Пак фа т 50 недостатки: Эволюция ПАК ФА. Как менялся российский истребитель пятого поколения
Т–50 ПАК ФА vs F–22: малозаметность
Американские эксперты выражают обеспокоенность, что российский истребитель пятого поколения Т-50 ПАК ФА по своим летным данным, и в том числе, по характеристикам малозаметности, превосходит F-22. Раптор уже состоит на вооружении ВВС США, поступление в войска перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации ожидается в ближайшем будущем.
«Действительно ли ПАК ФА более незаметен, чем американский F–22?», – такой вопрос ставит ответственный редактор The National Interest Закари Кек (Zachary Keck), приводя в своей статье слова американских экспертов и высокопоставленных военных чиновников. Например, бывший начальник разведки ВВС США генерал-лейтенант Дэйв Дептула год назад сказал: «Анализ, который я видел по ПАК ФА, свидетельствует о довольно передовой конструкции, которая по меньшей мере равна, а некоторые утверждают, что даже превосходит американский самолет 5-го поколения. Т–50 по сравнению с F–35, безусловно, имеет большую маневренность, благодаря сочетанию: управляемого вектора тяги, подвижной поверхности хвостового оперения и отличной аэродинамической компоновке».
Т-50 ПАК ФА
Российский Т-50 ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации)
Фото: Wikimedia Commons, Dmitry Zherdin.
По мнению российских государственных СМИ, российский истребитель пятого поколения ПАК ФА ОКБ Сухого, который также известен как Т-50, похож на летающего робота с большими возможностями снижения заметности, чем американские аналоги. Во вторник, «Спутник» изложил некоторые характеристики ПАК ФА, который сейчас проходит этап тестирования и пойдет в производство в следующем году.
«Это уже в какой-то степени летающий робот, где летчик выполняет функцию не столько пилота, сколько является одной из составных частей летательного аппарата
, — сказал Владимир Михеев, советник замглавы ‘Концерна Радиоэлектронные технологии’ (КРЭТ), входит в состав «Ростех», — реакция летчика уже включена в контур управления«.
Неназванный сотрудник КРЭТ, которого также цитируют в статье, сказал, что ПАК ФА может быть малозаметнее, чем американские истребители 5-го поколения, такие как F-22 Raptor и F-35 JSF.
«Для достижения такого уровня снижения заметности, конструкторы переместили все вооружение внутрь самолета и изменили форму канала воздухозаборника, а также покрыли его стенки материалами, которые поглощают радиоволны, — сказал источник. — Т-50 является первым российским боевым самолетом с высокой долей композиционных материалов, составляющих 25% массы самолета и покрывающих 70% его поверхности».
В результате, по данным того же источника: «Т-50 в настоящее время опережает не только все остальные истребители Российской Армии, но и зарубежные модели. Например, видимость американского истребителя пятого поколения F-22 составляет 0,3-0,4 квадратных метра». В отличие от этого, видимость ПАК ФА находится между 0,1-1,0 квадратных метра, говорится в сообщении.
F-22 Raptor
В полете F-22A Raptor.
Фото: Wikimedia Commons, Master Sgt. Andy Dunaway.
Высокопоставленные американские военные чиновники также выразили тревогу, что ПАК ФА может превосходить американские истребители пятого поколения.
«Анализ, который я видел по ПАК ФА, свидетельствует о довольно передовой конструкции, которая по меньшей мере равна, а некоторые утверждают, что даже превосходит американский самолет пятого поколения», — сказал ‘The National Interest’ бывший начальник разведки ВВС США генерал-лейтенант Дэйв Дептула в прошлом году. — Т-50 по сравнению с F-35, безусловно, имеет большую маневренность, благодаря сочетанию: управляемого вектора тяги, подвижной поверхности хвостового оперения и отличной аэродинамической компоновке».
«С точки зрения летных данных, он может конкурировать с ‘Раптором'», — сказал TNI еще один высокопоставленный американский военный чиновник, касаясь F-22.
Генерал Марк Уэлш, глава ВВС США (прим. pro-samolet.ru: начальник штаба ВВС США — высшая должность в ВВС США, подчиняется непосредственно секретарю [министру] ВВС), лишь немного более оптимистичен. «Китай и Россия являются двумя хорошими примерами стран, которые имеют потенциал поступления техники в войска в ближайшие три-пять лет; и если они будут придерживаться курса, то превзойдут нас во многих областях, — заявил Уэлш Fox News. — Истребители ближайших трех-пяти лет будут иметь лучшие характеристики, чем те, что находятся у нас на предангарных площадках. F-35 будет оставаться на поколение впереди. Также и F-22. Все остальное у нас не будет занимать лидирующие позиции. Разрыв сокращается».
ПАК ФА, как и F-22, разрабатывается как истребитель завоевания превосходства в воздухе, а не как многоцелевой самолет вроде F-35. Он включает возможность поддерживать невероятную скорость. TNI ранее пояснял: «Как и F-22, российская машина, как ожидается, будет в состоянии лететь на сверхзвуковой скорости в течение длительного периода времени, вероятно, быстрее M=1,5. Максимальная же скорость самолета должна быть больше, чем число Маха 2,0, предполагая, что покрытие, снижающее заметность, справиться с нагрузкой».
ПАК ФА строится, чтобы заменить стареющие российские Су-27 и МиГ-29, которые построены Советским Союзом в 1980-х годах. Как было отмечено выше, ожидается, что самолет пойдет в производство в следующем году, и 55 самолетов будут поставлены российским Военно-воздушным силам к 2020 году.
Источник:
Читайте также:
< Назад | Вперед > |
---|
Военные эксперты США: Сравнение истребителей 5 поколения — Т-50, Ф-22, Джей-20, Тайфун и др
Есть немного вещей, которые стоит сказать, прежде чем начать. Сеть переполнена сравнениями F-22 и ПАК-ФА, но очень многие из них базируются на неверных данных или являются пропагандой, из-за людей, базирующих свои умозаключения на неверных фактах, к примеру, есть много людей, которые утверждают, что ПАК-ФА во всём превосходит F-22 и затем постят видео наподобие «Пятое поколение в США официально убито» или «F-22 Craptor (дерьмоящер)» и ещё всякие штуки в том же духе, только из-за слухов о проблемах, которые на самом деле были исправлены, и о двух авариях во время испытательного периода и на первых порах, причем одна была вызвана ошибкой пилота, хотя всем известно и нет ничего нового в том, что новый самолет имеет технические проблемы. Да и у ПАК-ФА будет куча технических проблем в будущем, первой из которых был взрыв двигателя во время взлета. Проблема в том, что ни один из тех людей не реалистичен, и единственная их цель — унизить F-22 и вообще показать, что вся авиатехника США — бесполезное дерьмо, без каких-либо доказательств. На самом деле бывший премьер-министр России, Владимир Путин утверждал, что ПАК-ФА превосходит F-22 в маневренности, вооружению и дальности полета, и он прав, но на этом всё.
Статья направлена лишь на сравнение разных самолетов.
Незаметность
Для придания незаметности самолету необходимо много параллельных граней, чтобы избежать отражения волн радара обратно к источнику, а так же использование волнопоглощающего материала и красок, чтобы «впитывать» волны радара, избежавшие рассеивания гранями, тем самым мешая врагу отследить их. Вот главные принципы стелс-технологии, но есть и другие методы снижения заметности, один из них — минимизировать излучения сенсоров самолета, что значит, например, что радар F-22? APG-77, использует лишь столько энергии, сколько необходимо для отслеживания противника, значит Раптор может избежать обнаружения пассивными сенсорами. Другая важная способность — предотвращение обнаружения через коммуникативные системы, так как всегда есть возможность оследить источник сигнала, самолет становится видимым, это причина того, что Ф-22 может общаться только с другими Рапторами, поскольку другие самолеты будут излучать лишние заметные сигналы. Так же необходимо уменьшить инфракрасное излучение самолета, так как новейшие ИК-сканеры (вроде русского ОЛС-35) могут отследить самолет не только через инфракрасное излучение от сопл двигателей, но и от самих систем и поверхностей. Для сниженя инфракрасных излучений сопла B-2 и F-22 рассеивают тепло реактивных струй, и поверхности с основными гранями у F-22, F-35 и B-2 специально охлаждаются и заметность в инфракрасном спектре значительно снижается. В F-22 представлены все эти функции, ПАК-ФА более заметен в инфракрасном диапазоне и проигрывает по системам «стелс».
Как показано на картинке, у F-22 намного больше параллельных граней, чем у ПАК-ФА, особенно на заднем фюзеляже ПАК-ФА, что признано наиболее заметной частью этого самолета. С точки зрения незаметности, F-22 впереди, так как он построен по всем правилам стелса, двигатели охлаждены, а отражающая поверхность менее 0.0001 кв.м, ПАК-ФА не такой незаметный как F-22, без снижения ИК-сигнатуры, отражающая поверхность у него от 0.5 до 0.01 кв.м, а его радиопоглощающее покрытие не такое крутое, как у Раптора. Сопла двигателей у ПАК-ФА открыты, в отличие от F-22, что значительно увеличивает инфракрасную заметность. Но есть одна вещь, которая есть у ПАК-ФА, но нет у F-22, «Плазма стелс» ( http://www.cnews.ru/news/top/?2005/10/19/190317 ), Плазма, по утверждениям, является эффективным методом снижения заметности, создавая облако плазмы вокруг самолета для отражения или впитывания волн радара, но в любом случае, даже с плазменными стелс-технологиями ПАК-ФА гораздо более заметен, а так же плазма возможно будет ослеплять ПАК-ФА, заглушая собственный радар и сенсоры. Более того, стоит вопрос вообще о возможности создания плазменного облака и стабильной поддержки его, существует теоретическая возможность, но практической скорее всего нет.
Радар F-22 (AN/APG-77) включает в себя от 2000 до 2200 принимающих модулей и его малозаметный AESA радар, способный отслеживать цель в 1 кв.м на расстоянии 240км, был признан самым продвинутым радаром на истребители. У радара ПАК-ФА 1500 элементов, отслеживающих цель в 2.5 квм на расстоянии в 400км. Так же у ПАК-ФА покрытие радара составляет 360 градусов, благодаря двум радарам Л-диапазона(лямбда?) на крыльях и маленький радар Х-диапазона на хвосте. Раптор в принципе может иметь круговой обзор благодаря анализу сигналов со всех систем, включая пассивные радары, но кругового радарного обзора у него нет. Единственная проблема ПАК-ФА — его радар не имеет режима «Низкой вероятности перехвата сигнала».
APG-77
- Самый высокотехнологичный радар для истребителей
- Возможность обнаружения врага с низкой вероятностью обнаружения радара
- Способность подавлять и блокировать вражескую электронику и авионику
Коротковолновый радар
Коротковолновые радары на ПАК-ФА — не панацея от стелс-самолетов вроде F-22:
- Не могут осуществлять наводку оружия из-за плохого разрешения и точности
- Должны быть неоправданно большими, чтобы отслеживать точное местоположение самолета
- Когда они установлены на самолет, они слишком маленькие, чтобы отследить что-то, или зафиксироваться на чем-то
- Сильное излучение делает их легкозаметными пассивными сенсорами
(Заметка редактора: Из-за недостатка достоверных источников, невозможно сделать ясные заключения относительно дальности радаров, очень мало информации доступно по радару ПАК-ФА, данные по дальности Ирбис-Е, данные NIIP, только предположительные (90км дальности для цели в 1 кв.м, дальность APG-77 для такой же цели — 75км), и неясно, верны ли эти данные. Другим примером являются приемопередающие модули, у F-22 их около полутора тысяч, и дальность 200км для 1метровой цели, хотя некоторые источники утверждают, что этих модулей 2.200 штук, что значит, что дальность радара намного больше, и нет сомнений, что APG-77 бьет намного дальше, чем заявлено. Глава ВВС России признал, что авионика у Су-35 проигрывает американским аналогам, а это значит и F-22 и возможно F-35. Относится ли это и к дальности радара? Скорее всего.)(Всегда у амеров так, любят нахваливать свои достижения, зачастую завышенно, а в космосе первые мы и скромная «tsar-bomb» — тоже наша.(прим.переводчика))
Пассивное обнарудение и режим низкой вероятности обнаружения.
Другое очевидное превосходство F-22 — низкая верояность обнаружения радара, что делает сенсоры Раптора незаметными в широком диапазоне передач и частот (он изменяет частоту более 1000 раз в секунду), так что очень сложно для самолета (вроде ПАК-ФА) отследить другой (F-22) через пассивные сенсоры, которые созданы для отслеживания противника через его излучения. У ПАК-ФА отсутсвует режим низкой вероятности обнаружения, или по крайней мере имеются ограниченные возможности этого режима, в этом случае у F-22 заметное превосходство над ПАК-ФА.
Пассивные радары
На этом поле F-22 обходит все аналогичные системы, система предупреждения о радарах в Рапторе имеет дальнобойность в 463 км и признана наиболее мощной и эффективной системой, будучи даже мощнее чем APG-77. Система может предоставлять информацию о цели для APG-77, позволяя ей действовать в пассивном режиме, сильно увеличивая незаметность F-22 и позволяя APG-77 отслеживать цель узким лучом, на гораздо больших дистанциях, чем обычно, а затем поразить цель ракетой AMRAAM. Система превосходит аналогичные «Хибины-М», устанавливаемые в Су-35, чья модернизированная версия будет использована в ПАК-ФА, что будет так же превзойдено в AN/ALR-94.
Полезная масса и дальность
Благодаря большим размерам ПАК-ФА выигрывает в дальности полета и может нести больше вооружения, F-22 может нести 12 ракет, 4 под крыльями и 8 во внутренних оружейных отсеках. ПАК-ФА может нести 10 ракет внутри и 6 снаружи (некоторые источники говорят о 8 внутри и 8 снаружи, но в этом случае ПАК-ФА потеряет преимущество перед F-22, так как потеряет незаметность (автор не осознал преимуществ Плазма-стелс — прим.переводчика)) и дальность его полета — 5.500км, больше, чем у F-22 (3200км).
Возможности воздушного боя и скорость
Двигатели ПАК-ФА позволят ему двигаться со сверзвуковой скоростью в 1.5-1.7 Маха, а двигатель F-22 позволяет развивать круизную скорость в 1.82 Маха. Максимальная скорость на полном форсаже сравнима, так как движок у прототипа ПАК-ФА слабее, чем у сравниваемой версии, чьи двигатели смогут производить тягу в 170-180 килоньютонов, но меньшие размеры F-22 и его меньший вес, так же как и засекреченные данные по форсажу возможно могут уравновесить преимущество ПАК-ФА. Сравниваем маневренность: трехмерный управляемый вектор тяги в ПАК-ФА имеет 15 градусов поворота по вертикали и 8 по горизонтали, полностью управляемые предкрылки(LERX — хз как по человечески перевести) и крылья хвоста. Но трехмерный вектор тяги не дает сильного преимущества над двумерным. Система управляемого вектора тяги дает дополнительный контроль и улучшает маневренность истребителя. Горизонтальные контроллирующие поверхности очень малы и неэффективны в воздушном бою или когда пилот совершает маневр уклонения от ракет, самолет мог бы летать без горизонтальных осей, как показывают безхвостовые конструкции.
Управление вектором тяги по горизонтали не используется для поворотов вправо-влево, в любом случае горизонтальная маневренность довольно бесполезна и очень небольшое преимущество истребитель с трехмерным вектором тяги имеет в маневренности вращения. Так что преимущество трехмерного УВТ незначительно в сравнении в двумерным. Управляемый вектор тяги не только улучшает маневренность, но и незаметность, так как изменяющийся выхлоп находится не всегда в одной позиции, что путает ИК-радары и системы самонаведения ракет.С другой стороны, F-22 имеет двумерный УВТ с диапазоном в 20 градусов, но только по вертикали, а так же бОльшие горизонтальные стабилизаторы чем у ПАК-ФА, но вертикальные стабилизаторы F-22 лишь частично могут двигаться, хотя это не имеет значения. При сравнимой управляемости ПАК-ФА и F-22, у ПАК-ФА лучшая маневренность благодаря его механизарованным крыльям.
Критерии управляемости Раптора:
- БОльшие стабилизаторы
- Меньшая нагрузка на крылья чем у ПАК-ФА но сравнимая тяга
- Хорошая аэродинамика
- Управляющие поверхности в F-22 очень большие и дают уверенность в повороте
Критерии управляемости ПАК-ФА:
- Отличная аэродинамика
- Трехмерный УВТ
- Полностью подвижные носки крыла
- Полностью подвижные вертикальные и горизонтальные стабилизаторы.
Заключение
ПАК-ФА наиболее близко подошел к уровню F-22, превосходя его по дальности полета, маневренности и полезной массе. F-22 имеет превосходящий стелс, мощность радара, более развитую авионику, скорости сравнимы (заметьте: максимальная скорость F-22 засекречена, возможно он быстрее), F-22 так же был дополнен нашлемным дисплеем, как в F-35, позволющим превосходить более маневреные истребители. С ПАК-ФА Россия будет наравне с США на следующие одну-две декады, но Соединенные Штаты уже начали работу над истребителем шестого поколения. Возможно пятое поколение истребителей будет летать более управляемо и стабильно, в сравнении с шестым, и будет иметь лучшую производительность, но будет уступать в незаметности, скорости и сенсорах шестому поколению, к тому же, шестерки будут пользоваться энергетическим оружием, позволяющим уничтожать цели на скорости света, что будет причиной пониженной маневренности.
В реальной схватке F-22 первым наведется на ПАК-ФА с дальности примерно 50км, используя превосходящий APG-77 и выпустит AIM-120D по нему, ПАК-ФА не увидит откуда вылетела ракета, но увидит ракету и будет способен увернуться от неё, снижая убойную силу ракет Раптора. ПАК-ФА отследит F-22 в 30 км, уже будучи поврежденным и выпустит Вымпел Р-77, но F-22 имеет возможность уйти от ракеты, благодаря хорошей маневренности. Если ПАК-ФА до сих пор не будет сбит, в дело вступит AIM-9X, очень быстрая и маневренная ракета, которая поразит и уронит ПАК-ФА на землю, но это все ещё сильно зависит от опытности и удачи пилота, какой истребитель первым уклонится от атаки и зафиксируется на цели.
Для JSF сражение закончится плохо. Из-за несниженной инфракрасной сигнатуры, ПАК-ФА первым захватит цель, своим превосходным инфракрасным сенсором, а затем JSF получит ракету на хвосте и пилота уведомит об этом DAS сенсор, но скорее всего ракета его поразит, так как JSF не имеет достаточной маневренности, чтобы сбросить Р-77 с хвоста, но даже если кто-то и выживет после такой атаки, всего четырех AMRAAM ракет будет скорее всего недостаточно, может быть AIM-120D имеет лучшую маневренность и лучшую убойную силу, чем C-версия, и имеет возможность поразить ПАК-ФА, но круизная скорость его позволит быстро уйти из эффективной дистанции JSF и поразить его, оставаясь вне досягаемости.
F-35 трудно выжить даже в бою с обычным Су-35БМ, всего лишь его фронтальная незаметность в -30 дБСМ может сохранить ему жизнь в некоторых боевых ситуациях. Даже против ПАК-ФА с классом незаметности в -20 дБСМ, F-35 падает в черную дыру выживаемости, в которую наследные истребители США уже свалились.».»Судьба F-35 будет намного хуже в обстановке воздушного боя, измененной присутствием ПАК-ФА. Если на скорости в полтора маха ПАК-ФА пользуется своим ИК-сенсором, как основным, и проводит радиочастотный контроль, тогда первое обнаружение его F-35ым будет с расстояния в 20 морских миль, или даже меньше, когда ПАК-ФА увидит F-35 уже с расстояния в 60-70 морских миль и спокойно выпустит по нему свою ракету. ПАК-ФА легко может атаковать, находясь вне зоны досягаемости AIM-120.» «Предел устойчивости к перегрузкам F-35 недавно был установлен в 4.95G на 0.8 маха и высоте в 15.000 футов. F-4E «Фантом II» 1969 года мог выдержать 5.5 G на скорости 0.8 маха, 40% горючего и высоте в 20.000 футов. F-35 так же намного медленней чем «шестидесятники» F-4E и F-105D. Так что аэродинамика F-35 ретроградна даже по сравнению с истребителями шестидесятых годов. Следствием таких недостатков F-35 является то, что DAS зарегистрирует ракету, но истребитель от неё не сможет уйти. Таким образом, «халявные» пуски ракет с ПАК-ФА приведут высоким потерям. Ожидаемый курс обмена — 4к1 в пользу ПАК-ФА, и это самая позитивная оценка.
Бои между F-22A и ПАК-ФА будут близкими, быстрыми и смертельными. F-22А не сможет первым увидеть ПАК-ФА своим APG-77, так как ИК-сенсор с него был снят из-за дороговизны, ПАК-ФА засечет F-22A своим ИК-сенсором.
Затем события будут напоминать сверхзвуковую копию битвы за Британию или небо Северной Кореи. Результат битвы сложно предсказать, так как он в большей степени будет зависеть опыта пилотов и возможностей ракет. Нет никакой гарантии, что F-22 будет доминировать всякий раз.
В этом бою между F-22 и ПАК-ФА единственным вопросом является, что ПАК-ФА первым засечет F-22 своим ИК-сенсором, это нереалистично, потому что двигатели и специальное покрытие F-22 оптимизированы для предотвращения такой возможности, а дальность ОЛС-35 ИРСТ около 50км против цели на круизном режиме, против F-22 дальность будет около 20-30 км, так что F-22 всё ещё имеет возможность первым засечь ПАК-ФА своим APG-77, а его превосходящие возможности стелс-дизайна предотвращают возможности слабого радара ПАК-ФА.
J-20 Чёрный Орел
Не только F-22 и ПАК-ФА будут доминировать в небе будущего, все ещё есть китайский J-20, догоняющий их. Он не такой маневренный как ПАК-ФА или F-22, из-за своих размеров и аэродинамики, но у него бОльшая полезная масса и дальность. Может быть он не такой незаметный, как Раптор, но уже незаметней ПАК-ФА, поэтому F-22 и ПАК-ФА имеют лучшую скорость и лучшую авионику. После всего этого, понятно что он проигрывает этим двум истребителям, но это не важно, J-20 — тяжеловооруженный дальнобойный перехватчик, превосходящий радар F-22 и его незаметность защитят от фиксации и поражения дальнобойными ракетами, так что F-22 не потеряет своё преимущество: «первый увидел, первый выстрелил, первый убил». Для ПАК-ФА ситуация другая, так как он не такой незаметный, так что J-20 сможет отследить его и зафиксироваться на цели, но ПАК-ФА сможет увернуться от ракет и контратаковать своими Р-77, что скорее всего поразит J-20. Или экстремально маневреный ПАК-ФА превзойдет J-20 в ближнем бою. В заключение, J-20 довольно опасный противник, но не превосходящий.
«F/A-18E/F Super Hornet ВМС США, превзойденный во всех отношениях, будет неэффективным против J-20, так что он против F-22A Раптор. Все варианты F-35 будут так же полностью превзойдены, учитывая даже что этот заваленый проект прогрессирует во всех родах производств.
Все ВВС США, ВМС и все связанные с ним истребители превзойдены в таком же ключе, и абсолютно бесполезны против системы такого класса.»
Вот что Ausapower говорит об истребителях F-35 и F/A-18E/F, записывая их в абсолютно неэффективные против китайских истребителей J-20.
Как насчет Тайфуна?
Пока у США есть оружие против ПАК-ФА (ещё несколько F-22 планируется построить, когда Россия собирается ввести в строй около 500 штук) что на счет Европы? Наиболее продвинутый европейский истребитель — Eurofighter Typhoon. В битве против ПАК-ФА или J-20, Тайфун пока что проигрывает, благодаря лучшей авионике, незаметности и производительности ПАК-ФА и J-20, но Тайфун по крайней мере лучше чем F-35, потому что он быстрее, намного маневренней и может в форсаж, что F-35 не умеет, так что единственный недостаток Тайфуна — авионика и незаметность. А пока ПАК-ФА вступает в строй, Тайфун будет дополнен трехмерным УВТ, и по слухам, дельтовидными крыльями и сверхманевренной основой, что сделает его отлично управляемым истребителем, превосходящим J-20 и приближающимся вплотную к ПАК-ФА и F-22, а неохлаждаемые двигатели ПАК-ФА делают его стелс бесполезным против превосходного PIRATE ИК-сенсора Тайфуна, вопрос теперь в том, кто первым захватит цель. Проблема Тайфуна в том, что он лишь наполовину стелс, что делает его легкой целью для мощного радара ПАК-ФА и его ИК-сенсора, но превосходство Еврофайтера в большей ИК-сигнатуре ПАК-ФА, из-за открытых сопл двигателей. В любом случае ПАК-ФА остается превосходным истребителем, так как засечет Тайфун намного раньше, чем тот успеет зафиксироваться. В воздушном бою бОльшие шансы на победу имеет тот, кто стреляет первым. AIM-120D Раптора имеет вероятность поражения ПАК-ФА в 10-20%, а MBDA Meteor Тайфуна — 10-15%(предположительно).
О чём это нам говорит?
Как показывает таблица (которую вы скорее всего не видели), У F-22 наиболее продвинутая авионика из всех самолетов, так же лучшие стелс и скорость. ПАК-ФА показывает лучшую управляемость, а J-20 лучшую дальность и наибольшие оружейные отсеки. (Оружейные отсеки ПАК-ФА сравнимы и его дальность так же очень высока, но у J-20 все таки чуток больше). F-35 проигрывает по всем параметрам, показывая свою несостоятельность в бою против J-20 и ПАК-ФА, но стоит признать, что он и не для этого был создан. Единственный истребитель для превосходства над ПАК-ФА и J-20 — F-22, тем не менее министр обороны США Роберт Гейтс предпочитает F-35 а не F-22, ужасная ошибка, как видно из сравнения F-35 и Су-35БМ, он даже хуже против сверманевренного Су-35, хотя ему скорее всего придется встретиться с ПАК-ФА в будущем. F-22 — единственный превосходящий ПАК-ФА истребитель. F-35 так же будет намного дороже чем превосходящий ПАК-ФА и J-20 и его программа сделает его даже дороже F-22, так как цена F-35 всё ещё растет.
Критика в его сторону опирается на его ограниченные возможности против новейших Русских и Китайских истребителей и ракет ПВО. JSF был задуман как дешевое и эффективное оружие против существующих истребителей, но тех истребителей уже нет, Россия сегодня пользуется истребителями Су-35БМ, Китай скорее всего их тоже закупит, пока не будет готов J-20(обещают к 2016 году).
NI: Главная причина, по которой F-22 одолеет в бою российский Т-50 ПАК ФА
Вашингтон (США), 12 февраля — В конце прошлой недели в Министерстве обороны РФ рассказали, когда новейший истребитель Т-50 ПАК ФА поступит на вооружение ВКС РФ. Данное событие, которое ждали многие эксперты, произойдет в следующем году. В связи с этим военный аналитик американского издания The National Interest Себастьен Роблин в своей статье решил сравнить F-22 Raptor с российским самолетом и назвать причину, почему американская машина выйдет победителем в схватке с российской новинкой.
Специалист считает, что будущее и все возможности российского ПАК ФА, разработка которого в настоящее время идет, еще неясны. А пока его можно сравнить с американским «Хищником» F-22 Raptor, который по своим функциям схож с российским Т-50. В отличие от русского самолета, американец давно поступил на вооружение страны и участвует в различного рода боевых действиях.
Роблин задается вопросом, сможет ли российский самолет составить конкуренцию «Хищнику» в воздухе? Если исходить из того, что оба истребителя обладают стелс-технологиями, то поражение «врагов» на дальнем расстоянии сложно представить, поэтому здесь стоит обратить внимание на маневренность самолетов, в которой российский ПАК ФА имеет, хоть и небольшое, но преимущество. Причина здесь проста: поворотливость Т-50 обеспечивает трехмерный управляемый вектор тяги, который позволяет ему наклонятся в любом направлении. У американца F-22 – двухмерные, он может идти лишь вверх или вниз. Эксперт отмечает, что именно это преимущество поможет русскому самолету уклониться от любой ракеты.
И Т-50, и F-22 обладают примерно одинаковыми характеристиками. Максимальная скорость «Хищника» составляет максимум М=1,8, у Т-50 минимальная скорость составляет 1,6. Оба истребителя могут подниматься в воздух на высоту свыше 65 тысяч футов (около 20 тысяч метров). Все это говорит о том, что оба истребителя похожи друг на друга.
Роблин также затронул тему вооружения. Оба самолета несут смертоносные ракеты с радиолокационным наведением большой дальности. Несмотря на то, что F-22 несет целых шесть ракет AIM-120s во внутреннем отсеке, это не дает ему никакого преимущества, по сравнению с ПАК ФА, который ограничился четырьмя. Обозреватель считает, что в ближайшем будущем, если столкновение F-22 и Т-50 произойдет, то для поражения противника нужен будет всего один заход и выстрел.
Однако, несмотря на все эти победы Т-50, автор статьи нашел главную причину, по которой F-22 будет уничтожать российский ПАК ФА. По крайней мере, в ближайшее время. Этим фактором стала сеть датчиков наземного, воздушного и морского базирования, которая будет помогать «Хищникам» находить и наносить удары по вражеским самолетам. В данный момент на вооружении США находятся свыше 170 истребителей F-22, в то время как Россия планирует построить 12 единиц к концу десятилетия. Именно поэтому у России нет такой сети «помощников», как у Штатов. До тех пор пока Россия не создаст подобную сеть, обо всех преимуществах ПАК ФА, считает Роблин, можно забыть.
А пока маленькое число еще разрабатывающихся ПАК ФА Т-50 не сможет изменить баланс сил в воздухе в ближайшее десятилетие.
Многоцелевой истребитель ПАК ФА / Т-50 (Россия)
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА, Т-50, И-21) — российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый подразделением Объединённой авиастроительной корпорацией — ОКБ Сухого, где он проходит под обозначением Т-50. Серийные машины данного типа будут собираться на КнААПО, где на данный момент происходит сборка опытных образцов. Самолёт разрабатывается для замены МиГ-29 и Су-27 в российских ВВС. Для экспортных поставок на базе ПАК ФА совместно с Индией создаётся экспортная модификация самолёта, получившая обозначение FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft — истребитель пятого поколения). Серийное производство самолёта планируется на 2015 год. В 2013 году должно начаться мелкосерийное производство самолётов этого типа для испытания вооружений.
29 января 2010 года с аэродрома КнААПО в Комсомольске-на-Амуре поднялся в воздух первый лётный экземпляр российского истребителя 5-го поколения Т-50, официально называемого «Перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации» (ПАК ФА). В 2001 г ВВС РФ объявили тендер на разработку ПАК ФА или И-21 (т.е. истребителя XXI века), причем, опять же «по бедности», на уровне техпредложений, без постройки опытных образцов для cpaвнительных лётных испытаний. В требованиях указывалось, что новый самолёт должен воплотить в себе все наиболее характерные черты 5-го поколения боевой авиации: сверхманевренность, низкую заметность, сверхзвуковую крейсерскую скорость полёта без использования форсажа, возможность боевого применения в рамках «системы систем». Первый полет требовалось выполнить в 2006 г.
Традиционно в тендере приняли участие РСК «МиГ» и компания «Сухой». Микояновцы представили на конкурс проект истребителя Е-721 с двумя перспективными двигателями фирмы «Климов» в классе тяги 10 тс, по общей компоновке являющийся развитием проекта «1.44», но по размерности несколько меньший, близкий к наиболее тяжелым вариантам МиГ-29. «Сухой» вышел с проектом Т-50. Его собирались оснастить двумя в полтора раза более мощными двигателями НПО «Сатурн», которые виделись как глубокая модификация АЛ-31Ф. В компоновочном плане машина сильно напоминала «Рэптор». Этот проект, в котором удалось воплотить весь опыт отечественной авиационной науки, а также учесть «шишки», набитые к тому времени американцами при работе над YF-22, одержал победу в конкурсе и был принят к практической реализации.
В апреле 2002 г. конкурсная комиссия сделала выбор в пользу предложения «Сухого». Причем вряд ли главную роль при этом сыграли лучшие потенциальные характеристики Т-50. Скорее всего, чашу весов перевесило более стабильное финансовое положение «Сухого», ведь наученные горьким опытом предыдущего десятилетия российские военные уже не очень-то верили в стабильность поступления бюджетных средств. В декабре 2004 г. они одобрили эскизный проект ПАК ФА, главным конструктором которого к тому времени стал Александр Давиденко. Опытные машины, как и серию, предполагалось строить в широкой кооперации КнААПО и НАПО, уже тогда входивших в холдинг «Сухой». Так и произошло. Постройка началась в 2007 г., всего планировалось изготовить 5 опытных образцов, в том числе 4 лётных.
Летом 2009 г. был собран и поставлен на статические испытания планер так называемого нулевого экземпляра истребителя (Т-50-0). Следующий экземпляр получил название «комплексный натурный стенд» (Т-50-КНС). Он предназначался для наземной отработки бортовых систем, а также двигателей. По конструкции и составу оборудования он почти точно соответствовал лётным образцам, но подняться в небо ему было не суждено. Этому мешал нелётный статус многих элементов бортового оборудования, изготовленных только в опытных образцах и ещё не прошедших достаточного объема испытаний. Этот аппарат 23 декабря 2009 г выполнил первые рулежки по аэродрому КнААПО, а также скоростные пробежки с выпуском тормозного парашюта. Осенью прошлого года завершилась сборка и первого летного экземпляра истребителя (Т-50-1), на котором отсутствует вооружение и комплекс прицельного оборудования. Большой объем потребовавшихся отработок уже установленных бортовых систем позволил начать на нем рулежки только 21 января.
В тот же день в подмосковном Жуковском состоялся и первый полёт летающей лаборатории Су-27М (борт 710), у которого один из штатных двигателей был заменен на так называемое «изделие 117» — двигатель, установленный и на ПАК ФА / Т-50. Кроме этого самолёта, в качестве летающих лабораторий для отработки бортовых систем и вооружения Т-50 ранее использовались Су-27М (борт 708) и С-37 «Беркут».
25 января состоялся традиционный методсовет ЛИИ им. М.М.Громова, рассмотревший результаты первых рулежек Т-50-КНС и Т-50-1, статических испытаний планера, стендовых и летных испытаний «изделия 117». После обсуждения методсовет разрешил начать летные испытания Т-50, причем дал согласие выполнить первый взлет и первую серию испытательных полетов непосредственно с заводского аэродрома в Комсомольске-на-Амуре. Это все еще не традиционное для российского авиапрома решение позволило сэкономить время на разборку, перевозку и повторную сборку машины в Жуковском,
29 января в 11.19 утра Заслуженный летчик-испытатель Сергей Богдан поднял Т-50-1 в небо. В качестве самолёта сопровождения полетел Су-27УБ, из задней кабины которого велась фото- и видеосьёмка. В течение 47-минутного полёта состоялась первичная оценка устойчивости и управляемости истребителя, работы двигателей и основных систем, уборка и выпуск шасси. Как принято в подобных случаях, после приземления Богдан похвалил самолёт, сказав, что «им легко и комфортно управлять». Затем машину покрасили, и в таком виде 12 февраля она второй раз ушла в небо. Всего до начала апреля в Комсомольске выполнили 6 полетов, в ходе которых удалось значительно расширить диапазон скоростей и высот. Комментируя итоги первого этапа испытаний. Генеральный директор ОАО «Компания «Сухой» М.А.Погосян сказал, что уже в этот период Т-50 достиг углов атаки 25′. которые близки к критическим для Су-27.
8 апреля первый лётный образец истребителя ПАК ФА / Т-50, а также комплексный наземный стенд в разобранном виде на борту Дн-124 «Руслан» ВВС России доставили из Комсомольска-на-Амуре на аэродром ЛИИ в подмосковный Жуковский. В выпущенном по этому случаю пресс-релизе компания «Сухой» объявила, что ПАК ФА / Т-50 продолжит летные испытания в конце апреля — начале мая. На Т-50-КНС будет продолжена отработка систем и оборудования самолета. В марте 2011 года в ходе лётных испытаний, ПАК ФА / Т-50 впервые преодолел звуковой барьер, к этому моменту было совершено 40 испытательных полетов, и началась программа испытаний прототипов на сверхзвуковых скоростях. По состоянию на конец мая 2011 года два опытных лётных образца ПАК ФА совершили в общей сложности 60 полётов. После объявления о начале полетов Т-50 на это событие откликнулась практически вся как российская, так и мировая авиационная пресса, дав множество очень схожих его описаний, основанных главным образом, на анализе опубликованных фотографий.
Самой важной особенностью самолёта ПАК ФА / Т-50, является его многофункциональность. И хотя F-22A и F-35 тоже являются многофункциональными истребителями, многофункциональность ПАК ФА / Т-50 совершенно особого рода. Например, «Рэптор» ориентирован, главным образом, на решение задач по борьбе с воздушными целями, а ударные функции в нем реализованы, так сказать, по остаточному принципу. «Лайтнинг» же наоборот, «заточен» под работу по земле, в результате его истребительные возможности довольно ограничены. А ПАК ФА / Т-50 обладает всем необходимым, чтобы быть и эффективным истребителем (большая тяговооруженность, умеренная нагрузка на площадь плановой проекции, высокоэффективные поверхности управления, развитый поисково-прицельный комплекс), и в то же время, не менее действенным ударным самолетом (2 сравнительно больших отсека для внутреннего размещения вооружения, возможность внешней подвески боеприпасов на 6 узлах).
В пользу тезиса об универсальности ПАК ФА / Т-50 говорит и его более широкая по сравнению с американцами номенклатура средств поражения. Каждый из основных отсеков вооружения длиной примерно 4,7 м и шириной более 1 м может вместить 2 новые ракеты «воздух-воздух» большой дальности «изделие 810» (модернизированный вариант Р-33), или «воздух-поверхность» Х-38М, или противорадиолокационные Х-58УШКЕ, или же 3 ракеты «воздух-воздух» средней дальности К-77М, или авиабомбы калибром до 500 кг. Общая боевая нагрузка самолета достигает 7000 кг, что на 2 т больше, чем у F-35. Помимо основных оружейных отсеков, прототип ПАК ФА / Т-50 демонстрирует еще одну особенность — два достаточно узких и продолговатых образования под крылом по бокам воздухозаборников, каждый из которых может служить для размещения ракет ближнего боя (Р-73, К-74) или содержать оборудование РЭП.
Во внутренних бомбоотсеках могут использоваться новые управляемые ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности РВВ-МД, средней дальности РВВ-СД (Изделие 180) и большой дальности РВВ-БД (Изделие 180-БД). Отличия новых ракет от предшественников заключаются в повышенной дальности, чувствительности, помехозащищённости и возможности обнаружения и захвата цели во время автономного полёта, что позволяет производить быстрый пуск из внутренних отсеков вооружений. Также, вероятно, будут использоваться ракеты класса «воздух-воздух» КС-172 на внешних узлах подвески. Всего для нового истребителя разрабатывается вооружение 14 типов, включая ракеты «воздух-воздух» малой, средней, большой и сверхбольшой дальности, управляемые ракеты «воздух-поверхность» различного назначения, а также корректируемые авиабомбы.
Об авионике ПАК ФА / Т-50 можно сказать лишь то. что по составу и реализуемым функциям она близка к примененной на Су-35, особенно в плане информационно-управляющего поля кабины и оборудования навигации и связи. Собственно, практическая отработка этого комплекса является одной из главнейших задач всей программы Су-35. В то же время, ПАК ФА / Т-50 планируется оснастить качественно новой РЛС под названием Ш121. Разработанная в московском НИИП им, Тихомирова, эта станция впервые была представлена на салоне МАКС-2009. Она состоит сразу из 5 (!) активных фазированных антенных решеток (АФАР): трех в передней части фюзеляжа (одна фронтальная и 2 боковые), и еще двух на передних кромках крыла. Традиционно для самолетов «Сухого» последних десятилетий ПАК ФА / Т-50 оснащен также оптико-локационной станцией (ОЛС), разработанной на УОМЗ в Екатеринбурге. «Шарик» этой станции можно видеть перед лобовым остеклением нового самолета. Заметим, что ОЛС в состав оборудования американских «стелсов» не входит, следовательно, по возможностям скрытого проведения атаки российский истребитель выделяется в лучшую сторону.
К сожалению, на главный вопрос о наличии на борту ПАК ФА / Т-50 специального оборудования, позволяющего применять самолет в рамках боевой «системы систем», прямого ответа пока нет. В официальных сообщениях компании «Сухой» говорится лишь, что «бортовое оборудование нового самолета позволяет осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными сиаемами управления, так и внутри авиационной группы». Что это означает на практике и насколько это близко к заявленным возможностям F-35, можно только гадать. Уверенно можно сказать лишь то, что на первом Т-50-1 вообще никакое оборудование подобного назначения не установлено.
Что касается общей конфигурации планера, то о ней, по крайней мере, можно высказать два соображения. Первое: в плане маневренных качеств ПАК ФА / Т-50 имеет все шансы превзойти американских конкурентов, так как, помимо прочего, обладает дополнительными поверхностями управления — отклоняемыми носками наплыва крыла, которые не только играют важные функции в продольном управлении, но и делают более устойчивым поток на входе в воздухозаборники на больших и сверхбольших углах атаки. Второе: заметность в РЛ-диапазоне российского самолета будет несколько выше, чем у F-22A. Причины: более угловатая форма планера в целом, наличие выступающих мотогондол, меньшее количество параллельных кромок, круглые сопла двигателей, наличие большого количества различных лючков, стыков обшивок и т.п., непараллельных основным кромкам). Тем не менее, на ПАК ФА / Т-50 достигнуто снижение ЭПР по сравнению с Су-27 примерно в 30-35 раз.
ПАК ФА / Т-50 имеет интегральный планер, выполненный по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным треугольным в плане крылом, плавно сопряженным с фюзеляжем. Почти половину (визуально около 46 %) размаха крыла составляет широкий фюзеляж. Угол стреловидности по передним и задним кромкам крыла составляет 48° и ?14° соответственно. Механизация состоит из носков крыла, флаперонов и элеронов. Приводы последних расположены под крылом и выступают из его плоскости небольшими продолговатыми обтекателями. На концах крыла присутствуют скосы. Крыло имеет развитый наплыв с поворотной передней частью. Хвостовое оперение включает цельноповоротные трапецевидные стабилизаторы и кили, установленные с развалом около 26°. В основании килей расположены небольшие воздухозаборники для охлаждения оборудования самолета. Аэродинамический тормоз отсутствует — вместо него для увеличения лобового сопротивления применяется дифференциальное отклонение килей и стабилизаторов.
Двигатели имеют регулируемые подфюзеляжные воздухозаборники. Мотогондолы широко разнесены и разделены плоским днищем фюзеляжа шириной около 1,3-1,4 м. Там же, друг за другом, с небольшим промежутком, расположены две пары створок внутренних отсеков вооружения. От поворотной части наплыва назад на несколько метров тянутся 2 треугольных в сечении гребня, установленные под местами сопряжения консолей крыла и фюзеляжа. На наружных сторонах этих гребней расположены створки внутренних отсеков вооружения. В хвостовой части фюзеляжа между соплами двигателей находится хвостовая балка, в которой установлен выдвижной контейнер с парашютно-тормозной системой самолета. На правой стороне носовой части самолета установлена авиапушка, на левой — выдвижная штанга для дозаправки в воздухе.
Шасси ПАК ФА / Т-50 трехстоечное, аналогичное по конструкции шасси Су-27. Все стойки убираются по направлению полета. Колея шасси, благодаря широкому фюзеляжу, составляет 5,5 м. Носовая стойка двухколесная с двумя посадочными фарами и грязеотбойником. Ниша передней стойки закрывается двумя парами створок. Передние створки длиннее задних и открываются только в момент уборки/выпуска шасси, находясь в закрытом положении при выпущенной стойке для снижения воздействия бокового ветра. Основные стойки шасси одноколесные (диаметр колес — 1м) и оснащены тормозами. Их ниши расположены у наружных сторон воздухозаборников. При уборке основные стойки совершают поворот по двум осям.
В значительной степени форма планера ПАК ФА / Т-50 определена применявшимися при его проектировании технологиями снижения заметности, что характерно для всех истребителей пятого поколения. Масса планера снижена за счет широкого применения композиционных материалов, по массе композитные материалы составляют 25 % веса пустого самолёта, а по площади поверхности — 70 %. Для защиты от поражения молниевым разрядом конструкций из углепластика, выходящих на внешнюю поверхность планера, во ФГУП «ВИАМ» для ПАК ФА / Т-50 разработано новое молниестойкое покрытие, также обеспечивающее снижение массы самолета.
Кабина ПАК ФА / Т-50 одноместная, шире кабины Су-27 из-за конструктивных особенностей самолета. Оборудование в значительной степени унифицировано с оборудованием Су-35С. Имеется генератор кислорода. Отображение информации осуществляется двумя многофункциональными индикаторами МФИ-35 диагональю 15″, одним МФИ меньшего размера ниже-справа, одним резервным индикатором для отображения текущей полетной информации выше-справа, широкоугольной коллимационной системой ШКС-5 и речевым информатором. Также известно, что часть информации будет отображаться на стекле шлема пилота. Органы управления — центральная РУС и боковая РУД. Фонарь кабины состоит из двух частей: передней (козырька) и задней. Открывается он сдвиганием назад задней части (аналогично Т-10). Задняя часть имеет продольный переплет. Известно, что в будущем фонарь кабины может быть значительно изменен.
На ПАК ФА / Т-50 будет установлено катапультное кресло пятого поколения, которое по ряду параметров превосходит предыдущие кресла, стоящие на самолётах ВВС России. Особенностью новой катапульты стало использование многопрограммной электронной системы управления движением кресла, связанной с информационной системой самолёта. Цифровая ЭВМ этой системы в автоматическом режиме анализирует скорость самолёта, его высоту полёта, углы тангажа, крена, угловые скорости и другие параметры. При этом учитывает многие другие данные, в том числе рост и вес лётчика. Испытания нового кресла проходят параллельно с испытаниями самолёта. Снаряжение, кислородная система, система жизнеобеспечения на ПАК ФА / Т-50 также будут новыми.
В смысле применяемых конструкционных материалов российский и американские самолеты похожи — это угле- и органопластики, титановые сплавы, немного алюминиевых. Вес деталей из КМ на ПАК ФА / Т-50 составляет около 25% от веса пустого самолета, а их доля в формировании омываемой поверхности планера примерно 70%. Помимо снижения веса, применение крупных композитных панелей сложной-конфигурации позволило резко снизить количество сборочных единиц — по сравнению с Су-27 на Т-50 в 4 раза меньше деталей планера! Это ведет к снижению трудоемкости серийного производства и позволяет несколько сдержать рост закупочной цены истребителя.
Примененное сегодня на ПАК ФА / Т-50 «изделие 117» — это двигатель АЛ-41Ф1 со статической тягой 15 тс. Этот агрегат является улучшенной версией АЛ-41Ф1С («изделие 1170») с тягой 14,5 тс. которыми оснащен Су-35, а тот, в свою очередь, — улучшенной версией АЛ-31Ф. Отсюда напрашивается вывод, что ПАК ФА / Т-50 сегодня оснащен пусть весьма продвинутыми, но все же двигателями четвертого, а не пятого поколения. Этот вывод подтвердил и сам М.А.Погосян, неоднократно заявлявший, что в будущем на борту истребителя планируется установить так называемый «двигатель второго этапа» — более мощный, развивающий около 16 тс тяги, обладающий меньшей массой, сниженными расходами топлива и пониженной стоимостью эксплуатации. По мнению главы «Сухого», произойти это может не раньше начала следующего десятилетия, ведь на создание нового двигателя уходит не менее 10-12 лет, а тендер на его разработку планируется объявить только в текущем году. Соответственно, в течение 5-6 лет (и это в лучшем случае) ПАК ФА / Т-50 будут серийно выпускаться с двигателями более низкого уровня.
Итак, летные испытания ПАК ФА / Т-50 начались. Вслед за первым опытным образцом во второй половине 2010 г к нему должен подключиться Т-50-2, а в начале 2011 г. — еще 2 самолета. В 2012 г. программу ожидает концептуальный разбор, по результатам которого предстоит окончательно определить её будущее. Одно из ключевых решений должно быть принято по применению «двигателя второго этапа». Другое — по составу оборудования. Третье — по количеству закупаемых самолетов для российских ВВС и возможности поставки на экспорт. Известно, что ряд стран, включая Ливию и Вьетнам, уже выразили заинтересованность в приобретении российских истребителей пятого поколения, однако серьезным препятствием таким планам может стать неприемлемо высокая цена этих машин. Уже сейчас аналитики называют закупочную стоимость одного экземпляра ПАК ФА / Т-50 для ВВС РФ около 85 млн. USD, что вполне соответствует уровню F-35.
Тактико-технические характеристики самолёта ПАК ФА / Т-50
Экипаж: 1 человек
Длина: 19,4 м
Размах крыла: 14 м
Размах заднего ГО: 10,8 м
Высота: 4,8 м
Площадь крыла: 90 м
Масса:
пустого: 17500 кг
нормальная взлётная масса:
с 63 % топлива: 26510 кг
со 100 % топлива: 30610 кг
максимальная взлётная масса: 35480 кг
Масса топлива: 11100 кг
Двигатель:
Тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги
Модель: «АЛ-41Ф1» (на прототипе и самолётах первых партий, двигатель «второго этапа» имеет заводское обозначение «Изделие 129»)
Тяга:
максимальная: 2 ? 8800 (около 10900 на «Изделии 129») кгс
на форсаже: 2 ? 15000 (около 18000 на «Изделии 129») кгс
Предельная скорость на высоте: 2125-2600 км/ч (2,0-2,45 М)
Максимальная бесфорсажная скорость: 1300-2100 км/ч (1,1-2,0 М)
Практическая дальность:
на крейсерской скорости:
с 63 % топлива: 2700 км
со 100 % топлива: 4300 км
с 2 ПТБ: 5500 км
на бесфорсажной сверхзвуковой скорости:
с 63 % топлива: 1200 км
со 100 % топлива: 2000 км
Продолжительность полёта: до 5,8 ч
Практический потолок: 20000 м
Скороподъёмность: 350 м/с
Длина разбега/пробега: 350 м
Вооружение
Пушечное: 30 мм встроенная пушка (модернизированная ГШ-301)
Боевая нагрузка: 1310-10000 кг
для воздушного боя, в отсеках вооружения: 1620 кг (8 x РВВ-СД + 2 x РВВ-МД)
против наземных целей, в отсеках вооружения: 4220 кг (8 x КАБ-500 + 2 x РВВ-МД)
Точки подвески:
внутренние: 8 или 10
внешние: 8 или 2
Почему F-35 летает просто, а Т-50 – «фактически»?
В начале этого года исполнилось 7 лет с момента первого полета российского истребителя 5-го поколения Т-50, он же ПАК ФА. Семь лет работы по доводке самолета, тем не менее, его американский коллега F-35 торжественно эксплуатируется, и не только в США, а первенец 5-го поколения F-22 тоже летает, пусть нюансов и ограничений в полетах «Раптора» не меньше, чем полетных часов.
Что же получается: мы снова отстаем и догоняем? И наши летчики получат в свое распоряжение Т-50 лет этак через 20 после того, как американцы начали эксплуатацию своей «пятерки»?
Давайте попробуем разобраться.
Юрий Борисов, заместитель министра обороны, еще в 2015 году сказал, что «Фактически завершаются испытания, которые фактически подтвердили летно-технические характеристики самолета».
Многие, услышав или прочитав эту фразу, вместе с заявлением главкома ВВС Виктора Бондарева о том, что военные готовы закупать «столько ПАК ФА, сколько сделает промышленность», поняли так, что вот-вот, и Т-50 хлынут в войска.
Сам, признаюсь, так думал.
Однако позже начались заявления о переносах сроков, а в том же 2015 году, в июле, как гром с неба упало заявление того же Юрия Борисова: «Да, мы сокращаем закупку истребителей ПАК ФА, будет закуплена в ближайшие годы одна эскадрилья».
А затем была информация о том, что ВКС сделало заказ на Су-35С. В количествах, которые откровенно намекали на то, что обещанные Т-50 в войска не попадут. А пойдут туда около 70 единиц Су-35С.
О Т-50 сперва говорили, что он «зайдет» в 2016-м, потом в декабре 2016-го Бондарев сказал о 2017-м, в феврале 2017-го уже были озвучены Борисовым сроки в рамках госпрограммы вооружений 2018-2025 годов.
И речь шла, подчеркну, о серии из 12 самолетов для испытательной эксплуатации в ВКС. Соответственно, Борисов между строк сказал, что полное серийное производство начнется не раньше 2025 года.
Все плохо? Думаем.
Мне не давала покоя та фраза, где дважды Борисов употребил слово «фактически». «Фактически завершили» и «фактически подтвердили».
Озаботившись точным толкованием этого слова по словарям Ефремовой и Ушакова, в синонимах не увидел слова «окончательно».
Если перевести на простой русский сказанное Борисовым, то получается, что летно-технические характеристики Т-50 соответствовали ожидаемым, но… только ЛТХ. О 100% готовности самолета к производству и эксплуатации там ни слова.
В отличие от Су-35, у которого таких проблем, очевидно, нет.
Все очень плохо? Снова думаем.
Работы по ПАК ФА начались в 2002 году, 15 лет назад. Большой срок, надо сказать, особенно учитывая, что создавался самолет не на пустом месте. Были использованы наработки по проекту МиГ 1.44 и опыт, полученный при эксплуатации Су-47. Плюс работы по Су-35, с которым Т-50 во многом унифицирован и даже пока летает на тех же двигателях.
Кстати, о двигателях.
Все существующие сегодня Т-50 летают с двигателем АЛ-41Ф1. На Су-35С устанавливается модернизированный АЛ-41Ф1С. Но Су-35С — это 4+ или 4++.
А настоящий двигатель для Т-50 все еще не готов. В феврале этого года представители ОДК (Объединенной двигателестроительной корпорации) сообщили, что наземные испытания так называемого «Изделия 30», то есть, реального двигателя к Т-50, начались в октябре 2016 года и проходят успешно. И первый полет Т-50 с новым двигателем совершит в конце 2017 года.
Электроника. Собственно, то, что наполовину делает истребитель 5-го поколения таковым.
Юрий Белый, генеральный директор НИИП им. Тихомирова, «мозга» Концерна радиоэлектронных технологий (КРЭТ), в том же феврале этого года сообщил, что, несмотря на начало серийного производства РЛС на Рязанском приборном заводе, входящего в КРЭТ, испытания и доводка комплекса наведения потребуют еще времени.
В апреле этого года на сайте компании «Сухой» было сообщение о проведении первых летных испытаний новой бортовой электроники и микропроцессора Т-50.
Это оборудование отвечает за управление системами самолета, вооружением, а также многорежимной интеллектуальной поддержкой пилота. Можно сделать вывод о том, что и эта часть самолета еще находится в стадии отработки. О сроках ее готовности у «Сухого» тоже не сообщается.
Вооружение.
С пушкой для Т-50 все в порядке, 9-А1-4071К прошла в 2014-2015 годах комплекс испытаний с хорошими результатами. Но это не абсолютно новое изделие, а модернизированный вариант ГШ-30-1 (9-А-4071К), производимой с 1980-х годов в Туле для всех советских и российских истребителей.
Что-что, а оружие в Туле делать умеют исторически.
С ракетным вооружением хуже.
Сошлюсь на слова главы корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Бориса Обносова, который заявил, что в 2017 году завершится только первый этап создания новых авиационных ракет для ПАК ФА. По его словам, создание размещаемых внутри фюзеляжа средств поражения (для снижения заметности самолета в электромагнитном спектре) «требует поиска дополнительных технических решений».
Что в итоге получается? Есть самолет, но его еще не «довели до ума». Потому-то Минобороны действует вполне разумно, не спеша закупать неготовую машину. Очевидно, что все те системы, который действительно сделают Т-50 истребителем 5-го поколения, еще находятся в стадии испытаний и завершатся они, судя по всему, в лучшем случае в начале 20-х годов.
И так же очевидны преимущества пусть и 4++ у Су-35, но вполне готового встать в строй. Когда в мае 2015 главком ВВС Бондарев говорил, что военные готовы закупать «столько ПАК ФА, сколько сделает промышленность», уверен, он ничуть не соврал или преувеличил. Просто речь шла не про «фактически», а полностью готовый самолет.
Так что — какие могут быть претензии?
Если претензии и стоит предъявлять, то никак не к военным, а к тем, кто так «успешно отманагерил» нашу военно-промышленную отрасль. И сегодняшнее отставание — это заслуга все тех же 90-х. Не было бы «любви и согласия» в те годы — не было бы и F-35, который летает благодаря наработкам ОКБ Яковлева по Як-141.
Тем не менее, США с 2005 года эксплуатируют 195 истребителей пятого поколения F-22 Raptor и уже произвели более 200 истребителей F-35, которые начали эксплуатироваться в войсках с 2015 года. Как и насколько успешно — это другой вопрос.
Успешным эксплуатацию F-22 назвать может только оптимист. Но только совсем уж законченный оптимист сможет на равных оценивать промышленность и экономику России и США. Здесь в 90-х нам нанесли такой удар, от которого мы если и оправимся, то нескоро. И дело даже не в деньгах, хотя и в них тоже.
Если гипотетически перестать быть «добрыми» для всех и прощать многомиллионные долги в долларовом эквиваленте, даже это не поможет быстро и качественно. Кадровый голод страшнее голода финансового. В 90-х не было денег, но были люди, готовые работать на страну. Сегодня с деньгами не так плохо, но…
Да, отстаем здесь, и это печальнее всего. Отстаем в плане подготовки. И это сильно тормозит развитие всего. Но то, что отстаем, не стоя на месте — это уже как бы результат. Опять же, в сравнении с 90-ми годами.
Если внимательно посмотреть на историю F-22, американцам понадобилось 15 лет, от первого полета до принятия на вооружение. Мы потратили почти столько же времени, но до завершения пути еще далеко. Если действительно в 2025-м году Т-50 начнет летать как полноценный истребитель, это реально можно будет считать огромным успехом.
Пока что это действительно ПАК — перспективный авиационный комплекс, который еще доводить и доводить. Но, если посмотреть как раз на мучительный опыт американцев, то лучше не спешить. Чтобы не пришлось вводить из-за внезапно обрушившихся проблем ограничения по высоте и длительности полета и все в таком духе. Наш самолет обязан быть лучше своих предшественников. Принять «сырую» машину на вооружение, чтобы потом над нами реготали, как мы над проблемами «Раптора» — оно нам надо?
В принципе, некоторые смогут расценить все сказанное, как то, что мы очередной раз облажались и это попытка сгладить углы. Отнюдь. Да, криков по поводу ПАК ФА было по моему скромному мнению, слишком много. Вообще, вся эта шумиха на тему «мы опять запилили неимеющееаналоговвмире» вредит, и вредит сильно. Надо спокойнее и увереннее делать свое дело и меньше кричать. Тогда и краснеть не придется.
В том, что Т-50 доведут до ума ДО его поступления в войска, я почему-то уверен. Линия поведения Министерства обороны дает основание так думать. И, надеюсь, что наши предприятия ВПК справятся с задачей.
В любом случае, от переноса сроков мы больше приобретем, чем потеряем. Да, любители поорать, что все пропало, для них это шанс. Да, если бы завтра реально маячила возможность полномасштабной войны, было бы не очень комфортно знать, что с F-35 будут воевать МиГ-29 и Су-27. Но у нас есть и Су-30, и Су-35, и МиГ-35. И, что немаловажно, наша ПВО. Не знаю, насколько F-35 будет легко с ними справляться, но, зная о стоимости, уверен, далеко не все в США захотят это проверить. А вдруг не сможет?
Так что «Лайтнинг-2» пусть летает на радость американцам и тем, кто его купил. Наша основная задача — не запуск в серию сотен Т-50, и не тысячи «Армат» на границах с Европой. Это перебор.
Наша главная задача — восстановить все разрушенное в 90-х и наладить постоянный приток кадров туда, где потом будут разрабатывать, строить, испытывать и доводить до ума самолеты 7-го поколения и танки 9-го. У нас далеко не все так плохо, как иногда кажется. Надо просто все довести до ума.
Вообще этот лозунг, «довести все до ума», применим к любой точке России, куда ни ткни пальцем.
ПАК ФА против F-22 Raptor: если малозаметность не проблема, Т-50 «Держит край»
Кто победит в эпической битве между первым в России истребителем нового поколения, Сухой ПАК ФА, и построенный в США Lockheed Martin F-22 Raptor?
Это сложный вызов, поскольку у обоих самолетов пятого поколения так много общего.
«Все в ПАК-ФА говорит о том, что он похож по концепции на Raptor — он оптимизирован как быстрый, высоколетающий и малозаметный истребитель превосходства в воздухе», — отметил военный аналитик Дэйв Маджумдар.
Сухой ПАК ФА, также известный как Т-50, и F-22 Raptor имеют эквивалентную максимальную скорость (1520 миль в час для ПАК ФА и 1500 миль в час для F-22), дальность полета (2175 миль для ПАК ФА и 1840 миль для F-22) и практический потолок (примерно 65 000 футов для обеих моделей).
Мажумдар утверждает, что оба малозаметных, одноместных, двухмоторных многоцелевых истребителя также вполне сопоставимы по кинематике, особенно после того, как Т-50 будет оснащен новыми двигателями.Они сильно различаются по скрытности, и сравнение не в пользу Т-50.
«В дизайне Т-50 гораздо меньше внимания уделяется всесторонним малозаметным объектам. Вместо этого он фокусируется на скрытности во фронтальной части — таким образом, у него есть так называемая подпись Pac-Man, тогда как подпись F-22 больше похожа на «паук, если смотреть на него глазами Бога», — утверждал эксперт.
© REUTERS / Master Sgt. Кевин Дж. Грюнвальд
Два стелс-истребителя F-22 Raptor ВВС США пролетают возле базы ВВС Андерсен на Гуаме.Фотография файла
На данный момент трудно сказать, изменит ли стелс правила игры в воздушных боях будущего, но у Сухого ПАК ФА есть и другие козыри в рукаве.
«В то время как F-22 может быть лучше, когда дело доходит до малозаметности, у русских есть преимущество в маневренности. Т-50 оснащен трехмерным вектором тяги, и все признаки указывают на ПАК-ФА. имея преимущество с точки зрения маневренности », — отметил Маджумдар в заметке для National Interest.
Российский истребитель Т-50 на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2011 в Жуковском.
© Sputnik / Григорий Сисоев
Первые российские истребители-невидимки Т-50 во время выступления на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2011 в подмосковном Жуковском 17 августа 2011 года.
© AFP 2020 / Дмитрий Костюков
1/3
© Sputnik / Григорий Сисоев
Российский истребитель Т-50 на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2011 в Жуковском.
Суть в том, что оба новейших самолета имеют преимущества друг перед другом и могут выйти победителями. Многое будет зависеть от специфики боя, чем от чего-либо еще.
«При прочих равных условиях, если окажется, что скрытность — это все, что она взломала для защиты от угроз на уровне сверстников, ПАК-ФА может оказаться в явно невыгодном положении. Если вера ВВС США в скрытность окажется ошибкой , преимущество у ПАК-ФА », — заключил эксперт.
Т-50 — малозаметный, одноместный, двухмоторный многоцелевой истребитель, предназначенный для обеспечения превосходства в воздухе и нападения.Lockheed Martin F-22 Raptor — одноместный, двухмоторный, всепогодный малозаметный тактический истребитель, разработанный в первую очередь как истребитель превосходства в воздухе.Он имеет дополнительные возможности, включая функции наземного нападения, радиоэлектронной борьбы и разведки.
Raptor находится на вооружении с конца 2005 года. Т-50 находится в стадии летных испытаний и, как ожидается, будет введен в эксплуатацию в конце 2016 года.
© Спутник
ПАК ФА (Advanced Tactical Air Sistem) Т-50
GTA San Andreas Sukhoi T-50 PAK FA Mod
- Grand Theft Auto V
MODS показать все
- Самолет (298)
- Велосипеды (430)
- Лодки (68)
- Легковые автомобили (5677)
- вертолетов (67)
- Карты (468)
- Моды (1291)
- Другое (82)
- Сохранения (45)
- Скины (965)
- Инструменты (41)
- Кроссовки (22)
- Поезда (46)
- Оружие (157)
Рекомендуемые Дополнительно
- BMW M3 E30 1990 [Дополнение | Тюнинг | Шаблон]
Информация и СМИ
- Информация
- Карта
- Пресс
- Коды
- Прохождение
- Учебники
- Скриншоты
- Скриншоты (PC)
- Произведения
- Grand Theft Auto IV
MODS показать все
- Самолеты (50)
- Велосипеды (237)
- Лодки (39)
- Легковые автомобили (5947)
- вертолетов (88)
- Карты (318)
- Моды (1754)
- Другое (133)
- Сохранения (46)
- Скины (1577)
- Инструменты (77)
- Кроссовки (24)
- Поезда (7)
- Оружие (402)
Рекомендуемые Дополнительно
- 1993 Chevrolet Caprice (Колесо 2)
Информация и СМИ
- Карта
- Расположение
- Персонажи
- Оружие
- Радиостанции
- Рассказ
- Прохождение Прохождение
- TLAD Прохождение
- TBogT
- Коды Коды ошибок
- (ПК)
- Скриншоты
- Скриншоты (PC)
- Произведения
- Сан-Андреас
MODS показать все
- Самолеты (1925)
- Велосипеды (1761)
- Лодки (132)
- Легковые автомобили (25560)
- Вертолет (403)
- Карты (1276)
- Моды (19548)
- Другое (514)
- Сохранения (259)
- Скины (16079)
- Инструменты (202)
- Кроссовки (10)
- Поезда (421)
- Оружие (3529)
Рекомендуемые Дополнительно
- GTA V-style Grotti Turismo Retrò «Vercetti PI»
Информация и СМИ
- Карта
- Пресс
- Учебники
- Скриншоты (PC)
- Скриншоты (Xbox)
- Скриншоты (PS2)
- Произведения
- Вайс-Сити
MODS показать все
- III / VC Автомобили (2543)
- Самолеты (24)
- Велосипеды (148)
- Лодки (13)
- Вертолет (23)
- Карты (181)
- Моды (1267)
- Другое (62)
- Сохранения (52)
- Скины (684)
- Инструменты (40)
- Кроссовки (5)
- Оружие (295)
Рекомендуемые Дополнительно
- 2009 Aprilia RSV4 — издание II
Информация и СМИ
- Оружие
- Карта
- Скриншоты (PC)
- Скриншоты (Xbox)
- Скриншоты (PS2)
- Произведения
- GTA III
MODS показать все
- Легковые автомобили (2543)
- Карты (19)
- Моды (1156)
- Другое (56)
- Сохранения (37)
- Скины (385)
- Инструменты (24)
- Кроссовки (3)
Рекомендуемые Дополнительно
- Ferrari 458 Speciale 2015 года v1.1
Информация и СМИ
- Скриншоты (PC)
- Скриншоты (Xbox)
- Скриншоты (PS2)
- Произведения
- Меню
- Архив новостей
- Искать
- Загрузить мод
- FAQ
- Учебники
- Форумы
- Профиль
- Мой профиль
- Мои загрузки
- Мое избранное
- Настройки
- Пожалуйста, войдите
- Поиск
- Разместить Расширенный поиск
ПАК ФА СУ-Т50 прототип — RcFair
Строительство прототипа ПАК ФА СУ-Т50Здравствуйте! Хочу поделиться информацией о сборке ПАК ФА СУ-Т50.
В 2006 году, когда истребитель был одобрен, в Интернете появилось несколько фотографий прототипа. Они не оставили меня равнодушным и спрятались в моем сердце!
Итак, я решил построить его в этом году! Изначально я планировал построить одну модель крыльчатки, но из-за неправильного расчета центра масс и неправильного размещения задних шестерен модель не взлетела и крыльчатка сломалась. Поэтому пришлось использовать бесщеточный двигатель с пропеллером. Смотрите фотографии процесса строительства ниже.
Схема:
000
000000
000000
000
000
000
000
Вот что я сделал ….. 🙂 Немного видео
Первый полет
Улучшенная модель33
готовая модель (не окрашена), проверка втягивания шестерни
Характеристики модели
Материал : XPS
Сервоприводы : 12 г х 2 шт. (элевоны) и 9 г х 2 шт. (планки)
Двигатель: Turnigy D3536 / 5 Бесщеточный двигатель Outrunner 1450KV
Prop: 8×4
ESC: DualSky 8 0A
Шестерня втягивается: Turnigy MCR-G Servoless Retract System
Полетная масса: 2100 г
Размеры: см. Схему
Надеюсь, моя статья будет интересной и полезной.Не стесняйтесь обращаться ко мне, если у вас возникнут вопросы.
Спасибо и до скорой встречи!