Подводные лодки проекта 611 | это… Что такое Подводные лодки проекта 611?
Подводные лодки проекта 611 | ||
---|---|---|
Б-80, лодка-музей в Амстердаме | ||
Основные характеристики | ||
Тип корабля | Большая океанская ДПЛ | |
Обозначение проекта | проект 611 | |
Разработчик проекта | ЦКБ-18 | |
Главный конструктор | С. А. Егоров | |
Классификация НАТО | «Zulu» | |
Скорость (надводная) | 17 узлов | |
Скорость (подводная) | 15 узлов (16 узлов без артиллерии) | |
Рабочая глубина погружения | ||
Предельная глубина погружения | 200 м | |
Автономность плавания | 75 суток | |
Экипаж | 61 человек (68 с артиллеристами) | |
Размеры | ||
Водоизмещение надводное | 1831 т | |
Водоизмещение подводное | 2600 т | |
Длина наибольшая (по КВЛ) | 90,5 м | |
Ширина корпуса наиб.![]() | 7,5 м (9,54 м по стабилизаторам) | |
Средняя осадка (по КВЛ) | 5 м | |
Силовая установка | ||
Дизель-электрическая.
| ||
Вооружение | ||
Артиллерия | спаренная 57-мм автоматическая пушка СМ-243ИФ (до 1956 года) | |
Торпедно- минное вооружение | 6 носовых и 4 кормовых ТА калибра 533 мм 22 торпеды или 6 торпед + 32 мины АМД-1000 | |
ПВО | спаренный 25-мм автомат 2М-8 (до 1956 года) | |
Изображения на Викискладе |
Подводные лодки проекта 611 — серия советских подводных лодок (по классификации НАТО — класс Zulu). Относились к подклассу больших подводных лодок, предназначались для действий на океанских коммуникациях. Всего было построено 26 единиц. Развитием проекта 611 послужил более успешный и массовый проект 641.
Содержание
|
История проектирования
Работы над новым поколением больших подводных лодок, прерывавшиеся во время Великой Отечественной войны, возобновились одновременно с созданием проекта 613[1]. Проект был создан в 1947—1948 годах в ЦКБ-18 Наркомата судостроительной промышленности, главный конструктор С. А. Егоров. Предназначением новых лодок были действия на океанских коммуникациях, причём как против судов противника, так и с целью защиты конвоев союзников, минные постановки, дальняя разведка. [1] В конструкции подлодки заметно существенное влияние немецкиих подлодок класса XXI, а некоторые механизмы были унифицированы со строившимся одновременно проектом 613. Новинкой для советского подводного кораблестроения стало использование внешних шпангоутов прочного корпуса, позволившее улучшить внутреннюю компоновку оборудования и механизмов.
История строительства
Строительство головной лодки проекта началось 10 января 1951 года на ленинградском судостроительном заводе № 196 (ныне — «Адмиралтейские верфи»).[2] После завершения строительства она стала самым большим подводным кораблём в СССР.[2] Последний корабль серии вступил в строй 15 июля 1958 г. Строительство велось на судостроительных заводах № 196 «Судомех» в г. Ленинграде (8 единиц) и № 402 в г. Молотовске (Северодвинске) (18 единиц)[3].
Конструкция
Двухкорпусная трёхвальная подводная лодка, прочный корпус которой разделялся на семь отсеков:
- Первый отсек — носовой торпедный: шесть торпедных аппаратов.
- Второй отсек — аккумуляторный. На верхнем ярусе находились кают-компания для офицеров, рубка гидроакустика, душевая, на нижнем ярусе — первая группа аккумуляторных батарей.
- Третий отсек — центральный пост, выдвижные устройства.
- Четвёртый отсек — аккумуляторный. На верхнем ярусе — кают-компания старшин, радиорубка, кладовые, камбуз, на нижнем ярусе — вторая группа аккумуляторов.
- Пятый отсек — дизельный. В нём размещались все три главных дизельных двигателя и два дизель-компрессора.
- Шестой отсек — электромоторный. Служит для размещения трёх главных гребных электродвигателей.
- Седьмой отек — кормовой торпедный. Четыре торпедных аппарата, койки личного состава, на нижнем ярусе — вспомогательный электродвигатель.
Модификации
Многие подводные лодки проекта 611 подвергались модификациям по тому или иному проекту. Известны подпроекты 611РУ, 611РЭ, 611РА, АВ611, АВ611С, АВ611Е, АВ611К, АВ611Ц, АВ611Д, 611П, П611, В611, ПВ611.
Проект АВ611
Под руководством главного конструктора Н. Н. Исанина была разработана модификация проекта 611, получившая обозначение «В-611». Проект включал оснащение лодок двумя ядерными баллистическими ракетами Р-11ФМ, размещёнными в удлинённой рубке. Была модифицирована одна лодка — Б-67. После её доработки, по изменённому проекту, получившему обозначение «проект АВ611», в литературе встречаются также обозначения, «А611» или «611АВ», были модифицированы ещё 5 лодок: Б-73, Б-78, Б-79, Б-89, Б-62.
Проект «Лира»
Одна из подлодок была переоборудована для проведения научных изысканий в области военно-морской науки.[4]
История службы
- На подводной лодке Б-69 с 1966 по 1969 годы служил Герой Советского Союза Алексей Гаврилович Гусаков в должностях командира торпедной группы минно-торпедной боевой части и командира трюмной группы электромеханической боевой части.[5]
Представители
Название | Заводской номер | Закладка | Спуск на воду | Ввод в строй | Комментарии |
---|---|---|---|---|---|
Завод № 196 «Судомех», Ленинград | |||||
Б-61 | 580 | 10 января 1951 | 26 июля 1951 | 31 декабря 1953 | Достраивалась и испытывалась в Таллине |
Б-62 | 631 | 6 сентября 1951 | 29 апрел 1952 | 31 декабря 1953 | «Вега».![]() |
Б-63 | 632 | 6 февраля 1952 | 17 июля 1952 | 30 июня 1954 | с 1978 — Б-863 |
Б-64 | 633 | 15 мая 1952 | 29 ноября 1952 | 30 декабря 1954 | с 1970 — Б-864 |
Б-65 | 634 | 24 июля 1952 | 21 марта 1953 | 6 декабря 1954 | |
Б-66 | 635 | 15 декабря 1952 | 30 июня 1953 | 29 декабря 1954 | «Лира». С 1970 — Б-866 |
Б-67 | 636 | 26 марта 1953 | 5 сентября 1953 | 30 июня 1956 | Построена в Северодвинске. Модифицировалась как В611, ПВ611, 611РА |
Б-68 | 637 | 6 июня 1953 | 31 октября 1953 | 27 ноября 1955 | Модифицировалась как 611РЭ |
Б-69 | 638 | 14 сентября 1953 | 18 июня 1954 | 31 декабря 1955 | Модифицировалась как 611П |
Завод № 402, Северодвинск | |||||
Б-70 | 351 | 14 мая 1954 | 18 сентября 1955 | 29 июня 1956 | |
Б-71 | 402 | 7 июня 1954 | 19 мая 1956 | 30 сентября 1956 | Модифицировалась как 611РУ |
Б-72 | 403 | 16 ноября 1953 | 18 сентября 1955 | 30 июня 1956 | |
Б-73 | 404 | 16 августа 1954 | 16 января 1957 | 30 ноября 1957 | «Лира».![]() |
305 | 27 сентября 1954 | 5 июня 1956 | 31 октября 1956 | ||
Б-75 | 306 | 11 ноября 1954 | 8 июля 1956 | 6 ноября 1956 | |
Б-76 | 307 | 24 января 1955 | 25 августа 1956 | 21 ноября 1956 | |
Б-77 | 208 | 7 мая 1955 | 20 сентября 1956 | 30 ноября 1956 | |
Б-78 | 209 | 16 июля 1955 | 13 июня 1957 | 30 ноября 1957 | «Мурманский комсомолец». Модифицировалась как АВ611, АВ611С, АВ611Д |
Б-79 | 210 | 19 декабря 1955 | 16 июля 1957 | 3 декабря 1957 | Модифицировалась как АВ611 |
Б-80 | 111 | 1 февраля 1956 | 16 января 1957 | 13 июля 1957 | Сохранилась как музейный корабль в Нидерландах |
Б-81 | 112 | 19 апреля 1956 | С 1970 — Б-881 | ||
Б-82 | 113 | 15 июня 1956 | 12 мая 1957 | 17 августа 1957 | Модифицировалась как 611РЕ |
Б-88 | 514 | 17 августа 1956 | 4 июля 1957 | 25 сентября 1957 | «Орион» |
Б-89 | 515 | 5 февраля 1957 | 21 сентября 1957 | 13 декабря 1957 | Модифицировалась как АВ611, АВ611Е |
Б-90 | 516 | 25 октября 1956 | 17 августа 1957 | 30 октября 1957 | «Марс» |
Б-91 | 517 | 25 января 1957 | 26 ноября 1957 | 15 июля 1958 | Модифицировалась как 611П.![]() |
Примечания
- ↑ 1 2 Кормилицин Ю. Н., Хализев О. А. Устройство подводных лодок. — СПб.: «Элмор», 2008. — Т. 1. — С. 59-61. — 336 с. — 1000 экз. — ISBN 5-7399-0146-4
- ↑ 1 2 На смену крейсерским, vdvsn.ru, 2006/01/10
- ↑ 611 на navy.su
- ↑ Подводная атака на треску, vdvsn.ru, 2008/09/17
- ↑ В Невельском районе отметили 70-летний юбилей Героя Советского Союза Алексея Гусакова, pln-pskov.ru, 11.01.2009
См. также
- Типы подводных лодок ВМФ СССР и России
- Подводные лодки класса XXI (Германия)
Ссылки
- Иллюстрированное описание проекта 611 и модификаций на сайте «Русский Подплав»
- www.deepstorm.ru // Проект 611
- Как студент подлодку резал, vdvsn.ru, 2005/09/06
Подводные лодки проекта 611 | Warfront
Вечером 16 сентября 1955 г. в пустынной тундре прогремел мощный взрыв, на его месте образовалась воронка диаметром 14 м и глубиной 6 м. А спустя некоторое время радист подводной лодки Б-67 принял сообщение телеметрических постов: “Работа выполнена на отлично!” Так оценили первый пуск баллистической ракеты с советской субмарины.
А все началось 16 октября 1946 г., когда правительство приняло программу, по которой до 1955 г. наметили построить боевые корабли по новым проектам, подготовленным с учетом опыта второй мировой войны. Предусматривались и большие подводные лодки, которым предстояло действовать на океанских коммуникациях, блокировать морские базы, вести оперативную разведку. Разработку их проекта вели, основываясь и на практике создания лодок типа К (XIV серия), Л (II, XI и XIII серии) и Д (I серия). Лучшие варианты представили наркому ВМФ И. Кузнецову, после чего Центральному конструкторскому бюро-18 Наркомата судостроительной промышленности передали тактико-техническое задание, и в 1948 г. окончательно утвердили проект 611-й большой субмарины, главным конструктором которой назначили С. Егорова.
Подводная лодка Б-67 в Балаклаве
К этому времени, после раздела германского флота, были получены весьма удачные субмарины XXI серии, их основательно изучили и внесли в чертежи 611 некоторые коррективы. Кроме того, ряд механизмов и устройств унифицировали с теми, что намеревались применить на создававшихся параллельно средних лодках 613-го проекта.
Новые корабли оснастили мощным вооружением. 6 носовых и 4 кормовых аппарата для 533-мм торпед, дюжина запасных располагалась на стеллажах. Вместо части торпед можно было принять 32 мины АМД-1000. Перед рубкой, на верхней палубе, разместили спаренную установку 57-мм универсальных пушек СМ-243ИФ, а в кормовой части рубки находилась спарка 25-мм зенитных автоматов 2М-8. Правда, позже сочли, что лучшей защитой подводного корабля от авиации будет не стрельба, а скрытность и при появлении вражеского самолета полезнее незамедлительно уходить под воду. К 1956 г. артиллерию со всех лодок сняли, после чего их скорость возросла на узел…
Лодку проекта 611 оборудовали двумя радиолокаторами. С помощью одного обнаруживали надводные цели, другой же фиксировал излучение чужих радаров. Для поиска подводных объектов, будь то субмарины или мины, служили гидроакустическая станция и шумопеленгатор. Командирский и зенитный перископы располагались на вращающейся площадке.
Цилиндрический сварной прочный корпус длиной 67,5 м выполнили из 18 – 22-мм стали, с необычным – наружным расположением шпангоутов, что позволило увеличить объем внутренних помещений, хотя они все равно оказались тесноватыми. В первом и седьмом отсеках находились торпедные аппараты, во втором наверху разместили офицерскую кают-компанию, гидроакустический комплекс, душевую, внизу – аккумуляторные батареи. В третьем был центральный пост, штурманское,радиолокационное, гидроакустическое оборудование, приборы управления торпедной стрельбой. В четвертом устроили кают-компанию старшин, радиорубку, про-визионку и камбуз. В пятом стояли 3 дизеля мощностью по 2000 л.с. В подводном положении воздух к ним подавался через РДП, проще говоря, шнорхель, здесь же была пара дизель-компрессоров. Два бортовых электродвигателя ПГ-101 (в шестом) по 1350 л.с. приводили во вращение 3-лопастные гребные винты, средний ПГ-102 (2700 л.с.) без передачи работал на малошумный 4-лопастной винт. В седьмом отсеке, под настилом, смонтировали 140-сильный электромотор экономичного хода. Лодки оснастили кондиционером воздуха, рефрижератором и опреснителем.
Легкий наружный корпус спроектировали обтекаемым, толщиной 3 мм, а у ватерлинии толщину довели до 8 мм в расчете на плавание во льдах.
Головную Б-61 (Б – большая, по-флотски “буки”) заложили на стапеле ленинградского завода “Судомех” 10 января 1951 г. и уже в следующем приступили к ходовым испытаниям. Как отмечал сотрудник ЦКБ морской техники “Рубин” (бывшее ЦКБ-18) В.Семенов, при этом “был выявлен ряд недостатков, потребовавших изменения схемы аварийного продувания главного балласта, усиления кормовой оконечности из-за повышенной вибрации при работе всех трех винтов и некоторых других усовершенствований”. В декабре Б-61 вступила в строй, и до 1956 г. флоту сдали еще 25 кораблей этого типа, которым в НАТО присвоили обозначение “Зулу”.
В 1953 г. командование ВМФ, создатели ракет и судостроители предложили правительству оснастить часть новых субмарин баллистическими или крылатыми ракетами. Идею одобрили, тем паче стало известно, что американцы уже приступили к довооружению своих лодок подобным оружием. В январе 1954 г. Совет Министров СССР принял постановление “О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия…”, той совершенно секретной программе присвоили код “Волна”. Главным конструктором будущего ракетоносца назначили Н.Исанина, ракетами занялся в СКБ-1 С.Королев. Работа предстояла немалая, хотя бы потому, что никто не знал, каким будет пуск с качающейся платформы, повлияют ли раскаленные газы на стартовое устройство и корпус, выдержат ли ракеты многосуточную качку и давление на глубине. Да и саму шахту пришлось разрабатывать впервые. В частности, “требовалось создать принципиально новый агрегат, способный удерживать ракету после ее погрузки на лодку,- писал работник Специального проект-но-монтажного бюро машиностроения “Малахит” В. (элота назвали Р-11ФМ. В сентябре проект утвердили. Из четвертого отсека решили убрать 4 группы аккумуляторов, в его носовой части и удлиненной рубке смонтировать две вертикальные шахты длиной по 14 м и диаметром 2 м. Пришлось снять артиллерию и часть запасных торпед. Для проверки новых устройств изготовили испытательные стенды. В 1954 г. Северному судостроительному заводу ? 402 в Молотовске (ныне Северодвинск) передали Б-67, построенную годом раньше в Ленинграде и переведенную по Беломоро-Балтийскому каналу. Ее поставили в док, а затем в закрытый эллинг, срезали часть легкого корпуса и кормовую оконечность рубки, ну, а дальше действовали, как предписывал проект В-611.
14 сентября 1955 г. в шахты опустили ракеты, на следующий день капитан 2-го ранга Ф.Козлов (ныне Герой Советского Союза, контр-адмирал в отставке) вывел Б-67 в море, а 16 сентября в 17.32 произвели пуск. Ракета пролетела 250 км и упала в намеченной точке.
Подводная лодка Б-67
11 ноября ракетоносец вновь приняли в состав ВМФ, на сей раз в качестве учебно-опыто-вого корабля, а в 1956 г. по измененному проекту АВ-611 начали переоборудовать еще 4 “буки”. Тем временем Б-67, которой теперь командовал капитан 3-го ранга И.Гуляев (ныне капитан 1-го ранга в отставке, Герой Советского Союза), продолжала испытания. Предстояло проверить герметичность шахт в длительном походе, в том числе в шторм, и на большой глубине. Больше того, в конце 1957 г. ракетоносец, (разумеется, без экипажа) притопили и в 80 – 25 м от него сбросили несколько глубинных бомб, причем одна взорвалась над шахтами. После этого лодку подняли и тщательно обследовали – лишь отдельные механизмы получили незначительные повреждения, зато шахты почти не пострадали.
Кстати, в одном из походов, когда успешно выпустили обе ракеты, участвовал С.Королев. “Уже возвращаясь, пригласил Сергея Павловича к себе в каюту и предложил отметить итог стопкой разведенного спирта,- вспоминал И.Гуляев.- Он и сказал мне: “А я ведь не пью, тем более спирт…”Но, видно, решил не портить командирское настроение и поднял стопку. А выпив, неожиданно сказал: “Ты знаешь, Иван Иванович, ничего. Так, пожалуй, и пить начнешь…”
В 1964 – 1969 годах “буки” еще раз послужили флоту в качестве экспериментальных. С них сняли уже устаревшие Р-11ФМ, на Б-67 опробовали гидроакустический комплекс (проект АВ-611РА), на Б-78 – астронавигационную систему (проект АВ-611 С), на Б-89 – гидроакустическую аппаратуру (проект АВ-611 Е).
Подводные лодки типа Б пробыли в строю более трех десятилетий – лишь в 1991 году списали последнюю. На смену им давно пришли субмарины с атомными силовыми установками, каждый корабль нес от 12 до 24 баллистических либо крылатых ракет нового поколения. Остается пожалеть, что не сохранили ни одну из первых послевоенных океанских лодок, ставших и первыми отечественными серийными подводными ракетоносцами. Хотя место для нее нетрудно было отыскать, хотя бы в Североморске, рядом со знаменитой крейсерской К-21.
Однако у читателя может возникнуть вопрос – какими же кораблями этого класса располагали наши бывшие союзники по второй мировой войне, ставшие в период войны “холодной” наиболее вероятными противниками?
Англичане с 1945 г. начали строить 46 субмарин типа А водоизмещением в надводном и подводном положении 1120/1620 т, скоростью соответственно 18 и 8 узлов, вооруженных 10 торпедными аппаратами, 102-мм пушкой и 20-мм автоматом. С окончанием войны программу свернули, достроенные корабли в 50-е годы модернизировали “под немецкую XXI серию”: корпус и рубку сделали более обтекаемыми, артиллерию убрали, обновили радиолокационную и гидроакустическую аппаратуру. К началу 70-х годов в составе Королевского флота оставалось 10 таких лодок. Французы, итальянцы, испанцы океанских лодок в 50-е годы не строили.
Американцы в период второй мировой войны заказали более 200 океанских субмарин незначительно отличавшихся типов “Гетоу”, “Балао” и “Тэнч”, примерно соответствовавших нашим крейсерским К XIV серии. С 1947 г. их переделывали опять-таки с учетом опыта немецкого судостроения – установили более емкие аккумуляторы, улучшенные электродвигатели, “облагородили” легкий корпус и рубку – скорость подводного хода возросла с 9-10 до 14-16 узлов. В 1949-1953 годах они построили 6 субмарин типа “Тэнг”, в которых явно ощущалось влияние немецкой XXI серии. На них применили компактные дизель-генераторы, работавшие на два гребных винта, корпус разделялся на 6 отсеков. Они вышли весьма удачными, однако со второй половины 50-х годов американцы увлеклись созданием субмарин с ядерными силовыми установками, в том числе ракетоносных. Правда, почти одновременно с советскими лодками проекта АВ-611 они переоборудовали несколько кораблей военной постройки, в которых крылатые ракеты размещались в наружных коонтейнерах, а это отрицательно сказывалось на скоростных и маневренных качествах. Что же касается подводных атомоходов, то им американцы по сей день отдают приоритет.
Подводные лодки класса «Зулу» проекта 611
С окончанием Великой Отечественной войны союзники приступили к сбору всех передовых технологий, разработанных немцами.
В плане военно-морских технологий союзники на порядок опережали все, что союзники имели во время войны, и, по правде говоря, некоторые из этих технологий остаются на вооружении по сей день.
Самые передовые немецкие подводные лодки типа XXI (на фото) и типа XXIII стали образцом, которому подражали все основные военно-морские силы в первом поколении послевоенных подводных лодок и, что наиболее важно, образцом будущих подводных лодок.
Поскольку большая часть советской экономики была ориентирована на производство ядерного оружия после 1945 года, на строительство новых судов выделялось мало средств до 1948-49 годов, поэтому проект 611, хотя проектирование началось еще в 1946 году, не было запущено в производство до 1950 года. первая лодка B61 не вступала в строй до 1952 года.
С образованием НАТО в 1949 году возникла идея отслеживать каждую платформу и актив с кодовыми именами, проект 611 не стал исключением, она получила кодовое название Zulu.
Проект 611 «Зулу» был большой подводной лодкой, она имела длину 90 метров, ширина 7,5 метра и осадка 5,2 метра, ее водоизмещение 1900 тонн в надводном положении и 2450 тонн в подводном положении, что делает их больше, чем Type XXI.
Катера проекта 611 «Зулу» были оснащены тремя дизельными двигателями мощностью 6000 л.с. каждый в надводном положении и тремя электродвигателями мощностью 5400 л.с. лопастные пропеллеры.
Катера проекта 611 изначально были рассчитаны на 200 метров. Однако когда в 19 в. начали дорабатывать лодкиВ 60-х годах эти цифры были пересмотрены и ограничены некоторыми глубинами до 150 метров. В целом, проект 611 не был значительным улучшением по сравнению с Type XXI, но их вооружение было.
Проект 611 Zulus имел шесть 21-дюймовых труб в носу и 4 в корме. Обычные торпеды несли с возможностью 22 перезарядок. Поначалу это выглядело ничем не примечательным, но в тот день это было стандартом. Шесть подводных лодок: B62, B73, B78, B79 и B80 были переоборудованы в 1956 году в проект AB611 НАТО под кодовым названием Zulu IV. Что делает этот проект таким особенным, спросите вы?
16 сентября -го года 1955 года подводная лодка проекта B611 Zulu IV B-67 стала первой в мире подводной лодкой, запустившей баллистическую ракету (крылатая ракета «Регул»).
Ракета Р-11 Земля (индекс ГРАУ 8А61) под кодовым названием НАТО SS-N-1 Scud A была впервые испытана в Капустин Яр перед установкой на подводную лодку.
Как и «Регул», подводная лодка должна была всплыть, чтобы запустить ракету, в конечном итоге став уязвимой для самолетов и кораблей, сама ракета продолжала использоваться в некоторых из самых современных войн, особенно в «Бурях в пустыне».
Другим недостатком подводной лодки было то, что она могла нести только две ракеты, их также нужно было поднимать над парусом, где они хранились. Недостатки Zulu стали очевидны для советских войск утром 29 мая 1959 года, когда USS Grenadier (SS-525) в компании с патрульным самолетом противолодочной обороны (ASW) из Исландии вытеснил Zulu IV на поверхность. удерживая ее в ловушке более девяти часов.
Это означало, что у Zulu была меньшая выносливость, чем у модификаций GUPPY, и в конечном итоге Советский Союз сосредоточился на строительстве атомных подводных лодок.
Зулусы проекта 611 остались в составе советского флота и за свою жизнь подверглись значительной модификации. Всего было четырнадцать модификаций оригинала, но только пять когда-либо были отмечены НАТО.
Названия проектов были:
Проект 611РУ: модифицирован для испытаний нового гидролокатора под названием «Рубин» для проекта 611 «Анчар» (кодовое название НАТО «папа») Б-71 — единственная подводная лодка, переоборудованная в период с 1963 по 1964 год. ГАС с буксируемой антенной решеткой «Рассвет» и гидроакустический комплекс «Керчь» только Б-68 был переоборудован между 1964 и 1965
Пр.611РА: Модернизированный из проекта 611АВ Б-67, позже названный Роста (Мурманск) СРЗ-35, был модифицирован для отработки нового миноискателя Радиан 1.
Проект AB611S: B-78 Мурманский комсомолец был модифицирован в 1968 году для испытаний астрооптической навигационной системы под названием Symbol, которая была предшественником системы PIRS.
Пр.АВ611Э: Одна лодка Б-89 «Владивосток» была перестроена в период с 1967 по 1969 год для испытаний системы ГАК «Енисей» и САС «Крен», а также испытаний новых Вспомогательных силовых установок и кондиционеров, а также навигационных систем «Сила-Н».
АВ611К: Б-70 переоборудован в 1970 г. для отработки новой космической навигационной системы «Штырь-М»
АВ611Ц: Б-62 модернизирован в 1969 г. для отработки средств связи «Цунами-Б» для морской связи
Проект АВ611Д : Б-78 был переоборудован в 1972 году и переоснащен датчиками «Днестр», которые следят за гидрофизическими полями следа судна, а также за гидродинамическими давлениями.
Также были установлены датчики «Днепр», которые используются для проверки гидроакустических сигнатур кораблей и подводных лодок.
Еще одной испытанной системой был Терек, который измеряет скорость следа и волны от моря, а также изменения кораблей или подводных лодок, также был представлен SID, который измеряет параметры отслеживаемого судна.
Новая глубинная стабилизация «Мрамор-2» также была опробована вместе с ГАС МГ-15 и ПМГ-15 с дополнительными мероприятиями по шумоподавлению.
Все это позже вылилось в систему СОКС.
Проект 611 П: Б-69 Кронштадт Кмолз (позже БС-69, БС-891 и БС-82) предназначен для испытаний новых буксируемых глубоководных аппаратов специального назначения. В проекте 611 П использовался глубоководный комплекс, известный как архипелаг и селигер. Отмечается, что подлодка существенно отличается своим внешним видом от всех остальных лодок проекта 611.
Проект P611: B-64 был модифицирован путем добавления цилиндра к кормовой части корпуса для проверки ракеты P10 и ее системы наведения, несмотря на то, что испытания прошли успешно, ракета не была принята на вооружение P5 Пяторка (седдок НАТО SS-N-3C) вместо этого был произведен.
Тем не менее, цилиндр был произведен и попал на двухцилиндровый катер класса NATO Whiskey проекта 644.
Проект B611: B-67 Был испытательным катер для запуска первой в мире баллистической ракеты.
пр.АВ611: Эти лодки были модифицированы, чтобы стать первыми кораблями типа SSB, всего было переоборудовано шесть.
пр. УТС611: переоборудовано для выполнения учебных задач всего десять лодок.
Лодки проекта 611 были выведены из эксплуатации к концу 1980-х годов и, как и многие корабли и подводные лодки в бывшем Советском Союзе, были брошены гнить; одна подводная лодка B80 ушла в Голландию, где она стала ночным клубом и баром, она должна была стать самой последней из существующих проектов 611
Большие подводные лодкипр. ![]() пр.В611 Проект AV611 НАТО: Зулусская девушка Завершено 26 единиц Корабли пр.611 — 21 ед.
Проект В611 — СРЗ 196, Ленинград, достроено на СРЗ 402, Молотовск — 1 ед. Двор | Заложен | Спущен на воду | Введен в эксплуатацию | Примечание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Б-67 | 636 | 26.03.1953 | 5.09.1953 | 30.06.1956 | заложен как пр.611, с 15.05.1971 — УТС-76 |
пр.АВ611 — СРЗ 402, Молотовск — 4 единицы
Наименование | Двор | Заложен | Спущен на воду | Введен в эксплуатацию | Примечание |
Б-73 | 404 | 16.08.1954 | 16. | 30.11.1957 | заложен как пр.611 |
Б-78 | 209 | 16.07.1955 | 13.06.1957 | 30.11.1957 | заложено сокращен пр.611, с 9.10.1962 — Б-78 Мурманский комсомолец, с 3.08.1977 — БС-78 Мурманский комсомолец |
Б-79 | 210 | 19.12.1955 | 16.07.1957 | 3.12.1957 | заложено сокращен как пр.611, с 20.04.1970 — Б-879 |
Б-89 | 515 | 5.02.1957 | 21.09.1957 | 13.12.1957 | заложен как пр.611, с 3.08.1977 — БС-89, 24.08.1981 — УТС-352 |
Общие характеристики — пр.611
Водоизмещение (тонн): | |
Надводное: | 1830 (пр.![]() |
Подводный: | 2348 (пр.В611 — 2387, пр.АВ611 — 2400) |
Размеры (м): | |
Длина: | 90,5 |
Ширина: | 7,5 |
Осадка: | 5,00079 5,14, пр.АВ611 — 5,15) |
Скорость (узлы): | |
На поверхности: | 17 (затем орудия сняты — 17, пр.В611 — 16,5, пр.АВ611 — 16,5) |
Подводный: | 15 (затем орудия снято — 16, пр.В611 — 13, пр.АВ611 — 12,5) |
Дальность: | |
Надводная: | 22000 миль (9,2 уз), 4230 миль (16,5 уз) (пр.АВ611 — 3650 миль (16,5 уз), 14350 нм (9узлов)) |
Под шноркель: | Проект V611, AV611 — 6300 морских миль (6,5 уз) |
Под водой: | 440 миль (2,1 уз), 16 миль (16 уз) (пр.![]() |
Максимум: | 200 |
Срок службы (дней): | 75 (проект V611, AV611 — 58) |
Силовая установка: | 3×2000 л.с., дизели 37Д, 1х2700 л.с., электродвигатель ПГ-102, 2х1350 л.с., электродвигатели ПГ-101, 3 ВФШ, 1х140 л.с., электродвигатель ПГ-107 |
Вооружение: | Ракетный комплекс Д-1 (2 ПУ БР Р-11ФМ (8А611ФМ)) на пр.В611, пр.АВ611 10 533-мм торпедных аппаратов (6 носовых, 4 кормовых) — 22 торпеды или 32 мины АМД-1000 и 6 торпед — ПУ Л-6-4 1х2 57 мм СМ-24ЗИФ — 250 выстрелов (снято в 1956-57) 1×2 25 2-8 (снято в 1956-57) |
Электроника: | РЛС флагового надводного положения, радиолокационная система РЛС «Накат», система госопознавания «Факел-МО-1», РЛС РПН-47-03, «Тамир-5ЛС» гидролокатор, гидролокатор шумоподавления Fenix (на Б-61 — Марс-24КИГ) |
Дополнение: | 65 (пр. |
Схемы
Большая подводная лодка — пр.611
Модернизации
пр. АВ611 1 единица: Б-62 с 9.01.1957 по 25.10.1958 в ССЗ 402, г.Молотовск в/ч
Пр.611 1 единица: Б-64 в 1956-09.1957 в ССЗ 402, Молотовск. 1 П-10 пусковая установка крылатых ракет, 16,5/14 уз, экипаж — 72 человека, 65 сут. После испытаний — Пусковая труба снята.
пр.ПВ611 1 единица: Б-67 в 1958-60 гг. в Северном машиностроительное предприятие, г. Северодвинск баллистические ракеты С4-7
Проект 611Р 1 единица: Б-64
пр.611РА 1 единица: Б-67 в 1964 г. в СРЗ 35, Мурманск. Для испытаний гидролокатора миноискания «Радиан-1» сняты носовые торпедные аппараты.
Пр.611РУ 1 единица: Б-71 в 1963-64 годах в Дальзаводе, Владивосток. Для новых сонаров установлены гидроакустические комплексы МГК-300 «Рубин», Береста, Лучеграф, Сила-Н сняты навигационный комплекс, носовые торпедные аппараты, гидролокаторы и навигационное оборудование, 1865/? тонн, осадка 5,02 м, глубина погружения — 150 м, 12/? уз, экипаж — 62, 10 сут
Пр. 611РЭ 1 единица: Б-68 в 1965 г. в Дальзаводе, г.Владивосток. Для новых сонаров установлены гидроакустический комплекс МГК-100 «Керчь», специальный гидроакустический комплекс МГ-15 «Свияга», Береста, Рассвет, ?/8 уз, /44 миль (2 уз)
пр.АВ611С 1 ед: Б-78 в 11.1969-10.1970 в Красном Сормово им. А.А. Жданов, Горький. Для символа испытания навигационного комплекса — 1873/? тонн, осадка 5,09 м
пр.АВ611Э 1 часть: Б-89 в 1967-69 гг. в Дальзаводе, г. Владивосток. Для испытаний нового сонара установлено Гидроакустический комплекс «Енисей», ГАС «Луч», навигационный комплекс «Сила-Н», «Мечта» отставание, носовые торпедные аппараты и ракетный комплекс сняты, глубина погружения — 120 м, экипаж — 61 , 45 дней
пр.АВ611К 1 единица: Б-73 в 1968-71 в Звездочке Северодвинск. Для испытаний навигационного комплекса Штырь-К — сняты радары, 1855/? т, осадка 5,69 м, 16,7/12,5 уз, 3650 миль (16,7 уз)/6300 миль (6,5 уз под шноркель), /12,5 миль (12,5 уз), экипаж — 65 человек, 58 сут.
пр. АВ611С 1 ед: Б-62 в 1971 году в Дальзаводе, Владивосток. Для спутниковой связи Tcunami-B комплексные испытания — ракетный комплекс снят, 1535/? т, осадка 4,65 м, 16,7/12,5 уз, 3650 миль (16,7 уз)/6300 миль (6,5 уз под шноркелем), /290 морских миль (2 узла), / 12,5 миль (12,5 уз), экипаж — 67, 58 сут
пр.АВ611Д 1 единица: Б-78 в 1971-74 на Севморзаводе, Севастополь. Удалено: Навигационный комплекс «Символ», торпеда трубы, установлены: МГ-15 Свияга со спецгидроакустической станцией ПМГ-15, 1837/2415 т, осадка 5,02 м, 15,5/12,5 уз, экипаж — 59, 45 сут
пр.611П 2 единицы: Б-69 в 15.09.1964-19.05.1975, КМОЛЗ Кронштадт, Б-91. Для подводных исследований, буксируемый камера подводного наблюдения Селигер (на Б-69Архипелаг первый), носовой ТА был удаленный. На Б-69 добавлен гидроакустический прибор для измерения скорости звука Береста
Б-91 переоборудование для водолазов ВМФ.
Б-82 1964 г. в Мурманске СРЗ-35 — переоснащение специальным топливным прибором, затем переоборудование для поиска под водой кабели.
На Б-69 установлен гидроакустический прибор Береста для измерения скорость звука
Корабли-мишени: СМ-295 (Б-74) 19.07.1975
Учебные станции: УТС-226 (Б-77) 21.06.1976, УТС-249 (Б-70) 19.04.1978, УТС-299 (Б-68) 25.07.1972 пр.УТС611, УТС-300 (Б-71) 25.07.1972, УТС-352 (Б-89) 29.06.1981, УТС-364 (Б-64), УТС-423 (Б-90), УТС-432 (Б-62) 7.06.1983, УТС-578 (Б-63) 22.06.1980. 2 ед. ТОФ пр.УЦ611
Специальное энергосудно: РЭС-248 (Б-76) 19.04.1978, РЭС-253 (Б-88) 29.06.1981
Флоты
Северный В/ч : Б-64, 66 (с 22.10.1956 ТОФ ), 67, 68 (с 22.10.1956 ТОФ ), 69 (с 2.12.1971 ЧФ , с 17.07.1972 БФ , с 1.10.1986 ТОФ ), 70, 71 (с 14.10.1957 ТОФ ), 72 (с 14.10.1957 ТОФ ), 73, 74, 75 (с 26.12.1974 БФ , с 26.06.1976 СФ ), 76, 77, 78 (с 2.11.1966 ЧФ ), 79, 80 (с 31.07.1988 Балтийский Флот ), 81 (с 8.12.1966 БФ , с 16. 11.1968 Сев. в/ч , с 14.10.1976 БФ ), 82 (с 20.08.1976 БФ флот ), 88 (с 16.04.1960 ТОФ ), 89 (с 1958 ТОФ Флот ), 90 (с 03.1960 ТОФ ), 91 (с 1973 БФ , с 1986 СФ )
БФ : Б-61 (с 18.01.1960 СФ , с 12.04.1966 БФ ), 62 (с 1.09.1955 ТОФ ), 65 (с 2.02.1961 СФ )
ТОФ Флот : B-63
Бортовой номер
B-61: 37(1954), 161(1962), 259, 222(1966), 033(1967)
Б-62: 138(1963), 124(1966?), 890(1968)
Б-63: 93
Б-64: 80(1957)
Б-65: 384?(1968)
Б-66: 49(1955), 99 (1957), (1969), (1973)
Б-67: 35, 41, 97, 317(1962)
Б-68: 139(611РЭ)
Б-69: 109(611П), 047(1975), 543(1987), 509(1989)
Б-71: 93(611), 182(611РУ)
Б-73: 101(1958), (1969)
Б-75: 026(1971)
Б-88: (1971)
Б-90: 146(1964), (1980)
Б-91: 517
Списан
1974 Б-73 (7,08)
1976 Б-67 (15,03)
1980 Б-61 (22,06), Б-74 (22,02), Б-76 (31.