хичкок одержал три победы в воздухе, прежде чем немцы сбили его и взяли в плен. Проведя в плену шесть месяцев, Хичкок увидел шанс на побег. Он спрыгнул с движущегося поезда и прошел более 100 миль в безопасную Швейцарию.

    После войны Хичкок стал одним из самых известных и опытных игроков в поло того времени, работал инвестиционным банкиром и жил светской жизнью. Среди его многочисленных близких друзей был писатель Ф. Скотт Фицджеральд, который вольно смоделировал своего персонажа Тома Бьюкенена в «Великом Гэтсби» по Хичкоку. Когда Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну, Хичкок получил комиссию в ВВС США и отчаянно пытался возглавить истребительную эскадрилью. Однако в 42 года ВВС США сочли его слишком старым для боевых действий.

    После своего назначения помощником военно-воздушного атташе в Лондоне Хичкок доложил в Вашингтон о результатах британских испытаний планера P-51A североамериканского производства и двигателя Rolls-Royce Merlin 61. В апреле 1942 года летчик-испытатель Rolls-Royce Рональд Хокер оценил Mustang, оснащенный штатным двигателем Allison, и был впечатлен характеристиками самолета на малых и средних высотах. Но Хокер считал, что характеристики на больших высотах можно значительно улучшить, установив двигатель Merlin 61. Британцы оснастили пять испытательных самолетов двигателем Merlin, и результаты оказались просто поразительными. Оценка Хокера оказалась верной: Мустанги с двигателем Merlin развивали скорость более 430 миль в час на высоте 30 000 футов, что почти на 100 миль в час быстрее, чем двигатель Allison.

    Неудивительно, что в докладе Хичкока в Вашингтон осенью 1942 года рекомендовалось немедленно превратить P-51A в высотный истребитель, заменив двигатель Allison на двигатель Merlin, который уже производился для британцев в Соединенных Штатах по лицензии Паккард Мотор Компани. Хичкок также предсказал, что «Мустанг» с двигателем «Мерлин» станет лучшим истребителем 1943 года. ВВС США немедленно разместили заказ на 2200 новых P-51B, и к следующему году 354-я истребительная группа стала первой боевой единицей в 1943 году. ETO с двигателями. Появление P-51B как нельзя кстати. Без прикрытия сопровождения истребителей на всем пути к цели и обратно экипажи тяжелых бомбардировщиков несли неприемлемые потери, а рейды глубокого проникновения в Германию были приостановлены до тех пор, пока дальнее сопровождение истребителей не стало реальностью. С помощью баков с внешним крылом у «Мустанга» была дальность, чтобы оставаться с группами бомбардировщиков B-17 и B-24 на всем пути к целям в глубине Германии, и впервые мальчики-бомбардировщики сопровождали истребители на всем пути. вернуться домой в Англию.

    К началу 1944 года появление «Мустангов» вместе с новой агрессивной тактикой начало менять ход воздушной войны в пользу союзников. Во время «Большой недели», недельной бомбардировки в феврале 1944 года, нацеленной на немецкие заводы по производству истребителей, пилоты «Мустангов» уничтожили 17 процентов опытных летчиков-истребителей Люфтваффе в боях воздух-воздух. Несмотря на бешеный успех нового самолета, у «Мустанга» возникли некоторые проблемы с внешними крыльевыми баками, так как вес топлива имел тенденцию дестабилизировать самолет в пикировании. В настоящее время руководит проектом «Мустанг» в качестве заместителя начальника штаба 9-гоКомандование воздушной поддержки, отвечающее за тактические исследования и разработки, Хичкок настоял на том, чтобы выявить проблему самому, а не рисковать жизнями своих людей. Ему не удалось вывести свой «Мустанг» из пикирования во время испытательного полета 18 апреля 1944 года, и он погиб в последующей катастрофе недалеко от Солсбери, Англия.

    Хичкок не дожил до того, чтобы увидеть, как P-51 «Мустанг» способствовал господству союзников в воздухе, что было предпосылкой для успешного вторжения в Нормандию всего два месяца спустя. Но к 19 марта44, когда «Мустанги» сопровождали первые американские дневные бомбардировки Берлина в небе над нацистской столицей, Хичкок увидел, как истребитель, который он защищал, достиг потенциала, который он предполагал для него еще в 1942 году.

    Боевые птицы

    • Boeing B-17E Flying Fortress

      Разработанный как стратегический бомбардировщик в 1930-х годах, прочный B-17 использовался на всех театрах военных действий во время Второй мировой войны и стал легендарным благодаря своей способности выдерживать тяжелые повреждения в бою, сохраняя при этом самодостаточность. огневая мощь.

    • Североамериканский B-25 Mitchell

      Бомбардировщик B-25 участвовал в боевых действиях на всех театрах военных действий, превосходно выполняя множество ролей, в основном в качестве штурмовика на более поздних этапах войны. Они получили известность в апреле 1942 года в дерзком рейде Дулиттла на Токио.

    • Douglas SBD Dauntless

      Основной пикирующий бомбардировщик ВМС США в начале войны, Douglas SBD Dauntless заработал свою репутацию и помог одержать победу в 1942 Битва за Мидуэй, потопление четырех японских авианосцев.

    • General Motors TBM Avenger

      Несмотря на разочаровывающие действия на Мидуэе, Avenger служил основным бомбардировщиком-торпедоносцем ВМС США, эффективно перехватывая вражеские суда и доставляя артиллерийские снаряды на вражеские позиции по всему Тихому океану.

    • Vought F4U Корсар

      F4U Corsair вступил в бой в 1943 году и дал военно-морским летчикам союзников преимущество над противниками. Известный своей скоростью, прочностью и огневой мощью, Корсар преуспел как в качестве истребителя, так и в качестве штурмовика для поддержки наземных войск.

    • Consolidated B-24 Liberator

      B-24 Liberator был мощным символом промышленной мощи США: к концу войны было произведено более 18 000 самолетов. Liberators летали быстрее, выше и дальше, чем более старые B-17, благодаря большему запасу топлива и инновационной конструкции крыла с малым лобовым сопротивлением.

    North American P-51D Mustang > Национальный музей ВВС США™ > Дисплей

    «Мустанг» был одним из лучших и наиболее известных истребителей, использовавшихся ВВС США во время Второй мировой войны. Обладая отличной дальностью полета и маневренностью, Р-51 использовался в основном как дальний истребитель сопровождения, а также как штурмовик-истребитель-бомбардировщик. Мустанг служил почти в каждой зоне боевых действий во время Второй мировой войны, а затем участвовал в войне в Корее.

    Происхождение
    В 1940 году британцы обратились к компании North American Aviation с просьбой о лицензировании производства истребителей Curtiss P-40 для Королевских ВВС. Компания North American предложила разработать более совершенный истребитель, который в октябре 1940 года поднялся в воздух как NA-73X. Производство самолета, названного англичанами Mustang I, началось в следующем году.

    Мустанги для USAAF
    Летом 1941 года ВВС США получили два «Мустанга» под обозначением XP-51. Хотя летные испытания нового истребителя показали многообещающие результаты, ВВС США не сразу заказали «Мустанг». Однако после личного вмешательства генерала Хэпа Арнольда ВВС США сохранили 55 «Мустангов» из британского заказа. Большую часть из них составили самолеты фоторазведки F-6A, которыми весной 19-го года были укомплектованы первые подразделения USAAF Mustang, 154-я и 111-я наблюдательные эскадрильи в Северной Африке.43. 

    В марте 1942 г. ВВС США приняли первые серийные истребители P-51A. Несмотря на отличные характеристики на низких высотах, двигатели Allison P-51A сильно ограничивали характеристики на большой высоте. ВВС США использовали P-51A на театре военных действий Китай-Бирма-Индия, где большая часть боевых действий велась на малых высотах.

    В апреле 1942 года ВВС США заказали штурмовую версию, оснащенную тормозами для пикирования и бомбодержателями, А-36 Apache. А-36 вступили в бой в июне 1943 года и служили в Северной Африке, Италии и Индии.

    Выигрышная комбинация
    Осенью 1942 года «Мустанги» в США и Великобритании в экспериментальном порядке были оснащены британскими двигателями «Мерлин». Один из них в Соединенных Штатах разогнался до впечатляющей скорости 441 миль в час на высоте 29 800 футов — примерно на 100 миль в час быстрее, чем P-51A на этой высоте. Вскоре последовало массовое производство P-51B и P-51C с двигателем Merlin (почти идентично, North American производила «B» в Инглвуде, Калифорния, и «C» в Далласе, Техас).

    В декабре 1943 года первые «Мустанги» P-51B/C вступили в боевые действия в Европе в составе 354-й истребительной группы «Пионеры». Ко времени первого удара тяжелых бомбардировщиков США по Берлину в марте 1944 года ВВС США располагали примерно 175 P-51B/C Mustang. Наряду с P-38 Lightning, эти P-51 обеспечивали остро необходимое дальнее высотное сопровождение американской кампании бомбардировок Германии.

    Мустанг «Bubble-top»
    В P-51D было внесено несколько улучшений, и он стал самым массовым вариантом: было построено около 8000 экземпляров. Самым очевидным изменением стал новый фонарь с куполообразным верхом, который значительно улучшил обзор пилота. P-51D также получил новый прицел К-14, увеличение с четырех до шести пулеметов калибра 0,50 и упрощенную систему подачи боеприпасов, которая значительно уменьшила количество застреваний орудия.

    Масса P-51D прибыла в Европу весной 1944 года, став основным эскортным истребителем ВВС США большой дальности. Универсальный «Мустанг» выполнял также функции истребителя-бомбардировщика и разведчика. Немногие самолетов Люфтваффе могли сравниться с P-51D — к концу войны «Мустанги» уничтожили в воздухе 4950 вражеских самолетов, больше, чем любой другой истребитель ВВС США в Европе.

    P-51D прибыли на Тихоокеанский театр военных действий и КБР к концу 1944 года. Весной 1945 года базирующиеся на Иводзиме P-51D начали летать на дальние B-29.сопровождение и полеты истребителей-бомбардировщиков на малых высотах по наземным целям в Японии.

    Непрерывное развитие
    В конце концов компания North American разработала значительно облегченный Mustang, который стал P-51H. С замечательной максимальной скоростью 487 миль в час он был на 50 миль в час быстрее, чем P-51D. Хотя он был в производстве до окончания войны, P-51H не успел вовремя добраться до передовых частей, чтобы принять участие в боях.

    Когда в 1946 году был построен последний из 555 P-51H, серийный выпуск Mustang закончился, когда было построено более 15 000 экземпляров всех типов.

    Корейская война
    Хотя «Мустанги» продолжали нести службу в недавно сформированных ВВС США и многих других странах после войны, более совершенные реактивные истребители отодвинули их на второй план. Многие «Мустанги» ВВС США (переименованные в F-51) были излишними или переданы в резерв и ВВС Национальной гвардии (АНГ).

    Однако в начале Корейской войны «Мустанг» еще раз доказал свою полезность. После первоначального вторжения подразделения ВВС США были вынуждены летать с баз в Японии, а F-51D могли поражать цели в Корее, чего не могли реактивные истребители малой дальности F-80. Мустанги продолжали летать с подразделениями истребителей-бомбардировщиков ВВС США, ВВС Южной Кореи (ROKAF), ВВС Южной Африки (SAAF) и Королевских ВВС Австралии (RAAF) в миссиях непосредственной поддержки и перехвата в Корее, пока они не были в значительной степени заменены F-86F. реактивные истребители-бомбардировщики в 1953. 

    Эпилог
    F-51 летали в резерве и ANG до тех пор, пока они не были окончательно выведены из эксплуатации в 1957 году. Полученный от ANG Западной Вирджинии в 1957 году выставленный самолет был последним Mustang, переданным в тактическое подразделение ВВС США. Он окрашен как P-51D, которым управлял полковник К.Л. Слудер, командир 325-й истребительной группы в Италии в 1944 году. Название этого самолета, Shimmy IV, , происходит от имен его дочери Шэрон и его жены Зимми.

    ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИМЕЧАНИЯ:
    Вооружение: Шесть патронов калибра .50 калибра. пулеметов и 10 5-дюймовых. ракеты или 2000 фунтов. Бомб
    ДВИГАТЕЛЬ: , построенный из Packard Rolls-Royce Merlin V-1650 из 1695 л.с.
    Максимальная скорость: 437 миль в час
    Скорость круиза: 275 миль
    .
    Пролет: 37 футов
    Длина: 32 фута 3 дюйма
    Высота: 13 футов 8 дюймов
    Вес: 12 100 фунтов. максимум 
    Серийный номер: 44-74936 

    Нажмите здесь, чтобы вернуться в галерею Второй мировой войны.

     

    Узнать больше
    Связанные информационные бюллетени
    Генерал Генри Х. «Хэп» Арнольд
    Североамериканский А-36А Апач
    Локхид P-38L Лайтнинг
    Двигатель Packard V-1650 Merlin
    Фонд Музея ВВС
    Полетайте на P-51 в интерактивном 360-градусном симуляторе в музее

    P-51 Mustang, истребитель ВВС США, история, технические характеристики и фотографии


    P-51 Mustang

    Североамериканский P-51 Mustang был одним из лучших и наиболее известных истребителей, использовавшихся ВВС США во время Второй мировой войны. Обладая отличной дальностью полета и маневренностью, Р-51 использовался в основном как дальний истребитель сопровождения, а также как штурмовик-истребитель-бомбардировщик. Мустанг служил почти в каждой зоне боевых действий во время Второй мировой войны, а затем участвовал в войне в Корее.

    В 1939 году Британское агентство по закупкам приехало в Америку, чтобы закупить самолеты для только что начавшейся войны в Европе. Имея опыт работы с Curtiss P-40, они закупили все, что Curtiss мог для них построить.

    Когда они обратились к North American Aviation с просьбой построить больше P-40, компания предложила построить новый истребитель с тем же двигателем Allison американского производства.

    Британцы согласились, но при условии, что первый самолет должен будет лететь не более чем через 120 дней. Через 117 дней полетел первый Р-51!

    Выживший североамериканский P-51D Mustang, серийный номер 44-72339, N251JC

    Североамериканский прототип NA-73X впервые поднялся в воздух 19 октября. 40. До прекращения производства было изготовлено не менее восьми модификаций Р-51.

    Мустанги служили почти во всех зонах боевых действий во время Второй мировой войны, включая Тихий океан, где они сопровождали B-29 Superfortress в Японию из Иводзимы. В период с 1941 по 1945 год ВВС заказали 14 855 «Мустангов» (включая пикирующий бомбардировщик A-36A и фоторазведчик F-6), из которых 7 956 были P-51D.

    После войны P-51 оставался стандартным поршневым истребителем ВВС США. Переименован в F-51 в 19 г.48, этот самолет вскоре уступил место в роли истребителя более новым реактивным самолетам.

    Однако в начале Корейской войны «Мустанг» еще раз доказал свою полезность. После первоначального вторжения подразделения ВВС США были вынуждены летать с баз в Японии, и самолеты F-51D могли поражать цели в Корее, чего не могли реактивные истребители малой дальности F-80. F-51 летали в Резерве и АНГ, пока в 1957 году их окончательно не сняли с производства.

     

    Карта P-51 Mustang TOPPS № 5 (из коллекции TOPPS Wings Friend or Foe)

    Вооружение: Шесть калибров . 50 кал. пулеметов и 10 5-дюймовых. ракеты или 2000 фунтов. Бомб
    ДВИГАТЕЛЬ: , построенный из Packard Rolls-Royce Merlin V-1650 из 1695 л.с.
    Максимальная скорость: 437 миль в час
    Скорость круиза: 275 миль
    .
    Пролет: 37 футов
    Длина: 32 фута 3 дюйма
    Высота: 13 футов 8 дюймов
    Вес: 12 100 фунтов. максимум

    P-51 остается популярным самолетом и сегодня, и многие из них находятся в летном состоянии на авиашоу в Соединенных Штатах. Ниже показаны фотографии уцелевших P-51.

    Рисунок на носу P-51D Mustang «Одри» на авиабазе Хилл недалеко от Солт-Лейк-Сити

    North American P-51D Mustang, серийный номер 46-3607, Сиэтл


    P-51 «The Brat III»

    North American P-51D Mustang, «The Brat III» из Летного музея Кавано

     

    P-51 «Свирепый Фрэнки»

    P-51D Mustang «Свирепый Фрэнки», база ВВС Робинс, Джорджия

    Носовой рисунок на P-51D Mustang «Свирепый Фрэнки»

    P-51 «Мунбим МакСвайн»

    P-51D Mustang «Moonbeam McSwine» S/N 44-14570 на статической выставке в Музее мировой энергетики на авиабазе Барксдейл в Боссье-Сити, штат Луизиана, 24 октября 2013 г.


    Другой P-51D-25-NA Mustang «Moonbeam McSwine», регистрационный F-AZXS, показан здесь, в Сен-Яне, Франция, 8 июня 2013 г. Самолет теперь принадлежит Warbird Heritage. Фонд, базирующийся в Вокегане, штат Иллинойс, и зарегистрированный как N51VL (в честь Владо или Леноча) (Фото DELEHELLE Eric)

    P-51 «Nooky Booky IV»

    P-51D Mustang, регистрация F-AZSB, Рошфор, Франция, май 2011 г. (Фото DELEHELLE Eric)

    03

    03

    P-51D Mustang «Nooky Booky IV», регистрация F-AZSB, Рошфор, Франция, май 2011 г.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    2019 © Все права защищены. Карта сайта