Почему погиб Юрий Гагарин: Что заставило космонавта увести самолет в роковой штопор
Комсомольская правда
Результаты поиска
ОбществоЮрий ГагаринКАРТИНА ДНЯЮрий Гагарин: Досье KP.RU
Ярослав КОРОБАТОВ, Роман БЕЛОУСОВ
27 марта 2023 3:03
55 лет назад, 27 марта, закончился земной путь первого космонавта Земли и началась его дорога в бессмертие
Фото: Александр МОКЛЕЦОВ/РИА Новости
Ровно 55 лет назад трагически оборвалась жизнь Юрия Алексеевича Гагарина. Он несколько раз был на волосок от смерти во время своего легендарного полета. Ближе всего к гибели первопроходец оказался после катапультирования на парашюте: в скафандре не открылся клапан подачи наружного воздуха. Гагарин вручную открыл его только спустя 6 минут, и к этому времени ситуация была критическая, он едва не задохнулся. В 1966 году Юрий Алексеевич был дублером Владимира Комарова, первого космонавта, погибшего во время полета. И если бы по какой-то причине Комаров не смог полететь, то его место в злополучном корабле занял бы Гагарин. Но космонавт № 1 ушел из жизни, когда, казалось, ничего не предвещало опасности, это случилось во время обычного тренировочного полета на истребителе МиГ-15УТИ.
no_titeФото: GLOBAL LOOK PRESS
Три версии катастрофы
27 марта 1968 года самолет, которым управляли летчик-космонавт СССР Юрий Гагарин и инструктор Владимир Серегин рухнул рядом с деревней Новоселово во Владимирской области. По официальной версии, причиной трагедии стал резкий маневр истребителя, это повлекло потерю управления и уход в штопор. Комиссия постановила, что все действия Гагарина и Серегина были оптимальными, но для вывода самолета из штопора им не хватило двух секунд… Что заставило Гагарина и Серегина совершить самоубийственный маневр — до сих пор остается загадкой. Существует несколько версий.
Юрий Гагарин был частым гостем «Комсомолки». На фото он с номером газеты, где мы рассказывали о его полете.Фото: «КП» Архив
1. Версия Алексея Леонова: летчики попали в вихревой след сверхзвукового истребителя
По мнению летчика-космонавта СССР Алексея Леонова (1934 — 2019) причиной трагедии стало «разгильдяйство и нарушение режима полетов»: в зоне тренировочных полетов Гагарина и Серегина несанкционированно оказался другой самолет — сверхзвуковой Су-15, который взлетал с другого аэродрома в Жуковском. Су-15 должен был летать на высоте свыше 10 000 метров, но по какой-то причине опустился на высоту 450 метров — в зону, где тренировались Гагарин с Серегиным. Возвращаясь в свой эшелон, летчик Су-15 включил форсаж (в условиях плотной облачности он не сразу увидел находившийся рядом МиГ-15УТИ), и самолет Гагарина попал в вихревой след сверхзвукового перехватчика. Алексей Архипович знал, из-за кого погиб Гагарин, но дал клятву никогда не называть фамилию летчика.
Фото: Владимир Мусаэльяна, Владимир Савостьянов/ТАСС
2. Версия Качоровского: Гагарин отказался катапультироваться первым
Летчик-исследователь Илья Качоровский обращает внимание, что Гагарин не был опытным летчиком. За шесть лет пребывания в отряде космонавтов он не сделал ни одного самостоятельного вылета. Это не его вина, в отряде космонавтов тренировали другие навыки, летали они от случая к случаю. Серегин, будучи командиром полка, тоже летал очень мало. По мнению Качоровского к трагедии могла привести ошибка в пилотировании, когда Гагарин, получив команду на возвращение, ввел самолет в так называемую нисходящую спираль. Но когда самолет свалился в штопор, летчики могли катапультироваться. Почему они этого не сделали?
Особенность конструкции МиГ-15УТИ предполагала, что первым покидает самолет именно инструктор, а Гагарин должен был катапультироваться вторым. Серегин не мог так поступить и оставить на произвол судьбы космонавта № 1. А времени на то, чтобы спастись могли оба летчика, практически не оставалось. Серегин наверняка кричал Гагарину катапультироваться первым. А тот знал, что это привело бы к гибели инструктора. И не захотел спасти свою жизнь такой ценой, считает Качоровский.
Обелиск на месте гибели Гагарина и Серегина. Фото: ИТАР/ТАСС
3. Версия Миронова: к трагедии привела целая серия нарушений на земле
Арсений Дмитриевич Миронов (1917 — 2019) был членом комиссии по расследованию причин гибели первого космонавта, начальником научно-исследовательского отделения Летно-исследовательского института.
— Меня поразило, что в полку, где занимаются космонавты, был очень низкий уровень летной дисциплины. Я насчитал одиннадцать нарушений правил, которые произошли 27 марта, рассказывал в интервью «Комсомолке» Арсений Миронов.
Например, Владимир Серегин опоздал на полет почти на 30 минут — его вызывало начальство. Из-за этого началась спешка, экипаж не получил сводку от метеорологов, а там говорилось о низкой облачности. Более того, прогнозировалось ухудшение погоды. При этом в полетном задании было подчеркнуто: выполнять фигуры пилотажа вне облаков или за облаками. То есть задание было невыполнимо! Часть радиолокационного оборудования на аэродроме не работало, и на земле не заметили, как в условиях облачности МиГ-15 УТИ Гагарина и Серегина начал отклоняться влево, приближаясь к зоне, где выполнял упражнения летчик Андреев — тот проверял двигатель самолета после ремонта. Андреев должен был взлететь спустя 30 минут после Гагарина и Серегина, но мы помним, что они задержались с вылетом, и два самолета оказались в воздухе одновременно. По мнению Миронова, возвращаясь с задания, Гагарин и Серегин неожиданно в просвете облаков увидели самолет Андреева в опасной близости от себя. Начали энергично уклоняться от столкновения и свалились в штопор.
Март 1968 года. Страна прощается с Юрием Гагариным и Владимиром Серегиным. Фото: Владимир САВОСТЬЯНОВ/ТАСС
* * *
Анна Долгарева, 2019 год
Бог говорит Гагарину:
«Юра, теперь ты в курсе:
нет никакого разложения с гнилостным вкусом,
нет внутри человека угасания никакого,
а только мороженое на площади на руках у папы,
запах травы да горячей железной подковы,
березовые сережки, еловые лапы,
только вот это мы носим в себе, Юра.
Видишь, я по небу рассыпал красные звезды,
швырнул на небо от Калининграда и до Амура,
исключительно для радости, Юра,
ты же всегда понимал, как все это просто.
Мы с тобой, Юра, потому-то здесь и болтаем
о том, что спрятано у человека внутри.
Никакого секрета у этого, никаких тайн,
прямо как вернешься — так всем сразу и говори,
что не смерть, а яблонев цвет у человека в дыхании,
что человек — это дух небесный, а не шакалий,
так им и рассказывай, Юра, а про меня не надо.
И еще, когда будешь падать — не бойся падать».
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Самые интересные фрагменты из интервью Юрия Гагарина (подробнее)
Читайте также
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
как и почему погиб Юрий Гагарин?
55 лет назад, 27 марта 1968 года, Юрий Алексеевич Гагарин, первый человек Земли, побывавший в космосе, трагически погиб в возрасте 34 лет в авиационной катастрофе на истребителе МиГ-15УТИ вместе с 45-летним лётчиком-инструктором военным лётчиком 1-го класса Владимиром Серёгиным.
В Советском Союзе был объявлен государственный траур. Это был первый случай в истории СССР, когда день траура был объявлен в связи со смертью человека, не являвшегося на момент смерти действующим главой государства.
Материалы официального расследования катастрофы в советское время не публиковались. По поводу гибели Гагарина циркулировало множество слухов, вплоть до фантастических.
Наиболее объективную версию гибели первого космонавта Земли представил 27 марта этого года на очередном заседании клуба «Взлётная полоса» ученый секретарь Жуковского музея историк авиации Андрей Симонов.
Ничто не предвещало катастрофы
Ю. А. Гагарин перед последним полетом.После своего фантастического полета Юрий Алексеевич Гагарин, занимавший к тому времени пост командира отряда советских космонавтов — заместителя начальника Центра подготовки космонавтов, тяготился административной работой. Он был летчик, а летчик без полетов был бы не летчиком.
Генерал Николай Каманин, помощник Главнокомандующего ВВС по космосу, также был обеспокоен тем, что офицеры, входящие в отряд космонавтов, не имели летной практики, из-за чего теряли навыки пилотов.
Для поддержания летной формы в 1962 году была создана смешанная авиационная эскадрилья, командиром которой стал опытнейший летчик-испытатель Герой Советского Союза Владимир Серегин.
В 1967 году на базе эскадрильи Серегина был создан отдельный испытательный тренировочный полк. Он должен был сосредоточиться на решении всего спектра задач, связанных с отрядом космонавтов, от учебных полетов на простой и сложный пилотаж до прыжков с парашютом и заданий в условиях кратковременной невесомости.В. С. Серегин.Летную практику первый космонавт проходил на самолёте МиГ-15УТИ (учебно-тренировочный истребитель с двойным управлением — спарка). Программу полетов с инструктором к концу марта 1968 года Гагарин практически завершил. Предполагалось его выпустить в самостоятельный полет уже на истребителе МиГ-17.
Перед этим было принято решение проверить 27 марта технику пилотирования у Гагарина на той же спарке МиГ-15. В качестве инструктора выступал командир «космического» авиаполка Владимир Серегин. В случае если полет прошел бы без замечаний, планировалось разрешить Юрию Алексеевичу самостоятельный вылет.
27 марта 1968 года в 10:18 Гагарин и Серёгин взлетели на учебном самолёте МиГ-15УТИ. Погода в этот день не была идеальной, однако и сложности для опытных летчиков не представляла. Задание тоже не было сложным. На работу в пилотажной зоне отводилось 20 минут, но уже в 10:32 Гагарин сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу. Больше самолет Гагарина и Серегина на связь не выходил.
В 14:50 командир вертолета Ми-4 майор Замычкин доложил:
— Обнаружил обломки самолета Гагарина в 64 километрах от аэродрома Чкаловский и в трех километрах от деревни Новоселово.
Вот что написал в своем дневнике генерал Каманин:
«Самолет упал в густом лесу, скорость в момент удара о землю была 700–800 километров в час. Двигатель и передняя кабина ушли в землю на шесть-семь метров. Крылья, хвостовое оперение, баки и кабины разрушились на мельчайшие части, которые были разбросаны в полосе 200 на 100 метров. Многие детали самолета, парашютов, одежды пилотов мы находили на высоких сучьях деревьев. Через некоторое время обнаружили обломок верхней челюсти с одним золотым и одним стальным зубом.
Врачи доложили, что это челюсть Серегина».
С мыслями о смерти
Не секрет, что Гагарин мог погибнуть гораздо раньше. Свой полет в космос он совершил на советском космическом корабле «Восток», предназначенном для пилотируемых полётов по околоземной орбите. Из пяти совершённых полётов этого корабля, предшествовавших полёту Ю. А. Гагарина, удачными были только три.
Перед своим историческим полётом в космос 10 апреля 1961 года Юрий Гагарин на всякий случай написал прощальное письмо родным. Долгое время родные и близкие не знали о письме. И только после авиакатастрофы под Киржачом письмо вручили супруге первого космонавта Валентине Гагариной.
«Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка! Решил вот вам написать несколько строк, чтобы поделиться с вами и разделить вместе ту радость и счастье, которые мне выпали сегодня. Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым. Знаешь, дорогая Валюша, как я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной. Простому человеку доверили такую большую государственную задачу — проложить первую дорогу в космос!
Можно ли мечтать о большем? Ведь это — история, это — новая эра! Через день я должен стартовать. Вы в это время будете заниматься своими делами. Очень большая задача легла на мои плечи. Хотелось бы перед этим немного побыть с вами, поговорить с тобой. Но, увы, вы далеко. Тем не менее я всегда чувствую вас рядом с собой.
В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну а если что случится, то прошу вас, и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя.
Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей, достойных нового общества — коммунизма. В этом тебе поможет государство. Ну а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным.
Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать. Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолётную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать всё до конца. Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то, ещё в детстве, прочитал слова В. П. Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полёт людям нового общества, коммунизма, в который мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке. Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы.
Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чём-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и всё. До свидания, мои родные. Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом, ваш папа Юра. 10.04.61 г.».
Космос, смертельный и враждебный человеку
Академик Борис Черток в своем докладе перечислил 11 нештатных ситуаций в полёте космонавта, которые могли привести к его гибели. Например, при предстартовой подготовке после посадки Юрия Гагарина в корабль «Восток» и закрытия посадочного люка было обнаружено, что один из трех контактов «Люк закрыт» не замкнулся.
Состояние этого контакта было принципиально важным: за счет его срабатывания на спуске после отстрела крышки люка должен был запускаться таймер катапультирования космонавта. По указанию генерального конструктора Сергея Королева люк был открыт, контакт поправлен, а люк закрыт заново.
В частности, ракета-носитель вывела корабль с Гагариным на нерасчетную, более высокую орбиту.
При спуске корабля из-за огромной температуры начала плавиться обшивка. В иллюминаторе Гагарин увидел ее возгорание. Он даже сообщил на Землю:
«Я горю! Прощайте!»
На самом деле трение жаропрочной обшивки космического корабля об атмосферу — рабочий момент, который происходит при каждом полёте. Теперь космонавты готовы к этому яркому и впечатляющему зрелищу, которое первым увидел Гагарин.
Академик сообщил, что Гагарин перелетел расчетное место приземления на 600 километров. По его словам, при спуске космонавта на парашюте после катапультирования из корабля были нештатные ситуации: он не сразу сумел открыть воздушный клапан в скафандре, из-за чего мог задохнуться.
Черток отметил, что Гагарин при спуске на парашюте был вынужден перерезать ножом носимый аварийный запас, чтобы снизить скорость спуска и не угодить в Волгу, где мог утонуть.
«Все это было впервые, какие-то ошибки были неизбежны. Кроме того, никто не мог позволить себе тогда даже мысли о том, что первыми в космосе могут быть американцы. Все очень спешили, чтобы обеспечить полет вовремя, и в результате мы победили», — заключил патриарх отечественной космонавтики академик Борис Черток.
В 1967 году Гагарин стал дублером Владимира Комарова во время полета космического корабля «Союз-1». При возвращении на Землю из-за нештатно сработавшей парашютной системы Комаров погиб. На его месте мог быть Гагарин, если бы у Комарова выявились какие-то проблемы со здоровьем и он был бы отстранен от полета.
Кто виноват в катастрофе МиГ-15УТИ с Юрием Гагариным?
Космонавт А. А. Леонов.Споры об истинной причине произошедшего продолжаются до сих пор. Например, космонавт А. А. Леонов обвинил в гибели Ю. А. Гагарина лётчика-испытателя с аэродрома ЛИИ. Однако, по утверждению А. Симонова, Арсений Дмитриевич Миронов, один из старейших специалистов того же ЛИИ имени Громова, входивший в комиссию по расследованию катастрофы самолета Гагарина и Серегина, опроверг эту версию.
«Мною установлено, что 27 марта 1968 года в ЛИИ состоялись полеты двух самолетов Су-15. Первым летал заслуженный летчик-испытатель Аркадий Павлович Богородский. Он выполнил полет для испытания нового двигателя на высоте 18 000 метров. Взлетел в 9 часов 45 минут, произвел посадку в 10 часов 24 минуты», — заявил Миронов.
Полет на втором самолете Су-15 выполнил заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза Александр Александрович Щербаков на высоте 14 000 метров. Взлетел он в 11:20, то есть уже после падения самолета МиГ-15УТИ.
Анализ хронометража показывает, что Богородский произвел посадку, когда Гагарин еще только набирал высоту. Щербаков взлетел много позже катастрофы самолета МиГ-15УТИ, так что оба полета Су-15 в принципе не могли помешать полету МиГ-15УТИ.
В 2011 году были опубликованы материалы расследования, хранившиеся в архиве президента РФ. Сенсации они не содержали — наиболее вероятной причиной катастрофы был назван резкий маневр уклонения от метеорологического шара-зонда, который внезапно оказался на пути самолета Гагарина и Серегина.
Резкий маневр привел в последующем к попаданию самолета в закритический режим полета и падение. Самолет вошел в штопор и сделал три — пять витков. Экипаж при этом испытывал 10-11-кратные перегрузки, но не переставал бороться, пытаясь спасти самолет.
Опытные летчики-испытатели считают, что Гагарин и Серегин в этой ситуации сделали максимум возможного. Вернее сказать, это делал один Гагарин. Дело в том, что этот МиГ-15УТИ не был предназначен для учебно-тренировочных полетов. Его переоборудовали для показательных катапультирований при демонстрации подготовки летчиков-космонавтов.
И для того чтобы было удобно катапультироваться, в кабине инструктора сняли ручку управления самолетом (РУС) — она мешала при срабатывании катапульты. Для этих же целей переоборудовали фонарь задней кабины.
Именно по этой причине Владимир Серегин, находясь в полете с Гагариным в кресле инструктора, не мог взять управление на себя: РУС была снята. Кроме того, педали управления на истребителе тоже были отключены. К тому же кабина МиГ-15 была сделана таким образом, что если передний летчик (Гагарин) катапультировался, то у заднего (Серегина) фонарь не откидывался, он был обречен погибнуть вместе с самолетом. Поэтому, наверное, Гагарин и не стал катапультироваться без своего командира.
Арсений Дмитриевич Миронов полагал, что версия с шаром-зондом, столкновение с которым и привело к гибели Гагарина и Серегина, просто устроила всех. Первопричиной же трагедии он считал недостатки в организации полетов на аэродроме Чкаловский и в самом космическом авиаполку. Эти недостатки действительно могли привести к опасному сближению, но не с Су-15, а с еще одним МиГ-15УТИ, вылетевшим с аэродрома Чкаловский.
Обелиск на месте гибели Ю. А. Гагарина и В. С. Серегина.Тем не менее государственная комиссия не обнародовала истинные результаты расследования происшествия. Дело в том, что были получены недвусмысленные доказательства ошибки в технике пилотирования экипажа (либо инструктора В. Серёгина, либо Ю. Гагарина, либо их обоих), а может быть, и руководящего состава, отвечавшего за организацию и проведение полётов в полку, вышестоящих командиров, контролирующих руководящий состав полка, либо другие комбинации указанных виновников. Однако это ЧП вовсе не умаляет заслуг Юрия Гагарина и боевого летчика Владимира Серегина.
«Летчики не умирают, они улетают и не возвращаются…»
Судьба многих, кто не вернулся из полета, заключена в этой короткой фразе писателя и летчика Антуана де Сент-Экзюпери, который тоже не вернулся из полета…
Что на самом деле случилось с Юрием Гагариным, первым человеком в космосе?
Через семь лет после того, как он стал первым человеком, побывавшим в открытом космосе, советский космонавт Юрий Гагарин погиб в авиакатастрофе при загадочных обстоятельствах.
Автор: Sarah Pruitt
Обновлено:
Становление первого человека в космосе
Сын плотника, Юрий Алексеевич Гагарин родился в деревне Клушино в Смоленске, Россия в 1934. В 16 лет он переехал в Москву подмастерьем литейщика на металлургическом заводе, но вскоре перевелся в техническое училище в Саратове. Там Гагарин вступил в аэроклуб и впервые поднялся в небо. В 1957 году окончил курсантскую школу ВВС СССР и начал службу летчиком-истребителем. В том же году он женился на своей жене Валентине; у них родились две дочери.
В 1960 году Гагарин был выбран вместе с 19 другими кандидатами для участия в советской космической программе. Программа сократила количество космонавтов до двух — Гагарина и его коллеги-летчика-испытателя Германа Титова — как финалистов, совершивших первый полет программы в космос. Некоторые считали, что Гагарин был исключен из-за того, что советский премьер Никита Хрущев предпочел его более скромное происхождение (Титов был сыном школьного учителя).
В 9:07 утра 12 апреля 1961 года, когда космический корабль Гагарина «Восток-1» стартовал с космодрома Байконур, он произнес удивительно неформальное, сразу ставшее культовым восклицание «Поехали!» (Перевод: «Поехали!») Его полет, один оборот вокруг Земли, прошел без происшествий, но приземление закончилось чуть ли не катастрофой, когда тросы, соединяющие спускаемый модуль «Востока» и служебный модуль, не разъединились должным образом, что вызвало сильную тряску. космический корабль снова вошел в атмосферу Земли. Гагарин катапультировался перед приземлением, благополучно спустившись с парашютом у Волги.
Юрий Гагарин, портрет. (Фото: rps/ullstein bild/Getty Images) Герой Советского Союза
Гагарин стал международной знаменитостью, гастролировал по миру и был осыпан почестями своей страны. Правительство Хрущева наградило его орденом Ленина и званием Героя Советского Союза. Триумф Гагарина стал болезненным ударом для Соединенных Штатов, которые запланировали свой первый космический полет на май 1961 года. Более того, американский астронавт не мог сравниться с подвигом Гагарина по орбите вокруг Земли до 19 февраля.62, когда астронавт Джон Гленн совершил три витка на корабле «Дружба-7». (К тому времени Титов уже стал вторым советским человеком, побывавшим в космосе, совершив 17 витков вокруг Земли за 25 часов на корабле «Восток-2» в августе 1961 года.)
Гагарин боролся с пьянством вслед за своей славой, но к концу 1960-х вернулся к тренировкам. Он был выбран в качестве запасного пилота для злополучной миссии «Союз-1» (в которой два советских корабля должны были встретиться в космосе) и с ужасом наблюдал, как его друг Владимир Комаров погиб, когда его парашюты не раскрылись при входе в атмосферу. в апреле 1967.
Трагический конец героя
Менее чем через год, 27 марта 1968 года, сам Гагарин погиб, когда двухместный истребитель МиГ-15, на котором он летел с Владимиром Серегиным, разбился недалеко от небольшого городка близ Москва во время обычного тренировочного полета. Прах Гагарина был помещен в нишу Кремлевской стены, а его родной город Гжатск был переименован в Гагарин в его честь.
Официальное расследование аварии пришло к выводу, что Гагарин свернул, чтобы избежать попадания постороннего предмета, такого как птица или метеозонд, в результате чего самолет попал в штопор, закончившийся его падением на землю. Но многие авиационные профессионалы сочли этот вывод неправдоподобным, и вокруг крушения продолжали ходить слухи. Некоторые думали, что Гагарин, возможно, выпивал или что они с Серегиным могли отвлечься, делая фотографии из окна самолета. Другие предположили, что клапан наддува кабины мог выйти из строя, что привело к гипоксии обоих пилотов. Более диковинные теории включали саботаж по политическим мотивам, самоубийство или даже столкновение с НЛО.
Рассекреченная правда
Друг и коллега Гагарина, российский космонавт Алексей Леонов в день крушения находился в этом районе и входил (вместе с Германом Титовым) в комиссию по расследованию аварии. В 2013 году Леонов объявил в эфире телеканала Russia Today, что еще один репортаж о крушении, недавно рассекреченный, подтверждает реальную историю: второй самолет, который в тот день испытывали, Су-15, по ошибке пролетел намного ниже запланированной высоты 33 000 м. футов, вместо этого пройдя рядом с местом, где летел самолет Гагарина, около 2000 футов. Такой большой самолет мог бы опрокинуть меньший (например, МиГ-15) в своем кильватерном следе, если бы два самолета подошли слишком близко друг к другу.
После проведения различных компьютерных симуляций в отчете был сделан вывод, что единственным возможным объяснением крушения было то, что в тот день Су-15 подлетел слишком близко к самолету Гагарина, перевернув его и вынудив совершить безвозвратное пикирование по спирали к земле. На вопрос, почему отчет так долго оставался засекреченным, Леонов ответил: «Я предполагаю, что одной из причин сокрытия правды было сокрытие того факта, что такой провал был так близко к Москве». Леонов согласился не называть летчика-испытателя Су-15, которому в то время было 80 лет, в качестве условия, позволяющего обнародовать правду спустя почти пять десятилетий после фатальной катастрофы космонавта, вошедшего в историю.
Почему россияне не дадут прямого ответа на то, как погиб первый человек в космосе
Во всем мире мало найдется людей, столь же любимых у себя на родине, как Юрий Гагарин в России.
Но спустя более 50 лет обстоятельства его безвременной кончины намеренно окутаны тайной, засекреченной правительством Владимира Путина.
Советский Союз застал мир врасплох, когда в апреле 1961 года объявили, что человек побывал в космосе и обратно.
Юрий Гагарин перед своим успешным космическим полетом. (AAP)Этим человеком был Юрий Гагарин, низенький и очаровательный офицер ВВС с улыбкой, которая, по словам одного ученого-ракетчика, «осветила тьму холодной войны».
По словам Майкла Смита из Университета Пердью, историка, специализирующегося на советских исследованиях космоса, Гагарин был «божеством русских».
«Люди хотели узнать его, увидеть, сфотографировать и увидеть вместе с ним», — сказал доктор Смит 9News.
«Судя по подсчетам надежных опросов общественного мнения в сегодняшней России, он остается одним из величайших и почитаемых россиян новейшей истории, наравне с Иосифом Сталиным и Владимиром Путиным».
Юрий Гагарин стал любимцем международной знаменитости после своего успешного полета в космос. (AP)Гагарин, безусловно, был харизматичен, но его известность в СССР коренилась в чем-то более существенном.
Он был «национальным героем» и даже больше, по словам научного сотрудника Австралийского национального университета Леонида Петрова.
«Он считался символом советского превосходства над Западом», — сказал Петров 9News.
«Считался маяком прогресса и лицом советской космонавтики.»
Вот почему его внезапная смерть в возрасте 34 лет потрясла СССР до глубины души — если символ русского превосходства был мертв, что это значило для России?
Герой
Соединенные Штаты были абсолютно не готовы к успехам России в космической гонке в 1950-х годов, с запуском и выводом на орбиту первого спутника.
Америка отчаянно хотела отправить человека в космос с помощью программы «Меркурий», но снова потерпела поражение.
Советы поспешили к запуску, а это означало, что риск был чрезвычайно велик.
«Восток-1» запускал Юрия Гагарина в космос. (AAP)Гагарин был выбран за его физическую и психологическую выносливость, математические способности, фантастическую память и высокий рост.
При росте 157 см (5 футов 2) Гагарин был достаточно невысоким, чтобы поместиться в тесной кабине космического корабля «Восток-1».
«О Юрии Гагарине люди узнали только по его возвращении», — сказал доктор Петров.
Юрий Гагарин (второй слева) и другие космонавты с премьер-министром СССР Никитой Хрущевым в 1962 году. (AAP)«Могли быть некоторые неудачные космические программы, но эта информация закрыта, поэтому мы не знаем, что пошло не так».
Советы настолько нервничали из-за впечатления о неудаче, что держали большинство своих запусков в секрете до тех пор, пока они не увенчались успехом.
Итак, когда Гагарин вернулся на Землю, лишь горстка людей знала, что он улетел.
Космическая программа была настолько засекречена, что на униформе Гагарина были советские знаки отличия, чтобы российские власти не приняли его за американского шпиона.
Катастрофа
Эта секретность космической программы сохраняется и по сей день, вот почему историки так мало знают о неудачах России в космосе.
А пока 29-томный отчет о смерти Гагарина в возрасте 34 лет остается засекреченным и по сей день.
«Все, что окружало последний полет Юрия Гагарина, по-прежнему закрыто», — сказал д-р Петров 9Новости.
«То, что мы знаем о его смерти, по-прежнему хранится в секрете.»
Юрий Гагарин — первый человек в космосе. (AAP)Через семь лет после возвращения на Землю Гагарин выполнял обычный тренировочный полет, когда его МиГ-15УТИ потерпел крушение.
Погибли Гагарин и его летный инструктор Владимир Серегин.
Но спустя 51 год мир так и не получил прямого ответа, почему.
Доктор Смит сказал, что русские держали причину его смерти в секрете, чтобы не привлекать внимания к советской системе.
МиГ-15, похожий на тот, на котором погиб Юрий Гагарин. (AAP)«Сказать правду означало бы сломить власть официальной пропаганды, которая годами облачала Гагарина», — сказал он.
«Отсюда секретность и заговор против правды. Государству пришлось солгать, чтобы защитить свои инвестиции в героя. »
Официальные версии его смерти банальны: неожиданные погодные условия или столкновение с птицей.
Но ни Гагарин, ни его инструктор не развернули катапультные кресла, что говорит о другом.
Теории
По мере того, как нация скорбела, теории заговора о смерти Гагарина начали заполнять пустоту.
Россияне предположили, что Гагарин летел пьяным или его самолет саботировали.
Другие предполагали, что он выжил и был помещен в психиатрическую больницу, или что он инсценировал собственную смерть, чтобы избежать статуса знаменитости.
Конечно, некоторые обвиняют инопланетян.
В 2010 году независимые следователи заявили, что Гагарин запаниковал, когда понял, что в кабине открыто вентиляционное отверстие, и самолет рухнул в глубокое пике.
Останки Юрия Гагарина несут советские лидеры в рамках его похоронной процессии в Москве. (AP)«Ни одна из странных теорий заговора о его смерти не соответствует действительности», — сказал доктор Смит.
«Будь то о безрассудном полете Гагарина или о каком-то саботаже.»
Свидетель
Поезд Московского метро раскрашен в честь Юрия Гагарина. (AAP)В 2011 году Кремль опубликовал рассекреченный документ, в котором говорилось, что Гагарин, вероятно, разбился после того, как уклонился от метеозонда.
Но несколько лет спустя, возможно, второй по известности российский космонавт выступил со свидетельскими показаниями, которые ему пришлось держать в секрете.
Алексей Леонов был первым человеком, совершившим выход в открытый космос, проведя 12 минут на внешней стороне космического корабля «Восход-2» в 1965 году. поиски его тела.
Леонов убежден, что в опасной близости от Гагарина пролетел еще один истребитель.
«Мы знали, что в этот день должны были пройти испытания Су-15, но он должен был лететь на высоте 10 000 м и выше, а не 450–500 м», — сказал он RT в 2013 году.
Космонавт СССР Алексей Леонов совершает первый выход в открытый космос в 1965 году. (AAP)«Это было нарушением процедуры полета».
Леонов участвовал в написании отчета об инциденте, но спустя десятилетия обнаружил, что его письмо было заменено чужим.
Конец и начало холодной войны
Распад Советского Союза положил начало новой эре открытости при президенте Борисе Ельцине.
Начали публиковаться секретные документы советской эпохи, и появилась надежда, что наконец-то будут даны ответы на вопрос о смерти Гагарина.
Российский космонавт Алексей Леонов с Владимиром Путиным в 2012 году. (AAP)Но при замене Ельцина Владимиром Путиным исторические архивы захлопнулись.
Коммунизм, может быть, и закончился, но русский национализм при Путине опирается на возрождение былой славы.
«Чтобы управлять сегодняшней Россией, система Путина опирается на героическую память и ностальгию по прошлым советским успехам, будь то победа Сталина во Второй мировой войне или полет Гагарина, — сказал доктор Смит.
«Похоже, что все, что сегодня есть у путинской России, наряду с ее милитаризацией и войнами за границей, – это неверно запомненная история».