+7 (495) 720-06-54
Пн-пт: с 9:00 до 21:00, сб-вс: 10:00-18:00
Мы принимаем он-лайн заказы 24 часа*
 

Подводные лодки 629 проекта: ПЛ проекта 629

0

ПЛ проекта 629

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ СОВЕТСКИЙ ПОДВОДНИК
Рижское ВВМУ подводного плавания

(1951-1960)


Главная. Новости флота. Обо мне. Ссылки. Фотоалбомы. Литература. Гостевая
ПЛ проекта 629


СОВЕТСКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ПРОЕКТА 629.

В 1959 году советский ВМФ получил первую ракетную подводную лодку специальной постройки проекта 629 с дизель-электрической энергетической установкой. В мае 1954 года Главное управление кораблестроения ВМФ выдало ЦКБ-16 тактико-техническое задание на разработку технического проекта ракетной подводной лодки.

Оно предусматривало максимум унификации с торпедными ПЛ проекта 611 и более современной — проекта 641. Последняя и была взята в качестве базовой.

Эскизное проектирование, выполненное под руководством главного конструктора лодки Н.Н. Исанина выявило полную несостоятельность требований ТТЗ 1954, что особенно проявилось в разделе, посвященном ракетному вооружению. 11 января 1956 года было утверждено новое техническое задание на ПЛ и ракетный комплекс Д-2, содержавшее радикально переработанные требования. Чтобы ускорить ввод в строй новых ракетных лодок, Исанин предложил проектировать субмарину под комплекс Д-1, но заложить возможности для дальнейшей модернизации под более мощные ракеты. Такой путь позволял не ждать результатов завершения испытаний ракетного вооружения, а развернуть работы немедленно. Предложение было принято.

Архитектура ПЛ проекта 629 отличалась рядом особенностей, обусловленных, в первую очередь, необходимостью разместить ракетные шахты в специальном отсеке. Для понижения центра тяжести и обеспечения положительной остойчивости лодки при всплытии, прочный корпус ракетного отсека впервые был выполнен в форме восьмерки, в виде двух пересекающихся на распорной платформе цилиндров. Длинное, высокое и широкое ограждение кроме прочной рубки и выдвижных устройств закрывало и верхние части шахт. Конструктивно ПЛ делилась на восемь отсеков.

Строительство двух головных лодок началось в 1957 году в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. В конце 1958 года они были представлены на испытания. Одновременно развернулось серийное строительство ПЛ проекта 629.

К началу 1960 года Северный флот получил пять ракетных лодок, а Тихоокеанский флот — две. Всего же их построили 22 единицы. До принятия на вооружение ракет Р-13, три лодки, сданные к тому времени, несли по три Р-11ФМ. Была построена одна лодка по проекту 629Б. Она создавалась и строилась в качестве опытовой для отработки новой ракетной техники и после вступления в строй входила в состав Северного флота.

К испытаниям ракеты Р-13 привлекалась лодка проекта 629. С ноября 1959 года по август 1960 года борта подводной лодки Б-92, входившей в состав Северного флота, выполнили 13 запусков (11 успешных), после чего 13 октября 1961 года ракета была принята на вооружение ВМФ.

С одной из лодок(К-102) этого типа 20 октября 1961 года впервые на Новоземельском полигоне была запущена морская баллистическая ракета с термоядерным зарядом мегатонного класса.

Как и Р-11ФМ ракета Р-13 могла быть запущена только из надводного положения (время старта первой ракеты после всплытия составляло 4 минуты), что значительно снижало боевую ценность новых подводных лодок.

В июле 1962 года было принято решение модернизировать лодки с целью установки ракетного комплекса Д-4 с ракетами Р-21 (проект 629А). При разработке этого проекта исходили из необходимости максимального сокращения объема всех работ. Основные изменения коснулись четвертого отсека и междубортного пространства в районе этого отсека. Пришлось установить новые шахты. В кольцевом зазоре четвертого отсека установили балластные цистерны, предназначенные для удержания лодки на глубине в момент старта ракет.

Ракеты устанавливались в шахты в заправленном состоянии, где они могли находиться до трех месяцев. По истечении этого срока их необходимо было выгружать для проверки технического состояния. Стрельба производилась с глубины до 50 м, при волнении моря до 5 баллов и скорости подводной лодки до 4 узлов. Время между стартами первых двух ракет составляло около 5 минут.

Для обеспечения ракетной стрельбы использовались корабельные счетно-решающие приборы Ставрополь-1 и Изумруд-1, которые вырабатывали углы наведения бортовых гироприборов ракеты относительно плоскости стрельбы и плоскости горизонта. Навигационный комплекс Сигма применялся для выработки курса и определения скорости подводной лодки, автоматического определения текущего значения географических координат и выработки текущих значений углов бортовой и килевой качки.

K-96 1960/1991
K-72 1960/1991
K-79 1960/1991
K-83 1960/1991
K-102 1962/1991
K-61 1962/1991
K-88 1962/1991
K-93 1962/1991
K-113 1962/1974
K-118 1962/1992
K-36 1962/1980
K-91 1962/1980

K-107 1962/1991
K-110 1962/1991
K-153 1962/1992
K-142 1962/1991

K-126 1962/1991
K-129 1962/1968
K-136 1962/1991
K-139 1962/1991
K-75 1962/1991
K-99 1962/1991
K-163 1962/1991

К-129 погибла во время боевого патрулирования 8 марта 1968 года. Как полагают, причиной ее гибели стало столкновение с американской ПЛА «Суордфиш», следившей за советской субмариной.

Американцы провели уникальную операцию Jennifer по подьему ПЛ.

Шесть лодок были переведены на Балтику, где находились в боевом строю до конца 80-х годов

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА, корабль, способный совершать плавание и выполнять боевые задачи в подводном или надводном положении.

Широкое строительство подводных лодок началось в конце 19 — начале 20 веков. Экипаж первой русской подводной лодки «Дельфин» насчитывал всего несколько человек.

В 1904 году было сформировано первое в российском флоте соединение подводных лодок. В марте 1906 в русском флоте было десять подводных лодок, в начале первой мировой войны — 28, тогда как Германия вступила в войну с 344 лодками.

В 1930-х годах в СССР был построен крупнейший в мире подводный флот. Если Германия начала вторую мировую войну с 57 лодками, то у СССР в 1941 году было 211 подводных лодок. Тем не менее, за военные годы в Германии было построено 1131 субмарина. За годы войны подводный флот обеих сторон потопил около 5 тысяч судов.

Современные подводные лодки вооружены баллистическими и крылатыми ракетами, торпедами, минами, имеют дизельные или атомные энергетические установки. Атомные подводные лодки могут до нескольких месяцев находиться в подводном плавании и двигаться со скоростью до 36 уз (66,7 км/ч).

Существуют подводные лодки, оборудованные для научных исследований моря.

Параметры

Длина: 98,9 м
Водоизмещение: 2800 тонн
Глубина погружения: 300 м
Диаметр корпуса: 8,5 м
Экипаж: 83
Скорость: 17 узлов
Вооружение
Торпедные аппараты: 6 533mm
Баллистические ракеты: 3 Р-11ФМ / Р-13 / Р-21
Страна
Россия

А вот у дизельной ракетной ПЛ К-129 (бортовой № 574), перерубленной американской субмариной в конце 60-х, была своя ПЕСНЯ-ГИМН.
Написал ее старпом Щигельский, предшественник последнего старпома лодки, Александра Журавина (впервые опубл. в газ. «Боевая вахта» 22.07.92):

Недолго нам огни мигали,
Их затянул ночной туман,
Дремали сопки, чайки спали,
Когда мы вышли в океан.
Винтами будем мили мерить,

Что растянулись за кормой,
Уходит К-129
Дорогой службы боевой.

Лежат налево чужие страны,
Пылает справа Вьетнам в войне,
А мы проходим меридианы
И параллели на глубине.

Пускай тайфуны летят над нами,
Пусть солнце щурит яркий глаз,
Своими крепкими руками
Матросы выполнят приказ.
И в трудный час — за мир планеты,
Ее цветущие сады
Готовы грозные ракеты
Рвануться ввысь из-под воды.

Лежат налево чужие страны,
Пылает справа Вьетнам в войне,
А мы проходим меридианы
И параллели на глубине.

Прорвемся мы сквозь все широты
На Сан-Франциско и Гуам,
Настанет время — и вернемся
К родным камчатским берегам.
И чайки сразу не поверят,

Когда в предутренний туман
Всплывет вдруг К-129,
Подмяв под корпус океан.

Остались справа чужие страны,
Курс приведет к родной стране,
Прошли мы все меридианы
И параллели на глубине!

Трагическая судьба Саши Журавина стала достоянием общественности совсем недавно.

3 марта 1999 г. на ОРТ в программе «Человек и закон» Ирина Георгиевна Журавина, жена Саши, поведала о страшных событиях марта 1966 года — гибели подводной лодки «К-129», на которой Саша был старшим помощником командира.

А 9 марта 1999г. на НТВ этому событию был посвящен телефильм Евгения Киселева «Тайна гибели К-129».
Прах Саши покоится в Тихом Океане, вблизи Гавайских островов, на глубине 5 тысяч метров.

Из воспоминаний Анатолия Калинина, выпускника Рижского ВВМУПП и однокашника Александра Журавина.



Дизельная подводная лодка с баллистическими ракетами Проект 629 (629А)

В 1959 году советский ВМФ получил первую ракетную подводную лодку специальной постройки проекта 629 с дизель-электрической энергетической установкой. В мае 1954 года Главное управление кораблестроения ВМФ выдало ЦКБ-16 тактико-техническое задание на разработку технического проекта ракетной подводной лодки. Оно предусматривало максимум унификации с торпедными ПЛ проекта 611 и более современной — проекта 641. после дняя и была взята в качестве базовой.

Эскизное проектирование, выполненное под руководством главного конструктора лодки Н.Н. Исанина выявило «полную несостоятельность требований ТТЗ 1954», что особенно проявилось в разделе, посвященном ракетному вооружению. 11 января 1956 года было утверждено новое техническое задание на ПЛ и ракетный комплекс Д-2, содержавшее радикально переработанные требования. Чтобы ускорить ввод в строй новых ракетных лодок, Исанин предложил проектировать субмарину под комплекс Д-1, но заложить возможности для дальнейшей модернизации под более мощные ракеты. Такой путь позволял не ждать результатов завершения испытаний ракетного вооружения, а развернуть работы немедленно. Предложение было принято.

Архитектура ПЛ проекта 629 отличалась рядом особенностей, обусловленных, в первую очередь, необходимостью разместить ракетные шахты в специальном отсеке. Для понижения центра тяжести и обеспечения положительной остойчивости лодки при всплытии, прочный корпус ракетного отсека впервые был выполнен в форме «восьмерки», в виде двух пересекающихся на распорной платформе цилиндров. Длинное, высокое и широкое ограждение кроме прочной рубки и выдвижных устройств закрывало и верхние части шахт. Конструктивно ПЛ делилась на восемь отсеков.

Строительство двух головных лодок началось в 1957 году в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. В конце 1958 года они были представлены на испытания. Одновременно развернулось серийное строительство ПЛ проекта 629. К началу 1960 года Северный флот получил пять ракетных лодок, а Тихоокеанский флот — две. Всего же их построили 22 единицы. До принятия на вооружение ракет Р-13, три лодки, сданные к тому времени, несли по три Р-11ФМ. К испытаниям ракеты Р-13 привлекалась лодка проекта 629. С ноября 1959 года по август 1960 года с борта подводной лодки Б-92, входившей в состав Северного флота, выполнили 13 запусков (11 успешных), после чего 13 октября 1961 года ракета была принята на вооружение ВМФ.

С подводной лодки К-102 (командир — Г. И. Каймак, командир ракетной боевой части — В. Н. Архипов, командир группы управления — В. Ф. Савенко) 20 октября 1961 года был выполнен единственный в мире пуск ракеты Р-13 в варианте с термоядерным зарядом мегатонного класса.

Как и Р-11ФМ ракета Р-13 могла быть запущена только из надводного положения (время старта первой ракеты после всплытия составляло 4 минуты), что значительно снижало боевую ценность новых подводных лодок.

Успешные бросковые испытания прототипов, а также завершение отработки различных систем ракетного комплекса, получившего обозначение Д-4, позволили перейти к этапу летно-конструкторских испытаний. Для ускорения завершения работ, в чем были очень заинтересованы руководители ВМФ и промышленности, решено было объединить несколько этапов (летно-конструкторские и войсковые) и провести совместные испытания. Главком ВМФ для выполнения этой программы выделил дизельную подводную лодку К-142 проекта 629Б из состава Северного флота. Она создавалась и строилась в качестве опытовой для отработки новой ракетной техники.

первый пуск ракеты Р-21 из подводного положения состоялся 24 февраля 1962 года. Всего в ходе испытаний было выполнено 27 пусков ракет. Они позволили отработать надежный и безопасный подводный старт ракет. Комплекс Д-4 с ракетой Р-21 был принят на вооружение постановлением Совмина СССР от 15 мая 1963 года. По своему техническому уровню Р-21 была значительным шагом вперед, но, к сожалению, только по сравнению со своими советскими предшественницами. Она была выполнена одноступенчатой, с несущими топливными баками и отделяемой головной частью.

В 1959 г. был выполнен эскизный проект 629Д4, определивший предварительно основные элементы корабля при установке нового комплекса. Технический проект мог быть разработан только после окончательного определения приборного состава систем комплекса, стартовой установки, массогабаритных характеристик ракеты и остальных элементов. Такой момент наступил после создания экспериментальной лодки пр. 629Б. Уже в июле 1962 года было принято решение модернизировать лодки с целью установки ракетного комплекса Д-4 с ракетами Р-21 (проект 629А). при разработке этого проекта исходили из необходимости максимального сокращения объема всех работ. Основные изменения коснулись четвертого отсека и междубортного пространства в районе этого отсека. при шлось установить новые шахты. В кольцевом зазоре четвертого отсека установили балластные цистерны, предназначенные для удержания лодки на глубине в момент старта ракет.

Ракеты устанавливались в шахты в заправленном состоянии, где они могли находиться до трех месяцев. По истечении этого срока их необходимо было выгружать для проверки технического состояния. Стрельба производилась с глубины до 50 м, при волнении моря до 5 баллов и скорости подводной лодки до 4 узлов. Время между стартами первых двух ракет составляло около 5 минут.

Для обеспечения ракетной стрельбы использовались корабельные счетно-решающие приборы «Ставрополь-1» и «Изумруд-1», которые вырабатывали углы наведения бортовых гироприборов ракеты относительно плоскости стрельбы и плоскости горизонта. Навигационный комплекс «Сигма» применялся для выработки курса и определения скорости подводной лодки, автоматического определения текущего значения географических координат и выработки текущих значений углов бортовой и килевой качки.

Начиная с 1963 года 14 кораблей прошли модернизацию по проекту 629А (8 на СМП и 6 на ССЗ им. Ленинского Комсомола), в результате которой они получили на вооружение БР Р-21 с подводным стартом и дальностью стрельбы до 1400 км. Это были первые ПЛ с БР подводного старта. 6 лодок были размещены на Балтике, остальные на Тихом океане, где находились в боевом строю до конца 80-х годов.

Из числа остальных кораблей одна лодка прошла переоборудование с удлинением корпуса и надстройки на 20 м с целью размещения 6 шахт для испытаний баллистических ракет типа РСМ-40 по проекту 601.

Назначение ПЛ К-113 проекта 629Н мною не выяснено, но в некоторых источниках проводятся упоминания о создании на базе этой лодки минного заградителя (правда, называют этот проект 629И).

ПЛ К-153 прошла модернизацию по проекту 619 в опытовый корабль для испытаний ракет РСМ-52 (с одной шахтой). Отработка ракеты началась с бросковых испытаний полномасштабных макетов пусками с плавстенда и экспериментальной подводной лодки. Всего запущено 9 ракет с плавстенда и 7 с подводной лодки. Эти испытания позволили отработать подводный и надводный старт из «сухой» шахты под пороховым аккумулятором давления.

На базе ракеты Р-27 была разработана ракета Р-27К, головная часть которой была оснащена средствами визирования цели и коррекции траектории на конечном участке полета. Эта ракета, получившая индекс 4К-18 (SS-NX-13), была рассчитана на поражение как точечных радиоконтрастных целей на берегу, так и надводных кораблей (авианосных соединений). Опытовая эксплуатации ракеты началась в 1974 г. Этими ракетами была оснащена только одна подводная лодка К-102, переоборудованная по проекту 605.

На трех ПЛ ракеты были демонтированы, а вместо них в ограждении рубки размещены антенны для использования их в качестве кораблей связи и управления (проект 629Р). Эти лодки оставались в составе флота до начала 90-х годов.

Также имеется ряд нереализованных модификаций: 629П — предэскизный проект размещения комплекса Д-4 на ПЛ пр. 629. 629Д6 — в 1959 был выполнен эскизный проект ПЛ с установкой комплекс Д6 в 3-х шахтах. 629Д7 — в 1962 был начат эскизный проект ПЛ с установкой комплекса Д7. В629 — проект подводной лодки с одной ракетой Р-15. 629М — проект ПЛ с вспомогательной атомной установкой.

В некоторых зарубежных источниках упоминаются еще две модификации — 629КС (торпедный вариант) и 629КО (штабной корабль)

Из переоборудованных лодок проекта 629А, одна (К-129 Тихоокеанского флота) погибла во время боевого патрулирования 8 марта 1968 года. Как полагают большинство источников (одна из версий), причиной ее гибели стало столкновение с американской ПЛА «Суордфиш», следившей за советской ПЛ.

ПЛ «Б-40» («К-72», «Б-372»)

1960 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Северного флота, 16 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ.
30.01.1969 г. перечислена в состав 16 ДиПЛ 3 ФлПЛ СФ.
26.12.69–12.12.72 Прошла модернизацию по проекту 629А, переименована в «К-72».
25.12.1972 г. подписание приемного акта.
01. 09–09.11.74 г. боевая служба в западной части Атлантического океана.
14.10.1976 г. по мере устаревания переведена с СФ на БФ для дежурства в Балтийском море, вошла в состав 16 ДиПЛ 14 ЭПЛ БФ (г. Лиепая).
10.03–07.05.77 г. боевая служба в Балтийском море.
07.1977 г. переведена в подкласс больших ПЛ с БР, переименована в «Б-372».
03.11–28.12.77 г. боевая служба в Балтийском море.
10.08–06.10.78 г. боевая служба в Балтийском море.
01.09.1989 г. выведена из состава флота, разоружена и брошена полузатопленной в Лиепае (Латвия).

ПЛ «Б-41» («К-79», «Б-79»)
1960 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Северного флота, 16 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ.
08.08.67–18.12.68 прошла модернизацию по проекту 629А, переименована в «К-79».
30.12.1968 г. подписание приемного акта.
30.01.1969 г. перечислена в состав 16 ДиПЛ 3 ФлПЛ СФ.
25.09–03.12.69 г. боевая служба в западной части Атлантического океана.
02.06–24.10.70 г. боевое дежурство в г. Ара.
25.10.70–02. 01.71 боевая служба в западной части Атлантического океана.
14.08–29.10.73 г. боевая служба в западной части Атлантического океана.
10.11.1976 г. по мере устаревания переведена с СФ на БФ для дежурства в Балтийском море, вошла в состав 16 ДиПЛ 14 ЭПЛ БФ (г. Лиепая).
07.1977 г. переведена в подкласс больших ПЛ с БР, переименована в «Б-79».
02.09–28.10.77 г. боевая служба в Балтийском море.
05.04–03.06.78 г. боевая служба в Балтийском море.
06.04–04.06.79 г. боевая служба в Балтийском море.
11.02–21.03.80 г. боевая служба в Балтийском море.
07.03–05.05.81 г. боевая служба в Балтийском море.
01.09.1989 г. выведена из состава флота, разоружена и брошена полузатопленной в Лиепае (Латвия).

ПЛ «Б-42» («К-83», «Б-83», «БС-83»)
09.1959 г. Торжественный спуск ПЛ со стапелей.
10–12.1959 г. Октябрь, ноябрь и первая половина декабря — сдаточные, заводские, ходовые и государственные испытания на заводе и полигонах Белого моря.
12.1959 г. вступление в строй ВМФ СССР.
12.1959 г. вошла в состав СФ, зачислена в 16 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ. перешла к месту базирования — в гб. Оленья.
1960 г. переименована в «К-83».
1962 г. В период Карибского кризиса ПЛ была вооружена всем необходимым для ведения боевых действий против США и вышла в море (с одним неработающим дизелем с неукомплектованным л/с, без старпома, замполита, помощника и КБЧ-4). Приказ о возвращении в базу был получен в море в связи с окончанием кризиса.
1964 г. перечислена в состав Тихоокеанского флота, возможно в состав 29 ДиПЛ 15 ЭПЛ ТОФ.
1974 г. переименована в «Б-83» и модернизирована по проекту 629Р на «Дальзаводе». Переименована в «БС-83».
30.06.1979 г. подписание приемного акта.
Осенью 1979 г. перешла на постоянное базирование в п. Дунай (Шкотово).
В 1980 г. находилась в доке в Чяжме.
К 1991 г. выведена из состава флота, разоружена.

ПЛ «Б-45» («К-88», «Б-183»)
В 1960 г. переименована в «К-88».
1960 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Северного флота, 16 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ.
30.08.64–15.12.66 прошла модернизацию по проекту 629А.
28.12.1966 г. подписание приемного акта.
30.01.1969 г. перечислена в состав 16 ДиПЛ 3 ФлПЛ СФ.
10.11.1976 г. по мере устаревания переведена с СФ на БФ для дежурства в Балтийском море, вошла в состав 16 ДиПЛ 14 ЭПЛ БФ (г. Лиепая).
01.06–08.08.77 г. боевая служба в Балтийском море.
07.1977 г. переведена в подкласс больших ПЛ с БР, переименована в «Б-183».
03.06–03.08.78 г. боевая служба в Балтийском море.
03.08–02.10.81 г. боевая служба в Балтийском море.
Выведена из состава флота, разоружена и брошена полузатопленной в Лиепае (Латвия).

ПЛ «Б-61» («К-93», «Б-93»)
Переименована в «К-93».
1961 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав 18 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ (б. Ягельная).
16.12.69–23.12.71 модернизирована по проекту 629А.
31.12.1971 г. подписание приемного акта.
23.07.1976 г. перечислена в состав Балтийского флота, вошла в состав 16 ДиПЛ 14 ЭПЛ БФ (г. Лиепая).
14.10.1976 г. прибытие на БФ.
07.1977 г. отнесена к подклассу больших ПЛ с БР. переименована в «Б-93».
25.08–24.10.79 г. боевая служба в Балтийском море.
15.04–13.06.80 г. боевая служба в Балтийском море.
01.10.1988г выведена из состава флота, расформирована.

ПЛ «Б-92» («К-96», «Б-96»)
12.1959 г. вступление в строй ВМФ СССР.
11.59–08.60 гг. Выполнение 13 запусков (11 успешных) ракеты Р13.
1960 г. вошла в состав 16 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ.
29.11.67–18.11.69 проходила переоборудование по проекту 629А. переименована в «К-96».
19.12.1969 г. подписание приемного акта.
30.01.1969 г. переподчинена 16 ДиПЛ 3 ФлПЛ СФ.
25.09.1976 г. переведена с СФ на БФ для дежурства в Балтийском море. вошла в состав 16 ДиПЛ 14 ЭПЛ БФ.
07.1977 г. отнесена к подклассу больших ПЛ с БР, переименована в «Б-96».
25.08–24.10.79 г. боевая служба в Балтийском море.
15.04–13.06.80 г. боевая служба в Балтийском море.
01.10.1988 г. расформирован а. выведена из состава флота, разоружена и брошена полузатопленной в Лиепае (Латвия).

ПЛ «Б-93» («К-126»)
1960 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Тихоокеанского флота, 29 ДиПЛ 15ЭПЛ ТОФ.
22.12.66–14.09.68 модернизирована по проекту 629А. переименована в «К-126».
30.09.1968 г. подписан приемный акт.

ПЛ «Б-95» («К-36», «К-100»)
Переименована в «К-36».
1961 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав 18 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ.
19.10.65–22.12.67 модернизирована по проекту 629А.
31.12.1967 г. подписание приемного акта.
Летом 1968 г. передана на ТОФ.
10.1968 г. при бытие на ТОФ, вошла в состав 29 ДиПЛ 15 ЭПЛ ТОФ.

ПЛ «Б-103» («К-129»)
В 1960 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Тихоокеанского флота, 29 ДиПЛ 15ЭПЛ ТОФ.
04.03.64–10.04.67 модернизирована по проекту 629А. переименована в «К-129».
30.05.1967 г. подписан приемный акт.
24.02.1968 г. выход на последнее боевое дежурство
08.03.1968 г. погибла со всем экипажем.

ПЛ «Б-109» («К-136»)
1960 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Тихоокеанского флота, 29 ДиПЛ 15ЭПЛ ТОФ.

ПЛ «Б-113» («K-139»)
1961 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Тихоокеанского флота, 29 ДиПЛ 15ЭПЛ ТОФ.
28.10.68–17.12.70 модернизирована по проекту 629А.
30.12.1970 г. подписан приемный акт.

Б-125, К-107, Б-107, БС-107
12 ноября 1958 года заложена в Северодвинске на «Севмашпредприятии» (N 402).
23 апреля 1960 года спущена на воду.
16 июля 1960 года переименована в «К-107».
В 1960 году На Государственных испытаниях произведен пуск из всех шахт.
17 августа 1960 года вступила в строй.
В 1960 году вошла в состав Северного флота, 18 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ (б. Ягельная).
Первой из ПЛ СФ вышла в Атлантический океан на полную автономность и выполнила пуск трех ракет по трем разнесенным под большим углом целям.
В 1962 году выполнено 9 пусков и производились учения по заправке ракет.
2 марта — 4 мая 1963 года транспортные испытания ракет Р-13 в условиях длительного плавания. Автономный поход в экваториальные широты Атлантики. За время похода подлодка выполнила с оценкой «отлично» 4 условных старта одной и двумя БР Р-13 с фактическим подъемом ракет на пусковой стол. На обратном пути подлодка успешно выполнила ракетную стрельбу.
В 1977 году переименована в «Б-107».
В 1975–1977 годах после перехода на КТОФ модернизирована по проекту 629Р. переименована в «БС-107».
30 декабря 1977 года подписание приемного акта.
В 1979 году перешла на КСФ, вошла в состав 9 ЭПЛ КСФ.
В 1991 году выведена из состава флота, разоружена. Частично разделана на «СРЗ-35».

ПЛ «К-142» («Б-142»)
В 1961 г. достроена по проекту 629Б.
02.01.1962 г. переход к месту испытаний.
24.02.1962 г. первый испытательный ракетный пуск (всего было 27 пусков).
1962 г. испытания ракетного комплекса. Производилась постановка на СРЗ-35 для замены опытных образцов вооружения на серийные.
12.1962 г. вступление в строй ВМФ СССР в качестве опытно-боевого корабля, вошла в состав Северного флота.
15.05.1963 г. прием ракетного комплекса на вооружение.
22.12.66–14.09.68 модернизирована по проекту 629А.
30.09.1968 г. подписание приемного акта, вошла в состав 16 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ.
30.01.1969 г. перечислена в состав 16 ДиПЛ 3 ФлПЛ СФ.
01.03–14.05.69 г. боевая служба в западной части Атлантического океана.
25.09.1976 г. прибыла на Балтийский флот, вошла в состав 16 ДиПЛ 14 ЭПЛ БФ.
07.1977 г. переведена в класс больших ПЛ с БР. переименована в «Б-142».
08.07–10.09.77 г. боевое дежурство с последующим выполнением задач БС в Балтийском море.
03.11–23.12.78 г. боевое дежурство с последующим выполнением задач БС в Балтийском море.
16.06–13.08.79 г. боевое дежурство с последующим выполнением задач БС в Балтийском море.
16.07–01.09.80 г. боевое дежурство с последующим выполнением задач БС в Балтийском море.
13.05–10.07.81 г. боевое дежурство с последующим выполнением задач БС в Балтийском море.
01.07–29.08.82 г. боевое дежурство с последующим выполнением задач БС в Балтийском море.
01.10.1990 г. выведена из состава флота. Брошена в полузатопленном состоянии в Лиепае (Латвия).

ПЛ «Б-156» («К-113»)
1960 г. вступление в строй ВМФ СССР.
В 1960 г. вошла в состав Северного флота, зачислена в состав 18 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ (г. Ягельная).
1974 г. планировалась к переоборудованию по проекту 629Р, безрезультатно.
В 1974 г. выведена из состава флота.

ПЛ «К-61» («Б-167», «БС-167»)
1960 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Северного флота, 18 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ (дислокация б. Ягельная).
В 1969 г. переведена на Тихоокеанский флот. Возможно в 29 ДиПЛ 15 ЭПЛ ТОФ.
модернизирована по проекту 629Р на «Дальзаводе». Переименовывалась в «Б-167», затем в «БС-167».
15.10.1976 г. заводские испытания, за 26 ходовых дней пройдено 1727 миль, в т.ч. 171 в подводном положении.
03.12.1976 г. Государственные испытания, 14 ходовых дней.
17–27.12.76 г. ревизия механизмов.
30.12.1976 г. после двухдневного контрольного выхода подписан приемный акт.

ПЛ «Б-575» («К-75»)
1961 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Тихоокеанского флота, 29 ДиПЛ 15ЭПЛ ТОФ.
04.01.70–13.12.71 модернизирована по проекту 629А.
20.12.1971г подписан приемный акт.

ПЛ «К-91»
1961 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав 18 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ.
15.09.65–22.10.67 модернизирована по проекту 629А.
30.11.1967 г. подписание приемного акта.
Летом 1968 г. передана на ТОФ.
10.1968 г. прибыла на ТОФ, вошла в состав 29 ДиПЛ 15 ЭПЛ ТОФ.
1969 г. впервые на ТОФ выполнила стрельбу на полную дальность.
1980 г. выведена из состава флота.

ПЛ «К-99»
1962 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Тихоокеанского флота, 29 ДиПЛ 15ЭПЛ ТОФ.
04.02.65–21.05.67 модернизирована по проекту 629А.
05.11.1967 г. подписан приемный акт.

ПЛ «К-110» («Б-110», «БС-110»)
1962 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав 18 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ.
1974 г. переименована в «Б-110».
1977 г. переименована в «БС-110».
1979 г. выведена из состава флота.
2002 г. находится в полузатопленном состоянии в бухте Незаметная.

ПЛ «К-163»
1962 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Тихоокеанского флота, 29 ДиПЛ 15ЭПЛ ТОФ.
26.01.71–12.12.72 модернизирована по проекту 629А.
30.12.1972 г. подписан приемный акт.

Тактико-технические характеристики Проект 629 (629А)
Водоизмещение надводное, м. куб. 2300 (2820 — для 629А)
Водоизмещение подводное, м. куб. 2820 (3553 — для 629А)
Длина, м 98,9
Ширина, м 8,2
Осадка, м 7,5
Скорость в надводном положении, узлов 17
Скорость в подводном положении, узлов 14
Дальность плавания в надводном положении, миль 26000
Дальность плавания в подводном положении, миль 400
Автономность, суток 70
Экипаж, чел. 87

Вооружение: ракеты Р-13 (Р-21) — 3 шт., 533 мм НТА — 4 шт., 533 мм КТА — 2 шт., (400 мм КТА) — 2 шт., (+400мм НТА) — 2 шт.


Источники информации

Электронная энциклопедия “Военная Россия”

Подводные лодки баллистических ракет — Проект 629

Подводные лодки баллистической ракеты


Проект 629
Проект 629B
Проект 629B
. Девушка для гольфа

Завершено

23 + 1 ед.


Корабли

пр.629 — 22 + 1 шт.

Имя

Двор

Заложен

Спущен на воду

Введен в эксплуатацию

Примечание

ССЗ 402, Молотовск (от 9.09.1959 Северное машиностроительное предприятие, г. Северодвинск) — 15 ед.

Б-92

801

14.10.1957

16.09.1958

29.12.1959

от 16.06.1960 — К-96, с 25.07.1977 — Б-96

Б-40

802

16. 12.1957

12.04.1959

30.11.1959

с 16.06.1960 — К-72, с 25.07.1977 — Б-372

Б-41

803

17.02.1958

16.06.1959

25.11.1959

от 16.06.1960 — К-79, с 25.07.1977 — Б-79

Б-42

804

26.04.1958

23.07.1959

29.11.1959

с 16.06.1960 — К-83, с 25.07.1977 — Б-83, с 3.08.1979 — БС-83

Б-121

805

28.05.1958

19.09.1959

25.12.1959

с 16.06.1960 — К-102

Б-125

806

17.11.1958

23.04.1960

14.08.1960

от 16.06.1960 — К-107, с 28. 12.1974 — Б-107, с 3.08.1977 — БС-107

807

20.11.1958

4.06.1960

15.09.1960

от 16.06.1960 — К-88, с 25.07.1977 — Б-183

Б-29

808

20.05.1959

27.08.1960

26.11.1960

с 16.06.1960 — К-61, с 25.07.1977 — Б-167, с 3.08.1977 — БС-167

Б-146

809

10.07.1959

17.09.1960

30.11.1960

от 16.06.1960 — К-113, с 3.08.1977 — БС-113, с 30.05.1978 — РЗС-97, с 28.04.1992 — ПЗС-65

Б-149

810

22.10.1959

29.09.1960

10.12.1960

от 16.06.1960 — К-118, с 25.07.1977 — Б-118, с 27.02.1987 — РЗС-439

Б-26

811

18. 03.1960

9.05.1961

31.08.1961

с 16.06.1960 — К-36, с 25.07.1977 — Б-106

Б-48

812

9.08.1960

27.05.1961

23.09.1961

от 16.06.1960 — К-91, с 25.07.1977 — Б-91

К-93

813

10.10.1960

18.07.1961

16.11.1961

от 25.07.1977 — Б-93

К-110

814

1.12.1960

25.08.1961

28.11.1961

с 25.07.1977 — Б-110, с 3.08.1977 — БС-110

К-153

815

7.12.1960

27.09.1961

15.12.1961

с 25.07.1977 — БС-153

Верфь Комсомольск-на-Амуре, 199 — 7+1 шт.

Б-93

131

5.10.1957

16.08.1958

31.12.1959

с 16.06.1960 — К-126, с 25.07.1977 — Б-126

Б-103

132

15.03.1958

6.05.1959

31.12.1959

от 16.06.1960 — К-129

Б-109

133

19.07.1958

10.09.1959

12.10.1960

от 16.06.1960 — К-136, с 3.08.1977 — БС-136

Б-113

134

29.11.1958

12.05.1960

12.12.1960

с 16.06.1960 — К-139, с 25.07.1977 — Б-139

Б-46

135

11.04.1959

7.05. 1961

16.12.1961

от 16.06.1960 — К-75, с 25.07.1977 — Б-575

Б-51

136

31.10.1959

20.08.1961

27.01.1962

с 16.06.1960 — К-99, с 25.07.1977 — Б-99

К-163

137

26.11.1960

7.07.1962

19.12.1962

от 25.07.1977 — Б-163

К-

138

1960

08.1966

выполнен в Далянь в Китай

пр.629Б — Северное машиностроительное предприятие, г. Северодвинск — 1 шт.

Наименование

Двор

Заложен

Запущен

Введен в эксплуатацию

Примечание

К-142

816

20. 01.1961

17.09.1961

8.12.1962

заложен по пр.629, с 25.07.1977 — Б-142


Общие характеристики — пр.629

Водоизмещение (тонн):
Надводное: 2850 (Project 629B — 2875)
Submerged: 3553
Dimensions (m):
Length: 98,9
Beam: 8,2
Осадка: 8,1
Скорость (узлы):
Поверхностный: 14,5
Под водой: 12,5
Диапазон:
На поверхности: 16000 миль (8 уз), 4500 миль (14,5 уз)
Под трубка: 12000 морских миль (7 узлов)
Под водой: 300 миль (2 узла), 12,5 морских миль (12,5 узлов)
Водолазный глубина (м):
Эксплуатационная: 260
Максимум: 300
Автономность (дней): 70
Ходовая часть: 3×2000 л. с. 37D дизели, 1х2700 л.с., электродвигатель ПГ-102, 2х1350 л.с., электродвигатель ПГ-101, 1х140 Электродвигатель ПГ-104, 3 ВФШ
Вооружение: Ракетный комплекс Д-2 (3 ПУ БР СМ-60 Р-13 (4К50)) (на Б-40, 92, 93 на первых Д-1 (3 ПУ БР Р-11ФМ (8А61ФМ)), на пр. 629Б Д-4 (2 ПУ БР СМ-87 Р-21 (4К55)))
6 533-мм торпед аппараты (4 носовые, 2 кормовые) — 6 торпед — СУ «Ленинград-629»
Электроника: РЛК-101 Альбатрос радиолокационный комплекс, надводная РЛС «Флаг», РЛС «Накат», ГМК «Хром-К», АРП-53 радиопеленгатор, ГАС МГ-200 Арктика-М, ГАС Тулома, МГ-10 Кольский шум гидролокатор обнаружения (на К-142, 153), пассивный гидролокатор «Свет», гидролокатор специальный МГ-15 «Свияга», Береста, Плутон-629навигационный комплекс (на пр.629Б — Сигма-629Б)
Состав: 83 (10 офицеров)

Схема

77 Подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 629


Подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 629Б


Подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 629А


Подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 601


Подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 605


Испытательная ПЛ — пр. 619


Подводные ретрансляторы — пр.629Р


Модернизации

Пр.629А 14 единиц: СРЗ 891 («Звездочка»), Северодвинск — Б-26 9.10.1965-3.12.1967, Б-40 26.12.1969-25.12.1972, Б-41 в 8.08.1967-30.12.1968, Б-45 в 30.08.1964-28.12.1966, Б-48 в 15.09.1965-30.11.1967, Б-92 в 29.11.1967-19.12.1969, -93 в 16.12.1969-31.12.1971, -142 в 22.12.1966-30.09.1968, Дальзавод Владивосток Б-46 в 3.01.1970-20.12.1971, Б-51 в 20.03.1965-13.01.1968, Б-93 17.07.1967-25.01.1969, Б-103 29.01.1964-13.01.1968, Б-113 14.11.1968-28.01.1970, К-163 в 26.01.1971-30.12.1972. 2792/3518 тонн, ракетный комплекс Д-4 (3 баллистические ракеты Р-21 ПУ ракет СМ-87 (4К55)), 16500 миль (8 уз), 4500 миль (14,5 уз), /12700 миль (8 уз под шноркелем), /290 миль (2 уз), /15 миль (12,5 уз), РЛК-101 Радиолокационный комплекс «Альбатрос», РЛС «Накат-М», ОПО «Хром-КМ», МГ-200 «Арктика-М» гидролокатор, гидролокатор МГ-17 (Б-95), ГАС шумоподавления МГ-10 «Кола», ГАС обнаружения «Свет-М» гидролокатор, гидролокатор специальный МГ-15 «Свияга», гидролокатор МГ-23 (Б-95), МГС-29, навигационная Сигма-629А комплекс (нет на Б-109, на Б-95 Сегмент), ПУ ВИПС (24 МГ-24 СГАПД)
Пр. 601 — 1 единица: Б-149 в 30.10.1968-28.12.1976 в Звездочке, Северодвинск. 4159/? т, 117,6 м, ракетный комплекс Д-9 (6 ПУ БР Р-29 (4К75)), 3х1900 л.с., дизели 2Д42, 13/13,5 уз, 7300 миль (8 уз), 5000 миль (13 узлов), /6600 миль (6 узлов под шноркелем), /95 миль (2,3 уз), /12 миль (13,5 уз), экипаж — 98 чел., РЛК РЛК-101 «Альбатрос», РЛС РЛС «Накат-М», Хром-КМ Госопознавание, ГАС МГ-200 Арктика-М, ГАС МГ-23, ГАС шумоподавления МГ-10 «Кола», МГ-15 Гидролокатор специальный «Свияга», ГАС специальный МГ-13, БИУ «Альфа-2» система, навигационный комплекс «Мост-У-601» в/ч
пр.605 — 1 ед: К-102 в 5.11.1974-15.08.1975 в Звездочке, Северодвинск. 3642/? т, 116 м, ракетный комплекс Д-5К (4 Р-27К ПУ БР (4К18)) — СУ Рекорд-2, 13,7/11,7 уз, 8150 морских миль (8 узлов), 4490 миль (13,7 узла), /5570 миль (6 узлов под шноркелем), 132 миль (2,3 уз), 13,5 морских миль (11,7 уз), экипаж — 99, РЛК РЛК-101 «Альбатрос», РЛС «Накат-КМ» РЛС, опознавание «Хром-КМ», гидролокатор МГ-200 «Арктика-М», гидролокатор МГ-23, Гидролокатор шумовой МГ-10 «Кола», гидролокатор специальный МГ-15 «Свияга», гидролокатор специальный МГ-13, Навигационный комплекс Сигма-605, Комплекс спутниковой связи Касатка-Б-605
Пр. 619 — 1 единица: К-153 в 1975-78 гг. в Северном машиностроительном предприятии, Северодвинск. 2820/3090 т, осадка 8 м, ракетный комплекс Д-19 (1 баллистическая Р-39 ракетные установки (3М65))
пр.629Р — 3 шт: Дальзавод, Владивосток — Б-29 23.01.1974-30.12.1976, Б-42 1.01.1977-30.06.1979, Б-125 1.01.1975-30.12.1977. Подводные ретрансляционные станции: 2760/? тонн, осадка 7,9 м, ракетный комплекс и корма сняты торпедные аппараты, 14/12 уз, 9600 миль (8 уз), 4350 миль (14 уз), /4100 миль (7 уз под шноркелем), /200 миль (2 уз), 12 миль (12 уз), экипаж — 92, 60 сут, РЛК «Альбатрос» РЛК-101, РЛС «Накат-М», Нихром-КМ Госопознавание, ГАС МГ-200 Арктика-М, ГАС шумоподавления МГ-10 «Кола», МГ-15 «Свияга» спец. Гидролокатор, гидролокатор специальный МГ-13, навигационный комплекс Мост-В-629Р
Б-109 13.01.1968-20.12.1969 в Дальзаводе, Владивосток, переоборудована в подводную лодку-разведчик
Плавучая батарея Станция перезарядки: РЗС-97 (ПЗС-65, Б-146) 19.04.1978, РЗС-439 (Б-149) 21. 06.1986
Нереализованные модификации: пр.629М — с ядерным реактором, пр. V629- с баллистической ракетой Р-15, пр.629Д-6 — с ракетным комплексом Д-6, Пр.629Д-7 — перевооружение пр.629Б под ракетный комплекс Д-7


Флоты

СФ : Б-29 (с 27.10.1971 Тихоокеанский в/ч ), 40 (с 26.11.1976 БФ ), 41 (с 26.11.1976 БФ флот ), 42 (с 1964 ТОФ ), 45 (с 10.11.1976 Балтийский Флот ), 92 (с 14.10.1976 БФ ), 95 (с 1968 ТОФ в/ч ), 121, 125 (с 26.10.1973 ТОФ , с 13.11.1978 Сев. в/ч ), 146 (с 1974 ТОФ ), 149, К-91 (с 12.09.1968 ТОФ в/ч ), К-93 (с 14.10.1976 БФ ), 110, 142 (с 14.10.1976 БФ ), 153 (с 13.11.1978 ЧФ )
ТОФ Флот : Б-46, 51, 93, 103, 109, 113, К-163


Бортовые номера

Б-26: 210(К-36), 459(1968), 438(1968), 558(1982)
Б-29: 444(1969), 161?(К-61)
Б-40: 162(1964), 489(1988), 484(1989)
Б-41: 170(1965)
Б-42: 509(1980), 525(1980)
Б-45: 281(1966)
Б-46: 249(1961), 429(-75), 529(1982), 534, 521(1987)
Б-48: 199(1966), 457(1966), 521, 512(1981), 540(1984)
Б-51: 609(К-99), 858(1975), 543(1977)
Б-92: 127(1958), 281(1960), 203(1964)
Б-93: 457(1967), 503(К-126), 557(Б-126), 560(1982)
Б-103: 775(пр. 629А), 724(1966), 173(1967), 574(1968), 722(1968)
Б-113: 535(Б-139)
Б-121: 205(1964), 451(К-102)
Б-125: 444(1982), 203(1983)
К-91: 199, 457(1968)
К-93: 210(1967), 467, 462
К-110: 488?(1974)
К-142: 777(1962), 212(1965), 426, 414(1990)
К-153: 575(1990)
К-163: 201(1967), 531(1982)


Списан

1968 — К-129 (8.03 затонул у Гавайев)
1979 К-110 (9,02)
1980 Б-109 (22,06), Б-121 (3,07)
1986 Б-45 (12,10), Б-48 (12.10)
1987 Б-92 (19.09), К-163 (16.09)
1988 Б-42 (17.07)
1989 Б-26 (14,03), Б-29 (25,04), Б-40 (30,05), Б-41 (30,05), Б-46 (3,05), Б-93 (8,06), Б-149 (1.06), К-93 (14.03)
1990 Б-51 (19.04), Б-113 (19.04), К-142 (19.04), К-153 (21.08)
1991 Б-125 (24.06)


Экспорт

Китай : 1 единица
пр.031Г достроена в Даляне по лицензии: 1101, затем 200 (до 1961 138). 1 пусковая установка баллистических ракет JL-1. в 1968 г. добавлена ​​1 баллистическая пусковая установка JL-2 ракета, в 1995 г. пусковая установка баллистической ракеты JL-1 снята. Списан 04 Август 2010 г., как экспонат Морского музея в Циндао0002 629 ГОЛЬФ — Ядерные силы России и СССР

ФАС | ядерная бомба | Путеводитель | Россия | БРПЛ |||| Индекс | Поиск |



Наряду с началом разработки первой опытной подводной лодки с баллистическими ракетами проекта В-611 постановлением правительства от 26 января 1954 г. предусматривалась разработка дизельной подводной лодки с баллистическими ракетами. 19 мая54 штаба ВМФ поставила ОКБ-16 задачу по разработке подводных лодок «Гольф». Разработка подводной лодки «Гольф I» и соответствующей ей системы пуска Д-2 была утверждена 11 января 1956 г. В марте 1956 г. полный технический проект подводной лодки был представлен в штаб кораблестроения ВМФ.

О

Первоначально новая подводная лодка проектировалась под ракеты Р-11ФМ, имевшие дальность 250 км, а с ядерной боеголовкой — всего 150 км. Американская противолодочная оборона не позволяла использовать такую ​​ракету малой дальности для нанесения эффективных ударов по целям на сколько-нибудь значимом удалении от береговой линии. Поскольку разработка подводной лодки столкнулась со значительными задержками, все же было принято решение о оснащении первых трех подводных лодок ракетами Р-11ФМ.

Базовый проект подводной лодки «Гольф» основан на проекте 641 «Фокстрот», а электромеханическая установка надводного и подводного плавания, гидроакустическая система, радиолокационные средства и системы радиосвязи были включены без изменений. 629 Golf имеет цилиндрический прочный корпус, разделенный на восемь отсеков, с тремя ракетными установками, расположенными в четвертом отсеке.

Большой плавник подводной лодки содержит ракеты, которые хранятся в вертикальных контейнерах прямо за парусом. Запуск ракет осуществляется путем поднятия пусковой платформы на край трубы. Пуски ведутся в надводном положении со скоростью до 15 узлов. Система управления боем автоматически фиксирует текущие координаты полета, что значительно сокращает время, необходимое для предстартовой подготовки. Предпусковые процедуры проводятся под водой и занимают около часа. Еще четыре минуты понадобилось после того, как подводная лодка всплыла, а всего до пуска всех трех ракет прошло 12 минут.

По сравнению с ПЛ АВ-611 629-й имел ряд преимуществ. Он был оснащен дополнительными ракетами, и их дальность была в четыре раза больше. За счет использования более прочной стали для прочного корпуса максимальная судоходная глубина была увеличена. Увеличена дальность плавания как в надводном, так и в подводном режимах, разработаны специальные пятилопастные винты фиксированного шага для снижения шума.

В январе 1959 года в СССР было принято решение о продаже строительных и проектных чертежей 629-гоПЛАРБ в Китайскую Народную Республику. После ухудшения отношений между СССР и Китаем советские специалисты в основном были отозваны в августе 1960 года, хотя документация и оборудование для проекта остались в Китае.

Строительство подводных лодок проекта 629 было начато в 1957 году в Северодвинске и Комсомоле на Амуре. Менее чем через год подводные лодки были спущены на воду, а в конце 1958 года проведены ходовые испытания и поставлены суда на якорь. К 1960 году семь 629были спущены на воду подводные лодки, пять из которых вошли в состав Северного флота и две — в состав Тихоокеанского флота. В 1961 году еще пять подводных лодок вошли в состав Северного флота и одна — в состав Тихоокеанского флота. В 1962 году две последние лодки прибыли на Тихоокеанский флот. Всего было построено 23 подводные лодки: 16 в Северодвинске и 7 в «Комсомоле на Амуре».

В марте или апреле 1968 г. в северной части Тихого океана (1390 км северо-западнее гавани Оаху) затонула подводная лодка «К-129». По официальной версии ВМФ СССР, подводная лодка превысила максимальную глубину и остановилась на дне океана на глубине более 5 км. Разрушение корпуса было зафиксировано американской акустической системой SOSUS, и 19 июляБыло извлечено 74 части подводной лодки.

629 ПЛАРБ Северного флота были организованы в состав 16-й дивизии, которая базировалась в порту Оленя. Эта дивизия входила в состав 12-й эскадрильи со штабом в Ягельном. В мае 1962 г. советское правительство утвердило план переброски группы советских войск на Кубу, что в октябре 1962 г. спровоцировало Карибский кризис. Первоначально план предусматривал развертывание эскадры подводных лодок в составе 18-й дивизии ракетных подводных лодок проекта 629.класса [NATO Golf или G-class], в составе 7 подводных лодок, каждая с 3 ракетами Р-13 [SS-N-4] с дальностью 540 км. Этот элемент плана фактически не был реализован. В сентябре 1968 года две ПЛ проекта 629А были переведены с Северного на Тихоокеанский флот и еще четыре с октября 1971 по ноябрь 1974 года. В конце 1970-х годов 16-я дивизия в составе шести ПЛ проекта 629А была переведена с Северного на Балтийский флот. .

629 подводных лодок, служивших в 29дивизия подводных лодок Тихоокеанского флота базировалась сначала на Камчатке, а затем в Павловской бухте. В середине 1970-х годов на Тихоокеанском флоте еще находились семь подводных лодок проекта 629А.

В 1989 году четыре подводные лодки проекта 629А еще служили на Балтийском и две на Тихоокеанском флоте. Однако в 1990 году все подводные лодки были списаны.

Варианты

  • Golf III — В период с 1969 по 1974 год «К-118» был оснащен 6 пусковыми установками для проведения испытаний Р-29.(СС-Н-8) баллистические ракеты. Ее водоизмещение было увеличено до 4000 тонн, а обновленная субмарина получила обозначение 601.
  • Golf IV — В период с 1969 по 1973 год подводная лодка «К-102» была переоборудована по проекту 605 для проведения испытаний баллистических ракет Р-27К (SS-NX-13). Ее удлинили на 18,3 метра и оснастили четырьмя пусковыми установками.
  • Golf V — В 1976 г. одна подводная лодка («К-153») была оснащена пусковой установкой для проведения испытаний Р-39.ракета. Подводная лодка получила новое обозначение Проект 619.
  • Golf SSQ — В период с 1973 по 1979 год подводные лодки «К-61», «Б-42» и «К-107» были переоборудованы во Владивостоке по проекту 629Р в командный пункт со снятием ракетных и торпедных аппаратов.

Советское обозначение

629

629А

Обозначение США

Гольф I

Гольф II

Начало разработки

Январь 1956 г.

март 1958 г.

Конструкторское бюро

УКБ-16

Главный конструктор

Н.Н. Исанин

Строители

№. 402 Северодвинск
Nr. Комсомольская на Амуре, 199

Строительство и оборудование

1958-1962

1966-1972

Время обслуживания

С 19 лет59

1967-1990

Количество судов

22

14 (переделанный из Golf I)

Вооружение

Пусковая установка Д-1 с
3 ракетами Р-11ФМ
Пусковая установка Д-2 с
3 ракетами Р-13

Пусковая установка Д-4 с
3 ракетами Р-21

Торпедные аппараты 6-533 мм

Электростанция

Дизельные и электрические двигатели

Длина

98,4 метра

98,9 метра

Балка

8,2 метра

Проект

7,85 м

8,5 м

Рабочий объем

2 794 т Надводная

2 300-2 820 тонн Надводные

3 553 тонны Под водой

2 700–3 553 тонн Под водой

Рабочая глубина

260 м (проект)
300 м (максимальная глубина)

Скорость

15 узлов Поверхность

15-17 узлов Поверхность

12,5 узлов Под водой

12-14 узлов Под водой

Экипаж

80 мужчин

83 мужчины

Выносливость

70 дней

—9-0-0——— ——— 9-0-0-0 —- 9-0-0-0 —- 9-0-0-0 —- 9-0-0-06 —— 90-006 —— —
Лодка Shipyard Хронология Примечания
# Номер Название. Заседание.0006 Введен в строй Подбит
1 Б-92 402 Севмаш ———-— 10-0-0-0-6 ——0-0-06 ——0-0-06 1960 1991 РЕДСВЕНТИРОВАННЫЙ К-96 (или K-61)
12/1976 Проект 629R преобразован в SSQ, переименованный BS-167
2 9000 402 SEA ——- ———- 1959-62 1991 модернизированный К-72
пр.629А переделанный (Гольф II)
1974 модернизированный К-372
3 Б-41 402 Севмаш 1959-62 1991 РЕСПРАВЛЕНИЕ K-79
Проект 629A. ——-
———- 1959-62 1991 Перепрогенный K-83
. ———
1959-62 ———- переименованный К-102
1973 г. пр. 605 переделанный(Гольф IV)
6 Б- 125 402 Севмаш ———- ———- 1959-62 ———- переименованный К-167
7 Б-45 402 Севмаш 9-0-5105 —- 9-0-5105 9-0-5105 9-0-5105 —- ———- 1959-62 ———- переименованный К-88
28. 12.1966 первый проект 629А переоборудованный(Гольф II)
8 Б-61 402 Севмаш ———- ———- 1959-62 1991 модернизированный К-93
проект 629А переделанный(Гольф II)
9 Б-15 402 Севмаш 1959-62 1974 РЕДСВЕНТИРОВАНИЕ К-113
Проект 629E. —-
———- 1959-62 12/1976 пр.601 переоборудованный(Гольф III)
11 К-36 402 Севмаш ———- 1959-62 1980 РЕДСВЕНТИРОВАННЫЙ К-106
12 K-91 402 Sevmash ————————————— —— —- —- 1959-62 1980
13 К-107 402 Севмаш ———- ———- 1959-62 1991 1977 пр. 629Р переоборудован в SSQ, переименован в БС-1050—
14 К-110 402 Севмаш ———- ———- 1959-62 —- —- пр.629А переделанный(Гольф II)
15 К-153 402 Севмаш ———- ———- 1959-62 1992 Projext 629a Converted (Golf II)
1978 Проект 619.
K-142 402 Sevmash ———- ———- 1959-62 1991 1967 Проект 629A преобразован
17 Б-93 199 Комсомольск ———- ———- 1959-62 ———- переименованный К-126
проект 629А переделанный(Гольф II)
15 Б-103 199 Комсомольск ———- ———- 1959-62 30. 08.1968 переименованный 08.03.1968
19 Б-109 199 Комсомольск ———- ———- 1959-62 ———- РЕДСВЕНТИРОВАНИЕ K-136
Проект 629A. ———
———- 1959-62 ———- переименованный К-139
пр.629А переделанный(Гольф II )
21 К-75 199 Комсомольск ———- ———- 1959-62 ———- РЕДСВЕНТИРОВАННЫЙ B-575
Проект 629A. ———
———- 1959-62 ———- проект 629А переделанный(Гольф II)
23 К-163 199 Комсомольск ———- ———- 1959-62 ———- проект 629А переделанный(Гольф II)