ПЛ проекта 629
|
Главная. Новости флота. Обо мне. Ссылки. Фотоалбомы. Литература. Гостевая
ПЛ проекта 629
СОВЕТСКИЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ПРОЕКТА 629.
В 1959 году советский ВМФ получил первую ракетную подводную лодку специальной постройки проекта 629 с дизель-электрической энергетической установкой. В мае 1954 года Главное управление кораблестроения ВМФ выдало ЦКБ-16 тактико-техническое задание на разработку технического проекта ракетной подводной лодки.
Эскизное проектирование, выполненное под руководством главного конструктора лодки Н.Н. Исанина выявило полную несостоятельность требований ТТЗ 1954, что особенно проявилось в разделе, посвященном ракетному вооружению. 11 января 1956 года было утверждено новое техническое задание на ПЛ и ракетный комплекс Д-2, содержавшее радикально переработанные требования. Чтобы ускорить ввод в строй новых ракетных лодок, Исанин предложил проектировать субмарину под комплекс Д-1, но заложить возможности для дальнейшей модернизации под более мощные ракеты. Такой путь позволял не ждать результатов завершения испытаний ракетного вооружения, а развернуть работы немедленно. Предложение было принято.
Архитектура ПЛ проекта 629 отличалась рядом особенностей, обусловленных, в первую очередь, необходимостью разместить ракетные шахты в специальном отсеке. Для понижения центра тяжести и обеспечения положительной остойчивости лодки при всплытии, прочный корпус ракетного отсека впервые был выполнен в форме восьмерки, в виде двух пересекающихся на распорной платформе цилиндров. Длинное, высокое и широкое ограждение кроме прочной рубки и выдвижных устройств закрывало и верхние части шахт. Конструктивно ПЛ делилась на восемь отсеков.
Строительство двух головных лодок началось в 1957 году в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. В конце 1958 года они были представлены на испытания. Одновременно развернулось серийное строительство ПЛ проекта 629.
К началу 1960 года Северный флот получил пять ракетных лодок, а Тихоокеанский флот — две. Всего же их построили 22 единицы. До принятия на вооружение ракет Р-13, три лодки, сданные к тому времени, несли по три Р-11ФМ. Была построена одна лодка по проекту 629Б. Она создавалась и строилась в качестве опытовой для отработки новой ракетной техники и после вступления в строй входила в состав Северного флота.
К испытаниям ракеты Р-13 привлекалась лодка проекта 629. С ноября 1959 года по август 1960 года борта подводной лодки Б-92, входившей в состав Северного флота, выполнили 13 запусков (11 успешных), после чего 13 октября 1961 года ракета была принята на вооружение ВМФ.
С одной из лодок(К-102) этого типа 20 октября 1961 года впервые на Новоземельском полигоне была запущена морская баллистическая ракета с термоядерным зарядом мегатонного класса.
Как и Р-11ФМ ракета Р-13 могла быть запущена только из надводного положения (время старта первой ракеты после всплытия составляло 4 минуты), что значительно снижало боевую ценность новых подводных лодок.
В июле 1962 года было принято решение модернизировать лодки с целью установки ракетного комплекса Д-4 с ракетами Р-21 (проект 629А). При разработке этого проекта исходили из необходимости максимального сокращения объема всех работ. Основные изменения коснулись четвертого отсека и междубортного пространства в районе этого отсека. Пришлось установить новые шахты. В кольцевом зазоре четвертого отсека установили балластные цистерны, предназначенные для удержания лодки на глубине в момент старта ракет.
Ракеты устанавливались в шахты в заправленном состоянии, где они могли находиться до трех месяцев. По истечении этого срока их необходимо было выгружать для проверки технического состояния. Стрельба производилась с глубины до 50 м, при волнении моря до 5 баллов и скорости подводной лодки до 4 узлов. Время между стартами первых двух ракет составляло около 5 минут.
Для обеспечения ракетной стрельбы использовались корабельные счетно-решающие приборы Ставрополь-1 и Изумруд-1, которые вырабатывали углы наведения бортовых гироприборов ракеты относительно плоскости стрельбы и плоскости горизонта. Навигационный комплекс Сигма применялся для выработки курса и определения скорости подводной лодки, автоматического определения текущего значения географических координат и выработки текущих значений углов бортовой и килевой качки.
K-96 1960/1991
K-72 1960/1991
K-79 1960/1991
K-83 1960/1991
K-102 1962/1991
K-61 1962/1991
K-88 1962/1991
K-93 1962/1991
K-113 1962/1974
K-118 1962/1992
K-36 1962/1980
K-91 1962/1980
K-110 1962/1991
K-153 1962/1992
K-142 1962/1991
K-126 1962/1991
K-129 1962/1968
K-136 1962/1991
K-139 1962/1991
K-75 1962/1991
K-99 1962/1991
K-163 1962/1991
К-129 погибла во время боевого патрулирования 8 марта 1968 года. Как полагают, причиной ее гибели стало столкновение с американской ПЛА «Суордфиш», следившей за советской субмариной.
Американцы провели уникальную операцию Jennifer по подьему ПЛ.
Шесть лодок были переведены на Балтику, где находились в боевом строю до конца 80-х годов
ПОДВОДНАЯ ЛОДКА, корабль, способный совершать плавание и выполнять боевые задачи в подводном или надводном положении.
Широкое строительство подводных лодок началось в конце 19 — начале 20 веков. Экипаж первой русской подводной лодки «Дельфин» насчитывал всего несколько человек.
В 1904 году было сформировано первое в российском флоте соединение подводных лодок. В марте 1906 в русском флоте было десять подводных лодок, в начале первой мировой войны — 28, тогда как Германия вступила в войну с 344 лодками.
В 1930-х годах в СССР был построен крупнейший в мире подводный флот. Если Германия начала вторую мировую войну с 57 лодками, то у СССР в 1941 году было 211 подводных лодок. Тем не менее, за военные годы в Германии было построено 1131 субмарина. За годы войны подводный флот обеих сторон потопил около 5 тысяч судов.
Современные подводные лодки вооружены баллистическими и крылатыми ракетами, торпедами, минами, имеют дизельные или атомные энергетические установки. Атомные подводные лодки могут до нескольких месяцев находиться в подводном плавании и двигаться со скоростью до 36 уз (66,7 км/ч).
Существуют подводные лодки, оборудованные для научных исследований моря.Параметры
Длина: 98,9 м
Водоизмещение: 2800 тонн
Глубина погружения: 300 м
Диаметр корпуса: 8,5 м
Экипаж: 83
Скорость: 17 узлов
Вооружение
Торпедные аппараты: 6 533mm
Баллистические ракеты: 3 Р-11ФМ / Р-13 / Р-21
Страна
Россия
А вот у дизельной ракетной ПЛ К-129 (бортовой № 574), перерубленной американской субмариной в конце 60-х, была своя ПЕСНЯ-ГИМН.
Написал ее старпом Щигельский, предшественник последнего старпома лодки, Александра Журавина (впервые опубл. в газ. «Боевая вахта» 22.07.92):
Недолго нам огни мигали,
Их затянул ночной туман,
Дремали сопки, чайки спали,
Когда мы вышли в океан.
Винтами будем мили мерить,
Уходит К-129
Дорогой службы боевой.
Лежат налево чужие страны,
Пылает справа Вьетнам в войне,
А мы проходим меридианы
И параллели на глубине.
Пускай тайфуны летят над нами,
Пусть солнце щурит яркий глаз,
Своими крепкими руками
Матросы выполнят приказ.
И в трудный час — за мир планеты,
Ее цветущие сады
Готовы грозные ракеты
Рвануться ввысь из-под воды.
Лежат налево чужие страны,
Пылает справа Вьетнам в войне,
А мы проходим меридианы
И параллели на глубине.
Прорвемся мы сквозь все широты
На Сан-Франциско и Гуам,
Настанет время — и вернемся
К родным камчатским берегам.
И чайки сразу не поверят,
Всплывет вдруг К-129,
Подмяв под корпус океан.
Остались справа чужие страны,
Курс приведет к родной стране,
Прошли мы все меридианы
И параллели на глубине!
Трагическая судьба Саши Журавина стала достоянием общественности совсем недавно.
3 марта 1999 г. на ОРТ в программе «Человек и закон» Ирина Георгиевна Журавина, жена Саши, поведала о страшных событиях марта 1966 года — гибели подводной лодки «К-129», на которой Саша был старшим помощником командира.
А 9 марта 1999г. на НТВ этому событию был посвящен телефильм Евгения Киселева «Тайна гибели К-129».
Прах Саши покоится в Тихом Океане, вблизи Гавайских островов, на глубине 5 тысяч метров.
Из воспоминаний Анатолия Калинина, выпускника Рижского ВВМУПП и однокашника Александра Журавина.
Дизельная подводная лодка с баллистическими ракетами Проект 629 (629А)
В 1959 году советский ВМФ получил первую ракетную подводную лодку специальной постройки проекта 629 с дизель-электрической энергетической установкой. В мае 1954 года Главное управление кораблестроения ВМФ выдало ЦКБ-16 тактико-техническое задание на разработку технического проекта ракетной подводной лодки. Оно предусматривало максимум унификации с торпедными ПЛ проекта 611 и более современной — проекта 641. после дняя и была взята в качестве базовой.
Эскизное проектирование, выполненное под руководством главного конструктора лодки Н.Н. Исанина выявило «полную несостоятельность требований ТТЗ 1954», что особенно проявилось в разделе, посвященном ракетному вооружению. 11 января 1956 года было утверждено новое техническое задание на ПЛ и ракетный комплекс Д-2, содержавшее радикально переработанные требования. Чтобы ускорить ввод в строй новых ракетных лодок, Исанин предложил проектировать субмарину под комплекс Д-1, но заложить возможности для дальнейшей модернизации под более мощные ракеты. Такой путь позволял не ждать результатов завершения испытаний ракетного вооружения, а развернуть работы немедленно. Предложение было принято.
Архитектура ПЛ проекта 629 отличалась рядом особенностей, обусловленных, в первую очередь, необходимостью разместить ракетные шахты в специальном отсеке. Для понижения центра тяжести и обеспечения положительной остойчивости лодки при всплытии, прочный корпус ракетного отсека впервые был выполнен в форме «восьмерки», в виде двух пересекающихся на распорной платформе цилиндров. Длинное, высокое и широкое ограждение кроме прочной рубки и выдвижных устройств закрывало и верхние части шахт. Конструктивно ПЛ делилась на восемь отсеков.
Строительство двух головных лодок началось в 1957 году в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. В конце 1958 года они были представлены на испытания. Одновременно развернулось серийное строительство ПЛ проекта 629. К началу 1960 года Северный флот получил пять ракетных лодок, а Тихоокеанский флот — две. Всего же их построили 22 единицы. До принятия на вооружение ракет Р-13, три лодки, сданные к тому времени, несли по три Р-11ФМ. К испытаниям ракеты Р-13 привлекалась лодка проекта 629. С ноября 1959 года по август 1960 года с борта подводной лодки Б-92, входившей в состав Северного флота, выполнили 13 запусков (11 успешных), после чего 13 октября 1961 года ракета была принята на вооружение ВМФ.
С подводной лодки К-102 (командир — Г. И. Каймак, командир ракетной боевой части — В. Н. Архипов, командир группы управления — В. Ф. Савенко) 20 октября 1961 года был выполнен единственный в мире пуск ракеты Р-13 в варианте с термоядерным зарядом мегатонного класса.
Как и Р-11ФМ ракета Р-13 могла быть запущена только из надводного положения (время старта первой ракеты после всплытия составляло 4 минуты), что значительно снижало боевую ценность новых подводных лодок.
Успешные бросковые испытания прототипов, а также завершение отработки различных систем ракетного комплекса, получившего обозначение Д-4, позволили перейти к этапу летно-конструкторских испытаний. Для ускорения завершения работ, в чем были очень заинтересованы руководители ВМФ и промышленности, решено было объединить несколько этапов (летно-конструкторские и войсковые) и провести совместные испытания. Главком ВМФ для выполнения этой программы выделил дизельную подводную лодку К-142 проекта 629Б из состава Северного флота. Она создавалась и строилась в качестве опытовой для отработки новой ракетной техники.
первый пуск ракеты Р-21 из подводного положения состоялся 24 февраля 1962 года. Всего в ходе испытаний было выполнено 27 пусков ракет. Они позволили отработать надежный и безопасный подводный старт ракет. Комплекс Д-4 с ракетой Р-21 был принят на вооружение постановлением Совмина СССР от 15 мая 1963 года. По своему техническому уровню Р-21 была значительным шагом вперед, но, к сожалению, только по сравнению со своими советскими предшественницами. Она была выполнена одноступенчатой, с несущими топливными баками и отделяемой головной частью.
В 1959 г. был выполнен эскизный проект 629Д4, определивший предварительно основные элементы корабля при установке нового комплекса. Технический проект мог быть разработан только после окончательного определения приборного состава систем комплекса, стартовой установки, массогабаритных характеристик ракеты и остальных элементов. Такой момент наступил после создания экспериментальной лодки пр. 629Б. Уже в июле 1962 года было принято решение модернизировать лодки с целью установки ракетного комплекса Д-4 с ракетами Р-21 (проект 629А). при разработке этого проекта исходили из необходимости максимального сокращения объема всех работ. Основные изменения коснулись четвертого отсека и междубортного пространства в районе этого отсека. при шлось установить новые шахты. В кольцевом зазоре четвертого отсека установили балластные цистерны, предназначенные для удержания лодки на глубине в момент старта ракет.
Ракеты устанавливались в шахты в заправленном состоянии, где они могли находиться до трех месяцев. По истечении этого срока их необходимо было выгружать для проверки технического состояния. Стрельба производилась с глубины до 50 м, при волнении моря до 5 баллов и скорости подводной лодки до 4 узлов. Время между стартами первых двух ракет составляло около 5 минут.
Для обеспечения ракетной стрельбы использовались корабельные счетно-решающие приборы «Ставрополь-1» и «Изумруд-1», которые вырабатывали углы наведения бортовых гироприборов ракеты относительно плоскости стрельбы и плоскости горизонта. Навигационный комплекс «Сигма» применялся для выработки курса и определения скорости подводной лодки, автоматического определения текущего значения географических координат и выработки текущих значений углов бортовой и килевой качки.
Начиная с 1963 года 14 кораблей прошли модернизацию по проекту 629А (8 на СМП и 6 на ССЗ им. Ленинского Комсомола), в результате которой они получили на вооружение БР Р-21 с подводным стартом и дальностью стрельбы до 1400 км. Это были первые ПЛ с БР подводного старта. 6 лодок были размещены на Балтике, остальные на Тихом океане, где находились в боевом строю до конца 80-х годов.
Из числа остальных кораблей одна лодка прошла переоборудование с удлинением корпуса и надстройки на 20 м с целью размещения 6 шахт для испытаний баллистических ракет типа РСМ-40 по проекту 601.
Назначение ПЛ К-113 проекта 629Н мною не выяснено, но в некоторых источниках проводятся упоминания о создании на базе этой лодки минного заградителя (правда, называют этот проект 629И).
ПЛ К-153 прошла модернизацию по проекту 619 в опытовый корабль для испытаний ракет РСМ-52 (с одной шахтой). Отработка ракеты началась с бросковых испытаний полномасштабных макетов пусками с плавстенда и экспериментальной подводной лодки. Всего запущено 9 ракет с плавстенда и 7 с подводной лодки. Эти испытания позволили отработать подводный и надводный старт из «сухой» шахты под пороховым аккумулятором давления.
На базе ракеты Р-27 была разработана ракета Р-27К, головная часть которой была оснащена средствами визирования цели и коррекции траектории на конечном участке полета. Эта ракета, получившая индекс 4К-18 (SS-NX-13), была рассчитана на поражение как точечных радиоконтрастных целей на берегу, так и надводных кораблей (авианосных соединений). Опытовая эксплуатации ракеты началась в 1974 г. Этими ракетами была оснащена только одна подводная лодка К-102, переоборудованная по проекту 605.
На трех ПЛ ракеты были демонтированы, а вместо них в ограждении рубки размещены антенны для использования их в качестве кораблей связи и управления (проект 629Р). Эти лодки оставались в составе флота до начала 90-х годов.
Также имеется ряд нереализованных модификаций: 629П — предэскизный проект размещения комплекса Д-4 на ПЛ пр. 629. 629Д6 — в 1959 был выполнен эскизный проект ПЛ с установкой комплекс Д6 в 3-х шахтах. 629Д7 — в 1962 был начат эскизный проект ПЛ с установкой комплекса Д7. В629 — проект подводной лодки с одной ракетой Р-15. 629М — проект ПЛ с вспомогательной атомной установкой.
В некоторых зарубежных источниках упоминаются еще две модификации — 629КС (торпедный вариант) и 629КО (штабной корабль)
Из переоборудованных лодок проекта 629А, одна (К-129 Тихоокеанского флота) погибла во время боевого патрулирования 8 марта 1968 года. Как полагают большинство источников (одна из версий), причиной ее гибели стало столкновение с американской ПЛА «Суордфиш», следившей за советской ПЛ.
ПЛ «Б-40» («К-72», «Б-372»)
1960 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Северного флота, 16 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ.
30.01.1969 г. перечислена в состав 16 ДиПЛ 3 ФлПЛ СФ.
26.12.69–12.12.72 Прошла модернизацию по проекту 629А, переименована в «К-72».
25.12.1972 г. подписание приемного акта.
01. 09–09.11.74 г. боевая служба в западной части Атлантического океана.
14.10.1976 г. по мере устаревания переведена с СФ на БФ для дежурства в Балтийском море, вошла в состав 16 ДиПЛ 14 ЭПЛ БФ (г. Лиепая).
10.03–07.05.77 г. боевая служба в Балтийском море.
07.1977 г. переведена в подкласс больших ПЛ с БР, переименована в «Б-372».
03.11–28.12.77 г. боевая служба в Балтийском море.
10.08–06.10.78 г. боевая служба в Балтийском море.
01.09.1989 г. выведена из состава флота, разоружена и брошена полузатопленной в Лиепае (Латвия).
ПЛ «Б-41» («К-79», «Б-79»)
1960 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Северного флота, 16 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ.
08.08.67–18.12.68 прошла модернизацию по проекту 629А, переименована в «К-79».
30.12.1968 г. подписание приемного акта.
30.01.1969 г. перечислена в состав 16 ДиПЛ 3 ФлПЛ СФ.
25.09–03.12.69 г. боевая служба в западной части Атлантического океана.
02.06–24.10.70 г. боевое дежурство в г. Ара.
25.10.70–02. 01.71 боевая служба в западной части Атлантического океана.
14.08–29.10.73 г. боевая служба в западной части Атлантического океана.
10.11.1976 г. по мере устаревания переведена с СФ на БФ для дежурства в Балтийском море, вошла в состав 16 ДиПЛ 14 ЭПЛ БФ (г. Лиепая).
07.1977 г. переведена в подкласс больших ПЛ с БР, переименована в «Б-79».
02.09–28.10.77 г. боевая служба в Балтийском море.
05.04–03.06.78 г. боевая служба в Балтийском море.
06.04–04.06.79 г. боевая служба в Балтийском море.
11.02–21.03.80 г. боевая служба в Балтийском море.
07.03–05.05.81 г. боевая служба в Балтийском море.
01.09.1989 г. выведена из состава флота, разоружена и брошена полузатопленной в Лиепае (Латвия).
ПЛ «Б-42» («К-83», «Б-83», «БС-83»)
09.1959 г. Торжественный спуск ПЛ со стапелей.
10–12.1959 г. Октябрь, ноябрь и первая половина декабря — сдаточные, заводские, ходовые и государственные испытания на заводе и полигонах Белого моря.
12.1959 г. вступление в строй ВМФ СССР.
12.1959 г. вошла в состав СФ, зачислена в 16 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ. перешла к месту базирования — в гб. Оленья.
1960 г. переименована в «К-83».
1962 г. В период Карибского кризиса ПЛ была вооружена всем необходимым для ведения боевых действий против США и вышла в море (с одним неработающим дизелем с неукомплектованным л/с, без старпома, замполита, помощника и КБЧ-4). Приказ о возвращении в базу был получен в море в связи с окончанием кризиса.
1964 г. перечислена в состав Тихоокеанского флота, возможно в состав 29 ДиПЛ 15 ЭПЛ ТОФ.
1974 г. переименована в «Б-83» и модернизирована по проекту 629Р на «Дальзаводе». Переименована в «БС-83».
30.06.1979 г. подписание приемного акта.
Осенью 1979 г. перешла на постоянное базирование в п. Дунай (Шкотово).
В 1980 г. находилась в доке в Чяжме.
К 1991 г. выведена из состава флота, разоружена.
ПЛ «Б-45» («К-88», «Б-183»)
В 1960 г. переименована в «К-88».
1960 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Северного флота, 16 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ.
30.08.64–15.12.66 прошла модернизацию по проекту 629А.
28.12.1966 г. подписание приемного акта.
30.01.1969 г. перечислена в состав 16 ДиПЛ 3 ФлПЛ СФ.
10.11.1976 г. по мере устаревания переведена с СФ на БФ для дежурства в Балтийском море, вошла в состав 16 ДиПЛ 14 ЭПЛ БФ (г. Лиепая).
01.06–08.08.77 г. боевая служба в Балтийском море.
07.1977 г. переведена в подкласс больших ПЛ с БР, переименована в «Б-183».
03.06–03.08.78 г. боевая служба в Балтийском море.
03.08–02.10.81 г. боевая служба в Балтийском море.
Выведена из состава флота, разоружена и брошена полузатопленной в Лиепае (Латвия).
ПЛ «Б-61» («К-93», «Б-93»)
Переименована в «К-93».
1961 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав 18 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ (б. Ягельная).
16.12.69–23.12.71 модернизирована по проекту 629А.
31.12.1971 г. подписание приемного акта.
23.07.1976 г. перечислена в состав Балтийского флота, вошла в состав 16 ДиПЛ 14 ЭПЛ БФ (г. Лиепая).
14.10.1976 г. прибытие на БФ.
07.1977 г. отнесена к подклассу больших ПЛ с БР. переименована в «Б-93».
25.08–24.10.79 г. боевая служба в Балтийском море.
15.04–13.06.80 г. боевая служба в Балтийском море.
01.10.1988г выведена из состава флота, расформирована.
ПЛ «Б-92» («К-96», «Б-96»)
12.1959 г. вступление в строй ВМФ СССР.
11.59–08.60 гг. Выполнение 13 запусков (11 успешных) ракеты Р13.
1960 г. вошла в состав 16 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ.
29.11.67–18.11.69 проходила переоборудование по проекту 629А. переименована в «К-96».
19.12.1969 г. подписание приемного акта.
30.01.1969 г. переподчинена 16 ДиПЛ 3 ФлПЛ СФ.
25.09.1976 г. переведена с СФ на БФ для дежурства в Балтийском море. вошла в состав 16 ДиПЛ 14 ЭПЛ БФ.
07.1977 г. отнесена к подклассу больших ПЛ с БР, переименована в «Б-96».
25.08–24.10.79 г. боевая служба в Балтийском море.
15.04–13.06.80 г. боевая служба в Балтийском море.
01.10.1988 г. расформирован а. выведена из состава флота, разоружена и брошена полузатопленной в Лиепае (Латвия).
ПЛ «Б-93» («К-126»)
1960 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Тихоокеанского флота, 29 ДиПЛ 15ЭПЛ ТОФ.
22.12.66–14.09.68 модернизирована по проекту 629А. переименована в «К-126».
30.09.1968 г. подписан приемный акт.
ПЛ «Б-95» («К-36», «К-100»)
Переименована в «К-36».
1961 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав 18 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ.
19.10.65–22.12.67 модернизирована по проекту 629А.
31.12.1967 г. подписание приемного акта.
Летом 1968 г. передана на ТОФ.
10.1968 г. при бытие на ТОФ, вошла в состав 29 ДиПЛ 15 ЭПЛ ТОФ.
ПЛ «Б-103» («К-129»)
В 1960 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Тихоокеанского флота, 29 ДиПЛ 15ЭПЛ ТОФ.
04.03.64–10.04.67 модернизирована по проекту 629А. переименована в «К-129».
30.05.1967 г. подписан приемный акт.
24.02.1968 г. выход на последнее боевое дежурство
08.03.1968 г. погибла со всем экипажем.
ПЛ «Б-109» («К-136»)
1960 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Тихоокеанского флота, 29 ДиПЛ 15ЭПЛ ТОФ.
ПЛ «Б-113» («K-139»)
1961 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Тихоокеанского флота, 29 ДиПЛ 15ЭПЛ ТОФ.
28.10.68–17.12.70 модернизирована по проекту 629А.
30.12.1970 г. подписан приемный акт.
Б-125, К-107, Б-107, БС-107
12 ноября 1958 года заложена в Северодвинске на «Севмашпредприятии» (N 402).
23 апреля 1960 года спущена на воду.
16 июля 1960 года переименована в «К-107».
В 1960 году На Государственных испытаниях произведен пуск из всех шахт.
17 августа 1960 года вступила в строй.
В 1960 году вошла в состав Северного флота, 18 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ (б. Ягельная).
Первой из ПЛ СФ вышла в Атлантический океан на полную автономность и выполнила пуск трех ракет по трем разнесенным под большим углом целям.
В 1962 году выполнено 9 пусков и производились учения по заправке ракет.
2 марта — 4 мая 1963 года транспортные испытания ракет Р-13 в условиях длительного плавания. Автономный поход в экваториальные широты Атлантики. За время похода подлодка выполнила с оценкой «отлично» 4 условных старта одной и двумя БР Р-13 с фактическим подъемом ракет на пусковой стол. На обратном пути подлодка успешно выполнила ракетную стрельбу.
В 1977 году переименована в «Б-107».
В 1975–1977 годах после перехода на КТОФ модернизирована по проекту 629Р. переименована в «БС-107».
30 декабря 1977 года подписание приемного акта.
В 1979 году перешла на КСФ, вошла в состав 9 ЭПЛ КСФ.
В 1991 году выведена из состава флота, разоружена. Частично разделана на «СРЗ-35».
ПЛ «К-142» («Б-142»)
В 1961 г. достроена по проекту 629Б.
02.01.1962 г. переход к месту испытаний.
24.02.1962 г. первый испытательный ракетный пуск (всего было 27 пусков).
1962 г. испытания ракетного комплекса. Производилась постановка на СРЗ-35 для замены опытных образцов вооружения на серийные.
12.1962 г. вступление в строй ВМФ СССР в качестве опытно-боевого корабля, вошла в состав Северного флота.
15.05.1963 г. прием ракетного комплекса на вооружение.
22.12.66–14.09.68 модернизирована по проекту 629А.
30.09.1968 г. подписание приемного акта, вошла в состав 16 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ.
30.01.1969 г. перечислена в состав 16 ДиПЛ 3 ФлПЛ СФ.
01.03–14.05.69 г. боевая служба в западной части Атлантического океана.
25.09.1976 г. прибыла на Балтийский флот, вошла в состав 16 ДиПЛ 14 ЭПЛ БФ.
07.1977 г. переведена в класс больших ПЛ с БР. переименована в «Б-142».
08.07–10.09.77 г. боевое дежурство с последующим выполнением задач БС в Балтийском море.
03.11–23.12.78 г. боевое дежурство с последующим выполнением задач БС в Балтийском море.
16.06–13.08.79 г. боевое дежурство с последующим выполнением задач БС в Балтийском море.
16.07–01.09.80 г. боевое дежурство с последующим выполнением задач БС в Балтийском море.
13.05–10.07.81 г. боевое дежурство с последующим выполнением задач БС в Балтийском море.
01.07–29.08.82 г. боевое дежурство с последующим выполнением задач БС в Балтийском море.
01.10.1990 г. выведена из состава флота. Брошена в полузатопленном состоянии в Лиепае (Латвия).
ПЛ «Б-156» («К-113»)
1960 г. вступление в строй ВМФ СССР.
В 1960 г. вошла в состав Северного флота, зачислена в состав 18 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ (г. Ягельная).
1974 г. планировалась к переоборудованию по проекту 629Р, безрезультатно.
В 1974 г. выведена из состава флота.
ПЛ «К-61» («Б-167», «БС-167»)
1960 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Северного флота, 18 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ (дислокация б. Ягельная).
В 1969 г. переведена на Тихоокеанский флот. Возможно в 29 ДиПЛ 15 ЭПЛ ТОФ.
модернизирована по проекту 629Р на «Дальзаводе». Переименовывалась в «Б-167», затем в «БС-167».
15.10.1976 г. заводские испытания, за 26 ходовых дней пройдено 1727 миль, в т.ч. 171 в подводном положении.
03.12.1976 г. Государственные испытания, 14 ходовых дней.
17–27.12.76 г. ревизия механизмов.
30.12.1976 г. после двухдневного контрольного выхода подписан приемный акт.
ПЛ «Б-575» («К-75»)
1961 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Тихоокеанского флота, 29 ДиПЛ 15ЭПЛ ТОФ.
04.01.70–13.12.71 модернизирована по проекту 629А.
20.12.1971г подписан приемный акт.
ПЛ «К-91»
1961 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав 18 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ.
15.09.65–22.10.67 модернизирована по проекту 629А.
30.11.1967 г. подписание приемного акта.
Летом 1968 г. передана на ТОФ.
10.1968 г. прибыла на ТОФ, вошла в состав 29 ДиПЛ 15 ЭПЛ ТОФ.
1969 г. впервые на ТОФ выполнила стрельбу на полную дальность.
1980 г. выведена из состава флота.
ПЛ «К-99»
1962 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Тихоокеанского флота, 29 ДиПЛ 15ЭПЛ ТОФ.
04.02.65–21.05.67 модернизирована по проекту 629А.
05.11.1967 г. подписан приемный акт.
ПЛ «К-110» («Б-110», «БС-110»)
1962 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав 18 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ.
1974 г. переименована в «Б-110».
1977 г. переименована в «БС-110».
1979 г. выведена из состава флота.
2002 г. находится в полузатопленном состоянии в бухте Незаметная.
ПЛ «К-163»
1962 г. вступление в строй ВМФ СССР, вошла в состав Тихоокеанского флота, 29 ДиПЛ 15ЭПЛ ТОФ.
26.01.71–12.12.72 модернизирована по проекту 629А.
30.12.1972 г. подписан приемный акт.
Тактико-технические характеристики Проект 629 (629А)
Водоизмещение надводное, м. куб. 2300 (2820 — для 629А)
Водоизмещение подводное, м. куб. 2820 (3553 — для 629А)
Длина, м 98,9
Ширина, м 8,2
Осадка, м 7,5
Скорость в надводном положении, узлов 17
Скорость в подводном положении, узлов 14
Дальность плавания в надводном положении, миль 26000
Дальность плавания в подводном положении, миль 400
Автономность, суток 70
Экипаж, чел. 87
Вооружение: ракеты Р-13 (Р-21) — 3 шт., 533 мм НТА — 4 шт., 533 мм КТА — 2 шт., (400 мм КТА) — 2 шт., (+400мм НТА) — 2 шт.
Источники информации
Электронная энциклопедия “Военная Россия”
Подводные лодки баллистической ракетыПроект 629 Проект 629B Проект 629B . Девушка для гольфа Завершено 23 + 1 ед. Корабли пр.629 — 22 + 1 шт.
пр.629Б — Северное машиностроительное предприятие, г. Северодвинск — 1 шт.
Общие характеристики — пр.629
Схема | 7 | 7
Подводная лодка с баллистическими ракетами проекта 629 Модернизации Пр.629А 14 единиц: СРЗ 891 («Звездочка»),
Северодвинск — Б-26 9.10.1965-3.12.1967, Б-40 26.12.1969-25.12.1972, Б-41
в 8.08.1967-30.12.1968, Б-45 в 30.08.1964-28.12.1966, Б-48 в 15.09.1965-30.11.1967,
Б-92 в 29.11.1967-19.12.1969, -93 в 16.12.1969-31.12.1971, -142 в 22.12.1966-30.09.1968,
Дальзавод Владивосток Б-46 в 3.01.1970-20.12.1971, Б-51 в 20.03.1965-13.01.1968,
Б-93 17.07.1967-25.01.1969, Б-103 29.01.1964-13.01.1968, Б-113 14.11.1968-28.01.1970,
К-163 в 26.01.1971-30.12.1972. 2792/3518 тонн, ракетный комплекс Д-4 (3 баллистические ракеты Р-21
ПУ ракет СМ-87 (4К55)), 16500 миль (8 уз), 4500 миль (14,5 уз),
/12700 миль (8 уз под шноркелем), /290 миль (2 уз), /15 миль (12,5 уз), РЛК-101
Радиолокационный комплекс «Альбатрос», РЛС «Накат-М», ОПО «Хром-КМ», МГ-200 «Арктика-М»
гидролокатор, гидролокатор МГ-17 (Б-95), ГАС шумоподавления МГ-10 «Кола», ГАС обнаружения «Свет-М»
гидролокатор, гидролокатор специальный МГ-15 «Свияга», гидролокатор МГ-23 (Б-95), МГС-29, навигационная Сигма-629А
комплекс (нет на Б-109, на Б-95 Сегмент), ПУ ВИПС (24 МГ-24 СГАПД) Флоты СФ : Б-29 (с 27.10.1971 Тихоокеанский
в/ч ), 40 (с 26.11.1976 БФ ), 41 (с 26.11.1976 БФ
флот ), 42 (с 1964 ТОФ ), 45 (с 10.11.1976 Балтийский
Флот ), 92 (с 14.10.1976 БФ ), 95 (с 1968 ТОФ
в/ч ), 121, 125 (с 26.10.1973 ТОФ , с 13.11.1978 Сев.
в/ч ), 146 (с 1974 ТОФ ), 149, К-91 (с 12.09.1968 ТОФ
в/ч ), К-93 (с 14.10.1976 БФ ), 110, 142 (с 14.10.1976 БФ ), 153 (с 13.11.1978 ЧФ ) Бортовые номера Б-26: 210(К-36), 459(1968), 438(1968), 558(1982) Списан 1968 — К-129 (8.03 затонул у Гавайев) Экспорт Китай :
1 единица ФАС | ядерная бомба | Путеводитель | Россия | БРПЛ |||| Индекс | Поиск |Наряду с началом разработки первой опытной подводной лодки с баллистическими ракетами проекта В-611 постановлением правительства от 26 января 1954 г. предусматривалась разработка дизельной подводной лодки с баллистическими ракетами. 19 мая54 штаба ВМФ поставила ОКБ-16 задачу по разработке подводных лодок «Гольф». Разработка подводной лодки «Гольф I» и соответствующей ей системы пуска Д-2 была утверждена 11 января 1956 г. В марте 1956 г. полный технический проект подводной лодки был представлен в штаб кораблестроения ВМФ. О Первоначально новая подводная лодка проектировалась под ракеты Р-11ФМ, имевшие дальность 250 км, а с ядерной боеголовкой — всего 150 км. Американская противолодочная оборона не позволяла использовать такую ракету малой дальности для нанесения эффективных ударов по целям на сколько-нибудь значимом удалении от береговой линии. Поскольку разработка подводной лодки столкнулась со значительными задержками, все же было принято решение о оснащении первых трех подводных лодок ракетами Р-11ФМ.Базовый проект подводной лодки «Гольф» основан на проекте 641 «Фокстрот», а электромеханическая установка надводного и подводного плавания, гидроакустическая система, радиолокационные средства и системы радиосвязи были включены без изменений. 629 Golf имеет цилиндрический прочный корпус, разделенный на восемь отсеков, с тремя ракетными установками, расположенными в четвертом отсеке. Большой плавник подводной лодки содержит ракеты, которые хранятся в вертикальных контейнерах прямо за парусом. Запуск ракет осуществляется путем поднятия пусковой платформы на край трубы. Пуски ведутся в надводном положении со скоростью до 15 узлов. Система управления боем автоматически фиксирует текущие координаты полета, что значительно сокращает время, необходимое для предстартовой подготовки. Предпусковые процедуры проводятся под водой и занимают около часа. Еще четыре минуты понадобилось после того, как подводная лодка всплыла, а всего до пуска всех трех ракет прошло 12 минут. По сравнению с ПЛ АВ-611 629-й имел ряд преимуществ. Он был оснащен дополнительными ракетами, и их дальность была в четыре раза больше. За счет использования более прочной стали для прочного корпуса максимальная судоходная глубина была увеличена. Увеличена дальность плавания как в надводном, так и в подводном режимах, разработаны специальные пятилопастные винты фиксированного шага для снижения шума. В январе 1959 года в СССР было принято решение о продаже строительных и проектных чертежей 629-гоПЛАРБ в Китайскую Народную Республику. После ухудшения отношений между СССР и Китаем советские специалисты в основном были отозваны в августе 1960 года, хотя документация и оборудование для проекта остались в Китае. Строительство подводных лодок проекта 629 было начато в 1957 году в Северодвинске и Комсомоле на Амуре. Менее чем через год подводные лодки были спущены на воду, а в конце 1958 года проведены ходовые испытания и поставлены суда на якорь. К 1960 году семь 629были спущены на воду подводные лодки, пять из которых вошли в состав Северного флота и две — в состав Тихоокеанского флота. В 1961 году еще пять подводных лодок вошли в состав Северного флота и одна — в состав Тихоокеанского флота. В 1962 году две последние лодки прибыли на Тихоокеанский флот. Всего было построено 23 подводные лодки: 16 в Северодвинске и 7 в «Комсомоле на Амуре». В марте или апреле 1968 г. в северной части Тихого океана (1390 км северо-западнее гавани Оаху) затонула подводная лодка «К-129». По официальной версии ВМФ СССР, подводная лодка превысила максимальную глубину и остановилась на дне океана на глубине более 5 км. Разрушение корпуса было зафиксировано американской акустической системой SOSUS, и 19 июляБыло извлечено 74 части подводной лодки. 629 ПЛАРБ Северного флота были организованы в состав 16-й дивизии, которая базировалась в порту Оленя. Эта дивизия входила в состав 12-й эскадрильи со штабом в Ягельном. В мае 1962 г. советское правительство утвердило план переброски группы советских войск на Кубу, что в октябре 1962 г. спровоцировало Карибский кризис. Первоначально план предусматривал развертывание эскадры подводных лодок в составе 18-й дивизии ракетных подводных лодок проекта 629.класса [NATO Golf или G-class], в составе 7 подводных лодок, каждая с 3 ракетами Р-13 [SS-N-4] с дальностью 540 км. Этот элемент плана фактически не был реализован. В сентябре 1968 года две ПЛ проекта 629А были переведены с Северного на Тихоокеанский флот и еще четыре с октября 1971 по ноябрь 1974 года. В конце 1970-х годов 16-я дивизия в составе шести ПЛ проекта 629А была переведена с Северного на Балтийский флот. . 629 подводных лодок, служивших в 29дивизия подводных лодок Тихоокеанского флота базировалась сначала на Камчатке, а затем в Павловской бухте. В середине 1970-х годов на Тихоокеанском флоте еще находились семь подводных лодок проекта 629А. В 1989 году четыре подводные лодки проекта 629А еще служили на Балтийском и две на Тихоокеанском флоте. Однако в 1990 году все подводные лодки были списаны. Варианты
|